Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 6, "АЛЬ"-"АНД")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 6, "АЛЬ"-"АНД")

Альтани И. К.

Ипполит Карлович (15 (27) V 1846, юг Украины -17 II 1919, Москва) - рус. дирижёр и хормейстер. Род. в семье воен. капельмейстера. В 1866 окончил Петерб. консерваторию по классам Г. Венявского (скрипка), Н. И. Зарембы и А. Г. Рубинштейна (композиция). В 1867-82 дирижёр и хормейстер частной рус. оперы в Киеве (Ф. Бергера, с 1872 - И. Я. Сетова), а также преподаватель Муз. уч-ща Киев, отделения РМО (класс гармонии). Впервые на провинц. сцене пост. оперу "Опричник" Чайковского (1874, Киев; композитор высоко оценил работу дирижёра). В 1882-1906 А. был гл. дирижёром Большого т-ра, где под его рук. прошли премьеры опер "Мазепа" и "Алеко" (1884, 1893), а также впервые в Москве поставлены "Борис Годунов" (1888), "Пиковая дама" (1891), "Иоланта" (1893), "Снегурочка" (1893) и др. Мн. из этих спектаклей по совершенству муз.-сценич. ансамбля, реалистичности воплощения явились важным этапом в развитии муз.-исполнит. культуры Большого театра. А. выступал и как симфонический дирижёр. Под его управлением впервые в Москве исполнен "Реквием" Верди (1890).

Литература: И. К. Альтани..., "РМГ", 1902, No 41, с. 962-66; Ипполит Карлович Альтани. (По поводу 25-летия его дирижёрской деятельности), "ЕИТ", вып. 6-7, (СПБ), 1909, с. 143- 145; Соколов Н., Капельмейстер русской оперы, "СМ", 1971, No 11, с. 158 - 60.

И. М. Ямпольский.

Альтгорн

Альтгорн - см. Бюгельгорны.

Альтерация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Альтман В.

Альтман В. (Altmann) Вильгельм (4 IV 1862, Адельнау, ныне Одолянув, Польша - 25 III 1951, Хильдесхейм) - нем. музыковед и скрипач. Игре на скрипке учился у О. Люстнера в Бреславле. В 1900-15 сотрудник Королев. б-ки в Берлине, в 1915-27 зав. её муз. отделом. Известен гл. обр. как издатель муз.-историч. документов и нотографич. справочников. Опубликовал письма и статьи И. Брамса, О. Николаи, К. М. Вебера, Р. Вагнера. Составил нотографич. указатели по камерной муз. лит-ре, в т.ч. указатель муз. лит-ры для альта и виолы д'амур, по музыке для т-ра.

Сочинения: Kammermusik-Katalog, Lpz., 1910, 1945; Orchester-Literatur-Katalog, Bd 1-2, Lpz., 1919-26, 1937; Katalog der seit 1861 in den Handel gekommenen theatralischen Musik, Wolfenbьttel, 1935-39; Literaturverzeichnis fьr Bratsche und Viola d'Amore, Wolfenbьttel, 1937 (совм. с В. В. Борисовским) и др.

Литература: Кrabbe W., W. Altmann zum Gedдchtnis, "Die Musikforschung", 1951, Jhrg. IV, H. 4, s. 147-49.

О. Т. Леонтьева.

Альтман Е. А.

Евгений Александрович (р. 19 V 1932, Москва) - сов. виолончелист. В 1955 окончил Моск. консерваторию у С. Н. Кнушевицкого, в 1958 - аспирантуру у него же. С 1959 солист Москонцерта. С 1965 участник струн. трио (с И. Д. Ойстрахом и Н. Н. Зерцаловой), с 1974 - квартета им. Л. Бетховена. Выступал в концертах с сов. и заруб. дирижёрами. 1-й исполнитель ряда виолончельных пьес Н. П. Ракова, З. А. Левиной, Н. В. Макаровой и др. 1-я пр. на конкурсе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1955, Варшава). Гастролирует за рубежом.

Альтовый гобой

Альтовый гобой - гобой д'амур, - разновидность гобоя, отличается от обычного гобоя грушевидным раструбом и неск. бульшими размерами (дл. 620-650 мм). Для надевания трости иногда применяется изогнутая латунная трубочка. Звучит на мал. терцию ниже гобоя (строй ля). Диапазон g (gis) - d3 (fis3).

Глубокий, неск. носовой тембр А. г. очень выразителен. А. г. широко применялся в 18 в. Г. Ф. Телеманом и особенно И. С. Бахом, затем был забыт. Попытки его возрождения предпринимались с конца 19 в. ("Домашняя симфония" Р. Штрауса, "Образы" Дебюсси, "Болеро" Равеля), однако А. г. не стал постоянным инструментом симф. оркестра.

Литература: Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л.- М., 1950, перераб., М., 1962; Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, (т.)1, М., 1953; Весhlеr L. und Rahm В., Die Oboe und die ihr verwandten Instrumente, Lpz., 1914; Сarse A., The history of orchestration, L., 1925, N. Y., 1964; рус. пер. - М., 1932.

С. Я. Левин.

Альтшулер М. И.

Альтшулер М. И. (Altschuler) Модест Исаакович (3 (15) II 1873, Могилёв - 12 IX 1963, Лос-Анджелес) - амер. виолончелист и дирижёр. Род. в России. В 1894 окончил Моск. консерваторию по классу виолончели А. Э. Глена. Один из организаторов и участников "Московского трио". В кон. 90-х гг. переселился в США. Основал в Нью-Йорке Русское симфоническое общество (1904), способствовавшее популяризации рус. музыки; руководил его оркестром. Под упр. А. впервые в США были исполнены все симф. произв. А. Н. Скрябина. Написал мемуары (1956), воспоминания о Скрябине (приведены в ст. Л. Стенли "Скрябин в Америке" в журн. "Musical America", 1954, 15 February).

Литература: Скрябин А., Письма. Сост. и ред. А. В. Кашперова, М., 1965.

Альфано Ф.

Альфано Ф. (Alfano) Франко (8 III 1876, Позиллипо, близ Неаполя - 27 X 1954, Сан-Ремо) - итал. композитор, пианист, педагог. Игре на фп. обучался у А. Лонго. Занимался по композиции в Неаполитанской (у П. Серрао) и Лейпцигской (у X. Зитта и С. Ядассона) консерваториях. С 1896 концертировал как пианист во мн. городах Европы. В 1916-19 профессор, в 1919-23 директор Муз. лицея в Болонье, в 1923-39 директор Муз. лицея в Турине. В 1940-42 рук. театра "Массимо" в Палермо, в 1947-50 директор консерватории в Пезаро. Известен гл. обр. как оперный композитор. Популярность завоевала его опера "Воскресение" по роману Л. Н. Толстого ("Risurrezione", 1904, т-р "Витторио Эмануэле", Турин), к-рая ставилась во мн. театрах мира. Среди лучших произв. А.- опера "Легенда о Шакунтале" по инд. поэме Калидасы (1921, т-р "Комунале", Болонья; 2-я ред. - "Шакунтала", 1952, Рим). Творчество А. сложилось под влиянием композиторов веристской школы, франц. импрессионистов, а также Р. Вагнера. В 1925 завершил не оконченную Дж. Пуччини оперу "Турандот".

Сочинения: оперы - Миранда (1896, Неаполь), Мадонна Империа (по новелле О. Бальзака, 1927, "Театро ди Турино", Турин), Последний лорд (L'ultimo Lord, 1930, Неаполь), Сирано де Бержерак (1936, т-р "Опера", Рим), Доктор Антонио (1949, т-р "Опера", Рим) и другие; балеты - Неаполь, Лоренца (оба 1901, Париж), Элиана (на музыку "Романтической сюиты", 1923, Рим), Везувий (1933, Сан-Ремо); симфонии (E-dur, 1910; C-dur, 1933); 2 интермеццо для струн. орк. (1931); 3 струн. квартета (1918, 1926, 1945), фп. квинтет (1936), сонаты для скр., влч.; фп. пьесы, романсы, песни и др.

Литература: Gatti G. M., F. Alfano, в кн.: Musicisti moderni d'Italia e di fuori, Bologna, 1920; Delia Corte A., Ritratto di F. Alfano, Torino, 1935.

Аль-Фараби

Аль-Фараби - см. Фараби А. Н. М.

Альфтер Р.

Альфтер Р. (Halffter) Родольфо (р. 30 (по др. данным, 20) X 1900, Мадрид) - испан. композитор, дирижёр и педагог. Систематич. муз. образования не получил, нек-рое время занимался у М. де Фалья. Входил в т. н. Группу восьми, объединявшую молодых испан. композиторов, был сотрудником редакции газ. "El sol" в Мадриде. В 1939, после поражения Испан. республики, эмигрировал в Мексику. Преподавал в Нац. консерватории (класс композиции), был одним из основателей (1946) и ред. журн. "Nuestra Mъsica", директором Муз. изд-ва, пропагандировавшим произв. мекс. композиторов. С 70-х гг. ген. секретарь мекс. секции Междунар. об-ва совр. музыки. Для музыки A., связанной с испан. культурой, характерны развитая полифония, ритмич. усложнённость. С 50-х гг. применяет серийную технику.

Сочинения: опера Клавиленьо (комич., 1936); балеты - Дон Линдо де Альмерия (1935, пост. 1940, Мехико), Утро булочника (La madrugada del panadero, 1940), Елена-изменница (Elena la traicionera, 1945); для орк. - сюита (1928), экспромт (1932), Праздничная увертюра (Obertura festiva, 1952), вариации (1970); для инструмента с орк. - Концертная увертюра для фп. (1932), концерт для скр. (1940); произв. для фп. и др.

Альшванг А. А.

Арнольд Александрович (19 IX (1 X) 1898, Киев - 28 VII 1960, Москва) - советский музыковед. Доктор искусствоведения (1944). С 1911 учился в Киевской консерватории. В 1914 был сослан в Олонецкую губ. "за неблагонадежность", по возвращении из ссылки вёл работу на курсах для рабочих. В 1920 окончил Киевскую консерваторию по классу фп. (учился у Г. К. Ходоровского и Г. Г. Нейгауза), в 1922 по композиции (учился у Р. М. Глиэра и Б. Л. Яворского). В 1919 преподавал историч. дисциплины на муз. курсах, был начальником первой сов. военно-муз. школы при Наркомвоенделе УССР, с 1920 лектор Высшей военно-политич. школы Правобережной Украины. С 1923 профессор и декан муз.-научного ф-та Киевской консерватории. С 1924 жил в Москве. В 1928-32 действительный чл. Гос. академии художеств. наук (ГАХН). В 1930-34 в Моск. консерватории вёл ряд исторических дисциплин (главным образом курс современной зап.-европ. музыки). В 1923-31 концертировал как пианист в Киеве, Ленинграде, Москве, Харькове и др. городах.

Науч. интересы А. охватывают разносторонний круг художеств. явлений: творчество зап.-европ. и рус. композиторов-классиков, сов. музыка, проблемы муз. стилей (импрессионизм, экспрессионизм), вопросы муз. исполнительства и др. Деятельность А.- учёного, педагога и лектора - сыграла значит. роль в становлении советского музыковедения. Автор симфонии (1922), симфонической поэмы на украинскую народную тему (1926), фп. пьес, хоров, романсов, театральной музыки.

Сочинения: О творчестве А. Веприка, "СМ", 1933, No 4; Идейный путь Стравинского, там же, 1933, No 5; Клод Дебюсси. Жизнь и деятельность, мировоззрение и творчество, М.-Л., 1935; Рождение и гибель Зигфрида, "СМ", 1938, No 7; Об анализе музыкальных произведений (По поводу книги Л. Мазеля), там же, 1938, No 7; Оперные жанры "Кармен", там же, 1938, No 12; Советские школы пианизма (I. К. Н. Игумнов. II. Г. Г. Нейгауз. III. А. Б. Гольденвейзер. IV. Л. В. Николаев), там же, 1938, No 10, 11, 12, 1939, No 3, 7; О советском исполнительском стиле, там же, 1939, No 11; О философской системе Скрябина, в сб.: Александр Николаевич Скрябин..., М.-Л., 1940; А. Н. Скрябин. 1915-1940. К 25-летию со дня смерти, М.-Л., 1940; А. Н. Скрябин. (Жизнь и творчество), М.-Л., 1945; Бетховен, М., 1940, 2перераб., М.-Л., 1952, 3доп., М., 1963; Советский симфонизм. Популярный очерк, М.-Л., 1946; Иосиф Гайдн, М.-Л., 1947; Опыт анализа творчества П. И. Чайковского (1864-1878), М.-Л., 1951; П. И. Чайковский, М., 1959; Избр. статьи, М., 1959; Экспрессионизм в музыке, "СМ", 1959, No 1; Место Скрябина в русской музыке, там же, 1961, No 1; Произведения К. Дебюсси и М. Равеля, М., 1963, Избранные сочинения, т. 1-2, М., 1964-65 (там же статьи об А.) и др.

Алябьев А. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амани Н. Н.

Николай Николаевич (23 III (4 IV) 1872, Петербург - 4 (17) X 1904, Ялта) - рус. композитор и пианист. Окончил Петерб. консерваторию по классу фп. А. Н. Есиповой (1897) и теории композиции Н. А. Римского-Корсакова (1900). Среди сочинений А.- кантата "Рай и Пери" (1900), струн. трио d-moll op. l (1900), фп. произв., в т.ч. Тема с вариациями "As-dur" op. 3, сюита op. 4, сб. пьес ор. 5,7 и 8 (изд.1901);хоры a cappella, в т.ч. "Клонит к лени полдень жаркий" ор. 14; романсы ор. 6 и 9 на сл. А. Н. Апухтина, И. С. Никитина, А. К. Толстого, А. А. Фета и др.

Литература: Альшванг А., Переписка С. И. Танеева и Н. Н. Амани, "СМ", 1940, No 7; также в сб.: С. И. Танеев. Материалы и документы, т. I, M., 1952 (с прим. Вл. Протопопова); Gentile S., Breve ricordo della vita e opere di Nicolas Amani (musicista russo), Palermo, 1911.

Амар Л.

Амар Л. (Amar) Лико (4 VII 1891, Будапешт - 19 VII 1959, Фрейбург) - турецкий скрипач. Учился у Марто в Берлине. Участник квартета Марто (с 1912), затем концертмейстер Берлинского филармонич. оркестра и оркестра Мангеймского нац. т-ра. В 1921-29 участник квартета Амара - Хиндемита (1-я скрипка); гастролировал с квартетом в странах Европы, в т. ч. в СССР (1927). С 1935 профессор консерватории в Анкаре, с 1957 - Высшей муз. школы в Фрейбурге.

Амати

Амати (Amati) - семья итал. мастеров смычковых инструментов. Андреа А. (ок. 1505 - до 1580) - родоначальник школы скрипичных мастеров в Кремоне. Принадлежал к одной из старинных фамилий города. Начал работать в детстве (сохранились инструменты с этикеткой 1546). В нек-рых ранних инструментах форма эфов и очертания модели несколько напоминают работы Г. да Сало, что дало основание исследователям считать А. его учеником. А. впервые установил тип скрипки как инструмента, приближающегося по своей выразительности к тембру человеческого голоса (сопрано). Делал скрипки преим. небольшие, с низкими боками и довольно высоким сводом дек. Головка крупная, мастерски вырезанная. Впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клён (нижние деки, бока, головка), ель или пихта (верхние деки). На виолончелях и контрабасах нижние деки иногда из груши и платана. Добился ясного, серебристого, нежного (но недостаточно сильного) звучания. А. высоко поднял значение профессии скрипич. мастера. Созданный им классич. тип скрипки (очертания модели, обработка сводов дек) остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные др. мастерами, гл. обр. касались силы звука. В настоящее время инструменты А. встречаются редко.

Сыновья А. Амати - Андреа Антонио А. (1555- 1640) и Джироламо А. (1561-2 XI 1630). Работали вместе (примерно 1577-1630). Их инструменты отличаются от инструментов отца более изящными, неск. орнаментальными очертаниями модели, элегантными длинными средними вырезами, длинными углами. Своды более выпуклые, с заметным углублением вдоль краёв дек. Эфы изогнутого рисунка. Звучание инструментов ясное, чистое и нежное.

Николо А. (3 XII 1596 - 12 IV 1684) - сын и ученик Дж. Амати. Наиболее известный из семьи А. Он довёл тип скрипки, выработанный представителями семейства А., до совершенства. В нек-рых скрипках увеличенного формата (364-365 мм), т.н. Grand Amati, мастер усилил звучание, сохранив мягкость и нежность тембра. При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Лак, как и у др. мастеров А., золотисто-жёлтый с лёгким коричневым оттенком, иногда встречается красный. Отличны и виолончели Николо А. Инструментов его работы немного, и они ценятся очень высоко. Ученики Николо А.: его сын Джироламо А. 2-й (1649-1740), А. Гварнери, Ф. Руджери и А. Страдивари.

Литература: Витачек Е. Ф., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. Доброхотова, М.-Л., 1952, М., 1964; Jаlоveс К., Italienische Geigenbauer, Prag., 1957; его же, Enzyklopдdie der Geigenbauer, (Praha), 1965.

Б. В. Доброхотов.

Амато П.

Амато П. (Amato) Паскуале (21 III 1878, Неаполь - 12 VIII 1942, Лонг-Айленд, Нью-Йорк) - итал. певец (баритон). Учился в консерватории "Сан-Пьетро а Майелла" в Неаполе. В 1900 дебютировал там же как оперный певец (Т-р им. В. Беллини). С 1902 выступал на сценах мн. итал. т-ров, в 1907 впервые - в "Ла Скала". В 1908-21 солист т-ра "Метрополитен-опера". Был постоянным партнёром Э. Карузо. Часто пел в т-рах Лат. Америки, особенно в "Колон" (Буэнос-Айрес). В 1932 оставил сцену, преподавал в Нью-Йорке. Один из крупнейших баритонов 1-й четв. 20 в., А. обладал голосом редкой красоты, теплоты и подвижности. В его репертуаре выделялись партии в операх итал. композиторов: Фигаро, Риголетто, Амонасро, Жермон; Марсель ("Богема"), Скарпиа, Тонио.

Амбразайтите Н. В.

Ниёле Винцовна (р. 21 II 1939, дер. Бурокай, ныне Лаздийского р-на Литов. ССР) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1977). В 1966 окончила Вильнюсскую консерваторию у Е. Мажримайте-Дирсене, с того же года солистка Литов. т-ра оперы и балета. Певица высокой вок. и сценич. культуры. Среди партий - Марина Мнишек, Амнерис; Эболи ("Дон Карлос"), Маддалена ("Риголетто"), Зибель ("Фауст"), Кармен; Шарлотта ("Вертер"), Ортруда ("Лоэнгрин"), Варвара ("Не только любовь" Щедрина), Мария ("На перепутье" Палтанавичюса), Мать ("Аве, вита" Кловы). Концертирует, участвует в исполнении вок.-симф. произв. 2-я пр. на Междунар. конкурсе вокалистов им. Дж. Энеску в Бухаресте (1970).

Литература: Мажейка В., Искусством согретая жизнь, "Культура и жизнь", 1977, No 5.

Амбразас А. Й.

Альгирдас Йоно (р. 11 II 1934, Каунас) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1969). В 1952 окончил Каунасское муз. уч-ще им. Ю. Груодиса (класс фп.), в 1958 - Литов. консерваторию у Э. Бальсиса (теория музыки). С 1957 муз. редактор Респ. радиовещания. С 1959 преподаватель Вильнюсского пед. ин-та, с 1966 - Литов. консерватории (муз.-теоретич. предметы, с 1973 доцент). В своих работах осн. внимание уделяет совр. муз. культуре, особенно сов. литов. музыке. Автор исследований о Ю. Груодисе, в т. ч. "Жизнь и творчество Юозаса Груодиса" ("Juozo Gruodzio gyvenimas ir kuryba", 1981), а также кн. "Музыка и современность" ("Muzika ir dabartis", 1969), уч. пособий. Гос. пр. Литов. ССР (1979).

Амброс А. В.

Амброс А. В. (Ambros) Август Вильгельм (17 XI 1816, Мито, близ Тахова, Чехия - 28 VI 1876, Вена) - австр. музыковед и композитор. Племянник Р. Г. Кизеветтера, оказавшего на А. большое влияние. Изучал в Праге право. Музыкой занимался под рук. органиста и композитора Ф. Д. Вебера. В 1850-60 выступал в Праге в качестве муз. критика, сотрудничал в издававшемся Р. Шуманом журн. "Neue Zeitschrift fьr Musik", преподавал в Пражской консерватории. С 1869 профессор музыки Пражского ун-та, с 1872 - Венской консерватории. Известность А. принесла работа "Границы поэзии и музыки", в к-рой он выступил против формалистич. концепции Э. Ганслика, изложенной последней в трактате "О музыкально-прекрасном" ("Vom Musikalisch- Schцnen", 1854). Главный труд А.- капитальная "История музыки" - остался незавершённым. Изданы 4 тома, охватывающие развитие зап.-европ. музыки от истоков до начала формирования классич. музыки. Особенно ценны 2 и 3-й тома, представляющие собой историч. обзор и анализ музыки средневековья и нидерландской полифонич. школы. Муз.-критич. статьи А. объединены в сб.: "Культурно-исторические картины современной музыкальной жизни" и "Пёстрые страницы" (наброски и очерки). А.- автор муз. произв. - оперы "Бретислав и Житка" ("Bretislaw a Jitka"), мессы, орк. увертюры, фп. произв., романсов и др.

Сочинения: Die Grenzen der Poesie und Musik, Lpz., 1856, 1872; рус. пер. - СПБ, 1889; Das Conservatorium zu Prag, Prag, 1858; Zur Lehre vom Quintenverbote, Lpz., 1859; Kulturhistorische Bilder aus dem Musikleben der Gegenwart, Lpz., 1860, 1865; Geschichte der Musik, Bd 1-4 (4-й том завершён М. Ноттебомом), Breslau, 1862-78; Bd I (Antike Musik), Lpz., 1880, 1887 (перераб. В. v. Sokolovsky); Bd II (Musik des Mittelalters bis Dufay und Busnois, Breslau, 1864, Lpz., 1880 (Hrsg. O. Kade), 1891 (Hrsg. H. Riemann); Bd III (Geschichte der Musik im Zeitalter der Renaissance bis zu Palestrina), Breslau, 1868, Lpz., 1893 (Hrsg. O. Kade); Bd IV (Geschichte der italienischen Musik 1550-1650), 1881, 1909 (перераб. Н. Leichtentritt); в 1882 О. Каде издал т. V (по материалам А.) как нот. прим. к т. III (1887, 1911).

Литература: Ларош Г., Амброс, в кн.: Музыкально-критические статьи, СПБ, 1894; Adlеr G., A. W. Ambros, в кн.: Neue Цsterreichische Biographie, Abt. 1, Bd 7, W., 1931; Naegeli Ph. O., August Ambros, Ann Arbor, 1957.

И. М. Ямпольский.

Амбушюр

Амбушюр (франц. embouchure, от bouche - рот) - способ складывания губ и языка (положение и степень напряжённости) при игре на дух. инструментах. А. различается в зависимости от типа инструмента. Флейтист при помощи губ направляет струю воздуха на срез инструмента, а движения языка определяют характер атаки звука. При игре на язычковых инструментах губы, охватывая трость, регулируют её вибрацию. Исполнители на медных дух. инструментах плотно прижимают натянутые губы к мундштуку; образуется узкая щель, через к-рую вдувается воздух. Ток воздуха вызывает вибрацию губ, к-рые многократно прерывают воздушную струю, создавая звуковую волну. На одном и том же инструменте А. меняется при извлечении звуков разл. высоты и силы.

Г. И. Благодатов.

Амвросианский гимн

Амвросианский гимн - утвердившееся назв. распространённого в правосл. и римско-католич. церкви гимна Те Deum (в слав, переводе - "Тебе бога хвалим"). До 19 в. гимн приписывали епископу миланскому Амвросию, однако сравнительное изучение его подлинных гимнов и гимна Те Deum привело к выводу об ошибочности этой точки зрения. Нек-рые исследователи без достаточных оснований считают автором А. г. епископа Никиту Рамесианского. Особенности А. г., используемые в нём художественные образы сближают его с гимнами, созданными во 2-3 вв. в Сирии и Палестине на основе евр. киддушей - молитв, прославляющих святость бога. В условиях постоянных и тесных контактов между христианами восточной и западной частей Рим. империи Амвросий мог заимствовать этот гимн и ввести в богослужение миланской церкви. Торжественно-приподнятый характер гимна, впечатляющая образность его языка привлекали к нему внимание мн. композиторов (Г. Ф. Гендель, Г. Берлиоз, Дж. Верди). Неоднократно он получал музыкальное воплощение и в России. Сохранилась четырёхголосная композиция на текст этого гимна, изложенная в крюковой нотации в рукописи кон. 17 в. (Ленинградская публ. б-ка, Кирилловское собрание, No 677/934, листы 123-125). Дж. Сарти создал на текст гимна кантату на взятие Очакова (1788), после чего установилась традиция исполнения гимна во время праздников по случаю побед рус. оружия. Музыку на текст гимна написали А. Л. Ведель и С. И. Давыдов (ученики Сарти), Д. С. Бортнянский (4 номера для одного хора и 10 двухорных), позднее - Н. И. Бахметев и Н. А. Римский-Корсаков (двухорные произв.), А. А. Архангельский.

Литература: Цветков П., О происхождении гимна Те Deum Laudamus ("Тебе бога хвалим"). Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе за 1891 год. Часть сорок осьмая, М., 1891; Comparative Liturgy by Anton Baumstark revised by Bernard Botte, English ed. by F. L. Cross, L., 1958, Altaner В., Patrologie-Leben, Schriften und Lehre der Kirchenvдter, Freiburg, 1958.

H. Д. Успенский.

Амвросианское пение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амвросий

Медиолбнский (Ambrosius Mediolanensis) (333 или 340, Трир - 4 IV 397, Милан) - церк. деятель. С 374 епископ миланский. В историю музыки вошёл как создатель канонов ритуального пения в зап.-европ. христ. церкви (см. Амвросианский гимн, Амвросианское пение).

Литература: Jammers E., Zum 1600 jдhrigen Geburtstage des Ambrosius, "Allgemeine Musikzeitung", Kassel, 1940; Parodi A. S., Sant'Ambrogio e la sua etа, Mil., 1941, 1960.

Амеллер Ш. Г.

Амеллер Ш. Г. (Ameller) Андре Шарль Габриель (р. 2 I 1912, Арнавиль, деп. Мёрт-и-Мозель) - франц. композитор и дирижёр. Учился в Парижской консерватории. С 1938 контрабасист оркестра т-ра "Гранд-Опера". С 1953 директор консерватории в Дижоне и дирижёр её оркестра. Среди его соч. - оперы, в т. ч. "Сирнос" (1962, Нанси), балеты "Танец Селены" ("La danse de Sйlйne", 1962, Алжир), "Птицы старого Парижа" ("Oiseaux du vieux Paris", 1967), произв. для оркестра, концерт для виолончели (1946) и концертино для контрабаса (1951) с оркестром, камерно-инстр. соч., музыка к спектаклям драм. т-ра.

Аменгуаль Р.

Аменгуаль Р. (Amengual; Астабуруага, Astaburuaga) Рене (2 IX 1911, Сантьяго - 2 VIII 1954, там же) - чилийский композитор, пианист, педагог. Муз. образование получил в Нац. консерватории Сантьяго у П. У. Альенде (композиция) и Р. Ренар (фп.). С 1935 преподавал в "Экспериментальном лицее Мануэль де Салас", с 1942 - в Нац. консерватории Сантьяго (с 1947 - директор). Основал об-во "Школа современной музыки" (1940). С 1941 секретарь Ин-та распространения музыки, затем Союза чилийских композиторов. Директор Общества друзей иск-ва. Как композитор работал гл. обр. в области камерной музыки. Его сочинения отмечены влиянием франц. импрессионистов.

Сочинения: концерт для фп. с орк. (1942); 2 струн. квартета; интродукция и аллегро для двух фп. (1939); Ваза (для голоса и кам. орк., 1944); фп. пьесы, хоры, романсы.

М. М. Яковлев.

Американская музыка

Американская музыка - см. Соединённых Штатов Америки музыка.

Ами Ж.

Ами Ж. (Amy) Жильбер (р. 29 VIII 1936, Париж) - франц. композитор и дирижёр. В 1955-59 учился в Парижской консерватории у О. Мессиана (муз. анализ), Д. Мийо (композиция). В 1958-60 занимался у К. Штокхаузена (посещал Дармштадтские семинары новой музыки). Брал уроки у П. Булеза (дирижирование). В 1967-74 возглавлял концерты новой музыки "Domaine musical", организованные в 1954 Булезом. Среди соч. A. - "Антифонии" (1963), "Триада" (1967), "Песнь" для оркестра ("Chant", 1968), "Траектории" для скрипки с оркестром (1966), произв. для разл. инстр. составов, в т. ч. "Движения" для 17 ("Mouvements", 1959), "Диафонии" для 12 (1962), "Реле" для 5 ("Relais", 1967) струн. инструментов, "Тетради эпиграмм" для фп. ("Cahiers d'йpigrammes", 1966), музыка к спектаклям драм. т-ра, кинофильмам.

Литература: Garnier J.-P., Entretien avec G. Amy, "Courrier musical de France", 1967, No 19; Walter E., Entretien avec G. Amy, "Harmonie", 1975, No 103.

Амиранашвили М. П.

Медея Петровна (р. 10 X 1930, Шорапани Зестафонского р-на) - советская певица (лирич. сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1965). Деп. Верх. Совета Груз. ССР 7-го созыва. Дочь П. В. Амиранашвили и певицы Н. А. Цомая. В 1953 окончила Тбилисскую консерваторию, где училась у О. А. Бахуташвили-Шульгиной и А. И. Инашвили. В 1951 - 1954 солистка оперной студии при консерватории, с 1954-Груз. т-ра оперы и балета. Исполнение А. отличают лиризм, поэтичность, свобода владения голосом. Среди лучших партий: Маро ("Даиси" З. Палиашвили), Этери; Мзия ("Миндия" Тактакишвили), Татьяна, Иоланта, Виолетта; Леонора ("Трубадур"), Мими, Чио-Чио-сан и др. Лауреат Всес. конкурса вокалистов им. Глинки (Москва, 1960, 2-я пр.) и Международного конкурса на лучшее исполнение партии "Мадам Баттерфляй" (Осака, Япония, 1970, 3-я пр.). Гастролирует за рубежом (Польша, Чехословакия, Румыния, ГДР, Венгрия, Болгария, Австралия, Новая Зеландия, Франция, Канада).

В. И. Зарубин.

Амиранашвили П. В.

Пётр (Петре) Варламович (р. 3(16) XI 1907, с. Нигоити, ныне Ланчхутского р-на) - советский певец (баритон). Нар. арт. СССР (1950). Чл. КПСС с 1943. В 1930 окончил Тбилисскую консерваторию (класс О. А. Бахуташвили-Шульгиной). С этого же года солист Грузинского т-ра оперы и балета. Певец яркого драм. темперамента, А. обладает мягким баритоном светлого тембра. Первый исполнитель партии Автандила ("Сказание о Тариэле" Мшвелидзе, Гос. пр. СССР, 1947). Среди лучших партий - Киазо и Мурман ("Даиси" и "Абесалом и Этери" З. Палиашвили), Гоча ("Дареджан Коварная" М. Баланчивадзе), Томский, Князь Игорь, Риголетто; Ди Луна ("Трубадур"), Амонасро ("Аида"), Скарпиа ("Тоска"), Эскамильо, Тонио, Яго. Выступает как камерный певец. С 1955 гастролирует за рубежом (КНР, Иран, Турция, Чехословакия, Польша).

Литература: Гвахария В. и Месхи Н., Петре Амиранашвили, Тб., 1962 (на груз. яз.).

В. И. Зарубин.

Амиров Ф. М. Д.

Фикрет Мешади Джамиль оглы (р. 22 XI 1922, Гянджа, ныне Кировабад) - советский композитор. Нар. арт. СССР (1965). Чл. КПСС с 1947. Деп. Верх. Совета Азерб. ССР 4-7-го созывов. Сын нар. тариста и певца Мешади Джамиля Амирова. В 1948 окончил Азербайджанскую консерваторию по классу композиции Б. И. Зейдмана. В 1941-45 рук. Кировабадской филармонии, директор Кировабадского муз. училища, в 1947 худож. руководитель Азерб. филармонии им. М. Магомаева, в 1956-59 директор Азерб. театра оперы и балета.

Творчество А. отмечено жанровым разнообразием, органичной связью с азерб. нар. музыкой. Его опера "Севиль" (1953) по мотивам одноименной драмы Дж. Джабарлы о раскрепощении женщины-азербайджанки - первая национальная лирико-психологическая опера.

Большое место в творчестве А. занимает симф. музыка. Его симф. мугамы "Шур" и "Кюрд-овшары" имели большое значение не только для азерб. музыки, но и для муз. иск-ва народов сов. и зарубежного Востока, как опыт симфонизации традиционных инстр. форм.

Сочинения: оперы - Улдуз (соч. 1948), Севиль (1953, Азерб. т-р оперы и балета; 3-я ред. 1959, там же; на рус. яз. в конц. исп., 1964, Москва); муз. комедии - Похитители сердец (пост. 1943). Гезюн айдын (Радостная весть, пост. 1946); для орк. - симфония Низами (для струн. орк., 1947; 2-я ред. 1964), поэмы Памяти Низами (1941), Памяти героев Великой Отечественной войны (1943), симф. мугамы Шур, Кюрдовшары (1948, Гос. пр. 1949), сюита Азербайджан (1950), Азербайджанское каприччио (1961), Симфонические танцы (1963); концерты - двойной для скр. и фп. с орк. (1946), для фп. с орк. (на арабские темы, 1957, совм. с Э. Назировой), для фп. с орк. нар. инструментов (1947, совм. с А. Бабаевым); поэма Посвящение Узеиру Гаджибекову (для унисона скр. и влч. с фп., 1949; перелож. для скр., влч. и фп., 1953; для камерного орк., 1964), Элегия (для влч. или альта с фп., 1948); произв. для фп. - 12 миниатюр, Сюита на албанские темы (совм. с Э. Назировой), Детские картинки и др.; романсы, хоры, песни, обработки азерб. нар. песен; музыка к драм. спектаклям и фильмам.

Литература: Данилов Д., Фикрет Амиров, М., 1959; его же, Опера "Севиль" Ф. Амирова, Баку, 1959; Мамедбеков Д., Симфонические мугамы Ф. Амирова, Баку, 1961; его же, Фортепианный концерт на арабские темы Ф. Амирова и Э. Назировой, Баку, 1964.

Амирханян Р. Б.

Роберт Бабкенович (р. 16 XI 1939, Ереван) - сов. композитор. В 1969 окончил Ереванскую консерваторию у Э. М. Мирзояна. Секретарь правления CK Армении (с 1979).

Амирханян Р. Б.

В соч. А. органично сочетаются традиции гор. фольклора, нац. эстр. музыки и совр. джаза. Автор оперетты "Мещанин во дворянстве" (1979, Ереван), первых арм. мьюзиклов - "Восточный дантист" ("Атамнабуйжн аревелян", 1976, там же), "Динг-Донг" (детский мьюзикл, там же, 1979), "Волшебная лампа Аладдина" (там же, 1981), квартета для струнных (1969), музыки к кинофильмам. Широко популярны песни А. (св. 300), среди них - циклы "Первое слово моё", "Камень" и песни "Осенняя мелодия", "Мне так хотелось". Премии Ленинского комсомола Армении (1971) и Ленинского комсомола СССР (1980).

Амосов Н. И.

Николай Иванович (1881-1944) - сов. арфист и педагог. Мальчиком пел в Петерб. придв. певч. капелле, обучался также игре на арфе у Ф. Шоллара. Позднее занимался под рук. А. Г. Цабеля. С 1908 солист придв. симф. оркестра, после 1917 - оркестра Петрогр. филармонии. Концертировал в качестве арфиста-солиста. В репертуаре А. как оригинальные произв., так и переложения для арфы фп. произв. Ф. Листа, М. И. Глинки, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева. С 1921 преподавал в Петрогр. (Ленингр.) консерватории (с 1928 профессор). Среди учеников А. - Н. Н. Толстая, Е. Р. Язвинская.

Литература: Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975, с. 109-110; Полтарёва В., Арфа, Киев, 1980, с. 22.

Амплитуда

Амплитуда (от лат. amplitudo) - величина) - величина наибольшего отклонения колеблющегося тела от положения покоя, одна из характеристик колебательного движения (наряду с периодом, частотой, формой и др.). Сумма двух А. наз. размахом. А. в течение колебательного процесса может оставаться неизменной, затухать или возрастать, что зависит от типа источника звука и характера его возбуждения. А. струны - это расстояние между её наиболее отклоняющейся при колебаниях точкой в момент максимального отклонения и той же точкой в момент, когда струна находится в положении равновесия, покоя, т. е. неподвижна. В дух. инструментах А. может быть косвенно выражена воздушным давлением, в электромузыкальных - напряжением или силой тока и т.п. В прямой зависимости от А. находится воспринимаемая сила звука - громкость. См. также Колебания, Акустика музыкальная.

Е. В. Назайкинский.

Амрита

Амрита - струн. щипковый инструмент, распространённый в сев.-вост. и вост. тропич. Африке. На деревянный долблёный корпус натянута кожаная мембрана. Шейка круглая, без ладов. 3-4 кишечные струны внизу прикрепляются к небольшому деревянному колышку, вверху привязываются к шейке. Колки отсутствуют. А. используется для исполнения соло, а также для аккомпанемента пению и танцам.

Р. Б. Галайская.

Амстердам

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аму Э.

Аму Э. (Amu) Эфраим (р.13 IX 1899, Пеки, область Вольта) - ганский композитор. Окончил учительский колледж в г. Кваву, работал учителем музыки в школах. В 1937-40 учился в Королев. муз. колледже в Лондоне. Преподавал в колледжах гг. Ачимота и Кумаси. С нач. 60-х гг. преподаватель ун-та Ганы (курс нар. музыки). Автор песен, среди них - "Три песни соло с аккомпанементом фп." ("Three solo songs with pianoforte accompaniment", 1965), хоров, произв. для нар. инструментов и др. Популярны его обр. нар. песен, в т.ч. "Двадцать пять африканских песен" ("Twenty five African songs", 1932).

Б. С. Воробьёв.

Амфибрахий

Амфибрахий (от греч. ampibraxys, букв. - короткий с обоих концов).

1) Муз. стопа, аналогичная А. силлабо-тонического стиха. Определяется по принципу метрич. тяжести - как последование лёгкой, тяжёлой и снова лёгкой доли. Количество звуков на каждой доле может меняться, на слабых долях возможны местные акценты:

Амфибрахий

Й. Гайдн. Симфония No 104, менуэт.

А. может завершаться и на второй, тяжёлой доле (см. конец примера); характерный затакт позволяет рассматривать А. как муз. стопу ямбич. типа. А. широко распространён в музыке. Он отличается уравновешенностью частей и связан с несколькими муз. жанрами, основанными на метрич. трёхдольности (менуэт, скерцо, баркарола, гондольера). Назв. А. применяется также к группам из трёх тактов с тяжёлым вторым тактом.

2) По аналогии с антич. метрикой А. называют фигуру из короткого, долгого и короткого звуков, типа

Амфибрахий

Амфибрахий

Амфибрахий.

В. Н. Холопова.

Анакруза

Анакруза (от греч. anakroysis, букв. - отталкивание) - см. Затакт.

Анализ музыкальный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анапест

Анапест (от греч. anapaisios, букв. - отражённый назад). 1) Муз. стопа, аналогичная А. силлабо-тонического стиха. Определяется по принципу метрич. тяжести - как последование двух лёгких и одной тяжёлой доли. Количество звуков на каждой доле может меняться; как правило, большее число приходится на слабые доли и меньшее - на сильную. Характерный затакт, к-рый вдвое продолжительнее сильной доли, позволяет рассматривать А. как муз. стопу ямбич. типа. Благодаря преобладанию накопления (2 доли) над разрядкой (1 доля) А. обладает большой ритмич. энергией. Это обусловливает его место в форме муз. произв. - гл. обр. не в началах разделов, а в подходах, предыктах к новым разделам и в заключительных построениях:

Анапест

М. И. Глинка. "Вальс-фантазия" (окончание).

Назв. А. применяется также к группам из трёх тактов с тяжёлым третьим тактом. 2) В антич. метрике и по аналогии с ней А. наз. фигуру из двух коротких и одного долгого звука, типа

Анапест

Амфибрахий

Анапест.

В. Н. Холопова.

Ангемитонный звукоряд

Ангемитонный звукоряд (от греч. 'an- без-, mi- полу- и tonos - тон) - бесполутоновый звукоряд. Под А. з. (ангемитоникой) подразумеваются разл. бесполутоновые ладовые образования. Элементы А. з. распространены в нар. напевах, в основе к-рых лежат т.н. трихорды - бесполутоновые попевки в объёме кварты и квинты. Напр., в русских народных песнях встречаются разнообразные напевы бесполутоновой ладовой структуры. Развитым ангемитонным ладом является пентатоника - пятиступенный бесполутоновый лад.

Литература: Кастальский А. Д., Особенности народно-русской музыкальной системы, М.-П., 1923, М., 1961; Евсеев С. В., Русская народная полифония, М., 1960; Рубцов Ф. А., Основы ладового строения русских народных песен, Л., 1964; Вахромеев В. А., Ладовая структура русских народных песен, М., 1968; Квитка К., Избранные труды, т. 1, М., 1971.

В. А. Вахромеев.

Ангклунг

Ангклунг (индонез. angklung) - др.-индонез. ударный инструмент. Состоит из неск. полых бамбуковых трубок, подвешенных на раме и настроенных в унисон, октаву или аккордами. Исполнитель с силой сотрясает раму, и трубки, свободно входящие нижними концами в прорези бамбукового ствола, укреплённого поперёк рамы, ударяются о него. В др. конструкциях трубки подвижно закреплены внизу и имеют широкую прорезь в верхней части, через к-рую свободно проходят поперечные перемычки рамы. Звук громкий, звонкий, несколько суховатый. Распространены ансамбли ангклунгистов, в к-рые входят А. разл. настройки, вместе способные воспроизводить пентатонический звукоряд слендро в объёме неск. октав. А. употребляется в торжеств. процессиях, для сопровождения танц. групп (особенно при исполнении сатирических танцев), в муз. самодеятельности.

Литература: Дёмин Л. М., Искусство Индонезии. М., 1965; Таgore S. M., Hindu music, Calcutta, 1882; McPhee C., Angkloeng Gamelans in Bali, "Dlеwе", XVII, 1937; Кunst J., Musik in Jawa, v. 1-2, Den Haag, 1949; его же, The cultural background of Indonesian music, Amst., 1949; Соvarrubias M., The Island of Bali, N. Y., 1956.

Р. Б. Галайская.

Англебер Ж. А.

Англебер Ж. А. (d'Anglebert) Жан Анри д' (вероятно, 1628, Париж - 23 IV 1691, там же) - франц. композитор, органист, клавесинист. Один из выдающихся мастеров франц. школы 17 в. Ученик Ж. Шамбоньера. В 1664-74 придв. клавесинист Людовика XIV (должность А. при дворе наследовал его старший сын, клавесинист Жан Батист Анри д'А.). А. принадлежат произв. для клавесина и органа, отличающиеся совершенной полифонич. техникой. Известный сб. пьес для клавесина ("60 Piиces de clavecin", P., 1689) включает оригинальные сочинения А. (в т.ч. 22 вариации на мелодию испан. "Фолии"), многочисл. перелож. арий и танцев из опер Ж. Б. Люлли, а также теоретич. разработки ("Принципы аккомпанемента", таблица расшифровки украшений).

Сочинения: квартет - Un quatuor sur le Kyrie а trois sujets, tirйs du plainchant; для клавесина - Piиces de clavecin avec la maniиre de les jouer, diverses chaconnes, ouvertures et autres airs de M. de Lully, mis sur cet instrument, P., 1689 (переизд. Roesgen-Champion, в изд.: Publications de la Sociйtй franзaise de musicologie, 1-е sйrie, t. VIII, P., 1934); Le trйsor de pianistes. Ed. L. Farrance, livr. 19, P., 1871 (клавесинные пьесы А.); для органа - Cinq fugues pour l'orgue, и др.

Литература: Воuvet Сh., Les deux d'Anglebert et M.-A. Couperin, "La revue de musicologie", 1928, May, No 26.

Р. Б. Галайская.

Англез

Англез (франц. anglaise, букв. - английская) - общее наименование разл. нар. танцев англ. происхождения, распространённых в Европе в 17-19 вв., - 2- и 4-дольных контрдансов, баллад или балетов, 3-дольных или 2-дольных хорнпайпов. По музыке А. близки к экоссезу, по форме сходны с ригодоном.

Англез

И. С. Б а х. Англез из 3-й "Французской сюиты" для клавира.

Для А. в чётных размерах характерны быстрый темп, объединение танцев в серии ("цепи"). И. Фишер, Ф. Филидор, И. С. Бах включали танцы типа А. в инструментальные сюиты.

Литература: Sachs С., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В, 1933; Magriel P. D., A bibliography of dancing, N. Y., 1936.

И. А. Барсова.

Английская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Английский рожок

Английский рожок (англ. english horn; итал. corno inglese; франц. cor anglais; нем. englisches Horn), альтовый гобой увеличенного размера в строе F.

Анда Г.

Анда Г. (Anda) Геза (19 XI 1921, Будапешт - 14 VI 1976, Цюрих) - швейц. пианист. По национальности венгр. Окончил Высшую муз. школу им. Ф. Листа в Будапеште у Э. Дохнаньи. В 1939 дебютировал в Цюрихе с оркестром под упр. В. Менгельберга. Получил признание как интерпретатор концертов для фп. с оркестром В. А. Моцарта, Р. Шумана, И. Брамса, Ф. Листа; исполнял все фп. соч. Б. Бартока. Много выступал в странах Европы, Сев. и Юж. Америки, в Австралии. В 1943 переехал в Швейцарию. В 1959-68 рук. Курсов мастеров фп. исполнения в консерватории в Люцерне. С 1969 преподавал в Цюрихе. Пр. им. Ф. Листа. "Гран при" - за грамзаписи ("Коламбия").

Литература: Kaiser J., GroЯe Pianisten in unserer Zeit, Mьnch., (1965).

Андгуладзе Д. Я.

Давид Ясонович (р. 3(15) X 1895, с. Бахви, ныне Махарадзевского р-на) - сов. певец (драм. тенор). Нар. арт. СССР (1950). Чл. КПСС с 1946. В 1927 окончил Тбилисскую консерваторию (класс Е. А. Вронского). В 1926 дебютировал в партии Варвика ("Бал-маскарад") на сцене Груз. т-ра оперы и балета; выступал также в Груз. оперной студии под рук. К. А. Марджанишвили (с 1925). В 1927-29 солист Оперного т-ра им. К. С. Станиславского (Москва), в 1933-35 - Большого т-ра. В 1929 - 33 и 1935-55 солист Грузинского т-ра оперы и балета (в 1945-49 художественный руководитель). Исполнение А., глубоко национальное по характеру, отличалось задушевностью и теплотой. Первый исполнитель партии Тариэля ("Сказание о Тариэле" Мшвелидзе, Гос. пр. СССР, 1947). Партии: Абесалом; Малхаз ("Даиси" З. Палиашвили), Герман, Радамес, Хозе, Отелло, Каварадосси, Рудольф, Канио; Григорий и др. С 1946 преподаватель Тбилисской консерватории (с 1958 профессор). Среди учеников - З. И. Анджапаридзе, Н. Д. Андгуладзе и др.

В. И. Зарубин.

Андгуладзе Н. Д.

Нодар Давидович (р. 13 XII 1927, Тбилиси) - сов. певец (драм. тенор). Нар. арт. Груз. ССР (1965). Сын и ученик Д. Я. Андгуладзе. Окончил филологич. ф-т Тбилисского ун-та. С 1956 солист Груз. т-ра оперы и балета. Дебютировал в партии Хозе. Партии: Абесалом; Малхаз ("Даиси" Палиашвили), Тариэл ("Сказание о Тариэле" Мшвелидзе), Герман; Самозванец, Манрико; Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Туридду ("Сельская честь" Масканьи) и др. Гастролирует по Сов. Союзу и за рубежом (ПНР, ЧССР, Турция, Канада). В 1961-62 стажировался в т-ре "Ла Скала" у педагога Дж. Бара.

В 1953-59 работал в Тбилисском ун-те. Автор неск. работ по теории пения, а также по иберийско-кавказскому языкознанию. Кандидат филологич. наук (1954). С 1968 преподаёт в Тбилисской консерватории (доцент). Написал очерк "Основные постулаты итальянской вокальной школы" ("Сабчота Хеловнеба", 1967, No 4, на груз. яз.).

Литература: Ахметели М., Молодые народные артисты, "Сабчота Хеловнеба", 1965, No 5 (на груз. яз.).

Андерс П.

Андерс П. (Anders) Петер (1 VII 1908, Эссен - 10 IX 1954) - нем. певец (тенор). Брал уроки пения у Гренцебаха и Л. Митцгмайнер в Берлине. В 1932 дебютировал в Городском т-ре в Гейдельберге. Работал в т-рах Дармштадта, Кёльна, Ганновера, Мюнхена. В 1940- 1948 солист Немецкой гос. оперы в Берлине, затем Гамбургской гос. оперы. Гастролировал в оперных т-рах Зап. Европы (Зальцбург, Лондон). В обширном репертуаре А. центр. место занимали партии в операх В. А. Моцарта - Бельмонте ("Похищение из сераля"), Оттавио ("Дон Жуан"), Тамино ("Волшебная флейта"), Фернандо ("Так поступают все женщины"); Дж. Верди - Альфред ("Травиата"), Герцог ("Риголетто"), Отелло; Р. Вагнера - Штольцинг ("Нюрнбергские мейстерзингеры"). Исполнение А. отличалось высокой муз. культурой, выразительностью, изяществом. Его голос привлекал гибкостью, красочностью тембра. В свой конц. репертуар включал песни Ф. Шуберта, Р. Шумана, Р. Штрауса, а также арии из оперетт.

Предыдущая страница Следующая страница