Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Р" (часть 3, "РАЧ"-"РЕЙ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 3, "РАЧ"-"РЕЙ")

Рачинский И. И.

Иван Иванович (13 (25) II 1861, с. Темировка, ныне Гуляйпольского р-на Запорожской обл. - ок. 1921) - укр. композитор, муз. критик, поэт, переводчик. В 1886 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та; муз. образование получил, занимаясь частным образом у Ю. И. Иогансена, Н. И. Казанли, Г. О. Дютша; посещал лекции в Петерб. консерватории. Сотрудничал как муз. критик в разных газетах и журналах. В муз. творчестве следовал традициям П. И. Чайковского и "Могучей кучки". Во мн. муз. произв. Р. ощущается укр. колорит. Автор симфонии, 2 симф. сюит, 3 струн. квартетов, 2 фп. трио, произв. для фп., скрипки, виолончели, хоров ("Credo"), романсов (св. 25). Ему принадлежат труды по музыке: "Этюды по истории русской музыки" ("Откуда пошла русская земля", "Глинка", "Наследие Глинки" - "Приднепровский край", 1901, No 1203, 1219, 1222, 1235); "Гуго Вольф" ("Весы", 1904, апрель); "Виртуозность и музыкально-воспитательные задачи" ("Наша жизнь", 1904, No 39); "Памяти А. Г. Рубинштейна" ("Наша жизнь", 1904, No 11); "Два слова о Пушкине и Бородине" ("РМГ", 1916, No 42), рецензии и нотографич. заметки в "Известиях Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний" и др.

Л. С. Кауфман.

Рачюнас А. Й.

Антанас Йоно (р. 4(17) IX 1905, дер. Ужляушяй, ныне Паневежского р-на) - сов. композитор. Нар. арт. Литов. ССР (1965). В 1933 окончил Каунасскую консерваторию по классу композиции у Ю. Груодиса. В 1936-39 совершенствовался в Парижской консерватории. В 1931-35 преподавал в Нар. консерватории в Каунасе. Р. - один из активных строителей литов. сов. муз. культуры. Внёс важный вклад в развитие театр., симф. и камерно-инстр. музыки. К его наиболее значит. произв. принадлежат опера "Марите" о героине литов. народа, а также симфонии, отмеченные ярким нац. колоритом. С 1940 преподаватель Каунасской, с 1949 зав. кафедрой композиции, с 1958 профессор Вильнюсской консерваторий. В числе его учеников - Э. Бальсис, В. Клова, В. Баумилас, В. Палтанавичюс, Ю. Гайжаускас, В. Баркаускас, Б. Кутавичюс, В. Багдонас.

Сочинения: оперы, в т.ч. Три талисмана (Тгуа talismanai, 1936, Оперный т-р, Каунас), Марите (1953, Литов. т-р оперы и балета), Город солнца (Saulйs miestas, 1965, там же); для солистов, хора и орк. - оратория Солнце с востока (Saulй is rytu, 1948), кантата Освобождённая Литва (Islaisvinta Lietuva, 1945); для орк. - 8 симфоний (1933, 1946, 1951, 1959, 1961, 1966, 1969, 1974), симф. поэмы Вечер на Вилии (Vakaras prie Vilijos, 1939), Мать Пирчюписа (Pirsiupio Motina, 1972); легенда Тайна озера Платялай (Plateliu ezero paslaptis, 1952), сюита Родные поля (Cimtinйs laukai, 1955); поэма для камерного орк. (1967); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. соната для влч. и фп. (1969), соната для скр. и фп. (1977); поэма для хора и органа Годы (Metai, 1964).

Рая С. П.

Солвейга Павловна (р. 7 IV 1944, Цесис) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. Латв. ССР (1980). В 1971 окончила Ленингр. консерваторию у А. А. Григорьевой, совершенствовалась у В. А. Лазько в Казанской консерватории. С 1971 солистка Оперного т-ра Йошкар-Олы, с 1973 - Казани, в 1974-75 - Таллина, с 1976 - Латв. т-ра оперы и балета. Партии: Татьяна, Лиза, Аида; Леонора, Амелия ("Трубадур", "Бал-маскарад"), Дездемона, Виолетта, Тоска; Донна Эльвира "Дон Жуан"), Саломея. Выступает также как камерная певица. Участвовала в исполнении оратории "Мессия" Генделя, реквиемов Дж. Верди, А. Дворжака, "Немецкого реквиема" Брамса и др. Гастролирует за рубежом.

Ре

Ре (rе) - второй из шести слогов ср.-век. гексахордной сольмизационной системы, заимствованных из католич. песнопения (гимна св. Иоанну); открывал в нём вторую строку "Resonare fibris", начинавшуюся со звука d. Во Франции, Италии и нек-рых др. странах - II ступень основного (до-мажорного) диатонич. звукоряда; осн. тон (тоника) ре мажора (D-dur) и ре минора (d-moll); прима тонического трезвучия ре мажора и ре минора. См. D, Сольмизация, Диатоническая гамма.

В. А. Вахромеев.

Реализм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ребаб

Ребаб - рабаб, рабоб (араб.).

1) Собирательное название смычковых инструментов у мусульман.

2) Араб. струн. смычковый муз. инструмент. (Термин "Р." в переводе с араб. яз. означает соединение коротких звуков в один длинный.)

Имеет деревянный плоский или выпуклый, сердцевидный или трапециевидный корпус с небольшими выемками по бокам; обечайки из дерева или кокосового ореха, деки кожаные (из кишок буйвола или пузыря др. животных); шейка круглая, остроконечная, вверху с 1-2 поперечными колками, внизу проходит через корпус и выступает в виде металлич. гранёной ножки. Струны (1-2) первоначально из конского волоса, позднее - медные или латунные. Звуки извлекаются с помощью лукообразного смычка. Использовался также как щипковый инструмент. Нар. певцы (шаиры) исполняли на Р. элегич. поэмы и аккомпанировали пению. Разновидности Р. встречаются у народов Индии, Малайского архипелага, Египта, сев.-зап. части Африки, а также в Средней Азии (рубаб). Описание Р. имеется в "Большом трактате о музыке" A. H. M. аль-Фараби (1-я пол. 10 в.).

Литература: Sachs С., The history of musical instruments, L., 1964, p. 242; Marcuse S., Musical instruments, L., 1966, p. 436.

Ребане А.

Либерто-Ребане Аманда (р. 20 IV 1893, Валга) - латыш. певица (меццо-сопрано). Пению училась в Петербурге у Хаке и др. С 1912 хористка, затем до 1918 солистка т-ра Муз. драмы в Петрограде, позднее солистка Мариинского т-ра и Большого т-ра. Гастролировала в т-рах Тбилиси, Киева, Риги, Нижнего Новгорода, Казани и др. В 1925-44 (с пер.) в Латв. опере (Рига). Среди партий: Кармен, Далила, Миньон, Амнерис, Азучена; в нац. репертуаре - Спридитис ("Спридитис" Яниса Мединя), Асья ("Вайделоте" Яз. Мединя) и др. С 1929 гастролировала за рубежом - в Загребе, Белграде, Брюсселе, Берлине и др. городах. В 1944 эмигрировала, с 1949 живёт в США.

Я. Я. Витолинь.

Ребек

Ребек - струнный смычковый музыкальный инструмент. Корпус грушевидной или лютневидной формы, короткая шейка. Изготовлялся из одного куска дерева; головка - в виде улитки с поперечными колками; струны (2 или 3) крепились внизу с помощью струнодержателя. Верхняя дека двойная: её приподнятая часть, являющаяся продолжением грифа, доходит до середины корпуса, под ней на другой части деки находится круглое резонаторное отверстие или 2 резонаторных отверстия в форме скобок, расположенные по обеим сторонам подставки. Наиболее широко был распространён 3-струнный Р. Строй квинтовый, звук сильный и резкий. При игре Р. держали a braccio. В ансамблях бытовали разновидности: дискант, тенор, бас. Р. известен с 12 в. в странах Зап. Европы, использовался жонглёрами, менестрелями и др. бродячими музыкантами. Применялся также в церк. и светском придворном, а с 15 в. только в нар. музицировании. Р. оказал влияние на формирование инструментов скрипич. семейства; к 18 в. полностью вышел из употребления.

Литература: Струве Б., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959, с. 115-23; Marcuse S., Musical instruments, L., 1966, p. 437.

H. A. Лисова.

Ребиков В. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Реблинг Э.

Реблинг Э. (Rebling) Эберхард (p. 4 XII 1911, Берлин) - нем. пианист и музыковед (ГДР). Учился игре на фп. у Ленца (1923-24), изучал музыковедение в Берлинском ун-те под рук. Ф. Блуме, А. Шеринга и др. Дебютировал как пианист в 1924. Концертировал в Германии, Швеции, Великобритании (1935). В 1936-1952 жил в эмиграции в Нидерландах, изучал муз. культуру страны; в 1940-45 участник Движения Сопротивления. В 1945-52 ред. коммунистич. газ. "De Waarheid" в Амстердаме. С 1952 живёт в ГДР. Деятельность Р. способствовала становлению социалистич. муз. культуры ГДР. В 1952-59 гл. ред. журн. "Musik und Gesellschaft", автор статей, в т.ч. о Р. Шумане (ред.-составитель сб. к 100-летию со дня смерти Шумана). В 1959-71 ректор и профессор Нем. высшей муз. школы им. X. Эйслера в Берлине. С 1950-х гг. специализируется в области истории балета; опубликовал ряд работ по иск-ву танца. Как пианист Р. исполняет произв. сов. композиторов (впервые в ГДР сыграл "Героическую балладу" для фп. с оркестром А. А. Бабаджаняна, 2-й фп. концерт Д. Д. Шостаковича и др. соч.). Выступает как аккомпаниатор исполнительницы нар. песен Л. Яльдати (жена Р., в прошлом танцовщица). Нац. пр. ГДР (1954).

Сочинения: Die soziologischen Grundlagen der Stilwandlung der Musik in Deutschland um die Mitte des 18. Jahrhunderts, (В.), 1935 (Diss.); Een eeuw danskunst in Nederland, Amst., 1950; Johann Sebastian Bach und die Ьberwindung des Barock, Amst., 1953; Ballett, gestern und heute, В., 1957, 1961; Ballett. Sein Wesen und Werden, Lpz., 1963; Ballett von A bis Z, В., 1966; Tдnze der Vцlker, В., (1972).

Литература: Eberhard Rebling zum Sechzigsten, "Musik und Gesellschaft", 1971, Jahrg. 21, No 12.

И. В. Розанов.

Реверберация

Реверберация (позднелат. reverberatio - отражение, от лат. reverbero - отбиваю, отбрасываю) - остаточное звучание, сохраняющееся после полного прекращения действия источника звука за счёт поступления в данную точку запоздавших отражённых и рассеянных волн. Наблюдается в закрытых и частично закрытых помещениях и в значит. мере определяет их акустич. качества. В архитектурной акустике существует понятие времени стандартной Р., или времени Р. (время, за к-рое плотность звука в помещении уменьшается в 106 раз); эта величина позволяет измерять и сравнивать Р. помещений. Р. зависит от объёма помещения, увеличиваясь с его возрастанием, а также от звукопоглощающих свойств его внутр. поверхностей. На акустику помещения влияет не только время Р., но и сам ход процесса спадания звучания. В помещениях, где спадание звучания к концу замедляется, разборчивость звуков речи оказывается меньшей. Эффект Р., возникающий в "радиофицированных" помещениях (звуки от дальних громкоговорителей приходят позже, чем от ближних), наз. псевдо-реверберацией.

Литература: Музыкальная акустика, М., 1954; Бабуркин В. Н., Гензель Г. С., Павлов H. H., Электроакустика и радиовещание, М., 1967; Качерович А. Н., Акустика зрительного зала, М., 1968.

Ревес Г.

Ревес Г. (Revesz) Геза (9 XII 1878, Шиофок - 19 VIII 1955, Амстердам) - венг. психолог. Чл. Венг. АН. В 1901 окончил юридич. ф-т Будапештского ун-та, в 1905 - ф-т экспериментальной психологии Гёттингенского ун-та, с этого же года преподавал в Будапештском ун-те (с 1918 профессор). Основал психологич. лабораторию в Будапеште. В 1921 покинул Венгрию. В 1932-50 профессор психологии и директор психологич. лаборатории в Амстердаме. Р. проводил исследования в области психологии восприятия музыки и психологии муз. способностей. Разработал теорию двухкомпонентного восприятия высоты звуков, согласно к-рой "качество звука" и "высота звука" - два независимых компонента восприятия (под "качеством звука" Р. понимал повторяющиеся во всех октавах ступеневые, интервальные компоненты, под "высотой" - тембровый компонент звука, влияющий на его "светлоту").

Сочинения: Zur Grundlegung der Tonpsychologie, Lpz., 1913; Zur Geschichte der Zweikomponentenlehre in der Tonpsychologie, "Zeitschrift fьr Psychologie...", 1926, Bd 99, S. 325-56; Inleidung tot de muziekpsychologie, Amst., 1944, 1946; Talent und Genie, Bern, 1952.

Революционная песня

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ревуцкий Д. Н.

Дмитрий Николаевич (24 III (5 IV) 1881, с Иржавец, ныне Черниговской обл. - 29 XII 1941, Киев) - сов. музыковед, фольклорист, литературовед. Брат Л. Н. Ревуцкого. В 1906 окончил историко-филологич. ф-т Киевского ун-та. Муз. образование получил под рук. Н. В. Лысенко. В 1907-18 преподавал в гимназиях в Таллине и Киеве; в 1918-23 - в киевском Муз.-драм. ин-те им. Н. В. Лысенко. В 1923-34 сотрудник этнографич. комиссии АН УССР, с 1938 ст. науч. сотрудник Ин-та фольклора АН УССР.

Р. - один из основоположников сов. укр. музыковедения, видный исследователь истории укр. музыки и муз. фольклора. Сост. и ред. многих сб-ков сочинений укр. композиторов, автор предисловий к ним. Значит. интерес представляют его муз.-фольклорные сб-ки "Укpaпнськi думи та пicнi iсторичнi (1919) и "Золотi ключi" (вып. 1-3, 1926-29, 2-е изд. 1964), содержащие ценные записи, комментарии и ссылки на варианты. Материалы сб-ков широко использовали в своём творчестве комп. М. И. Вериковский, Ф. Е. Козицкий, Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий и др. Р. оказал влияние на формирование эстетич. взглядов Л. Н. Ревуцкого.

Сочинения: Сучасна пародiя на украпнську народню думу, "Етнографiчний вiсник", кн. 1, 1925; Було колись - на Вкрапнi поле зеленiло..., там же, кн. 3, 1926; Кобзарi й лiрники. Вступнi уваги, там же; С. С. Артемовський-Гулак i його комiчна опера "Запорожець за Дунаєм", (Харкiв), 1936; Шевченко i народна пiсня, (Харкiв, 1939); Автобiографiп М. В. Лисенка, (Харкiв), 1940; Лисенко - хоровий диригент, (Кипв, 1937); Т. Г. Шевченко и украинская народная песня, "См", 1939, No 3, и др.

Литература: Попов П. М., Вивчення фольклору в Академiп Наук УРСР за 25 рокiв пп iснування, в кн.: Мистецтво, фольклор, етнографiя. Науковi записки Iнститута мистецтвознавства, фольклору та етнографiп АН УРСР, т. 1-2, Киiв, 1947; Гордiйчук М. М., Вiд редактора, в изд.: "Золотi ключi". Пiсенник, вып. 1, KИпB, 1964; Ревуцький Л., Головний осередок украпнського музикознавства, "Народна творчiсть та етнографiя", 1969, No 2, с. 24-25.

В. Л. Гошовский.

Ревуцкий Л. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ревуэльтас С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ревю

Ревю (франц. revue, букв. - обозрение) - театр, представление из ряда небольших относительно самостоятельных драм. сцен со вставными эстр. песнями, танцами, цирковыми номерами. Р. соединяет в себе элементы оперетты, балета, театров кабаре и варьете. Как правило, общий сюжет в Р. отсутствовал, все эпизоды связывали единый состав исполнителей и некая общая идея. Музыка в Р. занимала подчинённое положение, однако отд. муз. номера из Р., гл. обр. эстр. песни и танцы, порой приобретали популярность и исполнялись уже после того, как это Р. сошло со сцены. Р. возникло во Франции в кон. 18 в. Первое представление, носившее это название, - пьеса М. Романьезе "Театральное ревю" ("Revue des Thйвtres"), поставленная в Париже в 1728. Особую популярность Р. приобрело здесь в эпоху Луи Филиппа (1830-48). В кон. 19 в. Р. испытало влияние варьете и мюзик-холла и превратилось в пышное и бессодержательное развлекат. представление, насыщенное зрелищными эффектами, - т.н. постановочное P. (grande revue a spectacle). В кон. 19 - нач. 20 вв., помимо Франции, Р. было распространено в Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Германии. В США возникла нац. разновидность жанра, получившая название "шоу" (show musical - муз. обозрение). Специфич. особенность шоу - введение ритмич. движений и танцев группы девушек. Популярными композиторами шоу были Р. Фримль, И. Берлин и Й. Керн. Р. оказало значит. влияние на зап.-европ. и амер. оперетту: возникла особая её разновидность - Р.-оперетта, включавшая типические для Р. элементы. После 2-й мировой войны 1939-45 в зап.-европ. странах и США в виде Р. создавались кинофильмы, телевизионные постановки.

В театр. жизни дореволюц. России Р. занимало скромное положение. После Oкт. революции 1917 в связи с поисками наиболее действенных форм пропаганды в массах новых, революц. идей активизировалась и работа театр. коллективов в жанре Р. Политич. и социально-бытовые Р. в послереволюц. годы ставились мн. т-рами сатиры и т-рами обозрений. Сложилась специфич. форма Р. "Синяя блуза" - существовавший вплоть до нач. 30-х гг. своеобразный жанр эстр.-театр. представлений, с к-рым связаны имена ряда талантливых писателей, поэтов, композиторов. В числе композиторов, писавших музыку для постановок "Синей блузы", - М. И. Блантер, С. А. Кац, К. Я. Листов, Ю. С. Милютин, Д. Я. Покрасс.

Литература: Бородин A., Долев Д., Техника работы над малыми формами, (М.), 1930; "Советская эстрада и цирк", 1964, No 5, с. 9-11; Dreyfus R., Petite histoire de la revue de fin dannйe, P., 1909; Frйjaville G., Au music-hall, P., 1922.

Регаль

Регаль - регал (франц. regale).

1) В 16-18 вв. малый переносный орган с одними только язычковыми трубами (т. н. проскакивающие или бьющие язычки). Имел 1-4 регистра с трубами в 16, 8 и 4. Тембр был несколько резким и хрипловатым, но выразительным и тёплым. Трубы Р. обычно не имели раструбов, и поэтому инструмент занимал очень мало места. Его изготовляли в виде складывающейся книги (Bibelregal), к-рую во время игры клали на стол, или в виде небольшого столика на ножках. Р. был домашним инструментом (подобно фисгармонии в 19 в.). Иногда применялся и во время торжеств. процессий. В России первое дошедшее до нас упоминание о Р. в историч. документах относится к 1636.

2) Язычковый регистр органа, трубы к-рого имеют короткий раструб и помещаются обычно на мануале, называемом Brustwerk (брустверк). Характеризуется негромким, но очень своеобразным по тембру таинственным, трепетным звучанием. Увлечение регистром Р. относится к эпохе барокко, когда был создан ряд его разновидностей: Apfelregal, Cymbelregal, Geigenregal, Dulcianregal, Gedacktregal, Harfenregal, Singendregal, Jungfernregal и др.

Литература: Ройзман Л. И., Из истории органной культуры в России (вторая половина 17 века), "Вопросы музыкознания", т. 3, М., 1960, Matthaei К., Vom Orgelspiel, Lpz., 1937, Lpz., 1949.

Л. И. Ройзман.

Регент

Регент (от лат. regens, род. п. regentis - правящий) - руководитель хора в рус. православной церкви. Назв. возникло в петерб. Придв. певч. капелле; Р. именовали её опытных певчих, к-рым временно поручали управление хорами в церквах придв. ведомства. Р. также назывались выпускники т.н. регентских классов петерб. певч. капеллы (преобразованная в 1884 муз. школа при капелле), где изучали элементарную теорию музыки, сольфеджио, гармонию, контрапункт, фугу, историю церк. пения, а также игру на фп. и скрипке. Сдавшие экзамен за 1 год обучения получали аттестат Р. 3-го разряда (с правом обучения "ненотному пению"); сдавшие за 2 курса - Р. 2-го разряда (с правом обучения партесному пению); сдавшие за 3-летний курс - Р. 1-го разряда (с правом обучения партесному пению и "сочинения композиций"). Аттестат Р. получали также окончившие полный курс Синодального уч-.ща церк. пения в Москве.

Н. Д. Успенский.

Регер М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Регистр

Регистр (позднелат. registrum - список, перечень, от лат. regestum, букв. - внесённое, вписанное).

1) Ряд звуков певч. голоса, извлекаемых одним и тем же способом и поэтому обладающих единым тембром. В зависимости от доли участия в резонансе грудных и головных полостей различают грудной, головной и смешанный Р.; мужские голоса, особенно тенора, могут извлекать и звуки т.н. фальцетного Р. (см. Фальцет). Переход от одного Р. к другому, т.е. от одного механизма звукообразования к другому, вызывает затруднения у певца с непоставленным голосом и сопряжен с отклонениями в силе звучания и самом характере звука; в процессе подготовки певцов добиваются максимального выравнивания звучания голоса на всём протяжении его диапазона. См. Голос.

2) Участки диапазона разл. муз. инструментов, характеризующиеся единым тембром. Тембр звука того же инструмента в высоком и низком Р. зачастую существенно различается.

3) Устройства, применяемые на струнных клавишных инструментах, прежде всего на клавесине, для изменения силы и тембра звука. Изменение это может достигаться защипыванием струны ближе к колку или применением пера из др. материала, а также привлечением другого комплекта струн более высокой или (реже) более низкой настройки, комбинаций звучания этого комплекта с основным.

4) У органа - ряд труб сходной конструкции и тембра, но разл. высоты (итал. registre, англ. organ stop, франц. jen dorgue). См. Орган.

И. М. Ямпольский.

Регтайм

Регтайм (англ. ragtime, от rag - обрывок и time - время) - форма городской танцевально-бытовой (первоначально для фп.) музыки, исполнявшейся сев.-амер. неграми в кафе, танц. залах; сложилась в 70-е гг. 19 в. Р. - один из важнейших предшественников джаза, в рамках к-рого он сохранял самостоят. значение вплоть до 20-х гг. 20 в. Для исполнителей Р. характерен особый фп. стиль, близкий нар. манере игры на банджо. Специфич. муз. черта Р. - несовпадение ритма 2 осн. линий, возникающее при наложении регулярной ритмич. пульсации, т.н. "бита" (от англ. beat - удар) в партии левой руки и "офф-бита" (от англ. off beat - вне удара) - свободно акцентированной синкопированной мелодии. Это явление характерно для негр. фольклора США. Развитие фп. Р. достигло расцвета в 1-м десятилетии 20 в. Наиболее известные исполнители - С. Джоплин, Дж. Скотт, Дж. Р. Мортон, Дж. Лэм. В нач. 20 в. исполнительская манера Р. прививается в орк. игре; возникают т.н. Р.-оркестры (англ. ragtime-bands). Ранние образцы претворения муз. стиля Р. в проф. музыке - симфония "Из Нового Света" (ор. 95, 1893) и струнный квартет ("Американский", ор. 96, 1892) А. Дворжака. В конце 1-го десятилетия 20 в. Р. вошёл в моду как салонный и бальный танец. От него произошли тустеп, уанстеп, фокстрот. Особенности Р., соединённые с нек-рыми чертами джаза, использовал.в ряде соч. И. Ф. Стравинский (напр., в Р. для одиннадцати инструментов, 1918, а также в балетной пантомиме "История солдата - сказка о беглом солдате и чёрте", 1918).

Литература: Blesh R., Janis H., They all played ragtime, N. Y., 1950, 1959; Southern E., The music of black americans. A history, N. Y., 1971, p. 310-339; Golden encyclopedia of ragtime 1900 to 1974, N. Y., 1972, 1973; Hentoff N., McCarthy A. J., Jazz, N. Y., 1975, с 43-57.

Т. Л. Ляхова.

Редакция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Редер К. Г.

Редер К. Г. (Rцder) Карл Готлиб (22 VI 1812, Штёттериц, близ Лейпцига - 29 X 1883, Голис, близ Лейпцига) - основатель и глава нотопечатни и гравировальни в Лейпциге (Rцdersche Offizin fьr Notenstich und Notendruck, 1846). В 1876 передал предприятие своим зятьям К. Л. X. Вольфу и К. Э. М. Ренчу. В нотопечатне Р. осуществлялись гравировка и печать продукции изд-ва "М. П. Беляев в Лейпциге". В 1915 нотопечатное дело перешло в руки К. И. Райхеля. После 2-й мировой войны 1939-45 фирма функционирует как одно из крупнейших предприятий ГДР.

Литература: Riemann H., Notenschrift und Notendruck, (Lpz., 1896); Zur Westen Walter von, Musiktitel aus 4 Jahrhunderten, Lpz., (1921).

Редлих Х. Ф.

Редлих Х. Ф. (Redlich) Ханс Фердинанд (р. 11 II 1903, Вена) - англ. музыковед, дирижёр и композитор. По национальности австриец. С 1921 брал уроки у П. Вейнгартнера (фп.), К. Орфа (композиция) и др. видных музыкантов. Окончил как музыковед философский ф-т ун-та Франкфурта-на-Майне (1931). Работал дирижёром в оперных т-рах Берлина (1924-25) и Майнца (1925-29). С 1939 живёт в Великобритании. Читал лекции в "Ассоциации рабочего образования" (1941-55), в ун-тах - Кембриджском (с 1942), Бирмингемском (в 1949), Эдинбургском (в 1955); дирижировал оркестром труппы "Альбион операс" в Лондоне, был дирижёром и лектором Би-Би-Си (с 1946) и ряда муз. об-в. В 1948-50 преподавал в летней дирижёрской школе в Альпбахе (Тироль). С 1962 профессор Манчестерского ун-та. Р. - автор статей для капитальных изданий - "Новой оксфордской истории музыки" ("New Oxford history of music", с 1946), энциклопедии "Музыка в истории и современности" ("Die Musik in Geschichte und Gegenwart", под ред. Ф. Блуме, с 1949), 5-го изд. словаря Д. Грова (1954), участвует в подготовке издания Полного собр. соч. Г. Ф. Генделя (с 1953). Издал мн. соч. К. Монтеверди (исполнял их в собств. ред.). Р. принадлежат работы о Р. Вагнере, А. Брукнере, Г. Малере, А. Берге; пропагандировал также оперное творчество итальянских композиторов А. Казеллы, В. Джаннини, Дж. Ф. Малипьеро (перевёл на нем. язык либр. и осуществил сценич. ред. ряда их опер). Автор орк. пьес и вок.-симф. трилогии "Гёльдорлин" ("Hцlderlin,-Trilogie", 1946).

Литературные сочинения: Gustav Mahler, Nьrnberg, 1919; C.Monteverdi, Bd 1. Das Madrigalwerk, В., (1932); Richard Wagner: Tristan and Isolde, L.-N. Y., 1948; Richard Wagner: Lohengrin, L.-N. Y., 1949; Richard Wagner: Parsifal, L.-N. Y., 1951; Cl. Monteverdi. Leben und Werk, Olten. 1949; Bruckner und Mahler, L.-N. Y., 1955; A. Berg, W., 1957.

И. А. Слепнёв.

Редриков Ф.

Фёдор (гг. рожд. и смерти неизв.) - регент и композитор, один из видных мастеров партесного пения. Ему принадлежат 8 служб, 8-гол. стихиры (для т.н. двунадесятых праздников), неск. духовных концертов, в т.ч. 12-голосные.

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века, т. 1, вып. 3, М.-Л., 1928.

Н. Д. Успенский.

Реентович Ю. М.

Юлий Маркович (р. 30 X (12 XI) 1914, Тамбов) - сов. скрипач. Нар. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1964. Сын и ученик засл. арт. РСФСР Марка Наумовича Р. (1886-1953), по классу скрипки к-рого окончил Тамбовский муз. ин-т (1931). Совершенствовался в Москве у А. И. Ямпольского (1931-35). С 1931 артист, с 1952 концертмейстер оркестра Большого т-ра. С 1956 худ. рук. организованного им Ансамбля скрипачей Большого т-ра. Исполнение ансамбля отличается красотой и полнотой звучания, тонкой отделкой деталей, идеальной сыгранностью. Разнообразный репертуар ансамбля включает специально сделанные для него обработки произв. классич. и совр. музыки, а также оригинальные соч. сов. композиторов. Ансамбль гастролирует во мн. странах мира.

Литература: Медведев A., Ансамбль скрипачей ГАБТ, М., 1966 (буклет).

И. М. Ямпольский.

Резвой М. Д.

Резвый Модест Дмитриевич (1807, Петербург - 7 (19) IX 1853, там же) - рус. музыковед, композитор и виолончелист. Чл.-корр. Петерб. АН (1843). Занимался у И. Л. Фукса (гармония), Ф. Кнехта (виолончель). Играл в любительских камерных ансамблях, в оркестре студентов Петерб. ун-та. Инженер по специальности (с 1849 вице-директор Строит. департамента Морского мин-ва), Р. был одним из образованнейших музыкантов своего времени, а также талантливым портретистом- миниатюристом (среди его работ - портрет А. С. Грибоедова, автопортрет; в 1839 Академия художеств избрала его "почётным вольным общником"). Р. - один из создателей рус. муз. лексикографии. При переводе на рус. яз. книги Фукса "Практическое руководство к сочинению музыки" (СПБ, 1830) Р. проделал большую работу по систематизации и унификации отечеств. муз.-теоретич. терминологии, в частности ввёл в муз. практику такие термины, как лад, вводный тон и др. В 1835-37 Р. был гл. редактором муз. отдела "Энциклопедического лексикона" А. Плюшара (т. 1-6). Написанные им для этого издания статьи (в т.ч. "Аккомпаниатор", "Аккорд", "Аппликатура", "Ария", "Бас", "Бемоль", "Бекар", "Ведение голосов") отличались высоким профессионализмом, чёткостью формулировок и явились новым словом в муз. лексикографии. В нач. 40-х гг. по приглашению Отделения рус. языка и словесности Имп. Санкт-Петербургской AHR. принял участие в издании "Словаря церковно-славянского и русского языка" (т. 1-4, СПБ, 1847,1867-68). Р. принадлежат многие статьи, посв. муз. исполнит. иск-ву (писал под псевд. М. Р., М. Д. Р.). В статье "О сущности музыки" ("Отечественные записки", 1839, т. 3, No 5, Художества, с. 29-32) Р. подчёркивает связь композиторского и исполнительского творчества, в нек-рых теоретич. оценках он сближается с В. Г. Белинским. Р. принадлежат также муз. соч.: симфония (её интродукция и allegro исп. 1841), канцонетта (опубл. в "Лирическом альбоме" И. Ф. Ласковского и H. H. Норова, СПБ, 1832), "Duettino" (в Собр. муз. пьес, сост. М. И. Глинкой, т. 3, СПБ, 1839).

Литература: Кремлёв Ю., Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке, т. 1, 1825-1860, М., 1954; Гинзбург Л., История русского виолончельного искусства, кн. 2, М., 1957.

И. М. Ямпольский.

Резник Р.

Резник Р. (Resnik) Регина (р. 30 VIII 1921, Нью-Йорк) - амер. певица (лирико-драм. сопрано и меццо-сопрано). Училась в Нью-Йорке. Дебютировала в Бруклинской академии музыки (1942), затем выступала в Новой оперной компании под рук. Ф. Буша в Нью-Йорке (партия Леди Макбет, "Макбет" Верди). Пела в оперном т-ре в Мехико (1943), в "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке (партия Леоноры, "Трубадур", 1944). С 1946 солистка "Метрополитен-опера". Участвовала в муз. фестивалях в Зальцбурге и Байрёйте (партия Зиглинды, "Валькирия" Р. Вагнера, 1953). С сер. 1950-х гг. стала петь также партии меццо-сопрано (лучшие партии: Кармен; Леонора в "Трубадуре"). Гастролирует в крупнейших оперных т-рах мира - Венской гос. опере, "Ла Скала" (Милан), "Ковент-Гарден" (Лондон), т-ре "Колон" (Буэнос-Айрес). Р. обладает сочным, густым голосом яркого тембра, мастерством вок. декламации, артистич. темпераментом; исп. Р. отличается большой эмоциональностью; особенно близки ей драм. образы. С 1972 оперный режиссёр в Государственной опере в Гамбурге. Среди др. партий: Леонора ("Фиделио"), Микаэла; донна Эльвира ("Дон Жуан"), Принцесса Эболи ("Дон Карлос"), Далила; Куикли ("Фальстаф"), Амнерис.

Литература: Cook J., Regina Resnik, "Opera", 1963, p. 13-19.

В. В. Тимохин.

Резничек Э. Н.

Резничек Э. Н. (Reznicek) Эмиль Николаус фон (4 V 1860, Вена - 2 VIII 1945, Берлин) - австр. композитор и дирижёр. Чл. Берлинской академии иск-в (1919). Изучал право и композицию в ун-те Граца, в 1884 учился в Лейпцигской консерватории. Был воен. капельмейстером в Праге (1887) и др. городах, придв. капельмейстером в Веймаре, Мангейме (1896-99). С 1902 жил в Берлине. В 1909-11 дирижёр т-ра "Комише опер". С 1906 преподавал композицию и инструментовку в консерватории Клиндворта - Шарвенки, в 1920-26 - в Высшей муз. школе. Автор 4 симфоний (1904-19), симф. сюит, увертюр, в т.ч. "Раскольников" по Ф. М. Достоевскому (1932), песен, хоров. Написал более 10 опер, среди к-рых "Орлеанская дева" ("Die Jungfrau von Orleans", 1887, Прага), "Донна Диана" (1894, Прага; 2-я ред. 1933, Берлин), "Тиль Уленшпигель" (1902, Карлсруэ), "Рыцарь Синяя Борода" ("Ritter Blaubart", Дармштадт), "Олоферн" (1923, Шарлоттенбург). Р. принадлежат оперетты и музыка к спектаклям драм. т-ров.

Резонанс

Резонанс (франц. resonance, от лат. resono - звучу в ответ, откликаюсь) - акустич. явление, при к-ром в результате воздействия колебаний одного тела, называемого вибратором, в др. теле, называемом резонатором, возникают аналогичные по частоте и близкие по амплитуде колебания. Наиболее полно Р. проявляется в условиях точной настройки резонатора на частоту колебаний вибратора и при хорошей (с малыми потерями энергии) передаче колебаний. При пении и исполнении на муз. инструментах Р. используется для усиления звучания (за счёт включения в колебания большей площади тела резонатора), для изменения тембра и нередко увеличения продолжительности звучания (поскольку резонатор в системе вибратор - резонатор выступает не только как зависящее от вибратора, но и как самостоятельно колеблющееся тело, обладающее своими тембровыми и иными характеристиками). В качестве резонатора может служить любой вибратор, однако на практике конструируют спец. резонаторы, оптимальные по своим характеристикам и соответствующие предъявляемым к муз. инструментам требованиям (по высоте, громкости, тембру, продолжительности звучания). Различают единичные резонаторы, отвечающие на одну частоту (резонирующая подставка камертона, резонаторы челесты, вибрафона и др.), и множественные резонаторы (деки фп., скрипок и др.). Г. Гельмгольц использовал явление Р. для анализа тембра звуков. Он объяснил при помощи Р. функционирование органа слуха человека; в соответствии с его гипотезой, воспринимаемые ухом колебат. движения сильнее всего возбуждают те кортиевы дуги (расположенные во внутр. ухе), к-рые настроены на частоту данного звука; т. о., по теории Гельмгольца, различение звуков по высоте и по тембру основано на Р. Термин "Р." часто ошибочно используется для характеристики акустич. свойств помещений (вместо применяемых в архитектурной акустике терминов "отражение", "поглощение", "реверберация", "дисперсия" и др.).

Литература: Музыкальная акустика, М., 1954; Дмитриев Л. Б., Основы вокальной методики, М., 1968; Heimholt" H. v., Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fьr die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863, "1913 (рус. пер. - Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875); Schaefer К., Musikalische Akustik, Lpz., 1902, S. 33-38; Skudrzyk E., Die Grundlagen der Akustik, W., 1954 (рус. пер. - Скучик Е., Основы акустики, т. 1-2, М., 1958-59). См. также лит. к статье Акустика музыкальная.

Ю. Н. Рагс.

Резонансовые струны

Резонансовые струны - дополнит. струны, не используемые непосредственно исполнителем, а самовозбуждающиеся от колебания игровых струн. Служат для обогащения тембра и усиления звучания последних. Делаются обычно из тонкой проволоки и размещаются под грифом. Существуют след. способы применения Р. с.:

1) каждой ступени звукоряда отвечает созвучие только осн. тона специальной P. c., при этом количеств во Р. с. значительно превосходит число игровых;

2) используется созвучание как основного, так и частичных тонов; количество Р. с. в этом случае значительно меньше, часто равно числу игровых струн. Р. с. встречаются у мн. инд. инструментов: сурбахарвина имеет 13 Р. с. и 5 игровых, шикара - 13 и 3 игровые, эсрар - 15 и 4 игровые; у норв. нар. скрипки хардингфеле - 4 Р. с. и 4 игровые. Р. с. применяются в нек-рых виолах (у виоль дамура количество Р. с. нередко равно числу игровых струн. значит. числом Р. с. снабжён баритон; шейка, под к-рой они размещены, укорочена, что позволяет извлекать на них отд. звуки пиццикато). На фп. при нажатии правой педали резонирующими становятся все неударяемые струны (см. Педаль). Рояли фирмы Блютнер снабжены спец. неударяемыми "аликвотными" струнами, натягиваемыми рядом с игровыми (немного выше их).

Г. И. Благодатов.

Резонаторное отверстие

Резонаторное отверстие - отверстие в корпусе муз. инструмента. Служит для улучшения его акустич. свойств; передаёт колебания воздуха из полой части корпуса наружу. Р. о. делаются круглыми, величиной с горошину и более, а также в форме крестиков, треугольников, ромбиков, змеек и др. На протяжении веков у разных инструментов в процессе изменения их конструкций менялись количество, форма и расположение Р. о. Лопатообразный фиделъ (9-11 вв.) имел 1 круглое Р. о. в середине верхней деки; грушевидные фидели (ок. 12 в.) имели 2 Р. о. в форме почкообразных сегментов; на гитарообразных фиделях (14 в.), кроме 2 Р. о. в виде скобок сбоку от подставки, иногда делались 4 дополнит. отверстия по углам верхней деки. В процессе эволюции нек-рые усовершенствования заимствовались мастерами, переносившими изменения конструкции одних инструментов на другие. Так, имеются свидетельства, что отд. детали конструкции лютни были использованы для виолы: на верхней деке старинной виолы, имевшей 2 боковых скобкообразных или змеевидных Р. о., делали по образцу лютни 3-е Р. о. в форме розетки, к-рую вырезали в верхней половине деки, у конца грифа. В нек-рых старинных муз. инструментах Р. о. наз. голосниками. Важную роль играют Р. о. в инструментах семейства скрипок. Их классич. форма - "эф"-образная (похожа на рукоп. лат. букву f; отсюда эти Р. о. наз. эфами). Место эфа зависит от размеров инструмента и его мензуры. Старинные скрипичные мастера придавали большое значение тщательной выделке эфов; их форма, положение и размеры часто служат характерными признаками при определении принадлежности инструмента определённому мастеру или его школе.

Литература: Струве Б., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959, с. 37-43; Витачек Е., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1952, 1964, с. 64-67.

Н. А. Лисова.

Рей Д. Р.

Рей Д. Р. (Rey) Джемаль Решид (р. 25 VII (по др. данным, 25 X) 1904, Стамбул) - турецкий композитор, пианист и дирижёр. С 1911 занимался в Стамбуле (в 8 лет написал первое соч. - вальс), в 1913 - в лицее Бюффона в Париже, в 1914-19 - в Женевской консерватории. Совершенствовался в Парижской консерватории у М. Лонг (фп.) и Р. Лапарры (композиция). В 1923-45 преподавал в Стамбульской консерватории (классы композиции и фп.), где основал оркестр струн. инструментов (1934). Был редактором музыкальных передач Анкарского (1938-40), затем Стамбульского (1948-50) радио. С 1945 дирижёр и худ. рук. созданного им Стамбульского гор. симф. оркестра. Один из основателей (1946) и председатель Стамбульского филармонич. об-ва. С 1950 гастролирует как дирижёр во мн. странах. Р. - представитель т.н. турецкой пятёрки, один из основоположников нац. оперетты. В соч. часто использует турецкий фольклор. Уже в 20-х гг. создал ряд произв. на основе нар. песен.

Сочинения: оперы - Ян Марек (1922), Султан Джем (1928), Зейбек (1926), Три часа (1932), Челеби (1945, 2-я ред. 1973); оперетты - Красная шапочка (1920), Великолепная жизнь (1933), Шут (1936), Стамбульская фантазия (1972); для орк. - 2 симфонии (1941, 1963), симф. поэмы Легенда о Бебеке (1928), Карагёз (1931), Турция (1971) и др.; концерты с орк. - для фп. (1946-48), для скр. (1939); фп. квартет (1939); для фп. - соната (для 2 фп., 1924), Фантазия (1948); для голоса с фп. - Четыре мелодии (1956) и др.; обр. нар. песен - Анатолийские народные песни (для смешанного хора, 1926)и др.

Литература: Аrpаd В., Cemal Resid Rey operetleri, "Yedi tepe", 1974, I, No 207; Yener F., Cemal Resid Rey 50 sanat yulinda, там же.

З. Рустам-Заде.

Рейер Л. Э. Э.

Rейe (Reyer, наст. фам. Рей, Rey) Луи Этьенн Эрнест (1 XII 1823, Марсель - 15 I 1909, Лаванду, деп. Вар) - франц. композитор и муз. критик. Чл. Ин-та Франции (1876). В детстве обучался в муз. школе Барсотти в Марселе. С 1840 служил чиновником в Алжире. Продолжал самостоят. муз. занятия, сочинял салонные пьесы (романсы, танцы), написал торжественную мессу (1847, исп. в кафедральном соборе Алжира). С 1848 жил в Париже, изучал теорию музыки под рук. пианистки и комп. Л. Фарран. В 1850 были публично исп. его ориентальная ода-симфония "Селам" (на текст Т. Готье), о к-рой одобрительно отозвался Г. Берлиоз. Среди опер Р. наибольшей известностью пользовалась "Сигурд" (1884), написанная на тот же сюжет, что и "Зигфрид" Вагнера, но независимо от последнего. Оперному стилю Р. присущи черты позднего романтизма. Для его опер характерны сквозное муз. развитие, отказ от замкнутых форм, от деления на номера. Интенсивной была муз.-критич. деятельность Р., продолжавшаяся св. 40 лет (впервые выступил в 1857). Сотрудничал во мн. периодич. изданиях: "La Presse", "La Revue de Paris", "Courrier de Paris", "La Revue franзaise", "La Revue et Gazette musicale", "Gazette du Nord", "Moniteur universel", a также "Le Journal des Dйbats" (в 1866-99, где был преемником Берлиоза). Эрудированный и требовательный критик, Р. активно поддерживал молодых талантливых франц. композиторов (Ж. Бизе, К. Сен-Санса, Ж. Массне, Э. Лало). Был приверженцем и пропагандистом творчества Р. Вагнера во Франции, однако предостерегал франц. композиторов от подражания ему. В Париже были изданы сб-ки его избранных статей "Заметки о музыке" ("Notes de musique", 1875) и "Сорок лет музыки" ("Quarante ans de musique", 1910). С 1866 P. занимал пост библиотекаря "Корол. академии музыки". Р. принадлежат записи песен франц. нар. поэта и композитора-мелодиста П. Дюпона.

Сочинения: оперы - Мастер Вольфрам (Maоtre Wolfram, 1854, "Театр лирик", Париж), Статуя (La statue, 1861, там же), Герострат (1862, Баден-Баден), Сигурд (1884, т-р "Де ла Монне", Брюссель), Саламбо (по роману г. Флобера, 1890, там же) и др.; балет - Шакунтала (по сценарию Т. Готье, 1858, "Корол. академия музыки", Париж); кантаты - Победа (Victoire, 1859), гимн Союз искусств (Lunion des arts, 1862), драм. сцена Магдалина в пустыне (La Madeleine au dйsert, для баса и орк., 1874); фп. пьесы; хоры, романсы; сб. 40 старинных песен (в гармонизации Р.) и др.

Литература: Французская музыка второй половины XIX века, сб. статей под ред. М. С. Друскина, М., 1938, с. 70-74; История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века, М., 1966, с. 179-80; Julliеn A., Ernest Reyer, P., 1909; Curzon H. de, Ernest Reyer, sa vie et ses oeuvres, P., 1924.

E. P. Бронфин.

Рейзен М. О.

Марк Осипович (р. 21 VI (3 VII) 1895, с. Зайцево Екатеринославской губ.) - сов. певец (бас). Народный арт. СССР (1937). В 1917-18 занимался в Харьковской консерватории. С 1921 выступал на сцене Харьковского оперного т-ра, в 1925-30 солист Ленингр. т-ра оперы и балета, в 1930-54 - Большого т-ра (в последующие годы периодически выступал в Большом т-ре).

Выдающийся сов. певец, представитель рус. вок. школы, Р. обладает голосом большого диапазона (св. 2 октав), сочного бархатного тембра, редкого по богатству и красоте звуковых оттенков. Артист яркого драм. дарования, Р. создал галерею высокохудожеств. вок.-сценич. образов в операх рус. композиторов; его исполнение свидетельствует о глубоком раскрытии замысла автора. Наивысшие достижения - партии Бориса Годунова и Досифея (Гос. пр. СССР, 1949 и 1951); в них убедительная сценическая интерпретация соединилась с высоким вок. мастерством исполнения. Среди многочисл. партий: Сусанин, Руслан, Фарлаф, Варяжский гость, Олоферн, Пимен, Галицкий, Кончак, Мельник, Томский; Грозный ("Псковитянка"), Мефистофель; Мефистофель ("Мефистофель" Бойто), Дон Базилио ("Севильский цирюльник") и др. Тонкий интерпретатор камерной музыки; исполнение Р. романсов М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, С. В. Рахманинова, Ф. Шуберта, Р. Шумана, а также произв. сов. композиторов и рус. нар. песен отличалось неповторимым своеобразием. Первый исполнитель вок. цикла Д. Б. Кабалевского "10 сонетов Шекспира". Участвовал в исполнении вок.-симф. произв. (партии баса в 9-й симфонии и Торжественной мессе Л. Бетховена, в Реквиемах Дж. Верди и В. А. Моцарта и др.). В 1965-70 заведовал вок. кафедрой Моск. консерватории, с 1967 профессор. Гос. пр. СССР (1941) - за выдающиеся достижения в области театр.-вок. иск-ва. Гастролировал за рубежом (в 1929 в Германии, Франции, Великобритании, Испании, Монте-Карло; в 50-е гг. - в Венгрии, Румынии и др.).

Литература: Львов М., Марк Осипович Рейзен, "СМ", 1951, No 5, с. 44-46; Марк Осипович Рейзен, М., 1953 (буклет); К 70-летию М. О. Рейзена, "СМ", 1965, No 7, с. 89-99; Зарубин В., Марк Рейзен, "МЖ", 1975, No 13; Большаков A.; Немеркнущий талант, "СМ", 1976, No 5; Мавричева Е., Марк Осипович Рейзен, в кн.: Мастера Большого театра, М., 1976.

В. И. Зарубин.

Рейзенауэр А.

Рейзенауэр А. (Reisenauer) Альфред (1 XI 1863, Кёнигсберг - 3 X 1907, Лиепая, Латв. ССР) - нем. пианист. Начальное образование получил под рук. матери, затем Л. Кёлера (фп., пение). С 12-летнего возраста учился у Ф. Листа в Веймаре; в 1881 выступил с ним в Риме в одном концерте. С 1886 совершал конц. турне по Германии, России (с 1887, в т.ч. по городам Сибири) и др. странам (дал более 2000 концертов). В 1900-1906 преподавал в Лейпцигской консерватории; среди учеников - С. Борткевич, Б. Хинце-Рейнхольд, В. Ниман. Современники высоко ценили иск-во Р. - пианиста романтич. направления; его игра отличалась пластичностью, мастерством педализации, богатством красок и в то же время отшлифованностью деталей. Автор гл. обр. вок. сочинений (баллад, романсов, песен; более 100 остались в рукописях), а также "Симф. вариаций" для фп. в 4 руки (позднее инструментованы для оркестра Ф. Вейнгартнером) и фп. пьес, в т.ч. цикла "Путевые картинки" ("Reisebilder", op. 14).

Литература: Schwerin J. von, Erinnerungen an A. Reisenauer, Kцnigsberg, 1909; Вerent S., (Reisenauer), "Neue musikalische Zeitung", 1909, No 30, S. 319; Niemann W., Meister des Klaviers, В., 1919; Weingartner F., Lebenserinnerungen, Bd 1-2, Z. - Lpz., 1928-29; Sсhonberg H. C., The great pianists, N. Y., 1963.

A. Б. Шнитке.

Рейманн В. М.

Виллем Мадисович (р. 6 (19) III 1906, Пярну) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1955). Окончил Таллинскую консерваторию по классам композиции у А. И. Каппа (1933) и фп. у А. Г. Лембы (1936). В 1937-38 совершенствовался по композиции у З. Кодая, Л. Вейнера, Э. Унгера в Муз. академии им. Ф. Листа в Будапеште. С 1942 преподаватель муз.-теоретич. предметов и класса камерного ансамбля в Таллинской консерватории (с 1947 доцент, с 1965 профессор). Гос. пр. Эст. ССР (1949). Гос. пр. СССР (1951).

Сочинения: опера Дальние берега (Kauged rannad, 1959, Таллин); для орк. - симфония (1951), 2 симфониетты (1963, 1977), симф. сюиты Вилсанди (Vilsandi, 1937), Драматическая (1961); соч. для эстр. орк.; концерт для скр. с орк. (1969); произв. для дух. орк.; камерно-инстр. ансамбли - 2 сонаты для скр. и фп. (1934, 1945), 2 сонаты для влч. и фп. (1932, 1933), струн. квартет (1961); для фп. - соната (1945), 4 сонатины (1948-63) и др.; песни - На могиле героя (1953), Переходящее знамя (1953), Грустная песенка (1955), Поэма о Кингисеппе (1966) и др.; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам, в т.ч. "Государство птиц в Вилсанди" (1937).

Рейнак Т.

Рейнак Т. (Reinach) Теодор (3 VI 1860, Сен-Жерменан-Ле - 30 X 1928, Париж) - франц. археолог, учёный-эллинист, филолог и музыковед. Чл. Ин-та Франции (1909). Начал деятельность как юрист. В 1888-1907 гл. редактор журн. "Revue des йtudes grecques". Профессор "Коллеж де Франс", руководитель "La Gazette des beaux-arts". В 1928 президент Франц. об-ва музыковедения (Societй franзaise de musicologie). Знаток антич. муз. культуры, Р. выпустил многочисл. работы в этой области. Занимался проблемами, связанными с Плутархом, Аристотелем, а также дельфийскими гимнами. В монографии "Греческая музыка" (1926) обобщил новейшие сведения о муз. культуре антич. Греции. Написал также либр. оперы "Саламин" (по "Персам" Эсхила, музыка М. Эмманюэля, 1929, т-р "Гранд-Опера", Париж) и оперы-балета "Рождение лиры" ("La naissance de la lyre", по Софоклу, музыка А. Русселя, 1925, т-р "Гранд-Опера", Париж).

Сочинения: La musique des hymnes de Delphes, "Bulletin de correspondance hellйnique", 1893-94; Notes sur les problиmes musicaux dAristotel (совм. с E. de Eichthal), "Revue des йtudes grecques", 1894, v. 5; Un nouvel hymne delphique, "Bulletin de correspondance hellйnique", 1912; De la musique (совм. с H. Weil), P., 1900; La musique grecque, P., 1926.

T. H. Соловьёва.

Рейнбергер Й.

Рейнбергер Й. (Reinberger) Йиржи (р. 14 IV 1914, Брно - 26 V 1977, Прага) - чеш. органист, композитор и педагог. Игре на органе учился у Э. Треглера (1932) в Брно, позднее у Б. А. Видермана в Праге. Совершенствовался у Г. Рамина и К. Штраубе в Лейпциге. Окончил юридич. ф-т в Праге; композицией занимался под рук. В. Новака (1938-1940). С 1945 преподаватель консерватории в Брно, с 1946 профессор консерватории в Праге, с 1954 профессор и декан орг. отделения Академии иск-в в Праге (почти все совр. органисты ЧССР - ученики Р.). Концертировал (с 1932) во мн. странах, неоднократно в СССР (впервые в 1955); пропагандировал чеш. орг. музыку. Р. - неизменный пред. жюри междунар. конкурсов органистов в Праге, проводимых в рамках фестиваля "Пражская весна". Был консультантом от чеш. фирмы "Ригер-Клосс" при строительстве органов для СССР (устанавливались с 1959 в Москве, Таллине, Минске и др.). Составитель и ред. антологии чеш. орг. музыки "Чешское органное творчество" ("Ceskб varhannн tvorba", sv. 1-3, 1954-58). Автор 3 концертов для органа с оркестром, концерта для виолончели с оркестром, 2 симфоний, песен.

Л. И. Ройзман.

Рейнбергер Й. Г.

Рейнбергер Й. Г. (Rheinberger) Йозеф Габриель (17 III 1839, Вадуц - 25 XI 1901, Мюнхен) - нем. муз. педагог, органист и композитор. Ученик Ф. М. Шмутцера, И. X. Герцога (орган) и Ю. Й. Майера (композиция); композицию изучал также у Ф. Лахнера. С 1859 преподавал игру на фп. и композицию в Корол. муз. школе Мюнхена. В 1890-96 органист Санкт-Михаэль-кирхе, с 1877 капельмейстер при корол. дворе. Был известен гл. обр. как выдающийся педагог. Его многочисл. соч. были забыты вскоре после его смерти. Автор романтич. оперы "Семь воронов" (1869, Мюнхен), комич. зингшпиля для детей "Бедный Генрих" (1863), симф. и камерных произв., ораторий, месс, соч. для органа (в т.ч. 2 концерта с оркестром, 20 сонат) и др. Почётный доктор Мюнхенского ун-та (1899), чл. Берлинской академии иск-в (1884).

Литература: Molitor R., J. Rheinberger und seine Kompositionen fьr die Orgel, Lpz., 1904; Geiger A., Zum 50. Todestag J. Rheinbergers, "Zeitschrift fьr Kirchenmusik", 1952, Bd 72.

О. Т. Леонтьева.

Рейнгбальд Б. М.

Берта Михайловна (21 X (2 XI) 1897, Одесса - 21 X 1944, там же) - сов. пианистка, педагог. Чл. КПСС с 1939. Училась у Э. А. Чернецкой-Гешелин и Б. И. Дронсейко-Миронович (фп.), по классу к-рой окончила Одесскую консерваторию (1919); там же преподавала (с 1921, с 1933 профессор, с 1938 зав. кафедрой спец. фп.), в 1941-44 профессор Ленингр. консерватории (в Ташкенте, во время эвакуации). Была одним из организаторов (совм. с П. С. Столярским и др.) муз. школы-десятилетки в Одессе (1933), пред. исполнит. секции Одесского отделения CK (1939-41). Р. - видный представитель сов. фп. педагогич. школы; один из создателей новых форм сов. муз. образования и системы подготовки музыкантов-исполнителей. На формирование педагогич. принципов Р. оказали влияние А. К. Боровский, Г. Г. Нейгауз и др. крупные пианисты. Среди учеников - Э. Г. Гилельс, Т. И. Гольдфарб, Б. М. Козель, Б. С. Маранц, Л. А. Сосина, О. Б. Фельцман.

Сочинения: Как я обучала Эмиля Гилельса, в сб.: Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве, М.-Л., 1966, с. 147-60.

Литература: Коган Г., К вопросу о советском исполнительском стиле, "СМ", 1933; No 4; Коган П., Вместе с музыкантами, М., 1964, с. 156-57, 160; Гилельс Э., О моём педагоге, "СМ", 1964, No 10; Xентова С., Эмиль Гилельс, М., 1959, с. 14-25, 29-31; её же, Современная фортепианная педагогика и её мастера, в сб.: Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве, М.-Л., 1966; Дагiлайська Е., М. Старкова i Б. Рейнгбальд - педагоги-пiанiсти Одеськоп консерваторiп, в сб.: Украпнське музикознавство, Кипв, 1973, No 8; её же, Из прошлого фортепианного исполнительства и фортепианной педагогики в Одессе, в сб.: Мастерство музыканта-исполнителя, вып. 2, М., 1976.

Э. Р. Дагилайская.

Предыдущая страница Следующая страница