Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 12, "БОН"-"БОЧ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 12, "БОН"-"БОЧ")

Бонн

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бонончини А. М.

Бонончини А. М. (Bononcini) Антонио Мария (18 VI 1677, Модена - 8 VII 1726, там же) - итал. композитор и скрипач. Сын композитора Джованни Марии Б. Учился у Дж. П. Колонны в Болонье. В 1696 написал оперу "Триумф Камиллы, королевы Вольши" ("II trionfo di Camilla, regina dei Volsci"), к-рая была пост. в Неаполе (в том же году) и в Вене (1697). В 1704-11 служил при дворе в Вене. С 1714 жил в Риме, где в течение нек-рого времени преподавал музыку. В 1716-21 дирижёр театр. оркестра, в 1721-26 придв. капельмейстер в Модене. Был одним из видных оперных композиторов конца 17 - 1-й четв. 18 вв. Автор опер: "Арминий" (1706), "Луций Вер" (1716), "Гризельда" (1718) и др., 3 ораторий, церк. музыки.

Бонончини Д. Б.

Бонончини Д. Б. (Bononcini) Джованни Баттиста (18 VII 1670, Модена -9 VII 1747, Вена) - итал. композитор и виолончелист. Учился у своего отца - композитора Джованни Марии Б., Дж. П. Колонны и у Дж. Буони в Болонье. Рано начал работать как композитор, написав несколько инстр. произведений. Был певцом и виолончелистом в церкви Сан-Петронио в Болонье (1687-88) и одновременно капельмейстером капеллы Сан-Джованни ин Монте. Писал оратории и церк. музыку. В 1692-96 жил в Риме. В этот период написал оперы: "Враг любви" (1692), "Геракл, или Похищение сабинянок" (1692), "Ксеркс" (1694). С 1698 придв. композитор и виолончелист в Вене, в 1702-03 - в Берлине, где была пост. его опера "Полифем" (1702). В 1720 был приглашён в Лондон для работы во вновь открытом "Кингс тиэтре". В этом т-ре пост. его оперы: "Астарта" (1720), "Кир" (1721), "Гризельда" (1722), "Эрминия" (1723), "Кальпурния" (1724), "Астианакс" (1727) и др.

Среди др. сочинений Б. неск. ораторий, церк., инстр. и камерная музыка. Получил известность также как скрипач.

Литература: Kretzschmar H., Geschichte der Oper, В., 1919; в рус. пер. - История оперы, Л., 1925.

Бонончини Д. М.

Бонончини Д. М. (Bononcini) Джованни Мария (23 IX 1642, Модена - 18 XI 1678, там же) - итал. композитор. Учился у М. Уччеллини и А. Бендинелли в Модене. С 1671 скрипач, с 1674 капельмейстер гор. собора в Модене, участвовал в придв. концертах. Один из крупнейших представителей моденской инстр. школы. Автор камерных и церк. сонат, кантат, мадригалов, арий и др., работы о контрапункте ("Musico prattico", 1673).

Сочинения: Primi frutti del giardino musicale, v. 1-2, Venezia, 1666; Sonate da camera e da ballo a 1-4 str., Venezia, 1667; Sonate da chiesa, v. 1-2, Venezia, 1672; Ariette, correnti, gighe, alemande e sarabande, Bologna, 1673.

Бонтемпелли М.

Бонтемпелли М. (Bontempelli) Массимо (12 V 1878, Комо - 23 VIII 1960, Рим) - итал. писатель, драматург, муз. критик, композитор. Академик (1930). Сенатор (1946). В 1908 начал лит. деятельность. В 1926-29 возглавлял журнал "Novecento" (Рим); был теоретиком лит. направления "новечентизм", провозглашавшего "освобождение" от действительности силой творч. фантазии. Автор статей о музыке, в т. ч. о творчестве итал. классиков (Дж. Б. Перголези, Д. Скарлатти, Дж. Верди) и совр. композиторов (Дж. Ф. Малипьеро). Сотрудничал в журнале "La Rassegna musicale". Писал фортепьянные, камерные, симф. произв., музыку к пост. нек-рых своих пьес ("Наша богиня", 1925; "Нембо", 1935; "Золушка", 1942, и др.). Драмы Б. стали основой либретто опер Р. Малипьеро "Простодушная Минни" (1942), "Женщина изменчива" (1954). Изданы сб. статей Б. о музыке (1945, 1958). После 2-й мировой войны 1939-45 вступил в Коммунистич. партию Италии, был активным участником борьбы за мир.

Сочинения: G. Francesco Malipiero, Mil., 1942; Introduzioni e discorsi, Mil., 1945; Passione incompiuta. Scritti sulla musica (1910-1950), Mil. - Verona, 1958 (с нотографией соч. Б.).

Литература: Ваldассi Z., Massimo Bontempelli, Torino, 1967.

Б. С. Штейнпресс.

Бончи А.

Бончи А. (Bonci) Алессандро (10 II 1870, Чезена - 8 III 1940, Визерба) - итал. певец (тенор). В 1896 окончил Муз. лицей в Пезаро, где занимался у К. Педротти и Ф. Коэн. В дальнейшем учился в Парижской консерватории. В 1896 дебютировал с большим успехом в т-ре "Реджо" в Парме (Фентон - "Фальстаф" Верди). С этого же года Б. выступал в ведущих оперных т-рах Италии, в т. ч. в "Ла Скала" (Милан), а затем и за рубежом. Гастролировал в России, Австрии, Великобритании, Германии, Испании, Юж. Америке, Австралии, США (был солистом "Манхаттан-опера" и "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке). В 1927 оставил сцену и занимался педагогич. деятельностью.

Б. был выдающимся представителем искусства бельканто. Его голос отличался пластичностью, мягкостью, прозрачностью, нежностью звучания. Среди лучших партий: Артур, Эльвино ("Пуритане", "Сомнамбула" Беллини), Неморино, Фернандо, Эрнесто, Эдгар ("Любовный напиток", "Фаворитка", "Дон Паскуале", "Лючия ди Ламмермур" Доницетти). Среди др. муз. сценич. образов: Дон Оттавио ("Дон Жуан"), Альмавива ("Севильский цирюльник"), Герцог, Альфред ("Риголетто", "Травиата"), Фауст. Пользовался популярностью как концертный певец (участвовал в исполнении "Реквиема" Верди и др.).

Литература: Monaldi G., Gantanti celebri, Roma, 1927.

В. В. Тимохин.

Борг К.

Борг К. (Borg) Ким (р. 7 VIII 1919, Хельсинки) - фин. певец (бас). Брал уроки пения в Хельсинки (дебютировал здесь в концерте, 1947), затем в Стокгольме. Учился также в Муз. академии им. Я. Сибелиуса. (1948-49, муз.-теоретич. предметы) в Хельсинки. Как оперный певец дебютировал в 1951 в Орхусе; пел в т-рах: ряда городов скандинавских стран, Австрии и др., позднее в США и Канаде. Участвует в крупнейших муз. фестивалях, в т. ч. в Глайндборнском оперном фестивале. В составе Фин. оперы гастролировал в Москве и Ленинграде (1954). Партии: Борис Годунов, Филипп II, Мефистофель, Дон Жуан; Зарастро ("Волшебная флейта"), Окс ("Кавалер розы"). В конц. репертуаре выделяется вок. лирика Сибелиуса. С 1972 профессор консерватории в Копенгагене. Автор ряда вок. и инстр. соч.

Литературные сочинения: Zur internationalen Verbreitung der Lieder von Sibelius, "ЦMz", 1965, Bd 20, H. 3.

Литература: Мякинен Т., Нумми С., Musica fennica, Хельсинки, 1965; Ralf К., De tusen sеngarnas land, "Musik-revy", 1975, No 3.

Боргстрём Я.

Боргстрём Я. (Borgstrom) Яльмар (наст. фам. - Йенсен (Jensen)) (23 III 1864, Кристиания - 5 VII 1925, там же) - норв. композитор и муз. критик. Учился музыке у Ю. Свенсена, Л. М. Линнемана и У. Ульсена в Осло, затем в консерватории в Лейпциге (1887-89). В 1890-1901 жил в Берлине. С 1907 постоянно выступал как муз. критик в норв. прессе ("Verdens Gang", "Aftenposten" и др.). Б. - продолжатель романтич. направления в сканд. музыке. В его творчестве отразились влияния Р. Вагнера и Ф. Листа, а также норв. композитора Ю. Сельмера. Наиболее значительны достижения Б. в области программного симфонизма.

Сочинения: оперы - Тора из Римоля (Thora pе Rimol, 1894), Рыбак (Fiskeren, 1904); кантаты (1890 и 1912); для орк. - 2 симфонии (1890 и 1917), симф. поэмы - Гамлет (1903), Иисус в Гефсиманском саду (Jesus i Gethsemane, 1904), Йун Габриэль Боркман (John Gabriel Borckman, по одноим. произв. Г. Ибсена, 1905), Думы (Tanken, 1917), концерты с орк. - для фп. (1910), для скр. (1914); камерн. ансамбли - 2 струн. квартета, фп. квинтет (1919), соната для скр. и фп. (1906); фп. соч., романсы, песни и др.

Литература: Ланге К., Эствед A., Норвежская музыка, М., 1967.

О. Е.Левашева.

Борд Ш.

Борд Ш. (Borde) Шарль (12 V 1863, Ла-Рош-Корбон, деп. Эндр и Луара - 8 XI 1909, Тулон) - франц. композитор, педагог. Ученик Ф. Мармонтеля (фп.) и С. Франка (композиция). С 1890 руководил капеллой церкви Сен-Жерве в Париже. В 1892 осн. хор. об-во "Певцы из Сен-Жерве" ("Les chanteurs de St-Gervais"), пропагандировавшее духовную и светскую музыку 15 - 17 вв. Для своего хора, концертировавшего по стране и за границей, Б. составил "Антологию произведений старинной духовной музыки" ("Anthologie des maоtres religieux primitifs"). В 1894 совм. с В.д'Энди и А. Гильманом Б. осн. в Париже "Схола канторум". В 1889-90 записал в Испании нар. баскские мелодии, издав их затем в сб. "Archives de la Tradition Basque".

Сочинения: Баскская рапсодия для фп. с орк., 1890; Дивертисмент для трубы и орк. (1902); Баскская сюита для флейты и струн. квартета (1888); четыре ритмич. фантазии для фп. (1891); хоры; мотеты; церк. диалоги; 33 песни (1883-1908).

Литература: Alibert F. P., Charles Bordes а Maguelonne, P., 1926; Castera R. de, La fondation de la Schola Cantorum, P., 1927.

Бордони Ф.

Бордони Ф. (Bordoni) Фаустина - см. Хассе И. А.

Бордоньи Д. М.

Бордоньи Д. М. (Bordogni) Джованни Марко (23 I 1789, Гаццанига, близ Бергамо -31 VII 1856, Париж) - итал. певец (тенор) и педагог. Учился в Милане у С.Майра. В 1813 дебютировал на сцене т-ра "Ла Скала" (Милан). В 1814-15 пел в т-ре "Каркано" (Милан), с 1817 - в "Ла Скала". В 1819 переехал в Париж, где стал ведущим солистом "Театр итальен". Голос Б. отличался мягкостью, красотой тембра и большой подвижностью. Исполнял гл. обр. партии в итал. оперном репертуаре, в т. ч. в операх Дж. Россини: Отелло; Рамиро ("Золушка"), Линдор ("Итальянка в Алжире"), Джанетто ("Сорока-воровка") и др., а также в операх "Агнесса" Паэра, "Элиза и Клаудио" Меркаданте и др. С 1820 вёл вок. класс в Парижской консерватории; воспитал неск. выдающихся певцов и певиц, в т. ч. Дж. Марио, Г. Зонтаг. Б. принадлежит ряд учебных пособий по вок. иск-ву - "Метод обучения вокальному искусству" ("Methode de chant", P., s. a.) и др.

Бордун

Бордун - см. Бурдон.

Бори Л.

Бори Л. (Bori) Лукреция (24 XII 1888, Бурриана, Валенсия - 14 V 1960, Нью-Йорк) - исп. артистка оперы (сопрано). Одна из выдающихся оперных певиц 20 в. Пению училась в консерватории в Валенсии, затем в Милане (у М. Видаля) и Риме. На оперной сцене впервые выступила в 1908, исполнив партию Микаэлы в римском т-ре "Адриано". Затем пела в Париже (1910, вместе с Э. Карузо и П. Амато), Милане (т-р "Ла Скала", 1910-11), Нью-Йорке ("Метрополитен-опера", 1912-15, 1921-36) и др. В 1936 оставила сцену. Б. обладала голосом прозрачного тембра, свободно звучавшим во всех регистрах. Исполняла лирич. партии в операх 18-19 вв., в произв. веристов. Среди лучших партий Б.: Каролина ("Тайный брак" Чимарозы), Норина ("Дон Паскуале" Доницетти), Виолетта; Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Церлина ("Дон Жуан"), Манон ("Манон Леско" Пуччини), Мими, Чио-Чио-сан; Луиза ("Луиза" Шарпантье).

Литература: Lauri-Volpi G., A viso aperto, Mil., 1953.

Борисенко В. И.

Вера (Вероника) Ивановна (р. 16 I 1918, дер. Большие Немки, ныне Ветковского р-на Гомельской обл.) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1959). Пению училась в Минской консерватории (1938-40). В 1943 окончила Киевскую консерваторию по классу Д. Г. Евтушенко. В 1941-45 артистка Свердловского т-ра, в 1945-46 - Киевского т-ра оперы и балета. С 1946 (с перерывом в 1963-1965) солистка Большого т-ра СССР; дебютировала в партии Ганны ("Майская ночь").

Партии: Груяя ("Вражья сила", Гос. пр. СССР, 1948), Любава, Любаша ("Садко", "Царская невеста"), Марфа ("Хованщина"), Ниловна ("Мать" Хренникова, первая исполнительница, 1957), Кармен и др.

Выступает как конц. певица. Гастролировала в Австрии, Англии, Польше.

Литература: Полякова Л., Молодёжь оперной сцены Большого театра, М., 1952, с. 21-25.

В. И. Зарубин.

Борисов В. Т.

Валентин Тихонович (р. 7(20) VI 1901, Богодухов, ныне Харьковской обл.) - советский композитор. В 1927 окончил Харьковский муз.-драм. ин-т по классу композиции С. С. Богатырёва. Один из организаторов Ассоциации пролетарских музыкантов Украины (АПМУ, 1929). В 1944-48 пред. правления Харьковского отделения ССК УССР. С 1944 преподаёт в Харьковской консерватории (с 1947 - доцент, в 1944-48 - директор).

Сочинения: для хора, солистов, чтеца и орк. - На страже Днепростроев (1932); для солистов, хора и орк. - Пограничная сюита (1939), кантата Народный праздник (1952, 1-е исп. 1953); для орк. - Симфония (1958); Траурно-героическая поэма памяти В. П. Чкалова (1940), Поэма о Родине (1943) и др.; квартеты, фп. пьесы, хоры; романсы на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Т. Г. Шевченко, П. Г. Тычины, В. Н. Сосюры и др.; обработки укр. нар. песен.

Борисова Г. И.

Галина Ильинична (р. 22 IV 1941, Москва) - сов. певица (меццо-сопрано). Засл. арт. РСФСР (1976). В 1966 окончила Моск. консерваторию у Ф. С. Петровой. С того же года стажёр, с 1967 солистка Большого т-ра. Среди партий - Марфа ("Хованщина"), Марина Мнишек; Любаша ("Царская невеста"), Амнерис, Азучена, Кармен; Комиссар ("Оптимистическая трагедия" Холминова), Бланш ("Игрок" Прокофьева), Плюшкин ("Мёртвые души" Щедрина). Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом.

Борисовский В. В.

Вадим Васильевич (р. 7(19) I 1900, Москва - 2 VIII 1972, там же) - советский альтист, исполнитель на виоль д'амур и педагог. Нар. арт. РСФСР (1965). Обучался игре на скрипке у М. И. Пресса и Р. Поллака. В 1922 окончил Моск. консерваторию по классу альта В. Р. Бакалейникова. В 1923-66 участник квартета им. Бетховена. Как исполнитель и педагог сыграл большую роль в развитии советской альтовой школы. С 1925 преподаватель, с 1935 профессор Московской консерватории по классу альта. Среди его учеников: Р. В. Баршай, Ф. С. Дружинин, Г. И. Матросова и др. Б. - первый исполнитель мн. (посвящённых ему) сочинений сов. композиторов для альта (сонаты С. Н. Василенко, В. Н. Крюкова, сюита В. А. Гайгеровой, Поэма З. А. Левиной, Пролог А. А. Крейна и др.). Автор многих обработок и транскрипций для альта и виоль д'амур, редактор педагогич. пособий ("Школа А. Б. Бруни", "Каприсы П. Роде" и др.). Б. восстановил, опубликовал и первый исполнил незаконч. сонату для альта и фп. М. И. Глинки (изд. 1932). Им составлен (совм. с нем. музыковедом В. Альтманом) "Указатель литературы для альта и виоль д'амур" ("Literaturverzeichnis fьr Bratsche und Viola d'amour", Wolfenbьttel, 1937). Государственная пр. СССР (1946).

Литература: Юзефович В., Рыцарь альта, "СМ", 1970, No 5; (Некролог), "СМ", 1972, No 10.

И. М. Ямпольский.

Борисяк А. А.

Андрей Алексеевич (6 (18) II 1885, Самара - 21 IV 1962, Москва) - сов. виолончелист и педагог. Кандидат искусствоведения (1944). В 1911 окончил Петерб. консерваторию у А. В. Вержбиловича, занимался также у Я. С. Розенталя. Совершенствовался у П. Касальса в Париже (1912-13). С 1913 преподавал в Харьковском муз. уч-ще, с 1919 - в муз. техникумах Москвы. Среди работ Б. - "Очерки школы Пабло Казальса" (1929), "Метод органического развития приёмов игры на виолончели" (1934, 2-е изд. 1947), "Школа игры на виолончели" (1949).

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Русская классическая виолончельная школа (1860-1917), М., 1965, с. 485-89.

Борищенко В. П.

Виктор Петрович (р. 22 I (4 II) 1914, Харьков) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. УССР (1951). Чл. КПСС с 1946. Учился в Харьковском ин-те инженеров железнодорожного транспорта, одноврем. (1930-33) занимался в Муз. студии при Доме культуры железнодорожников по классу пения у М. И. Михайлова; позже совершенствовался у Е. А. Муравьёвой в Киеве. С 1933 солист Харьковского т-ра оперы и балета и Т-ра муз. комедии, в 1935-59 - Укр. т-ра оперы и балета. Среди партий - Собинин; Князь Гвидон ("Сказка о царе Салтане"), Левко, Владимир Дубровский; Андрей ("Тарас Бульба" Лысенко), Фауст; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Ричард ("Бал-маскарад"), Пьер Безухов; Богун ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Василь ("Милана" Г. И. Майбороды). С 1962 режиссёр-ассистент Укр. т-ра оперы и балета; принимал участие в возобновлении опер "Царская невеста", "Бал-маскарад", "Тоска", "Лакме"; "Богдан Хмельницкий" Данькевича и др.

Борк И.

Борк И. (Borkh) Инге (наст. имя и фам. - Ингеборг Велич, Welitsch) (р. 26 V 1921, Мангейм) - нем. певица (сопрано) (ФРГ). Была драм. актрисой в венском "Бургтеатре", пению обучалась в Италии и Австрии. С 1941 выступала как оперная певица (Люцерн, Берн, Базель, Цюрих). Гастролировала в ФРГ, Великобритании, Италии, Франции, Испании, Португалии, Сев. и Юж. Америке. Пела в Венской гос. опере, Баварской (Мюнхен) и Берлинской гор. операх. Певица обладает большим драм. талантом и голосом редкого по широте диапазона. Исполнила множество разнообразных партий, в т. ч. в операх Р. Вагнера; создала яркий образ Антигоны в одноим. соч. К. Орфа (Зальцбург, 1949).

Боровик Н. К.

Николай Константинович (р. 26 X 1924, пос. Володарское Донецкой обл.) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1963). Чл. КПСС с 1958. В 1956 окончил историко-теоретич. ф-т Харьковской консерватории у М. Д. Тица, в 1959 - аспирантуру при Ин-те искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР в Киеве. С того же года - науч. сотрудник, в 1965-74 ст. науч. сотрудник этого ин-та. С 1976 гл. редактор изд-ва "Музична Україна". С 1981 зав. кафедрой теории и истории музыки Пед. ин-та им. А. М. Горького. Автор книг, а также многих статей в периодич. печати, посв. сов. и дореволюц. укр. музыке.

Сочинения: А. Я. Штогаренко..., К., 1961; Музичнi форми та жанри, Київ, 1962; Творчiсть А. Штогаренка, Київ, 1965; Український радянський камерно-iнструментальний ансамбль, Київ, 1968; Рильський i музика, Київ, 1969 (совм. с Т. Булат i Т. Шеффер); Квартет iм. Лисенка, Київ, 1976, на рус. яз., К., 1980, и др.

Боровский А. К.

Александр Кириллович (6(18) III 1889, Елгава - 27 IV 1968, Уобен, штат Массачусетс) - пианист. В 1912 окончил Петерб. консерваторию по классу А. Н. Есиповой, получил премию имени А. Рубинштейна. В 1915-20 профессор Моск. консерватории. С 1920 жил за границей, с 1940 - в США. Концертировал в Англии, Германии, СССР (впервые в 1927), Франции и др. странах. Б. - пианист большого темперамента, отлично выработанной техники, широкого виртуозного размаха.

Я. И. Мильштейн.

Бородай М. М.

Михаил Матвеевич (1853-1929, Иркутск) - сов. театр. деятель, антрепренёр. В юности служил при т-ре рассыльным, затем переписчиком ролей, суфлёром. В 1870 работал у харьковского антрепренёра H. H. Дюкова библиотекарем и актёром на выходных ролях. Был кассиром и администратором у антрепренёров П. М. Медведева (Харьков), Е. Я. Неделина (Таганрог), Г. М. Коврова (Саратов, Воронеж). С 1886 начал антрепренёрскую деятельность. Возглавлял крупные провинциальные драм. и оперные т-ва в Харькове, Саратове, Казани, Нижнем Новгороде, Одессе, Тбилиси, Иркутске. Организовывал стационарные и передвижные труппы, в частности оперные труппы на Урале и в Сибири. После Великой Окт. социалистич. революции работал в Иркутском т-ре.

Б. был одним из рус. театр. деятелей, способствовавших развитию нац. театр. иск-ва; он стремился приблизить т-р к демократич. зрителю, пропагандировал серьёзный репертуар. Значительны заслуги Б. в деле популяризации оперного иск-ва в провинции; мн. крупные оперные певцы начинали творческий путь в его труппах.

Литература: "Современный театр", 1929, No 34-35 (Некролог); Русский провинциальный театр. Воспоминания, Л. - М., 1937, с. 59-65, 98-103; Юрьев Ю. М., Записки, ч. 1-2, Л. - М., 1948; Боголюбов H. H., 60 лет в оперном театре, М., 1967.

Бородин А. П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Боррен Ш. Ж. Э.

Боррен Ш. Ж. Э. (Borren), Шарль Жан Эжен ван ден (17 XI 1874, Иксель - 14 I 1966, Икль) - бельг. историк музыки. Чл. Бельг. Корол. академии (с 1937; с 1957 её президент). Музыке обучался самостоятельно, затем занимался теорией музыки под руководством Э. Клоссона. В 1919-40 библиотекарь консерватории в Брюсселе. Преподавал историю музыки в ун-тах Брюсселя (1926-45) и Льежа (1927-45). Был чл. правления Междунар. об-ва музыковедения (1927-54), чл. зарубежных академий. Б. - один из организаторов и председатель Бельг. общества музыковедения (с 1946), научный руководитель об-ва пропаганды старинной музыки "Pro Musica Antiqua" (с 1932); издатель произв. полифонистов 15 в. (светских и церковных). В центре интересов Б. - музыка эпохи Возрождения, иск-во вёрджинелистов, история нидерландской и бельгийской музыки.

Сочинения: Les origines de la musique de clavier en Angleterre, Brux., 1912; Les origines de la musique de clavier dans les Pays-Bas..., Brux., 1914; Orlande de Lassus, P., 1920; Brux., 1943; G. Dufay, Brux., 1926; Йtudes sur le XV-e siиcle musical, Antw., 1941; Peter Benoоt, Brux., 1942; Geschiedenis van de muziek in de Nederlanden, dl. 1-2, Amst. - Antw., 1948-51; Cйsar Franck, Brux., 1950; La musique en Belgique du moyen вge а nos jours, Brux., 1950 (совм. с Э. Клоссоном) и др.

Литература: Clerx С., van den Linden A., Hommage а Charles van den Borren, Anvers, 1945; Wangermйe R., Hommage а Charles van den Borren, Anvers, 1945 (с библ.).

В. В. Ошис.

Боррис З.

Боррис З. (Borris) Зигфрид (р. 4 XI 1906, Берлин) - нем. композитор и педагог (ФРГ). Ученик П. Хиндемита (композиция) и А. Шеринга (история музыки). В 1929-33 преподаватель, с 1945 профессор Высшей муз. школы (Берлин). Совм. с Э. Краусом издаёт журн. "Musik und Bildung" (с 1969). Автор 5 симфоний (1940-43), ряда концертов для разл. инструментов с оркестром, в т. ч. для фп. (1962), опер, балета "Последняя игра" ("Das letzte Spiel", 1955), кантат, хоров, песен, музыки к радиопередачам и др. Известен как муз. теоретик, историк музыки, публицист. Президент Союза нем. муз. учителей и концертирующих артистов (Verband Deutscher Musikerzieher und konzertierender Kьnstler), один из рук. Ин-та новой музыки и муз. воспитания в Дармштадте, вице-президент Нем. муз. совета (с 1969).

Литературные сочинения: Praktische Harmonielehre, В., 1938; 1972; Beitrдge zu einer neuen Musikkunde, Bd 1-2, В., 1947-48; Einfьhrung in die moderne Musik, Halle, 1950; Die Oper im 20. Jahrhundert, Wolfenbьttel - Z., 1962; Modern Jazz, В., 1962; Strittige Fragen zur musikalischen Jugendbildung in Deutschland, В., 1964; Structural analysis of Webern's Symphony op. 21, в кн.: P. A. Pisk. Essays in his honor, Austin, 1966; Der Schlьssel zur Musik von heute, Dьsseldorf - W., 1967; Entwicklungslinien der neuesten Musik, в сб.: Der EinfluЯ der technischen Mittel auf die Musikerziehung unserer Zeit, Mainz, 1968; Die groЯen Orchester, Hamb. - Dьsseldorf, 1969, и др.

Борткевич С. Э.

Сергей Эдуардович (16(28) II 1877, Харьков - 25 X 1952, Вена) - рус. композитор и пианист. В 1896-99 учился в Петерб. консерватории по классу композиции А. К. Лядова (одновременно был студентом юридич. ф-та Петерб. ун-та), затем в Лейпцигской консерватории (1900-02). С 1902 гастролировал как пианист по странам Европы. В 1904-14 жил в Берлине (преподавал в консерватории Клиндворта-Шарвенки), затем в России (до 1920), в Константинополе (до 1922) и в Вене. Опираясь в своём творчестве на традиции русской музыкальной школы, Б. также испытал влияние позднего немецкого романтизма. Автор оперы "Акробаты", балетной сюиты "1001 ночь", 2 симфоний, инструментальных концертов с оркестром, симфонических поэм и сюит, камерно-инструментальных и вокальных произведений.

Бортнянский Д. С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Борхман А. А.

Александр Адольфович (28 III(9 IV) 1872, Москва - 13 XI 1940, там же) - советский композитор. По профессии врач. В 1905-07 занимался по композиции у Р. М. Глиэра и А. Т. Гречанинова. Автор симф. поэмы "Кузум" (по Р. Тагору, исп. 1926), оркестровых вариаций на белорус. тему (1909), камерно-инстр. ансамблей (в т. ч. сонаты для скрипки и фп., изд. 1928), пьес для фп., вок. циклов на сл. Ю. К. Балтрушайтиса, Г. Гейне, Р. Тагора, А. А. Блока, вок. сюиты на тексты Р. Тагора (исп. 1923) и др.

Литература: Тематический разбор симфонической поэмы "Кузум" А. А. Борхмана, "Современная музыка", 1925, No 9; Шебалины А. и В., А. А. Борхман (Некролог), "СМ", 1941, No 1.

Боске Э.

Боске Э. (Bosquet) Эмиль (8 XII 1878, Брюссель - 18 VII 1958, Икль) - бельг. пианист и педагог. Учился в Брюссельской консерватории, позднее занимался у Ф. Бузони. Лауреат Междунар. конкурса им. А. Г. Рубинштейна (Вена, 1900). С 1905 преподаватель Антверпенской, с 1919 профессор Брюссельской консерваторий. Участник трио (совм. с А. Дюбуа и М. Дамбуа), существовавшего до 1949. Концертировал во мн. странах. Автор инструктивных сочинений для фп., в т. ч. "Фортепианная музыка" ("La musique de clavier", Brux., 1953).

Боскович А. У.

Боскович А. У. (Boscovich) Александер Урия (16 VIII 1907, Клаузенбург, ныне Клуж, Румыния - 13 XI 1964, Тель-Авив) - израильский композитор. Теорию и композицию изучал под руководством П. Дюка в Париже. С 1938 жил в Тель-Авиве, где преподавал в Израильской консерватории. Автор орк. сюит "Народные еврейские песни" ("Chansons populaires juives", исп.1938), "Семитская сюита" ("Semitic suite", 1948), концертов с орк. - для скрипки (1942, 2-я ред. 1944), гобоя (1943, 2-я ред. 1951), фп. пьес и др. В своём творчестве опирался на др.-евр. и совр. евр. фольклор.

Боссе Г. А.

Гуальтьер Антонович (9(21) IX 1877, Рига - 18 XII 1953, Ленинград) - советский певец (бас), режиссёр и педагог. Засл. арт. Республики (1927). Пению обучался у И. Ф. Россета (Петербург), позднее занимался в Миланской консерватории. В 1905 солист Итал. оперы в Петербурге; в 1906-09 - Киевского оперного театра; с 1910 - Мариинского т-ра (ныне Ленингр. т-р оперы и балета). В 1941 оставил сцену.

Б. обладал выдающимся сценическим дарованием, большой музыкальностью. Был одним из лучших исполнителей на русской сцене партий Вотана ("Валькирия") и Дона Базилио ("Севильский цирюльник"). Др. партии: Кончак; Мандарин ("Сын мандарина" Кюи), Мефистофель ("Фауст"), Коллен ("Богема"), Марсель ("Гугеноты"), Леандр ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева).

Поставил спектакли: "Миньон" Тома (1918), "Царь-плотник" Лорцинга (1919) и др. - в Михайловском т-ре (ныне Ленингр. Малый т-р оперы и балета).

В 1913-43 преподавал в Ленингр. консерватории (с 1914 профессор). Среди его учеников А. П. Иванов и И. П. Яшугин.

В. И. Зарубин.

Босси М. Э.

Босси М. Э. (Bossi) Марко Энрико (25 IV 1861, Сало, Бреша - 20 II 1925) - итал. органист, композитор, педагог, муз. деятель. Сын органиста. Учился в Муз. лицее в Болонье (1871-73) и консерватории в Милане (1873-81; ученик Сангалли - фп., Л. Кампанари - скрипка, П. Фумагалли - орган, К. Бонифорти - контрапункт, А. Понкьелли, Ч. Доминичети - композиция). В 1881-90 органист собора в Комо, до 1896 преподаватель Неаполитанской консерватории (орган и гармония). Директор Муз. лицея Б. Марчелло в Венеции (1896-1902; преподавал игру на органе и композицию), Муз. лицея в Болонье (1902-12), академии "Санта-Чечилия" в Риме (1916-23). Возглавлял Конц. об-во Б. Марчелло в Венеции. Выдающийся исполнитель-органист. Концертировал во мн. странах Европы (в т. ч. в России в 1907 и в 1912) и в США. Успешно боролся за реформу органостроения в Италии, за возрождение орг. иск-ва. Написал (совм. с Дж. Тебальдини) руководство для обучения в органных классах консерваторий. Умер, возвращаясь на пароходе из США в Европу.

Сочинения: кантаты для хора, орк. и органа, мессы, оперы; для органа - Концерт с орк. ор. 100, Фантазия ор. 68, Соната ор. 71; симф. этюд; Концертштюк для органа с орк., ор. 130, небольшие пьесы.

Литературные сочинения: Metodo teorico-pratico per lo studio dell'organo moderno, v. 1-2, Mil., 1893-97 (совместно с G. Tebaldini).

Литература: Frotscher G., Die Geschichte des Orgelspiels und der Orgelkomposition, Bd 2, В., 1936; "РМГ", 1907, No 47.

Л. И. Ройзман.

Бостон

Бостон (boston, по назв. города Бостон в США), вальс-бостон, - амер. салонный танец, лирич., часто сентиментального характера. Разновидность медленного вальса. Зародился в конце 19 в.; особой популярностью пользовался в Америке и Европе в 1920-е гг.

Бостон

Р. М. Глиэр. Вальс-бостон из балета "Красный мак".

От венского вальса отличается паузой в сопровождении на третьей доле, иногда и на второй. Мелодич. начало в Б. доминирует над ритмич., часто используются ускорения и замедления темпа. В орк. изложении Б. ведущая роль принадлежит струн. инструментам. Помимо салонной танц. музыки, Б. изредка встречается в балетах ("Красный мак" Р. М. Глиэра), в инстр. циклах (фп. сюита "1922" и финал 1-го струн. квартета П. Хиндемита, Партита Э. Шульгофа и др.).

С. П. Панкратов.

Бостонский симфонический оркестр

Бостонский симфонический оркестр - один из старейших симф. оркестров США. Осн. в 1881 меценатом Г. Ли Хиггинсоном. В состав оркестра вошли квалифицированные музыканты из Австрии и Германии (первоначально 60 музыкантов, позже ок. 100). Первый концерт Б. с. о. под рук. дирижёра Г. Хеншеля состоялся в 1881 в зале "Бостон мюзик-холл". В конце 19 в. Б. с. о. возглавляли дирижёры: В. Герике (1884-89; 1898-1906), А. Никиш (1889-93), Э. Паур (1893-98). С 1900 оркестр постоянно выступает в зале "Симфони-холл". Большое значение для становления исполнительского мастерства Б. с. о. имела деятельность К. Мука, к-рый руководил коллективом в 1906-18 (с перерывом; в 1908-12 муз. рук. М. Фидлер). После смерти Хиггинсона, финансировавшего деятельность оркестра, был образован Совет попечителей. В сезоне 1918-19 Б. с. о. выступал под рук. А. Рабо, его сменил П. Монтё (1919-24), пополнивший репертуар оркестра преим. произв. совр. франц. музыки.

Расцвет деятельности Б. с. о. связан с С. А. Кусевицким, к-рый возглавлял его в течение 25 лет (1924-49). Он утвердил характерные черты стиля игры оркестра, ввёл в репертуар мн. произв. рус. музыки. (Б. с. о. - один из первых в США интерпретаторов творчества П. И. Чайковского). По инициативе Кусевицкого Б. с. о. впервые исполнил ряд сочинений совр. композиторов - С. С. Прокофьева, А. Онеггера, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, Д. Д. Шостаковича, а также амер. авторов - А. Копленда, У. Пистона, У. Шумена и др. Кусевицкий организовал шестинедельный Беркширский фестиваль в Танглвуде (штат Массачусетс), где выступал Б. с. о. В 1949-62 оркестром руководил Ш. Мюнш, его сменил Э. Лейнсдорф (с 1962). С 1969 Б. с. о. возглавляет У. Стайнберг. С оркестром выступали крупнейшие дирижёры разных стран - Э. Ансерме, Б. Вальтер, Г. Вуд, А. Казелла и др., а также композиторы - А. К. Глазунов, В. д'Энди, Р. Штраус, Д. Мийо, О. Респиги, М. Равель, С. С. Прокофьев и др.

Сезон Б. с. о. длится ежегодно от октября до середины августа и включает св. 70 концертов. Регулярно (с 1900) проходят летние общедоступные концерты, так наз. Бостон-попс, в к-рых участвуют ок. 50 музыкантов оркестра (с 1930 этими популярными программами руководит А. Фидлер). Б. с. о. проводит также серии концертов в крупных городах США, с 1952 гастролирует за рубежом (в СССР - в 1956).

M. M. Яковлев.

Ботезат П. А.

Прасковья (Полина) Андреевна (р. 29 X 1922, с. Чумашки, ныне Кемеровской обл.) - сов. певица (лирич. сопрано) и педагог. Нар. арт. Молд. ССР (1966). Чл. КПСС с 1958. В 1952 окончила Кишинёвскую консерваторию. С 1942 солистка ансамбля "Дойна", в 1944-47 - ансамбля Центр. Дома культуры железнодорожников (Москва), с 1952 - Молд. филармонии, в 1956-78 - Молд. т-ра оперы и балета. Партии: Татьяна, Лиза, Виолетта, Дездемона, Чио-Чио-сан; Недда ("Паяцы"), Домника ("Героическая баллада" Стырчи, 1-е исп., 1960) и др. С 1952 преподаёт в Ин-те иск-в им. Г. Музическу (с 1965 доцент).

Боткин В. П.

Василий Петрович (27 XII 1811(8 I 1812), Москва - 10(22) X 1869, Петербург) - рус. писатель, публицист и критик. Учился в частном Моск. пансионе Кряжева. В 30-е гг. участник кружка Н. А. Станкевича, где сблизился с В. Г. Белинским, Т. Н. Грановским, позднее с А. И. Герценом, Н. П. Огарёвым. Б. играл на скрипке, устраивал в своём доме муз. вечера. С 1833 выступал в печати по вопросам философии, лит-ры, живописи, музыки, т-ра. Существен вклад Б. в историю рус. муз.-критич. мысли. Его муз. воззрения сложились под идейным воздействием кружка Станкевича и основывались на нем. романтико-идеалистич. эстетике. Б. выступал преим. как пропагандист зап.-европ. музыки - итал. и особенно немецкой (прежде всего, Л. Бетховена). Поддерживая новые, прогрессивные явления, Б. резко критиковал "учёную рутину" и "схоластические предрассудки" немецких муз. филистеров. Боролся за содержательное муз.-исполнительское иск-во, решительно отвергал внешнюю виртуозную игру, поверхностный эффектный техницизм. Его меткие характеристики творчества В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, а также оценки игры Ф. Листа, А. Л. Гензельта, З. Тальберга не утратили своего значения. Б. писал также о рус. музыке. Он высоко ценил творчество М. И. Глинки (хотя и не понял его новаторства), отдавал должное таланту А. С. Даргомыжского. Осн. работы Б.: "Итальянская и германская музыка" (1839), "Об эстетическом значении новой фп. школы" (1850), обзоры итал. оперы, опубл. в журн. "Отечественные записки", "Современник" (1850). Интересные наблюдения над испан. нар. музыкой содержатся в его "Письмах об Испании" ("Современник", 1847-1848, отд. изд. - 1857).

Сочинения: Сочинения, т. 1-3, СПБ, 1890-93 (т. 3. Статьи о музыке).

Литература: Кремлев Ю., Русская мысль о музыке..., т. 1, 1825-1860, Л., 1954; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1, вып. 2, М., 1967; Бернандт Г., В. П. Боткин. Материалы к творческой биографии, "СМ", 1968, No 3.

И. М. Ямпольский.

Боттезини Д.

Боттезини Д. (Bottesini) Джованни (22 XII 1821, Крема, Ломбардия - 7 VII 1889, Парма) - итал. контрабасист, дирижёр и композитор. Род. в семье музыканта (отец - контрабасист и композитор). В 1839 окончил Миланскую консерваторию по классам Л. Росси (контрабас), Ф. Базили и Н. Ваккаи (композиция). С 1840 концертировал в странах Европы и Америки (в 1866 - в России). Был капельмейстером парижского "Театра Итальен"(1855-57),т-ров в Палермо (1861-63), Барселоне, Каире и др. городах. В 60-х гг. основал во Флоренции Квартетное об-во (Societа del Quartetto). В 1889 был директором консерватории в Парме.

Контрабасист-виртуоз, Б. обладал блестящей техникой (играл на 3-струнном контрабасе). Исполнение его отличалось красивым, насыщенным звуком, благородством фразировки. Б. выступал также в дуэтах (с певицами А. Патти, Г. Зонтаг, скрипачами А. Вьётаном, Г. Венявским, К. Сивори и др.). Как оперный дирижёр пользовался известностью в Италии, Франции, США. Дирижировал премьерой оперы "Аида" в Каире (1871). Автор опер "Христофор Колумб" (1847); "Осада Флоренции" (1856), "Ночной дьявол" ("Il diavolo della notte", 1858), "Эро и Леандр" (1879) и др., оратории "Оливковый сад" ("The garden of olivet", 1887); симфоний, квартетов, квинтетов; пьес для контрабаса, в т. ч. "Венецианский карнавал", "Тарантелла"; конц. дуэтов (для контрабаса и скрипки).

Литература: Garniti A., In memoria di G. Bottesini, Crema, 1922; Planyavsky A., Geschichte des Kontrabasses, Tutzing, 1970, S. 272-79.

Л. С. Гинзбург.

Ботштибер Х.

Ботштибер Х. (Botstiber) Хуго (21 IV 1875, Вена - 15 I 1941, Шрусбери, графство Шропшир) - австр. музыковед. Учился в Венской консерватории по композиции у Р. Фукса, позднее брал уроки у А. Цемлинского; историю музыки изучал в Венском ун-те под рук. Г. Рича и Г. Адлера. С 1896 работал в б-ке Об-ва друзей музыки (с 1905 - секретарь), с 1900 секретарь "Концертферайна", в 1913-37 ген. секретарь об-ва "Концертхауз" в Вене. В 1904-11 редактор журн. "Musikbuch aus Цsterreich". Завершил 3-й том биографии Й. Гайдна, написанной К. Ф. Полем (1927), переработал 2-й том "Путеводителя по концертному залу" Г. Кречмара (1932), подготовил к печати клавирные произв. И. Пахельбеля (совм. с М. Зейфертом) и "Венские клавирные и органные сочинения 2-й пол. 17 в." для "Памятников музыкального искусства в Австрии" ("Denkmдler der Tonkunst in Цsterreich", Bd VIII, 2, Bd XXXVIII, 2). В 1938 после захвата Австрии нем. фашистами эмигрировал в Англию.

Сочинения: Geschichte der Ouvertьre, Lpz., 1913; J. Haydn und das Verlagshaus Artaria, W., 1909 (совместно с Fr. Artaria); Beethoven im Alltag, W., 1927.

И. M. Ямпольский.

Боулт А. С.

Боулт А. С. (Boult) Адриан Седрик (р. 8 IV 1889, Честер, графство Чешир) - англ. дирижёр. Учился у М. Регера (композиция) и А. Никита (дирижирование, 1912-13) в консерватории в Лейпциге. С 1914 дирижёр т-ра "Ковент-Гарден" в Лондоне. Как симф. дирижёр дебютировал в 1918 с оркестром Корол. филармонич. об-ва. С 1924 дирижёр Фестивального хор. об-ва в Бирмингеме. Дирижировал в Англии спектаклями "Русского балета С. Дягилева". В 1924-30 и 1957-60 рук. городским симф. оркестром в Бирмингеме. В 1930-42 муз. директор и дирижёр симф. оркестра англ. радиовещательной компании Би-Би-Си. Выступал с крупнейшими симф. оркестрами - Бостонским и Нью-Йоркским филармоническим (1938-39). В 1950-57 возглавлял Лондонский филармонич. оркестр, с к-рым гастролировал в 1956 в СССР. Его репертуар отличался широтой, включал и классич., и романтич., и совр. музыку, в т. ч. мн. новые произв. англ. композиторов - "Планеты" ("The planets") Г. Т. Холста, "Лондонскую симфонию" Р. Воана-Уильямса и др. Для Б. характерна классич. манера исполнения. Автор работ по дирижированию.

Сочинения: A handbook on the technique of conducting, L., 1921, 1949 (совм. с W. Emery); The Saint-Matthew passion, its preparation and performance, L., 1949 (совм. с W. Emery); Thoughts on conducting, L., 1963 (в рус. пер. - Мысли о дирижировании, фрагмент, "СМ", 1964, No 5, с. 63-71).

Литература: в кн.: Brook D., International gallery of conductors, Bristol, 1951, p. 52-60.

Я. M. Ямпольский.

Боуэн Й. Э.

Боуэн Й. Э. (Bowen) Эдвин Йорк (22 II 1884, Лондон - 23 XI 1961, Хемпстед) - англ. композитор и пианист. В 1898-1905 учился в Корол. академии музыки в Лондоне у Ф. Кордера (композиция) и Т. Маттея (фп.). С 1905 преподавал в фп. школе Тобиаса Маттея, с 1908 - в Корол. академии музыки. В композиторском творчестве Б. - последователь неоромантизма. Наиболее значительны его фп. и камерно-инстр. произв. Автор ценных трудов в области фп. педагогики.

Сочинения: для орк. - 3 симфонии, симф. поэмы, в т.ч. Жалоба Тассо (The lament of Tasso), 3 сюиты (1904, 1907, 1908), симф. фантазия; для инструмента с орк. - концерты 3 для фп., для скр., для альта), рапсодия для влч.; камерн. - 3 струн. квартета и др. инстр. ансамбли разл. состава, 5 сюит для скр. и фп., сонаты с фп. для альта, для влч. и др.; для фп. - соната, 24 прелюдии и др. пьесы.

Литературные сочинения: Pedalling the modern pianoforte, L., 1936; Arpeggio passages for the keyboard, L., 1942; The simplicity of piano technique, L., 1961.

Литература: Sorabji K. S., A note on Jork Bowen, в кн.: Mi contra fa, L., (s. а.).

М. М. Яковлев.

Бочаров М. В.

Михаил Васильевич (2(14) XI 1872, Петербург - 29 IV 1936, Ленинград) - советский певец (баритон). Засл. арт. Республики (1925). В 1898 окончил юридич. ф-т Киев. ун-та. Пению учился в Киев. муз. уч-ще, сначала у К. Эверарди, затем у М. Петца; совершенствовался в Италии. В 1900-16 солист оперных т-ров Москвы (Опера Зимина и др.), в 1916-23 и с 1928 - Одессы, Киева, Баку, Свердловска, в 1923-1928 - Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова. Имел обширный репертуар (свыше 90 партий), являлся одним из лучших исполнителей партии Демона на рус. сцене. Обладал сильным, насыщенным, ровным во всех регистрах голосом и большим сценич. темпераментом.

Партии: Мазепа и Кочубей ("Мазепа" Чайковского), Евгений Онегин, Эскамильо, Риголетто; Бекмессер ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Воццек ("Воццек" Берга, первый исполнитель на сов. сцене, 1927) и др.

Вёл большую конц. деятельность, исполнил цикл программ, посвящённых творчеству Р. Вагнера и П. И. Чайковского. Занимался педагогич. работой. Среди его учеников - М. И. Донец. Написал воспоминания о М. М. Ипполитове-Иванове (в журн. "Рабочий и театр", 1935, No 3).

Литература: Шампаньер A., Русский театр, К., 1905, с. 53-54.

В. И. Зарубин.

Бочев Б. Н.

Бончо Николов (1 XII 1899, Драганово, Великотырновский округ - 22 V 1975, София) - болг. хор. дирижёр и педагог. Нар. арт. НРБ (1963). Чл. БКП с 1945. Спец. муз. образования не получил. Основатель и рук. (с 1939) софийского детского хора (с 1946 под назв. "Бодра смяна") и "Хора софийских девушек" (с 1953) (хоры - лауреаты мн. междунар. конкурсов). Хор "Бодра смяна" неоднократно гастролировал в СССР (1964, 1969, 1974, 1979). Б. внёс вклад в становление жанра детской песни в болг. музыке; мастерское исполнение руководимых им детских коллективов вдохновило мн. болг. композиторов на создание пионерских песен. Димитровская пр. (1952).

Бочкова И. В.

Ирина Васильевна (р. 2 XI 1938, Раменское Моск. обл.) - сов. скрипачка. Лауреат Всес. конкурса музыкантов-исполнителей (1961, 1-я пр.), Междунар. конкурсов скрипачей им. П. И. Чайковского (1962, 2-я пр.) и им. М. Лонг - Ж. Тибо (Париж, 1963, 1-я пр.). Окончила в 1962 Моск. консерваторию по классу скрипки Ю. И. Янкелевича, в 1965 под его рук. - аспирантуру. С этого же года преподаёт в Московской консерватории. Солистка Московской филармонии (с 1962). Гастролирует за рубежом (Франция, Югославия, Италия и др.).

Предыдущая страница Следующая страница