Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Б" (часть 12, "БОН"-"БОЧ")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Бонончини А. М. (Bononcini) Антонио Мария (18 VI 1677, Модена - 8 VII 1726, там же) - итал. композитор и скрипач. Сын композитора Джованни Марии Б. Учился у Дж. П. Колонны в Болонье. В 1696 написал оперу "Триумф Камиллы, королевы Вольши" ("II trionfo di Camilla, regina dei Volsci"), к-рая была пост. в Неаполе (в том же году) и в Вене (1697). В 1704-11 служил при дворе в Вене. С 1714 жил в Риме, где в течение нек-рого времени преподавал музыку. В 1716-21 дирижёр театр. оркестра, в 1721-26 придв. капельмейстер в Модене. Был одним из видных оперных композиторов конца 17 - 1-й четв. 18 вв. Автор опер: "Арминий" (1706), "Луций Вер" (1716), "Гризельда" (1718) и др., 3 ораторий, церк. музыки. |
Бонончини Д. Б. (Bononcini) Джованни Баттиста (18 VII 1670, Модена -9 VII 1747, Вена) - итал. композитор и виолончелист. Учился у своего отца - композитора Джованни Марии Б., Дж. П. Колонны и у Дж. Буони в Болонье. Рано начал работать как композитор, написав несколько инстр. произведений. Был певцом и виолончелистом в церкви Сан-Петронио в Болонье (1687-88) и одновременно капельмейстером капеллы Сан-Джованни ин Монте. Писал оратории и церк. музыку. В 1692-96 жил в Риме. В этот период написал оперы: "Враг любви" (1692), "Геракл, или Похищение сабинянок" (1692), "Ксеркс" (1694). С 1698 придв. композитор и виолончелист в Вене, в 1702-03 - в Берлине, где была пост. его опера "Полифем" (1702). В 1720 был приглашён в Лондон для работы во вновь открытом "Кингс тиэтре". В этом т-ре пост. его оперы: "Астарта" (1720), "Кир" (1721), "Гризельда" (1722), "Эрминия" (1723), "Кальпурния" (1724), "Астианакс" (1727) и др. Среди др. сочинений Б. неск. ораторий, церк., инстр. и камерная музыка. Получил известность также как скрипач. Литература: Kretzschmar H., Geschichte der Oper, В., 1919; в рус. пер. - История оперы, Л., 1925. |
Бонончини Д. М. (Bononcini) Джованни Мария (23 IX 1642, Модена - 18 XI 1678, там же) - итал. композитор. Учился у М. Уччеллини и А. Бендинелли в Модене. С 1671 скрипач, с 1674 капельмейстер гор. собора в Модене, участвовал в придв. концертах. Один из крупнейших представителей моденской инстр. школы. Автор камерных и церк. сонат, кантат, мадригалов, арий и др., работы о контрапункте ("Musico prattico", 1673). Сочинения: Primi frutti del giardino musicale, v. 1-2, Venezia, 1666; Sonate da camera e da ballo a 1-4 str., Venezia, 1667; Sonate da chiesa, v. 1-2, Venezia, 1672; Ariette, correnti, gighe, alemande e sarabande, Bologna, 1673. |
Бонтемпелли М. (Bontempelli) Массимо (12 V 1878, Комо - 23 VIII 1960, Рим) - итал. писатель, драматург, муз. критик, композитор. Академик (1930). Сенатор (1946). В 1908 начал лит. деятельность. В 1926-29 возглавлял журнал "Novecento" (Рим); был теоретиком лит. направления "новечентизм", провозглашавшего "освобождение" от действительности силой творч. фантазии. Автор статей о музыке, в т. ч. о творчестве итал. классиков (Дж. Б. Перголези, Д. Скарлатти, Дж. Верди) и совр. композиторов (Дж. Ф. Малипьеро). Сотрудничал в журнале "La Rassegna musicale". Писал фортепьянные, камерные, симф. произв., музыку к пост. нек-рых своих пьес ("Наша богиня", 1925; "Нембо", 1935; "Золушка", 1942, и др.). Драмы Б. стали основой либретто опер Р. Малипьеро "Простодушная Минни" (1942), "Женщина изменчива" (1954). Изданы сб. статей Б. о музыке (1945, 1958). После 2-й мировой войны 1939-45 вступил в Коммунистич. партию Италии, был активным участником борьбы за мир. Сочинения: G. Francesco Malipiero, Mil., 1942; Introduzioni e discorsi, Mil., 1945; Passione incompiuta. Scritti sulla musica (1910-1950), Mil. - Verona, 1958 (с нотографией соч. Б.). Литература: Ваldассi Z., Massimo Bontempelli, Torino, 1967. Б. С. Штейнпресс. |
Бончи А. (Bonci) Алессандро (10 II 1870, Чезена - 8 III 1940, Визерба) - итал. певец (тенор). В 1896 окончил Муз. лицей в Пезаро, где занимался у К. Педротти и Ф. Коэн. В дальнейшем учился в Парижской консерватории. В 1896 дебютировал с большим успехом в т-ре "Реджо" в Парме (Фентон - "Фальстаф" Верди). С этого же года Б. выступал в ведущих оперных т-рах Италии, в т. ч. в "Ла Скала" (Милан), а затем и за рубежом. Гастролировал в России, Австрии, Великобритании, Германии, Испании, Юж. Америке, Австралии, США (был солистом "Манхаттан-опера" и "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке). В 1927 оставил сцену и занимался педагогич. деятельностью. Б. был выдающимся представителем искусства бельканто. Его голос отличался пластичностью, мягкостью, прозрачностью, нежностью звучания. Среди лучших партий: Артур, Эльвино ("Пуритане", "Сомнамбула" Беллини), Неморино, Фернандо, Эрнесто, Эдгар ("Любовный напиток", "Фаворитка", "Дон Паскуале", "Лючия ди Ламмермур" Доницетти). Среди др. муз. сценич. образов: Дон Оттавио ("Дон Жуан"), Альмавива ("Севильский цирюльник"), Герцог, Альфред ("Риголетто", "Травиата"), Фауст. Пользовался популярностью как концертный певец (участвовал в исполнении "Реквиема" Верди и др.). Литература: Monaldi G., Gantanti celebri, Roma, 1927. В. В. Тимохин. |
Борг К. (Borg) Ким (р. 7 VIII 1919, Хельсинки) - фин. певец (бас). Брал уроки пения в Хельсинки (дебютировал здесь в концерте, 1947), затем в Стокгольме. Учился также в Муз. академии им. Я. Сибелиуса. (1948-49, муз.-теоретич. предметы) в Хельсинки. Как оперный певец дебютировал в 1951 в Орхусе; пел в т-рах: ряда городов скандинавских стран, Австрии и др., позднее в США и Канаде. Участвует в крупнейших муз. фестивалях, в т. ч. в Глайндборнском оперном фестивале. В составе Фин. оперы гастролировал в Москве и Ленинграде (1954). Партии: Борис Годунов, Филипп II, Мефистофель, Дон Жуан; Зарастро ("Волшебная флейта"), Окс ("Кавалер розы"). В конц. репертуаре выделяется вок. лирика Сибелиуса. С 1972 профессор консерватории в Копенгагене. Автор ряда вок. и инстр. соч. Литературные сочинения: Zur internationalen Verbreitung der Lieder von Sibelius, "ЦMz", 1965, Bd 20, H. 3. Литература: Мякинен Т., Нумми С., Musica fennica, Хельсинки, 1965; Ralf К., De tusen sеngarnas land, "Musik-revy", 1975, No 3. |
Боргстрём Я. (Borgstrom) Яльмар (наст. фам. - Йенсен (Jensen)) (23 III 1864, Кристиания - 5 VII 1925, там же) - норв. композитор и муз. критик. Учился музыке у Ю. Свенсена, Л. М. Линнемана и У. Ульсена в Осло, затем в консерватории в Лейпциге (1887-89). В 1890-1901 жил в Берлине. С 1907 постоянно выступал как муз. критик в норв. прессе ("Verdens Gang", "Aftenposten" и др.). Б. - продолжатель романтич. направления в сканд. музыке. В его творчестве отразились влияния Р. Вагнера и Ф. Листа, а также норв. композитора Ю. Сельмера. Наиболее значительны достижения Б. в области программного симфонизма. Сочинения: оперы - Тора из Римоля (Thora pе Rimol, 1894), Рыбак (Fiskeren, 1904); кантаты (1890 и 1912); для орк. - 2 симфонии (1890 и 1917), симф. поэмы - Гамлет (1903), Иисус в Гефсиманском саду (Jesus i Gethsemane, 1904), Йун Габриэль Боркман (John Gabriel Borckman, по одноим. произв. Г. Ибсена, 1905), Думы (Tanken, 1917), концерты с орк. - для фп. (1910), для скр. (1914); камерн. ансамбли - 2 струн. квартета, фп. квинтет (1919), соната для скр. и фп. (1906); фп. соч., романсы, песни и др. Литература: Ланге К., Эствед A., Норвежская музыка, М., 1967. О. Е.Левашева. |
Борд Ш. (Borde) Шарль (12 V 1863, Ла-Рош-Корбон, деп. Эндр и Луара - 8 XI 1909, Тулон) - франц. композитор, педагог. Ученик Ф. Мармонтеля (фп.) и С. Франка (композиция). С 1890 руководил капеллой церкви Сен-Жерве в Париже. В 1892 осн. хор. об-во "Певцы из Сен-Жерве" ("Les chanteurs de St-Gervais"), пропагандировавшее духовную и светскую музыку 15 - 17 вв. Для своего хора, концертировавшего по стране и за границей, Б. составил "Антологию произведений старинной духовной музыки" ("Anthologie des maоtres religieux primitifs"). В 1894 совм. с В.д'Энди и А. Гильманом Б. осн. в Париже "Схола канторум". В 1889-90 записал в Испании нар. баскские мелодии, издав их затем в сб. "Archives de la Tradition Basque". Сочинения: Баскская рапсодия для фп. с орк., 1890; Дивертисмент для трубы и орк. (1902); Баскская сюита для флейты и струн. квартета (1888); четыре ритмич. фантазии для фп. (1891); хоры; мотеты; церк. диалоги; 33 песни (1883-1908). Литература: Alibert F. P., Charles Bordes а Maguelonne, P., 1926; Castera R. de, La fondation de la Schola Cantorum, P., 1927. |
Бордони Ф. (Bordoni) Фаустина - см. Хассе И. А. |
Бордоньи Д. М. (Bordogni) Джованни Марко (23 I 1789, Гаццанига, близ Бергамо -31 VII 1856, Париж) - итал. певец (тенор) и педагог. Учился в Милане у С.Майра. В 1813 дебютировал на сцене т-ра "Ла Скала" (Милан). В 1814-15 пел в т-ре "Каркано" (Милан), с 1817 - в "Ла Скала". В 1819 переехал в Париж, где стал ведущим солистом "Театр итальен". Голос Б. отличался мягкостью, красотой тембра и большой подвижностью. Исполнял гл. обр. партии в итал. оперном репертуаре, в т. ч. в операх Дж. Россини: Отелло; Рамиро ("Золушка"), Линдор ("Итальянка в Алжире"), Джанетто ("Сорока-воровка") и др., а также в операх "Агнесса" Паэра, "Элиза и Клаудио" Меркаданте и др. С 1820 вёл вок. класс в Парижской консерватории; воспитал неск. выдающихся певцов и певиц, в т. ч. Дж. Марио, Г. Зонтаг. Б. принадлежит ряд учебных пособий по вок. иск-ву - "Метод обучения вокальному искусству" ("Methode de chant", P., s. a.) и др. |
Бордун - см. Бурдон. |
Бори Л. (Bori) Лукреция (24 XII 1888, Бурриана, Валенсия - 14 V 1960, Нью-Йорк) - исп. артистка оперы (сопрано). Одна из выдающихся оперных певиц 20 в. Пению училась в консерватории в Валенсии, затем в Милане (у М. Видаля) и Риме. На оперной сцене впервые выступила в 1908, исполнив партию Микаэлы в римском т-ре "Адриано". Затем пела в Париже (1910, вместе с Э. Карузо и П. Амато), Милане (т-р "Ла Скала", 1910-11), Нью-Йорке ("Метрополитен-опера", 1912-15, 1921-36) и др. В 1936 оставила сцену. Б. обладала голосом прозрачного тембра, свободно звучавшим во всех регистрах. Исполняла лирич. партии в операх 18-19 вв., в произв. веристов. Среди лучших партий Б.: Каролина ("Тайный брак" Чимарозы), Норина ("Дон Паскуале" Доницетти), Виолетта; Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Церлина ("Дон Жуан"), Манон ("Манон Леско" Пуччини), Мими, Чио-Чио-сан; Луиза ("Луиза" Шарпантье). Литература: Lauri-Volpi G., A viso aperto, Mil., 1953. |
Вера (Вероника) Ивановна (р. 16 I 1918, дер. Большие Немки, ныне Ветковского р-на Гомельской обл.) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1959). Пению училась в Минской консерватории (1938-40). В 1943 окончила Киевскую консерваторию по классу Д. Г. Евтушенко. В 1941-45 артистка Свердловского т-ра, в 1945-46 - Киевского т-ра оперы и балета. С 1946 (с перерывом в 1963-1965) солистка Большого т-ра СССР; дебютировала в партии Ганны ("Майская ночь"). Партии: Груяя ("Вражья сила", Гос. пр. СССР, 1948), Любава, Любаша ("Садко", "Царская невеста"), Марфа ("Хованщина"), Ниловна ("Мать" Хренникова, первая исполнительница, 1957), Кармен и др. Выступает как конц. певица. Гастролировала в Австрии, Англии, Польше. Литература: Полякова Л., Молодёжь оперной сцены Большого театра, М., 1952, с. 21-25. В. И. Зарубин. |
Валентин Тихонович (р. 7(20) VI 1901, Богодухов, ныне Харьковской обл.) - советский композитор. В 1927 окончил Харьковский муз.-драм. ин-т по классу композиции С. С. Богатырёва. Один из организаторов Ассоциации пролетарских музыкантов Украины (АПМУ, 1929). В 1944-48 пред. правления Харьковского отделения ССК УССР. С 1944 преподаёт в Харьковской консерватории (с 1947 - доцент, в 1944-48 - директор). Сочинения: для хора, солистов, чтеца и орк. - На страже Днепростроев (1932); для солистов, хора и орк. - Пограничная сюита (1939), кантата Народный праздник (1952, 1-е исп. 1953); для орк. - Симфония (1958); Траурно-героическая поэма памяти В. П. Чкалова (1940), Поэма о Родине (1943) и др.; квартеты, фп. пьесы, хоры; романсы на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Т. Г. Шевченко, П. Г. Тычины, В. Н. Сосюры и др.; обработки укр. нар. песен. |
Галина Ильинична (р. 22 IV 1941, Москва) - сов. певица (меццо-сопрано). Засл. арт. РСФСР (1976). В 1966 окончила Моск. консерваторию у Ф. С. Петровой. С того же года стажёр, с 1967 солистка Большого т-ра. Среди партий - Марфа ("Хованщина"), Марина Мнишек; Любаша ("Царская невеста"), Амнерис, Азучена, Кармен; Комиссар ("Оптимистическая трагедия" Холминова), Бланш ("Игрок" Прокофьева), Плюшкин ("Мёртвые души" Щедрина). Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом. |
Вадим Васильевич (р. 7(19) I 1900, Москва - 2 VIII 1972, там же) - советский альтист, исполнитель на виоль д'амур и педагог. Нар. арт. РСФСР (1965). Обучался игре на скрипке у М. И. Пресса и Р. Поллака. В 1922 окончил Моск. консерваторию по классу альта В. Р. Бакалейникова. В 1923-66 участник квартета им. Бетховена. Как исполнитель и педагог сыграл большую роль в развитии советской альтовой школы. С 1925 преподаватель, с 1935 профессор Московской консерватории по классу альта. Среди его учеников: Р. В. Баршай, Ф. С. Дружинин, Г. И. Матросова и др. Б. - первый исполнитель мн. (посвящённых ему) сочинений сов. композиторов для альта (сонаты С. Н. Василенко, В. Н. Крюкова, сюита В. А. Гайгеровой, Поэма З. А. Левиной, Пролог А. А. Крейна и др.). Автор многих обработок и транскрипций для альта и виоль д'амур, редактор педагогич. пособий ("Школа А. Б. Бруни", "Каприсы П. Роде" и др.). Б. восстановил, опубликовал и первый исполнил незаконч. сонату для альта и фп. М. И. Глинки (изд. 1932). Им составлен (совм. с нем. музыковедом В. Альтманом) "Указатель литературы для альта и виоль д'амур" ("Literaturverzeichnis fьr Bratsche und Viola d'amour", Wolfenbьttel, 1937). Государственная пр. СССР (1946). Литература: Юзефович В., Рыцарь альта, "СМ", 1970, No 5; (Некролог), "СМ", 1972, No 10. И. М. Ямпольский. |
Андрей Алексеевич (6 (18) II 1885, Самара - 21 IV 1962, Москва) - сов. виолончелист и педагог. Кандидат искусствоведения (1944). В 1911 окончил Петерб. консерваторию у А. В. Вержбиловича, занимался также у Я. С. Розенталя. Совершенствовался у П. Касальса в Париже (1912-13). С 1913 преподавал в Харьковском муз. уч-ще, с 1919 - в муз. техникумах Москвы. Среди работ Б. - "Очерки школы Пабло Казальса" (1929), "Метод органического развития приёмов игры на виолончели" (1934, 2-е изд. 1947), "Школа игры на виолончели" (1949). Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Русская классическая виолончельная школа (1860-1917), М., 1965, с. 485-89. |
Виктор Петрович (р. 22 I (4 II) 1914, Харьков) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. УССР (1951). Чл. КПСС с 1946. Учился в Харьковском ин-те инженеров железнодорожного транспорта, одноврем. (1930-33) занимался в Муз. студии при Доме культуры железнодорожников по классу пения у М. И. Михайлова; позже совершенствовался у Е. А. Муравьёвой в Киеве. С 1933 солист Харьковского т-ра оперы и балета и Т-ра муз. комедии, в 1935-59 - Укр. т-ра оперы и балета. Среди партий - Собинин; Князь Гвидон ("Сказка о царе Салтане"), Левко, Владимир Дубровский; Андрей ("Тарас Бульба" Лысенко), Фауст; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Ричард ("Бал-маскарад"), Пьер Безухов; Богун ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Василь ("Милана" Г. И. Майбороды). С 1962 режиссёр-ассистент Укр. т-ра оперы и балета; принимал участие в возобновлении опер "Царская невеста", "Бал-маскарад", "Тоска", "Лакме"; "Богдан Хмельницкий" Данькевича и др. |
Борк И. (Borkh) Инге (наст. имя и фам. - Ингеборг Велич, Welitsch) (р. 26 V 1921, Мангейм) - нем. певица (сопрано) (ФРГ). Была драм. актрисой в венском "Бургтеатре", пению обучалась в Италии и Австрии. С 1941 выступала как оперная певица (Люцерн, Берн, Базель, Цюрих). Гастролировала в ФРГ, Великобритании, Италии, Франции, Испании, Португалии, Сев. и Юж. Америке. Пела в Венской гос. опере, Баварской (Мюнхен) и Берлинской гор. операх. Певица обладает большим драм. талантом и голосом редкого по широте диапазона. Исполнила множество разнообразных партий, в т. ч. в операх Р. Вагнера; создала яркий образ Антигоны в одноим. соч. К. Орфа (Зальцбург, 1949). |
Николай Константинович (р. 26 X 1924, пос. Володарское Донецкой обл.) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1963). Чл. КПСС с 1958. В 1956 окончил историко-теоретич. ф-т Харьковской консерватории у М. Д. Тица, в 1959 - аспирантуру при Ин-те искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР в Киеве. С того же года - науч. сотрудник, в 1965-74 ст. науч. сотрудник этого ин-та. С 1976 гл. редактор изд-ва "Музична Україна". С 1981 зав. кафедрой теории и истории музыки Пед. ин-та им. А. М. Горького. Автор книг, а также многих статей в периодич. печати, посв. сов. и дореволюц. укр. музыке. Сочинения: А. Я. Штогаренко..., К., 1961; Музичнi форми та жанри, Київ, 1962; Творчiсть А. Штогаренка, Київ, 1965; Український радянський камерно-iнструментальний ансамбль, Київ, 1968; Рильський i музика, Київ, 1969 (совм. с Т. Булат i Т. Шеффер); Квартет iм. Лисенка, Київ, 1976, на рус. яз., К., 1980, и др. |
Александр Кириллович (6(18) III 1889, Елгава - 27 IV 1968, Уобен, штат Массачусетс) - пианист. В 1912 окончил Петерб. консерваторию по классу А. Н. Есиповой, получил премию имени А. Рубинштейна. В 1915-20 профессор Моск. консерватории. С 1920 жил за границей, с 1940 - в США. Концертировал в Англии, Германии, СССР (впервые в 1927), Франции и др. странах. Б. - пианист большого темперамента, отлично выработанной техники, широкого виртуозного размаха. Я. И. Мильштейн. |
Михаил Матвеевич (1853-1929, Иркутск) - сов. театр. деятель, антрепренёр. В юности служил при т-ре рассыльным, затем переписчиком ролей, суфлёром. В 1870 работал у харьковского антрепренёра H. H. Дюкова библиотекарем и актёром на выходных ролях. Был кассиром и администратором у антрепренёров П. М. Медведева (Харьков), Е. Я. Неделина (Таганрог), Г. М. Коврова (Саратов, Воронеж). С 1886 начал антрепренёрскую деятельность. Возглавлял крупные провинциальные драм. и оперные т-ва в Харькове, Саратове, Казани, Нижнем Новгороде, Одессе, Тбилиси, Иркутске. Организовывал стационарные и передвижные труппы, в частности оперные труппы на Урале и в Сибири. После Великой Окт. социалистич. революции работал в Иркутском т-ре. Б. был одним из рус. театр. деятелей, способствовавших развитию нац. театр. иск-ва; он стремился приблизить т-р к демократич. зрителю, пропагандировал серьёзный репертуар. Значительны заслуги Б. в деле популяризации оперного иск-ва в провинции; мн. крупные оперные певцы начинали творческий путь в его труппах. Литература: "Современный театр", 1929, No 34-35 (Некролог); Русский провинциальный театр. Воспоминания, Л. - М., 1937, с. 59-65, 98-103; Юрьев Ю. М., Записки, ч. 1-2, Л. - М., 1948; Боголюбов H. H., 60 лет в оперном театре, М., 1967. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Боррен Ш. Ж. Э. (Borren), Шарль Жан Эжен ван ден (17 XI 1874, Иксель - 14 I 1966, Икль) - бельг. историк музыки. Чл. Бельг. Корол. академии (с 1937; с 1957 её президент). Музыке обучался самостоятельно, затем занимался теорией музыки под руководством Э. Клоссона. В 1919-40 библиотекарь консерватории в Брюсселе. Преподавал историю музыки в ун-тах Брюсселя (1926-45) и Льежа (1927-45). Был чл. правления Междунар. об-ва музыковедения (1927-54), чл. зарубежных академий. Б. - один из организаторов и председатель Бельг. общества музыковедения (с 1946), научный руководитель об-ва пропаганды старинной музыки "Pro Musica Antiqua" (с 1932); издатель произв. полифонистов 15 в. (светских и церковных). В центре интересов Б. - музыка эпохи Возрождения, иск-во вёрджинелистов, история нидерландской и бельгийской музыки. Сочинения: Les origines de la musique de clavier en Angleterre, Brux., 1912; Les origines de la musique de clavier dans les Pays-Bas..., Brux., 1914; Orlande de Lassus, P., 1920; Brux., 1943; G. Dufay, Brux., 1926; Йtudes sur le XV-e siиcle musical, Antw., 1941; Peter Benoоt, Brux., 1942; Geschiedenis van de muziek in de Nederlanden, dl. 1-2, Amst. - Antw., 1948-51; Cйsar Franck, Brux., 1950; La musique en Belgique du moyen вge а nos jours, Brux., 1950 (совм. с Э. Клоссоном) и др. Литература: Clerx С., van den Linden A., Hommage а Charles van den Borren, Anvers, 1945; Wangermйe R., Hommage а Charles van den Borren, Anvers, 1945 (с библ.). В. В. Ошис. |
Боррис З. (Borris) Зигфрид (р. 4 XI 1906, Берлин) - нем. композитор и педагог (ФРГ). Ученик П. Хиндемита (композиция) и А. Шеринга (история музыки). В 1929-33 преподаватель, с 1945 профессор Высшей муз. школы (Берлин). Совм. с Э. Краусом издаёт журн. "Musik und Bildung" (с 1969). Автор 5 симфоний (1940-43), ряда концертов для разл. инструментов с оркестром, в т. ч. для фп. (1962), опер, балета "Последняя игра" ("Das letzte Spiel", 1955), кантат, хоров, песен, музыки к радиопередачам и др. Известен как муз. теоретик, историк музыки, публицист. Президент Союза нем. муз. учителей и концертирующих артистов (Verband Deutscher Musikerzieher und konzertierender Kьnstler), один из рук. Ин-та новой музыки и муз. воспитания в Дармштадте, вице-президент Нем. муз. совета (с 1969). Литературные сочинения: Praktische Harmonielehre, В., 1938; 1972; Beitrдge zu einer neuen Musikkunde, Bd 1-2, В., 1947-48; Einfьhrung in die moderne Musik, Halle, 1950; Die Oper im 20. Jahrhundert, Wolfenbьttel - Z., 1962; Modern Jazz, В., 1962; Strittige Fragen zur musikalischen Jugendbildung in Deutschland, В., 1964; Structural analysis of Webern's Symphony op. 21, в кн.: P. A. Pisk. Essays in his honor, Austin, 1966; Der Schlьssel zur Musik von heute, Dьsseldorf - W., 1967; Entwicklungslinien der neuesten Musik, в сб.: Der EinfluЯ der technischen Mittel auf die Musikerziehung unserer Zeit, Mainz, 1968; Die groЯen Orchester, Hamb. - Dьsseldorf, 1969, и др. |
Сергей Эдуардович (16(28) II 1877, Харьков - 25 X 1952, Вена) - рус. композитор и пианист. В 1896-99 учился в Петерб. консерватории по классу композиции А. К. Лядова (одновременно был студентом юридич. ф-та Петерб. ун-та), затем в Лейпцигской консерватории (1900-02). С 1902 гастролировал как пианист по странам Европы. В 1904-14 жил в Берлине (преподавал в консерватории Клиндворта-Шарвенки), затем в России (до 1920), в Константинополе (до 1922) и в Вене. Опираясь в своём творчестве на традиции русской музыкальной школы, Б. также испытал влияние позднего немецкого романтизма. Автор оперы "Акробаты", балетной сюиты "1001 ночь", 2 симфоний, инструментальных концертов с оркестром, симфонических поэм и сюит, камерно-инструментальных и вокальных произведений. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Александр Адольфович (28 III(9 IV) 1872, Москва - 13 XI 1940, там же) - советский композитор. По профессии врач. В 1905-07 занимался по композиции у Р. М. Глиэра и А. Т. Гречанинова. Автор симф. поэмы "Кузум" (по Р. Тагору, исп. 1926), оркестровых вариаций на белорус. тему (1909), камерно-инстр. ансамблей (в т. ч. сонаты для скрипки и фп., изд. 1928), пьес для фп., вок. циклов на сл. Ю. К. Балтрушайтиса, Г. Гейне, Р. Тагора, А. А. Блока, вок. сюиты на тексты Р. Тагора (исп. 1923) и др. Литература: Тематический разбор симфонической поэмы "Кузум" А. А. Борхмана, "Современная музыка", 1925, No 9; Шебалины А. и В., А. А. Борхман (Некролог), "СМ", 1941, No 1. |
Боске Э. (Bosquet) Эмиль (8 XII 1878, Брюссель - 18 VII 1958, Икль) - бельг. пианист и педагог. Учился в Брюссельской консерватории, позднее занимался у Ф. Бузони. Лауреат Междунар. конкурса им. А. Г. Рубинштейна (Вена, 1900). С 1905 преподаватель Антверпенской, с 1919 профессор Брюссельской консерваторий. Участник трио (совм. с А. Дюбуа и М. Дамбуа), существовавшего до 1949. Концертировал во мн. странах. Автор инструктивных сочинений для фп., в т. ч. "Фортепианная музыка" ("La musique de clavier", Brux., 1953). |
Боскович А. У. (Boscovich) Александер Урия (16 VIII 1907, Клаузенбург, ныне Клуж, Румыния - 13 XI 1964, Тель-Авив) - израильский композитор. Теорию и композицию изучал под руководством П. Дюка в Париже. С 1938 жил в Тель-Авиве, где преподавал в Израильской консерватории. Автор орк. сюит "Народные еврейские песни" ("Chansons populaires juives", исп.1938), "Семитская сюита" ("Semitic suite", 1948), концертов с орк. - для скрипки (1942, 2-я ред. 1944), гобоя (1943, 2-я ред. 1951), фп. пьес и др. В своём творчестве опирался на др.-евр. и совр. евр. фольклор. |
Гуальтьер Антонович (9(21) IX 1877, Рига - 18 XII 1953, Ленинград) - советский певец (бас), режиссёр и педагог. Засл. арт. Республики (1927). Пению обучался у И. Ф. Россета (Петербург), позднее занимался в Миланской консерватории. В 1905 солист Итал. оперы в Петербурге; в 1906-09 - Киевского оперного театра; с 1910 - Мариинского т-ра (ныне Ленингр. т-р оперы и балета). В 1941 оставил сцену. Б. обладал выдающимся сценическим дарованием, большой музыкальностью. Был одним из лучших исполнителей на русской сцене партий Вотана ("Валькирия") и Дона Базилио ("Севильский цирюльник"). Др. партии: Кончак; Мандарин ("Сын мандарина" Кюи), Мефистофель ("Фауст"), Коллен ("Богема"), Марсель ("Гугеноты"), Леандр ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева). Поставил спектакли: "Миньон" Тома (1918), "Царь-плотник" Лорцинга (1919) и др. - в Михайловском т-ре (ныне Ленингр. Малый т-р оперы и балета). В 1913-43 преподавал в Ленингр. консерватории (с 1914 профессор). Среди его учеников А. П. Иванов и И. П. Яшугин. В. И. Зарубин. |
Босси М. Э. (Bossi) Марко Энрико (25 IV 1861, Сало, Бреша - 20 II 1925) - итал. органист, композитор, педагог, муз. деятель. Сын органиста. Учился в Муз. лицее в Болонье (1871-73) и консерватории в Милане (1873-81; ученик Сангалли - фп., Л. Кампанари - скрипка, П. Фумагалли - орган, К. Бонифорти - контрапункт, А. Понкьелли, Ч. Доминичети - композиция). В 1881-90 органист собора в Комо, до 1896 преподаватель Неаполитанской консерватории (орган и гармония). Директор Муз. лицея Б. Марчелло в Венеции (1896-1902; преподавал игру на органе и композицию), Муз. лицея в Болонье (1902-12), академии "Санта-Чечилия" в Риме (1916-23). Возглавлял Конц. об-во Б. Марчелло в Венеции. Выдающийся исполнитель-органист. Концертировал во мн. странах Европы (в т. ч. в России в 1907 и в 1912) и в США. Успешно боролся за реформу органостроения в Италии, за возрождение орг. иск-ва. Написал (совм. с Дж. Тебальдини) руководство для обучения в органных классах консерваторий. Умер, возвращаясь на пароходе из США в Европу. Сочинения: кантаты для хора, орк. и органа, мессы, оперы; для органа - Концерт с орк. ор. 100, Фантазия ор. 68, Соната ор. 71; симф. этюд; Концертштюк для органа с орк., ор. 130, небольшие пьесы. Литературные сочинения: Metodo teorico-pratico per lo studio dell'organo moderno, v. 1-2, Mil., 1893-97 (совместно с G. Tebaldini). Литература: Frotscher G., Die Geschichte des Orgelspiels und der Orgelkomposition, Bd 2, В., 1936; "РМГ", 1907, No 47. Л. И. Ройзман. |
Бостон (boston, по назв. города Бостон в США), вальс-бостон, - амер. салонный танец, лирич., часто сентиментального характера. Разновидность медленного вальса. Зародился в конце 19 в.; особой популярностью пользовался в Америке и Европе в 1920-е гг. Р. М. Глиэр. Вальс-бостон из балета "Красный мак". От венского вальса отличается паузой в сопровождении на третьей доле, иногда и на второй. Мелодич. начало в Б. доминирует над ритмич., часто используются ускорения и замедления темпа. В орк. изложении Б. ведущая роль принадлежит струн. инструментам. Помимо салонной танц. музыки, Б. изредка встречается в балетах ("Красный мак" Р. М. Глиэра), в инстр. циклах (фп. сюита "1922" и финал 1-го струн. квартета П. Хиндемита, Партита Э. Шульгофа и др.). С. П. Панкратов. |
Бостонский симфонический оркестр - один из старейших симф. оркестров США. Осн. в 1881 меценатом Г. Ли Хиггинсоном. В состав оркестра вошли квалифицированные музыканты из Австрии и Германии (первоначально 60 музыкантов, позже ок. 100). Первый концерт Б. с. о. под рук. дирижёра Г. Хеншеля состоялся в 1881 в зале "Бостон мюзик-холл". В конце 19 в. Б. с. о. возглавляли дирижёры: В. Герике (1884-89; 1898-1906), А. Никиш (1889-93), Э. Паур (1893-98). С 1900 оркестр постоянно выступает в зале "Симфони-холл". Большое значение для становления исполнительского мастерства Б. с. о. имела деятельность К. Мука, к-рый руководил коллективом в 1906-18 (с перерывом; в 1908-12 муз. рук. М. Фидлер). После смерти Хиггинсона, финансировавшего деятельность оркестра, был образован Совет попечителей. В сезоне 1918-19 Б. с. о. выступал под рук. А. Рабо, его сменил П. Монтё (1919-24), пополнивший репертуар оркестра преим. произв. совр. франц. музыки. Расцвет деятельности Б. с. о. связан с С. А. Кусевицким, к-рый возглавлял его в течение 25 лет (1924-49). Он утвердил характерные черты стиля игры оркестра, ввёл в репертуар мн. произв. рус. музыки. (Б. с. о. - один из первых в США интерпретаторов творчества П. И. Чайковского). По инициативе Кусевицкого Б. с. о. впервые исполнил ряд сочинений совр. композиторов - С. С. Прокофьева, А. Онеггера, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, Д. Д. Шостаковича, а также амер. авторов - А. Копленда, У. Пистона, У. Шумена и др. Кусевицкий организовал шестинедельный Беркширский фестиваль в Танглвуде (штат Массачусетс), где выступал Б. с. о. В 1949-62 оркестром руководил Ш. Мюнш, его сменил Э. Лейнсдорф (с 1962). С 1969 Б. с. о. возглавляет У. Стайнберг. С оркестром выступали крупнейшие дирижёры разных стран - Э. Ансерме, Б. Вальтер, Г. Вуд, А. Казелла и др., а также композиторы - А. К. Глазунов, В. д'Энди, Р. Штраус, Д. Мийо, О. Респиги, М. Равель, С. С. Прокофьев и др. Сезон Б. с. о. длится ежегодно от октября до середины августа и включает св. 70 концертов. Регулярно (с 1900) проходят летние общедоступные концерты, так наз. Бостон-попс, в к-рых участвуют ок. 50 музыкантов оркестра (с 1930 этими популярными программами руководит А. Фидлер). Б. с. о. проводит также серии концертов в крупных городах США, с 1952 гастролирует за рубежом (в СССР - в 1956). M. M. Яковлев. |
Прасковья (Полина) Андреевна (р. 29 X 1922, с. Чумашки, ныне Кемеровской обл.) - сов. певица (лирич. сопрано) и педагог. Нар. арт. Молд. ССР (1966). Чл. КПСС с 1958. В 1952 окончила Кишинёвскую консерваторию. С 1942 солистка ансамбля "Дойна", в 1944-47 - ансамбля Центр. Дома культуры железнодорожников (Москва), с 1952 - Молд. филармонии, в 1956-78 - Молд. т-ра оперы и балета. Партии: Татьяна, Лиза, Виолетта, Дездемона, Чио-Чио-сан; Недда ("Паяцы"), Домника ("Героическая баллада" Стырчи, 1-е исп., 1960) и др. С 1952 преподаёт в Ин-те иск-в им. Г. Музическу (с 1965 доцент). |
Василий Петрович (27 XII 1811(8 I 1812), Москва - 10(22) X 1869, Петербург) - рус. писатель, публицист и критик. Учился в частном Моск. пансионе Кряжева. В 30-е гг. участник кружка Н. А. Станкевича, где сблизился с В. Г. Белинским, Т. Н. Грановским, позднее с А. И. Герценом, Н. П. Огарёвым. Б. играл на скрипке, устраивал в своём доме муз. вечера. С 1833 выступал в печати по вопросам философии, лит-ры, живописи, музыки, т-ра. Существен вклад Б. в историю рус. муз.-критич. мысли. Его муз. воззрения сложились под идейным воздействием кружка Станкевича и основывались на нем. романтико-идеалистич. эстетике. Б. выступал преим. как пропагандист зап.-европ. музыки - итал. и особенно немецкой (прежде всего, Л. Бетховена). Поддерживая новые, прогрессивные явления, Б. резко критиковал "учёную рутину" и "схоластические предрассудки" немецких муз. филистеров. Боролся за содержательное муз.-исполнительское иск-во, решительно отвергал внешнюю виртуозную игру, поверхностный эффектный техницизм. Его меткие характеристики творчества В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, а также оценки игры Ф. Листа, А. Л. Гензельта, З. Тальберга не утратили своего значения. Б. писал также о рус. музыке. Он высоко ценил творчество М. И. Глинки (хотя и не понял его новаторства), отдавал должное таланту А. С. Даргомыжского. Осн. работы Б.: "Итальянская и германская музыка" (1839), "Об эстетическом значении новой фп. школы" (1850), обзоры итал. оперы, опубл. в журн. "Отечественные записки", "Современник" (1850). Интересные наблюдения над испан. нар. музыкой содержатся в его "Письмах об Испании" ("Современник", 1847-1848, отд. изд. - 1857). Сочинения: Сочинения, т. 1-3, СПБ, 1890-93 (т. 3. Статьи о музыке). Литература: Кремлев Ю., Русская мысль о музыке..., т. 1, 1825-1860, Л., 1954; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1, вып. 2, М., 1967; Бернандт Г., В. П. Боткин. Материалы к творческой биографии, "СМ", 1968, No 3. И. М. Ямпольский. |
Боттезини Д. (Bottesini) Джованни (22 XII 1821, Крема, Ломбардия - 7 VII 1889, Парма) - итал. контрабасист, дирижёр и композитор. Род. в семье музыканта (отец - контрабасист и композитор). В 1839 окончил Миланскую консерваторию по классам Л. Росси (контрабас), Ф. Базили и Н. Ваккаи (композиция). С 1840 концертировал в странах Европы и Америки (в 1866 - в России). Был капельмейстером парижского "Театра Итальен"(1855-57),т-ров в Палермо (1861-63), Барселоне, Каире и др. городах. В 60-х гг. основал во Флоренции Квартетное об-во (Societа del Quartetto). В 1889 был директором консерватории в Парме. Контрабасист-виртуоз, Б. обладал блестящей техникой (играл на 3-струнном контрабасе). Исполнение его отличалось красивым, насыщенным звуком, благородством фразировки. Б. выступал также в дуэтах (с певицами А. Патти, Г. Зонтаг, скрипачами А. Вьётаном, Г. Венявским, К. Сивори и др.). Как оперный дирижёр пользовался известностью в Италии, Франции, США. Дирижировал премьерой оперы "Аида" в Каире (1871). Автор опер "Христофор Колумб" (1847); "Осада Флоренции" (1856), "Ночной дьявол" ("Il diavolo della notte", 1858), "Эро и Леандр" (1879) и др., оратории "Оливковый сад" ("The garden of olivet", 1887); симфоний, квартетов, квинтетов; пьес для контрабаса, в т. ч. "Венецианский карнавал", "Тарантелла"; конц. дуэтов (для контрабаса и скрипки). Литература: Garniti A., In memoria di G. Bottesini, Crema, 1922; Planyavsky A., Geschichte des Kontrabasses, Tutzing, 1970, S. 272-79. Л. С. Гинзбург. |
Ботштибер Х. (Botstiber) Хуго (21 IV 1875, Вена - 15 I 1941, Шрусбери, графство Шропшир) - австр. музыковед. Учился в Венской консерватории по композиции у Р. Фукса, позднее брал уроки у А. Цемлинского; историю музыки изучал в Венском ун-те под рук. Г. Рича и Г. Адлера. С 1896 работал в б-ке Об-ва друзей музыки (с 1905 - секретарь), с 1900 секретарь "Концертферайна", в 1913-37 ген. секретарь об-ва "Концертхауз" в Вене. В 1904-11 редактор журн. "Musikbuch aus Цsterreich". Завершил 3-й том биографии Й. Гайдна, написанной К. Ф. Полем (1927), переработал 2-й том "Путеводителя по концертному залу" Г. Кречмара (1932), подготовил к печати клавирные произв. И. Пахельбеля (совм. с М. Зейфертом) и "Венские клавирные и органные сочинения 2-й пол. 17 в." для "Памятников музыкального искусства в Австрии" ("Denkmдler der Tonkunst in Цsterreich", Bd VIII, 2, Bd XXXVIII, 2). В 1938 после захвата Австрии нем. фашистами эмигрировал в Англию. Сочинения: Geschichte der Ouvertьre, Lpz., 1913; J. Haydn und das Verlagshaus Artaria, W., 1909 (совместно с Fr. Artaria); Beethoven im Alltag, W., 1927. И. M. Ямпольский. |
Боулт А. С. (Boult) Адриан Седрик (р. 8 IV 1889, Честер, графство Чешир) - англ. дирижёр. Учился у М. Регера (композиция) и А. Никита (дирижирование, 1912-13) в консерватории в Лейпциге. С 1914 дирижёр т-ра "Ковент-Гарден" в Лондоне. Как симф. дирижёр дебютировал в 1918 с оркестром Корол. филармонич. об-ва. С 1924 дирижёр Фестивального хор. об-ва в Бирмингеме. Дирижировал в Англии спектаклями "Русского балета С. Дягилева". В 1924-30 и 1957-60 рук. городским симф. оркестром в Бирмингеме. В 1930-42 муз. директор и дирижёр симф. оркестра англ. радиовещательной компании Би-Би-Си. Выступал с крупнейшими симф. оркестрами - Бостонским и Нью-Йоркским филармоническим (1938-39). В 1950-57 возглавлял Лондонский филармонич. оркестр, с к-рым гастролировал в 1956 в СССР. Его репертуар отличался широтой, включал и классич., и романтич., и совр. музыку, в т. ч. мн. новые произв. англ. композиторов - "Планеты" ("The planets") Г. Т. Холста, "Лондонскую симфонию" Р. Воана-Уильямса и др. Для Б. характерна классич. манера исполнения. Автор работ по дирижированию. Сочинения: A handbook on the technique of conducting, L., 1921, 1949 (совм. с W. Emery); The Saint-Matthew passion, its preparation and performance, L., 1949 (совм. с W. Emery); Thoughts on conducting, L., 1963 (в рус. пер. - Мысли о дирижировании, фрагмент, "СМ", 1964, No 5, с. 63-71). Литература: в кн.: Brook D., International gallery of conductors, Bristol, 1951, p. 52-60. Я. M. Ямпольский. |
Боуэн Й. Э. (Bowen) Эдвин Йорк (22 II 1884, Лондон - 23 XI 1961, Хемпстед) - англ. композитор и пианист. В 1898-1905 учился в Корол. академии музыки в Лондоне у Ф. Кордера (композиция) и Т. Маттея (фп.). С 1905 преподавал в фп. школе Тобиаса Маттея, с 1908 - в Корол. академии музыки. В композиторском творчестве Б. - последователь неоромантизма. Наиболее значительны его фп. и камерно-инстр. произв. Автор ценных трудов в области фп. педагогики. Сочинения: для орк. - 3 симфонии, симф. поэмы, в т.ч. Жалоба Тассо (The lament of Tasso), 3 сюиты (1904, 1907, 1908), симф. фантазия; для инструмента с орк. - концерты 3 для фп., для скр., для альта), рапсодия для влч.; камерн. - 3 струн. квартета и др. инстр. ансамбли разл. состава, 5 сюит для скр. и фп., сонаты с фп. для альта, для влч. и др.; для фп. - соната, 24 прелюдии и др. пьесы. Литературные сочинения: Pedalling the modern pianoforte, L., 1936; Arpeggio passages for the keyboard, L., 1942; The simplicity of piano technique, L., 1961. Литература: Sorabji K. S., A note on Jork Bowen, в кн.: Mi contra fa, L., (s. а.). М. М. Яковлев. |
Михаил Васильевич (2(14) XI 1872, Петербург - 29 IV 1936, Ленинград) - советский певец (баритон). Засл. арт. Республики (1925). В 1898 окончил юридич. ф-т Киев. ун-та. Пению учился в Киев. муз. уч-ще, сначала у К. Эверарди, затем у М. Петца; совершенствовался в Италии. В 1900-16 солист оперных т-ров Москвы (Опера Зимина и др.), в 1916-23 и с 1928 - Одессы, Киева, Баку, Свердловска, в 1923-1928 - Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова. Имел обширный репертуар (свыше 90 партий), являлся одним из лучших исполнителей партии Демона на рус. сцене. Обладал сильным, насыщенным, ровным во всех регистрах голосом и большим сценич. темпераментом. Партии: Мазепа и Кочубей ("Мазепа" Чайковского), Евгений Онегин, Эскамильо, Риголетто; Бекмессер ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Воццек ("Воццек" Берга, первый исполнитель на сов. сцене, 1927) и др. Вёл большую конц. деятельность, исполнил цикл программ, посвящённых творчеству Р. Вагнера и П. И. Чайковского. Занимался педагогич. работой. Среди его учеников - М. И. Донец. Написал воспоминания о М. М. Ипполитове-Иванове (в журн. "Рабочий и театр", 1935, No 3). Литература: Шампаньер A., Русский театр, К., 1905, с. 53-54. В. И. Зарубин. |
Бончо Николов (1 XII 1899, Драганово, Великотырновский округ - 22 V 1975, София) - болг. хор. дирижёр и педагог. Нар. арт. НРБ (1963). Чл. БКП с 1945. Спец. муз. образования не получил. Основатель и рук. (с 1939) софийского детского хора (с 1946 под назв. "Бодра смяна") и "Хора софийских девушек" (с 1953) (хоры - лауреаты мн. междунар. конкурсов). Хор "Бодра смяна" неоднократно гастролировал в СССР (1964, 1969, 1974, 1979). Б. внёс вклад в становление жанра детской песни в болг. музыке; мастерское исполнение руководимых им детских коллективов вдохновило мн. болг. композиторов на создание пионерских песен. Димитровская пр. (1952). |
Ирина Васильевна (р. 2 XI 1938, Раменское Моск. обл.) - сов. скрипачка. Лауреат Всес. конкурса музыкантов-исполнителей (1961, 1-я пр.), Междунар. конкурсов скрипачей им. П. И. Чайковского (1962, 2-я пр.) и им. М. Лонг - Ж. Тибо (Париж, 1963, 1-я пр.). Окончила в 1962 Моск. консерваторию по классу скрипки Ю. И. Янкелевича, в 1965 под его рук. - аспирантуру. С этого же года преподаёт в Московской консерватории. Солистка Московской филармонии (с 1962). Гастролирует за рубежом (Франция, Югославия, Италия и др.). |