Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХАН"-"ХЕЙ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХАН"-"ХЕЙ")

Ханларова З. Я.

Зейнаб Яхья кызы (р. 28 XII 1936, Баку) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. СССР (1980). В 1961 окончила Муз. уч-ще им. А. Зейналлы у С. И. Шушинского, с того же года солистка Азерб. т-ра оперы и балета. Среди партий - Лейли и Асли ("Лейли и Меджнун" и "Асли и Керем" Гаджибекова), Араб Зенги ("Шах Исмаил" Магомаева), Санем ("Скала невесты" Ахундова). Широко известна как исполнительница мугамов. В её конц. репертуаре также песни народов СССР и заруб. стран, соч. сов. композиторов. Гастролирует за рубежом.

Ханмамедов Г. Д.

Гаджи Дадаш оглы (р. 15 VI 1918, Дербент) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1967). Чл. КПСС с 1951. В 1952 окончил Азерб. консерваторию по классу композиции у К. Караева. С 1952 худ. рук. Азерб. гос. ансамбля песни и пляски, с 1954 зав. дирижёрско-хор. отделением Бакинского муз. уч-ща им. А. Зейналлы. В 1966-68 директор Азерб. филармонии. С 1971 преподаёт в Азерб. консерватории (с 1980 доцент кафедры нар. музыки). Автор муз. комедий "Одна минута" ("Бир дегиге", 1961, Баку), "Все мужья хороши" (1971, там же), концертов с оркестром - 3 для тара (1952-73), для арфы (1978), симфониетты (1955), сюит "Радость" (1954), "Колхозная" (1958), "Азербайджан" (1980) и "Азербайджанские эскизы" (1954) для оркестра нар. инструментов, 2 вок.-хореографич. сюит для ансамбля песни и танца (1975, 1976), св. 80 романсов и песен.

Литература: Петрова К., Талантливый коллектив, "МЖ", 1965, No 14.

Ханникайнен Т.

Ханникайнен Т. (Hannikainen) Тауно (26 II 1896, Ювяскюля - 12 X 1968, Хельсинки) - фин. дирижёр и виолончелист. Сын известного фин. хор. дирижёра и композитора, ученика Э. Г. Мелартина - Pекка Юхани X. (1854-1924). Учился игре на виолончели и дирижированию в Хельсинки (1914-17), совершенствовался как виолончелист под рук. П. Касальса в Париже (1921), продолжал занятия в Вене, Берлине и Милане (1924-30). В 20-е гг. вместе со своими братьями - пианистом Тойво Ильмари X. и скрипачом Арво Сакари X. - выступал в составе фп. трио, получившего известность. Был дирижёром оперного т-ра в Хельсинки (1922-27) и гор. симф. оркестра в Турку (1927-39). В 1941-50 дирижировал амер. симф. оркестрами в Дулуте (1942-47), Чикаго (в 1947-50 помощник дирижёра А. Родзинского и с 1948 2-й дирижёр), Уэстшоре (1949-51) и др. Возглавлял гор. симф. оркестр в Хельсинки (1951-63), руководил также организованным им там же молодёжным симф. оркестром и смешанным Акад. хором. С 1955 часто гастролировал в СССР, приезжал в Москву и в качестве члена жюри и гостя неск. междунар. конкурсов им. П. И. Чайковского. После 1963 выступал как дирижёр лишь эпизодически. В 1963-66 директор муз. уч-ща в Турку. Как дирижёр X. отличался пластичностью жеста, нек-рой эмоциональной сдержанностью при выразительности исполнения, продуманности трактовок. Был выдающимся интерпретатором музыки Я. Сибелиуса, соч. к-рого составляли основу его обширного репертуара.

Г. Я. Юдин.

Хантыйская и мансийская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хара В.

Хара В. (Jara) Виктор (28 IX 1938, Чильян-Вьехо - между 12 и 15 IX 1973, Сантьяго) - чилийский певец, композитор, поэт, фольклорист, театр. режиссёр и обществ. деятель. В 1961 окончил театр. школу Чилийского ун-та. С 1962 режиссёр-постановщик труппы Театр, ин-та, в 1964-67 преподаватель театр. школы Чилийского ун-та и театр. секции Дома культуры Нуньоа в Сантьяго. В 1958-59 солист фольклорного ансамбля песни и танца "Кункумен", в 1966-69 худ. рук. фольклорного вок.-инстр. ансамбля "Килапайюн". С этими ансамблями, а также как член делегации Союза молодых коммунистов Чили и в составе культурной МИССИИ правительства фронта Нар. единства совершил в 1958-72 многочисл. турне по странам Лат. Америки, Европы (в 1958 и 1972 побывал в СССР) и в США. Собиратель и исследователь чилийского муз. фольклора, активный деятель движения "Новой чилийской песни", он был пропагандистом совр. лат.-амер. политич. песни. Автор текстов и музыки свыше 50 песен, отмеченных ярким нац. колоритом, простотой и доходчивостью муз. языка, острой политич. направленностью, а также ряда песен на тексты чилийских поэтов (в т.ч. П. Неруды). Ему принадлежат многочисленные обработки фольклорных мелодий. Убит военной хунтой в первые дни после государственного переворота 11 сент. 1973.

Харадзе Н. В.

Надежда Васильевна (р. 28 XII 1912 (10 I 1913), Тбилиси) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано) и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1946). В 1937 окончила Тбилисскую консерваторию у Е. А. Вронского. В 1936-62 солистка Груз. т-ра оперы и балета. Создала убедительные, запоминающиеся вок.-сценич. образы в операх груз. композиторов. Среди партий - Иоланта, Розина, Виолетта, Джильда; Мюзетта ("Богема"), Маргарита ("Гугеноты"), Кето ("Кето и Котэ" Долидзе), Mapo ("Даиси"), Тинатин ("Сказание о Тариэле" Мшвелидзе), Лиса ("Красная шапочка" Гокиели), Царевна ("Непрошенные гости" Букин). С 1960 преподаёт в Тбилисской консерватории (с 1976 профессор).

Литература: Пичхадзе M., Бенефис певицы Н. Харадзе, "Сабчота Хеловнеба", 1956, No 2 (на груз. яз.).

Харасти Э.

Харасти Э. (Haraszti) Эмиль (1 XI 1885, Надьварад, ныне Орадя Маре, Румыния - 27 XII 1958, Париж) - венг. музыковед и муз. критик. Учился в детстве у Э. Фаркаша (муз.-теоретич. предметы) в Клуже, затем изучал историю музыки в Лейпцигском и Парижском ун-тах. С 1907 работал в Будапеште - преподавал в ун-те, сотрудничал в качестве муз. критика в газ. "Pesti Hнrlap". В 1918-27 директор Нац. муз. уч-ща, с 1940 профессор ун-та. С 1945 жил в Париже. X. - автор неск, монографий компилятивного характера (в т. ч. о Е. Хубаи, Б. Бартоке) и ряда статей по отд. вопросам истории венг. музыки (в т. ч. 15-16 вв.), о старинных венг. музыкантах (В. Бакфарке и др.), а также о Ф. Листе, Г. Берлиозе, Р. Вагнере, о цыганской музыке, опубликованных гл. обр. в заруб. муз. журналах, б. ч. парижских.

Сочинения: Hubay Jenо йlete йs munkбi, Bdpst, 1913; Wagner et la Hongrie, Bdpst, 1916; A zenei formбk tцrtйnete, Bdpst, 1930; Bartуk Bйla, Bdpst, 1930; La musique hongroise, R., 1933; А tбnс tцrtйnete, Bdpst, 1937; Bйla Bartуk. His life and works, P., 1938; Berlioz et la Marche hongroise, P., 1946; Les musiciens de Mathias Corvin et de Bйatrice d'Aragon, в сб.; La musique instrumentale de la Renaissance, P., 1955; Franz Liszt, P., 1967.

Литература: Lesure F., Emile Harаszti, "Acta Musicologica", 1959, v. 31, No 2.

П. Ф. Вейс.

Хардингфеле

Хардингфеле - хардингерфeлe (hardingfele), - норв. народная скрипка. Деки X. значительно более выпуклы, чем у обычной скрипки, гриф шире и короче. X. имеет 8 струн; 4 основные (игровые; их настройка зависит от исполняемой музыки) и 4 резонирующие (аликвотные; соответствуют I, II, III и V ступеням осн. лада). На X. играют нар. танц. мелодии - слотты (см. Норвежская музыка). X. богато инкрустируются серебром и перламутром. Старейший сохранившийся экземпляр изготовлен в 1651.

Литература: Вjшrndal A., Nasjonalins-trumentet hardingfela 1651-1951, Bergen, 1951; Bj0rndal A., Аlver В., Og fela ho lйt, Bergen, 1966; Lange К., Шstvedt A., Norwegian music, L., 1958 (рус. пер.- Ланге К., Эствед A., Норвежская музыка, М., 1967, с. 12-14).

Н. А. Лисова.

Харлап М. Г.

Мирон Григорьевич (р. 12 (25) I 1913, Лодзь) - сов. музыковед и литературовед. Окончил Моск. консерваторию по классу фп. у В. Н. Аргамакова (1931). В 1935-73 концертмейстер классов дирижирования, в 1945-50 также старший науч. сотрудник Н.-и. кабинета Моск. консерватории. Труды в области теории эволюции музыки и её языка, муз. и стихового ритма, муз. исполнительства. Автор ряда работ о творчестве А. С. Пушкина, статей в "Большой советской энциклопедии" (3-е изд.), "Краткой литературной энциклопедии", "Музыкальной энциклопедии".

Сочинения: (Комментарии к музыкально-эстетическим работам Ж.-Ж. Руссо), в кн.: Руссо Ж.-Ж., Избр. соч., т. 1, М., 1961; о стихе, М., 1966; Ритмика Бетховена, в сб.: Бетховен, вып. 1, М., 1971; Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки, в сб.: Ранние формы искусства, М., 1972; Исполнительское искусство как эстетическая проблема, в сб.: Мастерство музыканта-исполнителя, вып. 2, М., 1976; Тактовая система музыкальной ритмики, в сб.: Проблемы музыкального ритма, М., 1978.

Литература: Mазель Л., Новая теория происхождения лада, "СМ", 1973, No 9; Лобанова М., Ритм - время - культура, там же, 1981, No 12.

Харрис Р. Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Харрисон Д.

Харрисон Д. (Harrison) Джордж (р. 25 II 1943, Ливорпул) - англ. эстр. певец и композитор. С 1960 участник вок.-инстр. квартета Битлз (гитара соло, ситар, фп., пение). Ввёл в состав квартета ситар и барабан табла. После распада квартета (1970) выступал совм. с певцом Б. Диланом. Проявлял большой интерес к индийской классич. музыке, занимался под рук. комп. Р. Шанкара; выступал с ним как с аккомпаниатором с 1974. Гастролировал за рубежом. В 1977 прекратил конц. деятельность.

Харт Ф. Б.

Харт Ф. Б. (Hart) Фриц Бенникке (11 II 1874, Лондон - 9 VII 1949, Гонолулу, штат Гавайи) - англ. композитор и дирижёр. В 1893-96 учился в Корол. муз. колледже в Лондоне у Ч. Станфорда (композиция), затем работал дирижёром в разл. т-рах. С 1908 жил в Австралии; вместе с А. Хиллом осн. Австрал. оперную лигу (первый спектакль - опера X. "Пьеретта", 1914). В 1915-35 директор консерватории "Алберт-стрит" (позднее - им. Мелбы) и одноврем. (с 1928) дирижёр симф. оркестра в Мельбурне, в 1932-49 - симф. оркестра в Гонолулу, там же в 1936-42 профессор музыки Гавайского ун-та. Написал 20 опор, гл. обр. на собств. либретто (в т. ч. по произв. классиков и на кельтские сюжеты), среди наиболее значительных - "Мальволио" (по комедии У. Шекспира "Двенадцатая ночь, или Что угодно", 1913; 1-й акт пост. в 1919, Мельбурн), "Дейрдре, дочь печалей" ("Deirdre of the sorrows", по Дж. M. Сингу, 1916), "Фантазёры" ("The fantastics", по комедии Э. Ростана "Романтики", 1918), "Брак по принуждению" ("The forced marriage", по Мольеру, 1928).

Сочинения: оперы, в т. ч. 10 одноактных, из к-рых силами студентов консерватории в Мельбурне поставлены: Руфь и Ноэминь (1917), Дейрдре в изгнании (Deirdre in exile, 1926, также на проф. сцене в Мельбурне, 1928), Женщина, которая посмеялась над чарами (The woman who laughed at faery, 1929), Святой Георгий и дракон (St. George and the Dragon, 1931), Вечер в Вифлееме (Even into Bethlehem, 1945); 2 оперетты; для oрк. - симфония (1934), 13 сцен из "Синей птицы" М. Метерлинка (1911), фантазия-увертюра Из западной страны (From the West country, 1907), симф. эссе Посвящение (A dedication, 1949); для хора с орк. - К ночи (То Night, сл., П. Б. Шелли, 1905), 3 австралийские баллады (1909), Боги (Gods, 1927), Кредо Жолла (Joll's credo, 1930); камерно-инстр. ансамбли - 3 сонаты (1911, 1920, 1941) и сюита (1911) для скр. и фп., 2 струн. квартета (оба - 1937) и др., фп. пьесы, в т. ч., 5 прелюдий (1922); песни (св. 500), обр. нар. песен.

Литература: Wood E., Australian opera, 1842-1970, v. 1-2, University ot Adelaide, 1976 (Diss.).

Б. С. Штейнпресс.

Хартман

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хартман К. А.

Хартман К. А. (Hartmann) Карл Амадеус (2 VIII 1905, Мюнхен - 5 II 1963, там же) - нем. композитор (ФРГ). Учился в классе композиции у Й. Хаса в Мюнхенской муз. академии (1923-27), позже был учеником Г. Шерхена, в 40-е гг.- А. Веберна. В 1934 написал свою единств. оперу "Юность Симплиция Симплициссимуса" по роману "Симплициссимус" Г. Я. К. Гриммельсхаузена на сюжет из времён Крестьянской войны 1524-26 в Германии. Произв. X. в фашистской Германии не исполнялись. В 1945 X. основал в Мюнхене конц. об-во "Musica viva" для пропаганды совр. музыки, сумев привлечь лучшие артистич. силы.

Стилистически творчество X. неоднородно. В нём заметны влияния музыки И. Ф. Стравинского, раннего творчества С. С. Прокофьева, а в крупных симф. формах он близок Г. Малеру, А. Бергу, Д. Д. Шостаковичу. Нек-рые произв. X. атональны, в других применяются т. н. варьируемые метры Б. Блахера. В его опере немало страниц, стилизующих старинную музыку, нар. песню и хорал. В "Траурном концерте" для скрипки и оркестра (1939), созданном под впечатлением оккупации Чехословакии, разрабатываются темы гуситского гимна "Кто вы, божьи воины" и рус. революц. песни "Вы жертвою пали". Сб. статей X. "Kleine Schriften" опубликован посмертно (Mainz, 1965). Чл. Баварской академии иск-в (1952).

Сочинения: опера - Юность Симплиция Симплициссимуса (Des Simplicius Simplicissimus Jugend, соч. 1935, пост. 1949, Кёльн; новая ред. под назв. "Симплиций Симплициссимус", 1955); для хора и голосов с орк. - вок. сцена для баритона и орк. на слова из "Содома и Гоморры" Жиродо (не оконч.); для солистов и камерного орк. - Гетто (для совм. композиции "Еврейская хроника" Б. Блахера, П. Дессау, X. В. Хенце, Р. Вагнера-Регени и К. А. Хартмана, 1966); для орк. - 8 симфоний (для голоса с орк. на текст У. Уитмена, 1937; 1946; симфония для струн. орк., 1947; 1949; концертная симфония - Symphonie concertante, 1950; 1951-53; 1958; 1962); увертюра Китай борется (China kдmpft, 1942); концерты для инструментов с орк. - для скр. и струн. орк. (Траурный концерт - Concerto funеbre, 1939), для фп., духовых и ударных (1953), для альта, фп., духовых и ударных (1955),. Камерный концерт для кларнета, струн. квартета и орк.; камерные ансамбли - 2 струн. квартета (1933; 1946), Маленький концерт для струн. квартета и ударных, Бурлеск (для 6 духовых, ударных и фп.); для фп. - Джазовая токката и фуга (1928), сонатина (1931); для сопрано и фп. - кантата Lamento (1937); для сопрано, хора и фп.- Мир, год 48 (Friede, Anno, 48).

Литература: Dibelius U., Moderne Musik 1945-1965, Mьnch.- Stuttg., 1966.

О. Т. Леонтьева.

Харьков

Статья большая, находится на отдельной странице.

Харьковский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хас Й.

Хас Й. (Haas) Йозеф (19 III 1879, Майинген, Бавария - 30 III 1960, Мюнхен) - нем. композитор и педагог (ФРГ). Род. в семье учителя и сам стал учителем начальной школы. В 1904-07 брал уроки композиции у М. Регера в Мюнхене, затем учился в Лейпцигской консерватории. С 1911 преподавал композицию в Штутгартской консерватории (с 1916 профессор), в 1921-50 профессор Мюнхенской муз. академии, с 1945 её президент. В 20-е гг. был одним из руководителей Донауэшингенских фестивалей новой камерной музыки. Стиль произв. X. тесно связан с песенной мелодикой и отличается доступностью.

Сочинения: оперы - Тобиас Вундерлих (1937, Кассель), Свадьба Иова (Die Hochzeit des Jobs, 1944, Дрезден), мелодрама Totenmesse (1945); для opк. - Вариации и рондо на старинную нем. нар. песню (1917), Сюита вариаций на старинную тему рококо (для малого орк., 1924); церк. произв., в т. ч. оратории, мессы; камерные ансамбли; произв. для фп., для органа; песни.

Литература: Laux К., J. Haas, Mainz, 1931, В.-Dьsseldorf, 1954; его же, In memoriam J. Haas, "Musik in der Schule", 1960, Jahrg. 11, No 8; его жe, J. Haas, Schьler, Freund und Sachverwalter, "Mitteilungen des M. Reger Instituts", 1959, H. 9.

О. Т. Леонтьева.

Хаскил К.

Хаскил К. (Haskil) Клара (7 I 1895, Бухарест - 7 XII 1960, Брюссель) - рум. пианистка. С 5-летнего возраста обучалась игре на фп. у Р. Роберта в Вене, впервые выступила в концерте в 1905. В 1910 окончила Парижскую консерваторию, где занималась у А. Корто (1907-10). В 1914 в связи с болезнью прервала успешную конц. деятельность и возобновила её только в 1921. В 1927-40 жила в Париже, затем в Швейцарии. Гастролировала в Швейцарии, Германии, Испании, Австрии, Великобритании и др. европ. странах, а также в США; неоднократно совершала длительные турне. Выступала с крупнейшими музыкантами - Э. Ансерме, Э. Изаи, П. Касальсом, Г. Каранном, Д. Липатти, П. Хиндемитом, Дж. Энеску и др. Игра X. была отмечена сдержанностью, высокой простотой и чистотой стиля. В её обширном репертуаре значит. место занимала музыка эпохи классицизма, особенно близки ей как исполнителю были произв. В. А. Моцарта. Трактовки X. мн. соч. Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Врамса отличались глубиной, отсутствием внешних аффектов. Она была тонким интерпретатором совр. ей франц. фп. музыки, играла с блистательным мастерством соч. Г. Форе, К. Дебюсси, М. Равеля. Трижды удостоена премии Академии грампластинки им. Ш. Кро. В 1962 в Швейцарии создано об-во имени Клары X., к-рое с 1963 каждые 2 года проводит междунар. конкурс им. Клары X. (проходит в рамках традиц. фестиваля классической музыки в гор. Веве - Монтрё).

Литература: Wоlfеnsbеrgеr R., Clara Haskil, Bern, 1961; Gavoty В. und Hauert R., Clara Haskil, Genf, 1962 (с дискографией); Rцntgen J., In memoriam Clara haskil, "NZfM", 1962, Jahrg. 123, No 3 (включает письма X.); Bдlan Th., Clara Haskil, "Muzica", 1968, No 6; Bargauanu G., Clara Haskil, "Viata romвneasca", 1969, No 1; Spicket J., Clara Haskil, P., 1975.

Г. Фирка.

Хаслер Х. Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хаслингер Т.

Хаслингер Т. (Haslinger) Тобиас (1 III 1787, Целль - 18 VI 1842, Вена) - австр. муз. издатель. С 1810 жил в Вене. Первоначально работал бухгалтером в нотоиздательской фирме С. А. Штейнера, с 1814 был его компаньоном. С 1826 стал единственным владельцем фирмы (с этого времени она существовала под его именем). X., как и Штейнер, был в дружеских отношениях с Л. Бетховеном (известна юмористич. переписка X. и Бетховена). X. опубликовал 2-4-ю, 7-ю и 8-ю симфонии, 1-й, 3-5-й фп. концерты, скрипичный концерт, увертюры "Кориолан" и "Афинские развалины" Бетховена, "Зимний путь" и "Лебединую песню" Ф. Шуберта, вальсы Й. Штрауса-отца и И. Ланнера и др. соч. Почётный чл. Швед. корол. академии в Стокгольме. После смерти X. дело продолжал его сын - Карл X. (11 VI 1816, Вена - 26 XII 1868, там же) - пианист и композитор. Он был учеником К. Черни (фп.) и И. К. Зейфрида (композиция). В 1842-48 фирма называлась "Tobias Haslingers Witwe und Sohn", после 1848 - "Carl Haslinger quondam Tobias". Карл X. издавал произв. Й. Штрауса-сына и брата Штрауса - Йозефа. В 1875 дело было продано Р. Линау, владельцу "Книжного и нотного издательства Шлезингера" (Берлин).

Литература: Письма Бетховена. 1812-1816, сост. Н. Л. Фишман, М., 1977; Письма Бетховена. 1817-1818, сост. Н. Л. Фишман, М.. 1978: Thayer A. Wh., L. van Beethovens Leben, Bd 5, bearbeitet von H. Deiters und H. Riemann, Lpz., 1908, посл. англ. изд., перераб. Э. Форбсом, под назв. Thayer's life of Beethoven, v. 1-2, L.-Princeton (N. J.), 1967, Princeton, 1970; Unger M., L. van Beethoven und seine Verleger..., В.-W., 1921; Orel A., Beethoven und seine Verleger, в кн.: Ein Wiener Beethoven-Buch, W.. 1921; Deutsch O.E., Music publischers' numbers, "The Journal of Documentation", 1945/46, v. 1, No 4, 1946/47, v. 2, No 2, отд. изд., L., 1946, нем. изд., В., 1961; Weinmann A., Wiener Musikverleger, W., 1956 (Verцffentlichungen der Komission fьr Musikforschung, Bd 230); Zagiba Fr., Chopin und T. Haslinger, в кн.: Chopin-Jahrbuch, Z.-Lpz.-W., 1956.

Ю. В. Крейнина.

Хассе И. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хассельманс А. Ж.

Ассельман (Hasselmans) Альфонс Жан (5 III 1845, Льеж - 19 V 1912, Париж) - франц. арфист, педагог и композитор. Учился под рук. отца - арфиста, дирижёра и скрипача Йозефа X. (1814-1902) и Г. Крюгера. Мн. годы был солистом оркестра "Гранд-Опера". С 1884 профессор Парижской консерватории. Среди его учеников - М. Турнье, К. Сальседо, А. Ренье, Л. Ласкин, П. Жаме, М. Канн. Написал ок. 50 пьес для арфы. Соч. X. сохранились в педагогич. репертуаре. Ему принадлежат также транскрипции ряда произв. Р. Шумана, К. Сен-Санса и др. М. Равель посв. X. "Интродукцию и allegro" для арфы, струн. квартета, флейты и кларнета (1906). Сын X. - Луис X. (15 VII 1878, Париж - 27 XII 1957, Сан-Хуан, Пуэрто-Рико) - виолончелист и дирижёр.

Хаузеггер З.

Хаузеггер З. (Hausegger) Зигмунд фон (16 VIII 1872, Грац - 10 X 1948, Мюнхен) - австр. дирижёр и композитор. Обучался у своего отца - Фридриха фон X. и в муз. школе у Э. В. Дегнера и К. Полига. В 1895-96 дебютировал как дирижёр в оперном Т-ре Граца. С 1899 совм. с Ф. Вейнгартнером дирижировал популярными симф. концертами оркестра Р. Кайма ("Кайм-концерты") в Мюнхене, в 1903-06 - концертами во Франкфурте-на-Майне, в 1910-20 - симф. концертами Блютнеровского оркестра в Берлине и филармонич. концертами в Гамбурге. С 1920 жил в Мюнхене. В 1920-34 был директором, затем президентом (до 1938) Корол. академии муз. иск-ва (с 1924 - Гос. высшая муз. школа) и одновременно (1920-38) руководил абонементными концертами Муз. (концертного) об-ва. Под рук. X. в 30-е гг. высокого уровня достиг оркестр "Мюнхенские филармоники" (быв. оркестр Кайма). X. был видным дирижёром, особенно выделялись его интерпретации произв. Л. Бетховена, А. Брукнера, Ф. Листа. Известен также как муз. критик и педагог. Опубликовал труды и мн. статьи своего отца и его переписку с П. Розеггером. В своём симф. творчестве следовал традициям романтич. программного симфонизма.

Сочинения: оперы - Эльфрида (либр. X., 1890, Грац), Циннобер (либр. X., по повести-сказке "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер" Э. Т. А. Гофмана, 1898, Мюнхен); для орк. - Симфония природы (Natursymphonie, с заключит. хором, 1911), симф. поэмы Барбаросса (1900), Кузнец Виланд (Wieland der Schmied, 1904), Дионисийская фантазия (Dionysische Phantasie, 1899), симф. вариации Начало празднества (Aufklдnge, на тему детской песни, 1919); песни для голоса и орк. и для голоса и фп., хор. произв.

Литературные сочинения: Alexander Ritter. Ein Bild seines Charakters und Schaffens, В., (1907); R. Wagners Briefe an Frau Julie Ritter, Mьnch., 1920; Betrachtungen zur Kunst, Lpz., 1921.

Литература: Seidl A., Neuzeitliche Tondichter und zeitgenцssische Tonkьnstler, Bd 1, Regensburg, 1926; Zentner W., Siegmund von Hausegger (с указателем соч.), в сб.: Jahrbuch der deutschen Musik 1943, Lpz.-В., 1943.

Ю. В. Крейнина.

Хаузеггер Ф.

Хаузеггер Ф. (Hausegger) Фридрих фон (26 IV 1837, Санкт-Андре, Каринтия - 23 II 1899, Грац) - австр. музыковед. Изучал юриспруденцию, служил адвокатом в Граце. Был учеником Зальцмана и О. Дессофа (муз.-теоретич. предметы). С 1872 преподавал историю и теорию музыки в ун-те Граца, выступал как муз. критик в местной газете. Приверженец Р. Вагнера, X. в своём осн. труде "Музыка как выражение" ("Die Musik als Ausdruck") полемизирует с концепцией книги Э. Ганслика "О музыкально-прекрасном".

Сочинения: R. Wagner und Schopenhauer, Lpz.,1878, 1892; Die Musik als Ausdruck, W., 1885, 1887; Das Jenseits des Kьnstlers, W., 1893; Die Anfдnge der Harmonie, Charlottenburg, 1895; Die kьnstlerische Persцnlichkeit, W., 1897; Unsere deutschen Meister: Bach, Mozart, Beethoven, Wagner, Mьnch., 1901; Gedanken eines Schauenden. Gesammelte Aufsдtze, hrsg. von seinem Sohn Siegmund von Hausegger, Mьnch., 1903; Briefwechsel zwischen P. Rosegger und Fr. Hausegger, Lpz., 1924; Gesammelte Schriften, hrsg. von Siegmund von Hausegger, Regensburg, 1939.

Ю. В. Крейнина.

Хаузер М.

Хаузер М. (Hauser) Миска (1822, Братислава - 8 XII 1887, Вена) - венг. скрипач и композитор. С 8-летнего возраста учился игре на скрипке у Ю. Маталаи в Братиславе, затем у Й. Бёма и И. Майзедера в Венской консерватории (1835-39), брал также уроки у Р. Крейцера и изучал композицию под рук. З. Зехтера в Вене. Выступал публично с детских лет (завоевал известность как вундеркинд во время гастролей в 30-х гг. в Германии и сканд. странах). С 1847 жил в Братиславе, где концертировал, выступал в ансамбле с Н. Г. Рубинштейном, писал музыку. В 1850-59 совершил конц. турне по странам Сев. и Юж. Америки, по городам Австралии, Индии, Египта (1853-58), затем в муз. центрах Зап. Европы. Последний концерт дал в Кёльне в 1874. X. - скрипач виртуозного направления; романтич. стиль, привлекавший яркими красками, эффектными технич. приёмами, сочетался в его игре с традициями венг. нар. инструментального исполнит. иск-ва. Усвоенные им ритмы и интонации венг. нар. танцев и песен, нар. стихия муз. выражения отразились и на характере его музыки, рассчитанной преим. на широкую публику. X. - автор многочисл. скрипичных миниатюр. Особенно популярны его "Песни без слов" ("Lieder ohne Worte") и "Венгерская рапсодия" ("Rhapsodie hongroise") для скрипки и фп. Ему принадлежит также аранжировка для скрипки с фп. неск. песен Ф. Шуберта (используется гл. обр. в домашнем музицировании). Написал оперетту "Слепой шарманщик" ("Der blinde Leiermann", не пост.). Изданы путевые заметки X., отражающие его впечатления, полученные во время конц. поездок по разным странам, и письма (в т. ч. из США, 1853, публиковавшиеся в венской газ. "Ostdeutsche Post").

Литературные сочинения: Aus dem Wanderbuche eines цsterreichischen Virtuosen, Bd 1-2, Lpz., 1858-59; The letters of M. Hauser, 1853, San Francisco, (1939) (History of music in San Francisco, v. 3).

Литература: Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923.

В. Ю. Григорьев.

Хаук М.

Хаук М. (Hauk) Минни (наст. имя и фам.- Хаук Миньон, Hauch Mignon) (16 XI 1851, Нью-Йорк - 6 II 1929, Трибшен, близ Люцерна, Швейцария) - амер. певица (сопрано и меццо-сопрано). В ранней юности училась пению у Курто в Новом Орлеане. Пела старинные нар. баллады. Брала уроки у А. Эранни, затем у М. Стракоша (1867-68) в Нью-Йорке. Как оперная певица дебютировала в 1866 (Амина, "Сомнамбула") в Академии музыки (Нью-Йорк); после выступления там в 1867 в партии Джульетты ("Ромео и Джульетта" Гуно) получила известность в США. Гастролировала в крупнейших оперных т-рах городов Европы (пела на итал. яз., позднее также на др. яз.), в т. ч. в Париже и Лондоне (1868), в Амстердаме, Москве и Петербурге (1869-70), Берлине (1870; в 1870-74 была солисткой т-ра "Королевские зрелища", пела партию Сенты, а также Эльзы в "Лоэнгрине" под упр. X. Рихтера), Вене (солистка Придв. оперы в 1870-73; прославилась исполнением партии Розины), Будапеште (1874; партия Эржебет Силяди в опере "Ласло Хуньяди" Эркеля, на венг. яз.), Брюсселе (1878; партия Кармен, на франц. яз.). Партия Кармен - ведущая в репертуаре X.; с успехом пела её в Париже, Лондоне, а также в Кёльне и др. городах Германии, в Нью-Йорке (в Академии музыки в 1878 и в "Метрополитен-опера" в 1890-91). Среди др. созданных ею образов - Церлина ("Дон Жуан"), Виолетта; Манон ("Манон" Массне), Лючия, Маргарита,. Керубино; Катарина ("Укрощение строптивой" Гёца), Селика ("Африканка" Мейербера).

Голос X. отличался большой силой, широким диапазоном, сочностью, богатством красок, гибкостью. Она исполнила ок. 100 оперных партий (многие - на яз. оригинала). Выступала также в оперетте (Галатея в "Прекрасной Галатее" Зуппе). Оставила сцену в 1891. Организовала собств. труппу и в качестве её режиссёра поставила в Чикаго оперу "Сельская честь" Масканьи. Последние годы жизни провела в Швейцарии и Германии. Автор воспоминаний "Мемуары певицы" ("Memories of a singer", ed. by E. В. Hitchcock, L., 1925).

Литература: The American singer, N. Y., 1937, p. 93-118.

С. Ю. Сигида.

Хаусман Р.

Хаусман Р. (Hausmann) Роберт (13 VIII 1852, Ротлебероде - 18 I 1909, Вена) - нем. виолончелист. Учился у Т. Мюллера в Брауншвейге до 1869, в 1869-71 - в Высшей школе музыки в Берлине. Позднее совершенствовался у А. Пиатти в Лондоне. В 1872- 1876 участник квартета К. Хохберга в Дрездене. Преподавал в Высшей школе музыки в Берлине (профессор с 1876). В 1879-1907 играл в квартете И. Иоахима.

Хауэр Й. М.

Хауэр Й. М. (Hauer) Йозеф Маттиас (19 III 1883, Винер-Нёйштадт - 22 IX 1959, Вена) - австр. композитор. Муз. подготовку получил в учительском ин-те. Работал учителем в Крумбахе. С 1914 жил в Вене, продолжал муз. занятия самостоятельно. Оставил педагогич. работу, чтобы посвятить себя композиции. В 1927 получил композиторский приз г. Вена.

В 1911 создал произв. для фп. "Nomos" - первое додекафонное соч. Независимо от А. Шёнберга X. самостоятельно разработал 12-тоновую систему. В 1921 сформулировал принцип т. н. тропов (групп из двух шестизвучий, к-рые служили основой для построения мелодии и аккордов). Принципы своей 12-тоновой системы изложил в ряде работ, в т. ч. "От мелоса к литавре" (1925) и "Двенадцатитоновая техника. Учение о тропах" (1925), над к-рой он работал совм. со своим учеником Г. Хайсом. При жизни композитора его многочисл. произв. исполнялись редко. Успех имела только его оратория "Превращения" ("Wandlungen", 1928). Начиная с 1937 писал только т. н. 12-тоновую музыку. Среди его произв. опера "Саламбо" (1928, по Г. Флоберу, не исп.), зингшпиль "Чёрный паук" ("Die schwarze Spinncl", 1966, Вена), песни и кантаты, в т. ч. на сл. P. Гёльдерлина, оркестровые (симфониетта, дивертисмент и др.), камерно-инстр. произв. Творчество X. получило известность лишь в 60-70-е гг. Гос. пр. Австрии (1956).

Литературные сочинения: Vom Wesen des Musikalischen, Lpz.-W., 1920, то же, В.-Lichtericide, 1921, 1923, расширенное изд., 1966; Deutung des Melos, Lpz.-W.-Z., 1923; Vom Melos zur Pauke, W.-N. Y., 1925 (Theoretische Schriften, Bd 1), переизд., 1967; Zwцlftontechnik, W., 1925 (Theoretische Schriften, Bd 2), новое изд., W., 1953.

Литература: Рубин M., Заметки о современной австрийской музыке, пер. с нем. Р. Глезер, "СМ", 1956, No 11; Heiss H., Der musikalische Kosmos J. M. Hauers, "NZfM", 1960, Jahrg. 121, H. 1; Steinbauer O., J. M. Hauers Zwцlftonspiel, "ЦMz", 1963, Jahrg. 18, H. 3; J. M. Hauer, "Das Josefstдdter Heimatmuseum", 19G3, H. 31/32 (с указателем соч.); Lichtenfeld M., Untersuchungen zur Theorie der Zwцlftontechnik bei J. M. Hauer, Regensburg, 1964 (Kцlner Beitrдge zur Musikforschung, Bd 29); Szmоlyan W., J. M. Hauer, W., 1965 ("Цsterreichische Komponisten des XX. Jahrhunderts", Bd 6); Zur Hauer-Ausstellung, "Das Josefstдdter Heimatmuseum", 1966, H. 45; J. M. Hauer, "ЦMz", 1966, Jahrg. 21, H. 3 (Sonderheft); Kirchmeyer H., Schцnberg und Hauer, "NZfM", 1966, Jahrg. 127, H.; Кrejсi K. J., Vollkommene Einheit von Wort und Musik, J. M. Hauers Hцlderlinlieder, "NZfM", 1970, Jahrg. 131, H. 5; Sengstsсhmid J., Anatomie eines Zwцlitonspiels, "Zeitschrift fьr Musiktheorie", 1971, Jahrg. 2, No 1.

Ю. В. Крейнина.

Хафиз

Хафиз (перс., от араб. хафиз - хранитель, блюститель) - человек, знающий коран наизусть; тадж. и узб. певец, исполнитель традиц. музыки (народной и классич. проф. музыки устной традиции, в т. ч. и шашмакома). X. отличают высокий профессионализм, певческое мастерство и глубокое знание поэзии. Крупнейшие X. - исполнители классич. музыки в 19-20 вв.: Ота Гиёс, Ота Джалол, Борухи Калхот, Ходжа Абдулазиз, Домулло Халим Ибадов, Леви Бобоханов, Содирхон Бобошарифов, Б. Исхакова. Среди нар. X. известны - М. Баходуров, Ф. Джорубов, Ш. Джураев, Н. Курбанасейнов, Н. Одинаев, X. Ризо, Ш. Сахибов, Б. Файзуллаев, О. Хашимов, Ф. Шахобов.

Указом Президиума Верх. Совета Тадж. ССР от 5 февр. 1947 установлено звание нар. хафиза Тадж. ССР; присуждается за особо значит. заслуги в развитии тадж. традиционной муз. культуры. Первыми этого звания были удостоены: А. Абдуллаев, Н. Аминов, Баходуров, Джураев, Файзуллаев, М. Хамидов, Шахобов; присвоено оно также женщинам - певицам М. Назардодовой и Н. Рауповой.

Литература: Музыкальная жизнь Советского Таджикистана (1946-1956), вып. 2, Душ., 1975; Садриддин Айн и, Собр. соч., т. 12, Душ., 1976, С. 542 (на тадж. яз.).

З. М. Таджикова.

Хафиз А. аль-Х.

Хафиз А. аль-Х. (наст. фам. - Шабана) Абд аль-Халим (1930, Халават, Шаркия - 1976, Лондон) - егип. певец, композитор и киноактёр. Окончил Каирскую консерваторию, был преподавателем музыки в женском лицее в Каире, затем гобоистом в симф. оркестре Каирского радио. Певец-виртуоз, продолжатель традиций У. Кульсум, X. завоевал широкую популярность в араб. странах. Большой успех принесла ему и первая гастрольная поездка в Европу (Париж, 1974). В репертуар X. входили песни М. Абд аль-Ваххаба, К. Тауиля, М. Магхи, Б. Хамди, а также классич. араб. песни. Был руководителем каирского оркестра "Аль-Масья", в сопровождении к-рого выступал. Снимался в муз. фильмах.

Литература: Арабская песня покоряет Париж, "За рубежом", 1974, No 49, с. 22-23.

Хачатурян А. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хачатурян К. С.

Карен Суренович (р. 19 IX 1920, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1971). Чл. КПСС с 1952. В 1941-46 работал в Ансамбле песни и пляски НКВД. В 1949 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского (ранее занимался у В. Я. Шебалина и Д. Д. Шостаковича). В 1949-52 в аспирантуре Моск. консерватории. С 1952 преподаёт там же инструментовку, с 1974 доцент. Автор Гос. гимна Сомали (1972).

Сочинения: балет Чипполино (по сказке Дж. Родари, 1975, Укр. т-р оперы и балета, Гос. пр. СССР, 1976); оперетта Простая девушка (1959, Моск. т-р оперетты); для голосов, хoра и орк. - оратория Миг истории (для хора, чтеца и симф. орк. на документальные тексты периода Oкт. революции 1917, 1973), кантаты - Цвети и здравствуй, молодость (сл. Янки Купалы, В. И. Лебедева-Кумача и А. Е. Досталя, 1948), У вербы одинокой (сл. М. С. Лисянского, 1950); для орк. - симфонии (1956, 1968), симфониетта (1949), увертюры (1949; Дружба, 1959; Молодёжная, 1960), сюиты (Восточная, 1952; В Монголии, 1952; Новогодняя ёлка, 1953; Спортивная, 1954 - все для малого симф. орк.; В цирке, 1968); Ария для камерного орк. (1966); для духового орк. - Концертный марш (1953), Состязание (1965), Марш милиции (1978), Марш ГАИ (1979); для эстрадного орк. -Весёлый марш (1952), танец из оперетты Простая девушка (1962); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1947); соната для влч. и фп. (1966), струн. квартет (1969); Детская музыка для фп. (1977); Песни для голоса и фп. (1970); музыка к спектаклям драм. т-ров (св. 20), в т. ч. "Два веронца" Шекспира (1953, Т-р им. Вахтангова, Москва), "Европейская хроника" Арбузова (1953, Т-р им. Ермоловой, Москва), "Поднятая целина" Шолохова (1957, Центр. т-р Советской Армии, Москва) и др.; музыка к художеств. и документальным кинофильмам, в т. ч. "Братья" (1957), "Дети Памира" (1962), "Большая дорога" (1962), "Семь нянек" (1962), "Выстрел" (1967), "Вий" (1968), "Единственная дорога" (1976); к мультфильмам "Волшебный клад" (1950), "Сердце храбреца" (1951), "Необыкновенный матч" (1954), "Чипполино" (1961) и др.

Литература: Успенская М., Карэн Хачатурян, М., 1959; Долинская Е., Карэн Хачатурян, М., 1975.

З. М. Гольдберг.

Хачатурян Э. Л.

Эмин Левонович (р. 5 VIII 1930, Москва) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1975). Чл. КПСС с 1961. Окончил Моск. консерваторию в 1954 по классу фп. у Л. Н. Оборина, в 1958 - по классу дирижирования у А. В. Гаука. В 1957-60 дирижёр Моск. обл. симф. оркестра, с 1965 - Большого т-ра СССР, где дирижировал операми "Царская невеста", "Риголетто"; "Октябрь" Мурадели. В 1966-76 худ. рук. и гл. дирижёр Гос. симф. оркестра кинематографии. Работу по озвучиванию фильмов сочетает с интенсивной конц. деятельностью. Дирижировал мн. ведущими симф. оркестрами страны. В свои конц. программы включает произведения различных стилей, большое внимание уделяет музыке современных авторов. Гастролирует за рубежом.

Хачикян Е. С.

Евгения Сергеевна (р. 5 (18) II 1912, Тбилиси) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. Арм. ССР (1961). В 1936 окончила Тбилисскую консерваторию у Л. А. Михальской; совершенствовалась у С. П. Бархударяна в студии Дома культуры Арм. ССР в Москве. В 1937-68 солистка Арм. т-ра оперы и балета. Среди партий - Лиза, Наташа, Тамара, Маша ("Пиковая дама", "Русалка", "Демон", "Дубровский"), Аида, Леонора ("Аида", "Трубадур"), Тоска, Валентина ("Тоска", "Гугеноты"), Аревик ("Лусабацин" Степаняна), Сусанна ("Намус" Ходжа-Эйнатова), Кошевая ("Молодая гвардия"). С 1968 преподаёт в Ереванском муз.-пед. уч-ще.

Хашимов Н. Х.

Насим Хашимович (р. 12 III 1920, Самарканд) - сов. певец (баритон) и педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1959). Чл. КПСС с 1961. В 1941 окончил Узб. студию при Моск. консерватории, в 1962 - Ташкентскую консерваторию. С 1934 - в Самаркандском муз.-драм. т-ре (вначале артист, затем и хормейстер). В 1944-75 солист Узб. т-ра оперы и балета. Партии: Евгений Онегин, Эскамильо, Фигаро, Риголетто; Нугман ("Дилором" Ашрафи), Улугбек ("Улугбек" Козловского), Тохтасин ("Великий канал" Ашрафи и Василенко), Мулла Дуст ("Проделки Майсары" Юдакова) и др. С 1957 преподаёт сольное пение, в 1959-63 - в Ташкентском театр.-художеств. ин-те, с 1963 - в Ташкентской консерватории (в 1970-76 зав. кафедрой, с 1979 профессор).

Хватов В. В.

Василий Васильевич (29 VI (11 VII) 1891, дер. Любава, ныне Рязанской обл. - 5 IV 1975, Москва) - сов. дирижёр и композитор. Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1952. В 1921-23 учился в консерватории в Ростове-на-Дону по классу балалайки. С 1911 артист оркестра рус. нар. инструментов под рук. Н. И. Привалова (Петербург), с 1926 руководитель муз. коллективов художеств. самодеятельности в Москве, с 1932 солист ансамбля нар. инструментов Всесоюзного радио, с 1936 - Рус. нар. хора им. M. E. Пятницкого, в 1938-58 дирижёр и руководитель оркестра рус. нар. инструментов хора. Автор произв. для оркестра рус. нар. инструментов, соч. для балалайки с оркестром. Обработал для оркестра рус. нар. инструментов ряд рус. нар. песен и плясок. Вёл педагогич. деятельность в оркестре хора им. Пятницкого. Составитель сб. "Воспоминания о В. Г. Захарове" (1967). Гос. пр. СССР (1952).

Хвостенко В. В.

Владимир Вениаминович (12 (24) V 1899, Москва - 12 XII 1979, там же) - сов. муз. теоретик, педагог и библиограф. В 1907-09 учился в Моск. синодальном уч-ще, в 1911-17 - в Моск. нар. консерватории, где его педагогами были М. И. Пальк (фп., гармония), Е. Э. Линёва (хор. пение), Е. В. Богословский (история музыки). В 1917-19 работал в Центр. б-ке при Управлении Моск.-Курско-Нижегородской железной дороги; принимал активное участие в революц. движении железнодорожников. В 1918 учился в Социалистич. академии обществ. наук. В 1928 окончил теоретич., фп. и дирижёрско-хоровой ф-ты Моск. консерватории. С 1921 на педагогич. работе. В 1926-1932 преподавал элементарную теорию музыки, гармонию, слушание музыки в Муз. техникуме им. Стасова, в 1927-60 - муз.-теоретич. предметы в Муз. уч-ще при Моск. консерватории, в 1943-60 - элементарную теорию музыки, сольфеджио, гармонию, полифонию и анализ муз. форм в Моск. консерватории.

X. - основоположник сов. методики преподавания элементарной теории музыки и сольфеджио. Педагогич. деятельность X. нашла отражение в созданных им учебниках, пособиях и программах по этим дисциплинам. Среди них наиболее известен "Сборник задач и упражнений по элементарной теории музыки" (М.-Л., 1947, М., 1973), в к-ром изложена методика изучения интервалов, тональностей, аккордов, а также впервые введены вместо прежних недостаточно определённых понятий "количественной" и "качественной" величин интервалов более точные теоретич. определения, характеризующие интервал, - понятия "ступеневой" и "тоновой" величин. X. - крупный специалист в области сольфеджио. Созданные им учебники являются первым опытом широкого использования песен народов СССР в курсе сольфеджио. В "Сольфеджио (одноголосном) на материале мелодий народов СССР" (вып. 1-3, М., 1950-61, 1959-65) представлена оригинальная методика чтения с листа и муз. диктанта. X. опубликованы указатели лит-ры о Р. Вагнере, Ф. Листе, музыке народов СССР, а также подготовлены библиографич. указатели "Музыкальная культура СССР за 15 лет (1917-1932)", "Скрябиниана" и "Пушкин в музыке" (не изданы).

Сочинения: "Вагнериана". Материалы к библиографическому указателю литературы на русском языке о Рих. Вагнере, "СМ", 1934, No 11; Лист в России. 1842, там же, 1936, No 11; Лист в России. 1843, там же, 1936, No 12; Музыка народов СССР. Материалы к библиографическому указателю 1917-1936, там же, 1937, No 4; Сольфеджио (двухголосное). Сборник примеров из музыкальной литературы (совм. с В. Рукавишниковым и В. Слетовым), М., 1953, 1967; Сольфеджио (трехголосное). Сборник примеров из музыкальной литературы (совм. с В. Рукавишниковым и В. Слетовым), М., 1954, 1962; Заметки об учебнике "Элементарной теории музыки" И. В. Способина, в сб.: И. В. Способин. Музыкант. Педагог. Учёный, М., 1967.

Л. Ю. Малинина.

Хег К.

Хег К. (Heeg) Карстен (15 XI 1896, Ольборг - 3 IV 1961, Копенгаген) - дат. музыковед и филолог. Окончил Копенгагенский ун-т, где в 1925 защитил докторскую диссертацию. С 1926 до конца жизни был проф. классич. филологии этого ун-та. Состоял президентом Междунар. Академич. союза (1953-55) и Междунар. совета по философии и гуманитарным наукам (1955-1959). В 1931 совм. с Г. Дж. У. Тильярдом и Э. Веллесом основал серию публикаций "Monumenta musicae Byzantinae" (1-й том издан в 1935). В сотрудничестве с др. византинистами X. подготовил ряд томов этой серии (Facsimilia, v. 1 - Sticherarium, Kbh., 1935, совм. с Wellesz и Tillyard; v. 2 - Hirmologium Athoum, Kbh., 1938; Lectionaria, v. 1 - Prophetologium, Kbh., 1939-1970, совм. с G. Zuntz; Transcripta, v. 6 - The Hymns of the Hirmologium Athoum, Kbh., 1952, совм. с A. Ayoutantij и M. Stцhr). Крупнейший специалист по визант. муз. культуре, X. внёс большой вклад в её изучение; благодаря его деятельности Копенгаген стал важнейшим центром мировой византологии. X. обращался к вопросам др.-слав. музыки, подчёркивая своеобразие преломления визант. традиций в слав. странах. Ему принадлежат также труды о др.-греч. музыке, о старинной нотации и др.

Сочинения: La theorie de la musique bysantine, "Revue des etudes grecques", 1922, v. 35; Les Saracatsans, v. 1-2, P., 1925-26; En groek forretningsmand i 3 aarhundrede fшr Christi, Kbh., 1927; Introduktion til Plautus, Kbh., 1931; La notation ekphonйtique, Cph., 1935; Nutidens Graskenland og Antikken, Kbh., 1936; Grask musik, Kbh., 1940; The oldest Slavonic tradition of byzantine music, "Proceedings of the British academy", 1953, v. 39; Musik og diktning i byzantinsk kristendom, Kbh., 1955.

Литература: Raasted J., С Hшeg (некролог), "Acta musiсologica", 1961, v. 33, No 2/4; Wellesz E., A note on the origins of the "Monumenta musicae Byzantinae", в кн.: Studies in Eastern chants, v. 2, ed. by M. Velimirovic, L., 1971.

H. H. Moxoв.

Хедли Г. К.

Хедли Г. К. (Hadley) Генри Кимболл (20 XII 1871, Сомервилл, шт. Массачусетс - 6 IX 1937, Нью-Йорк) - амер. композитор и дирижёр. Чл. Амер. академии иск-в и лит-ры. Учился у Дж. Чедвика в Новоангл. консерватории в Бостоне (1889-93), брал уроки у Е. Мандычевского в Вене (1894-95). Выступал как дирижёр в Германии (1905-09). Руководил симф. оркестрами Сиэтла (1909-10), Сан-Франциско (1911 - 15), был 2-м дирижёром Нью-Йоркского филармонич. оркестра (1915-22). Основал Манхаттанский симф. оркестр (1929; был его руководителем до 1932) и Нац. ассоциацию амер. композиторов и дирижёров. Много гастролировал в странах Европы (1924), Лат. Америки, в т.ч. в Аргентине (1927), а также в Японии (1930), где исполнял собственные произведения. В творчество X. выделяются симф. сочинения.

Сочинения: оперы (6), в т.ч. Ночь Клеопатры (Cleopatra's night, 1920, Нью-Йорк); Для орк. - 5 симфоний (1897 - 1934; 4 программные), 6 увертюр (1894-1932, в т.ч. Академическая), 3 симф. поэмы, в т.ч. Саломея, сюиты, в т.ч. 3 балетные, Дьявольские скерцо (Scherzo diabolique, 1934), камерно-инстр. ансамбли; кантата, 7 баллад и др. соч. для хора с орк.; ок. 150 песен.

Литература: Berthaud P., The musical works ot Dr. Henry Hadley, N. Y., 1942.

Хезик Ф.

Хезик Ф. (Hoesick) Фердинанд (16 X 1867, Варшава - 13 IV 1941, там же) - польский музыковед и муз. писатель. Учился в Гейдельбергском, Краковском и Парижском ун-тах. С 1891 жил в Варшаве, с 1905 - в Кракове, затем вновь работал в Варшаве, где опубликовал монографию о Ю. Словацком. С 1908 редактировал газ. "Kurjer Warszawski", издавал произв. польских композиторов. Вошёл в историю польской муз. культуры как крупнейший шопеновед.Ему принадлежит ряд работ, в т. ч. капитальная монография о Ф. Шопене, осн. на подлинных документах, являющаяся гл. источником биографич. и науч. сведений о композиторе и для совр. специалистов (переиздана в 4 томах с комментариями, относящимися к нек-рым устаревшим и ошибочным суждениям X.). X. был также автором романа "Немезида" ("Nemesis") и многочисл. лит. очерков о польских поэтах эпохи романтизма.

Сочинения: Fryderyk Chopin. Zarys biograficzny, Petersburg, 1899; Z papierуw po Elsnerze, przyczynki do dziejуw teatru i mu-zyki w Polsce, Warsz., 1901; Chopin, zycie i tworczosйd, t. 1-3, Warsz., 1904-11, t. 1-4, Kr., 1962-68 (с библ., дополнениями и очерком Я. Ильницкой о жизни и деятельности X.); Chopiniana, t. 1 - Korespondencya Chopina, Warsz., 1912; Warszawa, luzne kartki z przeszlosci "Syreniego Grodu", Poznan - Warsz., 1920; Slowacki i Chopin. Z zagadnien twуrczosci, t. 1-2, Warsz., 1932.

З. Лисса.

Хейлер А.

Хейлер А. (Heiller) Антон (р. 15 IX 1923, Вена) - австр. органист, клавесинист, дирижёр и композитор. Учился в венской Академии музыки и сценич. иск-ва (ныне венская Высшая школа музыки и сценич. иск-ва) по классам органа, клавесина, композиции (окончил в 1942). С 1945 преподаватель игры на органе там же (с 1957 профессор). 1-я пр. на Междунар. конкурсе органистов-импровизаторов в Голландии (Гарлем, 1952), Большая Австрийская гос. пр. по разделу "Музыка" (1969). Концертирует как органист, клавесинист и дирижёр (в Великобритании, ФРГ, Швейцарии и др.).

X. - один из лучших совр. импровизаторов (орган, клавесин), своеобразный интерпретатор орг. соч. И. С. Баха. Как композитор тяготеет к изысканным полифонич. формам, сочетая характерные черты нидерландской школы 15-16 вв. с элементами баховского ораториалыю-декламационного стиля и с совр. линеарно-полифонич. манерой письма.

Сочинения: для орк. - Северная симфония (Symphonie nordique, 1946), камерная симфония (1951, первоначально секстет, 1946); концерт для органа с орк. (1963); токката для 2 фп. (1943); для органа - 3 сонаты (1946, 1953, 1953), 2 партиты (1949), In festo corporis Christi (1957); фантазия Salve regina (1966); хоры a cappella - Трагическая история (Tragische Geschichte, 1951), 4 мотета (1960) и др.; духовные сочинения - мессы (1944, 1952, 1953, 1960, 1962, 1965) для хора и органа; Те Deum для хора, органа, духовых инструментов и литавр (1953), кантата псалмов для солистов, хора и орк. (Psalmen-Kantate, 1955), камерная оратория Tentatio Jesu для солистов, хора и 2 фп. (1952), кантата In principio erat verbum для тенора, хора, орк. и органа (1965); Proprium (1967), Adventsmusik (1971).

Литература: Klein R., Anton Heiller auf dem Wege zur Psalmen-Kantate, "ЦMz", 1955, Jahrg. 10, H. 5; Wieninger H., Anton Heiller - Choralmotette "Ach, wie nichtig, ach, wie flьchtig", "Musikerziehung", 1967/68, Jahrg. 21.

Л. И. Ройзман.

Хейнце Б. Т.

Хейнце Б. Т. (Heinze) Бернард Томас (р. 1 VII 1894, Шеппартон, шт. Виктория, Австралия) - австрал. дирижёр. Учился игре на скрипке в консерватории при ун-те в Мельбурне (1907-10) и в Корол. муз. колледже в Лондоне (1911-12). Совершенствовался в дирижировании у В. д'Энди и Н. Лежёна в "Схола канторум" в Париже (1920-21) и В. Хесса в Берлине (1921-22). В 1923-57 жил в Мельбурне. С 1924 директор Мельбурнского ун-та, в 1925-56 профессор по классу дирижирования муз. ф-та ун-та. Основал Мельбурнский струн. квартет (1924), руководил университетским симф. оркестром (1924-32), к-рый реорганизовал; в 1932-49 этот коллектив под его упр. выступал под назв. Мельбурнский симф. оркестр, до 1956 - под назв. Симф. оркестр штата Виктория. С 1925 концертировал, с 1947 проводил серии абонементных концертов и концерты для юношества. Выступал в Канаде (1946). Был директором Гос. консерватории Нового Юж. Уэльса в Сиднее (1957-66), пред. правления Гильдии австрал. композиторов (1967-72), пред. муз. и драм. комитета Сиднейской оперы (до 1960) и Гос. оперной компании. Выступал на разл. муз. фестивалях, гастролировал в странах Европы (в СССР в 1958), был членом жюри 1-го Междунар. конкурса пианистов им. Э. Изаи (1938). X. исполнял произв. разл. стилей, обнаруживая вдумчивость интерпретаций; для него была характерна нек-рая эмоциональная сдержанность. Пишет статьи о музыке (публикуются в англ. и др. журналах).

Литература: Orchard W. A., Music in Australia, Melb., 1952; Sir Bernard Heinze, в кн.: Miscellanea musicologlca. Adelaide studies in musicology, v. 4, Adelaide, 1969.

Г. Я. Юдин.

Предыдущая страница Следующая страница