Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАВ"-"ВАЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАВ"-"ВАЛ")

Вавра К.

Вавра К. (Vavra) Карел (p. 18 III 1903, Яблунка, близ Всетина) - чехословацкий скрипич. мастер. Учился у отца - Яна Баптиста В. (1870-1936), а также у двоюродного брата Альфонса Франтишека В. В своих работах гл. обр. подражал Гварнери дель Джезу, отчасти А. Страдивари. Получил почётный диплом на выставке инструментов в Гааге в 1949, занял 8-е место на Конкурсе им. Венявского в Познани (1957), там же получил премию (1962). Изучает историю чеш. школы скрипич. мастеров. Его младший брат Йозеф В. (р. 4 XI 1912, Прага) и сын Карел В. (р. 15 V 1935) - также скрипич. мастера.

Литература: Jа1оvес К., Cesti houslari, Praha, 1959.

Ваганты

Ваганты (лат. vagantes - бродячие) - ср.-век. странствующие поэты и певцы в странах Зап. Европы; преим. разжалованные священники, недоучившиеся семинаристы. Выступали (на лат. яз.) с пародийными песнями на церк. гимны, высмеивали лицемерие духовенства, воспевали земные радости. Из застольных песен В. сложились студенч. песни, в т.ч. "Гаудеамус".

Вагенар Й.

Вагенар Й. (Wagenaar) Йохан (1 XI 1862, Утрехт - 17 VI 1941, Гаага) - голл. композитор, органист и педагог. Один из основателей совр. нидерл. композиторской школы. Игре на органе учился у Р. Хола в Утрехте (1875-85), у С. де Ланге в Гааге, композицию изучал под рук. X. Херцогенберга в Берлине. С 1888 органист Утрехтского собора. Основал там "Музыкальный кружок", руководил хором a cappella. Известен как исполнитель произв. И. С. Баха. В 1904-19 директор музыкальной школы в Утрехте, где руководил хором, затем хормейстер в Арнеме (с 1908) и в Лейдене (с 1910). В 1919-37 директор Корол. консерватории в Гааге. Среди учеников В.: П. ван Анрой, Ф. Дюс, В. Пейпер, А. Вормолен и др. Как композитор дебютировал в 1889 комич. кантатой "Кораблекрушение" ("De Schipbreuk", 1889). Для его оперного творчества характерны пародия, юмор.

Сочинения: оперы - Дож Венеции (De Doge van Venetie, 1898, Утрехт, 1904), Сид (De Cid, 1914, Утрехт, 1916), комич. опера Влюблённый Юпитер (Jupiter Amans, Схевенинген, 1925); оперетта - Вино Фортуны (Most Fortune, 1911); кантата Ода к дружбе (Ode aan de Vriendschap, 1897); для opк. - симф. поэмы - Лето жизни (Levenszomer, 1901), Саул и Давид (на сюжет картины Рембрандта, 1906) и др., увертюры - Морское путешествие Фритьофа (Frithjof's Meerfahrt, 1884), Король Ян (1889), Сирано де Бержерак (1905; самое популярное произв. В.) и др. увертюры к пьесам У. Шекспира, К. Гольдони, Г. Клевета; мадригалы, каноны для хора с орк.; соч. для органа, песни.

Литература: Backers С., Nederlandse komponisten, Den Haag, 1941; "De muziek", Amst., 1932 (спец. No - Wagenar nummer).

Вагензейль Г. К.

Вагензейль Г. К. (Wagenseil) Георг Кристоф (29 I 1715, Вена - 1 III 1777, там же) - австр. композитор, пианист, педагог и органист. Ученик И. Фукса и М. Палотты. С 1739 придв. композитор и учитель музыки в Вене. Представитель т. н. предклассич. венской школы. Внёс важный вклад в становление жанра классич. симфонии и фп. концерта. В произв. В. заметна зависимость от итал. образцов (Дж. Саммартини), особенно в тематизме сонатного аллегро, однако язык В. более отточенный, рельефный. Этому способствуют мастерство мотивно-тематич. разработки, свежесть гармонических оборотов, изобретательность оркестровки (напр., симфония D-dur, 1775). В медленных частях В. тяготеет к напевности, связанной с национальными бытовыми истоками. Среди учеников В. - И. Шенк и Ф. Душек.

Сочинения: оперы (16), в т.ч. - Ариодант (1745, Венеция), Деметрий (1746/47, Флоренция), Милосердие Тита (La clemenza di Tito, 1746, Вена), Андромеда, Эвридика (обе - 1750, Вена), 3 оратории, кантаты, в т.ч. Стенания Орфея (I lamenti d'Orfeo, 1740); 17 месс, реквием и др. культовые вок. соч.: для орк. 36 симфоний; 27 концертов для разн. инстр. с орк.; камерн. соч. - 6 скр. сонат, трио-сонаты, концерты и дивертисменты (18) для чембало и др. инстр., струн. ансамбли; произв. для органа, для клавира, скр., влч.; вок. соч. светские - лат. и нем. арии, дуэты и др.

Литература: Hausswald G., Der Divertimento-Begriff bei Georg Chr. Wagenseil, "AfMw", IX, Jahrg., H. 1, S. 45-50, Trossingen, (Lpz.), 1952.

П. А. Вульфиус.

Вагнер В.

Вагнер В. (Wagner) Виланд (5 I 1917, Байрёйт - 16 X 1966, Мюнхен) - нем. оперный режиссёр и художник (ФРГ). Внук Р. Вагнера, правнук Ф. Листа. Образование получил в Мюнхене. С 1951 худ. рук. и директор Байрёйтских фестивалей. Пропагандировал музыку Вагнера, пост. все его выдающиеся оперы - гл. обр. в Байрёйте, а также в Мюнхене, Штутгарте, Берлине, Брюсселе, Милане, Риме, Неаполе, Париже, Женеве и др. городах. Среди др. пост.: "Орфей" Глюка, "Фиделио", "Аида" и "Отелло", "Кармен"; "Антигона" Орфа, "Лулу" и "Воццек" Берга и др. Режиссёр находил совр. сценич. решение, обогащая традиции, часто преодолевая рутину, особенно при работе над операми Вагнера. Был инициатором возобновления вагнеровских фестивалей в Байрёйте после 2-й мировой войны.

Литература: Вернер К., На вагнеровском фестивале, "СМ", 1959, No 11; Ruppel К. H., Wieland Wagner inszeniert Richard Wagner, Constanza, 1960.

Вагнер Г. М.

Генрих Матусович (р. 2 VII 1922, Жирардув, Польша) - советский композитор, пианист. Засл. дсят. искусств БССР (1963). С 1936 учился в Варшавской консерватории, с 1939 живёт в Минске. В 1948 окончил Белорус. консерваторию по классу фп. Г. И. Шершевского, в 1954 по классу композиции А. В. Богатырёва. Работал концертмейстером Белорус. радио. С 1963 преподаватель кафедры муз. воспитания Педагогич. ин-та им. Горького в Минске. Ответств. секретарь Правления CK БССР (с 1963). В. - автор первого белорус. лирико-комедийного балета "Подставная невеста" (1958) и первой белорусской телеоперы "Утро" (1967) по поэме "Песня о славном походе" Кулешова. Ему принадлежат редакция и оркестровка оперы "Ясный рассвет" Туренкова (1964, Белорус. т-р оперы и балета).

Сочинения: опера - Утро (1967); балеты - Подставная невеста (1958, Белорус. т-р оперы и балета), Свет и тени (по роману "Когда сливаются реки" П. Бровки; пост. 1958 и 1962, там же), После бала (по одноим. рассказу Л. Н. Толстого, 1967, пост. 1971, там же); вок.-симф. произв., в т.ч. поэма - Вечно живые (1959); для орк. - 3 симфонии (1954, 1970, 1972 - для камерного оркестра), Сюита (1955), Пионерская сюита (1961), сюита из балета "После бала" (1972); концерты для инструмента с орк. - для фп. (1965), фантазия для скр. с орк.(1956); кам.-инстр. ансамбли - струн, квартет (1952), фп. трио (1950), произв. для фп., в т.ч. цикл пьес (1971); вок. цикл Настроение (сл. Б. Дубровина); песни; хоры, в т.ч. без сопровождения - Дума о Ленине (сл. Э. М. Скобелева, 1970); музыка к драматич. спектаклям, фильмам; эстрадная музыка.

И. Г. Нисневич.

Вагнер З.

Вагнер З. (Wagner) Зигфрид (6 VI 1869, Трибшен, Швейцария - 4 VIII 1930, Байрёйт) - нем. композитор, дирижёр и режиссёр. Сын Рихарда и Козимы В. (дочери Ф. Листа), по образованию архитектор. Музыкально- теоретические предметы и композицию изучал у Й. Книзе и Э. Хумпердинка. Выступал как дирижёр в Германии, Австрии, Англии, Италии, России. Участвовал в проведении Байрёйтских фестивалей как дирижёр (с 1894) и режиссёр-постановщик вагнеровских опер (с 1896). В 1909-30 руководил фестивалями.

В. - автор нар. и сказочных опер на собств. либр., в т.ч. "Бездельник" ("Der Bдrenhдuter", 1899, Корол. придв. т-р, Мюнхен), "Кобольд", ("Der Kobold", 1904, Гос. т-р, Гамбург), "Кузнец из Мариенбурга" ("Der Schmied von Marienburg", 1923, Гос. т-р, Росток) и мн. др., а также симф. поэм, в т.ч. "Томление" ("Sehnsucht"), инстр. концертов с оркестром, камерных произв. и хоров.

Литературные сочинения: Erinnerungen, Stuttg., 1923.

Литература: Каrpath L., S. Wagner als Mensch und Kьnstler, Lpz., 1902; Eidam R., Bayreuther Erinnerungen an S. Wagner, Ausbach, 1930; Daube O., S. Wagner und sein Werk, Bayreuth, 1925; его жe, S. Wagner und die Mдrchenoper, Lpz., 1936; Starsen F., Erinnerungen an S. Wagner, Detmold, 1942.

О. Т. Леонтьева.

Вагнер И.

Вагнер И. (Wagner) Иоганна (13 X 1828, Зельце близ Ганновера - 16 X 1894, Вюрцбург) - нем. певица (сопрано). Обучалась пению под рук. своего приёмного отца Альберта В. (брат Рихарда В.). Совершенствовалась у П. Виардо-Гарсиа в Париже (1846-48). В детстве выступала в оперных театрах Вюрцбурга и Бернбурга. В 1844 дебютировала в Дрезденской опере в партии Агаты ("Вольный стрелок" Вебера). Была первой исполнительницей партии Елизаветы в опере Вагнера "Тангейзор" (1845). В 1849 пела в Гамбургской опере, в 1850-61 солистка Придв. оперы в Берлине. В 1853 получила звание камер-певицы (Kammersдngerin). В 1861-72 выступала как драматич. актриса. В 1872 по инициативе Р. Вагнера приняла участие в исполнении 9-й симфонии Бетховена в Байрёйте. В 1882-84 преподавала в Мюнхенской корол. муз. школе.

Литература: Richard Wagner und seine erste "Elisabeth" Johanna Jachmann-Wagner, hrsg. von J. Kapp und H. Jachmann, В., 1926 (англ. пер. - L., 1944).

Вагнер П. Й.

Вагнер П. Й. (Wagner) Петер Йозеф (19 VIII 1865, Кюренц, близ Трира - 17 X 1931, Фрибур, Швейцария) - нем. музыковед. Учился в католич. муз. школе в Трире (1876-86), где также пел в церк. хоре; затем изучал музыковедение под руководством Г. Якобшталя в Страсбурге (1886-90), Г. Беллермана и Ф. Шпитты в Берлине. Преподаватель (с 1893) истории музыки и церк. музыки в Фрибурском (Швейцария) ун-те (с 1902 профессор, в 1920-21 ректор), при к-ром организовал в 1901 Григорианскую академию - высшую школу для науч. и практич. изучения хорала. В. -чл. папской комиссии по изданию хоралов и Швед. корол. академии музыки в Стокгольме, Нем. академии в Мюнхене. Был крупнейшим специалистом в области истории церк. ср.-век. музыки, в особенности старо-испан. церк. пения и истории испан. богослужения.

Сочинения: Einfьhrung in die gregorianischen Melodien, ein Handbuch der Choralwissenschaft, Tl 1-2, Freiburg (Schweiz), 1895-1905, Tl 3 - Lpz., 1921; Geschichte der Messe, Tl 1-bis 1600, Lpz., 1913; Einfьhrung in die katholische Kirchenmusik.Vortrдge an der Universitдt Freiburg in der Schweiz, Dьsseld., 1919; Untersuchungen zu den Gesang-Texten und zur responsorialen Psalmodie der altspanischen Liturgie, в кн.: Gesammelte Aufsдtze zur Kulturgeschichte Spaniens, II, Mьnch., 1930, S. 67-ff.

Литература: Festschrift P. Wagner zum 60. Geburtstag, hrsg. von K. Weinmann, Lpz., 1926.

О. Т. Леонтьева.

Вагнер Р. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вагнер-Регени Р.

Вагнер-Регени Р. (Wagner-Rйgeny) Рудольф (28 VIII 1903, Регин, уезд Муреш, Румыния - 18 IX 1969, Берлин) - нем. композитор (ГДР). Чл. Нем. академии иск-в (с 1959). Учился композиции в консерваториях: у Р. Тейхмюллера в Лейпциге (с 1919), у Э. Резничека, Р. Крассельта и Ф. Шрекера в Берлине (1920-23). В 1923-25 ассистент дирижёра "Народной оперы" в Берлине. В 1926-29 работал как композитор и дирижёр в балетной труппе под рук. Р. Лабана, гастролировал с нею по Германии, Швейцарии, Голландии и Австрии. С 1930 сотрудничал с театр. художником К. Неэром, к-рый участвовал в пост. его муз.-сценич. произв. и стал его постоянным либреттистом. С 1947 директор Гос. высшей школы музыки в Ростоке, с 1950 профессор Высшей школы музыки и Нем. академии иск-в в Берлине. Удостоен пр. нар. т-ра в Ростоке (1963).

В.-Р. - автор опер, орк. и камерно-инстр. произв. Известность принесла В.-Р. опера "Фаворит". Здесь и в др. операх он стремился к лаконичным формам, ясности и наглядности муз. образов. В более поздних инстр. произв. - "Мифологических фигурах" ("Mythologische Figurinen") для оркестра (1951), в "Трёх пьесах для оркестра" ("Drei Orchestersдtze", 1952), в струн. трио (1951) и фп. сонатах он пытался применить серийную технику и метод "переменных метров", заимствованный у Б. Блахера, не нарушая преобладающей тональной основы музыкального языка. Национальная премия ГДР (1955).

Сочинения: оперы - Сганарель (Sganarelle oder der Schein trьgt, по Мольеру, 1923; 2-я ред. Эссен, 1929), Мошопулус (1928, Гера), Голый король (Der nackte Kцnig, одноактная, пo X. К. Андерсену, 1928, Гера); комич. опера Басня о блаженном мяснике (Die Fabel vom seligen Schlдchtermeister, 1932), Фаворит, или Последние дни великого господина Фабиано (Der Gьnstling, oder Die letzten Tage des groЯen Herrn Fabiano, 1935, Дрезден), Горожане из Кале (Die Bьrger von Calais, 1939, Берлин), Иоганна Балк (1941, Вена), Прометей (1 д., сценич. оратория, 1959, Кассель), Фалунские рудники (Das Bergwerk von Falun, 1961, Зальцбург); для голоса с орк. - вок.-инстр. кантаты Cantica Davidi Regis, лат. псалмы для детского хора, басов и малого орк. (1955), Моим соотечественникам (An meine Landsleute, для трёхголосного хора, 1955), Генезис (для меццо-сопр., смеш. хора и малого орк., 1956); симф., камерн. произв., соч. для фп.; песни на сл. Б. Брехта, P.M. Рильке, обр. нар. песен; музыка для драм. т-ра и кино (в т.ч. к спектаклю "Сон в летнюю ночь, 1934).

Литературные сочинения: Begegnungen, В., 1968.

Литература: Burgartz A., Rudolf Wagner-Regeny, В., 1935; Krause E., Oper А-Z, Lpz., 1962, S. 887-95; Hдrtwig D., Rudolf Wagner-Regeny. Der Opernkomponist, В., 1965.

O. T. Леонтьева.

Вадковский Ф. Ф.

Фёдор Фёдорович (1800, Москва - 8(20) I 1844, с. Оёк Иркутской губ.) - рус. композитор и скрипач. Сын сенатора. Воспитывался в Моск. университетском (до 1812) и частных петерб. пансионах. С 1822 на воен. службе. Чл. Сев. и Юж. об-в декабристов. В 1825 осуждён на каторжные работы (содержался в заключении в Кексгольме, Шлиссельбурге, Чите, Петровском з-де). С 1839 находился на поселении в с. Оёк. Талантливый музыкант, В. написал ряд романсов и песен, из к-рых популярностью пользовались "Славянские девы" (сл. А. И. Одоевского), "Что не ветер шумит во сыром бору" (сл. М. А. Бестужева). В. был также незаурядным скрипачом, возглавлял квартет ссыльных декабристов (Н. А. Крюков, А. П. Юшневский, П. Н. Свистунов, В.), в репертуаре к-рого большое место занимали вариации на рус. нар. песни.

Вазилевски В. Й.

Вазилевски В. Й. (Wasielowski) Вильгельм Йозеф фон (17 VI 1822, Грослезен близ Данцига - 13 XII 1896, Зондерсхаузен) - нем. скрипач, дирижёр и музыковед. В 1843-45 учился в Лейпцигской консерватории у Ф. Давида (скрипка), Ф. Мендельсона и М. Гауптмана (композиция). Играл в оркестре Гевандхауза (1846-50), был концертмейстером оркестра в Дюссельдорфе (1850-52), к-рым рук. Р. Шуман, хоровым дирижёром в Бонне (1852-55). С 1855 жил в Дрездене, начал выступать в качестве муз. критика (журн. "Signale" и др.). В 1869-84 городской музик-директор в Бонне. С 1884 жил в Зондерсхаузене, где читал курс истории музыки в местной консерватории. Наиболее значит. работы В. посвящены Р. Шуману, истории скрипичного и виолончельного исполнительства, инстр. музыке 16 в. Написал воспоминания ("Aus 70 Jahren Lebenserinnerungen", Stuttg., 1897).

Сочинения: R. Schumann, Dresd., 1858; Lpz., 1906, доп. к нему: Schumaniana, Bonn, 1887; Die Violine und ihre Meister, Lpz., 1869, 1927; Die Violine im 17. Jahrhundert, Bonn,1874, нот. прилож., В., 1905; Geschichte der Instrumentalmusik im XVI. Jahrhundert, В., 1878; L. van Beethoven, Bd 1-2, Lpz., 1888; Das Violoncel) und seine Geschichte, Lpz., 1889, 1925, пер. на англ. яз., N. Y., 1968; С. Reinecke, Lpz., 1892, и др.

И. M. Ямпольский.

Вайзе К. Э. Ф.

Вайзе К. Э. Ф. (Weyse) Кристоф Эрнст Фридрих (5 III 1774, Альтона - 8 X 1842, Копенгаген) - дат. органист и композитор. По национальности немец. Создатель и выдающийся мастер дат. романса и песни. Муз.-теоретич. предметы изучал у И. А. П. Шульца в Копенгагене. С 1805 и до конца жизни - органист кафедрального собора в Копенгагене, с 1819 также придв. композитор. Автор зингшпилей, в т. ч. "Сонное зелье" ("Sovedrikken", 1809), кантат, 7 симфоний (в стиле Й. Гайдна), романсов и песен, в числе к-рых - "Ночь так тиха", "На дальней часовне", "Виллемус", "Замок в Вестерледе".

Литература: Berggreen А. Р., С. Е. F. Weyse's Biographie, Kbh., 1876; Larsen J. P., Weyses Sange, Kbh., 1942; его же, То Slags Wayse-stil, Kbh., 1973.

Вайман М. И.

Михаил Израилевич (р. 3 XII 1926, Новый Буг, ныне Николаевской обл.) - советский скрипач и педагог. Засл. арт. РСФСР (1957). Лауреат междунар. конкурсов скрипачей им. Я. Кубелика (Прага, 1949, 4-я и 5-я пр.), им. И. С. Баха (Лейпциг, 1950, 2-я пр.) и им. бельгийской королевы Елизаветы (Брюссель, 1951, 2-я пр.). В 1949 окончил Ленингр. консерваторию по классу скрипки Ю. И. Эйдлина. С 1945 солист Ленингр. филармонии. С 1949 преподаёт в Ленинградской консерватории (с 1966 профессор, с 1970 зав. кафедрой). Среди учеников: З. Л. Винников, японская скрипачка М. Усиода и др. Гастролирует во мн. странах. Игра В. отличается певучестью, изяществом, благородством стиля.

Вайнберг М. С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вайнкоп Ю. Я.

Юлиан Яковлевич (р. 15(28) VII 1901, Витебск) - советский музыковед. В 1918-20 учился по классу композиции в Витебской консерватории. В 1929 окончил отдел (разряд) теории и истории музыки Ленингр. ин-та истории иск-в. Преподавал в Ленинграде теоретич. предметы в 4-м муз. техникуме (1925-27), историю музыки в Театр. ин-те им. А. Н. Островского (1943-49). В 1930-33 муз. рук. Об-ва камерной музыки; зав. редакцией изд-ва "Тритон" (1928-36); ст. художеств. консультант Ленингр. филармонии (1946-49). Выступает в качестве лектора. Автор статей, посв. сов. муз. творчеству, популярных очерков.

Сочинения: Музыкальная культура Ленинграда, в сб.: В первые годы советского музыкального строительства, Л., 1959, с. 17-61; Что надо знать об опере, Л., 1963, доп., Л.-М., 1967; Краткий биографический словарь композиторов, Л., 1967, 1971 (совм. с И. Гусиным); Симфонические и хоровые концерты, в кн.: Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет, Л., 1967, с. 305-58; Прошлое и настоящее, в сб.: Ленинградская гос. ордена Трудового Красного Знамени филармония, Л., 1972.

Вайнюнас С. А.

Стасис Андряус (р. 2 IV 1909, Рига) - советский композитор и пианист. Нар. арт. Литов. ССР (1959). В 1933 окончил Рижскую консерваторию по классу фп. А. Даугуля и композиции Я. Витола. Совершенствовался как пианист в Вене у Э. Зауэра. Лауреат Междунар. конкурса пианистов в Вене (1933). В 1931-38 В. преподавал фп. и муз.-теоретич. дисциплины в Рижской литов. гимназии, был рук. хоров. В 1938 преподавал фп. в Клайпедском и Шяуляйском муз. уч-щах. В 1942-1949 вёл класс фп. в Каунасской консерватории, с 1951 зав. кафедрой спец. фп. в Гос. консерватории Литов. ССР в Вильнюсе (с 1953 профессор). В 1954-62 пред. Союза композиторов Литов. ССР. В 30-х гг. гастролировал как пианист во мн. европ. странах.

В произв. В. претворён литов. муз. фольклор в сочетании с совр. средствами муз. выразительности. Произв. В. свойственны полифонич. развитие муз. ткани, сложные, разнообразные ритмы.

Сочинения: для орк. - симфония (1957), симф. картина - Сутартине (1969), симф. поэма (1948), увертюра - За мир (1963); концерты для инструментов с орк. -3 для фп. (1946, 1952, 1963), рапсодия для 2-х фп. с орк. (1947), для органа со струн. орк. (1949), концерт-поэма для органа со струн. орк. (1968), рапсодия для скрипки с орк. на литов. темы (Гос. пр. СССР, 1951), для скрипки (1960); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1945), 2 фп. квинтета (1955; 1965, Гос. пр. Литов. ССР, 1967); для скр. и фп. - Воспоминание (1967), соната (1971); для фп. - вариации на тему литов. нар. песни (1934), соната (1936), Маленькая сюита насекомых (1940), пьесы для фп. (изд. 1957), сюита Родные нивы (1963), Баллада (1964), Песня-плач (1972); романсы; хоры; обр. нар. песен.

Литература: Ясинскас К., С. Вайнюнас, Вильнюс, 1960; Л., 1961; Гаудримас Ю., Музыкальная культура Советской Литвы. 1940-1960, Л., 1961, с. 74-79; С. Вайнюнас и его симфония, "СМ", 1959, No 10; Каросас Ю., Ст. Вайнюнас, Вильнюс, 1959; Ziuraitiene S., Vainiuno Koncertas fortepijanui su orkestru, Vilnius, 1957.

Ю. Гаудримас.

Вайраух А.

Вейраух (Weyrauch) Август Генрих (30 IV(12 V) 1788, Рига - 1865, Дрезден) - нем. композитор, пианист и поэт. Учился в Риге, Петербурге и Дерпте (ныне Тарту), где окончил ун-т; в 1820 преподавал в нём нем. язык. В Риге и Дерпте выступал как пианист, давал уроки игры на фп.; был знаком с В. А. Жуковским. В 1827 переехал в Германию; с 1840 жил в Дрездене. Сочинял гл. обр. фп. пьесы и песни. В 1820-27 в Дерпте в 5 тетрадях было издано 54 его "немецкие песни" на тексты Гёте, Шиллера и др. поэтов, в 1840 и 1854 в Дрездене вышло ещё две тетради песен. Песни В., пользовавшиеся популярностью в Прибалтике, представляют ранние образцы немецкой вок. романтич. лирики; они родственны песням Шуберта, к-рым, однако, уступают по глубине и совершенству художеств. формы. Песня В. "К востоку!" ("Nach "Osten!", текст К. Г. Ветцеля) с новым текстом и под названием "Прости!" ("Adieu", "Lebe wohl") в течение мн. десятилетий издавалась и исполнялась как сочинение Шуберта.

Литература: Xoхлов Ю., Шуберт. Некоторые проблемы творческой биографии, М., 1972, с. 150-161; Falk P. Th., Der Componist und Dichter August Heinrich von Weyrauch..., "Der Componist", Baltische Monatsschrift, 1889, Bd 36.

Вайс Л.

Вайс Л. (Weis) Сильвиус Леопольд (12 X 1686, Бреслау, ныне Вроцлав, ПНР - 16 X 1750, Дрезден) - нем. лютнист и композитор. Один из выдающихся исполнителей на лютне, особенно прославился как виртуоз-импровизатор. Путешествовал с польским принцем Собеским по Италии (1708-14), был придв. музыкантом в Касселе, Дюссельдорфе, Дрездене, выступал в Вене, Берлине, Праге. Автор сюит, сонат и др. соч. для лютни. Его избранные произв. изданы в серии "Das Erbe Deutscher Musik" (Bd 12, 1939), сонаты - в серии "Alte Meister der Laute" (Bd 4, 1928).

Вайсенберг А.

Алексис (р. 26 VII 1929, София) - болг. пианист. Нар. арт. НРБ (1974). Учился у П. Владигерова в Софии (до 1944), с 1946 - у О. Самаровой, В. Ландовской и А. Шнабеля в Нью-Йорке. Получил пр. им. Э. Левентритта в 1947, с этого года гастролирует во мн. странах мира, в т. ч. в СССР (1976). Исполнение В. отличается виртуозным блеском и красотой звука; оригинальны интерпретации классич. произв. В репертуаре соч. разных эпох и стилей, в т. ч. произв. М. П. Мусоргского, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева. Выступал с оркестром под упр. Г. Караяна, Л. Бернстайна и др.

Вакман С. Б.

Софья Борисовна (р. 29 VI 1911, Умань) - советская пианистка-ансамблистка. В 1928 окончила Киевскую консерваторию по классу фп. К. Н. Михайлова, в 1932 - Ленинградскую консерваторию по классу фп. С. И. Савшинского, в 1936 - под его рук. аспирантуру. С 1946 рук. концертмейстерского класса Ленингр. консерватории (с 1949 доцент). В. выступает в ансамбле с мн. сов. и зарубежными инструменталистами и вокалистами. С 1952 гастролирует за рубежом.

Ваксель П. Л.

Платон Львович (14(26) VIII 1844, Стрельна, близ Петербурга - нач. января 1919, Петроград) - рус. муз. критик. Музыке обучался у К. Декера в Петербурге. В 1862-70 жил на острове Мадейра и в Лисабоне, выступал как певец, пропагандировал вок. творчество М. И. Глинки. С 1866 публиковал в местной печати очерки о португальской музыке. Автор первой работы по истории португ. музыки. Статьи В. о португ. музыке до 16 в. и "Словарь португальских музыкантов" вошли в работу Ж. Вашконселуша "Португальские музыканты" (Vasconcellos J. de, "Os Mъsicos portuguezes", v. 1-2, Porto, 1870). С 1874 служил в Мин-ве иностр. дел в Петербурге. В 1880-97 зав. муз. отделом газ. "Journal de St. Petersbourg", где опубл. мн. статьи (псевд. V. Р.). С 1883 чл. редакции журн. "Музыкальный и театральный вестник". Собрал ценную коллекцию муз. автографов (ныне фонд Браша-Вакселя-Юргенсона, в рукоп. отделе Гос. публичной б-ки им. M. E. Салтыкова-Щедрина).

Сочинения: Miguel de Glinka, esboзo biographico, Funchal, 1862; Ricardo Wagner e Francisco Liszt, Lisboa, 1875; AbriЯ der Geschichte der portugiesischen Musik, В., 1883, и др.

Литература: Ник. P. (Финдейзен H.), П. Л. Ваксель (Современные муз. деятели), "РМГ", 1909, No 45.

И. М. Ямпольский.

Вакханалия

Вакханалия (лат. Bacchanalia - празднество в честь Вакха, др.-рим. бога вина и веселья) - вводная хореографич. сцена, эпизод или танец в опере и балете, рисующие картину всеобщего опьянения и шумного веселья, иногда воспроизводящие античную вакханалию. В. исполняются в оживлённом, стремительном темпе, характер музыки темпераментный, блестящий. Продолжительность и построение В. могут быть различными. Происхождение жанра В. связывают с 12 вакханалиями Д. Штейбельта для фп. с сопровождением тамбурина (конец 18 в.), которые во времена Директории часто использовались для танц. импровизации в парижских салонах. В балет В. была введена Л. Керубини ("Ахилл на Скиросе", 1804). Нередко В. включаются в оперы (сцена "Грот Венеры" в "Тангейзере", "Вальпургиева ночь" в "Фаусте", балетные эпизоды в опере "Самсон и Далила"). Жанр В. представлен и в рус. музыке ("Раймонда" и др.).

Валайтис В. А.

Владимир Антонович (р. 22 IV 1923, с. Ситковцы Винницкой обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. РСФСР (1973). Чл. КПСС с 1944. В 1957 окончил Харьковскую консерваторию. В 1945-52 солист армейских ансамблей песни и пляски, с 1957 - Большого т-ра. Партии: Мазепа, Елецкий; Томский ("Пиковая дама"), Князь Игорь; Грязной ("Царская невеста"), Голландец ("Летучий голландец"), Эскамильо, Скарпиа, Амонасро, Риголетто, Яго; Петруччио ("Укрощение строптивой"), Алексей ("Повесть о настоящем человеке" Прокофьева) и др. Выступает как конц. певец. 1-й исполнитель сольной партии баритона в реквиеме Кабалевского(1963).

Валеев М. М.

Масалим Мушарапович (26 III (7 IV) 1888, Оренбург - 2 I 1956, Уфа) - советский композитор, скрипач и дирижёр. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1940). В 1914-17 обучался игре на скрипке в школе Оренбургского благотворительного об-ва. Работал в Оренбурге преподавателем хорового пения (1917-19 и 1923-29) и воен. капельмейстером (1919-20), скрипачом в оркестрах драматич. т-ров в Стерлитамаке (1920-22) и Казани (1930-31). Одноврем. занимался композицией. С 1932 зав. муз. частью и дирижёр Башк. т-ра драмы в Уфе. В 1940-48 пред. Башк. отделения Союза композиторов РСФСР.

Первые сочинения В. связаны с жанром хоровой песни. Композитор стремился внести в муз. быт Башкирии начала хорового многоголосия ("Белая берёза" - "Ак каен", "Наша деревня" - "Безне авыл") и др. В. - автор первой башк. оперы "Хакмар" о борьбе за колхозный строй и новый быт в башк. деревне (1940, Башк. т-р оперы и балета; нов. ред. под назв. "Айхылу" совм. с Н. И. Пейко, 1943, там же). Опера близка к муз.-драм. представлению; из муз. форм в ней доминирует куплетная песня. Среди др. произв. В.: 2 оркестровые сюиты (1945, 1955 - Танцевальная), симф. миниатюра "Легенда" (1948), хоровые песни, романсы, детский цикл песен для голоса и фп., музыка к драматич. спектаклям, обработки башк. нар. песен.

Литература: Лебединский Л., M. M. Валеев, в кн.: Композиторы Башкирии, М., 1955, с. 8-10.

И. М. Ямпольский.

Валеева Б. Н.

Бану Нургалеевна (р. 14(27) XII 1915, дер. Шамбулыхчи, ныне Апастовского р-на Тат. АССР) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1955). Чл. КПСС с 1953. Деп. Верх. Совета Башк. ССР 2-5-го созывов. В 1938 окончила Башк. студию при Моск. консерватории. В том же году дебютировала на сцене Башк. т-ра оперы и балета, где работала до 1967. Среди партий - Антонида; Марфа ("Царская невеста"), Иоланта, Маргарита, Виолетта, Лакме, Розина; Айхылу ("Хакмар" Валеева, 1940, 1-я исп.), Акжунус ("Ёр-Таргын" Брусиловского), Алтынчач ("Алтынчач" Жиганова), Амина ("Салават Юлаев" Исмагилова). Выступала как конц. певица, исполняла гл. обр. произв. башк. сов. композиторов. Гастролировала за рубежом. С 1967 ведёт педагогич. работу, с 1969 преподаватель Уфимского ин-та иск-в.

Литература: Ахмадиева Р., Бану Валеева, Уфа, 1974.

Вален Ф. У.

Вален Ф. У. (Valen) Фартейн Улаф (25 VIII 1887, Ставангер - 14 XII 1952, Хёугесунн) - норв. композитор. Учился у композитора-фольклориста К. Эллинга в Осло (до 1908), у М. Бруха в Берлине (1909-13). В 1927-36 директор муз. б-ки при ун-те в Осло. Гос. стипендиат (с 1935). Первые сочинения В. (в т.ч. "Легенда" для фп., изд. 1907) написаны под влиянием И. Брамса и М. Регера. В 1920-е гг. пришёл к отрицанию тональной системы. В. развивал принципы додекафонии, не придерживаясь строгой схемы серий (см. Серийная музыка). Творчество В. оказало большое влияние на нек-рых совр. композиторов сканд. стран. Изучением его музыки занимаются спец. об-ва "Fartein Valen-Selskapet" (с 1949) в Осло и "The Valen Society" (с 1952) в Лондоне.

Сочинения: для орк. - 5 симфоний (No 1, op. 30 - 1939, No 2, op. 40 - 1944, No 3, op. 41 - 1946, No 4, op. 43 - 1949, No 5, op. 45 - 1952, неоконч.), прогр. произв. - Пастораль (op. 11, 1930), Сонет Микельанджело (op. 17, No 1, 1932), Эпиталама (op. 19, 1933), Кладбище у моря (ор. 20, Cimetiиre marin, по одноим. произв. П. Валери, 1934), Остров тишины (La isla de las calmas, op. 21, 1934) и др., концерт для скр. с орк. (ор. 37, 1940); камерн. ансамбли - в т.ч. 2 струн, квартета (ор. 10 и ор. 13, 1929, 1931), фп. трио (ор. 5, 1924); произв. для органа (ор. 33 и 34) и для фп. (ор. 1 и ор. 36), романсы.

Литература: Ланге К. и Эствед A., Норвежская музыка, М., 1967; Gurvin О., Fartein Valen, Oslo, 1962.

О. E. Левашёва.

Валенсия А. М.

Валенсия А. М. (Valencia) Антонио Мария (10 XI 1902, Кали - 22 VII 1952, там же) - колумбийский композитор, пианист и педагог. В 1917-19 учился в Нац. консерватории в Боготе у О. Аларкона (фп.), в 1923-1929 - в "Схола канторум" в Париже у В. д'Энди (композиция) и П. ле Флема (контрапункт и фуга). Концертировал как пианист в странах Европы и Америки. В 1933 основал в Кали консерваторию и Школу изящных иск-в (ныне - его имени). В 1937-38 директор Нац. консерватории в Боготе. В. - композитор нац. ориентации, его творчество тесно связано с историей, природой и фольклором Колумбии. Среди лучших соч. - фп. пьеса "Свирель и бамбуко" ("Chirimнa у bambuco sotareсo", 1930, орк. вариант 1942), "Инкская эклога" для квартета духовых ("Egloga incaica", 1935), "Пять индейских песен" для хора a cappella ("Cinco canciones indнgenas", 1935), культовая музыка.

Валенте К. Ж. М.

Валенте К. Ж. М. (Valente) Катерина Жермен Мария (р. 14 I 1932, Париж) - нем. эстр. певица, киноактриса, танцовщица (ФРГ). Род. в семье испано-итал. артистов. Окончила балетную школу в Швеции. На сцене с 5-летнего возраста. Поёт на 12 языках. Наиболее популярны в исполнении В. песни "Бонжур, Катрин", "Весь Париж мечтает о любви", "Малагуэнья". Выступает в театре, на телевидении. Ныне живёт в Лугано (Швейцария).

Валиуллин А. Г.

Аллагиар Гарифуллович (5 VII 1924, дер. Богатые Сабы Сабинского р-на Тат. АССР - 18 IX 1972, Казань) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1963. Муз. образование получил в Казанском муз. уч-ще, где занимался по классу композиции у Ю. В. Виноградова и М. А. Юдина. В 1952 окончил Казанскую консерваторию по классу композиции А. С. Лемана. Работал методистом в Татарском отд. Всероссийского хор. об-ва. Автор мн. песен, особенно популярны "Атня" и "Как цветёт моя Родина" (сл. народные).

Сочинения: опера - Весенние ветры (1970); кантата - Студент Ульянов (1963); для орк. - 2 симфонии (1956; 1972, не оконч.), симф. поэмы: Мир победит войну (1952), Спасское восстание (1964, по роману тат. писателя К. Наджми "Весенние ветры"), Юность (1965), Симфонические танцы (1968), сюита на нар. темы (1969); кам.-инстр. произв., в т.ч. дет. пьесы для фп. (1970) и др.

Литература: Нигмедзянов M. H., Музыкальный Татарстан, Казань, 1970 (на рус. и тат. яз.).

Валиуллин Х. В.

Хуснулла Валиуллович (р. 15(28) II 1914, дер. Богатые Сабы, ныне Сабинского р-на Тат. АССР) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1969. В 1950 окончил Казанскую консерваторию у А. С. Лемана. Муз. редактор Таткниго-издата (1968-73 и с 1979).

Сочинения: оперы - Самат (1957, Казань), На берегу Дёма (Дим буенда, 1965); кантата Родина моя (Туган илем, cл. Н. Арсланова, 1970); для дух. орк. - 6 маршей, Танцевальная сюита; пьесы для фп., для скр., для влч., для англ. рожка с фп.; более 100 романсов и песен; музыка к спектаклям драм. т-ра (30).

Валиха

Валиха (valiha) - мадагаскарский струн. щипковый инструмент. Цилиндрич. корпус представляет собой отрезок полого бамбукового ствола. Полоски коры, отщеплённые от ствола (7-20, чаще всего 13, служат струнами, к-рые защипываются пальцами. При лире исполнители держат В. на коленях. Модернизированная В. снабжена жильными или металлич. струнами и колками. Инструменты типа В. распространены на Малайском архипелаге, где носят назв. агонг, дананг, паганг, татабуан и др.

Валлашек Р.

Валлашек Р. (Wallaschek) Рихард (16 XI I860, Брно - 24 IV 1917, Вена) - австр. музыковед. В 1878-85 изучал юриспруденцию в Вене, Гейдельберге и философию в Тюбингене. С 1886 преподавал муз. эстетику в ун-те во Фрейбурге (Брейсгау). В 1890-95 изучал музыковедение в Лондоне (здесь изданы важнейшие работы В.). С 1896 преподавал в Вене - муз. эстетику в ун-те (с 1908 профессор) и в консерватории Об-ва друзей музыки (1900-02). Известен гл. обр. исследованиями в области эстетики (в т.ч. муз. иск-ва), психологии восприятия музыки, музыки первобытных народов. Ряд его работ посв. проблемам темпа и ритма в музыке, истокам совр. европ. системы муз. языка, происхождению струн. инструментов и др.

Литературные сочинения: Дsthetik der Tonkunst, Stuttg., 1886; On the origin of music, L., 1891; Natural selection and music, L., 1892; On the difference of time and rhythm in music, L., 1893; Anfдnge der Tonkunst, Lpz., 1903; Psychologie und Technik der Rede, Lpz., 1909, Lpz., 1914.

Литература: Lach R., Zur Erinnerung an R. Wallaschek, "Zeitschrift fьr Дsthetik und allgemeine Kunstwissenschaft", 1917, XII.

О. Т. Леонтьева.

Валлек-Валевский Б.

Валлек-Валевский Б. (Wallek-Walewski) Болеслав (23 I 1885, Львов - 9 IV 1944, Краков) - польский композитор, дирижёр, педагог. Изучал композицию у С. Невядомского во Львове (с 1894), В. Желеньского и Ф. Шопского в Кракове (с 1900), у X. Римана в Лейпциге (1906-07); пению обучался у А. Бандровского-Саса в Кракове. С 1907 преподаватель по классу пения Краковской консерватории, в 1900-17 и 1925-39 профессор (в 1938-39 директор). Был директором варшавского (1917-19) и дирижёром познанского (в 1924) оперных т-ров. Основал оперное об-во, муз. ин-т, был рук. и дирижёром Академич. хора, хора "Эхо", хора оперного об-ва и разл. самодеят. хоров в Кракове. В.-В. - автор муз.-критич. статей в польск. периодич. печати ("Nowa Reforma", "Przeglad Muzyczny" и др.).

Гл. место в творчестве В.-В. занимали хор. произв., написанные в романтич. стиле (ок. 100 хоров для мужского и для смешанного хоров).

Сочинения: оперы (все пост. в краковском оперном т-ре) - Доля (Dola, собств. либр., 1919), Жена двух мужей (Zona dwуch mezуw, 1920), Месть Йонтека (Pomsta Jontkowa, собств. либр., 1926, Познань), Возлюбленный Марыли (Kochanek Маrуli, 1931), Легенда о королевской дочке Ванде (Legenda о krуlewnie Wandzie, 1936); оратория - Апокалипсис; для орк. - симф. поэмы, История о Павле и Гавле (Gaweda о Pawle i Gawle), церк. хор. соч. -2 кантаты, мессы, реквием, 2 Stabat Mater, мотеты, гимны; произв. для органа и для фп., романсы; музыка для театра.

Литература: Feicht H., Boleslaw Wallek-Walewski jako komposytor religijny, "Muzyka Koscielna", Poznan, 1931,NoNo 10-11; Kopycinski A., Boleslaw Wallek-Walewski, "RM", Kr., 1945, XI, N 3, s. 11-13; Swierczek L., Boleslaw Wallek-Walewski, "Poradnik Muzyczny", Lуdz, 1949, No 2;Reiss J., Boleslaw Wallek-Walewski, "Zycie Spiewacze", Warsz., 1949, No 4.

З. Лисса.

Валторна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вальберх И. И.

Иван Иванович (3 (14) VII 1766 - 14(26) VII 1819, Петербург) - рус. артист балета, балетмейстер, педагог. Ученик Г. Анджолини и Д. Канциани. В 1786 окончил Петерб. театр. школу и был принят солистом в балетную труппу имп. т-ров. Выступал в пантомимных партиях: Язон ("Медея и Язон" Рудольфа), Алексей ("Дезертир", музыка сборная), Ромео ("Ромео и Юлия" Штейбельта), Иван ("Русские в Германии, или Следствие любви к отечеству" Париса) и др. С 1794 преподавал в Петерб. театр. школе. Среди его учеников: Е. И. Колосова, А. И. Тукманова, И. М. Аблец, А. П. Глушковский и др. В. - первый рус. балетмейстер, в 1795 пост. балет "Счастливое раскаяние" (композитор неизв.), затем был автором ещё 36 постановок и 10 возобновлений балетов др. балетмейстеров. Ставил также дивертисменты на рус. нар. темы, танцы в драматич. и оперных спектаклях. Представитель сентиментализма в рус. балете, в иск-ве, B. утверждал нравств. начало, о чём свидетельствуют назв. его постановок: "Бланка, или Брак из отмщения" Титова (1803), "Граф Кастелли, или Преступный брат" (музыка сборная, 1804), "Клара, или Обращение к добродетели" Вейгля (1806) и др. Пост. балеты на мифологич. сюжеты ("Орфей и Эвридика" Глюка, 1808, "Амазонка" Антонолини, 1815, и др.), а также на сказочные ("Рауль Синяя Борода" Гретри-Кавоса, 1815, "Сандрильона" Штейбельта, 1815, и др.). В. обращался и к рус. сюжетам ("Новая героиня, или Женщина-казак", 1810, "Русские в Германии", 1813, музыка сборная). Крупным достижением был балет "Новый Вертер" C. Титова (1799), действие к-рого происходило в 18 в. в Москве. К концу жизни стал сотрудником и помощником Ш. Дидло.

Сочинения: Из архива балетмейстера. Вступит. статья Ю. Слонимского, М.-Л., 1948.

Литература: Слонимский Ю., Балет "Новый Вертер" С. Титова, в кн.: Ученые записки Гос. научно-исследовательского ин-та театра, музыки и кинематографии, т. II, Л., 1958, с. 415-429; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России..., Л., 1959.

В. М. Красовская.

Вальдеррабано Э.

Вальдеррабано Э. (Valderrabano) Энрике (1500, Пеньяранда-де-Дуэро - после 1557) - испан. композитор и лютнист (виуэлист). Творчество В. относится к периоду расцвета иск-ва игры на виуэле в Испании. Наряду с Л. Миланом, А. де Кабесоном, М. де Фуэнльяной В. - крупнейший мастер диференсиас. Его "120 вариаций на романс про графа Клароса" - одно из лучших сочинений этого жанра. В сб. пьес для виуэлы ("Libro de mъsica de vihuela intitulado Silva diSirenas", Valladolid, 1547) В. использовал нар. песенно-танц. жанры (особенно вильянсико). Частично сб. перепечатан в кн. "Испанские лютнисты XVI века" Г. Морфи (Morphy G., "Les Luthistes espagnoles du XVI siиcle", Bd 1-2, Lpz., 1902).

M. A. Вайсборд.

Вальдтейфель Э.

Вальдтейфель Э. (Waldteufel) Эмиль (9 XII 1837, Страсбург - 16 II 1915, Париж) - франц. композитор и дирижёр. Ученик А. Мармонтеля (фп.) и Э. Лорена (композиция). После окончания Парижской консерватории выступал как пианист. Первые вальсы - "Радость и горе" ("Joies et peines") и "Манола" ("Manola") опубликовал на собств. средства. Огромный успех этих произв. определил творчество композитора, сочинившего за свою жизнь ок. 250 вальсов. Часто темы вальсов В. заимствовал из произв. др. композиторов. Так, его знаменитый вальс "Эспанья" построен на разработке темы одноим. рапсодии Э. Шабрие. Большую известность получили также вальсы В.: "Конькобежцы", "Долорес", "Сирены", "Студентка" и др. С 1865 дирижёр бального оркестра в Париже.

Литература: Trolle-Steenstpur R., Pе jakt efter Waldteufel, "Musikvдriden", Stockh., 1948, Decembre.

Валькарсель Т.

Валькарсель Т. (Valcarcel) Теодоро (17 (по др. данным - 19) X 1900, Пуно - 20 III 1942 (по др. данным - 1943) Лима) - перуанский композитор и фольклорист. Муз. образование получил в Милане, позже занимался в Барселоне у Ф. Педреля. Один из активнейших собирателей муз. фольклора Перу. Опубл. ряд сб-ков обработок, в т. ч. "30 песен индейской души" ("30 cantos de alma vernacular", 1935), "4 инкские песни" ("4 canciones incaicas"; изд. также в СССР, 1968). В своём творчестве широко использовал креольский и индейский муз. фольклор, сочетая его с импрессионистич. манерой письма. Среди его соч. - балет "Сурай-Сурита" на сюжет индейской легенды, симф. поэма "Среди руин Храма Солнца" ("En las ruinas del Templo del Sol", 1940), "Индейский концерт" для скрипки с оркестром ("Concierto indio", 1939), многочисл. фп. пьесы.

"Валькер"

"Валькер" ("Walcker") - нем. органостроительная фирма. Осн. в 1820 в Людвигсбурге органостроителем Э. Ф. Валькером (1794-1872), к-рый научился ремеслу у своего отца И. Э. Валькера (1756-1843) и был помощником Г. Й. Фоглера в работе по усовершенствованию органной механики. Европ. известность фирме принёс орган Паульскирхе (Франкфурт-на-Майне), построенный Э. Ф. Валькером в 1833 (74 регистра). После его смерти дела фирмы продолжали вести сыновья. В 1820-1959 фирма "В.", завоевав мировое признание, построила ок. 4000 инструментов (среди них органы-гиганты - от 100 до 200 регистров) в разл. странах, в т.ч. в России (свыше 70 органов было установлено до 1917; крупнейший из них - орган Домского собора в Риге, 1884). Среди др. больших органов - орган Ульмского собора (1856), "Мьюзик-холла" в Бостоне (1863), собора св. Стефана в Вене (1886), св. Михаила в Гамбурге (1912). Современную фирму возглавляет В. Майер (р. 1923).

О. Валькер написал "Воспоминания органостроителя" ("Erinnerungen eines Orgelbauers", 1948).

Литература: Gur1itt W., Schwдbische Orgelbaukunst, "ZfJb", 1941, LXI.

Л. И. Ройзман.

Вальс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вальс-Бостон

Вальс-Бостон - см. Бостон.

Вальтер Б.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вальтер В. Г.

Виктор Григорьевич (1865, Таганрог - 21 IV 1935, Париж) - рус. скрипач, муз. писатель и критик. В 1890 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки Л. С. Ауэра. С того же года концертмейстер оркестра Мариинского т-ра. Возглавлял струн. квартет "Русских камерных вечеров". С 1897 выступал в периодич. печати. Вёл муз. отдел в Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. С 1925 жил в Париже.

Сочинения: Как учить игре на скрипке. Практич. пособие для учителей и учащихся, СПБ, 1897, перераб. и доп., 1910; Рихард Вагнер. Его жизнь, творчество и деятельность, СПБ, 1912; Эдуард Францевич Направник. К 50-летию его артистич. деятельности, СПБ, 1914; путеводители по операм; инструктивные соч. и переложения для скр.; статьи и др.

Предыдущая страница Следующая страница