Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 6, "СЕП"-"СИА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 6, "СЕП"-"СИА")

Септаккорд

Септаккорд - четырёхзвучие, в осн. виде к-рого звуки расположены по терциям, т. е. трезвучие с прибавленной сверху терцией. Характерной особенностью С. является интервал септимы между крайними звуками аккорда, к-рая, вместе с трезвучием, входящим в состав С., определяет его вид.

Септаккорд

Различаются следующие С.: большой мажорный, состоящий из мажорного трезвучия с большой септимой, малый мажорный - из мажорного трезвучия с малой септимой, малый минорный - из минорного трезвучия с малой септимой, малый вводный - из уменьшенного трезвучия с малой септимой, уменьшенный вводный - из уменьшенного трезвучия с уменьшенной септимой; септаккорды с увеличенной квинтой - большой минорный, состоящий из минорного трезвучия с большой септимой, и С. из увеличенного трезвучия с большой септимой. Наиболее употребительными С. являются: доминантсептаккорд (малый мажорный), обозначается V7 или D7, строится на V ст. мажора и гармонич. минора; малый вводный (м. VII7) - на VII ст. натурального мажора; уменьшенный вводный (ум. VII7) - на VII ст. гармонич. мажора и гармонич. минора; субдоминантовый С. - на II ст. натурального мажора (малый минорный, м. м. II7 или II7), на II ст. гармонич. мажора и обоих видов минора (малый с уменьшенным трезвучием, или малый вводный С. - м. в. II7). С. имеет три обращения: первое - квинтсекстаккорд (

Септаккорд

) с торцовым тоном в нижнем голосе, второе - терцквартаккорд (

Септаккорд

) с квинтовым тоном в нижнем голосе, третье - секундаккорд (2) с септимой в нижнем голосе. Наиболее употребительны обращения доминантсептаккорда и квинтсекстаккорд субдоминантсептаккорда (II7). См. Аккорд, Обращение аккорда.

В. А. Вахромеев.

Септет

Септет (нем. Septett, от лат. Septem - семь; итал. settetto, settimino; франц. septuor; англ. septet).

1) Муз. произв. для 7 исполнителей-инструменталистов или вокалистов, в опере - для 7 действующих лиц с орк. сопровождением. Оперные С. обычно представляют собой финалы актов (напр., 2-го акта "Свадьбы Фигаро"). Инстр. С. иногда пишутся в виде сонатно-симф. цикла, чаще же имеют характер сюиты и сближаются с жанрами дивертисмента и серенады, также и по инстр. составу, как правило, смешанному. Наиболее известный образец - С. ор. 20 Бетховена (скрипка, альт, виолончель, контрабас, кларнет, валторна, фагот), в числе авторов инстр. С. также И. Н. Гуммель (ор. 74, флейта, гобой, валторна, альт, виолончель, контрабас, фп.), П. Хиндемит (флейта, гобой, кларнет, бас-кларнет, фагот, валторна, труба), И. Ф. Стравинский (кларнет, валторна, фагот, скрипка, альт, виолончель, фп.).

2) Ансамбль из 7 музыкантов, предназначенный для исполнения соч. в жанре С. Собирается специально для исполнения к.-л. определённого сочинения.

Септима

Септима (от лат. septima - седьмая).

1) Интервал в объёме семи ступеней муз. звукоряда; обозначается цифрой 7. Различаются: малая С. (м. 7), содержащая 5 тонов, большая С. (б. 7) - 51/2 тонов, уменьшенная С. (ум. 7) - 41/2 тона, увеличенная С. (ув. 7) - 6 тонов. С. принадлежит к числу простых, не превышающих октавы интервалов; малая и большая С. являются диатонич. интервалами, т. к. образуются из ступеней диатонич. лада и обращаются соответственно в большую и малую секунды; уменьшенная и увеличенная С.- хроматич. интервалы.

2) Гармонич. двухзвучие, образованное звуками, находящимися на расстоянии семи ступеней. 3) Седьмая ступень диатонич. звукоряда. 4) Вершина (верхний тон) септаккорда. См. Интервал, Диатоническая гамма.

В. А. Вахромеев.

Септоль

Септоль (от лат. septimus - седьмой) - ритмич. группа, вид произвольного (условного) деления осн. длительностей на семь равных частей вместо восьми.

Септоль

Э. Григ. Песня сторожа для фп. ор. 12 No 3.

Если осн. длительностью является половинная, то С. записывается восьмыми нотами, если - четвертная, то шестнадцатыми, и т. п. С. обозначается цифрой 7, к-рая пишется в нотах над или под ритмич. группой. См. Длительность.

В. А. Вахромеев.

Серато А.

Серато А. (Serato) Арриго (7 II 1877, Болонья - 27 XII 1948, Рим) - итал. скрипач и педагог. Сын виолончелиста, профессора Болонской консерватории Франческо С. (1843-1919). В 1894 окончил Муз. лицей в Болонье по классу скрипки у Ф. Сарти, позже совершил триумфальное турне по Европе и Америке, выступал также с Ф. Бузони. В Берлине принимал участие в концертах струн. квартета Й. Иоахима. В 1900 гастролировал в России. В 1925 организовал фп. трио вместе с И. Пиццетти (фп.) и Э. Майнарди (виолончель), в 1925-30 играл в итал. трио совм. с Р. Лоренцони и А. Бонуччи. Исполнение С. отличалось совершенной техникой, мягким, ровным звуком, чистым и выразительным; выделялась его интерпретация концертов Л. Бетховена, И. Брамса. В 1914-21 профессор по классу скрипки в лицее "Санта-Чечилия" в Риме (с 1919 - консерватория), с 1926 и до конца жизни преподавал на курсах усовершенствования.

Литература: Della Corte A., A. Serato violinista, Siena, 1950.

Л. Б. Римский.

Серауки К. А.

Серауки К. А. (Serauky) Вальтер Карл Август (20 IV 1903, Галле - 20 VIII 1959, Лейпциг) - нем. историк музыки (ГДР). Учился в ун-тах Галле и Лейпцига у А. Шеринга, X. И. Мозера, А. Прюфера. С 1929 ассистент М. Шнейдера в ун-те Галле, с 1940 профессор там же. С 1949 в Лейпцигском ун-те. Был также директором музея муз. инструментов Лейпцигского ун-та, реорганизовал его. Изучал творчество С. Шейдта, X. Изака, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя. Создал капитальный труд по истории муз. культуры города Галле.

Сочинения: Die musikalische Nachahmungsдsthetik im Zeitraum von 1700 bis 1850, Mьnster, 1929 (Diss.); Musikgeschichte der Stadt Halle, (Bd 1-3 (Text), Bd 1-2 (Musik)), Halle, 1935-43; S. Scheidt in seinen Briefen, Halle, 1937; Das Hдndelhaus in Halle, Halle, 1949; Georg Friedrich Hдndel. Sein Leben, sein Werk, Bd 3-5, Kassel - Basel - L. - N. Y., 1956-58; Wesen und Aufgaben des Musiksoziologie, "ZfMw", 1934, Bd 14; A. Werckmeister als Musiktheoretiker, в кн.: Festschrift M. Schneider zum 60. Geburtstag... Halle, 1935; Zu C. Loewes Biographie und musikalischem Schaffen, в кн.: Festschrift A. Schering, В., 1937; Halles Hдndel-Pflege 1933 bis 1938, в сб.: G. F. Hдndel und seine Zeit Halle, 1938; Zur Дsthetik der Oratorienform, "Deutsche Musikkultur", 1943/1944, Jahrg. 8, H. 1/2; Die neuzeitliche Bach-Forschung und H. Kaysers Harmonik, в кн.: Bach-Jahrbuch, Bd 38, 1949/1950, Lpz., 1950; Das Orchester J. S. Bachs und das Leipziger Musikinstrumenten-Museum, в кн.: J. S. Bach. Das Schaffen des Meisters, im Spiegel einer Stadt, Lpz 1950; Zum gegenwдrtigen Stande der Bach- und Hдndelforschung, в кн.: Bericht ьber die wissenschaftliche Bachtagung der Gesellschaft fьr Musikforschung, Lpz., 1950; Sьd- und Norddeutschland in Webers Musikanschauung, в кн.: Carl Maria von Weber. Eine Gedenkschrift, Dresd., 1951; P. I. Tschaikowski in seinem Verhдltnis zu Romantik und Realismus, "Wissenschaftliche Zeitschrift der Universitдt Leipzig, Gesellschafts- und Sprachwissenschaftliche Reihe", 1951/1952, Heft 5: Beethoven und Hдndel. Zur Themenproblematik in Chorfinale von Beethovens 9. Symphonie, в кн.: Hдndel-Festschrift Halle, 1952; Die englische Gesellschaft zur Zeit Hдndels und sein Oratorium als Kunstform neuen Typs, в кн.: Wege zu Hдndel, Halle, 1953; Die "Johannes-Passion" von J. S. Bach und ihr Vorbild, в кн.: Bach-Jahrbuch, В., 1954; Bach-Hдndel-Telemann in ihrem musikalischen Verhдltnis, в кн.: Hдndel-Jahrbuch, Bd 1, Lpz., 1955; Die Affekten-Metrik des Isaac Vossius in ihrem EinfluЯ auf Joh. Kuhnau und Joh. Seb. Bach, в кн.: Festschrift M. Schneider zum 80. Geburtstag, Lpz., 1955; G. F. Hдndeis lateinische Kirchenmusik, в кн.: Hдndel-Jahrbuch, Bd 3, Lpz., 1957.

О. Т. Леонтьева.

Серафин Т.

Серафин Т. (Serafin) Туллио (8 XII 1878, Роттанова-ди-Каварцере, Венеция - 3 I 1968, Рим) - итал. дирижёр. Учился игре на скрипке у Дж. Де Анджелиса, М.Саладинои Дж. Коронаро в Миланской консерватории (до 1889). Играл на скрипке и альте в оркестре т-ра "Ла Скала" в Милане. Как дирижёр дебютировал в 1900 в Ферраре ("Аида"), работал в оперных т-рах Венеции, Палермо, Флоренции, Рима, а также Турина, где был гл. дирижёром (1903-06), позднее возглавлял оркестр т-ра "Даль Верме" в Милане. Одноврем. концертировал в качестве симф. дирижёра, руководил симф. оркестром "Аугустео" в Риме. В 1909-11 и с 1946 гл. дирижёр т-ра "Ла Скала", в 1924-35 - "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), где выступал с известными певицами - М. Каллас и А. Стеллой, затем работал в Риме (т-р "Комунале"). С. дирижировал в крупнейших т-рах стран Зап. Европы и Сев. Америки, до 1960-х гг. возглавлял фестивали "Флорентийский музыкальный май", выступал с симф. оркестрами. Пропагандировал гл. обр. оперы совр. композиторов - дирижировал итал. премьерами "Воццека" Берга (1942, Рим), "Питера Граймса" Бриттена, "Кавалера роз" Р. Штрауса и др., а также операми "Псковитянка", "Садко", "Золотой петушок" Н. А. Римского-Корсакова (ряд его опер под упр. С. был поставлен впервые в США). В последние годы жизни был консультантом оперного т-ра в Риме. С. - один из ведущих (после А. Тосканини) представителей итал. дирижёрской школы, воплотивший её лучшие черты - романтич. взволнованность, праздничную приподнятость; его интерпретации отличались соразмерностью всех компонентов исполнит. манеры.

Литературные сочинения: Stile, tradizioni e convenzioni del melodramma italiano, v. 1-2, Mil., 1958-64 (совм. с A. Toni).

Г. Я. Юдин.

Сербская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Серваль Н. А.

Нина Александровна (р. 24 IX (7 X) 1910, Петербург) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Засл. арт. РСФСР (1951). В 1941 окончила Ленинградскую консерваторию по классу пения у Е. В. Девос-Соболевой. В 1937-41 солистка Оперной студии Ленингр. консерватории, в 1941-62 - Ленингр. т-ра оперы и балета. Голос С. - подвижный, светлого тембра. Исполнит. манера отмечена тонкой музыкальностью. Партии - Горислава ("Руслан и Людмила"), Ярославна, Лиза; Мария ("Мазепа"), Наташа; Милитриса ("Сказка о царе Салтане"), Феврония, Тамара; Донна Эльвира ("Дон Жуан"), Розина ("Свадьба Фигаро"), Аида; Амелия ("Бал-маскарад"), Леонора ("Сила судьбы" Верди) и др. Участвовала в пост. сов. опер ("Декабристы" Шапорина, "Фёдор Таланов" Дешевова, "Тихий Дон" Дзержинского) и др. Выступала как конц. певица, исполняла партии сопрано в реквиемах Моцарта и Верди, 9-й симфонии Бетховена, "Колоколах" Рахманинова, в конц. постановке оперы "Орестея" Танеева. С 1965 преподаватель Ленингр. консерватории (с 1974 доцент).

М. М. Яковлев.

Сервански Э.

Сервански Э. (Szervanszky) Эндре (27 XII 1911, Киштетень - 2 VI 1977, Будапешт) - венг. композитор и педагог. Засл. арт. ВНР (1971). Окончил в 1936 Высшую муз. школу им. Ф. Листа по классу композиции у А. Шиклоша. Преподавал муз.-теоретич. предметы в муз. школах Будапешта (1937-41), композицию - в консерватории (уч-ще) им. Б. Бартока (1941-48). С 1948 вёл класс композиции в Высшей муз. школе им. Ф. Листа, одноврем. преподавал также в рабочих муз. школах и читал лекции на фабриках. В ранних соч. (1-й струн. квартет) следовал традициям Б. Бартока и З. Кодая, идеи к-рых продолжал развивать и в статьях о музыке. Формирование индивидуального стиля C. сопровождалось поисками новых форм; при этом как в более простых по муз. языку ("Солдатская кантата" и др.), так и в гармонически усложнённых соч. С. (2-й струн. квартет, концерт памяти А. Йожефа) сохраняются особенности нац. венг. мелодики и ритмики. С нач. 60-х гг. использует серийную технику (6 конц. пьес, вариации для оркестра, 1964; концерт для кларнета). Его лучшим произв. присущи выразительность и богатство образов, часто контрастных, лаконичность формы. С. - автор пьес педагогич репертуара для разных инструментов (гл. обр. для духовых). Ему принадлежат статьи о Бартоке, по муз. социологии, вопросам муз. стиля; был муз. критиком газ. "Сабад неп". Пр. Кошута (1951, 1955, 1976).

Сочинения: опера (детская) Девушка тысячи имен (Az ezernevu leбny, 1962), балет Восточная сказка (Keleti mese, 1949), для солистов, хора и орк. - оратория на сл. Ш Петёфи (1973), кантаты 3 христианские игры (Hбrom kцrцsztйny jбtйk, 1940), Сельская свадьба (Falusi lakodalmas, 1949), Солдатская кантата (Honvйd-kantбta, 1949), для орк. - симфония (1948), рапсодия (1950), 2 сюиты (1945, 1946), концерт памяти А Йожефа (1954), серенада для струнных (1947) и др, концерт для кларнета с орк. (1965), камерно-инстр ансамбли - пьесы для струн. и дух. дуэтов, соната для скр. и фп. (1945), трио для флейты, скр. и альта (1951), 2 струн. квартета (1938, 1957), 2 дух. квинтета (1953, 1957), хоры a cappella, пьесы для фп., в т. ч. на темы венг. нар. песен, циклы песен на сл. Петефи, музыка к кинофильмам.

Литература: Barna J., Szervбnszky Endre, Bdpst, 1965.

P. P. Вейс.

Сервантес Каванаг И.

Сервантес Каванаг И. (Cervantes Kawanagh) Игнасио (31 VII 1847, Гавана - 29 IV 1905, там же) - кубин. композитор, пианист, дирижер и педагог. Игре на фп. учился у Н. Р. Эспадеро и Л. Готшалка в Гаване, совершенствовался у А. Ф. Мармонтеля и Ш. Алькана в Парижской консерватории (окончил в 1865 с премиями по фп., гармонии и композиции). Концертировал как пианист и дирижер в Мадриде и Гаване (с 1870); в 1875-79 жил в США (был выслан испан. властями за революц. деятельность в период Десятилетней воины 1868-78). По возвращении выступал в Гаване и в др. городах, часто перед рабочей аудиторией. Его деятельность артиста-патриота высоко ценил X. Марти. Основное место в творчестве С. К. занимают дансы (разновидность кубинского контрданса) - небольшие фп. пьесы, осн. на ритмах и интонациях нар. музыки Кубы. Развивая традицию жанра кубин. контрданса, к-рый разрабатывал в своем творчестве М. Саумель Робредо, С. К. завершил формирование дансы как самостоят. инстр. пьесы (сохранила значение и в соч. совр кубин. композиторов). Его дансы отмечены нац. характером, красотой мелодии и изяществом фп. фактуры (они занимают такое же важное место в кубин. музыке, как и мазурки Шопена в польской, польки Б. Сметаны в чешской). Ему принадлежат также опера "Проклятый" ("Maladetto", не законч.), ряд сарсуэл, симф. соч. и патриотич. песен.

Сочинения: сарсуэлы - Моряк Пераль (El submarino Peral, 1889, Гавана), Кукольники (Los saltimbanquis, 1899, Гавана), для орк. - симфония (1879), Скерцо каприччиозо (1886), камерно-инстр соч. для фп. - пьесы, в т. ч. 40 данс, Кубинская серенада, песни, в т. ч. 6 школьных, Гимн Кубе и др.; транскрипции для фп.

Литература: Carpentier A., La musica en Cuba, Mйx, (1946) (рус. пер. - Карпентьер А., Музыка Кубы, M., 1962); Пичугин П., Краткий очерк истории кубинской музыки, в сб.: Музыкальная культура стран Латинской Америки, М., 1974; Molina Torres J., Ignacio Cervantes, La Habana, 1916, "Pro arte musical", 1926, 15 oct. (номер посв. С. К.); Sбnchez de Fuentesy Pelбez E., Ignacio Cervantes de Kawanagh, pianista y compositor eminente: su vida, su obra, su talento creador, La Habana, 1936; Martнnez О., Orbita y creaciуn de Ignacio Cervantes, в изд.: Cervantes, 40 danzas, (La Habana, 1962); Ardйvo1 J., Cuarenta danzas de Cervantes, в его кн.: Mъsica y revoluciуn, (La Habana, 1966); см. также лит. при ст. Кубинская музыка.

P. А. Ахунбов.

Сервачиньский С.

Сервачиньский С. (Serwaczynski) Станислав (1781, Люблин - 30 XI 1859, Львов) - польский скрипач, педагог и композитор. Учился в детстве у отца, скрипача Михаила С.; затем 3 года занимался в муз. школе в Братиславе. С 1815 работал концертмейстером оркестра польской оперы во Львове под рук. К. Липиньского (испытал воздействие его исполнит. стиля). Гастролировал в Польше, Германии, Чехии, Венгрии, Австрии и Италии (1830-31). В 1831-33 работал концертмейстером оперных т-ров в Вене (в т. ч. в т-ре Йозефштадта близ Вены), затем в Будапеште. Играл также в струн. квартете. В 1833 концертировал в Петербурге. С 1837 служил концертмейстером оркестра в т-ре Скарбка и в доминиканском костёле во Львове. Давал уроки скр. игры. У него учились Г. Венявский, Й. Иоахим и др. Автор 2 комич. опер, многочисл. скрипичных пьес, вариаций и фантазий на нар. темы и на темы из классич. опер.

Литература: Rеiss J., Polskie skrzypce i polscy skrzypkowie, Lodz, 1946, Briefe von und an Joseph Joachim, Bd 1, В., 1911, S. 456, Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923, S. 476.

В. Ю. Григорьев.

Серве

Серве (Servais) - семья бельг. музыкантов. Адриен Франсуа С. (6 VI 1807, Халле, близ Брюсселя - 26 XI 1866, там же) - виолончелист и композитор. Учился игре на виолончели у Н. Ж. Плателя в Корол. школе пения (с 1832 консерватория) в Брюсселе (1831-34), играл в оркестре "Театр де ла Монне". Начал конц. деятельность в 1834 в Париже, затем выступал в Лондоне. С 1836 гастролировал в разных странах Европы, неоднократно в России (с 1839, с 1842 прожил в Петербурге неск. лет, давал концерты, выступал также в Москве и в провинции, в т. ч. в городах Сибири). Игра С. произвела большое впечатление на В. Ф. Одоевского и А. Н. Серова, отметивших его виртуозное мастерство, огромный исполнит. темперамент, иск-во кантилены, гибкость фразировки, в то же время нек-рую легковесность трактовок, присущую виртуозно-романтич. направлению в исполнительстве. С 1848 профессор Брюссельской Корол. консерватории. Среди учеников - его сын Жозеф С., Ж. Десверт, А. Германовский, Я. Карлович.

Сочинения: для инструмента с орк. - 3 концерта, 16 фантазий для влч.; камерно-инстр. ансамбли - 14 дуэтов для влч. и фп., 3 дуэта для скрипки и влч. (совм. с Ю. Леонаром), дуэт для скр. и влч. (совм. с А. Вьётаном), этюды для влч. (6 тетрадей, совм. с Ж. М. Ж. Грегуаром).

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, т 2, M. - Л., 1957, с. 324-26; Rаабен Л., Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов, Л., 1969, с. 108-15; Desmeth V., Fr. Servais, Hal, 1866; Curzon H. de, Michotte Ed., Centenaire de F. Servais а Hal, 1807-1907, Brux., 1907.

Жозеф С. (28 XI 1850, Халле, близ Брюсселя - 29 VIII 1885, там же) - виолончелист. Сын и ученик Адриена Франсуа С. Окончив Брюссельскую консерваторию по классу виолончели, выступал в совм. концертах с отцом в Варшаве и в разл. городах России (1866). В 1869-70 солист придв. капеллы в Веймаре. С 1872 преподавал игру на виолончели в Брюссельской консерватории. С 1875 выступал в концертах Падлу в Париже. Организовал в Брюсселе совм. с пианистом Л. Брассеном и скрипачом А. Вьётаном камерные концерты в Артистич. кружке, играл с ними в фп. трио. Исполнит. иск-ву Жозефа С. были присущи лиризм, тонкая артистичность.

В. А. Юзефович.

Сергеев А. Т.

Алексей Тихонович (р. 24 I 1919, дер. Герасимовка Тамбовской обл.) - сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1967). Чл. КПСС с 1956. В 1968 окончил Муз.-педагогич. ин-т им. Гнесиных (класс Е. В. Иванова). С 1940 артист хора, с 1950 солист Ансамбля песни и пляски Сов. Армии им. А. В. Александрова. Ярко, колоритно звучат в исполнении С. рус. нар. песни ("Ты взойди, солнце красное", "Из-под дуба", "Вдоль по Питерской" и др.), песни сов. композиторов ("Поэма об Украине" А. В. Александрова, "Песня о Днепре" Фрадкина). В конц. репертуаре певца также произв. рус. и зап.-европ. классики, в т. ч. арии из опер М. И. Глинки, романсы П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др. В составе ансамбля гастролировал во мн. странах мира.

В. И. Зарубин.

Сергеев К. М.

Константин Михайлович (р. 20 II (5 III) 1910, Петербург) - сов. артист балета, балетмейстер и педагог. Нар. арт. СССР (1957). В 1930 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще у В. И. Пономарёва, с этого же года солист Ленингр. т-ра оперы и балета (до 1961), с 1946 балетмейстер, в 1951-55 и 1960-70 гл. балетмейстер там же. С 1931 преподаватель, в 1938-40 и с 1973 худ. рук. Ленингр. хореографич. уч-ща. В репертуаре С. ведущие партии классич. репертуара. 1-й исполнитель партий: Петер ("Милица" Асафьева), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Люсьен ("Утраченные иллюзии" Асафьева), Андрий ("Тарас Бульба" Соловьёва-Седого), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Али-Батыр ("Шурале" Яруллина) и др. Осн. партнёр Г. С. Улановой, затем Н. М. Дудинской. Пост. в Ленингр. т-ре оперы и балета: "Золушка" (1946; Гос. пр. СССР, 1947; нов. ред. 1964), "Тропою грома" (1957), "Далёкая планета" Майзеля (1963), "Гамлет" Червинского (1970), "Левша" Александрова (1976). Возобновил в собств. ред. классич. балеты: "Раймонда" (1948; Гос. пр. СССР, 1949), "Лебединое озеро" (1950), "Спящая красавица" (1952), "Корсар" Адана (1973). Осуществляет балетные пост. в кино, на телевидении. Гос. пр. СССР (1946, 1951).

Литература: Константин Сергеев. Сб. статей, М., 1978.

Сергеев Н. П.

Николай Петрович (р. 24 V 1918, Симбирск, ныне Ульяновск) - сов. дирижёр. Засл. арт. РСФСР (1962). Засл. деят. иск-в РСФСР (1975). Чл. КПСС с 1949. В 1945 окончил воен. ф-т Моск. консерватории по классу дирижирования у Ю. М. Тимофеева. В 1951-77 гл. дирижёр 1-го отд. Показательного оркестра Мин-ва обороны СССР, в 1977 худ. рук. и гл. дирижёр Гос. дух. оркестра РСФСР. В репертуаре С. произв. рус. и заруб. композиторов. Под его упр. впервые были исполнены в переложении для дух. оркестра 5-, 8-, 9- и 12-я симфонии Шостаковича, нек-рые произв. А. И. Хачатуряна, Н. Я. Мясковского. Гастролировал за рубежом. В 1969-74 вёл класс дирижирования на воен.-дирижёрском ф-те Московской консерватории.

Сергиенко Р. М.

Раиса Михайловна (р. 13 VII 1925, г. Новоукраинка, ныне Кировоградской обл.) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. СССР (1973). Чл. КПСС с 1956. В 1951 окончила Одесскую консерваторию по классу пения у С. И. Щавинской. С того же года солистка Одесского т-ра оперы и балета (дебютировала в партии Наташи). 2-я пр. на Всесоюзном конкурсе вокалистов и артистов балета (1956). С. обладает сильным, гибким голосом насыщенного звучания, красивого тембра, ровным во всех регистрах; её исполнение отличается музыкальностью, яркой артистичностью. Среди партий - Наташа, Иоланта, Лиза, Татьяна, Ярославна, Тоска, Аида; Джоконда ("Джоконда" Понкьели), Чио-Чио-сан; Наталья ("В бурю"), Наталка; Одарка ("Запорожец за Дунаем"), Марьяна ("Арсенал" Майбороды). Конц. репертуар С. включает арии из опер, романсы (преим. П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, В. С. Косенко, Ю. С. Мейтуса), укр. и рус. нар. песни, совр. произв. сов. и заруб. композиторов. Гастролирует за рубежом (Польша, Румыния, Венгрия, Болгария, Чехословакия).

Литература: Белошова A., Щедрий талант, "Радянська жiнка", 1963, No 9; "Театр", 1973, No 8, с. 92.

Сердобов Н. Н.

Николай Николаевич (р. 3 (16) XII 1905, Самара) - сов. певец (лирико-драм. баритон). Нар. арт. БССР (1955). Засл. арт. Арм. ССР (1939). В 1929 окончил Самарский муз. техникум. С 1930 солист Средневолжской, затем Уральской передвижных оперных трупп, в 1934-45 - оперных т-ров Еревана, Перми, Свердловска, в 1946-60 - Белорус. т-ра оперы и балета. Партии: Евгений Онегин, Мазепа; Томский ("Пиковая дама"), Елецкий, Князь Игорь, Алеко, Жермон, Риголетто, Амонасро, Фигаро, Скарпиа; Кастусь Калиновский ("Кастусь Калиновский" Лукаса), Суворов ("Суворов" Василенко), Татул ("Алмаст" Спендиарова), Евгений Листницкий ("Тихий Дон") и др. В 1957-75 преподавал в Минской консерватории. С 1960 худ. рук. самодеят. Нар. т-ра Белсовпрофа.

Серебряков К. Т.

Константин Терентьевич (5 (17) VI 1852, Тамбов - 1919) - рус. певец (бас). Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та, затем занимался в консерватории; завершил вок. образование у Ф. П. Комиссаржевского и дирижёра Мариинского т-ра К. Кучеры. В 1887-1911 солист Мариинского т-ра (дебютировал в партии Сусанина). Обладал певучим голосом красивого тембра (особой сочностью звучания отличались низкие тона), прекрасными внешними данными. Среди многочисл. партий (ок. 100) выделялись: Кончак; Дубровский ("Дубровский"), Мельник; Князь Гудал ("Демон"), Собакин ("Царская невеста"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Ландграф ("Тангейзер"), Хундинг ("Валькирия"), Марсель ("Гугеноты").

Литература: К. Т. Серебряков, "ЕИТ", 1911, вып. 7, с. 130-31; Хроника. 25-летний юбилей сценической деятельности К. Т. Серебрякова, "Театр и искусство", 1911, No 49; Свириденко, Русская опера в Мариинском театре за 25 лет, "РМГ", 1912, No 4, с. 95-96; Гозенпуд A., Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917 гг., Л., 1975.

Серебряков П. А.

Павел Алексеевич (15 (28) II 1909, Царицын, ныне Волгоград - 17 VIII 1977, Ленинград) - сов. пианист, педагог, обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1962). Чл. КПСС с 1939. Окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. у Л. В. Николаева (1930) и аспирантуру у него же (1932). Концертировал с 1929; участник Междунар. конкурсов пианистов в Варшаве (1932, почётный диплом) и 1-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1933, 2-я пр.). Гастролировал во мн. странах. Играл также в ансамбле с М. И. Вайманом, Б. Л. Гутниковым и др. С 1932 преподавал фп. игру в Ленингр. консерватории (с 1939 профессора 1938-51 и 1961-1977 ректор). Среди учеников - Г. П. Фёдорова, Е. А. Мурина, М. С. Волчок, И. А. Лазько. Игра С. отличалась виртуозностью, масштабностью, яркой эмоциональностью, певучестью звука и разнообразием оттенков звучания. В репертуаре - соч. классиков и романтиков. С. - первый исполнитель ряда произведений советских композиторов.

Сочинения: Первая русская консерватория, "СМ", 1962, No 9; Рассказывая о себе, там же, 1967, No 11; Советские исполнители о Рахманинове, там же, 1968, No 3; Друг музыкантов, в кн.: Воспоминания о Б. В. Асафьеве, Л., 1974.

Литература: Растопчина Н. M., B исполнении Павла Серебрякова, "СМ", 1963, No 10; её же, П. А. Серебряков, в кн.: В фортепианных классах Ленинградской консерватории, Л., 1968, с. 123-54; её же, Павел Алексеевич Серебряков, Л., 1970.

H. M. Растопчина.

Серебрянский А. П.

Серебрянский А. П. (Сребрянский) Андрей Порфирьевич (1809 или 1810, с. Козловка Богучарского уезда Воронежской губ. - 3 (15) VIII 1838, там же) - рус. поэт. Автор статьи "Мысли о музыке", высоко оценённой В. Г. Белинским. Несмотря на общую идеалистич. концепцию, статья содержит ряд прогрессивных положений. С. принадлежит текст популярной песни демократического студенчества "Быстры, как волны, дни нашей жизни", им написаны также два стихотворения: "Арфа" и "Музыка или эхо в октавах на русские октавы".

Сочинения: Мысли о музыке, "Московский наблюдатель", 1838, ч. 17, кн. 1, то же, СПБ, 1906.

Середа Н. Н.

Николай Николаевич (4 (16) V 1890, с. Новые Санжары Полтавской губ. - 16 II 1948, Ленинград) - сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. РСФСР (1947). В 1922-25 занимался в Моск. консерватории по классу пения у Г. П. Гандольфи, в 1928 совершенствовался в Германии. В 1926-33 солист Харьковского, в 1933-35 - Свердловского т-ров оперы и балета, с 1935 - Ленингр. т-ра оперы и балета. В своём творчестве претворял лучшие традиции рус. вок.-исполнит. школы. Лёгкий, светлый голос тёплого тембра, ровно и свободно льющийся звук, чистота интонации, выразительность фразировки отличали исполнение С. Партии - Ленский; Владимир Дубровский ("Дубровский"), Левко, Альфред, Герцог, Фауст, Лоэнгрин, Вертер; Салават ("Емельян Пугачёв" Коваля). Выступал также как камерный певец, с особым успехом исполнял укр. нар. песни.

Серенада

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сериальность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Серийная музыка

Серийная музыка - музыка, сочинённая с помощью серийной техники. Принцип С. м. не предуказывает к.-л. конкретной гармонич. системы. Она избирается композитором для данного соч. вместе с серией. Композитор обращается к серийной технике тогда, когда для воплощения его замысла мажорно-минорная система оказывается непригодной. Однако встречается и С. м., вполне определённо окрашенная с точки зрения мажора и минора, хотя бы и в обновлённой и свободной их структуре (Скрипичный концерт А. Берга, g-moll - B-dur; 1-я часть 3-й симфонии К. Караева, f-moll). С. м. не безразлична к типу муз. образности; так, она не применяется для соч. бытовых песен и танцев, весёлой популярной музыки. Тем не менее образный диапазон С. м. достаточно широк. В числе соч., написанных с применением серийной техники, - возвышенная и утончённая поэма о любви "Свет глаз" Веберна (ор. 26), библейская легенда "Моисей и Аарон" Шёнберга, драма "Лулу" Берга, возрождающий необарочную полифонию "Canticum sacrum" Стравинского и соч., принадлежащие к области фп. миниатюры ("6 картин" Бабаджаняна). Стиль и индивидуальность одарённого композитора в той или иной степени запечатлеваются и в С. м., отчасти и нац. характерность. Напр., индивидуальность Шёнберга и Веберна проявляется в их С. м. с полной определённостью. Несмотря на отсутствие фольклорности, С. м., напр., Веберна - чисто австрийская, венская; её нельзя представит себе как французскую или русскую. Точно так же на С. м. Л. Ноно (напр., в "Прерванной песне") лежит печать итал. кантилены.

Литература: Денисов Э., Додекафония и проблемы современной композиторской техники, в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969. См. также Додекафония, Сериальность.

Ю. Н. Холопов.

Серийная техника

Серийная техника - серийность, - техника муз. композиции, оперирующая серией - определ. рядом звуков, повторение к-рого образует всю ткань сочинения или его части. Понятие "С. т." имеет два значения. В широком смысле С. т. предполагает применение серии любого параметра, а также их сочетаний (см. Сериальность). В узком смысле С. т. есть техника высотной серии, что совпадает с понятием додекафонии.

Литература: см. при статьях Додекафония, Серийная музыка.

Ю. Н. Холопов.

Серия

Серия (от лат. series - ряд; франц. sйrie, нем. Reihe) - ряд (группа) звуков, из к-рого в додекафонной (см. Додекафония) и сериальной музыке путём многократного повторения выводится звуковысотная ткань композиции. Всего в темперированном строе можно получить 479 001 600 различных по интервалике серий. В С. может быть 12 звуков разл. высоты (обычная полная С.), но также и меньшее их количество - 10, 8, 5, 4 (микросерия). Немногозвучная С., представляющая собой фрагмент (сегмент) полной С., наз. субсерией. С. может быть не только звуковысотной (в додекафонии), но также ритмической, тембровой, динамической, артикуляционной, регистровой (в сериальной музыке). Как категория муз. структуры С. напоминает роль концентрированной темы в полифонич. тональной музыке. Существенны и различия между ними: в серийном соч. нет ничего, кроме проведений С., а в тематич. композиции обычно есть и нетематич. материал; тема - оформленное и относительно определ. муз. целое, а С. - лишь "полуфабрикат" для возможного образования темы (при тематич. трактовке С.). Термин "С." (первоначально нем. Reihe - ряд, также Grundgestalt - основной образ) получил распространение с сер. 1920-х гг. (от идеи А. Шёнберга о сочинении музыки на основе "двенадцати лишь между собой соотнесённых тонов"). Э. В. Денисов связал категорию С. с интонационностью (С. - "основная интонационная база" соч.).

Ю. Н. Холопов.

Серкебаев Е. Б.

Ермек Бекмухамедович (р. 4 VII 1926, Петропавловск, Казах. ССР) - сов. певец (лирич. баритон). Нар. арт. СССР (1959). Чл. КПСС с 1958. Деп. Верх. Совета СССР 7-го созыва. Деп. Верх. Совета Казах. ССР 8-9-го созывов. В 1941-1943 учился в Алма-Атинском муз. уч-ще по классу скрипки, в 1951 окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу пения у А. М. Курганова. Студентом дебютировал в 1947 в партии Абая ("Абай" Жубанова и Хамиди) в Казах. т-ре оперы и балета. Обладает мягким голосом бархатистого тембра, отличающимся богатством красок, декламац. выразительностью. Партии - Амангельды ("Амангельды" Тулебаева), Тулеген ("Тулеген Тохтаров" Жубанова и Хамиди), Ёр-Таргын, Артём ("Ёр-Таргын", "Дударей" Брусиловского), Алпамыс ("Алпамыс" Рахмадиева), Евгений Онегин, Елецкий, Мазепа; Роберт ("Иоланта"), Дон Жуан, Фигаро; Януш ("Галька"), Петруччио ("Укрощение строптивой"), Олег Кошевой, Владимир Ульянов ("Молодая гвардия", "Братья Ульяновы" Мейтуса; Гос. пр. Казах. ССР, 1972), Гос. пр. СССР (1977). Выступает как камерный и эстр. певец. Гастролировал за рубежом (Румыния, Пакистан, Франция, Индия, Китай, Бельгия, Куба, Швейцария, Швеция, Финляндия и др.). Снимался в кино ("Наш милый доктор", "Песня зовёт", "Ангел в тюбетейке" и др.).

Литература: Мессман В., Возрождение песни, A.-A., 1958, с. 249-53.

А. С. Иванов.

Серкин Р.

Серкин Р. (Serkin) Рудольф (р. 28 III 1903, Эгер, Венгрия) - амер. пианист. Сын рус. певца Maрдко С. Учился игре на фп. с ранних лет у Р. Роберта, композиции - у Й. Маркса и А. Шёнберга. Дебютировал как солист в Вене в 1915 (с Венским симф. оркестром). Гастролирует с 1920 в странах Европы, с 1933 - в США, где постоянно живёт с 1939; концертировал с ведущими симф. оркестрами и дирижёрами, в т. ч. с А. Тосканини и Ю. Орманди. С 1933 выступал в ансамбле со скрипачом А. Бушем (в сонатных вечерах) и с камерным оркестром "Буш чеймбер плейере" (сюиты и "Бранденбургские концерты" И. С. Баха). С 1939 вёл класс мастерства в Муз. ин-те Кёртис (с 1968 его директор) в Филадельфии, с 1960 возглавляет муз. школу в Марлборо. Игра С. отличается совершенством разносторонней техники, красотой звука, тщательностью воспроизведения авторского текста, глубиной художеств. концепций. Наиболее значительны интерпретации соч. В. А. Моцарта, Л. Бетховена (особенно поздние сонаты), Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса. С. - автор струн. квартета. Его сын и ученик Петер С. (р. 24 VII 1947, Нью-Йорк) - пианист. Выступает с детских лет, нередко в ансамбле с отцом. Исполняет гл. обр. авангардистскую музыку.

Литература: Ewen D., Living musicians, N. Y., 1940, p. 323-24; Range H. P., Die Konzertpianisten der Gegenwart, Schauenburg, Lahr/Schwarzwald, (1964), S. 188.

И. В. Розанов.

Сермиля Я.

Сермиля Я. (Sermila) Ярмо (р. 22 II 1939, Хяменлинна) - фин. композитор и музыковед. Учился у Й. Кокконена в Муз. академии им. Я. Сибелиуса и в ун-те в Хельсинки. Был хранителем Дома-музея Сибелиуса в Хяменлинне (1966-71), директором Фин. центра муз. информации (1971-76), пред. фин. секции Междунар. об-ва муз. воспитания и Междунар. об-ва совр. музыки (1974-78), директором Экспериментальной студии на Радио (1975-79). Автор статей о фин. музыкантах. Один из фин. авангардистов, С. работает в области экспериментальной музыки, пишет пьесы для оригинальных составов ("Cornologia" для 28-44 рогов, 1975), для вок.-инстр. и разл. камерно-инстр. ансамблей (часто с ударными), в т.ч. "Пентаграмма" для трубы соло, 2 фаготов, 4 валторн, 6 виолончелей и 3 ударных (1972), автор пьес для флейты, песен.

Литература: Вачнадзе М., Современная музыка Финляндии, в её кн.: О музыке, Тб., 1981, с. 113-14; Nummi S., Suomalaista musiika Helsingin Juhlaviikoilla 1975, Hels., 1975.

Серов А. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Серов Э. А.

Эдуард Афанасьевич (р. 9 IX 1937, Москва) - сов. дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1973). Чл. КПСС с 1972. В 1958-61 учился в Киевской консерватории у M. M. Канерштейна (дирижирование); в 1964 окончил аспирантуру Ленингр. консерватории у Е. А. Мравинского и В. Н. Салманова (композиция). С 1959 дирижёр ряда оркестров (Киев, Ленинград), в 1968-77 гл. дирижёр Ульяновского гос. симф. оркестра. С 1975 гл. дирижёр Ленингр. оркестра старинной и совр. музыки. Лауреат Междунар. конкурса им. Г. Караяна (1969, Зап. Берлин, 3-я пр.). Гастролирует за рубежом.

Серова В. С.

Серова В. С. (урожд. Бергман) Валентина Семёновна (1846, Москва - июнь 1924, там же) - рус. музыкально-общественный деятель и композитор. Жена А. Н. Серова и мать художника В. А. Серова. Училась в Петерб. консерватории по классу фп. у А. Г. Рубинштейна. Помогала А. Н. Серову в издании газ. "Музыка и театр" (осн. 1867). Вела муз.-просветит. работу в деревне, организовывала крестьянские хоры, ставила оперные и драм. спектакли. В этой деятельности её поддерживал Л. Н. Толстой. В 1892 С. поехала в с. Судосево Симбирской губ. для помощи голодающим крестьянам, где продолжила начатую ещё в 80-х гг. работу по пропаганде муз. культуры среди крестьянского населения. В 1904-05 в Москве организовывала помощь бастующим рабочим. По её инициативе в с. Рождествено (близ Петербурга) в 1914 было выстроено здание для нар. консерватории. В 1917-22 снова работала в Судосеве. Просветительскую деятельность С. высоко оценивал А. В. Луначарский.

С. - автор опер "Уриель Акоста" (1885, Большой театр, Москва), "Илья Муромец" (1899, Товарищество частной рус. оперы, Москва), "Мария д'Орваль" (на собств. либр., из эпохи Великой франц. революции, не сохранилась) и "Встрепенулись" (сюжет связан с событиями 1905, не сохранилась), а также цикла фп. миниатюр "Музыкальные виньетки" и др. соч. Работала (совм. с Н. P. Соловьёвым) над окончанием оперы "Вражья сила" и над подготовкой 4-томного собрания муз.-критич. работ А. Н. Серова. Выступала в печати гл. обр. по вопросам муз.-просветит. работы. Опубликовала мемуарную книгу: "Серовы, Александр Николаевич и Валентин Александрович. Воспоминания" (СПБ, 1914).

Литература: Ефимова-Симонович Н., Памяти музыканта-общественника В. С. Серовой, "СМ", 1947, No 4.

Ю. В. Келдыш.

Сероцкий К.

Сероцкий К. (Serocki) Казимеж (р. 3 III 1922, Торунь, Польша) - польский композитор и пианист. Окончил в 1946 Гос. высшую муз. школу в Лодзи по классам композиции у К. Сикорского и фп. у С. Шпинальского. В 1947 совершенствовался в Париже у Н. Буланже (композиция) и у Л. Леви (фп.). Дебютировал как пианист в 1946, концертировал в Польше, ГДР, Румынии, Чехословакии (до 1951). С. - один из организаторов композиторской "Группы-49" (1949) и фестиваля совр. музыки "Варшавская осень" (см. Варшава). В ранних произв. был близок неоклассицизму; затем перешёл на позиции авангардизма, в 1956 обратился к серийной технике, приёмам пуантилизма ("Концертная музыка" - "Musica concertante"). Экспериментирует в области сонористики (см. Соноризм). С кон. 60-х гг. применяет приёмы алеаторики. Мн. произв. С. свойственны экспрессия, острая динамика.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - кантата Ниобея (с 2 чтецами, 1966), Симфония песен (Symfonia piesni, 1955), 3 Курпёвские мелодии (с камерным орк., 1949); для орк. - симфонии (1952, 1953), симфониетта (для 2 струя, орк., 1956), Эпизоды (Epizody, для струнных и 3 групп ударных, 1959), Сегменты (Segmenti, 1961), Драматическая повесть (Dramatic story, 1970) и др.; для инструмента с орк. - концерт для фп. (1950), Элегическая фантазия для органа (Fantasia elegiaca, 1972); камерно-инстр. ансамбли - сюита для 4 тромбонов (1953), пьесы - Укачивающая музыка (Swinging music, для кларнета, тромбона, влч. и фп., 1970), Непрерывное (Continuum, секстет для ударных, 1966), Фантасмагория (Fantasmagoria, для фп. и ударных, 1971); для фп. - соната (1955), сонатина (1949), сюита прелюдий (1952), Гномы (Krasnoludki, миниатюры для детей, 1953), пьеса По желанию (A piacere, 1963); для голоса с орк. - Сердце ночи (Serce nocy, цикл песен, 1956); хоры a cappella на нар. слова; песни, в т. ч. солдатские; музыка для драм. т-ра и кино.

Литература: Kultura muzyczna Polski Ludowej, 1944-1955, (Kr.), 1957; Chominski J., Muzyka Polski Ludowej, Warsz., 1968.

З. Лисса.

Серпент

Серпент (франц. serpent, итал. serpentone, нем. Schlange, Schlangenhorn, букв. - змея) - старинный дух. мундштучный инструмент, басовый цинк. По способу звукоизвлечения относится к амбушюрным (см. Амбушюр), контрабасового регистра. Корпус деревянный, часто обтягивался кожей, змееобразной формы (отсюда назв.), с конич. каналом, без раструба, с чашеобразным мундштуком из слоновой кости или рога. Диапазон B - e1 или A1 - d1. С. меньшего размера - в тоне C или D. Имел 6 игровых отверстий, расположенных группами по 3, позднее добавлены 3-5 отверстий с клапанами. Неполностью закрывая отверстия, исполнитель извлекал хроматически изменённые звуки. С. создан ок. 1590 во Франции. Использовался в церк. музыке (для сопровождения муж. хоров) и в дух. оркестрах. В кон. 18 в. в усовершенствованном виде (с 3-4 клапанами) введён Ф. Госсеком в симф. оркестр в качестве басового инструмента. В 1800 в Англии стал изготовляться полностью из металла, приобрёл форму фагота, использовался в воен. оркестрах для усиления звучания партии фаготов. Мн. композиторы включали С. в партитуры - Дж. Россини (опера "Осада Коринфа", 1826), Ф. Мендельсон ("Реформационная симфония", 1830), Р. Вагнер (опера "Риенци", 1842, и соч. для муж. хора с оркестром "Трапеза апостолов", 1843). Во 2-й пол. 19 в. вышел из употребления. К С. восходят конструкции фагота, а также офиклеида.

Литература: Berlioz H., Le grand traitй d'instrumentation..., P., 1844, 1855; Karlstдdt G., Zur Geschichte der Zinken und seiner Verwendung in der Musik der 16.-18. Jahrh., "AfMf", 1937, Jahrg. 2; Вaines A., Woodwind instruments and their history, L., (1957), p. 307-08.

G. И. Благодатов.

Сетар

Сетар - см. Ситар.

Сетов И. Я.

Сетов И. Я. (наст. фам. Сетгофер) Иосиф Яковлевич (1826, Москва - 26 XII 1893 (7 I 1894), Киев) - рус. певец (тенор), режиссёр и антрепренёр. По национальности венгр. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Пению обучался в Париже (у Дж. М. Бордоньи) и Неаполе. Первые выступления прошли в оперных т-рах Ареццо, Милана, Парижа. В 1855-64 пел на петерб. оперной сцене, дебютировал в партии Эдгара ("Лючия ди Ламмермур"), в 1864-68 - в Большом т-ре (Москва; одноврем. ст. режиссёр оперной труппы). В 1866-68 профессор Моск. консерватории (класс пения). В 1868-1872 режиссёр Мариинского т-ра. С 1874 держал оперную антрепризу и работал как режиссёр в Киевском гор. т-ре (1874-83 и 1892-93), а также в Одессе, Москве, Петербурге (в основном в летние месяцы). Впервые в Киеве пост. оперы "Опричник" Чайковского (1874) и "Хованщина" (1892). Его деятельность высоко ценили А. Н. Серов, П. И. Чайковский. Как антрепренёр сыграл видную роль в истории рус. провинциальной оперной сцены.

С. обладал небольшим несколько гортанного звучания голосом, к-рым превосходно владел, и несомненным артистич. дарованием. Пение отличалось яркой выразительностью, темпераментом. Среди партий - Ахиор ("Юдифь" Серова), Мазаньелло ("Фенелла" Обера), Елеазар ("Дочь кардинала" Галеви), Рауль ("Гугеноты").

Литература: R-ский В., Артисты Московской русской оперы гг. Сетов и Дмитриев, "Театральные афиши и антракт", М., 1864, 4 окт.; Чайковский П. И., Киевская опера..., "Русские ведомости", 1874, 17 дек., то же, в его кн.: Музыкально-критические статьи, М., 1953; Серов А. Н., Взгляд на русскую оперу в Мариинском театре, "Le Monde musical", 1870, No 1, то же, в его кн.: Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895; П-ва К., И. Я. Сетов. (Некролог), "ЕИТ", сезон 1893/94, СПБ, 1895; Шкафер В. П., Сорок лет на сцене русской оперы, Л., 1936; Гозенпуд А., Русский оперный театр XIX века, (т. 1) - 1836-1856, (т. 2) - 1857-1872, (т. 3) - 1873-1889, Л., 1969-73.

Сечкин В. В.

Виталий Васильевич (р. 5 IX 1927, Харьков) - сов. композитор, пианист, педагог. Засл. арт. УССР (1960). Чл. КПСС с 1959. Окончил Харьковскую консерваторию по классам фп. (1947, ученик Н. Б. Ландесман) и композиции (1950, ученик М. Д. Тица); в 1954 - аспирантуру Моск. консерватории по классу фп. (рук. Я. И. Зак). 1-я пр. на Междунар. конкурсе пианистов в Берлине (1951). С 1955 преподаватель, с 1965 доцент, с 1976 профессор кафедры фп. Киевской консерватории.

Сочинения: для хора и симф. орк. - Торжественный хор (1951, сл. А. С. Пушкина); для солистов, хора и орк. нар. инструментов - Приветственный хор (1949, сл. Б. И. Котлярова); для симф. орк. - увертюра Мой край родной (1951); Концерт для фп. с орк. (1962); камерно-инстр. ансамбли - Andante cantabile для струн. квартета (1951); для фп. - 2 сонаты (1948, 1965), сюита для 2 фп. (1975, посв. 30-летию Победы), сюита Музыкальные картинки Чехословакии (1976) и др.; для скр. и фп. - 2 сонаты (1969, 1970), Мелодия (1947), Каприс и поэма (1965); для влч. и фп. - 3 поэмы (1966-69), сюита Эстонские впечатления (1967), Соната-поэма и Этюд-картина (1972), скерцо (1973); для органа и влч. - ода Народу-исполину (1973); для голоса с фп. - романсы, и др.

Сешнс Х.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Си

Си (si) - во Франции, Италии и нек-рых др. странах название звука h; VII ступень основного (до-мажорного) диатонич. звукоряда. Слог си был введён в употребление в кон. 16 в. в процессе постепенной замены гексахордной сольмизации совр. системой 7-ступенных ладов. Образован из первых букв двух последних слов гимна св. Иоанну - Sancte Iohannes. Тоника (первая ступень) си мажора (H-dur) и си минора (h-moll); прима тонич. трезвучия си мажора и си минора. См. Н, Сольмизация, Диатоническая гамма.

В. А. Вахромеев.

Си Синхай

Си Синхай (правильнее Сянь Синхай) (23 VI 1905, Аомынь, пров. Гуандун - 30 X 1945, Москва) - кит. композитор. Сын рыбака. Чл. КПК (с 1938). В 1926 окончил Линнаньский ун-т в Гуанчжоу. Играл на нар. инструментах в студенч. любительском оркестре. В 1926-1927 учился на курсах муз. подготовки при Пекинском ун-те, в 1927-29 - в Гос. консерватории в Шанхае. В 1930-35 совершенствовался в Парижской консерватории под рук. П. Обердёрфера (скрипка), В. д'Энди и П. Дюка (композиция). В 1935-1937 работал в Шанхае, написал музыку к 10 фильмам, песни из к-рых завоевали широкую популярность в Китае (в т.ч. "Пылкая кровь", "Молодёжный марш"). С 1938 жил в г. Яньань, преподавал композицию в Академии искусств им. Лу Синя. В 1943-45 лечился в Москве, продолжал сочинять музыку; многие его произведения впервые были исполнены в СССР. С. С. принадлежит более 100 лирич. и массовых революц. песен. Создал также ряд произв. крупных форм - "Кантату о реке Хуанхэ" и "Кантату о 18 сентября", "Симфонию национально-освободительной войны", "Симфонию священной войны", "Китайскую рапсодию" и др. С. С. - один из немногих композиторов, работавших до "культурной революции", произв. к-рого (в изменённом виде) исполнялись в Китае в 1966-76. Из-за запрета, наложенного на исполнение чисто орк. музыки (термин "симфонический" был отвергнут как "европейский"), его "Кантата о реке Хуанхэ" была переработана и исполнялась в сокращённом варианте в переложении для фп. (хор отсутствовал, т.к. текст был объявлен "чёрным"). К мелодиям песен С. С. были написаны новые слова.

А. Н. Желоховцев.

Сиамская музыка

Сиамская музыка - см. Таиландская музыка.

Предыдущая страница Следующая страница