Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "В" (часть 3, "ВАС"-"ВЕЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 3, "ВАС"-"ВЕЛ")

Васильев М. Д.

Васильев М. Д. (Васильев 3-й) Михаил Дмитриевич (1850 - дата и место смерти неизв.) - рус. певец (тенор). В 1880-97 был одним из ведущих артистов Мариинского т-ра (Петербург). Дебютировал в партии Герцога ("Риголетто"). В дальнейшем исполнял гл. партии во мн. операх рус. и иностр. композиторов. Обладал большим красивым голосом с особенно развитым верхним регистром. В сезон 1892-93 был солистом оперной труппы И. Я. Сетова в Киеве.

Партии: Собинин, Бояп, Финн, Князь, Владимир Игоревич; Раймонд ("Орлеанская дева"), Синодал; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Хозе; Рауль ("Гугеноты"), Фауст, Лоэнгрин; Фентон ("Фальстаф") и др.

Васильев М. Т.

Васильев М. Т. (Васильев-Святушенко) Матвей Тимофеевич (18 (30) VIII1863, Смоленск - 14 II 1961, Чернигов) - сов. композитор и дирижёр. Засл. деят. иск-в УССР (1947). Соратник М. Л. Кропивницкого по созданию укр. проф. т-ра. Родился в семье быв. крепостного музыканта. Музыке обучался самостоятельно. Был учеником-валторнистом в передвижном оркестре, затем в передвижной итал. опере под упр. Кобелло. В 1879 дебютировал в качестве дирижёра в опереточной труппе Гаврилова в Воронеже. С 1881 дирижёр и композитор труппы С. Новикова в Полтаве, с 1882 - в труппах М. Л. Кропивницкого, Н. К. Садовского, Л. Сабинина и др. С 1921 дирижёр в т-рах Донецка, Харькова и Чернигова, в 1935-48 (с перерывами) зав. муз. частью укр. Муз.-драм. т-ра им. Т. Г. Шевченко в Чернигове.

В. - автор музыки к укр. классич. пьесам: "Наталка Полтавка" Котляревского (1882; завоевала особую популярность), "Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко (1882), "Дай серцю волю, заведе в неволю" Кропивницкого (1882), "Лимерiвна" Мирного (1884), "Безталана" Карпепко-Карого (1887), "Цыганка Аза" Старицкого (1892), а также к пьесам сов. драматургов: "Правда" (1939), "Богдан Хмельницький" (1940), "В степах Украпни" (1943) Корнейчука, и др. В своём творчестве В. широко использовал укр. муз.-песенный фольклор.

Сочинения: оперетты и музкомедии - Наталка Полтавка (1882, изд. П. Юргенсона, 1888), Сватання на Гончарiвцi (1883), Пiснi в лицях (1890), Запорожский клад (1890), Сорочинський ярмарок (1894), Республiка на колесах (1929) и др.

Литература: Кауфман Л., М. Т. Васильев, Киiв, 1962.

Л. С. Кауфман.

Васильев Ф. С.

Фёдор Семёнович (р. 4 X 1920, дер. Осипкасы, ныне Верхние Панклеи Моргаушского р-на Чуваш. АССР) - советский композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1968) и Чуваш. АССР (1960). Чл. КПСС с 1943. Деп. Верх. Совета Чуваш. АССР 7-го созыва. В 1954 окончил теоретико-композиторский ф-т Казанской консерватории по классу Г. И. Литинского и А. С. Лемана и стал преподавателем муз. уч-ща в Чебоксарах (в 1962-67 директор). С 1970 зав. кафедрой истории и теории музыки Чуваш. педагогич. ин-та. Автор первой чуваш. нац. оперы "Шывармань".

Сочинения: оперы - Шывармань (Водяная мельница, 1960, Чувашский муз.-драм. т-р, Чебоксары), Хамарьял (Земляки, 1962, там же); балеты - Сарпиге (либр. автора и Е. Никитина, 1970, Муз. т-р, Чебоксары), Арзюри (Оборотень, 1972); оратории - Самана (Эпоха Октября, 1965), Ленин на Волге (1970), кантата - Родному народу (1960); для орк. - симфониетта (1953), сюита - В родном колхозе (1952), поэма (1970); хоры, песни, романсы, обработки; записи чуваш. нар. песен; музыка к драм. спектаклям.

Литература: Марков Б., На сцене - первая чувашская опера. Современные чувашские оперы, в кн.: Рождение музыкального театра Чувашии, Чебоксары, 1965; Суханова О., Основная тема - народ (о творчестве Ф. С. Васильева), "СМ", 1970, No 8.

Ю. А. Илюхин.

Васильев-Буглай Д. С.

Дмитрий Степанович (28 VII (9 VIII) 1888, Москва - 15 X 1956, там же) - советский композитор и хоровой дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1947). В 1898-1906 учился в Моск. синодальном уч-ще (класс композиции А. Д. Кастальского, гармонии - Викт. С. Калинникова). С 1906 руководил хорами в разных городах России. В 1918 зав. массово-просветит. работой Муз. отдела Тамбовского пролеткульта. Организовал хор (150 человек), к-рый выступал на фронтах Гражд. войны с революционным, антирелигиозным, агитационно-сатирич. репертуаром. В 1923-25 входил в Российскую ассоциацию пролетарских музыкантов (РАПМ), в 1925-30- в Объединение революционных композиторов и музыкальных деятелей (ОРКИМД).

В.-Б. был одним из пионеров советской песни, борцом за массовую муз. культуру, пропагандистом нац. фольклора (собрал около 500 нар. песен). Его произв. были популярны в красноармейской и рабоче-крестьянской аудиториях. Распространение получили: "Баллада об убитом красноармейце", "Проводы" ("Как родная меня мать провожала", сл. Д. Бедного, 1921), "Красная молодёжь" (сл. Г. Фейгина, 1924), "Микулин ход" (сл. П. В. Орешина, 1924), "9 января" ("Шли обнимались...", сл. В. Т. Кириллова, 1925), "Урожайная-плясовая" (сл. П. Резапкина, 1929) и др. В.-Б. создал также 2 оперы ("Родина зовёт", для колхозной самодеятельности, 1937; "Колобок", для детей, 1941), неск. ораторий ("Полтава" по А. С. Пушкину, 1944; "Девушка и смерть" по М. Горькому, 1949) и кантат ("Бородино" на стихи М. Ю. Лермонтова, 1942; "Москва", сл. разных авторов, 1947), циклы романсов (в т.ч. на сл. С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. Горького), хоры, муз.-драматич. инсценировки рассказов А. П. Чехова ("Унтер Пришибеев", "Полинька", "Канитель", "Свадьба", все в 1945). Гос. пр. СССР (1951).

Литература: Брюсова Н. Я., Д. С. Васильев-Буглай, "СМ", 1948, No 2, с. 97; Локшин Д., Д. С. Васильев-Буглай, М., 1958.

Г. М. Цыпин.

Васина-Гроссман В. А.

Вера Андреевна (р. 21 II (5 III) 1908, Рязань) - советский музыковед. Засл. деятель иск-в РСФСР (1969). Доктор искусствоведения (1954). В 1938 окончила историко-теоретическое отделение Московской консерватории. В 1943-1957 преподавала здесь же историю музыки (с 1944 доцент). С 1949 ст. науч. сотрудник Ин-та истории иск-в Министерства культуры СССР. Основной круг научных интересов В.-Г. - рус. классич. и сов. вокальная музыка, проблемы связи музыки и поэзии. Автор многих статей, опубликованных в журнале "Советская музыка", и разделов о камерно-вок. и киномузыке в коллективных трудах: "История русской советской музыки" (1956-63), "История музыки народов СССР", тт. I-IV (1970-73), "Русская художественная культура конца 19 - начала 20 в." (1968). Писала также под фам. Васина, Гроссман.

Сочинения: А. К. Лядов, М., 1945; Ю. А. Шапорин, М.-Л., 1946; Лирика Пушкина и пути русского романса, "СМ", 1949, No 7; Первая книжка о музыке, M-Л., 1951; Глинка и лирическая поэзия Пушкина, в сб.: Глинка, М., 1951; Вопросы мелодики в работах Б. В. Асафьева, в сб.: Памяти академика Асафьева, М., 1951; Русский классический романс XIX века, М., 1956; Новое в творчестве Шостаковича, в сб.: Советская музыка, 1956; Жизнь Глинки, М., 1957; Вокальные формы, М., 1960, 1963; Книга для любителей музыки, М., 1962, 1964; Романтическая песня XIX века (Австрия, Германия), М., 1966; Polska poezja w piesni rosyjskiej, в сб.: Polsko-rosyjskie Miscelanea muzyczne, Warsz., 1966; Мастера советского романса, M., 1968; Рассказы о музыке, М., 1968; Музыка и поэтическое слово, ч. I - Ритмика, М., 1972.

И. М. Ямпольский.

Ватло

Ватло (Vatelot) - семья франц. мастеров смычковых инструментов. Марсель В. (1884, Ножан-сюр-Марн - 1971, Париж). В молодости имел собств. мастерскую в Миркуре, затем в Нанте. В 1910 основал в Париже фирму, занимавшуюся реставрацией и продажей старинных смычковых инструментов. Инструменты работы раннего периода выполнены им по модели А. Страдивари. По качеству звука выделяются влч. В., покрытые красно-оранжевым лаком. Этьенн В. (р. 13 XI 1925, деп. Сена и Марна). Сын Марселя В. Учился в мастерской отца, затем у Дьедонне в Миркуре. Работал в фирме отца в Париже, в течение нек-рого времени - также в мастерской В. Кенуэля. Известен как знаток старинных смычковых инструментов и реставратор; большое распространение получили его принципы монтировки инструментов. Награждён дипломом на Междунар. конкурсе мастеров смычковых инструментов в Гааге (1949).

Литература: Vannes R., Dictionnaire universel des luthiers, Brux., 1951.

Б. В. Доброхотов.

Вахман Э.

Вахман Э. (Wachmann) Эдуард (10 II 1836, Бухарест - 12 XII 1908, там же) - рум. композитор, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Сын композитора Й. А. Вахмана (1807-1863). В 1859-63 учился в Парижской консерватории у М. Карафы и А. Мармонтеля. Работал дирижёром нац. т-ров Крайовы (1853-57) и Бухареста (1863-64). В 1864-1903 профессор классов фп. и гармонии в Бухарестской консерватории (в 1869-1903 директор). В. - основатель, директор и дирижёр Бухарестской филармонии и её оркестра (1868-1906). Одновременно (в 1895-1901) был директором оперной труппы Нац. т-ра в Бухаресте. Автор ок. 10 водевилей (в т.ч. на тексты В. Александри, М. Милло), хоров, песен, переложений для фп. народных мелодий и др.

Литература: Musicescu М.-А. si Missir N., Eduard Wachmann si оnceputurile concertelor simfonice оn Bucuresti, "Studii si cercetвri de istoria artei", 1954, No 3-4, p. 217-32; Cosma V., Filarmonica "George Enescu" din Bucuresti (1868-1968), Buc., 1968.

P. Э. Лейтес.

Вахнянин А. К.

Анатоль (Наталь) Климентьевич (19 IX 1841, Синява, близ Перемышля, ныне Польша - 11 II 1908, Львов) - укр. композитор, писатель, муз.-обществ. деятель. В 1863 окончил духовную семинарию в Перемышле, там же получил муз. образование в певческой школе и у комп. И. А. Лавровского и М. М. Вербицкого. В 1868 окончил историко-географич. ф-т Венского ун-та. Учился музыке также у комп. М. Гуневича и Я. Галля во Львове, где долгое время был учителем в гимназиях.

В. - организатор и руководитель муз.-хор. об-в ("Торбан", 1870; "Боян", 1891, Львов), инициатор создания и первый директор Высшего муз. ин-та им. Лысенко во Львове (1904). Автор оперы "Купало" (1892, на собств. либретто, первая пост. 1929, полностью в 1931, Харьков) и музыки к драмам "Назар Стодоля" Шевченко, "Бондарiвна" Заревича. Мелодия "хора норманов", написанная В. к трагедии "Ярополк" Устияновича, стала известной революц. песней: "Шалiйте, шалiйте, скаженi кати" ("Беснуйтесь, тираны!"; укр. текст А. Колессы, русский - Г. М. Кржижановского). В. - автор хоров, песен и обр. нар. напевов.

Литература: Загайкевич М., Музичне життя Зaxiдноп Украпни другоп половини XIX ст., Кипв, 1960, с. 183-84; Гриневецький I., А. К. Вахнянин, Кипв, 1961.

В. Л. Гошовский.

Вахтер А. М.

Артур Михкелевич (р. 10(23) II 1913, дер. Оргу, Выруский у., Эстония) - советский дирижёр, музыковед и педагог. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1954). В 1932 окончил учительскую семинарию (г. Раквере), в 1941 - дирижёрско-педагогич. ф-т Таллинской консерватории. В 1941-46 воен. дирижёр; в 1946-57 дирижёр Гос. мужского хора Эст. ССР; в 1959-62 - смешанного хора Эст. радио. В 1947-66 зав. кафедрой истории музыки, с 1971 - муз. педагогики Таллинской консерватории. Автор монографий, брошюр, статей, рецензий, радиопередач - гл. обр. по истории эст. музыки.

Сочинения: Эстонская ССР, пер. с эст., М., 1955 (серия "Музыкальная культура союзных республик"); Г. Эрнесакс, М., 1961; Nфukoqude Eesti muusikast (1940-1965), Tallinn, 1965 (совм. с Л. Норметом), изд. в Таллине на англ. яз., 1965, на нем. яз. 1968; Miina Hдrma, Tallinn, 1971.

Ваххаб М.

Абд аль-Ваххаб Мухаммед (р. 1902, Каир) - егип. композитор, певец, лютнист, актёр и режиссёр кино. Автор и исполнитель лирич. песен, мн. из к-рых вошли в поставленные им кинофильмы 1930-50-х гг. ("Белая роза", "Счастливый день" и др.) и стали популярными. Создатель нового стиля лирич. песни, в к-ром мелодич. обороты евро-амер. песенной лирики сочетаются с интонациями, характерными для егип. нац. муз. иск-ва. Автор музыки к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Еолян И., Очерки арабской музыки, М., 1977, с. 152-53, 164.

Вацлав из Шамотул

Вацлав из Шамотул (Waclaw z Szamotul), Шамотульчик, Шамотульский (Szamotulczyk, Szamotulski) (1533 или 1534, Шамотулы - 1567 или 1568, Пиньчув) - польский композитор и поэт, деятель польского Возрождения. Учился в Познани и Кракове. Один из видных мастеров полифонич. стиля a cappella. Автор церк. музыки (мессы, мотеты, псалмы, духовные песни и др.). Среди сочинений В. из Ш. выделяются мотеты, написанные с широким использованием имитационной техники, они отличаются тонким чувством гармонич. стиля, насыщены живым, эмоциональным содержанием, типичным для светской лирики гуманистов. В. из Ш. писал гл. обр. на лат. тексты; в период близости кальвинистам - на польские. Муз. произв. В. из Ш. были изданы при его жизни в Кракове, Нюрнберге и Кенигсберге. Большинство из них утеряно. Сохранились и были переизданы 4-голосные мотеты, 7 4-голосных песен, 4- и 6-голосные службы. Из его поэтич. произв. сохранились 3 лат. стихотворения.

Литература: Сhуbinski A., Waclaw z Szamotul. "KM", 1948, t. XXIII; Jachimecki Z., Wplywy wloskie w muzyсe polskiej, cz 1, Кr., 1911; Opienski H., La musique polonaise, P., 1918 (приложения); Jachimecki Z., Musyka polska w rozwoju historycznym, t. 1, Kr., 1948; Szweykowscy A. i Z., Waclaw z Szamotul - renesansowy musyk i poeta, "Musyka", 1964, No 1-2.

З. Лисса.

Вводный тон

Вводный тон - неустойчивый звук лада, расположенный на секунду ниже или выше I ступени и тяготеющий к ней. Звук VII ступени, как прилегающий к I ступени снизу, называется нижним В. т.; звук II ступени - соответственно верхним. В. т. обладают наиболее интенсивным мелодич. тяготением к главному звуку лада, в особенности В. т., отстоящий от него на малую секунду вниз (в натуральном и гармонич. мажоре и гармонич. миноре это звук VII ступени - лат. subsemitonium modi, нем. Leitton, фран. note sensible - "чувствит. нота", англ. leading note). Нижний В. т. является терцией аккорда V ступени и имеет доминантовую функцию. Под "вводнотоновостью" часто подразумевают специфич. остроту малосекундового, полутонового тяготения. Как выявление и обострение потенциальной "вводнотоновости" может рассматриваться всякая мелодич. альтерация, создающая как бы искусственные хроматич. В. т. Одним из характерных признаков мажора и минора, с развитием к-рых связана история В. т., является его разрешение. Асафьев назвал В. т. "глаголом" европ. лада. Вызревание элементов мажора и минора в европ. проф. музыке выразилось, в частности, в возникновении системы В. т. (subsemitonium modi - "нижний полутон лада") практически ко всем осн. ступеням муз. звукоряда (первоначально в связи с транспозицией т. н. церковных ладов - musica ficta, 13-16 вв.). Характерные мелодич. и гармонич. обороты с В. т., закрепившиеся в 15-16 вв. в каденциях, с установлением господства мажоро-минорной системы в 17-19 вв. стали применяться и вне каденций. Переход от одного нижнего В. т. с его разрешением к другому в классич. ладогармонич. системе обычно относился к признакам модуляции или отклонения. В эпоху романтизма происходит накопление внутритональной вводнотоновости альтерационного происхождения. Э. Курт ввёл понятие "свободной вводнотоновой группы" (freie Leittoneinstellung по X. Эрпфу) для обозначения одновременного сочетания неск. звуков, являющихся В. т. по отношению к аккорду разрешения (напр., des-f-as-h-dis-fis к тонике C-dur, "прилегающие" звуки по русской терминологии И. В. Способина).

Вводный тон

Ю. Н. Холопов.

Вебер К. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вебер Ф. Д.

Вебер Ф. Д. (Weber) Фридрих Дионис (наст. имя и фам. - Бедржих Дивиш, Divis) (9 X 1766, Велихов, близ Карлови-Вари - 25 XII 1842, Прага) - чеш. композитор, педагог, органист, муз. писатель. Учился музыке у Г. И. Фоглера. В конце 18 в. выступил как автор фп. пьес (Бравурные вариации для фп. с орк.), танцев (менуэты, лендлеры, кадрили), маршей. Позднее писал камерные сочинения, пьесы для духовых инструментов, кантаты, мессы и др. Был первым директором Пражской консерватории (1811-42) и написал о ней информац. брошюру (в 1817). Организаторская и педагогич. деятельность В. способствовала становлению этого уч. заведения. В 1839-42 был одновременно директором орг. школы в Праге. В 1819-20 предпринял фольклорную экспедицию по Чехии и затем опубликовал в 1824 т. н. "Коловратскую рукопись" ("Kolovratsky rukopis") - первый сборник чеш. нар. песен и мелодий. Усовершенствовал клапанную систему нек-рых духовых инструментов, а также рычажную систему перестройки литавр. Нек-рые фп. сочинения и песни В. издавались в Праге в 20 в.

Сочинения: Das Konservatorium der Musik zu Prag, Prag, 1817; Allgemeine theoretisch-praktische Vorschule der Musik, Prag, 1828; Theoretisch-praktisches Lehrbuch der Harmonie und des Generalbasses, Tl 1-4, Prag, 1830-43; Allgemeine musikalische Zeichenlehre, Prag, 1841.

M. M. Яковлев.

Вебер Я. Г.

Вебер Я. Г. (Weber) Якоб Готфрид (1 III 1779, Фрейнсхейм, Пфальц - 21 IX 1839, Бад-Крёйцнах) - нем. музыкальный теоретик и композитор. По образованию и профессии юрист, с 1832 генеральный прокурор великого герцогства Гессенского. Одновременно занимался музыкой, играл на флейте, виолончели, фп., изучал муз.-теоретич. труды. В 1806 основал консерваторию в Мангейме, где также руководил муз. об-вом. С 1824 издавал журн. "Caecilia". Был близок с К. М. Вебером, Дж. Мейербером. Виднейший нем. муз. теоретик своего времени, В. на основе изучения и систематизации муз.-теоретич. трудов И. Ф. Кирнбергера, Ф. В. Марпурга, Г. Й. Фоглера и др. обосновал собств. систему, изложенную им в работе "Опыт упорядоченной теории композиции", в к-рой впервые ввёл в муз. практику буквенное обозначение аккордов (мажорные аккорды обозначал прописными, минорные - строчными буквами). Им написаны также работы, посв. описанию струн. и дух. муз. инструментов. В. оспаривал подлинность "Реквиема" Моцарта ("Caecilia", Bd 14, 1826). Автор культовой оркестровой музыки (реквием, 3 мессы, Те Deum, кантаты), вариаций для гитары и виолончели, хоров и многоголосных песен. Писал статьи для "Allgemeine Musikzeitung" и редактируемого им журнала "Caecilia".

Сочинения: Versuch einer praktischen Akustik der Blasinstrumente..., "AMz", 1816, No 3-6, 41-45, 1817, No 48-49; Ьber chronometrische Tempobezeichnung, Mainz, 1817; Versuch einer geordneten Theorie der Tonsetzkunst, Bd 1-3, Mainz, 1817-1821, Bd 1-4, 1824, 1830-32; Ьber Saiteninstrumente mit Bьnden, "Berliner Musikzeitung", 1825; Die GeneralbaЯlehre zum Selbstunterricht, Mainz, 1833.

И. М. Ямпольский.

Веберзинке А.

Веберзинке А. (Webersinke) Амадей (р. 1 XI 1920, Егерндорф, ныне Крнов, ЧССР) - нем. пианист, органист и клавесинист (ГДР). Учился в 1938-40 в Ин-те церк. музыки в Лейпциге у К. Штраубе, И. Н. Давида и О. Вейнрейха. С 1946 доцент Высшей школы музыки в Лейпциге (с 1953 профессор) по классу фп. До 1953 выступал преим. как органист, в дальнейшем - как пианист. Гастролировал как пианист в ГДР, а также в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Швейцарии, Австрии, Зап. Германии, Египте. Неоднократно посещал Сов. Союз (впервые в 1958).

В репертуаре В. преобладают органные и фп. произв. И. С. Баха (нек-рые клавирные сочинения И. С. Баха В. исполняет на клавесине). Известен также как интерпретатор сонат и концертов (в т.ч. No 2 и No 4) Л. Бетховена. Нац. пр. ГДР (1950).

Веберн А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вега К.

Вега К. (Vega) Карлос (р. 14 IV 1898, Каньюэлас, близ Буэнос-Айреса - 10 I I 1966, Буэнос-Айрес) - аргент. музыковед. Изучал лит-ру и философию в ун-те Буэнос-Айреса. В дальнейшем занимался преим. исследованием муз. фольклора. С 1926 рук. муз. отдела Аргент. музея естеств. наук, с 1933 - фольклорного отделения ф-та философии и лит-ры ун-та в Буэнос-Айресе. В. записал песни и танцы мн. сельских р-нов Аргентины, а также др. стран Юж. Америки (Боливия, Парагвай, Перу, Чили). Им собрано 5000 фольклорных мелодий. Многочисл. труды В. - важный источник изучения аргентинской народной музыки.

Сочинения: Danzas у canciones argentinas, В. Aires, 1936; La musica popular argentine. Canciones y danzas criollas, B. Aires, 1941; Panorama de la mъsica popular argentine, B. Aires, 1944; La Chacarera, El Cuando, El Gato, El Triunfo, El Carnavalito, La Condiciуn, B. Aires, 1944-45; Los instrumentos musicales aborigenes y criollos, de la Argentina, В. Aires, 1946.

Вегелиус М.

Вегелиус М. (Wegelius) Мартин (10 XI 1846, Хельсинки - 22 III 1906, там же) - фин. композитор, дирижёр и педагог. Изучал философию в ун-те в Хельсинки (в 1869 получил степень магистра). В 1870-78 занимался у Р. Библа (композиция) в Вене, Э. Ф. Рихтера и О. Пауля (гармония и композиция) в Лейпциге, Й. Рейнбергера (композиция) в Мюнхене. В 1878-79 был дирижёром Финского театра в Хельсинки. С 1882 директор основанной им в Хельсинки консерватории (с 1939 - Академия им. Я. Сибелиуса). Одновременно выступал как пианист и муз. критик. В. писал симфонич. и вокально-хоровые сочинения: увертюра "Даниэль Хьюрт" (1872), "Дивертисмент на венгерскую тему" для оркестра (1880), "Рондо квази фантазия" для фп. и оркестра (1872); "Рождественская кантата" (1877); торжественная кантата "6-е мая" (1878) и др. В. - один из основоположников фин. нац. муз. школы. Творчество В. оказало большое влияние на его учеников: Я. Сибелиуса, А. Ярнефельта, Э. Мелартина, Т. Куулу, С. Палмгрена и др. В. - автор муз.-критич. статей и теоретич. трудов.

Литературные сочинения: Lдrobok i allmдn musiklдra och analys, 1-2 nid., (Hels.), 1888-89; Hulvuddragen ai den vдsterlдndska musikens historia, 1-3 nid., (Hels.), 1891-93; Kurs i tontrдffning, 1-3 nid., (Hels.), 1893-95; Kurs i homofon sats, 1-2 nid, (Hels.), 1897-1905; Konstnдrsbrev, 1-2 nid., julk O. Andersson, 1-2 nid, (Hels.), 1918-19.

Литература: Flodin К., M. Wegelius, Stockh., 1916; то же, (Hels.). 1922; Кarvonen A., M. Wegelius, в кн.: Suomen sдveltдjiд, Julk S. Rauta, Hels., 1945.

С. M. Грищенко.

Ведекинд Э.

Ведекинд Э. (Wedekind) Эрика (3 XI 1868, Ганновер - 10 X 1944, Цюрих) - нем. певица (лирико-колоратурное сопрано). Муз. образование получила в Дрезденской консерватории (1891-94), пению училась у А. Оргени. В 1894-1909 солистка Дрезденской придв. оперы. Гастролировала во мн. европ. странах, в т.ч. в России (в 1896 и 1897). Оставив сцену, выступала как камерная певица. Занималась педагогич. деятельностью в Дрездене, с 1930 жила в Цюрихе.

У В. был лёгкий подвижный голос красивого тембра. Выдающееся вок. мастерство, тонкая музыкальность и эмоциональная непосредственность исполнения поставили В. в ряд лучших нем. певиц своего времени. Мягким лиризмом, поэтичностью отличалось её исполнение партий Виолетты, Розины; Евы ("Мейстерзингеры" Вагнера), Мими, Чио-Чио-сан; Блондхен, Церлины ("Похищение из сераля", "Дон Жуан" Моцарта) и др. Интерпретация В. лирич. партий итал. репертуара оказала влияние на последующее поколение нем. певиц.

В. В. Тимохин.

Ведель А. Л.

Артемий Лукьянович (1772, по другим данным, 1767, 1770 - 14 VII 1808) - укр. композитор и хор. дирижёр. Образование получил в Киевской духовной академии. Нек-рое время занимался у итал. композитора и дирижёра Дж. Сарти. Руководил хорами в Москве, Киеве. С 1796 возглавлял класс вок. музыки Харьковского коллегиума и одновременно губернаторские хоры церк. певчих. Автор церк. хор. концертов. Лучшие произв. В. отличаются большой выразительностью и простотой мелодич. стиля, эффектной хоровой звучностью. В нек-рых сочинениях В. сказывается близость к укр. городской нар. песне.

Литература: Аскоченский В., Киев с древнейшим его училищем Академией, ч. 2, Киев, 1856; Петрушевский В. Г., О личности и церковном музыкальном творчестве А. Л. Веделя. К истории Киево-Академического хора и к характеристике церковного пения в Киеве в конце XVIII века, "Труды Киевской духовной академии", Киев, 1901, No 7, с. 382-96; "Музыка и пение", 1902, NoNo 4-6; Боровик М., Про впливи народноп пicнп на мелодику А. Веделя, "Украпнське музикознавство", 6, Кипв, 1971; Кук В., Hoвi документальнi данi про життя А. Л. Веделя (Ведельского) у Xapкiвi, там же; Pетрушевский В., До бioгрaфiп А. Л. Веделя, там же.

Ведерников А. И.

Анатолий Иванович (р. 3 V 1920, Харбин, Китай) - сов. пианист и педагог. Окончил Моск. консерваторию у Г. Г. Нейгауза (1943). С 1942 солист Москонцерта. В 1958-80 преподаватель Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных (с 1963 доцент), с 1980 - Моск. консерватории. Выступает соло и в ансамбле с С. Т. Рихтером, Н. Г. Гутман, В. Н. Ивановой, Т. И. Курасовой. В обширном репертуаре В. значит. место занимают произв. совр. композиторов. Наряду с В. Гусаковым, С. Т. Рихтером, Г. С. Фридом и В. А. Чайковским В. был одним из создателей Кружка по ознакомлению с музыкой, игравшего заметную роль в жизни Моск. консерватории в 30-е гг. 1-й исполнитель мн. фп. произв. сов. композиторов (4-й концерт Прокофьева, 1-й концерт Галынина, 1-я соната Сидельникова, 2-я соната Уствольской, сонатина Фрида, вариации на тему Баха Разорёнова и др.), 1-й исполнитель в СССР ряда фп. соч. заруб. композиторов ("Движение" Стравинского, "Ludus tonalis" Хиндемита, концерт для фп. с оркестром Шёнберга, 3-й концерт для фп. с оркестром Владигерова, 6 пьес Кшенека и др.). В. инструментовал по авторским эскизам 7-ю симфонию Прокофьева, создал ряд конц. обработок для фп. (3 Пушкинских вальса, вальс из сюиты "Зимний костёр", скерцо 5-й симфонии Прокофьева, 4 романса Рахманинова) и переложений для фп. (4-6-й Бранденбургские концерты Баха, 4-6-я симфонии Чайковского). Гастролирует за рубежом.

Ведерников А. Ф.

Александр Филиппович (р. 23 XII 1927, с. Мокино Кировской обл.) - советский певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1967). Чл. КПСС с 1964. В 1955 окончил Моск. консерваторию (класс Р. Я. Альперт-Хасиной). Лауреат междунар. конкурса вокалистов им. Шумана в Берлине (1-я пр., 1956), Всесоюзного конкурса на исполнение произв. сов. композиторов (1-я пр., 1956). В 1955-58 солист Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова. В 1957 дебютировал на сцене Большого т-ра, с 1958 солист этого т-ра. В 1961 стажировался в миланском т-ре "Ла Скала" (Италия).

Исполнение В. отличается музыкальностью, тонким проникновением в образ и стиль муз. произв. Наиболее удаются артисту партии рус. классич. репертуара: Мельник, Галицкий, Кончак; Пимен, Варлаам и Борис ("Борис Годунов"), Досифей, Салтан, Сусанин; князь Юрий Всеволодович ("Сказание о невидимом граде Китеже..."). Др. партии: Кутузов ("Война и мир"), Рамфис ("Аида"), Даланд ("Летучий голландец"), Филипп II ("Дон Карлос"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"). Выступает как конц. певец. Был первым исполнителем партии баса в "Патетической оратории" Свиридова (1959), его же "Петербургских песен" и вок. циклов на сл. Р. Бёрнса и А. С. Исаакяна. Гос. пр. СССР (1969) за конц. программы 1967-69.

С 1954 гастролирует за рубежом (Франция, Ирак, ГДР, Италия, Англия, Канада, Швеция, Финляндия, Австрия и др.).

В. И. Зарубин.

Вейгль Й.

Вейгль Й. (Weigl) Йозеф (28 III 1766, Эйзенштадт - 3 II 1846, Вена) - австр. композитор и дирижёр. Сын музыкантов (отец - Йозеф Франц В. виолончелист в капелле П. Эстерхази, мать - певица). В. покровительствовал Й. Гайдн. Ученик И. Альбрехтсбергера и А. Сальери. Дебютировал как композитор в 16-летнем возрасте оперой "Тщетная предосторожность" ("Die unnьtzige Vorsicht", 1783) для т-ра марионеток. С 1790 ассистент дирижёра, в 1792-1822 гл. дирижёр (преемник Сальери) Венской придв. оперы. С 1827 второй придв. капельмейстер. Почётный чл. академий - Миланской, "Санта-Чечилия" в Риме, а также Об-ва друзей музыки в Вене. Писал оперы в итал. и нем. стиле, среди к-рых наибольший успех имели "Швейцарское семейство" ("Die Schweizerfamilie", Вена, 1809; продержалась в репертуаре до конца 19 в. и получила известность во Франции под назв. "Эмелина"; в России М. И. Глинка написал вариации на тему из этой оперы) и "Принцесса д'Амальфи" ("La Principessa d'Amalfi", 1794), к-рую Гайдн считал шедевром.

Сочинения: 33 оперы (пост. в Вене и Милане), в т.ч. Юность Петра Великого (1814, Вена); 18 балетов (1794-1807), 2 оратории, (1804), 22 кантаты (1791-1826), 11 месс (1783-1837), трио для гобоя, скр. и влч.

Литература: Neumann W., J. Weigl, eine Biographie, Kassel, 1855; Eisner-Eisenhof A. de, Giuseppe Weigl, una biografia, "RMI", 1904, XI, No 3; Bollert W., J. Weigl und das deutsche Singspiel, в кн.: Aufsдtze zur Musikgeschichte, Bottrop in Westfalen, 1938, S. 95-114; Grasberger F., J. Weigl. Leben und Werke mit 7 besonderer Berьcksichtigung der Klaviermusik (Diss.), W., 1938; Hausner H., J. Weigl. Daten aus seinem Leben und Schaffen, в кн.: Mitteilung der International Stiftung Mozarteum, 14, 1966, H. 3/4, S. 9-17.

Вейгль К.

Вейгль К. (Weigl) Карл (6 II 1881, Вена - 11 VIII 1949, Нью-Йорк) - австр. композитор и музыковед. Окончил в 1902 консерваторию "Об-ва друзей музыки" по классам А. Доора (фп.) и Р. Фукса (теория) в Вене, совершенствовался по композиции у А. Цемлинского; музыковедение изучал в Венском ун-те под руководством Г. Адлера. В 1904-06 ассистент дирижёра Г. Малера в Венской придв. опере. С 1918 преподавал теорию музыки в Новой венской консерватории, с 1930 - гармонию в ун-те. С 1938 работал в США, преподавал теорию и композицию в Нью-Йорке, затем в Хартфорде (1941-42), снова в Нью-Йорке (1943-45), Бостоне (1945-48) и Филадельфии (1948-49). Хотя музыку В. ценили совр. ему композиторы (Р. Штраус, А. Шёнберг) и охотно исполняли дирижёры (В. Фуртвенглер, Б. Вальтер), б. ч. его произведений не издана и мало известна. Написал диссертацию об Э. А. Фёрстере (1903), был редактором его 2 квартетов и 3 квинтетов (изданы 1928).

Сочинения: для орк. - 6 симфоний (1908, 1912, 1931, 1936, Апокалиптическая - 1945, 1947), 10 увертюр, пьесы, концерты (в т.ч. для скр., 1928); камерн. соч. - струн. ансамбли (8 квартетов, секстет), виолонч. соната; инстр. произв. - для скр., фп., органа; для хора - Весенние празднества (Frьhlingsfeier, 1909, Праздник мира (Weltfeier, 1922), 8-голосные гимны a capella (1909); песни, романсы (более 100).

Литературные сочинения: Erinnerungen an Gustav Mahler, в кн.: Austria, II, H. 2, November, 1947; Mahler as I remember him, "Mus. Courier", 1948, Jan.

О. Т. Леонтьева.

Вейдингер А.

Вайдингер (Weidinger) Антон (конец 18 в.) - австр. трубач и мастер дух. инструментов. Играл в придв. и в театр. оркестрах. В 1801 сконструировал трубу с клапанами, к-рые дают возможность воспроизвести всю хроматич. гамму. Новый тип трубы, получившей назв. "клаппентромпет" (Klappentrompet), привлёк внимание мн. венских композиторов. Для В., виртуозно игравшего на этом инструменте, написаны концерт Es-dur Й. Гайдна (1796) и концерт Es-dur И. Гуммеля (1803). Позже В. сконструировал также и валторну с клапанами; на ней (с 1813) играл его сын Йозеф В. Разработанная В. клапанная механика нашла дальнейшее применение при усовершенствовании др. инструментов. В 1810 в Дублине И. Холидеем был изготовлен бюгельгорн, к-рый использовался в воен. оркестрах, в итал. и франц. оперных оркестрах, а также вошёл в быт как нар. инструмент.

Вейкман И. А.

Иероним Андреевич (26 I 1825, Нюрнберг - 26 IV 1895, там же) - рус. альтист, скрипач, педагог и композитор. По национальности немец. Игре на скрипке обучался у концертмейстера гор. капеллы К. Эрмансдёрфера в Нюрнберге. Работал скрипачом оркестра гор. оперы, учился игре на альте. С 1853 переселился в Россию. С 1855 первый альтист оркестра (вначале балетного, в 1859-90 - оперного) Петерб. (позже Мариинского) т-ра. С 1863 преподавал в Петерб. консерватории игру на альте (с 1879 профессор). В 1859-89 участник квартетных собраний и симф. концертов Петерб. отделения РМО. В 1891 вернулся на родину. Автор произв. для альта, романсов. Закончил пьесу Г. Венявского "Воспоминание" для альта и фп. (изд. 1885).

Вейль К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Веймар

Веймар (Weimar) - крупный экоиомич., политич. и культурный центр ГДР, округ Эрфурт (Тюрингия). 63,7 тыс. жителей (1970). В кон. 15 в. при герцогском дворе были организованы инстр. и вок. капеллы, в 1618 - гор. капелла исполнителей на дух. инструментах, объединившая мн. музыкантов, до этого игравших в частных домах и трактирах. Гор. капелла привлекалась в отд. случаях для усиления придв. капеллы. В кон. 17 в. в В. был построен придв. оперный т-р. В 1703 и в 1708 - 14 при веймарском дворе работал И. С. Бах; должность гор. органиста занимал И. Г. Вальтер (издатель первого нем. муз. энциклопедич. словаря). С 1775 в В. жил И. В. Гёте. В 1791-1817 по его инициативе в придв. т-ре были пост. оперы В. А. Моцарта. В доме Гёте с 1807 устраивались концерты. В 1-й пол. 19 в. в В. выступали Н. Паганини, К. Шуман, Ж. Линд, Г. Берлиоз и др. В 1817-37 придв. капельмейстером в В. был И. Н. Гуммель. В 1848-1861 здесь протекала деятельность Ф. Листа в качестве композитора, оперного и симф. дирижёра, пианиста. 11 лет он руководил оперным т-ром, поставив 43 оперы, из них 26 шли в В. впервые, а 8 до этого нигде не исполнялись (в т. ч. "Лоэнгрин" Вагнера, 1850). Лист привлёк в В. выдающихся музыкантов, в их числе были Й. Рафф, X. Бюлов, П. Корнелиус, К. Клиндворт, Й. Иоахим, а в 1869-86 (когда Лист вернулся в В.) - Э. дАльбер, М. Розенталь, Э. Зауэр, А. И. Зилоти и др. В. становится центром передового муз.-творч. направления - веймарской школы. В 1861 под рук. Листа в В. создан Всеобщий немецкий муз. союз (распущен при фашизме), целью к-рого было улучшение положения проф. музыкантов. Союз провёл более 60 муз. празднеств, содействовал проведению реформы преподавания музыки в нем. школах. В 1889-94 капельмейстером придв. оперного т-ра в В. был Р. Штраус.

В 1919 на основе придв. оперы в В. создаётся Нац. т-р, а на базе придв. оркестра - Веймарский гос. оркестр, во главе к-рого стояли Э. Преториус (1924-1933), Г. Абендрот (1945-56), с 1957 - Г. Пфлюгер. Созданная в 1872 в В. первая нем. школа по подготовке оркестровых музыкантов реорганизована в 1930 в Веймарскую гос. высшую муз. школу (с 1956 - имени Ф. Листа). В 1953 в Веймарскую гос. высшую муз. школу влилась Эрфуртская консерватория, при ней организована школа нар. инструментов. С 1960 по инициативе Высшей муз. школы в В. происходят ежегодные междунар. семинары по муз. исполнительству (к руководству семинарами привлекаются также сов. педагоги). В В. работает музей Ф. Листа.

Литература: Schrickel L., Geschichte des Weimarer Theaters von seinen Anfдngen bis heute, Weimar, 1927; Schichardt G., Das Weimarer Liebhabertheater unter Goethes Leitung, Weimar, 1957.

Х. Зеегер.

Веймарн П. П.

Павел Платонович (1857, Петербург - 10(23) IX 1905, Нарва) - рус. композитор и муз. критик. Занимался у К. П. Галлера и А. Ф. Казбирюка (теория музыки), К. К. Фан-Арка (фп.). С 1880 выступал как муз. критик. В 1880-89 редактор, с 1890 редактор-издатель журн. "Баян". Сотрудничал во мн. органах периодич. печати, принимал участие в составлении рус. раздела муз. словаря X. Римана и муз. отдела "Большой энциклопедии" (изд. "Просвещение"). Как критик отличался прогрессивностью взглядов, серьёзностью суждений, муз. эрудицией. Монография В. о М. И. Глинке (1892) явилась для своего времени ценным вкладом в глинкиану. Автор пьес для фп., виолончели, романсов на сл. А. П. Апухтина, Ф. Н. Берга и др.

Сочинения: М. И. Глинка. Критико-биографический очерк, СПБ, 1886 (совм. с В. П. Оболенским); Очерк истории оперы М. И. Глинки "Жизнь за царя", СПБ, 1886; Э. Ф. Направник, СПБ, 1889; М. И. Глинка. Биографический очерк, М., 1892; Цезарь Антонович Кюи как романсист, СПБ, 1896 (ранее "Русская беседа", 1896, июль).

И. М. Ямпольский.

Веймарская школа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вейнбергер Я.

Вейнбергер Я. (Weinberger), Яромир (р. 8 I 1896, Прага - 2 XI 1956, Нью-Йорк) - чехосл. композитор. Брал уроки у Я. Кржички и др. Окончил Пражскую консерваторию по классу композиции у Вит. Новака (1913), по классу фп. у К. Гофмейстера (1915). Изучал композицию также у М. Регера в Лейпциге (1916). Преподавал композицию и дирижирование в консерватории г. Итака (США, 1922-23). Вернувшись на родину, посвятил себя композиторской и педагогич. деятельности. Из-за преследований нацистов эмигрировал во Францию; с 1939 жил в США (Сент-Питерсберг, Флорида). Широкую известность получила комич. опера В. "Шванда-волынщик" ("Svanda dudбk", 1927, Прага), поставленная во мн. т-рах Чехословакии и за рубежом. Опираясь на традиции творчества Б. Сметаны, В. изобретательно использовал элементы чеш. муз. фольклора. Оперетты, написанные в США, носят коммерч. характер. Мн. орк. произв. В. присуще высокое мастерство инструментовки.

Сочинения: оперы Любимый голос (Milovanэ hlas, 1931, Мюнхен), Валленштейн (по Ф. Шиллеру, пост. 1937) и др.; балет Похищение Эвелины (Die Entfьhrung der Eveline, 1917, Прага); оперетты - Весенняя гроза (Jarnн boure, 1933), Сладкое житье (Na ruzich ustlбno, 1933) и др.; для орк. - Юмористич. увертюра (1914), Три пьесы для камерного орк. (1916), симф. поэма Дон Кихот (1918); Танц. рондо (1927), Рождество, Чеш. песни и танцы (1929), Пассакальи (1932), Прелюдия и фуга (1940), симфония Линкольн (1941) и др.; фп. и скр. пьесы, хоры, песни.

М. М. Яковлев.

Вейнгартнер Ф.

Вейнгартнер Ф. (Weingartner), Феликс фон (2 VI 1863, Задар, Хорватия - 7 V 1942, Винтертур) - немецкий дирижёр, композитор и муз. писатель. По нац. австриец. Учился композиции у В. А. Реми в Граце (1873-81), у Г. Цопфа (композиция) и О. Пауля (фп.) в консерватории в Лейпциге (1881-83); совершенствовался у Ф. Листа (1883) в Веймаре, где (по его рекомендации) была пост. опера В. "Сакунтала" (1884). Работал как оперный и конц. дирижёр в Клнигсберге, Данциге, Гамбурге, Mангейме (1884-91) и в Берлине (1891-98), рук. симф. оркестром Р. Кайма ("Кайм-концерты") в Мюнхене (1898-03). В 1908-11 директор Венской оперы (преемник Г. Малера) и рук. симф. концертов филармонии (до 1927). После работы в Гамбурге (1912-14, Гор. т-р) и Дармштадте (1914-19; генерал-музик-директор) вернулся в Вену, где стал директором Нар. оперы (1919-24). Гастролировал за рубежом. В 1926 выступал в СССР. В 1927-33 рук. консерватории и дирижёр в Базеле. В 1935-36 рук. Гос. оперы в Вене.

В. - один из крупнейших представителей нем. дирижёрской школы; наряду с X. Рихтером, Ф. Мотлем, Г. Малером и А. Никишем входил в т.н. "послевагнеровскую пятёрку". Его иск-во, в основе к-рого лежало стремление к стилистически чуткому, точному воспроизведению авторского текста, отличалось классич. законченностью, внешней сдержанностью, сильно выраженным волевым началом, отчётливостью фразировки, преобладанием интеллектуального подхода к исп. над непосредственной эмоциональностью. Славился как интерпретатор произв. Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, П. И. Чайковского, А. П. Бородина. Автор 8 опер (гл. обр. на собств. либр.), 7 симфоний, симф. поэм, увертюр, скрипич. концертов, камерных произв., фп. сочинений и обр. для оркестра и др. В. - один из ред. полного собр. сочинений Г. Берлиоза (выходило с 1899) и Й. Гайдна (с 1907), произв. Шуберта.

Литературные сочинения: Die Lehre von der Wiedergeburt und das musikalische Drama, Kiel-Lpz., 1895; Ьber das Dirigieren, В., 1895, Lpz., 1913 (в рус. пер. - О дирижировании, Л., 1927); Bayreuth. 1876-1896, Lpz., 1896, 1904; Die Symphonie nach Beethoven, В., 1897, 1926; Ratschlдge fьr Auffьhrungen klassischer Symphonien, Bd 1-3, Lpz., 1906-23 (в рус. пер. - Исполнение классических симфоний. Советы дирижерам, т. 1, М., 1965); Akkorde, Gesammelte Aufsдtze, Lpz., 1912; Tagebuch. Eine Kьnstlerfahrt nach Sьdamerika..., W. - Lpz., 1921; Lebenserinnerungen, Bd 1-2, Lpz., 1923-29, 1928-29; Unwirkliches und Wirkliches, W., 1936.

Литература: Ник. Ф. (Финдейзен H.), P. Вейнгартнер, "RMG", 1898, с. 837-844; P. Вейнгартнер о русской музыке, "ЖИ", 1926, No 17-18, с. 18; Rозеншильд К., Из малеровских времен, "СМ", 1967, N 1, с. 83-84; Krause E., Weingartner als schaffender Kьnstler, В., 1904; Evans E., F. Weingartner, "MR", 1942, III; Weingartner-Studer C., Souvenir sur F. Weingartner, "Feuilles musicales", XI-XII, 1958-59.

Е. Я. Рацер.

Вейнер Л.

Вейнер Л. (Weiner) Лео (16 IV 1885, Будапешт - 13 IX 1960, там же) - венг. композитор и педагог. В 1901-06 учился у X. Кёслера (композиция) в Академии музыки в Будапеште, где преподавал в 1908-49 (с 1912 профессор по классу композиции, с 1918 - камерного ансамбля Высшей школы муз. иск-ва им. Ф. Листа - так с 1918 наз. Академия музыки). Начав творч. деятельность как театр. дирижёр (в 1907-08 пом. дирижёра в Нар. т-ре в Будапеште), В. посвятил себя композиции и муз. педагогике. В. - выдающийся представитель венг. муз. романтизма 20 в., автор многочисл. сочинений, гл. обр. инструментальных. На творч. формирование В. оказали влияние Л. Бетховен, Ж. Бизе, нем. и венг. романтики (Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Лист, М. Мошоньи, Ф. Эркель); позднее в его музыке получили претворение образцы венг. народного муз. иск-ва, фольклорные интонации. Ему свойственно светлое гармонически уравновешенное мировосприятие. В произв. В. преобладают два типа образов - пастораль, отличающаяся богатством гармонич. красок, и скерцозность сказочно-фантастич. характера. В. автор ряда учебных пособий по гармонии и муз. анализу. Пр. им. Кошута (1950 и 1960). В 1963 в Будапеште состоялся Междунар. конкурс камерной музыки им. В.

Сочинения: для оrк. - симф. поэма Толди (1952), Серенада (1906), Карнавал (1908), Игра солдат (Katonбsdi, 1930), сюиты - из музыки к пьесе Чонгор и Тюнде (Csongor йs Tьnde, 1913), Венгерская танцевальная (op. 18, 1931), 3 дивертисмента (1934, 1939, 1950), Вариации на тему венг. нар. песни, концертино для фп. с орк. (1928), 2 концерта для скр. с орк. (1950, 1957); камерн. ансамбли - 3 струн. квартета (1907, 1922, 1949), струн. трио (1908), 2 сонаты для скр. и фп. (1914, 1920), баллада для кларнета и фп.; пьесы для фп., в т. ч. Венгер. нар. танцы (1908); музыка к пьесе М. Вёрёшмарти Чонгор и Тюнде (1913); романсы и песни; каденции к фп. концертам Л. Бетховена, оркестровки соч. И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Листа, Б. Бартока, П. И. Чайковского.

Литературные сочинения: Az цsszhangzattan elцkeszitц iskolбja, Bdpst, 1908; Elemsл цsszhangzattan. Funkciotan, Bdpst, 1943; A hangszeres zene formai (Beethoven 32 zongozasonбtбjбnak formai elem-zйse, Bdpst, 1954).

Ю. Н. Хохлов.

Вейсберг Ю. Л.

Вейсберг Ю. Л. (по мужу Римская- Корсакова) Юлия Лазаревна (25 XII 1879 (6 I 1880), Оренбург - 1 III 1942, Ленинград) - сов. композитор.

В 1903 окончила Высшие жен. курсы; училась в Петерб. консерватории у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова.

Совершенствовалась в Германии у М. Регера. В 1915-17 совм. с мужем А. Н. Римским-Корсаковым принимала участие в издании и редактировании журн. "Музыкальный современник".

Как композитор работала преим. в области вок.-симф. и камерно-вок. музыки. Автор опер "Русалочка" по Г. Андерсену (1923), "Гюльнара" (1935), радиооперы "Мёртвая царевна" по А. С. Пушкину (1937), детской оперы "Гуси-лебеди" (либр. В. совм. с С. Я. Маршаком; 1937, Муз. школа им. Гнесиных, Москва).

Сочинения: "Двенадцать" для хора и орк. на сл. А. А. Блока (1928); романсы, детские песни и хоры; обр. нар. песен. Переводила на рус. язык музыковедч. работы Р. Роллана.

М. Г. Бялик.

Вейсман А.

Вайсман (WeiЯmann) Адольф (15 VIII 1873, Розенберг, ныне Олесно, Польша - 23 IV 1929, Сайда, близ Хайфы) - нем. муз. писатель. Изучал философию и музыковедение в Берлине, Бреславле, Инсбруке, Флоренции, Берне. Преподавал музыковедение (с 1914 профессор). Известен как муз. критик и писатель яркого лит. дарования. Автор беллетризированных монографий о мн. европ. композиторах, исследователь проблем муз. жизни своего времени и историко-социологич. основ музыки. Писал для газет "Berliner Tageblatt" (1900-15) и "Berliner Zeitung am Mittag".

Литературные сочинения: G. Bizet, В., 1907; Berlin als Musikstadt. (1740-1911), В. - Lpz., 1911; Chopin, В. - Lpz., 1912, В. - Lpz., 1923; Der Virtuose, В., 1918; Die Primadonna, В., 1920; Der klingende Garten. Impressionen ьber das Erotische in der Musik, В., 1920; Die Musik der Sinne, Stuttg., 1925; G. Puccini, Mьnch., 1922; Die Musik in der Weltkrise, Stuttg., 1922; Verdi, Stuttg., 1922; Der Dirigent im 20. Jahrhundert, В., 1925; Die Entgцtterung der Musik, Stuttg., 1928 (английский пер. - Music come to earth, L., 1930).

Литература: Preussner E., Adolf Weissman, "Musik", 1929, jg XXI, No 9.

Векерлен Ж. Б. Т.

Векерлен Ж. Б. Т. (Weckerlin) Жан Батист Теодор (29 XI 1821, Гебвиллер, Эльзас - 20 V 1910, Тротберг, близ Гебвиллера) - франц. композитор, музыковед, хормейстер. В 1844-48 учился в Парижской консерватории. В. - автор опер, хоров, симфоний, св. 300 романсов. В 1847 в зале Парижской консерватории была исполнена его муз. драма "Смерть Ролана" для солистов, хора и оркестра, в 1853 в "Театр лирик" пост. одноактная опера "Органист в затруднении" ("L'organiste dans l'embarras"), выдержавшая св. 100 представлений. В 1850-55 В. руководил хором об-ва "Сент-Сесиль", исполнявшим старинную духовную и светскую музыку.

Важное значение имела музыковедческая и педагогич. деятельность В. С 1863 В. - архивариус Об-ва композиторов (Sociйtй des compositeurs de musique), с 1876 до конца жизни - библиотекарь Парижской консерватории. В. подготовил к печати и издал клавиры забытых опер и балетов, составил и издал сб. нар. песен, выпустил 3 тома коллекций муз. редкостей ("Musiciana", "Nouveau musiciana", "Dernier musiciana", 1877, 1890, 1899), составил каталог б-ки Парижской консерватории, не успев, однако, его завершить. Написал работу по истории инструментовки ("Histoire de l'instrumentation", P., 1883).

Сочинения: 6 опер; 2 оды-симфонии; оратория Судный день (Le Jugement dernier); Поэмы моря (Les Poиmes de la mer, 1860); месса, мотеты; шесть салонных квартетов; сб. Народные песни Франции (Chansons populaires des provinces de la France, 1860, coвм. c Шанфлёри), Голоса прошлого (Echos du temps passй, ч. 1-2, 1853-57), Бабушкин альбом (Album de la grand maman, 1883) и др.

Векки О.

Векки О. (Vecchi) Орацио (крещён 6 XII 1550, Модена - 19 II 1605, там же) - итал. композитор. Священник. Был капельмейстером гор. капелл в Сало (1581-84) и в Модене (1583-86). В 1586-96 руководил капеллой гор. собора и преподавал музыку в Модене. Среди сочинений В. наиболее значительна сценич. кантата комедийного характера, т.н. мадригальная комедия "Амфипарнас" ("L'amfiparnaso", 1594, изд. 1597). Это произв. является одним из непосредств. предшественников оперы. В. был мастером церк. музыки, автором многогол. канцон и мадригалов, канцонет, мотетов.

Сочинения: Motetti а 8 voci, libro 1, Venezia, 1579; Canzonette a 4 voci, libro l-4, Venezia, 1580, 1585, 1599; Canzonetti, libro 2-3, Venezia, 1580-85; Madrigali a 6 voci, libro 1, Venezia, 1583.

Литература: Orazio Vecchi precursore del melodramma..., Modena, 1950.

Веков Н. Д.

Николай Дмитриевич (1877, Рязань - дата и место смерти неизв.) - рус. певец (баритон) и педагог. Учился в Моск. консерватории у К. Эверарди. В 1900 впервые выступил на оперной сцене в Москве. В 1900-1904 пел на сцене "Товарищества частной оперы", в 1904-11 - в Оперном т-ре С. И. Зимина (Москва), затем на провинц. сценах. Одновременно занимался педагогич. деятельностью. Особенно успешно исполнял характерные партии: Бес ("Черевички" Чайковского), Каленик ("Майская ночь") и др. Выступал также в оперетте. Голос В., суховатый по тембру и ограниченный по диапазону, наиболее полно звучал в среднем регистре.

Векслер С. М.

Самуэль Маркович (р. 2 III 1921, Одесса) - сов. музыковед и педагог. Доктор искусствоведения (1968). Чл. КПСС с 1943. В 1946 окончил историко-теоретич. ф-т Ташкентской консерватории, с этого же года преподаёт там же (с 1968 профессор и зав. кафедрой истории музыки).

Литературные сочинения: Очерк истории узбекской музыкальной культуры (до Великой Октябрьской социалистической революции). Учебное пособие для студентов консерватории и учащихся музыкальных училищ, Таш., 1965; Глиэр и узбекская музыкальная культура, в кн.: Р. М. Глиэр. Статьи. Воспоминания. Материалы, т. 2, Л., 1967; Музыкально-историческое наследие узбекского народа, в сб.: Очерки истории музыкальной культуры Узбекистана, вып. 1, Таш., 1968; Алишер Навои и музыкальная жизнь его времени, "Народы Азии и Африки", 1970, No 4; Прогрессивное значение присоединения Средней Азии к России для развития музыкальной культуры среднеазиатских народов, в сб.: Вопросы музыкознания, вып. 2, Таш., 1971; Музыкально-исторический очерк, в кн.: История узбекской музыки, М., 1979; Р. М. Глиэр и узбекская музыка, Таш., 1981.

Великанов В. В.

Василий Васильевич (13(25) IV 1898, Петербург - 29 I 1969, Алма-Ата) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1958). В 1930 окончил Ленинградскую консерваторию по классу фп. И. С. Миклашевской, в 1931 - композиции В. В. Щербачёва. В 1920-33 работал пианистом, композитором и зав. муз. частью в драм. т-рах Ленинграда. С 1937 принимал участие в фольклорных экспедициях. Автор сб. "Народные песни Вологодской области" (Л., 1938). С 1937 жил в Алма-Ате. С 1951 преподавал в алма-атинском Ин-те иск-в им. Курмангазы на кафедре композиции (с 1961 доцент).

Автор первого казахского балета "Калкаман и Мамыр" по одноим. казах. эпосу (1938, Казах. т-р оперы и балета).

Сочинения: опера - Туткынкыз (Пленница, 1940, Казах. т-р оперы и балета); балеты - Калкаман и Мамыр (пост. 1938, там же), Камбар и Назым (1950, там же); для солиста, хора и симф. орк. - поэма Ленинградцы, дети мои! (на сл. Джамбула); для орк. - Казахская симфония (1947), Симфониетта для малого орк. (1930), увертюра (1966), Интродукция и кюй для камерного орк. (1965); произв. для орк. нар. инстр.; камерные инстр. произв., в т. ч. Импровизация на темы Абая для скр. и фп.; пьесы для фп. и скрипки; романсы и песни; музыка к драматич. спектаклям и фильмам.

Б. Г. Ерзакович.

Великанова Г. М.

Гелена Марцелиевна (р. 27 II 1923, Москва) - сов. эстр. певица. Засл. арт. РСФСР (1969). В 1949 окончила Студию эстр. иск-ва под рук. Б. Я. Петкера, в 1977 - Высшие режиссёрские курсы ГИТИСа. С 1950 солистка Москонцерта. В 1956 впервые выступила с сольной программой. 1-я исполнительница мн. сов. песен, в т. ч. "Ой, ты, рожь" Долуханяна, "Идут белые снеги" Колмановского, "Материнское сердце" Френкеля, "На кургане" Петрова.

Литература: Завадская Н., Гелена Великанова, в кн.: Певцы советской эстрады, М., 1977.

Великорусский оркестр

Великорусский оркестр - оркестр рус. нар. инструментов. Создан в 1887 В. В. Андреевым первоначально как "Кружок любителей игры на балалайках" (ансамбль балалаек в составе 8 чел.); первый концерт состоялся 20 марта 1888 в Петербурге. Коллектив с успехом гастролировал по России; в 1889, 1892 и 1900 выступал в Париже. В 1896 Андреев и композитор Н. П. Фомин ввели в состав ансамбля домры, гусли, а неск. позднее - духовые (свирели, брёлки) и ударные (бубен, накры) инструменты. В том же году ансамбль был преобразован Андреевым в Великорусский оркестр (инструменты, входившие в его состав, в основном были распространены в центр. полосе России). Репертуар В. о. включал обработки рус. нар. песен, сделанные Фоминым, сочинения Андреева (вальсы, мазурки, полонезы), переложения популярных произв. отечеств. и зарубежной муз. классики. А. К. Глазунов посвятил оркестру "Русскую фантазию" (исп. впервые в 1906 в Петербурге). В 1908-11 В. о. гастролировал в Германии, Англии, Франции, США. Несмотря на нападки реакц. критики, выступавшей против возрождения нар. инструментов, их усовершенствования и орк. использования, против исполнения В. о. классич. музыки, прогрессивные круги признавали высокое художеств. значение В. о.

После Великой Окт. социалистич. революции В. о. первым среди творч. коллективов совершил конц. поездку по фронтам Гражданской войны; выступал перед бойцами и командирами Красной Армии. После смерти Андреева, в 1918-33 оркестр возглавлял Ф. А. Ниман, в 1933-36 - Н. В. Михайлов, в 1936-41 - Э. П. Грикуров. Состав оркестра увеличился, репертуар расширился, интенсивней стала конц. деятельность. В 1923 В. о. переименован в Гос. Великорусский оркестр им. В. В. Андреева; в 1936 - в Оркестр рус. нар. инструментов им. В. В. Андреева Ленингр. гос. филармонии. В начале Великой Отечеств. войны 1941-45 почти все музыканты ушли на фронт. Оркестр прекратил своё существование. Имя В. В. Андреева в 1951 присвоено Оркестру народных инструментов Ленинградского радио (основан в 1925; см. Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева).

Литература: (Штибеr H.), В. В. Андреев. Очерк его деятельности, (СПБ), 1898; Оссовский A., Великорусский оркестр, "Известия СПб. Общества музыкальных собраний", СПБ, 1907-08, вып. 2; В. К. (Коломийцев В. П.), В. В. Андреев и его "Великорусский оркестр", СПБ, 1909; В. Т., Великорусский оркестр В. В. Андреева и его значение, СПБ, 1912; Киприянов В. П., Оркестр народных инструментов им. В. В. Андреева, (Л.), 1938; его же, Оркестр русских народных инструментов им. В. В. Андреева, Л., 1940; Соколов Ф., В. В. Андреев и его оркестр, Л., 1962.

Велич Л.

Велич Л. (настоящая фам. - Величкова) Люба (р. 10 VII 1913, Борисово Тырговиштского окр.) - болгарская певица (сопрано).

Училась пению в Софии у Г. Златева-Черкина и в Венской академии музыки (1935-38) у Т. Лирхамера; дебютировала в Граце (Австрия) в 1938, где до 1941 была артисткой Городской оперы.

Пела на сценах нем. т-ров (Гамбург, Дрезден, Берлин, Мюнхен и др.), а также т-ров Лондона, Нью-Йорка, Милана, Парижа, принимала участие в Зальц-бургском и Эдинбургском муз. фестивалях. На родине гастролировала в 1953. В 1945-59 ведущая солистка Венской гос. оперы.

Выступала в лирико-драм. и драм. партиях: Аида, Маргарита, Дездемона, Мими, Чио-Чио-сан, Тоска, Лиза; Недда ("Паяцы") и др. Большое дарование В. как драм. актрисы и певицы проявилось в партии Саломеи ("Саломея" Р. Штрауса), исполнявшейся ею на мн. оперных сценах мира.

За исп. партии Донны Анны ("Дон Жуан") была удостоена почётного звания "камер-зингерин" Вены. В. снималась в кино.

В. Крыстев.

Веллес Э.

Веллес Э. (Wellesz) Эгон (р. 21 X 1885, Вена) - австр. музыковед и композитор. Д-р философии (1908). Учился в Вене у Г. Адлера (музыковедение) и К. Фрюлинга (фп., гармония) в ун-те, а также у А. Шёнберга (контрапункт, композиция).

В 1911-15 преподавал историю музыки в Новой консерватории, с 1913 - в ун-те в Вене (с 1929 профессор).

После захвата Австрии нацистской Германией, с 1938 жил в Англии. Вёл педагогич. и науч. работу в Корол. муз. колледже в Лондоне, в Кембриджском, Оксфордском (рук. исследованиями визант. музыки), Эдинбургском ун-тах, а также в Принстонском ун-те (США).

В. - один из крупнейших исследователей визант. музыки; основатель Ин-та визант. музыки при Венской нац. б-ке (1932), участвовал в работе Визант. исследоват. ин-та в Думбартон-Оксе (США).

Один из основателей монумент. издания "Памятники византийской музыки" ("Monumenta musicae Byzantinae"), многие тома к-рого подготовил самостоятельно. Одновременно с Г. Тильярдом расшифровал визант. нотацию т.н. "среднего периода" и раскрыл композиц. принципы визант. пения, определив тем самым новый этап в муз. византологии.

Участвует как автор и ред. в "Новой Оксфордской истории музыки"; написал монографию об А. Шёнберге, опубликовал статьи и брошюры о новой венской школе. Как композитор сложился под влиянием Г. Малера и Шёнберга. Писал оперы и балеты, гл. обр. на сюжеты древнегреч. трагедий, к-рые ставились в 1920-х гг. в т-рах разл. нем. городов; среди них - "Принцесса Гирнара" (1921), "Алкестида" (1924), "Жертвоприношение пленного" ("Opferung der Gefangenen", 1926), "Шутка, хитрость и месть" ("Scherz, List und Rache", по произв. И. В. Гёте, 1928) и др.; балеты - "Чудо Дианы" ("Das Wunder der Diana", 1924), "Персидский балет" (1924), "Ахилл на Скиросе" (1927) и др. В. - автор 5 симфоний (1945-58) и симф. поэм - "Предвесеннее" ("Vorfrьhling", 1912), "Торжественный марш" (1929), "Заклинания Просперо" ("Prosperos Beschwцrungen", по "Буре" Шекспира, 1938), кантат с оркестром, в т. ч. "Середина жизни" ("Mitte des Lebens", 1932); для хора с оркестром - цикл на сл. Рильке "Молитва девушек к богоматери" ("Gebet der Mдdchen zur Maria", 1909), концерта для фп. с орк. (1935), 8 струн. квартетов и др. камерно-инстр. произв., хоров, месс, мотетов, песен.

Сочинения: Der Beginn des musikalischen Barock und die Anfдnge der Oper in Wien, W., 1922; Byzantinische Kirchenmusik, Breslau, 1927; Eastern elements in Western chant, Boston, 1947, Cph., 1967; A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Die Musik der byzantinischen Kirche, Kцln, 1959; Die neue Instrumentation, Bd 1-2, В., 1928-29; Essays on Opera, L., 1950; The origins of Schцnberg's twelve-tone system, Wash., 1958; Die Hymnen der Ostkirche, Basel, 1962.

Литература: Schollum R., Egon Wellesz, W., 1964.

Ю. В. Келдыш.

Предыдущая страница Следующая страница