Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "В" (часть 4, "ВЕЛ"-"ВЕС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 4, "ВЕЛ"-"ВЕС")

Вельте-Миньон

Вельте-Миньон (Welte-Mignon) - одна из разновидностей механич. фортепиано. Имеет электрич. привод и пневматику. Было разработано и выпускалось нем. фирмой "М. Вельте и сыновья" (Фрейбург) с 1904. В.-М. позволяет записать исполнение пианиста и затем воспроизвести эту запись механич. путём. Записывается не само звучание, а движение клавиш и педалей. Запись осуществляется перфорированием бумажной ленты. В.-М. было наиболее совершенным механич. фп. конца 19 - нач. 20 вв. и сохранило записи исполнения мн. выдающихся пианистов и композиторов своего времени. С появлением фонографа, граммофона, магнитофона и др. видов звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры В.-М. вышло из употребления.

К. А. Вертков.

Вельтер Н. Л.

Вельтер Н. Л. (урожд. - Середа) Надежда Львовна (р. 22 X (3 XI) 1899, Кишинёв) - советская певица (меццо-сопрано). Засл. арт. РСФСР (1936). В 1927 окончила Ростовскую консерваторию по классу пения Н. И. Сперанского, в 1950 - режиссёрский ф-т Ленингр. консерватории. В 1927-29 солистка Азербайджанского т-ра оперы и балета (Баку), в 1929 - оперной труппы Нар. дома (Ленинград), в 1933-45 - Ленингр. Малого оперного т-ра. На сцене этого т-ра впервые исполнила ряд партий в операх сов. композиторов, в их числе Аксинья ("Тихий Дон" Дзержинского, 1935), Ласочка ("Кола Брюньон" Кабалевского). В период блокады Ленинграда В. - солистка и режиссёр оперного коллектива при Комитете по делам иск-в. В 1945-53 солистка Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова (также и в 1930-33). Исполнила впервые на сцене этого т-ра партию Дуэньи (одноим. опера Прокофьева). Др. партии: Любаша, Лель, Ганна ("Царская невеста", "Снегурочка", "Майская ночь"), Марфа, Марина ("Хованщина", "Борис Годунов"), Ольга, Любовь, Орлеанская дева, Графиня ("Евгений Онегин", "Мазепа", "Орлеанская дева", "Пиковая дама"), Кармен, Амнерис, Азучена; Минни ("Девушка с Запада" Пуччини), Ниловна ("Мать" Желобинского), Ная ("Мятеж" Ходжи-Эйнатова) и др.

В. И. Зарубин.

Вена

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Венгерка"

"Венгерка" - рус. бальный танец; см. Чардаш.

Венгерова И. А.

Изабелла Афанасьевна (р. 17 II (1 III) 1877, Минск - 7 II 1956, Нью-Йорк) - рус. пианистка и педагог. Сестра историка лит-ры и библиографа С. А. Венгерова и лит. критика и историка лит-ры З. А. Венгеровой. В 1895 окончила Венскую консерваторию у Й. Даха. В течение 2 лет совершенствовалась у Т. Лешетицкого. Позднее занималась у А. Н. Есиповой в Петербурге, где в 1904 окончила экстерном консерваторию. Вела концертную деятельность. С 1907 преподаватель (в 1913-21 профессор) Петроградской консерватории. С 1923 жила в США; преподавала в Институте музыки Кёртис (Филадельфия; почётный доктор с 1950). Среди учеников B. - Л. Бернстайн, С. Барбер, Л. Фосс.

Я. И. Мильштейн.

"Венгерская гамма"

"Венгерская гамма" - условное название лада с двумя увелич. секундами. "В. г." наз. также дважды-гармонич. ладом или "цыганской гаммой". Применяется в венг. и цыг. нар. музыке. Распространены два вида "В. г.": минорный лад, в к-ром по сравнению с натур. минором повышены IV и VII ступени, и дважды-гармонич. лад с ув. секундами на II и VI ступенях, в к-ром гл. опора совпадает с доминантой одного из видов минора (в примере 2 - с доминантой f-moll).

Венгерская гамма

Поэтому второй вид "В. г." наз. также доминантовым ладом минора (термин, введённый И. В. Способиным). Оба вида "В. г." являются октавными звукорядами, что отличает их от др. ладовых образований с ув. секундами, напр. таких, как лад "Чаргях" в азербайджанской нар. музыке или дважды-двойственный лад в армянской монодич. музыке (состоит из двух слитных тетрахордов с ув. секундой в середине каждого звена, при диапазоне звукоряда, равном малой септиме).

Литература: Способин И. В., Элементарная теория, М., 1951, 1958; Кушнарев X. С, Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958.

В. А. Вахромеев.

Венгерская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Венгерский оперный театр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Веневитинов М. А.

Михаил Алексеевич (25 II (8 III) 1844 - 14 (27) IX 1901, имение Новожитное Воронежской губ..) - рус. муз. деятель, писатель, композитор и археолог. Внук Мих. Ю. Виельгорского, племянник поэта Д. В. Веневитинова (1805-27). Один из организаторов Воронежского отделения РМО (1868) и муз. школы при нём (1870-е гг.). С 1896 директор Румянцевского музея в Москве (передал в музей свою б-ку, а также коллекции и ценные документы, перешедшие к нему от Виельгорских и Д. В. Веневитинова). В 1870-80-е гг. опубл. статьи (под псевд.: М. Алексеев, М. А. Венев, М. В-ов, Театрал и др.) в журн. "Русский архив", "Русская старина", "Музыкальный и театральный вестник", "Мысль", газ. "Музыкальный сезон" и др., в т. ч. "Ф. Лист и граф Мих. Юрьевич Вьельгорский" ("Русская старина", 1886, No 11), "Глинка и Мейербер" (перепечатана в журн. "Советская музыка", 1961, No 2). Написал также стихотворные мемуары "Про былое" (1888). Автор ряда романсов, пьес для струн. оркестра, оперы "Ундина" (не окончена).

Венедиктов Л. Н.

Лев Николаевич (р. 6 Х1924, Тамбов) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. СССР (1979). Чл. КПСС с 1953. В 1949 окончил Киевскую консерваторию у Г. Г. Верёвки. С 1941 хормейстер разл. ансамблей песни и пляски Сов. Армии, с 1954 хормейстер, с 1967 дирижёр, с 1972 гл. хормейстер Укр. т-ра оперы и балета. Поставил хор. сцены в операх "Иван Сусанин", "Хованщина", "Пиковая дама", "Аида", "Отелло", "Лоэнгрин", "Гугеноты", "Тарас Бульба"; "Милана", "Арсенал", "Ярослав Мудрый" Г. И. Майбороды, "Война и мир", "Тихий Дон", "Катерина Измайлова", "В бурю" и др. С 1959 преподаёт в Киевской консерватории (с 1979 профессор и зав. кафедрой хор. дирижирования). Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко (1976).

Венецианская школа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Венеция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Венская государственная опера

Статья большая, находится на отдельной странице.

Венская классическая школа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Венский филармонический оркестр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вентиль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Венцингер А.

Венцингер А. (Wenzinger) Август (р. 14 XI 1905, Базель) - швейц. виолончелист и гамбист. В 1927 окончил Базельскую консерваторию, затем совершенствовался в Высшей муз. школе в Кёльне у П. Грюммера и Ф. Ярнаха. В 1933-47 виолончелист базельского струн. квартета, в 1936-70 первый виолончелист оркестра Общедоступного муз. об-ва. В 1954-58 руководил оркестром старинной музыки "Cappella Coloniensis" Западногерманского радио в Кёльне. Выступал в Швейцарии и в др. европ. странах с сольными концертами и в ансамблях как виолончелист и гамбист. В 1934-70 преподавал в "Схола канторум" в Базеле, с 1938 одноврем. профессор Муз. академии. Почётный доктор Базельского ун-та (1960). Осуществил редакцию 6 сюит для виолончели соло И. С. Баха (1950). Автор статей и уч. пособий для гамбы.

Сочинения: Gambenьbung, Bd 1-2, Kassel, 1935-38; Gambenfibel (совм. с M. Majer), Kassel, 1943; Der Ausdruck in der Barockmusik und seine Interpretation, в кн.: Alte Musik in unserer Zeit, Kassel, 1968.

Венявский А. Т.

Венявский А. Т. (Wieniawski) Адам Тадеуш (27 XI 1879, Варшава - 21 IV 1950, Быдгощ) - польский композитор и муз. деятель. Племянник Г. Венявского и Ю. Венявского. Учился в Варшавской консерватории у З. Носковского (композиция), Г. Мельцера (фп.), позднее совершенствовался по композиции у В. Баргиля в Высшей школе музыки в Берлине; с 1906 - в "Схола канторум" у В. дЭнди, затем - в консерватории у А. Жедальжа и Г. Форе в Париже. С 1923 жил в Варшаве. Как композитор дебютировал в 1910 в Париже (симф. поэма в исп. оркестра Ламурё). С 1928 рук. Варшавского муз. об-ва и директор Высшей муз. школы им. Ф. Шопена (вёл классы композиции и инструментовки), с 1932 пред. Союза польских композиторов. По инициативе В. в Варшаве в 1932 и 1937 были организованы 2-й и 3-й Междунар. конкурсы пианистов им. Ф. Шопена, в 1935 - Конкурс скрипачей им. Г. Венявского (был пред. жюри). В произв. В., эклектичных по стилю, неоромантич. тенденции сочетаются с приёмами письма франц. импрессионистов. В поздних произв. ощутимее выражено нац. начало.

В. автор опер - "Мегаэ" ("Megaл", 1912, Варшава), "Освобождённый" ("Wyzwolony", 1928, Варшава), "Актеа в Иерусалиме" ("Aktea w Jerozolimie", 1922), "Король-любовник" ("Krуl-Kochanek", муз. комедия, 1931, Варшава), балетов - "Лалита" (1923), "Пир у царя Ирода" ("Uczta u Krуla Heroda", 1927, Варшава), орк. произв. - 2 симф. поэм, сюит, концертино для фп. с оркестром, прелюдии и танца, камерных произв. - 2 струн. квартетов, миниатюр для фп., скрипки; песен, обр. польск. нар. песен.

Литература: G1inski M., "Krуl-Kochanek" A. Wieniawskiego, "Muzyka", Warsz., 1931, No 4/6, s. 226-27.

З. Лиссa.

Венявский Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Венявский Ю.

Венявский Ю. (Wieniawski) Юзеф (23 V 1837, Люблин - 11 XI 1912, Брюссель) - польск. пианист и композитор, брат Г. Венявского. В 1846-50 учился в Парижской консерватории у Ж. П. Циммермана, Ш. В. Алкана и А. Ф. Мармонтеля (фп.). С 1848 выступал в дуэте с Генриком В., затем с сольными концертами как пианист и дирижёр в Бельгии, Германии, России и Польше. В 1856 совершенствовался у Ф. Листа (фп.) в Веймаре и у А. Б. Маркса (контрапункт) в Берлине. Затем поселился во Франции, где пропагандировал музыку С. Монюшко (содействовал изданию его 34 песен в Париже в 1862). В 1866-67 был профессором Моск. консерватории. С 1870 работал в Варшаве, руководил Варшавским муз. об-вом (1875-76), организовал симф. концерты. С 1876 проф. по классу фп. в Брюссельской консерватории. Активно пропагандировал польск. музыку. Работал над усовершенствованием конструкции фп. Изобрёл фп. с двухрядной клавиатурой, которое изготовляла фп. фабрика бр. Манжо (впоследствии известно под назв. "Piano Mangeot..."; инструмент демонстрировал на Парижской выставке пианист Ю. Зарембский в 1878); В. играл на этом инструменте в концертах. В композит. творч. наибольший интерес представляют фп. миниатюры (пьесы-экспромты, ноктюрны, конц. вальс, мазурки, полонезы, этюды и др. произв. педагогич. репертуара). Среди др. сочинений - симфония, романтич. сюита для оркестра, увертюра к драме "Гийом ле Таситюрн" ("Guillaume le Taciturne"); камерн. произв. - фп. трио, струн. квартет, скрипич. соната; фп. концерт (1858) и фантазия для 2 фп., фп. фантазия и фуга; циклы песен на слова польск. и франц. поэтов.

Литература: De1crоix L., J. Wieniawski, Brux., 1908; J. I. Kraszewski i polskie zycie muzyczne XIX wieku, oprac. St. Swierzewski, Кг., 1963, s. 127-43.

Веприк А. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Верачини

Верачини (Veracini), итал. музыканты. 1) Антoнио В. (17 I 1659, по др. данным 1650, Флоренция - 26 X 1733, там же) - скрипач и композитор. Придв. музыкант великой горцогини Виктории Тосканской. Автор сб. трио-сонат ор. 1 (1692), церк. сонат для скр. и баса оp. 2 (б. г.), камерных сонат для 2 скр. и баса ор. 3 (1696). 2) Франческо Мария В. (1 II 1690, Флоренция - по уточнённым данным, 31 X 1768, там же) - скрипач и композитор. Племянник и ученик Антонио В. По композиции занимался у Дж. М. Казини и Ф. Гаспарини. В 1714 с успехом дебютировал в Венеции. Совершил турне по европ. странам. Выступал в Лондоне (1715-17), был камер-виртуозом в Дрездене (1720-23), служил у графа Кинского в Праге, в 1736-45 жил в Лондоне, где были поставлены некоторые из его опер. В. - один из крупнейших итал. скрипачей 1-й пол. 18 в. Его игра отличалась необыкновенной певучестью, виртуозным блеском. Как композитор обладал самобытным творч. дарованием, создал произв., относящиеся к лучшим образцам итал. скрипичной музыки 18 в. В своих скрипичных сонатах и концертах выступал как предвестник романтизма. Для его произв. характерны колоритность письма, звуковая изобразительность (напр., "Соната с почтовым рожком"), стремление к новой динамике. Написал теоретич. трактат, оставшийся в рукописи (хранится в б-ке консерватории Керубини во Флоренции).

Сочинения: оперы - Адриан в Сирии (1735, т-р Порпора, Лондон), Милосердие Тита (La Clemenza di Tito, 1737, там же), Партенио (1738, там же), Розалинда (1744, там же), Ошибка Соломона (L'Errore di Salomone, 1744, там же); оратории, кантаты; для скр. - сб. сонат с басом ор. 1 (1714) и ор. 2 (1721, 1744), скр. концерты и др.

Литература: Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923, S. 231-35; Na1dо A. R., Un trattato inedite e ignoto di Fr. M. Veracini, "RMI", Anno 42, 1938, I; Demeгini A., Elogio dell'asino e morte di Stradella in un trattato di Fr. M. Veracini, "La Scala", 1956, No 3.

И. M. Ямпольский.

Вербицкий М. М.

Михаил Михайлович (1815, с. Улюч, близ Перемышля - 7 XII 1870, с. Млыны, ныне в Польше) - укр. композитор, хор. дирижёр и муз. деятель. Муз. образование получил в Перемышле в Певческой школе и у комп. Ф. Лоренца. Учился музыке также во Львовской духовной семинарии. В 1850 окончил духовную семинарию в Перемышле. В 40-х гг. работал регентом церк. хоров во Львове и Перемышле. С 1852 жил в с. Млыны.

В. - один из первых проф. композиторов Зап. Украины 19 в. Автор первых укр. увертюр для симф. оркестра, в к-рых были использованы нар. мелодии (увертюры исполнялись перед театр. представлениями). Особой популярностью пользовалась оперетта В. "Пiдгiряни" ("Подгоряне", либр. И. Гушалевича, пост. 1864, Львов; 1884, Харьков; 1892, Варшава; 1896, Москва, и др.).

Сочинения: муз. драмы - Настася, Сiльськi пленiпотенти (Сельские уполномоченные); оперетты - 13-й жених, Не до любви; хоры и песни - Заповiт (Завещание, на сл. Т. Г. Шевченко), На погибель, Поклiн, Тост до Pyci (Тост за Русь), Думка; цикл хоров - Жовнiр (Солдат); инстр. и духовные соч., пьесы; Школа для шестиструнной гитары.

Литература: Загайкевич М. П., M. M. Вербицький, Кипв, 1961; Волинський Й., Музична культура Галичини 60-х рокiв XIX ст., в сб.: Живi сторiнки украiнськоi музики, Киiв, 1965.

В. Л. Гошовский.

Вербункош

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вердело Ф.

Вердело Ф. (Verdelot) Филипп (1485, Карпантра, по др. данным, Кадрус - 1567, Флоренция) - фламандский композитор. Б. ч. жизни провёл в Италии. В 1520-е гг. пел в капеллах и рук. церк. хорами в разл. соборах, с 1524 служил при дворе папы Климента VII, затем был капельмейстером собора Сан-Джованни во Флоренции (ок. 1530-40). В. - один из создателей итал. мадригала 16 в. Им написано ок. 100 мадригалов (изд. 1530-89; мн. остались в рукоп.). Известны 3 сб. мадригалов для 4 голосов (1535-37), 4 сб. для 5 голосов (1535-40) и 2 - для 6 голосов (1541, 1546, 1561); сб. избр. мотетов (1549). Впоследствии мотеты В. включались в различные сборники итальянской музыки 16 в. В. - автор псалмов, пассионов и др. произведений церковных жанров. В 1554 издана месса В. "Филомена", подписанная псевдонимом Филипп Делуж (Deslouges). Неск. рукоп. месс В. хранятся в Сикстинской капелле в Риме.

Литература: Einstein A., The Italian madrigal, v. i-3, Princeton (N. J.), 1949; Reese G., Music in the Renaissance, N. Y., 1959; Bocker-Heil N., Die Motteten von Verdelot, Kцln, 1967 (Inaug.-Diss.).

Вёрджинел

Вёрджинел (англ. virginal, франц. virginale) - струн. клавишный инструмент. Название, возможно, связано с популярностью инструмента среди женщин - любительниц музыки (лат. virgo - женщина), возможно, происходит от лат. слова virgula - палочка. Род небольшого клавесина, обычно прямоугольной формы, чаще всего без ножек и с одним мануалом (клавиатурой). На каждый звук приходилось по одной струне; струны располагались по диагонали (слева направо). Корпус, как правило, богато украшался инкрустациями и живописью. Объём В. - до 4 октав (С - с3). Во время игры В. без ножек ставили на стол. Звук В. слабее клавесинного, но громче, чем у спинета. Существовали две разновидности В.: в наиболее распространенной клавиатура располагалась справа от центра обращлнной к исполнителю стороны корпуса, струны защипывались ближе к середине, звук был глуховатым; в другой - клавиатура располагалась по левую сторону от центра, а струны защипывались ближе к краю, что делало звук более нежным и серебристым. Изготовлялись также т.н. "двойные" В. (англ. double virginal, нем. Doppel-Virginal), представлявшие собой комбинацию двух однотипных В. или одного обычного и второго меньшего, настроенного октавой выше. На таком инструменте мог играть как один исполнитель, так и два (в 4 руки). Маленькие "октавные В." встречались и в качестве самостоятельного инструмента (клавиатура у них занимала всю переднюю сторону корпуса). В 16-17 вв. В. был широко распространён в Нидерландах (изв. фирма Рюккерс) и в Англии среди любителей музыки и профессионалов как инструмент для домашнего музицирования. Иск-во игры на В. достигло высокого уровня; для него была создана богатая муз. литература. Крупнейшими вёрджинелистами были У. Бёрд, Дж. Булл, Дж. Фарнаби и др. В 18 в. В. пользовался популярностью и в Германии, где получил наименование "Jungfern- und Frauenzimmer-Clavier" ("Комнатный клавир девушек и женщин").

Литература: Russel R., The harpsichord and clavichord, L., 1959.,

К. А. Вертков.

Верди Д. Ф. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Верёвка Г. Г.

Григорий Гурьевич (13(25) XII 1895, м. Березна, ныне Менского р-на Черниговской обл. - 21 X 1964, Киев) - сов. композитор и хоровой дирижёр. Нар. арт. УССР (1961). Чл. КПСС с 1946. В 1918-21 учился в Киевском муз.-драм. ин-те им. Н. В. Лысенко по классу композиции Б. Л. Яворского, дирижирования - А. И. Орлова; в 1933 окончил ин-т экстерном. С 1919 работал как организатор и рук. самодеятельности, преподавал хор. дирижирование в муз.-учебных заведениях Киева, в 1923-27 - в муз.-драм. ин-те, с 1931 - в Киевской консерватории (с 1947 профессор). В 1941-45 ст. науч. сотрудник Ин-та фольклора АН УССР. Организатор (1943) и рук. Украинского гос. нар. хора. В 1948-52 пред. Правления Союза сов. композиторов УССР. Как композитор работал преим. в обл. хоровой массовой песни, обрабатывал нар. песни. Произв. В. широко популярны, многие из них стали подлинно народными. Им написаны песни, посвящённые В. И. Ленину, Коммунистической партии, колхозному селу ("Ой, як стало зелено", "Ой, чого ти, земле, молодiти стала" и др.), патриотич. песни ("Клятва", "Пiд прапором Жовтня"), песни, воспевающие социалистический труд ("Дiвчата з Донбасу", "Пiсня про Волго-Дон", "Шахтарочка", "Комсомольцi вперед!"). Среди сочинений крупных форм - кантата "Ми ковалi своеп долi" (сл. П. Г. Тычины). Создал также обработки революц. песен ("Вперед, народе, йди", "Карманьола" и др.). Гос. пр. СССР (1948) за конц. деятельность.

Литература: Довженко В., Нариси з icтopiч украчнськоч радянськоч музики, ч. 1-2, Кичв, 1957-67, Гордейчук Н., Украинская советская музыка, К., 1960; Гуменюк A., Украчнський народний хор. Методичний посiбник, Кичв, 1955; Архiмович Л., Каришева Т., Шеффер т., Шрффр-Ткаченко О., Нариси з iстopiч украчнськоп музики, т. 2, Кипв, 1964.

Л. Б. Архимович.

Вересай О. Н.

Остап Никитич (1805, с. Калюжинцы, ныне Сребнянского р-на Черниговской обл. - конец апреля 1890, с. Сокиренцы, того же р-на) - укр. кобзарь. Сын крепостного крестьянина-музыканта. В детстве ослеп. Обучался у мн. кобзарей, в т. ч. у Семёна Кошевого.

В. - выдающийся представитель иск-ва кобзарей, исполнитель нар. дум, исторических, бытовых, сатирических и игровых песен. В конце 60-х гг. 19 в. иск-во В. привлекло внимание учёных, композиторов, художников (в т. ч. Л. М. Жемчужникова). В 1873 Н. В. Лысенко и А. А. Русов сделали науч. сообщения о жизни и творчестве В. на заседании Юго-Зап. отдела имп. Рус. географич. об-ва. В 1874 В. выступил с концертом на археологич. съезде в Киеве, в следующем году - в Петербурге. До глубокой старости В. ходил по сёлам и городам Украины, распевая свои думы и песни.

Литература: Лисенко H. В., Характеристика музыкальных особенностей дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем, "Записки Юго-Западного Отдела Имп. Русского Географического об-ва", К., 1874, т. 1, с. 339-66; Русов A. A., Остап Вересай, один из последних кобзарей малорусских, там же, с. 309-38, К. Ф. У. О., Кобзарь Остап Вересай. Его думы и песни, "Киевская старина", 1882, т. 3, с. 259-82; К-скiй A., О музыке дум и песен Остапа Вересая, там же, с. 283-87; Tичина П., Остап Вересай, в кн.: Творча сила народу, Уфа, 1943, с. 127-33, Лавров Ф. Т., Кобзар Остап Вересай, К., 1955.

В. Л. Гошовский.

Веретти А.

Веретти А. (Veretti) Антонио (p. 20 II 1900, Верона) - итал. композитор и пианист. Учился в Вероне (фп. и гармония). В 1921 окончил Муз. лицей в Болонье, где учился у Ф. Альфано и Г. Маттиоли (контрапункт и композиция). С 1926 муз. критик в газете "Fiera letteraria" (Милан). Выступал с концертами, исполняя гл. обр. собств. сочинения. Основал консерваторию "Молодая Италия" в Риме (директор до 1943). Директор консерваторий в Пезаро (1950-52), в Кальяри (1953-55), во Флоренции (с 1955). Чл. академии "Санта-Чечилия". В ранний период творчества писал в неоклассическом стиле, позднее испытал влияние додекафонной музыки.

Сочинения: оперы - Летающий доктор (Il medico volante, 1924), Фаворит короля (Il favorito del re, 1932, "Ла Скала", новая ред. - Бурлеска, Burlesca, пост. 1955); хореографич. пьесы, в т. ч. мистерия Семь грехов (Il sette peccati, 1956, "Ла Скала"), оратория Блудный сын (1943); для орк. - Итал. симфония (1929), Эпическая симфония (1939), Священная симфония (1946, с мужским хором); инстр. концерты с орк., камерные и вок. произв., церк. музыка, музыка к фильмам.

Вержбилович А. В.

Александр Валерианович (27 XII 1849 (8 I 1850), Петербург - 2(15) III 1911, там же) - рус. виолончелист. В 1871 окончил Петерб. консерваторию по классу виолончели К. Ю. Давыдова. Концертировал в России и за рубежом. Выдающийся исполнитель-солист, В. был также превосходным камерным музыкантом. Выступал в ансамбле с А. Г. Рубинштейном, В. И. Сафоновым, А. И. Зилоти, А. Н. Есиповой, P. M. Блуменфельдом, С. В. Рахманиновым (славился исполнением сонат Л. Бетховена, Э. Грига, Ф. Мендельсона, К. Сен-Санса и др.), а также в трио (особой известностью пользовалось трио: Есипова, Л. С. Ауэр и В.), был участником квартета Петерб. отделения РМО (с 1880) и Петерб. об-ва камерной музыки. В 1877-82 первый виолончелист оркестра Итал. оперы, в 1882-85 - Рус. оперы в Петербурге. В 1882-85 и 1887-1911 преподавал в Петербургской консерватории (с 1890 профессор). Среди его учеников - Д. С. Бзуль, А. А. Борисяк, С. В. Вильконский, Е. В. Вольф-Израэль, Л. В. Ростропович, П. П. Фёдоров и др.

Исполнение В. отличалось вдохновенной артистичностью, поэтичностью, выразительным, задушевным звуком. Он был мастером инстр. кантилены. Виолончель В. сливалась в дуэтах с певч. голосом (он выступал с певицами А. В. Панаевой, М. И. Долиной, С. И. Друзякиной и др.). Подлинной стихией артиста в последний период его деятельности был жанр небольшой лирической пьесы. Многие композиторы посвятили В. свои произв., в т. ч. А. К. Глазунов (ор. 20 и 71), Э. Ф. Направник, Д. Поппер и др. В. принадлежат виолончельные пьесы, в т. ч. "Вальс", "Этюд", перелож. "Песни без слов" и "Грустной песенки" Чайковского и др.

Литература: В-ва О., А. В. Вержбилович (некролог), "РМГ", 1911, No 11; A.B. Вержбилович (некролог), "Музыка и жизнь", 1911, No 3; Вольф-Израэль Е., А. В. Вержбилович, "Музыка", 1937, 16 сент., No 22; Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 3 - Русская классическая виолончельная школа (1860-1917), М., 1965, с. 122- 74.

Л. С. Гинзбург.

Веризм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вериковский М. И.

Михаил Иванович (8(20) XI 1896, Кременец - 14 VI 1962, Киев) - сов. композитор, дирижёр, педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1944). В 1923 окончил Киевскую консерваторию. Учился композиции у Б. Л. Яворского. С 1921 участвовал в работе Товарищества им. Н. Д. Леонтовича, в 1928-39 - Всеукраинского товарищества революционных музыкантов. В 1926-28 дирижёр Киевского, в 1928-35 - Харьковского оперных т-ров. Дирижировал симф. концертами, вёл педагогическую работу в Киевском муз.-драм. ин-те, Киевской консерватории (с 1946 профессор).

Преимущественное внимание В. уделял вок. и симф. музыке. Значит. место в творчестве В. занимают произв. на историч. сюжеты. Автор первого укр. балета "Пан Канёвский", первых укр. сов. кантат и симфонических сюит.

Сочинения: оперы - Дела небесные (1934), Сотник (1939, Одесский т-р оперы и балета), Наймичка (1943, Иркутск), Слава (1961), 2 оперных этюда - Беглецы (1957, Киев, радио), Басня о Чертополохе и Розе (1948); муз. комедия - Вий (1946); балет - Пан Канёвский (1931, Харьк. т-р оперы и балета); оратория - Дума о девушке-пленнице (1923; 2-я ред. с орк., 1955); кантаты - Первомайский гимн (1928), Октябрьская (1936) и др.; вок.-симф. циклы - В дни войны (на сл. сов. поэтов), Варшавский цикл (1952); для орк. - Веснянки (орк. сюита, 1924; 2-я ред. 1956), Татарская сюита (1928), Симфонические вариации (1940), Закарпатская рапсодия (1945), симф. панорама Спортивный праздник в Бершади (1951); для скр. с орк. - Украинская сюита (1946); камерно-инстр. произв.; хоры, в т. ч. хор. поэма - Гайдамаки (1919); песни, романсы, дуэты (свыше 70); музыка к драматич. спектаклям и фильмам.

Литература: Герасимова-Персидська Н., М. I. Верикiвський, Киiв, 1959; Гордейчук Н., Украинская советская музыка, К., 1960; его же, Украчнська рaдянcьka симфонична музика, Киiв, 1969; Довженко В., Нариси з iстopiп украчнськоч радянськоч музики, ч. I-II, Киiв, 1957-67; Шурова Н., Михайло Верикiвський, Киiв, 1972.

Л. Б. Архимович.

Веркмейстер А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Верстовский А. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вертеп

Вертеп (старослав., первонач. значение - пещера, где, по преданию, родился Христос) - старинный укр. нар. кукольный театр. Родствен рус. петрушке, белорус. батлейке, польской шопке. Возник в 17 в., был распространен гл. обр. в 18 в. Авторы и исполнители вертепной драмы, обычно бурсаки и семинаристы, во время рождественских каникул возили по сёлам небольшую переносную сцену - двухъярусный ящик наподобие макета церкви. Он назывался В., как и представление в нём. В спектаклях, широко претворявших фольклорные мотивы, соединялись устойчивая сюжетная канва и постоянно менявшиеся, часто импровизационные элементы. В верхнем ярусе разыгрывался 1-й "акт" - поклонение пастухов новорожденному Иисусу и история избиения младенцев Иродом, за что Смерть обезглавливала жестокого царя. Его тело доставалось Чёрту. Действие сопровождалось пением колядок и кантов - преим. хоровых ("Перестань рыдати, печальная мати", "Шедшие три цари" и др.). Несмотря на традиционный четырёхгол. аккордовый склад, в их интонационном и ладовом строе сказались нар.-песенные влияния. Еще ярче они проявлялись в обязательном инстр. номере - танце пастухов "Дудочка" (казачок).

2-й "акт" разыгрывался в нижнем ярусе и представлял собой чередование бытовых сценок с песнями и танцами разл. народностей (русскими, украинскими, польскими, цыганскими, еврейскими, мадьярскими и др.). Среди них "Ой пiд вишнею, пiд черешнею" - своеобразный вариант нар. юмористич. песни, изложенной в виде канта. Муз. сопровождение к песням и танцам исполнял инстр. ансамбль, чаще всего в типичном нац. составе: сопилка, скрипка, бубен, цимбалы, иногда и басоля - в их разл. сочетаниях. Центр. номер - выход храброго Запорожца. Он пел героич. песню "Та не буде лучче, та не буде краще, як у нас на Вкрачнi...", издевался над папами и церковниками, воевал с врагами и побеждал самого Сатану. Постоянными персонажами были также Солдат (Москаль), Дед и Баба, Дьяк, Шинкарка.

Позже существовал т.н. "живой В.", в к-ром тот же спектакль разыгрывался не куклами, а людьми (бурсаки, ремесленники, мастеровые, отставные солдаты и пр.).

Народный, реалистич. обличительный характер 2-го "акта" вертепной драмы (хоть и поданный в наивной форме), а также чередование разговорных диалогов с муз. номерами существенно повлияли на дальнейшее развитие укр. театра.

Литература: Франко I., До iстopiч украчнського вертепу, XVIII в., "Записки Наукового товариства iм. Шевченко", т. 73, кн. 5, Львiв, 1906; Галаган Г. П., Малорусский вертеп, "Киевская старина", 1882, октябрь; Марковський Є., Украчнський вертеп. Розвiдки и тексти. Все-украчнська Академiя наук. Матерiяли з украчнськоч народноч драми, т. 1, Кичв, 1929; Украчнський драматичний театр, т. 1, Кичв, 1967, с. 34- 43.

Л. Б. Архимович.

Вертикаль

Вертикаль (от лат. verticalis - отвесный) - условно-образное понятие, связанное с применением к музыке пространственных представлений и обозначающее гармонич. аспект муз. ткани. К В. относится любое одновременное звучание двух и более звуков, одновременное как в буквальном смысле (звучание аккорда), так и в переносном (арпеджио, гармонич. фигурация). Одновременность может быть физической (в аккорде) или психологической (в арпеджио и родств. фигурах), когда слух объединяет в единую В. звуки, появляющиеся последовательно и укладывающиеся в привычную звуковую форму, напр. трезвучие или септаккорд. В разл. муз. стилях В. имеет разл. значение. Так, в эпоху господства полифонии (нидерландская школа) её роль была подчинённой, тогда как у импрессионистов (К. Дебюсси) становится первостепенной. Представление о В. нашло отражение в полифонич. термине "вертикально-подвижной контрапункт" (см. Подвижной контрапункт). Понятию "В." противостоит понятие горизонталь.

Литература: Tюлин Ю., Учение о гармонии, Л., 1939, М., 1966; его же, Современная гармония и её историческое происхождение, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Холопов Ю., Современные черты гармонии Прокофьева, М., 1967.

Ю. Г. Кон.

Вертикально-подвижной контрапункт

Вертикально-подвижной контрапункт - см. Подвижной контрапункт.

Вертинский А. Н.

Александр Николаевич (9(21) III 1889, Киев - 21 V 1957, Ленинград) - рус. сов. артист эстрады, поэт и композитор. С 1915 выступал как автор и исполнитель своих песен (в гриме и костюме Пьеро). В. создал изысканно-интимный жанр муз. новеллы со своеобразной манерой исполнения, отмеченной богатой нюансировкой интонаций и жестов. В 1919 эмигрировал за границу. В 1920-43 концертировал в Польше, Румынии, Германии, Англии, Франции, Италии, Китае, США и др. странах (одновременно снимался в кино). С 1943 жил и работал в СССР. Автор лирич. песен на собств. слова, а также на стихи Блока, Есенина, Инбер, Антокольского. Снимался в кино. Гос. пр. СССР (1951, за участие в фильме "Заговор обречённых").

Сочинения: Париж - Шанхай, в сб.: Ф. И. Шаляпин. Статьи, высказывания, воспоминания о Ф. И. Шаляпине, т. 2, М., 1958; Четверть века без Родины, "Москва", 1962, No 3, 4, 5, 6.

Вертков К. А.

Константин Александрович (19 XII 1905 (1 I 1906), с. Урунское, ныне Томская обл. - 19 XI 1972, Ленинград) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1944). Окончил в 1930 этнографич. отделение Ленингр. ун-та, в 1941 - аспирантуру при Ленингр. консерватории (рук. С. Л. Гинзбург). В 1932-39 сотрудник сектора муз. культуры и техники Гос. Эрмитажа в Ленинграде. С 1946 зав. сектором инструментоведения Ленингр. ин-та т-ра и музыки (ныне Ин-т театра, музыки и кинематографии), с 1950 старший науч. сотрудник этого ин-та. Под рук. В. была создана постоянная выставка муз. инструментов при ин-те, являющаяся одним из крупнейших в Европе собраний подобного рода. В 1946-53 преподаватель Ленингр. консерватории, с 1947 доцент. Участвовал в подготовке ряда статей для "Музыкальной энциклопедии".

Сочинения: Русская роговая музыка, М. - Л., 1948; Собрание музыкальных инструментов, Учёные записки гос. Научно-исслед. ин-та театра, музыки и кинематографии, т. 2, Л., 1958; Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1964 (совм. с Г. Благодатовым и Э. Язовицкой, Гос. пр. РСФСР им. Глинки, 1967); Beitrдge zur Geschichte der russischen Guslitypen, "Studia instrumentorum musicke popularis", I, Stockh., 1969; Музыкальные инструменты как памятники этнической и историко-культурной общности народов СССР, в сб.: Славянский музыкальный фольклор, М., 1972; Типы русских гуслей, там же.

И. М. Ямпольский.

Верховинец В. Н.

Верховинец В. Н. (наст. фам. Костев) Василий Николаевич (5 I 1880, с. Старый Мизунь, ныне Ивано-Франковской обл. - 11 IV 1938) - сов. композитор, хореограф, дирижёр, этнограф, педагог. В 1899 окончил Самборскую учительскую семинарию. Муз. образование получил под рук. Г. Л. Любомирского и Н. В. Лысенко. В 1906-15 работал актёром (тенор), затем хормейстером и дирижёром в т-ре Н. К. Садовского (Киев). В 1919-32 преподавал хор. пение на дирижёрских курсах в Полтавском педагогич. ин-те и в Муз.-драм. ин-те в Киеве; возглавлял кафедру искусствоведения в Полтавском ин-те нар. образования. Руководил мн. хорами Украины, создал женский хоровой театрализов. ансамбль ("Жiнхоранс", Полтава - Киев, 1930-38). В 1912 В. осуществил полную этнографич. запись укр. свадебного ритуала "Весiлля в с. Шпиченцi". Написал первый на Украине учебник по хореографии "Теорiя украчнського народного танцю", где разработал стройную систему записи танц. движений (Kiпв, 1919, 4 изд., 1968), создал сборник детских игр с песнями - "Весняночка" (Харьков, 1925, 3 изд., Киев, 1969 и 1971). В. - автор мн. революционно-массовых песен, хоров, романсов, обр. укр. нар. песен. Наиболее известны: "Грими, грими, могутня пicнe", "Бiльше надiч, брати", "Стежечка" и др.

Литература: Верховинець Я., В. М. Верховинець. Короткий нарис життя i творчостi, в кн.: Верховинець В. M., Teopiя украчнського народного танцю, Киiв, 1963, с. 141-49; его же, Митець i вихователь, (Верховинець В. М.), "Мистецтво", Киiв, 1968, No 4, с. 25-26.

Я. В. Верховинец.

Вершинин Р. С.

Рафаил Степанович (р. 30 X 1931, дер. Русский Кукмор, Мар. АССР) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1980), засл. деят. иск-в УССР (1969). Чл. КПСС с 1958. В 1955 окончил Ин-т воен. дирижёров в Москве у Г. Я. Юдина. С 1956 дирижёр воен. оркестров и ансамблей песни и пляски Сов. Армии. С 1976 нач. и худ. рук. Ансамбля песни и пляски Мин-ва внутр. дел СССР.

Веселов В. Ф.

Вадим Фёдорович (р. 14 XII 1931, Ленинград) - сов. композитор. В 1959 окончил Ленингр. консерваторию (класс композиции В. Н. Салманова и Ю. А. Балкашина). С 1960 редактор Ленингр. отд. изд-ва "Музыка". В творчество В. преобладают вок.-симф. и камерные вок. соч. Автор оперы "Мы - Земля!" (по мотивам романа И. А. Ефремова "Туманность Андромеды", 1967), оратории "Сын земли" (на сл. В. Я. Брюсова, 1962), "Романтической кантаты" (на сл. разных поэтов, 1966), кантат - "На поле Куликовом" (на сл. А. А. Блока, 1963), "Суровые напевы" для хора, органа и ансамбля (на сл. Блока), кантаты для солистов, жен. хора и неполного оркестра, хор. цикла "Брюсов - грядущему" для хора и 4 труб (всё в 1971), вок. циклов на сл. Блока, С. А. Есенина, Л. Н. Мартынова, Э. Межелайтиса, и др. соч.

Веснянки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вессель Н. Х.

Николай Христианович (1834 - 3(16) VI 1906, Москва) - собиратель рус. нар. песен, публицист и литератор. В 1855 окончил ф-т вост. языков Петерб. ун-та. С 1866 ред. журн. "Учитель", в 80-х гг.- журн. "Педагогический сборник". Составил совм. с Е. К. Альбрехтом 3 песенных сб., к к-рым написал предисл. (особенно ценным является предисл. к сб. солдатских песен).

Предыдущая страница Следующая страница