Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "О" (часть 3, "ОПЕ"-"ОРЛ")
Опеньский Х. (Opienski) Хенрык (13 I 1870, Краков - 21 I 1942, Морж, близ Лозанны) - польск. композитор, дирижёр и педагог. Учился у В. Желеньского в Кракове, И. Падеревского, а также у дЭнди в "Схола канторум" (композиция) в Париже, затем у X. Римана (музыковедение) и А. Никиша (дирижирование) в Лейпциге (1904-06). Дирижёр хора филармонии (1906) и оркестра "Т-ра Вельки" (1908-12). Основатель (1911) и редактор (до 1914) журн. "Kwartalnik Muzyczny" в Варшаве. Жил в Швейцарии (1914-19 и с 1926), дирижировал организованным им в Лозанне (1917) вок. ансамблем "Motet et Madrigal" (популяризировал музыку 16-17 вв.). Был ректором и профессором (дирижирование) Муз. академии в Познани (1920-26), рук. Союза певч. об-в (1923), ред. журн. "Przeglad Muzyczny". Как композитор продолжал традиции С. Монюшко; в операх использовал элементы польск. муз. фольклора ("Мария", 1904) и нац. музыки 16 в. ("Якуб Лютнист" - "Jakub Lutnista", соч. 1918; 1927, Познань); в Вариациях для фп. ощущается влияние М. Регера, в песнях - Р. Вагнера. Среди др. соч. - программные симф. поэмы "Лилла Венеда" (1908) и "Зыгмунт Август и Барбара" (1912), камерно-инстр. ансамбли; пьесы для фп., для скрипки, хоры. Автор работ о В. Бакфарке, Ф. Шопене, И. Падеревском, С. Монюшко и др. Литература: Szopski F., Henryk Opienski, "Muzyka", 1931, rok 3, No 1; Fоrnerod A., Henryk Opienski, Lausanne, 1942. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"Опера спасения" - "опера спасения и ужасов", - разновидность оперы во Франции, сложившаяся накануне и получившая развитие в годы (и несколько позднее) Великой франц. революции. Родственная сентименталистской комедии и бурж. мелодраме (но не большой опере с её историко-мифологич. сюжетами и условной обстановкой действия), "О. с." отличается ярким муз. воплощением сюжетов определ. рода - с нагнетанием драм. напряжения к концу, с возрастанием опасности (часто смертельной) для положит. героев, но всегда с благополучной развязкой. Героизация (порой романтическая) совр. сюжетов комич. оперы была вызвана напряжённой обществ. атмосферой эпохи. Черты "О. с." явственно проступают уже в "Дезертире" Монсиньи (1769) и "Ричарде Львиное сердце" Гретри (1784). Наиболее же типичные образцы - "Ужасы монастыря" Бертона (1790), "Пещера" Лесюэра (1793, по роману О. Лесажа "Жиль Блаз"), "Лодоиска" (1791), "Элиза" (1794) и "Водовоз" (1800) Керубини. На традицию "О. с." опирался Л. Бетховен в "Фиделио" (1805). Для музыки "О. с." характерны драматическая выразительность (патетическая мелодия, острые гармонии, умение создать напряжение в орк. партии), соединение героич. и жанровых элементов с целью приближения к реальной действительности, стремление к единству композиции (лейтмотивы, характерные тембры и фактурные приёмы), а также передача колорита времени и места действия (т. е. конкретизация происходящего). Литература: Ферман В., История новой западноевропейской музыки, т. 1, М.-Л., 1940; Хохловкина A. A., Музыка французской революции XVIII в., в кн.: Музыка французской революции XVIII в. Бетховен, М., 1967; Grйtry A. E. M., Mйmoires, ou Essais sur la musique, P.-Liиge, 1789 (рус. пер. - Гретри А. Э. M., Мемуары или очерки о музыке, т. 1, М.-Л., 1939); Radlguer H., Histoire dp la musique..., в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire..., fondateur A. Lavignac, pt. 1, (v. 3), P., 1913 (рус. пер. - Радиге A., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, М., 1934); Kretzschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. - Кречмар Г., История оперы, Л., 1925). Т. Н. Соловьёва. |
Опера-балет (франц. opera-ballet) - муз.-театр. жанр, сложившийся во Франции на рубеже 17-18 вв. и характерный для придв. театра ("Королевской академии музыки") этого периода. Элементы О.-б. подготовлялись издавна в т. н. придв. балетах (ballet de cour) 16 в., в комедиях-балетах, созданных Ж. Б. Люлли совм. с Ж. Б. Мольером, а также в балетах и операх самого Люлли. В этих жанрах соединялись пение и танцы при господстве танца в балете и пения в опере. Лишь после Люлли на франц. оперной сцене возникает жанр О.-б., представленный у А. К. Детуша, Ж. Муре и ярче всего у А. Кампра ("Галантная Европа", 1697, и особенно "Венецианские празднества", 1710). Подобно тематике "галантных празднеств" во франц. живописи рококо, О.-б. прежде всего красочны и декоративны. Они состоят обычно из ряда картин (entrees), сюжетно почти не связанных, в к-рых развитые танц. сцены сочетаются с ариями, речитативами, ансамблями и др. оперными формами. Ярчайшие образцы О.-б. созданы Ж. P. Рамо ("Галантная Индия", 1735; "Празднества Гебы", 1739, и др.), внёсшим в этот жанр высокий драматизм лирической трагедии, углубившим его декоративность, характерность. Впоследствии О.-б. изживает себя. Однако в 19 и особенно в 20 вв. появляются отд. образцы этого жанра, представляющие единство хореографии и пения в рамках фантастич. или мифологич. спектакля: "Торжество Вакха" Даргомыжского (1848), "Млада" Римского-Корсакова (1890), "Снежная королева" Раухвергера (1965), "Давид Сасунский" Оганесяна (1976), "Рождение лиры" Русселя (1925), "Театр чудес" Хенце (1948, 2-я ред. 1965), "Прусская сказка" Блахера (1950) и др. Литература: Ecorcheville J., De Lulli а Rameau 1690- 1730, P., 1906; Kretzschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. - Кречмар Г., История оперы, Л., 1925); Masion P.-M., L'opйra de Rameau, P., 1930; Anthony J. K., French Opera-Ballet in the early 18th. century. Problems of definition and classification, "Journal of the American Musicological Society", 1965, v. 18, No 2, p. 197-206. T. H. Соловьёва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Опера-водевиль - см. Водевиль. |
Опера-семисериа (итал. opera semiseria, букв. - полусерьёзная опера)- жанровая разновидность оперы, занимающая промежуточное положение между оперой-сериа и оперой-буффа. Термин "семисериа", в отличие от "сериа" или "буффа", не строгий, а скорее вспомогательный (связан с операми 18 - 1-й трети 19 вв.). Последоват. развития О.-с. как вида не наблюдается. Черты же её (проникновение комич. элемента в серьёзную оперу и наоборот) проступали уже в оперном иск-ве 17 в. (римская, венецианская, неаполитанская школы), но термина "семисериа" ещё не существовало, т. к. не было и термина "сериа". К О.-с. относятся нек-рые оперы А. Скарлатти; с наибольшим основанием признаки её можно усматривать в творчестве Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, В. Мартин-и-Солера и др. композиторов 2-й пол. 18 в. Возникали и произв. исключит. значения, резко возвышавшиеся над средним уровнем О.-с: "Дон Жуан" Моцарта (1787; композитор обозначил жанр как "весёлая драма"- dramma giocosa), "Сорока-воровка" Россини (1817). В 19 в. этот термин постепенно исчезает из обихода, хотя традиции О.-с. ощутимы в операх веристов: Р. Леонкавалло, П. Масканьи, Дж. Пуччини. Литература: Материалы и документы по истории музыки, т. 2, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, М., 1934; Kretzschamar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. - Кречмар Г., История оперы, Л., 1925). Т. Н. Соловьёва. |
Опера-сериа (итал. opera seria - серьёзная опера)- жанр итал. оперы, сложившийся в кон. 17-18 вв. в творчестве композиторов неаполитанской опсрной школы. Известнейшие либреттисты О.-с. - поэты А. Дзено и П. Метастазио (выработавшие устойчивый тип её композиции); композиторы - А. Скарлатти, Л. Лео, Г. Ф. Гендель, Н. Порпора, Б. Галуппи, Н. Пиччинни, И. А. Хассе, Н. Йоммелли, Т. Траэтта, К. В. Глюк (до своей оперной реформы), В. А. Моцарт (ранние оперы; "Милосердие Тита", 1791) и др. С распространением итальянского искусства в Европе О.-с. приобрела международное значение и проникла на все крупные (в частности, придворные) сцены. Для этого жанра типично господство ист.-мифологич. и легендарно-сказочных сюжетов при ясно выраженном разделении функций слова (сценич. действия) и собственно музыки. Всё относящееся к сложной и запутанной интриге, к развитию фабулы воплощалось в речитативе secco. Типичные эмоции в типичных ситуациях получали претворение в развитых, завершённых, нередко виртуозных ариях (обычно 3-частная ария da capo), реже ансамблях разного типа - героич., лирич., скорбных, однако не особенно индивидуализированных. Такое разделение было сопряжено с безграничным господством певцов-виртуозов на оперной сцене, с пением кастратов, со свободным введением "украшений" в мелодию по вкусу певца и т. д. К сер. 18 в. назрел эстетич. кризис О.-с. как "концерта в костюмах", где музыка передавала лишь немногие стороны драмы. Это привело к характерным для эпохи творч. исканиям итал. композиторов (и Генделя), к-рые стремились усилить в О.-с. роль драматизированного речитатива в драматич. кульминациях (т. н. речитатив accompagnato), углубить выразительность пения, расширить функции оркестра. В 60-е гг. 18 в. Глюк начал осуществлять свою оперную реформу, пересмотрев в операх "Орфей и Эвридика" и "Альцеста" драматургич. концепцию О.-с. Однако традиции О.-с. продолжали развиваться в творчестве др. композиторов, в т. ч. молодого Дж. Россини, Г. Спонтини. В 19 в. это определение жанра утратило первонач. смысл и практически вышло из обихода. Литература: Материалы и документы по истории музыки, т. 2, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, М., 1934; Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940; Конен В., Театр и симфония, М., 1968, 1975; Kretzschmar Н., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. - Кречмар Г., История оперы, Л., 1925); Abert H., Die Opera sйria, в его кн.: W. А. Mozart. Neubearbeitete und erweiterte Ausgabe von Otto Jahns Mozart, Bd 1, Lpz., 1955. T. H. Соловьёва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Орансай Г. (Oransay) Гюльтекин (р. 19 IV 1930, Берлин)- турецкий музыковед. Окончив лит. отделение лицея (1948), учился на философском ф-те ун-та в Анкаре. В 1954 окончил Анкарскую консерваторию (класс композиции). В том же году переехал в Мюнхен, где изучал музыковедение, одноврем.- вост. языки и латынь. В 1962 в Мюнхенском ун-те защитил докторскую диссертацию "Мелодическая линия и понятие макама в турецкой традиционной музыке" ("Die melodische Linie und der Begriff Makam der traditionellen tьrkischen Kunstmusik", Ankara, 1966). В 1962 возвратился в Анкару. В 1962-64 заведующий редакцией муз. программ Анкарского радио, в 1964-65 рук. фольклорного отделения, затем также директор консерватории, в 1965 зав. отделом иск-ва Мин-ва нац. образования. О. - один из крупных исследователей турецкой традиц. музыки. Среди его многочисл. работ - монографии, статьи (в турецких и заруб. муз. журналах), в т. ч. "60 турецких композиторов, владеющих западной техникой письма" ("Bati teknigiyle yazan 60 tьrk bagdar", Ankara, 1965); справочник "По концертам" ("Konзerto kilavuzu", Ankara, 1967). З. Рустам-заде. |
Оранский В. А. (наст. фам. Гершов) Виктор Александрович (22 IV (4 V) 1899, Феодосия - 27 IX 1953, Москва) - сов. композитор. В 1915-18 учился в Моск. консерватории по классу фп. у К. Н. Игумнова. Заведовал муз. частью 2-й студии МХТ (1923-25), Т-ра ВЦСПС (1932-36), Т-ра имени M. H. Ермоловой (1947-50) и др. Преподавал муз.-теоретич. предметы в Ин-те ритмич. воспитания (1921-23), муз. школах имени А. К. Глазунова и А. Н. Скрябина (1922-25), Хореографич. уч-ще при Большом т-ре (1939-43). Наиболее продуктивно работал в области сценич. жанров. Музыка О. к драматич. спектаклям отличается точностью образных характеристик, изобретат. инструментовкой. Балеты О. сыграли заметную роль в становлении сов. муз.-хореографич. иск-ва. Сочинения: опера Бронепоезд 14-69 (по Вс. В. Иванову, не окончена), детская опера Звезда радости (1919, Москва, силами самодеятельности); оперетта Ночные пауки (1929); балеты - Футболист (1930, Большой т-р), Три толстяка (по повести Ю. К. Олеши. 1935, там же), Виндзорские проказницы (по У. Шекспиру, 1942, Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко); для орк., хора и чтеца - Восстание (по Э. Верхарну, 1922); для орк. - сюиты из балетов "Футболист", "Три толстяка" (обе 1938); камерные ансамбли; фп. пьесы; романсы на стихи Р. Бёрнса, В. Я. Брюсова, С. А. Есенина, В. В. Маяковского и др.; музыка к спектаклям драм. т-ров (св. 60), в т. ч. к спектаклю "Дама-невидимка" Кальдерона (1924, 2-я студия МХТ), "12 месяцев" С. Я. Маршака (1947, МТЮЗ), "Пушкин" А. Глобы (1950, Т-р им. М. Н. Ермоловой), "20 лет спустя" М. А. Светлова (1956, ЦДТ); музыка к фильмам (св. 30). Литература: Файер Ю., О себе, о музыке, о балете, М., 1970. M. M. Яковлев. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Константин Агапаронович (р. 29 VII 1928, Армавир) - сов. композитор. Нар. арт. Арм. ССР (1974). Чл. КПСС с 1961. В 1961 окончил Ереванскую консерваторию по классу композиции у Э. М. Мирзояна. С 1956 худ. рук. Гос. эстр. оркестра Армении. Известностью пользуются его струн. квартет (1956), симфония (1961), балет "Бессмертие" (1969, Арм. т-р оперы и балета). Среди др. произв.- хореография, картины "Памятник" (1955) и "В полёт" (1956), "Праздничная увертюра" (1967) и поэма "Зангезур" (1973) для симф. оркестра. Музыке О. свойственны яркая образность, экспрессия, обострённая динамичность и драматизм. В ней оригинально претворены ладо-интонационные, ритмич. особенности арм. нар. музыки и достижения совр. симфонизма. Популярны эстр. песни О., в т. ч. "Ереванская мелодия", "Ереван и весна в моём сердце", "Мне и верится и не верится", в к-рых нац. мелос органично сочетается со средствами джаза. Автор многочисл. соч. для эстр. оркестра, музыки для драм. т-ра и кино. А. Г. Будагян. |
Георгий Антонович (р. 25 XI (8 XII) 1904, Вознесенск, ныне Николаевской обл.) - сов. трубач, муз. деятель, педагог. Нар. арт. РСФСР (1972). Чл. КПСС с 1940. В 1918-21 трубач в кавалерийском дивизионе Красной Армии. В 1924 был направлен в Киевскую консерваторию, к-рую окончил в 1927 по классам трубы (у П. В. Рязанцева) и воен. инструментовки. В 1925-27 артист оркестра Укр. т-ра оперы и балета. Окончил Моск. консерваторию (1930, по классу трубы у М. И. Табакова), аспирантуру там же (1933). Преподаёт в Моск. консерватории с 1931 (с 1941 профессор, в 1948-54 зам. директора, с 1969 зав. кафедрой дух. инструментов). В 1928-30 артист симф. оркестра Моск. филармонии, в 1930-35 солист Большого т-ра, в 1933-36 - Большого симф. оркестра Всесоюзного радио, в 1936-40 - Гос. симф. оркестра СССР. 3-я пр. на Всесоюзном конкурсе исполнителей на духовых инструментах (1941). В 1939-46 зам. начальника военного ф-та Моск. консерватории, с 1944 также зам. начальника отдела военно-орк. службы Гл. политич. управления Сов. Армии. В 1946-48 начальник Гл. управления муз. учреждений Комитета по делам иск-в при Совете Министров СССР, в 1954-57 зам. начальника Гл. управления т-ров и муз. учреждений Мин-ва культуры СССР, зам. министра культуры СССР, в 1959-61 директор Большого т-ра. Выступает в концертах с исполнением произв. А. Вивальди, Б. Мартину, П. Хиндемита, Ж. Абсиля, Ю. М. Александрова и др. Автор "Школы для трубы" (1933, 3-е изд. 1940). Ему принадлежат редакции, переложения ряда произв. для трубы и фп., методич. часть в "Полной школе для корнет-а-пистона и трубы" Ж. Арбана (1946). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Органиструм (позднелат. organistrum), вьель (франц. vielle, vielle а roue, итал. lira tedesca, нем. Leier, Drehleier, рус- колёсная лира),- старинный нар. струн. муз. инструмент. Резонирующий деревянный корпус имеет форму ящика, груши, восьмёрки. Струн 4-6, из них нек-рые служат для исп. мелодии, а остальные - для выдерживания остинатных басов. Колесо, к-рое исполнитель с помощью особой ручки вращает левой рукой, выполняет функцию своеобразного смычка. Клавиши, нажимаемые правой рукой, приводят в действие механизм, изменяющий длину средних струн. В 10-12 вв. звукоряд О. был диатоническим, объёмом в 1 октаву; позже (с 18 в.) стал хроматическим и расширился до 2-октав. В 10-14 вв. О.- инструмент нар. певцов-сказителей. В 18 в., после длит. периода забвения, О. пережил своё возрождение (особенно во Франции). Конструкция О. была усовершенствована, появились виртуозы - исполнители на О., выступавшие в дворянских салонах; для О. создавалась спец. лит-ра (пьесы франц. комп. Ш. Батона и Ж. Б. де Буамортье). В России О. известен с 17 в. На нём играли бродячие слепцы-лирники, аккомпанируя своему пению, странствующие музыканты, сказители. На Украине О. наз. реля, рыля; в Белоруссии - лера. О. сохранился в Зап. Европе в муз. быту крестьян отд. р-нов Франции (напр., в Бретани). Литература: Schultz H., Instrumentenkunde, Lpz., 1954. Л. И. Ройзман. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Гунар Вольдемарович (р. 28 III 1927, г. Елгава) - сов. композитор и дирижёр. Нар. арт. Латв. ССР (1977). Чл. КПСС с 1963. Окончил Латв. консерваторию по классам тромбона у К. Изарта (1949) и композиции у А. Скулто (1968). Рук. Ансамбля песни и танца Латв. филармонии (1953-63). Дирижёр Рижского т-ра оперетты (1963-68). Гл. дирижёр дух. оркестра "Рига" (с 1973). С 1971 зав. кафедрой дух. инструментов Латв. консерватории (с 1978 доцент). Сочинения: мьюзиклы - Купальщица Сюзанна (Peldelaja Zuzanna, 1968, Рига), Четвёртый позвонок (Ceturtais skriemelis, 1971); оперетта-водевиль Сельский донжуан (1971, там же), зингшпиль Воры (Zagli, 1973); произв. для дух. орк.; камерно-инстр. ансамбли; циклы хор. песен; обр. нар. песен. |
Гиви Шиоевич (р. 9 VI 1929, Тбилиси) - сов. музыковед. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1967). Кандидат искусствоведения (1959). Чл. КПСС с 1954. Окончил в 1952 историч. ф-т Тбилисского ун-та, в 1953 теоретико-композиторский ф-т, в 1957 аспирантуру Тбилисской консерватории; в 1955-68 преподавал в этой консерватории (с 1963 доцент). С 1968 ст. науч. сотрудник Ин-та философии АН Груз. ССР. С 1974 первый секретарь правления CK Груз. ССР. Осн. круг творч. интересов О.- эстетика, социология, муз. т-р, совр. музыка. Сочинения: А. Баланчивадзе, М., 1959; К вопросу о специфике музыкального мышления, в сб.: Вопросы музыкознания, сб. статей, т. 3, М., 1960; Фортепьянные сонаты Прокофьева, М., 1962; "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева, в сб.: Музыка советского балета, М., 1962; Музыка в творчестве Шекспира, в сб.: Шекспир и музыка, Л., 1964; Шекспир в симфонической музыке романтиков, там же; Шекспир и Прокофьев, там же; Опера-скерцо, "СМ", 1964, No 11; О восприятии музыки, "МЖ", 1965, No 18; Оперы Верди на сюжеты Шекспира, М., 1967; "Казнь Степана Разина" Д. Д. Шостаковича, в сб.: Музыка и современность, вып. 4, М., 1966; Тринадцатая симфония Д. Шостаковича, в сб.: Дмитрий Шостакович, М., 1967; Зарницы поэзии, "СМ", 1968, No 9; Восьмая симфония Шостаковича, "МЖ", 1968, No 23; Кто ты, прекрасная цыганка?, "СМ", 1970, No 7; Симфонии Бетховена, "МЖ", 1970, No 15, 16, 18, 20- 24; Роль творческой индивидуальности в становлении национального стиля, "СМ", 1971, No 9; Поэзия оперного искусства, там же, 1972, No 5; К вопросу о диалектике идей рока в музыке Бетховена, в сб.: Бетховен, вып. 2, М., 1972; Некоторые характерные особенности национального стиля в музыке, в сб.: Музыкальный современник, вып. 1, М., 1973; О динамике национального стиля, в сб.: Музыкальные культуры народов. Традиции и современность, М., 1973; О Четырнадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича и его сочинениях кон. 60-х - нач. 70-х гг., в сб.: Социалистическая музыкальная культура. Традиции. Проблемы. Перспективы, М., 1974; Прокофьев в ГАБТе, "СМ", 1974, No 10; О воспитании композиторской молодежи, там же, 1975, No 11; О диалектике национального и интернационального, там же, 1975, No 12; О природе прекрасного в музыке Хачатуряна, в сб.: Арам Ильич Хачатурян, М., 1975; Становление. (Рапсодия на тему "Гия Канчели"), "СМ", 1976, No 10; Живая музыка Вагнера, там же, 1976, No 4; Р. Штраус, в кн.: Музыка XX в., ч. 1, кн. 2, М., 1977; От "Ариадны" до "Каприччо", в сб.: Музыкальный современник, вып. 2, 1977; на груз. яз.- Некоторые вопросы романтической эстетики и соната Шопена b-moll, "Сабчота хеловнеба", 1960, No 3; Слово молодым, там же, 1974, No 2; Сегодняшний день грузинской музыки, там же, 1976, No 10. И. М. Ямпольский. |
Орель А. (Orel) Альфред (3 VII 1889, Вена - 11 IV 1967, там же) - австр. муз. критик и музыковед. Получил юридич. образование. Как музыковед занимался с 1917 под рук. Г. Адлера. В 1919 защитил диссертацию ("Главный голос в Salve Regina Тридентского кодекса" - "Die Hauptstimme in den Salve Regina der Trienter Codices"). С 1918 руководитель муз. отдела Венской гор. б-ки и в 1940-45 - муз.-историч. ин-та Венского ун-та; в 1929-45 профессор. С 1920 чл. об-ва "Памятники музыкального искусства Австрии". Организовал в Вене выставки, посв. Л. Бетховену (1927), Ф. Шуберту (1928), Й. Гайдну (1932); совм. с Р. Хасом организовал в 1927 во Франкфурте-на-Майне австр. сектор выставки "Музыка в жизни народов", в 1928 в Вене Междунар. конгресс по изучению творчества Ф. Шуберта, с этого же года начал подготовку полного собр. соч. А. Брукнера. Исследования О. посв. вопросам формы в мотетах 15 в., Л. Бетховену, А. Брукнеру. Работы О., основанные на новых материалах и содержащие порой интересные наблюдения, не отличаются, однако, глубиной. Совм. с Р. Фиккером издал произв. из "Тридентских кодексов" в "Памятниках музыкального искусства Австрии" ("DTЦ", 1920, Jahrg. 27, Bd 53). Почётный чл. "Моцартеума" (1959). Сочинения: Einige Grundformen der Motettkomposition im 15. Jahrhundert, "StMw", 1920, (Bd 71; Unbekannte Frьhwerke Anton Brьckners, W., 1921; Ein Wiener Beethoven-Buch, W., 1921; Anton Bruckner. Das Werk - Der Kьnstler - Die Zeit, W.-Lpz., 1925; Der Junge Schubert, W.-Lpz., 1940; Mozarts deutscher Weg, eine Deutung aus Briefen, W., 1941, 1943; Grillparzer und Beethoven, W., 1941; Mozart in Wien, W., 1944; Hugo Wolf, W., 1947; Johannes Brahms, Оlten, 1948; Goethe als Operndirektor, Bregenz, 1949; Bruckner-Brevier. Briefe, Dokumente, Berichte, W., 1953; Musikstadt Wien, W., 1953; Mozart, Gloria Mundi, Salzburg, 1956. Литература: Rасek Fr., A. Orel, "ЦMz", 1958, Jahrg. 13, S. 473- 475; его же, A. Orel, там же, 1967, Jahrg. 22, S. 347-48; Festschrift A. Orel, hrsg. von H. Federhofer, W. - Wiesbaden, 1960; Federhofer H., A. Orel zum Gedдchtnis, "Mf", 1967, Jahrg. 20, S. 363-64; Senn W., A. Orel,"AMI", 1968, Jahrg. 40. T. H. Соловьёва. |
Павел Константинович (р. 20 I (2 II) 1916, Петроград) - сов. валторнист и педагог. Чл. КПСС с 1946. В 1937 окончил Ленингр. консерваторию у М. Н. Буяновского, в 1940 - там же аспирантуру. Артист оркестров Ленингр. радио (1934-36 и 1943-1950), Ленингр. филармонии (1936-1938), Ленингр. т-ра оперы и балета (1938-41 и 1954-68), Ленингр. Малого т-ра оперы и балета (1950-54). 1-й исполнитель концерта для валторны с оркестром А. Ф. Гедике (1937). С 1945 преподаёт в Ленингр. консерватории (с 1973 профессор), в 1967-73 преподаватель основанного им класса валторны в петрозаводском филиале при ней. О. принадлежат транскрипции и обработки для валторны произв. рус. и заруб. композиторов; редактор ряда сб-ков произв. педагогич. репертуара. |
Фёдор Гаврилович (24 IV (6 V) 1872, по уточнённым данным, Одесса - 2 X 1932, Киев) - сов. певец (лирико-драматический тенор). Окончив юнкерское уч-ще, до 1897 служил офицером. В 1897-1900 учился пению у Ф. И. Гущина в Петербурге. В 1900 был принят в Мариинский т-р; в сезоне 1904/05 пел в Варшаве. В 1906-13 и 1915-25 был солистом Киевского оперного т-ра, в 1914-15 - Большого т-ра в Москве. О. обладал красивым, гибким голосом с особо развитым верхним регистром, музыкальностью, артистич. обаянием. Ему одинаково хорошо удавались как лирич., так и драм. партии. Среди партий: Ленский, Герман, Владимир Дубровский, Владимир Игоревич, Берендей; Лыков ("Царская невеста"), Шуйский, Голицын ("Борис Годунов", "Хованщина"), Князь, Хозе, Лоэнгрин; Зигмунд ("Валькирия"), Йонтек, Вертер, Альфред, Герцог и др. Последние годы жизни занимался педагогич. деятельностью, преподавал в Киевской консерватории и Муз.-драм. ин-те им. Лысенко. У него училась В. Н. Гужова. Литература: Лисенко I., Федiр Орешкевич, "Музика", 1972, No 4. Л. С. Кауфман. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Оркестротека (от оркестр и греч. tnxn - хранилище, вместилище, ящик) - комплект снабжённых дирекционом оркестровых голосов к.-л. произведения, предназначенный для исполнения его небольшим инстр. составом, а также эстр. и малым симф. оркестрами. О. позволяет исполнять произв. тем составом, какой имеется в наличии - от минимального до максимального. В связи с этим все голоса О. подразделяются на обязательные, к-рые необходимы для обеспечения его более или менее неискажённого звучания, и желательные, к-рые могут дополнять обязательные, но могут и отсутствовать. Обязат. голоса имеют напечатанные более мелко вставки, в к-рых приведены тематически важные отрывки из партий желательных голосов с указанием инструмента, для к-рого предназначается тот или иной отрывок. При отсутствии данного инструмента эти отрывки могут быть исполнены и обязат. голосом без ущерба для его осн. партии. О., выпускаемые сов. муз. издательствами, рассчитаны на состав от 4-6 до 8-19 исполнителей. В виде О. издаются произв. бытовой музыки, популярные соч. сов. композиторов и лучшие произведения русской и зарубежной музыкальной классики. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Сергей Яковлевич (р. 19 (31) III 1898, Петербург) - сов. дирижёр. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1943). Сын Я. Ф. Орланского-Титаренко. С детских лет обучался игре на фп. Окончил в 1915 теоретич. отделение Муз. уч-ща, в 1916 экстерном Петрогр. консерваторию (по классу фп. у Н. А. Дубасова). Выступал с отцом (дуэт баянов), с 1915 как пианист-ансамблист с мн. исполнителями. С 1922 дирижёр (ученик Э. А. Купера, позднее Н. С. Голованова) симф. оркестров Риги и Душанбе, Моск. т-ра музкомедии под рук. В. М. Бебутова (1924-26), Моск. т-ра оперетты (1927-35), Т-ра музкомедии в Свердловске (1935-36, 1955-59), ряда оперных т-ров Москвы, Риги, Душанбе и др., Радио Москвы и Ленинграда. В 1940-43 работал в Ашхабаде, где участвовал в подготовке Декады туркм. иск-ва и лит-ры в Москве, организации Туркм. т-ра оперы и балета. Под упр. О. состоялись премьеры ряда спектаклей, в т.ч. балетов "Алдар-Косе" Корчмарёва (1942, Ашхабад), "Лебединое озеро" (1948, Душанбе), оперетт "Шумит Средиземное море" Фельцмана (1951, Ленингр. т-р музкомедии), "Самое заветное" Соловьёва-Седого (1952, там же) и др. С 1960 дирижёр и муз. консультант киностудии "Ленфильм". И. М. Ямпольский. |
Орланский-Титаренко Я. Ф. (наст. фам. - Орланский) Яков Фёдорович (9(21) 1877, Петербург - 28 XII 1941, Ленинград) - сов. баянист, педагог, конструктор муз. инструментов. В юности выступал как солист на 3-рядной "петербургской" гармонике, с 1895 - в дуэте с П. Ф. Пановым, с 1903 - в трио с Ф. Кришем и В. И. Сорокиным. В 1907-15 концертировал в Москве, Ленинграде и др. городах. В 1912 организовал оркестр "Баян". Ввёл (совм. с мастером П. Е. Стерлиговым) ныне общепринятое рус. назв. хроматич. кнопочной гармоники - баян. В 1927-33 разработал новые конструкции гармоник - "колхозница" (упрощённый баян), монофон (ансамблевая гармоника с одной 2-рядной клавиатурой по системе П. Янко, с особым расположением резонаторов, облагораживающим звук). В 1934 организовал первый квартет монофонов (А. З. Кудрявцев, Б. А. Комаров, П. А. Демидов, А. Н. Тебнев), выступавший до 1960. В 1927 основал (совм. с К. Н. Летвиченко и А. Л. Клейнардом) школу баянистов в Ленинграде. Ему принадлежат первые самоучители, а также ряд переложений для баяна. Литература: Благодатов Г., Русская гармоника, Л., 1960; Mирек A., Из истории аккордеона и баяна, М., 1967; его же, Справочник по гармоникам, М., 1968. А. М. Мирек. |
Александр Иванович (18(30) VIII 1873, Петербург - 10 X 1948, Москва) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1945). В нач. 1890-х гг. учился игре на скрипке в Петерб. консерватории у П. А. Краснокутского, в 1906 - дирижированию у П. Юона в Берлине. С 1891 играл в разл. оркестрах, с 1902 дирижировал Кубанским войсковым симф. оркестром. С 1907 работал в городах Юж. России симф. и оперным дирижёром (в т.ч. в оперном товариществе М. К. Максакова), затем в Москве, где был дирижёром симф. оркестра С. А. Кусевицкого (1912-17), Оперного т-ра С. И. Зимина, затем т-ра Моск. Совета (дирижировал оперой "Фиделио" - 7 XI 1918), позднее "Свободной оперы С. И. Зимина" (дирижировал первой пост. оперы "Трильби" А. И. Юрасовского, 1924). В 1925-29 гл. дирижёр Киевской гос. академич. укр. оперы (ныне Укр. т-р оперы и балета); руководитель класса дирижирования (с 1927 профессор) Киевской консерватории (его ученик - Н. Г. Рахлин). В 1930 возглавил симф. оркестр Всесоюзного радио; выступал с оркестром Моск. филармонии. Опытный и известный дирижёр, точный в выполнении авторских замыслов, О. осуществил много оперных пост. в т-рах, на радио и в Оперной студии при консерватории (впервые в СССР - "Турандот" Пуччини, "Ожерелье Мадонны" Вольфа-Феррари) и исполнил множество симф. произв., в т.ч. советских. Литература: Tищенко A., А. И. Орлов, "СМ", 1941, No 5; Кочетов В., А. И. Орлов, "СМ", 1948, No 10. Б. С. Штейнпресс. |
Василий Михайлович (13 (25) I 1858, с. Ильинское, ныне Моск. обл. - 6(19) IV 1901, Петербург) - рус. хоровой дирижёр, композитор и собиратель нар. песен. Учился в Моск. синодальном уч-ще, а также в Моск. и Петерб. консерваториях у П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова. Преподавал пение в учительской семинарии (Острожск), затем до 1893 руководил хор. капеллой графа Строганова, позднее хором Казанского собора (Петербург). Наибольшее значение имеют его записи нар. песен. В 1880 записал в Тамбовской губ. 193 хоровые песни в 2-голосном изложении, к-рые аранжировал для 4 голосов, сохранив особенности нар. многогол. склада. 18 из этих песен были опубликованы в 1890 А. И. Пальчиковым. В 1949-50 часть песен, записанных О., была опубликована в сб. "Русские народные песни, записанные в Тамбовской области" (вып. 1-3). Автор детских опер, хоров, духовных сочинений, романсов. Литературные сочинения: Искусство церковного пения, СПБ, 1894, 1910. |
Василий Сергеевич (25 I (6 II) 1856 (1857?), с. Ржавки Моск. губ. - 10 (23) XI 1907, Москва) - рус. хоровой дирижёр. Окончил Моск. синодальное уч-ще (1871) и Моск. консерваторию по классу фагота (1880), муз.-теоретич. предметы изучал под рук. П. И. Чайковского. С 1880 дирижёр Рус. хор. об-ва, преподавал также хор. пение в разл. уч. заведениях. С 1886 гл. дирижёр Синодального хора, с 1901 директор Моск. синодального уч-ща, руководил хором Моск. ун-та. Крупнейший рус. хор. дирижёр. Синодальный хор под его руководством получил широкое признание, с успехом выступал за рубежом. В 1895 О. провёл цикл историч. концертов рус. духовной хор. музыки. Деятельность О. высоко ценили П. И. Чайковский, Н. Г. Рубинштейн, С. И. Танеев и др. Среди учеников О. - хор. дирижёры Н. М. Данилин, М. Г. Климов, А. С. Степанов, В. П. Степанов, П. Г. Чесноков. |
Георгий Павлович (25 I (6 II) 1900, Астрахань - 7 IV 1940, Москва) - сов. музыковед. Окончил Ленингр. ин-т истории иск-в (1922), Ленингр. консерваторию по классу композиции у В. П. Калафати (1926), аспирантуру при ней (1929, рук. Б. В. Асафьев). С 1925 зав. б-кой Ленингр. консерватории, в 1930-1932 преподавал в Ленингр. консерватории (курсы источниковедения и музыкальной библиографии). В 1931-1937 зав. б-кой Ленинградской филармонии, с 1937 директор б-ки Моск. консерватории. Одноврем. с 1939 декан историко-теоретич. ф-та Центр. заочного муз.-пед. ин-та в Москве. Пред. муз. секции Всесоюзной книжной палаты (с 1938). Автор ряда статей и публикаций в журналах и газетах. Сочинения: Музыкальная литература. Библиографический указатель книжной и журнальной литературы о музыке на русском языке, Л., 1935; Летопись жизни и творчества М. П. Мусоргского, М. - Л., 1940. |
Дмитрий Александрович (1842, Владимирская губ. - г. смерти неизв.) - рус. певец (драм. тенор). Учился в уч. классах при Придв. певч. капелле, а также у И. Я. Сетова, в антрепризе к-рого пел в Киеве в 60-х гг. С 1865 выступал на сцене Большого т-ра (дебютировал в партии Собинина), в 1869-80 - Мариинского т-ра, позже - в провинции. 1-й исполнитель партии Андрея ("Опричник" Чайковского), Кирибеевича и Елизара ("Купец Калашников" и "Маккавеи" Рубинштейна; последняя партия - впервые в России). Среди др. партий - Финн, Лоэнгрин, Тангейзер, Иоанн Лейденский, Манрико, Йонтек. |
Николай Андреевич (14 (26) II 1892, Елец, ныне Липецкой обл. - 31 V 1964, Грантаун-он-Спей, Шотландия) - рус. пианист. Род. в семье юриста. Игре на фп. начал обучаться под рук. матери, затем занимался в школе Гнесиных у Евг. Ф. Гнесиной. В 1910 окончил Моск. консерваторию (ученик К. А. Киппа и К. Н. Игумнова). Брал уроки композиции у С. И. Танеева. Дебютировал на конц. эстраде в 1912 в Москве (исп. 1-й концерт для фп. с оркестром Глазунова). В 1913-15 преподаватель муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва, в 1917-21 профессор Моск. консерватории. С 1922 жил за границей (б.ч. в Париже, Лондоне). Концертировал во мн. странах Европы и Америки. В 1933 провёл цикл концертов из произв. Ф. Шопена. Игра О. - сдержанная, поэтичная, отличалась благородством и изяществом. Пианисту были присущи точность и объективность в интерпретации исполняемых произв. Его обширный репертуар включал многочисл. произведения классич. и романтич. музыки. Я. И. Мильштейн. |
Александра Анатольевна (р. 9(22) II 1911, Екатеринослав, ныне Днепропетровск) - сов. музыковед. Родилась в семье музыкантов. Училась в Ленингр. ин-те истории иск-в, в 1933 окончила экстерном филологич. ф-т Ленингр. ун-та. Как музыковед начала работу в качестве библиографа в Ленингр. консерватории (1932-35), затем в б-ке Ленингр. филармонии (1935-38). В 1938-39 науч. сотрудник Дома-музея П. И. Чайковского в Клину; в 1940-41 науч. сотрудник фольклорного кабинета Моск. консерватории; в 1941-44 зав. б-кой Ленингр. филармонии (в Новосибирске); в 1944-50 науч. сотрудник Ленингр. ин-та т-ра, музыки и кинематографии. Автор мн. источнико-ведч. работ, посв. рус. классич. музыке, комментариев к "Литературному наследию М. И. Глинки" (т. 1-2, М., 1952-53), к "Запискам" М. И. Глинки (Л., 1953), вступ. статей и комментариев к сб.: "Глинка в воспоминаниях современников" (М., 1955), "Литературное наследие М. П. Мусоргского" (М., 1972), "Чайковский П. И., О музыке, о жизни, о себе" (Л., 1976). Сочинения: Дни и годы П. И. Чайковского, М. - Л., 1940 (совм. с Э. Зайденшнур, В. Киселёвым, Н. Шеманиным); М. И. Глинка. Летопись жизни и творчества, М. - Л., 1952; Труды и дни М. П. Мусоргского, М., 1963; Страницы жизни Н. А. Римского-Корсакова, в. 1-4, Л., 1969-73 (1, 2 и 4 совм. с В. Н. Римским-Корсаковым); Глинка в Петербурге, Л., 1970; Мусоргский в Петербурге, Л., 1974; Михаил Глух, М. - Л., 1977. В. С. Фомин. |
Елена Михайловна (р. 5(18) III 1908, Кострома) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1968). Окончила в 1939 историко-теоретич. ф-т Ленингр. консерватории, в 1942 аспирантуру по истории музыки там же (рук. Р. И. Грубер). В 1946-49 преподавала в Моск. консерватории. В 1950-74 - в Ленинградской, в 1974-77 в Уральской консерватории (Свердловск); с 1969 профессор. Осн. работы посв. разработке проблем, связанных с творч. наследием Б. В. Асафьева и историей рус. музыки. Сочинения: Романсы Чайковского, М. - Л., 1948; Композитор и слушатель- одна из ведущих тем в работах Б. В. Асафьева, в кн.: Памяти академика Бориса Владимировича Асафьева..., М., 1951; Мысли Н. А. Римского-Корсакова об анализе музыкальных произведений, в кн.: Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование. Статьи и материалы, Л., 1959; Б. В. Асафьев. Путь исследователя и публициста, Л., 1964; Работа Б. В. Асафьева над теорией интонации, в сб.: Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов Советского Союза и других социалистических стран, М., 1965; Новаторские тенденции в тематике русского музыкального искусства начала XX века, в кн.: Русская музыка на рубеже XX века, М. - Л., 1966; Некоторые вопросы специфики музыкального искусства в теории интонации Асафьева, в кн.: Музыка в социалистическом обществе, Л., 1969; Лекции по истории русской музыки, М., 1977. И. М. Ямпольский. |