Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "О" (часть 3, "ОПЕ"-"ОРЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 3, "ОПЕ"-"ОРЛ")

Опеньский Х.

Опеньский Х. (Opienski) Хенрык (13 I 1870, Краков - 21 I 1942, Морж, близ Лозанны) - польск. композитор, дирижёр и педагог. Учился у В. Желеньского в Кракове, И. Падеревского, а также у дЭнди в "Схола канторум" (композиция) в Париже, затем у X. Римана (музыковедение) и А. Никиша (дирижирование) в Лейпциге (1904-06). Дирижёр хора филармонии (1906) и оркестра "Т-ра Вельки" (1908-12). Основатель (1911) и редактор (до 1914) журн. "Kwartalnik Muzyczny" в Варшаве. Жил в Швейцарии (1914-19 и с 1926), дирижировал организованным им в Лозанне (1917) вок. ансамблем "Motet et Madrigal" (популяризировал музыку 16-17 вв.). Был ректором и профессором (дирижирование) Муз. академии в Познани (1920-26), рук. Союза певч. об-в (1923), ред. журн. "Przeglad Muzyczny". Как композитор продолжал традиции С. Монюшко; в операх использовал элементы польск. муз. фольклора ("Мария", 1904) и нац. музыки 16 в. ("Якуб Лютнист" - "Jakub Lutnista", соч. 1918; 1927, Познань); в Вариациях для фп. ощущается влияние М. Регера, в песнях - Р. Вагнера. Среди др. соч. - программные симф. поэмы "Лилла Венеда" (1908) и "Зыгмунт Август и Барбара" (1912), камерно-инстр. ансамбли; пьесы для фп., для скрипки, хоры. Автор работ о В. Бакфарке, Ф. Шопене, И. Падеревском, С. Монюшко и др.

Литература: Szopski F., Henryk Opienski, "Muzyka", 1931, rok 3, No 1; Fоrnerod A., Henryk Opienski, Lausanne, 1942.

Опера

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Опера комик"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Опера комик

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Опера спасения"

"Опера спасения" - "опера спасения и ужасов", - разновидность оперы во Франции, сложившаяся накануне и получившая развитие в годы (и несколько позднее) Великой франц. революции. Родственная сентименталистской комедии и бурж. мелодраме (но не большой опере с её историко-мифологич. сюжетами и условной обстановкой действия), "О. с." отличается ярким муз. воплощением сюжетов определ. рода - с нагнетанием драм. напряжения к концу, с возрастанием опасности (часто смертельной) для положит. героев, но всегда с благополучной развязкой. Героизация (порой романтическая) совр. сюжетов комич. оперы была вызвана напряжённой обществ. атмосферой эпохи.

Черты "О. с." явственно проступают уже в "Дезертире" Монсиньи (1769) и "Ричарде Львиное сердце" Гретри (1784). Наиболее же типичные образцы - "Ужасы монастыря" Бертона (1790), "Пещера" Лесюэра (1793, по роману О. Лесажа "Жиль Блаз"), "Лодоиска" (1791), "Элиза" (1794) и "Водовоз" (1800) Керубини. На традицию "О. с." опирался Л. Бетховен в "Фиделио" (1805). Для музыки "О. с." характерны драматическая выразительность (патетическая мелодия, острые гармонии, умение создать напряжение в орк. партии), соединение героич. и жанровых элементов с целью приближения к реальной действительности, стремление к единству композиции (лейтмотивы, характерные тембры и фактурные приёмы), а также передача колорита времени и места действия (т. е. конкретизация происходящего).

Литература: Ферман В., История новой западноевропейской музыки, т. 1, М.-Л., 1940; Хохловкина A. A., Музыка французской революции XVIII в., в кн.: Музыка французской революции XVIII в. Бетховен, М., 1967; Grйtry A. E. M., Mйmoires, ou Essais sur la musique, P.-Liиge, 1789 (рус. пер. - Гретри А. Э. M., Мемуары или очерки о музыке, т. 1, М.-Л., 1939); Radlguer H., Histoire dp la musique..., в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire..., fondateur A. Lavignac, pt. 1, (v. 3), P., 1913 (рус. пер. - Радиге A., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, М., 1934); Kretzschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. - Кречмар Г., История оперы, Л., 1925).

Т. Н. Соловьёва.

Опера-балет

Опера-балет (франц. opera-ballet) - муз.-театр. жанр, сложившийся во Франции на рубеже 17-18 вв. и характерный для придв. театра ("Королевской академии музыки") этого периода. Элементы О.-б. подготовлялись издавна в т. н. придв. балетах (ballet de cour) 16 в., в комедиях-балетах, созданных Ж. Б. Люлли совм. с Ж. Б. Мольером, а также в балетах и операх самого Люлли. В этих жанрах соединялись пение и танцы при господстве танца в балете и пения в опере. Лишь после Люлли на франц. оперной сцене возникает жанр О.-б., представленный у А. К. Детуша, Ж. Муре и ярче всего у А. Кампра ("Галантная Европа", 1697, и особенно "Венецианские празднества", 1710). Подобно тематике "галантных празднеств" во франц. живописи рококо, О.-б. прежде всего красочны и декоративны. Они состоят обычно из ряда картин (entrees), сюжетно почти не связанных, в к-рых развитые танц. сцены сочетаются с ариями, речитативами, ансамблями и др. оперными формами. Ярчайшие образцы О.-б. созданы Ж. P. Рамо ("Галантная Индия", 1735; "Празднества Гебы", 1739, и др.), внёсшим в этот жанр высокий драматизм лирической трагедии, углубившим его декоративность, характерность. Впоследствии О.-б. изживает себя. Однако в 19 и особенно в 20 вв. появляются отд. образцы этого жанра, представляющие единство хореографии и пения в рамках фантастич. или мифологич. спектакля: "Торжество Вакха" Даргомыжского (1848), "Млада" Римского-Корсакова (1890), "Снежная королева" Раухвергера (1965), "Давид Сасунский" Оганесяна (1976), "Рождение лиры" Русселя (1925), "Театр чудес" Хенце (1948, 2-я ред. 1965), "Прусская сказка" Блахера (1950) и др.

Литература: Ecorcheville J., De Lulli а Rameau 1690- 1730, P., 1906; Kretzschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. - Кречмар Г., История оперы, Л., 1925); Masion P.-M., L'opйra de Rameau, P., 1930; Anthony J. K., French Opera-Ballet in the early 18th. century. Problems of definition and classification, "Journal of the American Musicological Society", 1965, v. 18, No 2, p. 197-206.

T. H. Соловьёва.

Опера-буффа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Опера-водевиль

Опера-водевиль - см. Водевиль.

Опера-семисериа

Опера-семисериа (итал. opera semiseria, букв. - полусерьёзная опера)- жанровая разновидность оперы, занимающая промежуточное положение между оперой-сериа и оперой-буффа. Термин "семисериа", в отличие от "сериа" или "буффа", не строгий, а скорее вспомогательный (связан с операми 18 - 1-й трети 19 вв.). Последоват. развития О.-с. как вида не наблюдается. Черты же её (проникновение комич. элемента в серьёзную оперу и наоборот) проступали уже в оперном иск-ве 17 в. (римская, венецианская, неаполитанская школы), но термина "семисериа" ещё не существовало, т. к. не было и термина "сериа". К О.-с. относятся нек-рые оперы А. Скарлатти; с наибольшим основанием признаки её можно усматривать в творчестве Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, В. Мартин-и-Солера и др. композиторов 2-й пол. 18 в. Возникали и произв. исключит. значения, резко возвышавшиеся над средним уровнем О.-с: "Дон Жуан" Моцарта (1787; композитор обозначил жанр как "весёлая драма"- dramma giocosa), "Сорока-воровка" Россини (1817). В 19 в. этот термин постепенно исчезает из обихода, хотя традиции О.-с. ощутимы в операх веристов: Р. Леонкавалло, П. Масканьи, Дж. Пуччини.

Литература: Материалы и документы по истории музыки, т. 2, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, М., 1934; Kretzschamar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. - Кречмар Г., История оперы, Л., 1925).

Т. Н. Соловьёва.

Опера-сериа

Опера-сериа (итал. opera seria - серьёзная опера)- жанр итал. оперы, сложившийся в кон. 17-18 вв. в творчестве композиторов неаполитанской опсрной школы. Известнейшие либреттисты О.-с. - поэты А. Дзено и П. Метастазио (выработавшие устойчивый тип её композиции); композиторы - А. Скарлатти, Л. Лео, Г. Ф. Гендель, Н. Порпора, Б. Галуппи, Н. Пиччинни, И. А. Хассе, Н. Йоммелли, Т. Траэтта, К. В. Глюк (до своей оперной реформы), В. А. Моцарт (ранние оперы; "Милосердие Тита", 1791) и др. С распространением итальянского искусства в Европе О.-с. приобрела международное значение и проникла на все крупные (в частности, придворные) сцены. Для этого жанра типично господство ист.-мифологич. и легендарно-сказочных сюжетов при ясно выраженном разделении функций слова (сценич. действия) и собственно музыки. Всё относящееся к сложной и запутанной интриге, к развитию фабулы воплощалось в речитативе secco. Типичные эмоции в типичных ситуациях получали претворение в развитых, завершённых, нередко виртуозных ариях (обычно 3-частная ария da capo), реже ансамблях разного типа - героич., лирич., скорбных, однако не особенно индивидуализированных. Такое разделение было сопряжено с безграничным господством певцов-виртуозов на оперной сцене, с пением кастратов, со свободным введением "украшений" в мелодию по вкусу певца и т. д. К сер. 18 в. назрел эстетич. кризис О.-с. как "концерта в костюмах", где музыка передавала лишь немногие стороны драмы. Это привело к характерным для эпохи творч. исканиям итал. композиторов (и Генделя), к-рые стремились усилить в О.-с. роль драматизированного речитатива в драматич. кульминациях (т. н. речитатив accompagnato), углубить выразительность пения, расширить функции оркестра. В 60-е гг. 18 в. Глюк начал осуществлять свою оперную реформу, пересмотрев в операх "Орфей и Эвридика" и "Альцеста" драматургич. концепцию О.-с. Однако традиции О.-с. продолжали развиваться в творчестве др. композиторов, в т. ч. молодого Дж. Россини, Г. Спонтини. В 19 в. это определение жанра утратило первонач. смысл и практически вышло из обихода.

Литература: Материалы и документы по истории музыки, т. 2, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, М., 1934; Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940; Конен В., Театр и симфония, М., 1968, 1975; Kretzschmar Н., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. - Кречмар Г., История оперы, Л., 1925); Abert H., Die Opera sйria, в его кн.: W. А. Mozart. Neubearbeitete und erweiterte Ausgabe von Otto Jahns Mozart, Bd 1, Lpz., 1955.

T. H. Соловьёва.

Оперетта

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оперный театр Зимина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оперный театр имени К. С. Станиславского

Статья большая, находится на отдельной странице.

Орансай Г.

Орансай Г. (Oransay) Гюльтекин (р. 19 IV 1930, Берлин)- турецкий музыковед. Окончив лит. отделение лицея (1948), учился на философском ф-те ун-та в Анкаре. В 1954 окончил Анкарскую консерваторию (класс композиции). В том же году переехал в Мюнхен, где изучал музыковедение, одноврем.- вост. языки и латынь. В 1962 в Мюнхенском ун-те защитил докторскую диссертацию "Мелодическая линия и понятие макама в турецкой традиционной музыке" ("Die melodische Linie und der Begriff Makam der traditionellen tьrkischen Kunstmusik", Ankara, 1966). В 1962 возвратился в Анкару. В 1962-64 заведующий редакцией муз. программ Анкарского радио, в 1964-65 рук. фольклорного отделения, затем также директор консерватории, в 1965 зав. отделом иск-ва Мин-ва нац. образования. О. - один из крупных исследователей турецкой традиц. музыки. Среди его многочисл. работ - монографии, статьи (в турецких и заруб. муз. журналах), в т. ч. "60 турецких композиторов, владеющих западной техникой письма" ("Bati teknigiyle yazan 60 tьrk bagdar", Ankara, 1965); справочник "По концертам" ("Konзerto kilavuzu", Ankara, 1967).

З. Рустам-заде.

Оранский В. А.

Оранский В. А. (наст. фам. Гершов) Виктор Александрович (22 IV (4 V) 1899, Феодосия - 27 IX 1953, Москва) - сов. композитор. В 1915-18 учился в Моск. консерватории по классу фп. у К. Н. Игумнова. Заведовал муз. частью 2-й студии МХТ (1923-25), Т-ра ВЦСПС (1932-36), Т-ра имени M. H. Ермоловой (1947-50) и др. Преподавал муз.-теоретич. предметы в Ин-те ритмич. воспитания (1921-23), муз. школах имени А. К. Глазунова и А. Н. Скрябина (1922-25), Хореографич. уч-ще при Большом т-ре (1939-43). Наиболее продуктивно работал в области сценич. жанров. Музыка О. к драматич. спектаклям отличается точностью образных характеристик, изобретат. инструментовкой. Балеты О. сыграли заметную роль в становлении сов. муз.-хореографич. иск-ва.

Сочинения: опера Бронепоезд 14-69 (по Вс. В. Иванову, не окончена), детская опера Звезда радости (1919, Москва, силами самодеятельности); оперетта Ночные пауки (1929); балеты - Футболист (1930, Большой т-р), Три толстяка (по повести Ю. К. Олеши. 1935, там же), Виндзорские проказницы (по У. Шекспиру, 1942, Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко); для орк., хора и чтеца - Восстание (по Э. Верхарну, 1922); для орк. - сюиты из балетов "Футболист", "Три толстяка" (обе 1938); камерные ансамбли; фп. пьесы; романсы на стихи Р. Бёрнса, В. Я. Брюсова, С. А. Есенина, В. В. Маяковского и др.; музыка к спектаклям драм. т-ров (св. 60), в т. ч. к спектаклю "Дама-невидимка" Кальдерона (1924, 2-я студия МХТ), "12 месяцев" С. Я. Маршака (1947, МТЮЗ), "Пушкин" А. Глобы (1950, Т-р им. М. Н. Ермоловой), "20 лет спустя" М. А. Светлова (1956, ЦДТ); музыка к фильмам (св. 30).

Литература: Файер Ю., О себе, о музыке, о балете, М., 1970.

M. M. Яковлев.

Оратория

Статья большая, находится на отдельной странице.

Орбелян К. А.

Константин Агапаронович (р. 29 VII 1928, Армавир) - сов. композитор. Нар. арт. Арм. ССР (1974). Чл. КПСС с 1961. В 1961 окончил Ереванскую консерваторию по классу композиции у Э. М. Мирзояна. С 1956 худ. рук. Гос. эстр. оркестра Армении. Известностью пользуются его струн. квартет (1956), симфония (1961), балет "Бессмертие" (1969, Арм. т-р оперы и балета). Среди др. произв.- хореография, картины "Памятник" (1955) и "В полёт" (1956), "Праздничная увертюра" (1967) и поэма "Зангезур" (1973) для симф. оркестра. Музыке О. свойственны яркая образность, экспрессия, обострённая динамичность и драматизм. В ней оригинально претворены ладо-интонационные, ритмич. особенности арм. нар. музыки и достижения совр. симфонизма. Популярны эстр. песни О., в т. ч. "Ереванская мелодия", "Ереван и весна в моём сердце", "Мне и верится и не верится", в к-рых нац. мелос органично сочетается со средствами джаза. Автор многочисл. соч. для эстр. оркестра, музыки для драм. т-ра и кино.

А. Г. Будагян.

Орвид Г. А.

Георгий Антонович (р. 25 XI (8 XII) 1904, Вознесенск, ныне Николаевской обл.) - сов. трубач, муз. деятель, педагог. Нар. арт. РСФСР (1972). Чл. КПСС с 1940. В 1918-21 трубач в кавалерийском дивизионе Красной Армии. В 1924 был направлен в Киевскую консерваторию, к-рую окончил в 1927 по классам трубы (у П. В. Рязанцева) и воен. инструментовки. В 1925-27 артист оркестра Укр. т-ра оперы и балета. Окончил Моск. консерваторию (1930, по классу трубы у М. И. Табакова), аспирантуру там же (1933). Преподаёт в Моск. консерватории с 1931 (с 1941 профессор, в 1948-54 зам. директора, с 1969 зав. кафедрой дух. инструментов). В 1928-30 артист симф. оркестра Моск. филармонии, в 1930-35 солист Большого т-ра, в 1933-36 - Большого симф. оркестра Всесоюзного радио, в 1936-40 - Гос. симф. оркестра СССР. 3-я пр. на Всесоюзном конкурсе исполнителей на духовых инструментах (1941). В 1939-46 зам. начальника военного ф-та Моск. консерватории, с 1944 также зам. начальника отдела военно-орк. службы Гл. политич. управления Сов. Армии. В 1946-48 начальник Гл. управления муз. учреждений Комитета по делам иск-в при Совете Министров СССР, в 1954-57 зам. начальника Гл. управления т-ров и муз. учреждений Мин-ва культуры СССР, зам. министра культуры СССР, в 1959-61 директор Большого т-ра. Выступает в концертах с исполнением произв. А. Вивальди, Б. Мартину, П. Хиндемита, Ж. Абсиля, Ю. М. Александрова и др. Автор "Школы для трубы" (1933, 3-е изд. 1940). Ему принадлежат редакции, переложения ряда произв. для трубы и фп., методич. часть в "Полной школе для корнет-а-пистона и трубы" Ж. Арбана (1946).

Орган

Статья большая, находится на отдельной странице.

Органиструм

Органиструм (позднелат. organistrum), вьель (франц. vielle, vielle а roue, итал. lira tedesca, нем. Leier, Drehleier, рус- колёсная лира),- старинный нар. струн. муз. инструмент. Резонирующий деревянный корпус имеет форму ящика, груши, восьмёрки. Струн 4-6, из них нек-рые служат для исп. мелодии, а остальные - для выдерживания остинатных басов. Колесо, к-рое исполнитель с помощью особой ручки вращает левой рукой, выполняет функцию своеобразного смычка. Клавиши, нажимаемые правой рукой, приводят в действие механизм, изменяющий длину средних струн. В 10-12 вв. звукоряд О. был диатоническим, объёмом в 1 октаву; позже (с 18 в.) стал хроматическим и расширился до 2-октав. В 10-14 вв. О.- инструмент нар. певцов-сказителей. В 18 в., после длит. периода забвения, О. пережил своё возрождение (особенно во Франции). Конструкция О. была усовершенствована, появились виртуозы - исполнители на О., выступавшие в дворянских салонах; для О. создавалась спец. лит-ра (пьесы франц. комп. Ш. Батона и Ж. Б. де Буамортье). В России О. известен с 17 в. На нём играли бродячие слепцы-лирники, аккомпанируя своему пению, странствующие музыканты, сказители. На Украине О. наз. реля, рыля; в Белоруссии - лера. О. сохранился в Зап. Европе в муз. быту крестьян отд. р-нов Франции (напр., в Бретани).

Литература: Schultz H., Instrumentenkunde, Lpz., 1954.

Л. И. Ройзман.

Органный пункт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Органум

Статья большая, находится на отдельной странице.

Орделовский Г. В.

Гунар Вольдемарович (р. 28 III 1927, г. Елгава) - сов. композитор и дирижёр. Нар. арт. Латв. ССР (1977). Чл. КПСС с 1963. Окончил Латв. консерваторию по классам тромбона у К. Изарта (1949) и композиции у А. Скулто (1968). Рук. Ансамбля песни и танца Латв. филармонии (1953-63). Дирижёр Рижского т-ра оперетты (1963-68). Гл. дирижёр дух. оркестра "Рига" (с 1973). С 1971 зав. кафедрой дух. инструментов Латв. консерватории (с 1978 доцент).

Сочинения: мьюзиклы - Купальщица Сюзанна (Peldelaja Zuzanna, 1968, Рига), Четвёртый позвонок (Ceturtais skriemelis, 1971); оперетта-водевиль Сельский донжуан (1971, там же), зингшпиль Воры (Zagli, 1973); произв. для дух. орк.; камерно-инстр. ансамбли; циклы хор. песен; обр. нар. песен.

Орджоникидзе Г. Ш.

Гиви Шиоевич (р. 9 VI 1929, Тбилиси) - сов. музыковед. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1967). Кандидат искусствоведения (1959). Чл. КПСС с 1954. Окончил в 1952 историч. ф-т Тбилисского ун-та, в 1953 теоретико-композиторский ф-т, в 1957 аспирантуру Тбилисской консерватории; в 1955-68 преподавал в этой консерватории (с 1963 доцент). С 1968 ст. науч. сотрудник Ин-та философии АН Груз. ССР. С 1974 первый секретарь правления CK Груз. ССР. Осн. круг творч. интересов О.- эстетика, социология, муз. т-р, совр. музыка.

Сочинения: А. Баланчивадзе, М., 1959; К вопросу о специфике музыкального мышления, в сб.: Вопросы музыкознания, сб. статей, т. 3, М., 1960; Фортепьянные сонаты Прокофьева, М., 1962; "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева, в сб.: Музыка советского балета, М., 1962; Музыка в творчестве Шекспира, в сб.: Шекспир и музыка, Л., 1964; Шекспир в симфонической музыке романтиков, там же; Шекспир и Прокофьев, там же; Опера-скерцо, "СМ", 1964, No 11; О восприятии музыки, "МЖ", 1965, No 18; Оперы Верди на сюжеты Шекспира, М., 1967; "Казнь Степана Разина" Д. Д. Шостаковича, в сб.: Музыка и современность, вып. 4, М., 1966; Тринадцатая симфония Д. Шостаковича, в сб.: Дмитрий Шостакович, М., 1967; Зарницы поэзии, "СМ", 1968, No 9; Восьмая симфония Шостаковича, "МЖ", 1968, No 23; Кто ты, прекрасная цыганка?, "СМ", 1970, No 7; Симфонии Бетховена, "МЖ", 1970, No 15, 16, 18, 20- 24; Роль творческой индивидуальности в становлении национального стиля, "СМ", 1971, No 9; Поэзия оперного искусства, там же, 1972, No 5; К вопросу о диалектике идей рока в музыке Бетховена, в сб.: Бетховен, вып. 2, М., 1972; Некоторые характерные особенности национального стиля в музыке, в сб.: Музыкальный современник, вып. 1, М., 1973; О динамике национального стиля, в сб.: Музыкальные культуры народов. Традиции и современность, М., 1973; О Четырнадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича и его сочинениях кон. 60-х - нач. 70-х гг., в сб.: Социалистическая музыкальная культура. Традиции. Проблемы. Перспективы, М., 1974; Прокофьев в ГАБТе, "СМ", 1974, No 10; О воспитании композиторской молодежи, там же, 1975, No 11; О диалектике национального и интернационального, там же, 1975, No 12; О природе прекрасного в музыке Хачатуряна, в сб.: Арам Ильич Хачатурян, М., 1975; Становление. (Рапсодия на тему "Гия Канчели"), "СМ", 1976, No 10; Живая музыка Вагнера, там же, 1976, No 4; Р. Штраус, в кн.: Музыка XX в., ч. 1, кн. 2, М., 1977; От "Ариадны" до "Каприччо", в сб.: Музыкальный современник, вып. 2, 1977; на груз. яз.- Некоторые вопросы романтической эстетики и соната Шопена b-moll, "Сабчота хеловнеба", 1960, No 3; Слово молодым, там же, 1974, No 2; Сегодняшний день грузинской музыки, там же, 1976, No 10.

И. М. Ямпольский.

Орель А.

Орель А. (Orel) Альфред (3 VII 1889, Вена - 11 IV 1967, там же) - австр. муз. критик и музыковед. Получил юридич. образование. Как музыковед занимался с 1917 под рук. Г. Адлера. В 1919 защитил диссертацию ("Главный голос в Salve Regina Тридентского кодекса" - "Die Hauptstimme in den Salve Regina der Trienter Codices"). С 1918 руководитель муз. отдела Венской гор. б-ки и в 1940-45 - муз.-историч. ин-та Венского ун-та; в 1929-45 профессор. С 1920 чл. об-ва "Памятники музыкального искусства Австрии". Организовал в Вене выставки, посв. Л. Бетховену (1927), Ф. Шуберту (1928), Й. Гайдну (1932); совм. с Р. Хасом организовал в 1927 во Франкфурте-на-Майне австр. сектор выставки "Музыка в жизни народов", в 1928 в Вене Междунар. конгресс по изучению творчества Ф. Шуберта, с этого же года начал подготовку полного собр. соч. А. Брукнера. Исследования О. посв. вопросам формы в мотетах 15 в., Л. Бетховену, А. Брукнеру. Работы О., основанные на новых материалах и содержащие порой интересные наблюдения, не отличаются, однако, глубиной. Совм. с Р. Фиккером издал произв. из "Тридентских кодексов" в "Памятниках музыкального искусства Австрии" ("DTЦ", 1920, Jahrg. 27, Bd 53). Почётный чл. "Моцартеума" (1959).

Сочинения: Einige Grundformen der Motettkomposition im 15. Jahrhundert, "StMw", 1920, (Bd 71; Unbekannte Frьhwerke Anton Brьckners, W., 1921; Ein Wiener Beethoven-Buch, W., 1921; Anton Bruckner. Das Werk - Der Kьnstler - Die Zeit, W.-Lpz., 1925; Der Junge Schubert, W.-Lpz., 1940; Mozarts deutscher Weg, eine Deutung aus Briefen, W., 1941, 1943; Grillparzer und Beethoven, W., 1941; Mozart in Wien, W., 1944; Hugo Wolf, W., 1947; Johannes Brahms, Оlten, 1948; Goethe als Operndirektor, Bregenz, 1949; Bruckner-Brevier. Briefe, Dokumente, Berichte, W., 1953; Musikstadt Wien, W., 1953; Mozart, Gloria Mundi, Salzburg, 1956.

Литература: Rасek Fr., A. Orel, "ЦMz", 1958, Jahrg. 13, S. 473- 475; его же, A. Orel, там же, 1967, Jahrg. 22, S. 347-48; Festschrift A. Orel, hrsg. von H. Federhofer, W. - Wiesbaden, 1960; Federhofer H., A. Orel zum Gedдchtnis, "Mf", 1967, Jahrg. 20, S. 363-64; Senn W., A. Orel,"AMI", 1968, Jahrg. 40.

T. H. Соловьёва.

Орехов П. К.

Павел Константинович (р. 20 I (2 II) 1916, Петроград) - сов. валторнист и педагог. Чл. КПСС с 1946. В 1937 окончил Ленингр. консерваторию у М. Н. Буяновского, в 1940 - там же аспирантуру. Артист оркестров Ленингр. радио (1934-36 и 1943-1950), Ленингр. филармонии (1936-1938), Ленингр. т-ра оперы и балета (1938-41 и 1954-68), Ленингр. Малого т-ра оперы и балета (1950-54). 1-й исполнитель концерта для валторны с оркестром А. Ф. Гедике (1937). С 1945 преподаёт в Ленингр. консерватории (с 1973 профессор), в 1967-73 преподаватель основанного им класса валторны в петрозаводском филиале при ней. О. принадлежат транскрипции и обработки для валторны произв. рус. и заруб. композиторов; редактор ряда сб-ков произв. педагогич. репертуара.

Орешкевич Ф. Г.

Фёдор Гаврилович (24 IV (6 V) 1872, по уточнённым данным, Одесса - 2 X 1932, Киев) - сов. певец (лирико-драматический тенор). Окончив юнкерское уч-ще, до 1897 служил офицером. В 1897-1900 учился пению у Ф. И. Гущина в Петербурге. В 1900 был принят в Мариинский т-р; в сезоне 1904/05 пел в Варшаве. В 1906-13 и 1915-25 был солистом Киевского оперного т-ра, в 1914-15 - Большого т-ра в Москве.

О. обладал красивым, гибким голосом с особо развитым верхним регистром, музыкальностью, артистич. обаянием. Ему одинаково хорошо удавались как лирич., так и драм. партии. Среди партий: Ленский, Герман, Владимир Дубровский, Владимир Игоревич, Берендей; Лыков ("Царская невеста"), Шуйский, Голицын ("Борис Годунов", "Хованщина"), Князь, Хозе, Лоэнгрин; Зигмунд ("Валькирия"), Йонтек, Вертер, Альфред, Герцог и др.

Последние годы жизни занимался педагогич. деятельностью, преподавал в Киевской консерватории и Муз.-драм. ин-те им. Лысенко. У него училась В. Н. Гужова.

Литература: Лисенко I., Федiр Орешкевич, "Музика", 1972, No 4.

Л. С. Кауфман.

Орик Ж.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оркестр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оркестр русских народных инструментов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оркестрион

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оркестротека

Оркестротека (от оркестр и греч. tnxn - хранилище, вместилище, ящик) - комплект снабжённых дирекционом оркестровых голосов к.-л. произведения, предназначенный для исполнения его небольшим инстр. составом, а также эстр. и малым симф. оркестрами. О. позволяет исполнять произв. тем составом, какой имеется в наличии - от минимального до максимального. В связи с этим все голоса О. подразделяются на обязательные, к-рые необходимы для обеспечения его более или менее неискажённого звучания, и желательные, к-рые могут дополнять обязательные, но могут и отсутствовать. Обязат. голоса имеют напечатанные более мелко вставки, в к-рых приведены тематически важные отрывки из партий желательных голосов с указанием инструмента, для к-рого предназначается тот или иной отрывок. При отсутствии данного инструмента эти отрывки могут быть исполнены и обязат. голосом без ущерба для его осн. партии. О., выпускаемые сов. муз. издательствами, рассчитаны на состав от 4-6 до 8-19 исполнителей. В виде О. издаются произв. бытовой музыки, популярные соч. сов. композиторов и лучшие произведения русской и зарубежной музыкальной классики.

Оркестры народных инструментов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Орланский С. Я.

Сергей Яковлевич (р. 19 (31) III 1898, Петербург) - сов. дирижёр. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1943). Сын Я. Ф. Орланского-Титаренко. С детских лет обучался игре на фп. Окончил в 1915 теоретич. отделение Муз. уч-ща, в 1916 экстерном Петрогр. консерваторию (по классу фп. у Н. А. Дубасова). Выступал с отцом (дуэт баянов), с 1915 как пианист-ансамблист с мн. исполнителями. С 1922 дирижёр (ученик Э. А. Купера, позднее Н. С. Голованова) симф. оркестров Риги и Душанбе, Моск. т-ра музкомедии под рук. В. М. Бебутова (1924-26), Моск. т-ра оперетты (1927-35), Т-ра музкомедии в Свердловске (1935-36, 1955-59), ряда оперных т-ров Москвы, Риги, Душанбе и др., Радио Москвы и Ленинграда. В 1940-43 работал в Ашхабаде, где участвовал в подготовке Декады туркм. иск-ва и лит-ры в Москве, организации Туркм. т-ра оперы и балета. Под упр. О. состоялись премьеры ряда спектаклей, в т.ч. балетов "Алдар-Косе" Корчмарёва (1942, Ашхабад), "Лебединое озеро" (1948, Душанбе), оперетт "Шумит Средиземное море" Фельцмана (1951, Ленингр. т-р музкомедии), "Самое заветное" Соловьёва-Седого (1952, там же) и др. С 1960 дирижёр и муз. консультант киностудии "Ленфильм".

И. М. Ямпольский.

Орланский-Титаренко Я. Ф.

Орланский-Титаренко Я. Ф. (наст. фам. - Орланский) Яков Фёдорович (9(21) 1877, Петербург - 28 XII 1941, Ленинград) - сов. баянист, педагог, конструктор муз. инструментов. В юности выступал как солист на 3-рядной "петербургской" гармонике, с 1895 - в дуэте с П. Ф. Пановым, с 1903 - в трио с Ф. Кришем и В. И. Сорокиным. В 1907-15 концертировал в Москве, Ленинграде и др. городах. В 1912 организовал оркестр "Баян". Ввёл (совм. с мастером П. Е. Стерлиговым) ныне общепринятое рус. назв. хроматич. кнопочной гармоники - баян. В 1927-33 разработал новые конструкции гармоник - "колхозница" (упрощённый баян), монофон (ансамблевая гармоника с одной 2-рядной клавиатурой по системе П. Янко, с особым расположением резонаторов, облагораживающим звук). В 1934 организовал первый квартет монофонов (А. З. Кудрявцев, Б. А. Комаров, П. А. Демидов, А. Н. Тебнев), выступавший до 1960. В 1927 основал (совм. с К. Н. Летвиченко и А. Л. Клейнардом) школу баянистов в Ленинграде. Ему принадлежат первые самоучители, а также ряд переложений для баяна.

Литература: Благодатов Г., Русская гармоника, Л., 1960; Mирек A., Из истории аккордеона и баяна, М., 1967; его же, Справочник по гармоникам, М., 1968.

А. М. Мирек.

Орлов А. И.

Александр Иванович (18(30) VIII 1873, Петербург - 10 X 1948, Москва) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1945). В нач. 1890-х гг. учился игре на скрипке в Петерб. консерватории у П. А. Краснокутского, в 1906 - дирижированию у П. Юона в Берлине. С 1891 играл в разл. оркестрах, с 1902 дирижировал Кубанским войсковым симф. оркестром. С 1907 работал в городах Юж. России симф. и оперным дирижёром (в т.ч. в оперном товариществе М. К. Максакова), затем в Москве, где был дирижёром симф. оркестра С. А. Кусевицкого (1912-17), Оперного т-ра С. И. Зимина, затем т-ра Моск. Совета (дирижировал оперой "Фиделио" - 7 XI 1918), позднее "Свободной оперы С. И. Зимина" (дирижировал первой пост. оперы "Трильби" А. И. Юрасовского, 1924). В 1925-29 гл. дирижёр Киевской гос. академич. укр. оперы (ныне Укр. т-р оперы и балета); руководитель класса дирижирования (с 1927 профессор) Киевской консерватории (его ученик - Н. Г. Рахлин). В 1930 возглавил симф. оркестр Всесоюзного радио; выступал с оркестром Моск. филармонии. Опытный и известный дирижёр, точный в выполнении авторских замыслов, О. осуществил много оперных пост. в т-рах, на радио и в Оперной студии при консерватории (впервые в СССР - "Турандот" Пуччини, "Ожерелье Мадонны" Вольфа-Феррари) и исполнил множество симф. произв., в т.ч. советских.

Литература: Tищенко A., А. И. Орлов, "СМ", 1941, No 5; Кочетов В., А. И. Орлов, "СМ", 1948, No 10.

Б. С. Штейнпресс.

Орлов В. М.

Василий Михайлович (13 (25) I 1858, с. Ильинское, ныне Моск. обл. - 6(19) IV 1901, Петербург) - рус. хоровой дирижёр, композитор и собиратель нар. песен. Учился в Моск. синодальном уч-ще, а также в Моск. и Петерб. консерваториях у П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова. Преподавал пение в учительской семинарии (Острожск), затем до 1893 руководил хор. капеллой графа Строганова, позднее хором Казанского собора (Петербург). Наибольшее значение имеют его записи нар. песен. В 1880 записал в Тамбовской губ. 193 хоровые песни в 2-голосном изложении, к-рые аранжировал для 4 голосов, сохранив особенности нар. многогол. склада. 18 из этих песен были опубликованы в 1890 А. И. Пальчиковым. В 1949-50 часть песен, записанных О., была опубликована в сб. "Русские народные песни, записанные в Тамбовской области" (вып. 1-3). Автор детских опер, хоров, духовных сочинений, романсов.

Литературные сочинения: Искусство церковного пения, СПБ, 1894, 1910.

Орлов В. С.

Василий Сергеевич (25 I (6 II) 1856 (1857?), с. Ржавки Моск. губ. - 10 (23) XI 1907, Москва) - рус. хоровой дирижёр. Окончил Моск. синодальное уч-ще (1871) и Моск. консерваторию по классу фагота (1880), муз.-теоретич. предметы изучал под рук. П. И. Чайковского. С 1880 дирижёр Рус. хор. об-ва, преподавал также хор. пение в разл. уч. заведениях. С 1886 гл. дирижёр Синодального хора, с 1901 директор Моск. синодального уч-ща, руководил хором Моск. ун-та. Крупнейший рус. хор. дирижёр. Синодальный хор под его руководством получил широкое признание, с успехом выступал за рубежом. В 1895 О. провёл цикл историч. концертов рус. духовной хор. музыки. Деятельность О. высоко ценили П. И. Чайковский, Н. Г. Рубинштейн, С. И. Танеев и др. Среди учеников О. - хор. дирижёры Н. М. Данилин, М. Г. Климов, А. С. Степанов, В. П. Степанов, П. Г. Чесноков.

Орлов Г. П.

Георгий Павлович (25 I (6 II) 1900, Астрахань - 7 IV 1940, Москва) - сов. музыковед. Окончил Ленингр. ин-т истории иск-в (1922), Ленингр. консерваторию по классу композиции у В. П. Калафати (1926), аспирантуру при ней (1929, рук. Б. В. Асафьев). С 1925 зав. б-кой Ленингр. консерватории, в 1930-1932 преподавал в Ленингр. консерватории (курсы источниковедения и музыкальной библиографии). В 1931-1937 зав. б-кой Ленинградской филармонии, с 1937 директор б-ки Моск. консерватории. Одноврем. с 1939 декан историко-теоретич. ф-та Центр. заочного муз.-пед. ин-та в Москве. Пред. муз. секции Всесоюзной книжной палаты (с 1938). Автор ряда статей и публикаций в журналах и газетах.

Сочинения: Музыкальная литература. Библиографический указатель книжной и журнальной литературы о музыке на русском языке, Л., 1935; Летопись жизни и творчества М. П. Мусоргского, М. - Л., 1940.

Орлов Д. А.

Дмитрий Александрович (1842, Владимирская губ. - г. смерти неизв.) - рус. певец (драм. тенор). Учился в уч. классах при Придв. певч. капелле, а также у И. Я. Сетова, в антрепризе к-рого пел в Киеве в 60-х гг. С 1865 выступал на сцене Большого т-ра (дебютировал в партии Собинина), в 1869-80 - Мариинского т-ра, позже - в провинции. 1-й исполнитель партии Андрея ("Опричник" Чайковского), Кирибеевича и Елизара ("Купец Калашников" и "Маккавеи" Рубинштейна; последняя партия - впервые в России). Среди др. партий - Финн, Лоэнгрин, Тангейзер, Иоанн Лейденский, Манрико, Йонтек.

Орлов Н. А.

Николай Андреевич (14 (26) II 1892, Елец, ныне Липецкой обл. - 31 V 1964, Грантаун-он-Спей, Шотландия) - рус. пианист. Род. в семье юриста. Игре на фп. начал обучаться под рук. матери, затем занимался в школе Гнесиных у Евг. Ф. Гнесиной. В 1910 окончил Моск. консерваторию (ученик К. А. Киппа и К. Н. Игумнова). Брал уроки композиции у С. И. Танеева. Дебютировал на конц. эстраде в 1912 в Москве (исп. 1-й концерт для фп. с оркестром Глазунова). В 1913-15 преподаватель муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва, в 1917-21 профессор Моск. консерватории. С 1922 жил за границей (б.ч. в Париже, Лондоне). Концертировал во мн. странах Европы и Америки. В 1933 провёл цикл концертов из произв. Ф. Шопена.

Игра О. - сдержанная, поэтичная, отличалась благородством и изяществом. Пианисту были присущи точность и объективность в интерпретации исполняемых произв. Его обширный репертуар включал многочисл. произведения классич. и романтич. музыки.

Я. И. Мильштейн.

Орлова А. А.

Александра Анатольевна (р. 9(22) II 1911, Екатеринослав, ныне Днепропетровск) - сов. музыковед. Родилась в семье музыкантов. Училась в Ленингр. ин-те истории иск-в, в 1933 окончила экстерном филологич. ф-т Ленингр. ун-та. Как музыковед начала работу в качестве библиографа в Ленингр. консерватории (1932-35), затем в б-ке Ленингр. филармонии (1935-38). В 1938-39 науч. сотрудник Дома-музея П. И. Чайковского в Клину; в 1940-41 науч. сотрудник фольклорного кабинета Моск. консерватории; в 1941-44 зав. б-кой Ленингр. филармонии (в Новосибирске); в 1944-50 науч. сотрудник Ленингр. ин-та т-ра, музыки и кинематографии. Автор мн. источнико-ведч. работ, посв. рус. классич. музыке, комментариев к "Литературному наследию М. И. Глинки" (т. 1-2, М., 1952-53), к "Запискам" М. И. Глинки (Л., 1953), вступ. статей и комментариев к сб.: "Глинка в воспоминаниях современников" (М., 1955), "Литературное наследие М. П. Мусоргского" (М., 1972), "Чайковский П. И., О музыке, о жизни, о себе" (Л., 1976).

Сочинения: Дни и годы П. И. Чайковского, М. - Л., 1940 (совм. с Э. Зайденшнур, В. Киселёвым, Н. Шеманиным); М. И. Глинка. Летопись жизни и творчества, М. - Л., 1952; Труды и дни М. П. Мусоргского, М., 1963; Страницы жизни Н. А. Римского-Корсакова, в. 1-4, Л., 1969-73 (1, 2 и 4 совм. с В. Н. Римским-Корсаковым); Глинка в Петербурге, Л., 1970; Мусоргский в Петербурге, Л., 1974; Михаил Глух, М. - Л., 1977.

В. С. Фомин.

Орлова Е. М.

Елена Михайловна (р. 5(18) III 1908, Кострома) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1968). Окончила в 1939 историко-теоретич. ф-т Ленингр. консерватории, в 1942 аспирантуру по истории музыки там же (рук. Р. И. Грубер). В 1946-49 преподавала в Моск. консерватории. В 1950-74 - в Ленинградской, в 1974-77 в Уральской консерватории (Свердловск); с 1969 профессор. Осн. работы посв. разработке проблем, связанных с творч. наследием Б. В. Асафьева и историей рус. музыки.

Сочинения: Романсы Чайковского, М. - Л., 1948; Композитор и слушатель- одна из ведущих тем в работах Б. В. Асафьева, в кн.: Памяти академика Бориса Владимировича Асафьева..., М., 1951; Мысли Н. А. Римского-Корсакова об анализе музыкальных произведений, в кн.: Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование. Статьи и материалы, Л., 1959; Б. В. Асафьев. Путь исследователя и публициста, Л., 1964; Работа Б. В. Асафьева над теорией интонации, в сб.: Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов Советского Союза и других социалистических стран, М., 1965; Новаторские тенденции в тематике русского музыкального искусства начала XX века, в кн.: Русская музыка на рубеже XX века, М. - Л., 1966; Некоторые вопросы специфики музыкального искусства в теории интонации Асафьева, в кн.: Музыка в социалистическом обществе, Л., 1969; Лекции по истории русской музыки, М., 1977.

И. М. Ямпольский.

Предыдущая страница Следующая страница