Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "В" (часть 5, "ВЕС"-"ВИЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 5, "ВЕС"-"ВИЛ")

Вестфаль Р. Г. Г.

Вестфаль Р. Г. Г. (Westphal) Рудольф Георг Герман (3 VII 1826, Оберкирхен - 11 VII 1892, Штадтхаген, Нижн. Саксония) - нем. филолог. Изучал теологию и классич. филологию в Марбургском ун-те (1845). Преподавал в ун-тах Тюбингена (1856), Бреславля, Галле и Йены (1858-62), затем - в Москве в Катковском лицее (1875-80); в 1880 вернулся в Германию, преподавал в Лейпциге, Бюккебурге и Штадтхагене (1881-89).

В. разрабатывал теорию ритма и метра в поэзии и музыке разных народов; гл. обр. занимался проблемами древнегреч. музыки (переводил и комментировал произв. Аристоксена). Он предполагал наличие в ней полифонии, затем от этого взгляда отказался; выдвинул и др. столь же спорные гипотезы. В. имел последователя в лице рус. пианиста и фольклориста Ю. Н. Мельгунова, к-рый в сотрудничестве с В. издал ритмо-темповую редакцию 10 фуг И. С. Баха со спец. предисловием.

Сочинения: Искусство и ритм. Греки и Вагнер, "Русский вестник", 1880, No 5; Harmonik und Melopцie der Griechen, Lpz., 1863, 1886; Allgemeine Theorie der musikalischen Rhythmik seit J. S. Bach, Lpz., 1880; Die Musik des griechischen Altertums, Lpz., 1883; Theorie der musischen Kьnste der Hellenen, Bd 1-3, Lpz., 1885-89; Allgemeine Metrik der indogermanischen und semitischen Vцlker…, Lpz., 1893.

О. Т. Леонтьева.

Вестхоф И. П.

Вестхоф И. П. (Westhoff) Иоганн Пауль фон (1656, Дрезден - 14 или 15 IV, 1705, Веймар) - нем. скрипач и композитор. Швед по происхождению. Родился в семье музыканта. Музыке учился у отца - Pридриха В. (1611-94) - скрипача придв. капеллы в Дрездене. Нек-рое время служил в этой капелле скрипачом (1674, 1680-81). Гастролировал в Италии, Франции, Голландии, Англии, завоевав имя выдающегося виртуоза. Разносторонне образованный человек, В. с 1691 был профессором словесности ун-та в Виттенберге. С 1698 жил в Веймаре, где с 1704 занимал должность камер-секретаря герцога Веймарского. Здесь с ним встречался юный И. С. Бах, служивший придв. скрипачом в герцогской капелле.

В. - крупнейший представитель нем. скрипичной школы 17 в., мастер многоголосной игры на скрипке. Его сюита для скрипки соло без сопровождения (1683), насыщенная полифоническими элементами, - самое раннее произведение крупной формы, написанное в многоголосном стиле. Это произведение послужило одним из образцов для Баха при сочинении им широко известных сонат и партит для скрипки соло без сопровождения. В. принадлежит также сборник сонат для скрипки с цифрованным басом (изд. 1694, Дрезден).

Литература: Beckmann G., Das Violinspiel in Deutschland von 1700, Lpz., 1918 (Diss.) (в прилож. опубликована сюита В. для скр. соло).

И. М. Ямпольский.

Ветлугина Н. А.

Наталья Алексеевна (р. 6(19) VII 1909, с. Рышково, ныне Курской обл.) - сов. деятель в области муз. образования и воспитания. Доктор педагогич. наук (1967). В 1944 окончила муз.-педагогич. ф-т Моск. консерватории, в 1947 -аспирантуру Ин-та теории и истории педагогики Академии педагогич. наук РСФСР (теория и история муз.-эстетич. воспитания). С 1947 занимается науч. работой по дошкольному муз. воспитанию; с 1960 зав. лабораторией эстетич. воспитания Ин-та дошкольного воспитания Академии педагогич. наук СССР (с 1971 профессор). Автор работ, посв. дошкольному муз. воспитанию, ред. и сост. мн. сборников.

Сочинения: Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебное пособие, под ред. Н. А. Ветлугиной, М., 1953, 1955; Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр, М., 1958; Музыкальное развитие ребенка, М., 1968; Музыкальный букварь, М., 1969; Музыкальное воспитание и всестороннее развитие ребёнка в советском детском саду, М., 1970.

Вехович С.

Вехович С. (Wiechowicz) Станислав (27 XI 1893, Крошице - 12 V 1963, Краков) - польский композитор, хор. дирижёр, органист, педагог. Муз. образование получил в Краковской и Петроградской (1914-16) консерваториях, где изучал игру на органе и композицию, затем учился в Схола канторум в Париже и в Ин-те Жак-Далькроза в Хеллерау. В 1921-39 преподавал муз.-теоретич. предметы в Познанской консерватории; в 1945-63 профессор по классам композиции и хор. дирижирования Краковской консерватории. Среди учеников В. - К. Пендерецкий. В 1930-39 был дирижёром Муз. об-ва, организатором самодеят. хоров. С 1945 почётный директор Объединения польских певч. коллективов. Выступал как муз. критик, ред. журн. "Przeglad Muzyczny" (1927-30). Автор кантат, в т. ч. посв. Мицкевичу (1950), "Письмо Марку Шагалу" ("List do Marc Chagalla", 1961) и др. хор. произв. (в т. ч. хоры a cappella), в к-рых широко использовал польский муз. фольклор; среди др. сочинений - "Старинный концерт" ("Staromicjski", для струн. оркестра, 1954) и др.; песни (ок. 100), фп. и скр. пьесы и др. Написал руководства по хор. дирижированию и чтению партитур. Гос. пр. ПНР (1950, 1961).

Литературные сочинения: Podstawowe uwagi dla dyrygentуw chуrowych, Kr., 1951.

Литература: Rutkowski В., Stanislaw Wiechowicz, "Muzyka Polska", 1939, No 2; Lissa Z., Сhоminski J., Zagad-nienie folkloru w twуrczosйi wspуlczesnych kompozytorуw polskich, "Muzyka", 1951, No 5-6, s. 6-9; Вlaszсzуk L. T., Dyrygenci polscy i obсy w Polsce dzialajacy w XIX i XX w., Kr., 1964.

З. Лucca.

Вечей Ф.

Вечей Ф. (Vecsey) Ференц (23 III 1893, Будапешт - 6 IV 1935, Рим) - венг. скрипач. Игре на скрипке учился с ранних лет у отца - скрипача Людвига В., с 1901 - у Е. Хубаи в Академии музыки им. Листа в Будапеште. Выступал с 10 лет, прославился как вундеркинд, гастролировал в Берлине (1903), Лондоне (1904) и Петербурге (1905). Жил в Германии и Италии. Автор пьес для скрипки и фп.

Литература: Eberhardt S., Wiederaufstieg oder Untergang der Kunst des Geigens, Amst., 1938; Die kunstfeindliche Stahlsaite, Lwуw, (1938), S. 63-83.

Вечера современной музыки

Вечера современной музыки - муз. кружок, существовавший в Петербурге в 1900-12. Осн. цель В. с. м. - систематич. пропаганда новых произв. рус. и зарубежных композиторов конца 19 - нач. 20 вв. В кружок входили критики В. Г. Каратыгин и А. П. Нурок, просвещённый любитель музыки В. Ф. Нувель, композиторы И. И. Крыжановский и И. В. Покровский, пианист А. Д. Медем и др. Концерты кружка (в среднем 5 в сезон), на к-рых выступали мн. известные певцы и инструменталисты, вызывали большой интерес публики и критики. Всего состоялось 56 концертов, в к-рых прозвучало мн. новых, а также забытых произв. Здесь, в частности, впервые в России были исполнены мн. камерные пьесы К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса, С. Франка, В. дЭнди, Э. Шоссона, Ф. Шмитта, Роже-Дюкаса, Г. Малера, Л. Шёнберга и др. зарубежных авторов. На одном из вечеров (1906) выступил со своими сочинениями М. Регер. Заслугой кружка была активная поддержка молодых рус. композиторов. Так, на В. с. м. состоялись творч. дебюты И. Ф. Стравинского (17 дек. 1907), С. С. Прокофьева и Н. Я. Мясковского (18 дек. 1908). Устраивались также показы малоизвестных соч. рус. классиков ("Сорочинская ярмарка", "Женитьба" Мусоргского, ряд соч. Римского-Корсакова и Бородина).

Пропагандистская деятельность В. с. м. способствовала расширению репертуара рус. концертов, освоению творч. достижений совр. музыки. Организаторы кружка (Каратыгин, Нурок, Крыжановский) выступали в печати, отстаивая идеи художеств. обновления отечеств. музыки. Несмотря на нек-рую односторонность эстетич. позиции, обусловленную влияниями модернизма, критич. и муз.-обществ. деятельность В. с. м. оставила значит. след в рус. муз. жизни первого десятилетия 20 в. Продолжением деятельности петерб. В. с. м. были кратковременно проводившиеся (по инициативе критика В. В. Держановского и певицы Е. В. Копосовой) вечера совр. музыки в Москве (с 1909).

И. В. Нестьев.

Виадана Г.

Гросси (Viadana Grossi) Лодовико (1564, Виадана, близ Мантуи - 2 V 1627, Гуальтьери, близ Мантуи) - итал. композитор. Учился у К. Порты в Болонье. В 1594-1608 капельмейстер гор. собора в Мантуе. В 1596 вступил во францисканский орден. В 1608-09 руководил капеллами собора Согласия в Портогруаро, в 1610-12 - в Фано.

Вначале сочинял церк. и светскую музыку, впоследствии только церк. музыку. Наиболее известны его "Духовные концерты" ("Cento concerti ecclesiastici") для 1-4 голосов и органа (изд. 1602, 1607, Венеция). Среди др. сочинений (изданы в Венеции в 1588-1619): канцонетты, мотеты, арии, псалмы, мессы, литании, ламентации, симфонии для 8 голосов с органом. Опубликовано ок. 29 томов сочинений В., пользовавшихся успехом в Италии и за границей и издававшихся при жизни и после смерти автора. В. впервые ввёл бас в качестве необходимой части ансамбля.

Виардо В. В.

Владимир Владиленович (р. 14 XI 1949, пос. Красная Поляна Адлерского р-на Краснодарского края) - сов. пианист. Окончил Моск. консерваторию (1975) и аспирантуру при ней (1977) у Л. Н. Наумова. С 1977 солист Моск. филармонии и преподаватель Моск. консерватории. Лауреат междунар. конкурсов им. М. Лонг и Ж. Тибо (1971, Париж, 3-я пр.), им. В. Клиберна (1973, Форт-Уэрт, 1-я пр.); пр. Фонда В. Клиберна и штата Мичиган (1975), Общебельгийского муз. фонда им. Алекса де Вриза (1976). Гастролирует за рубежом.

Виардо-Гарсиа М. Р.

Виардо-Гарсиа М. Р. (Viardot-Garcia) Мишель Pолина (18 VII 1821, Париж, - 17/18 V 1910, там же) - певица (меццо-сопрано), вокальный педагог и композитор. Дочь и ученица испан. педагога, певца М. Гарсиа (старшего), сестра М. Малибран. На фортепьяно занималась у Ф. Листа, по теории композиции - у А. Рейхи. Впервые публично выступила в Брюсселе. С 1839 солистка Итал. оперы в Париже (дебютировала в партии Дездемоны - "Отелло" Россини). Пела в разл. театрах Европы (в Петербурге впервые в 1843), с 1837 много концертировала. Лучшие партии: Фидес ("Пророк" Мейербера), Сафо ("Сафо" Гуно), Орфей ("Орфей и Эвридика" Глюка), Золушка ("Золушка" Россини), Розина, Норма, Лючия; Леонора ("Фаворитка" Доницетти), Донна Анна ("Дон Жуан"). Творчество В.-Г. отличалось высокой муз. культурой и драматич. экспрессией. Блестящий вок. стиль, выразительность и виртуозность пения, драматизм игры, законченность в воплощении муз.-сценич. образов определили место В.-Г. среди выдающихся певцов мира. В 1863 оставила сцену, посвятив себя педагогич. деятельности; принципы В.-Г. оказали большое влияние на совр. школу пения. Автор мн. романсов, неск. комич. опер, в т. ч. "Слишком много женщин" (1867), "Бирюк" (1868, пост. в домашнем т-ре В.-Г. в Баден-Бадене), "Последний колдун" (1869, Веймар). Либретто для этих опер написал И. С. Тургенев, близкий друг В.-Г. В 1871-75 преподавала пение в Парижской консерватории. Среди её учеников: Д. Aртo, M. Брандт, A. Стерлинг, А. Оргени, Б. Бьянки.

Сочинения: L'йcole classique du chant, P., 1964.

Литература: Розанов А. С., Полина Виардо-Гарсиа, Л., 1969; Василенко-Левитон М., Полина Виардо, "СМ" 1955, No 3; Torrigi-Heiroth L., M-me Pauline Viardot-Garcia, Gen., 1901; Hйritte-Viardot L., Une famille de grands musiciens, P., 1923; Fitz1yon A., The price of genius. A life of P. Viardot, L., 1964.

Вибрато

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вибрафон

Вибрафон (от лат. vibro - колеблю(сь) и греч. ponn - звук; итал. vibrafono, франц. carillon a lames, нем. Vibraphon, англ. vibraphone) - ударный инструмент с определ. высотой звучания, род металлофона. Изобретён в нач. 20 в. Состоит из металлич. пластинок разл. длины, расположенных в два ряда наподобие клавишей фп. Исполнитель на В. ударяет по пластинкам палочками с фильцевыми, а также ватными или резиновыми наконечниками. Особенность конструкции В. - цилиндрич. резонаторы из металла, помещающиеся под пластинками и подобранные соответственно высоте их тона. Около верхнего конца каждого цилиндра находятся лопасти, приводящиеся в движение миниатюрным электродвигателем или пружинным механизмом. Медленно вращаясь, лопасти открывают и закрывают отверстия резонаторов и т. о. усиливают или ослабляют звучание, что создаёт характерный для В. эффект вибрации звука (отсюда название). Инструмент имеет демпферный механизм, гасящий звук при нажатии на спец. педаль. Звук В. мягкий, льющийся, вибрация придаёт ему особое своеобразие. Партия В. пишется в скрипичном ключе, диапазон его хроматический от f до f3 или от с1 до g3. В оркестре В. иногда исполняет сольные партии, чаще же - отдельные звуки и гармонич. созвучия.

Р. Б. Галайская.

Вибрация

Вибрация (от лат. vibratio - колебание, дрожание). 1) Колебания источника звука, а также связанного с ним резонатора. В. характеризуется амплитудой, периодом (временем, за к-рое совершается полное колебательное движение), частотой (количеством колебаний в секунду), формой. 2) То же, что вибрато.

Литература: Dostrowsky S., The origin of vibration theory: the scientific revolution and the nature of music, Princeton, 1969 (Diss.).

Вивальди А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Виватный кант

Виватный кант - виват (лат. vivat - да здравствует), - форма торжеств. гимнов, возникшая в рус. музыке петровской эпохи, разновидность торжеств. канта. По стилистич. признакам В. к. примыкают к т.н. панегирическим или хвалебным кантам нач. 18 в.

Виватный кант

Виватный кант. Из книги H. P. Финдейзена "Очерки по истории музыки в России..." (т. 1, нотное приложение, стр. LVII).

Для них характерны мелодия инструментального, фанфарного склада, напоминающая воен. сигналы, имитационные переклички, ликующие рулады в верхних голосах на слове vivat. В. к. исполнялись хором или группой певцов (иногда с сопровождением дух. инструментов) во время придв. приёмов и празднеств, а также в домашнем быту в качестве здравицы (после торжеств. речей и приветствий). Существовали вплоть до конца 18 в.

Литература: Финдейзен H. P., Петровские канты, "Изв. АН СССР", 1927, No 7-8; его же, Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII в., т. 1, М. - Л., 1928; Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, М., 1938; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965.

О. Е. Левашева.

Вивиан Д.

Вивиан Д. (Vyvyan) Дженнифер (р. 13 III 1925, Бродстэрс) - англ. певица (сопрано). Занималась в Королевской академии музыки с 1941 по кл. фп., затем здесь же обучалась пению (у Р. Хендерсона). Совершенствовалась в Швейцарии (1950, у Ф. Карпи), а также в Брюсселе и Милане. Дебютировала в Английской оперной труппе в партии Дженни ("Опера нищих" Бриттена). С этой труппой гастролировала в разл. странах (в 1956 - в СССР). В 1951 получила 1-ю пр. на Международном конкурсе вокалистов в Женеве. В 1951-52 солистка т-ра "Сэдлерс-Уэллс", с 1953 - т-ра "Ковент-Гарден" в Лондоне. В её репертуаре партии в операх В. А. Моцарта (Констанца - "Похищение из сераля", Донна Анна - "Дон Жуан", Электра -"Идоменей"), Б. Бриттена (Ненси - "Альберт Херринг", Леди Пенелопа - "Глориана") и др. В программах концертов В. - преим. соч. совр. англ. композиторов.

Виган Г.

Виган Г. (Wihan) Гануш (5 VI 1855, Полице, Чехия - 1 V 1920, Прага) - чешский виолончелист. Окончил Пражскую консерваторию (1873) по классу виолончели Ф. Гегенбарта. Позднее совершенствовался у К. Ю. Давыдова, причислял себя к его школе. С 1873 профессор "Моцартеума" (Зальцбург). Работал в придворных капеллах Берлина, Зондерсхаузена, а также Мюнхена (1880-88), где играл в квартете, популяризировавшем произв. Б. Сметаны и А. Дворжака, с к-рыми у В. были творческие и дружеские связи. С 1888 профессор Пражской консерватории по классам виолончели и камерного ансамбля. В 1891 организовал неоднократно выступавший в России "Чешский квартет", участником к-рого был до 1913. Много гастролировал; в 1892 выступал во мн. чеш. городах совм. со скрипачом Ф. Лахнером и А. Дворжаком, к-рый тогда же написал для В. "Рондо" ор. 94 и виолончельный концерт ор. 104 (1895). В январе 1894 концертировал в Москве как солист. В. неоднократно встречался с П. И. Чайковским, С. И. Танеевым и др. рус. музыкантами. Исп. В. отличалось тонкостью интерпретации, благородным выразительным тоном, совершенством техники. В 1950 и 1955 в Праге проводились Междунар. конкурсы им. В., среди лауреатов к-рых - М. Л. Ростропович, Д. Б. Шафран, М.Э. Хомицер, А. Вечтомов, Й. Хухро.

Литература: Гинзбург Л., Г. Виган и Чешский квартет, М.. 1955; Heran В., Hanus Wihan, в серии "Kdo je", No 84, Praha, 1947.

Л. С. Гинзбург.

Вигнер Л. Э.

Вигнерс Леонид Эрнестович (р. 28 X (10 XI) 1906, Москва) - советский дирижёр и композитор. Нар. арт. Латв. ССР (1955). Сын латышского композитора и дирижёра Эрнеста В. В 1930 окончил Латвийскую консерваторию (Рига) по классу органа - П. Иозууса, композиции - Я. Витола, дирижирования - Э. Купера и Г. Шнеефогта. Совершенствовался в 1930 в Базеле у Ф. Вейнгартнера. С этого же времени дирижёр симф. концертов и мужских хоров в Риге. В 1936-49 дирижёр Латв. т-ра оперы и балета в Риге (с 1944 гл. дирижёр). Дирижировал операми "Банюта" А. Калныня (1945), "Огни мщения" Э. Каппа (1947). С 1949 гл. дирижёр Симф. оркестра радио и телевидения Латв. ССР.

В. - дирижёр волевого типа, мастер исполнения крупных, монументальных произв., пропагандист сов. симф. творчества. Организатор и дирижёр хор. коллективов, респ. праздников песни.

С 1947 преподаватель, с 1961 профессор Латв. консерватории. Среди его учеников Э. Тонс и др.

Государственная премия Латвийской ССР (1957).

Литература: К1оtins A., L. Vigners, в сб.: Latviesu muzika, t. 3, Riga, 1964.

Я. Витолинь.

Вигнер Э. А.

Вигнерс Эрнест Андреевич (19 (31) I 1850, усадьба Лиекмани, Латвия - 25 V 1933, Рига) - латыш. дирижёр, композитор и педагог. Окончил Моск. консерваторию по классам гобоя (1879) и органа (1898), изучал теорию музыки и композицию у П. И. Чайковского и С. И. Танеева. Работал как педагог и дирижёр в Москве (1879-84, 1896-1920), Вильнюсе (1885-86), Риге (1886-96, 1920-33) и Лиепае. Основатель музыкального уч-ща и Фонологического ин-та в Риге (1920).

В. - активный деятель латыш. хор. культуры, один из организаторов и дирижёров латыш. праздников песни (3-й - 1888, 4-й - 1895). Автор методич. работ по муз. воспитанию и развитию муз. слуха. Собирал и обрабатывал латыш. нар. песни.

Сочинения: Латышские нар. песни для мужского хора без сопровождения. Обраб. Э. А. Вигнер, I, Рига, 1873; II, Рига, 1874 (псевдоним Ligosu Jernsts).

Я. Витолинь.

Вигнере-Гринберга М.

Малвине (12(24) X 1873, Рига - 6 VI 1949, там же) - советская певица (меццо-сопрано). Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1945). Пению обучалась в Риге, Москве (у А. Д. Александровой-Кочетовой), Петербурге, Берлине. В 1891 дебютировала в Риге как конц. певица и приобрела широкую известность исполнением латыш. нар. песен. В.-Г. - одна из первых выдающихся оперных латыш. артисток. Выступала на сценах нем. оперных т-ров в Лиепае и Риге. С 1913 солистка Латышской оперы в Риге, затем Оперы Советской Латвии (1919). В 20-е гг. солистка Латв. национальной оперы. Партии: Кармен; Графиня ("Пиковая дама"), Марта ("Фауст") и др.

Занималась педагогич. работой, в т. ч. в Рижской консерватории (1927-30); в 1944-49 рук. Ансамбля латышской песни.

Я. Витолинь.

Видакович А.

Видакович А. (Vidakovic) Албе (2 X 1914, Суботица - 18 IV 1964, Загреб) - хорватский музыковед, музыкальный палеограф и композитор (Югославия). В 1937 окончил богословский ф-т Загребского ун-та. Муз. образование получил в Загребе (1932-37) под руководством Ф. Дугана (гармония, контрапункт), Ф. Хайдуковича и М. Ившица (теория и практика церк. пения). В 1937-41 изучал церк. музыку в Риме. В 1941-48 преподавал в муз. школе Загребской консерватории муз.-теоретич. предметы и игру на органе, с 1951 - на богословском ф-те Загребского ун-та историю церк. музыки (с 1962 профессор). С 1942 был регентом кафедрального собора в Загребе. В 1942-44 редактор журнала "Sv. Cдcilija". В. принадлежат труды по истории развития хорватской музыки средневековья и культовой музыки. Наиболее значит. его палеографич. исследование, хранящееся в Метрополитанской б-ке в Загребе, - "Sacramentar Mr/26". В. первым исследовал деятельность Ю. Крижанича как муз. писателя и теоретика, осуществил науч. публикацию произв. хорватского композитора 17 в. В. Елича. В. - автор струнного квартета, фп. пьес, произв. для органа, культовой музыки.

И. М. Ямпольский.

Видаль А.

Видаль А. (Vidal) Поль Антонен (16 VI 1863, Тулуза - 9 IV 1931, Париж) - франц. композитор и дирижёр. В 1883 окончил Парижскую консерваторию. С 1889 пом. хормейстера, с 1892 хормейстер, с 1906 дирижёр т-ра "Гранд-Опера", в 1914-19 муз. рук. "Опера комик". С 1884 профессор Парижской консерватории (с 1910 по классу композиции), среди его учеников - Ж. Ибер, Р. Лушер, Л. Буланже, А. Томази. Осн. область творчества В. - муз. театр. Среди его соч. - оперы "Герника" (1895), "Бургундка" (1898), "Рамзес" (1900), балеты "Маладетта" (1893), "Зино-Зина" (1908), "Терпсихора" (1909), музыка к спектаклям драм. т-ра, а также оратории, произв. для оркестра, для разл. инструментов. Автор ряда учебников.

Литература: Hoйrйe A., P. Vidal (Nйkrologie), "RM", 1931, No 12.

Видаль Л. А.

Видаль Л. А. (Vidal) Луи Антуан (10 VII 1820, Руан - 7 I 1891, Париж) - франц. музыковед. Учился игре на виолончели у О. Франшома. Труды В. посв. исследованию истории развития смычковых инструментов, а также творчеству композиторов и исполнителей на этих инструментах. Особенно ценны в его книгах многочисл. иллюстрации, изображающие смычковые инструменты разных эпох (художник Ф. Хиллемахер). В последние годы жизни занимался историей фп.

Сочинения: Les instruments а archet. Les faiseurs, les joueurs dinstruments, leur histoire sur le continent europйen. Suivi dun catalogue gйnйral de la musique de chambre, v. 1-3, P., 1876-78; La lutherie et les luthiers, P., 1889.

Видор Ш. М.

Видор Ш. М. (Widor) Шарль Мари Жан Альбер (21 II 1844, Лион - 12 III 1937, Париж) - франц. органист, композитор, муз. критик. Учился у отца - церк. органиста в Лионе, затем в Брюссельской консерватории у Н. Ж. Лемменса (орган) и Ф. Ж. Фетиса (теория). В 1870-1934 был органистом церкви Сен-Сюльпис в Париже. Концерты В. на органе, построенном фирмой А. Кавайе-Коль, познакомили жителей столицы с орг. наследием И. С. Баха. С 1891 был профессором консерватории (орган), в 1896-1905 вёл класс композиции. Среди учеников В. - органисты Ш. Турнемир, Л. Вьерн, М. Дюпре, А. Швейцер. С 1910 чл. Академии изящных иск-в (с 1914 - непременный секретарь). Руководитель и дирижёр хор. об-ва "Конкордия". Был блестящим импровизатором. Неоднократно гастролировал в России (впервые в Москве, 1896, орг. концерт в лютеранской церкви св. Петра и Павла). По рекомендации В. для Большого зала Моск. консерватории был приобретён орган фирмы Кавайе-Коль. Инструмент устанавливался под наблюдением В., давшего первый орг. концерт в Большом зале в 1901. Издал совм. с А. Швейцером 5 томов орг. сочинений И. С. Баха (N. Y., 1912-14). Выпустил антологию произв. для органа "L'orgue moderne".

Сочинения: 10 симфоний для органа, в т.ч. Готическая (1895, ор. 70) и Романская (1900, ор. 73), 3 оперы, балет Корригана (1880), пантомима Жанна дАрк (1890), симф. поэма Вальпургиева ночь (1888) для хора и орк., фп. и влч. концерты, мессы, Хорал с вариациями для арфы и орк. (написан для рус. арфистки К. А. Эрдели); камерные ансамбли, фп. пьесы, песни.

Литературные сочинения: La musique grecque et les chants de l'йglise latine, "Revue de deux Mondes", 1895; Initiation musicale, P., 1923; L'Orgue moderne, P., 1929 (нем. изд., Kassel, 1931); Le nouveau conservatoire de Moscou, "Le Menestrel", 1901, v. 12, No 19, p. 149-50.

Литература: Reynaud H., L'oeuvre de Ch.-M. Widor, Lyon, 1900; Philipp J., Ch.-M. Widor, "MQ", 1944, v. 30; Handschin J., Ch.-M. Widor, в кн.: Gedenk-schrift J. Handschin, hrsg. von H. Oesch, Bern - Stuttg., 1957, S. 242-45.

Л. И. Ройзман.

Виду Й.

Виду Й. (Vidu) Йон (17 XII 1863, Мынерэу, уезд Арад - 7 II 1931, Лугож) - рум. композитор, фольклорист, хор. дирижёр и педагог. Учился в консерватории в Араде. В 1890-91 совершенствовался по гармонии и хор. дирижированию в Ясской консерватории у Г. Музическу. Сыграл большую роль в муз. жизни Баната, в городах к-рого руководил крупными хор. коллективами и преподавал. В 1888-1927 дирижёр Рум. объединения музыкантов и певцов в Лугоже, где в те же годы преподавал в разл. уч. заведениях. В 1922-31 пред. Ассоциации рум. хоров и дух. оркестров Баната. Был одним из организаторов конкурсов крест. хоров, вёл курсы усовершенствования для дирижёров хор. коллективов Баната. Известный рум. фольклорист, В. записывал и обрабатывал банатский фольклор, на основе к-рого создал ряд собств. соч.; наиболее значительны из них хор. композиции, в т. ч. "Анна Лугожана" ("Ana Lugojana", 1891), "Через холм" ("Preste deal", 1905); мн. нар. песни в обработке В. получили известность в Румынии.

Литература: Соsma V., Un maestru al muzicii corale Ion Vidu, Buc., 1965.

Виела

Виела (старофранц. viele, vielle) - одно из общих названий ср.-век. струнных смычковых инструментов; см. Виола.

Виельгорский Матв. Ю.

Вьельгорский, Вельгорский Матвей Юрьевич (15(26) IV 1794, Петербург - 21 II (5 III) 1866, Ницца, похоронен в Петербурге), граф, - рус. виолончелист и муз. деятель. Игре на виолончели учился у А. Мейнгардта и Б. Ромберга. В 1822-23 как солист и ансамблист выступал в концертах, устраивавшихся его братом Мих. Ю. Виельгорским (в Луизино), затем в моск. и петерб. салонах, за рубежом. Участвовал в исполнении классич. трио с Ф. Листом и А. Ф. Львовым, с А. Л. Гензельтом и А. Вьётаном. Мн. композиторы, с к-рыми В. играл в ансамблях, посв. ему свои произв. (Вторая соната для влч. и фп. Мендельсона, 3-й квартет А. Г. Рубинштейна, 7-й концерт для влч. с орк. Ромберга и др.). Исполнение В. отличалось тонким художеств. вкусом, певучим звуком, совершенной техникой. В. был одним из руководителей Симфонического общества и Концертного общества (1850) в Петербурге, а также одним из руководителей и первых директоров РМО. В. завещал Петерб. консерватории богатую библиотеку и ценную коллекцию инструментов.

Литература: Штейнпресс Б., Матвей Юрьевич Вельгорский, "СМ", 1946, No 8/9; Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 2. Русское виолончельное искусство до 60-х годов XIX века, М., 1957, с. 278-330.

Л. С. Гинзбург.

Виельгорский Мих. Ю.

Вьельгорский, Вельгорский Михаил Юрьевич (31 X (11 XI) 1788, Петербург - 28 VIII (9 IX) 1856, Москва), граф, - рус. муз. деятель, композитор. Гармонию изучал у В. Мартин-и-Солера (Мартини), основы композиции - у органиста Тауберта, совершенствовался у Л. Керубини (Париж), И. Миллера (Петербург). В Вене встречался с Л. Бетховеном, всю жизнь был его ревностным почитателем. В. сделал свой дом (с 1823 в Москве, с 1826 вместе с братом Матвеем В. в Петербурге) центром муз. жизни. Здесь на протяжении неск. десятилетий устраивались концерты классич. музыки (в т. ч. историч. цикл от Глюка до Беллини). В доме братьев В. выступали Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Шуман, К. Шуман, П. Виардо-Гарсиа и др. Значит. поддержку оказывал В. отечеств. музыкантам, в частности М. И. Глинке, бр. Рубинштейнам. Широко образованный человек, серьёзный ценитель музыки, В. пользовался большим авторитетом. (С его "дельными замечаниями" считался Глинка. Однако оперу "Руслан и Людмила" В. недооценил.)

Как композитор В. не обладал ярким дарованием. Он был автором одной из первых рус. симфоний. Наибольшей известностью пользовались романсы В. (Ф. Лист сделал фп. транскрипции романсов "Бывало", "Любила я").

Сочинения: опера Цыгане (1838, не полностью оркестрована); муз. к водевилям; 2 симфонии (1-я исп. 1825, в Москве), 2 увертюры; вариации для влч. с орк.; струн, квартет; пьесы для фп.; вок. ансамбли; произв. для хора с орк. и a cappella; обр. нар. песен и др.

Литература: Ленц В., Граф Михаил Юрьевич Виельгорский (пер. с нем. с послесловием А. Серова), "Музыкальный и театральный вестник", 1856, No 49, 51; Н. Ф. (Финдейзен Н.), Граф Михаил Юр. Виельгорский, "РМГ", 1906, No 35/36, 37; Трофимова Т., М. Ю. Виельгорский, "СМ", 1937, No 5; Штейнпресс Б., Михаил Юрьевич Виельгорский, благожелатель Глинки, в сб.: М. И. Глинка, М., 1958.

Виеру А.

Виеру А. (Vнeru) Анатол (р. 8 VI 1926, Яссы) - рум. композитор. В 1946-51 учился в Бухарестской консерватории у П. Константинеску (гармония) и Л. Клеппера (композиция), в 1951-54 в Моск. консерватории по классу А. И. Хачатуряна (композиция), в 1955-58 занимался там же в аспирантуре. В 1947-50 дирижёр Нац. т-ра в Бухаресте.

Сочинения: оратория - Миорица (на нар. тексты, 1957), поэма-кантата Дрозд Илие Пинтилие (Mierla lui Ilie Pintilie, 1949, Гос. пр. СРР), Кантата о световых годах (Cantata anilor-lumina, 1960), сюита для двух хоров а cappella - Ночные сцены (Scene nocturne, на стихи Г. Лорки, 1964); для орк. - камерная симфония (1962), концерт (1955), Ода тишине (Oda tacerii, 1967), Клепсидра (1968), Экран (1969); концерты с орк. - для флейты (1958), влч. (1962), скр. (1964); для фп. - Игры (Jeux, 1963); 2 струн. квартета (1955, 1956), квинтет для кларнета и струн. квартета (1957); соната для влч. соло (1963); для струн. квартета и ударных - Ступени тишины (Steps of Silence, 1966) и др. камерные и хор. соч.; музыка к фильмам.

Р. Э. Лейтес.

Византийская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Визе Р.

Визе Р. (Visйe) Робер (1650(?)-1725) - франц. лютнист, гитарист, певец и композитор. Ученик Ф. Корбета, известного гитариста (автора лучшего для того времени пособия по игре на гитаре). С 1708 В. был певцом в придв. капелле короля. Автор 2 сб. пьес для гитары ("Livre de guitare", 1682, 1686), неск. пьес для теорбы и лютни (изд. 1716), арий (изд. 1731-32, в сб.: Concerts parodiques divisйs en 6 suites).

Литература: Chilsotti О., Notes sur le guitarriste R. de Visйe, "Sammelbдnde der Internationalen Musikgesellschaft", 1907/1908.

Вик К.

Вик К. (Wieck) Клара - см. Шуман К.

Вик Ф.

Вик Ф. (Wieck) Фридрих (18 VIII 1785, Преч, близ Галле, Саксония - 6 X 1873, Лошвиц, близ Дрездена) - нем. муз. педагог. Изучал теологию в Виттенбергском ун-те (с 1803), одновременно брал уроки музыки. Был домашним учителем фп. и пения. В 1817 основал в Лейпциге фп. фабрику, бюро проката муз. инструментов (существовали недолго) и передвижную муз. б-ку. Успешное обучение игре на фп. дочерей, особенно Клары В., ставшей затем известной пианисткой (жена Р. Шумана), и Maрии В. (впоследствии придв. пианистка князей Гогенцоллернов, известная в Дрездене преподавательница фп. и пения), создало В. большой педагогич. авторитет. С 1840 жил в Дрездене. В. преподавал игру на фп. по своей методе, применяя механич. приспособление, изобретенное И. Б. Ложье и обеспечивающее наилучшее положение корпуса, рук, пальцев пианиста. Среди учеников В. - Р. Шуман, X. ф. Бюлов, Ф. Шпиндлер, Г. Меркель и др.

Идеализированный образ В. дан в муз.-критич. статьях Р. Шумана 1830-х гг. ("Майстер Раро"). Некоторые мысли В. о воспитании музыканта включены Шуманом в его "Жизненные правила для музыканта".

Сочинения: Klavier und Gesang. Didaktisches und Polemisches, Lpz., 1853, 1878; Musikalische Bauernsprьche und Aphorismen ernsten und heiteren Inhalts..., Lpz., 1871, 1876.

Литература: Meichsner A. von, Fr. Wieck und seine beiden Tцchter..., Lpz., 1875; Wieck A., Materialen zu Fr. Wiecks Pianoforte-Methodik, В., 1875; Кohut A., Fr. Wieck..., Dresd.- Lpz., 1888; Joss V., Fr. Wieck und sein Verhдltnis zu Schumann, Dresd. - Lpz., 1900; его же, Der Musikpдdagoge Fr. Wieck und seine Familie, Dresd., 1902; Wieck M., Aus dem Kreise Wieck-Schumann, Dresd., 1912, 1914.

О. Т. Леонтьева.

Викар Л.

Викар Л. (Vikar) Ласло (p. 8 VI 1929, Сомбатхей) - венг. музыковед и фольклорист. Окончил муз.-пед. ф-т Высшей муз. школы им. Ф. Листа у Е. Адама (по хор. дирижированию занимался у З. Вашархейи; 1951), ф-т музыковедения (1956) и аспирантуру (1959) у З. Кодая, с 1960 науч. сотрудник, с 1977 рук. Группы по исследованию нар. музыки Ин-та музыковедения Венг. АН. С 1970 преподаватель венг. нар. музыки в Высшей муз. школе им. Ф. Листа (с 1980 профессор). Совершил ряд фольклорных экспедиций по Венгрии, Чехословакии, КНДР, КНР, СССР, Финляндии, Турции (В. записано ок. 8000 нар. мелодий). Соавтор (с Г. Берецки) книг "Cheremis folksongs" (1971), "Chuvash Folksongs" (1979), автор ряда статей в венг. и заруб. журналах о муз. фольклоре народов Ср. Поволжья, о связи музыкальной педагогики и фольклористики. Под его ред. издана книга А. Сайгуна "Bйla Bartуk's folk music research in Turkey" (1976). Пр. им. Эркеля (1977).

Викс М. Г.

Мария Густавовна (р. 25 III (7 IV) 1910, Бодайбо, ныне Иркутской обл.) - сов. артистка оперетты (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1965). Чл. КПСС с 1951. Брала уроки пения у О. Н. Балабиной (Иркутск), Е. В. Девос-Соболевой (Ленинград), М. М. Уместного и З. Г. Тарасенко (Свердловск). Дебютировала в 1928 на сцене Иркутского т-ра в партии Периколы ("Перикола" Оффенбаха). В 1929-33 артистка т-ров муз. комедии Омска, Благовещенска, Хабаровска, Нижнего Новгорода, Ленинграда. С 1933 артистка Свердловского т-ра муз. комедии (со дня основания т-ра). В. обладает ярким артистизмом, большим мастерством, тонкой музыкальностью, красивым голосом. Роли: Сильва, Виолетта ("Сильва", "Фиалка Монмартра" Кальмана), Елена ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Ганна Главари ("Весёлая вдова" Легара), Розалинда ("Летучая мышь" И. Штрауса), Кето ("Кето и Котэ" Долидзе), Стелла ("Вольный ветер" Дунаевского) и др. Одна из лучших партий В. - Графиня де Курси ("Табачный капитан" Щербачёва). В. исполняет также характерные роли, среди к-рых: тётя Дина ("Севастопольский вальс" Листова), Любовь Николаевна ("Чёрная берёза" Новикова) и др. Выступала как конц. певица. Гос. пр. СССР (1946).

Литература: Риф И., Заслуженная артистка РСФСР М. Г. Викс, Свердловск, 1961.

В. И. Зарубин.

Виктория Т. Л.

Виктория Т. Л. (Victoria) Томас Луис де (ок. 1548, Авила, Старая Кастилия - 27 VIII 1611, Мадрид) - испан. композитор, капельмейстер, органист. Занимался у комп. Б. Эскобедо. Значит. часть жизни (с 1565) провёл в Риме, где служил певцом и капельмейстером в духовных уч. заведениях. С 1569 был органистом испан. церкви в Риме. С 1594 жил в Испании, состоял вице-капельмейстером и органистом корол. монастыря францисканцев. Мастер католич. музыки, прозванный "испанским Палестриной", В. был крупнейшим представителем вок. полифонии в Испании 2-й пол. 16 в. Первое сочинение В. - "Сборник 33 мотетов" (1572). Его лучшие произв.: "Служба на страстную неделю" ("Officium hebdomadae sanctae", 1585), "Страсти по Матфею" (1585), "Месса на смерть королевы Марии" (1605). В. написал также более 180 псалмов, мессы, мотеты, гимны, магнификаты и др.

Сочинения: L'opera omnia, v. 1-8, Lipsiae, (1902-13).

Литература: Collet H., Victoria, P., 1914; Pedrell F., Tomas Luis de Victoria Abulense, Madrid, 1918.

Вила Лобос Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вилайят Хан

Вилайят Хан (p. 1924) - инд. исполнитель на ситаре в классич. стиле и певец (традиция хиндустани). Род. в семье потомственных музыкантов; игре на ситаре обучался у отца Инайята Хана, пению - у матери. Усовершенствовал инструмент - изменил его настройку, разработал новую технику игры, при к-рой ситар приближается по тембру к человеческому голосу. Специализируется на исполнении инстр. композиций в стилях тхумри и дадра (см. Индийская музыка); часто концертирует в ансамбле с Имрат Ханом (сурбахар) и таблистом Шантой Прасадом. В 1964 выступал на Эдинбургском междунар. фестивале. Неоднократно гастролировал в странах Зап. Европы, в 1956 посетил ряд городов СССР.

Виленский И. А.

Илья Аркадьевич (р. 2(14) III 1896, Кременчуг) - советский композитор и муз.-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в УССР (1947). Член КПСС с 1944. В 1914-18 учился в Петерб. консерватории по классу композиции В. П. Калафати и фп. А. А. Винклера. В. - автор произв. разл. жанров. Особое место в его творчестве занимает песня, преим. на воен.-патриотич. тематику. Св. 50 лет В. оказывает постоянную творч. помощь муз. коллективам Сов. Армии. Неизменный пред. воен.-шефской комиссии CK УССР.

Сочинения: оперы для детей - Конёк-Горбунок (1936, Киевский т-р юного зрителя), Ивасик Телесик (1971); муз. комедии - Сорочинская ярмарка (1935, Киевский т-р юного зрителя), Годы молодые (1958), Шельменко-денщик (1962, Одесский т-р Советской Армии); произв. для симф. орк., орк. нар. инструментов, духового орк.; инстр. соч.; хоры, песни (в т. ч. Первая конная, Красноармейская, Песня 45-й дивизии, Трансильванский вальс).

Вилинский Н. Н.

Николай Николаевич (2(14) V 1888, пос. Голта, ныне Первомайск Херсонской обл. - 9 IX 1956, Киев) - советский композитор и педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1925).

Вилинский Н. Н.

В 1919 окончил Одесскую консерваторию по классу композиции В. А. Малишевского. С 1920 преподаватель, с 1926 профессор Одесской, с 1941 Ташкентской консерватории. С 1944 профессор, с 1948 зав. кафедрой композиции Киевской консерватории.

Сочинения: для хора и орк. - кантата Молдавия (1939); для голоса с орк. - Вождю (памяти В. И. Ленина, 1924); для орк. - Сюита (1910), 3 сюиты на темы молд. нар. песен (1932, 1933, 1944); для фп. - 6 пьес (1908), Фуга (1913), Вариации (1914), Элегическая сюита (1918); соната для скр. и фп. (1925); романсы на сл. А. С. Пушкина, Т. Г. Шевченко, цикл (5 романсов) на сл. А. К. Толстого, 4 юморески на сл. К. Пруткова (1920), хор Кузница мира (1925), обработки (св. 60) рус., укр., молд. нар. песен.

Н. Н. Сидоренко.

Вилковир Е. Б.

Ефим Борисович (8(20) II 1888, Херсон - 4 VIII 1963, Москва) - советский педагог и деятель в области духовой музыки. В 1910-16 учился в Петерб. консерватории у В. П. Калафати (гармония), М. О. Штейнберга (инструментовка) и И. И. Витола (композиция). В 1917-22 преподавал в Херсоне. С 1922 жил в Москве. В 1924-26 секретарь художеств. секции ГУСа (Гос. ученый совет) Наркомпроса, в 1925-33 редактор Музгиза. В 1933-57 доцент по курсу инструментовки для духового оркестра военно-капельмейстерской кафедры Моск. консерватории (с 1944 - Высшего уч-ща, с 1950 - Ин-та воен. дирижёров), в 1952-54 зав. кафедрой.

Сочинения: Общие основы инструментовки для духового оркестра, М., 1937 (совм. с Н. П. Ивановым-Радкевичем); Практический курс инструментовки для духового оркестра, М., 1963.

Вилкомирская В.

Вилкомирская В. (Wilkomirska) Ванда (р. 11 I 1929, Варшава) - польская скрипачка. Лауреат Междунар. конкурсов скрипачей в Женеве (1946), Будапеште (1948), им. Г. Венявского в Познани (1953). Игре на скрипке обучалась у отца, с детских лет выступала в концертах. Позднее занималась у Э. Уминьской (Краков), у И. Дубиской (Варшава) и Э. Затурецкого (Будапешт). Известна как исполнительница произв. К. Шимановского, Б. Бартока и совр. польских композиторов. Участница фортепианного "Трио Вилко-мирских" (с сестрой пианисткой Марией В. и братом Казимежем В.) и Польского квартета им. К. Шимановского. Гастролировала во многих странах, неоднократно - в СССР (впервые - в 1950). Государственная премия ПНР (1953 и 1961).

Литература: Kydrynski L., Wanda Wilkomirska (album), Кг., 1960.

З. Лисса.

Вилкомирский К.

Вилкомирский К. (Wilkomirski) Казимеж (р. 1 IX 1901, Москва) - польский виолончелист, дирижёр, композитор и педагог. Учился в Моск. консерватории у А. Э. Глена (виолончель), композицией занимался у Б. Яворского. Преподавал игру на виолончели в Батуми (1917-19). В 1919-23 учился у Р. С. Статко- вского (композиция) и Э. Млынарского (дирижирование) в консерватории в Варшаве, совершенствовался в дирижировании у Г. Шерхена в Винтертуре (Швейцария). С 1926 концертмейстер и дирижёр Варшавской филармонии, одновременно преподавал в Лодзи и Калише. В 1935-39 директор консерватории, пред. Муз. об-ва и дирижёр польск. певч. ансамблей, позднее дирижёр филармонии и оперного т-ра (1952-54) в Гданьске. Профессор и директор консерватории (1945-47), дирижёр филармонии и оперного т-ра (1947-51) в Лодзи, директор консерватории и оперного т-ра (также его дирижёр, с 1955) во Вроцлаве. С 1963 профессор Варшавской консерватории. С 1930 концертировал в Польше и за границей как виолончелист, исп. камерной музыки и дирижёр. Участник "Трио Вилкомирских" (в 1915-25 - с сестрой пианисткой Марией В. и братом скрипачом Михалем В., с 1945 - с сестрами Вандой В. и Марией В.). Как композитор В. близок к неоромантизму, творчество его эклектично. Лучшие его произв. - для виолончели (концерты, конц. симфония с оркестром, поэма и 12 этюдов и др.); среди др. сочинений - фп. соната, кантаты - Вроцлавская, Гданьская. Государственная премия ПНР(1967).

Литературные сочинения: Metodyka nauki wykladu о muzyce, (Kr., 1947) (совм. с S. Lobaczewska).

Литература: Schдffer В., Almanach polskich kompozytorуw wspуlczesnych, Kr., 1956, s. 87-88; Hanuszewska M., Schдffer В., Almanach..., Kr., 1966, s. 155; Вlaszczyk L. T., Dyrygenci polscky i obcy w Polsce dzialajacy w XIX i XX wieku, Kr., 1964, s. 326-27.

З. Лисса.

Вилланелла

Вилланелла (итал. villanella - деревенская песня) - жанр итал. бытовой музыки 15-16 вв. В основе его лежит итал. (неаполитанская) нар. песня, исполнявшаяся во время полевых работ. Музыка В. носит светлый характер; нередко ей присущи черты танце-вальности. Она гомофонна по складу. Чаще всего В. трёхголосны. В них господствует движение параллельными трезвучиями, связанное с нар. песенной практикой итал. Возрождения. Известны также В. с более самостоятельным и полифонически развитым движением голосов, возникшие, возможно, под влиянием мадригала. Нек-рые образцы В. очень близки к канцоне. Порой в В. чередуются реплики запевалы и хора. В. исполнялась как без сопровождения, так и с аккомпанементом лютни.

Форма В. обычно куплетно-строфическая. Тексты итал. В. насчитывают 4 строфы по 8 строк; 2 последние строки каждой строфы повторяются в качестве рефрена. Тематика В. разнообразна, среди В. встречаются песни сатирич., шуточные, игровые, любовно-лирич., бытовые, песни о событиях совр. жизни.

Возникнув в Неаполе, жанр В. быстро распространился по всей Италии и стал общенациональным. К жанру В. обращались многие видные композиторы - Дж. Д. да Нола, О. Векки, Л. Джустиниани, Б. Донато.

Вилланелла

Дж. Д. да Нола. Вилланелла.

В. проникла и в др. страны; во Франции в 16 в. возникла ее нац. разновидность с текстом из 5 более коротких строф, посв. пастушеской жизни. В 19 в. название В. или villanesca порой давали инстр. пьесам в характере крестьянского танца и в размере 6/8 (Г. Берлиоз, Э. Шабрие, П. Дюка).

Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, М., 1953, Galanti В., La villanelle alla napolitana, Firenze, 1954; Ra1iоtti V., La canzone napoletana, ieri e oggi, Mil.,1962.

A. Г. Юсфин.

Вилларт А.

Вилларт А. (Willaert) Адриан (между 1480-90, Брюгге (?) -17 XII 1562, Венеция) - фламандский композитор и педагог. Изучал в Париже композицию у Ж. Мутона. В 1522-25 служил в Ферраре при дворе А. дЭсте. В 1525-27 певец капеллы И. дЭсте в Модене. С 1527 до конца жизни руководил капеллой собора Сан-Марко в Венеции. В. - основоположник венецианской школы, определивший ее известность в Зап. Европе. Творчество В. основывалось на сочетании полифонич. техники нидерл. мастеров с красочным звучанием, ясной структурой, характерными для итал. композиторов. В. придал антифонной манере письма особую выразительность и художеств. значимость; эта манера считалась оригинальным вкладом В. в муз. культуру, но в действительности она восходит к традициям ранней католич. литургии и встречалась в произв. итал., в т. ч. венецианских, композиторов. Современники высоко ценили духовные произв. В., особенно "Смешанные псалмы" ("Salmi spezzati", 1550, 1557) для простого и двойного хоров и четырехгол. мотеты. Значит. интерес представляют его мадригалы и канцоны ("Canzone villanesche alla napolitana...", 1545, 1548, 1553). В. писал также мессы, гимны, франц. песни (chanson), ричеркары. Б. ч. произв. издана в Венеции при жизни В. Среди учеников В. - К. де Pope, А. Габриели, Дж. Царлино, Н. Вичентино.

Сочинения: Opera omnia m 15 vol., v. 1-5, 7, 13-, Roma, 1950 -.

Литература: Zenсk H., Studien zu A. Willaert. Habilitationsschrift, Lpz., 1929; Hertzmann E., A. Willaert in dex weltlichen Vocalmusik seiner Zeit, Lpz., 1931; Lenaert K., Notes sur A. Willaert, maоtre de chapelle de Saint-Marc а Venise de 1527 а 1562, Brux. - Rome, 1936, Giazotto R, Harmonici concenti in aere veneto, Roma, 1954.

П. А. Вульфиус.

Виллеруш М. Л.

Марис Лаймонович (р. 18 V 1936, Бауске) - сов. виолончелист и педагог. Засл. арт. Латв. ССР (1967). Чл. КПСС с 1965. В 1959 окончил Латв. консерваторию у Э. Я. Берзинского, в 1962 - аспирантуру при Моск. консерватории (занимался у С. Н. Кнушевицкого). С 1956 ведёт конц. деятельность. 1-й исполнитель посвящённого ему концерта для виолончели с оркестром Э. Ю. Гольдштейна (1964). С 1965 солист Латв. филармонии. Выступает как солист, а также в составе фп. трио с В. Янсисом и Ю. Шволковскисом. Гастролировал за рубежом. С 1962 преподаватель Латв. консерватории (с 1970 доцент, с 1978 зав. кафедрой струн. инструментов).

Предыдущая страница Следующая страница