Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "В" (часть 6, "ВИЛ"-"ВИР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 6, "ВИЛ"-"ВИР")

Виллотта

Виллотта (итал. villota, villotta) - родственная вилланелле нар. песня танц. характера, получившая распространение в Сев. Италии в 15-16 вв. Особой популярностью пользовалась в Венеции и Неаполе. Типич. В. была четырёхголосной, гомофонного склада; в теноре её использовался нар. напев. Нередко подразделялась на части в двух- и трёхдольном размере. Текст был строфич. строения с 4-3 строками в строфе.

Литература: Sоmbогn С., Das venezianische Volkslied: die Villota, Hdlb., 1901; Torrefranca F., Le prime villote a quattro e la loro importanza storica ed estetica... al III congresso. Trento. Settembre. 1934, Roma, (s. a.I; Kinkeldeу О., F. Torrefranca's theory of the villota, "Bulletin of American Musicological Society...", 1941, VI.

Виллуан А. И.

Александр Иванович (27 или 29 II (10 или 12 III) 1804, Москва - 21 VIII (2 IX) 1878, Лесное, близ Петербурга) - рус. пианист-педагог. Род. в семье франц. эмигранта. Учился у Ф. Гебеля и Дж. Филда в Москве. С 1821 занимался муз. деятельностью. В 1823-30 жил и преподавал в провинции, в 1830-62 - в Москве, где пользовался репутацией одного из лучших фп. педагогов; последние годы жизни провёл в Петербурге, в 1863-65 был адъюнктом консерватории.

В. прославился как учитель бр. А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов. Он сопровождал А. Г. Рубинштейна в его первой заграничной конц. поездке (1840-43). Рубинштейн высоко ценил педагогич. дарование В., считая, что "прочным фундаментом в музыкальном искусстве" он обязан именно ему. Одним из первых в России В. получил звание свободного художника (в 1863), для этого держал спец. экзамен, на к-ром играл А. Г. Рубинштейн, демонстрировавший в качестве ученика В. его педагогич. мастерство. Свой метод преподавания В. изложил в "Школе для фортепиано" (1863, 2-е изд. 1871), одобренной Петерб. консерваторией и принятой ею в качестве руководства. С самого начала обучения он соблюдал определённую меру в соотношении технич. и художеств. материала и особенно стремился к развитию у ученика "округлого, звучного, сильного и облагороженного" звука. Кроме фп. школы, В. написал упражнения для фп., названные им "упражнениями Рубинштейнов", 2 концерта для фп. с орк. (C-dur и a-moll), большой концерт для скр. с орк., 2 увертюры и мн. др. Большая часть его произв. не издана. Среди учеников В. - М. и Н. Гардер, с к-рыми В. также ездил (в 1862) за границу.

Литература: Рубинштейн А. Г., Автобиографические воспоминания. 1829-1889, "Русская старина", 1889, т. LXIV, ноябрь; Неустроев A. A., А. И. Виллуан и первое концертное путешествие по Европе А. Г. Рубинштейна 1840-1842 гг., там же, 1890, т. LXV, январь; А. И. Виллуан, "РМГ", 1904, No 43; Алексеев A., А. И. Виллуан, в его кн.: Русские пианисты. Очерки и материалы по истории пианизма, вып. 2, М. - Л., 1948, с. 134-141; Музалевский В., Русская фортепианная музыка. Очерки и материалы по истории русской фортепианной культуры (XVIII - первая половина XIX ст.), Л. - М., 1949, с. 324-29.

Я. И. Мильштейн.

Виллуан В. Ю.

Василий Юльевич (16 (28) X 1850, Москва - 15 IX 1922, Нижний Новгород, ныне Горький) - рус. скрипач, пианист, композитор, дирижёр, педагог и муз.-обществ. деятель. Игре на фп. учился у своего дяди А. И. Виллуана, игре на скрипке у оркестранта Большого т-ра Пфицнера. В 1866 поступил в Моск. консерваторию, к-рую окончил в 1873 по классу скрипки Ф. Лауба. В том же году поселился в Нижнем Новгороде, где в течение почти полувека вёл разностороннюю муз.-просветит. деятельность, способствовавшую развитию муз. культуры города. В. был организатором (1873), директором (до 1918) и преподавателем муз. классов (в 1907-18 муз. уч-ща), а также дирижёром симф. концертов (основанного им оркестра) Нижегородского отд. РМО. Преподавал игру на фп. и скрипке, теоретич. предметы. Среди учеников В.: И. А. Добровейн, С. М. Ляпунов, В. И. Исакович-Скрябина и мн. др.

Сочинения: 3 оперы для юношества, в т. ч. Принц Лелио (изд. 1900, пост. 1902, Казань); 4 струн. квартета, фп. пьесы, романсы, музыка к драме Ибсена "Праздник в Сольгауте" и др.

Литературные сочинения: Практическое руководство к изучению элементарной теории музыки (с задачами), Н. Новгород, 1878; Элементы теории музыки. Руководство с задачами и примерами для их письменного решения, М., 1900, 1914.

Литература: (Нелидов К. П.), В. Ю. Виллуан и Музыкальные классы ИРМО в Нижнем Новгороде, "РМГ", 1898, No 11; Полуэктова H. H., Деятели музыкального образования в Нижнем Новгороде. В. Ю. Виллуан и профессиональное музыкальное образование в Нижнем Новгороде, в сб.: Из музыкального прошлого, сб. II, М., 1965.

И. М.Ямпольский.

Вильбоа К. П.

Вильбуа Константин Петрович (17 (29) V 1817, Петербург - 4 (16) VII 1882, Варшава) - рус. композитор и дирижёр. Воспитывался в кадетском корпусе, был регентом хора учащихся. В 1853-1854 руководил хором певчих и бальным оркестром лейб-гвардии Павловского полка. В 1856 совм. с А. Н. Островским и В. П. Энгельгардтом участвовал в фольклорной экспедиции по Волге. Со 2-й пол. 60-х гг. жил в Харькове, где организовал бесплатную муз. школу "для детей всех сословий", читал лекции по истории и теории музыки в ун-те, был дирижёром оперного т-ра и частного оркестра. С 1867 служил в Варшаве. Был знаком с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, критиком А. А. Григорьевым. В. принадлежат клавираусцуги двух опер Глинки и перелож. для фп. в 4 руки его "Камаринской".

В. - автор популярных в своё время песен и бытовых романсов, в т. ч. героико-романтич. дуэта "Моряки" ("Нелюдимо наше море", сл. H. M. Языкова), "Думка" (сл. Т. Г. Шевченко), "На воздушном океане" (сл. М. Ю. Лермонтова). В. принадлежат: оперы - "Наташа, или Волжские разбойники" (1861, Большой т-р, Москва), "Тарас Бульба", "Цыганка" (обе не изд.); музыка к драме "Псковитянка" Мея (1864, Александринский т-р, Петербург). Ценность представляют обработки нар. песен - "Русские народные песни" (100), под ред. А. А. Григорьева (1860, 2-е изд. 1894), "Русские романсы и народные песни" (1874, 2-е изд. 1889), переложение песен для разл. инструментов ("150 русских народных песен") и др.

Литература: Соколов В. Т., Из моих воспоминаний, "Исторический вестник", 1889, т. 37, сентябрь, с. 534-38; Киселёв В., А. Н. Островский и К. П. Вильбоа, в кн.: А. Н. Островский и русские композиторы, М. - Л., 1937.

Вильбушевич Е. Б.

Евгений Борисович (24 III (5IV) 1874, Двинск, ныне Даугавпилс - 1933, Ленинград) - сов. пианист, композитор. Учился по классу фп. в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва у П. А. Шостаковского, в Моск. консерватории у Н. С. Зверева и В. И. Сафонова, в Петерб. консерватории у А. Н. Есиповой. Получил известность как пианист-аккомпаниатор и автор муз. мелодекламаций, исполнявшихся им совм. с актёром H. H. Ходотовым. Среди др. сочинений В. - фп. пьесы и вставные номера для драм. произв.

Литература: Юрьев Ю. М., Записки, т. 2, Л. - М., 1963, с. 85, 87-89, 338.

Вильгельми А.

Вильгельми А. (Wilhelmj) Август Эмиль Даниель Фердинанд Виктор (21 IX 1845, Узинген - 22 I 1908, Лондон) - нем. скрипач и педагог. Игре на скрипке обучался у К. Фишера в Висбадене. Первый концерт дал в возрасте 9 лет. По рекомендации Ф. Листа поступил в Лейпцигскую консерваторию, где в 1861-64 занимался у Ф. Давида (скрипка), М. Гауптмана и Э. Рихтера (теория музыки). Некоторое время брал уроки композиции у Й. Раффа. В 1876 возглавлял оркестр Байрёйтского т-ра на Вагнеровских торжествах. С 1865 концертировал (в 1868 в России). В 1878-82 совершил турне по странам Европы, Америки, Азии, выступал в Австралии. В течение ряда лет жил в Бибрихе на Рейне, где основал (совм. с Р. Ниманом) школу игры на скрипке. С 1886 поселился близ Дрездена. С 1894 профессор Гилдхоллской муз. школы в Лондоне.

В. был одним из крупнейших скрипачей 2-й пол. 19 в. Его игра отличалась сильным, сочным тоном, мощной виртуозной техникой (исключительным было его мастерство исполнения двойных нот).

Автор произв. для скрипки с оркестром, пьес для скрипки и фп., струн. квартета и др. Обработал 1-ю ч. 1-го концерта для скрипки с оркестром Паганини (с собств. каденцией); создал ряд транскрипций для скрипки и фп. (Ария Баха, Ноктюрн Шопена, Листок из альбома Вагнера и др.). Издал скрипичную школу (Modern school for the violin, совм. с Дж. Броуном).

Литература: Frassinesi E., A. Wilhelmj violinista, memorie, Mirandola, 1913; Wagner E., Der Geigenkцnig A. Wilhelmj, Homburg an der Hцhe, 1928.

И. M. Ямпольский.

Вильданов Р. Д.

Румиль Джиангирович (р. 24 XI 1939, Фрунзе) - сов. композитор. В 1962 окончил Ташкентскую консерваторию по классу Б. И. Зейдмана. В 1962-1968 преподавал в этой консерватории.

Сочинения: муз. комедия - Двенадцатая ночь (по У. Шекспиру, 1969, Театр им. Мукими, Ташкент); оратория - Ленин (1964, по поэме В. В. Маяковского), поэма-кантата - Войдите в мир (1962); 4 симфонии (1962, 1967, 1968, 1970); концерты (с орк.) - для фп. (1965), для скр. (1968); музыка к кинофильмам.

Вильдбрунн Х.

Вильдбрунн Х. (Wildbrunn) Хелене (р. 8 IV 1882, Вена) - австр. певица. Училась у Р. Папир в Венской консерватории. Артистич. деятельность начала с 1907 в Дармштадте. Сначала пела партии меццо-сопрано, затем (во время работы в Штутгартском оперном т-ре, 1914-18) перешла на партии драматич. сопрано. В 1919-31 была ведущей солисткой т-ров Берлина (Гос. опера и Гор. оперный т-р) и Вены (Гос. опера). В 1932 получила звание почётного члена Венской оперы. В 1931-50 вела педагогич. деятельность, с 1932 - профессор Венской академии музыки. В. обладала голосом большого диапазона, сочным, ярким и насыщенным по звучанию. Её исполнение отличалось большой экспрессией. Была выдающейся исполнительницей ведущих партий в операх Р. Вагнера. Помимо вагнеровского репертуара - Изольда, Брунгильда ("Кольцо нибелунга"), Елизавета ("Тангейзер"), Эльза ("Лоэнгрин") и др., с успехом пела партии Электры, Маршаль-ши ("Электра" и "Кавалер роз" Р. Штрауса) и особенно Леоноры ("Фиделио").

В. В. Тимохин.

Вильдганс Ф.

Вильдганс Ф. (Wildgans) Фридрих (5 VI 1913, Вена - 7 XI 1965, Мёдлинг, близ Вены) - австр. композитор, кларнетист и муз. писатель. По композиции ученик Й. Маркса. В 1934-36 преподавал в Моцартеуме (Зальцбург) игру на кларнете и теорию музыки, в 1936-39 кларнетист Венской гос. оперы. После 1939 был отстранён от должности по политич. мотивам. В 1945-47 и 1950-65 - в Венской академии музыки и сценич. иск-ва (с 1957 профессор). В 1947-51 муз. референт в венских правительств. культурных учреждениях, с 1949 президент австр. секции Междунар. об-ва совр. музыки. Среди произв. В. - опера "Древо познания" ("Der Baum der Erkenntnis", 1932), оперетта "Диктатор" ("Der Diktator", 1933), кантаты "Таинственный трубач" ("Der mystische Trompeter", сл. У. Уитмена, 1946) и "Евхаристические гимны" (1950), "Маленькая симфония" (1929), концерт для трубы, струнных и ударных (1933), 2 концерта для кларнета с оркестром (1933, 1948), хор. симфония "Маяковский" (1946), музыка для т-ра и кино и др. Обрабатывал нар. песни, составил сб-к технич. упражнений для кларнета, автор кн. "Entwicklung der Musik in Цsterreich im 20. Jahrhundert" (1950) и "Anton Webern" (1967), статей.

Вильнюс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вильом Ж. Б.

Вильом Ж. Б. (Vuillaume) Жан Батист (7 X 1798, Мирекур - 19 III 1875, Париж) - франц. мастер смычковых инструментов. Принадлежал к семье мастеров, изготовлявших смычковые инструменты ещё в 17 в. Учился у своего отца Клода Франсуа В. С 1819 - в Париже, делал инструменты по моделям Ф. Шано, в 1828 открыл собств. мастерскую. Ок. 1835 появились инструменты В., имитирующие старых итал. мастеров - А. Страдивари, Дж. Гварнери дель Джезу, Дж. П. Маджини, Н. Амати. Ок. 1865 создал инструменты собств. модели. Изготовил более 3000 инструментов (в т. ч. ряд образцов для Петербурга по заказу А. Ф. Львова). Ему принадлежит неск. экспериментальных инструментов: октобас (большой контрабас, 345 см), контральто (альт, 413 мм, но с корпусом примерно двойной ширины). В 1867 изобрёл механич. педаль-сурдину, прикреплявшуюся к подгрифку. Изготовлял также смычки - вначале по типу Ф. Турта, затем своей модели (лента волоса имеет по краям закругления). В 1834 сделал неск. смычков из пустотелой стали. В мастерской В. работали крупные мастера смычков, в т. ч. P. H. Баурен, Л. X. Бауш; особенно выделились Никола Франсуа В. (брат В.) и И. Сильвестр.

Литература: Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М.-Л., 1952, М., 1964; Millant R., J. В. Vuillaume; sa vie et son oeuvre, L., (1972); Valelol E., Les archets franзais, P., 1978.

Вильшау

Вильшау - сов. музыканты, братья. Виктор Rобертович В. (17(29) IV 1870, Москва - 11 IV 1937, Тбилиси) - скрипач и педагог. Обучался игре на скрипке под рук. отца Роберта Фёдоровича В. (ум. 1903, Москва), скрипача, концертмейстера оркестра Большого т-ра. В 1889 окончил Моск. консерваторию по классу И. В. Гржимали (ранее занимался в классе А. А. Гильфа). Совершенствовался в Германии у Г. Петри и Й. Иоахима. По возвращении в Москву нек-рое время играл в квартете, преподавал в Муз. классах Тамбовского отделения РМО. С 1895 жил в Тбилиси, преподавал в Муз. уч-ще РМО, с 1917 профессор Тбилисской консерватории. Концертировал, в 1929-32 возглавлял струн. квартет (впоследствии Квартет им. М. М. Ипполитова-Иванова).

Владимир Робертович В. (24 IV (6 V) 1868, Москва - 1957, там же) - пианист и педагог. В 1891 окончил Моск. консерваторию по классу П. А. Пабста. В 1904-09 преподавал в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, в 1909-24 - Моск. консерватории (классы специального фп. и фп. ансамбля), в 1925-31 - Обл. муз. техникуме им. А. и Н. Рубинштейнов, в 20-х гг. - также в Муз. техникуме им. А. Н. Скрябина. В. принадлежат педагогич. серии фп. лит-ры, в т. ч. "Прогрессивная библиотека. Новый выбор классических и новейших пьес, распределённых по трудности на 9 степеней" (1923), "Педагогический репертуар из пьес русских композиторов" (1930), "Литература для одной левой руки" (1918). Ему принадлежит переложение для фп. в 4 руки 2-й симфонии С. В. Рахманинова, с к-рым В. был связан тесной дружбой. Опубликовано 14 писем Рахманинова к В. (Из переписки С. В. Рахманинова, "СМ", 1948, No 2; см. также С. В. Рахманинов. Письма, М., 1955).

И. М. Ямпольский.

Вильямс А.

Вильямс А. (Williams) Альберто (23 XI 1862, Буэнос-Айрес -17 VI 1952, там же) - аргент. композитор, дирижёр, пианист, педагог, обществ. деятель. Первоначально учился музыке в Буэнос-Айресе, в 1882-1889 - в Парижской консерватории у С. Франка (орган и контрапункт), Э. Гиро, Э. Дюрана и Б. Годара (композиция), Ж. Матиа (фп.). В 1893 осн. консерваторию в Буэнос-Айресе, к-рую возглавлял до 1940. В 1900-10 часто выступал как дирижёр в странах Зап. Европы, пропагандируя аргент. проф. музыку. По инициативе В. в Буэнос-Айресе организованы муз. изд-во и журнал "La Quena". Был президентом и вице-президентом Нац. об-ва иск-в; возглавлял Аргент. конц. ассоциацию; чл. Нац. академии иск-в, почётный чл. Аргент. союза композиторов и Ассоциации фольклора. В. - основоположник нац. муз. школы. В зрелых его соч. черты позднего зап.-европ. романтизма сочетаются с элементами аргент. муз. фольклора.

Сочинения: для орк, - 9 симфоний (1907, 1910 - Колдунья с гор, La bruja de las montaсas; 1911 - Святая сельва, La selva sagrada; 1935 - Скрещение путей, El ataja caminos; 1936 - Сердце куклы, El corazуn de la muсeca; 1937 - Смерть кометы, La muerte del cometa; 1937 - Вечный покой, Eterno reposo; 1938 - Сфинкс, La esfinge; 1939 - Земноводные, Los batracios); 2 увертюры (1889, 1892); сюиты - Миниатюры (1890) и Милонга (1938); камерн.-инcтр. ансамбли: фп. трио, 3 сонаты для скр. и фп., соната для влч. и фп., фп. пьесы, хоры и песни (большинство на собств. тексты).

Литературные сочинения: Pensamientos sobre la mъsica (1924-1940), (s. 1., s. a.).

Литература: Rosйs Laсоigne Z., A. Williams, musico argentino, B. Aires, 1942; Slonimsky N., A. Williams, father of Argentinian music, "Musical America", 1942, No 1; Risolia V. A., A. Williams, В. Aires, 1944; A. Williams, в кн.: Compositores de America, v. 2, Wash., 1956, p. 136-155.

M. M. Яковлев.

Вильянсико

Вильянсико (исп. villancico - сельская, деревенская песня) - испанский муз.-поэтич. жанр. Сложился к нач. 15 в. (возможно, и ранее), особым распространением пользовался в эпоху Возрождения.

По форме В. - песня с повторяющимся рефреном (эстрибильо, или торнадо, т. е. "поворот"), обрамляющим эпизоды-строфы (коплас). Одноголосные и двухголосные В. исполняются в сопровождении виуэлы, трёхголосные - a cappella.

Интонац. истоки В. многообразны - испан. нар. песни, рыцарская лирика, танцы, хоральные мелодии. Известны повествовательные, лирич., драматич., пасторальные, танцевальные В. Все разновидности В. близки к испан. нар. музыке. В числе авторов В. - X. дель Энсина, Ф. Герреро, Б. Гонсалес.

В. во многом способствовало формированию нац. испан. муз. театра (диалогич. В. исполнялись в виде муз. сценок).

Вильянсико

X. дель Энсина. Серранилия (пастушеская песнь).

Роль В. для испан. музыки аналогична роли шансон во франц. и вилланеллы в итал. музыке. Название "В." сохранилось в Испании гл. обр. как обозначение нар. святочных (рождественских) песен.

С нач. 16 в. появились духовные В. В них рефрены были хоровыми, куплеты - сольными, применялось орк. сопровождение.

Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. II, ч. 1, М., 1953, с. 366-372; Geiger A., Bausteine zur Geschichte der iberischen Vulgar-Villancico, "ZfMw", 1921, S. 65; Pope J., Musical and metrical form of the villancico, "Annales Musieologiques", P., 1954, t. 2; Lopez Chavarri E., Musica popular espaсola, Barcelona, 1958; Horch R. E., Vilancicos da Coleзao Barbosa Machado. Catбlogo..., Rio de Jan., 1969.

А. Г. Юсфин.

Вилюманис А. К.

Александр Карлович (р. 2 (15) VII 1910, Павловск, ныне Ленинградской обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Латв. ССР (1954). Чл. КПСС с 1948. В 1936 окончил Латв. консерваторию (Рига) по классу пения П. Сакса. Совершенствовался в Италии. В 1934-39 солист Лиепайской оперы, с 1939 - Латв. нац. оперы в Риге (ныне Латв. т-р оперы и балета), в 1940-41 её директор. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 был угнан фашистскими оккупантами в Германию. В 1945-58 солист Латв. т-ра оперы и балета. Партии: Борис Годунов (Гос. пр. СССР, 1949), Онегин, Мазепа, Демон, Князь Игорь, Риголетто, Фигаро; Скарпиа ("Тоска"), Лидумс ("К новому берегу" Зариня), Степан ("Семья Тараса" Кабалевского) и др.

С 1948 преподаватель, с 1950 зав. вок. кафедрой, с 1962 профессор Латв. консерватории, с 1966 также проректор по науч. и учебной работе.

Сочинения: Manas dzives lappuses. Atminas, Riga, 1967.

Вимбергер Г.

Вимбергер Г. (Wimberger) Герхард (р. 30 VIII 1923, Вена) - австр. композитор. Учился в Моцартеуме (Зальцбург). С 1947 концертмейстер венской Нар. оперы, в 1948-51 дирижёр оркестра Зальцбургского т-ра, в 1949-53 муз. сотрудник Зальцбургских фестивалей. Преподаёт дирижирование и композицию в Моцартеуме и в Интернац. летней академии Моцартеума. Автор опер "Происшествие в балагане" ("Schaubudengeschichte", Мангейм, 1954), "Баталия" ("La Battaglia", Шветцинген, 1960), муз. комедии "Дама-кобольд" ("Dame Kobold", Франкфурт-на-Майне, 1964), мьюзикла "Елена-жертва" ("Das Opfer Helena", Франкфурт-на-Майне, 1968), балетов, кантат, многочисл. соч. для оркестра, в их числе "Kanonische Beflexionen Multiplay" (для 23 исполнителей, 1974). Гос. пр. Австрии (1967).

Вина

Вина (санскрит.) - индийский струнный щипковый (плекторный) инструмент. Существует свыше 20 разновидностей В., наиболее распространены бин или махати вина, рудра вина, тумбуру вина, качхапи (какшапи вина), шрути вина. Бин - самая древняя разновидность В. - характерен для сев. Индии. В др. районах и особенно в южных областях применяется гл. обр. рудра вина (южная вина) - семиструнный инструмент с округлым корпусом из долблёного дерева или сушёной тыквы. Шейка деревянная, массивная и длинная. На грифе от 19 до 22 подвижных ладов. 4 мелодич. струны расположены над ладами, 3 боковые струны служат для аккомпанемента. В верхней части шейки с тыльной стороны помещается резонатор из тыквы меньших размеров. Инструмент украшается росписью и резьбой. Строй различный. Один из наиболее употребительных строев - панчама шрути: с2, g1, с1, с1, g, с, G (первые 3 буквы - боковые струны, остальные - мелодические). Струны защипываются крючками, надетыми на пальцы правой руки. Держат В. несколькими способами, в горизонт. и вертик. положениях. Для разл. областей страны характерны особые стили исполнения на В. Мягкий, богатый оттенками тембр и большие муз. возможности В. обусловили её популярность. В отличие от бина, рудра вина распространена среди широких кругов населения. Помимо проф. исполнителей, на В. играет много любителей. Разновидность В. шрути вина - двухструнный инструмент с небольшим корпусом и длинной шейкой, с широким грифом. Расположение ладов на грифе позволяет получить 23 микроинтервала (шрути) в одной октаве. На грифе имеются букв. обозначения нот и цифровые обозначения шрути.

Р. Б. Галайская.

Винклер А. А.

Александр Адольфович (19 II (3 III) 1865, Харьков - 6 VIII 1935, Безансон, Франция) - рус. пианист и композитор. Участник Беляевского кружка. В 1887 окончил юридич. ф-т Харьковского ун-та, в 1889 Муз. уч-ще Харьковского отделения РМО по классу фп. И. И. Слатина. Занимался в Париже у В. А. Дювернуа (фп.), в Вене у Т. Лешетицкого (фп.) и К. Навратила (композиция). В 1890-96 преподавал игру на фп. в Харьковском муз. уч-ще, в 1896-1924 - в Петерб. (Петрогр.) консерватории (с 1909 профессор). У В. занимался С. С. Прокофьев. С 1907 муз. критик газ. "St.-Petersburger Zeitung". С 1925 жил в Безансоне (Франция), состоял профессором местной консерватории. Творчество В. академично. Наиболее интересны его камерно-инструментальные произведения, отличающиеся полифоническим мастерством, тщательной отделкой фактуры. Ему принадлежит "Краткое руководство по элементарной теории музыки" (Харьков, 1895). Автор перелож. для фп. в 4 руки балета "Раймонда" и 8-й симфонии А. К. Глазунова, оркестровых сочинений М. И. Глинки.

Сочинения: для орк. - Увертюра-фантазия на три бретонские темы В Бретани (d-moll, op. 13), Вариации на русскую тему (a-moll, op. 16); для скр. с орк. - Вариации на финскую тему (A-dur, op. 18); камерно-инстр. ансамбля - струн. квинтет (с 2 альтами, E-dur, ор. 11), 3 струн, квартета (C-dur, op. 7; D-dur, op. 9; B-dur, op. 14), фп. квартет (g-moll, op. 8), фп. трио (fis-moll, op. 17) и др.; для фп. - Вариации и фуга на собственную тему (ор. 1), пьесы (ор. 6 и 15); для 2 фп. в 4 руки, в т. ч. Вариации и фуга на тему И. С. Баха Es-dur (op. 12); песни на франц. тексты (ор. 2 и ор. 5) и др.

И. М. Ямпольский.

Виноградов В. И.

Василий Иванович (7 (19) I 1874, Елабуга, ныне Тат. АССР - 12 XI 1948, Казань) - сов. композитор, скрипач, педагог. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1944). В 1894-99 учился в Моск. ун-те на юридич. ф-те. Брал уроки игры на скрипке у И. В. Гржимали, занимался теорией музыки у А. П. Соловцова. С 1921 жил в Казани, где своей творч., педагогич. и муз.-обществ. работой способствовал развитию профессиональной тат. муз. культуры. В соавторстве с С. X. Габаши и Г. Альмухамедовым написал первые тат. оперы - "Сания" (Татарский драм. т-р, 1925, Казань), "Эшче" ("Рабочий", там же, 1930, Казань). Автор первых симф. произв., в к-рых использован материал тат. нар. песен ("Татарская сюита", симф. картина "Шихан"). В. принадлежат обработки тат., башк., марийских нар. песен. Участвовал в создании сб. "Татарские народные песни", т. 1, Казань, 1941 (совм. с А. С. Ключарёвым и М. Садри).

Литература: Композиторы Советского Татарстана. сб. Казань, 1957.

Виноградов В. С.

Виктор Сергеевич (р. 24 II (8 III) 1899, с. Истик, ныне Калужская обл.) - сов. музыковед. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1957). Чл. КПСС с 1921. В 1929 окончил теоретико-композиторский ф-т Моск. консерватории по классу Н. А. Гарбузова (акустика); занимался 4 года в классе сочинения Г. Л. Катуара. Один из организаторов рабочего ф-та при Моск. консерватории (1923, его первый директор), Воскресной рабочей консерватории, об-ва "Музыка массам". Был первым редактором журн. "Музыкальная самодеятельность" (1933), редактором Музгиза. Работал в Главлите и Главреперкоме. Основные работы В. посвящены истории развития нац. муз. культур СССР, гл. обр. среднеазиатских республик. Автор ряда статей о нар. музыке развивающихся стран Азии и Африки. Чл. Междунар. совета нар. музыки ЮНЕСКО (1953). Гос. пр. Кирг. ССР (1967).

Сочинения: Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка, М., 1938; Музыка Советской Киргизии, М., 1939; Токтогул Сатылганов и киргизские акыны, М., 1952; Справочник-путеводитель по симфониям Н. Я. Мясковского, М., 1954; Киргизская ССР, М., 1954, 1957; Киргизская народная музыка, Фрунзе, 1958; В. Власов, А. Малдыбаев и В. Фере, М., 1958; Музыка в Китайской Народной Республике, М., 1959; Атай Огонбаев (1904-1949), М., 1960; Проблемы онтогенеза киргизов в свете некоторых данных их музыкального фольклора, М., 1960; Музыкальное наследие Токтогула, М., 1961; Вопросы развития национальных музыкальных культур в СССР. Сб. статей, М., 1961; Мураталы Куренкеев, Фрунзе, 1962; Музыка Советского Востока, М., 1968; Музыка Гвинеи, М., 1969; Акыны поют о Ленине, М., 1970; Киргизские народные музыканты и певцы, М., 1972.

И. М. Ямпольский.

Виноградов Г. П.

Георгий Павлович (3(16) XI 1908, Казань - 11 XI 1980, Москва) - сов. певец (лирич. тенор). В 1931 окончил Вост. муз. техникум в Казани по классу альта у А. А. Литвинова, в 1937 занимался в Тат. оперной студии при Моск. консерватории у Н. Г. Райского, затем совершенствовался у М. Л. Львова. С 1937 солист Всесоюзного радио, с 1941 - оркестра Наркомата обороны под рук. С. А. Чернецкого, с 1943 - Ансамбля песни и пляски Сов. Армии, в 1951-63 - Всерос. гастрольно-конц. объединения. Его репертуар включал произв. Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, П. И. Чайковского, рус. нар. песни, старинные романсы. 1-й исполнитель мн. песен сов. композиторов, в т. ч. "Школьного вальса" Дунаевского, песни "Хороши весной в саду цветочки" Мокроусова. Принимал участие в исполнении ряда опер на Радио: партии Паоло ("Франческа да Римини" Рахманинова), Дона Оттавио ("Дон Жуан"), Памино ("Волшебная флейта"), Де Грие ("Манон" Массне). Лауреат 1-го Всесоюзного конкурса вокалистов (1939). С 1963 преподавал во Всерос. творч. мастерской эстр. иск-ва.

Литература: Георгий Виноградов, в кн.: Певцы советской эстрады, М., 1977, с. 47-56.

Виноградов К. П.

Константин Петрович (р. 22 V (3 VI) 1899, Москва) - сов. хормейстер и дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1960). Чл. КПСС с 1948. В 1923-36 концертмейстер, гл. хормейстер, а затем гл. дирижёр Оперного т-ра им. Станиславского (Москва); в 1936-41 один из основателей и рук. Гос. хора СССР; в 1942-46 худ. рук. Ансамбля песни и пляски МПВО; в 1946-1965 гл. хормейстер Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии им. Александрова. В 1956 окончил дирижёрско-хоровое отделение Моск. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных. В 1924-53 преподаватель Моск. муз. уч-ща им. Гнесиных. С 1965 преподаватель, с 1967 доцент Моск. ин-та культуры. Гос. пр. СССР (1950) за конц.-исполнительскую деятельность. Автор кн. "Работа над дикцией в хоре" (1967).

Виноградов О. М.

Олег Михайлович (р. 1 VIII 1937, Ленинград) - сов. артист балета, балетмейстер и художник. Нар. арт. РСФСР (1976). В 1958 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог - А. И. Пушкин). С того же года артист балета, с 1963 ассистент балетмейстера Новосибирского т-ра оперы и балета. В 1967-72 балетмейстер, с 1977 гл. балетмейстер Ленингр. т-ра оперы и балета, в 1973-77 гл. балетмейстер Ленингр. Малого т-ра оперы и балета. Среди пост. В. - "Тщетная предосторожность" Герольда (1971), "Коппелия" (1973); "Ярославна" Тищенко (1974; также автор сценария и художник; реж. Ю. П. Любимов) в Ленингр. Малом т-ре оперы и балета; "Гусарская баллада" Хренникова (1979, совм. с Д. А. Брянцевым), "Фея Рондских гор" на музыку Э. Грига (1980), "Ревизор" А. В. Чайковского (1980) в Ленингр. т-ре оперы и балета; "Асель" Власова (1967) и "Гусарская баллада" Хренникова (1980) в Большом т-ре. Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1970), пр. Ленинского Комсомола (1977), пр. им. М. Петипа (1978, Париж).

Виноградов Ю. В.

Юрий (Георгий) Васильевич (р. 2 (15) 1907, Белебей, ныне Башк. АССР) - сов. композитор и музыковед. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1954). Сын композитора В. И. Виноградова. В 1926-1929 учился в Ленингр. консерватории (класс композиции - М. О. Штейнберга, фп. - M. M. Черногорова), в 1946 окончил экстерном Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. С 1936 преподаёт в Казанском муз. уч-ще (класс теории и композиции), с 1945 - в Казанской консерватории. Автор музыковедческих трудов по вопросам тат. музыки и муз. произв., в т. ч. симф. вариаций на тему тат. нар. песни "Апипа", романсов на сл. А. С. Пушкина, М. Джалиля, С. П. Щипачёва, обработок русских, татарских, киргизских и английских нар. песен.

Литература: Композиторы Советского Татарстана, Казань, 1957.

Я. М. Гиршман.

Виноградова З. А.

Зоя Акимовна (р. 27 XI 1930, г. Осташков Калининской обл.) - сов. артистка оперетты. Нар. арт. РСФСР (1978). Чл. КПСС с 1965. В 1949 окончила студию при Ленингр. т-ре муз. комедии, с того же года ведущая солистка этого т-ра. Иск-во В. отличают жизнерадостность, изящество исполнения, чувство стиля. Партии: Мариетта ("Баядера" Кальмана), Элиза Дулитл ("Моя прекрасная леди" Лоу), Полинька ("Холопка" Стрельникова), Анита ("Поцелуй Чаниты" Милютина), Любаша ("Севастопольский вальс" Листова), Катя ("Требуется героиня" Баснера), Том Сойер ("Приключения Тома Сойера" Баневича), Атуева ("Свадьба Кречинского" и "Дело" Колкера) и др. Снимается в кино - Мабель ("Мистер Икс", 1957) и др.

Виноградский А. Н.

Александр Николаевич (24 VII (5 VIII) 1855 (по уточн. данным), Киев - 4 (17) X 1912, там же) - рус. муз. деятель, дирижёр, композитор. Окончил юридич. ф-т Киевского ун-та (1876). Учился в Петерб. консерватории (по теории композиции у H. P. Соловьёва), нек-рое время занимался у М. А. Балакирева. В 1884-86 преподаватель Муз. классов, дирижёр симф. концертов и директор Саратовского отделения РМО. С 1888 пред. Киевского отделения РМО, с 1889 дирижёр его симф. концертов. Деятельность В. способствовала развитию муз. жизни Киева. Много гастролировал как дирижёр. В программы концертов постоянно включал произв. П. И. Чайковского, был пропагандистом симфоний Вас. С. Калинникова (к-рый посв. В. 2-ю симфонию). Впервые в России исполнил мн. произв. рус. и зарубежных композиторов, в т. ч. В. В. Щербачёва, В. В. Пухальского, Э. Лало, А. Дворжака, С. Франка, К. Сен-Санса, З. Фибиха, К. Синдинга, М. Бруха и др. Автор симф., вок. и камерных сочинений.

Литература: А. Н. Виноградский, (Некролог), "РМГ", 1912, No 42/43; Бортникова Е. Е., Забытые страницы (Альбом А. Н. и Л. М. Виноградских), в сб.: Из архивов русских музыкантов, М., 1962, с. 160 - 174.

Л. З. Корабельникова.

Винокуров З. П.

Захар Порфирьевич (12 III 1922, село Намцы, Якут. АССР - 17 I 1957, Якутск) - сов. композитор-мелодист. Чл. КПСС с 1943. Род. в семье табунщика. В 1941 окончил Якут. педагогич. уч-ще. В 1944-47 учился на дирижёрско-хор. отделении Башкирской студии при Моск. консерватории. Организатор самодеятельных муз. коллективов учащихся и колхозников, преподаватель музыкальной студии при Якут. муз.-драматич. т-ре, муз. отделения Якут. педагогич. уч-ща. Автор песни "Лена биэрэгэр" ("Река Лена", 1946). Др. соч.: "Песни счастья" (сб. песен, Якутск, 1955); "Поёт якутская земля" (сб. песен, совм. с Ф. Аргуновым, Г. Никифоровым, Якутск, 1956).

Винтер Ю. А.

Юло Александрович (р. 3 I 1924, Таллин) - сов. композитор. В 1956 окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции В. Каппа. С 1956 редактор муз. передач Эст. радио, с 1969 чл. Коллегии эст. телефильма. В. - автор мюзиклов - "Были весна, лето, осень..." (1969, т-р "Ванемуйне", Тарту), "Пэппи Длинный Чулок" (совм. с Ю. Раудмяэ, 1969, Эстонский т-р оперы и балета, Таллин), "4 мушкетёра" (совм. с Ю. Раудмяэ, 1972, там же), балета "Весна" (1967, т-р "Ванемуйне", Тарту), музыки к драм. спектаклям и фильмам, в т. ч. к телевиз. комедийным фильмам "Мужчинам слёзы не к лицу" (1968) и "Молодой пенсионер" (1972). Из симф. произв. В. известность получила юмористич. сюита "Паунвере" (1960), ставшая муз. основой его балета "Весна"; из детской музыки - "Эстрадный концерт для детей" (1962).

Винчи Л.

Винчи Л. (Vinci) Леонардо (1690, Стронголи, Калабрия - 28 V 1730, Неаполь) - итал. композитор. С 1708 учился в Неаполитанской консерватории "деу повери ди Джезу Кристо" у Г. Греко (класс композиции). Служил придв. музыкантом Сан-Северо. В. принадлежит ок. 40 опер, ряд муз. комедий на неаполитанском диалекте, пост. в т-рах Неаполя, Рима, Венеции, Флоренции и др. городов; в т. ч. опер-сериа "Публий Корнелий Сципион" (1722), "Диктатор Сулла" ("Sulla dittatore", 1723), "Астианакс" (1725), "Покинутая Дидона" ("Didona abandonnata", 1726), "Александр в Индии" ("Alessandro nel India", 1729) и др. В. - яркий представитель неаполитанской оперной школы. Музыка его опер отличается экспрессией, драматизмом, выразительностью речитатива. Сочинял также церковную музыку, оратории, кантаты, мотеты и др.

В 1725 был назначен капельмейстером Королевской капеллы в Неаполе. Среди его учеников - Дж. В. Перголези.

Литература: Della Corte A., L'opera comica italiana nel' 1700, Bari, 1923; Silva G. S., Illustri musici calabresi: Leonardo Vinci, Genova, 1935.

Виньес Р.

Виньес Р. (Viсes), Виньес Рода Рикардо (5 11 1885, Лерида - 29 IV 1943, Барселона) - испан. пианист, композитор. Учился у органиста К. Тарраса в Париже, затем в Барселонской консерватории у X. Б. Пухоля (фп.), совершенствовался в Парижской консерватории у Ш. В. Берио (фп.), А. Лавиньяка (гармония) и Б. Годара (композиция). Как пианист дебютировал в 1895 в Париже, где прожил большую часть жизни. Концертировал в Европе и Юж. Америке (с 1904). Прославился как активный пропагандист музыки К. Дебюсси (с особенным успехом исполнял его "Прелюдии") и М. Равеля, с к-рым В. связывала дружеская и творч. близость; был первым исполнителем произв. Равеля "Отражения", "Ночной Гаспар", "Павана" и "Игра воды" (последнее посв. В. с надписью "Владыке вод"; ему посв. также "Античный менуэт" и "Печальные птицы" из цикла "Отражения"). В. открыл европ. публике многие сочинения франц. импрессионистов, исполнял произв. Д. де Северака, А. Русселя, Э. Сати, Д. Мийо, О. Мессиана, Ф. Пуленка (последний учился у В.) и др. совр. ему франц. композиторов. В. известен также как исполнитель рус. и новой испан. музыки (т.н. ренасимьенто). В. - пианист яркого артистического темперамента, отличался тонким чувством колорита и умением передать все особенности современной ему фп. музыки. Автор фп. пьес, в т. ч. "Памяти Эрика Сати" ("Hommage а la mйmoire de Erik Satie"), "Памяти Деоды де Северака" ("Hommage а D. de Sйverac") и статей по вопросам муз. иск-ва (в т. ч. о творчестве Равеля, к-рого В. ставил наравне с Дебюсси, и о русской музыке).

Я. И. Мильштейн.

Виньяс Дордаль Ф.

Виньяс Дордаль Ф. (Viсas Dordal) Франсиско (27 III 1863, Барселона - 13 VII 1933, там же) - испан. певец (тенор). Пению обучался в Барселонской консерватории. Дебютировал в 1888 в родном городе, быстро приобрёл известность и уже в 1889 пел в т-ре "Ла Скала" в Милане, а затем в др. городах Италии. В 1893-97 солист т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), выступал также в Париже, Лондоне ("Ковент-Гарден"), Мадриде и др. европ. городах, особый успех имел у итал. публики. В 1917 оставил сцену, преподавал в Барселоне (с 1963 здесь ежегодно проводится Междунар. конкурс вокалистов имени В. Д.; в 1970 впервые в нём участвовали сов. исполнители Е. В. Образцова и З. Л. Соткилава).

В. Д. - один из крупнейших певцов кон. 19 - нач. 20 вв. Его голос - яркий драм. тенор насыщенного звучания, покорял стихийной силой экспрессии. Наиболее близки ему были партии в операх Р. Вагнера - Лоэнгрин, Тангейзер, Тристан; Зигмунд ("Валькирия"), а также в итал. и франц. репертуаре - Радамес; Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Хозе и др.

Виола

Виола - общее наименование струн. смычковых инструментов, распространённое в ср. века в романских странах. Применялось в разл. вариантах (итал., каталонск., португ. - viola, старокаталонск. - viula, старофранц. - viele, vielle, viole, испан. - vihuela). Нек-рые назв. обозначали инструменты и др. типов (vielle - колёсную лиру, vihuela - щипковые инструменты, см. Виуэла). Происхождение слова не установлено. В странах герм. языков термину "В." в осн. соответствует термин фидель. На рубеже 15-16 вв. произошло разделение В. (фиделей) на два различных семейства; B., k-рые при игре располагали вертикально между коленями, стали называть В. да гамба или "ножными" В. (хотя впоследствии они часто назывались просто В.), а В., к-рые исполнители держали левой рукой, - В. да браччо или "ручными" В. Со временем это обозначение также вышло из употребления, и соответствующие инструменты (скрипка, альт, виолончель стали именоваться скрипичными. См. Виолы.

Виола да гамба

Виола да гамба (итал. - viola da (di) gamba, viola ad arco, basso da gamba, basso di viola; франц. - basse de viola; англ. - bass-viol, concert viol; нем. - Gambe, Kniegeige, с 16 в. - Bass, с 17 в. - Klein-Bass) - теноровая виола. Наиболее распространённая и стойкая разновидность виолы (см. Виолы), к-рую сокращённо называют также гамбой. По размерам близка к виолончели (дл. корпуса 65-72 см, высота обечаек -11-14 см). Строй теноровой виолы: D, G, с, е, a, d1. Определение "басовая" было дано В. д. г. в связи с тем, что она выполняла функции баса. В 17 в. во Франции появилась семиструнная В. д. г. с дополнительной нижней струной А1 (приписывается Сен-Коломбу), которая перешла и в Германию.

Время расцвета гамбового исполнительства - 16-17 вв., однако в исполнит. практике В. д. г. удерживалась до кон. 18 в. Пользовалась популярностью как сольный, ансамблевый и орк. инструмент, успешно конкурируя с виолончелью. В 16-18 вв. для В. д. г. была создана обширная литература камерного типа: мадригалы, канцоны, ричеркары, сюиты из пьес танц. жанров. Известны также сонаты и концерты для В. д. г. не писали. Авторами сочинений для В. д. г. были Г. Пёрселл, И. С. Бах и др. выдающиеся композиторы, а также виднейшие гамбисты: А. Феррабоско, М. Маре, К. Симпсон, А. Форкре и др. Выдвинулось много гамбистов-солистов: Д. Ортис (Испания), А. Могар, Ж. Руссо, Ке дЭрвелуа, Ж. Ж. Нодо, Ш. А. де Бленвиль (Франция), О. Гиббонс, Дж. Дженкинс (Англия), Д. Функ, И. Шенк, Э. К. Хессе, A. и М. Кюнель, И. Риман (Германия) и др.

Литература: Van der Straeten E., The history of the violoncello, the viola da gamba..., L., 1915; Einstein A., Zur deutschen Literatur fьr Viola da Gamba im 16. und 17. Jahrhundert, "Publikationen der Internationalen Musikgesellschaft", Lpz., 1905, Beiheft II, 1; Bacher J., Die Viola da Gamba, Kassel, 1932. См. также лит. к статье Виолы.

Л. Н. Раабен.

Виола-бастарда

Виола-бастарда (итал. viola bastarda, англ. lyra viol) - смычковый инструмент из группы виол, распространённый в 16-18 вв. Его родоначальник - басовая виола да гамба, от к-рой В.-б. унаследовала форму корпуса и строй (встречались и др. виды настройки). Имела 6 игровых струн, настраивавшихся по-разному; по нек-рым данным, иногда снабжалась и резонансовыми струнами. Наибольшей популярностью пользовалась в Англии, где для неё создано мн. произведений (Т. Юм, Дж. Дженкинс и др.), в Италии применялась редко ("Симфония" Л. Маренцио, 16 в.), в остальных европ. странах неизвестна.

Литература: Струве Б. A., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Sасhs С., Die Viola bastarda, "ZIMG", Jahrg. 15, 1914.

Л. Н. Раабен.

Виолетта

Виолетта (итал. violetta, уменьшит. от viola, букв. - маленькая виола) - одно из наименований виолы небольшого размера с 3-4 струнами, распространённой в 16-17 вв. В. изготовлялись как типа да гамба ("ножные"), так и да браччо ("ручные"). Именовались также B. пикколо. В 18 в. В. часто называли альт.

Виолончель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Виолотта

Виолотта (итал. violotta) - струнный смычковый инструмент. Изобретён в 1890-х гг. инстр. мастером А. Штельцнером (Германия). По конструкции и размерам близок к альту, но имеет более глубокий корпус. Строй G, d, a, е1. Предназначался для пополнения струн. группы инструментом тенорового регистра. Распространения не получил.

Виолы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Виоль д'амур

Статья большая, находится на отдельной странице.

Виора В.

Виора В. (Wiora) Вальтер (p. 30 XII 1906, Катовице, Польша) - нем. музыковед, фольклорист (ФРГ). Исследователь нем. нар. песни. Изучал теорию и историю музыки под руководством Г. Аберта, Ф. Блуме, Р. Гербера, В.Гурлитта, А.Шеринга и др. в Высшей школе музыки и ун-тах в Берлине и в Фрейбурге-им-Брейсгау (1925-37). В 1936-41 и в 1946-58 сотрудник Архива нем. нар. песни в Фрейбурге-им-Брейсгау. С 1958 профессор (и директор) Ин-та муз. науки Кильского ун-та, с 1964 - Саарландского ун-та. В 1961-64 чл. немецкой комиссии ЮНЕСКО, в 1962-63 читал курс лекций в Колумбийском ун-те в Нью-Йорке. Организатор издания "Музыка в старой и новой Европе" ("Die Musik im alten und neuen Europa", 1957), рук. периодич. изд. "Musikalische Zeitfragen", 1956-64). В своих трудах В. исходит из принципов т.н. сравнительного музыковедения, стремясь установить общие элементы в фольклоре разд. народов, и рассматривает историю музыки как часть общей истории культуры, но в понимании историч. процесса остаётся на идеалистич. позициях. Написал также монографию об А. Брукнере (1935, 1957).

Сочинения: Die Variantenbildung im Volkslied, В., 1940 (Diss.); Die deutsche Volksliedweise und der Osten, Wolfenbьttel, 1940; Zur Frьhgeschichte der Musik in den Alpenlдndern, Basel, 1949; Das echte Volkslied, Hdlb., 1950, 2 1962; Europдische Volksmusik und abendlдndische Tonkunst, Kassel - Basel, 1957; Die vier Weltalter der Musik, Stuttg., 1981, L., 1966; Musikwissenschaft und Universalgeschichte, "Acta musicologica", XXXIII, 1961.

О. Т. Леонтьева.

Виотти Д. Б.

Виотти Д. Б. (Viotti) Джованни Баттиста (12 V 1755, Фонтанетто-да-По, пров. Верчелли, Италия - 3 III 1824, Лондон) - итал. скрипач и композитор. Ученик Г. Пуньяни. С 1775 придв. музыкант в Турине. В 1780 совершил совместно с Пуньяни турне по европейским странам, в 1781 концертировал в Петербурге. В сезоне 1782/83 дебютировал с большим успехом в "Духовных концертах" в Париже, где жил до 1791. Был аккомпаниатором Марии Антуанетты, капельмейстером герцога Субиза. После Великой французской революции, подозреваемый в роялистских симпатиях, эмигрировал в Англию. Выступал в Лондоне в концертах, организованных нем. скрипачом И. П. Заломоном (1794), а также совм. с Заломоном и Й. Гайдном в 1795 - в т.н. Opera concerts.

Был выслан в 1798 из Англии как революц. агент; жил в Шёнфельде, близ Гамбурга, с 1802 поселился в Лондоне, выезжая иногда в Париж. В дальнейшем оставил исполнительскую деятельность, занялся оперными антрепризами, принесшими ему разорение. В 1819-22 жил в Париже, где возглавил "Театр искусств" ("Гранд-Опера").

В.- крупнейший представитель эпохи героич. классицизма в скрипичном иск-ве, предшествовавшей появлению на конц. эстраде Н. Паганини. Блестящий исполнитель, игра к-рого отличалась широтой стиля, глубокой эмоциональностью и виртуозным размахом, видный композитор, он оказал решающее влияние на формирование и развитие в скрипичном искусстве 19 в. "школы парижской консерватории", возглавлявшейся П. Роде (его ученик), П. М. Байо и Р. Крейцером.

Автор мн. инстр. соч. (29 концертов для скр. с орк., 21 струн. квартет, 36 струн. трио, 54 дуэта для 2 скр. и др.). Наиболее значительны его концерты для скр. с орк. (лучший a-moll No 22, высоко ценившийся И. Брамсом). В. освободил скрипичный концерт от остатков церк. стиля, окончательно (после В. А. Моцарта) утвердил для 1-й части форму сонатного аллегро, тип финального рондо, расширил сольную партию скрипки, состав оркестра. В величии музыки концертов В., стилистически родственной ранним операм Э. Н. Мегюля и Л. Керубини, сказались героич. настроения эпохи франц. революции. Фрагменты скрипичной школы ("Mйthode de violon", 1803), написанные В., опубликованы Ф. Хабенеком в его "Теоретической и практической методе скрипки" ("Mйthode thйoretique et pratique de violon", 1835). На родине В. в Верчелли проводятся междунар. конкурсы музыки и танца его имени (осн. в 1950).

Литература: Вaillоt P., Notice sur J. В. Viotti, Р., 1825; Роugin A., Viotti et l'йcole moderne de violon, P., 1888; Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923, S. 387-92; Laurencie L. de La, L'Йcole franзaise de violon de Lully; а Viotti, v. 2, P., 1922, p. 508-11; Pincherle M., La mйthode de violon de J. B. Viotti, в сб.: Feuillets d'histoire du violon, 2 P., 1935; Giazottо R., J. B. Viotti, Mil., (1956).

И. М.Ямпольский.

Вирдунг С.

Себастьян - см. Фирдунг С.

Виреле

Виреле (франц. virelai, от старофранц. vireli - припев, рефрен) - старинная муз.-поэтич. форма. Известна во Франции с 12 в., наибольшее распространение получила в 14-15 вв. Отличит. особенность В.- обрамление куплета рефреном. В первой строфе рефрен предшествует куплету из двух стихотворных строк, исполняющихся на одинаковую музыку, затем следуют два рефрена с новым и прежним текстом. Последующие строфы начинаются непосредственно с куплета. В 1-м проведении рефрена после куплета текст каждый раз обновляется, во 2-м используется первонач. подтекстовка: AbbaA//b1b1a1A//b2b2a2A и т.д.

Родственна таким ср.-век. муз.-поэтич. жанрам, как кантигас (Испания), баллада и рондо. Форма В. иногда встречается в песнях трубадуров и труверов, получила и полифонич. претворение. Гильом де Машо создал ряд В., о. ч. одноголосных и двухголосных, но также и трёхголосных, близких к нек-рым итал. песням, напр. к обработкам лауд. Становление В. как своеобразного, отличающегося от баллады и рондо жанра во многом связано с творчеством этого композитора.

Литература: Le Gentil P., Le virelai et le villanciсo, P., 1954; Reaney G., The development of the rondeau, virelai and ballade forms..., в кн.: Festschrift К. G. Feilerer, Regensburg, 1962, S. 421-27; Gennrichs F., Das altfranzцsiscne Rondeau und Virelai im 12. und 13. Jahrhundert, Langen bei Frankf., 1963; Dцmling W., Die mehrstimmigen Balladen, Rondeaux und Virelais von Guillaume de Machaut. Untersuchungen..., Tutzing, 1970 (Mьnchner Verцffentlichungen zur Musikgeschichte, Bd. 16).

Вирен И.

Вирен И. (Wiren) Даг Ивар (р. 15 X 1905, Нура) - швед. композитор. В 1926-31 обучался в Высшей муз. школе в Стокгольме у О. Линдберга (муз.-теоретич. предметы) и Э. Эльберга (контрапункт и инструментовка), в 1932-34 совершенствовался в Париже у Л. Л. Сабанеева (композиция, инструментовка). В 1938-46 муз. рецензент газ. "Svenska Morgonbladet". В 1939-68 чл. правления Междунар. муз. агентства швед. композиторов, в 1947-63 вице-президент Союза композиторов Швеции. Соч. В. свойственны чёткость и лаконизм форм, в своём творчестве тяготеет к классич. жанрам. Большинство произв. В. стали образцами швед. неоклассицизма, наиболее значительны из них - симфонии No 4 (1952) и No 5 (1965), симфониетта (1934), серенада для струн. оркестра (1937), струн. квартет No 5 (1970).

Литература: Hedwall L., Dag Wirйn, "Musikrevy", 1954, No 9; Bergendal G., 33 svenska komponister, Stockh., 1972.

Вирсаладзе

Вирсаладзе - сов. пианистки. Анастасия Давидовна В. (29 Х (10 XI) 1883, Кутаиси - 5IX 1968, Тбилиси) - нар. арт. Груз. ССР (1960). В 1909 окончила Петербургскую консерваторию по классу фп. А. Н. Есиповой. С 1921 преподавала в Тбилисской консерватории; в 1929-46 зав. фп. отделением, с 1936 профессор. Вела широкую конц. деятельность. Воспитала плеяду талантливых пианистов-исполнителей и педагогов: Э. Вирсаладзе, А. Кикодзе, Н. Чиковани, Т. Чхартшвили, Н. Димитриади и др. В числе её учеников - Д. А. Башкиров и Л. Н. Власенко. Автор очерка "Фортепианная педагогика в Грузии и традиции школы Есиповой", в сб.: "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве" (М.-Л., 1966).

Элисо Константиновна В. (р. 14 IX 1942, Тбилиси). Внучка Анастасии Давидовны В., у к-рой училась с 1960 в Тбилисской консерватории. С 1959 солистка Тбилисской филармонии. Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (Москва, 1961, 3-я пр.) и Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского (Москва, 1962, 3-я пр.).

Предыдущая страница Следующая страница