Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАА"-"ГАЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАА"-"ГАЛ")

Гаага

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гаазе Ф. Б.

Фёдор (Фердинанд) Богданович (2 VIII 1788, Силезия - 18(30) X 1851, Петербург) - рус. воен. капельмейстер. По национальности немец. Участвовал как волонтёр франц. армии в рус. походе 1812. Был взят в плен. С 1816 капельмейстер рус. войск в Варшаве. С 1830 жил в Петербурге, был капельмейстером гвардейского и гренадерского корпусов, руководил обучением музыкантов гвардейских войск, в течение мн. лет дирижировал концертами в пользу инвалидов. Автор маршей (в т.ч. известного "Преображенского марша"), аранжировок для дух. оркестра произв. классиков ("Патетической сонаты" Бетховена, хоров из оратории "Павел" Мендельсона и др.). В 1845 издал "Военно-музыкальный альбом, посвященный войскам российской армии".

Литература: Шульц A. A., P. Б. Гаазе, "РМГ", 1904, No 5; Финдейзен Н., Гаазе Ф. В., в кн.: Русский биографический словарь, т. (Гаазе - Гербель), М., 1914, с. 1-2.

И. М. Ямпольский.

Габаши С. Х.

Габяши Султан Хасанович (1(13) V 1891, с. Сулабаш, ныне Тат. АССР - 8 I 1942, Уфа) - сов. композитор, этнограф, педагог и муз.-обществ. деятель. В детстве учился игре на кубызе и гармонике. Затем в Уфе брал уроки игры на фп. Вёл разностороннюю творч. и муз.-обществ. работу в Татарии и Башкирии в период становления проф. муз. культуры в этих республиках. К 1916 относятся первые композиторские опыты Г.: сольные и хор. обработки нар. песен, муз. оформление тат. драм. спектаклей. В качестве либреттиста, композитора (совместно с Г. Альмухамедовым и В. И. Виноградовым), а также исполнителя главных ролей принял участие в создании и пост. первых тат. опер "Сания" (1925, Казань) и "Эшче" ("Рабочий", 1930, Казань). Среди др. сочинений - песни, произв. для фп. и дух. оркестра. Составитель сб. тат. и башк. народных песен. С 1922 вёл педагогическую работу в Казани и Уфе. Лит.: Композиторы Советского Татарстана, сост. З. Хайруллина, Казань, 1957, с. 22-24.

Я. M. Гиршман.

Габель С. И.

Станислав Иванович (25 IV(7 V) 1849, Дудари, ныне Киевской обл. -24 I 1924, Ленинград) - сов. певец (бас), вок. педагог. Засл. арт. Республики (1923). С 1866 учился в Муз. ин-те в Варшаве у Ю. Яноша и Р. Стробля (фп.), у С. Монюшко (теория музыки) и у Чиаффеи (пение), совершенствовался в вок. иск-ве в Милане и Париже. В 1874 вернулся на родину, концертировал в провинции и в том же году поступил в Петерб. консерваторию, к-рую окончил в 1879 по классу пения К. Эверарди. В 1879-1923 преподавал в консерватории сольное пение и вёл класс оперного ансамбля (с 1886 профессор; в 1905 исполнял обязанности директора). Среди учеников Г.: П. З. Андреев, А. П. Боначич, И. В. Ершов, О. И. Камионский, A. В. Секар-Рожанский. Поставил с учениками консерватории оперы "Фиделио" Бетховена, "Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан" Моцарта. Составил и издал "Репертуар певиц и певцов", в к-рый вошли произв., исполнявшиеся в классе Эверарди и в его собств. классе. "Репертуар" содержит разнообразные по стилю и ценные по качеству образцы западной вокальной лит-ры 18-19 вв.

Сочинения: Репертуар певиц и певцов. Собрание арий, каватин и романсов из лучших классических и современных произведений... 11 вып. (вып. I-V (сопрано), VI, VII (меццо-сопрано), VIII, IX (тенор), X (баритон), XI (бас)), СПБ - М., (1888- 1890).

Литература: Ф(индейзен) Н., Профессор С. И. Габель, "РМГ", 1912, No 50.

Габичвадзе Р. К.

Реваз Кондратьевич (р. 29 V (11 VI) 1913, Тбилиси) - сов. композитор. Нар. арт. Груз. ССР (1967). Чл. КПСС с 1941. В 1935 окончил Тбилисскую консерваторию (в 1938 - аспирантуру). Занимался по классу композиции у М. М. Багриновского, B. В. Щербачёва, Б. А. Арапова, И. И. Туския. С 1938 преподаёт в Тбилисской консерватории (с 1963 профессор). Г.- основатель и худ. рук. (1941-43) Гос. эстр. оркестра Груз. ССР.

Сочинения: оперы - Нана (1949, студия консерватории, 1960, Груз. т-р оперы и балета), Мы, матери мира (1966); опеpетта - Стрекоза (1953, Свердловский т-р муз. комедии); балет - Гамлет (1971, Груз. т-р оперы и балета); оратория - Витязь в тигровой шкуре (1938); для орк., баса и жен. хора - Три монолога о Ленине (1970); симфонии - для струн. орк., фп. и литавр (1963), No 2 (1971), No 3 (Ростокская, 1972), 2 камерные симфонии (1965, 1968), 9 вариаций для нонета (1971), симф. сюиты; концерты с орк. - для скр. (1947), для влч. (1950); дет. сюита для струн. орк. - Четыре штриха (1969), для камерного орк. - Две фактуры (1969); 3 струн. квартета; дивертисмент для квартета дерев. дух. инструментов (1969); для фп. - соната (1964), 15 инвенций (1963); романсы, песни, музыка для т-ра и кино.

Габриели

Статья большая, находится на отдельной странице.

Габриелли К.

Габриелли К. (Gabrielli) Катерина (12 XI 1730, Рим - 16 II 1796, там же) - итал. певица (колоратурное сопрано). Училась пению у Ф. С. Гарсиа (падре Гарсиа) в Риме и у Н. Порпоры в Неаполе, совершенствовалась у сопраниста Г. Гуаданьи. В 1747 с большим успехом дебютировала на оперной сцене в Лукке. Пела в оперных т-рах Неаполя (в 1750), Венеции (в 1754), Вены (в 1755-61), где пользовалась советами К. В. Глюка, П. Метастазио. С 1759 гастролировала в т-рах Милана, Турина, Палермо, Пармы и др. городов Италии. С 1768 выступала в Петербурге, где в 1772-75 была солисткой придв. итал. оперной труппы. В 1775-76 пела в Лондоне, затем, вернувшись на родину, выступала в Лукке, Милане, Венеции. В 1782 оставила сцену.

Г.- одна из самых известных певиц 18 в. Она обладала замечат. голосовыми данными, блестящим виртуозным мастерством. Историк музыки Ч. Бёрни причислял Г. к образованным и одарённым музыкантам-виртуозам. Однако В. А. Моцарт находил пение Г. лишённым глубокого чувства и одухотворённости, отмечал злоупотребление виртуозными приёмами. Г. была первой исполнительницей гл. партий в ранних операх К. В. Глюка (Нис - "Танец", Клавдия - "Оправданная невинность", Фетида - "Фетида"), Т. Траэтты (Арисия - "Ипполит и Арисия", Зенобия - "Зенобия", Антигона - "Антигона", Психея - "Амур и Психея").

Литература: Turner A., La Gabrielli, в кн.: Les reines du chant, P., 1883, ch. 3; Ademollo A., La piъ famosa delle cantanti italiani... (Caterina Gabrielli), Mil., 1890; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, v. 2, Genиve, 1951, с 153-57.

Габрилович О. С.

Габрилович О. С. (Gabrilovitch) Осип Соломонович (7 II 1878, Петербург - 14 IX 1936, Детройт) - амер. пианист, дирижёр и композитор. В 1888-94 учился в Петерб. консерватории у А. Г. Рубинштейна (фп.), А. К. Лядова и А. К. Глазунова (композиция); в 1894- 1896 - в Вене у Т. Лешетицкого (фп.) и К. Навратила (композиция). Как пианист дебютировал в Берлине в 1896, с успехом концертировал в Германии, России, Франции, Англии и США. Выступал с серией историч. концертов, посв. развитию жанра фп. концерта от И. С. Баха до совр. композиторов. В 1909 женился на амер. певице К. Клеменс (дочери писателя Марка Твена) и с 1914 постоянно жил в США. С 1918 дирижировал Детройтским симф. оркестром, к-рым руководил до 1935. Одновременно (с 1928) дирижировал Филадельфийским оркестром (работал совм. с Л. Стоковским). Пианист тонкого вкуса, Г. завоевал известность гл. обр. как исполнитель произв. Ф. Шопена. Поэтич. индивидуальность Г.-дирижёра высоко ценил Б. Вальтер. Г.- автор пьес для фп., для виолончели и фп., романсов и песен.

Литература: Clemens Clara, My husband Gabrilowitsch, N. Y.-L., 1938.

Я. И. Мильштейн.

Габриэлян А. К.

Тер-Габриэлян Авет Карпович (p. 7(19)IV 1899, Нахичевань, ныне Пролетарский р-н Ростова-на-Дону) - сов. скрипач. Нар. арт. Арм. ССР (1945). Игре на скрипке обучался у Н. К. Авьерино. В 1929 окончил Моск. консерваторию по классу Л. М. Цейтлина. Организовал первый армянский сов. струнный квартет (1923, Ереван). С 1925 возглавляет Квартет им. Комитаса. С 1929 преподаёт в Моск. консерватории (с 1947 доцент). Выступал с сольными концертами, в ансамбле с А. Б. Гольденвейзером, К. Н. Игумновым, Г. Г. Нейгаузом, В. К. Мержановым и др., а также с оркестром. 2-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1935). Гос. пр. СССР (1946), Гос. пр. Армянской ССР (1965). Гастролирует (с квартетом) в СССР и за рубежом.

Габт ссср

Габт ссср - см. Большой театр СССР.

Габуния Н. К.

Нодар Калистратович (р. 9 VII 1933, Тбилиси) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ОСР (1967). Окончил Моск. консерваторию по классу фп. у А. Б. Гольденвейзера (1957) и по классу композиции у А. И. Хачатуряна (1962). Наряду с композиторской деятельностью выступает и как пианист. С 1960 преподаёт на фп. ф-те Тбилисской консерватории (доцент с 1968), заведует кафедрой спец. фп.

Сочинения: концерт с орк. - для фп. (1962); для струн. орк., гобоя и литавр - Поэма-элегия (1963); для инстр. секстета, чтеца и 3 солистов - Басня (1964, по мотивам басни Сулхан-Саба Орбелиани); для деревянных дух. инстр. - квартет (1962); для фп. - сонатина (1961), импровизация и токката (1963), Посвящение (1963), соната-каприччио (1965), соната (1968); для скр. и фп. 2 пьесы (1960), соната (1961), Забытый вальс (1963); эстрадные песни, музыка к спектаклям драм. т-ра.

M. M. Яковлев.

Гавал

Гавал - дагестанское и чечено-ингушское назв. двухстороннего барабана, аналогичного азерб. нагаре. В Азербайджане гавалом иногда наз. бубен (дэф, дяф).

Гаваццени Д.

Гавадзени (Gavazzeni) Джанандреа (р. 25 VII 1909, Бергамо) - итал. дирижёр, композитор и муз. писатель. В 1921-24 учился в консерватории "Санта-Чечилия" в Риме. Окончил Миланскую консерваторию как пианист у Р. Лоренцони (1929) и композитор у И. Пиццетти (1931). В 1932-40 вёл преим. муз.-критич. и композиторскую, с нач. 40-х гг. гл. обр. дирижёрскую деятельность. Работал в т-ре "Комунале" (Болонья). С 1948 дирижёр (в 1965-1968 художеств. директор) т-ра "Ла Скала". Гастролировал с этим коллективом во мн. странах, в т. ч. в 1964 в Москве, где дирижировал операми "Турандот" Пуччини и "Трубадур". Принадлежит к числу лучших интерпретаторов опер совр. итал. композиторов. Знаток рус. музыки, Г. осуществил пост. опер "Каменный гость" Даргомыжского, "Сорочинская ярмарка" Мусоргского. Автор оперы "Паоло и Вирджиния" (1935), балетов, орк. и хор. произв., романсов, а также ряда работ по проблемам муз. эстетики и исполнительства, монографий, в т. ч. о М. П. Мусоргском и рус. музыке ("Mussorgskij е la musica russa dell'800", 1943).

Гавелка С.

Гавелка С. (Havelka) Сватоплук (р. 2 V 1925, Врбице, близ Остравы) - чехосл. композитор. Брал уроки композиции у К. В. Йирака (1946-47). Учился музыковедению в Карловом ун-те у А. Сихры (окончил в 1949). В 1949-50 муз. референт Чеш. радио в Остраве. Занимался сбором моравских и валашских нар. песен (1950- 1951), к-рые под рук. Г. исполнял осн. им хор "Нота". В 1951-54 инструктор Армейского художеств. ансамбля им. В. Неедлы. Автор орк., камерно-инстр. соч., обработок нар. песен, музыки к драм. спектаклям, фильмам. Среди наиболее значит. произв. Г.- Первая симфония (1956) и кантата "Хвала свету" (1960; Гос. пр. им. К. Готвальда, 1961), симф. поэмы "Гептамерон" (1963), "Пена" (1966), "Пирр" (1971), симф. картина "Эрнесто Че Гевара" (1970).

Гавинье П.

Гавинье П. (Gaviniиs, Gaviniй, Gaviniez) Пьер (11 V 1728, Бордо - 8 IX 1800, Париж) - франц. скрипач, композитор и педагог. Сын скрипичного мастера Франсуа Г. (около 1683-1772). Играть на скрипке начал самоучкой. Возможно, брал в Париже уроки у Ж. М. Леклера-старшего. В 1741 дебютировал в парижских "Духовных концертах". В 1762-64 концертмейстер оркестра этих концертов, в 1773-77 их руководитель (совм. с Ф. Ж. Госсеком и С. Ледюком). С 1795 профессор Парижской консерватории по классу скрипки. Среди его учеников: А. Л. Бодрон, Н. Капрон, С. Ледюк, Л. А. Пезибль и др. Прозванный современниками "французским Тартини", Г. был представителем "чувствительного стиля" в скрипичном иск-ве Франции 2-й пол. 18 в. Он первым ввёл в скрипичную музыку жанр романса. Тематика и стиль поздних произв. Г. заметно изменились под влиянием мангеймской школы и итал. оперы-буффа. В его сонатах, тяготеющих к трёхчастности, наряду с нежными менуэтами, мечтательными andante встречаются и свободные по форме, ритмически разнообразные allegro, а некоторые патетич. эпизоды в его концертах предвещают героический классицизм Дж. Б. Виотти. В своих труднейших этюдах - "24 Matinйes" (1800) Г. во многом предвосхитил приёмы виртуозного искусства Н. Паганини.

Сочинения: опера - Претендент (Le Prйtendu, 1760, т-р "Комеди Итальенн", Париж); для скр. - 6 концертов с орк. ор. 4 (1764), сонаты с басом ор. l (1760) и ор. 3 (1764); для 2 скр. - 6 сонат ор. 5 (б. г.); для скр. и влч. - 3 сонаты (изд. поcм.); собр. арий для 2 скр. и альта или влч. ор. 2 (Recueil d'Airs а trois darties, соч. ок. 1763).

Литература: Струве Б. A., Пьер Гавинье как скрипач-исполнитель и педагог, в сб.: Очерки по истории и теории музыки. Западно-европейская музыка, (ч.) II, Л., 1940; Lа Laurencie L. de, L'Йcole franзaise de violon de Lully а Viotti, t. II, P., 1923.

И. M. Ямпольский.

Гавликова К.

Гавликова К. (Havlнkovб) Клара (p. 15 X 1931, Братислава) - слов. пианистка. Училась у А. Кафендовой в Высшей школе муз. иск-ва в Братиславе (до 1952) и в аспирантуре при ней (1963-66); окончила Высшую муз. школу (1956) у Р. Мацудзиньского. Игра Г. отличается артистизмом, яркой эмоциональностью, виртуозной техникой. С 1961 гастролирует в ЧССР и за рубежом, неоднократно выступала в СССР (с 1958). Пропагандирует произв. слов. композиторов; в её репертуаре все фп. соч. Э. Сухоня (была их 1-й исполнительницей).

"Гаво"

"Гаво" ("Gaveau") - концертное здание в Париже. Построено по инициативе Э. Гаво - руководителя фирмы по производству муз. инструментов. Открыто 13 окт. 1907. Состоит из двух помещений - Большого зала (на 1100 мест) и Малого зала (на 238 мест). В первом проводятся симф. и хор. концерты, а также выступления участников междунар. конкурсов имени М. Лонг - Ж. Тибо и др. муз. соревнований. Малый зал предназначен для камерных концертов. В залах "Г." постоянно выступают ведущие франц. солисты и иностр. гастролёры.

Гаво П.

Гаво П. (Gaveaux) Пьер (3 VIII 1761, Безье, деп. Эро - 5 II 1825, Пасси, близ Парижа) - франц. певец (тенор) и композитор. Учился композиции у аббата Комба (Безье) и у Ф. Бека (Бордо). Был певцом в соборе Сен-Северин, руководителем хора в "Гран-театр" в Бордо, где дебютировал как певец; в последующие годы выступал и как дирижёр. В 1788 пел в Монпелье, в 1789-1812- в Париже (т-р "Фейдо"). Партии: Флореско ("Лодоиска" Керубини), Бельфорт ("Визитёры" Девьенна), Ромео ("Ромео и Джульетта" Штейбельта). Обладал сценич. обаянием и тонкой музыкальностью. Композиторскую деятельность начал в 1792 оперой "Два швейцарца" ("Les deux suisses", др. назв. - "Сыновняя любовь"). Автор св. 30 опер, ставившихся в парижских т-рах "Фейдо", "Опера комик", "Гранд-Опера" и др. Наиболее успешно работал в жанре комич. оперы, создав несложные, весёлые произв., отмеченные яркой сценичностью, нац. колоритом.

Сочинения: оперы - Маленький матрос, или Неожиданная женитьба (Le petit matlot ou le mariage impromptu, 1796), Бедное семейство (La famille indigente, 1793), Леонора, или Супружеская любовь (Lйonore ou l'amour conjugal, 1798, на сюжет Ж. H. Буйи, позднее этот сюжет стал основой оперы Фиделио Бетховена), Обманутый обманщик (Le trompeur trompй, 1800), Четверть часа молчания (Un quart d'heure de silence, 1804), Комик и портной (Le bouffe et le tailleur, 1804), Шёлковая лестница (L'йchelle de soie, 1809), Белая и алая розы (La rose blanche et la rose rouge, 1809), Блудный сын (L'enfant prodigue, 1811), Ночь в лесу, или Немой поневоле (Une nuit au bois ou le muet de circonstance, 1818), Пигмалион (по Ж. Ж. Руссо, 1818), балет-пантомима Любовь на Цитере (L'amour а Cythиre, 1805), хоровые, камерно-инстр. и др. соч.

Литература: Pougin A., Une dynastie de chanteurs..., P., 1875.

Гавот

Гавот (франц. gavotte, от прованс. gavoto, букв. - танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) - старинный франц. нар. танец. По-видимому, развился из 2-й части бранля. Вначале был хороводным танцем. Отличит. черты Г.- умеренный темп движения, чётный размер 4/4 или 2/2. начало с затакта в две четверти или половинную длительность, членение по двутактам, завершающимся на сильном времени, и чёткая ритмич. пульсация. Длительности менее

Гавот

в Г. обычно не встречаются. Г. нередко трёхчастен; 2-я часть более простого строения, иногда её образует мюзет пасторального характера; затем повторяется 1-я часть. Музыка Г. светлая, изящная, порой с наивно-пасторальным, иногда и с торжественным оттенком. Известен с 16 в. В 17 в. стал придв. танцем, приобрёл грациозный и жеманный характер. Люлли ввёл Г. в балет и в оперу; представлен он и в операх Рамо. Г. проникает в др. европ. страны, входит в инстр. сочинения крупной формы, становится постоянной сост. частью танцев, инстр. сюиты, где обычно следует за сарабандой, изредка предваряет её (сюиты Баха, Генделя и др.).

Гавот

И. С. Бах. Гавот из 3-й партиты для скрипки соло.

Как франц. придв. бальный танец вышел из употребления около 1830, сохранился в провинции и деревнях (особенно в Бретани). В рус. музыке высокохудожеств. образцы Г. создали П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, в 20 в. - С. С. Прокофьев (Г. из "Классической симфонии" и др.).

Гавоти Б.

Гавоти Б. (Gavoty) Бернар (р. 2 IV 1908, Париж) - франц. музыковед и органист. Изучал философию и лит-ру в Сорбонне. Учился игре на органе у Л. Вьерна и М. Дюпре в Париже. Основатель и видный деятель об-ва "Музыкальная молодёжь Франции", муз. критик газ. "Фигаро" (псевд. Кларандон, Clarendon), сотрудничает также во мн. франц. и иностр. периодич. изданиях. Выступает и как муз. радиокомментатор. Автор очерков о В. Фуртвенглере, В. Гизекинге, И. Менухине и др. в иллюстриров. серии "Выдающиеся исполнители" ("Les grands interprиtes", P., 1953-55), написал книгу "За или против современной музыки?" ("Pour ou contre la musique moderne?", P., 1957), в основу к-рой положены ответы ок. 100 музыкантов на радиоанкету, проведенную Г. совм. с Д. Лесюром. Его радиобеседы с А. Онеггером стали основой книги Онеггера "Я - композитор" ("Je suis compositeur", P., 1951, в рус. пер. - M., 1963). Г. принадлежат также записи воспоминаний Дж. Энеску (Р., 1955).

Сочинения: Louis Vierne, la vie et l'oeuvre. A l'ombre des grandes orgues de Notre Dame de Paris, P., 1943; Silhouettes d'organistes, P., 1944; Jehan Alain, musicien franзais (1911 - 1940), P., 1945, 4950; Les franзais sont-ils musiciens?, P., 1948; Deux capitales romantiques: Vienne - Paris, P., 1954; La musique adoucit les moeurs, P., 1959.

M. M. Яковлев.

Гаврилин В. А.

Валерий Александрович (р. 17 VIII 1939, Вологда) - советский композитор. Окончил в 1964 Ленинградскую консерваторию у О. А. Евлахова (композиция) и Ф. А. Рубцова (фольклор).

Гаврилин В. А.

Ещё в студенч. годы создал ряд орк., камерно-инстр. и вок. сочинений, среди к-рых - кантата "Мы говорили об искусстве" (для смеш. хора a cappella, на собств. слова, 1963), хор. цикл "Памяти павших" (1963). Центр. место в творчестве Г. занимают вок. циклы - "О любви" на cл. В. Шефнера (1961), 2 "Немецких тетради" на cл. Г. Гейне (1963 и 1968), "Русская тетрадь" на нар. тексты (1965; Гос. пр. РСФСР им. Глинки, 1967), "Марина" на cл. М. И. Цветаевой (1967), "Времена года" на cл. народные и С. А. Есенина (1969). Среди др. сочинений - оперы "Моряк и рябина" (1968), "Семейный альбом" (1969), "Пещное действо" (конц. исп. 1970), оратории "Скоморошьи игрища" (1967) и "Солдатские письма" (1970); 2 сб-ка пьес для фп. (1968, 1970). В музыке Г. органически переплетаются элементы совр. интонационно-мелодич. материала и архаики. Характерный для русской народной песни диатонизм он обогащает резкостью тональных переходов и сопоставлений. Стремление передать выразительность речевых интонаций и остродраматических ситуаций обусловило насыщение распевного мелоса речитативностью.

Литература: Сохор A., Две "тетради" В. Гаврилина, "СМ", 1965, No 11; Земцовский И., Русское в "Русской тетради", "СМ", 1966, No 12; Васильева Н., В. Гаврилин. Мой жанр - видимо, опера, "Юность", 1968, No 5; Бялик М., Русская тетрадь В. Гаврилина, "МЖ", 1968, No 1; Волков С., Молодые композиторы Ленинграда, Л.- М., 1971.

Лид. Л. Христиансен.

Гаврилов А. В.

Андрей Владимирович (р. 21 IX 1955, Москва) - сов. пианист. Окончил Моск. консерваторию (1978) и аспирантуру при ней (1981) у Л. Н. Наумова. Дипломант Всесоюзного конкурса пианистов (Минск, 1971), лауреат междунар. конкурсов им. П. И. Чайковского (1974, Москва, 1-я пр.) и ЮНЕСКО (1976, Братислава, 1-я пр.). Выступает в ансамбле с С. Т. Рихтером. Гастролирует за рубежом.

Гаврилов К. А.

Константин Александрович (1862, Варшава - 19 III 1933, Катовице, Польша) - рус. скрипач, педагог и композитор. В 1882 окончил Муз. ин-т в Варшаве по классу В. Гурского (ранее учился у Ап. Контского), в 1885 - Петерб. консерваторию по классу Л. С. Ауэра. С 1892 концертировал в России и за границей. В 1896-1914 возглавлял Специальную муз. школу игры на скрипке в Петербурге, в 1892-94 и 1915-22 преподавал в Муз. уч-ще РМО и консерватории в Одессе. С 1922 жил в Польше (с 1925 профессор Муз. ин-та в Катовице). Автор произведений для скрипки и фп., в т.ч. концерта, фантазий на темы из опер Глинки "Иван Сусанин" (ор. 15) и "Руслан и Людмила" (ор. 18), инструктивных сочинений ("Упражнения для 4-го пальца", ор. 1; "Ежедневные упражнения", ор. 8) и др.

Литература: М. М. П., Четверть века жизни артиста. К. А. Гаврилов (скрипач-виртуоз). Биография и критический очерк о нем, СПБ., 1906.

Гаде Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гаджибабабеков Г. А. С.

Гусейн Ага Султан оглы (7(19) V 1898, Шемаха - 10 XI1972, Баку) - сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. Азерб. ССР (1938). В 1928 окончил Азерб. консерваторию по классу пения Н. И. Сперанского. Г. обладал высоким голосом мягкого тембра; исполнял азерб. мугамы и нар. песни. С 1910 пел в хоре об-ва "Ниджат" (Баку); с 1913 участвовал в спектаклях драм. труппы об-ва "Сафа". В 1916 вступил в азерб. муз. труппу (выступал в женских ролях), с к-рой гастролировал в городах Закавказья, Ср. Азии, Ирана. С 1920 солист Азерб. т-ра оперы и балета. Партии: Керем, Аскер ("Асли и Керем", "Аршин мал алан" У. Гаджибекова), Шах Исмаил, Альяр ("Шах Исмаил", "Нергиз" Магомаева), Гариб ("Ашуг-Гариб" З. Гаджибекова и "Шахсенем" Глиэра), Хосров ("Хосров и Ширин" Ниязи), Capo ("Ануш" Тиграняна); царь Берендей, Ленский; граф Альмавива ("Севильский цирюльник") и др. С 1920 Г. выступал также с сольными концертами, исполняя песни рус. арм. и груз. композиторов на языке оригинала.

Литература: Дадашев С., К 60-летию народного артиста Азербайджанской ССР Гусейн-ага Гадшибабабекова, Бакы, 1958.

К. А. Касимов.

Гаджибеков З. А. Г.

Зульфугар Абдул Гусейн оглы (по уточнённым данным - 5(17) IV 1884, Шуша - 30 IX 1950, Баку) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1943). Музыку изучал самостоятельно. Совм. с братом У. Гаджибековым, М. Магомаевым, Г. Сарабским, М. X. Терегуловым утверждал самобытное нац. муз. искусство азерб. народа. Работал в Политуправлении Красной Армии, на Радио, в театр. организациях.

Сочинения: оперы - Ашуг-Гариб (1916, Баку) и 2 неоконч. - Три ашуга и Нушабэ (по Низами); муз. Комедии - Пятидесятилетний юноша (1909, Баку), Богач (1911, Тбилиси), Женатый холостяк (1911, там же); кантата - К 30-летию Сов. Азербайджана (1950, соавт. З. Багиров); произв. для симф. и дух. оркестров, для оркестра азерб. нар. инструментов, для фп., хора; песни, музыка к спектаклям и к фильму "Алмас" (соавт. Ниязи), записи нар. песен.

Литература: Азербайджанская музыка. Сб. статей, М., 1961; Керимов С., Неутомимый талант, "Лит. Азербайджан", 1966, No 2.

К. А. Касимов.

Гаджибеков С. И.

Султан Исмаил оглы (р. 8 V 1919, Шуша) - сов. композитор. Нар. арт. Aзерб. ССР (1960). Чл. КПСС с 1951. В 1946 окончил Азерб. консерваторию по классу композиции Б. И. Зейдмана. В 1938-40 дирижёр Бакинского т-ра муз. комедии, в 1940-42 худ. рук. ансамбля сазисток. С 1948 худ. рук. (в 1955-62 директор) Азерб. филармонии. С 1948 преподаёт в Азерб. консерватории, с 1965 профессор, с 1969 ректор.

Сочинения: балет - Гюльшен (1950, Азерб. т-р оперы и балета; Гос. пр. СССР, 1952); муз. комедия - Кызыл Поль (Красная роза, 1940, Бакинский т-р муз. комедии); дет. опера - Искендер и пастух (1947, Баку): для оpк. - 2 симфонии (1944, 1946), симф. картина Караван (1945), увертюра (1956), концерт (1964; Гос. пр. Азерб. ССР, 1970); концерт для скр. с орк. (1945); инстр. и вок. пьесы; произв. для орк. нар. инструментов, романсы, песни, музыка к драм. спектаклям и др.

Литература: Данилов Д. X., Султан Гаджибеков, Баку, 1956; Абасова Э., Султан Гаджибеков, Баку, 1965; Тагизаде A., Султан Гаджибеков, Баку, 1967 (на азербайджанском языке).

К. А. Касимов.

Гаджибеков У. А. Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гаджиев А. Д. И.

Ахмед Джевдет Исмаил оглы (р. 5(18) VI 1917, г. Нуха, ныне Шеки) - сов. композитор. Нар. арт Азерб. ССР (1960). Чл. КПСС с 1951. В 1935-1938 учился в Азерб. консерватории (Баку) по классу композиции Л. M. Рудольфа, в 1938-41 - в Моск. консерватории (класс А. Н. Александрова), к-рую окончил в 1947 по классу Д. Д. Шостаковича. В 1947 - 1948 худ. рук. Бакинской филармонии. С 1947 преподаёт в Азерб. консерватории, с 1963 профессор, в 1957-69 ректор. Автор патриотич. оперы "Вэтэн" ("Родина"; Гос. пр. СССР, 1946). Осн. место в его творчестве занимают симф. произв.

Сочинения: опера - Вэтэн (совм. с К. Караевым, 1945, Азерб. т-р оперы и балета); для хора, солиста и орк. - оратория (1949), газели Мой цветок (1956), Девушка, собирающая яблоки (1957); для оpк. - 5 симфоний (1944, 1946, 1947, 1956; Памяти Ленина, 1971), поэма За мир! (1951; Гос. пр. СССР, 1952), симфониетта (1938), Азербайджанская сюита (1939), струн. квартет (1941), квартет-поэма (1961); для фп. - баллада (1952), соната (1956), скерцо (1957), прелюдии; вок. и др. соч.

Литература: Мурадова Е., Джевдет Гаджиев, Баку, 1962; Абезгауз К., Джевдет Гаджиев, Баку, 1965. Абасова Э., Джевдет Гаджиев, Баку, 1967 (на азерб. яз.).

К. А. Касимов.

Гаджиев Р. С.

Рауф Солтан оглы (р. 15 V 1922, Баку) - сов. композитор. Нар. арт. Азерб. ССР (1964). Чл. КПСС с 1958. В 1948-49 учился в Моск. консерватории у Н. П. Ракова. В 1953 окончил Азерб. консерваторию по классу композиции К. Караева. С 1955 Г. создатель и художеств. рук. Гос. эстр. оркестра Азербайджана. В 1965-71 министр культуры Азерб. ССР.

Сочинения: музыкальные комедии - Проделки студентов (1940, т-р Муз. комедии, Баку), Соседи (1960, там же; 2-я ред. - Ромео - мой сосед, 1960, Моск. т-р оперетты), Куба - любовь моя! (1963, там же), Не прячь улыбку (1969, там же), Четвертый позвонок (1971); 3 оратории - Навеки вместе и др., кантаты, в т.ч. Весна (1950); для оpк. - симфония Молодёжная (1953); концерт для скр. с орк. (1952); 2 миниатюры для камерного орк.; Алжирская сюита (1972), балетные миниатюры - Лезгинка, Яллы; балетный цикл - Алжирские миниатюры (1972); произв. для эстр. орк.; св. 80 песен, музыка к спектаклям и фильмам.

Литература: Союз композиторов Азербайджана. (Справочник), Баку, 1965; Таги-заде A., R. Гаджиев, Баку, 1965; Абасова Э., Р. Гаджиев, Баку, 1967 (на азерб. яз.).

К. А. Касимов.

Гаджиева Р. А.

Рагимат Абдулмуталибовна (р. 18 VI (1 VII) 1909, с. Ахты, ныне Ахтынского р-на Даг. АССР) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. РСФСР (1967). Чл. КПСС с 1938. Была участницей художеств. самодеятельности. В 1935-70 солистка Дагестанского радио (г. Махачкала). В обширном репертуаре певицы песни народов СССР, даг. нар. песни, произв. сов. авторов. Дипломант Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение произв. сов. композиторов (1956).

Гадулка

Гадулка - гудулка (болг. гъдулка) - болг. смычковый инструмент. Имеет 3-4 игровых струны и, обычно, 7-10 резонансовых, наз. "подгласницами". В прошлом применялись жильные игровые струны; у совр. Г. все струны металлические. Корпус деревянный долблёный, грушевидной формы, дека плоская с серпообразными резонаторными отверстиями, шейка короткая, широкая, без ладов, часто с накладным псевдогрифом. Игровые струны проходят высоко над шейкой, их не прижимают к грифу, а лишь прикасаются к ним ногтями пальцев, извлекая звуки флажолетного тембра. Наиболее распростр. строй Г. кварто-квинтовый. Исполнители держат Г. вертикально, опирая о левую ногу, водят смычком в одной плоскости, поворачивая инструмент к смычку то одной, то другой струной. Мелодию исполняют обычно на первой струне, остальные являются бурдонами. Благодаря резонансовым струнам и способу исполнения Г. звучит мягко, используют её гл. обр. в танцах и при исполнении юнацких песен.

Литература: Иванов Й., Българските народни песни, С., 1959; Tодоpов М., Българският народен оркестър. С., 1957.

К. А. Вертков.

Газимихаль М.

Газимихаль М. (Gazimihal; псевд. Кёсемихаль, Kцsemihal) Maхмут Рагып (27 III 1900, Стамбул - 13 XII 1961, там же) - турецкий музыковед. Муз. образование получил в Париже и Берлине. Преподавал в Анкарской консерватории историю и теорию музыки. Один из ведущих музыковедов и фольклористов Турции.

Сочинения: Tьrkiye-Avrupa musikо mьnasebetlerl, Ist.. 1939; Turk askerо muzikalari tarihi, Ist., 1955; Musiki sцzlьgь, Ist., 1961, и др.

Гай М.

Гай М. (Gay) Мария (13 VI 1879, Барселона -29 VII 1943, Нью-Йорк) - испан. певица (меццо-сопрано). 16-ти лет была заключена в тюрьму за пение на улицах Барселоны революц. антимонархич. песен. Сценич. и вок. мастерством овладела самостоятельно. В 1902 выступила в концертах в Брюсселе (вместе с Э. Изаи и Р. Пюньо), после чего была приглашена в т-р "Де ла Монне", где дебютировала в "Кармен". Затем совершенствовалась у А. Адини в Париже. С 1906 гастролировала в Англии, Франции, России (впервые в Петербурге в 1908, в Москве в 1924), Германии, Испании, Италии, Аргентине. С 1908 работала в США. В 1908-10 выступала как солистка в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк; "Кармен", под упр. А. Тосканини), с Бостонской (1910-12) и Чикагской (1913-27) оперными компаниями. Оставила сцену в 1927, руководила школой пения в Нью-Йорке.

Г. обладала голосом широкого диапазона, с развитым верхним регистром, ярким, плотным и насыщенным по звучанию. Прославилась исп. партии Кармен (образ Кармен в её трактовке - молоденькая девушка, почти подросток, полный непосредственности и душевной чистоты).

Партии: Далила, Амнерис; Азучена ("Трубадур"), Орфей ("Орфей и Эвридика" Глюка), Сантуцца и Лола ("Сельская честь"), Шарлотта ("Вертер"), Брангена ("Тристан и Изольда").

Литература: Lauri-Volpi G., Voci parallele, Мil., 1955.

В. В. Тимохин.

Гайгерова В. А.

Варвара Андриановна (4(17) X 1903, Орехово-Зуево - 6 IV 1944, Москва) - сов. композитор и пианистка. Окончила Моск. консерваторию по классу фп. Г. Г. Нейгауза, композиции Н. Я. Мясковского. Работала пианистом-концертмейстером в Орехово-Зуеве, в Москве (ГИТИС, Большой т-р). В своих произв. разрабатывала преимущественно муз. фольклор народов Сов. Союза.

Сочинения: опера - Крепость у Каменного брода (1941, Ансамбль сов. оперы ВТО, Москва); для солиста, хора и симф. opк. - кантаты - Монолог Бертрана (1928, cл. А. Блока), Солнце социализма (1932, cл. А. Жарова), Расцвет Туркменистана (1934, cл. С. Болотина), сюита Дневник фронтовика (1943, cл. С. Васильева, А. Макарова, К. Симонова и И. Уткина); для оpк. - 3 симфонии (1928, 1934 - на калмыцкие темы, 1937 - к 20-летию Октября), симф. сюита на темы казах. кюйев (1935); для орк. домр - 3 сюиты (1932, на удмуртские; 1934, на казах. темы; 1935, на рус. туркменские, якут., бурят., узб. темы); 2 струн. квартета (1927, 2-й - на якут. темы, изд. в 1947); для фп. - сонаты и др. сочинения; романсы (150, в т.ч. на cл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока); песни; записи и обр. 67 нар. песен (башк., белорус. бурят., казах., калмыцких, кирг., рус., тат., удм., узб.). и др.

Литература: Пекелис М., Пушкин в романсовой лирике советских композиторов, "СМ", 1937, No 2; Канн Е., "Крепость у Каменного брода", "СМ", 1941, No 5.

И. П. Кулясов.

Гайда

Гайда (болг.), гайде (серб.-хорв., слов, gajde, gajdy), гайды (польск., редко; чаще - дуда, коза и др.) - муз. инструмент типа волынки; имеет кожаный воздушный резервуар, мелодическую и бурдонную трубки. В Югославии бытуют Г. с парной, изредка и с тройной мелодич. трубкой; польские Г. иногда снабжаются небольшим ручным мехом для нагнетания воздуха. Применяется гл. обр. для сопровождения танцев.

Литература: Sirоlа В., Sviraljke s udarnim jezickom, Zagreb, 1937; Пpашанов Т., Гайдата, "Българска музика", 1962, No 8; его же, Ръководство за свирене на гайда, С., 1964; Качулев Ив., Български духови двугласни народна музикални инструменти, "Известия на института за музика", 1905, т. XI.

Гайдай З. М.

Зоя Михайловна (19 V(l VI) 1902, Тамбов -21 IV 1965, Киев) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. СССР (1944). Дочь фольклориста М. П. Гайдая. В 1927 окончила Киевский муз.-драм. ин-т по классу пения Е. А. Муравьёвой. В 1928-30 и в 1934-55 солистка Киевского (в 1930-34 - Харьковского) т-ра оперы и балета. В 1947-65 преподавала в Киевской консерватории (с 1963 профессор).

Артистка широкого творч. диапазона, яркого вокального и сценич. дарования, Г. создала более 50 муз.-художеств. образов в произв. укр. композиторов, а также в рус. и зап.-европ. классич. репертуаре. Партии: Наталка; Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Ганна ("Наймычка" Вериковского), Люба Шевцова ("Молодая гвардия"), Наталья ("Тихий Дон"), Антонида, Тамара, Татьяна, Снегурочка, Маргарита, Розина, Виолетта и мн. др. В 1955 оставила сцену. Выступала как камерная певица. 1-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1933). Гастролировала за рубежом (Ирак, Иран, Канада, Китай, Пакистан, США и др.). Гос. пр. СССР (1941).

Литература: Савинов В., Зоя Михайловна Гайдай, К., 1941; Дорошенко Л. П., Зоя Михайловна Гайдай, нар. арт. СССР, К., 1960.

Л. С. Кауфман.

Гайдай М. П.

Михаил Петрович (9(21) XII 1878, хутор Даньковка, ныне Черниговской обл. - 9 IX 1965, Киев) - сов. фольклорист, хор. дирижёр и композитор. В 1912 окончил регентско-хоровое отд. Херсонского муз. уч-ща РМО. Работал учителем пения в разл. учебных заведениях, руководил укр. хор. капеллами в Виннице, Москве, Киеве (в 1924-27 дирижёр "Думки"). С 1920 сотрудник Кабинета муз. этнографии, в 1936-41 науч. сотрудник Ин-та фольклора, в 1944-1949 - Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР. Опубликовал сб. записей укр. нар. песен: "Этнографические материалы. Образцы народной полифонии" (вып. 1, Харьков, 1928; вып. 2 под загл. "Образцы народной полифонии", Харьков, 1929), ряд статей, поcв. укр. нар. песне и её жанрам. Автор песен и хоров па тексты Т. Г. Шевченко и укр. сов. поэтов, обр. укр. нар. песен.

Л. С. Кауфман.

Гайдамака П. Д.

Пётр Данилович (р. 29 VI (12 VII) 1907, Краматорск) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1967). Чл. КПСС с 1931. В 1938 окончил Харьковскую консерваторию по классам дирижирования В. С. Тольбы, композиции С. С. Богатырёва и М. Д. Тица. В 1938-41 дирижёр Харьковского обл. радио, в 1941-43 дирижёр, зам. начальника муз. вещания Укр. радио, в 1946-51 директор Харьковского т-ра оперы и балета им. Лысенко. В 1951-68 худ. рук. Харьковской филармонии. С 1949 председатель Харьковского обл. отделения CK УССР.

Сочинения: Партизанская симфония (1946); сюита Молодые годы (1935), кантаты - Про родную мать (1950), Край мой (1967), Ленин идёт по планете (1969); вок. симф. цикл Песня сердца (1961); концерт для балалайки с орк. (1965); Августовские мелодии (1967), вок. циклы для голоса с фп., песни и др.

Гайдн И. М.

Гайдн И. М. (Haydn) Иоганн Михаэль (14(15) IX 1737, Рорау, Ниж. Австрия - 10 VIII 1806, Зальцбург) - австр. композитор и органист. Брат Й. Гайдна. Предположительно с 1745 певчий собора св. Стефана в Вене. В 1754, видимо, покинул соборную капеллу. С 1757 капельмейстер при дворе епископа в Гросвардейне, ныне Орадя, Румыния; с 1763 придв. музыкант и концертмейстер архиепископа Зальцбургского. Сослуживцем Г. был Л. Моцарт, а затем и В. А. Моцарт, к-рый (в отличие от отца) относился к Г. дружески. Выдающиеся исполнительские данные Г. позволили ему в 1777 занять место органиста церкви св. Троицы. С 1781, после переезда В. А. Моцарта в Вену, Г. становится придв. и соборным органистом. С 1804 чл. Шведской корол. муз. академии. Среди учеников Г.- К. М. Вебер.

Наиболее выдающиеся произв. Г.- духовные сочинения, в к-рых он сочетал традиции строгого стиля (воспринятые от И. Фукса) с достижениями венской классической школы. Обращение Г. к нем. текстам отразило просветительские тенденции, проникавшие в круги католич. духовенства. В этой связи возникли и произведения Г., предназнач. для любительского музицирования (вокальные квартеты для мужских голосов, обработки духовных песен).

Сочинения: опера - Андромеда и Персей (1787); музыка к духовным и светским драмам; зингшпили; оратории, кантаты; 32 латин. мессы, 8 нем. месс, 2 реквиема (один неоконч.), 6 Те Deum, 10 Tantum ergo, 11 Salve regina, Немецкий магнификат; для opк. - 46 симфоний, марши, менуэты, серенады, дивертисменты; 5 концертов для инструментов; 7 квинтетов, 9 струн. квартетов, 2 квартета с дух. инструментами, 4 дуэта для скрипки и альта; вариации и дивертисменты для клавира; 50 прелюдий для органа; песни и др.

Тематические указатели: Thematisches Verzeichnis der Instrumentalwerke von M. Haydn, bearb. von L. H. Perger, DTЦ, Jg. XIV, (H.) 2, W., 1907; Thematisches Verzeichnis der Kirchlichen musikalischen Werke von M. Haydn, bearb. von A. M. Klafsky, DTЦ, Jg XXXII, (H.) l (Bd 62), W., 1925.

Литература: Otter G. und Sсhinn Fr. (anon.), Biographische Skizze von M.Haydn, Salzburg, 1808; Wurzbach C. von, J. Haydn und sein Bruder Michael, W., 1862; Sсhmid O., M. Haydn, Langensalza, 1906; Martin F., Kleine Beitrдge zur Musikgeschichte Salzburgs, в кн.: Mitteilungen der Gesellschaft fьr Salzburgische Landeskunde, LIII, 1913; Klafsky A. M., M. Haydn als Kirchenkomponist, Lpz., 1915; Jancik H., M. Haydn. Ein vergessener Meister, Z. - Lpz. - W., 1952.

П. А. Вульфиус.

Гайдн Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гайлис Д. Э.

Даумант Эдуардович (р. 9 II 1927, Рамульский, ныне Цесисского р-на Латв. ССР) - сов. хор. дирижёр и педагог. Нар. арт. Латв. ССР (1973). Чл. КПСС с 1969. В 1953 окончил Латв. консерваторию у Я. Озолиня. Хормейстер и гл. дирижёр Акад. хора Латв. ССР (1951-69). С 1957 худ. рук. и гл. дирижёр Нар. хора "Ювентус" Латв. ун-та. С 1965 один из гл. дирижёров всех латв. Певческих праздников. С 1958 преподаёт хор. дирижирование и хороведение в Латв. консерватории. Гос. пр. Латв. ССР (1958).

Гайто К.

Гайто К. (Gaito) Константино (3 VIII 1878, Буэнос-Айрес - 4 (по др. данным, 14) XII 1945, там же) - аргент. композитор, пианист и дирижёр. По национальности итальянец. Учился в консерватории в Неаполе у П. Платании (композиция). С 1900 выступал как пианист, был дирижёром "Театро архентино" в Ла-Плате. С 1924 преподавал в Нац. консерватории в Буэнос-Айресе (класс композиции). Автор ряда опер, выдержанных в традициях итал. веризма, в т. ч. "Петроний" (1919), "Снежный цветок" ("Flor de nieve", 1922), "Ольянтай" (1926), "Кровь гитар" ("La sangre de las guitarras", 1932), балета "Цветок Ирупе" ("Flor del Irupe", 1929), орк. и камерных инстр. соч., связанных с нац. тематикой, в т. ч. симф. поэмы "Омбу" ("El ombъ", 1924), струн. "Инкского квартета" (1916), многочисл. хоров, песен, фп. пьес.

Гаккель Л. Е.

Леонид Евгеньевич (псевд. - Ю. Вересков) (р. 27 I 1936, Ленинград) - сов. музыковед, муз. критик, пианист и педагог. Доктор искусствоведения (1979). Окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. у H. E. Перельмана (1958) и аспирантуру при ней у Л. А. Баренбойма (1961, кафедра истории и теории исполнит. иск-ва). С 1961 преподаёт в Ленингр. консерватории (с 1967 доцент). В центре науч. интересов Г. - фп. музыка 20 в. и проблемы её интерпретации, а также совр. фп. исполнит. иск-во. Автор книг "Фортепианное творчество С. С. Прокофьева" (1960) и "Фортепианная музыка XX века" (1976).

Галамян И.

Галамян И. (Galamian) Иван (р. 5 II 1906, Тебриз, Иран) - амер. скрипач и педагог. В 1922 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки К. Г. Мостраса В 1923-24 занимался у Л. Капе в Париже. Концертировал во Франции и Германии. С 1930 живет в США Преподает в Муз. ин-те Кёртис в Филадельфии и Джульярдской школе в Нью-Йорке. Г.- один из видных совр. амер. преподавателей скрипич игры (среди его учеников - М. Рабин) Автор скрипич школы и инструктивных сочинений для скрипки.

Галантный стиль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Галахов О. Б.

Олег Борисович (р. 10 VIII 1945, Горловка Донецкой обл.) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1975. В 1970 окончил Моск. консерваторию у Т. Н. Хренникова (ранее занимался у Р. К. Щедрина). В 1974-79 ответств. секретарь, с 1979 зам. пред. правления Моск. организации CK РСФСР.

Сочинения: оратория Исторические песни (слова народные, собранные А. С. Пушкиным в Оренбургской обл., 1970, 2-я ред. 1980); кантаты - Двадцать шесть (сл. H. H. Асеева и текст из "Воспоминаний" А. И. Микояна, 1968; 2-я ред. 1974), пионерская кантата Песня о нашей земле (1973); пьесы для фп., для скр. и фп., для альта и фп., для влч. (соло); хоры, песни, в т. ч. на сл. К. M. Симонова, В. С. Шефнера, Н. И. Тряпкина, Я. Райниса; музыка к кинофильмам, телеспектаклям и др.

Литература: Богданова A., Олег Галахов, "МЖ", 1977, No 19; О. Галахов, в сб.: Творчество молодых, М., 1977.

Предыдущая страница Следующая страница