Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЛ"-"ГАН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЛ"-"ГАН")

Галачян Г. А.

Гоар Амбарцумовна (р. 21 XI 1924, Ереван) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. Арм. ССР (1967). В 1952 окончила Ереванскую консерваторию у Т. К. Шахназарян. В 1952-56 и с 1960 солистка Арм. т-ра оперы и балета, в 1956-59 - Большого т-ра СССР. Среди партий - Любаша ("Царская невеста"), Кончаковна, Амнерис; Эболи ("Дон Карлос"); Адальжиза ("Норма"), Кармен; Иокаста ("Царь Эдип" Стравинского), Гертруда ("Банк бан" Эркеля), Алмаст; Парандзем ("Аршак II" Чухаджяна). Выступает как конц. певица. С 1979 преподаёт в Ереванской консерватории.

Галеви Ж. Ф.

Галеви Ж. Ф. - правильнее Алеви (Halйvy), Жак Франсуа Фроманталь Эли (наст. имя и фам. - Элиас Леви, Lйvy) (27 V 1799, Париж - 17 III 1862, Ницца) - франц. композитор. Чл. Института Франции (с 1836), постоянный секретарь Академии изящных иск-в (с 1854). В 1819 окончил Парижскую консерваторию (занимался у А. Бертона и Л. Керубини), получив Рим. пр. (за кантату "Эрминия"). 3 года провёл в Италии. С 1816 преподавал в Парижской консерватории (с 1827 профессор). Среди его учеников - Ж. Бизе, Ш. Гуно, К. Сен-Сане, Ф. Э. М. Базен, Ш. Дювернуа, В. Массе, Э. Готье. Одновременно был аккомпаниатором (с 1827), хормейстером (1830-45) "Театра Итальен" в Париже. Как композитор не сразу завоевал признание. Его ранние оперы - "Цыгане" ("Les Bohйmiens"), "Пигмалион", "Два павильона" ("Les deux pavillons") не были исполнены. Первое произв. Г., поставленное на сцене, - комич. опера "Ремесленник" ("L'artisan", 1827). Успех композитору принесли: опера "Клари" (1829), балет "Манон Леско" (1830). Подлинное признание и мировую известность приобрел Г. оперой "Жидовка" ("Дочь кардинала", "La Juive", либр. Э. Скриба, 1835, т-р "Гранд-Опера").

Г.- один из ярких представителей большой оперы. Для его стиля характерны монументальность, красочность, сочетание драматизма с внешней декоративностью, нагромождение сценич. эффектов. Многие произв. Г. написаны па историч. сюжеты. Лучшие из них посв. теме борьбы против нац. угнетения, но эта тема трактуется с позиций буржуазно-либерального гуманизма. Таковы: "Королева Кипра" ("Царица Кипрская" - "La Reine de Chypre", 1841, т-р "Гранд-Опера"), повествующая о борьбе жителей Кипра против венецианского владычества, "Карл VI" (1843, там же) о сопротивлении франц. народа поработителям-англичанам, "Жидовка" - драм. рассказ (с чертами мелодрамы) о преследовании евреев инквизицией. Музыка "Жидовки" отличается яркой эмоциональностью, ее выразительная мелодика основана на интонациях франц. романса.

Сочинения: оперы (cв. 30), в т.ч. Молния (L'Йclair, 1835, т-р "Опера комик", Париж), Шериф (1839, там же), Суконщик (Le Drapier, 1840, там же), Гитарист (Guitarrero, 1841, там же), Мушкетёры королевы (Les Mousquetaires de la reine, 1846, там же), Пиковая дама (La Dame de Pique, 1850, там же, отчасти использован сюжет А. С. Пушкина), Богач (Le Nabab, 1853, там же), Волшебница (La magicienne, 1858, там же); балеты - Манон Леско (1830, т-р "Гранд-Опера", Париж), Йелла (Yella, 1830, не пост.), музыка к трагедии Эсхила "Прометей" (Promethйe enchainй, 1849); романсы; песни; муж хоры; фп. Пьесы; культовые произв.; учебник сольфеджио (Leзons de lecture musicale, R., 1857) и др.

Литературные сочинения: Souvenirs et portraits, P., 1861; Derniers souvenirs et portraits, R., 1863

Литература: Halйvy L., F. Halйvy, sa vie et ses oeuvres..., R., 1863, Monnais E., Halйvy, R., 1863, Rougin A., Fr Halйvy йcrivain, R., 1865.

Галеви Л.

Галеви Л. - правильнее Алеви (Halйvy), Людовик (1 I 1834, Париж - 7 или 8 V 1908, там же) - франц. писатель, либреттист. Чл. Франц. академии (с 1884). Племянник Ж. Ф. Галеви. В 1855 начал лит. деятельность. Успех принес ему одноактный водевиль "Менуэт Данаи" (1861), написанный с А. Мельяком, к-рый был соавтором Г. св. 20 лет. Автор (совм. с Мельяком) либретто известных оперетт Ж. Оффенбаха: "Прекрасная Елена" (1864), "Синяя борода", "Парижская жизнь" (обе в 1866), "Герцогиня Герольштейнская" (1867), "Перикола" (1868) и др. Г. и Мельяк излагали в либретто античные мифы или события из жизни аристократич. общества, слегка осмеивая их с позиций бурж. "здравого смысла". Лучшие из этих либретто не лишены остроумия, авторы прибегают к шаржу, пародии. Г. и Мельяку принадлежит либретто оперы Ж. Бизе "Кармен" (1875). Писал также либретто для Л. Делиба ("Воды Эмса", совм. с А. Кремьё), Ш. Лекока ("Маленький герцог", 1878, с Мельяком) и др. Водевиль Г. и Мельяка "Сочельник" стал основой сюжета оперетты "Летучая мышь" И. Штрауса (1874). Написал биографию Ж. Ф. Галеви (F. Halеvy, sa vie et ses oeuvres, 2 йd., P., 1863).

Литература: D' Almйras H., Ludovic Halйvy, в его кн.: Avant la gloire, P., 1902, Roujon H., Artistes et amis des arts, R., 1912.

M. M. Яковлев.

Гален П.

Гален П. (Galin) Пьер (1786, Саматан, деп. Жер - 31 VIII1821, Бордо) - франц. учитель музыки и математики. В 1817 учредил в Бордо курсы упрощённого метода первоначального обучения музыке, назв. им мелопласт. Обосновал его принцип в брошюре "Изложение нового метода преподавания музыки" ("L'exposition d'une nouvelle mйthode pour l'enseignement de la musique", 1818), завоевав мн. сторонников. Ученик и последователь Г.- Э. Лемуан (1795- год смерти неизв.), преподававший по его методу, переиздал эту работу под назв. "Метод мелопласта" ("Mйthode du mйloplaste", P., 1924, 1831). Позднее метод Г. был развит Э. Шеве и получил назв. метода Г.- Шеве.

И. М. Ямпольский.

Галибова Р. А.

Рена Абрамовна (р. 11(24) V 1915, Коканд) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. Тадж. ССР (1941). Чл. КПСС с 1942. Одна из первых проф. тадж. певиц. В 1931-34 училась в Среднеазиатском ун-те (Ташкент). Тогда же впервые выступила по радио как певица. С 1938 артистка Тадж. муз. т-ра в Душанбе. В 1940-66 солистка Тадж. т-ра оперы и балета им. Айни. Партии: Кончаковна, Кармен, Недда; Нушофарин ("Кузнец Кова" Баласаняна и Бобокалонова), Гулизор ("Восстание Восе" Баласаняна), Зухра ("Тахир и Зухра" Ленского) и др.

Известна как исполнительница песен народов Востока. Гастролирует за рубежом (Иран и Афганистан).

Галилеи В.

Галилеи В. (Galilei) Винченцо (ок. 1520, Санта-Мария-а-Монте, близ Флоренции - погребён 2 VII 1591, Флоренция) - итал. композитор, лютнист, муз. теоретик, математик. Отец физика, механика и астронома Г. Галилея. Изучал теорию музыки у Дж. Царлино в Венеции, учился игре на лютне в Пизе. С 1572 жил во Флоренции. Участник Флорентийской камераты, для к-рой его труды, особенно "Диалог о древней и новой музыке" ("Dialogo della musica antica et della moderna", Firenze, 1581, факсим. изд. Roma, 1934), имели программное значение. Сторонник антич. традиций, Г. выступал против многоголосия в вок. музыке. Принципы гомофонного стиля он применил в написанных им "Песне графа Уголино" на стихи из "Божественной комедии" Данте и "Плаче пророка Иеремии", к-рые он сам исполнял в сопровождении виол в доме мецената Дж. Барди, где собирались члены Флорентийской камераты (оба сочинения не сохранились). Г. писал мадригалы (изд. 2 книги - 1574, 1587, Венеция), пьесы для лютни, виолы. В теоретич. работах резко полемизировал со сторонниками контрапунктич. системы. Г. обнаружил ценные муз. памятники Др. Греции, в т.ч. гимны поэта Месомедеса.

Сочинения: Fronimo. Dialogo nel quale si contengono le vere, et necessarie regole del intavolare la musica nel liuto, Venezia, 1568, 1584; Discorso intorno all'opere di messer Gioseffo Zarlino da Chioggia, Firenze, 1589, faks., Mil., 1933; Il primo libro della prattica del contrapunto intorno all'uso delle consonanze, (Firenze), 1588-91; Discorso intorno all'uso delle dissonanze, (Firenze), 1588-91.

Литература: Ролла H. P., Опера в XVII веке..., M., 1931; Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения, М., 1966, с. 514-520: Flеissnеr О., Die Madrigale Vincиnzo Galileis und sein Dialogo della musica antica e della moderna, Mьnch., 1922 (Diss.); La Camerata fiorentina. Vincenzo Galilei... a cura di F. Fano, Mil., 1934.

Галиндо Димас Б.

Галиндо Димас Б. (Galindo Dimas) Блас (р. 3 II 1910, Сан-Габриель, ныне Венустьяно-Карранса) - мекс. композитор, дирижёр и педагог. Род. в индейской семье. Учился в Нац. консерватории в Мехико у К. Чавеса и К. Уисара. Совершенствовался в Беркширском муз. центре у А. Копленда (1941-42). Входил в т. н. Группу четырёх, выступавшую за развитие нац. иск-ва. В 1947-61 профессор (муз.-теоретич. дисциплины) и директор Нац. консерватории. Мн. произв. выдержаны в духе неоклассицизма, в то же время Г. Д. широко использует индейский и креольский фольклор.

Сочинения: балеты - Мулатка из Кордовы (La mulata del Cуrdoba, 1939), Обещание (La manda, 1951), Фантазия и действительность (El sueсo y la presencia, 1951), Колдовство (El maleficio, 1952) и др.; кантаты - К Родине (A la Patria, 1947), 3 песни о Революции (1953), В честь Независимости (A la Independencia, 1960), Город богов (La ciudad de los dioses, для чтецов, хора и орк., 1960); для орк. - 3 симфонии (1952-61), Мелодии марьячи (Sones mariachi, 1941); концерты с орк. - 2 для фп. (1942, 1961), 2 для скр. (1962, 1970), для флейты (1960); струн. квинтет (1960), фп. пьесы и др.

Литература: Сhаvez С., В. Galindo, "Nuestra mъsica", 1946, marz.

Галкаускас К. М.

Галковский Константин Михайлович (4(16) VI 1875, Вильнюс - 20 II 1963, там же) - сов. композитор, педагог, дирижёр, обществ. деятель. Нар. арт. Литов. ССР (1955). В 1908 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, А. К. Лядова. В 1909 организовал в Вильнюсе симф. оркестр, с к-рым выступал в качестве дирижёра и лектора. В 1919 участвовал в работе муз. коллегии при Нар. комиссариате просвещения Временного революционного правительства Литвы. С 1908 вёл педагогическую работу, с 1945 - в Вильнюсской консерватории, (с 1947 профессор).

Автор 2 опер, в их числе "Цыганы" по А. С. Пушкину (1908, Вильнюс), "Мизерере" (1909), балета для детей "Призрак матери"(1930), муз. комедий, произв. для симф. оркестра, в т.ч. симфонии "Москва" (1948), хоров, обработок нар. песен, музыки к драматич. спектаклям и др.

Ю. Гаудримас.

Галкин В. А.

Вячеслав Анатольевич (р. 13 VII 1937, Москва) - сов. баянист. Засл. арт. РСФСР (1973). В 1960 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у А. Е. Онегина, в 1964 - аспирантуру при этом ин-те у О. М. Агаркова. С 1963 солист Моск. филармонии. В совершенстве владеет разнообразными приёмами игры на готово-выборных инструментах самых сложных конструкций. Репертуар Г. включает в переложении для баяна произв. сов. и заруб. композиторов. Участвовал в 1-м исполнении концерта для баяна с оркестром Ю. Н. Шишакова, впервые исполнил "Речитатив" и "Токкату" А. Л. Репникова, сюиту В. А. Золотарёва и др. 1-е пр. на Всесоюзном конкурсе исполнителей на нар. инструментах, конкурсе 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (оба - 1957, Москва), на конкурсе 7-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1959, Вена), на Междунар. конкурсе "День гармоники" (1966, ГДР). Лауреат Междунар. конкурса "Кубок мира" (1958, Брюссель; 1968, Лестер). Гастролирует за рубежом. Г. принадлежат многочисл. обработки и переложения для баяна, а также оригинальные произведения.

Литература: Мирек A., Из истории аккордеона и баяна, М., 1967.

Галкин Н. В.

Николай Владимирович (6(18) XII 1856, Петербург - 8(21) V 1906, там же) - рус. скрипач, дирижёр и педагог. В 1872 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки Л. С. Ауэра. Занимался также у Й. Иоахима, Э. Соре и Г. Венявского. В 1875 концертмейстер оркестра Б. Бильзе в Берлине. В 1877-1894 солист оркестра балета Мариинского т-ра. С 1880 преподаватель, с 1888 профессор по классу скрипки и рук. оркестрового класса Петерб. консерватории. Выступал в концертах как солист, в 1880-84 играл в струн. квартете Петерб. отделения РМО (альтист). В 1892-1903 дирижёр летних симф. концертов в Павловске, проводил еженедельные вечера рус. музыки, пропагандируя творчество композиторов Новой русской школы (многие их произв. впервые были исполнены под его управлением). Автор пьес для скрипки и фп., романсов.

Литература: Б(аскин) В., Н. В. Галкин, "Всемирная иллюстрация", 1897, 8 марта, No 1467; Некролог, "РМГ", 1906, No 21/22.

И. М. Марков.

Галленберг В. Р.

Галленберг В. Р. (Gallenberg) Венцель Роберт (28 XII 1783, Вена - 13 III 1839, Рим) - австр. композитор. Учился у И. Г. Альбрехтсбергера в Вене. В 1806 капельмейстер и композитор придв. т-ра в Неаполе. Сотрудничал с итал. импресарио Д. Барбая. В 1822-23 директор венской придв. труппы, с 1829 - "Кернтнер-тортеатра" (придв. опера в Вене). В 1830-38 жил в Италии и Франции, писал балеты, в 1836-38 был директором т-ра в Неаполе. Г.- автор ок. 50 балетов, в т.ч. "Альфред Великий" ("Alfred der Grosse", 1820), 3 орк. увертюр, пьес для арфы, мн. фп. произв., 12 нем. песен. Балеты Г. были популярны в 1830-е гг.; на темы из его музыки написаны многочисл. вариации; сделаны переложения (К. Черни, А. Диабелли), однако творчество Г. мало оригинально (влияние В. А. Моцарта, Л. Керубини). Г. упоминается в биографиях Бетховена как муж Джульетты Гвиччарди, к-рой композитор посв. сонату для фп. ор. 27 No 2 (т.н. "Лунная").

Галлер К. П.

Константин Петрович (5(17) VII 1845, Петербург - 15(27) IV 1888, там же) - рус. муз. критик, собиратель рус. нар. песен, композитор, педагог. Учился в Петерб. консерватории у Н. И. Зарембы, Ю. И. Иогансена и Н. А. Римского-Корсакова (теория композиции), Ф. Ф. Черни (фп.), Ц. Чиарди (флейта). С 1879 преподавал в Учительском ин-те и Общедоступных муз. классах Педагогич. музея Военного мин-ва в Петербурге. Принадлежал к группе петерб. консервативных критиков. С 1874 выступал в периодич. печати ("Музыкальный свет", "Музыкальный мир", "Баян" и др.). Издал 2 сб. собств. записей рус. нар. песен: "Рай детей" (1886) и "Сборник русских народных песен С.-Петербургской губернии Лужского уезда" (М., 1889), последний - единственная дореволюц. публикация напевов крестьянских песен Петерб. губ. Ему принадлежат муз. сочинения (опера, кантата, орк. произв. и др.), а также "Учебник хорового пения и теории музыки, приспособленный к школьному обучению" (СПБ., 1882).

Литература: Некролог, "Баян", 1888, 24 апр., No 16; Кpемлёв Ю., Русская мысль о музыке..., т. II, 1861-1880, Л., 1958, с. 524-25.

И. М. Ямпольский.

Галли А. И.

Анатолий Иванович (1853 - июнь 1915, Гурзуф) - рус. пианист и педагог. В 1877 окончил Моск. консерваторию по классу фп. и композиции. В 1879-1909 вёл в консерватории класс спец. фп. на младшем отделении. У Г. занимался Н. К. Метнер.

Литература: А. Л. (Александрова-Левенсон А. Я.), Памяти А. И. Галли, "РМГ", 1915, No 31-32.

Галлико К.

Галлико К. (Gallico) Клаудио (p. 4 XII 1929, Милан) - итал. музыковед. Учился в консерваториях Пармы (фп.) и Милана (композиция), в ун-те Пармы (муз. палеография). Преподавал историю музыки в консерваториях Падуи (1957-62) и Больцано (1962-1968); с 1968 ведёт этот курс в Консерватории им. А. Бой-то в Парме, с 1967 - в Пармском ун-те (с 1970 возглавляет Ин-т музыковедения). С 1968 президент Итальянского об-ва музыковедения (Societб Italiana di Musicologia). Ведущий ред. нового собрания сочинений К. Монтеверди и серии "Мантуанские музыкальные памятники" ("Monumente musicali mantovani", v. 1- L. Viadana, Cento concerti ecclesiastici, Mantua - Kassel, 1964). Автор статей по истории итал. музыки, а также кн. "Искусство ста духовных концертов Л. Виаданы" ("L'arte dei cento concerti ecclesiastici di L. Viadana", Torino, 1964).

Галли-Курчи А.

Галли-Курчи А. (Galli-Curci) Амелита (18 XI 1882, Милан - 26 XI 1963, Ла-Холья, Калифорния) - итал. певица (колоратурное сопрано). В 1901 окончила Междунар. ин-т им. А. Мандзони в Милане, в 1905 - лицей при ин-те. Училась игре на фп. у проф. В. Аппиа и в Миланской консерватории, где изучала также теорию музыки. В 1903 окончила консерваторию, преподавала игру на фп. По совету комп. П. Масканьи начала самостоятельно заниматься пением и в короткий срок достигла выдающихся результатов. В 1906 впервые выступила на оперной сцене в Трани (в партии Джильды), в Риме (1908), после чего пела в Египте (1908-09), Аргентине, Уругвае (1910 и 1912), Бельгии, Испании (1913-14), России (Петербург, февр. - март 1914, вместе с Л. В. Собиновым) и др. странах. С 1916 жила в США; в 1916-24 солистка оперы в Чикаго, одновременно (в 1920-30) солистка т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). В 1930-38 занималась в основном конц. деятельностью. С 1938 выступала только эпизодически. Выдающаяся представительница итал. оперного иск-ва, Г.-К. пользовалась славой одной из самых известных певиц своего времени; её иск-во явилось важным этапом в истории итал. вок. культуры. Г.-К. покоряла слушателей совершенной техникой исполнения, лёгкостью вокализации, редчайшим по красоте тембра голосом. Она достигла высот виртуозного иск-ва и одновременно была подлинным мастером пения в кантилене. Эти качества сочетались у Г.-К. с высоким сценич. мастерством и ярким темпераментом. Простота и непринуждённость исполнения, тонкий художественный вкус проявились и в концертном репертуаре Г.-К., в к-ром её достижения были не менее значительны, чем в опере. Партии: Розина, Виолетта, Лакме; Лючия ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Амина, Эльвира ("Сомнамбула", "Пуритане" Беллини), Динора ("Динора" Мейербера), Филина ("Миньон" Тома), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Шемаханская царица ("Золотой петушок" Римского-Корсакова) и др.

Литература: Tимохин В., Выдающиеся итальянские певцы, М., 1962; Le Massena C. E., Galli-Curchi's life of song, N. Y., 1946; Lauri-Vоlpi G., Voci parallele, Mil., 1955.

В. В. Тимохин.

Галли-Марье С.

Галли-Марье С. (Galli-Mariй) (наст. фам. - де л 'Иль (de l'Isle)) Селестин (ноябрь 1840, Париж - 22 IX 1905, Ницца) - франц. певица (меццо-сопрано). Дочь певца Парижской оперы Ф. М. де л'Иля (выступал под именем Марье), к-рый был её первым учителем пения. В 1859 дебютировала на оперной сцене в Страсбурге. После выступления в Руане (1862) в опере "Цыганка" Балфа Г.-М. получила приглашение в парижский т-р "Опера комик", солисткой к-рого была до 1885. Мировую славу принесли Г.-М. партии Миньон ("Миньон" Тома, 1866) и Кармен (1875), первой исполнительницей к-рых она являлась. В исполнении этих партий во всей полноте раскрылись её артистическое дарование и певческое мастерство с его наиболее характерной чертой - тонкой колористической отделкой вокальной фразы. Среди других партий: Серпина ("Служанка-госпожа" Перголези), Маддалена ("Риголетто"), Омбре ("Жанна" Флотова), Тавен ("Мирейль" Гуно).

Гастролировала в Италии, Англии, Бельгии. В 1890 участвовала в спектакле "Кармен" (т-р "Опера комик"), сбор от которого пошёл на сооружение памятника Ж. Бизе.

Литература: Malherbe H., Carmen, P., 1951.

Галлиньяни Г.

Галлиньяни Г. (Gallignani) Гвидо (р. 23 III 1880, Луго, обл. Эмилия-Романья) - итал. контрабасист, композитор. Учился музыке в родном городе, затем в Филармонич. лицее в Болонье. С 1905 преподавал в консерватории Мальме (Швеция). Концертировал в крупнейших городах Зап. Европы, Азии, Африки, Юж. и Сев. Америки. Игра Г. отличалась темпераментностью, виртуозной техникой, артистизмом.

В репертуар Г. входили и его собств. сочинения для контрабаса - прелюды, концертные пьесы (соло, с фп. и с оркестром). Значит. интерес представляют его "24 мелодических этюда для контрабаса" (изд. в 1961, Милан). Автор работ, посвященных искусству игры на контрабасе.

Б. В. Доброхотов.

Галлуппи Б.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Галлус Я.

Галлус Я. (Gallus) Якоб (известен также под фам. Carniolus, Carniolanus, Handl, Hдndl, Petelin) (между 15 IV и 31 VII 1550, Рибница - 18 VII 1591, Прага) - словенский композитор. В 1574-75 был певцом в Венской придв. капелле. После 1575 служил в монастырях Австрии, Чехии, Моравии, Юж. Силезии. В 1580-85 капельмейстер у епископа С. Павловского в Оломоуце, в 1585 капельмейстер (возможно, кантор) собора св. Яна в Праге. Композицией начал заниматься ок. 1575. Наибольшее значение среди его сочинений имеют мотеты ("Opus musicum harmoniarum", 1586-90, содержит 374 мотета для всех литургич. праздников). В нек-рых из них проявляется связь со словенской нар. песенностью. Широкую популярность завоевали мадригалы Г. Он был мастером как гомофонного, так и полифонич. стиля и сочетал их в своих произв. Автор т.н. пародийных месс. Творчество Г. сыграло важную роль в становлении музыкальной культуры эпохи Возрождения.

Литература: Цветко Д., Якобус Галлус, в сб.: Из прошлого югославской музыки, М., 1970; J. Gallus, G. Plautzijus, J. В. Dolar in njihovo delo, Ljubljana, 1963; Skerjanс L., J. Gallus, Ljubljana, 1963; Сvetko D., J. Gallus Carniolus, Ljubljana, 1965.

M. M. Яковлев.

Галлынин Г. Г.

Герман Германович (30 III 1922, Тула - 18 VI 1966, Москва) - сов. композитор. В 1941, будучи студентом Моск. консерватории, ушёл добровольцем в армию, где руководил худож. самодеятельностью, написал ряд песен, а также музыку к драматич. спектаклям (в т.ч. к пьесе "Укрощение укротителя" Флетчера). В 1945-50 вновь учился в Моск. консерватории, занимаясь по композиции в классах Д. Д. Шостаковича и Н. Я. Мясковского. В эти годы написал: 1-й концерт для фп. с оркестром (1946), струн. квартет (1947), фп. трио, хоры на стихи сов. поэтов, сюиту для струн. оркестра (1949), "Эпическую поэму" для симф. оркестра (1950; Гос. пр. СССР, 1951), ораторию "Девушка и смерть" (1950), навеянную одноим. поэмой М. Горького. В 1951 тяжёлая болезнь затормозила творч. работу композитора. Несмотря на это Г. создал "Молодёжную праздничную увертюру" для симф. оркестра (1951), Арию для скрипки и струн. оркестра (1959), 2-й концерт для фп. с оркестром (1965). Творчество Г.- значит. явление в развитии сов. муз. культуры. Яркий самобытный талант композитора соединил в себе мелодич. щедрость, гармонич. красочность, чувство совр. колорита и классич. стройность формы.

Литература: Мнацаканова Е., Герман Галынин, М., 1965.

И. П. Кулясов.

Галль Я. К.

Галль Я. К. (Gall) Ян Кароль (18 VIII 1856, Варшава - 30 X 1912, Львов) - польск. композитор, хор. дирижёр, педагог и муз. критик. Учился у Ф. Кренна (композиция) в Венской и у Й. Рейнбергера (композиция, дирижирование) в Мюнхенской консерваториях. Позднее брал уроки пения у Ф. Ламперти в Италии. Дирижировал хорами в Лейпциге ("Andante", с 1882), Веймаре (с 1883, хор оперного т-ра), где обратил на себя внимание Ф. Листа. С 1884 работал во Львове и Лейпциге. С 1888 жил в Кракове, где в 1891-95 вёл классы пения и истории музыки в консерватории. В 1895 преподавал в консерватории во Вроцлаве. В 1896-1912 дирижировал хором "Echo-Macierz" во Львове. Автор муз.-критич. статей. Большой популярностью пользовались его песни с фп. (ок. 90), в к-рых ощутимо влияние польск. нар. и итал. песни (его называли "польским Тости"). Среди др. произв. - опера "Баркарола" (1 д., 1884, Варшава), кантаты, фп. пьесы, вок. терцеты, квартеты; обработки польск. нар. песен.

Литература: Lachowicz S., Rzecz o Janie Gallu. 1856-1912, "RMz", 1963, rok 7, No 3.

Галоп

Галоп (франц. galop, от франкск. wahl-hlaup - кельтская рысь, wala-hlaupan - хорошо бежать; нем. Galopp, Galopade, Galoppwalzer) - бальный танец 19 в., исполняющийся в стремительном скачкообразном движении.

Музыкальный размер 2/4, характерные ритмы:

Галоп

Для Г. типична чётко очерченная мелодия, сопровождающаяся простейшими аккордами тоники, доминанты, субдоминанты; в аккомпанементе "отбиваются" четверти, часто и восьмые доли. Форма Г. обычно сложная трёхчастная с одним, иногда двумя трио. Как правило, имеется вступление из неск. тактов одного аккомпанемента (иногда и перед трио). Часто Г. даются характерные названия.

Галоп

Ф. Шуберт. "Грацкий галоп" для фп.

Г. возник, по-видимому, в Германии, где первоначально наз. Hopser или Rutscher. Ок. 1820 появился во Франции, откуда и распространился по всей Европе как бальный танец, применялся также в опере, оперетте, балете. На балах и в балете обычно был заключительным массовым танцем. Нередко в виде Г. обрабатывались популярные мелодии. Широкой известностью пользовались галопы Й. Ланнера, К. Черни, И. Штрауса-отца, И. Штрауса-сына, Ф. Обера, Ж. Оффенбаха (из оперетты "Орфей в аду"), Э. Вальдтейфеля. Высокохудожеств. образцы Г. создали Ф. Шуберт, Ф. Лист (Большой хроматический галоп), М. И. Глинка, П. И. Чайковский ("Спящая красавица", Пролог, No 3, вариация феи Виолант и др.).

С. П. Панкратов.

Галоян Э. А.

Эдуард Арташесович (15 IX 1929, Ереван - 19 VII 1979) - сов. литаврист. Чл. КПСС с 1970. В 1954 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у В. В. Федина. С 1948 артист Гос. симф. оркестра Арм. ССР, с 1953 - симф. оркестра Моск. филармонии, с 1974 - Большого симф. оркестра Всесоюзного радио и Центр. телевидения. В 1975-77 преподавал в Муз. уч-ще им. Гнесиных. Г. принадлежит ряд учебно-методич. работ, в т. ч.: "Практический метод игры на литаврах" (1974), "Ритмические этюды - вариации для ударных инструментов" (1977).

Галстян С. А.

Сергей Артёмович (р. 5 XI 1924, Ленинакан) - сов. певец (лирич. баритон). Нар. арт. Арм. ССР (1967). Чл. КПСС с 1961. В 1949 окончил Моск. консерваторию у Н. И. Сперанского, с того же года солист Арм. т-ра оперы и балета. В 1974 оставил сцену. Обладал голосом мягкого тембра, прекрасной дикцией, яркими актёрскими данными. Среди партий - Евгений Онегин, Елецкий, Фигаро; Сильвио ("Паяцы"), Жермон; Джон Сорель ("Консул" Менотти), Тони ("Вестсайдская история" Бернстайна), Capo ("Ануш" Тиграняна), Аршак ("Аршак II" Чухаджяна), Олег Кошевой ("Молодая гвардия"). В конц. репертуаре Г. также нар. песни разных стран. Гастролировал за рубежом.

Галушкина Л. И.

Лидия Ивановна (р. 15 VI 1923, Иваново) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. БССР (1963). В 1950 окончила Моск. консерваторию по классу пения Ф. С. Петровой. С 1952 солистка Белорус. т-ра оперы и балета. Партии: Алеся ("Алеся" Тикоцкого), Ганна ("Маринка" Пукста), Марина ("Ясный рассвет" Туренкова), Надежда ("Надежда Дурова" Богатырёва), Марина Мнишек, Кончаковна, Любава, Любаша; Аксинья ("Тихий Дон"), Клитемнестра ("Орестея" Танеева), Ядвига ("Страшный двор" Монюшко), Амнерис, Кармен; Клара ("Обручение в монастыре") и др.

Галь Х.

Галь Х. (Gal) Ханс (р. 5 VIII 1890, Брунн, ныне Вена) - австр. композитор. Ученик Е. Мандычевского и Г. Адлера в Вене. В 1919-29 преподавал муз.-теоретич. предметы в Венском ун-те, в 1929-33 директор Высшей муз. школы в Майнце. До 1938 дирижёр венского Мадригального хора и Баховского об-ва. Покинул Австрию после её захвата фашистами. С 1945 преподавал полифонию и композицию в ун-те и руководил струн. оркестром в Эдинбурге (Великобритания). Совм. с Мандычевским редактировал Собр. соч. И. Брамса (тт. 1-26, Лейпциг, 1926-28; переиздания - 1949, Анн-Арбор, 1964, Висбаден). Под ред. Г. изданы вальсы И. Штрауса - отца и сына (в серии "DTЦ"), Каталог рукописных и печатных нот и книг о музыке начиная с 1850 из муз. отдела Эдинбургского ун-та (1941).

Сочинения: оперы, в т. ч. - Врач Зобеиды (Der Arzt der Sobeide, 1919, Вроцлав), Священная утка (Die heilige Ente, 1923, Дюссельдорф), Ночная песнь (Das Lied der Nacht, 1926, Вроцлав), Оба Клааса (Die beiden Klaas, 1933); для солистов, хора и орк. - Реквием Миньоне (сл. И. В. Гёте, 1923), кантата De profundis (1948), оратория Круги жизни (Lebenskreise, сл. Гёте, 1955); для орк. - 3 симфонии (1949-75), симфониетта (1928), балетная сюита Скарамуш (1930), Пиквикская увертюра (1939) и др.; концерт для скр. с орк. (1933); камерные ансамбли, пьесы для фп., песни; музыка к сказке "Волшебное зеркало" (Вроцлав, 1930) и др.

Литературные сочинения: Anleitung zum Partiturlesen, W., 1923, W.-L., 1950; The golden age of Vienna, L.-N. Y., 1948; Johannes Brahms..., Fr/M. - Hamb., 1961; Richard Wagner..., Fr./M. - Hamb., 1963; Fr. Schubert oder Die Melodie, Fr. /M.,1970; The musician's world. Great composers and their letters, L., 1965 (на нем. яз. под назв.: In Dur und Moll..., Fr./M., 1966, Hamb., 1969).

Литература: Waldstein W., H. Gal..., W., 1965; Оliver R., H. Gal..., "Composer", 1970/71, No 38.

Гальвани Д.

Гальвани Д. (Galvani) Джакомо (1 XI 1825, Болонья - 7 V 1889, Венеция) - итал. певец (тенор) и педагог. Учился в Муз. лицее Болоньи у Гамберини и Л. Дзамбони. В 1849 дебютировал в Сполето. Пел в разл. т-рах Италии, а также в Мадриде, Брюсселе, Льеже, Антверпене и др. городах. Его светлый, блестящий, гибкий голос по интенсивности звучания приближался к драм. тенору. Был непревзойдённым исполнителем партии Альмавивы. Иск-во Г. связано с традициями Дж. Рубини. В 60-х гг. Г. оставил сцену. В 1869-87 профессор Моск. консерватории (был приглашён Н. Г. Рубинштейном). Среди его учеников - М. Н. Климентова, А. Ю. Больска (Скомпская), M. E. Медведев, А. П. Антоновский, С. Е. Трезвинский и др. В 1887-89 преподавал в Венеции. Написал "Практические заметки о певческом голосе" ("Observations pratiques sur l'organe de la voix", Moscou, 1882).

Л. З. Корабельникова.

Гальстон Г.

Гальстон Г. (Galston) Готфрид (31 VIII 1879, Bена - 2 IV 1950, Сент-Луис, США) - австр. пианист и педагог. Учился у Т. Лешетицкого (фп.) в Вене, у С. Ядассона (композиция) в Лейпциге. В 1903-05 преподавал в консерватории Штерна в Берлине. Гастролировал во мн. странах, в т.ч. в Австралии (1902), неоднократно в России (в 1908, 1914; в СССР - в 1926). В 1921-27 жил в Берлине, с 1927 - в США., преподавал в консерватории в Сент-Луисе. Игра Г. отличалась вдумчивостью, лирич. тонкостью, мягким, красивым звуком. В своем исполнит. иск-ве испытал сильное влияние Ф. Бузони. Особую известность принёс ему цикл историч. концертов-монографий (5 вечеров, поcв. И. С. Баху, Л. Бетховену, Ф. Шопену, Ф. Листу и И. Брамсу), повторенный в разл. странах (в т.ч. в России). Опыт работы над этим циклом запечатлен Г. в "Рабочей книге" ("Studienbuch", В., 1910, Mьnch., 1921). Известна также сделанная Г. фп. транскрипция сицилианы g-moll из сонаты для флейты Es-dur И. С. Баха.

Г. M. Коган.

Гальяно

Гальяно (Gagliano) - семья итал. мастеров смычковых инструментов. Наиболее известны: Алессандpо Г. (1660-1725), явившийся основателем неаполитанской школы мастеров смычковых инструментов. Его инструменты по стилю и особенностям технич. выполнения занимают промежуточное место между работами братьев А. А. и Дж. Амати и Андреа Гварнери. Последняя сделанная им модель близка к работам К. Бергонци. Г. покрывал инструменты жёлто-красным лаком, напоминавшим лак, употреблявшийся А. Страдивари и др. мастерами Кремоны. Выдающимися мастерами были его сыновья Никола Г. (1695, Неаполь - 1740, там же) и Дженнаро Г. (1700, Неаполь - ок. 1770, там же). Оба мастера следовали модели А. Страдивари. Их инструменты отличаются высоким уровнем технич. выполнения, покрыты жёлто-коричневым лаком, довольно твёрдым и жестким (употребление такого лака характерно для всех последующих мастеров неаполитанской школы). К выдающимся мастерам принадлежал и сын Никола Г. - Фердинандо Г. (1724, Неаполь - 1781, там же).

Литература: Витачек E. P, Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, 2 изд., M., 1964, Jаlоvес К., Italienische Geigenbauer, Prag, 1957, Lutgendorff W. L. F., Die Geigen- und Lautenmacher vom Mittelalter bis zur Gegenwart, Fr./M.-В., 1922.

Б. В. Доброхотов.

Гальяно М.

Марко - см. Марко да Гальяно.

Гальярда

Гальярда (итал. gagliarda, франц. gaillarde, букв. - веселая, бодрая) - старинный танец романского происхождения. Был распространен в Европе с конца 15 в. по 17 в. Нередко ошибочно отождествлялся с романеской.

Гальярда

Гальярда из собрания П. Аттеньяна (1529).

Для Г. 16 в. характерны 3-дольный метр, умеренно быстрый темп, аккордовый склад, диатоника, ритмич. рисунок

Гальярда

или

Гальярда.

Исполнялась обычно после медленной 4-дольной паваны. На основе этих контрастирующих танцев развивалась инстр. сюита; как правило, в сюите Г. варьировала мелодич. и метроритмич. рисунок паваны. С сер. 16 в. широко известна и как самостоят. танец; пользовалась успехом в придв. кругах, особенно в Англии, Италии. В 17-18 вв. сохранялась только как часть инстр. сюиты; для неё стали характерными медленный темп, полифонич. фактура. Г. писали У. Бёрд, О. Гиббонc, М. Франк, И. Шейн, Дж. Б. Витали и др.

Литература: Arbeau Th., Orchйsographie, Langres, 1588, faksimile, изд., P., 1888; Kцrte О., Laute und Lautenmusik bis zur Mitte des 16. Jahrhunderts, Beiheft 3, Lpz., 1901; Sachs C., Musik und Oner am Kurbrandenburgischen Hof, В., 1910; его же, Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Blume F., Studien zur Vorgeschichte der Orchestersuite im XV. Jahrhundert, Lpz., 1925; Nettl P., The story of dance music, N. Y., 1947.

И. А. Барсова.

Гамба

Гамба (итал. gamba, букв. - нога).

1) Распространённое назв. теноровой виолы (виолы да гамба).

2) Лабиальные органные регистры узкой мензуры, носящие названия струн. инструментов: виолина, виола, виолончель, контрабас, Spitzgamba (нем.), Geigenprinzipal (нем.). Регистр виолы да гамба (гл. обр. 8', 4'), как и большинство регистров Г., встречается чаще всего в органах романтич. стиля.

Гамбанг

Гамбанг (gambang) - индонезийский ударный инструмент. Состоит из дерев. (Г. кайю) или металлических (Г. гангза) пластинок, укреплённых в горизонтальном положении на деревянной подставке, нередко пышно украшенной росписью и резьбой. Г. имеет фиксированный строй, соответств. 5-ступенному звукоряду слендро или 7-ступенному - пелог. Г. является основой оркестра гамелан, строй к-рого зависит от его настройки. Звук извлекают двумя деревянными палочками с плоской шайбообразной обмоткой на конце. Их держат свободно между большим и указат. пальцами, остальные пальцы служат глушителями звука. Звучание Г. громкое, резкое, особенно у Г. гангза. В гамелане Г. обычно исполняет осн. тему, передавая её гендеру для вариац. разработки.

Р. Б. Галайская.

Гамбург

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гамбург Г. С.

Григорий (Герман) Семёнович (9(22) X 1900, Варшава - 20 X 1967, Москва) - советский композитор, дирижёр и альтист. Засл. деят. иск-в РСФСР (1965). В 1922 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции H. H. Черепнина и по классу скрипки В. Р. Вильшау, в 1927 - Моск. консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского, скрипки - Б. О. Сибора, дирижирования - Н. А. Малько. Участник Квартета имени Страдивариуса (1924-30). С 1931 дирижёр симф. оркестра Министерства кинематографии. Преподаватель Моск. консерватории по классу камерного ансамбля (1929-41, с 1939 профессор), Ин-та воен. дирижёров (1945-54), Ин-та им. Гнесиных (с 1954).

Сочинения: для оpк. - увертюра-фантазия на башк. темы Салават Юлаев (1941), сюита на якут. темы (1945), увертюра на темы 3 рус. песен (1947), Лирическая поэма (1947); концерты с оpк. - 2 для скр. (1927, 1953), 2 для влч. (1939, 1945), для альта (1943); 5 струн. квартетов, в т.ч. 4-й квартет-сюита, 5-й для 4 влч.; романсы на тексты А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др.

И. П. Кулясов.

Гамелан

Гамелан (от яванск. gamel - ударять, стучать) - нац. индонез. оркестр Наивысшего развития достиг на островах Ява и Бали. В состав Г. входят гл. обр. удар. инструменты: пластиночные гамбанг, гендер, сарон; лежачие гонги бонанг, разл. подвесные гонги, барабаны генданг и др. Иногда включаются струн. щипковые - кечапи и челемпунг, смычковый ребаб, продольная флейта сулинг, разл. шумовые инструменты. Общее число инструментов от 10 до 25. Строй пластиночных инструментов определяет строй всего оркестра. Употребляются звукоряды - 5-ступенный слендро и 7-ступенный пелог. При исполнении выбранной темы обычно руководствуются одной из ладотональных формул - патет. Звучание Г. отличается большой гибкостью динамики и выразительностью, чему способствует искусное сочетание тембровых красок. Разучивание партий производится гл. обр. на слух. Каждый музыкант, исполняя свою тему, стремится лучше выявить характер своего инструмента. В основе репертуара - импровизац. исполнение классич. муз. тем и нар. мелодий. Г. используется в драматич., балетных, песенно-танц. представлениях, торжеств. церемониях, шествиях, на праздниках. Наиболее крупные Г.- оркестры Гамелан мангганг и Гонг геде.

Литература: Демин Л. М., Искусство Индонезии, М., 1965; Grоnеman J., De Gamelan te Jogjеkarta, met eene voorrede..., Amst., 1890; Ensiklopedia Indonesia, v. 2, Bandung - 's-Gravenhage, 1955, p. 522-24.

P. Б. Галайская.

Гамма

Гамма (греч. gamma).

1) Третья буква греч. алфавита (Г, g), применялась в средневековой букв. системе для обозначения самого низкого звука - соль большой октавы (см. Алфавит музыкальный).

2) Звукоряд - последование всех звуков (ступеней) лада, расположенных, начиная от осн. тона, в восходящем или нисходящем порядке. Г. имеет объём октавы, но может быть продолжена по тому же принципу построения как вверх, так и вниз в смежные октавы. Г.- выразитель количеств. состава лада и звуковысотных соотношений его ступеней. В музыке получили применение Г. 7-ступенных диатонических ладов, 5-ступенных ангемитонных ладов, а также 12-звучные хроматические. Исполнение различных Г. и всевозможных их комбинаций практикуется как средство развития техники игры на муз. инструментах, а также в процессе обучения пению.

В. А.Вахромеев.

"Гамма Римского-Корсакова"

"Гамма Римского-Корсакова" - звукоряд, ступени к-рого образуют поочерёдную последовательность тонов и полутонов (гамма тон-полутон или полутон-тон). Объединяет звуки системы, условно обозначаемой как уменьшенный лад (термин Б. Л. Яворского). Опорой (условной тоникой) в этой системе служит ум. септаккорд (см. Аккорд).

Гамма Римского-Корсакова

В рус. музыке впервые применена Н. А. Римским-Корсаковым в целях муз. изобразительности:

Гамма Римского-Корсакова

Н. А. Римский-Коpсаков. Симфоническая картина "Садко" (1-я редакция, 1867). Погружение Садко в морскую пучину.

Ранее гамма тон-полутон применялась в зап.-европ. музыке, напр. в фп. сочинениях Ф. Листа (Этюд Des-dur; "Этюды высшего мастерства": No 5 - "Блуждающие огни", No 6 - "Видение" и др.), Ф. Шопена (1-я баллада g-moll).

В. А. Вахромеев.

"Гамма Черномора"

"Гамма Черномора" - звукоряд, ступени к-рого образуют последовательность целых тонов; наз. также целотонной гаммой.

Гамма Черномора

Гамма Черномора

М. И. Глинка. "Руслан и Людмила". Увертюра.

Целотонная гамма объединяет звуки системы, к-рую иногда условно обозначают как увеличенный лад. Впервые в мировой муз. лит-ре "Г. Ч." применил М. И. Глинка в опере "Руслан и Людмила" для характеристики образа Черномора (отсюда и название гаммы). Вслед за Глинкой при обрисовке гл. обр. фантастич. персонажей ее использовали А. С. Даргомыжский ("Каменный гость"), А. П. Бородин ("Спящая княжна"), H. A Римский-Корсаков и др. рус. и заруб. композиторы.

Гамрекели Д. А.

Давид Александрович (р. 27 VII (9 VIII) 1911, Чиатура) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Груз. ССР (1943) и засл. деят. иск-в РСФСР (1951). В 1932 окончил с.-х. ин-т, в 1935 - Тбилисскую консерваторию по классу пения Е. А. Вронского. В том же году дебютировал на сцене груз. т-ра оперы и балета, где работал до 1944. В 1944-52 солист Большого т-ра.

Партии: Киазо, Мурман ("Даиси", "Абесалом и Этери" З. Палиашвили), Леван ("Кето и Котэ" Долидзе), Евгении Онегин; Елецкий ("Пиковая дама"), Риголетто, Жермон, Эскамильо и др. С 1952 выступает как конц. певец, осн. место в его репертуаре занимают произв. П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова; исполняет также груз. нар. песни. Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов (1939). С 1967 преподаватель вокального ф-та Моск. консерватории. В 1943 снимался в фильме "Щит Джургая" (Гос. пр. СССР, 1950).

Ганасси С.

Ганасси С. (Ganassi), прозванный даль Фонтего (dal Fontego),Сильвестро (1492, Фонтего, близ Венеции - после 1543) - итал. музыкант. Работал гор. музыкантом в Венеции. Автор руководства игры на блокфлёте с 8 звуковыми отверстиями ("Opera Intitulata Fontegara. La quale insegna a sonare di flauto...", Venezia, 1535, переизд., Милан, 1934; на нем. яз., с совр. нотной записью, Берлин, 1956), в к-ром содержатся правила диминуции (украшения мелодии), получившие широкое распространение в исполнит. практике инструменталистов и певцов. Ему принадлежит также руководство игры на виолах с обзором совр. ему практики игры на гамбе (1-я ч. - "Regola Rubertina che insegna a sonar de viola d'archo tastada...", Venezia, 1542; 2-я ч. - "Lettione seconda pur dеlla prattica di sonare il violone d'arco da tasti", Venezia, 1543, переизд., факс. TI 1-2, Lpz., 1924). Работы Г.- ценнейшие источники по исполнительской практике в Италии 16 в.

Литература: Peter H., Die Blockflцte und ihre Spielweise in Vergangenheit und Gegenwart, В., 1953.

И. M. Ямпольский.

Гандольфи Г. П.

Гектор (Этторе) Петрович (1862, Пьелла, близ Турина - 19 VIII 1931, Москва) - певец (бас), педагог. По национальности итальянец. С 1907 жил в России. Засл. арт. Республики (1927). Пению обучался у Ф. Скафатти и Дж. Мичели (Неаполь). В 1882 дебютировал как оперный певец. Гастролировал с разл. оперными труппами по городам Европы, Азии, Сев. и Южной Америки. Партии: Мефистофель, Нилаканта, Филипп II; Марсель ("Гугеноты"). Выступал в концертах. В 1907-23 профессор Киевской, в 1923-31 - Моск. консерваторий. Преподавал также в муз. техникумах им. Скрябина и им. Гне-синых (Москва). Его ученики: Н. Н. Середа, Г. И. Тиц, С. А. Ценин, Изо Голянд и др.

Литература: Этторе Гандольфи (некролог), "Художественное образование", 1931, No 6, с. 35.

Гандшин Ж.

Гандшин Ж. - правильнее Xандшин (Handschin) Жак (5 IV 1886, Москва - 25 XI 1955, Базель) - швейц. музыковед и органист. Учился игре на органе у М. Регера в Мюнхене, К. Штраубе в Лейпциге и Ш. М. Видора в Париже. Впервые выступил как органист в Петербурге (1907). В 1909-20 преподаватель (с 1915 профессор) класса органа в Петерб. (Петроградской) консерватории и органист лютеранской церкви св. Петра (с 1915) в Петрограде. Много концертировал, пропагандируя в России органное творчество И. С. Баха. Привлёк ряд рус. композиторов (А. К. Глазунова, С. М. Ляпунова, С. И. Танеева, Ц. А. Кюи и др.) к созданию музыки для органа, опубликовал их сочинения в изданной им в Париже антологии "Современные мастера органа" ("Les maоtres contemporains de l'orgue", 1913- 1914). В первые годы после Oкт. революции принимал участие в работах научно-теоретич. секции Наркомпроса. В 1920 основал (совм. с проф. В. И. Коваленковым) лабораторию муз. акустики. С 1921 жил в Швейцарии. Служил церк. органистом в Санкт-Галлене (1921-24), Цюрихе и Базеле (1924-55). С 1930 профессор истории музыки в Базельском ун-те. С 1936 вице-президент Междунар. об-ва музыковедения. Автор мн. науч. трудов и статей, гл. обр. по истории ср.-век. музыки, органной музыке, по вопросам интерпретации орг. сочинений И. С. Баха и др., а также монографий о М. П. Мусоргском (1924), К. Сен-Сансе (1930), И. Ф. Стравинском (1933).

Сочинения: Что такое орган?, "Музыкальный современник", 1915, No 3; Из истории органа в России, там же, 1916, No 4; Русская музыка для органа, "Мелос", кн. 2, СПБ., 1918, с. 134-141; Die Grundlagen des а cappella Stils, Z., 1929; Der Toncharakter..., Z., 1948; Musikgeschichte im Ьberblick, Luzern, 1948, 1964; La naissance d'une musique russe d'orgue vers 1914, в сб. Mйlanges d'histoire et d'esthйtique musicales offerts а Paul-Marie Masson, t. 2, R., 1955; Aufsдtze und Bibliographie. Gedenkschrift, hrsg. von H. Oesch, Stuttg. - Bern, 1957.

Литература: In memoriam J. Handschin, hrsg. von H. Anglиs, G. Birkner, Gh. van den Borren (u. a.), Strassb., 1962.

Ганев К. Д.

Константин Димитров (р. 13 X 1925, Роман, Врачанский округ) - болг. пианист, педагог, музыковед и муз. деятель. Засл. деят. иск-в НРБ (1978). Чл. БКП с 1961. Окончил Болг. консерваторию по классу фп. у Т. Янковой (1948), совершенствовался у Г. Г. Нейгауза в Моск. консерватории (1950-56), где защитил кандидатскую диссертацию, подготовленную под рук. А. А. Николаева (1954). С 1956 преподаватель Болг. консерватории по классам фп. и истории фп. музыки (с 1974 профессор). Секретарь Союза муз. деятелей Болгарии (1968-72), 1-й зам. пред. Союза болг. композиторов (с 1980). Чл. жюри неск. междунар. муз. конкурсов. Выступает в фп. дуэте с женой - Джулией Г.

Литературные сочинения: Пути развития болгарской фортепьянной культуры, в кн.: Сборник статей болгарских музыковедов, М., 1962; Орнаментика та в клавирното творчество на П. Владигеров, "Българска музика", 1969, No 3; Срещи и разговори с Святослав Рихтер, там же, 1968, No 4, 1979, No 1-2; Пианистът на епохата, там же, 1975, No 3.

Ганелин В. Ш.

Вячеслав Шевелевич (р. 17 XII 1944, Красково Моск. обл.) - сов. композитор и джазовый пианист. В 1968 окончил Литов. консерваторию, был зав. муз. частью Рус. драм. т-ра в Вильнюсе. С 1971 рук. джазового трио. Лауреат междунар. и всесоюзных джазовых фестивалей. Автор ритм-оперы "Чёртова невеста" (1973; одноим. фильм, 1974), оперы "Рыжая лгунья и солдат" (Моск. камерный муз. т-р, 1977), балета "Пугачёв" (1970), детских мьюзиклов, соч. для оркестра.

Ганзен Ц.

Цецилия (р. 4(16) II 1897, станица Каменская, ныне Донецкой обл.) - скрипачка. В 1914 окончила Петерб. консерваторию по классу скрипки Л. С. Ауэра. В 1910 с большим успехом дебютировала в Петербурге. С 1921 гастролировала в западно-европейских странах и США. Позднее поселилась в Гейдельберге (Германия), профессор Высшей музыкальной школы.

Ганон Ш. Л.

Ганон Ш. Л. - правильнее Анон (Напоп) Шарль Луи (2 VII 1819, Ран-сюр-л'Эр - 19 III 1900, Булонь-сюр-Мер) - франц. пианист, органист, педагог. Учился в Парижской консерватории у III. В. Берио (сына Ш. О. Берио). Преподавал игру на фп. в Булонь-сюр-Мер. Автор этюдов и инструктивных пособий для фп., в т.ч. известного сб. "Пианист-виртуоз..." ("Pianiste-virtuose. En 60 exercices"; последнее издание - Будапешт, 1964), элементарной фп. методики ("Mйthode йlйmentaire de piano"), руководства по аккомпанементу ("Systиme nouveau pratique et populaire pour apprendre а accompagner...") и др.

Предыдущая страница Следующая страница