Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "В" (часть 9, "ВОР"-"ВЯЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 9, "ВОР"-"ВЯЛ")

Воронец О. Б.

Ольга Борисовна (р. 12 II 1926, Смоленск) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1978). В 1947 окончила эстр. отделение Оперной студии Сокольнического р-на Москвы у Е. А. Алези-Вольской (занималась также у И. П. Яунзем и Е. А. Арсентьевой). С 1946 солистка эстр. ансамбля Центр. клуба моск. милиции (пела старинные рус. романсы), с 1949 - оркестра рус. нар. инструментов Моск. обл. филармонии, с 1956 - Москонцерта. 1-я исполнительница ряда песен сов. композиторов, в т. ч. "Я - земля" Мурадели, "Взрослые дочери" Фельцмана, "Сладка ягода" Птичкина, "А где мне взять такую песню" Пономаренко. Гастролирует за рубежом.

Литература: Яунзем И., Влюбленная в песню, "Советская эстрада и цирк", 1966, No 10; Эпштейн Е., Щедрый талант, "МЖ", 1971, No 5; Палей Л., Ольга Воронец, "Советская женщина", 1973, No 4.

Воротников П. М.

Павел Максимович (1804, Ревель, ныне Таллин - 23 IV (5 V) 1876, Москва) - рус. композитор, хор. дирижёр, педагог. Музыке учился самостоятельно. После окончания кадетского корпуса служил в армии в Елизаветграде, где руководил воен. хорами и любительскими оркестрами. Выйдя в отставку, преподавал пение в Придв. певч. капелле (1843-48), а также в Екатерининском ин-те (Петербург). В 50-х гг. 19 в. вернулся в Елизаветград, где организовывал концерты и спектакли-. С 1863 жил в Москве, преподавал во 2-й воен. гимназии. Среди сочинений В. значит. место занимает церк. музыка. Широкой известностью пользовались его песнопения: "На реках Вавилонских", "Свете тихий", "Благообразный Иосиф". В. писал также романсы и пьесы для дух. орк. Занимался собиранием нар. песен и переложением их для хора (в 1870-71, 1894 изданы 2 сборника). Автор статей по духовной музыке и муз. педагогике.

Литература: Разумовский Д. В., Церковное пение в России, вып. 1, М., 1867; Металлов В., Очерк истории церковного православного пения в России, М., 1900; Преображенский Ант., П. М. Воротников и его статьи по церковному пению, "РМГ", 1902, No 41, No 44.

М. М. Яковлев.

Ворошило А. С.

Александр Степанович (р. 15 XII 1944, пос. Кирово Днепропетровской обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. РСФСР (1982). Чл. КПСС с 1966. В 1974 окончил Одесскую консерваторию у О. Н. Благовидовой, в том же году дебютировал на сцене Одесского т-ра оперы и балета, с 1975 солист Большого т-ра. Среди партий - Елецкий, Евгений Онегин; Роберт ("Иоланта"), Веденецкий гость, Яго; Ди Поза, Ренато ("Дон Карлос", "Бал-маскарад"), Валентин ("Фауст"). Большой успех принесло В. исполнение партии Чичикова ("Мёртвые души" Щедрина; 1-й исполнитель, 1977). В конц. репертуаре певца большое место занимают произв. сов. композиторов. 2-я пр. на 6-м Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М. И. Глинки (1973), 3-я пр. на 21-м Междунар. конкурсе им. М. Канальс (1975, Барселона). Пр. Ленинского комсомола (1978), Гос. пр. РСФСР им. Глинки (1981).

Воскресенский М. С.

Михаил Сергеевич (р. 25 VI 1935, Бердянск Запорожской обл.) - сов. пианист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1966). Окончил Моск. консерваторию (1958) и аспирантуру при ней (1961) у Л. Н. Оборина. Обширный репертуар В. включает все фп. сонаты Бетховена и Скрябина, все фп. соч. Шопена. 1-й исполнитель ряда произв. сов. композиторов. Лауреат междунар. конкурсов им. Р. Шумана (1956, Берлин, 3-я пр.), им. Ф. Шопена (1957, Рио-де-Жанейро, 3-я пр.), им. Дж. Энеску (1958, Бухарест, 2-я пр.), им. В. Клиберна (1962, Форт-Уэрт, 3-я пр.). Гастролирует за рубежом. С 1959 преподаватель Моск. консерватории (с 1979 профессор). Среди учеников - С. Г. Иголинский, Е. И. Кузнецова, Е. Д. Крушевский, И. В. Оловников, В. А. Папян, М. В. Рубацките, Н. Ю. Багдасарова. С 1979 выступает как органист (игре на органе обучался у Л. И. Ройзмана в 1977-79) и ансамблист.

Вострелов Ю. А.

Юрий Алексеевич (р. 11 VI 1947, Омск) - сов. баянист. Чл. КПСС с 1979. В 1970 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у С. М. Колобкова, в 1975 - аспирантуру у него же, с 1970 преподаёт там же. Солист Моск. обл. филармонии (с 1970), 3-я пр. на Междунар. конкурсе "Дни гармоники" (1966, Клингенталь), 1-я пр. на Междунар. конкурсе "Кубок мира" (1968, Лестер). Гастролирует за рубежом.

Воткенн А.

Воткенн А. (Wotquenne) Альфред (251 1867, Лоб, Бельгия - 25 IX 1939, Антиб, Франция) - бельг. музыковед и муз. библиограф. Учился в Брюссельской консерватории у Л. Брассена (фп.), А. Ж. Э. Майи (орган), Ж. Дюпона и Ф. О. Геварта (теория). В 1894-1919 библиотекарь, секретарь и инспектор Брюссельской консерватории. В 1898-1924 составил и опубликовал каталог изданий, хранящихся в б-ке этой консерватории, с приложением, содержащим либр. опер и ораторий итал. композиторов 17 в. С 1921 работал регентом и преподавал игру на органе в Антибе (Юж. Франция), написал ряд духовных сочинений. В. издал мн. 4-голосных итал. канцон конца 16 в., сонат для скрипки композиторов 18 в., сб. старинных и классич. франц. песен (изд., начатое Гевартом), составил т.н. "Репертуар Воткенна" (Rйpйrtoire Wotquenne, тт. 1-4). Б.ч. архива В. с 1929 хранится в Б-ке конгресса в Вашингтоне.

Издания: Catalogue de la Bibliothиque du Conservatoire Royal de Musique de Bruxelles, v. 1-5, Brux., 1898-1924 (приложение - Libretti d'opйras et d'oratorios italiens du XVII siиcle, Brux., 1901); Baldassare Galuppi, Йtudes bibliographiques..., Brux., 1902; Catalogue thйmatique des oeuvres de Chr. W. Gluck, Lpz., 1904, 1911; Catalogue thйmatique des oeuvres de Ph. E. Bach, Lpz., 1905; Table alphabйtique des morceaux mesurйs contenus dans les oeuvres dramatiques de Zeno, Metastazio et Goldoni, Lpz., 1905; Йtude bibliographique sur le compositeur napolitain L. Rossi, Brux., 1909.

A. O. Гринееич.

Вощак Я. А.

Ярослав Антонович (р. 19 II 1921, Броды Львовской обл.) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1979). Чл. КПСС с 1953. В 1939 окончил львовский Высший муз. ин-т им. Н. В. Лысенко. С 1953 гл. дирижёр оперного т-ра во Львове, с 1963 - в Одессе, с 1967 - в Воронеже, с 1970 - в Казани. С 1972 гл. дирижёр Белорус. т-ра оперы и балета. В репертуаре В. св. 50 оперных и балетных спектаклей, в т. ч. "Иван Сусанин", "Борис Годунов", "Князь Игорь", "Пиковая дама", "Лебединое озеро", "Кармен", "Фауст", "Аида", "Дон Карлос"; "Дуэнья" Прокофьева, "В бурю"; "Богдан Хмельницкий" Данькевича, "Украденное счастье" Мейтуса, "Лесная песня" Кирейко, "Миндия" Тактакишвили, "Джордано Бруно" Кортеса. Выступает также как симф. дирижёр. С 1970 преподаватель Казанской, в 1973-77 - Белорусской консерваторий.

Воячек И. К.

Игнатий Касперович (22 XI 1825, Злин, Моравия - 28 I (10 II) 1916, Петроград) - рус. дирижёр, композитор, органист и педагог. По национальности чех. Окончил философский ф-т Венского ун-та. Музыке обучался у Г. Б. Ригера в Брно. Собирал чеш. нар. песни. С 50-х гг. жил в России. Работал воен. капельмейстером, органистом, фаготистом, дирижёром Михайловского т-ра в Петербурге. В 80-х гг. был вторым капельмейстером Мариинского т-ра. В 1863-1912 профессор Петерб. консерватории (теория музыки, инструментовка, чтение партитур). Автор славянских маршей для воен. оркестра, романсов. В. принадлежит новая инструментовка (с добавлением речитативов) оперы "Аскольдова могила" Верстовского (нач. 60-х гг.)

Врабель А. М.

Александр Михайлович (р. 26 II 1931, с. Ивановцы Закарпатской обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. УССР (1972). Чл. КПСС с 1972. В 1960 окончил Львовскую консерваторию у А. В. Карпатского. С 1957 солист Львовского т-ра оперы и балета. В репертуаре св. 50 разнохарактерных партий, в т. ч. - Евгений Онегин; Томский ("Пиковая дама"), Демон; Грязной ("Царская невеста"), Алеко, Риголетто, Амонасро; Дон Карлос ("Эрнани"), Ди Луна ("Трубадур"), Скарпиа, Дон Жуан; Рихард Зорге ("Рихард Зорге" Мейтуса), Гнат ("Назар Стодоля" Данькевича). Выступает как конц. певец. 3-я пр. на Междунар. конкурсе молодых оперных певцов в Софии (1963). Гастролирует за рубежом. С 1977 преподаёт во Львовской консерватории.

Врангель В. Г.

Василий Георгиевич (13 (25) VI 1862, Петербург - 25 II (10 III) 1901, там же), барон, - рус. композитор. Учился в Пажеском корпусе, служил чиновником в Мин-ве внутр. дел. В 1890 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции Ю. И. Иогансена. Автор балетов "Прерванная свадьба", "Дочь микадо" (1897, Мариинский т-р, Петербург), симфонии D-dur (1894), орк. сюиты, фп. трио, струн. квартета, романсов, театр. музыки. В 1898-99 редактор муз. журн. "Нувеллист".

Враницкий А.

Враницкий А. (Vranickэ, Vranitzky, Wranizky) Антонин (Антон) (13 VI 1761, Нова-Ржише, Моравия - 6 VIII 1820, Вена) - чеш. композитор и скрипач.

Враницкий А.

Первоначально учился у брата - Павла В.; изучал философию и право в Брно. С 1785 жил в Вене, где брал уроки композиции у Й. Гайдна, В. А. Моцарта и И. Г. Альбрехтсбергера (с 1790). Был скрипачом орк. Венской придв. оперы, преподавал скрипач, игру. С 1794 капельмейстер князя Й. Ф. М. Лобковица в Роуднице, затем - в Праге и Вене, где руководил оркестрами придв. опер. С 1814 концертмейстер "Т-ра ан дер Вин", с 1816 придв. дирижёр оркестра корол. придв. т-ра. Был дружен с K. M. Вебером. Известными музыкантами были его дети: Антонин В. (виолончелист), Фридрих В. (скрипач), певицы Каролина Зайдлер-В. (1794-1872; первая исполнительница партии Агаты в "Вольном стрелке" К. М. Вебера) и Анна Катарина Краус-В. (1801-51). Неопубликованные сочинения В. хранятся в архиве Лобковица в Роуднице, среди них - 15 скрипич. концертов, 16 симфоний, культовые произв., танцы, марши.

Литература: Вlаzек Vl., Bohemica v Lobkovickйm zameckem archivu v Roudnia, Praha, 1936; Nemeс A., Vranicky, "Bertramka" II, Praha, 1950.

О. Т. Леонтьева.

Враницкий П.

Враницкий П. (Vranickэ, Vranitzky, Wranizky) Павел (30 XII 1756, Нова-Ржише, Моравия - 26 IX 1808, Вена) - чеш. композитор и скрипач. В 1770-71 учился пению, игре на органе и скрипке в Иглау (Йиглава), затем изучал теологию и совершенствовался в игре на скрипке в Ольмюце (Оломоуц).

Враницкий П.

Артистич. и творч. жизнь В. связана с Австрией. С 1776 изучал теологию в Вене, одновременно брал уроки композиции у Й. М. Крауса. Был скрипачом в капелле князя П. Эстерхази (1780-85), к-рой в то время рук. Й. Гайдн. В 1785-1808 капельмейстер венской придв. оперы. С 1793 чл. Об-ва музыкантов в Вене, затем его секретарь (реорганизовал работу этого об-ва). В. был выдающимся скрипачом. Среди его сочинений наибольшей популярностью пользовались зингшпили. Его творчество высоко ценил Й. Гайдн. На тему рус. танца из балета В. "Лесная девушка" ("Waldmдdchen", 1796), известного в его обр. (тема заимствована В. у И. М. Ярновича), Л. Бетховен написал 12 вариаций A-dur для фп. или клавесина.

Сочинения: опеpы-зингшпили Оберон, король эльфов (Oberon, Kцnig der Elfen, по X. M. Виланду, 1789, Вена), Праздник босяка (Das Fest der Lazzaroni, 1794, Вена), Столяр (Der Schreiner, 1799); комич. опера Добрая мать (Die gute Mutter, 1795, Вена); балеты-дивертисменты Сбор винограда (Die Weinlese, 1794, Вена), Приговор Париса (Das Urteil des Paris, 1801), Похищение сабинянок (Der Sabinerraub, 1804, Вена) и др.; кантата; для орк. - 22 симфонии, 5 концертов; камеpн. соч. - камерн. ансамбли, 6 струн. квинтетов, 47 струн. квартетов и др., камерн. сонаты, каноны, масонские песни и др.

Литература: Вlаzеk Vl., Bohemica v Lobkovickйm zameckem archivu v Roudnia, Praha, 1936.

О. Т. Леонтьева.

Врёльс В.

Врёльс В. (Vreuls) Виктор Жан Леонар (4 II 1876, Вервье, Бельгия - 27 VII 1944, Брюссель) - бельг. композитор, скрипач и дирижёр. Чл. Корол. бельг. академии (1925). Музыке обучался в Корол. консерватории в Льеже у С. Дюпюи (гармония), у Ж. Т. Раду (композиция, фуга), по композиции совершенствовался у В. д'Энди в Париже, где в 1901-06 преподавал игру на альте и гармонию в Схола канторум, руководил хором. В 1906-26 был директором Люксембургской консерватории. Гастролировал как дирижёр во Франции, Голландии, Германии. Композиторское творчество сложилось в основном под влиянием С. Франка.

Сочинения: оперы - Простак Оливье (Olivier le Simple, 1922, Брюссель) и Сон в летнюю ночь (Un songe d'une nuit d'йtй, по Шекспиру, 1925, там же); балет - Оборотень (Le loupgarou, 1937, Гент); для opк. - 3 симф. поэмы (в т.ч. Вертер), увертюры, 2 сюиты, Интермеццо, 3 прелюдии; для инструмента с орк. - симфония для скр. (пр. Изаи, 1904), 2 поэмы для влч. или скр., 2 романса для скр., Элегия для флейты и др.; Концертштюк для трубы, фантазия для англ. рожка; камерные ансамбли - фп. и струн. квартеты, фп. трио, 2 сонаты для скр. и фп., 2 сонаты для влч. и фп.; 2 сюиты для фп. и др.; вок. соч. - 2 сюиты для голоса с фп., 25 песен.

В. В. Ошис.

Вржесинский В. И.

Валентин Иванович (р. 20 V 1928, Волгоград) - сов. певец (баритон). Нар. арт. РСФСР (1979). В 1955 окончил Саратовскую консерваторию, с того же года солист Оперного т-ра Горького, с 1959 - Воронежа. С 1968 работал в Киевском т-ре оперетты, с 1971 солист Волгоградского т-ра муз. комедии. Партии: в операх - Евгений Онегин, Елецкий, Жермон; Ди Луна ("Трубадур"), Фигаро и др.; в опереттах - Айзенштейн("Летучая мышь" Штрауса), Маркиз ("Корневильские колокола" Планкета), Граф Данило ("Весёлая вдова" Легара), Эдвин и Раджами ("Сильва" и "Баядера" Кальмана), Хиггинс ("Моя прекрасная леди" Лоу), Янко ("Вольный ветер" Дунаевского), Аверин ("Севастопольский вальс" Листова), Лисовой ("Требуется героиня" Баснера) и др. Выступает как конц. певец. Наряду с романсами рус., сов. и заруб. композиторов исполняет русские и украинские народные песни.

Вронский Е. А.

Евгений Алексеевич (29 XII 1882 (10 I 1883), с. Сорочинское, ныне Куйбышевской обл. - 30 IV 1942, Тбилиси) - советский певец (баритон). Нар. арт. Груз. ССР (1941). Пению обучался в Милане (1904-07) и Дрездене (1907) у А. Пасхалис ди Сувестро. В 1908 в Москве проходил оперные партии с дирижёром Б. С. Плотниковым, изучал сценич. мастерство у И. Н. Соколова. В 1909-11 пел на сцене моcк. Сергиевского нар. дома, в 1911-14 работал в провинц. оперных антрепризах. В 1915-19 солист Тбилисского оперного т-ра. Партии: Онегин, Риголетто, Демон; Скарпио ("Тоска"), Фигаро ("Севильский цирюльник") и др. С 1919 жил в Батуми, где организовал Вокальную, а затем Оперную студии. С 1925 преподаватель, с 1932 профессор Тбилисской консерватории (с 1935 зав. кафедрой). С 1930 член-корреспондент вок. секции ГИМНа. Педагогич. деятельность В. сыграла большую роль в становлении и развитии проф. вок. иск-ва и вок. педагогики в Грузии. Среди его учеников: Д. Я. Андгуладзе, Д. Г. Бадридзе, Д. А. Гамрекели, H. M. Ованисян, В. А. Канделаки, Б. Кравейшвили и др. В. принадлежит ряд науч. работ по вокалу ("Записки по методике постановки голоса и исправлению его недочетов" и др.), оставшихся в рукописи.

Литература: Евгений Алексеевич Вронский (1883-1942), в кн.: Бахуташвили Н., Ряднов. Бахуташвили-Шульгина, Вронский. Очерки по истории вокального образования в Грузии, Тб., 1959. Кравейшвили Б., Незабываемое. Записки певца, Тб., 1970.

И. М. Марков.

Всеволожский И. А.

Иван Александрович (21 III (2 IV) 1835, - 28 X (10 XI) 1909, Петербург) - рус. театр. деятель. Окончил Петерб. ун-т. Состоял на дипломатич. службе. С 1881 директор имп. т-ров (до 1886- петерб. и моск., в 1886-99 - петерб.). В годы руководства В. открыл Новый т-р (Москва) для использования сил молодых певцов, учредил оперный класс для хористов Мариинского т-ра (Петербург), закрыл имп. итал. оперный т-р, на к-рый тратились огромные средства, увеличил состав хора и оркестра петерб. оперной труппы и др. Однако, ориентируясь на вкусы придворно-аристократич. кругов, В. обращал осн. внимание на создание пышных "постановочных" оперно-балетных спектаклей, неприязненно относился к творчеству композиторов "Могучей кучки", препятствовал постановке их произв.; при В. репертуар Мариинского т-ра состоял гл. обр. из произв. иностр. авторов. В. участвовал в пост. опер и балетов на сцене Мариинского т-ра. Выполнил св. 1000 рисунков костюмов, в т.ч. для "Спящей красавицы", "Пиковой дамы", "Иоланты". В. принадлежала подробная разработка либретто "Спящей красавицы".

Литература: Пономарев Е., И. А. Всеволожский (Очерк его художественной деятельности), "ЕИТ". Сезон 1899-1900, СПБ., 190(1, с. 25-32; Иван Александрович Всеволожский, (Некролог), "ЕИТ". Сезон 1909, вып. 6-7, СПБ., 1909; Боборыкин П., Директор-артист (Из личных воспоминаний), "Русское слово", 1909, 31 окт., No 250.

Всенощная

Всенощная - богослужение православной церкви, совершаемое вечером накануне воскресенья и праздников; объединяет службы вечерню и утреню. Состав псалмов и гимнов воскресной В. - "Благослови, душа моя, Господа" (стихи из 103-го псалма), "Блажен муж" (стихи из 1-го, 2-го и 3-го псалмов), гимны "Свете тихий", "Ныне отпущаеши", "Богородице дево, радуйся", "Хвалите имя Господне" (стихи из 134-го и 135-го псалмов), тропари - "Благословен еси Господи... Ангельский собор удивися...", гимны - "Воскресение Христово видевше", "Величит душа моя Господа", "Преблагословенна еси богородице дево...", "Слава в вышних богу..." и "Взбранной воеводе...".

Мн. рус. композиторы гармонизовали древние напевы B. (А. Д. Кастальский, П. Г. Чесноков) или перекладывали на музыку отд. её тексты (В. А. Фатеев, Н. Толстяков). П. И. Чайковский написал В. как единое циклич. произведение (ор. 52), используя древние напевы полностью или привлекая лишь их интонации. Этот опыт нашёл широкое применение в рус. церк. музыке. Появился ряд подобных циклич. В. др. авторов. Среди них В.: А. А. Архангельского, М. М. Ипполитова-Иванова (ор. 43), С. В. Панченко (ор. 45), А. В. Никольского (ор. 26), В. И. Ребикова (ор. 44), А. Т. Гречанинова (ор. 59), П. Г. Чеснокова (ор. 44) и в особенности C. В. Рахманинова (ор. 37) - произведение, непревзойдённое по глубине проникновения в строй древних напевов.

Н. Д. Успенский.

Всероссийское гастрольно-концертное объединение

Всероссийское гастрольно-концертное объединение - см. Росконцерт.

Всесоюзная студия грамзаписи

Всесоюзная студия грамзаписи - см. Студия грамзаписи.

Вспомогательный звук

Вспомогательный звук - звук между аккордовым звуком и его повторением, расположенный на секунду выше или ниже аккордового. Применяется в основном на слабой доле такта. Нижний В. з. чаще всего отстоит от соответствующего аккордового звука на диатоническую или хроматич. малую секунду. Верхний В. з., как правило, бывает диатоническим, т.е. отстоит от аккордового на секунду, образуемую соседней верхней ступенью ладотональности.

Переход В. з. в аккордовый с точки зрения гармонии обычно представляет собой разрешение диссонанса в консонанс. В. з. могут применяться одновременно в нескольких голосах.

Вспомогательный звук

В. з. относится к области мелодической фигурации. Он лежит в основе нек-рых мелизмов - трели, мордента (верхний В. з.), обращенного мордента (нижний В. з.), группетто (верхний и нижний В. з.).

Вспомогательный звук

Вспомогательным звуком называют также звук, лежащий секундой ниже или выше аккордового, вводимый или покидаемый скачком.

Особую разновидность В. з. составляет т.н. В. з. Фукса (см. Камбиата).

Ю. Г. Кон.

Вступление

Вступление - раздел, предшествующий главной теме произведения или одной из его частей и подготавливающий её появление. Эта подготовка может заключаться в предвосхищении характера и интонаций темы или, напротив, в оттенении её по контрасту. В. может быть и кратким, и протяжённым, состоять из одних пассажей, аккордов (Л. Бетховен, финал 3-й симфонии) или же заключать в себе яркую муз. тему, приобретающую большое значение в дальнейшем развитии музыки (П. И. Чайковский, 1-я часть 4-й симфонии). Порой вступление становится самостоятельной законченной муз. пьесой - в инстр. музыке (см. Прелюдия) и особенно в крупных вокально-инструментальных и сценич. произв., где оно составляет род увертюры. В последнем случае В. подготавливает ужо не начальную муз. тему, а все произведение, его общий характер, концепцию, иногда и муз. темы (напр., В. к операм "Лоэнгрин", "Евгений Онегин" построены на тематич. материале самих опер). См. также Интродукция.

Вуарен Ж. Ф.

Вуарен Ж. Ф. (Voirin) Жан Франсуа (1 X 1833, Миркур, Франция - 4 VI 1885, Париж) - франц. инстр. мастер. С 1855 жил в Париже, где в течение 15 лет работал в мастерской Ж. Б. Вильома. Получил известность как выдающийся мастер смычков. Его смычки близки к модели Вильома, но их конец (эсик) более вытянут. Трость обычно круглая, посадка колодки также типа модели Вильома. В первые годы работы В. смычки не подписывал, а в дальнейшем ставил вдавленное клеймо (выжженное - подделка) с очень тонким шрифтом: "F. Voirin а Paris". В последние годы жизни иногда изготавливал смычки с гранёной тростью. Смычки В. выполнены тщательно, элегантны по форме, отличаются высокими игровыми качествами. Лучший ученик В. - А. Лами.

Литература: Vannes R., Dictionnaire universel des luthiers, Brux., 1951, p. 384.

Б. В. Доброхотов.

Вуд Г. Д.

Вуд Г. Д. (Wood) Генри Джозеф (3 III 1869, Лондон - 19 VIII 1944, Хитчин, Хартфордшир) - англ. дирижёр. В детстве брал уроки у церк. органиста Э. М. Лотта. Играл на органе в церквах, выступал как органист в концертах (с 1883). В 1886-88 учился в Корол. академии музыки у Э. Праута (теория музыки), Дж. Макфаррена (композиция) и М. П. Гарсиа (пение). В студенч. годы занимался композицией (среди его сочинений - оперы, кантаты, песни).

Дирижёрскую деятельность начал в оперной труппе А. Раусби (1889), работал ассистентом дирижёра в т-ре "Савой" (1890) и дирижёром итал. труппы в т-ре "Олимпик" в Лондоне. С 1895 дирижировал "Променад-концертами", к-рыми рук. ок. 50 лет. Был дирижёром др. общедоступных симф. концертов, в т.ч. циклов "воскресных" концертов (с 1897), а также выступал на фестивалях в провинц. городах Англии - Вулверхемптоне (1890), Шеффилде (1902-11), Норидже (1908), Уэстморленде (1911-13), Бирмингеме (1912; позднее рук. оркестром хор. об-ва, 1919-1923), на Генделевских фестивалях в Хрустальном дворце в Лондоне (с 1908) и др. Организовал ряд оркестров (в т.ч. в Ноттингеме, 1899) и муз. об-в (в т.ч. "Священная гармония"). Постоянно выступал с лучшими оркестрами мира. В 1918 возглавлял Бостонский симфонический оркестр (США). С 1923 вёл класс дирижирования в Королевской академии музыки в Лондоне.

В. особое внимание уделял пропаганде произв. рус. и сов. композиторов - М. П. Мусоргского, А. С. Даргомыжского, Н. А., Римского-Корсакова, A. К. Глазунова, А. Н. Скрябина, П. И. Чайковского (под его управлением прошла в Англии премьера "Евгения Онегина"; его исп. 6-й симфонии высоко оценил В. И. Ленин, слушавший концерт В. в Лондоне); Н. Я. Мясковского, Р. М. Глиэра, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского и др. (особенно часто включал их произв. в программы во время 2-й мировой войны).

В. принадлежит (помимо немногочисл. оригин. сочинений) ряд обр. для оркестра произв. И. С. Баха, Г. Генделя, а также "Картинок с выставки" М. П. Мусоргского, "Траурного марша" из сонаты b-moll P. Шопена, "Затонувшего собора" К. Дебюсси и др. Под ред. B. издана серия карманных партитур симф. и камерной музыки (1937). Свои муз. и лит. сочинения В. подписывал псевдонимом П. Кленовский.

Сочинения: My life of music, L., 1938; About conducting, L., 1945 (рус. пер.: О дирижировании. Предисл. и примеч. Н. П. Аносова, М., 1958).

Литература: Newmarch R., Henry J. Wood, L., 1904; Sir Henry Wood. Fifty years of the Proms. (By various authors), ed. by R. Hill and C. B. Rees, L., 1944; Wood J., The last years of Henry J. Wood, L., 1954.

М. М. Яковлев.

Вуд Ч.

Вуд Ч. (Wood) Чарлз (15 VI 1866, Арма, Сев. Ирландия - 12 VII 1926, Кембридж) - ирл. композитор и органист. Учился у Ч. Станфорда (композиция), Ф. Бриджа (контрапункт), Ф. Тейлора (фп.) в Корол. муз. колледже в Лондоне (1883-87), где затем преподавал гармонию. С 1888 работал в Кембридже. В 1888-94 рук. муз. об-ва ун-та, в 1889-94 учёный органист в разных колледжах, в 1889-97 капельмейстер оркестра университетских волонтёров, с 1897 преподаватель гармонии и контрапункта (с 1924 профессор) в Кембриджском ун-те.

Автор орк., вок.-симф. сочинений, среди к-рых - Ода западному ветру (Ode to the West wind,1890), Ода музыке (Ode on music, по Ч. А. Суинберну, 1894), Ода времени (Ode on time, no Дж. Мильтону, 1898), Погребальная песнь двум ветеранам (Dirge for two veterans, no У. Уитмену, 1901), 8 квартетов. Известен гл. обр. своими культовыми произведениями. Опубликовал сб. ирландских нар. песен (1897).

Вукдрагович М.

Вукдрагович М. (Вукдраговиh) Михайло (р. 8 XI 1900, Окучани) - сербский композитор, дирижёр, педагог и общественный деятель (Югославия). Чл. Серб. академии наук (с 1961). Образование получил в муз. школе в Белграде под рук. М. Милоевича, затем учился в консерватории в Праге у К. Йирака, В. Новака (композиция) и В. Талиха (дирижирование). С 1927 работает в Белграде: был директором и профессором муз. школы "Станкович", дирижёром хора и оркестра об-ва "Станкович" (1927-37), рук. муз. программ и симф. оркестра Радио в Белграде (1937-40). Профессор и ректор Академии музыки и первый ректор Академии иск-в (с 1957), генеральный секретарь CK Югославии (1950-62). С 1945 выступает в печати как муз. критик в газете "Борба". Композиторское творчество В. характеризуется лирико-повествовательной направленностью. В нём сказывается влияние франц. импрессионизма и чеш. неоромантизма; элементы экспрессионизма сочетаются с использованием нац. муз. фольклора. После 1945 в произв. В. преобладает героич. тематика - симф. поэма "Путь к победе", триада кантат "Радость свободы" (1947), "Светлые могилы" (1954), "Сербия" (1961) и др. Среди др. произв. В. для оркестра - Симфоническая медитация (1938), 2 струнных квартета (1925, 1944); цикл песен для альта и камерного оркестра (1923-55), хоры, сольные песни, музыка для театра и кино и др. Его дочь Mиpьяна В. (р. l IX 1930, Белград) - пианистка. Ученица Д. Станисавлевича и Э. Хайека. С 1963 доцент Академии музыки в Белграде. Концертирует во мн. странах.

И. М. Ямпольский.

Вульпе И. Н.

Вулпе Иван Николаевич (1 IX 1876, Болград, ныне Одесской обл. УССР - 26 VIII 1929, София) - болг. певец (бас) и педагог. В 1902 окончил Моск. консерваторию. В последующие годы выступал в моcк. частном Оперном т-ре С. И. Зимина, затем в оперных спектаклях гор. т-ра в Иркутске, где одновременно преподавал в местном муз. уч-ще. Гастролировал в разл. рус. провинц. т-рах (Киев, Одесса, Кишинёв и др.). В эти же годы выступал с концертами в Болгарии, где поселился в 1908. В. - один из основателей Софийской народной оперы (1908, первоначально называлась "Българска оперна дружба"). С 1912 преподавал пение в Муз. уч-ще в Софии (с 1921 - Гос. муз. академия). В. обладал сильным голосом красивого тембра, его исполнение отличалось глубокой эмоциональностью и сценич. выразительностью. Партии: Мельник ("Русалка"), Кончак ("Князь Игорь"), Собакин ("Царская невеста"), Гудал ("Демон"), Цеко ("Камен и цена" Иванова и Кауцкого), Кецал ("Проданная невеста"), Мефистофель; Марсель ("Гугеноты") и др. В.- основоположник болг. вокальной школы, к-рая связана с лучшими традициями рус. вокального иск-ва. Среди учеников В.- известные болг. певцы и певицы: П. Райчев, М. Попов, И. Попова. X. Брымбаров, Е. Николай, Н. Тодорова, М. Люцканов, Ц. Табакова, К. Кирова и др.

С. Я. Грищенко.

Вульфиус П. А.

Павел Александрович (р. 2 (15) IV 1908, Петербург) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1937). В 1930 окончил Высшие курсы иск-в по специальности музыковедения, в 1936 - аспирантуру Академии иск-в в Ленинграде под рук. Р. И. Грубера. В 1936-38 и с 1956 преподаватель истории музыки Ленингр. консерватории, с 1960 доцент, в 1961-68 зав. кафедрой. Осн. круг науч. интересов В.- история сов. и зап.-европ. муз. культуры. Один из составителей и отв. редактор сб. "Из истории Ленинградской консерватории. Материалы и документы" (Л., 1964). Один из составителей, отв. редактор и автор вступ. статьи сб. "Из истории советского музыкального образования" (Л., 1969).

Сочинения: "Прекрасная мельничиха" Шуберта, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Г. Попов. Вторая симфония "Родина", в сб.: 55 советских симфоний, Л., 1961; В. Салманов. Первая симфония, там же; Хуго Вольф (К 100-летию со дня рождения), "СМ", 1960, No 4; У истоков лирической нар. песни, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 1, Л., 1962; Г. Попов. Пятая симфония "Пасторальная", в сб.: Советская симфония за 50 лет, Л., 1967; От истоков до заката романтической песни, "СМ", 1970, No 2; Гуго Вольф и его "Стихотворения Эйхендорфа", М., 1970; X. С. Кушнарёв, "СМ", 1970, No 12.

И. М. Ямпольский.

Вундерлих Ф.

Вундерлих Ф. (Wunderlich) Фриц (Фридрих) Карл Отто (26 IX 1930, Кузель, Рейнланд-Пфальц - 17 IX 1966, Гейдельберг) - нем. певец (лирич. тенор) (ФРГ). Учился в Высшей муз. школе Фрейбурга (1950-55). С 1955 солист Штутгартского оперного т-ра, с 1960 - в Гос. опере Мюнхена. Крупнейший исполнитель партий в операх И. Ф. Стравинского, К. Монтеверди, В. А. Моцарта, Р. Вагнера, Р. Штрауса, В. Эгка, К. Орфа (в т. ч. партии Тиресия в "Царе Эдипе", 1-й исп.). Выступал в Венской опере, в лондонском т-ре "Ковент-Гарден", а также на музыкальных фестивалях в Зальцбурге, Эдинбурге, Флоренции, Экс-ан-Провансе. Завоевал признание также как исполнитель партий в ораториях и кантатах, камерной вокальной лирики.

Вундт В.

Вундт В. (Wundt) Вильгельм (16 VIII 1832, Неккарау, близ Мангейма - 31 VIII 1920, Гросботен, близ Лейпцига) - нем. философ, психолог и языковед; один из основателей экспериментальной психологии. Изучал медицину в Гейдельберге, Тюбингене и Берлине. С 1857 преподавал в Гейдельберге, в 1875-1917 профессор философии Лейпцигского ун-та. Предмет исследований В.- культура первобытных народов (истоки языка, мифологии, обычаев). В своих работах отделил экспериментальную психологию от философии, рассматривая её как самостоят. науку. Труды В. имели важное значение для музыкознания, особенно большой вклад внёс в психологию слухового восприятия и муз. психологию; проблемам иск-ва посвящен полностью 3-й том 10-томной "Психологии народов" В.

Сочинения: Grundzьge der physiologischen Psychologie, Bd. 1-3, Lpz., 1873-74, 1908-11 (рус. пер. - Основания физиологической психологии, т. 1-2, 1880-81); Ethik, Stuttg., 1886, Bd. l-3, 1923-24; System der Phylosophie, Lpz., 1889, Bd. 1-2, 1919 (рус. пер. - Система философии, СПБ., 1902); Grundriss der Psychologie, Lpz., 1896, 1922; Vцlkerpsychologie, Bd. 1-10, Lpz., 1900-20.

О. Т. Леонтьева.

Вуоринен Ч.

Вуоринен Ч. (Wuorinen) Чарлз (р. 9 VI 1938, Нью-Йорк) - амер. композитор и педагог. Учился у Дж. Бисона, О. Люнинга и В. Усачевского в Колумбийском ун-те в Нью-Йорке (до 1963); преподавал там же (1964-1971), затем - в Принстоне, Бостоне и др. городах США, читал лекции в странах Зап. Европы. Один из основателей (1962) Группы совр. музыки, руководитель мн. амер. муз. объединений и об-в, в т. ч. Объединения амер. композиторов. Использует серийную технику, электронные средства и др. новейшие приёмы письма. Автор статей о современной музыке. Пр. Пулитцера (1970).

Сочинения: Хитросплетения гармонии, т-р масок (Politics of harmony, Theatre masque) для голосов и разл. инструментов (1967); для орк. - 3 симфонии (1956, 1958, 1959), пьесы, в т. ч. основанные на сочетании орк. и электронных средств; концерты с орк. - для фп. (1966), скр. с электронным усилителем (1962), камерные концерты с инстр. ансамблем - для влч. (1963), флейты (1964), гобоя (1965); для ударных - симфония для 24 исполнителей (1976), Звучные превращения (Ringing change) для 12 исполнителей (1970), Янычарская музыка для 1 исполнителя (1966); камерно-инстр. ансамбли; пьесы для фп.

Вурм В. В.

Василий (Вильгельм) Васильевич (5 IX 1826, Брауншвейг - 7 (20) VI (по уточнённым данным) 1904, Петербург) - рус. виртуоз на корнет-а-пистоне, трубач, педагог и композитор. По национальности немец. Муз. образование получил в Германии. В 1847-78 солист оркестра Петерб. имп. т-ров, в 1868-1904 преподаватель Петерб. консерватории (с 1879 профессор). В 1868-88 зав. музыкантскими хорами (оркестрами) войск гвардии. Автор маршей для воен. оркестра, "Школы для корнет-а-пистона, кавалерийской трубы и сигнального рожка" (изд. 1929). Ему также принадлежат "Сборник всех русских гвардейских полковых маршей" для фп. (СПБ., (б. г.)), "Метода для обучения в войсках на кавалерийской трубе с приложением кавалерийских и артиллерийских сигналов" для фп. (СПБ., 1879), переложения (дуэты, трио) для дух. инструментов с фп. Его сын Карл Васильевич В. (1853 - год смерти неизв.) - пианист и педагог. В 1877 окончил Петерб. консерваторию по классам Т. Лешетицкого (фп.) и Ю. И. Иогансена (композиция). В 1879-87 преподавал в Петерб. консерватории.

Литература: Некролог, "Музыка и пение", 1904, No 9.

И. М. Марков.

Вутирас И. Х.

Иван (Янни) Христофорович (р. 9(22) X 1914, Трапезунд, Турция) - сов. певец (баритон). Нар. арт. РСФСР (1958). В 1941 окончил Ленингр. консерваторию по классу пения Н. А. Большакова. С этого же года солист Свердловского т-ра оперы и балета (дебютировал в партии Евгения Онегина). Партии: Елецкий, Мазепа ("Пиковая дама", "Мазепа"), Демон, Мизгирь, Риголетто; Фигаро ("Севильский цирюльник"), Амонасро ("Аида"), Эскамильо; Степан ("Семья Тараса" Кабалевского) и др. В.- первый исполнитель на сов. сцене партии Симона Бокканегры ("Симон Бокканегра" Верди, 1957). С 1954 преподаватель Уральской консерватории (с 1966 доцент).

В. И. Зарубин.

Вучкович В.

Вучкович В. (Вучковиh) Воислав (5(18) X 1910, Пирот, Сербия - 25 XII 1942, Белград) - серб. музыковед, композитор и дирижёр (Югославия). Первоначальное муз. образование получил в Белграде, где на развитие В. оказало влияние творчество М. Милоевича. С 1929 учился композиции в консерватории в Праге у Р. Карела, затем в Школе мастеров у Й. Сука (окончил в 1933). Дирижирование изучал под рук. Н. А. Малько. С 1935 жил в Белграде. В начале творч. деятельности испытал влияние экспрессионизма и четвертитоновой музыки, позднее пришёл к тональной манере письма. Наиболее популярные произв. В.- "Героическая оратория" и симф. поэма "Буревестник" (по М. Горькому). В. разрабатывал в своих работах с марксистских позиций проблемы муз. эстетики, муз. стиля, социального и обществ. значения музыки и др. В 1934 написал докторскую диссертацию "Музiка као средство пропаганде" ("Музыка как средство пропаганды"), а также книгу "Материалистическая философия искусства" (1935). Деятельность В. способствовала распространению муз. культуры в широких демократич. и рабочих кругах. Трагически погиб в годы немецко-фашистской оккупации.

Сочинения: балет - Человек, который украл солнце (Човек, коён ёе украо сунце, 1935); для орк. - 3 симфонии (1933, 1941 - не заверш.), Героическая оратория для голоса, хора и орк. (1942, на стихи нар. поэтов и П. П. Негоша, завершена и инструментирована А. Обрадовичем), симф. поэмы - Светлый путь (Озарени пут, 1939), Али Бинак (1940), Буревестник (по М. Горькому, 1942), увертюра Завещание Модеста Мусоргского (для нам. орк.), струн. квартет, вок. соч.

Литературные сочинения: Материjалистичка филозофиjа уметности, Београд, 1935; Избор eceja, Београд, 1955; Уметност и уметничко дело, Београд, 1962.

Литература: Rlavcб D., Dr. Vojislav Vuckovic, в кн.: Zbornik idejni borci i revolucji, Beograd, (s. a.); Secanja na palog borca VojislavaVuckovica, "Zvuk", 1959, No 30, с. 457-75.

И. M. Ямпольский.

Вуячич В. Л.

Виктор Лукьянович (р. 11 VII 1934, Харьков) - сов. эстр. певец. Нар. арт. БССР (1976). Чл. КПСС с 1974. В 1962 окончил Минское муз. уч-ще им. М. И. Глинки. С 1957 солист Гос. нар. хора БССР, в 1959-61 - Белорус. радио, с 1963 - Ансамбля песни и пляски Белорус. воен. округа, с 1966 - Белорус. филармонии. В репертуаре В. песни сов., в т. ч. белорус. композиторов. 1-й исполнитель ряда песен И. М. Лученка, В. П. Соловьёва-Седого, В. С. Левашова. 1-я пр. Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение сов. песни (1966, Москва), 2-я пр. Междунар. конкурса эстр. песни "Золотой Орфей" (1967, Болгария), спец. приз за исполнение песни Междунар. фестиваля совр. эстр. песни (1973, Япония). Гастролирует за рубежом.

Выгодский Н. Я.

Николай Яковлевич (21 III (3 IV) 1900, Петербург - 1939) - сов. органист и пианист. Окончил в 1920 Тбилисскую консерваторию по классу фп. И. С. Айзберга, в 1924 - исполнительский ф-т по классу органа А. Ф. Гедике, а также Муз.-научно-исследовательское отделение (МУНАИС) Моск. консерватории. Член РАПМа. С 1924 преподаватель, с 1932 доцент Моск. консерватории (общее фп., орган, чтение партитур). Был зав. редакцией учеоно-педагогич. лит-ры Музгиза. Автор муз. произв., транскрипций органных пьес для фп., переложений для органа оркестровых сочинений сов. композиторов (В. А. Белого, Б. С. Шехтера и др.), статей по вопросам музыки.

Литература: Нахимовский М., Памятка о Н. Выгодском, "СМ", 1960, No 12, с. 122-23.

Вызго Т. С.

Тамара Семёновна (р. 12(25) IV 1906, Ломжа) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1969). Чл. КПСС с 1953. В 1940 окончила теоретико-композиторский ф-т Ташкентской консерватории (класс Ю. А. Фортунатова). В 1937 и в 1944-51 преподаватель, с 1952 доцент той же консерватории. С 1943 науч. сотрудник, в 1947-52 зав. сектором музыки, в 1952-57 зам. директора, с 1957 ст. науч. сотрудник Ташкентского ин-та искусствознания им. Хамзы. Автор работ по узб. музыке.

Сочинения: В. А.Успенский, Таш., 1950; О национальной форме современной узбекской музыки, "СМ", 1953, No 5; Узбекская ССР, М., 1957 (серия "Музыкальная культура союзных республик"); Опера и музыкальная драма, в сб.: Музыкальная культура Советского Узбекистана, Таш., 1955; Симфоническая музыка, там же; Опера "Улугбек", в сб.: Вопросы музыкальной культуры Узбекистана, Таш., 1961; К вопросу о взаимосвязях узбекской и русской музыкальных культур в дореволюционный период, "Общественные науки в Узбекистане", 1961, No 4; О музыкально-теоретическом наследии народов Средней Азии, там же, 1962, No 3 (соавтор Д. Рашидова); Узбекский оркестр народных инструментов, Таш., 1962 (соавтор А. Петросянц); Комическая опера С. Юдакова "Проделки Майсары", М., 1962; Музыка узбеков, в кн.: Народы Ср. Азии и Казахстана, т. 1, М., 1962; О формировании национальной композиторской школы в Узбекистане, "Общественные науки в Узбекистане", 1964, No 1; Алексей Козловский, М., 1966; Узбекистан, в кн.: История музыки народов СССР, т. 1-3, М., 1966-72; Первостроители (Из летописи революционного· шестидесятилетия), "СМ", 1967, No 10; О характерных чертах языка современной узбекской музыки, в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969; Музыкальные инструменты в миниатюрах рукописей XIV-XVI вв., "Общественные науки в Узбекистане", 1969, M. 8-9; Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой, М., 1970; О современном и национальном в музыкальном искусстве Узбекистана, "Звезда Востока", 1971, No 8; Культурная изоляция или взаимообогащение культур?, "СМ", 1971, No 9; Афрасиабская лютня, в сб.: Из истории искусства великого города, Таш., 1972; Узбекское музыкознание в послевоенное двадцатипятилетие, в сб.: История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана, М., 1972; К вопросу об изучении макомов, там же, и др.

Я. Б. Пеккер.

Вырлан Л. А.

Лидия Александровна (21 II(4 III) 1900, Одесса - 5 IX 1965, Ленинград) - сов. камерная певица (высокое меццо-сопрано). Муз. образование получила в Одесском муз.-драм. ин-те (училась по классу арфы, 1917-22). Пению обучалась у Е. Я. Меннер-Каневской (1919-22), актёрское мастерство изучала под рук. драм. артиста Т. Г. Герова. Первый самостоят. концерт состоялся в 1925. С 1926 жила в Ленинграде, гастролируя по Сов. Союзу (выступала до 1957). В. была одной из крупнейших совр. камерных певиц, выдающейся представительницей сов. школы камерного пения. Сильный, звонкий, красивого тембра и огромного диапазона голос, яркий темперамент сочетались у В. с чутким проникновением в музыкальный стиль произведения, даром художественного перевоплощения. Репертуар певицы включал классику и современность, романсы, революционные и народные песни, оперные арии.

Литература: Богданов-Березовский В., Мастера камерного пения, "СМ", 1971, No 8.

И. M. Ямпольский.

Выростков Б. Д.

Борис Дмитриевич (р. 16 VI 1931, Севастополь) - сов. композитор и педагог. В 1962 окончил Моск. консерваторию у С. А. Баласаняна, с того же года преподаёт муз.-теоретич. предметы в Воронежском муз. уч-ще.

Сочинения: кантата Мир (1962); для орк. - 3 симфонии (1961-76), 3 сюиты (1964-79), 2 поэмы (1960, 1978); 3 сюиты для орк. нар. инструментов (1969-81); 3 струн. квартета (1959-77); произв. для инстр. ансамблей, фп.

Высота звука

Высота звука - одно из осн. качеств муз. звука. Понятие В. з. связано с перенесением на музыку пространственных представлений. В. з. составляет форму восприятия человеком частоты колебаний звучащего тела и находится в прямой зависимости от неё - чем больше частота, тем выше звук, и наоборот. Восприятие В. з. зависит от физиологич. особенностей органа слуха. Для ясного восприятия высоты звук должен иметь гармонический или близкий к нему спектр (обертоны должны располагаться по т.н. натуральному звукоряду) и минимум шумовых призвуков; при отсутствии гармоничности (в звуках ксилофона, колоколов и др.) или при шумовом спектре (барабаны, там-там и т.п.) В. з. становится менее ясной или совсем не воспринимается. Звук должен быть достаточно продолжительным - в среднем регистре, напр., не короче 0,015 сек. На восприятие В. з. влияют также громкость звука, наличие или отсутствие вибрато, атака звука (форма динамич. изменений начала звука) и др. факторы. В муз. психологии отмечают две стороны звуковысотного восприятия: интервальную, связанную с отношениями частот звуков, и тембровую, характеризующуюся ощущением изменения окраски звука - просветлением при повышении и потемнением при понижении. Интервальный компонент воспринимается в пределах от 16 гц (С2) и до 4000-4500 гц (примерно с5 - d5), тембровый - от 16 гц до 18 000-19 000 гц. За нижним пределом находится область инфразвуков, где ухо человека вообще не воспринимает колебательные движения как звук. Чувствительность слуха к небольшим изменениям В. з., характеризуемая порогом различения В. з., наиболее высока в диапазоне малая - 3-я октава; в крайних регистрах звуковысотная чувствительность снижается. По особенностям восприятия В. з. различают несколько типов звуковысотного слуха (см. Слух музыкальный): абсолютный (в т.ч. - тональный), относительный, или интервальный, а также интонационный. Как показали исследования сов. муз. акустика Н. А. Гарбузова, звуковысотный слух обладает зонной природой (см. Зона).

В муз. практике В. з. обозначается нотными, буквенными и числовыми знаками (см. Алфавит музыкальный), в акустике измеряется в герцах (число колебаний в сек.); в качестве мельчайшей единицы измерения В. з. применяется цент (сотая часть темперированного полутона).

Литература: Гарбузов H. A., Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948; Музыкальная акустика, Уч. пособие под ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954. См. также лит. при ст. Акустика музыкальная.

Е. В. Назайкинский.

Высоцкий В.

Высоцкий В. (Wysocki) Валерий (1836, Радомско, близ Лодзи - 12 X 1907, Львов) - польский певец (бас) и вок. педагог. Муз. образование получил в Варшавской консерватории. Совершенствовался у Ф. Ламперти. Дебютировал как певец в Одессе, в 1860 концертировал в Варшаве. Выступал в Милане (в "Ла Скала") и Турине. С 1868 во Львове преподавал пение. С 1885 профессор Львовской консерватории. Создал собств. вокальную методику, одним из осн. элементов к-рой являлось развитие у певца правильной дикции. Из класса В. вышла плеяда выдающихся певцов: И. Богуш-Геллерова, А. Дидур, Г. Горский, X. Збоиньская-Рушковская, Я. Королевич-Вайдова, С. А. Крушельницкая, Ю. Манн, А. Ф. Мишуга, Е. Страссерувна и др.

Литература: Reiss J., Polscy spiewacy i polskie spiewaczki, (Warszawa), 1948.

Высоцкий М. Т.

Высотский Михаил Тимофеевич (ок. 1791-16(28) ХII 1837, Москва) - рус. гитарист, композитор и педагог. Род. в семье крепостного в подмосковном имении поэта M. M. Хераскова. С основами муз. грамоты и приёмами игры на 7-струнной гитаре его познакомил С. Н. Аксёнов. Получив ок. 1813 вольную, поселился в Москве, где вскоре завоевал популярность как виртуоз, композитор и педагог. Сблизился с Дж. Филдом, А. И. Дюбюком, оказавшими влияние на его творч. развитие. Среди учеников В.- М. А. Стахович, И. Е. Ляхов, А. А. Григорьев, а также руководители моcк. цыганских хоров - гитаристы И. О. Соколов, Ф. И. Губкин. По нек-рым данным, у В. брал уроки игры на гитаре М. Ю. Лермонтов, поcв. ему стихотворение "Звуки" (1830). Наряду с Аксёновым В.- крупнейший представитель моcк. гитарной школы. Его игра, сочетавшая певучесть со смелой виртуозностью, отличалась самобытным импровизац. стилем, выражавшимся, в частности, в своеобразной интерпретации рус. нар. песни. Последнее нашло яркое претворение в композиторском творчестве В. Среди его сочинений гл. место занимают вариации на темы рус. нар. песен (обычно - цикл из 4-5 вариаций, обрамлённых импровизац. "заставками" и "концовками"). В. принадлежат также фантазии, прелюдии, вариации, перелож. для гитары пьес В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Филда, И. Н. Гуммеля и др. Незадолго до смерти В. была издана его небольшая "Практическая школа семиструнной гитары" (М., 1836; с доп. - под назв. "Теоретическая и практическая школа семиструнной гитары", СПБ., (б. г.); переизд. под. назв. "Школа для семиструнной гитары", М., 1927).

Литература: Русанов В., Гитара и гитаристы, вып. 1, М., 1899; Иванов М., Михаил Тимофеевич Высотский, "СМ", 1948, No 6; Мануйлов В. A., Один из воспетых Лермонтовым, в кн.: Ленинградский альманах, кн. 9, Л., 1954, с. 322-25; Вольман Б. Л., Гитара в России, Л., 1961, с. 94-105.

И. М. Ямпольский.

Вьельгорский М. Ю.

1)см. Виельгорский Матв. Ю.

2)см. Виельгорский Мих. Ю.

Вьенер Ж.

Вьенер Ж. (Wiener) Жан (р. 19 III 1896, Париж) - франц. композитор, пианист. Ученик А. Жедальжа. С 1912 популяризировал во Франции музыку амер. негров, писал фп. пьесы в джазовом стиле. В 1912 начал конц. деятельность как пианист (с 1925 в фп. дуэте с К. Дусе). В. выступал как пропагандист творчества М. де Фальи, А. Шёнберга, И. Ф. Стравинского, Ф. Пуленка, Д. Мийо. Вместе с Мийо концертировал в СССР (1926). Получили известность Франко-американский концерт В. (1923, исп. 1924), эстрадные песни, джазовые пьесы. Написал оперетту "Олив у чернокожих, или Белая деревня" ("Olive chez les noirs ou The white village", 1924); концерт для аккордеона с орк. (1953); фп. соч.. в т.ч. Сонату, Синкопированную сонатину; цикл песен на слова Р. Десноса (1949); музыку для театра и радио-, телепостановок, для кино.

Литературные сочинения: О песне, пер. с франц., "СМ", 1956, No 6.

Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, с. 329-77, М., 1970.

Вьерн Л. В. Ж.

Вьерн Л. В. Ж. (Vierne) Луи Виктор Жюль (8 X 1870, Пуатье - 2 VI 1937, Париж) - франц. органист, композитор. Род. слепым, зрение его частично восстановилось после операции (1877). Учился в Ин-те слепых, затем в Парижской консерватории у С. Франка и Ш. Видора. С 1892 помощник Видора в церкви Сен-Сюльпис, с 1894 его ассистент в консерватории. С 1893 концертировал как органист в странах Зап. Европы, исполняя произв. классиков и собств. импровизации. В композиторском творчестве (особенно в произв. для органа) развивал традиции Франка, Видора, а также Г. Форе. С 1900 органист собора Нотр-Дам, с 1911 преподаватель по классу органа в Схола канторум. Среди его учеников - Ж. Бонне, М. Дюпре, Надя Буланже, М. Дюрюфле.

Сочинения: для органа - 6 симфоний (1899-1930), 24 пьесы в свободном стиле (1913), Фантастические пьесы (1926-27) и др.; для орк. - симф. поэмы для голоса Психея и Джины (обе 1925); кам. произв., в т.ч. для фп. - 12 прелюдий, 3 ноктюрна и др.; вок. и церк. музыка.

Литература: In Memoriam L. Vierne, 1870-1937, P., 1939; Gavоtу В., L. Vierne. Sa vie, son oeuvre, P., 1943 (подробный список произв.).

Л. И. Ройзман.

Вьётан А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вьетнамская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вэттик Т. П.

Туудур Пэтерович (р. 23 XII 1897 (4 I 1898), Вирумаа) - сов. композитор и дирижёр. Нар. арт. Эст. ССР (1980). В 1926 окончил Таллинскую консерваторию по классу муз. педагогики, по композиции занимался у А. И. Каппа и M. M. Саара. В 1940 основал кафедру дирижирования в Таллинской консерватории, был первым её заведующим (с 1947 профессор). Гл. дирижёр мн. Певческих праздников (1923-80). Автор ряда работ по хор. дирижированию. Гос. пр. Эст. ССР (1948).

Сочинения: кантаты - Большой праздничный день (1949), Споём песню радости (1966) и др.; для орк. - симф. сюиты Виру танцы (1947), Слава труду! (1962), Старинные колдовские слова (1967) и др.; хор. песни a cappella (ок. 400), в их числе Ноктюрн (1937), Дети Севера (1939), Луна (1940), Звени, песня (1945), Старинная клятва (1956); романсы (ок. 20), в их числе Ночная песня (1925), Море синее (1937), Осенней птице (1947), Белая лебедь (1967), Шуточная (1972).

Вюата Р.

Вюата Р. (Vuataz) Роже (р. 4 I 1898, Женева) - швейц. композитор, хормейстер и органист. Учился в Муз. академии и консерватории в Женеве. Играл также на фп., скрипке, альте, флейте, кларнете, литаврах и на "волнах Мартено". В 1917 начал хормейстерскую деятельность, с 1918 органист протестантской церкви в Женеве. В 1924 основал Об-во им. И. С. Баха, руководил его хором и оркестром. В 1929-35 муз. критик "Journal de Gйnиve". Работал на Радио: читал курс "Введение в музыку" (1929-42), был звукорежиссёром радиоконцертов Оркестра Романской Швейцарии (1937-42), руководил муз. радиопередачами (1942-63). В 1933-43 преподавал в Муз. академии, с 1961 - в консерватории. В 1962-69 президент Междунар. муз. конкурсов в Женеве, с 1963 чл. правления Швейц. муз. союза. В. - автор произв. разл. жанров. Стиль его произв. сложился под воздействием реформаторских псалмов, полифонии И. С. Баха и гармонии совр. композиторов. В числе многочисл. соч. (св. 500) - оперы, балеты, камерно-инстр. и вок. произв. Наиболее значительны оратории "Авраам" (2-я ред. 1936), "Моисей" (1951), "Иисус" (1950).

Литературные сочинения: R. Vuataz. Liste des oeuvres, Z., 1970.

Вюйермоз Э.

Вюйеpмо (Vuillermoz) Эмиль (23 V 1878, Лион - 2 III1960, Париж) - франц. муз. писатель и критик. Изучал право и лит-ру в Лионском ун-те. В Лионе занимался также игрой на фп. и органе. Учился в Парижской консерватории (ученик А. Тоду и Г. Форе по композиции). Выступал под разл. псевд. как автор оперетт и романсов. В дальнейшем посвятил себя муз. публицистике и критике. В 1909 организовал совм. с Г. Форе "Независимое музыкальное общество" ("Sociйtй musicale indйpendente"), к-рое способствовало формированию конц. аудитории. Регулярно сотрудничал во мн. периодич. изданиях, в т.ч. в газете "Temps". С 1911 редактировал муз. журнал "Независимого музыкального общества" ("Revue musicale S. M. I."). В своих статьях освещал муз. жизнь Франции; особенно активно пропагандировал творчество К. Дебюсси, Г. Форе, Ф. Шмита, И. Ф. Стравинского. Работы В. отличаются блестящим литературным стилем. Выступал также по вопросам лит-ры, драм. т-ра, кино, грамофонной записи. По инициативе В. проводятся (с 1951) Междунар. конкурсы молодых дирижёров в Безансоне.

Сочинения: Musique d'aujourd'hui, P., 1923; La vie amoureuse de Chopin, P., 1927; Une heure de musique avec Mendelssohn, P., 1929; Cl. et A. Sakharoff..., Lausanne, (1934); La musique dans la ballet moderne, в сб.: Le ballet contemporain, P., (1943); Histoire de la musique, P., 1949, P., (1956); Cl. Debussy, P., (1962); G. Faurй, P., (1960).

Вюльнер Л.

Вюльнер Л. (Wullner) Людвиг (19 VIII 1858, Мюнстер, Сев. Рейн-Вестфалия - 19 III 1938, Киль) - нем. драматический актёр и певец (баритон). Сын дирижёра и композитора Франца В. (1832-19021. Учился в Мюнхене, Берлине и Страсбурге, где в 1881 получил учёную степень. Музыку изучал в Кёльнской консерватории, занимался по классам пения, композиции, фп., скрипки и дирижирования. С равным успехом начал выступать как актёр, чтец-декламатор, певец, скрипач и дирижёр. В 1889-95 был актёром придворного драматич. т-ра в Мейнингене. Одновременно выступал как камерный певец в ансамбле с голл. пианистом К. В. Босом. В 1908 и 1909-10 концертировал в США; в 1910 выступал как певец в России в симф. концертах С. А. Кусевицкого. Вокальное исполнение В. отличалось большой драматич. выразительностью.

Литература: Ludwig Fr., L. Wьllner. Sein Leben, seine Kunst, Lpz., 1931.

Вяльцева А. Д.

Анастасия Дмитриевна (1871, Харьков - 5(18) II 1913, Петербург) - рус. эстрадная певица (сопрано) и артистка оперетты. Пению училась в Петербурге, брала уроки у С. М. Сонки. Сценич. деятельность начала как статистка в киевской балетной труппе С. С. Ленчевского. С 1888 служила в опереточной антрепризе И. Я. Сетова и А. Э. Блюменталь-Тамарина (Киев). В 1893 работала в труппе моcк. т-ра "Аквариум", в 1893-97 - в труппе С. А. Пальма (вначале в Москве, позже в Петербурге), где исполняла ведущие партии опереточного репертуара. В дальнейшем занималась конц. деятельностью, гастролировала во мн. городах России. С огромным успехом выступала как исполнительница цыганских романсов. Исполнение В. отличалось покоряющей искренностью, глубиной чувства, оригинальностью фразировки. Одновременно продолжала работать на опереточной сцене. Наряду с партиями в опереттах И. Штрауса (Саффи - "Цыганский барон"), Ж. Оффенбаха (Перикола - "Перикола", Елена - "Прекрасная Елена"), Ш. Лекока (Клеретта - "Дочь мадам Анго") и др. В. часто исполняла в спектаклях вставные цыганские романсы, участвовала в дивертисментах. Изредка выступала и в операх: Кармен, Далила.

Литература: Кугель A., А. Д. Вяльцева, в его кн.: Театральные портреты, (Л., 1967); Hестьев И. В., Анастасия Вяльцева, в его кн.: Звезды русской эстрады, М., 1970, с. 46-65.

M. M. Яковлев.

Предыдущая страница Следующая страница