Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Г" (часть 11, "ГРО"-"ГУИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 11, "ГРО"-"ГУИ")

Гроссман В. А.

Вера Андреевна - см. Васина-Гроссман В. А.

Гроссман Э. И.

Эммануил Иосифович (4 (17) II 1913, Москва - 14 I 1954, там же) - сов. пианист. Окончил Моск. консерваторию (1932) и аспирантуру при ней (1935) у Г. Г. Нейгауза. В 1931-52 преподавал в Моск. консерватории (с 1935 доцент), в 1943-51 - также в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных. В 1933-52 солист Моск. филармонии. Лауреат Междунар. конкурса им. Ф. Шопена (1932, Варшава) и Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1933, Москва, 3-я пр.).

Гросфатер

Гросфатер - гросфатертанц (от нем. Grosvater - дедушка, Tanz - танец), - шуточный, семейный (первоначально свадебный) немецкий танец с пением. Был распространён в 17-19 вв. Исполнялся в конце праздника всеми присутствующими (наз. также Kehraus - последний танец). Состоял из 2 частей - медленной трёхдольной, певшейся на слова:

Und als der GroЯvater die GroЯmutter nahm, Da war der GroЯvater ein Brдutigam. (Когда дедушка выбрал в жены бабушку, Он был женихом)

и быстрой двудольной.

Гросфатер

Р. Шуман. "Бабочки".

Л. Шпор в 1825 ввёл Г. в свой свадебный марш, Г. использовали Р. Шуман в фп. пьесах "Бабочки", "Карнавал" и П. И. Чайковский в балете "Щелкунчик".

Литература: Junk V., Handbuch des Tanzes, Stuttg., 1930.

И. А. Барсова.

Грот К. В.

Грот К. В. (Groot) Корнелис Вильгельмус де (р. 7 VII 1914, Амстердам) - голл. пианист и композитор. Муз. образование получил в Амстердамской консерватории, где учился игре на фп., композиции (у С. Дресдена). Лауреат междунар. конкурса пианистов в Вене (1936). Концертирует во мн. странах мира. С 1938 профессор консерватории в Гааге. Автор балета "Вернисаж" ("Vernissage", 1941), мн. концертов с орк. для разл. инструментов, в т. ч. для фп. (1931, 1932, 1939), для 2 фп. (1939), Латинской рапсодии для фп. с орк. (Rhapsodia latina, 1965), а также струнного квартета, "Староголландской сюиты" для фп. и других произведений.

Грофе Ф.

Грофе Ф. (Grofe) Ферде (наст. имя - Фердинанд Рудольф) (27 III 1892, Нью-Йорк - 3 IV 1972, Санта-Моника, шт. Калифорния) - амер. композитор, дирижёр и пианист. Учился у П. Флоридии и Р. Даллеры (фп.) в Нью-Йорке. Выступал как эстр. пианист, рук. оркестра лёгкой музыки; с 1920 аранжировщик и пианист в оркестре П. Уайтмена. Мастер оркестровки (инструментовал "Рапсодию в блюзовых тонах" Дж. Гершвина, 1924). Преподавал в Джульярдской муз. школе (1930-1940), дирижировал мн. эстр. оркестрами. Среди соч. - гл. обр. орк. сюиты, отличающиеся красочностью и изысканностью письма, привлечением элементов джаза, в т. ч. "Миссисипи" (1924), "Большой каньон" (1930), "Голливудская" (1937), "Река Гудзон", "Новоанглийская", "Авиационная" ("Aviation Suite"), "Долина смерти" ("Death Valley Suite"), "Трансатлантическая", "Сан-Францисская" (1960), "Ниагарская" (1961), "Сюита Международной выставки" ("World Fair's Suite", 1964); в числе др. соч. - концерт для фп. с оркестром; эстр. песни, музыка к кинофильмам.

Грохео Й.

Грохео Й. (Grocheo) Йоханнес де (кон. 13 - нач. 14 вв.) - муз. теоретик. Жил в Париже. Точных биографич. данных нет. Известен как автор лат. трактата "De musica" ("О музыке"), написанного под воздействием арабской муз. теории и философско-эстетич. воззрений Аристотеля, а также совр. ему европ. муз. учёных. Труд Г. сыграл существ. роль в развитии европ. муз. теории и истории музыки, исследующей проблемы муз. культуры средневековья. Сущность муз. иск-ва Г. связывает с физич. акустикой (его интерес к научному анализу природы музыки вызван общим пробуждением интереса к естеств. наукам); тем самым он отходит от чисто математич. метода, характерного для др. ср.-век. теоретиков, следующих догматич. концепции А. Боэция. Г. классифицировал музыку своего времени, введя деление на музыку "простую" (одноголосную), "сложную" (многоголосную) и "духовную" (литургич. одноголосную); выделил в ней также разные жанры: "старо-франц. эпические шансон", "рондо", "эстампы".

Издания: Die Musiklehre des Johannes de Grocheo (hrsg. von J. Wolf), SIMG, I, 1899-1900; Der Musiktraktat des Johannes de Grocheo (hrsg. von B. Rohloff), Lpz., 1943; Concerning Music (De Musica), Colorado Springs, 1967.

Литература: Wolf J., Geschichte der Mensuralnotation von 1250-1460, Lpz., 1904; Mьller H., Zum Texte der Musiklehre des Johannes de Grocheo, SIMG, IV, 1902-03; Rohloff E., Studien zum Musiktraktat des Johannes de Grocheo, Rochlitz, 1930; Вesseler H., Musik des Mittelalters und der Renaissance, Potsdam, 1931-34; его же, Zur "Ars Musicae" des Johannes de Grocheo, "Mf", II, 1949; Maddrell J. E., Mensura and the rhythm of medieval monodic song, "Current Musicology", 1970, No 10, p. 64-69.

Б. В. Левик.

Грошева Е. А.

Елена Андреевна (р. 29 VIII (11 IX) 1908, Баку) - сов. музыковед. Чл. КПСС с 1950. Род. в семье музыканта. Окончила в 1932 Тбилисскую консерваторию по классу фп. Т. И. Тер-Степановой, в 1937 историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории. С 1935 муз. редактор Всесоюзного радиокомитета. В 1937-41 сотрудник газ. "Музыка" и "Советское искусство", в 1945-51 консультант газ. "Известия". В 1943-48 ст. инспектор Гл. управления муз. учреждений Всесоюзного комитета по делам искусств при Совете Министров СССР. В 1948-52 зам. пред. комиссии по муз. критике CK СССР. С 1950 чл. ред. коллегии, в 1961-70 гл. ред. журн. "Советская музыка". Осн. работы Г. посв. проблемам оперы и оперетты, истории рус. оперного т-ра, творчеству отечеств. певцов и композиторов. Автор мн. статей по разл. вопросам сов. муз. культуры; редактор-составитель сб. "Ф. И. Шаляпин" (т. 1-2, М., 1957-58), "И. О. Дунаевский" (М., 1961), "Е. К. Катульская"(М., 1972) и др.

Сочинения: А. И. Алексеев, М.-Л., 1949; К. Г. Держинская, М., 1952; Д. Кабалевский, М., 1956; Ю. А. Шапорин, М., 1957; Е. К. Катульская, М., 1957; С. Я. Лемешев, М., 1960; Большой театр СССР в прошлом и настоящем, М., 1962; Из зала Большого театра, М., 1969.

И. М. Ямпольский.

Грубер Р. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Груберт И. Х.

Илья Хаймович (р. 13 V 1954, Рига) - сов. скрипач. Окончил Моск. консерваторию (1978) и аспирантуру при ней (1980) у Л. Б. Когана. Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1977, Львов, 1-я пр.), междунар. конкурсов им. Я. Сибелиуса (1975, Хельсинки, 2-я пр.), им. Н. Паганини (1977, Генуя, 1-я пр.), им. П. И. Чайковского (1978, Москва, 1-я пр.). Гастролирует за рубежом.

Грубих Й.

Грубих Й. (Grubich) Йоахим (p. 16 I 1935, Хелмно) - польский органист. Учился (до 1961) у Б. Рутковского (орган) и Л. Стефаньского (фп.) в Высшей муз. школе в Кракове. Как органист получил 1-ю пр. на Всепольском нац. конкурсе старинной музыки в Лодзи (1961) и на Междунар. конкурсе в Женеве (1962). Концертирует во мн. странах Европы, неоднократно выступал в СССР. Исполняет старинную и совр. польскую музыку, соч. испан., итал., франц. и нем. композиторов добаховского времени, мн. соч. И. С. Баха, а также произв. Ф. Мендельсона, Ф. Листа, И. Брамса, С. Франка и др. Преподаёт в Варшавской и Краковской консерваториях.

Литературные сочинения: Oliwskie organy w Skokloster, "RMz", 1966, No 6.

Литература: Ройзман Л., Органист из Польши, "Советская культура", 1964, 18 февр.; Майкапар A., Играет Иоахим Грубих, "МЖ", 1969, No 8.

Грувен Э.

Грувен Э. (Groven) Эйвинн (р. 8 X 1901, Лордаль, Юж. Норвегия) - норв. композитор и фольклорист. Учился в консерватории в Осло (1925), затем в Берлине; с 1940 гос. стипендиат. В 1932-46 гл. консультант Норв. радио по муз. фольклору. Занимался вопросами муз. акустики, в 1965 сконструировал электроорган чистого строя (renstemt orgel). В своих муз. произв. Г. разрабатывал нар. темы (записал более 2000 образцов народной, в осн. инстр., музыки). Автор трудов по теории музыки, акустике, муз. фольклору.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - Улаф Лильекранс (1954), Баллада о сновидении (Draumkvedet, 1965) и др.; для орк. - 2 симфонии (1937, 1946), сюита Ренессанс (1934), Картины истории (Historiske syner, 1937), Горные звуки (Fjelltonar, 1938), Свадьба в лесу (Bryllup i skogen, 1946), увертюра Hjalarljod (1950), симф. танцы (1956); песни на сл. X. А. Вергеланна, И. Осена и др. норв. поэтов; обр. норв. нар. песен.

Литературные сочинения: Naturskalaen, Skien, 1927; Temperering og renstemning, Oslo, 1948; Eskimomelodier frе Alaska, Oslo, 1955.

Литература: Lange K., Norwegian music. A survey, Oslo, 1971; Grinde N., Norsk musikkhistorie, Oslo, 1975.

Грузинская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Грузинский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Груодис Ю. М.

Юозас Мато (8(20) ХII 1884, д. Ракенай, ныне Зарасайского р-на Литов. ССР - 16 IV 1948, Каунас) - сов. композитор, дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1944). Изучал композицию в Моск. консерватории у H. M. Ладухина (1915-16). В 1916-20 жил в Ялте (Крым). В 1924 окончил Лейпцигскую консерваторию по классу композиции у П. Тренера. В 1924-27 дирижёр Литов. оперного т-ра в Каунасе. С 1924 преподавал в Каунасском муз. уч-ще, в 1933-48 - в Каунасcкой консерватории (в 1927-37 директор, с 1946 профессор). Среди учеников Г. - А. Будрюнас, А. Рачюнас, Ю. Юзелюнас и др.

Для творчества Г. характерны тесные связи с литов. нар. музыкой. Первым среди литов. композиторов Г. использовал в проф. музыке элементы нац. нар. многоголосия - сутартине.

Сочинения: балет - Юрате и Каститис (1933, Каунасский оперный т-р; 2-я ред. 1965, Литов. т-р оперы и балета); для орк. - симф. картина Осень (1922), Симфонический пролог (1923), симф. поэмы Танец жизни, С моей родины (Из прошлого Литвы, 1939), 2 сюиты (1936, 1937), Вариации на темы нар. песен (1945); струн. квартет (1924); произв. для фп., скр.; хоры, песни, музыка для драм. т-ра.

Литература: Ambrazas A., Kompozitorius Juozas Gruodis, Kaunas, 1960; Амбразас А. И., Юозас Груодис. Очерк жизни и творчества (1884-1948), M.-Л., 1964; Juozas Gruodis. Straipsniai, laiskai, uzasai. Amzininku atsiminimai. Sudaru A. Ambrazas, Vilnius, 1965.

Ю. К. Гаудримас.

Группетто

Группетто (итал. gruppetto, уменьшит. от gruppa, букв. - группа) - вид мелизма: мелодич. украшение, состоящее из 4 или 5 звуков и обозначаемое знаком со. В состав 5-звучного Г. входят основной (украшаемый) звук, верхний вспомогательный, основной, нижний вспомогательный и опять основной; в состав 4-звучного Г. - те же звуки, кроме первого или последнего. Если вспомогат. звук является альтериров. ступенью, то соответственно над или под Г. ставится знак альтерации. В случаях, когда знак Г. стоит над нотой, фигура начинается непосредственно с верхнего вспомогательного и исполняется за счёт осн. звука. Если знак Г. стоит между нотами, то фигура начинается с первого звука, к-рый считается основным (украшаемым) звуком. Г., находящееся между нотами одинаковой высоты, исполняется за счёт длительности первого звука; то же при звуках равной высоты и длительности. Если Г. стоит между звуками разл. высоты, но одинаковой длительности, оно исполняется за счёт обоих звуков.

Группетто

Допускаются разл. варианты мелодич. и ритмич. расшифровки Г., отвечающие особенностям стиля муз. произведения и художеств. замыслу исполнителя.

В классической музыке применялось также перечёркнутое Г. Фигура его начиналась с нижнего вспомогательного звука.

Группетто

Литература: Юровский A., (Предисловие ред.), в сб.; Французская клавесинная музыка, М., 1934; то же, 1935; Bach К. Ph.E., Versuch ьber die wahre Art das Klavier zu spielen, Bd 1-2, B. 1753-62, Lpz., 1925; Beyschlag A., Die Ornamentik der Musik, Lpz., 1908, M953; Вrunold P., Traitй des signes et agrйments employйs par les clavecinistes franзais des XVII et XVIII siиcles, Lyon, 1925, Faksimile-Nachdr., hrsg von L. Hoffmann-Erbrecht, Lpz., 1957.

В. А. Вахромеев.

Группировка нот

Группировка нот - в нотном письме объединение вязками ("рёбрами") нот небольшой длительности в ритмич. группы (фигуры). В инстр. музыке в простых метрах ритмич. группы обычно равны долям такта; в сложных и смешанных метрах ритмич. группы соответствуют простым размерам, входящим в состав метров. Г. н. облегчает чтение нотного текста. В вок. партиях ноты группируются по слогам текста, однако если на каждый слог приходится по одному звуку мелодии, они не объединяются в ритмические группы.

Группировка нот

В. A. Mоцaрт. Соната для фортепиано D-dur, часть II.

Группировка нот

Ф. Мендельсон. "Песня без слов" No 22.

Группировка нот

Русская народная песня "Вниз по Волге-реке".

Грушовский И.

Грушовский И. (Hrusovskэ) Иван (р. 23 II 1927, Братислава) - слов. композитор и музыковед. Учился композиции у А. Мойзеса в консерватории и Высшей школе изящных иск-в в Братиславе (1947-57), где с 1953 преподаёт муз.-теоретич. предметы. Науч. труды Г. посв. проблемам слов. музыки и муз. теории. В ранних муз. соч. (1950-60-е гг.) опирался на нац. муз. фольклор и классич. традиции, позднее (1960-65) своеобразно претворял достижения импрессионистов и А. Онеггера, затем - серийную технику и др. новейшие приёмы письма. В соч. 70-х гг. обнаруживает тенденцию к синтезу разл. выразит. средств.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - кантата-трилогия Против смерти (Proti smrti (Хиросима, с чтецом, 1961, 2-я ред. 1965; Белая берёза, сестра моя - Biela breza, sestra moja, без орк., 1961; Сон о человеке - Sen о cloveku, с чтецом, 1964)); для орк. - пассакалья (1966); Ночная музыка (Musica nocturna, 1970), Конфронтация (Konfrontбcie, 1979); нонет Звуковые комбинации (Combinazioni sonoriche) для флейты, гобоя, бас-кларнета, трубы, вибрафона, фп., скр., альта и влч. (1963) и др.; пьесы для фп., в т. ч. для детей; пьесы для чембало и для др. инструментов; хоры a cappella, в т. ч. Дорога к свету (Cesta k svetlu, 1974), Моя родина (Moja vlast, 1975) и Оды (1975); песни.

Литературные сочинения (все изд. в Братиславе): Obdobie klasicizmu na Slovensku, в кн.: Dejiny slovenskej hudby, 1957; Ъvod do stъdie teуria harmуnie, 1962; Slovenskб hudba n profiloch a rozboroch, 1964; A. Dvorбk, 1964.

Грызунов И. В.

Иван Васильевич (10(22) IV 1879, Москва - 29 X 1919, там же) - рус. певец (баритон). Пению обучался у К. И. Кржижановского в Москве. Дебютировал в 1903 в моск. т-ре "Эрмитаж" (роль Гарина в опере "Каморра" Эспозито). В 1903-04 выступал на сцене т-ра Солодовникова, в 1904-08 и в 1909-1915 солист Большого т-ра. В 1907 с успехом гастролировал в Италии. В 1915 оставил сцену (работал чрезвычайно интенсивно, что привело к проф. заболеванию горла). Выступал как гастролёр в т-ре Зимина (до 1917) и в концертах (особенно удачно исполнял произв. П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова). Покорял зрителей выразительностью исполнения, особым чувством стиля, сценич. обаянием, мастерством перевоплощения. После П. А. Хохлова Г. был лучшим Онегиным на сцене Большого т-ра. Во мн. спектаклях Большого т-ра Г. был достойным партнёром А. В. Неждановой и Л. В. Собинова. Партии: Елецкий, Томский ("Пиковая дама"), Веденецкий гость, Мизгирь; Дон Карлос ("Каменный гость"); Валентин ("Фауст"), Жермон; Януш ("Галька"), Альберт ("Вертер"), Фредерике ("Лакме"), Эскамильо; Вольфрам ("Тангейзер"), Варнаба ("Джоконда") и др.

Литература: Вакарин М., Театральные воспоминания, "СМ", 1949, No 4.

M. M. Яковлев.

Грюмьо А.

Грюмьо А. (Grumiaux) Артюр (р. 21 III 1921, Виллер-Первен, близ Шарлеруа) - бельг. скрипач и педагог. С 6-летнего возраста учился игре на скрипке и фп. в консерватории в Шарлеруа. С 1932 занимался в Брюссельской консерватории, к-рую окончил в 1939 по классу скрипки А. Дюбуа. В 1939 был награждён пр. им. А. Вьётана и Ф. Прюма, в 1940 - премией бельг. правительства. Совершенствовался у Дж. Энеску в Париже. С 1945 гастролирует во мн. европ. странах и в США. С 1949 профессор Брюссельской консерватории.

Грюнберг Л.

Грюнберг Л. (Gruenberg) Луис (3 VIII 1884, близ Бреста - 9 VI 1964, Беверли-Хилс, шт. Калифорния) - амер. композитор и пианист. Чл. Нац. ин-та иск-в и лит-ры (с 1947). С 2-летнего возраста жил в США. Учился в Берлине (1904-08) у Ф. Коха (композиция), Ф. Бузони (фп.), совершенствовался в Венской консерватории (1912-17). Выступал как пианист. Один из организаторов амер. Лиги композиторов (1923). В ранних соч. использовал амер. муз. фольклор, в т. ч. негритянский (под его ред. опубликованы 4 сб-ка негр. спиричуэлов), одним из первых обратился к приёмам джаза (пьеса "Даниел джаз" для тенора и 8 инструментов, 1923; "Джазовая сюита", 1925). Его соч. исполняли крупнейшие амер. оркестры и солисты-инструменталисты.

Сочинения: оперы - Брокенская ведьма (The witch of Brocken, соч. 1931, Бостон), Джек и бобовый стебелёк (Jack and the beanstalk, 1931, Нью-Йорк), Император Джонс (по Ю. О'Нилу, 1933, Нью-Йорк); для орк. - 5 симфоний (1919-48; 2-я ред. всех - 1964), Танц. рапсодия (1958), Вариации на пасторальную тему (1960), пьесы; концерты с орк. - 2 для фп. (1914; 1938, 2-я ред. 1963), для скр. (1944); камерно-инстр. ансамбли - джазетты для скр. с фп. (1926), струн. квартеты, 2 фп. квинтета; пьесы для голоса и инстр. ансамблей, пьесы для фп., песни; музыка к кинофильмам.

Литература: Reis C. R., Composers, conductors and critics, N. Y., 1955

Грюненвальд Ж. Ж.

Грюненвальд Ж. Ж. (Grunenwald) Жан Жак (р. 2 II 1911, Аннеси, деп. Верхняя Савойя) - франц. органист и композитор. По происхождению швейцарец. В 1939 окончил Парижскую консерваторию, где занимался у М. Дюпре (орган) и А. Бюссера (композиция). Был органистом в парижских церквах Сен-Сюльпис (1936-45 и с 1973) и Сен-Пьер-де-Монруж (1955-1970). Профессор "Схола канторум" (с 1956) и Женевской консерватории (1961-66). Выдающийся органист-виртуоз, Г. известен орг. импровизациями и соч. для органа. Исполнил все органные произв. И. С. Баха и С. Франка.

Сочинения: лирич. драма Сарданапал (по Дж. Байрону, 1950, пост. 1961, Монте-Карло); кантата на Страстную пятницу для хора и орк. (Cantate pour le Vendredi Saint, 1955); для opк. - библейская симф. поэма Вирсавия (1943) и др.; для инструмента с орк. - Фантазия в форме диалога для органа (1964), концерты для фп. (1940; Летний - Concert d'йtй, со струн. орк., 1944); пьесы для фп., для клавесина; музыка к кинофильмам, в т. ч. "Дневник сельского священника", "Расстрига".

Литература: Dufourcq N., La musique d'orgue franзaise, P., 1941, 1949; Piccand J., Quelques organistes franзais (3-е sйrie). J. J. Grьnenwald, "SMz", 1965, Jahrg. 105, No 6.

Грюнер-Хегге О. Р.

Грюнер-Хегге О. Р. (Gruner-Hegge) Одд Рагнар (р. 23 IX 1899, Осло) - норв. пианист, дирижёр и композитор. Учился в консерватории в Осло у О. Винтер-Ельма (композиция), Н. Ларсена и Ф. Баккер-Грёндаля (фп.), дирижированию обучался у Ф. Вейнгартнера в Вене. С 1918 концертировал как пианист, с 1927 выступал как дирижёр. С 1931 дирижёр, затем муз. руководитель (1945-61) Филармонич. об-ва в Осло, в 1961-70 директор т-ра "Норвежская опера". Гастролировал в разл. странах Европы, в т. ч. в СССР (1964). Автор "Элегии" для струн. оркестра, камерно-инстр. произв., фп. пьес.

Грюнфельд А.

Грюнфельд А. (Grunfeld) Альфред (4 VII 1852, Прага - 4 I 1924, Вена) - нем. пианист и композитор. Ученик Т. Куллака. Жил в Вене. Приобрёл известность гл. обр. элегантно-бравурным исполнением собств. обработок вальсов И. Штрауса. Концертировал во мн. странах Европы и Америки. Неоднократно гастролировал в России. Автор комич. оперы "Красавицы из Фогараса" ("Die Schцnen von Fogaras", 1907, Дрезден), оперетты "Кутила" ("Der Lebemann", 1903, Вена), произв. для фп. (в т. ч. "Венгерская фантазия", "Октавные этюды", парафразы на темы вальсов И. Штрауса-сына - "Венские вечера", "Венские голоса") и др. салонных пьес.

Г. М. Коган.

Грюнфельд Г.

Грюнфельд Г. (Grunfeld) Генрих (21 IV 1855, Прага - 26 VIII 1931, Берлин) - виолончелист. После окончания Пражской консерватории по классу Ф. Гегенбарта (1873) был солистом оркестра Комич. оперы в Вене. С 1876 жил и работал в Берлине, преподавал в консерватории Т. Куллака (1876-84). С 1903 профессор. Вместе с братом - пианистом А. Грюнфельдом, концертировал во мн. странах Европы, Америки. Неоднократно выступал в России (впервые в 1883). Регулярно участвовал в камерных концертах с К. Шарвенкой, Г. Холлендером, Э. Соре, Ф. Зайицем, М. Пауэром. Игра Г. отличалась хорошим вкусом, виртуозностью, элегантностью, красивым тоном. Ему принадлежат ряд виолончельных транскрипций, а также воспоминания "In Dur und Moll" (Берлин, 1923).

Л.С. Гинзбург.

Грюнфельд Н. Э.

Нильс Эдгарович (р. 29 VII (11 VIII) 1907, Алуксне) - сов. композитор, музыковед, муз.-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1945). Чл. КПСС с 1956. Окончил в 1931 Моск. консерваторию по классу фп. В 1942-43 рук. муз. части Художеств. ансамбля Латв. ССР в г. Иваново. В 1944 - 48 ответств. секретарь CK Латв. ССР. С 1949 преподаёт в Латв. консерватории (в 1951-66 проректор). Выступает как муз. публицист. Автор глав о музыке Советской Латвии в в 3-5 тт. "Истории музыки народов СССР".

Как композитор Г. работает гл. обр. в области вок. музыки и оперы. Автор первой сов. латыш. оперы "Рута".

Сочинения: оперы - Рута (1943, Москва, силами Художеств. ансамбля Латв. ССР; 1945, Латв. т-р оперы и балета), Дайна (1949), Любовь сильнее смерти (1958; ред. для телевидения, под назв. - Сигулдская баллада, 1971), Во имя счастья (1963; ред. для телевидения, под назв. - Майга, 1969); 2 кантаты; для орк. - Рапсодия на латыш. нар. темы (1951; 2-я ред. 1968); Каприччио для фп. и струн. орк. (1968); хоры, романсы и песенные циклы на тексты Я. Райниса; обр. нар. песен, в т. ч. 11 песен народа Коми (изд., М., 1934), Латыш. нар. песни (для голоса с фп. трио, 1971).

Литературные сочинения: Латвийская ССР, М., 1957 (совм. с Я. Витолинем); Rudolfs Berzins (совм. с М. Залите), Riga, 1958; Янис Иванов, М., 1959; Латышская фортепианная музыка, в сб.: Музыкальная культура Советской Латвии, Л., 1971.

Я. Я. Витолинь.

Грюцмахер Ф. В. Л.

Грюцмахер Ф. В. Л. (Grutzmacher) Фридрих Вильгельм Людвиг (1 III 1832, Дессау - 23 II 1903, Дрезден) - нем. виолончелист, педагог и композитор. Ученик К. Дрекслера - виднейшего представителя школы Ф. Дотцауэра. В 1849-60 концертмейстер оркестра Гевандхауз в Лейпциге, с 1860 - придв. оркестра в Дрездене. Одновременно с успехом концертировал как солист в Германии и др. странах Европы, в т. ч. в России (1878, 1884). Обладал виртуозной техникой, красивым выразит. звуком. Его игра отличалась строгим академич. стилем. Профессор консерваторий Лейпцига (1850-60) и Дрездена (1860-1902), Г. воспитал мн. видных виолончелистов. Среди них - его брат Леопольд Г., Э. Хегар, В. Фитценхаген, X. Беккер, Б. Вильферт и др. Г. способствовал обогащению виолончельного репертуара, освобождению его от салонных произв. Ему принадлежат многочисл. редакции виолончельных произв. И. С. Баха, Л. Боккерини, Дж. Тартини (мн. из них, однако, существенно отличаются от оригинала), концертов Б. Ромберга, сонат Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, А. Г. Рубинштейна, а также виолончельные транскрипции скрипичных сонат Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана и др. Собств. сочинения Г. (концерты, пьесы, этюды) сохранили лишь педагогич. значение. Им составлена "Высшая школа виолончельной игры" ("Die hohe Schule des Violoncellespiels", 1891).

Л.С. Гинзбург.

Гу

Гу - кит. ударный музыкальный инструмент: двусторонний барабан. Размеры различны. Слово "гу" входит в состав наименований разных видов барабана, а также инструментов типа бубна и литавр (например, баньгу, яогу, дяньгу).

Гуань

Гуань - кит. духовой язычковый инструмент. Цилиндрич. ствол с 8 или 9 игровыми отверстиями изготавливается из дерева, реже из тростника или бамбука. Двойная камышовая трость, в узкой части перевязанная проволокой, вставляется в канал Г. На оба конца инструмента, а иногда и между игровыми отверстиями надеваются оловянные или медные кольца. Общая дл. Г. колеблется от 200 до 450 мм; самые крупные Г. имеют латунный раструб. Звукоряд совр. Г. хроматический, диапазон es1-а3 (большой Г.) или as1 - с4 (малый Г.). Используется в ансамблях, оркестрах и соло.

Литература: Музыкальные инструменты Китая, под ред. И. Алендера, М., 1958.

Р. Б. Галайская.

Гуарньери К.

Камарго Гуарньери (Comargo Guarnieri) Моцарт (р. 1 II 1907, Тиете, близ Сан-Паулу) - браз. композитор, дирижёр. Первоначальное муз. образование получил у отца (был флейтистом). Учился в консерватории Сан-Паулу у Ф. Браги и А. ди Ca Перейры (фп.), у Л. Бальди и М. Андради (композиция). С 1938 совершенствовался в Париже по композиции и оркестровке у Ш. Кеклена, а также брал уроки дирижирования у Ф. Рюльмана, Ш. Мюнша. С 1940 дирижёр оркестра Филармонич. об-ва в Сан-Паулу; руководит хор. коллективами и преподаёт композицию в консерватории. Часто выступает как дирижёр с исполнением собств. сочинений в Бразилии и за рубежом. Видный муз.-обществ. деятель. Один из основателей Браз. муз. академии (Рио-де-Жанейро), а после смерти Э. Вила Лобоса (1959) - её президент. В творчестве Г. подчёркнутая эмоциональность сочетается с гармонич. и ритмич. своеобразием. В лучших его произв. заметно влияние нар. браз. музыки. Популярны симф. танцы Г., построенные на нац. тематич. материале.

Сочинения: оперы - Неудачник Педро (Pedro malazarte, 1935; пост. 1952, т-р "Муниципалы), Рио-де-Жанейро), Одинокий (Solitario, 1960); кантата Смерть лётчика (A morte do aviador); для орк. - 2 симфонии (обе 1946), симф. поэмы Куруца (Curuза, 1930) и Уйпуро (Uiapuro, 1947), Бразильский танец (1941), Концертная увертюра (1943), Пролог и фуга (1947), Бразилиана (1951); концерты с орк. - для фп. (1936, 1-я нац. пр. Бразилии, 1947), 2 для скр. (1942), для влч.; Шоро для фп. с орк. (Chфros, 1957, 1-я пр. на II фестивале латиноамер. музыки в Каракасе); камерно-инстр. ансамбли - 2 сонаты для скр. и фп., соната для влч. и фп., соната для флейты и фп., фп. трио, 4 струн, квартета, танцы для ансамбля дух. инструментов; для фп. - 2 сонатины, Бразильские танцы и др.; хоры, св. 100 песен, музыка для кино.

Литература: Санторо К., Музыка Бразилии, "СМ", 1955, No 5; Corrкa de Azevedo L. H., Camargo Guarnieri, Musica viva..., (s. 1.), 1940; его же, A musica brasiliera e seus fundamentos, Wash., 1948; Ewen D., The complete book of 20th century music, N. Y., 1952; Franзa E. N., Mъsica do Brasil..., Rio de Janeiro, 1957.

М. М. Яковлев.

Гуаставино К.

Гуаставино К. (Guastavmo) Карлос (р. 5 IV 1914, Санта-Фе) - аргент. композитор, пианист, дирижёр. Учился в консерватории в Буэнос-Айресе у А. Пальмы (композиция). В дальнейшем выступает как пианист с исполнением собств. произв. в Аргентине и др. странах. В своём творчестве Г. преим. внимание уделяет произв. малой формы - песне, фп. миниатюре. В них он изобретательно использует элементы аргент. нар. музыки; в фп. сочинениях Г. заметно влияние стилистич. приёмов И. Альбениса и М. де Фальи. Автор балета "Во время оно" ("Fuй una vez...", 1942), Аргентинской сюиты для симф. орк. (на темы нар. песен), сонаты для фп. (1946), сонаты для скр. и фп. (1952), пьес для фп., хоров, песен, обр. нар. песен. В 1956 выступал в СССР.

Губайдулина С. А.

София Асгатовна (р. 24 X 1931, Чистополь) - сов. композитор. Окончила Казанское муз. уч-ще (1949, класс фп.) и Казанскую консерваторию (1954, класс фп., рук. Г. М. Коган). Факультативно занималась у А. С. Лемана (композиция). В 1959 окончила Моск. консерваторию (класс композиции Н. И. Пейко), в 1962 аспирантуру (рук. В. Я. Шебалин).

Губайдулина С. А.

В своём творчестве тяготеет к камерной музыке разных жанров. Характерные черты первых инстр. сочинений - ритмически обострённая импульсивность при камерной графичности полифонической фактуры, поиски тембровой выразительности - развиты в лирико-филос. кантате "Ночь в Мемфисе" (1968), электронной музыке "Vivente - non vivente" (1970).

Сочинения: балет - Бегущая по волнам (по роману А. Грина, 1963); для солистов, хора и орк. - кантата Рубайят (на сл. Хагани, Хафиза, Хайяма, 1969), вок.-симф. цикл Фацелия (по поэме М. М. Пришвина, 1956); для орк. - симфония (1958); концерт для фп. с орк. (1959); Ступени (1972); инстр. ансамбли - квартет (1971), квинтет (1957), интермеццо для 16 арф, 8 труб и барабанов (1961), Allegro rustico для флейты и фп. (1963), 5 этюдов для арфы, контрабаса и удар. инстр. (1965), композиция в 2 частях для контрабаса и фп. (1966), соната для удар. инстр. (1966), Concordanza (1971), Detto No 2 (1973); для фп. - Чакона (1962), соната (1965); для органа - Detto No 1 (1969); Музыка для клавесина и удар. инстр. (1972); для голоса с фп. - вок. цикл Розы (на сл. Г. Н. Айги, 1972); музыка для драм. т-ра и кино.

Литература: Бобровский В., Откройте все окна!, "СМ", 1962, No 2; Холопова В., Обновление палитры, "СМ", 1968. No 7.

В. H. Холопова.

Губаренко В. С.

Виталий Сергеевич (р. 13 VI 1934, Харьков) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1969). В 1960 окончил Харьковскую консерваторию по классу композиции Д. Л. Клебанова. В 1958-60 преподавал теорию и муз. литературу в дет. муз. школе. С 1960 муз. редактор обл. радио. В 1961-72 вёл класс теории музыки и композиции в Харьковской консерватории, с 1962 одновременно и в Муз. уч-ще.

Сочинения: оперы - Гибель эскадры (1967, Укр. т-р оперы и балета), Мамай (1970, там же), Письма любви (1971, Гос. филармония, Киев), Первая заповедь (1973); балет - Каменный властелин (1968, Укр. т-р оперы и балета); для орк. - 2 симфонии (1961, 1965), симф. поэма Памяти Т. Г. Шевченко (1962), концертино (1963), симф. картина Купало (1971); симфониетта для струн. орк. (1960); камерная симфония для скр. и орк. (1967), концерт-поэма для влч. с орк. (1963), концерт для флейты с камерным орк. (1965), каприччо для скр. с камерным орк. (1973); струн. квартет (1965); вок. циклы, романсы, песни и др.

Л. С. Кауфман.

Губерман Б.

Губерман Б. (Hubermann) Бронислав (19 XII 1882, Ченстохова - 16 VI 1947, Корсье сюр Веве, Швейцария) - польский скрипач. Игре на скрипке начал обучаться в раннем детстве. Муз. образование завершил у И. Лотто в Варшаве и Й. Иоахима в Берлине. Концертировал с 11-летнего возраста. Прославился как вундеркинд. Был первым удостоен чести играть в Генуе на скрипке Паганини (1909). До 1933 жил в Берлине. С приходом к власти Гитлера эмигрировал. В 1934-36 вёл скрипич. класс в Школе мастеров при Академии музыки в Вене. В 1936-38 жил в Палестине, основал в Тель-Авиве симф. оркестр. В 1940-44 гастролировал в США. Убеждённый антифашист, Г. опубликовал в 1936 "Открытое письмо к немецкой интеллигенции" ("Manchester Guardian", 7 III 1936,) в к-ром заклеймил антигуманистич. сущность фашизма. Г. принадлежал к крупнейшим артистам; его игра впечатляла громадной силой эмоцион. воздействия. При нек-рой неровности, свойств. исполнению Г., оно покоряло глубиной чувства, полётом фантазии, импровизационностью, блеском и изяществом техники. К числу шедевров интерпретаторского иск-ва Г. относились: Чакона И. С. Баха, концерт и "Крейцерова соната" Л. Бетховена, концерты Ф. Мендельсона, И. Брамса, П.И.Чайковского, М. Карловича, К. Шимановского. Мастер миниатюры, Г. исполнял вальсы и мазурки Шопена в собств. обработке. Неоднократно гастролировал в России (впервые в 1900-х гг.) и в СССР (в 1926, 1928, 1929).

Сочинения: Aus der Werkstatt des Virtuosen, Lpz.-W., 1912; Artists and concert life as affected by the war, "ML", 1921, No 2; Soll die Musik verdorren?, Kunst im Zeitalter des Mechanismus, "Vossische Zeitung", 1931, 13.-15. September; Vaterland Europa (Erinnerungen), В., 1932; О grze skrzypcowej, в сб.: "Musyka", Warsz., 1933.

И. M. Ямпольский.

Губерт Н. А.

Николай Альбертович (7 (19) III 1840, Петербург - 26 IX (8 X) 1888, Москва) - рус. муз. деятель, педагог, муз. критик. Po национальности немец. Ученик Ант. А. Герке. С детства успешно выступал как пианист. В 1863-68 учился в Петерб. консерватории (классы Н. И. Зарембы, А. Г. Рубинштейна). Соученик и друг Г. А. Лароша, П. И. Чайковского. В 1869-70 рук. хор. классов РМО и капельмейстер Частной оперы в Киеве. В 1870-88 (с небольшим перерывом) профессор (классы полифонии, муз. формы, композиции), в 1881-83 директор Моск. консерватории. Среди его учеников - С. И. Танеев, Н. С. Кленовский и др. Руководил хором в консерваторских спектаклях ("Орфей и Эвридика" Глюка, "Марта" Флотова, "Евгений Онегин" и др.). В 70-80-х гг. сотрудничал в газ. "Московские ведомости". Его статьи и рецензии, поcв. муз. т-ру (пропаганда рус. опер, в т. ч. Н. А. Римского-Корсакова), деятелям муз. иск-ва (творч. портреты инструменталистов, певцов), вопросам муз. образования, привлекали прогрессивностью взглядов. Г. высоко ценили Чайковский, Танеев. Жена Г. - Александра Ивановна Г. (урожд. Баталина) (1850-1937) - пианистка, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1927). В 1872 окончила Моск. консерваторию. В 1874-1930 (с перерывами) преподаватель (класс фп.), в 1889-1914 инспектор Моск. консерватории.

Литература: Бессель В. (Некролог), "Музыкальное обозрение", 1888, No 19, с. 151-52; Московская консерватория. 1866-1966, М., 1966.

Л. З. Корабельникова.

Губкин Ф. И.

Фёдор Иванович (ок. 1790, Москва - 1891, Петербург) - рус. гитарист и композитор. По национальности цыган. Игре на гитаре обучался у М. Т. Высоцкого. До 1848 гитарист в моск. цыганском хоре И. О. Соколова, с к-рым выступал в Петербурге. С 1848 работал в петерб. цыганских хорах. Г. - видный представитель рус. гитарной школы 20-30-х гг. 19 в., связанной с исполнит. иск-вом проф. цыганских хоров; традиции этой школы получили в его творчестве своеобразное претворение. Автор романсов, песен, мн. из к-рых вошли в репертуар цыганских хоров анонимно. Такие популярные песни, как "Кон авэла" (любимая Л. Н. Толстым), "Шэл мэ вэрсты", видимо, написаны Г. Ему принадлежит также "Цыганская венгерка", представляющая свободную обработку гитарной фантазии d-moll Высоцкого.

И. М. Ямпольский.

Губная гармоника

Губная гармоника (нем. Mundharmonika, франц. harmonica а bouche, англ. mouth harmonica или mouth organ) - духовой язычковый инструмент. Представляет собой комплект металлич. проскакивающих язычков, укреплённых по обе стороны планки, к к-рой примыкает деревянная (или пластмассовая) пластинка с прорезями, направляющими струю воздуха к язычкам. Прототипом Г. г. был инструмент Mundдolinе, сконструиров. в 1821 берлинским инстр. мастером К. Ф. Л. Бушманом. Наиболее распространены Г. г. системы Рихтера, книтлингеновская (названа по городу, в к-ром началось её произ-во) и венская. Г. г. системы Рихтера имеет объём 3 октавы; в нижней отсутствуют IV и VI ступени, в верхней - VII ступень; ср. октава - полная. В каждом канале помещается два голоса, один из к-рых звучит при выдохе (тонич. звуки), другой - при вдохе (прочие звуки). Чаще всего изготовляется в строях С, G, F и а. На книтлингеновской Г. г. каждый звук для придания ему силы и сочности дублируется октавой или двумя октавами ниже. Г. г. венской системы имеет настройку "тремоло" (два голоса в каждом канале, отличающиеся по высоте звучания на 3-5 колебаний в секунду); изготовляются также однооктавные (с удвоением звуков в октаву) и двусторонние (совмещающие 2 инструмента, настроенные в различных тональностях) венские Г. г. Выпускаются и хроматич. Г. г. - постоянная (т. н. "фортепианная") и хромоника, в к-рой с помощью переключателя весь звукоряд повышается на полутон, что позволяет извлекать любой звук хроматич. гаммы.

В СССР Г. г. мало распространена но в странах Центр. Европы очень популярна. В конце 20 - нач. 30-х гг. 20 в. там появились ансамбли и даже оркестры Г. г. В связи с этим началось произ-во спец. ансамблевых Г. г. - басовых, басо-аккордовых, аккордовых. Со временем Г. г. получила распространение и в Америке, Африке, Австралии, в странах Юго-Вост. Азии; появились разл. нац. разновидности Г. г., отличающиеся по форме и звукорядам. Существуют и разл. виды Г. г. с клавишами - гармоника-флейта, аккорден, мелодика (клавиэтта, мелодион), гармонетта. Из них особую популярность приобрела появившаяся в нач. 60-х гг. мелодика, снабж. клавиатурой фп. типа. Она находит всё более широкое применение в школьных, молодёжных и проф. ансамблях и оркестрах, в т. ч. и советских.

Литература: Мирек A., Справочник по гармоникам, М., 1968; Herrmann H., Einfьhrung in die Satztechnik fьr Mundharmonika-Instrumente, Trossingen, 1958; Fett A., Die Mundharmonika. Kleine Instrumentenkunde, Trossingen, 1966; его же, Die Melodica, в изд.: Kleine Bьcherei des Harmonika-Freundes XVI, Trossingen, 1966.

Г. И. Благодатов.

Гудечек В.

Гудечек В. (Hudecek) Вацлав (р. 7 VI 1952, Рожмитал) - чеш. скрипач. Учился у Й. Мицки в консерватории, затем у В. Снитила в Академии иск-в (1968-1974) в Праге. Совершенствовался у Д. Ф. Ойстраха в Москве (1970-74). 1-я премия на Междунар. радиоконкурсе "Концертино-Прага" (1967). С 1967 концертирует во мн. странах, неоднократно выступал в СССР (с 1972). Игра Г. отличается выразительностью, одухотворённостью, артистич. свободой.

Гудимель К.

Гудимель К. (Goudimel) Клод (ок. 1514, Безансон - 27 VIII 1572, Лион) - франц. композитор и теоретик. Один из создателей гугенотского хорала (Г. ошибочно считали основателем муз. школы в Риме, учителем Дж. Палестрины, путая его с Гаудио Меллем (Gaudio Mell), однако эти данные опровергаются тем фактом, что ни одно из многочисл. произв. Г. не было издано в Риме). Жил в Меце (1577-68), Безансоне, Лионе, где погиб в Варфоломеевскую ночь. Как композитор стал известен после издания светских шансон (32 шансон, 1549, Париж), к-рые переиздавались при его жизни в 1554, 1556, 1557. Наиболее значительны духовные произв. Г. - псалмы на франц. тексты (8 "Псалмов в форме мотетов", 1551; до 1566 изданы 8 книг псалмов). Особой популярностью у гугенотов пользовались его "Псалмы Давида" и др. псалмы в 4-голосном аккордовом складе. Г. - автор музыки к одам Горация (сб. 1555), пяти 4-голосных месс, магнификатов (1552, 1558), мотетов (издания 1551, 1553, 1554). Сочинения Г. по стилю близки музыке Дж. Палестрины. В своих многогол. произв. Г. часто поручал ведущую мелодию верхнему голосу. Его псалмы, написанные в контрапункте "nota contra notam", сыграли важную роль в подготовке аккордового гомофонно-гармонич. склада.

В 19 в. сочинения Г. переизданы: 12-частная Salve Regina Р. Ж. ван Мальдегемом в сб. "Музыкальные сокровища" ("Trйsor musical", III, Brьssel, 1867) и ряд произв. А. Экспером в серии "Репертуар мастеров-музыкантов Возрождения" ("Repertoire des maоtres musiciens de la Renaissance", v. 2-4, 1895-97); издание 1565 было воспроизведено (факсимиле) полностью (Кассель, 1935).

Литература: Brenet M., С. Goudimel. Essai bio-bibliographique, Besanзon, 1898: Trillant E., Goudimel, Lyon, 1949; Hдusler R., Satztechnik und Form in Claude Goudimels lateinischen Werken, Berne, Haupt, 1968.

E. М. Царева.

Гудков В. П.

Виктор Пантелеймонович (4(16) IX 1899, Воронеж - 17 I 1941, Фрунзе) - сов. муз. деятель, фольклорист, композитор. Засл. деят. иск-в Карел. АССР (1939). Деп. Верх. Совета Карсл. АССР 1-го созыва. Усовершенствовал (совм. с мастером Е. Клюхиным) карел. нар. инструмент кантеле и построил его разновидности от пикколо до контрабаса для оркестровой группы ансамбля "Кантеле", организатором и худ. рук. к-рого он был (1936). Г. создал для усовершенствованного кантеле школу игры, обр. нар. песен и пьесы для квартета и оркестра кантеле ("Руны Калевалы" и "Тупицинская кадриль" на темы нар. кантелиста С. Тупицина). Составитель (совм. с H. H. Леви) сб. "Песни народов Карело-Финской ССР" (Петрозаводск, 1941), автор либретто оперы Р. С. Пергамента "Три брата", пьесы "Сампо" (по мотивам "Калевалы"), неск. сб-ков стихотворений.

Литература: Rяузов С., Карело-Финская ССР, М., 1955 (серия: Музыкальная культура союзных республик), с. 25-26, 31-32; Гаврилов М., Творец нового кантеле, "Север", Петрозаводск, 1966, No 3, с. 106-10; Лапчинский Г., Музыкальная культура Карелии, Л., 1968, с. 18-19.

К. А. Вертков.

Гудмен Б. Д.

Гудмен Б. Д. (Goodman) Бенджамин Дейвид (Бенни) (p. 30 V 1909, Чикаго) - амер. кларнетист и рук. джаз-оркестра. Род. в семье выходца из России. В 1919 начал учиться игре на кларнете, в 1921 дебютировал как виртуоз-кларнетист, с 1924 проф. исполнитель эстрадно-танц. музыки, с 1931 рук. ансамбля. В 1934 организовал оркестр, к-рый использовал приёмы и репертуар негр. джаза нового направления - т.н. суинга, ещё не известного белым американцам (образцом для Г. послужил оркестр Дж. Ф. Хендерсона), и воспроизводил его манеру исполнения. Г. вызвал интерес к негритянскому муз. проф. иск-ву, открыл для широкой публики новые формы негр. музыки и способствовал развитию джаза. Совм. с разл. негр. импровизац. ансамблями Г. создал ряд камерных джазовых сочинений. В 1938 дебютировал как исполнитель классич. репертуара (выступал с Ж. Сигети, Будапештским струн. квартетом и др.). Позднее исполнял и произв. совр. композиторов как солист-кларнетист (Б. Бартока, А. Копленда и П. Хиндемита, написанные по его личному заказу). В 1962 гастролировал в СССР (со специально сформированным для этой цели оркестром).

Сочинения: The kingdom of swing, N. Y., 1939 (совм. с И. Колодиным), N. Y., 1961 (нем. пер. - Mein Weg zum Jazz, hrsg. von J. Kolodin).

Литература: Переверзев Л., Бенни Гудман и его оркестр, "МЖ", 1962, No 12; Connor D. R., Hicks W. W., Benny Goodman on the record. A biography of Benny Goodmann, N. Y., 1969.

Л. Б. Переверзев.

Гудмундсен-Хольмгрен П.

Гудмундсен-Хольмгрен П. (Gudmundsen-Holmgreen) Пелле (р. 21 XI 1932, Копенгаген) - дат. композитор. Сын скульптора Й. Гудмундсен-Хольмгрена. В 1958 окончил Копенгагенскую консерваторию у Ф. Хёфдинга. В 1959-64 технич. ассистент Корол. т-ра в Копенгагене. В 1967-74 преподавал композицию в консерватории Орхуса. Пр. им. К. Нильсена (1973).

Сочинения: для орк. - симфония (1965), Концерт коллегиум музикум (Collegium musicum concert, 1964), 5 пьес (1966), Хронос для 22 инструментов (Chronos, 1962) и др.; камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. 4 струн. квартета (1958-67), дух. квинтет Балкон на пятом этаже (Terrace in five stages, 1970); соч. для фп.; хоры, песни.

Гудок

Гудок - старинный рус. струнный смычковый инструмент. Корпус деревянный долблёный или клеёный, овальной, а также грушевидной формы, часто с перехватом (талией) посередине, дека плоская с резонаторными отверстиями, шейка короткая без ладов, с прямой или слегка отогнутой назад головкой. Длина Г. - 300-800 мм. Струн три, изредка четыре; по одним сведениям, 2-я и 3-я струны настраивались в кварту к 1-й, по другим - в квинту (возможно, применялись оба строя). По струнам водили коротким лукообразным смычком; примитивная конструкция инструмента заставляет предполагать, что звучали они скрипуче, гнусаво. Исполнитель держал инструмент вертикально, опирая корпус о колено или зажимая между колен (при игре сидя), а также прижимая к груди (при игре стоя). Мелодию исполняли на первой струне, открытые вторая и третья использовались в качестве бурдона.

Г. - один из древнейших инструментов рус. народа. Во время археологич. раскопок в Новгороде среди памятников материальной культуры 12-13 вв. были найдены близкие к болгарской гадулке смычковые инструменты, которые являются старинной формой Г. Наиболее ранние лит. сведения о Г. и его изображения восходят к сер. 17 в. Это был по преимуществу инструмент скоморохов ("гудошник" а "скоморох" часто были синонимами). На Г. исполняли танцы и песни, аккомпанировали пению.

Нередко на Г. играли в ансамбле с др. инструментами (напр., с шлемовидными гуслями и домрой). Существовали Г. разл. размеров - гудочек (малый), гудок (большой), гудище (Г.-бас). В конце 19 в. Г. полностью вышел из употребления и ни одного экземпляра его, кроме найденных при археологич. раскопках инструментов этого типа, не сохранилось. В 1900-х гг. по инициативе и указаниям И. П. Фомина Г. был реконструирован; был создан квартет Г. (по типу смычкового) - гудочек, гудок, гудило и гудище, однако практического применения эти инструменту не получили. Не дали положительных результатов и последующие опыты по возрождению Г.

Литература: Привалов Н. И., Гудок, древнерусский музыкальный инструмент в связи с смычковыми инструментами других стран. Историко-этнографическое исследование, СПБ, 1904; Ямпольский И. М., Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы, ч. 1, М.-Л., 1951, с. 15-22; Гинзбург Л. С., Русский народный смычковый Инструмент гудок, в его кн.: Исследования, статьи, очерки, м., 1971; Квитка К., Избранные труды, т. 2, М., 1973, с. 206-17.

К. А. Вертков.

Гужова В. Н.

Вера Никитична (18(30) I 1898, Киев - 6 XII 1974, там же) - сов. певица (драм. сопрано). Нар. арт. УССР (1941). Брала уроки пения у Е. И. Мусатовой-Кульженко в Киеве, затем обучалась в Киевской консерватории у Г. П. Гандольфи. С 1919 солистка капеллы "Думка", с 1921 - Киевского рабочего железнодорожного т-ра. В 1924-50 пела в оперных т-рах Киева, Харькова, Баку, Тбилиси и др. Среди партий - Татьяна, Лиза, Ярославна, Аида, Тоска; Одарка ("Запорожец за Дунаем"), Наталка; Ганна ("Месть" Жуковского), Кошевая ("Молодая гвардия"). С 1949 преподавала в Харьковской, в 1950-61 - в Киевской консерваториях. Автор воспоминаний ("Спогади", 1971).

Гузиков Е. М.

Евгений Михайлович (28 III (9 IV) 1887, Харьков - 24 XII 1972, Москва) - сов. скрипач и педагог. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1952). Доктор искусствоведения (1941).

В 1913 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки И. В. Гржимали. Брал уроки у Л. Капе в Париже (1913-14). Концертировал в разл. городах России, а также в Берлине, Лейпциге (до 1924). В 1916-1918 преподавал в Муз. уч-ще RМО в Тбилиси. В 1923-1959 вёл в Моск. консерватории класс спец. квартетной игры (с 1927 профессор, в 1932-34 декан оркестрового ф-та, в 1936-44 зав. кафедрой струнного квартета).

Г. первым ввёл метод преподавания камерного ансамбля, осн. на работе с постоянным составом квартетов.

Среди его выпускников -сплочённые художеств. коллективы: квартеты им. Комитаса, им. Спендиарова, им. Глинки, им. Танеева, струн. квартет Груз. ССР и др. Под редакцией Г. издан ряд квартетов Бетховена, Грига, Франка, Бородина, Чайковского и др.

И. М. Ямпольский.

Гузиков М. И.

Михаил Иосиф (2 (14) IX 1806, Шклов, ныне Могилёвской обл. - 27 X 1837, Ахен, Германия) - белорус. музыкант, виртуоз на ксилофоне. Род. в семье евр. нар. музыканта. С детства играл на флейте в небольших оркестрах, выступавших на крестьянских свадьбах, деревенских праздниках. Вынужденный (по болезни) в нач. 1830-х гг. оставить игру на флейте, он усовершенствовал примитивный муз. инструмент, состоящий из набора деревянных пластинок, создав совр. конструкцию ксилофона. Г. увеличил количество пластинок до 21/2 октав хроматич. звукоряда, расположил их в особом порядке, облегчающем исполнение, укрепил пластинки на трубках из плетёной соломы, добившись их свободной вибрации, большей силы звука. В 1833 выступал с концертами на Контрактовой ярмарке в Киеве, затем в Одессе, в 1834 - на Буковине и в Галиции, играл в Кракове и Львове. Г. - один из первых инструменталистов России, гастролировавших в зап.-европ. странах; в 1835 с большим успехом концертировал в Вене, в 1835-37 в Германии, Бельгии и Франции (играл в сопровождении 2 скрипок и контрабаса). Г. исполнял собств. обработки для ксилофона пьес Н. Паганини, арий Дж. Россини, вариации и попурри на популярные оперные мелодии, импровизации, рус, укр., белорус. и евр. нар. песни и танцы. Виртуозное иск-во Г. высоко ценили К. Липиньский, Ф. Лист, Ф. Мендельсон.

Литература: Xиджеу Б., Иосиф Гузиков. Биографический очерк, "Одесский вестник", 1844, No 77; Лист Ф., Письма бакалавра музыки, "СМ", 1936, No 9; Ямпольский И., Первый виртуоз на ксилофоне, "СМ", 1959, No 11; Briefe aus den Jahren 1830-1847 von F. Mendelssohn-Bartoldy, Lpz., 1899, S. 78-79 (письмо от 18 февраля 1836); Sachs К., Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1930, S. 19, 1966.

И. M. Ямпольский.

Гуи В.

Гуи В. (Gui) Витторио (14 IX 1885, Рим - 17 X 1975, Флоренция) - итал. дирижёр и композитор. В 1902-1906 учился в ун-те в Риме. В 1907 окончил Муз. лицей при Академии "Санта-Чечилия", где занимался у Дж. Сетачоли и С. Фальчи (композиция). Как дирижёр дебютировал в том же году в Риме (опера "Джоконда" Понкьелли). Работал в разл. итал. т-рах, в т. ч. в 1928-43 - в т-ре "Комунале" (Флоренция). В 1928 создал во Флоренции оркестр "Стабиле", от к-рого ведёт начало фестиваль "Флорентийский музыкальный май" (организован в 1933; до 1936 Г. был директором фестиваля). Дирижировал во мн. странах (в 1935 выступал в СССР). В 1948-65 участник Эдинбургских и Глайндборнских фестивалей (с 1960 художеств. консультант и муз. директор Глайндборнского фестиваля). Возродил на конц. эстраде мн. забытые оперные и симф. произв., в т. ч. Г. Пёрселла, Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, Л. Керубини, Г. Спонтини. Автор ряда соч., в т. ч. оперы "Фата Малерба" (1927, Турин), а также статей о музыке.

Гуиро

Гуиро (испан. gьiro, букв. - бутыль из тыквы; слово индейского происхождения) - кубинский муз. инструмент. Представляет собой высушенный продолговатый плод тыквы с нарезанными на одной стороне поперечными бороздками. Резкий, скрежещущий звук извлекается палочкой, к-рой проводят поперёк бороздок. Употребляется в танц. оркестрах, а также при обрядовых церемониях.

Литература: Карпентьер A., Музыка Кубы, М., 1962.

Р. Б. Галайская.

Предыдущая страница Следующая страница