Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Г" (часть 12, "ГУК"-"ГЯУ")
Маргарита Георгиевна (16 (28) III 1887, Житомир - 30 VII 1965, Москва) - сов. певица (сопрано) и педагог. В 1906 окончила Моск. консерваторию по классу пения У. А. Мазетти. В 1906-14 солистка Большого т-ра (Москва). Дебютировала в партии Татьяны и была одной из лучших ее исполнительниц. Среди др. партий - Горислава ("Руслан и Людмила"), Прилепа ("Пиковая дама"), Маша ("Дубровский"), Тамара; Памина ("Волшебная флейта"), Шарлотта ("Вертер"), Эльза ("Лоэнгрин"), Миньона ("Миньона" Тома), Мими, Маргарита. Гастролировала по городам страны с мужем - певцом А. В. Богдановичем. В 1919-21 преподавала в Оперной студии Большого т-ра, в 1935-38 - в Оперно-драматич. студии им. К. С. Станиславского, в 1950-55 - в Моск. консерватории. В 1921-38 руководитель вок. части Оперного т-ра им. К. С. Станиславского. В. И. Зарубин. |
Артемовский Семён Степанович (4(16) II 1813, ныне г. Городище Черкасской обл. - 5(17) IV 1873, Москва) - укр. оперный певец (баритон), композитор, драматич. артист, драматург. Учился в Киевской духовной семинарии, с детских лет пел в хоре киевского митрополита и позже в хоре киевского викария. В 1838 в результате отбора в Придв. певческую капеллу был вывезен М. И. Глинкой в Петербург, где под его рук. готовился к деятельности оперного певца. По совету Глинки уехал в Италию, занимался у П. Романи. В 1841 дебютировал во Флорентийском оперном театре. В 1842-64 был в составе русской оперной труппы в Петербурге, периодически выступая в спектаклях итальянской оперы и в драматических спектаклях. В 1864-65 солист Большого театра в Москве. Г.-А. обладал исключительно сильным и красивым голосом, а также большим драматич. талантом. В его репертуаре была 51 оперная партия, среди к-рых: Руслан; Мазетто ("Дон Жуан"), Антонио, Лорд Генрих Эштон ("Линда ди Шамуни", "Лючия ди Ламмермур" Доницетти) и др. Композиторская деятельность Г.-А. началась в 1851 созданием музыки к "Картине степной жизни цыган" и вок.-хореографич. дивертисменту "Украинская свадьба". В 1863 на сцене Мариинского т-ра в Петербурге была пост. опера Г.-А. "Запорожец за Дунаем" (либретто собств.), в к-рой партию Карася исполнил сам автор. Музыка оперы привлекает укр. нар.-песенным колоритом. Г.-А. - автор музыки к собств. водевилю "Ночь накануне Иванова дня" (1852), драме "Кораблекрушители" (1853), романсов и песен, в т.ч. песни "Стоптъ явiр над водою", посвященной Т. Г. Шевченко (1858), и "Спать менi не хочеться" (1861), написанной для Д. М. Леоновой. Г.-А. был другом Т. Г. Шевченко, поддерживал товарищеские взаимоотношения с мн. передовыми людьми своего времени. Автор статистико-географич. таблицы городов Российской империи (1854) и проекта Петерб. водопровода (1858). По отзывам современников Г.-А. был талантливым художником- миниатюристом. Литература: Финдейзен Н., Письма из заграницы русского певца Михайлова-Остроумова (1839-1841), в сб.: Музыкальная старина, вып. II, СПБ, 1903, с. 160-70; Ревуцький Д., С. С. Артемовський-Гулак i його комiчна опера "Запорожець за Дунаем", Кипв, 1936; Бернандт Г. и Ямпольский И., С.С. Гулак-Артемовский и его русские связи, в кн.: Из истории русско-украинских музыкальных связей, М., 1956; Кауфман Л., С. С. Гулак-Артемовський, Кипв, 1962 (в пер. на рус. яз., М., 1973). Л. С. Кауфман. |
Гулд Г. (Gould) Глен (р. 25 IX 1932, Торонто) - канад. пианист, органист и композитор. Окончил в 1952 консерваторию по классу фп. у А. Герреро в Торонто. Впервые публично выступил в 1947. В 1955 дебютировал в Вашингтоне, в 1957 гастролировал в СССР, Берлине и в том же году с триумфом выступал на Всемирной выставке в Брюсселе. Г. - ярко самобытный пианист. Его игру отличают напряжённая мысль, волевое начало и экспрессия, завершённость в лепке формы как в целом, так и в деталях, точное пианистич. мастерство. Г. прославился как выдающийся интерпретатор И. С. Баха. В его репертуаре также произв. Л. Бетховена, И. Брамса, П. Хиндемита, А. Берга. Тяготеет к крупной форме (Итальянский концерт, партиты, Гольдберг-вариации, клавирные концерты NoNo 1 и 5 Баха; сонаты NoNo 29, 30, 31 и 32, концерт No 4, транскрипция Ф. Листа симфонии No 5 Бетховена). Столь же совершенно его исполнение трёхголосных инвенций Баха. Во 2-й пол. 1960-х гг. Г. прекратил конц. деятельность, ограничив себя записями на грампластинки. Г. - автор камерно-инстр. произв. Сочинения: So you want to write a fugue, (s. 1.), 1964. Литература: Рабинович Д., На симфонических концертах, "СМ", 1957, No 7, с. 108-09; Коган Г., Глен Гульд, в его кн.: Вопросы пианизма. Избр. статьи, М., 1968, с. 401-02. В. Ю. Дельсон. |
Гулд М. (Gould) Мортон (р. 10 XII 1913, Нью-Йорк) - амер. композитор, пианист и дирижёр. Учился у В. Джонса в Ин-те муз. иск-ва в Нью-Йорке (композиция, 1926-28). В 30-х гг. выступал как эстр. пианист-импровизатор, дирижёр; был аранжировщиком, вёл муз. программы ведущих радиостанций США, писал музыку к радиопостановкам. Получил известность после исполнения в 1936 (под упр. Л. Стоковского) его пьесы "Хорал и фуга в джазовом стиле" для 2 фп. с оркестром (соч. 1932) и особенно орк. сюиты "Спиричуэлы" для "хора" струнных с оркестром (соч. 1937, исп. 1941). В творчестве Г. сочетаются черты неоклассицизма, джаза, амер. нар. песни, блюза, спиричуэлов и др.; использовал также лат.-амер. танц. ритмы. В ряде соч. 50-70-х гг. применял серийную технику. Наиболее известны симфониетты и небольшие сольные инстр. концерты, к-рые он называет "концертетты". Сочинения: балеты - Легенда осенней реки (Fall river legend, 1948, Нью-Йорк), Фиеста (1957, Канны); сюита для 2 чтецов, речевого муж. хора и орк. Декларация (Declaration, посв. Декларации независимости, 1957); для орк. - 4 симфонии (1942-52), симфония Уэст-Пойнт (для бэнда, 1952), 3 американские симфониетты (1933-37), Лат.-амер. симфониетта (1940), Ковбойская рапсодия (Cowboy rhapsody, 1942), концерт (1945), сюиты Минстрел-шоу (1946), пьеса Колумбия (1966), Симфония спиричуэлов (1976), Амер. баллады (1976); концерты с орк. - для фп. (1937), скр. (1938), альта (1943), для 2 фп. (1953); сюита для трубы и 3 валторн (1979) и др.; пьесы для фп., в т. ч. Рег-блюз-рег и Буги-вуги-этюд; эстр. песни, музыка к кинофильмам и телепостановкам. |
Гульбрансон Э. (Gulbranson; наст. фам. - Нордгрен, Nordgreen) Эллен (8 III 1863, Стокгольм - 2 I 1947, Осло) - швед. оперная артистка (драматич. сопрано). Чл. Швед. муз. академии (с 1910). Пению училась в Стокгольмской консерватории у Ю. Гюнтера, совершенствовалась в Париже у М. Маркези и Э. Кеннет. Дебютировала в 1886 в концерте в Стокгольме, в 1889 впервые выступила на оперной сцене, после чего была принята в труппу Корол. оперы, где вскоре стала солисткой. В 1896 получила мировую известность, выступив на Байрёйтском фестивале в партии Брунгильды в вагнеровской тетралогии "Кольцо нибелунга". С этого времени Г. одновременно с работой в Корол. опере гастролировала как концертная и оперная певица в крупнейших городах Европы, в т.ч. в Берлине, Париже, Амстердаме, Лондоне, Москве, Осло; регулярно выступала в Байрёйте в операх Р. Вагнера под рук. З. Вагнера. Обладала сильным выразит. голосом широкого диапазона (пела и альтовые партии). Г. увлекала слушателей искренностью исполнения и темпераментом. Кроме партии Брунгильды, исполнявшейся Г. на протяжении мн. лет, она с большим успехом пела партии Елизаветы, Кундри, Ортруды, Изольды ("Тангейзер", "Парсифаль", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда" Вагнера), Амнерис, Азучены ("Аида", "Трубадур"). После 1923 преподавала пение в Осло. Литература: Еlsta F., Boken om Ellen Gulbranson, Oslo, 1950. Л. Г. Михайлов. |
Гульда Ф. (Gulda) Фридрих (р. 16 V 1930, Вена) - австр. пианист и композитор. Учился в Академии музыки у Д. Зейдльхофера (фп.) и Й. Маркса (теория) в Вене. 1-я пр. на Междунар. конкурсе пианистов в Женеве (1946). Гастролировал в Европе, Сев. и Юж. Америке, Юж. Африке. Г. как интерпретатор отличается точным следованием авторскому замыслу, проникновенным воплощением стиля исполняемого произв. Репертуар Г. широк, в его основе цикл 32 сонат Л. Бетховена. Импровизирует также в стиле джаза. Г. - автор ряда инстр. произв., а также 7 "Песен висельников" для баритона и 2 фп. и др. |
Гульельми П. А. (Guglielmi) Пьетро Алессандро (9 XII 1728, Масса-Каррара - 18 XI 1804, Рим) - итал. композитор и капельмейстер. Музыке обучался у своего отца, придв. капельмейстера Дж. Гульельми, и у Ф. Дуранте в консерватории в Неаполе. Как композитор дебютировал в 1755. С 1762 был придв. капельмейстером в Дрездене и Брауншвейге. В 1767-72 работал в Королевском т-ре в Лондоне, где ставил свои оперы и дирижировал ими. Вернувшись в Италию, занимался преим. композицией. Операм Г. свойственны типич. черты итал. комич. оперы 18 в. - яркость колорита и ритмич. гибкость; непосредственность выражения чувств, живость сценич. ситуаций. Г. принадлежит также мн. вок., симф. и камерно-инстр. произв. (в т.ч. и церк.). С 1793 капельмейстер собора св. Петра в Риме. Сочинения: оперы (ок.100), в т.ч. (пост. в Лондоне) - Ифигения в Авлиде (1768), Эцио (1770), Безумие Орландо (Le Pazzie di Orlando, 1771), Карнавал в Венеции (Il carnevale di Venezia, 1772), Деметрий (1772); (пост. в Венеции) - Мирандолина (1773), Томира, царица Скифская (Tomiri, regina de Sciti, 1795, в 1800 пост. также в Петербурге), Эней и Лавиния (1785), Благородная пастушка (La pastorella nobile, 1788), Прекрасная рыбачка (La bella pescatrice, 1789); Влюбленная служанка (La serva innamorata, 1790); 9 ораторий; орк. и камерные произв., церк. музыка.
Сын Г. - Пьетро Карло Г., прозв. Гульельмини (Guglielmini) (ок. 1763, Неаполь или Рим - 28 II 1817, Неаполь), - итал. композитор и капельмейстер. Учился в консерватории в Неаполе. Как композитор дебютировал в 1794 (опера "Деметрио", Мадрид). Представитель неаполитанской оперной школы, непосредств. предшественник Дж. Россини, Г. написал св. 40 опер. Излюбленным жанром композитора была опера-буффа. Среди его опер: "Выбор жениха" ("La scelta dello sposo", 1805, Венеция), "Любовь всё побеждает" ("Amor tutto vince", 1805, Неаполь), "Две свадьбы, но один муж" ("Due nozze e un sol marito", 1806, Лондон), "Открытая война, или Астуция против Астуция" ("Guerra aperta ossia Astuzia contro Astuzia", 1807, Рим) и др. В 1817 в Неаполе с большим успехом была пост. последняя опера Г. "Паоло и Виргиния". Г. принадлежит также ряд опер-сериа ("Ромео и Джульетта", 1810, Лондон, и др.). С 1814 Г. был придворным капельмейстером герцогини Беатриче в Масса-Каррара. |
Юрий Александрович (р. 9 IX 1930, Тюмень) - сов. певец (лирич. баритон). Нар. арт. СССР (1968). Чл. КПСС с 1964. В 1954 окончил Уральскую консерваторию (Свердловск) по классу пения Ф. И. Образцовской. В 1955-56 пел в Свердловском, в 1956-60 - в Донецком оперных т-рах. С 1960 солист Укр. т-ра оперы и балета. Среди многочисл. партий: Евгений Онегин; Роберт ("Иоланта"), Фигаро, Эскамильо; Граф ди Луна ("Трубадур"), Ренато ("Бал-маскарад"), Папагено ("Волшебная флейта"), Листрат ("В бурю"), Щорс ("Щорс" Лятошинского), Листницкий ("Тихий Дон" Дзержинского) и др. Исполнению Г. свойственны непринуждённость, лёгкость, большая музыкальность. Выступает как конц. певец, уделяя особое внимание пропаганде сов. песни (в его конц. репертуаре св. 200 произв.). Гастролирует в городах Сов. Союза и за рубежом (Бельгия, Болгария, Венгрия, Канада, Куба, США, Франция, Чехословакия, Швейцария, Югославия и др.). Снимался в фильме "Украинская рапсодия" (Вадим). Г. - автор песен, в т.ч. "Мне дарила Россия" (сл. И. Шаферана), "Берегите друзей" (баллада, сл. Р. Гамзатова), "Желаю Вам" (сл. Р.Рождественского) и др. Литература: Добрынина Е., Юрий Гуляев, "СМ", 1971, No 2. Л. С. Кауфман. |
Андрей Иванович (р. 22 VI 1916, с. Левковка, ныне Винницкой обл.) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1971). В 1949 окончил дирижёрско-хоровой ф-т Киевской консерватории, в 1952 аспирантуру при Ин-те искусствознания, фольклора и этнографии. С 1952 работал в этом ин-те (в 1958-71 ст. научный сотрудник). С 1971 зав. кафедрой народного хор. пения в Киевском ин-те культуры. Автор исследований, книг, брошюр, статей в периодич. печати по нар. танцу, нар. инстр. музыке и нар. инструментам. Составитель ряда сборников ("Украпнськi народнi танцi", 1962, 1969, "Украпнськп народнп танцювальнп мелодпп", 1955, и др.). Участвовал в издании многотомной серии "Украинское народное творчество" (изд. 6 тт.). Сочинения: Украпнськi народнi хор, Кпев, 1955; Народне хореографiчне мистецтво Украпни, Кипв, 1963; Украпнськi народнi музичнi iнструменти, Кипв, 1967; Инструментальная музыка, Киев, 1972, и др. H. Н. Сидоренко. |
Хуммель (Hummel) Иоганн (Ян) Непомук (14 ХI 1778, Пресбург, ныне Братислава - 17 X 1837, Веймар) - австр. композитор, пианист и педагог. Ученик В. А. Моцарта и А. Сальери. В 1804-11 капельмейстер князя Эстерхази в Эйзенштадте (Австро-Венгрия), в 1816-19 придворный капельмейстер в Штутгарте, позднее в Веймаре; преподавал в Вене. Творчество Г. - важное звено в развитии фп. музыки от венских классиков до романтиков. В его произв. смелое новаторство в области виртуозной фактуры сочетается с изящной, романтич. манерой письма. Наиболее самобытно талант Г.-композитора проявился в фп. концертах. Концерты Г. a-moll и h-moll служили образцами для многих композиторов, в т.ч. для молодого Шопена. Нек-рые соч. Г. (этюды, каденции к концертам Моцарта, отдельные пьесы) не утратили до сих пор педагогич. значения. Блестящий пианист-виртуоз, Г. концертировал во мн. странах (Англия, Бельгия, Голландия). В нач. 1822 состоялись авторские концерты Г. в Москве, Петербурге, где он исполнял специально написанную для этих выступлений фантазию на рус. песни для оркестра, хора и фп. - "Полимелос". В 1829 в Петербурге была переведена и издана школа для фп. Г. - "Обстоятельное теоретическое и практическое наставление к фортепианной игре" ("Ausfьhrlich theoretisch-praktische Anweisung zum Pianofortespiel..." (W., 1898). Сочинения: 9 опер; 5 балетов; 7 концертов для фп. с орк.; для фп. - сонаты, рондо, фантазии, вариации и др. (Полн. собр. соч. для фп. и др. в 21 кн. в Париже - "Collection complиte des oeuvres pour le pianoforte", P.); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. 6 трио, 3 квартета, квинтет, септет; церк. хоры и др. Литература: Benyovszky К., Hummel in Weimar, "Zenei Szemle", 1929, I; его же, J. N. Hummel. Der Mensch und Kunstler, Bratislava, 1934 (нотография); Davis R., The Music Of I. N. Hummel, "MR", 1965, No 26. В. А. Натансон. |
Иосиф (Осип) Карлович (9 II 1802, Йозефов - 5(17) XII 1883, Петербург) - рус. муз. теоретик, композитор и педагог. По национальности чех. Занимался у органиста Пеля в Рокитнице. В 1823 переселился на Украину, нек-рое время был учителем музыки в Полтавской губ. В 1827-31 изучал контрапункт у Лиммера в Вене. С 1834 работал в Петербурге (скрипач и органист, позднее начальник Нотной конторы имп. т-ров). С 1864 преподавал теорию музыки в Придв. певч. капелле, с 1872 также библиотекарь Петерб. консерватории. У Г. учились Ю. К. Арнольд, H. P. Ласковский, О. А. Петров, его советами пользовался А. Н. Серов. Г. был дружен с М. И. Глинкой. Автор оратории "Потоп", реквиема, мессы, фп. пьес, песен и др. Сочинения: Новейшая фортепианная метода, СПБ, 1839 (совм. с Ф. Дробишем); Краткое руководство к изучению гармонии, СПБ, 1852; Руководство к сочинению музыки. Отд. I. Учение о мелодии, СПБ, 1859; то же, Отд. II. О контрапункте, СПВ, 1861; то же, Отд. III, О формах музыкальных произведений, СПБ, 1863; Письма о музыке, СПБ, 186З. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Евгений Оттович (26 V (7 VI) 1877, Москва - 1938, Париж) - рус. композитор и муз. критик. По профессии присяжный поверенный. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. По композиции занимался у Р. М. Глиэра, Н. С. Жиляева и А. Б. Гольденвейзера. Организатор и учредитель Моск. об-ва распространения камерной музыки (1909). Был дружен с А. Н. Скрябиным. В 1912-17 муз. критик моск. журн.: "Маски", "Музыка", "Рампа и жизнь" (псевд. Е. Г.). В 1918 нек-рое время был директором консерватории в Н. Новгороде. В 1919 дирижёр моск. Камерного т-ра, в 1920 пом. гл. дирижёра воен. оркестров в Петрограде. С 1922 жил в Париже. Автор фп. произв. (в т.ч. "Гейдельбергские эскизы" ор. 6; "Сказки" ор. 7; "Соната-фантазия" ор. 8), романсов на сл. А. И. Апухтина, А. М. Фета и др., а также многочисл. статей. Сочинения: А. Н. Скрябин и его творчество. (Cб. ст.), М., 1915. Литература: Из музыкального прошлого, ч. II, М., 1965, с. 164. |
Гурвин У. (Gurvin) Улав (24 XII 1893, Тюснес - 31 VIII 1974, Осло) - норв. музыковед. Чл. Норв. академии наук (1958). Учился в ун-те в Осло. В 1930-1947 дирижёр хора. С 1937 преподавал в ун-те (с 1957 профессор), где в 1956 основал первую в Осло кафедру музыковедения; в 1958-64 возглавлял основанный им Ин-т музыковедения. Редактор журн. "Norsk musikkliv" (1942-51), серии публикаций "Norsk folkemusikk" (1958-70), музыковедч. сб-ков "Studia musicologica norvegica" (с 1968). Широко пропагандировал совр. норв. музыку, особенно творчество Ф. Валена. Ред.-сост. "Музыкального словаря" ("Musikkleksikon", 1949, 2-е изд. 1959; совм. с Э. Анкером). Сочинения: Frе tonalitet til atonalitet, Oslo, 1938; Fartein Valen..., Drammen, 1962, и др. |
Гурецкий Г. М. (Gуrecki) Генрик Миколай (р. 6 XII 1933, Черница, Силезия) - польский композитор. Учился композиции у Б. Шабельского (1955-60) в Гос. высшей школе музыки в Катовицах. Дебютировал как композитор в 1957 (концерт для 5 инструментов и струн. квартета). Сочинения Г. отличаются ритмич. разнообразием, яркостью колорита, драматизмом и экспрессией, стройностью формы. С 1968 преподаёт теорию музыки в Гос. высшей школе музыки в Катовицах. Гос. пр. 1-й степени (1973). Сочинения: для орк. - симфония для струн. орк. (с ударными, 1959), Столкновения (Scontri, 1962), Старинная польская музыка (Musique polonaise ancienne, 1969), Музыкальный оттенок (Canticum gradum, 1969), симфония в честь Н. Коперника (1973); для инструментов с орк. - Песнь о радости и ритме (Piesn о radosci i rytmie, для 2 фп. и орк., 1956); для голоса с орк. - К матери (Ad matrem, вок.-симф. поэма, 1973); камерно-инстр. ансамбли - цикл Генезис (I, Элементы для 3 струнных; II, Инструментальные напевы для 15 исполнителей; Ш. Монодрама для сопрано, металлич. ударных инструментов и 6 к-басов - Genesis: I, Elementi per tre archi; II, Canti strumentali per 15 esecutori; III, Monodram, 1963, 1963, 1966), Концерт для 5 инструментов и струн. квартета (1961), сонаты для 2 скрипок (1957, 1961), Хоры (Choros, I - для струнных, 1964; II - для духовых и ударных, 1965), 4 "мюзикетты" ("musiquette", для разл. составов, 1967-70), Эпитафия (Epitaphium, для смеш. хора и камерн. ансамбля, на сл. Ю. Тувима, 1959, 2-я ред., 1967), Монологи I (Monologi I, для сопрано и 3 групп инструментов, собств. текст, 1962); для фп. - соната (1956), пьесы; для органа - кантата (1969); соч. для флейты соло; песни; музыка для драм. т-ра. Литература: Pociej В., Swit awangardy..., "RM", 1960, No 1. З. Лисса. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Гурылёв Лев Степанович (1770-1844) - рус. композитор, дирижёр, пианист, педагог. Отец А. Л. Гурилёва. Крестьянин по происхождению, Г. принадлежал к числу крепостных графа В. Г. Орлова. Учился у Дж. Сарти; руководил крепостным оркестром Орлова в имении "Отрада" под Москвой. Преподавал в жен. уч. заведениях Москвы. В 1831 получил вольную (после смерти своего владельца), приписался к сословию ремесленников-мещан. Автор многочисл. фп. и хор. сочинений; нек-рые из них опубликованы, другие остались в рукописях (архивы Москвы и Ленинграда), мн. произв. известны только по объявлениям в периодич. печати. Г. сыграл видную роль в развитии отечеств. фп. иск-ва. Его вариации на темы нар. песен выходят за рамки простого орнаментирования нар. напева. Одновременно с Д. С. Бортнянским Г. разрабатывал в рус. музыке жанр фп. сонаты. Изданная им Соната ре минор (1794) сочетает классич. принципы развития с широким использованием нар. тематизма (финал - в форме вариаций на тему нар. песни "Выйду ль я на реченьку"). Большой интерес представляет также цикл из 24 прелюдий во всех маж. и мин. тональностях (1810). 4-гол. фуга (ре мажор), завершающая этот цикл, своим монумент. складом напоминает полифонич. части рус. хор. концертов. Сочинения: для фп. - вариации на темы рус. нар. песен (св. 20), в т.ч. То теряю, что люблю, Скажу, гуси прилетели, Винят меня в народе, За горами, за долами, и др., Русский танец (Камаринская), Соната ре мажор (в 3 частях), полонезы, 24 прелюдии и фуга; для хора, a cappella - духовные концерты, песнопения и др. Литература: Дроздов A., Трофимова Т., Русская старинная фортепианная музыка, М.-Л., 1946; История русской музыки в нотных образцах, под ред. С. Л. Гинзбурга, т. 2, М., 1949, 1969; Натансон В. A., Николаев A. A., Русская фортепианная музыка. Хрестоматия, вып. 1, М., 1954; Натансон В., Прошлое русского пианизма, М., 1960, с. 178-95; Музалевский В., Русское фортепианное искусство..., Л., 1961; Алексеев A., Русская фортепианная музыка, М., 1963. О. Е. Левашёва. |
Гурлитт В. (Gurlitt) Вилибальд (1 III 1889, Дрезден - 15 XII 1963, Фрейбург, Брейсгау) - нем. музыковед (ФРГ). Изучал музыковедение, историю и философию в ун-тах Гейдельберга и Лейпцига. Был ассистентом своего учителя X. Римана в Муз.-исследоват. ин-те Лейпцигского ун-та. С 1919 жил в Фрейбурге, преподавал в ун-те (1920-58 проф. кафедры музыковедения), рук. осн. им при ун-те муз.-научным ин-том. Фаш. властями был отстранён от работы (1937-45). Продолжая деятельность в Фрейбурге (ун-т, высшая школа музыки), читал лекции в ун-те в Берне (1946-48) и в Базеле (1955-56), работал в разл. науч. об-вах. Чл. Академии наук и иск-в в Майнце и рук. её муз.-науч. комиссии. Инициатор исп. ср.-век. музыки на старинных муз. инструментах (в руководимом им Collegium musicum). Публиковал старин. муз. и муз.-теоретич. сочинения. Был деятельным участником т. н. нового органного движения, возглавленного в нач. 20 в. А. Швейцером, призывавшим к восстановлению старинных принципов органостроения. В сотрудничестве с органным мастером О. Валькером сконструировал в 1921 "орган Преториуса" (по описанию 17 в.). Автор многочисл. трудов по органному иск-ву и истории нем. музыки; ред. 12-го, полностью переработанного издания муз. словаря X. Римана (Personenteil, Bd 1-2, Mainz, 1959-61) и науч. журн. "Archiv fьr Musikwissenschaft" (1952-63, Jahrg, XIX-XX). Сочинения: Michael Praetorius (Creuzburgensis). Sein Leben und seine Werke, Lpz., 1915 (Diss.; Nachdruck - Hildesheim, 1968); Johann Sebastian Bach. Der Meister und sein Werk, В., 1936, Kassel - Basel, 1959; Musikgeschichte und Gegenwart, Tl 1 - Von musikgeschichtlichen Epochen, Tl 2 - Orgel und Orgelmusik. Zur Geschichte der Musikgeschichtsschreibung. Forschung und Lehre, Wiesbaden, 1966; Musikgeschichte und Gegenwart, Bd 1-2, Wiesbaden, 1966-67 (издано посмертно); Bericht ьber die Freiburger Tagung fьr deutsche Orgelkunst, Kassel, 1926, Nachdruck, Kassel, 1971. Литература: "AfMw", Jahrg. 16, Trossingen, 1959, H. A (посв. Г.); "Die Musikforschung", Kassel - Basel, 1964, H. 2, S. 105-10 (R. Hammerstein); Eggebrecht H. H., Die Orgelbewegung. - Verцffnete der Walker-Stiftung fьr orgelwissenschaftlicher Forschung, I., Stuttg., 1967. Б. С. Штейнпресс. |
Гурлитт К. (Gurlitt) Корнелиус (10 II 1820, Альтона, близ Гамбурга - 17 VI 1901, там же), нем. композитор. Учился у И. Рейнеке в Альтоне, у И. Хартмана и К. Вейзе в Копенгагене. В 1841-45 учитель музыки в Хиршхольме (около Копенгагена), затем в Альтоне, в 1864-98 церк. органист и дирижёр хор. общества в Альтоне. Одновременно преподавал в Гамбургской консерватории (1879-87). Автор сборников и "альбомов" фп. миниатюр для домашнего музицирования (написаны под нек-рым влиянием К. Рейнеке и Т. Кирхнера), конц. пьес для детей и юношества, юмористич. транскрипции песни "Ах, мой милый Августин" ("Ach, du lieber Augustin", op. 115). Г. принадлежат также комич. опера "Шейх Хассан" (1863), 2 оперетты, оратория "Всемирный потоп" ("Die Sintflut", 1888), оркестровки и камерно-инстр. сочинения, т. н. "Марсельеза на нижненемецком диалекте" ("Plattdeutsche Marseillaise", на текст Ф. Рейтера, 1864), хор. сочинения, песни, романсы и др. Литература: Volquardsen A., С. Gurlitts Jugendjahre, Lehr- und Meisterjahre, Lebensende und Lebenswerk, в кн.: "Kirchliche Nachrichten fьr die Gemeinde der Propstei Altona", III, 1926, No 33, 36, 44; Funck H., Musikalischer Biedermeier, "Deutsche Vierteljahrsschrift fьr Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte", XIV, 1936. О. Т. Леонтьева. |
Леонид Симонович (р. 20 VI (3 VII) 1910, с. Архангельское, ныне Херсонская обл.) - сов. композитор, педагог, музыкально-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1958). Чл. КПСС с 1955. В 1932 окончил Одесский муз.-театр. ин-т им. Л. Бетховена (класс композиции П. И. Молчанова). До Великой Отечеств. войны жил и работал в Одессе (к этому времени относятся его первые хор. обработки молд. нар. песен). С 1945 - в Молдавии. В своём творчестве следует традициям рус. классич. музыки, использует нац. молд., укр. мелос. Наибольшее внимание уделяет симф., камерной и хор. музыке. Заведовал кафедрой композиции и музыковедения (1945-60 и 1965-72, с перерывом), профессор (с 1962), ректор (1960-64) Кишинёвской консерватории (ныне Ин-т иск-в им. Г. Музическу). Среди учеников Г. - первые проф. композиторы, музыковеды и дирижёры Сов. Молдавии - В. Г. Загорский, С. М. Лобель, А. Г. Стырча, З. М. Ткач, П. Б. Ривилис., Г. С. Няга, Л. С. Беров, Г. С. Чайковский, И. Б. Милютина, М. В. Кафтанат. Автор неск. теоретич. и методич. работ, статей о молд. музыке. В 1948-56 пред. правления CK Молд. ССР. Сочинения: 2 симфонии (1938; Чапаев, 1946); для фп. - соната (1936), Детская сюита (1951); для скр. и фп. - сонаты (1928, 1959); Молдавское каприччио для арфы (изд. 1961); хоры; баллада Гладиатор (1958, на стихи М. Ю. Лермонтова); романсы, музыка для драм. т-ра; обр. нар. песен. Литература: Музыкальная культура Советской Молдавии, М., 1965; Композиторы Советской Молдавии, Кишинёв, 1967; Столяр З., Молдавская советская симфония, Кишинёв, 1967; Абрамович Е., Леонид Гуров, Кишинёв, 1971. Б. М. Бергинер. |
Тимофей Иванович (р. 23 II 1919, Григориополь, ныне Григориопольского р-на Молд. ССР) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1967). Чл. КПСС с 1951. Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва. Учился в Одессе в муз. уч-ще и консерватории (1935-40). В 1949 окончил Кишинёвскую консерваторию (класс дирижирования Б. С. Милютина). В 1946-50 тромбонист, в 1950-1951 дирижёр симф. орк. Молд. филармонии (Кишинёв). С 1951 худ. рук. филармонии, с 1953 гл. дирижёр и худ. рук. симф. орк. Молд. филармонии. Осуществил первую постановку оперы "Сердце Домники" Стырчи в Молд. театре оперы и балета (1960). Деятельность Г. имеет большое значение для пропаганды творчества молд. композиторов. Преподаёт в Ин-те иск-в им. Г. Музическу (доцент с 1958). Гастролировал в ряде городов СССР, а также в Румынии. |
Виктор Иосифович (р. 16 (29) VIII 1914, Нарва) - сов. певец (лирико-драматич. тенор). Нар. арт. Эст. ССР (1960). Чл. КПСС с 1966. В 1940-41 учился в Таллинской консерватории у Т. Куузика. В 1942-45 пел в ансамбле, в 1945-50 артист Академич. мужского хора Эст. ССР. Окончил дирижёрско-хор. отделение Таллинского муз. уч-ща и Таллинскую консерваторию по классу М. Пятса (1951). В 1949 дебютировал в т-ре "Эстония", вскоре выдвинулся в число ведущих солистов. Среди партий: Юродивый и Самозванец ("Борис Годунов"), Ленский, Герман, Синодал; Паоло ("Франческа да Римини" Рахманинова), Каварадосси; Альфред ("Травиата"), Хозе; Олег Кошевой ("Молодая гвардия"), Рандла ("Далёкие берега" Реймана), Микола ("Украденное счастье" Мейтуса). Г. - первый исполнитель мн. песен эст. композиторов. В сер. 50-х гг. выступал совм. с Г. Отсом и Г. Подельским в эстрадном трио (1-я пр. на Всесоюзном конкурсе исполнителей сов. песен, 1956). С 1956 преподаёт в Таллинской консерватории, с 1970 - ректор. М. М. Яковлев. |
Гус Я. (Hus) Ян (1371, Гусинец, Юж. Чехия - 6 VII 1415, Констанц, ныне ФРГ) - автор текстов и, возможно, мелодий чеш. патриотич. песен; нац. герой чеш. народа, идеолог Реформации в Чехии, один из вдохновителей чеш. нац.-освободит. движения нач. 15 в. В результате конфликта с католич. церковью был осуждён и сожжён как еретик. Г. окончил Карлов ун-т (1393), получив проф. муз. образование. Был магистром на ф-те "свободных иск-в", деканом ф-та иск-в (1401-02), ректором ун-та (1402-1403 и 1409-10). С детства восприняв патриотич. традиции чеш. нар. песенности, Г. особенно плодотворно развивал их в 1403-12, когда был проповедником в пражской Вифлеемской часовне. Г. обрабатывал, иногда сочиняя новые тексты, древнейшие чеш. напевы, интонации к-рых использовал и в своих оригин. произв. Г. приписываются мелодии и тексты песен "Приди к нам, желанный Христос" ("Navstev nбs, Kriste zбdcн") и "Да восстанет Бог из мёртвых" ("Vstalt' jest Buoh z mrtvэch"), a также лат. песнопения для вечернего богослужения "Иисус Христос, наш спаситель" ("Jesus Christus nostra salus"), "Царь славный, Христос добрый" ("Krali slavnэ, Kriste dobrэ"), гимны и др. Сохранились сведения о 4 песнях, сочинённых во время тюремного заключения, предшествовавшего сожжению Г. Помимо высоких художеств. достоинств и нац. своеобразия, песни Г. и его последователей ("гуситов") отличаются отчётливо выраженным стремлением к этич. воздействию на слушателей, воплощая в художеств. образах его учение. Непосредственно к Г. восходят традиции гуситских песен, в т.ч. боевых и походных, и созданных в эпоху гуситских войн принципов исполнит. иск-ва, оказавших значит. воздействие на последующее развитие чеш. муз. культуры. Осн. труды об этих песнях и муз. творчестве самого Г. принадлежат З. Неедлы. Героический образ Г. нашёл отражение в ряде муз. произв. - оратории-балладе К. Лёве ("Johann Hus", 1842), симф. поэме В. Сука (исп. 1892, Москва), опере К. Горкого (Jan Hus, 1944-49, 1950, Брно; новая ред. - 1957). Литература: Nejedlэ Z., Dejiny husitskйho zpevu. Kniha treti. Jan Hus. Praha, 1955. См. также лит. при ст. Гуситские песни. И. Ф. Бэлза. |
Гусан - арм. нар. проф. певец-сказитель и музыкант-инструменталист. Иск-во Г. восходит к древнему, дофеод. периоду истории Армении. По свидетельству историка Мовсеса Хоренаци (5 в.), Г. исполняли мифич. сказания и др. В ср. века иск-во Г. получило дальнейшее развитие. Они выступали как поодиночке, так и целыми группами, включавшими исполнителей на муз. инструментах, танцовщиков и танцовщиц (вардзаки), певцов, актёров, акробатов. Светская, демократич. направленность иск-ва Г. осуждалась церковью, неоднократно выступавшей против "дьявольских песен". В 18-19 вв. место Г. занимают ашуги (см. Ашуг). Литература: Кушнарёв X., Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Шавердян A., Очерки по истории армянской музыки XIX-XX веков, М., 1959; Атаян Р., Армянская народная песня, М., 1965. Г. Ш. Геодакян |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Гусле (серб.-хорв. и словен.), гусла (болг.), - нар. смычковый инструмент юж. славян. Корпус овальный или грушевидный, выдолбленный из дерева; открытая сторона его затянута кожаной мембраной. Струны волосяные, одна или две. Г. держат вертикально, звук извлекают коротким лукообразным смычком. Струны к шейке не прижимают, а лишь прикасаются к ним пальцами, извлекая флажолетные звуки. Инструмент и смычок обычно украшены резным орнаментом, головка оформлена в виде головы животного. Используется преим. народными певцами-сказителями, к-рые аккомпанируют себе на Г. при исполнении эпич. песен. В Югославии инструмент очень популярен и распространён повсеместно, в Болгарии встречается редко. Литература: Wьnsch W., Die Geigentechnik der sьdslawischen Guslaren, Brьnn, 1934; Марковиh-Благоjевиh З., Васиsевиh-Мацуока С., Народни музички инструменты Jугославиjе, Београд, 1957. К. А. Вертков. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Гусляр - музыкант, играющий на струн. щипковом муз. инструменте - гуслях. В устном творчестве и азбуковниках (толковых словарях) 16-17 вв. исполнитель на гуслях и др. струн. инструментах именуется гудец или игрец, иногда гусельщик. Об исполнит. иск-ве Г. свидетельствуют летописи, сказания, былины и песни, в к-рых Г. предстают в образах легендарных Бояна (Баяна), Добрыни Никитича, Садко, Соловья Будимировича и др. Певец М. К. Северский (1882-1954) с 1907 выступал с исполнением рус. нар. песен и былин, аккомпанируя себе на гуслях. К. А. Вертков. |
Борис Евсеевич (4 (16) XII 1892, Астрахань - 3 V 1944, пос. Вожаель, Коми АССР) - сов. муз. деятель, театр. критик. Чл. КПСС с 1918. Учился в Петерб. консерватории по классу скрипки Э. Э. Крюгера. Играл в симф. оркестре графа А. Д. Шереметева. В 1917-20 секретарь и редактор газ. "Нижегородская коммуна". С 1921 жил в Москве, где с 1923 был зав. театр. отделом газ. "Правда", в 1929-30 зав. репертуарной частью и зам. директора Большого т-ра. С 1933 зав. сектором иск-в Управления центр. радиовещания, затем зам. нач. Муз. управления Комитета по делам иск-в при Совете Министров СССР. В 1938-39 директор Дома-музея П. И. Чайковского в Клину. Автор либретто оперы "Мать" В. В. Желобинского (совм. с А. Г. Прейс) и балета "Тиль Уленшпигель" М. О. Штейнберга, статей по вопросам сов. муз.-театр. иск-ва и о творчестве П. И. Чайковского. |
Израиль Борисович (р. 5(18) VIII 1917, Нижний Новгород, ныне Горький) - сов. дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1965). Чл. КПСС с 1949. Сын Б. Е. Гусмана. Учился в Муз. техникуме им. Гнесиных, в 1944 окончил Моск. консерваторию по классу дирижирования M. M. Багриновского. В 1946-57 гл. дирижёр симф. оркестра Харьковской, с 1957 - Горьковской филармоний. В 1963-64 дирижировал в Большом т-ре операми "Пиковая дама" и "Борис Годунов". Активный пропагандист творчества сов. композиторов и совр. зарубежной музыки. Выступает как симфонический дирижёр в Москве, Ленинграде и др. городах СССР. Литература: Елисеев И., Гришин Г., Преданность музыке, "СМ", 1967, No 12; Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969. |
Аполлон Селивёрстович (1841, Ахтырка, ныне Сумской обл. УССР - 25 II (9 III) 1875, Петербург) - рус. композитор. По образованию химик. Окончив ф-т естеств. наук Петерб. ун-та (1863), поступил на службу в Департамент уделов. В 1863-1867 изучал за границей химию и сельское хозяйство. С 1869 преподавал в Петерб. земледельч. ин-те. В 1857 познакомился с М. А. Балакиревым, занимался композицией под его руководством, стал чл. "Могучей кучки". На собраниях кружка выступал как пианист и композитор. Талант его высоко ценили Балакирев, М. П. Мусоргский. Уязвимой стороной творчества Г. было отсутствие серьёзной проф. подготовки. Большинство его сочинений создано в 1857-61. В дальнейшем отошёл от муз. деятельности, прервал связь с Балакиревским кружком. Сохранилось более 50 произв. (мн. в эскизах), большинство из них для фп. Среди сочинений Г. - симф. Allegro "Да будет свет" (Es-dur, 1-я ч. из незаконч. симфонии; исп. 1861, под упр. К. Б. Шуберта), "Симфоническая соната для оркестра", отрывки из музыки к "Фаусту", струн. квартет "Дурацкое, или Комическое скерцо", вок.-инстр. пьеса "Боярин Орша" (по поэме М. Ю. Лермонтова, наброски), неск. фп. скерцо (в т.ч. c-moll op. 8, 1850; a-moll, 1852; скерцо в 3 руки, 1862), 2 части фп. сонаты, романсы. Литература: (Кюи Ц. A.), Аполлон Сильвёрстович Гуссаковский. (Некролог), "СПб. ведомости", 1875, 12 марта, No 69; то же, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1952, с. 257-59; Гозенпуд A., Погибший талант (А. С. Гуссаковский), "СМ", 1951, No 4; Лысич Л., Забытые композиторы "Могучей кучки". Аполлон Гуссаковский, "МЖ", 1973, No 3. |
Гуссенс Ю. (Goossens) Юджин (26 V 1893, Лондон - 13 VI 1962, там же) - английский дирижёр и композитор. По нац. бельгиец. Учился в Брюгге (1903), Ливерпуле, Лондоне, с 1907 - в Корол. муз. колледже у Ч. Вуда (теория) и Ч. Станфорда (композиция). В 1911-15 скрипач оркестра "Куинс-холла" в Лондоне. В 1916-20 дирижёр (ассистент Т. Бичема) в Брит. нац. оперной компании, с 1922 - в т-ре "Ковент-Гарден". С 1916 выступал с англ. ведущими симф. оркестрами. В 1921 организовал собств. оркестр. Дирижировал в Лондоне спектаклями "Русского балета С. Дягилева" (1921 и 1926) и собств. операми. Работал в США и в Австралии - дирижировал симф. оркестрами в Рочестере (1923-31), Цинциннати (1931-46) и др.; в 1947-56 был директором консерватории и дирижёром симф. оркестра в Сиднее. Композиторское творчество Г. эклектично (от влияния импрессионистов до приёмов додекафонии). Написал автобиографию (1951). Сочинения: оперы - Юдифь (1929, Ковент-Гарден, Лондон), Дон Хуан де Маньяра (1937, там же); балет - Школа в кринолине (L'Йcole en crinoline, 1921); оратория - Апокалипсис (1951); для орк. - 2 симфонии (1940, 1944), симфониетта (1922), симф. поэмы Персей (1914) и Вечный ритм (The eternal rhythm, 1920), Ритмический танец (Rhythmic dance, 1927), Вариации на китайскую тему (1911), симф. прелюд Оссиан (1915); концерты с орк., в т.ч. фантазия-концерт для фп. (1943); камерно-инстр. ансамбли, струн. квартет, секстет (1923) и др.; для фп. - Калейдоскоп (Kaleidoscope, сюита из 12 пьес, 1918), циклы пьес; баллады для арфы; песни, музыка для драм. т-ра. Литература: Hull R., E. Goossens, "ML", XII, 1931; Silbermann A., Introduction а une sociologie de la musique, P., 1955. З. Г. Палюх. |
Казис Винцо (р. 22 VIII (4 IX) 1909, дер. Катлеришкяй, ныне Аникщяйского р-на Литов. ССР) - сов. певец (лирико-драм. тенор) и педагог. Нар. арт. Литов. ССР (1959). В 1939 окончил Каунасскую консерваторию у С. Марини, с того же года солист Каунасского, затем Вильнюсского оперных т-ров (выступал до 1964). Среди партий - Андрей ("Мазепа"), Шуйский ("Борис Годунов"), Дон Карлос, Альфред, Радамес, Каварадосси; Рудольф ("Богема"), Хозе, Фауст; Лютаурас ("Гражина" Карнавичюса), Вашкис ("Марите" Рачюнаса). Как конц. певец участвовал также в исполнении вок.-симф. произв., в т. ч. 9-й симфонии Бетховена, реквиема Верди, Stabat mater Россини, кантат "Советская Литва" Рачюнаса, "Мария Мельникайте" Кленицкиса. С 1963 преподаватель Вильнюсской муз. школы им. Ю. Таллат-Кялпши. |
Наталья Григорьевна (р. 14 XI 1942, Казань) - сов. виолончелистка. Окончила в 1964 Моск. консерваторию по классу виолончели Г. С. Козолуповой, в 1968 - аспирантуру при Ленингр. консерватории (рук. М. Л. Ростропович). Лауреат Всес. конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1961, 2-я пр.), Междунар. конкурсов виолончелистов им. А. Дворжака в Праге (1961, 1-я пр.), им. П. И. Чайковского в Москве (1962, 3-я пр.), камерных ансамблей в Мюнхене (совм. с А. А. Наседкиным, 1967, 1-я пр.). С 1967 преподаёт в Моск. консерватории. С 1962 гастролирует за рубежом. И. М. Ямпольский. |
Теодор Давидович (р. 29 X (11 XI) 1905, Киев) - сов. пианист и педагог. Игре на фп. обучался в Киевской консерватории, затем у Г. Г. Нейгауза в Моск. консерватории, к-рую окончил в 1930. Участник Междунар. конкурса пианистов им. Ф. Шопена (8-я пр., 1932, Варшава) и Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (3-я пр., 1933, Москва). С 1930 преподаватель, в 1940 и с 1962 профессор Моск. консерватории. С 1944 проф. Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных, зав. кафедрой спец. фп. Среди учеников Г. - В. М. Тропп идр. |
Борис Львович (р. 4 VII 1931, Витебск) - сов. скрипач. Засл. арт. РСФСР (1962). Окончил в 1954 Ленингр. консерваторию по классу скрипки Ю. И. Эйдлина, в 1958 под его рук. аспирантуру. Лауреат Междунар. конкурсов скрипачей им. Й. Славика и Ф. Ондржичека в Праге (1956, 1-я пр.), им. М. Лонг - Ж. Тибо в Париже (1957, 1-я пр.) и им. П. И. Чайковского в Москве (1962, 1-я пр.). Концертирует в Ленинграде и др. городах СССР, с 1958 преподаёт в Ленингр. консерватории. С 1973 профессор. Гастролирует за рубежом. |
Симон (год и место рожд. неизвестны - 1685, Москва) - органный мастер, органист, основатель нотопечатания в России. По национальности поляк. Служил при моск. Оружейной палате (1654-85). Построил вместе с учениками много органов (в каждом не более 12 регистров). Органы Г. находились в Грановитой палате Кремля и в домах бояр A. C. Матвеева, Н. И. Романова и др. в Москве. В составе посольства Ф. Я. Милославского совершил путешествие в Персию (1662-64), сопровождая орган собств. работы, посланный царём Алексеем Михайловичем в подарок шаху Аббасу II. Орган работы Г. был отправлен также бухарскому хану Абдул-Азизу (1675). В 1677 изобрёл станок и начал печатать нотные оттиски. С 1672 работал органистом в придв. театр. оркестре, в сопровождении к-рого ставились спектакли в Кремле и в селе Преображенском. Два сына Г. - Иван Г. (ум. 1693) и Самойло Г. - также органостроители. Среди др. учеников Г. - Л. и М. Афанасьевы, Д. Михайлов, С. Максимов (обучались в период 1669-78). Литература: Вольман Б. И., О начале нотопечатания в России, "СМ", 1953, No 5; его же, Русские нотные издания XIX - начала XX в., Л., 1970; Ройзман Л. И., Из истории органной культуры в России (2-я пол. XVII в.), в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960, с. 565-97. Л. И. Ройзман. |
Василий Петрович (10 (22), по др. данным - 2 (14) IV 1864, Кишинёв - 30 V, по др. данным - 16 III 1947, Одесса) - сов. виолончелист, педагог-методист, деятель муз. просвещения. Окончил физико-математич. ф-т Новороссийского ун-та. В 1886-87 учился игре на виолончели в классе К. Ю. Давыдова в Петерб. консерватории, к-рую окончил в 1890 по классу А. В. Вержбиловича. Одновременно занимался по теории композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Работал в Кишинёве (1893-1907), Екатеринодаре (1908-11), Херсоне и Николаеве (1915-17), где преподавал, был директором муз.-уч. заведений, выступал как виолончелист, лектор и муз. писатель. Основанная им в 1893 в Кишинёве муз. школа (существовала 2 года, вновь создана в 1900) с бесплатными курсами хор. пения и чтения нот стала муз.-просветит. центром города (в 1907 закрыта властями). В 1912-15 вёл класс виолончели в Нар. консерватории в Петербурге, читая лекции по истории смычкового иск-ва. С 1917 преподаватель, в 1920-25 профессор Одесской консерватории. Один из первых рус. методистов в области виолончельного иск-ва, Г. много сделал для популяризации "давыдовской, или русской" школы виолончельной игры, раскрыв её прогрессивное значение. Разносторонняя деятельность Г., отличавшаяся демократич. направленностью, способствовала развитию муз. образования и просвещения в рус. провинции. В особенности велико её значение в развитии муз. культуры Бессарабии (ныне в Молд. ССР). Сочинения: В ожидании реформы. Мысли о задачах муз. образования, СПБ, 1891; К. Ю. Давыдов, как основатель школы, "Артист", 1891, No 16; Психологические основы и задачи музыкального образования, "Русское богатство", 1891, No 3; Материалы для первоначального преподавания музыки, вып. 1. Первые уроки пения, вып. 2. Первые уроки игры на фортепиано, М., 1899; Carl Davidoff und seine Art das Violoncell zu behandeln, M., 1899; рус. пер. - К. Ю. Давыдов, как основатель школы. Предисл., ред. и прим. Л. С. Гинзбурга, М.-Л., 1950; Виолончельная литература последних лет, "РМГ", 1907, No 41-43; Виолончельный класс К. Ю. Давыдова в Санкт-Петербургской консерватории, там же, 1914, No 7-8, и др. Литература: Котляров Б., Музыкально-общественный облик В. П. Гутора, "Музыкальная жизнь Молдавии", 1958, No 1; его же, Музыкальная жизнь дореволюционного Кишинёва, Кишинёв, 1967, с. 49-94; Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Русская классич. виолончельная школа (1860-1917), М., 1965, с. 236-42. И. М. Ямпольский. |
Мэтью (Матвей) - см. Гатри М. |
Александр Богданович (1818-1882) - рус. нотоиздатель. По национальности немец. В 1859 осн. в Москве муз.-издат. фирму. После его смерти владельцем фирмы стал его сын - Карл Александрович Г. (1851 - после 1914), к-рый значительно расширил фирму, приобретя в 1886 все нотные издания P. P. Стелловского, владевшего также досками ряда др. изд-в (собств. нотопечатни фирма Г. не имела). Изд-во Г. было одним из крупнейших в дореволюционной России. Оно специализировалось на выпуске оперных клавиров рус. и зап.-европ. композиторов (в числе к-рых сочинения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Н. Верстовского, А. Н. Серова, А. С. Аренского, Ш. Гуно, Дж. Мейербера, Дж. Верди и др.). Фирма опубликовала большинство произв. С. В. Рахманинова, часть романсов и фп. пьес М. А. Балакирева, собр. романсов А. Е. Варламова и А. Л. Гурилёва и др. Со дня основания было выпущено 12 000 названий. В 1914 фирма Г. перешла к С. А. и Н. К. Кусевицким - владельцам "Российского музыкального издательства". И. М. Марков. |
Гуцулка - украинский нар. танец; распространён на Гуцулыцине. Разновидность коломыйки. В отличие от коломыйки, вторая часть Г. наз. козак (см. Казачок). Муз. размер - 2/4: Г.- массовый парный танец, в основном круговой. |
Xюбнер (Hьbner) Иоганн (1696, Варшава - ок. 1750) - скрипач и капельмейстер. По нац. немец. Первоначальное муз. образование получил в Варшаве. Учился игре на скрипке у Розеттера в Вене (1714), с к-рым в качестве дирижёра капеллы графа Кинского приехал (ок. 1720) в Россию. С 1722 капельмейстер капеллы герцога Голъштейнского, с 1727 придв. концертмейстер и дирижёр. В 1730 организовал в Петербурге придв. оркестр (гл. обр. из иностр. музыкантов) и был его первым капельмейстером, позже создал т. н. бальный оркестр (из рус. учеников-музыкантов). С 1740 руководил учреждённым при придв. капелле инстр. классом - первой в России орк. школой. На рус. службе находился, по-видимому, до 1746. Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. II, вып. 4, М.-Л., 1928, гл. XIII. И. M.Ямпольский. |
Гюден Х. (Gьden) Хильда (р. 15 IX 1917, Вена) - австр. певица (сопрано). Выступала в оперных т-рах Мюнхена, Вены, Рима и Флоренции, с 1946 - на Зальцбургских фестивалях, до 1951 - в миланском т-ре "Ла Скала"; гастролировала в Нью-Йорке ("Метрополитен-опера"), Гамбурге, Лондоне. Участвовала в амер. премьере оперы И. Ф. Стравинского "Похождения повесы", пела гл. женские партии в "Пелеасе и Мелизанде" Дебюсси, "Возвышении и падении города Махагони" Вейля, "Поругании Лукреции" Бриттена и во мн. операх классич. репертуара. Выступала в оперетте, а также как камерная певица. |
Никола (р. 17 VIII 1936, Павликени, Болгария) - болг. певец (бас). Нар. артист НРБ (1971). По образованию художник. Начальную вок. подготовку получил будучи участником худож. самодеятельности. Совершенствовался у X. Т. Брымбарова (с 1959). Солист Софийской нар. оперы с 1961. Получил первую премию на 2-м Междунар. конкурсе молодых оперных певцов в Софии в 1963. Гастролировал в Большом т-ре (Москва), "Ла Скала" (Милан), "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), "Гранд-Опера" (Париж), "Ковент-Гарден" (Лондон), в оперном т-ре в Токио и в др. Обладает красивым голосом и ярким актёрским дарованием. Лучшие партии: Борис Годунов, Досифей, Филипп II, Мефистофель, Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Галицкий. Димитровская пр. (1967). А. Абаджиев. |
Гюн А. (Gun) Айдын (р. 1917, Аласонье, Греция) - турецкий певец (тенор) и режиссёр. В 1942 окончил Анкарскую консерваторию (оперное отделение). Дебютировал в 1941 (в партии Пинкертона). Пел на мн. европ. сценах. С 1952 выступает также как режиссёр (был постановщиком первой турецкой оперы - "Керем" Сайгуна). Осуществил пост. мн. опер на сценах Франции, Австрии, Италии и др. европ. стран. Один из основателей Стамбульского оперного т-ра (1960). С 1965 генеральный директор Анкарского гос. оперного т-ра, с 1971 рук. и гл. реж. Стамбульского т-ра оперы и балета. Пост. в этих т-рах оперы: "Свадьба Фигаро", "Кармен", "Богема", "Аида", "Бал-маскарад"; "Марта" Флотова, "Сказки Гофмана" Оффенбаха и др. |
Гюнтер Ю. (Gunther) Юлиус (1 III 1818, Гётеборг - 22 III 1904, Стокгольм) - швед, певец (тенор), педагог и хор. дирижёр. Чл. Швед. академии музыки (1854). Учился пению под руководством отца. Дебютировал в 1838 в партии Фра-Дьяволо в Шведской корол. опере. Солист этого т-ра в 1839-56. Брал уроки у М. Гарсиа в Париже (1846-47). Гастролировал во мн. городах Европы как оперный и конц. певец. Особенно успешно исполнял лирич. партии. Среди партий Г.: Рауль ("Гугеноты"), Макс ("Вольный стрелок" Вебера), Поллион ("Норма"), Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Нарцисс ("Турок в Италии" Россини). В 1850-62 преподавал в Корол. оперной школе, в 1858-1902 - в консерватории (с 1854 профессор) в Стокгольме. В 1860-72 рук. Нового гармонич. об-ва. Среди учеников - певицы: Э. Гульбрансон, С. Эк, Л. Микаэли; певцы: Ф. Арльберг, О. Арнольдсон, Ю. Форселль и др. Литература: Hedberg F., Julius Gьnther, в кн.: Svenska opera-sеngare, Stockh., 1885; Julius Gьnther, "Svea", Upsala, 1905, s. 238-4З. И. В. Одаховская. |
Николай (р. 13 IX 1929, Лыджене, ныне Велинград) - болг. оперный певец (бас). Нар. арт. НРБ (1962). Учился в Софийской гос. консерватории у X. Т. Брымбарова (1949), совершенствовался в Ленингр. (1950-1951), затем в Моск. консерваториях (окончил в 1955 по классу Р. Я. Альперт-Хасиной). Получил Большой приз на Междунар. конкурсе певцов в Париже (1955). Дебютировал как оперный певец в Софийской нар. опере в роли Дон Базилио (1956). В 1957-58 солист Большого т-ра в Москве, гастролировал в др. городах СССР, в Италии (первый бас "Ла Скала") и в др. странах. Г. обладает сильным, красивым голосом большой гибкости и широкого диапазона, музыкальностью и яркой артистичностью; для него характерно единство вокального и сценич. воплощения образа. Лучшие партии: Борис (в ней выступил на Зальцбургском междунар. фестивале, 1965) и Варлаам ("Борис Годунов"), Рамфис ("Аида"), Филипп II, Мефистофель; Креон ("Медея" Керубини), Падре Гардиано ("Сила судьбы" Верди), Гомец да Сильва ("Эрнани" Верди), Дон Жуан и Лепорелло; Марсель ("Гугеноты") и др. Димитровская пр. (1959). Литература: Казака Т., Откраднати мигове, София, 1972. В. Крыстев. |