Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Г" (часть 12, "ГУК"-"ГЯУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 12, "ГУК"-"ГЯУ")

Гукова М. Г.

Маргарита Георгиевна (16 (28) III 1887, Житомир - 30 VII 1965, Москва) - сов. певица (сопрано) и педагог. В 1906 окончила Моск. консерваторию по классу пения У. А. Мазетти. В 1906-14 солистка Большого т-ра (Москва). Дебютировала в партии Татьяны и была одной из лучших ее исполнительниц. Среди др. партий - Горислава ("Руслан и Людмила"), Прилепа ("Пиковая дама"), Маша ("Дубровский"), Тамара; Памина ("Волшебная флейта"), Шарлотта ("Вертер"), Эльза ("Лоэнгрин"), Миньона ("Миньона" Тома), Мими, Маргарита. Гастролировала по городам страны с мужем - певцом А. В. Богдановичем. В 1919-21 преподавала в Оперной студии Большого т-ра, в 1935-38 - в Оперно-драматич. студии им. К. С. Станиславского, в 1950-55 - в Моск. консерватории. В 1921-38 руководитель вок. части Оперного т-ра им. К. С. Станиславского.

В. И. Зарубин.

Гулак-Артемовский С. С.

Артемовский Семён Степанович (4(16) II 1813, ныне г. Городище Черкасской обл. - 5(17) IV 1873, Москва) - укр. оперный певец (баритон), композитор, драматич. артист, драматург. Учился в Киевской духовной семинарии, с детских лет пел в хоре киевского митрополита и позже в хоре киевского викария. В 1838 в результате отбора в Придв. певческую капеллу был вывезен М. И. Глинкой в Петербург, где под его рук. готовился к деятельности оперного певца. По совету Глинки уехал в Италию, занимался у П. Романи. В 1841 дебютировал во Флорентийском оперном театре. В 1842-64 был в составе русской оперной труппы в Петербурге, периодически выступая в спектаклях итальянской оперы и в драматических спектаклях. В 1864-65 солист Большого театра в Москве.

Г.-А. обладал исключительно сильным и красивым голосом, а также большим драматич. талантом. В его репертуаре была 51 оперная партия, среди к-рых: Руслан; Мазетто ("Дон Жуан"), Антонио, Лорд Генрих Эштон ("Линда ди Шамуни", "Лючия ди Ламмермур" Доницетти) и др.

Композиторская деятельность Г.-А. началась в 1851 созданием музыки к "Картине степной жизни цыган" и вок.-хореографич. дивертисменту "Украинская свадьба". В 1863 на сцене Мариинского т-ра в Петербурге была пост. опера Г.-А. "Запорожец за Дунаем" (либретто собств.), в к-рой партию Карася исполнил сам автор. Музыка оперы привлекает укр. нар.-песенным колоритом. Г.-А. - автор музыки к собств. водевилю "Ночь накануне Иванова дня" (1852), драме "Кораблекрушители" (1853), романсов и песен, в т.ч. песни "Стоптъ явiр над водою", посвященной Т. Г. Шевченко (1858), и "Спать менi не хочеться" (1861), написанной для Д. М. Леоновой.

Г.-А. был другом Т. Г. Шевченко, поддерживал товарищеские взаимоотношения с мн. передовыми людьми своего времени. Автор статистико-географич. таблицы городов Российской империи (1854) и проекта Петерб. водопровода (1858). По отзывам современников Г.-А. был талантливым художником- миниатюристом.

Литература: Финдейзен Н., Письма из заграницы русского певца Михайлова-Остроумова (1839-1841), в сб.: Музыкальная старина, вып. II, СПБ, 1903, с. 160-70; Ревуцький Д., С. С. Артемовський-Гулак i його комiчна опера "Запорожець за Дунаем", Кипв, 1936; Бернандт Г. и Ямпольский И., С.С. Гулак-Артемовский и его русские связи, в кн.: Из истории русско-украинских музыкальных связей, М., 1956; Кауфман Л., С. С. Гулак-Артемовський, Кипв, 1962 (в пер. на рус. яз., М., 1973).

Л. С. Кауфман.

Гулд Г.

Гулд Г. (Gould) Глен (р. 25 IX 1932, Торонто) - канад. пианист, органист и композитор. Окончил в 1952 консерваторию по классу фп. у А. Герреро в Торонто. Впервые публично выступил в 1947. В 1955 дебютировал в Вашингтоне, в 1957 гастролировал в СССР, Берлине и в том же году с триумфом выступал на Всемирной выставке в Брюсселе.

Г. - ярко самобытный пианист. Его игру отличают напряжённая мысль, волевое начало и экспрессия, завершённость в лепке формы как в целом, так и в деталях, точное пианистич. мастерство. Г. прославился как выдающийся интерпретатор И. С. Баха. В его репертуаре также произв. Л. Бетховена, И. Брамса, П. Хиндемита, А. Берга. Тяготеет к крупной форме (Итальянский концерт, партиты, Гольдберг-вариации, клавирные концерты NoNo 1 и 5 Баха; сонаты NoNo 29, 30, 31 и 32, концерт No 4, транскрипция Ф. Листа симфонии No 5 Бетховена). Столь же совершенно его исполнение трёхголосных инвенций Баха. Во 2-й пол. 1960-х гг. Г. прекратил конц. деятельность, ограничив себя записями на грампластинки. Г. - автор камерно-инстр. произв.

Сочинения: So you want to write a fugue, (s. 1.), 1964.

Литература: Рабинович Д., На симфонических концертах, "СМ", 1957, No 7, с. 108-09; Коган Г., Глен Гульд, в его кн.: Вопросы пианизма. Избр. статьи, М., 1968, с. 401-02.

В. Ю. Дельсон.

Гулд М.

Гулд М. (Gould) Мортон (р. 10 XII 1913, Нью-Йорк) - амер. композитор, пианист и дирижёр. Учился у В. Джонса в Ин-те муз. иск-ва в Нью-Йорке (композиция, 1926-28). В 30-х гг. выступал как эстр. пианист-импровизатор, дирижёр; был аранжировщиком, вёл муз. программы ведущих радиостанций США, писал музыку к радиопостановкам. Получил известность после исполнения в 1936 (под упр. Л. Стоковского) его пьесы "Хорал и фуга в джазовом стиле" для 2 фп. с оркестром (соч. 1932) и особенно орк. сюиты "Спиричуэлы" для "хора" струнных с оркестром (соч. 1937, исп. 1941). В творчестве Г. сочетаются черты неоклассицизма, джаза, амер. нар. песни, блюза, спиричуэлов и др.; использовал также лат.-амер. танц. ритмы. В ряде соч. 50-70-х гг. применял серийную технику. Наиболее известны симфониетты и небольшие сольные инстр. концерты, к-рые он называет "концертетты".

Сочинения: балеты - Легенда осенней реки (Fall river legend, 1948, Нью-Йорк), Фиеста (1957, Канны); сюита для 2 чтецов, речевого муж. хора и орк. Декларация (Declaration, посв. Декларации независимости, 1957); для орк. - 4 симфонии (1942-52), симфония Уэст-Пойнт (для бэнда, 1952), 3 американские симфониетты (1933-37), Лат.-амер. симфониетта (1940), Ковбойская рапсодия (Cowboy rhapsody, 1942), концерт (1945), сюиты Минстрел-шоу (1946), пьеса Колумбия (1966), Симфония спиричуэлов (1976), Амер. баллады (1976); концерты с орк. - для фп. (1937), скр. (1938), альта (1943), для 2 фп. (1953); сюита для трубы и 3 валторн (1979) и др.; пьесы для фп., в т. ч. Рег-блюз-рег и Буги-вуги-этюд; эстр. песни, музыка к кинофильмам и телепостановкам.

Гульбрансон Э.

Гульбрансон Э. (Gulbranson; наст. фам. - Нордгрен, Nordgreen) Эллен (8 III 1863, Стокгольм - 2 I 1947, Осло) - швед. оперная артистка (драматич. сопрано). Чл. Швед. муз. академии (с 1910). Пению училась в Стокгольмской консерватории у Ю. Гюнтера, совершенствовалась в Париже у М. Маркези и Э. Кеннет. Дебютировала в 1886 в концерте в Стокгольме, в 1889 впервые выступила на оперной сцене, после чего была принята в труппу Корол. оперы, где вскоре стала солисткой. В 1896 получила мировую известность, выступив на Байрёйтском фестивале в партии Брунгильды в вагнеровской тетралогии "Кольцо нибелунга". С этого времени Г. одновременно с работой в Корол. опере гастролировала как концертная и оперная певица в крупнейших городах Европы, в т.ч. в Берлине, Париже, Амстердаме, Лондоне, Москве, Осло; регулярно выступала в Байрёйте в операх Р. Вагнера под рук. З. Вагнера. Обладала сильным выразит. голосом широкого диапазона (пела и альтовые партии). Г. увлекала слушателей искренностью исполнения и темпераментом. Кроме партии Брунгильды, исполнявшейся Г. на протяжении мн. лет, она с большим успехом пела партии Елизаветы, Кундри, Ортруды, Изольды ("Тангейзер", "Парсифаль", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда" Вагнера), Амнерис, Азучены ("Аида", "Трубадур"). После 1923 преподавала пение в Осло.

Литература: Еlsta F., Boken om Ellen Gulbranson, Oslo, 1950.

Л. Г. Михайлов.

Гульда Ф.

Гульда Ф. (Gulda) Фридрих (р. 16 V 1930, Вена) - австр. пианист и композитор. Учился в Академии музыки у Д. Зейдльхофера (фп.) и Й. Маркса (теория) в Вене. 1-я пр. на Междунар. конкурсе пианистов в Женеве (1946). Гастролировал в Европе, Сев. и Юж. Америке, Юж. Африке. Г. как интерпретатор отличается точным следованием авторскому замыслу, проникновенным воплощением стиля исполняемого произв. Репертуар Г. широк, в его основе цикл 32 сонат Л. Бетховена. Импровизирует также в стиле джаза. Г. - автор ряда инстр. произв., а также 7 "Песен висельников" для баритона и 2 фп. и др.

Гульельми П. А.

Гульельми П. А. (Guglielmi) Пьетро Алессандро (9 XII 1728, Масса-Каррара - 18 XI 1804, Рим) - итал. композитор и капельмейстер. Музыке обучался у своего отца, придв. капельмейстера Дж. Гульельми, и у Ф. Дуранте в консерватории в Неаполе. Как композитор дебютировал в 1755. С 1762 был придв. капельмейстером в Дрездене и Брауншвейге. В 1767-72 работал в Королевском т-ре в Лондоне, где ставил свои оперы и дирижировал ими. Вернувшись в Италию, занимался преим. композицией. Операм Г. свойственны типич. черты итал. комич. оперы 18 в. - яркость колорита и ритмич. гибкость; непосредственность выражения чувств, живость сценич. ситуаций. Г. принадлежит также мн. вок., симф. и камерно-инстр. произв. (в т.ч. и церк.). С 1793 капельмейстер собора св. Петра в Риме.

Сочинения: оперы (ок.100), в т.ч. (пост. в Лондоне) - Ифигения в Авлиде (1768), Эцио (1770), Безумие Орландо (Le Pazzie di Orlando, 1771), Карнавал в Венеции (Il carnevale di Venezia, 1772), Деметрий (1772); (пост. в Венеции) - Мирандолина (1773), Томира, царица Скифская (Tomiri, regina de Sciti, 1795, в 1800 пост. также в Петербурге), Эней и Лавиния (1785), Благородная пастушка (La pastorella nobile, 1788), Прекрасная рыбачка (La bella pescatrice, 1789); Влюбленная служанка (La serva innamorata, 1790); 9 ораторий; орк. и камерные произв., церк. музыка.

Сын Г. - Пьетро Карло Г., прозв. Гульельмини (Guglielmini) (ок. 1763, Неаполь или Рим - 28 II 1817, Неаполь), - итал. композитор и капельмейстер. Учился в консерватории в Неаполе. Как композитор дебютировал в 1794 (опера "Деметрио", Мадрид). Представитель неаполитанской оперной школы, непосредств. предшественник Дж. Россини, Г. написал св. 40 опер. Излюбленным жанром композитора была опера-буффа. Среди его опер: "Выбор жениха" ("La scelta dello sposo", 1805, Венеция), "Любовь всё побеждает" ("Amor tutto vince", 1805, Неаполь), "Две свадьбы, но один муж" ("Due nozze e un sol marito", 1806, Лондон), "Открытая война, или Астуция против Астуция" ("Guerra aperta ossia Astuzia contro Astuzia", 1807, Рим) и др. В 1817 в Неаполе с большим успехом была пост. последняя опера Г. "Паоло и Виргиния". Г. принадлежит также ряд опер-сериа ("Ромео и Джульетта", 1810, Лондон, и др.). С 1814 Г. был придворным капельмейстером герцогини Беатриче в Масса-Каррара.

Гуляев Ю. А.

Юрий Александрович (р. 9 IX 1930, Тюмень) - сов. певец (лирич. баритон). Нар. арт. СССР (1968). Чл. КПСС с 1964. В 1954 окончил Уральскую консерваторию (Свердловск) по классу пения Ф. И. Образцовской. В 1955-56 пел в Свердловском, в 1956-60 - в Донецком оперных т-рах. С 1960 солист Укр. т-ра оперы и балета. Среди многочисл. партий: Евгений Онегин; Роберт ("Иоланта"), Фигаро, Эскамильо; Граф ди Луна ("Трубадур"), Ренато ("Бал-маскарад"), Папагено ("Волшебная флейта"), Листрат ("В бурю"), Щорс ("Щорс" Лятошинского), Листницкий ("Тихий Дон" Дзержинского) и др.

Исполнению Г. свойственны непринуждённость, лёгкость, большая музыкальность. Выступает как конц. певец, уделяя особое внимание пропаганде сов. песни (в его конц. репертуаре св. 200 произв.). Гастролирует в городах Сов. Союза и за рубежом (Бельгия, Болгария, Венгрия, Канада, Куба, США, Франция, Чехословакия, Швейцария, Югославия и др.). Снимался в фильме "Украинская рапсодия" (Вадим). Г. - автор песен, в т.ч. "Мне дарила Россия" (сл. И. Шаферана), "Берегите друзей" (баллада, сл. Р. Гамзатова), "Желаю Вам" (сл. Р.Рождественского) и др.

Литература: Добрынина Е., Юрий Гуляев, "СМ", 1971, No 2.

Л. С. Кауфман.

Гуменюк А. И.

Андрей Иванович (р. 22 VI 1916, с. Левковка, ныне Винницкой обл.) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1971). В 1949 окончил дирижёрско-хоровой ф-т Киевской консерватории, в 1952 аспирантуру при Ин-те искусствознания, фольклора и этнографии. С 1952 работал в этом ин-те (в 1958-71 ст. научный сотрудник). С 1971 зав. кафедрой народного хор. пения в Киевском ин-те культуры. Автор исследований, книг, брошюр, статей в периодич. печати по нар. танцу, нар. инстр. музыке и нар. инструментам. Составитель ряда сборников ("Украпнськi народнi танцi", 1962, 1969, "Украпнськп народнп танцювальнп мелодпп", 1955, и др.). Участвовал в издании многотомной серии "Украинское народное творчество" (изд. 6 тт.).

Сочинения: Украпнськi народнi хор, Кпев, 1955; Народне хореографiчне мистецтво Украпни, Кипв, 1963; Украпнськi народнi музичнi iнструменти, Кипв, 1967; Инструментальная музыка, Киев, 1972, и др.

H. Н. Сидоренко.

Гуммель И.

Хуммель (Hummel) Иоганн (Ян) Непомук (14 ХI 1778, Пресбург, ныне Братислава - 17 X 1837, Веймар) - австр. композитор, пианист и педагог. Ученик В. А. Моцарта и А. Сальери. В 1804-11 капельмейстер князя Эстерхази в Эйзенштадте (Австро-Венгрия), в 1816-19 придворный капельмейстер в Штутгарте, позднее в Веймаре; преподавал в Вене. Творчество Г. - важное звено в развитии фп. музыки от венских классиков до романтиков. В его произв. смелое новаторство в области виртуозной фактуры сочетается с изящной, романтич. манерой письма. Наиболее самобытно талант Г.-композитора проявился в фп. концертах. Концерты Г. a-moll и h-moll служили образцами для многих композиторов, в т.ч. для молодого Шопена. Нек-рые соч. Г. (этюды, каденции к концертам Моцарта, отдельные пьесы) не утратили до сих пор педагогич. значения. Блестящий пианист-виртуоз, Г. концертировал во мн. странах (Англия, Бельгия, Голландия). В нач. 1822 состоялись авторские концерты Г. в Москве, Петербурге, где он исполнял специально написанную для этих выступлений фантазию на рус. песни для оркестра, хора и фп. - "Полимелос". В 1829 в Петербурге была переведена и издана школа для фп. Г. - "Обстоятельное теоретическое и практическое наставление к фортепианной игре" ("Ausfьhrlich theoretisch-praktische Anweisung zum Pianofortespiel..." (W., 1898).

Сочинения: 9 опер; 5 балетов; 7 концертов для фп. с орк.; для фп. - сонаты, рондо, фантазии, вариации и др. (Полн. собр. соч. для фп. и др. в 21 кн. в Париже - "Collection complиte des oeuvres pour le pianoforte", P.); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. 6 трио, 3 квартета, квинтет, септет; церк. хоры и др.

Литература: Benyovszky К., Hummel in Weimar, "Zenei Szemle", 1929, I; его же, J. N. Hummel. Der Mensch und Kunstler, Bratislava, 1934 (нотография); Davis R., The Music Of I. N. Hummel, "MR", 1965, No 26.

В. А. Натансон.

Гунке И. К.

Иосиф (Осип) Карлович (9 II 1802, Йозефов - 5(17) XII 1883, Петербург) - рус. муз. теоретик, композитор и педагог. По национальности чех. Занимался у органиста Пеля в Рокитнице. В 1823 переселился на Украину, нек-рое время был учителем музыки в Полтавской губ. В 1827-31 изучал контрапункт у Лиммера в Вене. С 1834 работал в Петербурге (скрипач и органист, позднее начальник Нотной конторы имп. т-ров). С 1864 преподавал теорию музыки в Придв. певч. капелле, с 1872 также библиотекарь Петерб. консерватории. У Г. учились Ю. К. Арнольд, H. P. Ласковский, О. А. Петров, его советами пользовался А. Н. Серов. Г. был дружен с М. И. Глинкой. Автор оратории "Потоп", реквиема, мессы, фп. пьес, песен и др.

Сочинения: Новейшая фортепианная метода, СПБ, 1839 (совм. с Ф. Дробишем); Краткое руководство к изучению гармонии, СПБ, 1852; Руководство к сочинению музыки. Отд. I. Учение о мелодии, СПБ, 1859; то же, Отд. II. О контрапункте, СПВ, 1861; то же, Отд. III, О формах музыкальных произведений, СПБ, 1863; Письма о музыке, СПБ, 186З.

Гуно Ш. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гунст Е. О.

Евгений Оттович (26 V (7 VI) 1877, Москва - 1938, Париж) - рус. композитор и муз. критик. По профессии присяжный поверенный. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. По композиции занимался у Р. М. Глиэра, Н. С. Жиляева и А. Б. Гольденвейзера. Организатор и учредитель Моск. об-ва распространения камерной музыки (1909). Был дружен с А. Н. Скрябиным. В 1912-17 муз. критик моск. журн.: "Маски", "Музыка", "Рампа и жизнь" (псевд. Е. Г.). В 1918 нек-рое время был директором консерватории в Н. Новгороде. В 1919 дирижёр моск. Камерного т-ра, в 1920 пом. гл. дирижёра воен. оркестров в Петрограде. С 1922 жил в Париже. Автор фп. произв. (в т.ч. "Гейдельбергские эскизы" ор. 6; "Сказки" ор. 7; "Соната-фантазия" ор. 8), романсов на сл. А. И. Апухтина, А. М. Фета и др., а также многочисл. статей.

Сочинения: А. Н. Скрябин и его творчество. (Cб. ст.), М., 1915.

Литература: Из музыкального прошлого, ч. II, М., 1965, с. 164.

Гурвин У.

Гурвин У. (Gurvin) Улав (24 XII 1893, Тюснес - 31 VIII 1974, Осло) - норв. музыковед. Чл. Норв. академии наук (1958). Учился в ун-те в Осло. В 1930-1947 дирижёр хора. С 1937 преподавал в ун-те (с 1957 профессор), где в 1956 основал первую в Осло кафедру музыковедения; в 1958-64 возглавлял основанный им Ин-т музыковедения. Редактор журн. "Norsk musikkliv" (1942-51), серии публикаций "Norsk folkemusikk" (1958-70), музыковедч. сб-ков "Studia musicologica norvegica" (с 1968). Широко пропагандировал совр. норв. музыку, особенно творчество Ф. Валена. Ред.-сост. "Музыкального словаря" ("Musikkleksikon", 1949, 2-е изд. 1959; совм. с Э. Анкером).

Сочинения: Frе tonalitet til atonalitet, Oslo, 1938; Fartein Valen..., Drammen, 1962, и др.

Гурецкий Г. М.

Гурецкий Г. М. (Gуrecki) Генрик Миколай (р. 6 XII 1933, Черница, Силезия) - польский композитор. Учился композиции у Б. Шабельского (1955-60) в Гос. высшей школе музыки в Катовицах. Дебютировал как композитор в 1957 (концерт для 5 инструментов и струн. квартета). Сочинения Г. отличаются ритмич. разнообразием, яркостью колорита, драматизмом и экспрессией, стройностью формы. С 1968 преподаёт теорию музыки в Гос. высшей школе музыки в Катовицах. Гос. пр. 1-й степени (1973).

Сочинения: для орк. - симфония для струн. орк. (с ударными, 1959), Столкновения (Scontri, 1962), Старинная польская музыка (Musique polonaise ancienne, 1969), Музыкальный оттенок (Canticum gradum, 1969), симфония в честь Н. Коперника (1973); для инструментов с орк. - Песнь о радости и ритме (Piesn о radosci i rytmie, для 2 фп. и орк., 1956); для голоса с орк. - К матери (Ad matrem, вок.-симф. поэма, 1973); камерно-инстр. ансамбли - цикл Генезис (I, Элементы для 3 струнных; II, Инструментальные напевы для 15 исполнителей; Ш. Монодрама для сопрано, металлич. ударных инструментов и 6 к-басов - Genesis: I, Elementi per tre archi; II, Canti strumentali per 15 esecutori; III, Monodram, 1963, 1963, 1966), Концерт для 5 инструментов и струн. квартета (1961), сонаты для 2 скрипок (1957, 1961), Хоры (Choros, I - для струнных, 1964; II - для духовых и ударных, 1965), 4 "мюзикетты" ("musiquette", для разл. составов, 1967-70), Эпитафия (Epitaphium, для смеш. хора и камерн. ансамбля, на сл. Ю. Тувима, 1959, 2-я ред., 1967), Монологи I (Monologi I, для сопрано и 3 групп инструментов, собств. текст, 1962); для фп. - соната (1956), пьесы; для органа - кантата (1969); соч. для флейты соло; песни; музыка для драм. т-ра.

Литература: Pociej В., Swit awangardy..., "RM", 1960, No 1.

З. Лисса.

Гурилёв А. Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гурилёв Л. С.

Гурылёв Лев Степанович (1770-1844) - рус. композитор, дирижёр, пианист, педагог. Отец А. Л. Гурилёва. Крестьянин по происхождению, Г. принадлежал к числу крепостных графа В. Г. Орлова. Учился у Дж. Сарти; руководил крепостным оркестром Орлова в имении "Отрада" под Москвой. Преподавал в жен. уч. заведениях Москвы. В 1831 получил вольную (после смерти своего владельца), приписался к сословию ремесленников-мещан.

Автор многочисл. фп. и хор. сочинений; нек-рые из них опубликованы, другие остались в рукописях (архивы Москвы и Ленинграда), мн. произв. известны только по объявлениям в периодич. печати. Г. сыграл видную роль в развитии отечеств. фп. иск-ва. Его вариации на темы нар. песен выходят за рамки простого орнаментирования нар. напева. Одновременно с Д. С. Бортнянским Г. разрабатывал в рус. музыке жанр фп. сонаты. Изданная им Соната ре минор (1794) сочетает классич. принципы развития с широким использованием нар. тематизма (финал - в форме вариаций на тему нар. песни "Выйду ль я на реченьку"). Большой интерес представляет также цикл из 24 прелюдий во всех маж. и мин. тональностях (1810). 4-гол. фуга (ре мажор), завершающая этот цикл, своим монумент. складом напоминает полифонич. части рус. хор. концертов.

Сочинения: для фп. - вариации на темы рус. нар. песен (св. 20), в т.ч. То теряю, что люблю, Скажу, гуси прилетели, Винят меня в народе, За горами, за долами, и др., Русский танец (Камаринская), Соната ре мажор (в 3 частях), полонезы, 24 прелюдии и фуга; для хора, a cappella - духовные концерты, песнопения и др.

Литература: Дроздов A., Трофимова Т., Русская старинная фортепианная музыка, М.-Л., 1946; История русской музыки в нотных образцах, под ред. С. Л. Гинзбурга, т. 2, М., 1949, 1969; Натансон В. A., Николаев A. A., Русская фортепианная музыка. Хрестоматия, вып. 1, М., 1954; Натансон В., Прошлое русского пианизма, М., 1960, с. 178-95; Музалевский В., Русское фортепианное искусство..., Л., 1961; Алексеев A., Русская фортепианная музыка, М., 1963.

О. Е. Левашёва.

Гурлитт В.

Гурлитт В. (Gurlitt) Вилибальд (1 III 1889, Дрезден - 15 XII 1963, Фрейбург, Брейсгау) - нем. музыковед (ФРГ). Изучал музыковедение, историю и философию в ун-тах Гейдельберга и Лейпцига. Был ассистентом своего учителя X. Римана в Муз.-исследоват. ин-те Лейпцигского ун-та. С 1919 жил в Фрейбурге, преподавал в ун-те (1920-58 проф. кафедры музыковедения), рук. осн. им при ун-те муз.-научным ин-том. Фаш. властями был отстранён от работы (1937-45). Продолжая деятельность в Фрейбурге (ун-т, высшая школа музыки), читал лекции в ун-те в Берне (1946-48) и в Базеле (1955-56), работал в разл. науч. об-вах. Чл. Академии наук и иск-в в Майнце и рук. её муз.-науч. комиссии. Инициатор исп. ср.-век. музыки на старинных муз. инструментах (в руководимом им Collegium musicum). Публиковал старин. муз. и муз.-теоретич. сочинения. Был деятельным участником т. н. нового органного движения, возглавленного в нач. 20 в. А. Швейцером, призывавшим к восстановлению старинных принципов органостроения. В сотрудничестве с органным мастером О. Валькером сконструировал в 1921 "орган Преториуса" (по описанию 17 в.). Автор многочисл. трудов по органному иск-ву и истории нем. музыки; ред. 12-го, полностью переработанного издания муз. словаря X. Римана (Personenteil, Bd 1-2, Mainz, 1959-61) и науч. журн. "Archiv fьr Musikwissenschaft" (1952-63, Jahrg, XIX-XX).

Сочинения: Michael Praetorius (Creuzburgensis). Sein Leben und seine Werke, Lpz., 1915 (Diss.; Nachdruck - Hildesheim, 1968); Johann Sebastian Bach. Der Meister und sein Werk, В., 1936, Kassel - Basel, 1959; Musikgeschichte und Gegenwart, Tl 1 - Von musikgeschichtlichen Epochen, Tl 2 - Orgel und Orgelmusik. Zur Geschichte der Musikgeschichtsschreibung. Forschung und Lehre, Wiesbaden, 1966; Musikgeschichte und Gegenwart, Bd 1-2, Wiesbaden, 1966-67 (издано посмертно); Bericht ьber die Freiburger Tagung fьr deutsche Orgelkunst, Kassel, 1926, Nachdruck, Kassel, 1971.

Литература: "AfMw", Jahrg. 16, Trossingen, 1959, H. A (посв. Г.); "Die Musikforschung", Kassel - Basel, 1964, H. 2, S. 105-10 (R. Hammerstein); Eggebrecht H. H., Die Orgelbewegung. - Verцffnete der Walker-Stiftung fьr orgelwissenschaftlicher Forschung, I., Stuttg., 1967.

Б. С. Штейнпресс.

Гурлитт К.

Гурлитт К. (Gurlitt) Корнелиус (10 II 1820, Альтона, близ Гамбурга - 17 VI 1901, там же), нем. композитор. Учился у И. Рейнеке в Альтоне, у И. Хартмана и К. Вейзе в Копенгагене. В 1841-45 учитель музыки в Хиршхольме (около Копенгагена), затем в Альтоне, в 1864-98 церк. органист и дирижёр хор. общества в Альтоне. Одновременно преподавал в Гамбургской консерватории (1879-87). Автор сборников и "альбомов" фп. миниатюр для домашнего музицирования (написаны под нек-рым влиянием К. Рейнеке и Т. Кирхнера), конц. пьес для детей и юношества, юмористич. транскрипции песни "Ах, мой милый Августин" ("Ach, du lieber Augustin", op. 115). Г. принадлежат также комич. опера "Шейх Хассан" (1863), 2 оперетты, оратория "Всемирный потоп" ("Die Sintflut", 1888), оркестровки и камерно-инстр. сочинения, т. н. "Марсельеза на нижненемецком диалекте" ("Plattdeutsche Marseillaise", на текст Ф. Рейтера, 1864), хор. сочинения, песни, романсы и др.

Литература: Volquardsen A., С. Gurlitts Jugendjahre, Lehr- und Meisterjahre, Lebensende und Lebenswerk, в кн.: "Kirchliche Nachrichten fьr die Gemeinde der Propstei Altona", III, 1926, No 33, 36, 44; Funck H., Musikalischer Biedermeier, "Deutsche Vierteljahrsschrift fьr Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte", XIV, 1936.

О. Т. Леонтьева.

Гуров Л. С.

Леонид Симонович (р. 20 VI (3 VII) 1910, с. Архангельское, ныне Херсонская обл.) - сов. композитор, педагог, музыкально-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1958). Чл. КПСС с 1955. В 1932 окончил Одесский муз.-театр. ин-т им. Л. Бетховена (класс композиции П. И. Молчанова). До Великой Отечеств. войны жил и работал в Одессе (к этому времени относятся его первые хор. обработки молд. нар. песен). С 1945 - в Молдавии. В своём творчестве следует традициям рус. классич. музыки, использует нац. молд., укр. мелос. Наибольшее внимание уделяет симф., камерной и хор. музыке. Заведовал кафедрой композиции и музыковедения (1945-60 и 1965-72, с перерывом), профессор (с 1962), ректор (1960-64) Кишинёвской консерватории (ныне Ин-т иск-в им. Г. Музическу). Среди учеников Г. - первые проф. композиторы, музыковеды и дирижёры Сов. Молдавии - В. Г. Загорский, С. М. Лобель, А. Г. Стырча, З. М. Ткач, П. Б. Ривилис., Г. С. Няга, Л. С. Беров, Г. С. Чайковский, И. Б. Милютина, М. В. Кафтанат. Автор неск. теоретич. и методич. работ, статей о молд. музыке. В 1948-56 пред. правления CK Молд. ССР.

Сочинения: 2 симфонии (1938; Чапаев, 1946); для фп. - соната (1936), Детская сюита (1951); для скр. и фп. - сонаты (1928, 1959); Молдавское каприччио для арфы (изд. 1961); хоры; баллада Гладиатор (1958, на стихи М. Ю. Лермонтова); романсы, музыка для драм. т-ра; обр. нар. песен.

Литература: Музыкальная культура Советской Молдавии, М., 1965; Композиторы Советской Молдавии, Кишинёв, 1967; Столяр З., Молдавская советская симфония, Кишинёв, 1967; Абрамович Е., Леонид Гуров, Кишинёв, 1971.

Б. М. Бергинер.

Гуртовой Т. И.

Тимофей Иванович (р. 23 II 1919, Григориополь, ныне Григориопольского р-на Молд. ССР) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1967). Чл. КПСС с 1951. Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва. Учился в Одессе в муз. уч-ще и консерватории (1935-40). В 1949 окончил Кишинёвскую консерваторию (класс дирижирования Б. С. Милютина). В 1946-50 тромбонист, в 1950-1951 дирижёр симф. орк. Молд. филармонии (Кишинёв). С 1951 худ. рук. филармонии, с 1953 гл. дирижёр и худ. рук. симф. орк. Молд. филармонии. Осуществил первую постановку оперы "Сердце Домники" Стырчи в Молд. театре оперы и балета (1960). Деятельность Г. имеет большое значение для пропаганды творчества молд. композиторов. Преподаёт в Ин-те иск-в им. Г. Музическу (доцент с 1958). Гастролировал в ряде городов СССР, а также в Румынии.

Гурьев В. И.

Виктор Иосифович (р. 16 (29) VIII 1914, Нарва) - сов. певец (лирико-драматич. тенор). Нар. арт. Эст. ССР (1960). Чл. КПСС с 1966. В 1940-41 учился в Таллинской консерватории у Т. Куузика. В 1942-45 пел в ансамбле, в 1945-50 артист Академич. мужского хора Эст. ССР. Окончил дирижёрско-хор. отделение Таллинского муз. уч-ща и Таллинскую консерваторию по классу М. Пятса (1951). В 1949 дебютировал в т-ре "Эстония", вскоре выдвинулся в число ведущих солистов. Среди партий: Юродивый и Самозванец ("Борис Годунов"), Ленский, Герман, Синодал; Паоло ("Франческа да Римини" Рахманинова), Каварадосси; Альфред ("Травиата"), Хозе; Олег Кошевой ("Молодая гвардия"), Рандла ("Далёкие берега" Реймана), Микола ("Украденное счастье" Мейтуса). Г. - первый исполнитель мн. песен эст. композиторов. В сер. 50-х гг. выступал совм. с Г. Отсом и Г. Подельским в эстрадном трио (1-я пр. на Всесоюзном конкурсе исполнителей сов. песен, 1956). С 1956 преподаёт в Таллинской консерватории, с 1970 - ректор.

М. М. Яковлев.

Гус Я.

Гус Я. (Hus) Ян (1371, Гусинец, Юж. Чехия - 6 VII 1415, Констанц, ныне ФРГ) - автор текстов и, возможно, мелодий чеш. патриотич. песен; нац. герой чеш. народа, идеолог Реформации в Чехии, один из вдохновителей чеш. нац.-освободит. движения нач. 15 в. В результате конфликта с католич. церковью был осуждён и сожжён как еретик. Г. окончил Карлов ун-т (1393), получив проф. муз. образование. Был магистром на ф-те "свободных иск-в", деканом ф-та иск-в (1401-02), ректором ун-та (1402-1403 и 1409-10). С детства восприняв патриотич. традиции чеш. нар. песенности, Г. особенно плодотворно развивал их в 1403-12, когда был проповедником в пражской Вифлеемской часовне. Г. обрабатывал, иногда сочиняя новые тексты, древнейшие чеш. напевы, интонации к-рых использовал и в своих оригин. произв. Г. приписываются мелодии и тексты песен "Приди к нам, желанный Христос" ("Navstev nбs, Kriste zбdcн") и "Да восстанет Бог из мёртвых" ("Vstalt' jest Buoh z mrtvэch"), a также лат. песнопения для вечернего богослужения "Иисус Христос, наш спаситель" ("Jesus Christus nostra salus"), "Царь славный, Христос добрый" ("Krali slavnэ, Kriste dobrэ"), гимны и др. Сохранились сведения о 4 песнях, сочинённых во время тюремного заключения, предшествовавшего сожжению Г. Помимо высоких художеств. достоинств и нац. своеобразия, песни Г. и его последователей ("гуситов") отличаются отчётливо выраженным стремлением к этич. воздействию на слушателей, воплощая в художеств. образах его учение. Непосредственно к Г. восходят традиции гуситских песен, в т.ч. боевых и походных, и созданных в эпоху гуситских войн принципов исполнит. иск-ва, оказавших значит. воздействие на последующее развитие чеш. муз. культуры. Осн. труды об этих песнях и муз. творчестве самого Г. принадлежат З. Неедлы.

Героический образ Г. нашёл отражение в ряде муз. произв. - оратории-балладе К. Лёве ("Johann Hus", 1842), симф. поэме В. Сука (исп. 1892, Москва), опере К. Горкого (Jan Hus, 1944-49, 1950, Брно; новая ред. - 1957).

Литература: Nejedlэ Z., Dejiny husitskйho zpevu. Kniha treti. Jan Hus. Praha, 1955. См. также лит. при ст. Гуситские песни.

И. Ф. Бэлза.

Гусан

Гусан - арм. нар. проф. певец-сказитель и музыкант-инструменталист. Иск-во Г. восходит к древнему, дофеод. периоду истории Армении. По свидетельству историка Мовсеса Хоренаци (5 в.), Г. исполняли мифич. сказания и др. В ср. века иск-во Г. получило дальнейшее развитие. Они выступали как поодиночке, так и целыми группами, включавшими исполнителей на муз. инструментах, танцовщиков и танцовщиц (вардзаки), певцов, актёров, акробатов. Светская, демократич. направленность иск-ва Г. осуждалась церковью, неоднократно выступавшей против "дьявольских песен". В 18-19 вв. место Г. занимают ашуги (см. Ашуг).

Литература: Кушнарёв X., Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Шавердян A., Очерки по истории армянской музыки XIX-XX веков, М., 1959; Атаян Р., Армянская народная песня, М., 1965.

Г. Ш. Геодакян

Гуситские песни

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гусле

Гусле (серб.-хорв. и словен.), гусла (болг.), - нар. смычковый инструмент юж. славян. Корпус овальный или грушевидный, выдолбленный из дерева; открытая сторона его затянута кожаной мембраной. Струны волосяные, одна или две. Г. держат вертикально, звук извлекают коротким лукообразным смычком. Струны к шейке не прижимают, а лишь прикасаются к ним пальцами, извлекая флажолетные звуки. Инструмент и смычок обычно украшены резным орнаментом, головка оформлена в виде головы животного. Используется преим. народными певцами-сказителями, к-рые аккомпанируют себе на Г. при исполнении эпич. песен. В Югославии инструмент очень популярен и распространён повсеместно, в Болгарии встречается редко.

Литература: Wьnsch W., Die Geigentechnik der sьdslawischen Guslaren, Brьnn, 1934; Марковиh-Благоjевиh З., Васиsевиh-Мацуока С., Народни музички инструменты Jугославиjе, Београд, 1957.

К. А. Вертков.

Гусли

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гусляр

Гусляр - музыкант, играющий на струн. щипковом муз. инструменте - гуслях. В устном творчестве и азбуковниках (толковых словарях) 16-17 вв. исполнитель на гуслях и др. струн. инструментах именуется гудец или игрец, иногда гусельщик. Об исполнит. иск-ве Г. свидетельствуют летописи, сказания, былины и песни, в к-рых Г. предстают в образах легендарных Бояна (Баяна), Добрыни Никитича, Садко, Соловья Будимировича и др. Певец М. К. Северский (1882-1954) с 1907 выступал с исполнением рус. нар. песен и былин, аккомпанируя себе на гуслях.

К. А. Вертков.

Гусман Б. Е.

Борис Евсеевич (4 (16) XII 1892, Астрахань - 3 V 1944, пос. Вожаель, Коми АССР) - сов. муз. деятель, театр. критик. Чл. КПСС с 1918. Учился в Петерб. консерватории по классу скрипки Э. Э. Крюгера. Играл в симф. оркестре графа А. Д. Шереметева. В 1917-20 секретарь и редактор газ. "Нижегородская коммуна". С 1921 жил в Москве, где с 1923 был зав. театр. отделом газ. "Правда", в 1929-30 зав. репертуарной частью и зам. директора Большого т-ра. С 1933 зав. сектором иск-в Управления центр. радиовещания, затем зам. нач. Муз. управления Комитета по делам иск-в при Совете Министров СССР. В 1938-39 директор Дома-музея П. И. Чайковского в Клину. Автор либретто оперы "Мать" В. В. Желобинского (совм. с А. Г. Прейс) и балета "Тиль Уленшпигель" М. О. Штейнберга, статей по вопросам сов. муз.-театр. иск-ва и о творчестве П. И. Чайковского.

Гусман И. Б.

Израиль Борисович (р. 5(18) VIII 1917, Нижний Новгород, ныне Горький) - сов. дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1965). Чл. КПСС с 1949. Сын Б. Е. Гусмана. Учился в Муз. техникуме им. Гнесиных, в 1944 окончил Моск. консерваторию по классу дирижирования M. M. Багриновского. В 1946-57 гл. дирижёр симф. оркестра Харьковской, с 1957 - Горьковской филармоний. В 1963-64 дирижировал в Большом т-ре операми "Пиковая дама" и "Борис Годунов". Активный пропагандист творчества сов. композиторов и совр. зарубежной музыки. Выступает как симфонический дирижёр в Москве, Ленинграде и др. городах СССР.

Литература: Елисеев И., Гришин Г., Преданность музыке, "СМ", 1967, No 12; Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969.

Гуссаковский А. С.

Аполлон Селивёрстович (1841, Ахтырка, ныне Сумской обл. УССР - 25 II (9 III) 1875, Петербург) - рус. композитор. По образованию химик. Окончив ф-т естеств. наук Петерб. ун-та (1863), поступил на службу в Департамент уделов. В 1863-1867 изучал за границей химию и сельское хозяйство. С 1869 преподавал в Петерб. земледельч. ин-те. В 1857 познакомился с М. А. Балакиревым, занимался композицией под его руководством, стал чл. "Могучей кучки". На собраниях кружка выступал как пианист и композитор. Талант его высоко ценили Балакирев, М. П. Мусоргский. Уязвимой стороной творчества Г. было отсутствие серьёзной проф. подготовки. Большинство его сочинений создано в 1857-61. В дальнейшем отошёл от муз. деятельности, прервал связь с Балакиревским кружком. Сохранилось более 50 произв. (мн. в эскизах), большинство из них для фп. Среди сочинений Г. - симф. Allegro "Да будет свет" (Es-dur, 1-я ч. из незаконч. симфонии; исп. 1861, под упр. К. Б. Шуберта), "Симфоническая соната для оркестра", отрывки из музыки к "Фаусту", струн. квартет "Дурацкое, или Комическое скерцо", вок.-инстр. пьеса "Боярин Орша" (по поэме М. Ю. Лермонтова, наброски), неск. фп. скерцо (в т.ч. c-moll op. 8, 1850; a-moll, 1852; скерцо в 3 руки, 1862), 2 части фп. сонаты, романсы.

Литература: (Кюи Ц. A.), Аполлон Сильвёрстович Гуссаковский. (Некролог), "СПб. ведомости", 1875, 12 марта, No 69; то же, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1952, с. 257-59; Гозенпуд A., Погибший талант (А. С. Гуссаковский), "СМ", 1951, No 4; Лысич Л., Забытые композиторы "Могучей кучки". Аполлон Гуссаковский, "МЖ", 1973, No 3.

Гуссенс Ю.

Гуссенс Ю. (Goossens) Юджин (26 V 1893, Лондон - 13 VI 1962, там же) - английский дирижёр и композитор. По нац. бельгиец. Учился в Брюгге (1903), Ливерпуле, Лондоне, с 1907 - в Корол. муз. колледже у Ч. Вуда (теория) и Ч. Станфорда (композиция). В 1911-15 скрипач оркестра "Куинс-холла" в Лондоне. В 1916-20 дирижёр (ассистент Т. Бичема) в Брит. нац. оперной компании, с 1922 - в т-ре "Ковент-Гарден". С 1916 выступал с англ. ведущими симф. оркестрами. В 1921 организовал собств. оркестр. Дирижировал в Лондоне спектаклями "Русского балета С. Дягилева" (1921 и 1926) и собств. операми. Работал в США и в Австралии - дирижировал симф. оркестрами в Рочестере (1923-31), Цинциннати (1931-46) и др.; в 1947-56 был директором консерватории и дирижёром симф. оркестра в Сиднее. Композиторское творчество Г. эклектично (от влияния импрессионистов до приёмов додекафонии). Написал автобиографию (1951).

Сочинения: оперы - Юдифь (1929, Ковент-Гарден, Лондон), Дон Хуан де Маньяра (1937, там же); балет - Школа в кринолине (L'Йcole en crinoline, 1921); оратория - Апокалипсис (1951); для орк. - 2 симфонии (1940, 1944), симфониетта (1922), симф. поэмы Персей (1914) и Вечный ритм (The eternal rhythm, 1920), Ритмический танец (Rhythmic dance, 1927), Вариации на китайскую тему (1911), симф. прелюд Оссиан (1915); концерты с орк., в т.ч. фантазия-концерт для фп. (1943); камерно-инстр. ансамбли, струн. квартет, секстет (1923) и др.; для фп. - Калейдоскоп (Kaleidoscope, сюита из 12 пьес, 1918), циклы пьес; баллады для арфы; песни, музыка для драм. т-ра.

Литература: Hull R., E. Goossens, "ML", XII, 1931; Silbermann A., Introduction а une sociologie de la musique, P., 1955.

З. Г. Палюх.

Гутаускас К. В.

Казис Винцо (р. 22 VIII (4 IX) 1909, дер. Катлеришкяй, ныне Аникщяйского р-на Литов. ССР) - сов. певец (лирико-драм. тенор) и педагог. Нар. арт. Литов. ССР (1959). В 1939 окончил Каунасскую консерваторию у С. Марини, с того же года солист Каунасского, затем Вильнюсского оперных т-ров (выступал до 1964). Среди партий - Андрей ("Мазепа"), Шуйский ("Борис Годунов"), Дон Карлос, Альфред, Радамес, Каварадосси; Рудольф ("Богема"), Хозе, Фауст; Лютаурас ("Гражина" Карнавичюса), Вашкис ("Марите" Рачюнаса). Как конц. певец участвовал также в исполнении вок.-симф. произв., в т. ч. 9-й симфонии Бетховена, реквиема Верди, Stabat mater Россини, кантат "Советская Литва" Рачюнаса, "Мария Мельникайте" Кленицкиса. С 1963 преподаватель Вильнюсской муз. школы им. Ю. Таллат-Кялпши.

Гутман Н. Г.

Наталья Григорьевна (р. 14 XI 1942, Казань) - сов. виолончелистка. Окончила в 1964 Моск. консерваторию по классу виолончели Г. С. Козолуповой, в 1968 - аспирантуру при Ленингр. консерватории (рук. М. Л. Ростропович). Лауреат Всес. конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1961, 2-я пр.), Междунар. конкурсов виолончелистов им. А. Дворжака в Праге (1961, 1-я пр.), им. П. И. Чайковского в Москве (1962, 3-я пр.), камерных ансамблей в Мюнхене (совм. с А. А. Наседкиным, 1967, 1-я пр.). С 1967 преподаёт в Моск. консерватории. С 1962 гастролирует за рубежом.

И. М. Ямпольский.

Гутман Т. Д.

Теодор Давидович (р. 29 X (11 XI) 1905, Киев) - сов. пианист и педагог. Игре на фп. обучался в Киевской консерватории, затем у Г. Г. Нейгауза в Моск. консерватории, к-рую окончил в 1930. Участник Междунар. конкурса пианистов им. Ф. Шопена (8-я пр., 1932, Варшава) и Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (3-я пр., 1933, Москва). С 1930 преподаватель, в 1940 и с 1962 профессор Моск. консерватории. С 1944 проф. Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных, зав. кафедрой спец. фп. Среди учеников Г. - В. М. Тропп идр.

Гутников Б. Л.

Борис Львович (р. 4 VII 1931, Витебск) - сов. скрипач. Засл. арт. РСФСР (1962). Окончил в 1954 Ленингр. консерваторию по классу скрипки Ю. И. Эйдлина, в 1958 под его рук. аспирантуру. Лауреат Междунар. конкурсов скрипачей им. Й. Славика и Ф. Ондржичека в Праге (1956, 1-я пр.), им. М. Лонг - Ж. Тибо в Париже (1957, 1-я пр.) и им. П. И. Чайковского в Москве (1962, 1-я пр.). Концертирует в Ленинграде и др. городах СССР, с 1958 преподаёт в Ленингр. консерватории. С 1973 профессор. Гастролирует за рубежом.

Гутовский С.

Симон (год и место рожд. неизвестны - 1685, Москва) - органный мастер, органист, основатель нотопечатания в России. По национальности поляк. Служил при моск. Оружейной палате (1654-85). Построил вместе с учениками много органов (в каждом не более 12 регистров). Органы Г. находились в Грановитой палате Кремля и в домах бояр A. C. Матвеева, Н. И. Романова и др. в Москве. В составе посольства Ф. Я. Милославского совершил путешествие в Персию (1662-64), сопровождая орган собств. работы, посланный царём Алексеем Михайловичем в подарок шаху Аббасу II. Орган работы Г. был отправлен также бухарскому хану Абдул-Азизу (1675). В 1677 изобрёл станок и начал печатать нотные оттиски. С 1672 работал органистом в придв. театр. оркестре, в сопровождении к-рого ставились спектакли в Кремле и в селе Преображенском. Два сына Г. - Иван Г. (ум. 1693) и Самойло Г. - также органостроители. Среди др. учеников Г. - Л. и М. Афанасьевы, Д. Михайлов, С. Максимов (обучались в период 1669-78).

Литература: Вольман Б. И., О начале нотопечатания в России, "СМ", 1953, No 5; его же, Русские нотные издания XIX - начала XX в., Л., 1970; Ройзман Л. И., Из истории органной культуры в России (2-я пол. XVII в.), в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960, с. 565-97.

Л. И. Ройзман.

Гутор В. П.

Василий Петрович (10 (22), по др. данным - 2 (14) IV 1864, Кишинёв - 30 V, по др. данным - 16 III 1947, Одесса) - сов. виолончелист, педагог-методист, деятель муз. просвещения. Окончил физико-математич. ф-т Новороссийского ун-та. В 1886-87 учился игре на виолончели в классе К. Ю. Давыдова в Петерб. консерватории, к-рую окончил в 1890 по классу А. В. Вержбиловича. Одновременно занимался по теории композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Работал в Кишинёве (1893-1907), Екатеринодаре (1908-11), Херсоне и Николаеве (1915-17), где преподавал, был директором муз.-уч. заведений, выступал как виолончелист, лектор и муз. писатель. Основанная им в 1893 в Кишинёве муз. школа (существовала 2 года, вновь создана в 1900) с бесплатными курсами хор. пения и чтения нот стала муз.-просветит. центром города (в 1907 закрыта властями). В 1912-15 вёл класс виолончели в Нар. консерватории в Петербурге, читая лекции по истории смычкового иск-ва. С 1917 преподаватель, в 1920-25 профессор Одесской консерватории.

Один из первых рус. методистов в области виолончельного иск-ва, Г. много сделал для популяризации "давыдовской, или русской" школы виолончельной игры, раскрыв её прогрессивное значение. Разносторонняя деятельность Г., отличавшаяся демократич. направленностью, способствовала развитию муз. образования и просвещения в рус. провинции. В особенности велико её значение в развитии муз. культуры Бессарабии (ныне в Молд. ССР).

Сочинения: В ожидании реформы. Мысли о задачах муз. образования, СПБ, 1891; К. Ю. Давыдов, как основатель школы, "Артист", 1891, No 16; Психологические основы и задачи музыкального образования, "Русское богатство", 1891, No 3; Материалы для первоначального преподавания музыки, вып. 1. Первые уроки пения, вып. 2. Первые уроки игры на фортепиано, М., 1899; Carl Davidoff und seine Art das Violoncell zu behandeln, M., 1899; рус. пер. - К. Ю. Давыдов, как основатель школы. Предисл., ред. и прим. Л. С. Гинзбурга, М.-Л., 1950; Виолончельная литература последних лет, "РМГ", 1907, No 41-43; Виолончельный класс К. Ю. Давыдова в Санкт-Петербургской консерватории, там же, 1914, No 7-8, и др.

Литература: Котляров Б., Музыкально-общественный облик В. П. Гутора, "Музыкальная жизнь Молдавии", 1958, No 1; его же, Музыкальная жизнь дореволюционного Кишинёва, Кишинёв, 1967, с. 49-94; Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Русская классич. виолончельная школа (1860-1917), М., 1965, с. 236-42.

И. М. Ямпольский.

Гутри М.

Мэтью (Матвей) - см. Гатри М.

Гутхейль А. Б.

Александр Богданович (1818-1882) - рус. нотоиздатель. По национальности немец. В 1859 осн. в Москве муз.-издат. фирму. После его смерти владельцем фирмы стал его сын - Карл Александрович Г. (1851 - после 1914), к-рый значительно расширил фирму, приобретя в 1886 все нотные издания P. P. Стелловского, владевшего также досками ряда др. изд-в (собств. нотопечатни фирма Г. не имела). Изд-во Г. было одним из крупнейших в дореволюционной России. Оно специализировалось на выпуске оперных клавиров рус. и зап.-европ. композиторов (в числе к-рых сочинения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Н. Верстовского, А. Н. Серова, А. С. Аренского, Ш. Гуно, Дж. Мейербера, Дж. Верди и др.). Фирма опубликовала большинство произв. С. В. Рахманинова, часть романсов и фп. пьес М. А. Балакирева, собр. романсов А. Е. Варламова и А. Л. Гурилёва и др. Со дня основания было выпущено 12 000 названий. В 1914 фирма Г. перешла к С. А. и Н. К. Кусевицким - владельцам "Российского музыкального издательства".

И. М. Марков.

Гуцулка

Гуцулка - украинский нар. танец; распространён на Гуцулыцине. Разновидность коломыйки. В отличие от коломыйки, вторая часть Г. наз. козак (см. Казачок). Муз. размер - 2/4:

Гуцулка

Г.- массовый парный танец, в основном круговой.

Гюбнер И.

Xюбнер (Hьbner) Иоганн (1696, Варшава - ок. 1750) - скрипач и капельмейстер. По нац. немец. Первоначальное муз. образование получил в Варшаве. Учился игре на скрипке у Розеттера в Вене (1714), с к-рым в качестве дирижёра капеллы графа Кинского приехал (ок. 1720) в Россию. С 1722 капельмейстер капеллы герцога Голъштейнского, с 1727 придв. концертмейстер и дирижёр. В 1730 организовал в Петербурге придв. оркестр (гл. обр. из иностр. музыкантов) и был его первым капельмейстером, позже создал т. н. бальный оркестр (из рус. учеников-музыкантов). С 1740 руководил учреждённым при придв. капелле инстр. классом - первой в России орк. школой. На рус. службе находился, по-видимому, до 1746.

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. II, вып. 4, М.-Л., 1928, гл. XIII.

И. M.Ямпольский.

Гюден Х.

Гюден Х. (Gьden) Хильда (р. 15 IX 1917, Вена) - австр. певица (сопрано). Выступала в оперных т-рах Мюнхена, Вены, Рима и Флоренции, с 1946 - на Зальцбургских фестивалях, до 1951 - в миланском т-ре "Ла Скала"; гастролировала в Нью-Йорке ("Метрополитен-опера"), Гамбурге, Лондоне. Участвовала в амер. премьере оперы И. Ф. Стравинского "Похождения повесы", пела гл. женские партии в "Пелеасе и Мелизанде" Дебюсси, "Возвышении и падении города Махагони" Вейля, "Поругании Лукреции" Бриттена и во мн. операх классич. репертуара. Выступала в оперетте, а также как камерная певица.

Гюзелев Н.

Никола (р. 17 VIII 1936, Павликени, Болгария) - болг. певец (бас). Нар. артист НРБ (1971). По образованию художник. Начальную вок. подготовку получил будучи участником худож. самодеятельности. Совершенствовался у X. Т. Брымбарова (с 1959). Солист Софийской нар. оперы с 1961. Получил первую премию на 2-м Междунар. конкурсе молодых оперных певцов в Софии в 1963. Гастролировал в Большом т-ре (Москва), "Ла Скала" (Милан), "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), "Гранд-Опера" (Париж), "Ковент-Гарден" (Лондон), в оперном т-ре в Токио и в др. Обладает красивым голосом и ярким актёрским дарованием. Лучшие партии: Борис Годунов, Досифей, Филипп II, Мефистофель, Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Галицкий. Димитровская пр. (1967).

А. Абаджиев.

Гюн А.

Гюн А. (Gun) Айдын (р. 1917, Аласонье, Греция) - турецкий певец (тенор) и режиссёр. В 1942 окончил Анкарскую консерваторию (оперное отделение). Дебютировал в 1941 (в партии Пинкертона). Пел на мн. европ. сценах. С 1952 выступает также как режиссёр (был постановщиком первой турецкой оперы - "Керем" Сайгуна). Осуществил пост. мн. опер на сценах Франции, Австрии, Италии и др. европ. стран. Один из основателей Стамбульского оперного т-ра (1960). С 1965 генеральный директор Анкарского гос. оперного т-ра, с 1971 рук. и гл. реж. Стамбульского т-ра оперы и балета. Пост. в этих т-рах оперы: "Свадьба Фигаро", "Кармен", "Богема", "Аида", "Бал-маскарад"; "Марта" Флотова, "Сказки Гофмана" Оффенбаха и др.

Гюнтер Ю.

Гюнтер Ю. (Gunther) Юлиус (1 III 1818, Гётеборг - 22 III 1904, Стокгольм) - швед, певец (тенор), педагог и хор. дирижёр. Чл. Швед. академии музыки (1854). Учился пению под руководством отца. Дебютировал в 1838 в партии Фра-Дьяволо в Шведской корол. опере. Солист этого т-ра в 1839-56. Брал уроки у М. Гарсиа в Париже (1846-47). Гастролировал во мн. городах Европы как оперный и конц. певец. Особенно успешно исполнял лирич. партии. Среди партий Г.: Рауль ("Гугеноты"), Макс ("Вольный стрелок" Вебера), Поллион ("Норма"), Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Нарцисс ("Турок в Италии" Россини). В 1850-62 преподавал в Корол. оперной школе, в 1858-1902 - в консерватории (с 1854 профессор) в Стокгольме. В 1860-72 рук. Нового гармонич. об-ва. Среди учеников - певицы: Э. Гульбрансон, С. Эк, Л. Микаэли; певцы: Ф. Арльберг, О. Арнольдсон, Ю. Форселль и др.

Литература: Hedberg F., Julius Gьnther, в кн.: Svenska opera-sеngare, Stockh., 1885; Julius Gьnther, "Svea", Upsala, 1905, s. 238-4З.

И. В. Одаховская.

Гяуров Н.

Николай (р. 13 IX 1929, Лыджене, ныне Велинград) - болг. оперный певец (бас). Нар. арт. НРБ (1962). Учился в Софийской гос. консерватории у X. Т. Брымбарова (1949), совершенствовался в Ленингр. (1950-1951), затем в Моск. консерваториях (окончил в 1955 по классу Р. Я. Альперт-Хасиной). Получил Большой приз на Междунар. конкурсе певцов в Париже (1955). Дебютировал как оперный певец в Софийской нар. опере в роли Дон Базилио (1956). В 1957-58 солист Большого т-ра в Москве, гастролировал в др. городах СССР, в Италии (первый бас "Ла Скала") и в др. странах. Г. обладает сильным, красивым голосом большой гибкости и широкого диапазона, музыкальностью и яркой артистичностью; для него характерно единство вокального и сценич. воплощения образа. Лучшие партии: Борис (в ней выступил на Зальцбургском междунар. фестивале, 1965) и Варлаам ("Борис Годунов"), Рамфис ("Аида"), Филипп II, Мефистофель; Креон ("Медея" Керубини), Падре Гардиано ("Сила судьбы" Верди), Гомец да Сильва ("Эрнани" Верди), Дон Жуан и Лепорелло; Марсель ("Гугеноты") и др. Димитровская пр. (1959).

Литература: Казака Т., Откраднати мигове, София, 1972.

В. Крыстев.

Предыдущая страница Следующая страница