Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГРЕ"-"ГРО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГРЕ"-"ГРО")

Гретри А. Э. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Греховодов Н. М.

Николай Максимович (7(20) X 1903, Усть-Каменогорск - 22 VIII 1971, Ижевск) - сов. композитор, дирижёр и фольклорист. Засл. деят. иск-в Удм. АССР (1945).

Один из основоположников проф. музыки в Удмуртии. В 1936 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции П. Б. Рязанова. В 1936-1938 сотрудник фольклорной секции Ин-та этнографии АН СССР. С 1938 ст. науч. сотрудник по муз. фольклору Удмуртского н.-и. ин-та истории, экономики, языка и лит-ры; участник экспедиций по записи удм. нар. песен (расшифровал и записал ок. 200 нар. напевов).

В 1944-63 муз. рук. и дирижёр Удм. драм, т-ра; вёл педагогич. работу в муз. уч-ще. Автор первой удм. муз. комедии "Сюан" ("Свадьба", 1946).

Сочинения: для орк. - сюита Свадебные сцены в Удмуртии (1949); музыка к драм. спектаклям, в т. ч. - Тыло вцсь (Огненное моление, 1939), Камит Усманов (1940), Надгошур (1947), Сказка о правде (1947), Даниил Майоров (1948), Том Кенти (Принц и нищий, 1950), Азин (1955), Шунды жужаз (Солнце восходит, 1957); хоры, песни, обр. нар. напевов.

Р. А. Чуракова.

Гречанинов А. Т.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Греческая музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Греческий распев

Греческий распев - один из распевов рус. правосл. церкви. Произведения, обозначенные как Г. р., появляются в рус. певч. книгах только во 2-й пол. 17 в. Мелодика их лаконична, ей свойственны симметрия ритма и большее сравнительно со знаменным распевом ощущение тональной устойчивости.

Греческий распев

Греческий распев. Из рукописи конца 17 в. Библиотека Ленинградской духовной академии. No 217, лист 16.

Г. р. подчинён системе осмогласия, но фонд его попевок ограничен, и последние не столь откристаллизованы, как попевки знаменного распева. Разл. исследователи древнерус. певч. иск-ва трактовали Г. р. по-разному. Д. В. Разумовский, И. И. Вознесенский и В. М. Металлов считали Г. р. греческим по происхождению. А. В. Преображенский находил его славянским, "образовавшимся под влиянием соседств южных славянских земель с греческими поселениями". Сопоставление одних и тех же по тексту и гласовой принадлежности песнопений рус. Г. р. с вост. Г. р. показывает, что они различны по своему ладовому и интонац. строению. Нек-рые образцы Г. р. напоминают обороты русской народной песни, к к-рой они стоят ближе, чем попевки знаменного распева. Новый распев мог получить назв. греческого в связи с искусственно возрождавшимся в Москве во 2-й пол. 17 в. "византийским началом".

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Вознесенский И., О церковном пении православной Греко-Российской церкви. Большой знаменный роспев, Киев, 1887; его же, Осмогласные роспевы трёх последних веков православной русской церкви, вып. III. Греческий роспев в России, К., 1893; Металлов В., Очерк истории православного церковного пения в России, Саратов, 1893, М., 1915; Преображенский A., Культовая музыка в России, Л., 1924; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971.

Н. Д. Успенский.

Гржимали И. В.

Иван Войцехович (13 IV 1844, Пльзень - 11 (24) I 1915, Москва) - рус. скрипач и педагог. По национальности чех. Род. в семье органиста. В детстве учился игре на скрипке у отца. В 1861 окончил Пражскую консерваторию по классу М. Мильднера. Концертировал в Германии, в 1862-69 работал концертмейстером симф. оркестра в Амстердаме. С 1869 преподаватель (по приглашению Н. Г. Рубинштейна), с 1874 профессор Моск. консерватории. В течение 40 лет руководил высшим классом скрипичной игры. Велика роль Г. в муз. жизни Москвы последней четв. 19 в.: он возглавлял струн. квартет Моск. отделения РМО (1874-1900), выступал в симф. собраниях в качестве солиста, а изредка и дирижёра, мн. годы был концертмейстером симф. оркестра РМО. Отличный солист и ансамблист, вдумчивый исполнитель, Г. обладал сильным звуком, виртуозной техникой. П. И. Чайковский в своих критич. статьях с высокой похвалой отзывался о его содержательной, стильной и технически совершенной игре. Как педагог Г. создал одну из крупнейших рус. дореволюционных скрипичных школ строго академич. направления, продолжавшую традиции Ф. Лауба и отличавшуюся от петерб. школы Л. С. Ауэра как в отношении характера звука и технич. приёмов, так и метода преподавания и художеств. принципов интерпретации. Среди учеников Г. - скрипачи, получившие широкую известность: И. Бармас, С. К. Барцевич, К. М. Думчев, Ю. Э. Конюс, Д. С. Крейн, Л. С. Любошиц, А. Я. Могилевский, А. А. Печников, М. И. Пресс, М. Г. Эрденко и др. В 1910 в Москве был проведён конкурс скрипачей, окончивших Моск. консерваторию по классу Г., на к-ром 1-ю пр. завоевал Пресс. Г. написал ряд инструктивных скр. сочинений - "Упражнения в гаммах" (б. г., переизд. 1924), "Упражнения в двойных нотах" (б. г., переизд. 1923), отредактировал скрипичную школу Ж. Ф. Мазаса (б. г., переизд. 1925), издал перелож. для скрипки нек-рых фп. пьес Чайковского, а также для скрипки, виолончели и фп. "Патетического трио" Глинки (в оригинале - для кларнета, фагота и фп.).

Литература: Гузиков Е., Заслуживший добрую славу, "СМ", 1966, No 9; Футер A., Профессор Московской консерватории И. В. Гржимали, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 4, М.,1967.

И. М. Ямпольский.

Грибаускас Й. Ю.

Йозас Юргевич (17 (30) VIII 1906, г. Кельме Литов. ССР - 17 VI 1964, Вильнюс) - сов. оперный режиссёр. Нар. арт. Литов. ССР (1964). Чл. КПСС с 1951. В 1930 окончил театр-студию в Каунасе. В течение ряда лет возглавлял Литов. т-р оперы и балета (в 1940-41 директор и худ. рук., в 1947-48 директор и гл. режиссёр, в 1948-51 гл. режиссёр, в 1951-53 директор). Среди пост.: "Демон", "Русалка" (обе в 1947), "Борис Годунов", "Мазепа" (обе в 1951), "В бурю" (1954); "Долина" Альбера (1956); "Дон Карлос" (1958); "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1960), "Ромео и Джульетта" Гуно (1961), "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова (1963). Гос. пр. СССР (1951, 1952).

Грибоедов А. С.

Александр Сергеевич (4 (15) I 1795, Москва - 30 I (11 II) 1829, Тегеран) - рус. драматург, поэт, дипломат и музыкант. Получил разностороннее, в т. ч. муз., образование. Играл на фп., органе, флейте. По нек-рым данным, занимался у Дж. Филда (фп.) и И. Миллера (теория музыки). М. И. Глинка называл Г. "очень хорошим музыкантом". Муз. вечера в доме Грибоедовых посещали В. Ф. Одоевский, А. А. Алябьев, М. Ю. Виельгорский, А. Н. Верстовский. Из муз. произв. Г. сохранились 2 вальса (e-moll, As-dur). К пьесе Г. и П. А. Вяземского "Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом" А. Н. Верстовский написал музыку (опера-водевиль, пост. 1824, Москва и Петербург).

Литература: Булич С., А. С. Грибоедов-музыкант, в кн.: Грибоедов А. С., Полн. собр. соч., под ред. и с прим. Н. К. Пиксанова, т. 1, СПБ, 1911; А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников, ред. и предисл. Н. К. Пиксанова, М., 1929; Штейнпресс Б., Страницы из жизни А. А. Алябьева, М., 1956.

Григ Э. Х.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Григорашвили Г. М.

Григорий Максимович (5 (18) VII 1905, Кутаиси - 12 VI 1962, Тбилиси) - сов. певец (бас). Нар. арт. Груз. ССР (1958). Чл. КПСС с 1946. В 1929 окончил агрономич. ф-т Тбилисского ун-та, в 1933 - Тбилисскую консерваторию у В. С. Кашакашвили. С 1934 выступал в Оперной студии, с 1936 солист Груз. т-ра оперы и балета. Создал свыше 50 разнохарактерных вок.-сценич. образов; среди партий - Мельник, Борис Годунов; Собакин ("Царская невеста"), Кардинал ("Орлеанская дева"), Мефистофель; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Абио, Цангал и Энгичар ("Абесалом и Этери", "Даиси" и "Латавра" Палиашвили), Царь Георгий ("Дареджан коварная" Баланчивадзе), Александр Чавчавадзе ("Невеста Севера" Торадзе), Габо ("Ладо Кецховели" Киладзе). Гос. пр. СССР (1950, за участие в фильме "Щит Джургая").

Григорианский хорал

Григорианский хорал - см. Григорианское пение.

Григорианское пение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Григорович К. К.

Грегорович Карл Карлович (13 (25) X 1868, Петербург - 25 III 1921, Могилёв) - рус. скрипач и педагог. Игре на скрипке обучался с детских лет; в 1877 дал свой первый концерт. В 1878-83 занимался у В. В. Безекирского в Москве. В дальнейшем совершенствовался у И. Иоахима в Высшей школе музыки в Берлине (в 1886 был удостоен Мендельсоновской премии). С 1883 вёл широкую конц. деятельность в России и во мн. европ. странах. В 1910-18 возглавлял "Мекленбургский квартет" в Петербурге. Преподавал в Муз.-драм. училище Моск. филармонич. об-ва (1888-1910, с 1904 профессор) и Витебской консерватории (1918-21). Г. был одним из крупнейших скрипачей-виртуозов своего времени (прозван "русским Сарасате"). Его игра отличалась изяществом, лирич. певучестью тона, кружевной отделкой деталей, особой воздушной лёгкостью техники, благородством. Выделялось его исполнение концертов Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, "Испанской симфонии" Э. Лало и др. Как ансамблист Г. был тончайшим интерпретатором классич. квартетной музыки.

Литература: 1850-1910. Из записной книжки артиста Василия Васильевича Безекирского, СПБ, 1910, с. 144-47, 149-53.

И. М. Ямпольский.

Григорович Ю. Н.

Юрий Николаевич (р. 1 I 1927, Ленинград) - сов. артист балета и балетмейстер. Нар. арт. СССР (1973). В 1946 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще по классу Б. В. Шаврова и А. А. Писарева и до 1964 был солистом Ленингр. т-ра оперы и балета. В 1962-64 балетмейстер этого т-ра, с 1964 гл. балетмейстер Большого т-ра. Первые постановки осуществил в детской хореографич. студии Ленингр. дворца культуры им. М. Горького. Выдающимися событиями совр. балетного иск-ва явились постановки в Ленингр. т-ре юперы и балета спектаклей: "Каменный цветок" (1957) и "Легенда о любви" Меликова (1961), позднее перенесённые на сцену Большого т-ра (1959, 1965). Балет "Каменный цветок" Г. ставил также в театрах Новосибирска (1959), Таллина (1961), Стокгольма (1962), Софии (1965) и др. Оба балета выражают в многозначных образах классич. танца внутреннюю структуру музыки, дают синтез хореографич. симфонизма, высокой театр. действенности, психологич. анализа характеров. Дальнейшее развитие творчество балетмейстера получило в постановке "Щелкунчика" (1966, Большой т-р; 1973, Вена). В 1970 осуществил новые ред. балета "Лебединое озеро", в 1973 - "Спящая красавица", осуществив совр. прочтение балетного наследия П. И. Чайковского, крупнейших хореографов прошлого М. И. Петипа и Л. И. Иванова. Нар.-героич. тему балета А. И. Хачатуряна "Спартак" (1967; Ленинская пр., 1970) Г. впервые передал также средствами симфонизированного классического танца, выявив эмоциональные и психологич. богатства партитуры. С 1973 преподаёт в Ленингр. консерватории (балетмейстерское отделение).

Литература: Чистякова В., В мире танца, Л.-М., 1964; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, М., 1968.

В. М. Красовская.

Григорьев А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Григорьев А. А.

Антон Алексеевич (р. 30 I 1926, Киев) - сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. РСФСР (1973). Чл. КПСС с 1976. В 1952 окончил Киевскую консерваторию у М. В. Микиши. С 1951 солист Киевской филармонии, с 1953 - Большого т-ра. Обладает голосом красивого, мягкого тембра. Партии: Берендей, Владимир Игоревич, Ленский, Юродивый, Боян; Герцог, Альфред, Вертер, Фауст; Таркемада ("Испанский час" Равеля), Эрик ("Летучий голландец"), Пьер Безухов; Молодой артист ("Октябрь" Мурадели). Выступает как конц. певец. Снимался в кино в роли князя Андрея Хованского ("Хованщина", 1959). С 1976 преподаёт в ГИТИСе им. А. В. Луначарского (с 1980 доцент). Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов (1957), 1-я пр. на конкурсе Моск. междунар. фестиваля демократич. молодёжи и студентов (1957). Гастролировал за рубежом.

Григорьев С. С.

Степан Степанович (р. 14 VIII 1921, Казань) - сов. муз. теоретик, педагог, композитор. Кандидат искусствоведения (1963). Чл. КПСС с 1962. Окончил в 1948 Моск. консерваторию по классу композиции B. Я. Шебалина, в 1952 аспирантуру (рук. Ю. А. Шапорин). 1945 преподаёт в Муз.уч-ще при Моск. консерватории, с 1948-в Моск. консерватории (с 1967 зав. кафедрой теории музыки; с 1972 профессор). Автор книги "О мелодике Римского-Корсакова" (М., 1961), "Учебника полифонии" (совм. с Т. Ф. Мюллером, М., 1961, новое изд., М., 1969; пер. на рум., Бухарест, 1963), статей в сб. и периодич. печати, а также муз. сочинений (соната для виолончели и фп., исп. 1945; струн. квартет, исп. 1947; 2 симфонии - 1947, 1952; оратория "Зоя" по поэме М. Алигер, 1948; романсы, песни и др.).

Григорян Г. А.

Грант Арамович (13 IV 1919, Сухуми - 27 I 1962, Якутск) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). Чл. КПСС с 1943. В 1952 окончил Моск. консерваторию по классу композиции Е. К. Голубева. В 1940-47 служил в Ансамбле песни и пляски 1-й Дальневосточной армии в качестве скрипача и композитора. Работал в Якутске, внёс значительный вклад в якут. муз. культуру. Автор оперы "Лоокут и Нюргусун" (1959, Якутский муз.-драматич. т-р им. П. А. Ойунского), оперетты "Цветок Севера" (1961, там же), балета "Камень счастья" (соч. 1961), музыки к драм. спектаклям, песен. романсов и хоров на сл. якут. поэтов, а также обр. нар. песен. Г. обогатил якут. музыку новыми жанрами, он создал концерт для скрипки с оркестром (1954), сценич. ораторию "Северная весенняя" (1955), сонату в якут. ладах для скрипки и фп. (1959), 25 прелюдий для фп. "Размышления на берегах Лены" (1961) и детские пьесы для якут. муз. школ. Г. также автор оперы "Праздник в горах" (по О. Туманяну), кантаты "Солнце над Китаем", произв. для симф. оркестра (в т. ч. симфонии), для фп., романсов и песен. С 1953 преподавал в Якутском муз. уч-ще. В Якутске вышел сб. хоров и песен Г. на якут. яз. (2 тт., 1971-72).

Литературные сочинения: В Якутии, "СМ", 1956, No 10, Музыкальная культура Якутской АССР, в сб.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957.

Литература: Шнитке A., О творчестве Г. Григоряна, "СМ", 1960, No 5, Грант Григорян. Воспоминания, очерки, статьи, М., 1971.

Э. Е. Алексеев.

Гризи

Гризи (Grisi) - итал. певицы, сестры. Джулия Г. (28 VII 1811, Милан - 29 XI 1869, Берлин). Пению обучалась в Болонье у Дж. Джакомелли, затем в Милане у Дж. Пасты и М. Марлиани. В 1829 дебютировала в опере "Торвальдо и Дорлиска" Россини в Болонье. Выступала во мн. городах Италии (Флоренция, Ливорно, Милан). В 1832 с огромным успехом дебютировала в Париже в опере Россини "Семирамида". С 1834 Г. солистка "Театра Итальен" в Париже. В эти же годы (до 1861) пела также в Лондоне. Выступления в этих двух столицах принесли Г. мировую известность. В 1850-52 гастролировала в Петербурге, в 1854 совершила конц. турне по США вместе с мужем, тенором Дж. Марио. После 1861 выступала эпизодически, гл.обр.в концертах.

Г. принадлежала к числу крупнейших певиц 19 в. Классич. представительница школы бельканто, Г. обладала голосом необычайно широкого диапазона, позволявшим ей петь как сопрановые, так и меццо-сопрановые партии. Её исполнение покоряло вдохновенным мастерством. Большим почитателем таланта Г. был Дж. Россини. В. Беллини написал специально для неё партии Джульетты ("Капулетти и Монтекки") и Эльвиры ("Пуритане"), Г. Доницетти - Норины ("Дон Паскуале"). Лучшие партии: Норма; Нинетта, Дездемона ("Сорока-воровка", "Отелло" Россини), Анна Болейн, Лукреция ("Анна Болейн", "Лукреция Борджиа" Доницетти), Леонора ("Трубадур" Верди) и др.

Джудитта Г. (28 VII 1805, Милан - 1 V 1840, Робекко-д'Ольо, близ Кремоны). Пению обучалась в Миланской консерватории (1822-24) у А. Миноя и Д. Бандерали. Дебютировала в партии Фальеро в опере Россини "Бьянка и Фальеро" (Вена, 1826). С большим успехом пела на сценах ведущих оперных т-ров Италии; в 1830 выступала в т-ре "Ла Скала" (Милан). Гастролировала в Париже и Лондоне (1832), Мадриде (1834). Последнее выступление Г. состоялось в Риме в 1838. Г. пользовалась славой выдающейся певицы, обладала очень красивым меццо-сопрано, густым, насыщенным, мягким и сочным по звуку, исключительной вок. техникой. Среди лучших партий Г.: Норма; Анжелина, Семирамида, Дездемона ("Золушка", "Семирамида", "Отелло" Россини), Анна Болейн ("Анна Болейн" Доницетти) и др. В 1830 Беллини написал для Г. партию Ромео в опере "Капулетти и Монтекки".

Литература: Panofka E., Voci e cantanti. Firenze, 1871; Monaldi G., Cantanti celebri, Roma, 1928; Davidson G., Opera biographies, L., 1955.

В. В. Тимохин.

Грикуров Э. П.

Эдуард Петрович (р. 29 III (11 IV) 1907, Тбилиси) - сов. дирижёр и педагог. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1921-27 учился в Тбилисской консерватории у А. И. Тулашвили (фп.), М. М. Ипполитова-Иванова и С. В. Бархударяна (композиция). В 1933 окончил Ленингр. консерваторию по классу дирижирования (ученик А. В. Гаука). В 1935-36 возглавлял Оркестр рус. нар. инструментов им. В. В. Андреева. Выступал пропагандистом оперного творчества сов. композиторов. С 1937 дирижёр, в 1944-56 и 1964-1969 гл. дирижёр Ленингр. Малого т-ра оперы и балета, где осуществил пост. опер: "Фальстаф" (1941); "Воевода" Чайковского (1949), "Сицилийская вечерня" Верди (1952), "Война и мир", "Катерина Измайлова" (1955); "Виринея" Слонимского (1967) и др.; балета "Семь красавиц" Караева (1953). В 1956-60 гл. дирижёр Ленингр. т-ра оперы и балета. Среди пост. в этом т-ре - оперы "Кармен" (1956); "Мать" Хренникова (1957) и др. В 1934-35, 1946-53 и с 1960 преподаёт дирижирование в Ленингр. консерватории (с 1971 профессор). Гос. пр. СССР (1951).

И. М. Марков.

Гримм К.

Гримм К. (Grimm) Карл (1794-1855) - нем. мастер муз. инструментов и смычков. Копировал инструменты Страдивари. Завоевал известность своими смычками, арфами и виолончелями. Его сын Карл Константин Людвиг Г. (17 II 1820, Берлин - 23 V 1882, там же) - нем. арфист. Игре на арфе обучался в Страсбурге у Й. Хассельманса - ученика Э. Пэриш-Алварса. Был первым арфистом придворной капеллы в Берлине, выступал как солист. Автор музыки для арфы соло и в сопр. др. инструментов. Часть произв. написал вместе со своим братом виолончелистом К. Гриммом (1819-88). Известен как педагог-арфист. Среди его учеников - В. Поссе, А. Цабель, И. Эйхенвальд.

Литература: Sсimеca M., L'Arpa nella storia, Bari, 1938; Jaloveс K., Enzyklopдdie des Geigenbaues, Praha, 1965.

Б. В. Доброхотов.

Гримм Ф. М.

Гримм Ф. М. (Grimm) Фридрих Мельхиор фон (25 IX 1723, Регенсбург - 19 XII 1807, Гота) - литератор, журналист, муз. критик. По национальности немец. Учился в Лейпциге. В 1749-92 жил во Франции. Занимал разл. дипломатич. должности. Приверженец оперного творчества Ж. Ф. Рамо, Г. во время гастролей итал. труппы в Париже (1752) стал горячим сторонником итал. оперы-буффа. Его "Письма об Омфале" ("Омфала" - опера А. К. Детуша; "Lettre de M. Grimm sur Omphale, tragйdie lirique", в журн. "Mercure de France", 1752) и памфлет "Маленький пророк из Бёмиш-Брода" ("Le petit prophиte de Boehmisch-Broda", сатира на Я. Стамица, опубл. анонимно, 1758) вызвали острую полемику по вопросам оперы, положили начало борьбе энциклопедистов за реализм в муз. т-ре (памфлетом Г. открылась "война буффонов"). Сотрудник франц. Энциклопедии, Г. написал для неё статью "Музыкально-драматическая поэзия" ("Poйsie lyrique", т. 12, 1765). В 1753-68 выпускал рукописный двухнедельный журн. "Correspondance littйraire, philosophique et critique" (продолжен Д. Дидро и др., полностью напечатан в 1877-82) - ценный источник сведений по истории франц. оперы.

Сочинения: Correspondance littйraire, v. 1-16, P., 1877-82.

Литература: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Маркус С., История музыкальной эстетики, т. 1, М., 1959, гл. 6; Carlez Ch., Grimm et la musique de son temps, P., 1872; Sсheler E., Melchior Grimm, P., 1887; Hirschberg E., Die Encyclopдdisten und die franzцsische Oper im 18. Jahrhundert, Lpz., 1903; Kretzschmar H., Die "Correspondance littйraire" als musikgeschichtliche Quelle, "Jahrbuch Peters", Lpz., 1913; Casez A., Grimm et les Encyclopйdistes, P., 1933; Mettl P., Der kleine Prophet von Bцhmisch-Brod, Mozart und Grimm, Esslingen, 1953; Grimm Fr. K., Freiherr Friedrich Melchior von Grimm, в кн.: Die Bьhnengenossenschaft, Bd IX, (s. 1.), 1957.

Б. С. Штейнпресс.

Гринберг М. А.

Моисей Абрамович (6 (19) VII 1904, Ростов-на-Дону - 13 X 1968, Москва) - сов. муз.-обществ. деятель. Чл. КПСС с 1930. В 1928 окончил педагогич. отд. Ростовского муз. ин-та по классу фп. В. В. Шауба. Видный организатор муз.-конц. жизни и пропагандист сов. муз. иск-ва, Г. был первым рук. Муз. управления Всесоюзного комитета по делам иск-в при СНК СССР (1938-39), гл. редактором журн. "Советская музыка" (1937-39), организатором и первым редактором газ. "Музыка" (1937), директором Гос. муз. изд-ва (Музгиз; 1936-38 и 1941-43) и Муз. т-ра им. В. И. Немировича-Данченко (1939-41), нач. Управления муз. радиовещания Всесоюзного радио (1941-49). Принимал непосредств. участие в организации муз. конкурсов, создании новых муз. коллективов. С 1953 худ. рук. Моск. филармонии. Выступал в качестве муз. критика.

Литература: М. А. Гринберг. (Некролог), "СМ", 1969, No 1.

И. М. Ямпольский.

Гринберг М. И.

Мария Израилевна (р. 24 VIII (6 IX) 1908, Одесса) - сов. пианистка и педагог. Засл. арт. РСФСР (1961). Игре на фп. обучалась в Одесской консерватории у Д. С. Айзберга (до 1925), в 1933 окончила Моск. консерваторию по классу К. Н. Игумнова (ранее училась у Ф. М. Блуменфельда), в 1935 - у него же аспирантуру. С 1959 преподаёт в Муз.-пед. ин-те им. Гне-синых (с 1970 профессор). Иск-во Г. отличается целостностью, глубиной и стройностью замыслов, преобладанием философского начала. Для пианистки характерно стремление к монументальности и строгости исполнения. Особенно значительны достижения Г. в исп. классич. музыки, в т. ч. Бетховена, 32 сонаты к-рого ею записаны на грампластинки. Гастролирует за рубежом.

Литература: Мильштейн Я., Мария Гринберг, М., 1958; Рабинович Д., Портреты пианистов, М., 1962.

Гринберг М. М.

Маттиас Маркович - см. Сокoльский M. M.

Гринблат Р. С.

Ромуальд Самуилович (р. 11 IV 1930, Калинин) - сов. композитор. В 1955 окончил Латв. консерваторию по классу композиции А. Скулте. В творчестве Г. центр. место занимают симф. жанры, музыка к драм. спектаклям и кино.

Сочинения: камерная опера для детей - Дочь брадобрея (Barddzina meita, 1972, ТЮЗ, Рига, по мотивам пьесы "Фея бузины" Андерсена); балеты - Ригонда (по мотивам романа В. Лациса "Потерянная родина", 1959, Латв. т-р оперы и балета; Гос. пр. Латв. ССР, 1960), Рига (1965, там же); мюзикл - Зелёная птичка (по К. Гоцци, 1970, ТЮЗ, Рига); кантата - Упражнение по фонетике (для хора и 5 инструментов, сл. Р. И. Рождественского, 1969); для орк.- 4 симфонии (1955, 1957, 1964, 1967), Молодёжная увертюра (1958), Поэма о Даугаве (1966), Баллада (1966), Ноктюрн для 17 струнных (1966), сюита - Мольер (для клавесина и струн. орк., 1973); концерты - для фп. и малого орк. (19631, для флейты и камерного орк. (1970); камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. фп. квинтет (1954); для фп.- цикл Впечатления (1958), соната (1968); для детского хора - басня Кот и птица (сл. Ж. Превера, 1970); для голоса и фп., в т. ч. песенный цикл - Поэты мира в борьбе за мир (1952), песни; музыка к драм. спектаклям и кино.

Я. Я. Витолинь.

Гринденко Т. Т.

Татьяна Тихоновна (р. 29 III 1946, Харьков) - сов. скрипачка. Окончила Моск. консерваторию (1971) и аспирантуру при ней (1973) у Ю. И. Янкелевича. С 1974 солистка Москонцерта. Лауреат конкурса 9-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1968, София, 1-я пр.), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1969, Москва, 1-я пр.), междунар. конкурсов им. П. И. Чайковского (1970, Москва), им. Г. Венявского (1972, Познань, 1-я пр.). Гастролирует за рубежом. Наряду с сольной конц. деятельностью участвует в ансамбле старинной музыки (играет на виоль д'амуре, ребеке) и исполнении совр. экспериментальных произв. (группа "Бумеранг"; 1-я исполнительница сонаты и "Драмы" В. В. Сильвестрова и др. соч.).

Гринуп А. К.

Гринупс Артур Карлович (р. 2 XI 1931, Рига) - сов. композитор и контрабасист. Окончил Латв. консерваторию по классу контрабаса В. Кумберга (1955) и по классу композиции А. Скулте (1958). С 1954 работает в симф. оркестре Латв. радио и телевидения, с 1968 - в оркестре Латв. т-ра оперы и балета. Автор 8 симфоний (1958-67), "Sinfonia per arch" (1972), сюиты для орк. "Радость" ("Prieks", 1961), концертов с орк.- для скр. "Легенда" ("Legйnda", 1963), для валторны (1970) и др.

Гринцявичюте Б. А.

Беатриче Андреевна (р. 15 (28) XI 1911, Сталаукелис, р-н Вилкавишкис, Литов. ССР) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. Литов. ССР (1971). В 1924-28 обучалась игре на фп. у З. Билиньского в Варшаве, затем брала уроки пения у А. Бинкевичюте в Каунасе. В 1937 дебютировала на Каунасском радио, в 1946-65 солистка Вильнюсского радио. В репертуаре рус. и заруб. романсы и песни, произв. рус. (в т. ч. С. С. Прокофьева) и литов. сов. композиторов, а также литов. нар. песни.

Гринченко В. А.

Вячеслав Александрович (р. 21 VI 1938, Красноград Харьковской обл.) - сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1980). В 1965 окончил Ленингр. консерваторию; пел в спектаклях Оперной студии при консерватории. С 1966 солист Узб. т-ра оперы и балета. Партии: Борис Годунов; Собакин ("Царская невеста"), Галицкий, Кончак, Мельник; Томский ("Пиковая дама"), Филипп II, Рамфис ("Аида"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Мефистофель, Эскамильо; Вожак ("Оптимистическая трагедия" Холминова), Пётр ("Пётр I" Петрова). Выступает в концертах; 1-й исполнитель ряда произв. узб. композиторов. Гастролирует за рубежом. Гос. пр. Узб. ССР им. Хамзы (1981).

Гринченко Н. А.

Николай Алексеевич (22 IV (4 V) 1888, Киев - 27 XI 1942, Уфа) - сов. музыковед, фольклорист, педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1941). Воспитанник Петерб. придв. певческой капеллы. В 1912 окончил Киевское муз. уч-ще по классу Е. А. Рыба, в 1921 - Каменец-Подольский ун-т (историко-филологич. ф-т). В 1924-34 преподавал историю музыки и нар. творчество в Киевском муз.-драм. ин-те им. H. В. Лысенко (в 1925-28 ректор). В 1934-37 профессор Киевской консерватории, с 1938 науч. сотрудник Ин-та укр. фольклора АН УССР (ныне Ин-т искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Рыльского АН УССР), в 1942-директор.

Глубокий исследователь и знаток укр. нар. творчества, Г. издал св. 60 науч. работ, в т. ч. труды, посв. творчеству Н. В. Лысенко, Н. Д. Леонтовича, К. Г. Стеценко, Я. С. Степового и др.

Сочинения: Icтopiя украпнськоп музики, Kипв, 1922; Украпнська музична творчiсть за радянських часiв, "Життя i революцiя", 1927, No 10-11; Украпнська народна iструментальна музика (1940), в кн.: Вибране, Кипв, 1959, с. 55-103; Нарис iсторичного развитку украпнськоп народноп музики, в кн.: Науковi записки Iнституту мистецтвознавства, фольклору та этнографiп АН УРСР, т. I-II, Кипв, 1947, с. 81-93 (резюме на рус. и англ. языках); Вибране, Kипв, 1959.

Литература: Микола Олексiйович Грiнченко. (Некролог), в кн.: Hayковi записки Iнституту мистецтвознавства, фольклору та етнографiп АН УРСР, т. I-II, Kипв, 1947, с. 304-309; Гордiйчук M. M., M. О. Грiнченко, "Народна творчiсть та етнографiя", 1957, No 4.

Л. С. Кауфман.

Гриньи Н.

Гриньи Н. (Grigny) Николa де (8 IX 1672, Сен-Пьер-ле-Вьё - 30 XI 1703, Реймс) - франц. органист и композитор. Прадед, дед и отец Г. - органисты. С 1690 учился в Париже у Н. Лебега. В 1693-95 органист в аббатстве Сен-Дени, с 1695 до конца жизни - в Реймском соборе. Автор 42 пьес для органа, вошедших в сб. "Первая органная тетрадь" ("Premier livre d'orgue", Париж, 1699, новое издание - Париж, 1953). Сборник был целиком переписан рукой молодого И. С. Баха, высоко оценившего мастерство Г.

Литература: Travaux de l'Acadйmie nationale de Reims. 1887, P., 1902-03; Raugel F., Les grandes orgues des йglises de Paris et du dйpartement de la Seine, P., 1927.

Грипенкерль Ф. К.

Грипенкерль Ф. К. (Griepenkerl) Фридрих Конрад (10 XII 1782, Пейне, Ниж. Саксония - 6 IV 1849, Брауншвейг) - нем. музыковед. В 1805-08 учился в Гёттингене игре на органе, клавире и теории у И. Форкеля. До 1816 преподавал в Фелленбергском ин-те в Швейцарии, с 1816 - в Брауншвейге. Исполнял в домашних концертах хор. произв. И. С. Баха. Написал "Учебник эстетики" ("Lehrbuch der Дsthetik", 1826). Издал совм. с Ф. А. Ройчем орг. сочинения И. С. Баха (тт. 1-7, Лейпциг, 1845-47). Участвовал в редактировании первого полного собр. клавирных сочинений Й. С. Баха, начатого К. Черни (Лейпциг, 1837-51). Г. принадлежало большое собр. рукописей Баха (перешло от И. Форкеля; хранится в Муз. б-ке изд-ва Петере в Лейпциге).

Литература: Riemenschneider A., A snort history of the basic grand edition of Bach's organ works, в кн.: Hinrichsen's 8th Music Book..., 1956.

Л. И. Ройзман.

Грисбах К. Р.

Грисбах К. Р. (Griesbach) Карл Руди (р. 14 VI 1916, Бреккерфельд, Сев. Рейн-Вестфалия) - нем. композитор (ГДР). Учился в Высшей муз. школе Кёльна у Ф. Ярнаха и З. Кёрнера (дирижирование). В 1949 жил в Гамбурге, с 1950 - в ГДР. Выступал как муз. критик, гл. обр. по проблемам муз. т-ра. С 1952 преподавал теорию музыки и композицию в дрезденской Высшей муз. школе. С 1963 чл. художеств. совета Дрезденской оперы. Автор оперы "Колумб" (1953), зингшпилей, 2 балетов, кантат и ораторий, 2 симфоний, камерных соч., хоров и песен. Выступает как либреттист. Гос. пр. ГДР (1959, 1967).

Грист Р.

Грист Р. (Grist) Рери (р. около 1932, Нью-Йорк) - амер. певица (сопрано) негр. происхождения. Дебютировала в 1957 в мьюзикле "Вестсайдская история" Бернстайна, пела и в др. мьюзиклах бродвейских т-ров. В 1959 выступила в "Нью-Йорк сити опера" и "Санта-Фе опера". Гастролировала в оперных т-рах Буэнос-Айреса, затем в крупнейших т-рах городов Зап. Европы. Партии: Графиня и Розина ("Свадьба Фигаро"), Ариадна ("Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса), Стелла ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Джильда и др.

Гриф

Гриф (нем. Griff, букв. - рукоятка, захват) - деталь ряда муз. инструментов. 1) У струнных смычковых и щипковых инструментов длинная узкая пластинка из дерева твёрдых пород (чаще чёрного) или пластмассы, к-рую наклеивают на шейку и над к-рой натягиваются струны. Во время игры к Г. в разл. его местах пальцами левой руки прижимают струны, изменяя длину их вибрирующей части, а следовательно, и высоту звука. Многие инструменты, особенно щипковые, имеют на Г. навязные или врезанные порожки-лады. Нар. инструменты, как правило, делаются без Г., струны у них прижимаются непосредственно к шейке. Встречаются и ложные Г., напр. у совр. болгарской гадулки, где применяется игра флажолетами. 2) У электронных муз. инструментов контактная планка или лента, к к-рой исполнитель прикасается пальцами и, изменяя напряжение электрич. тока, извлекает звуки различной высоты. 3) У гармоники (баяна, аккордеона) деталь корпуса, на к-рой крепится клавиатура правой руки (название условно, т. к. указанная деталь функций Г. фактически не выполняет).

К. А. Вертков.

Грифс Ч. Т.

Грифс Ч. Т. (Griffes) Чарлз Томлинсон (17 IX 1884, Элмайра, шт. Нью-Йорк - 8 IV 1920, Нью-Йорк) - амер. композитор. В 1903-07 учился в Берлине у Э. Едлички и Г. Гальстона (фп.), у Ф. Б. Рюфера и Э. Хумпердинка (композиция). С 1907 жил в Нью-Йорке, преподавал композицию, выступал как пианист, исполняя свои произв. В соч. Г. заметно влияние музыки М. П. Мусоргского, А. Н. Скрябина и К. Дебюсси, в ряде из них претворены экзотич. образы Востока.

Сочинения: для орк. - поэма Дворец развлечений Кубла Хана (The pleasure dome of Kubla Khan, по С. Т. Колриджу, 1916); поэма для флейты с орк. (1918); 2 скетча на индейские темы для струн. квартета; пантомима Сёдзё в япон. стиле для дух., струн. инструментов, арфы и ударных (1917); для фп. - соната (1919), Римские эскизы (Roman sketches, 1917); вок. циклы.

Литература: Maisеl E. M., Ch. T. Griffes. The life of an American composer, N. Y., 1943.

Грицюк В. Г.

Владилен Григорьевич (р. 9 III 1933, г. Томашполь Винницкой обл.) - сов. певец (бас). Нар. арт. УССР (1978). Чл. КПСС с 1963. В 1959 окончил Киевскую консерваторию у Д. Г. Евтушенко. С 1955 солист Львовского, с 1957 - Укр. т-ров оперы и балета. Среди партий - Иван Хованский; Варлаам ("Борис Годунов"), Сусанин, Кончак; Тарас ("Тарас Бульба" Лысенко), Выборный ("Наталка Полтавка"), Иван Карась ("Запорожец за Дунаем"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Мефистофель. Выступает как конц. певец. Гастролирует за рубежом.

Гришко М. С.

Михаил Степанович (14 (27) II 1901, Мариуполь, ныне Жданов - 3 VI 1973, Киев) - сов. певец (драм. баритон). Нар. арт. СССР (1950). Пел в хоре. В 1926 окончил Одесское муз. уч-ще по классу Ю. А. Рейдер. В 1924-27 солист Одесского, в 1927-36 - Харьковского, в 1936 - 64 - Украинского (Киев) т-ров оперы и балета. В 1934-35 и 1941-44 выступал на сцене Груз. т-ра оперы и балета (Тбилиси). Г. - один из ведущих мастеров укр. сов. оперного иск-ва. Обладал редким по красоте и силе голосом. Тонкое чувство стиля, яркий темперамент позволили Г. создать ряд колоритных образов в операх укр. композиторов, а также в классическом репертуаре. Партии: Богдан Хмельницкий ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Остап, Мыкола ("Тарас Бульба", "Наталка Полтавка" Лысенко), Киазо ("Даиси" Палиашвили), Грязной ("Царская невеста"), Князь Игорь, Мазепа, Риголетто, Жермон, Эскамильо, Фигаро; Скарпиа ("Тоска") и др. Выступал как конц. певец, в его репертуаре романсы рус, укр. и зап.-европ. авторов, укр. и рус. нар. песни. Снимался в фильмах, в т. ч. "Щит Джургая" (1944; Гос. пр. СССР, 1950).

Литература: Стебун И., Михайло Степанович Гришко, Кипв, 1958; то же, на рус. яз., К., 1960.

Л. С. Каудьман.

Гроблич

Гроблич (Groblicz) - семья польских мастеров смычковых инструментов.

Maрцин Г. Старший ("Краковский") (род. до 1550 - умер после 1609, Краков) - основатель польской школы скрипичных мастеров. Одним из первых в Европе (с 1550, одновременно с прославленным брешианским мастером Г. да Сало) начал изготовлять наряду с виолами инструменты нового семейства - скрипки. Краков, где работал Г. Старший, "Краковский", стал центром изготовления польских скрипок. Работы Г. завоевали широкую известность во мн. европ. странах. Прекрасно выполненные, скрипки Г. отличаются высоким качеством звучания. Они имеют "низкий", задушевный тембр при большой силе звука; по оформлению напоминают лучшие образцы брешианских мастеров (мн. инструменты работы Г. Старшего выдаются за скрипки итал. школы). Скрипки часто украшены инкрустацией, покрыты золотисто-красным лаком, более красивым по окраске, чем коричневый или красно-коричневый лак брешианских мастеров. Головки обычно оформлены в виде львиной головы (то же и на виолах). Совр. скрипачи используют скрипки Г. Старшего как полноценные концертные инструменты. Мировое значение приобрели также его виолы да гамба, отличающиеся красотой звучания, совершенством пластич. формы, блестящей техникой выполнения и прекрасным лаком. В музеях муз. инструментов Польши имеются инструменты работы Г., изготовленные в 1596, 1601, 1602, 1609.

Марцин Г. Младший ("Варшавский") (ок. 1670 - ок. 1750, Варшава), возможно, племянник М. Г. Старшего. Один из крупнейших польских скрипичных мастеров. В Варшаве начал работать ок. 1710. По стилю его скрипки занимают промежуточное положение между брешианской и тирольской школами. Они отличаются большим размером (380 мм), технич. выполнение их исключительно тщательное. Обе деки Г. богато украшал инкрустацией из разл. кусочков цветного дерева. Головки обычно делал из грушевого дерева, вместо завитков - головы собак, драконов, львов и птиц. Лак золотисто-коричневый, жесткий, наложен тонким слоем. Изготовлял также отличные виолы да гамба. Инструменты Марцина Г. Младшего встречаются довольно часто и высоко ценятся музыкантами. По-видимому, его учениками были видные польские мастера М. Квялковский (1700 - после 1739) и Ф. Гривацкий (1698-1764).

Литература: Витачек Е. Ф., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, Л., 1952, М., 1964; Reiss J. W., Polskie skrzypce i polscy skrzypkowie, Lуdz, 1946; его же, Skrzypce i skrzypkowie, Kr., 1955; Szulc Z., Slownlk lutnikуw polskich, Poznan, 1953.

Б. В. Доброхотов.

Гров Д.

Гров Д. (Grove) Джордж (13 VIII 1820, Клапем, близ Лондона - 28 V 1900, Сиднем, близ Лондона) - англ. муз. деятель и музыковед. По образованию и профессии инженер. Работал в Шотландии (Глазго), на Ямайке, Бермудских о-вах, с 1846 снова в Англии. С 1850 секретарь Об-ва иск-в в Лондоне, с 1852 секретарь, с 1873 чл. дирекции Об-ва Хрустального дворца, для к-рого на протяжении 40 лет (1856-96) писал пояснения к концертам. Г. известен как составитель большого энциклопедического "Словаря музыки и музыкантов" ("Grove's Dictionary of Music and Musicians", 4 тт. и дон. том, 1879-89), к участию в к-ром он привлёк видных муз. учёных из разных стран и сам написал для него много статей. Словарь переиздавался под ред. др. учёных. 5-е изд. выпущено в 9 тт. (с дополнит. томом) под ред. Э. Блома (см. Лексикография музыкальная). Готовится 6-е, расширенное издание (с 1972). Г. был первым директором Корол. муз. колледжа в Лондоне (1882-94). Выступал как муз. писатель и критик; написал книгу о Л. Бетховене.

Сочинения: Beethoven and his nine symphonies, L., 1896, N. Y., 1962.

Литература: Graves Сh. L., The life and letters of sir George Grove, L., 1903; его же, George Grove, a centenary study, "ML", 1920, I, p. 330.

Б. С Штейнпресс.

Гродберг Г. Я.

Гарри Яковлевич (р. 3 I 1929, Клайпеда) - сов. органист. В 1955 окончил Моск. консерваторию у А. Ф. Гедике (орган) и А. Б. Гольденвейзера (фп.). С 1955 солист Моск. филармонии. Исполняет орг. музыку старинных авторов разл. школ, особое внимание уделяет соч. И. С. Баха; в его репертуаре также произв. Ф. Мендельсона, Ф. Листа, С. Франка, О. Мессиана, сов. композиторов. 1-й исполнитель ряда орг. произв. К. С. Хачатуряна, С. М. Слонимского, А. И. Пирумова и др. Гастролирует за рубежом; принимал участие в междунар. муз. фестивалях (Дубровник, Загреб, Милан, Неаполь, София). Зам. пред. жюри Междунар. конкурса им. И. С. Баха в Лейпциге (1972). Член Совета по органостроению при Мин-ве культуры СССР (с 1968). Составил ряд сб-ков орг. произв. сов. композиторов.

Гродзенская Н. Л.

Надежда Львовна (р. 17(29) V 1892, Вильнюс) - сов. деятель в области муз. образования и воспитания. Кандидат педагогических наук (1953). В 1917 окончила Киевскую консерваторию. Преподавала в Ленинграде - в Педагогич. ин-те им. Герцена и консерватории. По инициативе Г. были открыты первые сов. детские муз. школы, курсы повышения квалификации учителей и др. Совм. с Б. В. Асафьевым работала над проблемой восприятия музыки детской аудиторией (выступала со статьями по этому вопросу). С 1928 живёт в Москве, преподавала в педтехникумах, позднее в Моск. консерватории па педагогич. ф-те (до 1932). Практич. занятия с детьми и подготовку учителей-музыкантов для общеобразоват. школы Г. сочетала с теоретич. разработкой методики муз. воспитания детей. В 1948-69 науч. сотрудник Ин-та художеств. воспитания Академии педагогич. наук РСФСР. Автор мн. работ, посв. массовому муз. воспитанию детей (нек-рые переведены на иностр. яз.). Принимала участие в сб., составленных Б. В. Асафьевым, И. М. Духовным и др. (изд. в 30-40-е гг.).

Сочинения: О преподавании пения в начальной школе. Методическое письмо, М., 1950; Слушание музыки, в кн.: Методика преподавания пения в школе, М., 1952, гл. III; Воспитательная работа на уроках пения, М., 1953; Методика обучения пению в начальной школе, в кн.: Пение и музыка. Учебное пособие по пению для педагогич. училищ, М., 1953; Слушание муаыки в начальной школе (I-IV классы), М., 1962; Школьники слушают музыку, М., 1969.

О. А. Апраксина.

Громадский В. А.

Виталий Александрович (р. 10 XII 1928, с. Комаровка Винницкой обл.) - сов. певец (бас). Засл. арт. РСФСР (1979). Чл. КПСС с 1964. В 1961 окончил Моск. консерваторию у А. С. Свешниковой, с того же года солист Моск. филармонии. В конц. программах певца - произв. рус., сов. и заруб. композиторов, в т. ч. почти все вок. соч. М. П. Мусоргского и Д. Д. Шостаковича. Участвовал как солист в 1-м исполнении 13-й симфонии и симф. поэмы "Казнь Степана Разина" Шостаковича. 1-я пр. на Междунар. конкурсе им. Р. Шумана (1960, Берлин). Гастролирует за рубежом.

Громан А. А.

Анатолий Александрович - см. Соловцов А. А.

Громкость

Громкость - одно из свойств звука; возникающее в сознании человека представление об интенсивности или силе звука при восприятии звук, колебаний органом слуха. Г. зависит от амплитуды (или размаха колебательных движений), от расстояния до источника звука, от частоты звука (звуки одинаковой интенсивности, но разл. частоты воспринимаются как различные по Г., при той же интенсивности наиболее громкими кажутся звуки среднего регистра); в целом восприятие силы звука подчиняется общему психофизиологич. закону Вебера - Фехнера (ощущения изменяются пропорционально логарифму раздражения). В муз. акустике для измерения уровня громкости принято использовать единицы "децибел" и "фон"; в композиторской и исполнит. практике итал. терминами fortissimo, forte, mezzo-forte, piano, pianissimo и др. условно обозначаются отношения уровней Г., но не абсолютное значение этих уровней (forte на скрипке, напр., гораздо тише forte симф. оркестра). См. также Динамика.

Литература: Музыкальная акустика, общ. ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954; Гарбузов H. A., Зонная природа динамического слуха, М., 1955. См. также лит. при ст. Акустика музыкальная.

Ю. Н. Рагс.

Гросс Г. С.

Гросс Г. С. (наст. фамилия - Оскотский) Григорий Семёнович (17 (30) VII 1901, Нижний Новгород, ныне Горький - 23 VIII 1959, Волгоград) - сов. артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1955). В 1919-22 учился в Пермском театр. уч-ще. С 1922 актёр Вологодского драм. т-ра, с 1927 - т-ров муз. комедии Ташкента, Куйбышева, Ростова-на-Дону и др. городов. В 1939-1949 актёр и режиссёр Иркутского т-ра муз. комедии, в 1949-53 актёр Моск. т-ра оперетты, в 1953-1959 - Волгоградского т-ра муз. комедии. Острохарактерный актёр, Г. создал галерею образов, окрашенных мягким юмором или едкой сатирой. Партии: Франсуа ("Фиалка Монмартра" Кальмана), Дежурный тюрьмы ("Летучая мышь" Штрауса), Наливайко ("Мечтатели" Листова), Кутайсов ("Холопка" Стрельникова), Клякушев ("Самое заветное" Соловьёва-Седова), Попандопуло ("Свадьба в Малиновке" Александрова) и др.

В. И. Зарубин.

Предыдущая страница Следующая страница