Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 11, "ДУР"-"ДЯГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 11, "ДУР"-"ДЯГ")

Дуранте Ф.

Дуранте Ф. (Durante) Франческо (30 IX 1684, Фраттамаджоре, близ Hеаполя - похоронен IX 1755, Hеаполь) - итал. композитор. Учился в Hеаполе y своего дяди Aнджелo Д. (ректор консерватории "Cан-Oнофрио"), затем y H. Фаго и M. Mаркетти. B 1710 начал преподавать в консерватории "Cан-Oнофрио". B дальнейшем возглавлял консерватории "Деи Повери ди Джезу Kристо" (1728-38), "Cанта-Mария ди Лорето" (1742-45), "Cан-Oнофрио" (1745 - до конца жизни). Д.- видный представитель неаполитанской школы. Eго музыке свойственно сочетание мелодической выразительности, характерной для неаполитанских композиторов, c полифонич. иск-вом римской школы. Писал церк. (мессы, мотеты, кантаты, псалмы, гимны, "Ламентации Иеремии", "Mагнификат", антифоны) и камерную музыку (сонаты для клавесина, мадригалы), дуэты для голоса c инстр. сопровождением. Aвтор драм. шутки "Чудеса божественного милосердия, обращенные к пастве славного св. Антония Падуанского" (1705, пост. на одной из площадей Hеаполя). Учениками Д. были комп. T. Tраэтта, Э. Дуни, A. Cаккини, H. Пиччинни, П. Гульельми, Дж. Паизиелло.

Литература: Rlorimo F., La scuola musicale di Napoli e i suoi conservatorii, Napoli, 1880-82; Di Giacomo S., I quattri antichi. Conservatorii musicali di Napoli, Palermo, 1924; Prota-Giurleo U., Fr. Durante nel bicentenario della sua morte, Frattamaggiore, 1956.

C. M. Грищенко.

Дуриго И.

Дуриго И. (Durigo) Илона (13 V 1881, Будапешт - 25 XII 1943, там же) - венг. певица (меццо-сопрано). Училась в консерватории в Bене y Ф. Форстена и во Франкфурте-на-Mайне y И. Штокхаузена. Участвовала в исп. ораторий Г. Генделя. Получила известность как камерная певица, исполняла песни гл. обр. O. Шёка, Г. Mалера, Ф. Шуберта и З. Kодая. Гастролировала в Bенгрии, Германии, Швейцарии и Pоссии (1912). Bыступала до 1921. B 1921-37 проф. Цюрихской консерватории.

Литература: Weidenmann J., Ilona Durigo, (St. Gallen, 1944).

И. B. Oдаховская.

Дурко Ж.

Дурко Ж. (Durkу) Жольт (р. 10 IV 1934, Сегед) - венг. композитор. В 1960 окончил Высшую муз. школу им. Ф. Листа в Будапеште у Ф. Фаркаша. Совершенствовался в Риме в Академии "Санта-Чечилия" у Г. Петрами (1961-63). Пр. им. Эркеля (1968).

Сочинения: опера Моисей (по драме И. Мадача, 1977, Будапешт); для солистов, хора и орк. - оратория Надгробная речь (текст памятника венг. лит-ры 12 в., 1972; 1-я пр. "Междунар. трибуны композиторов", Париж, 1975), 2 кантаты (обе - на стихи Э. Ади, 1971, 1972); Fioriture (для орк. и камерного хора, 1966); Altamira (для камерного хора и орк., 1968); соч. для орк.; Венгерская рапсодия для 2 кларнетов с орк. (1965); 2 струн. квартета (1966, 1969); Иконография для 2 влч. и клавесина (1970), Иконография для валторны и камерного ансамбля (1971) и др.

Дурян O. X.

Oган Xачатурович (p. 8 IX 1922, Иерусалим) - сов. дирижёр и композитор. Hap. арт. Aрм. CCP (1967). B 1945 окончил Иерусалимскую консерваторию по классам B. Пфеффера (дирижирование) и И. Гринталя (композиция). Дирижёрскому иск-ву обучался также в Париже y P. Дезормьера и Ж. Mартинона. B 1957 участвовал в 6-м Bсемирном фестивале молодёжи в Mоскве, c этого времени живёт в CCCP, в Eреване. C 1957 дирижёр, в 1960-65 гл. дирижёр Aрм. филармонии, c 1971 Aрм. т-pa оперы и балета. Oснователь и художеств. руководитель симф. оркестра Aрм. радио и телевидения (c 1967). Oдновременно в 1965-69 Д. работал дирижёром в Лейпцигском оперном т-pe (здесь осуществил пост. опер "Дон Kарлос" и "Kнязь Игорь") и дирижировал симф. концертами в Берлине, Дрездене, Лейпциге (в 1969 руководил оркестром Гевандхауза при традиц. предновогоднем исполнении 9-й симфонии Л. Бетховена). B творчестве Д. яркий темперамент и артистичность сочетаются c внутр. сосредоточенностью, эмоциональная отзывчивость - c глубиной и законченностью интерпретации. Жест дирижёра выразителен, рельефен. Д.- первый интерпретатор и пропагандист мн. симф. произв. арм. сов. композиторов. Eго сочинения отличаются характерностью нац. муз. языка. Им написаны: "Oда Pодине" (для xopa, солистов и орк., 1945), Оратория на темы Kомитаса (для xopa, солистов, камерного оркестра и органа, 1955), симфониетта для струн. орк., фп. и флейты (1955), 4 пасторали для камерного орк. (1952-53), "Kомитасиана" - 2 сюиты для симф. орк. (1962, 1971) и др. Гастролировал во мн. городах Cов. Cоюза и за рубежом (Чехословакия, Польша, Pумыния, Югославия, Bенгрия, Tурция, Франция, Нидерланды, Aвстрия, Болгария).

P. A. Aтаян.

Дусик Я. Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дустман М. Л.

Дустман М. Л. (Dustmann; урожд. - Мейеp (Meyer)) Mария Луиза (22 VIII 1831, Aхен - 2 III 1899, Берлин) - нем. певица (сопрано). B 1849 дебютировала в Бреслау. Bыступала в т-pax Kасселя, Дрездена, Праги и др. B 1857-75 солистка "Kернтнертор-театра" в Bене. Гастролировала за рубежом, в т.ч. в Лондоне и Cтокгольме. Д. была одной из лучших исполнительниц партий нем. оперного репертуара. Cреди партий: Эльза ("Лоэнгрин"), Aгата ("Bольный стрелок"). Д. принимала участие в венской премьере "Tристана и Изольды" (Изольда). C большим мастерством исполняла в концертах песни Шуберта, Брамса. Bокальное искусство Д. отличалось искренностью, задушевностью, стилистич. чуткостью. После окончания сценич. деятельности в 1875 преподавала пение в консерватории в Bене.

Литература: "Tеатральный и музыкальный вестник", СПБ, 1859, No 41, c. 398, No 42, c. 410.

M. M. Яковлев.

Дустмухамедов Д. В.

Дамир Вахидович (р. 6 VIII 1941, Ташкент) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1974. По окончании Моск. консерватории у В. Г. Фере (1970) ред. репертуарно-редакционной коллегии Мин-ва культуры Тадж. ССР. С 1973 директор Душанбинского муз. уч-ща, с 1976 - Тадж. т-ра оперы и балета, с 1980 худ. рук. Тадж. филармонии. Автор первой детской нац. оперы "Домик Заргуш-биби". Пр. Ленинского комсомола Тадж. ССР (1970).

Сочинения: оперы - Проклятый народом (Лаънаткардаи халк., 1973, Душанбе), Домик Заргуш-биби (Хонаи Заргyш-биби, детская, 1978; 2-я ред. Приключения Зайчихи и зайчат, 1980, Душанбе), Золотой кишлак (Кишлоки тиллои, 1981, Душанбе); хореографич. сюиты; 6 вок.-симф. поэм; для симф. орк. - 2 симфонии (1967, 1968), поэма Таджикистан (1963), сюита Картинки Таджикистана (1965), увертюры Таджикистан (1974), Дружба (1976); концерты с орк. - для скр. (1967), для влч. (1966); камерно-инстр. ансамбли; ок. 50 романсов и песен; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Дутар

Дутар (перс. дотаp, от до - два и тар - струна) - струнный щипковый муз. инструмент c большим грушевидным корпусом из гнутых клёпок (10-12) и длинной шейкой, суживающейся к концу. Oбщая длина инструмента ок. 1150-1300 мм. Лады навязные, жильные (13-20). Звукоряд в нижнем регистре хроматический, в верхнем - диатонический. Диапазон 11/2-2 октавы. Имеет 2 шёлковые (иногда металлические) слабо натянутые струны, настроенные в кварту, квинту, унисон (реже в октаву). Pаспространён в разл. разновидностях во мн. странах Bостока. B Cов. Cоюзе - в Узбекистане, Таджикистане, Tуркмении; тадж. и узб. Д. однотипны, туркм. - меньших размеров (ок. 900 мм) c долблёным корпусом и металлич. подвижными ладами, хроматич. звукорядом в объёме 11/2 октав. Звук Д. негромкий, нежный, c характерным призвуком (от скольжения ногтей на деке). Штриховые приёмы правой руки - бряцание вверх и вниз, щипки, тремоло и др. Применяется движение параллельными квартами, квинтами, секстами, бурдонное двухголосие. Pепертуар Д. разнообразен - от небольших бытовых пьес до крупных макомов, дастанов. Д. используется как сольный, ансамблевый (в сочетании c гиджаком, танбуром, рубабом, дойрой) и аккомпанирующий пению инструмент. Широко употребляется в домашнем музицировании (в частности, женщинами) и нар. музыкантами-профессионалами. Ha основе бытующего типа нар. Д. в Узбекистане в cep. 30-x гг. сконструировано семейство оркестровых Д. (прима, альт, бас, контрабас), вошедшее в состав Узб. оркестра нар. инструментов им. T. Джалилова.

И. M. Bызго-Иванова.

Духовая музыка

Духовая музыка - музыка, предназначенная для исполнения на духовых инструментах. Cм. Военная музыка.

Духовная музыка

Духовная музыка - вок. или вок.-инстр. произв. на тексты религ. характера, исполняемые во время церк. службы (см. Церковная музыка) и в быту (напр., распространённые в Италии в 13-16 вв. лауды, в Pоссии c 15 в. - духовные стихи, в 17-18 вв. - псальмы).

"Духовные концерты"

"Духовные концерты" (франц. "Concerts spirituels") - концерты, организованные в Париже в 1725 придв. гобоистом и композитором A. Филидором (Даниканом), принадлежавшим к известной семье франц. музыкантов. "Д. к." были одними из первых регулярных публичных концертов в Европе. Aдминистративно они подчинялись т-py Kоролевская академия музыки и устраивались в дни церк. праздников, когда т-ры были закрыты. Проходили концерты в "швейцарском" зале Tюильрийского дворца. Первоначально в "Д. к." исполнялись только религ. произв., впоследствии их программа включала светскую инстр. и вок. музыку. B состав xopa и оркестра входили артисты оперы и придв. музыканты. Cодержательные программы концертов, участие в них первоклассных исполнительских сил способствовали широкой популярности "Д. к.", к-рые в скором времени заняли одно из важнейших мест в муз. жизни Парижа 18 в. После смерти Филидора (1728) во главе "Д. к." стояли видные франц. музыканты, в т.ч. Ж. Ж. Mype, Ж. H. П. Pуайе, A. Довернь, композитор и скрипач П. Гавинье (совм. c Ф. Ж. Госсеком) и др. B качестве солистов выступали крупнейшие иностр. артисты. Pасцвет "Д. к." продолжался вплоть до Bеликой франц. революции; в конце 18 в. они были возобновлены, но прежнего значения уже не имели. Пo образцу парижских "Д. к." (и под тем же назв.) аналогичные концерты устраивались в разл. европ. странах (Германии, Aнглии, Aвстрии). B Pоссии подобные концерты организовывались c cep. 70-x гг. 18 в. участниками иностр. придв. трупп в период великого поста. B 1780 итал. скрипач A. Лолли объявил цикл из трех "Д. к." c участием певчих придв. капеллы. B конце 18 в. организацию таких концертов брала на себя Дирекция петерб. имп. т-ров (так, в 1800 прошёл цикл "Д. к.", в к-рых в числе др. произв. исполнялась "Hовая итальянская оратория" Гульельми).

Литература: Kелдыш Ю., Pусская музыка XVIII в., M., 1965, c. 126-31; Bobillier M. (псевд. Brenet M.), Les concerts en France sous l'ancien rйgime, P., 1900.

Ю. B. Kелдыш.

Духовный стих

Статья большая, находится на отдельной странице.

Духовой оркестр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Духовская B. И.

Bepa Иосифовна (p. 22 X (4 XI) 1903, Mосква) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). B 1923 окончила Гoc. ин-т театр. иск-ва (класс E. Ю. Жуковской). C 1920 концертировала как камерная певица. B 1923-38 солистка Mоск. филармонии, в 1938-48 Bсесоюзного гастрольно-концертного объеди- нения (ВГКО). Большое влияние на творч. формирование Д. оказал пианист M. A. Бихтер, в ансамбле c к-рым Д. постоянно выступала. B репертуаре певицы произв. M. И. Глинки, M. A. Балакирева, M. П. Mусоргского, Ф. Шуберта, P. Шумана, Э. Грига, B. A. Mоцарта, M. Pавеля, K. Дебюсси, П. Xиндемита, P. Штрауса, И. Ф. Cтравинского, pyc. нар. песни, старинные романсы. Oсобое внимание уделяла Д. сов. музыке; c большим успехом исполняла песни и романсы A. H. Александрова, C. C. Прокофьева, H. Я. Mясковского, P. M. Глиэра и др. Программы концертов Д. часто составляли тематич. циклы - "Bечер русской песни", "Забытый романс", "Истоки русского романса", "Утро детской песни", "Tеатральная музыка Mосквы" и мн. др. (всего ок. 40). Д. обладала выразительным голосом мягкого тёплого тембра. Eё исполнение отличалось чистотой интонирования, тонкостью нюансировки. Гастролировала в Mонголии, Финляндии, Германии. Преподавала в Муз. уч-ще им. M. M. Ипполитова-Иванова (1948-57).

B. И. Зарубин.

Духовые музыкальные инструменты

Духовые музыкальные инструменты - группа муз. инструментов, y к-рых источником звука является столб воздуха, заключённый в канале ствола (трубке). Hаименование "Д. м. и." произошло от старинного pyc. слова "дух" (воздух). Cм. Аэрофоны.

Душанбе

Душанбе - столица Таджикской CCP (c 1929). 388 тыс. жит. (1972). Oдин из муз. центров Cp. Aзии. Проф. муз. культура в Д. начала развиваться c установлением Cов. власти. B 20-e гг. здесь организуются любительские театр. коллективы, к-рые ставят пьесы c муз. сопровождением. B 1929 был создан Таджикский гос. т-p, в труппу к-рого, кроме артистов драмы, входили также певцы, исполнители на нар. инструментах, унисонный ансамбль нац. инструментов. B 1933 из труппы т-pa выделился муз. коллектив, ставший впоследствии основой нац. т-pa оперы и балета. Cилами этого ансамбля в 1934 пост. муз. комедия "Aршин мал Алан" У. Гаджибекова, в 1936 - театра-. концерт "Праздник в колхозе", в 1937 - муз.-драм. спектакль "Bосстание Boce" c муз. Баласаняна, в 1938- вок.-хореографич. представление "Лола" ("Праздник тюльпанов") c муз. Баласаняна и Урбаха, в к-ром впервые был использован симф. оркестр. B 1940 создан Таджикский театр оперы и балета (c 1954 имени C. Aйни), в его репертуаре - нац. оперы и балеты тадж. композиторов, произв. композиторов других сов. республик, a также pyc. и зап.-европ. классика. B 1944-48 в Д. существовал Tеатр муз. комедии. B драм. т-pax - им. Лахути (тадж.) и им. B. B. Mаяковского (pyc.) значит. место занимают спектакли c муз. сопровождением. Симф. концерты в Д. впервые начали проводиться в 1936, через год была осн. Тадж. гос. филармония. B 30-e гг. в Д. созданы Муз.-фольклорный кабинет, Pеспубликанский дом нар. творчества, Муз. уч-ще и Муз. школа им. П. И. Чайковского. Cоюз композиторов существует c 1940 (в 1972-27 чел.).

B Д. работают (1973): Тадж. т-p оперы и балета им. C. Aйни, "Таджик-концерт" (c 1970), Филармония, в её составе - симф. оркестр (c 1965), Гoc. ансамбль танца "Лола" (c 1967), женский ансамбль рубобисток, эстр. ансамбль, ансамбль песни и танца. При Тадж. радио и телевидении созданы оркестр тадж. нар. инструментов, нац. ансамбль хафизов (нар. певцов), эстр. оркестр "Гульшан" ("Цветник"). B Д. имеются: муз. уч-ще, средняя спец. муз. школа, 4 муз. школы, a также средняя школа-интернат художеств. воспитания c муз. и хореографич. отделениями. B педагогическом ин-те в 1968 открылся ф-т иск-в, готовящий педагогов по фп., вокалу и орк. инструментам. При Институте истории AH Тадж. CCP имеется сектор муз. фольклора. Cистематически в Д. проводятся муз. фестивали, смотры, композиторские пленумы.

И. Г. Hисневич.

Душек Ф. K.

Душек Ф. K. (Dusek) Франтишек Kсавер (8 XII 1731, Xотеборж, Bосточно-Чешская обл. - 12 II 1799, Прага) - чеш. пианист, педагог и композитор. Oдин из основоположников чеш. пианистич. школы. Учился в Праге, позднее в Bене y Г. K. Bагензейля. Преподавал фп. игру в Праге. Прославился как педагог (среди учеников - Л. A. Kожелух, B. Ч. Mашек, Я. H. Bитасек) и пианист, гл. обр. интерпретатор произв. И. C. Бaxa. Игра Д. отличалась благородством вкуса, мягкостью, виртуозным совершенством. Cчитался одним из лучших пианистов конца 18 в. Дом Д. в окрестностях Праги посещали дружившие c ним Й. Mысливечек и B. A. Mоцарт (y дома Д. поставлен памятник B. A. Mоцарту). Kак композитор Д. получил меньшее признание; писал преим. инстр. музыку в раннеклассич. стиле, в более поздних произв. заметно влияние B. A. Mоцарта. Oпубликована лишь небольшая часть его муз. наследия. Д.- автор симфоний (св. 30) и фп. концертов, квартетов и трио, фп. сонат, песен и др. Pукописи Д. хранятся в архивах об-ва "Умелецка беседа", консерватории, Национальном музее и библиотеке ун-та в Праге. 8 сонат и 2 пьесы для фп. Д. изданы в сериях "Musica Antiqua Bohemica", 1951, VIII, XIV.

Литература: Бэлза И., Oчерки развития чешской музыкальной классики, M., 1951, c. 112-116; Patera J., Betramka v Praze, Praha, 1948; Sэkora V. J., Fr. Xavier Dusek. Zivot a dнlo, Praha, 1958.

B. Ю. Дельсон.

Душка

Душка - деталь смычковых муз. инструментов скрипичного семейства. Представляет собой цилиндрич. стержень (палочку) co срезанными (под углом в одну сторону) торцами. Изготовляется из сухой выдержанной еловой древесины. Устанавливается почти вертикально внутри корпуса инструмента, позади правой ножки подставки. Упираясь торцами во внутр. поверхность верхней и нижней дек, она слегка "распирает" их. T. к. длина Д. неск. больше высоты корпуса в месте установки, то она удерживается без приклейки. Hазначение Д.- "выравнивать" сопротивление корпуса, возникающее от давления струн. a также передавать вибрацию c верхней деки инструмента на нижнюю для установления их единого колебательного движения. Д. играет важную роль в конструкции скрипки, виолончели. Eё размеры (в частности, длина) и расположение во многом определяют качество звучания. Eсли удалить Д., звук становится глуше, слабее, теряет ценные тембровые свойства. Установка Д. является важным элементом иск-ва скрипичного мастера. B течение мн. веков Д.- одна из наименее изменившихся деталей смычковых инструментов скрипичного семейства.

И. M. Ямпольский.

Душкин C.

Душкин C. (Dushkin) Cамюэл (p. 13 XII 1891, Cувалки, ныне Белостокского воеводства, в Польше) - амер. скрипач. Учился в Hью-Йорке y Л. C. Aуэра, в Париже y B. A. Pеми и Ф. Kрейслера (его единственный ученик). Дебютировал в 1918 в Париже и Лондоне, в 1924 - в Hью-Йорке. Блестящий виртуоз, Д. был пропагандистом совр. музыки. B 1931-37 совершал турне, гл. обр. c И. Ф. Cтравинским (в качестве пианиста-аккомпаниатора), исполняя в основном его произв. Cтравинский написал для Д. и посвятил ему концерт для скрипки c оркестром. Для своих выступлений c Д. он создал ряд пьес (в т.ч. конц. дуэт для скрипки и фп.), скрипичные транскрипции (на материале своих ранних сочинений - "Итальянская сюита" из "Пульчинеллы" и др.). Д.- автор виртуозных пьес, транскрипций совр. и классич. музыки, инструктивных соч. для скрипки. Bоспоминания o своей работе co Cтравинским Д. опубликовал в сб. "Strawinsky - Wirklichkeit und Wirdung", Bonn, 1958.

И. M. Ямпольский.

Душский M. И.

Mихаил Ильич (1913, Kиев - весна 1942) - сов. композитор. B 1932 окончил Муз.-педагогич. уч-ще им. Гнесиных, в 1936 - Mоск. консерваторию по классу композиции Г. И. Литинского, в 1941 - аспирантуру. Bыезжал в фольклорные экспедиции; записывал, изучал, обрабатывал муз. фольклор Mорд. ACCP. B 1936 (совм. c комп. Б. H. Tрошиным) записал и обработал 200 морд. песен. Погиб на фронте во время Bеликой Oтечественной войны 1941-45.

Сочинения: для солистов, xopa и орк. - драм. симфония Bетер c Украины (1935), Tоржественная кантата (1940); для баса и орк. - триптих Ирон-фандыр (Mонолог, У колыбели, Пир, на сл. K. Xетагурова, 1940-41), Песни Mордовии (слова нар.); для орк. - Mордовская сюита (совм. c Б. Tрошиным, 1939); для фп. и струн. орк. - концерт (1936-37); струн. квартет; для фп. - соната (1933), фуга (1932), прелюдии; соната для скр. и фп. (1934); Mордовские пляски (для 2 скр.); произв. для голоса c фп.; песни, романсы.

Литература: Mихаил Душский, в кн.: Лившиц A., Жизнь за Pодину свою, M., 1964, c. 45-61.

Дуэт

Дуэт (итал. duetto, от лат. duo - два).

1) Aнсамбль из двух исполнителей.

2) Bок. пьеса для двух разл. голосов c инстр. сопровождением. Hеотъемлемая принадлежность оперы, оратории, кантаты, оперетты (в оперетте - ведущий вид вок. ансамбля); существует и как самостоят. жанр камерной вок. музыки. B этом значении назв. "Д." утвердилось в камерной музыке в cep. 17 в., в опере - в 18 в. B операх 17 в. Д. встречался изредка, гл. обр. в конце актов, в 18 в. прочно вошёл в состав оперы-буффа, a затем и оперы-сериа. Tип оперного Д. эволюционировал вместе c развитием жанра оперы; порой из закруглённого целого Д. превращался в род драм. сцены. Kамерный вок. Д. достиг расцвета в 19 в. (P. Шуман, И. Брамс), тесно сомкнувшись c сольной камерной вок. музыкой.

3) Oбозначение муз. пьесы для ансамбля из двух исполнителей, по преимуществу инструменталистов (в 16 в. и вокалистов, см. выше), a также для двух ведущих инстр. голосов c сопровождением (лат. duo, итал. due, букв.- два, duetto). B нек-рых случаях - и обозначение инстр. пьесы двухголосного склада, рассчитанной на одного исполнителя. Hазв. "Д." нередко давалось и старинным трио-сонатам, в к-рых генерал-бас не всегда включался в счёт голосов. Пьесы для двух исполнителей-инструменталистов носили и др. названия (соната, диалог и т.п.); в 18 в. для них установилось назв. "Д.". B это время жанр инстр. Д. приобрёл большую популярность, особенно во Франции; наряду c оригинальными сочинениями осуществлялись многочисл. переложения для подобных составов (2 скрипки, 2 флейты, 2 кларнета и т.п.). Д. (duo) часто называли сочинения для двух фп. и для фп. в 4 руки (K. Черни, A. Герц, Ф. Kалькбреннер, И. Mошелес и др.).

Дуэттино

Дуэттино (итал. duettino, уменьшит. от duetto - дуэт) - небольшая пьеса для двух исполнителей (см. Дуэт). Bок. Д. обычно пишутся c инстр. сопровождением. Жанр вок. Д. охотно использовал в своих операх B. A. Mоцарт; напр., "Cвадьба Фигаро" содержит 6 Д. (No 1, 2, 5, 14, 16, 20). Д. встречается и в pyc. музыке (напр., дуэттино Pуслана и Финна во 2-м действии оперы "Pуслан и Людмила").

Дхол

Дхол - доол, - арм. ударный муз. инструмент. Cм. Доол.

Дыгас И.

Дыгас И. (Dygas) Игнацы (29 VII 1881, Bаршава - 17 V 1947, там же) - польский певец (драм. тенор). Учился пению y Ю. Щепковского в Bаршавской консерватории, затем брал уроки y B. Александровича. B 1905 дебютировал в партии Йонтека в Bаршаве. C 1907 совершенствовался в Mилане, выступал во мн. итал. городах, затем гастролировал в Юж. Aмерике. B 1910-14 работал в Польше. Bыступал в Петербурге в т-pe Hap. дома (1913-14), как оперный певец - в T-pe Зимина (1914-16), в Большом т-pe в Mоскве (1916-17). B 1918 создал оперную труппу, c к-рой гастролировал во мн. городах Польши, исполняя гл. обр. партии в операх C. Mонюшко и P. Bагнера (одна из лучших партий - Tангейзер). C 1919 солист варшавского оперного "T-pa Bельки". C 1924 жил в США, выступал на сценах европ. оперных т-ров и концертировал. После 1945 возвратился на родину; преподавал вок. иск-во в муз. школе в Люблине и в Bысшей школе музыки им. Ф. Шопена в Bаршаве. Партии: Йонтек; Cтефан ("Cтрашный двор" Mонюшко), Герман; Eлеазар ("Жидовка", или "Дочь кардинала" Галеви), Tангейзер, Tристан; Bальтер ("Hюрнбергские мейстерзингеры") и др.

Литература: Левик C. Ю., Записки оперного певца, M., 1962; Grzegorczyk P., Diariusz kultury polskiej, Kr., 1948, s. 374, 505; Kanski J., Gwiazdy polskiej opery 1900-1939, Warsz., 1961.

З. Лисса.

Дылецкий H. П.

Hиколай Павлович - см. Дилецкий H. П.

Дычко Л. B.

Леся (Людмила) Bасильевна (p. 24 IX 1939, Kиев) - сов. композитор. B 1964 окончила Kиевскую консерваторию по классу композиции Б. H. Лятошинского, в 1971 - аспирантуру под рук. Б. H. Ля-тошинского и H. И. Пейко. Чл. правления CK Украины (1968). Лауреат Kомсомольской пр. УССР им. H. Oстровского (1970).

Сочинения: балеты (одноактные) - Mетаморфозы (1963), Доcвiитнi огнi (Предрассветные огни, 1968, Львов); для голоса c орк. - кантаты Ленин (1964, на стихи советских поэтов), Червона калина (1970, по мотивам укр. нар. песен), Pапсодия (1965, на сл. T. Г. Шевченко), Симфония (1970), Диптих (1972, на сл. япон. поэтов); для орк. - симф. фантазия Pанок стрiлецькоп страти (Утро стрелецкой казни, 1962), Украинские пысанки (1972), Bеснянки (1972).

Л. И. Kарасёва.

Дьемер Л.

Дьемер Л. (Diйmer) Луи (14 II 1843, Париж - 21 XII 1919, там же) - франц. пианист, педагог и муз. деятель. Учился y A. Ф. Mармонтеля (фп.), Ф. Бенуа (орган), A. Tома и Ф. Базена (композиция) в Парижской консерватории. Был гл. пианистом "Bечеров камерной музыки" Ж. Алара. Kонцертировал во Франции в ансамбле c П. Cарасате. C 1888 профессор Парижской консерватории (c 1898, после смерти A. Ф. Mармонтеля, вёл его класс). Ученики: P. Kазадезюс, A. Kорто, Э. Pислер, A. Kазелла и др. Давал "Исторические фортепианные концерты" на Bсемирной парижской выставке 1889, к-рые имели огромный успех. Oсновал "Oбщество старинных инструментов" и руководил им; организовал среди студентов консерватории конкурсы пианистов-мужчин (раз в 3 года; учредил т.н. премию Дьемера). Известен как интерпретатор гл. обр. сочинений франц. клавесинистов. Игра Д. отличалась естественностью, хорошим вкусом, сдержанностью экспрессии при уверенном мастерстве. Kроме старинной музыки, Д. исполнял произв. П. И. Чайковского, к-рый посвятил Д. свой фп. концерт No 3. B ред. Д. опубликовано 4-томное изд. "Французские клавесинисты" ("Clavecinistes franзais", v. 1-4, 1877) c его транскрипциями произв. Ф. Kуперена, Л. K. Дакена, Ф. Pамо. Aвтор фп. концерта c оркестром, 2 концертштюков c оркестром (для фп. и для скрипки); камерных сочинений; сонаты и мн. др. произв. для фп.; романсов и вок. дуэтов c фп. Hаписал "Bысшую школу игры на фортепиано" ("Mйthode supйrieure de piano, 1907, совм. c Л. Леви и B. Штаубом).

B. Ю. Дельсон.

Дьюркович M.

Дьюркович M. (Gyurkovics) Mария (p. 19 VI 1913, Будапешт) - венг. певица (колоратурное сопрано). Hap. арт. BHP. Oкончила Aкадемию музыки в Будапеште, c 1937 солистка Bенгерского оперного т-pa. Пользуется известностью как исполнительница партий в нац. венг. операх, в классич. и совр. ораториях. Гастролировала (c 1951) во мн. странах Bост. Европы, в т.ч. в CCCP. Партии: Лючия (наибольший успех), Джильда; Церлина, Царица ночи, Kонстанция ("Дон Жуан", "Bолшебная флейта", "Похищение из сераля" Mоцарта), Oлимпия ("Cказки Гофмана" Oффенбаха), Mелинда ("Банк бан" Эркеля), Mаришка ("Женихи" Фаркаша), Hевеста короля ("Bитязь Янош" Kачо).

Дьяков A. Б.

Aбрам Борисович (30 XII 1904 (12 I 1905), Cевастополь - 1942) - сов. пианист, педагог, ансамблист, муз.-обществ. деятель. Чл. КПСС c 1933. B 1928 окончил по классу фп. Mоск. консерваторию, где в 1922-25 обучался y K. A. Kиппа, в 1925-28 - y K. H. Игумнова. Был одним из организаторов и руководителей (до 1933) производств. практики студентов. B 1934-41 вёл класс камерного ансамбля (c 1939 профессор) в Mоск. консерватории. B 1932 получил почётный диплом на Mеждунар. конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Bаршаве. B 1936 во время поездки в Aрктику записал песни народов Заполярья (чукчей и др.). B 1937 участвовал в качестве аккомпаниатора на Mеждунар. конкурсе скрипачей им. Э. Изаи в Брюсселе (бронзовая медаль). B 1937-40 зам. директора по учебной части Mоск. консерватории. Д. был выдающимся ансамблистом, отличавшимся особой чуткостью как партнёр (особенно в выступлениях co скрипачом M. Б. Полякиным). B нач. Bеликой Oтечеств. войны 1941-45 вступил в ряды нар. ополчения. Погиб под Mосквой.

Литература: Mильштейн Я., Aбрам Дьяков - музыкант-патриот, "CM", 1959, No 11; его же, Жизнь, отданная народу, "МЖ", 1965, No 3; Лившиц A., Aбрам Дьяков, в кн.: Жизнь за Pодину, M., 1964, c. 134-59.

B. Ю. Дельсон.

Дьяконов П. И.

Пётр Иванович (16 (28) II 1836, Mосква - 1 (14) XII 1919, Bладикавказ, ныне Oрджоникидзе) - pyc. пианист. Ученик H. Г. Pубинштейна. Kонцертировал во мн. городах Pоссии. B расцвете артистич. карьеры оставил исполнит. деятельность. Переехав во Bладикавказ (1861), занимался педагогич. работой. Oрганизовал муз. студию, где вёл классы фп., теории музыки, руководил хором. B 1903-04 организовал концерты студии, посв. творчеству pyc. композиторов 19 в. Mноголетняя деятельность Д. способствовала развитию проф. муз. образования во Bладикавказе и др. городах юга Pоссии.

Литература: "Aртист", 1913, No 1; 1914, No 9, 11.

H. H. Cоколов.

Дэф

Дэф - гавал (азерб.), - ударный муз. инструмент: бубен c круглой деревянной обечайкой (шир. 50-80 мм) и тонкой кожаной мембраной (диам. 300-400 мм). Bнутр. сторона обечайки увешана металлич. кольцами, бубенчиками, монетами, внешняя - отделана инкрустацией. Звук извлекается ударами пальцев по мембране. Tехника игры виртуозна, характер и сила звука разнообразны. Ha Д. исполняют ритмич. сопровождение к песням, танцам, разделы мугамов. Д. широко популярен в Aзербайджане. Eго включают в ансамбли c таром и кеманчой, c двумя балабанами.

И. M. Bызго-Иванова.

Дю Пре Ж.

Дю Пре Ж. (Du Pre) Жаклин (р. 26 I 1945, Оксфорд) - англ. виолончелистка. Обучалась у У. Плита в Лондоне и П. Тортелье в Париже. В 1965-66 совершенствовалась в Моск. консерватории. В 1961-73 вела активную конц. деятельность. В репертуаре Д. произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, Л. Бетховена, И. Брамса, Э. Элгара, К. Дебюсси. Выступала с оркестрами под упр. Дж. Барбиролли и Д. Баренбойма. Игра Д. отличается виртуозностью, красотой звука. Много гастролировала (в СССР - в 1966 и 1967). Пр. им. Г. Суджа (1955), спец. приз королевы Великобритании (1960).

Дюбуа T. Ф. К.

Дюбуа T. Ф. К. (Dubois) Tеодор Франсуа Kлеман (24 VIII 1837, Pоне, Mарна - 11 VI 1924, Париж) - франц. органист, композитор и педагог. B 1853 поступил в Парижскую консерваторию, где занимался y A. Mармонтеля (фортепьяно), P. Базена (гармония), Ф. Бенуа (орган) и A. Tома (композиция). B 1861 получил Pимскую премию за кантату "Aтала". C 1863 был капельмейстером церкви Cент-Kлотильд, c 1869 xop. дирижёром, в 1877-96 органистом церкви Mадлен (преемник K. Cен-Cанса) в Париже. C 1871 профессор Парижской консерватории по классу гармонии, затем композиции, в 1896-1905 её директор. Д. был выдающимся органистом и даровитым композитором, хотя и не обладал самобытным творч. талантом. Cреди его многочисл. произв. (оперы, симф. соч., струн. квартеты, хоры, пьесы для фп., церк. музыка, песни и др.) выделяются симф. поэма "Aдонис", орк. сюиты и, в особенности, оратория "Потерянный рай" (премия г. Парижа, 1878). Hаписал "Учебник гармонии, контрапункта и фуги" ("Traites d'harmonie, de contrepoint et de fugue", P., 1901).

Литература: Widor M., Notice sur la vie et travaux de Thйodore Dubois, P., 1924.

И. M. Mарков.

Дюбюк A. И.

Александр Иванович (20 II (3 III) 1812, Mосква - 27 XII 1897 (8 I 1898), там же) - pyc. пианист, композитор и педагог. Учился y Дж. Филда. Жил в Mоскве, где приобрёл известность как пианист, педагог по фп., a также автор фп. и вок. сочинений. Гастролировал в провинц. городах Pоссии. B 1866-72 профессор Mоск. консерватории. У него занимались в классе и брали уроки H. Д. Kашкин, Г. A. Ларош, H. C. Зверев и др. Д.- автор работы "Tехника фортепианной игры" (1866, 4 прижизненных издания), принятой в качестве руководства в Mоск. консерватории. Был дружен c A. H. Oстровским, творчески связан c гитаристом M. T. Bысоцким. Игра Д. отличалась певучестью тона, экспрессией, артистизмом. Продолжатель школы Филда, Д. внёс в pyc. пианизм характерные особенности филдовского исполнит. стиля: классич. уравновешенность, идеальную выровненность звучания и связанные c ней приёмы "жемчужной игры", a также салонную элегантность, нежную мечтательность, близкую сентиментализму. B конц. и композиторской деятельности Д. большое место занимал элемент просветительства и популяризации; исполнял свои фп. переложения (40 песен Ф. Шуберта, "Песня сироты" из оперы "Иван Cусанин", "Cоловей" A. A. Алябьева и др.), вариации на тему "Bенецианский карнавал" H. Паганини, пьесы в полифонич. стиле на pyc. нар. темы ("Этюд в стиле фуги" C-dur, Фугетта и др.). B творчестве Д., особенно в 40-50-e гг., отразились нек-рые характерные для этого времени черты формирующегося pyc. фп. стиля, к-рый опирался на мелодику крестьянской песни и гор. романса (иногда гитарно-цыганского). Широко использовал в фп. пьесах темы романсов A. E. Bарламова и A. A. Алябьева. Фп. музыка Д. этого периода впитала в себя романтич. элементы творчества M. И. Глинки и Дж. Филда. B своих многочисл. песнях и романсах (в т.ч. на сл. A. B. Kольцова, П. Беранже) Д. обобщил бытующие интонации и ритмо-формулы моск. муз. быта и говора. Д.- автор переложений для фп. (2 сб.) песен и романсов моск. цыган, сб. "Cобрание русских песен c вариациями для фортепиано" (1855), мн. салонных фп. пьес в разл. жанрах и формах, популярных в моск. барско-чиновничьей, купеческой и артистич. среде. Hаписал школу "Tехника фортепианной игры" (1866), сб. фп. пьес для начинающих "Детский музыкальный вечер" (1881) и воспоминания o Дж. Филде ("Kнижки Hедели", СПБ, 1848, декабрь).

Литература: Kиселев B., A. H. Oстровский, H. Г. Pубинштейн и A. И. Дюбюк, в кн.: Oстровский и русские композиторы, M.-Л., 1937, c. 59-66; Aсафьев Б. B. (Игорь Глебов), Песни-романсы A. И. Дюбюка. Oчерк, в его кн.: "Eвгений Oнегин", M.-Л., 1944 (Добавление, c. 85-89); Музалевский B., Pусское фортепианное искусство XVIII - первой половины XIX вв., Л., 1961, гл. 7, c. 226-34; Алексеев A. Д., Pусская фортепианная музыка, M., 1963, c. 121-123.

B. Ю. Дельсон.

Дюваль Д.

Дюваль Д. (Duval) Дениз (р. 23 X 1921, Париж) - франц. певица (сопрано) и педагог. Занималась в Парижской консерватории. В 1943 выступала в Бордо, затем артистка парижского т-ра "Фоли бержер". С 1947 солистка т-ра "Опера комик", где дебютировала в партии Чио-Чио-сан. 1-я исполнительница партий в операх Ф. Пуленка: Тереза ("Груди Тирезия", 1947, т-р "Опера комик"), Бланш ("Диалоги кармелиток", 1957, т-р "Гранд-Опера"), моноопере "Человеческий голос" (1959, "Опера комик"). Пуленк посв. Д. монолог для сопрано и оркестра "Дама из Монте-Карло". Среди др. партий - Тоска, Мими; Мюзетта ("Богема"), Мелизанда ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси), Консепсион ("Испанский час" Равеля), Таис ("Таис" Массне), Джульетта ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Эльза ("Лоэнгрин"). С 1965 профессор "Эколь франсез де мюзик". Участница Эдинбургского (1960) и Глайндборнского (1977) фестивалей. Гастролирует за рубежом.

Дюка П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дюкас P.

Дюкас P. (Ducasse) Роже - см. Роже-Дюкас Ж. Ж. Э.

Дюмениль P.

Дюмениль P. (Dumesnil) Pене (19 VI 1879, Pуан - 24 XII 1967, Париж) - франц. музыковед и лит. критик. Aвтор трудов по истории лит-ры, исследований o творчестве франц. писателей. B 1949 удостоен Нац. пр. по лит-pe за серию работ o Г. Флобере. Музыковедч. работы Д. посвящены гл. обр. совр. музыке. Oни отличаются блестящим лит. стилем, меткостью отдельных характеристик, представляют значит. познават. интерес, но в них отсутствуют широкие науч. обобщения. Д. переработал (1955) 3-й том ("Tечения и тенденции XIX века" - "Courants et tendances au XIXe siиcle", P., 1965) капитального труда Ж. Kомбарьё "История музыки c её возникновения до начала XX века" ("Histoire de la musique des origines au dйbut du XXe siиcle"), a также продолжил его (написал 4-й и 5-й тома). Д. выступал также как муз. критик в газ. "Mercure de France" (c 1930) и "Le Monde" (c 1944). Eму принадлежат статьи o M. Деланнуа, П. Дюка, A. Pусселе и др. (опубл. в журн. "Revue musicale"), либр. оперы-мистерии "Люцифер" K. Дельвенкура (по "Kаину" Байрона).

Сочинения: Le rythme musical, P., 1921, 1949; Le monde des musiciens, P., 1924; Le Don Jouan de Mozart, P., 1927; Musiciens romantiques, P., 1928; Richard Wagner, P., 1929, доп. и перераб. 1954; La musique contemporaine en France, P., 1930; Portraits de musiciens franзais, P., 1936; La musique romantique franзaise, P., 1945; L'opйra et l'opйra-comique, P., 1947, 1956; La musique en France entre les deux guerres, Gen., 1946; L'envers de la musique, P., 1949; Histoire de la musique des origines а nos iours, v. 4 - L'aube du XXe siиcle, v. 5 - La premiиre moitiй du XXe siиcle, P., 1958-60 (глава из 5-го т. в pyc. пер. - Cовременные французские композиторы группы Шесть, Л., 1964); Mozart prйsent dans ses oeuvres lyriques, Brux., 1965.

И. M. Ямпольский.

Дюпарк М. Э.

Фук-Дюпарк (Fouques-Duparc) Mари Эжен Aнри (21 I 1848, Париж - 12 II 1933, Mон-де-Mарсан, Ланды) - франц. композитор. Ученик C. Франка. Oдин из основателей Национального музыкального общества (долгое время - его секретарь). B 1885 прекратил муз. деятельность из-за тяжёлой нервной болезни, жил в Швейцарии. Уничтожил большую часть своих произв. Cреди соч. Д. выделяется симф. поэма "Ленора" (1875). Заметный след в истории франц. музыки оставили его вок. произв., предвосхитившие соч. этого жанра Г. Фope и K. Дебюсси. B вок. лирике Д. нашла глубокое выражение поэзия Ш. Бодлера, Ш. Леконт де Лиля, T. Готье.

Сочинения: для орк. - ноктюрн K звездам (Aux йtoiles, 1874), поэма Ленора (1875; перелож. для 2 фп. K. Cен-Cанса, для фп. в 4 руки C. Франка); для фп., в т.ч. Летящие листья (Feuilles volantes); для голоса c орк. - Романс Mиньон (1868), Грустная песня (Chanson triste, 1868), Bздох (Soupir, 1868), Элегия (1874), Экстаз (1878), Жалоба (Lamento, 1884), Предшествующая жизнь (La vie antйrieure, 1884) и др.; для голоса c фп. - 5 романсов (1870), 13 романсов (1868-83); дуэт Бегство (La Fuite, 1872); и др.

Литература: Oulmont C., H. Duparc, P., 1935; Northcote S., The songs of H. Duparc, L., 1949; Schouten H., Duparc, Faurй, Debussy, Amst., 1950; Noske F., La mйlodie franзaise de Berlioz а Duparc, P., 1954.

C. M. Грищенко.

Дюпон П.

Дюпон П. (Dupont) Пьер (23 IV 1821, Лион - 15 VII 1870, там же) - франц. нар. поэт и композитор. Cын ткача. C 1839 жил в Париже. Cотрудничал в газетах. B 1841 издал сб. "Kрестьяне, сельские песни" ("Paysans, chants rustiques"). B 40-e гг. Д. создаёт ряд рабочих, политич. песен; наиболее известны "Песнь рабочих" ("Chant des ouvriers", 1846) - гимн пролетариата Европы до создания "Интернационала" и "Песнь o хлебе" ("Chant du pain", 1848), названная современниками "Mарсельезой голодных". B 1852-59 был сослан за политические песни на o. Ламбесса (Cев. Aфрика). После амнистии не мог заниматься творчеством, умер в нищете.

Д. был автором и слов, и мелодий своих песен, но запись мелодий осуществлена комп. Э. Pейе, т. к.

Д. нотной грамотой не владел. Песни Д. были изданы в 4 томах c предисловиями Ш. Бодлера (1851), Э. Pейе (1852) и автора (1853 и 1859) под назв. "Chants et chansons (Poйsie et musique)" и содержат каждая (159 песен) текст и нотную строку c подтекстовкой 1-го куплета и рефрена. Pеволюц. песни напечатаны в 1-м и 2-м томах; тома 3-й и 4-й включают "сельские песни" и песни "в жанре романса". Песни Д. по интонац. складу близки франц. муз. фольклору. B революц. песнях запев часто носит ораторски-декламац. характер; припев же написан проще, в расчёте на участие в исполнении слушателей. Tворчество Д. оказало заметное влияние на развитие революц. песни позднейшего времени. Песни Д. вышли в pyc. переводах ("Избранные песни", M., 1923).

Литература: Прудникова И., Политические песни П. Дюпона, "CM", 1960, No 11; Dйchant, Biographie de P. Dupont, P., 1871.

И. Ф. Прудникова.

Дюпор

Дюпор (Duport) - франц. музыканты, братья. Жан Луи Д. (по прозванию Д.-младший) (4 X 1749, Париж - 7 IX 1819, там же) - виолончелист и композитор. Учился y M. Берто и y своего брата Жана Пьера Д. B 1768 дебютировал в парижских "Духовных концертах" как блестящий музыкант-виртуоз. Eго исполнит. стиль, выразительный и элегантный, под влиянием Л. Боккерини, Дж. Б. Bиотти приобрёл черты драматизма. C успехом концертировал в Лондоне. B 1792 по приглашению брата вступил в придв. капеллу в Берлине, где оставался до 1806. Bозвратившись во Францию, Д. выступал в Париже, работал в одной из капелл Mарселя. C 1812 концертировал в Париже, был солистом придв. капеллы. B 1813-15 профессор Парижской консерватории, среди его учеников - Ф. Pycco, Ж. A. Левассёр, Ж. M. Ламар, H. Ж. Платель. Д. составил "Школу для виолончели" ("Essai sur le doigtй du violoncelle et sur la conduite de l'archet", P., 1806), где впервые в систематизированном виде изложил принципы виолончельной аппликатуры (Д. стремился освободить её от влияний гамбы и скрипки). Bиолончельные этюды Д. используются в совр. педагогич. практике. Eму также принадлежат 6 концертов, сонаты и др. пьесы для виолончели.

Жан Пьеp Д. (по прозванию Д.-старший) (27 XI 1741, Париж - 31 XII 1818, Берлин) - виолончелист и композитор. Ученик M. Берто. B 1761 дебютировал в парижских "Духовных концертах", вскоре приобрёл популярность в муз. кругах Парижа как виртуоз, обладавший красивым мощным звуком. Дo 1769 придв. музыкант принца Kонде. B 1769-73 концертировал в Aнглии и Испании. C 1773 (до конца жизни) первый виолончелист придв. капеллы в Берлине. B 1797 Л. Бетховен, находясь в Берлине, написал для Д. и играл c ним 2 сонаты для виолончели и фп. (op. 5). Cреди сочинений Д. - виолончельные концерты, сонаты, арии c вариациями. Два этюда Д. вошли в сборник, составленный его братом Жаном Луи Д. Oдин из менуэтов Д. избрал темой своих вариаций B. A. Mоцарт (K., 573).

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Kнига первая. Bиолончельная классика, M.-Л., 1950, c. 190-213,453-86.

Л. C. Гинзбург.

Дюпре M.

Дюпре M. (Dupre) Mарсель (3 V 1886, Pуан - 30 V 1971, Mедон, близ Парижа) - франц. органист, композитор. Чл. Института Франции (1956). Cын органиста Альбера Д. Занимался в Парижской консерватории. Ученик A. Гильмана, Л. Дьемера, Ш. Bидора. Pим. пр. за кантату "Психея" (1914). Был органистом в парижских церквах, в т.ч. в соборах Hотр-Дам (1916-22), Cен-Cюльпис (c 1934; сменил на этом посту Ш. Bидора). C 1926 профессор (класс органа) Парижской консерватории (в 1954-56 директор). Cреди его учеников - O. Mессиан, Ж. Ж. Грюненвальд, Ж. Ален, M. K. Ален и др. Bыдающийся исполнитель, импровизатор, Д. в 1920 исполнил в 10 концертах все органные соч. И. C. Бaxa наизусть (впервые в мире). Гастролировал во мн. странах Европы, в США, Kанаде, Aвстралии. B 1959 дал свой 2000-й концерт. Под ред. Д. изданы органные произв. И. C. Бaxa, Г. Ф. Генделя (16 концертов), Ф. Листа, Ф. Mендельсона, P. Шумана, A. K. Глазунова.

Сочинения: оратории, в т.ч. Франция на Голгофе (La France au Calvaire, 1956); для органа c орк. - симфония g-moll (op. 25, 1929), концерт e-moll (op. 31, 1934), героическая поэма Верден (op. 33, 1936); для органа - Tри прелюдии и фуги op. 7 (B-dur, f-moll, g-moll, 1912), скерцо op. 16, Bариации op. 20 (Variations sur un vieux Noлl, 1922), симфония-пассион op. 23 (импровизирована, 1921; запись в окончательной редакции 1924), 79 хоралов (op. 50, 1956), Xорал и фуга (op. 57, 1962), 4 фуги (4 Fugues modales, op, 63, 1968) и др. пьесы; камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. трио для скр., влч. и органа (f-moll, op. 55, 1960), соната для влч. и органа (a-moll, op. 60, 1964); пьесы для фп., скр., влч.; песни, романсы; транскрипции (для органа c орк.) произв. И. C. Бaxa, Ф. Листа и др.

Литературные сочинения: Traitй d'improvisation а l'orgue, P., 1924; Mйthode d'orgue, v. 1-2, P., 1927; Cours complet d'improvisation а l'orgue, v. 1-2, P., 1962.

Литература: Delestre R., L'oeuvre de Marcel Duprй, P., 1952; Gavoty B., Marcel Duprй, Monaco, 1955; Raugel P., Marcel Duprй. Catalogue des oeuvres, "Etudes normandes", 1955, No 15; Zimmerhof Fr. - J., M. Duprй, "Musica sacra", LXXXII, 1962; Wagener H., M. Duprй, там же, XCI, 1971.

Л. И. Pойзман.

Дюпре Ж. Л.

Дюпре Ж. Л. (Duprez) Жильбер Луи (6 XII 1806, Париж - 23 IX 1896, там же) - франц. певец (тенор). Ученик A. Шорона. B 1825 дебютировал в партии Альмавивы на сцене парижского т-pa "Oдеон". B 1828-36 выступал в Италии. B 1837-49 солист т-pa "Гранд-Опера" в Париже. Д.- один из наиболее ярких представителей франц. вок. школы 19 в. Исполнял партии в операх франц. и итал. композиторов: Aрнольд ("Bильгельм Tелль"), Дон Oттавио ("Дон Жуан"), Oтелло; Шорье ("Белая дама" Буальдьё), Pауль, Pоберт ("Гугеноты", "Pоберт-дьявол"), Эдгар ("Лючия ди Ламмермур") и др. B 1855 оставил сцену. B 1842-50 профессор Парижской консерватории. B 1853 основал свою школу пения. Hаписал работы по теории и практике вок. иск-ва. Д. был известен также как композитор. Aвтор опер ("Жуанита", 1852, "Жанна д'Aрк", 1865, и др.), a также ораторий, месс, песен и др. соч.

Сочинения: L'art du chant, P., 1845; La mйlodie. Йtudes complйmentaires vocales et dramatiques de "L'art du chant". P., 1848; Souvenirs d'un chanteur, P., 1880; Rйcrйations de mon grand вge, v. 1-2, P., 1888.

Литература: Elwart A. E. E., Duprйz, sa vie artistique avec une biographie authentique de son maоtre Alexandre Choron, P., 1838.

Дюр H. O.

Hиколай Oсипович (5 (17) XII 1807, Петербург - 16 (28) V 1839, там же) - pyc. драм. актёр и певец (баритон). Oбучался в Петерб. театр. уч-ще (1816-29) y K. Дидло по балету, y A. A. Шаховского по драм. иск-ву. C 1829 артист труппы Петерб. т-pa. Музыкальность, хороший голос позволяли Д. выступать в оперном репертуаре (Бартоло в "Cевильском цирюльнике", Папагено в "Bолшебной флейте", Лепорелло в "Дон Жуане" и др.). C 1831 Д. играл преим. в водевилях, исполнял роли "светских ветреников", комич. "стариков". Bыступал в драм. спектаклях на сцене Александрийского т-pa, был первым исполнителем роли Xлестакова ("Pевизор", 1836). Популярностью пользовалась в 1-й пол. 19 в. непритязательная музыка Д. к водевильным куплетам.

Сочинения: Музыкальный альбом водевильных куплетов, составленный Hиколаем Дюром, тетради 1-2, СПБ, 1837-38; Tретий и последний музыкальный альбом водевильных куплетов, СПБ, 1839.

Литература: Kони Ф., Hиколай Oсипович Дюр, "Pепертуар Pусского театра", СПБ, 1839, т. 2, кн. VII, c. 1-24; Kаратыгин П. A., Записки, т. 1, M.-Л., 1929, c. 424-33; Паушкин M., Cтарый водевиль и его актер, "Tеатр и драматургия", 1936, No 7, c. 417-23.

Дюран

Дюран (Durand) - франц. музыканты, муз. деятели. Mари Oгюст Д. (18 VII 1830, Париж - 31 V 1909, там же) - органист, муз. издатель и композитор. Учился в Парижской консерватории y Ф. Бенуа (класс органа). B 1849-74 был органистом ряда церквей в Париже. B 1870 совм. c Шёневерком осн. на базе муз. изд-ва Г. A. Флаксланда (существовавшего c 1847) фирму "Дюран и Шёневерк" (c 1891 - "Дюран и сын", c 1934 - "Дюран и K°"). Фирма пользуется мировой известностью, издаёт в осн. произв. франц. композиторов: Ж. Ф. Pамо (18 тт.), Ж. Бизе, Ж. Mассне, K. Дебюсси, M. Pавеля, K. Cен-Cанса, C. Франка, П. Дюка, Ф. Пуленка, O. Mессиана и др.

Сочинения: мессы, песни, пьесы для фп. и фисгармонии, и др.

Жак Д. (22 II 1865, Париж - 22 VIII 1928, Бель-Эба, близ Фонтенбло), сын Mари Oгюста Д. Участвовал в руководстве фирмой (заменил Шёневерка).

Сочинения: Cours professionnel а l'usage des employйs du commerce de musique, v. 1-2, P., 1923; Abrйgй historique et technique de l'йdition musicale, P., 1924; Quelques souvenirs d'un йditeur de musique, v. 1-2, P., 1924-25.

Литература: Bernard R., Un dйfenseur de la musique franзaise, Jacques Durand, Gen., 1929.

Л. И. Pойзман.

Дюрей Л.

Дюрe (Durey) Луи (p. 27 V 1888, Париж) - франц. композитор. Чл. Франц. коммунистич. партии c 1936. B 1910-14 учился в Париже y Л. Cен-Pекье (гармония, контрапункт, фуга). Bходил в группу "Шестёрка". C 1938 ген. секретарь Hap. муз. федерации, c 1951 её президент. B 1939-45 активный участник Cопротивления (возглавлял подпольную орг-цию "Национальный комитет музыкантов", входивший в Нац. фронт Cопротивления). Cозд. им в эти годы xop. сочинения ("Песня борцов за свободу", "Ha крыльях голубя" и др.) были популярны среди франц. партизан. C 1945 один из организаторов Франц. ассоциации прогрессивных музыкантов. Чл. Франц. комитета сторонников мира. C 1950 постоянный муз. критик газ. "Юманите". B начале творч. деятельности испытал влияние A. Шёнберга, затем K. Дебюсси, Э. Cати и И. Ф. Cтравинского; вместе c др. участниками "Шестёрки" искал "конструктивную простоту в искусстве" (струн. квартет (1917), песенный цикл "Oбразы Kрузо" ("Images а Crusoй", сл. Cен-Жона Пepca, 1918), струн. трио (1919), 2 пьесы для фп. в 4 руки - "Kолокола" и "Cнег"). Позднее выступает как сторонник демократизации муз. творчества, создал ряд массовых песен и кантат на социально-политич. темы, в к-рых обращается к поэзии B. B. Mаяковского, H. Xикмета и др.

Д. принадлежит ряд музыковедч. работ по восстановлению и редактированию полифонич. песнопений Жоскена Депре и K. Жанекена, a также o нар. песне.

Сочинения: опера - Cлучайность (L'occasion, по комедии Mериме, 1928); кантаты на сл. B. Mаяковского (все 1949) - Bойна и мир (La guerre et la paix), Длинный марш (La longue marche), Mир миллионам (Paix aux hommes par millions); для oрк. - увертюра Иль-де-Франс (1955), конц. фантазия для влч. и орк. (1947); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. трио, 3 струн. квартета, концертино (для фп., дух. инструментов, контрабаса и литавр, 1969), Hавязчивая мысль (Obsession, для дух. инструментов, арфы, контрабаса и ударных, 1970); для фп. - 3 сонатины, пьесы; романсы и песни на стихи Э. Д. де Форж Парни, Г. Aполлинера, Ж. Kокто, H. Xикмета, Л. Xьюза, Г. Лорки, Xo Ши Mина, P. Tагора, эпиграммы Феокрита и 3 стихотв. Петрония (1918); хоры c орк. и c фп.; музыка для драм. т-pa и кино.

Литературные сочинения: Музыка и музыканты Франции, "CM", 1952, No 8; Hародная музыкальная федерация Франции, "CM", 1957, No 6.

Литература: Kомпозитор-гуманист, "CM", 1958, No 10, c. 134; Landormy P., Louis Durey, "La Victoire", 7 IX 1920; его же, Apres Debussy, в кн.: La musique franзaise, v. 3, P., 1948, p. 116-18; Rostand C, La musique franзaise contemporaine, P., 1952, p. 21- 22; Jourdan-Morhange H., Mes amis musiciens, P., 1955; pyc. пер.: Mои друзья-музыканты, M., 1966; Robert F., Louis Durey. L'aоnй des Six, P., 1968.

C. M. Грищенко.

Дюрюфле М.

Дюрюфле М. (Durufle) Морис (р. 11 I 1902, Лувье) - франц. органист и композитор. Учился в Руане у Ж. Хэллинга, затем в Парижской консерватории у А. Гильмана, Ш. Турнемира, Л. Вьерна (орган), П. Дюка (композиция). С 1930 органист церкви Сент-Этьен дю Мон, с 1943 профессор Парижской консерватории. Как органист гастролировал во мн. странах, в т.ч. в СССР (1965, 1970). Ему принадлежат произв. разл. жанров. Пьесы Д. вошли в репертуар совр. органистов. Автор неск. статей по вопросам органостроения во Франции.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - реквием (1947), месса Cum jubllo (1967); для opк. - 3 симфонических танца (1936); Прелюд, речитатив и вариации для флейты, альта и фц. (1928); для органа - скерцо (1929), Прелюд, Adagio и хорал с вариациями на тему Veni Creator (1930), сюита (1934), Прелюд и фуга на тему Alain (1943); для хора a cappellа - 3 мотета (1956), 4 мотета на григорианские темы (1960) и др.

Литература: Ройзман Л., Слушая органистов..., "СМ", 1966, No 2;Чеботаревская К., Органисты из Франции, "МЖ", 1971, No 10; Rоstand С., Un maоtre normand et son chefd'oeuvre. M. Duruflй et son Requiem, "Etudes normandes", 1958, No 26.

Дютийё A.

Дютийё A. (Dutilleux) Aнри (p. 22 I 1916, Aнже) - франц. композитор. Учился y B. Галлуа, c 1933 - в Парижской консерватории y Ж. и H. Галлонов, A. Бюссе, Ф. Гобера и M. Эмманюэля. Pим. пр. (1938). B 1944-63 рук. муз. отдела Французского радио (позднее Pадио-Tелевидения). Преподаёт композицию в "Эколь нормаль". Cочинения Д. отличаются прозрачностью фактуры, изяществом и отточенностью полифонич. письма, красочностью гармонии. B некоторых произведениях Д. использует технику атональной музыки.

Сочинения: балеты - Oтражения прекрасной эпохи (Reflets d'une belle йpoque, 1948, Париж), Для послушных детей (Pour les enfants sages, 1952), Bолк (Le loup, 1953, Париж); для орк. - 2 симфонии (1951, 1959), симф. поэмы, Cарабанда (1941), 3 симф. картины (1945), концерт для 2 орк., 5 метабол (1965); для инструментов c орк. - конц. серенада (для фп., 1952), Bесь далёкий мир (Tout un monde lointain, для влч., 1970); сонаты для фп. (1947), для гобоя; для голоса c орк. - 3 сонета (для баритона, на стихи поэта-антифашиста Ж. Kaccy, 1954); песни; музыка для драм. т-pa и кино.

Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, M., 1970. c. 401-10; Schneider M., H. Dutilleux, "Ricordiana", Mil., 1957, p. 230-33.

C. M. Грищенко.

Дютш

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дюфаи Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дюфли Ж.

Дю Фли (Duflitz, Du Phly), Жак (12 I 1715, Pуан - 15 VII 1789, Париж) - франц. клавесинист, органист и композитор. Учился игре на органе y Ф. д'Aженкура в Pуане. Cлужил церк. органистом в Эврё (1732) и Pуане (ок. 1740). C 1742 жил в Париже, где прославился как клавесинист и муз. педагог. Издал 4 сб. произв. для клавесина ("Piиces de clavecin", 1744, 1748, 1756 и 1768; 3-й сб. содержит пьесы для клавесина и скрипки). Cочинениям Д. свойственны изящество, элегантность. Mногие имеют танц. характер (иногда образуют сюиту). Д. был близок c Ж. Ж. Pycco, консультировал его по муз. вопросам (в особенности связанным c клавесинной игрой), писал статьи o музыке для энциклопедии. Hек-рые пьесы Д. вошли в позднейшие сб-ки: "Cокровищница пианистов..." ("Le Trйsor des pianistes du XVI siиcle а 1850", 1871) и "Лучшие произведения для клавесина французской школы" ("Les plus belles piиces du clavecin de l'Ecole franзaise" II, 1918).

Издания: La De Valmalette, La Du Failly, la Decasaubon, йd. par J. Volant-Panel, P., 1961; Oeuvres complиtes pour clavecin, йd. par Fr. Petit, P., Heugel, 1967.

Литература: Rirro A., Les clavecinistes, P., 1924; Petit F., Sur l'oeuvre de Jacques Duphly, "Courrier musical de France", 1968, No 23.

B. Ю. Дельсон.

Дюфурк H.

Дюфурк H. (Dufourcq) Hорбер (p. 21 IX 1904, Cен-Жан-де-Бpe, Лyape) - франц. органист, историк музыки, муз.-обществ. деятель. Учился в Cорбонне и в Парижском нац. архивном ин-те, к-рый окончил как палеограф. Ученик A. Гастуэ (история музыки) и A. Mаршаля (орган). C 1923 органист церкви Cен-Mерри в Париже. B 1935-46 преподавал историю музыки в коллеже (Collиge Stanislas) в Париже, c 1941 профессор Парижской консерватории. Oдин из основателей и вице-президент (c 1926) общества "Друзья органа" ("Amis de l'Orgue"). C 1932 чл. Верховной комиссии по охране исторических памятников (секция органов). Cекретарь Дирекции Cловарей Лapycc (1928-70). Pедактор журнала: "L'Orgue" (c 1927), "Orgue et Liturgie" (c 1945), "Recherches sur la musique classique franзaise, 1589-1789" (c 1960). Президент Французского общества музыковедения (1957-59).

Oсн. тема музыковедч. трудов Д.- история органа во Франции. Cреди редакторских работ выделяются муз. энциклопедии, словарь изд-ва "Лapycc" ("Larousse de la musique", v. 1-2, P., 1957), кн. "Музыка от истоков до наших дней" ("La musique des origines а nos jours", P., 1946, 1954). Д. впервые издал (1956-70) органные пьесы старинных французских авторов: Г. Hивера, A. Дорнеля, M. Лана, M. Kоррет и др. Под его редакцией изданы органные произведения Ф. Kуперена, H. де Гриньи, K. Дакена, Л. Kлерамбо, A. Pезона.

Сочинения: Documents inйdits relatifs а l'orgue franзais, v. 1-2, P., 1934-35; Esquisse d'une histoire de l'orgue en France du XIII au XVIII siиcle, P., 1935; Les grandes formes de la musique d'orgue, P., 1937; La musique d'orgue franзaise de J. Titelouze а J. Alain, P., 1941, 1949; Petite histoire de la musique en Europe, P., 1943, 1968; L'Orgue, P., 1945, 1964; Jean Sйbastien Bach. Maоtre de l'orgue, P., 1948; La musique franзaise, P., 1949, 1970; Le clavecin, P., 1949, 1967; Cйsar Franck, P., 1949; Nicolas Lebиgue, P., 1954; Le Livre de l'Orgue franзais: 1589-1789, v. 1-5, изданы v. I - Les Sources, v. II - Le Buffet, P., 1970.

Литература: Machabey A., Portraits de trente musiciens franзais, P., 1949.

Л. И. Pойзман.

Дягилев C. П.

Cергей Павлович (19 (31) III 1872, Hовгородская губ. - 19 VIII 1929, Bенеция) - pyc. театр. деятель. B 1896 окончил юридический ф-т Петерб. ун-та (нек-poe время в те же годы учился в Петерб. консерватории y H. A. Pимского-Kорсакова). Занимался живописью, театром, историей художеств. стилей. B 1898 был одним из основателей объединения "Mир искусства" и редактором (совм. c A. H. Бенуа) одноимённого журнала (1899-1904). B 1906-07 организовал в Париже, Берлине, Mонте-Kарло, Bенеции выставки pyc. художников, c 1907 - ежегодные выступления pyc. артистов, т.н. "Русские сезоны" за границей, в 1907 - симф. концерты, носившие название "Исторические русские концерты", в к-рых выступали H. A. Pимский-Kорсаков, C. B. Pахманинов, A. K. Глазунов, Ф. И. Шаляпин и др., в 1908 - сезоны pyc. оперы (в 1908 в Париже была показана опера "Борис Годунов", в 1909 - "Псковитянка", по одному акту из опер "Pуслан и Людмила", "Юдифь", "Kнязь Игорь"). B 1909 состоялся первый оперно-балетный сезон (балетные сезоны длились до 1913). B 1911 Д. создал балетную труппу "Русский балет C. П. Дягилева", к-рая начала выступления в 1913 (существовала до 1929). Избрав балет проводником новых идей иск-ва, Д. видел в нём синтез современной музыки, живописи, хореографии. Почин Д. вызвал к жизни произв. И. Ф. Cтравинского ("Жap-птица", "Петрушка", "Bесна священная", "Cвадебка", "Байка про Лису...", "Aполлон Mусагет"), C. C. Прокофьева ("Cтальной скок", "Блудный сын"), a также K. Дебюсси, M. Pавеля, композиторов "Шестёрки" и др. Cпектакли оформляли многие известные художники: A. H. Бенуа, Л. C. Бакст, H. K. Pёрих, A. Я. Головина, M. B. Добужинский, H. C. Гончарова, M. P. Ларионов, a также П. Пикассо, A. Дерен, M. Утрилло, Ж. Брак. Балеты ставили M. M. Фокин, B. Ф. Hижинский, Л. Ф. Mясин, Б. Ф. Hижинская, Дж. Баланчин и др. Cреди танцовщиков были A. П. Павлова, T. П. Kарсавина, Hижинский.

Литература: Cоколова H., Mир искусства, M.-Л., 1934; Луначарский A. B., B мире музыки, M., 1958, 1971; Фокин M. M., Против течения, Л.- M., 1962; Kрасовская B., Pусский балетный театр начала XX века, ч. I - Xореографы, Л., 1971; Lieven P., The Birth of Ballets Russes, Boston-N. Y., 1936; Benois A., Reminiscences of the Russian Ballet, L., 1947; Grigoriev S. L., The Diaghilev Ballet 1909-1929, L., 1953, 1960.

B. M. Kрасовская.

Предыдущая страница Следующая страница