Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 16, "КОР"-"КОС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 16, "КОР"-"КОС")

Корелли Ф.

Корелли Ф. (Corelli) Франко (р. 8 IV 1921, Анкона) - итал. певец (драматич. тенор). Пением занимался самостоятельно. В 1950 участвовал в конкурсе вокалистов во Флоренции. Продолжал занятия пением в уч. заведениях Пезаро и Милана. В 1952 дебютировал на сцене оперного т-ра в Сполето (в партии Хозе). В том же году был приглашён в Римскую оперу. В 1953 исполнил партию Анатоля Курагина ("Война и мир") на фестивале "Флорентийский май". В 1953-54 выступил в партии Лицинио ("Весталка" Спонтини) в т-ре "Ла Скала" (Милан); в 1960 ему было предоставлено почётное право открыть сезон в этом т-ре (Полиевкт - "Полиевкт" Доницетти). После дебюта (1961) в т-ре "Метрополитен-опера" (в партии Манрико - "Трубадур") К. получил признание как один из выдающихся совр. певцов. Он обладает мощным тенором с блестящими верхами. Его пению присущи большая эмоциональность, темпераментность. В репертуаре К. многочисл. партии в операх итал. композиторов; особенно часто он обращается к партиям Радамеса, Манрико; Андре Шенье, Лориса ("Андре Шенье", "Федора" Джордано). Ведёт конц. деятельность, исполняет гл. обр. неаполитанские песни.

Б. В. Рудзеевский.

Корена Ф.

Корена Ф. (Соrеnа) Фернандо (р. 22 XII 1916, Женева) - итал. певец (бас). Ученик Э. Романи. Дебютировал в 1947 в Триесте в партии Варлаама ("Борис Годунов"). За короткий срок получил широкое признание, выступал в крупнейших итал. т-рах. С 1953 солист "Метрополитен-опера". В 1956 впервые (в 60-е гг. регулярно) участвовал в Зальцбургском фестивале. Гастролировал во мн. т-рах мира. Прославился прежде всего исполнением комедийных партий в операх В. А. Моцарта и итал. композиторов: Лепорелло; Осмин ("Похищение из Сераля"), Бартоло ("Севильскнн цирюльник"), Дулькамара ("Любовный напиток"), Джанни Скикки (одноим. опера Пуччини). Эпизодич. партии в его исполнении по значимости образа не уступают центральным (Ризничий - в "Тоске", Фра Мелитоне - в "Силе судьбы").

Коренев И. Т.

Иоанникий (Аникий) Трофимович (г. рожд. неизв. - ум. ок. 1681) - рус. муз. деятель. Дьякон Сретенского собора в Кремлёвском дворце в Москве. Был страстным поборником многоголосного (партесного) пения. Автор теоретич. трактата "Мусикия" (предположительно, 60-е гг. 17 в.), написанного в форме диалога, с большим полемич. пылом. Сторонник муз. просвещения, К. придавал огромное значение науке о музыке ("мусикия есть вторая философия и грамматика"), отстаивал права светской инстр. и вок. музыки (наравне с культовой), выступал за введение полифонно-гармонич. стиля и нотнолинейной системы (взамен крюковой нотации). Особенно интересны страницы трактата, где К. критикует троестрочие и относимые им к демественному пению аненайки. Сохранившийся в рукописи трактат К. существовал как самостоятельное произв. и включался в списки под назв. "О пении божественном по чину мусикийских согласий". В 1679 был присоединён к "Мусикийской грамматике" Николая Дилецкого в качестве её вводной общей части. В таком виде он и издан в 1910 под ред. С. В. Смоленского.

Литература: Протопопов В. В., Николай Дилецкий и его русские современники, "СМ", 1973, No 12.

Корепанов Г. А.

Герман Афанасьевич (р. 30 VII 1924, с. Селты, Удм. АССР) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958) и Удм. АССР (1957). В 1947-49 учился на дирижёрском отд. Ижевского муз. уч-ща, в 1950 в Казанской консерватории (класс композиции Г. И. Литинского). В 1941-47 в Сов. Армии (дирижёр духового оркестра). С 1948 дирижёр хора Удм. радио (Ижевск). Автор первой нац. оперы "Наталь", симфонии, хоровых произв., инструментальных пьес. Крупным произв. свойственны эпич. широта, стремление к драматизму; песенная лирика - мягкая, сдержанная, светлая. В творчестве К. сильна нац. основа. Гос. пр. Удм. АССР (1967).

Сочинения: опера - Наталь (1961, Удм. муз.-драматич. т-р); кантаты - Сердце Октября (1967), Славная молодость (1968) обе для солистов и смешанного хора с орк., Пусть солнечным будет день (1970) для солистки и смешанного хора a cappella; для симф. орк. - симфония (1964), концерт для скрипки с оркестром (1953); для фп. - Весенняя сюита; св. 100 песен (Удмуртия, Да здравствует партия; и др.).

Литература: Греховодов Н. М., Корепанов Г. A., Юшкова В. И, Музыкальная культура Удмуртской АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957; Голубкова A., G. А. Корепанов, в кн.: Путь к удмуртской опере, Ижевск, 1969.

А. Н. Голубкова.

Корепанов-Камский Г. М.

Геннадий Михайлович (р. 18 VIII 1929, Ягвуково Дебёсского р-на) - сов. композитор и артист оперетты (тенор). Нар. арт. Удм. АССР (1971). Засл. деят. иск-в РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1963. Деп. Верх. Совета Удм. АССР 10-го созыва. В 1958 окончил вок. отделение Моск. консерватории у Г. И. Тица, одноврем. занимался по композиции у В. Г. Фере. В 1970 окончил Казанскую консерваторию по классу композиции у А. С. Лемана. В 1958-1966 солист Удм. муз.-драм. т-ра. Партии: Ленский; Гриша (в оперетте собств. сочинения "Любушка"), Сандыр ("Наталь" Г. А. Корепанова), Сергей ("Аннок" Гаврилова) и др. Автор музыки первого удм. балета "Италмас". Директор Ижевского муз. уч-ща, преподаватель пения и муз.-теоретич. дисциплин там же (1970-76). С 1973 пред. CK Удм. АССР. Гос. пр. Удм. АССР (1972).

Сочинения: опера Россиянка (1967, Ижевск); балет Италмас (Лазоревый цветок, по поэме-легенде М. П. Петрова, 1961, там же); опера-балет Чапчирган (Свирель, 1964, там же); оперетты - Любушка (1959, там же), Только ты (1980), муз. комедия Когда поют соловьи (1963, Ижевск), муз. драма Азии (1977); симфония для струнных и ударных (1968); 2 увертюры, сюита для симф. орк. (все - 1976); произв. для инстр. с орк., в т.ч. концерт для скр. с орк. (1971); камерно-инстр. ансамбли; соч. для фп.; романсы, песни; музыка к спектаклям драм. т-ра; обр. удм. нар. песен.

Корещенко А. Н.

Арсений Николаевич (6(18) XII 1870, Москва - 6 I 1921, Харьков) - рус. композитор, пианист, педагог, дирижёр и муз. критик. В детстве занимался по фп. у Н. С. Зверева. Окончил Моск. консерваторию в 1888 по классу фп. у С. И. Танеева, в 1891 - свободного сочинения у А. С. Аренского. В 1894-96 зав. муз. отделом газ. "Московские ведомости" (опубл. св. 200 статей и рецензий, посвященных отечеств. и зарубежной музыке). Его муз.-критич. деятельность отличалась прогрессивной направленностью, демократизмом.

В 1891-94 преподавал в Моск. консерватории (общие муз.-теоретич. предметы), а также в Николаевском ин-те (фп.) и Синодальном уч-ще (муз.-теоретич. предметы). В 1906-19 профессор Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва, где вёл классы теории композиции (среди учеников - М. М. Багриновский, А. М. Дзегелёнок, Н. А. Гарбузов, Б. Б. Красин, Г. Г. Лобачёв, B. В. Пасхалов) и фп. В 1919-21 профессор (композиция и фп.) и ректор Харьковской консерватории (Муз. академии).

Творчество К., не отмеченное яркой самобытностью, развивает традиции П. И. Чайковского, А. С. Аренского. Для его музыки характерны опора на песенно-романсовые интонации, искренность высказывания, жанровая определённость. Лучшее в наследии К. - вок. и фп. лирич. миниатюры; известностью пользовались опера "Ледяной дом", балет "Волшебное зеркало".

К. выступал как пианист-солист и ансамблист: в трио с И. В. Гржимали (позже К. К. Григоровичем) и А. А. Брандуковым, с певцами - Ф. И. Шаляпиным, C. И. Мигаем и др.

К. записывал и изучал фольклор народов Кавказа; был организатором и дирижёром концертов арм. и груз. музыки в Москве (исполнялись, в частности, его обр. песен для хора и оркестра нар. инструментов, оригинальные симф. сочинения на арм. и груз. темы). Был чл. Музыкально-этнографич. комиссии при Моск. ун-те, писал о музыке Востока.

Сочинения: оперы - Пир Валтасара (1891, пост. 1892, Большой т-р, Москва; клавир под назв. Последний день Бель-саруссура, 1892), Ангел смерти (по М. Ю.Лермонтову, 1893), Ледяной дом (либр. М. И. Чайковского, пост. 1900, Большой т-р, Москва); балет - Волшебное зеркало (либр. М. И. Петипа, пост. 1903, Мариинский т-р, Петербург; 1905, Большой т-р, Москва); кантата - Дон Жуан (на текст из поэмы А. К. Толстого); для орк. - Лирическая симфония (ор. 23), Армянская сюита (ор. 20), Фантастическая сюита (ор. 21), 2 симф. картины; концерт-фантазия для фп. с орк.; струн. квартет; пьесы для фп.; хоры; романсы; музыка к драм. спектаклям и др.

Л. З. Корабельникова.

Коридзе Ф. И.

Коридзе Ф. И. (псевд. - Кориджио) Филимон Исаевич (Ясеевич) (1829-1911) - груз. певец (бас), педагог. Учился в Милане (конец 60-х гг.) у Ф. Ронкони. Выступал в Италии и Юж. Америке, в 1872 дебютировал в "Ла Скала" (Милан), в 1873 пел в Мариинском т-ре (Петербург), затем до 1881 гастролировал в Италии. С 1881 работал в Тбилисском оперном т-ре. Лучшие партии: Сусанин, Руслан, Демон; Дон Базилио ("Севильский цирюльник").

Помимо артистич. деятельности, К. принимал активное участие в работе "Комитета по восстановлению груз. церковного пения", в популяризации и записи груз. церковного пения и нар. песен, он переложил на ноты груз. нар. песни и духовные песнопения. С 1891 руководил хором певчих, организованном при "Кабинете православных братьев", обучал хористов муз. грамоте. Способствовал развитию груз. муз. культуры.

Корифей

Корифей (от греч. korypaios - глава, предводитель).

1) В др.-греч. т-ре предводитель хора в трагедии.

2) Ведущий артист кордебалета.

3) В переносном смысле - выдающийся деятель иск-ва, науки и др.

Корнаут Э.

Корнаут Э. (Kornauth) Эгон (14 V 1891, Оломоуц - 28 X 1959, Вена) - австр. композитор и пианист. Учился композиции в Венской академии музыки и сценич. иск-ва (1909-13) у Р. Фукса, Ф. Шрекера и Ф. Шмидта, изучал историю музыки в Венском ун-те у Г. Адлера. В 1926-36 работал как концертмейстер, дирижёр и педагог, совершил конц. поездки по Вост. Азии, Индии. С 1940 профессор Высшей муз. школы в Вене, с 1945 - зальцбургского Моцартеума (в 1946-1947 там же зам. директора). Автор 5 симф. сюит (1913-40), концертштюка для скрипки и камерного орк. (1924), камерных ансамблей, пьес для фп., песен, хоров и др.

Корнгольд Э. В.

Корнгольд Э. В. (Korngold) Эрих Вольфганг (29 V 1897, Брно - 29 XI 1957, Голливуд) - австр. композитор и дирижёр. Сын муз. критика Ю. Корнгольда. Композиции обучался в Вене у Р. Фукса, А. Цемлинского, Г. Греденера. Как композитор дебютировал в 1908 (пантомима "Снежный человек", пост. в Венской придв. опере). Творчество К. формировалось под влиянием музыки М. Регера и Р. Штрауса. В нач. 20-х гг. К. дирижировал в Гамбургском гор. т-ре. С 1927 преподавал в Венской академии музыки и сценич. иск-ва (с 1931 профессор; класс теории музыки и дирижёрский класс). Выступал также с муз.-критич. статьями. В 1934 эмигрировал в США, где преим. писал музыку к фильмам. В творч. наследии К. наибольшую ценность представляют оперы, особенно "Мёртвый город" ("Die tote Stadt", по роману "Мёртвый Брюгге" Роденбаха, 1920, Гамбург). Инструментовал и отредактировал ряд оперетт Ж. Оффенбаха, И. Штрауса и др.

Сочинения: оперы - Перстень Поликрата (Der Ring des Polykrates, 1916), Виоланта (1916), Чудо Элианы (Das Wunder des Heliana, 1927), Катрин (1937); муз. комедия - Безмолвная серенада (The silent serenade, 1954); для орк. - симфония (1952), симфониетта (1912), симф. увертюра (1919), сюита из музыки к комедии "Много шума из ничего" Шекспира (1919), симф. серенада для струн. орк. (1947); концерты с орк. - для фп. (для левой руки, 1923), для влч. (1946), для скр. (1947); камерные ансамбли - фп. трио, 3 струн. квартета, фп. квинтет, секстет и др.; для фп. - 3 сонаты (1908, 1910, 1930), пьесы; песни; музыка к фильмам, в т.ч. Робин Гуд (1938), Хуарес (Juarez, 1939).

Литература: Hoffman K. S., E. W. Korngold, W., 1923; Specht R., E. W. Korngold, Mьnch., 1926-27; Korngold L., Erich Wolfgang Korngold, W., 1967.

M. M. Яковлев.

Корнеев А. В.

Александр Васильевич (р. 19 VI 1930, Москва) - сов. флейтист. Засл. арт. РСФСР (1967). В 1952 окончил Моск. консерваторию по классу флейты у Ю. Г. Ягудина (первоначально занимался в классе В. Н. Цыбина), в 1955 - аспирантуру (рук. Ягудин). В 1943-45 артист Всесоюзного гастрольно-конц. объединения, с 1949 солист Большого симф. оркестра Всесоюзного радио и телевидения, организатор, худ. рук. и дирижёр камерного ансамбля радио. Лауреат Междунар. конкурса (Будапешт, 1949) и Междунар. фестиваля (Берлин, 1951), Междунар. конкурса исполнителей на духовых инструментах им. А. Рейхи в Праге (1953, 1-я пр.). Выступает с сольными концертами и в камерных ансамблях. С 1954 преподаватель муз. уч-ща при Моск. консерватории, с 1964 преподаёт в консерватории.

Корнелиус П.

Корнелиус П. (Cornelius) Петер (24 XII 1824, Майнц - 26 X 1874, там же) - нем. композитор и муз. критик. Род. в семье актёров. В юности был актёром, затем виолончелистом в т-ре Майнца. В 1844-48 брал уроки композиции у З. Дена в Берлине. Писал муз.-критич. статьи для берлинских журн. "Echo" и "Modesspiegel". В 1852-58 жил в Веймаре, познакомился с Ф. Листом, примкнул к веймарской школе. Сотрудничал в "Neue Zeitschrift fьr Musik", пропагандируя творч. принципы Листа и Г. Берлиоза. В 1859-64 жил в Вене. С 1865 поселился в Мюнхене, где преподавал композицию в Корол. высшей школе музыки. В 1858 в Веймаре под упр. Листа была исп. опера К. "Багдадский цирюльник" ("Der Barbier von Bagdad") - одна из лучших нем. комич. опер 19 в. Наряду с произв. оперного жанра значит. интерес представляют камерные вок. сочинения К. Широкую известность приобрели его песни (особенно цикл "Рождественские песни", 1856), дуэты, хоры (многие из них - на собств. тексты). К. обладал поэтич. талантом. В 1861 издал сб. стихотворений. Перевёл на нем. язык мн. оперные либр., в т.ч. "Служанку-госпожу" Перголези.

Сочинения: оперы, в т.ч. Сид (1865, Веймар), Гунлод (на сюжет из "Эдды", не оконч.); хоры - Траурный хор (1869), Бетховенская песнь (Beethovenlied, 1870), 3 любовных хора (Liebeschцre, 1872), Песня всадника (Reiterslied, 1873), Отцовская могила (Die Vatergruft, 1874) и др.; песни, в т.ч. циклы Отец наш (Vater unser, 1854), Скорбь и утешение (Trauer und Trost, 1854), Песни невесты (Brautlieder, 1856-59), К Берте (1865) и др.

Литература: Финдейзен Н., Музыкальные впечатления за границей. Опера "Багдадский цирюльник", "РМГ", 1897, No 7/8; Гольдмарк К., Из моих встреч и воспоминаний. Петер Корнелиус, "РМГ", 1908, No 36; Istеl E., Peter Cornelius, Lpz., 1904; Sulger-Gebing E., Peter Cornelius als Mensch und Dichter, Lpz., 1908; Roger K., Peter Cornelius als Liederkomponist, W., 1921 (Diss.); Paulig H., Peter Cornelius und sein "Barbier", Kцln, 1923 (Diss.); Hasse M., Der Dichtermusiker Peter Cornelius, Bd 1-2, Regensburg, 1929; Egert P., Peter Cornelius, В., 1940.

M. M. Яковлев.

Корнемюз

Корнемюз - корнамуза (франц. cornemuse, от corne - рог и старофранц. muse - дудка). 1) Духовой муз. инструмент. До конца 16 в. был распространён только как род волынки. 2) Деревянный духовой музыкальный инструмент типа шалмея. Появился на рубеже 16-17 вв. Для выхода воздуха имел неск. боковых отверстий, заменяющих раструб. Тембр глухой, "прикрытый". Существовало 5 разновидностей инструмента - малый, альтовый, теноровый (в 2 диапазонах) и басовый К.

С. Я. Левин.

Корнет

Корнет - цинк (франц. cornet, нем. Zink), - духовой муз. инструмент. Был известен в Европе с 11 в. Получил широкое распространение в 16-18 вв. Занимал как бы промежуточное положение между медными и деревянными дух. инструментами. С первыми его роднил способ звукоизвлечения (амбушюрный) и тембр, близкий трубному. Со вторыми - материал (дерево, обтянутое кожей, или слоновая кость) и система игровых отверстий (6 на лицевой стороне ствола и одно на тыльной). К. располагал полным хроматич. звукорядом, что составляло его гл. преимущество перед натуральными рогами и трубами, позволяя исполнять не только сигналы, но и мелодию. Звук инструмента пронзительный, похожий на трубный в высоком регистре, интонационно неустойчивый. Сопрановые, альтовые и теноровые К. вместе с серпентом, исполнявшим басовую партию, составляли полный четырёхголосный аккорд.

Литература: Sachs С., Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1920, 1930, S. 260; Благодатов Г. И., Постоянная выставка музыкальных инструментов (путеводитель), Л., 1962.

С. Я. Левин.

Корнет-а-пистон

Корнет-а-пистон (франц. cornet а pistons; итал. cornetto, нем. Kornett) - медный духовой мундштучный муз. инструмент типа трубы, со стволом преим. конической формы. Тембр мягкий, бархатистый. Наиболее распространённый строй - "in В". Диапазон е - с3. Ноты для К.-а-п. пишутся в скрипичном ключе, партия его располагается в партитуре обычно под партиями труб. Используется как ведущий мелодич. голос духового оркестра, а также в симфоническом оркестре (1-2-я партии) и как сольный инструмент. Среди выдающихся исполнителей: В. В. Вурм (Россия), М. П. Адамов, А. Б. Гордон, Т. А. Докшицер (СССР) и др.

Литература: Рогаль-Левицкий Дм., Современный оркестр, т. 2, М., 1953, с. 170; Усов Ю., Труба, М., 1966.

С. Я. Левин.

Корнилов Ф. Г.

Фёдор Григорьевич (1869-1939) - сов. музыкант-фольклорист. Был школьным учителем пения. В 1922 стал работать с хором, обрабатывал нар. якутские хоровые мелодии. Первый собиратель нар. напевов, зафиксировавший существование в якутской мелодике интервалов, не укладывающихся в темперированный строй, специфич. ладовых особенностей. Сочинял мелодии для хора. Автор "Сборника якутских песен для голоса без сопровождения" (М., 1936), в к-рый включены якутские, эвенкские, хакасские, татарские напевы.

Литература: Беляев В., Якутские народные песни, "СМ", 1937, No 9, с. 11 - 26.

Королёв А. П.

Алексей Павлович (р. 8 (21) II 1905, дер. Старово Владимирской губ.) - сов. певец (бас). Засл. арт. РСФСР (1944). В 1934 окончил Моск. консерваторию у Е. Ф. Петренко (занимался также у Н. Г. Райского). С 1930 солист Моск. филармонии, в 1943-68 - Всесоюзного радио. Участвовал в конц. исполнении мн. опер. Среди партий - Громобой ("Громобой" Верстовского), Рене и Мамыров ("Иоланта" и "Чародейка"), Додон ("Золотой петушок"), Ланчотто ("Франческа да Римини" Рахманинова), Нилаканта; Водяной ("Русалка" Дворжака), Ткаченко ("Семён Котко"). Принимал участие в исполнении 9-й симфонии Бетховена, реквиемов Верди и Моцарта, ораторий "Времена года" Гайдна и "Емельян Пугачёв" Коваля, кантаты "На поле Куликовом" Шапорина и др.

Королёв Д. А.

Денис Александрович (р. 24 XII 1938, Москва) - сов. певец (лирич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1970. В 1965 окончил Моск. консерваторию у Г. И. Тица. С 1964 солист Муз. т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, с 1965 - Большого т-ра. Среди партий - Ленский, Юродивый, Берендей, Индийский гость, Моцарт, Альфред, Герцог; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Курагин ("Война и мир"), Манилов ("Мёртвые души" Щедрина). Выступает как камерный певец. 1-я пр. на Междунар. конкурсе радиокорпораций в Мюнхене (1966), 2-я пр. на Междунар. конкурсе музыкантов-исполнителей "Ф. Шуберт и XX век" в Вене (1967).

Литература: Денис Королёв, в кн.: Орфенов A., Юность, надежды, свершения, (М., 1973).

Королевич-Вайдова Я.

Королевич-Вайдова Я. (Korolewicz-Wajdowa) Янина (3 I 1880, Варшава - 20 VI 1955, там же) - польская певица (сопрано). Первые уроки музыки получила от матери - певицы Э. Терашкевич. В 1898 окончила Львовскую консерваторию по классу В. Высоцкого. Теорию музыки изучала там же у С. Невядомского, игру на фп. - у М. Солтыса. В 1897 дебютировала на сцене Львовского оперного т-ра в партии Ганны ("Страшный двор" Монюшки). В 1898-1902 солистка оперы в Варшаве. С успехом гастролировала на оперных сценах Европы, Америки, Австралии; выступала в Одессе, Киеве (1905), Петербурге (1906). В оперном репертуаре К.-В. было ок. 70 партий. Лучшие из них - Виолетта, Розина, Дездемона, Маргарита; Амелия ("Бал-маскарад"), Леонора ("Трубадур"), Эльза ("Лоэнгрин"), Маргарита ("Мефистофель" Бойто), Шарлотта ("Вертер"). Особое место в творчестве К.-В. занимали партии в операх польских композиторов: С. Монюшки, К. Курпиньского, В. Желеньского, И. Падеревского и др. К.-В. обладала красивым ровным и тщательно отработанным голосом широкого диапазона. Её исполнение отличалось виртуозным мастерством, высокой муз. культурой, достоверностью образных характеристик. Как конц. певица К.-В. принимала участие в исполнении монументальных вок.-симфонич. произв. ("Stabat Mater" Россини, Реквием Моцарта, Девятая симфония Бетховена и др.), пропагандировала вок. соч. польских композиторов, одна из первых исполняла на эстраде польские нар. песни. В 1922 оставила сцену. В 1917-18 и 1934-36 директор оперной труппы в Варшаве. Иск-во К.-В. способствовало утверждению в Польше нац. оперной музыки. В 30-е гг. по приглашению К.-В. в варшавской оперной труппе выступали В. В. Барсова и М. П. Максакова. Преподавала пение; среди учеников - Ф. Беваль, Е. Чаплицкий и др. В 1958 изданы мемуары К.-В. ("Sztuka i zycie. Mуj pamietnik").

Сочинения: Жизнь и искусство. Воспоминания оперной певицы, пер. с польского, Л.-М., 1965.

Литература: Janina Korolewicz-Wajdowa..., Warsz., 1935; A. S., 60 lat pracy artystycznej Janini Korolewicz-Wajdowei, "Musyka", 1955, No 3-4, s. 99-103.

Я. М. Платек.

Королевская академия музыки

Королевская академия музыки (Royal Academy of Music) - старейшее высшее муз. уч. заведение Англии. Основана как частная школа в Лондоне в 1822 по инициативе группы меценатов. С 1832 официально принята под покровительство короля; тогда же за К. а. м. закрепилось её совр. назв. На протяжении первых десятилетий К. а. м. испытывала серьёзные материальные трудности. С 1864 регулярно получает правительств. субсидию, однако значит. часть бюджета составляют частные пожертвования и плата за обучение. В первые десятилетия К. а. м. управлялась директором (principal), советом профессоров и исполнит. комитетом, осуществлявшим лишь административно-хоз. функции (в его составе не было музыкантов). В конце 19 - нач. 20 вв. структура К. а. м. претерпела нек-рые изменения. Совр. К. а. м. возглавляет президент и 4 вице-президента, совет директоров и исполнит. комитет, в к-рый входят представители делового мира и нек-рые профессора.

К. а. м. сыграла важную роль в развитии муз. культуры Англии, воспитав десятки музыкантов, завоевавших мировую известность. Первым директором академии был У. Кротч, в первонач. состав педагогов входили виднейшие композиторы и исполнители как англ., так и приглашённые из др. стран, в т. ч. П. Анфосси, Т. Атвуд, Т. Грейторекс, Д. Драгонетти, М. Клементи, Й. Б. Крамер, И. Мошелес и др. В К. а. м. преподавали и преподают, как правило, ведущие музыканты Англии. Академия периодически избирает почётных членов из числа англ. и зарубежных музыкантов, среди них - сов. музыканты Д. Ф. Ойстрах, М. Л. Ростропович, Э. Г. Гилельс. Курс обучения 3 года. Действуют классы по всем муз. дисциплинам, имеются отделения - оперы, танца и драм. иск-ва, преподаются также дикция, иностр. языки, фехтование, правила хорошего тона. Наиболее успевающие студенты получают стипендии, учреждённые частными лицами и организациями. С 1912 К. а. м. располагается в специально построенном здании; имеет собств. конц. зал на 800 мест, где регулярно проходят Студенческие концерты.

Л. Г. Григорьев.

Корреа ди Азеведу Л. Э.

Корреа ди Азеведу Л. Э. (Correa de Azevedo) Луис Эйтор (р. 13 XII 1905, Рио-де-Жанейро) - браз. фольклорист, композитор, критик. В 1924-25 учился в Нац. ин-те музыки под рук. П. Силвы. В 1928-30 муз. критик. В 1932-36 ред. изданий "Архива бразильской музыки" ("Arquivo de Musika brasileira"), в 1934-42 журн. "Revista brasileira da musica". В 1937 вёл класс истории музыки в консерватории, в 1938 - класс муз. фольклора в ун-те Рио-де-Жанейро. В 1939 преподавал нац. фольклор в Нац. ин-те музыки. В 1943 основал Центр фольклорных исследований при Нац. школе музыки. Автор мн. исследований, справочников, статей по вопросам развития, происхождения и совр. состояния браз. музыки, фольклора, муз. жизни страны. С 1954 педагог Ин-та Латинской Америки при Парижском ун-те. Один из инициаторов создания Междунар. муз. совета (1949).

Сочинения: Dois pequenos estudos de folclore musical, Rio de J., 1938; Escala, ritmo e melodia na musica dos indios brasileiros, Rio de J., 1938; Relaзгo das operas de autores brasileiros, Rio de J., 1938; A musica brasileira e seus fundamentos, Rio de J., 1948; Brief history of music in Brasil, Wash., 1948; Mъsica di tempo desta casa, Rio de J., 1950; Mъsica e mъsicos do Brasil, Rio de J., 1950; Bibliografia musicale brasileira, Rio de J., 1952; 150 anos de mъsica no Brasil 1800-1950, Rio de J., 1953; La musique en Amйrique latine, P., 1957; S. Neukomm, an Austrian composer in the New World, "MQ", XLV, 1959; Survivance et dйveloppement des diverses traditions europйennes dans le continent amйricain, v. 1, N. Y., 1961; Musica y cultura en el Brasil en el s. XVIII, "Revue musicale chilena", XVI, 1962; La musique а la cour portugaise de Rio de Janeiro, 1808-21, "Arquivos do Centro cultural portuguкs", I, 1969; Le national dans la crйation musicale, "The International Rev. of Music Aesthetics and Sociology", I, 1970.

M. M. Яковлев.

Корренте

Корренте (итал. corrente) - см. Куранта.

Коррепетитор

Коррепетитор (от лат. con(cum) - с, вместе и repeto - повторяю), в опере и балете пианист, помощник дирижёра, в обязанности к-рого входят разучивание с исполнителями сольных партий. См. Концертмейстер.

Литература: Hartmann R., Handbuch des Korrepetierens, В., 1926.

Коррет М.

Коррет М. (Corrette) Мишель (1709, Руан - 22 I 1795) - франц. органист, композитор и педагог. С 1726 был органистом, служил у принца Конде (1759), герцога Ангулемского (1780). Писал произв. для виуэлы, флейты, скрипки, гобоя; церк. музыку. Автор мн. учебно-методич. руководств: школ для виолончели (1741), флейты (1753) и др. Наибольший интерес представляет его школа игры на скрипке - "Школа Орфея" ("Йcole dOrphйe. Mйthode pour apprendre а jouer du violin", 1738), в к-рой К. первым установил деление грифа скрипки на 7 позиций с квартовым объёмом каждой из позиций на одной струне, ставшее общепринятым. Позднее опубликовал как приложение к этой школе сб. старинной скрипичной музыки "Искусство совершенствования на скрипке" ("Lart de se perfectionner dans le violin", 1783).

Литература: Гинзбург П., История виолончельного искусства. Книга первая. Виолончельная классика, М.-Л., 1950, с. 168-75; Laurencie L. de La, Lйcole franзaise de violin de Lulli а Viotti, v. 3, P., 1924.

И. M. Ямпольский.

Корридо

Корридо (испан. corrido, мн. ч. corridos) - песенный жанр, занимающий по своему обществ. и художеств. значению гл. место в мекс. муз. фольклоре. Жанр К. сложился во 2-й пол. 19 в., но окончат. форму приобрёл в годы бурж.-демократич. революции 1910-1917. В этот период возникли революц. К., интенсивно развивавшиеся до нач. 1930-х гг. В них получали отражение все текущие события - от смены правительства до газетного сообщения о положении в том или ином штате страны. Многие из них посв. нац. героям П. Вилье и Э. Сапате.

Муз.-поэтич. форма К. восходит к испан. романсу, от к-рого унаследована его гл. жанровая черта - эпико-повествоват. характер (в народе К. называли "рассказ", "повесть", "история", "воспоминание"). В то же время в К. очень сильно лирич. начало, обусловленное той важной ролью, к-рую играл автор - рассказчик-свидетель, а часто и участник событий, находившихся в центре повествования. С этим связано обилие лирич. отступлений, комментирующих происходящее, обращений к слушателям, носящих назидат. характер, а также ораторский пафос. Лирика К., гражданственная по направленности, порождена историч. условиями бурной политич. жизни Мексики 2-й пол. 19 - нач. 20 вв.

Поэтич. форма К. - серия четверостиший, состоящих из восьми сложных хореич. стихов, с рифмами или ассонансами (влияние испан. романса). Иногда четверостишия чередуются с особым типом рефрена. Число четверостиший неограниченно (в зависимости от содержания есть К., имеющие 50 и более четверостиший). Муз. форма проста и индивидуальна по характеру; существует определённое количество как бы общих ритмоинтонационных формул, ладово-гармонич. комплексов, приёмов мелодич. развития, типичных запевов, каденций и др. На основе этих широко известных канонов нар. певцы импровизируют в сопровождении гитары множество новых К. на любую тему.

Корсаков А. Б.

Андрей Борисович (р. 7 V 1946, Москва) - сов. скрипач и педагог. Засл. арт. РСФСР (1981). Окончил Моск. консерваторию у Б. В. Беленького (1969) и аспирантуру при ней у Л. Б. Когана (1971). С того же года солист Моск. филармонии и преподаватель Моск. консерватории. 1-й исполнитель ряда произв. сов. композиторов, в т.ч. "Карпатской рапсодии" Бойко. Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1970, Рига, 1-я пр.), междунар. конкурсов им. Н. Паганини (1965, Генуя), в Монреале (1966), им. М. Лонг и Ж. Тибо (1967, Париж, 2-я пр.), им. П. И. Чайковского (1970, Москва), им. бельг. королевы Елизаветы (1971, Брюссель, 2-я пр.). Гастролирует за рубежом.

Корсов Б. Б.

Богомир Богомирович (наст. имя и фам. - Готфрид Геринг) (1845, Петербург - 1920, Тбилиси) - рус. певец (баритон). Засл. арт. императорских театров. Окончил петерб. Академию художеств (1864, архитектурное отд.). Пению учился в Италии (Милан), совершенствовался у Дж. Кореи (из его фамилии образовал позже свой псевдоним), брал уроки у др. певцов. В 1868 дебютировал в партии Астона ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти) в Туринском театре. С 1869 солист Мариинского т-ра в Петербурге. Одновременно периодически выступал в Большом т-ре в Москве, в труппу к-рого окончательно перешёл в 1882 (пел до 1904).

Его отлично разработанный голос был немного суховат, артист обладал значит. драматич. талантом, великолепной дикцией. Много работал над внешней выразительностью - гримом, костюмом, жестом.

Лучшие партии: Пётр ("Вражья сила"), Олоферн, Риголетто, Борис Годунов. Пел также партии Томского ("Пиковая дама"), Мазепы, Алеко, Яго, Жермона, Демона, Мизгиря. Выступал в концертах.

Сочинения: Из воспоминаний русского артиста, "Семья", М., 1905, No 1-2.

Литература: Кругликов С. В., Б. Корсов, "Семья", М., 1897, No 4; Иванов М., Богомир Богомирович Корсаков, "ЕИТ". Сезон 1894 -1895; Переписка П. И. Чайковского с Б. Б. Корсовым, "Советское искусство", 1940, 6 мая, No 25.

Кортез В.

Кортез В. (Kortez) Виорика (р. 1941, Яссы) - рум. певица (меццо-сопрано). Училась в консерватории в Яссах, совершенствовалась в Бухаресте. Артистич. деятельность начала как солистка Филармонич. хора в Бухаресте. В 1965 успешно выступила на конкурсе вокалистов в Хертогенбосе (Нидерланды), где получила премию им. Кэтлин Ферриер, затем дебютировала как оперная певица (партия Далилы) в Тулузе. С того же года солистка Рум. т-ра оперы и балета. С 1973 поёт в т-ре "Ла Скала" (Милан). Среди лучших партий - Амнерис; Эболи ("Дон Карлос"), Кармен; Шарлотта ("Вертер"). Гастролирует за рубежом.

Кортес С. А.

Сергей Альбертович (р. 18 II 1935, г. Сан-Антонио, Чили) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в БССР (1980). Чл. КПСС с 1972. С 1955 живёт в СССР (Минск). В 1962 окончил Белорус. консерваторию у А. В. Богатырёва, в 1969 аспирантуру при ней под рук. Н. И. Пейко. С 1965 руководил муз. частью Гос. рус. т-ра БССР им. М. Горького, с 1966 - Белорус. драм. т-ра им. Я. Купалы, с 1972 муз. редактор, с 1981 главный музыкальный редактор киностудии "Беларусь-фильм".

Сочинения: оперы - Джордано Бруно (1977, Белорус, т-р оперы и балета), Матушка Кураж (по Б. Брехту, 1980); для голосов, хора и орк. - оратории Памяти поэта (cл. Я. Купалы, 1972), Бай придумал (cл. Г. И. Барадулина, для хора мальчиков и орк., 1975), поэма Пепел (cл. Э. Мешелайтиса, 1966); музыка для струнных (1970); увертюра на белорус, темы для орк. белорус, нар. инструментов (1972); концерт для фп. с орк. Капричос (1969); для фп. - соната, сюиты; для голоса к фп. - вок. циклы на стихи А. Н. Вертинского, У. Шекспира, Ф. Гарсиа Лорки, С. Я. Маршака; музыка к спектаклям драм. т-ра, кинофильмам и др.

Корто А. Д.

Корто А. Д. (Cortot) Альфред Дени (26 IX 1877, Нион, Швейцария - 15 VI 1962, Лозанна) - франц. пианист, педагог и муз.-обществ. деятель. В 1896 окончил Парижскую консерваторию по классу фп. у Л. Дьемера. В 1896-98 дирижёр-ассистент и хормейстер-репетитор в Байрёйтском т-ре. В 1902 организовал в Париже Об-во оперных фестивалей, в 1903 - Ассоциацию больших хор. концертов, в 1904 дирижёр и руководитель Нац. муз. об-ва, в 1904-07 - Об-ва популярных концертов в Лилле. Интенсивно концертировал (с 1896) как солист и ансамблист. С 1905 был участником трио (совм. с Ж. Тибо и П. Касальсом), получившего всемирную известность. В 1907-20 профессор Парижской консерватории (старший фп. класс). В 1918 (совм. с А. Манжо) основал "Эколь нормаль" (в 1920 был рук.), при к-рой вёл ежегодный т.н. курс интерпретации (исполнительские собрания концертирующих пианистов из разных стран); ученики: А. Казелла, Д. Липатти, К. Хаскил, И. Маркевич, М. Тальяферро, В. Перльмютер, Л. Леви, С. Франсуа и др. Как интерпретатор К. утверждал иск-во больших мыслей и чувств, тяготел к романтизму; прославился гл. обр. исполнением произв. Ф. Шопена и Р. Шумана, а также К. Дебюсси и М. Равеля. Сила воздействия иск-ва К. определялась театральной приподнятостью трактовки, красотой и тембральным многообразием звучания, совершенством технич. мастерства. Однако его оригинальные трактовки мн. произв. были иногда спорными (ритмич. вольности, нарочитость фразировки). Сделал много записей на грампластинки (гл. обр. в 1920-30-е гг.). Гастролировал в СССР в 1936. Был ред. серии "Издания для работы" ("Editions de travail"), посв. вопросам фп. исполнительства и включающей анализ фп. произв. романтиков (Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, Ф. Мендельсон и др.). Автор работ по истории и теории пианизма.

Сочинения: Principes rationnels de la technique pianistique, P., 1928; La musique franзaise de piano, v. 1-2, P., 1930-32, v. 1, 1948, v. 2-3, 1948; Cours dinterprйtation, rйdigй par J. Thieffry, v. l-2, P., 1934; Aspects de Chopin, P., (1949); в рус. пер. - О фортепианном искусстве. Статьи, материалы, документы, (сост., пер. ред. текста, вступ. статья и комментарии К. X. Аджемова), М., 1965.

Литература: Gavoty В., A. Cortot, Gen. - Monaco, 1955; Blaukopf K., Die grosse Virtuosen, Teeuen (u. a., 1954) (франц. пер. - Les grands virtuoses, P., 1955).

К. Х. Аджемов.

Корчинская М. А.

Мария Александровна (Люциановна) (p. 5 (17) X 1895) - рус. арфистка. В 1911 окончила Моск. консерваторию по классу арфы у А. И. Слепушкина. В 1919-24 была солисткой оркестра Большого т-ра и профессором Моск. консерватории. С 1924 живёт в Великобритании. Концертирует. Первая арфистка, отказавшаяся от салонного репертуара. К. исполняет произв. классич. и совр. музыки. Её игра отличается виртуозным блеском, интерпретации проникнуты вдумчивым, бережным отношением к авторскому замыслу. Мн. сочинения для арфы написаны специально для К., посвящены ей (соната для арфы и альта А. Бакса, пьесы А. Г. Шапошникова и др.). В числе учеников К. - В. Г. Дулова, Д. Р. Рогаль-Левицкий, Н. Б. Сибор. К. - постоянный чл. жюри междунар. конкурсов, один из руководителей ежегодных Междунар. недель арф В Нидерландах.

В. Г. Дулова.

Корчмарёв К. А.

Климентий Аркадьевич (21 VI (3 VII) 1899, Верхнеднепровск, ныне Днепропетровской обл. - 7 IV 1958, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944). В 1919 окончил Одесскую консерваторию по классам фп. у Г. М. Бибер и композиции у В. И. Малишевского. До 1923 занимался пед. работой и концертировал по Украине; с 1923 - в Москве. Входил в Объединение революционных композиторов и музыкальных деятелей (ОРКИМД). К. - один из первых композиторов, обратившихся к сов. революц. тематике. Ему принадлежат "Левый марш" для хора с фп. (сл. В. В. Маяковского, 1924), 3 вок. пьесы (сл. из поэмы "Комсомолия" А. И. Безыменского, 1923). Автор одной из первых сов. опер - "Иван-солдат" и балетов, в т.ч. "Крепостная балерина". В 1939-47 работал в Туркмении, где изучал туркм. муз. фольклор, осуществил запись более 200 нар. песен, а также создал первый нац. балет "Весёлый обманщик". Важное место в творчестве К. занимают крупные хоровые композиции, к-рые он называл симфониями, в т.ч. 2-я ("Голландия", 1933). Ряд произв. К. написан на кит. тематику - опера "Дитя радости" (по мотивам кит. нар. муз. драмы "Седая девушка"), кантата "Свободный Китай" (Гос. пр. СССР, 1951). Выступал в печати как муз. критик.

Сочинения: оперы - Иван-солдат (1927, филиал Большого т-ра), Десять дней, которые потрясли мир (1929-31), комич. опера Багтлы яшлык (Счастливая молодость, 1942, Туркм. т-р оперы и балета), Дитя радости (Седая девушка, Бурятский т-р оперы и балета, 1955); балеты - Крепостная балерина (1927, Ленингр. т-р оперы и балета), Алдар Косе (Весёлый обманщик, 1942, Туркм. т-р оперы и балета), Девушки моря (1944, там же), Юные патриоты (1949, Ленингр. т-р оперы и балета), Аленький цветочек (1949, Новосибирский т-р оперы и балета); оперетты - Опасный квартал (1934), Ганна (Ранняя красавица, 1939, Т-р муз. комедии, Хабаровск), Пан-забияка (1945); для солистов, хора и орк. - кантата Свободный Китай (сл. М. Л. Матусовского, 1950); 3 вок. симфонии - Октябрь (сл. В. В. Маяковского и С. М. Городецкого, 1931), Голландия (сл. Д. Ласта, рус. пер., Н. С. Берендгофа, 1933), Народы Советской страны (сл. М. А. Улицкого, 1935); для солистов и орк. - Десять боевых песен Китая (1941); для орк. - увертюра Праздник на заставе (1938), симф. вальс (1940), сюиты, пьесы; для скрипки с орк. - концерт (1937); камерные ансамбли, в т.ч. струн. квартет (1935), сонаты для альта и фп., контрабаса и фп. (1926), соната для скр. и фп. (1928); романсы, песни, обр. нар. песен; пьесы для эстр. орк.; музыка к драм. спектаклям и кинофильмам.

M. M. Яковлев.

Корякин М. М.

Михаил Михайлович (12 (24) III 1850, Кочетка, близ Чугуева, ныне Харьковской обл. - 18 (30) I 1897, Петербург) - рус. певец (бас). В 1875 окончил мед. ф-т Моск. ун-та, в 1878 - Моск. консерваторию по классу пения у А. Д. Александровой- Кочетовой. В 1880 совершенствовался в Италии. В 1878 дебютировал в партии Сусанина в Большом и Мариинском т-рах. Пел в Мариинском т-ре до конца жизни. К. обладал сильным звучным голосом, особенно красиво звучавшим в нижнем регистре, широкой кантиленой. Выступал в операх рус. и зап.-европ. композиторов. Особенным успехом пользовался в рус. бытовых и комич. ролях. Среди лучших партий: Сусанин, Кончак; Илья ("Вражья сила"), Фарлаф; Голова ("Майская ночь"), Чуб ("Ночь перед Рождеством"), Марсель ("Гугеноты") и др.

Литература: Корзухин И., Михаил Михайлович Корякин, "РМГ", 1897, No 5-6, с. 739-50, Михаил Михайлович Корякин..., "ЕИТ", Сезон 1901-1902, прилож. 2, с. 58-61; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера, (1890-1910), Л.-M., 1940, с 118-22.

Кос-Анатольский А. И.

Кос-Анатольский А. И. (наст. фам. - Кос) Анатолии Иосифович (р. 1 XII 1909, Коломыя, ныне Ивано-Франковской обл) - сов. композитор, педагог. Народный арт. УССР (1969). В 1931 окончил юридич. ф-т Львовского ун-та, в 1934 - Львовскую консерваторию им. К. Шимановского (по классам фп. и теории музыки). С 1940 преподаватель Львовского муз. уч-ща, с 1944 - десятилетки, с 1952 - Консерватории им. Н. В. Лысенко (с 1973 профессор). Пред. правления Львовской организации CK УССР (с 1952). Музыке К.-А. свойствен песенный мелодизм, осн. на интонациях и ритмах укр. гуцульского и гор. фольклора. Автор очерка о С. Ф. Людкевиче (Киев, 1951), ряда статей.

Сочинения: опера - Назустрiч сонцю (Навстречу солнцу, 1957, Львовский т-р оперы и балета; 2-я ред. под назв. Заграва, Зарево, 1959, там же); балеты - Хустка Довбуша (Платок Довбуша, 1951, там же), Сойчине крило (Сойкино крыло, 1956, там же), Орися (1964, там же); оперетта - Веснянi грози (Весенние грозы, 1960, Одесский т-р муз. комедии); для солистов, хора и орк. - кантата Безсмертний заповiт (Бессмертное завещание, сл. К.-А., посв. T. G. Шевченко, 1963), оратория Вiд Hiaгapи до Днiпра (От Ниагары до Днепра, 1969), вок.-симф. картина Новая Верховина (сл. К.-А., 1950; вместе с хор песнями От Москвы до Карпат, Встреча на поле - Гос. пр. СССР, 1951); для орк. - конц. увертюра Радiймо (Гаудеамус, 1961), поэма (1962); концерты с орк. - 2 для фп. (1955, транскрипция концерта для арфы; 1962), для арфы (1954), для скр. Закарпатская рапсодия (1963), поэма (1970); камерно-инстр. и вок. ансамбли; пьесы для фп., для скр. и фп.; хоры, романсы, песни; обр. нар. песен; музыка для драм. т-ра, для эстрады и др.

Литература: Сусловський О., Спiвець оновленого краю, в его кн.: Митцi Львова, Львiв, 1959; Волинський Й., А. Й. Кос-Анатольський, Кипв, 1965; Загайкевич М., Спiвець Прикарпаття, "Музика", 1971, No 2.

Л. С. Кауфман.

Косенко В. С.

Виктор Степанович (11 (23) XI 1896, Петербург - 3 X 1938, Киев) - сов. композитор, пианист, педагог. В 1918 окончил Петрогр. консерваторию по классам композиции у Н. А. Соколова и фп. у И. С. Миклашевской. Преподавал в Муз. техникуме в Житомире (1918-28), в Муз.-драм. ин-те им. Н. В. Лысенко (1929-34; с 1932 профессор) и консерватории (1934-38) в Киеве. Выступал как пианист с сольными концертами и в ансамблях. Один из виднейших мастеров укр. музыки, К. в ряде произв. воплотил образы сов. действительности. В творчестве, разнообразном по жанрам и преим. лирическом по характеру, К. опирался на традиции рус. классики (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов); был одним из создателей укр. сов романса.

Сочинения: для орк. - Героическая увертюра (1932), Молдавская поэма (1937); концерт для фп. с орк. (1928; завершен Л. H. Ревуцким и Г. И. Майбородой, 1937); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. фп. трио (классическое, 1927), сонаты для влч. и фп. (1923), для скр. и фп. (1927); для фп. - 3 сонаты (1922, 1924, 1926-29), 24 детские пьесы (1936), этюды, прелюды, поэмы и др.; хоры, романсы, песни; обр. нар. песен.

Литература: "Радянська музика", 1939, No 5 (см статьи о В. С. Косенко); Довженко В., В. С. Косенко, Кипв, 1949 (рус. Пер. - К., 1951); Гордiйчук М., Українська радянська симфонiчна музика, Кипв, 1969, с 73-80; В. С. Косенко у спогадах сучасникiв, Кипв, 1967; Стецюк R., Biктор Косенко, Кипв, 1974.

Л. С. Кауфман.

Косма В.

Косма В. (Cosma) Виорел (р. 30 III 1923, Тимишоара) - рум. музыковед. В 1950 окончил Бухарестскую консерваторию. Ученик И. Думитреску (теория музыки), M. Жоры (гармония) и З. Ванчи (история музыки). Был дирижёром любительских хоров и ансамблей в Бухаресте (1945-51), одновременно преподавал теоретич. предметы в муз. школах, с 1964 профессор Бухарестской консерватории. Осн. направление его науч. интересов - история рум. музыки.

Сочинения: Сабин Дрэгой (к 70-летию со дня рождения), "СМ", 1964, No 6; George Fotino, Buc., 1958; Maiorul I. Ivanovici, Buc., 1958; Figuri de lautari, Buc., 1960; Cоntareata Elena Teodorini, Buc., 1962; Un maestru al muzicii corale: Jon Vidu, Buc., 1965; Compozitori si muzicologi romвni. Mie lexicon, Buc., 1965, 1970 (под назв. Muzicieni romвni. Compozitori si muzicologi. Lexicon); Nicolae Filimon, critic muzical si folclorist, Buc., 1966; Filarmonica "George Eneseu" din Bucuresti (1868-1968), Buc. 1968; Saliapin оn Romвnia, "Muzica", 1973, No 2.

P. Э. Лейтес.

Косма Ж.

Косма Ж. (Kosma) Жозеф (22 X 1905, Будапешт - 7 VIII 1969, Лa-Рош-Гюйон, Франция) - французский композитор. По национальности венгр. В 1927 окончил Академию музыки им. Ф. Листа в Будапеште по классам композиции (ученик Л. Вейнера) и дирижирования. Продолжил образование в Берлине, где сблизился с Б. Брехтом, X. Эйслером, Э. Пискатором. С 1933 жил во Франции, сотрудничал с известными кинорежиссёрами Ж. Ренуаром, М. Карне и др. Во время 2-й мировой войны участвовал в Движении Сопротивления. В 1952 на Междунар. кинофестивале в Канне удостоен премии за лучшую музыку к фильму ("Жюльетта"). Известен также как композитор-песенник (песни на стихи Р. Кено, Ж. Невё, Л. Арагона, Г. Аполлинера, П. Элюара и др.). Творческая дружба связывала К. с Ж. Превером, на стихи к-рого он написал св. 50 песен, в т.ч. "Опавшие листья" ("Les Feuilles mortes"), "Барбара" и др. К. принадлежат хоры а capella и гармонизация песен для рабочих хоров Нар. муз. федерации, ряд инстр. соч. Музыка К. отличается мелодичностью, эмоциональностью и простотой, колоритностью инструментовки.

Сочинения: опера (сценич. оратория) Восстание лионских ткачей (La rйvolte de canuts, к 100-летию восстания, 1959, Берлин, Будапешт, Прага; 2-я ред. Les canuts, 1964, Лион); оперы-буффа - Электронная любовь (Un amour йlectronique, 1960, пост. 1962, Т-р Франции, Париж), Гусары (Les hussards, 1969, Лион); оперетта Песни Билитис (Les chansons de Bilitis, 1954, Париж; 1959, Берлин); балет Свидание (Le rendez-vous, 1945, т-р Сары Бернар, Париж); пантомимы - Дети райка (Les enfants du Paradis, 1945) и др.; оратории - Мосты Парижа (Les ponts de Paris, 1947, сл. Ж. Превера), На штурм небес (A lassaut du ciel, 1951, к 80-летию Парижской Коммуны, на сл. А. Басиса); кантата Баллада о тех, кто пел под пытками (Ballade de celui qui chanta dans les supplices, 1950-е гг., сл. Л. Арагона); музыка для драм. т-ра: музыка к кинофильмам "Великая иллюзия" (1937), "Правила игры" (1939), "Дети райка" (1944), "Адрес неизвестен" (1950) и др.

В. И. Руденко.

Косма О. Л.

Косма О. Л. (Cosma) Октавиан Лазэр (р. 15 II 1933, Трезня, уезд Сэлаж) - румынский музыковед. В 1951-1954 учился в Клужской консерватории у Т. Жарды, в 1954-59 - в Ленингр. консерватории у М. С. Друскина и А. Г. Шнитке. С 1959 преподаёт историю музыки в Бухарестской консерватории.

Сочинения: "Эдип" Энеску в Бухарестском театре, "СМ", 1958, No 12; Энеску и наша музыка, "СМ", 1967, No 5; Date noi despre legaturile muzicale romоno-ruse, "Studii muzicologice", 1956, No 1; Interpreti romоni оn Rusia, "Probleme de muzicд", 1957, No 5; Opera romоneasca, v. 1-2, (Buc.), 1962; Oedipul enescian, Buc., 1967; Itinerar muzical american, "Muzica", 1970, No 6; Compozitorii precursori, там же, 1970, No 8; Hronicul muzicii romвnesti, v. I-II, Buc., 1973-74.

P. Э. Лейтес.

Косман Б.

Косман Б. (Cossman) Бернгард (17 V 1822, Дессау - 17 V 1910, Франкфурт-на-Майне) - нем. виолончелист, педагог. Учился у К. Дрекслера в Дессау, Т. Мюллера в Брауншвейге (1837-40), Ф. Куммера в Дрездене (1840). Играл в оркестрах Парижа ("Гранд-Опера", 1840; "Опера комик", 1846), Лондона (1841); в 1847 участник оркестра Гевандхауза в Лейпциге (одноврем. изучал композицию у М. Гауптмана). Выступал также как солист и в квартете. Был концертмейстером Веймарского симф. оркестра под упр. Ф. Листа (1850). К. - первый профессор Моск. консерватории по классу виолончели (1866-70, приглашён Н. Г. Рубинштейном). В 1870-78 жил в Баден-Бадене. С 1878 до конца жизни преподавал в консерватории во Франкфурте-на-Майне. Автор транскрипций и этюдов для виолончели.

Литература: Гинзбург Л. С., История виолончельного искусства, кн. 1-2, М.-Л., 1950-57.

Косме Л.

Косме Л. (Cosme) Луис (9 III 1908, Порту-Алегри - 17 VII 1965, Рио-де-Жанейро) - браз. композитор, скрипач и музыковед. Чл. Браз. муз. академии (1945). Учился в консерваториях Порту-Алегри, затем в Цинциннати (США, 1927), в Парме (1929). Преподавал в Амер. колледже в Порту-Алегри. С 1932 скрипач оркестра Муниципального т-ра в Рио-де-Жанейро, с 1936 - оркестра Радио, с 1939 референт по вопросам музыки Нац. муз. школы Браз. ун-та. Среди его соч. - балеты, прелюдия для оркестра (1936), струн. квартет (1933), "Маленькая сюита" для фп. квартета, пьесы для фп., для скрипки, вок. произв., переложения, музыка к кинофильмам.

Сочинения: Mъsica e tempo, (R. de Jan., 1952); Horizontes de mъsica, (R. de Jan., 1953); Mъsica de cвmara, R. de Jan., 1961.

Косолапов Я. И.

Яков Иванович (1888, дер. Ставрополь Симбирской губ., ныне Ульяновская обл. - 1955, там же) - сов. мастер гитар и смычковых инструментов. С 1905 резчик по дереву (модельщик) в Казани, затем в Пензе. С 1910 жил в Москве; занимался изготовлением гитар сначала под рук. В. Д. Климова, позднее самостоятельно. С кон. 20-х гг. работал в лаборатории щипковых инструментов ГИМНа, с 1932 перешёл на изготовление смычковых инструментов и работал в мастерской Моск. консерватории под рук. E. P. Витачека, затем в экспериментальной муз. мастерской Всесоюзного комитета по делам иск-в (1939-41). Более всего ему удавались альты и виолончели. Его виолончель и контрабас заняли 1-е места на показательном конкурсе смычковых инструментов (1933, Москва).

Литература: Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М.-Л., 1952, М., 1964, с. 217-18.

Коссовский Э.

Коссовский Э. (Kossowski) Эдмунд (р. 25 X 1920, Осиек, Хорватия) - польский певец (бас). Учился пению в Кракове. В 1946 дебютировал в Краковской опере. С 1948 солист Познаньского оперного т-ра им. С. Монюшко, в 1960-70 - "Т-ра Вельки" (Варшава). Среди лучших работ К. - партии Стольника ("Галька"), Збигнева ("Страшный двор" Монюшко), Бориса Годунова. Голос К. отличается мягкостью тембра, лирич. теплотой; естественность фразировки, вок. выразительность сочетаются в исполнении К. с актёрским мастерством. Гастролировал во мн. странах Европы, в т.ч. в Сов. Союзе (1952, 1955, 1967).

Литература: Михайловская Н., Польские артисты в Москве, "СМ", 1955, No 7.

Л. М. Платек.

Коссотто Ф.

Коссотто Ф. (Cossotto) Фьоренца (р. 22 IV 1935, Крешентино, близ Верчелли) - итал. певица (меццо-сопрано). Училась в консерватории в Турине. В 1957 дебютировала в т-ре "Ла Скала" (Милан) в опере "Диалоги кармелиток" Пуленка. Широкую известность завоевала исполнением партии Леоноры в опере "Фаворитка" Доницетти (1962). К. - одна из выдающихся совр. певиц, блестящая представительница бельканто. Лёгкость и ровность звуковедения, насыщенность и страстность пения, энергия и блеск вокализации отличают её иск-во. Партии: Адальжиза ("Норма"), Азучена, Амнерис, Розина; Эболи ("Дон Карлос"), Кармен, Маженка; Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Рената ("Огненный ангел" Прокофьева). Виртуозно исполнила партию меццо-сопрано в "Реквиеме" Верди. Гастролирует в оперных т-рах США, Лат. Америки, Франции, Великобритании. Выступала в спектаклях т-ра "Ла Скала" в Москве (1964, 1974).

Предыдущая страница Следующая страница