Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "К" (часть 16, "КОР"-"КОС")
Корелли Ф. (Corelli) Франко (р. 8 IV 1921, Анкона) - итал. певец (драматич. тенор). Пением занимался самостоятельно. В 1950 участвовал в конкурсе вокалистов во Флоренции. Продолжал занятия пением в уч. заведениях Пезаро и Милана. В 1952 дебютировал на сцене оперного т-ра в Сполето (в партии Хозе). В том же году был приглашён в Римскую оперу. В 1953 исполнил партию Анатоля Курагина ("Война и мир") на фестивале "Флорентийский май". В 1953-54 выступил в партии Лицинио ("Весталка" Спонтини) в т-ре "Ла Скала" (Милан); в 1960 ему было предоставлено почётное право открыть сезон в этом т-ре (Полиевкт - "Полиевкт" Доницетти). После дебюта (1961) в т-ре "Метрополитен-опера" (в партии Манрико - "Трубадур") К. получил признание как один из выдающихся совр. певцов. Он обладает мощным тенором с блестящими верхами. Его пению присущи большая эмоциональность, темпераментность. В репертуаре К. многочисл. партии в операх итал. композиторов; особенно часто он обращается к партиям Радамеса, Манрико; Андре Шенье, Лориса ("Андре Шенье", "Федора" Джордано). Ведёт конц. деятельность, исполняет гл. обр. неаполитанские песни. Б. В. Рудзеевский. |
Корена Ф. (Соrеnа) Фернандо (р. 22 XII 1916, Женева) - итал. певец (бас). Ученик Э. Романи. Дебютировал в 1947 в Триесте в партии Варлаама ("Борис Годунов"). За короткий срок получил широкое признание, выступал в крупнейших итал. т-рах. С 1953 солист "Метрополитен-опера". В 1956 впервые (в 60-е гг. регулярно) участвовал в Зальцбургском фестивале. Гастролировал во мн. т-рах мира. Прославился прежде всего исполнением комедийных партий в операх В. А. Моцарта и итал. композиторов: Лепорелло; Осмин ("Похищение из Сераля"), Бартоло ("Севильскнн цирюльник"), Дулькамара ("Любовный напиток"), Джанни Скикки (одноим. опера Пуччини). Эпизодич. партии в его исполнении по значимости образа не уступают центральным (Ризничий - в "Тоске", Фра Мелитоне - в "Силе судьбы"). |
Иоанникий (Аникий) Трофимович (г. рожд. неизв. - ум. ок. 1681) - рус. муз. деятель. Дьякон Сретенского собора в Кремлёвском дворце в Москве. Был страстным поборником многоголосного (партесного) пения. Автор теоретич. трактата "Мусикия" (предположительно, 60-е гг. 17 в.), написанного в форме диалога, с большим полемич. пылом. Сторонник муз. просвещения, К. придавал огромное значение науке о музыке ("мусикия есть вторая философия и грамматика"), отстаивал права светской инстр. и вок. музыки (наравне с культовой), выступал за введение полифонно-гармонич. стиля и нотнолинейной системы (взамен крюковой нотации). Особенно интересны страницы трактата, где К. критикует троестрочие и относимые им к демественному пению аненайки. Сохранившийся в рукописи трактат К. существовал как самостоятельное произв. и включался в списки под назв. "О пении божественном по чину мусикийских согласий". В 1679 был присоединён к "Мусикийской грамматике" Николая Дилецкого в качестве её вводной общей части. В таком виде он и издан в 1910 под ред. С. В. Смоленского. Литература: Протопопов В. В., Николай Дилецкий и его русские современники, "СМ", 1973, No 12. |
Герман Афанасьевич (р. 30 VII 1924, с. Селты, Удм. АССР) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958) и Удм. АССР (1957). В 1947-49 учился на дирижёрском отд. Ижевского муз. уч-ща, в 1950 в Казанской консерватории (класс композиции Г. И. Литинского). В 1941-47 в Сов. Армии (дирижёр духового оркестра). С 1948 дирижёр хора Удм. радио (Ижевск). Автор первой нац. оперы "Наталь", симфонии, хоровых произв., инструментальных пьес. Крупным произв. свойственны эпич. широта, стремление к драматизму; песенная лирика - мягкая, сдержанная, светлая. В творчестве К. сильна нац. основа. Гос. пр. Удм. АССР (1967). Сочинения: опера - Наталь (1961, Удм. муз.-драматич. т-р); кантаты - Сердце Октября (1967), Славная молодость (1968) обе для солистов и смешанного хора с орк., Пусть солнечным будет день (1970) для солистки и смешанного хора a cappella; для симф. орк. - симфония (1964), концерт для скрипки с оркестром (1953); для фп. - Весенняя сюита; св. 100 песен (Удмуртия, Да здравствует партия; и др.). Литература: Греховодов Н. М., Корепанов Г. A., Юшкова В. И, Музыкальная культура Удмуртской АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957; Голубкова A., G. А. Корепанов, в кн.: Путь к удмуртской опере, Ижевск, 1969. А. Н. Голубкова. |
Геннадий Михайлович (р. 18 VIII 1929, Ягвуково Дебёсского р-на) - сов. композитор и артист оперетты (тенор). Нар. арт. Удм. АССР (1971). Засл. деят. иск-в РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1963. Деп. Верх. Совета Удм. АССР 10-го созыва. В 1958 окончил вок. отделение Моск. консерватории у Г. И. Тица, одноврем. занимался по композиции у В. Г. Фере. В 1970 окончил Казанскую консерваторию по классу композиции у А. С. Лемана. В 1958-1966 солист Удм. муз.-драм. т-ра. Партии: Ленский; Гриша (в оперетте собств. сочинения "Любушка"), Сандыр ("Наталь" Г. А. Корепанова), Сергей ("Аннок" Гаврилова) и др. Автор музыки первого удм. балета "Италмас". Директор Ижевского муз. уч-ща, преподаватель пения и муз.-теоретич. дисциплин там же (1970-76). С 1973 пред. CK Удм. АССР. Гос. пр. Удм. АССР (1972). Сочинения: опера Россиянка (1967, Ижевск); балет Италмас (Лазоревый цветок, по поэме-легенде М. П. Петрова, 1961, там же); опера-балет Чапчирган (Свирель, 1964, там же); оперетты - Любушка (1959, там же), Только ты (1980), муз. комедия Когда поют соловьи (1963, Ижевск), муз. драма Азии (1977); симфония для струнных и ударных (1968); 2 увертюры, сюита для симф. орк. (все - 1976); произв. для инстр. с орк., в т.ч. концерт для скр. с орк. (1971); камерно-инстр. ансамбли; соч. для фп.; романсы, песни; музыка к спектаклям драм. т-ра; обр. удм. нар. песен. |
Арсений Николаевич (6(18) XII 1870, Москва - 6 I 1921, Харьков) - рус. композитор, пианист, педагог, дирижёр и муз. критик. В детстве занимался по фп. у Н. С. Зверева. Окончил Моск. консерваторию в 1888 по классу фп. у С. И. Танеева, в 1891 - свободного сочинения у А. С. Аренского. В 1894-96 зав. муз. отделом газ. "Московские ведомости" (опубл. св. 200 статей и рецензий, посвященных отечеств. и зарубежной музыке). Его муз.-критич. деятельность отличалась прогрессивной направленностью, демократизмом. В 1891-94 преподавал в Моск. консерватории (общие муз.-теоретич. предметы), а также в Николаевском ин-те (фп.) и Синодальном уч-ще (муз.-теоретич. предметы). В 1906-19 профессор Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва, где вёл классы теории композиции (среди учеников - М. М. Багриновский, А. М. Дзегелёнок, Н. А. Гарбузов, Б. Б. Красин, Г. Г. Лобачёв, B. В. Пасхалов) и фп. В 1919-21 профессор (композиция и фп.) и ректор Харьковской консерватории (Муз. академии). Творчество К., не отмеченное яркой самобытностью, развивает традиции П. И. Чайковского, А. С. Аренского. Для его музыки характерны опора на песенно-романсовые интонации, искренность высказывания, жанровая определённость. Лучшее в наследии К. - вок. и фп. лирич. миниатюры; известностью пользовались опера "Ледяной дом", балет "Волшебное зеркало". К. выступал как пианист-солист и ансамблист: в трио с И. В. Гржимали (позже К. К. Григоровичем) и А. А. Брандуковым, с певцами - Ф. И. Шаляпиным, C. И. Мигаем и др. К. записывал и изучал фольклор народов Кавказа; был организатором и дирижёром концертов арм. и груз. музыки в Москве (исполнялись, в частности, его обр. песен для хора и оркестра нар. инструментов, оригинальные симф. сочинения на арм. и груз. темы). Был чл. Музыкально-этнографич. комиссии при Моск. ун-те, писал о музыке Востока. Сочинения: оперы - Пир Валтасара (1891, пост. 1892, Большой т-р, Москва; клавир под назв. Последний день Бель-саруссура, 1892), Ангел смерти (по М. Ю.Лермонтову, 1893), Ледяной дом (либр. М. И. Чайковского, пост. 1900, Большой т-р, Москва); балет - Волшебное зеркало (либр. М. И. Петипа, пост. 1903, Мариинский т-р, Петербург; 1905, Большой т-р, Москва); кантата - Дон Жуан (на текст из поэмы А. К. Толстого); для орк. - Лирическая симфония (ор. 23), Армянская сюита (ор. 20), Фантастическая сюита (ор. 21), 2 симф. картины; концерт-фантазия для фп. с орк.; струн. квартет; пьесы для фп.; хоры; романсы; музыка к драм. спектаклям и др. Л. З. Корабельникова. |
Коридзе Ф. И. (псевд. - Кориджио) Филимон Исаевич (Ясеевич) (1829-1911) - груз. певец (бас), педагог. Учился в Милане (конец 60-х гг.) у Ф. Ронкони. Выступал в Италии и Юж. Америке, в 1872 дебютировал в "Ла Скала" (Милан), в 1873 пел в Мариинском т-ре (Петербург), затем до 1881 гастролировал в Италии. С 1881 работал в Тбилисском оперном т-ре. Лучшие партии: Сусанин, Руслан, Демон; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"). Помимо артистич. деятельности, К. принимал активное участие в работе "Комитета по восстановлению груз. церковного пения", в популяризации и записи груз. церковного пения и нар. песен, он переложил на ноты груз. нар. песни и духовные песнопения. С 1891 руководил хором певчих, организованном при "Кабинете православных братьев", обучал хористов муз. грамоте. Способствовал развитию груз. муз. культуры. |
Корифей (от греч. korypaios - глава, предводитель). 1) В др.-греч. т-ре предводитель хора в трагедии. 2) Ведущий артист кордебалета. 3) В переносном смысле - выдающийся деятель иск-ва, науки и др. |
Корнаут Э. (Kornauth) Эгон (14 V 1891, Оломоуц - 28 X 1959, Вена) - австр. композитор и пианист. Учился композиции в Венской академии музыки и сценич. иск-ва (1909-13) у Р. Фукса, Ф. Шрекера и Ф. Шмидта, изучал историю музыки в Венском ун-те у Г. Адлера. В 1926-36 работал как концертмейстер, дирижёр и педагог, совершил конц. поездки по Вост. Азии, Индии. С 1940 профессор Высшей муз. школы в Вене, с 1945 - зальцбургского Моцартеума (в 1946-1947 там же зам. директора). Автор 5 симф. сюит (1913-40), концертштюка для скрипки и камерного орк. (1924), камерных ансамблей, пьес для фп., песен, хоров и др. |
Корнгольд Э. В. (Korngold) Эрих Вольфганг (29 V 1897, Брно - 29 XI 1957, Голливуд) - австр. композитор и дирижёр. Сын муз. критика Ю. Корнгольда. Композиции обучался в Вене у Р. Фукса, А. Цемлинского, Г. Греденера. Как композитор дебютировал в 1908 (пантомима "Снежный человек", пост. в Венской придв. опере). Творчество К. формировалось под влиянием музыки М. Регера и Р. Штрауса. В нач. 20-х гг. К. дирижировал в Гамбургском гор. т-ре. С 1927 преподавал в Венской академии музыки и сценич. иск-ва (с 1931 профессор; класс теории музыки и дирижёрский класс). Выступал также с муз.-критич. статьями. В 1934 эмигрировал в США, где преим. писал музыку к фильмам. В творч. наследии К. наибольшую ценность представляют оперы, особенно "Мёртвый город" ("Die tote Stadt", по роману "Мёртвый Брюгге" Роденбаха, 1920, Гамбург). Инструментовал и отредактировал ряд оперетт Ж. Оффенбаха, И. Штрауса и др. Сочинения: оперы - Перстень Поликрата (Der Ring des Polykrates, 1916), Виоланта (1916), Чудо Элианы (Das Wunder des Heliana, 1927), Катрин (1937); муз. комедия - Безмолвная серенада (The silent serenade, 1954); для орк. - симфония (1952), симфониетта (1912), симф. увертюра (1919), сюита из музыки к комедии "Много шума из ничего" Шекспира (1919), симф. серенада для струн. орк. (1947); концерты с орк. - для фп. (для левой руки, 1923), для влч. (1946), для скр. (1947); камерные ансамбли - фп. трио, 3 струн. квартета, фп. квинтет, секстет и др.; для фп. - 3 сонаты (1908, 1910, 1930), пьесы; песни; музыка к фильмам, в т.ч. Робин Гуд (1938), Хуарес (Juarez, 1939). Литература: Hoffman K. S., E. W. Korngold, W., 1923; Specht R., E. W. Korngold, Mьnch., 1926-27; Korngold L., Erich Wolfgang Korngold, W., 1967. M. M. Яковлев. |
Александр Васильевич (р. 19 VI 1930, Москва) - сов. флейтист. Засл. арт. РСФСР (1967). В 1952 окончил Моск. консерваторию по классу флейты у Ю. Г. Ягудина (первоначально занимался в классе В. Н. Цыбина), в 1955 - аспирантуру (рук. Ягудин). В 1943-45 артист Всесоюзного гастрольно-конц. объединения, с 1949 солист Большого симф. оркестра Всесоюзного радио и телевидения, организатор, худ. рук. и дирижёр камерного ансамбля радио. Лауреат Междунар. конкурса (Будапешт, 1949) и Междунар. фестиваля (Берлин, 1951), Междунар. конкурса исполнителей на духовых инструментах им. А. Рейхи в Праге (1953, 1-я пр.). Выступает с сольными концертами и в камерных ансамблях. С 1954 преподаватель муз. уч-ща при Моск. консерватории, с 1964 преподаёт в консерватории. |
Корнелиус П. (Cornelius) Петер (24 XII 1824, Майнц - 26 X 1874, там же) - нем. композитор и муз. критик. Род. в семье актёров. В юности был актёром, затем виолончелистом в т-ре Майнца. В 1844-48 брал уроки композиции у З. Дена в Берлине. Писал муз.-критич. статьи для берлинских журн. "Echo" и "Modesspiegel". В 1852-58 жил в Веймаре, познакомился с Ф. Листом, примкнул к веймарской школе. Сотрудничал в "Neue Zeitschrift fьr Musik", пропагандируя творч. принципы Листа и Г. Берлиоза. В 1859-64 жил в Вене. С 1865 поселился в Мюнхене, где преподавал композицию в Корол. высшей школе музыки. В 1858 в Веймаре под упр. Листа была исп. опера К. "Багдадский цирюльник" ("Der Barbier von Bagdad") - одна из лучших нем. комич. опер 19 в. Наряду с произв. оперного жанра значит. интерес представляют камерные вок. сочинения К. Широкую известность приобрели его песни (особенно цикл "Рождественские песни", 1856), дуэты, хоры (многие из них - на собств. тексты). К. обладал поэтич. талантом. В 1861 издал сб. стихотворений. Перевёл на нем. язык мн. оперные либр., в т.ч. "Служанку-госпожу" Перголези. Сочинения: оперы, в т.ч. Сид (1865, Веймар), Гунлод (на сюжет из "Эдды", не оконч.); хоры - Траурный хор (1869), Бетховенская песнь (Beethovenlied, 1870), 3 любовных хора (Liebeschцre, 1872), Песня всадника (Reiterslied, 1873), Отцовская могила (Die Vatergruft, 1874) и др.; песни, в т.ч. циклы Отец наш (Vater unser, 1854), Скорбь и утешение (Trauer und Trost, 1854), Песни невесты (Brautlieder, 1856-59), К Берте (1865) и др. Литература: Финдейзен Н., Музыкальные впечатления за границей. Опера "Багдадский цирюльник", "РМГ", 1897, No 7/8; Гольдмарк К., Из моих встреч и воспоминаний. Петер Корнелиус, "РМГ", 1908, No 36; Istеl E., Peter Cornelius, Lpz., 1904; Sulger-Gebing E., Peter Cornelius als Mensch und Dichter, Lpz., 1908; Roger K., Peter Cornelius als Liederkomponist, W., 1921 (Diss.); Paulig H., Peter Cornelius und sein "Barbier", Kцln, 1923 (Diss.); Hasse M., Der Dichtermusiker Peter Cornelius, Bd 1-2, Regensburg, 1929; Egert P., Peter Cornelius, В., 1940. M. M. Яковлев. |
Корнемюз - корнамуза (франц. cornemuse, от corne - рог и старофранц. muse - дудка). 1) Духовой муз. инструмент. До конца 16 в. был распространён только как род волынки. 2) Деревянный духовой музыкальный инструмент типа шалмея. Появился на рубеже 16-17 вв. Для выхода воздуха имел неск. боковых отверстий, заменяющих раструб. Тембр глухой, "прикрытый". Существовало 5 разновидностей инструмента - малый, альтовый, теноровый (в 2 диапазонах) и басовый К. С. Я. Левин. |
Корнет - цинк (франц. cornet, нем. Zink), - духовой муз. инструмент. Был известен в Европе с 11 в. Получил широкое распространение в 16-18 вв. Занимал как бы промежуточное положение между медными и деревянными дух. инструментами. С первыми его роднил способ звукоизвлечения (амбушюрный) и тембр, близкий трубному. Со вторыми - материал (дерево, обтянутое кожей, или слоновая кость) и система игровых отверстий (6 на лицевой стороне ствола и одно на тыльной). К. располагал полным хроматич. звукорядом, что составляло его гл. преимущество перед натуральными рогами и трубами, позволяя исполнять не только сигналы, но и мелодию. Звук инструмента пронзительный, похожий на трубный в высоком регистре, интонационно неустойчивый. Сопрановые, альтовые и теноровые К. вместе с серпентом, исполнявшим басовую партию, составляли полный четырёхголосный аккорд. Литература: Sachs С., Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1920, 1930, S. 260; Благодатов Г. И., Постоянная выставка музыкальных инструментов (путеводитель), Л., 1962. С. Я. Левин. |
Корнет-а-пистон (франц. cornet а pistons; итал. cornetto, нем. Kornett) - медный духовой мундштучный муз. инструмент типа трубы, со стволом преим. конической формы. Тембр мягкий, бархатистый. Наиболее распространённый строй - "in В". Диапазон е - с3. Ноты для К.-а-п. пишутся в скрипичном ключе, партия его располагается в партитуре обычно под партиями труб. Используется как ведущий мелодич. голос духового оркестра, а также в симфоническом оркестре (1-2-я партии) и как сольный инструмент. Среди выдающихся исполнителей: В. В. Вурм (Россия), М. П. Адамов, А. Б. Гордон, Т. А. Докшицер (СССР) и др. Литература: Рогаль-Левицкий Дм., Современный оркестр, т. 2, М., 1953, с. 170; Усов Ю., Труба, М., 1966. С. Я. Левин. |
Фёдор Григорьевич (1869-1939) - сов. музыкант-фольклорист. Был школьным учителем пения. В 1922 стал работать с хором, обрабатывал нар. якутские хоровые мелодии. Первый собиратель нар. напевов, зафиксировавший существование в якутской мелодике интервалов, не укладывающихся в темперированный строй, специфич. ладовых особенностей. Сочинял мелодии для хора. Автор "Сборника якутских песен для голоса без сопровождения" (М., 1936), в к-рый включены якутские, эвенкские, хакасские, татарские напевы. Литература: Беляев В., Якутские народные песни, "СМ", 1937, No 9, с. 11 - 26. |
Алексей Павлович (р. 8 (21) II 1905, дер. Старово Владимирской губ.) - сов. певец (бас). Засл. арт. РСФСР (1944). В 1934 окончил Моск. консерваторию у Е. Ф. Петренко (занимался также у Н. Г. Райского). С 1930 солист Моск. филармонии, в 1943-68 - Всесоюзного радио. Участвовал в конц. исполнении мн. опер. Среди партий - Громобой ("Громобой" Верстовского), Рене и Мамыров ("Иоланта" и "Чародейка"), Додон ("Золотой петушок"), Ланчотто ("Франческа да Римини" Рахманинова), Нилаканта; Водяной ("Русалка" Дворжака), Ткаченко ("Семён Котко"). Принимал участие в исполнении 9-й симфонии Бетховена, реквиемов Верди и Моцарта, ораторий "Времена года" Гайдна и "Емельян Пугачёв" Коваля, кантаты "На поле Куликовом" Шапорина и др. |
Денис Александрович (р. 24 XII 1938, Москва) - сов. певец (лирич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1970. В 1965 окончил Моск. консерваторию у Г. И. Тица. С 1964 солист Муз. т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, с 1965 - Большого т-ра. Среди партий - Ленский, Юродивый, Берендей, Индийский гость, Моцарт, Альфред, Герцог; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Курагин ("Война и мир"), Манилов ("Мёртвые души" Щедрина). Выступает как камерный певец. 1-я пр. на Междунар. конкурсе радиокорпораций в Мюнхене (1966), 2-я пр. на Междунар. конкурсе музыкантов-исполнителей "Ф. Шуберт и XX век" в Вене (1967). Литература: Денис Королёв, в кн.: Орфенов A., Юность, надежды, свершения, (М., 1973). |
Королевич-Вайдова Я. (Korolewicz-Wajdowa) Янина (3 I 1880, Варшава - 20 VI 1955, там же) - польская певица (сопрано). Первые уроки музыки получила от матери - певицы Э. Терашкевич. В 1898 окончила Львовскую консерваторию по классу В. Высоцкого. Теорию музыки изучала там же у С. Невядомского, игру на фп. - у М. Солтыса. В 1897 дебютировала на сцене Львовского оперного т-ра в партии Ганны ("Страшный двор" Монюшки). В 1898-1902 солистка оперы в Варшаве. С успехом гастролировала на оперных сценах Европы, Америки, Австралии; выступала в Одессе, Киеве (1905), Петербурге (1906). В оперном репертуаре К.-В. было ок. 70 партий. Лучшие из них - Виолетта, Розина, Дездемона, Маргарита; Амелия ("Бал-маскарад"), Леонора ("Трубадур"), Эльза ("Лоэнгрин"), Маргарита ("Мефистофель" Бойто), Шарлотта ("Вертер"). Особое место в творчестве К.-В. занимали партии в операх польских композиторов: С. Монюшки, К. Курпиньского, В. Желеньского, И. Падеревского и др. К.-В. обладала красивым ровным и тщательно отработанным голосом широкого диапазона. Её исполнение отличалось виртуозным мастерством, высокой муз. культурой, достоверностью образных характеристик. Как конц. певица К.-В. принимала участие в исполнении монументальных вок.-симфонич. произв. ("Stabat Mater" Россини, Реквием Моцарта, Девятая симфония Бетховена и др.), пропагандировала вок. соч. польских композиторов, одна из первых исполняла на эстраде польские нар. песни. В 1922 оставила сцену. В 1917-18 и 1934-36 директор оперной труппы в Варшаве. Иск-во К.-В. способствовало утверждению в Польше нац. оперной музыки. В 30-е гг. по приглашению К.-В. в варшавской оперной труппе выступали В. В. Барсова и М. П. Максакова. Преподавала пение; среди учеников - Ф. Беваль, Е. Чаплицкий и др. В 1958 изданы мемуары К.-В. ("Sztuka i zycie. Mуj pamietnik"). Сочинения: Жизнь и искусство. Воспоминания оперной певицы, пер. с польского, Л.-М., 1965. Литература: Janina Korolewicz-Wajdowa..., Warsz., 1935; A. S., 60 lat pracy artystycznej Janini Korolewicz-Wajdowei, "Musyka", 1955, No 3-4, s. 99-103. Я. М. Платек. |
Королевская академия музыки (Royal Academy of Music) - старейшее высшее муз. уч. заведение Англии. Основана как частная школа в Лондоне в 1822 по инициативе группы меценатов. С 1832 официально принята под покровительство короля; тогда же за К. а. м. закрепилось её совр. назв. На протяжении первых десятилетий К. а. м. испытывала серьёзные материальные трудности. С 1864 регулярно получает правительств. субсидию, однако значит. часть бюджета составляют частные пожертвования и плата за обучение. В первые десятилетия К. а. м. управлялась директором (principal), советом профессоров и исполнит. комитетом, осуществлявшим лишь административно-хоз. функции (в его составе не было музыкантов). В конце 19 - нач. 20 вв. структура К. а. м. претерпела нек-рые изменения. Совр. К. а. м. возглавляет президент и 4 вице-президента, совет директоров и исполнит. комитет, в к-рый входят представители делового мира и нек-рые профессора. К. а. м. сыграла важную роль в развитии муз. культуры Англии, воспитав десятки музыкантов, завоевавших мировую известность. Первым директором академии был У. Кротч, в первонач. состав педагогов входили виднейшие композиторы и исполнители как англ., так и приглашённые из др. стран, в т. ч. П. Анфосси, Т. Атвуд, Т. Грейторекс, Д. Драгонетти, М. Клементи, Й. Б. Крамер, И. Мошелес и др. В К. а. м. преподавали и преподают, как правило, ведущие музыканты Англии. Академия периодически избирает почётных членов из числа англ. и зарубежных музыкантов, среди них - сов. музыканты Д. Ф. Ойстрах, М. Л. Ростропович, Э. Г. Гилельс. Курс обучения 3 года. Действуют классы по всем муз. дисциплинам, имеются отделения - оперы, танца и драм. иск-ва, преподаются также дикция, иностр. языки, фехтование, правила хорошего тона. Наиболее успевающие студенты получают стипендии, учреждённые частными лицами и организациями. С 1912 К. а. м. располагается в специально построенном здании; имеет собств. конц. зал на 800 мест, где регулярно проходят Студенческие концерты. Л. Г. Григорьев. |
Корреа ди Азеведу Л. Э. (Correa de Azevedo) Луис Эйтор (р. 13 XII 1905, Рио-де-Жанейро) - браз. фольклорист, композитор, критик. В 1924-25 учился в Нац. ин-те музыки под рук. П. Силвы. В 1928-30 муз. критик. В 1932-36 ред. изданий "Архива бразильской музыки" ("Arquivo de Musika brasileira"), в 1934-42 журн. "Revista brasileira da musica". В 1937 вёл класс истории музыки в консерватории, в 1938 - класс муз. фольклора в ун-те Рио-де-Жанейро. В 1939 преподавал нац. фольклор в Нац. ин-те музыки. В 1943 основал Центр фольклорных исследований при Нац. школе музыки. Автор мн. исследований, справочников, статей по вопросам развития, происхождения и совр. состояния браз. музыки, фольклора, муз. жизни страны. С 1954 педагог Ин-та Латинской Америки при Парижском ун-те. Один из инициаторов создания Междунар. муз. совета (1949). Сочинения: Dois pequenos estudos de folclore musical, Rio de J., 1938; Escala, ritmo e melodia na musica dos indios brasileiros, Rio de J., 1938; Relaзгo das operas de autores brasileiros, Rio de J., 1938; A musica brasileira e seus fundamentos, Rio de J., 1948; Brief history of music in Brasil, Wash., 1948; Mъsica di tempo desta casa, Rio de J., 1950; Mъsica e mъsicos do Brasil, Rio de J., 1950; Bibliografia musicale brasileira, Rio de J., 1952; 150 anos de mъsica no Brasil 1800-1950, Rio de J., 1953; La musique en Amйrique latine, P., 1957; S. Neukomm, an Austrian composer in the New World, "MQ", XLV, 1959; Survivance et dйveloppement des diverses traditions europйennes dans le continent amйricain, v. 1, N. Y., 1961; Musica y cultura en el Brasil en el s. XVIII, "Revue musicale chilena", XVI, 1962; La musique а la cour portugaise de Rio de Janeiro, 1808-21, "Arquivos do Centro cultural portuguкs", I, 1969; Le national dans la crйation musicale, "The International Rev. of Music Aesthetics and Sociology", I, 1970. M. M. Яковлев. |
Корренте (итал. corrente) - см. Куранта. |
Коррепетитор (от лат. con(cum) - с, вместе и repeto - повторяю), в опере и балете пианист, помощник дирижёра, в обязанности к-рого входят разучивание с исполнителями сольных партий. См. Концертмейстер. Литература: Hartmann R., Handbuch des Korrepetierens, В., 1926. |
Коррет М. (Corrette) Мишель (1709, Руан - 22 I 1795) - франц. органист, композитор и педагог. С 1726 был органистом, служил у принца Конде (1759), герцога Ангулемского (1780). Писал произв. для виуэлы, флейты, скрипки, гобоя; церк. музыку. Автор мн. учебно-методич. руководств: школ для виолончели (1741), флейты (1753) и др. Наибольший интерес представляет его школа игры на скрипке - "Школа Орфея" ("Йcole dOrphйe. Mйthode pour apprendre а jouer du violin", 1738), в к-рой К. первым установил деление грифа скрипки на 7 позиций с квартовым объёмом каждой из позиций на одной струне, ставшее общепринятым. Позднее опубликовал как приложение к этой школе сб. старинной скрипичной музыки "Искусство совершенствования на скрипке" ("Lart de se perfectionner dans le violin", 1783). Литература: Гинзбург П., История виолончельного искусства. Книга первая. Виолончельная классика, М.-Л., 1950, с. 168-75; Laurencie L. de La, Lйcole franзaise de violin de Lulli а Viotti, v. 3, P., 1924. И. M. Ямпольский. |
Корридо (испан. corrido, мн. ч. corridos) - песенный жанр, занимающий по своему обществ. и художеств. значению гл. место в мекс. муз. фольклоре. Жанр К. сложился во 2-й пол. 19 в., но окончат. форму приобрёл в годы бурж.-демократич. революции 1910-1917. В этот период возникли революц. К., интенсивно развивавшиеся до нач. 1930-х гг. В них получали отражение все текущие события - от смены правительства до газетного сообщения о положении в том или ином штате страны. Многие из них посв. нац. героям П. Вилье и Э. Сапате. Муз.-поэтич. форма К. восходит к испан. романсу, от к-рого унаследована его гл. жанровая черта - эпико-повествоват. характер (в народе К. называли "рассказ", "повесть", "история", "воспоминание"). В то же время в К. очень сильно лирич. начало, обусловленное той важной ролью, к-рую играл автор - рассказчик-свидетель, а часто и участник событий, находившихся в центре повествования. С этим связано обилие лирич. отступлений, комментирующих происходящее, обращений к слушателям, носящих назидат. характер, а также ораторский пафос. Лирика К., гражданственная по направленности, порождена историч. условиями бурной политич. жизни Мексики 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Поэтич. форма К. - серия четверостиший, состоящих из восьми сложных хореич. стихов, с рифмами или ассонансами (влияние испан. романса). Иногда четверостишия чередуются с особым типом рефрена. Число четверостиший неограниченно (в зависимости от содержания есть К., имеющие 50 и более четверостиший). Муз. форма проста и индивидуальна по характеру; существует определённое количество как бы общих ритмоинтонационных формул, ладово-гармонич. комплексов, приёмов мелодич. развития, типичных запевов, каденций и др. На основе этих широко известных канонов нар. певцы импровизируют в сопровождении гитары множество новых К. на любую тему. |
Андрей Борисович (р. 7 V 1946, Москва) - сов. скрипач и педагог. Засл. арт. РСФСР (1981). Окончил Моск. консерваторию у Б. В. Беленького (1969) и аспирантуру при ней у Л. Б. Когана (1971). С того же года солист Моск. филармонии и преподаватель Моск. консерватории. 1-й исполнитель ряда произв. сов. композиторов, в т.ч. "Карпатской рапсодии" Бойко. Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1970, Рига, 1-я пр.), междунар. конкурсов им. Н. Паганини (1965, Генуя), в Монреале (1966), им. М. Лонг и Ж. Тибо (1967, Париж, 2-я пр.), им. П. И. Чайковского (1970, Москва), им. бельг. королевы Елизаветы (1971, Брюссель, 2-я пр.). Гастролирует за рубежом. |
Богомир Богомирович (наст. имя и фам. - Готфрид Геринг) (1845, Петербург - 1920, Тбилиси) - рус. певец (баритон). Засл. арт. императорских театров. Окончил петерб. Академию художеств (1864, архитектурное отд.). Пению учился в Италии (Милан), совершенствовался у Дж. Кореи (из его фамилии образовал позже свой псевдоним), брал уроки у др. певцов. В 1868 дебютировал в партии Астона ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти) в Туринском театре. С 1869 солист Мариинского т-ра в Петербурге. Одновременно периодически выступал в Большом т-ре в Москве, в труппу к-рого окончательно перешёл в 1882 (пел до 1904). Его отлично разработанный голос был немного суховат, артист обладал значит. драматич. талантом, великолепной дикцией. Много работал над внешней выразительностью - гримом, костюмом, жестом. Лучшие партии: Пётр ("Вражья сила"), Олоферн, Риголетто, Борис Годунов. Пел также партии Томского ("Пиковая дама"), Мазепы, Алеко, Яго, Жермона, Демона, Мизгиря. Выступал в концертах. Сочинения: Из воспоминаний русского артиста, "Семья", М., 1905, No 1-2. Литература: Кругликов С. В., Б. Корсов, "Семья", М., 1897, No 4; Иванов М., Богомир Богомирович Корсаков, "ЕИТ". Сезон 1894 -1895; Переписка П. И. Чайковского с Б. Б. Корсовым, "Советское искусство", 1940, 6 мая, No 25. |
Кортез В. (Kortez) Виорика (р. 1941, Яссы) - рум. певица (меццо-сопрано). Училась в консерватории в Яссах, совершенствовалась в Бухаресте. Артистич. деятельность начала как солистка Филармонич. хора в Бухаресте. В 1965 успешно выступила на конкурсе вокалистов в Хертогенбосе (Нидерланды), где получила премию им. Кэтлин Ферриер, затем дебютировала как оперная певица (партия Далилы) в Тулузе. С того же года солистка Рум. т-ра оперы и балета. С 1973 поёт в т-ре "Ла Скала" (Милан). Среди лучших партий - Амнерис; Эболи ("Дон Карлос"), Кармен; Шарлотта ("Вертер"). Гастролирует за рубежом. |
Сергей Альбертович (р. 18 II 1935, г. Сан-Антонио, Чили) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в БССР (1980). Чл. КПСС с 1972. С 1955 живёт в СССР (Минск). В 1962 окончил Белорус. консерваторию у А. В. Богатырёва, в 1969 аспирантуру при ней под рук. Н. И. Пейко. С 1965 руководил муз. частью Гос. рус. т-ра БССР им. М. Горького, с 1966 - Белорус. драм. т-ра им. Я. Купалы, с 1972 муз. редактор, с 1981 главный музыкальный редактор киностудии "Беларусь-фильм". Сочинения: оперы - Джордано Бруно (1977, Белорус, т-р оперы и балета), Матушка Кураж (по Б. Брехту, 1980); для голосов, хора и орк. - оратории Памяти поэта (cл. Я. Купалы, 1972), Бай придумал (cл. Г. И. Барадулина, для хора мальчиков и орк., 1975), поэма Пепел (cл. Э. Мешелайтиса, 1966); музыка для струнных (1970); увертюра на белорус, темы для орк. белорус, нар. инструментов (1972); концерт для фп. с орк. Капричос (1969); для фп. - соната, сюиты; для голоса к фп. - вок. циклы на стихи А. Н. Вертинского, У. Шекспира, Ф. Гарсиа Лорки, С. Я. Маршака; музыка к спектаклям драм. т-ра, кинофильмам и др. |
Корто А. Д. (Cortot) Альфред Дени (26 IX 1877, Нион, Швейцария - 15 VI 1962, Лозанна) - франц. пианист, педагог и муз.-обществ. деятель. В 1896 окончил Парижскую консерваторию по классу фп. у Л. Дьемера. В 1896-98 дирижёр-ассистент и хормейстер-репетитор в Байрёйтском т-ре. В 1902 организовал в Париже Об-во оперных фестивалей, в 1903 - Ассоциацию больших хор. концертов, в 1904 дирижёр и руководитель Нац. муз. об-ва, в 1904-07 - Об-ва популярных концертов в Лилле. Интенсивно концертировал (с 1896) как солист и ансамблист. С 1905 был участником трио (совм. с Ж. Тибо и П. Касальсом), получившего всемирную известность. В 1907-20 профессор Парижской консерватории (старший фп. класс). В 1918 (совм. с А. Манжо) основал "Эколь нормаль" (в 1920 был рук.), при к-рой вёл ежегодный т.н. курс интерпретации (исполнительские собрания концертирующих пианистов из разных стран); ученики: А. Казелла, Д. Липатти, К. Хаскил, И. Маркевич, М. Тальяферро, В. Перльмютер, Л. Леви, С. Франсуа и др. Как интерпретатор К. утверждал иск-во больших мыслей и чувств, тяготел к романтизму; прославился гл. обр. исполнением произв. Ф. Шопена и Р. Шумана, а также К. Дебюсси и М. Равеля. Сила воздействия иск-ва К. определялась театральной приподнятостью трактовки, красотой и тембральным многообразием звучания, совершенством технич. мастерства. Однако его оригинальные трактовки мн. произв. были иногда спорными (ритмич. вольности, нарочитость фразировки). Сделал много записей на грампластинки (гл. обр. в 1920-30-е гг.). Гастролировал в СССР в 1936. Был ред. серии "Издания для работы" ("Editions de travail"), посв. вопросам фп. исполнительства и включающей анализ фп. произв. романтиков (Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, Ф. Мендельсон и др.). Автор работ по истории и теории пианизма. Сочинения: Principes rationnels de la technique pianistique, P., 1928; La musique franзaise de piano, v. 1-2, P., 1930-32, v. 1, 1948, v. 2-3, 1948; Cours dinterprйtation, rйdigй par J. Thieffry, v. l-2, P., 1934; Aspects de Chopin, P., (1949); в рус. пер. - О фортепианном искусстве. Статьи, материалы, документы, (сост., пер. ред. текста, вступ. статья и комментарии К. X. Аджемова), М., 1965. Литература: Gavoty В., A. Cortot, Gen. - Monaco, 1955; Blaukopf K., Die grosse Virtuosen, Teeuen (u. a., 1954) (франц. пер. - Les grands virtuoses, P., 1955). К. Х. Аджемов. |
Мария Александровна (Люциановна) (p. 5 (17) X 1895) - рус. арфистка. В 1911 окончила Моск. консерваторию по классу арфы у А. И. Слепушкина. В 1919-24 была солисткой оркестра Большого т-ра и профессором Моск. консерватории. С 1924 живёт в Великобритании. Концертирует. Первая арфистка, отказавшаяся от салонного репертуара. К. исполняет произв. классич. и совр. музыки. Её игра отличается виртуозным блеском, интерпретации проникнуты вдумчивым, бережным отношением к авторскому замыслу. Мн. сочинения для арфы написаны специально для К., посвящены ей (соната для арфы и альта А. Бакса, пьесы А. Г. Шапошникова и др.). В числе учеников К. - В. Г. Дулова, Д. Р. Рогаль-Левицкий, Н. Б. Сибор. К. - постоянный чл. жюри междунар. конкурсов, один из руководителей ежегодных Междунар. недель арф В Нидерландах. В. Г. Дулова. |
Климентий Аркадьевич (21 VI (3 VII) 1899, Верхнеднепровск, ныне Днепропетровской обл. - 7 IV 1958, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944). В 1919 окончил Одесскую консерваторию по классам фп. у Г. М. Бибер и композиции у В. И. Малишевского. До 1923 занимался пед. работой и концертировал по Украине; с 1923 - в Москве. Входил в Объединение революционных композиторов и музыкальных деятелей (ОРКИМД). К. - один из первых композиторов, обратившихся к сов. революц. тематике. Ему принадлежат "Левый марш" для хора с фп. (сл. В. В. Маяковского, 1924), 3 вок. пьесы (сл. из поэмы "Комсомолия" А. И. Безыменского, 1923). Автор одной из первых сов. опер - "Иван-солдат" и балетов, в т.ч. "Крепостная балерина". В 1939-47 работал в Туркмении, где изучал туркм. муз. фольклор, осуществил запись более 200 нар. песен, а также создал первый нац. балет "Весёлый обманщик". Важное место в творчестве К. занимают крупные хоровые композиции, к-рые он называл симфониями, в т.ч. 2-я ("Голландия", 1933). Ряд произв. К. написан на кит. тематику - опера "Дитя радости" (по мотивам кит. нар. муз. драмы "Седая девушка"), кантата "Свободный Китай" (Гос. пр. СССР, 1951). Выступал в печати как муз. критик. Сочинения: оперы - Иван-солдат (1927, филиал Большого т-ра), Десять дней, которые потрясли мир (1929-31), комич. опера Багтлы яшлык (Счастливая молодость, 1942, Туркм. т-р оперы и балета), Дитя радости (Седая девушка, Бурятский т-р оперы и балета, 1955); балеты - Крепостная балерина (1927, Ленингр. т-р оперы и балета), Алдар Косе (Весёлый обманщик, 1942, Туркм. т-р оперы и балета), Девушки моря (1944, там же), Юные патриоты (1949, Ленингр. т-р оперы и балета), Аленький цветочек (1949, Новосибирский т-р оперы и балета); оперетты - Опасный квартал (1934), Ганна (Ранняя красавица, 1939, Т-р муз. комедии, Хабаровск), Пан-забияка (1945); для солистов, хора и орк. - кантата Свободный Китай (сл. М. Л. Матусовского, 1950); 3 вок. симфонии - Октябрь (сл. В. В. Маяковского и С. М. Городецкого, 1931), Голландия (сл. Д. Ласта, рус. пер., Н. С. Берендгофа, 1933), Народы Советской страны (сл. М. А. Улицкого, 1935); для солистов и орк. - Десять боевых песен Китая (1941); для орк. - увертюра Праздник на заставе (1938), симф. вальс (1940), сюиты, пьесы; для скрипки с орк. - концерт (1937); камерные ансамбли, в т.ч. струн. квартет (1935), сонаты для альта и фп., контрабаса и фп. (1926), соната для скр. и фп. (1928); романсы, песни, обр. нар. песен; пьесы для эстр. орк.; музыка к драм. спектаклям и кинофильмам. M. M. Яковлев. |
Михаил Михайлович (12 (24) III 1850, Кочетка, близ Чугуева, ныне Харьковской обл. - 18 (30) I 1897, Петербург) - рус. певец (бас). В 1875 окончил мед. ф-т Моск. ун-та, в 1878 - Моск. консерваторию по классу пения у А. Д. Александровой- Кочетовой. В 1880 совершенствовался в Италии. В 1878 дебютировал в партии Сусанина в Большом и Мариинском т-рах. Пел в Мариинском т-ре до конца жизни. К. обладал сильным звучным голосом, особенно красиво звучавшим в нижнем регистре, широкой кантиленой. Выступал в операх рус. и зап.-европ. композиторов. Особенным успехом пользовался в рус. бытовых и комич. ролях. Среди лучших партий: Сусанин, Кончак; Илья ("Вражья сила"), Фарлаф; Голова ("Майская ночь"), Чуб ("Ночь перед Рождеством"), Марсель ("Гугеноты") и др. Литература: Корзухин И., Михаил Михайлович Корякин, "РМГ", 1897, No 5-6, с. 739-50, Михаил Михайлович Корякин..., "ЕИТ", Сезон 1901-1902, прилож. 2, с. 58-61; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера, (1890-1910), Л.-M., 1940, с 118-22. |
Кос-Анатольский А. И. (наст. фам. - Кос) Анатолии Иосифович (р. 1 XII 1909, Коломыя, ныне Ивано-Франковской обл) - сов. композитор, педагог. Народный арт. УССР (1969). В 1931 окончил юридич. ф-т Львовского ун-та, в 1934 - Львовскую консерваторию им. К. Шимановского (по классам фп. и теории музыки). С 1940 преподаватель Львовского муз. уч-ща, с 1944 - десятилетки, с 1952 - Консерватории им. Н. В. Лысенко (с 1973 профессор). Пред. правления Львовской организации CK УССР (с 1952). Музыке К.-А. свойствен песенный мелодизм, осн. на интонациях и ритмах укр. гуцульского и гор. фольклора. Автор очерка о С. Ф. Людкевиче (Киев, 1951), ряда статей. Сочинения: опера - Назустрiч сонцю (Навстречу солнцу, 1957, Львовский т-р оперы и балета; 2-я ред. под назв. Заграва, Зарево, 1959, там же); балеты - Хустка Довбуша (Платок Довбуша, 1951, там же), Сойчине крило (Сойкино крыло, 1956, там же), Орися (1964, там же); оперетта - Веснянi грози (Весенние грозы, 1960, Одесский т-р муз. комедии); для солистов, хора и орк. - кантата Безсмертний заповiт (Бессмертное завещание, сл. К.-А., посв. T. G. Шевченко, 1963), оратория Вiд Hiaгapи до Днiпра (От Ниагары до Днепра, 1969), вок.-симф. картина Новая Верховина (сл. К.-А., 1950; вместе с хор песнями От Москвы до Карпат, Встреча на поле - Гос. пр. СССР, 1951); для орк. - конц. увертюра Радiймо (Гаудеамус, 1961), поэма (1962); концерты с орк. - 2 для фп. (1955, транскрипция концерта для арфы; 1962), для арфы (1954), для скр. Закарпатская рапсодия (1963), поэма (1970); камерно-инстр. и вок. ансамбли; пьесы для фп., для скр. и фп.; хоры, романсы, песни; обр. нар. песен; музыка для драм. т-ра, для эстрады и др. Литература: Сусловський О., Спiвець оновленого краю, в его кн.: Митцi Львова, Львiв, 1959; Волинський Й., А. Й. Кос-Анатольський, Кипв, 1965; Загайкевич М., Спiвець Прикарпаття, "Музика", 1971, No 2. Л. С. Кауфман. |
Виктор Степанович (11 (23) XI 1896, Петербург - 3 X 1938, Киев) - сов. композитор, пианист, педагог. В 1918 окончил Петрогр. консерваторию по классам композиции у Н. А. Соколова и фп. у И. С. Миклашевской. Преподавал в Муз. техникуме в Житомире (1918-28), в Муз.-драм. ин-те им. Н. В. Лысенко (1929-34; с 1932 профессор) и консерватории (1934-38) в Киеве. Выступал как пианист с сольными концертами и в ансамблях. Один из виднейших мастеров укр. музыки, К. в ряде произв. воплотил образы сов. действительности. В творчестве, разнообразном по жанрам и преим. лирическом по характеру, К. опирался на традиции рус. классики (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов); был одним из создателей укр. сов романса. Сочинения: для орк. - Героическая увертюра (1932), Молдавская поэма (1937); концерт для фп. с орк. (1928; завершен Л. H. Ревуцким и Г. И. Майбородой, 1937); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. фп. трио (классическое, 1927), сонаты для влч. и фп. (1923), для скр. и фп. (1927); для фп. - 3 сонаты (1922, 1924, 1926-29), 24 детские пьесы (1936), этюды, прелюды, поэмы и др.; хоры, романсы, песни; обр. нар. песен. Литература: "Радянська музика", 1939, No 5 (см статьи о В. С. Косенко); Довженко В., В. С. Косенко, Кипв, 1949 (рус. Пер. - К., 1951); Гордiйчук М., Українська радянська симфонiчна музика, Кипв, 1969, с 73-80; В. С. Косенко у спогадах сучасникiв, Кипв, 1967; Стецюк R., Biктор Косенко, Кипв, 1974. Л. С. Кауфман. |
Косма В. (Cosma) Виорел (р. 30 III 1923, Тимишоара) - рум. музыковед. В 1950 окончил Бухарестскую консерваторию. Ученик И. Думитреску (теория музыки), M. Жоры (гармония) и З. Ванчи (история музыки). Был дирижёром любительских хоров и ансамблей в Бухаресте (1945-51), одновременно преподавал теоретич. предметы в муз. школах, с 1964 профессор Бухарестской консерватории. Осн. направление его науч. интересов - история рум. музыки. Сочинения: Сабин Дрэгой (к 70-летию со дня рождения), "СМ", 1964, No 6; George Fotino, Buc., 1958; Maiorul I. Ivanovici, Buc., 1958; Figuri de lautari, Buc., 1960; Cоntareata Elena Teodorini, Buc., 1962; Un maestru al muzicii corale: Jon Vidu, Buc., 1965; Compozitori si muzicologi romвni. Mie lexicon, Buc., 1965, 1970 (под назв. Muzicieni romвni. Compozitori si muzicologi. Lexicon); Nicolae Filimon, critic muzical si folclorist, Buc., 1966; Filarmonica "George Eneseu" din Bucuresti (1868-1968), Buc. 1968; Saliapin оn Romвnia, "Muzica", 1973, No 2. P. Э. Лейтес. |
Косма Ж. (Kosma) Жозеф (22 X 1905, Будапешт - 7 VIII 1969, Лa-Рош-Гюйон, Франция) - французский композитор. По национальности венгр. В 1927 окончил Академию музыки им. Ф. Листа в Будапеште по классам композиции (ученик Л. Вейнера) и дирижирования. Продолжил образование в Берлине, где сблизился с Б. Брехтом, X. Эйслером, Э. Пискатором. С 1933 жил во Франции, сотрудничал с известными кинорежиссёрами Ж. Ренуаром, М. Карне и др. Во время 2-й мировой войны участвовал в Движении Сопротивления. В 1952 на Междунар. кинофестивале в Канне удостоен премии за лучшую музыку к фильму ("Жюльетта"). Известен также как композитор-песенник (песни на стихи Р. Кено, Ж. Невё, Л. Арагона, Г. Аполлинера, П. Элюара и др.). Творческая дружба связывала К. с Ж. Превером, на стихи к-рого он написал св. 50 песен, в т.ч. "Опавшие листья" ("Les Feuilles mortes"), "Барбара" и др. К. принадлежат хоры а capella и гармонизация песен для рабочих хоров Нар. муз. федерации, ряд инстр. соч. Музыка К. отличается мелодичностью, эмоциональностью и простотой, колоритностью инструментовки. Сочинения: опера (сценич. оратория) Восстание лионских ткачей (La rйvolte de canuts, к 100-летию восстания, 1959, Берлин, Будапешт, Прага; 2-я ред. Les canuts, 1964, Лион); оперы-буффа - Электронная любовь (Un amour йlectronique, 1960, пост. 1962, Т-р Франции, Париж), Гусары (Les hussards, 1969, Лион); оперетта Песни Билитис (Les chansons de Bilitis, 1954, Париж; 1959, Берлин); балет Свидание (Le rendez-vous, 1945, т-р Сары Бернар, Париж); пантомимы - Дети райка (Les enfants du Paradis, 1945) и др.; оратории - Мосты Парижа (Les ponts de Paris, 1947, сл. Ж. Превера), На штурм небес (A lassaut du ciel, 1951, к 80-летию Парижской Коммуны, на сл. А. Басиса); кантата Баллада о тех, кто пел под пытками (Ballade de celui qui chanta dans les supplices, 1950-е гг., сл. Л. Арагона); музыка для драм. т-ра: музыка к кинофильмам "Великая иллюзия" (1937), "Правила игры" (1939), "Дети райка" (1944), "Адрес неизвестен" (1950) и др. В. И. Руденко. |
Косма О. Л. (Cosma) Октавиан Лазэр (р. 15 II 1933, Трезня, уезд Сэлаж) - румынский музыковед. В 1951-1954 учился в Клужской консерватории у Т. Жарды, в 1954-59 - в Ленингр. консерватории у М. С. Друскина и А. Г. Шнитке. С 1959 преподаёт историю музыки в Бухарестской консерватории. Сочинения: "Эдип" Энеску в Бухарестском театре, "СМ", 1958, No 12; Энеску и наша музыка, "СМ", 1967, No 5; Date noi despre legaturile muzicale romоno-ruse, "Studii muzicologice", 1956, No 1; Interpreti romоni оn Rusia, "Probleme de muzicд", 1957, No 5; Opera romоneasca, v. 1-2, (Buc.), 1962; Oedipul enescian, Buc., 1967; Itinerar muzical american, "Muzica", 1970, No 6; Compozitorii precursori, там же, 1970, No 8; Hronicul muzicii romвnesti, v. I-II, Buc., 1973-74. P. Э. Лейтес. |
Косман Б. (Cossman) Бернгард (17 V 1822, Дессау - 17 V 1910, Франкфурт-на-Майне) - нем. виолончелист, педагог. Учился у К. Дрекслера в Дессау, Т. Мюллера в Брауншвейге (1837-40), Ф. Куммера в Дрездене (1840). Играл в оркестрах Парижа ("Гранд-Опера", 1840; "Опера комик", 1846), Лондона (1841); в 1847 участник оркестра Гевандхауза в Лейпциге (одноврем. изучал композицию у М. Гауптмана). Выступал также как солист и в квартете. Был концертмейстером Веймарского симф. оркестра под упр. Ф. Листа (1850). К. - первый профессор Моск. консерватории по классу виолончели (1866-70, приглашён Н. Г. Рубинштейном). В 1870-78 жил в Баден-Бадене. С 1878 до конца жизни преподавал в консерватории во Франкфурте-на-Майне. Автор транскрипций и этюдов для виолончели. Литература: Гинзбург Л. С., История виолончельного искусства, кн. 1-2, М.-Л., 1950-57. |
Косме Л. (Cosme) Луис (9 III 1908, Порту-Алегри - 17 VII 1965, Рио-де-Жанейро) - браз. композитор, скрипач и музыковед. Чл. Браз. муз. академии (1945). Учился в консерваториях Порту-Алегри, затем в Цинциннати (США, 1927), в Парме (1929). Преподавал в Амер. колледже в Порту-Алегри. С 1932 скрипач оркестра Муниципального т-ра в Рио-де-Жанейро, с 1936 - оркестра Радио, с 1939 референт по вопросам музыки Нац. муз. школы Браз. ун-та. Среди его соч. - балеты, прелюдия для оркестра (1936), струн. квартет (1933), "Маленькая сюита" для фп. квартета, пьесы для фп., для скрипки, вок. произв., переложения, музыка к кинофильмам. Сочинения: Mъsica e tempo, (R. de Jan., 1952); Horizontes de mъsica, (R. de Jan., 1953); Mъsica de cвmara, R. de Jan., 1961. |
Яков Иванович (1888, дер. Ставрополь Симбирской губ., ныне Ульяновская обл. - 1955, там же) - сов. мастер гитар и смычковых инструментов. С 1905 резчик по дереву (модельщик) в Казани, затем в Пензе. С 1910 жил в Москве; занимался изготовлением гитар сначала под рук. В. Д. Климова, позднее самостоятельно. С кон. 20-х гг. работал в лаборатории щипковых инструментов ГИМНа, с 1932 перешёл на изготовление смычковых инструментов и работал в мастерской Моск. консерватории под рук. E. P. Витачека, затем в экспериментальной муз. мастерской Всесоюзного комитета по делам иск-в (1939-41). Более всего ему удавались альты и виолончели. Его виолончель и контрабас заняли 1-е места на показательном конкурсе смычковых инструментов (1933, Москва). Литература: Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М.-Л., 1952, М., 1964, с. 217-18. |
Коссовский Э. (Kossowski) Эдмунд (р. 25 X 1920, Осиек, Хорватия) - польский певец (бас). Учился пению в Кракове. В 1946 дебютировал в Краковской опере. С 1948 солист Познаньского оперного т-ра им. С. Монюшко, в 1960-70 - "Т-ра Вельки" (Варшава). Среди лучших работ К. - партии Стольника ("Галька"), Збигнева ("Страшный двор" Монюшко), Бориса Годунова. Голос К. отличается мягкостью тембра, лирич. теплотой; естественность фразировки, вок. выразительность сочетаются в исполнении К. с актёрским мастерством. Гастролировал во мн. странах Европы, в т.ч. в Сов. Союзе (1952, 1955, 1967). Литература: Михайловская Н., Польские артисты в Москве, "СМ", 1955, No 7. Л. М. Платек. |
Коссотто Ф. (Cossotto) Фьоренца (р. 22 IV 1935, Крешентино, близ Верчелли) - итал. певица (меццо-сопрано). Училась в консерватории в Турине. В 1957 дебютировала в т-ре "Ла Скала" (Милан) в опере "Диалоги кармелиток" Пуленка. Широкую известность завоевала исполнением партии Леоноры в опере "Фаворитка" Доницетти (1962). К. - одна из выдающихся совр. певиц, блестящая представительница бельканто. Лёгкость и ровность звуковедения, насыщенность и страстность пения, энергия и блеск вокализации отличают её иск-во. Партии: Адальжиза ("Норма"), Азучена, Амнерис, Розина; Эболи ("Дон Карлос"), Кармен, Маженка; Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Рената ("Огненный ангел" Прокофьева). Виртуозно исполнила партию меццо-сопрано в "Реквиеме" Верди. Гастролирует в оперных т-рах США, Лат. Америки, Франции, Великобритании. Выступала в спектаклях т-ра "Ла Скала" в Москве (1964, 1974). |