Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 22, "КУП"-"КЯМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 22, "КУП"-"КЯМ")

Купрявичюс Г. В.

Гедрюс Викторо (р. 8 IV 1944, Каунас) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1976. В 1967 окончил Литов. консерваторию у Э. Бальсиса, с того же года преподаёт в Каунасском муз. уч-ще им. Ю. Груодиса. С 1971 ответств. секретарь Каунасской организации CK Литвы. Выступает с лекциями о композиторах-классиках и сов. авторах. В своих произв. стремится к синтезу классич. традиций и совр. муз. языка.

Сочинения: опера Там, внутри (Ten viduje; по М. Метерлинку, 1977, Каунас), мьюзикл Загонщики огня (Ugnies varovai, 1975, Вильнюс); рок-оратория Труд и хлеб (Darbаs ir duona, 1979, Каунас); кантата для хора и орк. Языческие гимны (Pagoniu giesmйs, 1969); симфония (1981); концерт для скрипки и органа (1972), сонаты - 2 для фп. (1968, 1970), 3 для органа (1967-77); Discophonia для электронных инструментов (1980); вок. циклы, в т.ч. Лестница (Laiptai, 1969), Восемь литов. нар. песен (для голоса и струн. квартета, 1969), Мы аргонавты (Mes argonautai, 1973), Максимы (1980); музыка к спектаклям драм. т-ра.

Купюра

Купюра (франц. coupure, от couper - резать, срезать, отрезать) - сокращение текста муз. лит. или драм. произведения (акта, реплпки, сцены и т.п.). Необходимость К. вызывается условиями постановки, исполнит. замыслом (напр., с целью активизации и концентрации действия), пед. соображениями. К. наз. также сам сокращённый фрагмент произв. В музыке, как правило, сокращаются (купируются) малозначимые части: напр., репризы, вариации, куплеты, рондо и т.п. Часто К. делаются исполнителями по своему усмотрению. Иногда указываются авторами (композиторами; напр., в "Вариациях на тему Шопена" Рахманинова, и др.) в тексте сочинения, как возможные варианты при исполнении.

Л. Г. Бергер.

Курай

Курай - башкирский и татарский духовой муз. инструмент: открытая флейта из стебля зонтичного растения. Имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и 1 на тыльной. Дл. 45-100 см. Звукоряд диатонический в объёме сексты; с помощью передувания достигает 2-2,5 октавы. Звук несильный, тембр нежный, мягкий. У башкир К. - единственный широко распространённый инструмент. В его репертуар входят песни в инстр. вариантах, плясовые мелодии, наигрыши, напевы звукоподражательного характера, программные пьесы, марши, танцы. Играют на К. мужчины и женщины. Во время праздников, свадеб иногда устраиваются состязания кураистов. Порой исполнитель сопровождает мелодию К. пением. У татар наряду с К. (сыбызга) распространены и др. духовые инструменты.

Литература: Рыбаков С., Курай. Башкирский музыкальный инструмент, СПБ, 1896; Лебединский Л., Башкирские народные песни и наигрыши, М., 1965.

Г. И. Благодатов.

Куранта

Куранта (франц. courante) - придв. танец 16- 17 вв. По свидетельству теоретика танца Т. Арбо (16 в.) К. исполнялся ещё в 1530 как танц. игра. Подобные К. содержит сб. Ф. Филидора (1690). В 17 в. К. получает большое распространение. Как бытовой танец исчез к кон. 17 в. В проф. музыке сохраняется до 1-й пол. 18 в. (в инстр. сюитах й. С. Баха, Г. Ф. Генделя, франц. клавесинистов). Первоначально К. имела муз. размер 2/4 (движение и прыжок), пунктирный ритм. Позднее происходит постепенное стилистич. раздвоение К. на два вида: франц. и итал. (corrente). Отличит. чертами франц. вида К. являются умеренный темп, размер 3/2 или 6/4 частая смена ритмич. группировок (движения торжественные и плавные); итал. вида - быстрый темп, постоянный размер 3/4 или 3/8, моторность, периодичность.

Куранта

М. Pезенти. Куранта. 1630.

Примерами франц. вида К. могут служить К. из Английских сюит Баха; примерами итал. вида - из 3, 5, 6 клавирных партит и большая часть К. из Франц. сюит Баха.

Литература: Sachs С., World history of the dance, L., 1938.

С. П. Панкратов.

Куранты

Куранты (от франц. courant - текущий, бегущий) - часы башенные, с комплектом настроенных колоколов, или большие комнатные, в к-рых колокола нередко заменяются набором металлич. язычков. Исполнение музыки на К. механическое, без участия человека. Осн. деталь механизма - деревянный или металлич. вал (цилиндр) со штифтами, к-рые при его вращении задевают за рукоятки. Последние при помощи тяг приводят в движение молотки, ударяющие по колоколам. При этом звучит либо несложная последовательность звуков иди краткая мелодия, либо небольшая пьеса. В зависимости от устройства часового механизма К: включаются каждые час, полчаса или четверть часа. Нередко первая четверть часа отмечается однократным исполнением мотива, вторая - двукратным и т.п. Целый час, а иногда 6 и 12 часов отмечаются более продолжит. игрой. В нек-рых К., гл. обр. комнатных, перед началом боя в корпусе открывалась дверца и появлялись фигурки танцоров или музыкантов, иногда с молоточками, к-рыми они ударяли по колокольчикам.

В России первые К. с набором колоколов, настроенных в диапазоне 2 октав, были установлены на Спасской башне Моск. Кремля в 1625. С тех пор на Руси К. ставили на мн. церковных и гражд. сооружениях. К. Петропавловской крепости в Петербурге, игравшие "Коль славен" Бортнянского, после Окт. революции 1917 исполняют "Интернационал". В 1960 Д. Д. Шостакович написал музыку для новороссийских К. Иногда К., помимо механич. привода, имеют клавиатуру, на к-рой может играть музыкант-исполнитель. Так, в Каунасе В. Н. и Г. В. Купрявичусы с 1959 дают концерты на К. башни Историко-револкщ. музея. См. также Механические музыкальные инструменты.

Литература: Buchner A., Vom Glockenspiel zum Pianola, Prag, (1959).

Г. И. Благодатов.

Курбанов Т. У.

Тулкун Умарович (р. 10 X 1936, Ташкент) - сов. композитор. В 1961 окончил Ташкентскую консерваторию по классу композиции у Б. Б. Надеждина, в 1965 - аспирантуру (рук. Б. И. Зейдман). В 1968-69 стажировался в Ленингр. консерватории (класс Б. А. Арапова). Музыка К. отличается ярким узб. нац. колоритом, мелодич. свежестью.

Сочинения: вок.-симф. поэма (1971); для орк. - 3 симфонии (1961, 1963, 1966), симф. поэма Азия (1962), фуга (1966); вариации для струн. орк. и литавр (1969).

Курбатов М. М.

Михаил Михайлович (р. 1905, Казань) - сов. контрабасист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1957). В 1930 окончил Ленингр. консерваторию у С. Н. Буяновского. 2-й концертмейстер группы контрабасов оркестров Ленингр. Малого т-ра оперы и балета (с 1929) и Ленингр. филармонии (с 1931), с 1955 1-й концертмейстер акад. симф. оркестра там же. С 1945 преподаёт в Ленингр. консерватории (с 1970 профессор).

Литература: Доброхотов Б., Савченко Н., Советские контрабасисты, в кн.: Контрабас. История и методика, М., 1974, с. 118-19.

Курвуазье В.

Курвуазье В. (Courvoisier) Вальтер (7 II 1875, Риен, близ Базеля - 27 XII 1931, Локарно) - швейц. композитор и дирижёр. Получил медицинское образование; в 1902-07 изучал муз.-теоретич. предметы у С. Багге и Л. Тюи в Мюнхене. С 1907 дирижировал там же симф. концертами. В 1910-30 преподавал в Мюнхенской музыкальной академии (с 1919 профессор). Среди соч. - оперы "Ланцелот и Елена" (1917), "Вороны" ("Die Krдhen", 1921), оратория "Праздник смерти" ("Totenfeier", 1915), кантата "Муза" ("Die Muse", 1903), камерно-инстр. ансамбли, 6 сюит для скрипки соло (1922), фп. пьесы, песни (св. 150).

Литература: Kroyer Th., W. Courvoisier, Mьnch., 1929; Moser H. J., W. Courvoisier, "Musica", 1956, Jahrg. 10, No 12.

Курдюмов Ю. В.

Юрий Владимирович (23 IV (5 V) 1859, г. Таураге, ныне Литов. ССР - 2 X 1936, Москва) - сов. музыковед, критик. В 1887 окончил Петерб. консерваторию по классу теории композиции у Ю. И. Иогансена. С 1892 преподавал муз.-теоретич. дисциплины в петерб. муз. школах. С 1909 секретарь правления Об-ва муз. педагогов. В 1919-22 жил в Симбирске, с 1922 - в Москве. С 1879 сотрудничал во мн. газетах и журналах ("Виленский вестник", "Петербургский листок", "Баян", "Московские ведомости", "Новости", "Русская музыкальная газета" и др.). Выступал как лектор. Автор брошюр: "Классификация гармонических соединений" (СПБ, 1896), "Очерк развития сольного пения" ("РМГ", 1912, No 12-15, 17-24, 27-32), "Образчики музыкальных форм в ?Руслане и Людмиле? М. И. Глинки. К 75-летию оперы" (М., (1919)), мн. статей, в т.ч. "О национальных особенностях русской музыки" ("РМГ", 1913, No 13, 14, 40, 41, 43; отд. оттиск, 1913), "Материалы для русского музыкально-энциклопедического словаря" ("РМГ", 1913, No 1, 10). Ему принадлежат тематич. разборы произв. М. А. Балакирева, А. К. Глазунова, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, библиографич. статьи и др. Написал для фп. "Пятинотные каноны на белых клавишах" (1904), ряд небольших фп. пьес.

И. М. Ямпольский.

Куренкеев Мураталы

Куренкеев Мураталы - см. Мураталы Куренкеев.

Курин В. Н.

Виктор Николаевич (р. 24 II 1934, Свердловск Ворошиловградской обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Молд. ССР (1974). Засл. арт. УССР (1964). Чл. КПСС с 1963. В 1964 окончил Киевскую консерваторию. В 1954-65 солист Ансамбля песни и пляски Киевского воен. округа, в 1965-75 - Молд. т-ра оперы и балета, с 1975 - Укр. т-ра оперы и балета. Партии: Грязной ("Царская невеста"), Князь Игорь, Елецкий, Амонасро, Жермон, Риголетто; Ди Луна ("Трубадур"), Фигаро; Мишук ("Тихий Дон"), Земнухов ("Молодая гвардия" Мейтуса) и др. Выступает в концертах. Лауреат 2-го Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (1962). Гастролирует за рубежом. В 1974-75 преподаватель сольного пения в Кишинёвском ин-те иск-в, с 1978 - в Киевском пед. ин-те.

Курмангазы Сагырбаев

Курмангазы Сагырбаев (1806 или 1818 (?), урочище Жиделы, Внутренняя (Букеевская) Орда, ныне Зап. Казахстан - 1879 или 1889 (?), урочище Шайтанибатага, ныне Астраханская обл.) - казах. нар. композитор, исполнитель на домбре. Прославился как автор инстр. пьес для домбры (кюи), отличающихся образной выразительностью, совершенством формы, в нек-рых из них проявляется влияние рус. мелоса. Кюи К. С. были программными, по замыслу отражали подлинную жизнь народа. Ему принадлежат кюи "Кишкентай" ("Малый") - о подавлении антифеодального восстания И. Тайманова в 1836-37, в к-ром К. С. принимал участие, "Кобык шашкан" ("Бушующий вал")- о нар. бедствии, вызванном наводнением Каспия, "Серпер" ("Порыв") - о стремлении народа к свободе. Мн. его кюи автобиографичны: "Тюрмеден кашкан" ("Побег из тюрьмы"), "Кисен ашкан" ("Снятие кандалов"), "Кайран шешем" ("О, моя мать"). Они воспринимались как призыв к сопротивлению. За бунтарские действия К. часто подвергался преследованиям феодалов и царских властей. У К. С. имеются и жанровые картинки "Сары арка" ("Золотая степь"), "Ала-Тау", "Балбраун" ("Изящный"), "Булбул" ("Соловей"), "Айда, булбул Айжан-кыз" ("Смелее, соловушка Айжан") и др.

Творчество К. С. оказало огромное влияние на развитие нар. инстр. культуры Зап. Казахстана, а также др. жанров совр. казах. музыки. Его кюи, впервые записанные в сов. время (более 60), - неотделимая часть казах. сов. музыки. Они исполняются на нар. инструментах, в перелож. для симф. и нар. оркестров, фп., скрипки, хора и др. Среди мн. учеников К. С. - Д. Нурпеисова. Имя К. С. присвоено гос. оркестру нар. инструментов, Алма-Атинской консерватории, муз. школам, улицам, Гос. премии Казах. ССР.

Литература: Затаевич A., 500 казахских песен и кюйев, А.-А., 1931; Жубанов A., Курмангазы, в кн.: Струны столетий, А.-А., 1958; его же, Курмангазы, А.-А., 1960 (на казах. яз.); Аравии П. В., К вопросу о музыкальном стиле Курмангазы, в сб.: Музыкознание, вып. 5, А.-А., 1971; его же, Жанр "Коштасу" в творчестве Курмангазы, там же; Тифтикиди H. Ф., Некоторые вопросы записи метра и ритма в кюйях Курмангазы (из материалов исследования), в сб.: Искусство и иностранные языки, (вып. 1), А.-А., 1964.

Б. Г. Ерзакович.

Курмангалиев Г.

Гарифулла (р. 19 XII 1908 (1 I 1909), аул Ак-Куль, ныне Каратюбинского р-на Уральской обл.) - сов. певец (тенор), композитор и педагог. Нар. арт. Казах. ССР (1954). Учился у нар. певцов Шынтаса и Шайхы. С 1934 солист Алма-Атинского муз. т-ра (ныне Казах. т-р оперы и балета). Партии: Шеге ("Кыз-Жибек"), Елемес ("Жалбыр"), Сахан ("Ер-Таргын"), Жарас ("Айман-Шолпан" - все Брусиловского), Естай ("Биржан и Сара" Тулебаева) и др. Выступает в концертах с исполнением нар. песен, аккомпанируя себе на домбре. С 1967 преподаёт нар. пение в Студии эстр. иск-ва (Алма-Ата). Автор песен, к-рые опубликованы в сб. "Эндер" (1969), "Энши даусы" (1979). Гос. пр. Казах. ССР (1978). Гастролировал за рубежом.

Литература: Мессман В., Возрождение песни..., Алма-Ата, 1958; Жубанов A., Соловьи столетий, Алма-Ата, 1958.

Куров Д. В.

Дмитрий Васильевич (7 (19) X 1817, с. Измайлово, ныне в черте Москвы - г. смерти неизв.) - рус. певец (бас). Род. в семье священника. С 14 лет пел в Моск. синодальном хоре, с 1837 - пом. регента (учителем К. был Д. Н. Кашин). В 1841 дебютировал на петерб. сцене (Неизвестный - "Аскольдова могила"). В 1842-66 артист моск. Большого т-ра (с перерывом в 1863-64). Обладал сильным, звучным голосом. Выступал в операх А. Н. Верстовского (Пустынник, Громобой, Тумак - "Вадим", "Громобой", "Сон наяву"), А. С. Даргомыжского (Квазимодо - "Эсмеральда"). Первый исполнитель в моск. Большом т-ре партий Ивана Сусанина (1842), Светозара ("Руслан и Людмила", 1846), Олоферна (1865). Среди др. партий: Мельник; Каспар ("Вольный стрелок"), Бертрам ("Роберт-Дьявол"), Джакомо ("Фра-Дьяволо"), Герцог ("Лукреция Борджа").

Литература: Баженов А. Н., Московские театральные письма, в его кн.: Сочинения и переводы, т. 1, М., 1869, с. 33-34, 54; Гозенпуд A. A., Русский оперный театр XIX века, (т. 1) - (1836 -1856), (Л., 1969), с. 253-55.

А. С. Иванов.

Курочкин В. А.

Владимир Акимович (р. 7 V 1922, Астрахань) - сов. режиссёр и актёр оперетты. Нар. арт. СССР (1978). Чл. КПСС с 1949. В 1939 окончил Свердловское муз. уч-ще по классу фп., в 1946 - студию Свердловского драм. т-ра, в 1951 - ф-т журналистики Уральского ун-та, в 1962 - высшие режиссёрские курсы ГИТИСа им. А. В. Луначарского (Москва). С 1946 актёр, с 1963 гл. режиссёр Свердловского т-ра муз. комедии, где поставил св. 40 произв. сов. и заруб. композиторов, среди них - "Севастопольский вальс" Листова, "Табачный капитан" Щербачёва, "Белая ночь" Хренникова, "Рыцарь Синяя Борода" Оффенбаха, "Хелло, Долли!" Германа, "Чёрный дракон" Модуньо и др. Осуществил ряд пост. в др. т-рах СССР - оперетта "Вольный ветер" Дунаевского (Моск. т-р оперетты, 1971), опера "Арабелла" Р. Штрауса (Свердловский т-р оперы и балета, 1973, 1-я пост. в СССР), "Порги и Бесс" Гершвина, и за рубежом - "Евгений Онегин" (Быдгощ, 1980), оперетта "Анютины глазки" Милютина (Варшава, Щецин, 1968, 1972). В 1964-74 преподавал в Уральской консерватории.

Курпиньский К. К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Курт Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Курц Е.

Курц Е. (Kurtz) Ефрем (р. 7 XI 1900, Петербург) - амер. дирижёр. Учился у А. К. Глазунова и Н. Н. Черепнина в Петерб. консерватории, затем в консерватории Штерна в Берлине, где дебютировал в 1921 (дирижировал оркестром, с к-рым выступала А. Дункан). Был муз. директором Штутгартской филармонии (1924-33). Совершил турне с А. П. Павловой по странам Европы, Австралии и Юж. Америки (1928-31). В качестве дирижёра участвовал в гастролях "Рус. балета" С. П. Дягилева в Монте-Карло (1933-41). Был гл. дирижёром амер. оркестров - филармонического в Канзас-Сити (1943-48) и симфонического в Хьюстоне (1948-54), а также филармонич. в Ливерпуле (1955-57). Много гастролировал, выступал в Ленинграде и Москве (1966, 1968, 1977). В обширном репертуаре К. преобладает рус. музыка.

Курц Зельма

Курц Зельма (Kurz) Зельма (Сельма) (15 XI 1874, Бяла - 10 V 1933, Вена) - австр. певица (колоратурное сопрано). Училась пению в Вене у Рисса. Дебютировала в 1896 во Франкфурте (Елизавета - "Тангейзер" Вагнера). В 1899 Г. Малер пригласил К. в Венскую оперу, на сцене к-рой она с успехом выступала до 1926. К. виртуозно и с большим мастерством исполняла ведущие колоратурные партии, ей одинаково удавались как лирич. (Мими), так и драматич. (Зиглинда в "Валькирии" и др.). В 1904 и 1905 пела на сцене лондонского "Ковент-Гардена" (с Я. Карузо в опере "Риголетто"). Гастролировала в странах Америки.

Курц Зигфрид

Курц Зигфрид (Kurz) Зигфрид (р. 18 VII 1930, Дрезден) - нем. композитор и дирижёр (ГДР). Учился дирижированию, композиции и игре на трубе в Дрезденской высшей муз. школе. С 1949 дирижёр, с 1960 генерал-музик-директор Дрезденской оперы. Автор 2 симфоний (1958-59) и др. соч. для оркестра, концертов для инструментов с оркестром (в т.ч. для фп., 1964), камерных соч., музыки для т-ра и кино.

Кусевицкий С. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Куслап В. А.

Вольдемар Арнольдович (р. 24 IX 1937, Гдов) - сов. певец (баритон). Засл. арт. Эст. ССР (1973). В 1968 окончил Таллинскую консерваторию у В. И. Гурьева. С 1964 артист хора, с 1965 солист Эст. т-ра оперы и балета. Успешно выступает как в операх, так и в опереттах. Партии: Майк ("Похождения повесы" Стравинского), Малатеста ("Дон Паскуале" Доницетти), Поэт ("Турок в Италии" Россини), Альфио ("Сельская честь" Масканьи), Дон Жуан; Фризнер ("Барбара фон Тизенхузен" Тубина), Сирано ("Сирано де Бержерак" Тамберга). Известен как один из ведущих исполнителей сов. эстр. песен. 1-е пр. на Междунар. фестивале молодёжной песни (1968, Сочи), на 7-м Междунар. фестивале эстр. песни "Золотой Орфей" (1971, НРБ). Пр. им. Г. Отса (1976). Гастролирует за рубежом. В 1974-78 преподавал в Таллинском муз. уч-ще им. Г. Отса.

Литература: Куби В., Преемник Георга Отса, "МЖ", 1977, No 7.

Кусмакер Ш. Э. А.

Кусмакер Ш. Э. А. (Coussemaker) Шарль Эдмон Анри де (19 IV 1805, Байёль, департамент Нор - 10 I 1870, Лилль) - франц. музыковед. Изучал право в Парижском ун-те. Учился игре на скрипке, виолончели, пению, позднее - гармонии под рук. А. Рейхи. Собирал муз. документы, старинные книги и инструменты; автор муз.-историч. работ, к-рые открыли путь к изучению зап.-европ. музыки средних веков, в т.ч. исследования о литургической драме. Сохранили значение его труды о франко-флам. церк. музыке и лат. муз. трактатах ср.-век. теоретиков.

Сочинения: Hucbald, Moine de Saint-Amand et ses traitйs de musique. Douai, 1841 (Mйmoires de la Sociйtй de Sciences, v. 7); Notices sur les collections musicales de la bibliothиque de Cambrai, P., 1843; Histoire de l'harmonie au moyenвge, P., 1852, Hildesheim, 1966; Trois chбnts historiques, Punkerque, 1854; Chants populaires des Flamands de France... Gand, 1856; Drames liturgiques de moyen вge, Rennes-P., 1860, N.Y., 1966; Scriptorum de musica medii aevi, v. 1-4, P., 1864-76, Hildesheim, 1962; L'art harmonique aux XII et XIII s., P., 1865; OEuvres complиtes du trouvиre Adam de la Halle, P., 1872, Ridgewood (N.J.), 1965; Catalogue des livres, manuscrits et instruments de musique de feu M. Charles Coussemaker, Brux., 1877.

Литература: Desplanque A., Йtude sur les travaux d'histoire et d'archйologie de M. Edmond de Coussemaker, Lille, 1870; Dehaisnes C., Notice sur la vie et les travaux de Edmond de Coussemaker, Bruges, 1876; Aubrу P., La musicologie mйdiйvale, P., 1900.

Г. С. Скудина.

Кусс М. И.

Маргарита Ивановна (р. 13 X 1921, Рязань) - сов. композитор. В 1948 окончила Моск. консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина. Ряд произв. К. посв. героич. темам сов. действительности (в т.ч. симф. поэма "Чайка", памяти Лизы Чайкиной, 1950). Значит. внимание уделяет К. вок. творчеству, её романсы отмечены тонким лиризмом.

Сочинения: кантата для солиста хора и симф. орк. - Славься молодость (сл. Я. Коласа и А. А. Прокофьева, 1948); для орк. - симфониетта (1956), симф. поэма Чайка (1950), Поэма (на темы рус. нар. песен, 1961); для скр. и фп. - сонаты (1963, 1974); пьесы для разл. инструментов; для голоса с фп. - поэма Огненные годы (на сл. пролетарских поэтов, Н. С. Тихонова и участников Гражд. войны, 1957); романсы на стихи сов. поэтов, обр. нар. песен.

Литература: (Рогачёв Н.), Маргарита Кусс, М., 1959.

Куссер И. З.

Куссер И. З. (Kusser, Cousser) Иоганн Зигмунд (13 II 1660, Пресбург, ныне Братислава - нояб. 1727, Дублин) - нем. оперный композитор и дирижёр. Ученик Ж. Б. Люлли. Дебютировал как дирижёр в Париже (1674-82). Испытывал значит. влияние франц. музыки. В 1682-85 работал в Ансбахе, Штутгарте и Страсбурге. В 1690-94 капельмейстер придворной оперы герцогства Брауншвейг-Вольфенбюттель. Известность приобрёл как дирижёр и антрепренёр Гамбургской оперы (1692-95), где он усилил оркестр, обновил состав труппы. И. Маттезон в кн. "Совершенный капельмейстер" ("Der vollkommene Kapellmeister", 1739) высоко оценил дирижёрское искусство К. В 1698-1704 служил капельмейстером Штутгартской оперы, затем переехал в Англию, с 1710 в Дублине занял пост капельмейстера при дворе вице-короля Ирландии.

Сочинения: оперы - Юлия (1690, Брауншвейг), Нарцисс (1692), Ариадна (1692, Брауншвейг), Эриндо (1694), Пирам и Физба (не исп.), Сцепион Африканский (1694), Влюблённый лес (Der verliebte Wald, 1699, Штутгарт). Изд. сб.: Аполлон развлекается (Apollon enjouй, 1700, 6 увертюр и неск. арий), Радость музыки (Heliconische Musenlust, 1700, арии из оперы Ариадна), Серенада ко дню рождения короля Георга I (1724); Траурная ода на смерть Арабеллы Хант (1705).

Литература: Chrysander Fr., Die Hamburger Oper unter der Direction von J. S. Kusser, "Allgemeine Musik Zeitung", 1879; Sсhоlz H.,, T. S. Kusser, Mьnch, 1911 (Diss.); Wolf H., Die Barockoper in Hamburg, Bd 1-2, Wolfenbьttel, 1957.

Кутавичюс Б. В.

Бронисловас (Бронюс)-Вайдутис Феликсович (р. 13 IX 1932, дер. Молайняй, ныне Паневежского р-на Литов. ССР) - сов. композитор. Окончил Вильнюсское муз. уч-ще им. Ю. Таллат-Кялпши (классы скрипки и дирижёрско-хоровой), в 1964 - Литов. консерваторию у А. Рачюнаса (композиция). Работал муз. ред. Литов. филармонии, преподавал.

Сочинения: оперы - Зеленая птица-Страздялис (Zalias paukstis-Strazdelis, опера-поэма, 1981), Костяной старик на железной горе (Kaulo senis ant gelezlnio kalno, детская, 1977, Вильнюс); кантаты - Две птицы в лесной пуще (Du pauksciai giriu. uksmej, 1978), Последний языческий обряд (Paskutinйs pagoniu apeigos, 1978); Пантеистическая оратория (Panteistine oratorija) для чтеца, сопрано, вок. муж. квартета и инстр. ансамбля (1970); для орк. - симфония (с муж. хором, 1973), Дзукийские вариации (для камерного орк., 1975); дивертисмент для фп. и струн. орк. (1967); камерно-инстр. ансамбли - соната для альта и фп. (1969), прелюд и фугетта для 4 скр. (1967), 2 струн. квартета (1971, 1980), поэма для влч. и дух. квинтета с фп. (1967); Прутена (Деревня, занесённая песком) для скр., органа и колоколов (1977); 3 метаморфозы для фп. (1966), хоры, в т.ч. 4 миниатюры Ниды (а cappella; сл. Р. И. Рождественского); вок. циклы - Следы ягнёнка (для тенора и фп., 1969), На берегу (для сопрано и 4 альтов, 1972).

Кутев Ф.

Филип (р. 31 V (13 VI) 1903, Айтос) - болг. композитор, дирижёр, муз. деятель. Нар. артист НРБ (1955). Чл. Болг. коммунистич. партии с 1945. Герой Социалистич. Труда (1969). Окончил Гос. муз. академию в Софии (1929). В 1930-35 дирижёр воен. оркестра, в 1935-1950 - оркестра об-ва "Родные звуки" (Бургас, София). С 1951 худ. рук. организованного им в Софии Гос. ансамбля нар. песни и танца, с к-рым гастролировал во мн. странах, в т.ч. в СССР (в 1954 и 1969); концерты ансамбля содействовали популяризации болг. нар. музыки в др. странах. С 1954 1-й секретарь, затем пред. Союза болг. композиторов. Дебютировал как композитор в 1928 (Симф. скерцо). Творчество К. связано с нар. болг. песенностью (ему принадлежит много записей, гармонизаций и обр. нар. мелодий); его программные симф. и вок. соч. опираются на демократич. традиции болг. поэтич. и муз. фольклора. Сочетая нар. муз. основу с совр. приёмами письма, создал мелодически ясный, доступный муз. язык. Среди наиболее значит. произв. - патетич. кантата "9-е сентября" (1946), Симф. танцы. Димитровская пр. (1950, 1953).

Сочинения: для солистов, хора и орк. - кантата 9 сентябри (Девети септември, 1946), баллада Колокол бьёт (Клепалото бие, 1929), Маленькая кантата (1949); для орк. - симфония Молодость (Младежка, 1949), симф. поэма Герман (1940), сюиты, 5 симф. танцев (1952), Болгарская рапсодия для дух. орк. (1937, ред. для симф. орк. 1938); Пастораль для флейты с орк. (1943); квинтет духовых (1930); романсы, массовые песни (в нар. духе - "Песня о партии", "Соревнование" и др.), обр. нар. песен для хора и для орк. нар. инстр., музыка к фильмам.

Литература: Стоянов С., Филип Кутев, (пер. с болг.), М., 1964; его же, Филип Кутев, София, 1962, 974 (перед загл. авт.: Стоянов-Иванов С.).

И. Везнев.

Куттубаев А.

Аманкул (р. 19 VIII 1907, с. Джаламыш, Сокулукский р-н Фрунзенской обл.) - сов. режиссёр, актёр и драматург. Нар. арт. Кирг. ССР (1940). Чл. КПСС с 1940. В 1926 вступил в труппу Кирг. муз.-драм. театр. студии (ныне - Кирг. т-р оперы и балета, Фрунзе). Реж. деятельность начал в 1930. В 1935-40 учился в ГИТИСе (реж. ф-т). Автор ряда пьес и либретто оперы "Патриоты" (1941, совм. с К. Малиновым). В 1939-52 гл. реж. Кирг. т-ра оперы и балета, в 1952-63 директор. Участвовал в пост. опер (нек-рые совм. с В. Я. Васильевым): "Лунная красавица" ("Айчурек") Власова, Малдыбаева, Фере (1939); "Токтогул" Веприка (1940), "Золотой чуб" ("Кокуль") Раухвергера (1942), "Манас" Власова, Малдыбаева, Фере (1946; 1966; Гос. пр. Кирг. ССР им. Токтогула, 1970), "Кармен" Бизе (1949), "На берегах Иссык-Куля" Власова, Малдыбаева, Фере (1951), "Айдар и Айша" Аманбаева и Германова (1952), "Не смерть, а жизнь" ("Аджел ордуна") Власова, Малдыбаева, Фере (1954), "Токтогул" Власова, Малдыбаева, Фере (1958), "Проделки Майсары" Юдакова (1960), "Джамиля" Раухвергера (1961) и др.

Литература: (Кумушалиев К.), Аманкул Куттубаев, Фр., 1958.

Б. Алагушон.

Кутузов Н. В.

Николай Васильевич (р. 17 IV 1926, Москва) - сов. хор. дирижёр и композитор. Нар. арт. РСФСР (1975). Чл. КПСС с 1963. В 1950 окончил Моск. консерваторию по классу хор. дирижирования у В. Г. Соколова, в 1953 - аспирантуру там же. С 1950 хормейстер, с 1954 худ. рук. и гл. дирижёр Акад. хора рус. песни Всесоюзного радио и Центр. телевидения. Автор песен и хоров, в их числе - "Кто в России не бывал", "Москва - любовь моя", "Сибирский ленок", "Замело, занесло", "В ноябре на дворе", песенно-хор. циклы "Земля рассветная", "Люблю тебя, моя Россия". Обработал для хора более 300 рус. нар. песен (объединены в циклы "Смоленские песни", "Вятские песни", "Песни станицы Вёшенской", "Песни О. Ковалёвой", "Пермские свадебные песни", "Владимирские песни", "Песни Гражданской войны"). С 1975 зав. кафедрой хорового дирижирования Муз.-пед. института им. Гнесиных.

Куузик Т.

Тийт (Дитрих Янович) (р. 29 VIII (11 IX) 1911, Пярну) - сов. певец (баритон). Нар. арт. СССР (1954). В 1938 окончил Таллинскую консерваторию по классу пения у А. К. Ардера. В том же году получил 1-ю пр. на Междунар. конкурсе вокалистов в Вене. Дебютировал на сцене Венской оперы, солистом к-рой был до 1940. В 1940-41 и с 1944 солист Эст. т-ра оперы и балета. К. - один из ведущих мастеров сов. оперного иск-ва. Голос К. широкого диапазона (певцу удаются партии и высокого баса, и лирич. баритона), привлекает богатством тембровых красок. Создал ряд ярких впечатляющих образов. Среди лучших партий - Евгений Онегин (Гос. пр. СССР, 1950), Демон, князь Игорь, Борис Годунов, Риголетто; Фигаро ("Севильский цирюльник"), Яго; Ренато ("Бал-маскарад"), Жермон, Тонио; Раю и Вамбо ("Певец свободы", Гос. пр. СССР, 1952; "Огни мщения" Э. Каппа) и мн. др. Выступает как конц. певец, являясь одним из лучших интерпретаторов эст. камерной музыки. В его репертуаре также песни и романсы Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, произв. П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.

С 1940 ведёт пед. деятельность; с 1947 профессор Таллинской консерватории; среди его учеников - Г. Отс. Гастролировал по СССР и за рубежом.

Литература: Кырвитс X., Тийт Куузик, Таллин, 1963 (на эст. яз.); Винер A., Тийт Куузик. (Творческие портреты), "МЖ", 1969, No 2; Гати И., Большая судьба, "Театральная жизнь", 1972, No 22.

Куула Т.

Куула Т. (Kuula) Тойво (7 VII 1883, Васа - 18 V 1918, Выборг) - фин. композитор и дирижёр. Учился в муз. уч-ще в Хельсинки (1900-03 и 1906-08) у М. Вегелиуса, А. Ярнефельта и Я. Сибелиуса. Позднее совершенствовался у X. Зитта в Лейпциге, Э. Босси в Болонье, М. Лабе в Париже. В 1910-11 дирижёр оркестра в Оулу, в 1912-16 второй дирижёр оркестра в Хельсинки, в 1916-18 - в Выборге. Как композитор дебютировал в 1907 (скр. соната). Ранним произв. (в т.ч. фп. трио, 1908) свойственны пафос и широкая напевность, позднее пришёл к большей сдержанности и ясности муз. языка. Наиболее значительны инстр. соч., отличающиеся красочностью и выразительностью. Именем К. назв. муз. об-во в Хельсинки (1948) и уч-ще в Стокгольме (1949).

Сочинения: для солистов, хора и орк. - 2 легенды (1911), Сын раба (Orjan poika, op. 14), Дева и боярский сын (Impi ja Pajarin poika, для сопрано и орк.), Stabat Mater (для хора, органа и орк., 1914; завершена Л. Мадетоей); симфония, 2 Южно-ботнические сюиты (Etelдpohjalainen sarja, op. 9 и op. 20); камерно-инстр. соч.; хоры a cappella, произв. для органа; фп. циклы (1914-16), пьесы, песни (многогол.), музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Elmgreen-Heinonen T. К., Roiha E., Toivo Kuula, a Finnish composer of geniues, Hels., 1952; Коkkonen J., Toivo Kuula Sаvellysluettelo, Hels., 1953; Mдkinen T., Nummi S., Musica fennica, (Hels., 1965); Maasalo K., Suomalaisia Sдvellyksia, Porvoo-Hels., 1969.

Л. Нормет.

Куулберг М. В.

Мати Вяйнович (р. 9 VII 1947, Таллин) - сов. композитор. В 1971 окончил Таллинскую консерваторию у А. Гаршнека. Пр. Ленинского комсомола Эст. ССР (1972).

Сочинения: балеты - Монт Валерией (Mont Valerien, 1972, Таллин; пр. Ленинского комсомола Эст. ССР, 1972), Вращающаяся сцена (Pццrdlava, 1974); для орк. - 3 симфонии (1971-78), симф. поэма Легенда об освободителе (Legend vabastajast, 1975), Квадрофонический концерт для 4 фп., тромбона, струнных и литавр (1979); концерты с орк. - для скр. (1968), для контрабаса (1979); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1977), 2 струн. квартета (1969, 1975), 4 новеллы для альтовой флейты и струн. квартета (1973), квинтет для духовых (1972), фп. секстет (1974), Concerto per ottoni (1975), Concerto per fiatti (1980); сонаты: для фп. (1976), для 2 фп. (1976), 3 для скр. соло (1975-77), для влч. соло (концертная, 1973), для кларнета соло (1975); музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Кухарский В. Ф.

Василий Феодосьевич (р. 25 XII 1917 (7 I 1918), г. Белая Церковь, ныне Киевской обл.) - сов. музыковед и муз.-обществ. деятель. Чл. КПСС с 1948. В 1948 окончил теоретико-композиторский ф-т Моск. консерватории по классу истории музыки у Р. И. Грубера (ранее занимался в Ленингр. консерватории). С 1944 политредактор, зав. отделом, зам. начальника Гл. управления Комитета по делам иск-в при СНК СССР. С 1948 секретарь правления CK СССР, с 1952 пред. Комиссии по музыковедению и муз. критике там же и зам. гл. редактора журн. "Советская музыка". С 1956 учёный секретарь Комитета по Гос. и Ленинским премиям в области лит-ры и иск-ва при Совете Министров СССР, с 1960 ответств. работник ЦК КПСС, с 1967 зам. министра культуры СССР. Автор статей по вопросам эстетики, о сов. муз. культуре (опера, муз. т-р, творчество Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Г. В. Свиридова, О. В. Тактакишвили и др.), а также очерков о муз.-обществ. жизни заруб. стран. Осн. работы К. помещены в его сб.: "О музыке и музыкантах наших дней. Статьи. Выступления" (1979).

Литература: Грошева Е., Музыковед, критик, общественный деятель, "СМ", 1979, No 9; Добрынина Б., О музыке и музыкантах наших дней, "МЖ", 1980, No 3; Свиридов Г., Музыка, эстетика, жизнь, "Коммунист", 1980, No 1.

Кухач Ф. К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Куццони Сандони Ф.

Куццони Сандони Ф. (Cuzzoni Sandoni) Франческа (1700, Парма - 1770, Болонья) - итал. певица (сопрано). Дочь скрипача Анджело К. (р. 1671 - г. смерти неизв.). Училась в Парме у П. Ланци; в 1716 дебютировала на оперной сцене, затем пела в т-рах Болоньи, Венеции. В 1723 была приглашена Г. Ф. Генделем в Лондон, где с большим успехом выступила в его опере "Оттон". В дальнейшем пела здесь ведущие партии в операх Генделя "Адмет", "Роделивда", "Сципион и Александр", а также в операх "Кориолан", "Веспасиан", "Артаксеркс" и "Луций Вер" Арности, "Кальпурния" и "Астианакс" Бонончини и др. Возвратившись в Италию (в 1737), выступала во Флоренции, а с 1739 гастролировала в Вене, Гамбурге, Амстердаме, Штутгарте и др. Одна из выдающихся певиц 18 в. К. С. обладала голосом красивого мягкого тембра, ей одинаково удавались сложные колоратурные и кантиленные арии.

Литература: Mancini G. В., Riflessioni pratlche sopra il canto figurata, Mil., 1777; Weinstock H., Hдndel, N.Y., 1946; Yorke-Long A., Music at court, L., (1954).

C. M. Грищенко.

Кучера В.

Кучера В. (Kucera) Вацлав (р. 29 IV 1929, Прага) - чехословацкий композитор и музыковед. В 1948-51 изучал историю музыки и муз. эстетику в Карловом ун-те в Праге. В 1956 окончил историко-теоретич. (класс Н. В. Туманиной) и композиторский (класс В. Я. Шебалина) ф-ты Моск. консерватории. В 1956-59 ред. муз. программ Чехосл. радио (также автор передач о сов. композиторах, в т.ч. о С. С. Прокофьеве), в 1959-62 руководил Кабинетом по изучению совр. музыки при Союзе чехословацких композиторов. С основания Ин-та музыковедения (1962) Чехословацкой академии наук в Праге - рук. сектора муз. эстетики, с 1965 учёный секретарь ин-та. С 1972 ответств. секретарь Союза чехосл. композиторов и конц. исполнителей. Автор работ, посв. проблемам чехословацкой совр. музыки, сов. музыке, а также работ о рус. (М. П. Мусоргский, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский), сов. (Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, Р. К. Щедрин, Э. В. Денисов, А. П. Петров, С. М. Слонимский) и зап.-европ. (Б. Барток, Л. Даллапиккола, Л. Ноно) композиторах.

Сочинения: балеты - Костёр разбойников (Zbojnickэ ohen, 1958; одноактный), Фестивальная сказка (Festivalova pohбdka, 1959), Сердце и сон (Srdce a sen, 1974); хореографич. картины - Революция победила (Revoluce zvнtezila, 1961), Радостный день (Radostnэ den, 1961); для солиста, хора, 4 чтецов, opк. и электронных звуков - электросинтетич. фреска Лидице (1972); кантата Настало время (Nadesel cas, 1961; о Коммунистическом манифесте, с орк., сл. М. Кроха); для орк. - симфония (1962), Словацкая танцевальная сюита (Slovenskб tanecni suita, 1963), Салют (Salut, 1975); 3 эскиза для большого струн. орк. (1963); стереофоническое концертино Крысолов (Krysar, для флейты и 2 камерных орк., 1964); Картина (Obraz, для фп. с орк., 1966); камерно-инстр. ансамбли - Драмы для 9 инструментов (Dramata pro 9 nбstroju, 1961), Здесь люди (Hic sunt homines, для фп. квартета, 1965), Диптихон (для флейты, бас-кларнета, фп., ударных, 1966), 5 писем тебе (Five letters to you, для секстета ударных, 1970), Жаргон (Argot, для квинтета медных духовых, 1970), Сценарий (Scenario, для флейты и струн. трио, 1970); для голоса с фп. - Песнь земле (Zpevy zeme, сл. С. К. Неймана, 1958); для хора и инстр. ансамбля - Свети нам, Солнце (Svit nam, slunce, для дет. хора и квинтета духовых, 1960); Красочный мир (Orbis pictus, для камерного хора и старинных инстр., 1975); для гитары соло - Дневник в честь Че Гевары (Diario, 1972); электросинтетич. соч. - Лабиринт, Пастораль, Спираль (Labyrint, Pastorale, Spirбla, 1968); музыка для драм. т-ра, кино, радио.

И. М. Ямпольский.

Кучера К.

Кучера К. (Kucera) Карел (Карл Антонович) (9 X 1847, Рокицани - 27 IV 1915, Прага) - чеш. дирижёр и преподаватель пения. Обучался музыке в Праге у Б. Шимака (фп.) и Я. Н. Шкроупа (пение). В 1870-73 занимался в Органной школе, одноврем. посещал курсы пения Ф. Пиводы, на к-рых также преподавал. В 1873-74 хормейстер и помощник дирижёра "Временного т-ра" в Праге. В 1874-78 дирижёр оркестра рус. мецената фон Дервиза в Ницце и Лугано; нек-рое время работал в Вильнюсе. С 1878 жил в Петербурге, где в 1879-94 был вторым дирижёром Мариинского т-ра (премьера "Князя Игоря", 1890), в 1894-1910 - инспектором музыки петерб. имп. т-ров, где иногда дирижировал; служил также в гл. библиотеке т-ра. С 1888 преподавал пение в Петерб. муз. школе, с 1894 - в Смольном ин-те. Последние годы жизни провёл В Праге.

И. М. Марков.

Кучукалич Ц.

Кучукалич Ц. (Kucukalic) Цийя (р. 25 II 1929, Сараево) - югославский музыковед (Босния и Герцеговина). Изучал историю иск-в на философском ф-те Загребского ун-та (окончил в 1953) и музыковедение (рук. Й. Андрейс и К. Ковачевич) в Муз. академии в Загребе (окончил в 1954). С 1955 ред. программ Радио, преподаватель истории музыки средней муз. школы и Высшей пед. школы, с 1957 ассистент, позднее профессор Академии музыки в Сараеве. Автор статей в периодич. печати. С 1967 гл. ред. журн. "Zvuk".

Сочинения: Likovi savremenih bosansko-hercegovackih kompozitora, Sarajevo, 1961; Osnovi muzickog obrazovanja za I razred gimnazije, Sarajevo, 1964, 1967; Razvoj muzike sa II razred gimnazije, Sarajevo, 1965, 1967, 1970; The development of musical culture in Bosnia and Herzegovina, (Sarajevo, 1967).

И. M. Ямпольский.

Кушенов-Дмитревский Д. Ф.

Дмитрий Фёдорович (ок. 1782-2 (14) XII 1835, Петербург) - рус. гитарист. Вероятно, сын составителя "Новейшей полной школы или Самоучителя для гуслей...", сочинённой, как сказано на титульном листе, "известным российской публике любителем сего инструмента г. Федором Кушеновым-Дмитревским" (1808, 1810). Музыкантом-любителем был и К.-Д., служивший в Коммерч. банке в Петербурге (чиновник 8-го класса). Ему принадлежит школа для семиструнной гитары, существующая в 3 вариантах. К.-Д. делал переложения и писал танц. пьесы и вариации для гитары, близкие по стилю ранним композициям А. О. Сихры и С. Н. Аксёнова. Составил руководства по сочинению фп. пьес на основе готовых муз. фраз (таблиц). Перевёл на рус. яз. учебник итал. комп. и теоретика Б. Азиоли (1769-1832) - "Музыкальная грамматика или Теория правил музыки (в вопросах и ответах состоящая)" (1826). Издал сб. биографий композиторов и исполнителей с очерком истории музыки, дилетантским по характеру критич. суждений ("Лирический музеум").

Сочинения: Новая и полная гитарная школа или Самоучитель, по которому легчайшим способом самому собою без помощи учителя можно научиться правильно играть на гитаре с ясным истолкованием всех правил азбуки и начального учения. С присовокуплением новых русских песен, арий и хоров... (и танцев, всего 51, фактически 50, номеров в приложении), СПБ, 1814, 1817; Школа или Начальное основание для семиструнной гитары, СПБ, 1815 (цензурное разрешение 27 мая 1810), 1817; Практическая школа для семиструнной гитары, изданная Д. Дмитревским, СПБ, 1829; Собрание новых двадцати пяти русских песен, положенных для гитары..., СПБ, 1814, 1817; Между-Делье или Собрание образцовых русских и других пиэс для семиструнной гитары, состоящих в 100 номерах, СПБ, 1819; Опыт музыкального искусства костями, или легчайший способ сочинять пиесы без познания нот и музыки для пиано-форте, СПБ, 1822 (на рус. и нем. языках); Дамский музыкальный кабинет, содержащий в себе искусство сочинять по изложенным таблицам разного рода пиесы для пиано-форте, как-то: арии, романсы и русские песни... изданный Д. Дмитревским, ч. 1-2, СПБ, 1828 (на рус. и франц. языках); Лирический музеум, содержащий в себе краткое начертание истории музыки с присовокуплением жизнеописаний некоторых знаменитых артистов и виртуозов оной, разного рода анекдотов..., СПБ, 1831.

Литература: Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 1, Л., 1954, с. 65-66.

В. С. Штейнпресс.

Кушнарёв Х. С.

Христофор Степанович (23 V (4 VI) 1890, Симферополь - 25 I 1960, Ленинград) - сов. композитор, муз. теоретик и педагог. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1939) и Узб. ССР (1943). Окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у А. М. Житомирского (1925), ранее - биологич. отделение Петрогр. ун-та (1916). С 1925 преподаватель, в 1939-60 профессор по классам композиции и полифонии Ленингр. консерватории; сыграл значит. роль в обновлении программ и методов преподавания муз.-теоретич. дисциплин, воспитал плеяду композиторов и музыковедов разл. республик Сов. Союза. В 1944-49 науч. сотрудник и зав. Сектором истории и теории музыки АН Арм. ССР.

Развил учение о ладе и полифонии, разработал метод комплексного анализа нар. песни. К. внёс значит. вклад в изучение арм. монодии, проследил процесс её зарождения и многовекового развития в связях с культурами др. древних народов Ближнего Востока и Закавказья; выявил взаимосвязь и общие стилистич. черты разл. ветвей арм. монодии, их композиц. особенности. Написал произв. для органа, для виолончели соло, хоры. Собирал нар. песни. Автор статьи "Лад" в БСЭ (2 изд., т. 24, М., 1953).

Сочинения: Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Армянская музыка от зарождения до XIX века, в кн.: Очерк истории армянской музыки, Ер., 1963 (на арм. яз.); О полифонии, М., 1971.

Литература: X. С. Кушнарев. Статьи. Воспоминания. Материалы (сост. Ю. Н. Тюлин), М.-Л., 1967.

Р. А. Атаян.

Кушнерик Ф. Д.

Фёдор Данилович (19 (31) IX 1875, Б. Богачка Полтавской обл. - 28 VII 1941, там же) - сов. кобзарь. В 7-летнем возрасте ослеп. Игре на бандуре учился у М. С. Кравченко в 1905. За исполнение революц. песен неоднократно арестовывался царской полицией. Обошёл сотни укр. сёл, исполняя нар. песни, думы, танцы, а также собств. произв., в т.ч. "Батько Ленiн", "Хто ж той сокiл, товарищi", "Зiйшло сонце осiннєє", "Снiг розстав, вода стекла", "Розмова комсомольця з дiдусем", "Про селян незаможних", "Про революцiю" и др. Участник 1-го респ. совещания кобзарей (Киев, 1939).

Литература: Грiнченко М., Лавров Ф., Кобзар Федiр Кушнерик, Київ, 1940; Ф. Д. Кушнерик, в кн.: Tичина П., Твори, Т. 5, Київ, 1962.

Л. С. Кауфман.

Куявяк

Куявяк (kujawiak) - польский нар. танец. Назв. получил от области Куявия. Состоит из 3 частей. Первая часть - полонез, затем собственно К. и оберек, или "мелкий мазур". К. - танец, родственный мазурке, но, в отличие от мазурки, в нём соблюдается строгая симметрия акцентов. Характерной для К. формой является период из двух фраз, причём акценты во 2-й фразе приходятся на то же места, что и в первой. Обычно в К. акцент падает на ту или иную часть 4-го такта.

Куявяк

Характерные мелодич. и ритмич. обороты использованы Ф. Шопеном (особенно в мазурках), Г. Венявским и др.

Литература: Пасхалов В., Шопен и польская народная музыка Л.-М., 1949.

С. П. Панкратов.

Кшенек Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кыяк

Кыяк - кирг. струнный смычковый муз. инструмент, близкий по устройству казах. кобызу. Имеет 2 струны, плоский, вытянутый корпус, прямую шейку, округлую с лицевой стороны. Дл. 650 мм. Настройка струн:

Кыяк

Изготовляется из одного куска ореховою дерева или березы. При игре К. держат в вертикальном положении. Исполняют на нем инстр. пьесы кю, аккомпанируют собств. пению. В 1930-х гг. К. был реконструирован. Орк. разновидности: прима, альт, бас, контрабас.

С. Я. Левин.

Кьос

Кьос - кос, кус, кёс, - азерб. ударный муз. инструмент. Принадлежит к семейству двусторонних барабанов, имеющих в Азербайджане собират. назв. нагара. Отличается наибольшими размерами из инструментов этого семейства (высота 500-550 мм, диаметр 400-450 мм). Обечайка сделана из полого обрубка дерева либо изогнутой деревянной полосы; мембраны - из козлиной, бараньей, телячьей кожи (натянуты веревками с помощью деревянных "барашков" или прикреплены к металлич. обручам) К. снабжен подвесным ремнем, продетым в квадратное (круглое) отверстие на корпусе. Во время игры инструмент висит перед музыкантом на ремне, перекинутом через плечо. Звук извлекается ударами палок разной формы: прямой и с загнутым шарообразным концом. При игре изогнутой палкой ударяют по одной мембране, акцентируя сильную долю, при игре двумя палками - по обеим мембранам. В прошлом К. - военный (сигнальный) инструмент азербайджанцев, иранцев и др. народов Востока. В наст. время в Азербайджане он используется для игры под открытым небом во время демонстрации и свадебных шествии, а также для сопровождения групповых и массовых танцев. В этом случае он в паре с двусторонним барабаном среднего или малого размера (нагарой или бала нагарой) включается в ансамбль с двумя зурнами либо с двумя баламанами. При игре вместе с баламанами, чтобы не заглушать их мягкого звучания, по мембране К. ударяют руками, а не палками.

И. M. Вызго-Иванова.

Кэк-уок

Кэк-уок - кекуок (англ. cakewaik, букв. - шествие с пирогом), - бальный и зстрадный танец. Возник как нар. танец сев.-амер. негров во 2-й иол. 19 в. Назв. танца связано с обычаем награждать лучших исполнителей пирогом, а также с позой танцовщиков, как бы предлагающих блюдо с пирогом, корпус откинут назад, руки вытянуты вперёд. Музыка К.-у. отличается остросинкопированным ритмом, близким к регтайму. Муз. размер 2/4. Исполняется в темпе быстрого марша. Получив значительное распространение в США в форме бытового танца, К.-у. в 1900-е гг. становится популярным в Европе как модный бальный танец (в России с 1902). На парижских балах исполнялся и как самостоят. танец, и как составная часть котильона и кадрили. На эстраде получает распространение кафешантанная форма К.-у., близкая по характеру к канкану.

Муз. форма К.-у. использовалась нек-рыми композиторами, в т.ч. К. Дебюсси (К.-у. из "Детского уголка", "Генерал Левинь-эксцентрик") и И. Ф. Стравинским (в балете-пантомиме "История солдата").

Л. С. Школьников.

Кю

Кю - кирг. нар. инстр. пьесы, исполняемые на комузе, кыяке, сурнае. Наиболее развиты пьесы для комуза. К. обычно программны. В них находят воплощение темы эпич. сказаний, легенд, историч. событий, картин природы - "Семетей-К." (имя эпич. героя), "Кетбука" (имя монг. хана), "Ала-Тоо" (назв. горного хребта). Большой популярностью пользуются К., повествующие о явлениях сов. действительности: "Колхозный камбаркан", "Женит" ("Победа"), "Жаш тилек" ("Молодая мечта").

Для К. характерна импровизационное исполнения. В его основе - одна или неск. небольших тематич. попевок, к-рые подвергаются активному вариантно-вариационному развитию. В К. встречаются 2-, 3-частные рондообразные формы. Применяются диатонич. лады, наиболее употребительны миксолидийский и ионийский. Часто используются узкообъёмные лады мажорного наклонения с субквартой. В отличие от казахских кюйев, с к-рыми они имеют много общего, для кирг. К. пентатоника не свойственна. Большинство К. имеет активный динамический характер, обусловленный ритмич. чёткостью и импульсивностью. Часто к концу исполнения темп ускоряется; в процессе развития размер меняется. К. бывают двухголосны и трёхголосны, господствует верхняя мелодич. линия, второй и третий голоса выполняют, как правило, функцию органного пункта. Эпизодически используется движение параллельными квартами или квинтами. Наиболее употребительны жанровые разновидности К.: камбаркан, ботой, шынгырама и кербез. Часто к этим традиционным названиям жанров добавляются словесные определения, конкретизирующие содержание К., напр.: "Салтанат камбаркан" ("Торжественный камбаркан"), "Жаш кербез" ("Молодёжный кербез").

Исполнит. культура К. имеет давние традиции. В 19-20 вв. были известны певцы-музыканты: Куренкей, Белек, Ниязалы, Мураталы, Токтогул. В сов. время инструментальное иск-во получило дальнейшее развитие в творчестве нар. музыкантов: К. Орозова, И. Туманова, А. Огонбаева, Ш. Шеркулова. Мн. К. служат основой рапертуара Кирг. оркестра нар. инструментов им. К. Орозова. Для него сочиняют и проф. композиторы: Н. Давлесов ("Жол-жорго" - "Иноходец"), К. Молдобасанов ("Комуз-К."). Муз. темы К. широко претворяются в творчестве проф. кирг. композиторов.

Литература: Затаевич A. B., 250 киргизских инструментальных пьес и напевов, (М.), 1944; его же, Киргизские инструментальные пьесы и напевы, М., 1971; Беляев В. М., Киргизская народная музыка, "СМ", 1939, No 6; Смирнов М., Творчество Мураталы Куренкеева, там же, 1949, No 2; Виноградов В. С., 100 киргизских песен и наигрышей, М., 1956; его же, Киргизская народная музыка, Фр., 1958; его же, Токтогул Сатылганов и киргизские акыны, М.-Л., 1952; его же, Музыкальное наследие Токтогула, М., 1961; его же, Киргизские народные музыканты и певцы, М., 1972; Слезко А. Е., К вопросу о форме киргизской инструментальной музыки, в сб.: Национальное и интернациональное в искусстве, (Фр.), 1973.

А. Е. Слезко.

Кюи Ц. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кюй

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кюйши

Кюйши - исполнители на нар. инструментах, гл. обр. на домбре. Назв. "К." происходит от инстр. пьесы кюй и в буквальном смысле означает "исполнитель кюйев".

Кюндингер Р. В.

Рудольф Васильевич (2 V 1832, Нёрдлинген, Германия - 27 I (9 II) 1913, Петербург) - пианист и педагог. По национальности немец. Учился у своего отца Георга К., городского кантора и капельмейстера в Нёрдлингене и Нюрнберге, автора мн. церк. сочинений. С 1850 К. жил в России. Занимался гл. обр. преподавательской работой, концентировал как пианист. С 1860 занимал должность учителя музыки при Имп. дворе. С 1879 профессор Петерб. консерватории. Выступал в концертах РМО. К. оставил воспоминания о П. И. Чайковском (к-рый нек-рое время был его учеником), записанные М. И. Чайковским (опубл. в сб. "Воспоминания о Чайковском", М., 1973, с. 35-36). Написал трио и неск. фп. пьес. Брат К. - Август К. (1827 - г. смерти неизв.) - скрипач и композитор ("Собрание фантазий на любимые рус. песни" для скрипки, 5 тетрадей). Работал в придв. оркестре в Петербурге.

Кюнст Я.

Кунст (Kunst) Яап (Якоб) (12 VIII 1891, Гронинген - 7 XII 1960, Амстердам) - нидерл. муз. этнограф и музыковед. Чл. Нидерл. корол. АН (1958). Учился игре на скрипке у отца, затем у К. Шрёнера и Л. Циммермана. В 1919-34 работал в Индонезии, служил в Бандунге (Ява), выступал как скрипач и муз. лектор. К. глубоко изучил иск-во Индонезии, особенно музыку - её многообразие и связи с муз. фольклором др. народов Азии, Африки, Балкан; сделал много записей местных мелодий, собрал коллекции нац. инструментов. С 1934 совершал поездки во мн. города Европы, в Бразилию, США и др. страны с докладами и лекциями об индонезийской муз. культуре (гл. обр. жителей Явы и Бали), открыв её для зап.-европ. и амер. учёных. С 1936 сотрудник отдела этнологии Ин-та тропиков в Амстердаме, где затем рук. этно-музыкологич. архивом (с 1958). В 1942 и 1952 читал лекции по этнографии и музыковедению в Амстердамском ун-те; одноврем. выступал как скрипач-ансамблист. Опубликовал первые в истории музыковедения работы по муз. культуре народов Бали, Явы, Новой Гвинеи, островов Малайского архипелага, а также о нидерл., древнегреч. и церк. музыке, о социологич. аспектах музыки и др. (мн. статьи изданы посмертно М. Колинским и др.).

Сочинения: Terschellinger Volksleven, Uithuizen, 1915, Den Haag, 1938, Gravenhage, 1951; Noord-Nederlandsche Volkslie-deren en dansen, 3 dl., Groningen, 1916, 1918-1919; Het levende lied van Nederland, Amst., 1919, 1948; Hindoe-javaansche muziekinstrumenten (совм. с R. Goris), Weltevreden, 1927 (расшир. изд. Hindu-Javanese musical instruments, Den Haag, 1968); A Study on Papuan music, Bandoeng, 1931; Over Zeldzame fluiten en veelstemmige musiek in het Ngadaen Nageh-gebied, (Batavia, 1931); Oude Westersche liederen uit Oostersche landen, Bandoeng, 1934; De Toonkunst van Java, 2 dl., Den Haag, 1934 (англ. пер. - The Hague, 1949); Metre, Rhythm and multipart music, Leyden, 1950; Kulturhistorische Beziehungen zwischen dem Balkan und Indonesien, Amst., 1953; Ethno-Musicology, The Hague, 1955, 1959 (с прилож. подр. библ. 1960); Some sociological aspects or music, Washington, 1958; Music in New Guinea, 's Gravenhage, 1967.

Литература: Husmann H., Jaap Kunst zum Gedдchtnis, "MF", 1961, No 3, S. 257-58; Bake A., Jaap Kunst, "Acta Musicalogica", 1961, S. 67-69.

В. В. Ошис.

Кюркчийский К. Ц.

Красимир Цветанов (р. 22 VI 1936, Троян) - болг. композитор. Засл. арт. НРБ (1978). В 1962 окончил Болг. консерваторию у П. Владигерова, с 1970 преподаёт в ней композицию. В 1962-1972 дирижёр Ансамбля нар. песни и пляски в Софии. В 1965-66 стажировался под рук. Д. Д. Шостаковича в Моск. консерватории. Один из наиболее значит. болг. композиторов 70-х гг., К. сочетает совр. композиторскую технику со стилистич. особенностями болг. нар. музыки (использует "шопскую диафонию"). Лучшее произведение - струнный квартет, за к-рый он в 1966 получил "Гран-при" на Международном конкурсе "Музыкальные недели Парижа". К. принадлежат обработки болг. нар. песен для хора и для голоса с фп. Димитровская пр. (1980).

Сочинения: опера Юла (1959, Стара-Загора); для орк. - Симфония-реквием (1966), Диафонический этюд (1962), концерт (1975); для инструмента с орк. - концерты для фп. (1980) и влч. (1961); для хора с орк. - Кантата о партии (Кантата за партията, 1961), Баллада о Паисии (1961); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. струн. квартет (1966), пьесы для разных инструментов; песни и др.

Кюсле

Кюсле - струнный щипковый муз. инструмент, тождественный псалтиревидным (шлемовидным) гуслям. До недавнего времени был широко распространён у народов Поволжья (чуваш, назв. - кусл, кесле, м арийское - кюсле, удмуртское - кырез, крезь, татарское - гусля). Корпус К. склеен из тонких дощечек, чаще еловых или пихтовых. Струны (17-25 и более) металлические, в прошлом кишечные. Дл. корпуса 100-120 см. Звукоряд диатонический.

На К. играют мужчины и женщины. Используется как сольный инструмент и в ансамбле (напр., со скрипкой, волынкой, барабаном). На К. исполняют мелодии песен, плясовые и инстр. пьесы, сочинённые специально для него, аккомпанируют пению.

Литература: Эшпай Я., Национальные музыкальные инструменты марийцев, Йошкар-Ола, 1940; Никифоров П.,. Марийские народные музыкальные инструменты, Йошкар-Ола, 1959; Кривоносов В., Чувашские народные музыкальные инструменты, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957.

Г. И. Благодатов.

Кяманча

Кяманча - см. Кеманча.

Предыдущая страница Следующая страница