Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 15, "КОН"-"КОР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 15, "КОН"-"КОР")

Контральто

Контральто (итал. contralto) - низкий женский певческий голос. Наиболее характерный и выразительный регистр - грудной и отчасти средний: от фа-соль малой октавы до ля1. Верхние звуки у К. (си1 - ми, фа2) бывают иногда несколько резки. Тембр голоса обычно густой, плотный. Среди оперных партий, написанных для К., - Ольга ("Евгений Онегин"), Кончаковна. Композиторы часто писали для К. партии мальчиков-подростков и юношей: Ваня, Ратмир, Лель; Зибель ("Фауст"). Выдающиеся русские певицы - А. Я. Петрова (Воробьёва), Е. И. Збруева, советские - Б. Я. Златогорова и др.

И. Г. Лицвенко.

Контрапункт

Контрапункт (нем. Kontrapunkt, от лат. punctum contra punctum, букв. - точка против точки).

1) То же, что полифония - определённый тип многоголосия, характеризующийся сочетанием развитых и осмысленных контрастных мелодий, а также научная и учебная дисциплина, поcв, этому типу многоголосия.

2) Само полифоническое, контрапунктическое соединение мелодий. К. двух или неск. мелодий - стройное целое (сочетание единства и контрастности в одно и то же время), соответствующее эстетич. нормам эпохи.

Контрапункт

О. ди Лассо. Сочинения, том III, No 153.

Контрапунктич. ткань возникает и при имитационном (каноническом) проведении одной мелодии в неск. голосах.

Контрапункт

В. Я. Шебалин. 3-й квартет, часть IV.

Если контрапунктирующие мелодии допускают одно или неск. производных соединений, их сочетание наз. сложным контрапунктом. Если производные соединения невозможны, К. называется простым. Сложный К. может быть подвижным или обратимым (см. Подвижной контрапункт).

3) Мелодия, сопровождающая данный главный мелодический голос.

Т. P. Мюллер.

Контрафагот

Контрафагот (итал. contrafagotto; франц. contre basson; нем. Kontrafagott) - духовой муз. инструмент. Разновидность фагота. Создан в нач. 17 в. нем. мастером Г. Шрайбером. Усовершенствован в нач. 20 в. известным нем. конструктором В. Геккелем. В этом виде К. имеет то же расположение клапанного механизма, что и фагот, и форму, сходную с фаготной; в отличие от фагота, инструмент снабжён дополнит. металлич. раструбом, увеличивающим его диапазон на терцию вниз. Звук К. - густой, полный, несколько хрипловатый в нижнем регистре, слабый и неустойчивый в верхах - извлекается при помощи двойной трости. К. изготовляется обычно из кленового дерева (иногда из металла). Диапазон C1 - f (при помощи дополнит. раструба возможны Н2, В2, А2). Партия К. пишется в басовом ключе, на октаву выше действительного звучания; размещается в партитуре под фаготной строчкой. К. применяется в симфонических и духовых оркестрах главным образом для поддержки басов, иногда - в небольших сольных фразах.

Литература: Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, М.-Л., 1950, с. 119; М., 1962; Рогаль-Левицкий Д. М., Современный оркестр, т. 1, М., 1953, с. 467; Левин С., Фагот, М., 1963; Sachs С., Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1930.

С. Я. Левин.

Контрданс

Контрданс (франц. contredanse, от англ. countrydance, букв. - деревенский танец) - старинный англ. нар. танец. Впервые упоминается в лит-ре в 1579. Об истории возникновения К. известно мало, не исключено, что танец берёт своё начало от хороводов и шествий в честь праздника весны. Первые муз. обр. сделал комп. Дж. Плейфорд в танцевальном сб. "Английский танцевальный учитель" (1651), к-рый затем переиздавался 18 раз вплоть до 1728. К. существовал в двух разновидностях: longway и round. Осн. особенность К. - возможность одноврем. участия любого количества пар, образующих круг (round) или две противоположные линии (longways) танцующих, к-рые по очереди повторяют известные фигуры танца. Преим. размеры: 2/4, 6/8. Музыка К. варьировалась очень разнообразно. Количество па доходило до неск. сотен. В 1685 появился в Нидерландах и Франции. Наибольшее распространение получил в 1750-62, вытеснив даже менуэт. Общедоступность, живость и универсальность К. (в противоположность придв. танцам - менуэту и паванне, исполняемым одной-двумя парами) сделали его в 18-19 вв. популярным на балах Европы (в т.ч. и России). Это привело к возникновению многочисл. видов К.: кадриль, гросфатер, экоссез, англез, тампет, лансье, котильон, матредур и др. К. называли по-разному: contredance angles - во Франции; Kontertanz frances - в Германии; ecosses - в др. странах Европы.

Самый распространённый вид К. - франц. кадриль; участвуют четыре или восемь пар, образующих каре; состоит из пяти или шести фигур; перед каждой фигурой обязательна ритурнель в 8-16 тактов.

Мелодии К. часто использовались композиторами-вёрджиналистами как темы вариаций; в балетах - как заключит. номер (опера-балет "Полимия" Рамо, его же балеты "Пигмалион", "Зефир" и др., "Творение Прометея" Бетховена; впоследствии Л. Бетховеном - как тема вариаций ор. 35 и финала Героической симфонии). Муз. форма К. есть и у В. А. Моцарта ("Дон Жуан"), Бетховена (12 контрдансов для оркестра), П. И. Чайковского ("Евгений Онегин"). Мн. мелодии К. впоследствии подтекстовывались, превращаясь в массовые песни (напр., "Зa ira" - песня Великой франц. революции). Темы К. становились основой водевильных куплетов, песен в балладных операх.

К. утрачивает популярность к 1830, но сохраняется в нар. быту, особенно в Англия и Шотландии. В 20 в. благодаря усилиям Об-ва нар. танцев, созданного в Англии в 1911, К. возрождается; издано 100 танцев из "Английского танцевального учителя", получивших распространение в Шотландии, Германии, Сев. Америке.

Литература: Ивановский П. П., Бальный танец XVI-XIX вв., М., 1963; Васильева-Рождественская М., Историко-бытовой танец, М., 1963.

С. П. Панкратов.

Контрерас С.

Контрерас С. (Contreras) Сальвадор (р. 10 XI 1912, Куэрамаро) - мекс. композитор, скрипач и дирижёр. Учился в Нац. консерватории в Мехико у К. Чавеса (композиция и дирижирование) и С. Ревуэльтаса (скрипка). Наряду с Д. Аяло Пересом, Б. Галиндо Димасом и П. Монкайо входил в т.н. Группу четырёх, выступавшую за нац. иск-во. С 1946 скрипач Нац. симф. оркестра, в 1955-58 дирижёр оркестра, субсидируемого Ин-том изящных иск-в. В 1958-67 профессор Нац. консерватории (скрипка, гармония), в 1959-70 возглавлял также оркестр консерватории. Среди его соч. - балеты, в т.ч. "Хочипилли" (1968), 4 симфонии (1944-1967) и др. орк. произв., камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. 4 струн. квартета (1936-63), обработки ряда нар. корридос.

Контрэкспозиция

Контрэкспозиция (от лат. contra - против и expositio - изложение, описание) - один из разделов фуги. Следует непосредственно после экспозиции или после первой интермедии. В К. тема проводится повторно в главной и доминантовой тональностях всеми голосами но всегда в ином порядке, чем в экспозиции, т. е. голоса, в к-рых в экспозиции тема проводилась, в К. содержат ответ, в тех же голосах, где в экспозиции звучал ответ (противосложение), в К. проводится тема фуги. К. чаще всего встречаются в фугах с короткими темами и сжатыми экспозициями. Их вводят с целью уравновесить экспозиционную часть со средним и заключит. разделами фуги. К. характерна для произв. Д. Букстехуде, И. Пахельбеля; в творчестве композиторов более позднего времени встречается редко.

Литература: Pраут Э., Фуга, (пер. с англ.), М., 1900; М., 1922; его же, Анализ фуг, пер. с 3-го англ. изд., М., 1913; Золотарёв В., Фуга. Руководство к практическому изучению, М., 1932, доп., 1965, гл. VI, с. 79-82.

М. А. Зильберквит.

Контский Ан.

Контский Ан. (Katski) Антон (27 X 1817, Краков - 25X1(7XII) 1889, Иваничи, близ Окуловки, ныне Новгородская обл.) - польский пианист, педагог и композитор. Брат Аполлинария К. Выступал с 6 лет. Жил гл. обр. в России. Учился игре на фп. у Дж. Филда в Москве (1829-30), затем у С. Зехтера в консерватории в Вене. Гастролировал в городах Европы (1849-53). В 1853-67 преподавал в Петербурге, концертировал в рус. провинции (пользовался там наибольшим успехом). Выступал в городах Сибири (при возвращении из предпринятого им в 1896-98 кругосветного турне; К. был первым пианистом, совершившим конц. поездку по муз. центрам всех стран мира).

Игра К. отличалась блестящей, "шлифованной" техникой и элегантностью салонного склада (эти качества нашли отражение и в его композиторском творчестве). Исполнял наряду с произв. классиков и ранних романтиков салонные пьесы, танцы и собств. соч. К. создал более 400 фп. произв., оперных фантазий, вариаций, этюдов, танцев и бравурных пьес (особенно популярна "Пробуждение льва" - "Le rйveil du lion" - поверхностно эффектный отклик на Революцию 1848 во Франции), ряд романсов, типичных для жанра рус. бытовой музыки (в т.ч. "Нет, не тебя так пылко я люблю!"). Мн. произв. К. составляли основу репертуара рус. любителей музыки сер. 19 в. Среди соч. крупной формы (менее популярных) - 2 муз. комедии, симфония, орк. увертюры, 2 фп. концерта. К. - автор неск. педагогич. пособий для начинающих, в т.ч. фп. школы, а также статей по вопросам фп. педагогики, печатавшихся в "Музыкальном и театральном вестнике".

Литература: Кюи Ц., А. Г. Контский в 1858 и 1898, "Новости я биржевая газета", 1898, 2/XII, ли 332; Антон Контский, "РМГ", 1899, No 12; Иванов М., Музыкальные наброски. Антон Григорьевич Контский, "Новое время", 1899, 6/XII, No 8541; Грум-Гржимайло Т., Братья Контские и полемика о музыкально-исполнительских стилях, в сб.: Вопросы музыкального исполнительства, вып. 4, М., 1967, с. 22-45.

З. Лисса, Я. И. Мильштейн.

Контский Ап.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Концерт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Концерт (произведение)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Концертина

Концертина - концертино (итал. concertina), - пневматич. муз. инструмент. Сконструирован англ. физиком Ч. Уитстоном в 1827 (патент 1829). Источник звука К. - металлич. язычки. Корпус инструмента 6-или 8-гранный, состоит из двух частей (половин), между к-рыми помещается мех. Звук одинаковый при сжатии и растяжении меха. Клавиши, имеющие вид кнопок, размещаются на обеих частях корпуса в 4 ряда. С помощью каждой клавиши можно извлечь один звук (готовых аккордов для аккомпанемента нет). К. бывают разл. размеров и диапазонов - сопрано, альт, тенор, баритон, бас, контрабас. Число кнопок различно (22, 24, 32, 48). Для игры используются только 3 пальца каждой руки (большие пальцы и мизинцы держат инструмент). К. - широко распространённый инструмент (особенно в Великобритании). Играют обычно на двух (дуэт), трёх (трио), четырёх (квартет) К., а также соло в сопровождении фп. Часто на 4 К. исполняют соч. для смычкового квартета. Пишутся также произв. специально для К. В 1832 К. Улиг сконструировал нем. разновидность К. Первоначально на каждой клавиатуре размещалось 8-10 кнопок. К кон. 1860-х гг. в результате ряда улучшений, внесённых в её конструкцию различными мастерами, был создан стандартный образец К. с 36 кнопками на правой и 28 на левой клавиатурах. Высота звука менялась в зависимости от направления движения меха. К. - бытовой инструмент. На нём исполняют мелодии народных песен, танцы.

Литература: Мирек A., Справочник по гармоникам, М., 1968.

Г. И. Благодатов.

Концертино

Концертино (итал. concertino, букв. - маленький концерт).

1) Соч. для солиста с сопр. оркестра, предназначенное для конц. исполнения. От концерта отличается меньшими масштабами (за счёт краткости каждой из частей цикла; одночастное К. аналогично концертштюку) или применением оркестра малого состава, напр. струнного. Иногда название "К." даётся и соч., в к-рых нет единой сольной партии (К. для струн. квартета И. Ф. Стравинского, 1920).

2) Группа солирующих (концертирующих) инструментов в Concerto grosso и концертной симфонии.

Концертмейстер

Концертмейстер (нем. Konzertmeister; англ. leader, франц. violon solo).

1) Первый скрипач оркестра; иногда заменяет дирижёра. В обязанности К. входит проверка правильности настройки всех инструментов оркестра. В струн. ансамблях К. является обычно художеств. и муз. руководителем.

2) Музыкант, возглавляющий каждую из групп струн. инструментов оперного или симф. оркестра.

3) Пианист, помогающий исполнителям (певцам, инструменталистам, артистам балета) разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах. В СССР в средних и высших муз. уч. заведениях есть концертмейстерские классы, в к-рых студенты обучаются иск-ву аккомпанемента и после сдачи экзамена получают квалификацию К.

Концерт-митинг

Концерт-митинг - форма массовой агитационно-пропагандистской и муз.-просветит. работы, получившая широкое распространение в первые годы после Великой Окт. социалистич. революции. К.-м. проводились в конц. залах, помещениях т-ров, цирков, клубов, собирая, как правило, многочисл. аудиторию. С речами по актуальным политич. вопросам на К.-м. (особенно связанных со съездами, конференциями, торжеств. собраниями) выступали крупнейшие партийные и гос. деятели - В. И. Ленин, Я. М. Свердлов, М. И. Калинин, А. В. Луначарский и др. После митинга следовало конц. отделение, иногда лекции, доклады чередовались с художеств. программой. В концертах принимали участие лучшие муз.-артистич. силы. 11 нояб. 1918 в Большом т-ре в Москве на К.-м., посв. 1-й годовщине Октябрьской революции, выступил с докладом В. И. Ленин. В конц. части были исполнены 6-я симфония П. И. Чайковского, 1-я картина из оперы "Садко" Римского-Корсакова, выступили артисты А. В. Нежданова, В. И. Качалов, И. М. Москвин и др. Во время К.-м. иногда производилась запись добровольцев в Красную Армию, организовывался сбор средств на нужды обороны страны. К.-м. часто проходили в непосредств. близости от фронта. В годы Гражд. войны и иностр. воен. интервенции 1918-20 они имели важное значение и как средство мобилизации населения на борьбу с хозяйств. и политич. трудностями. К.-м. были также начальной формой массовой художеств.- просветит. деятельности.

Ю. В. Келдыш.

Концертная симфония

Концертная симфония (итал. symphonia concertante, а также concertante, нем. Konzertante Symphonie, а также Konzertante) - термин, применявшийся во 2-й пол. 18 в. для обозначения циклических сочинений для неск. солирующих инструментов и оркестра. К. с. родственна concerto grosso и сольному концерту. Как и в concerto grosso, в К. с. выделяется группа солирующих (концертирующих) инструментов, противопоставляемая звучанию всего оркестра (tutti). Подобно концерту, К. с. обычно открывается орк. экспозицией тем 1-й части, включает виртуозные каденции солистов и состоит из трёх (иногда из двух) частей, причём последняя часть обычно пишется в форме рондо. В 18 в. сочинения типа К. с. нередко назывались также концертами, концертино, концертными дуэтами и т.п. В 19 в. для них утвердились названия двойной, тройной и т.п. концерты, к-рые были распространены и на созданные ранее соч. этого типа. Самые ранние образцы К. с. созданы представителями предклассич. венской (И. Хольцбауэр, ок. 1753) и мангеймской школ. В кон. 18 в. К. с. пользовалась особой популярностью в Париже. В числе авторов соч. типа К. с. - И. К. Бах, К. Диттерсдорф, Й. Гайдн, В. А. Моцарт (под назв. Concertone, концерт и др.), Л. Бетховен (тройной концерт ор. 56 для скрипки, виолончели, фп. и оркестра). Соч., озаглавленные К. с., создавались и в 20 в. (Symphony concertante op. 60 для фп. и оркестра К. Шимановского, 1932; Petite Symphony concertante для чембало, арфы, фп. и двух струн. оркестров Ф. Мартена, 1945).

Литература: Waldkirch Fr., Die konzertanten Sinfonien der Mannheimer im 18. Jahrhundert, Hdlb., 1931 (Diss.); Engel H., Das Instrumentalkonzert, "Fьhrer durch den Konzertsaal", Bd III. Die Orchestermusik, I, 3, Lpz., 1932; Rasmussen M., A bibliographie of symphonie concertante, concerti grossi..., "Brass Quarterly", V, 1961.

Концертное общество

Концертное общество - муз. об-во в Петербурге. Осн. в 1850 А. Ф. Львовым на базе симф. концертов, устраивавшихся им в собств. доме. К. о. ставило своей целью пропаганду классич. симф. музыки, в особенности произв. Л. Бетховена, а также уравнение в правах рус. орк. музыкантов с иностранными, работавшими в имп. т-рах и пользовавшимися привилегированным положением. В состав оркестров К. о. входили лучшие рус. музыканты, служившие в имп. т-рах. Концертами об-ва дирижировали Л. В. Маурер и А. Ф. Львов. Стоявшие на высоком художеств. уровне по качеству исполнения и содержательности программ, эти концерты, рассчитанные на сравнительно узкий круг слушателей, были мало доступны широкой аудитории. Несмотря на это, деятельность К. о. сыграла заметную роль в развитии муз. культуры Петербурга.

Литература: Lenz W., La sociйtй des concerts fondйe par m. le gйnйral Alexis Lvoff, "Journal de St. Petersbourg", 1854, 7/19 avril, No 376 (есть оттиски).

И. M. Ямпольский.

Концертные залы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Концертный зал имени П. И. Чайковского - один из крупнейших филармонич. залов Москвы. Построен в 1938-40 по проекту арх. Д. Н. Чечулина. Открыт 12 окт. 1940. В 1959 установлен орган фирмы "Ригер-Клосс" (Чехословакия). В зале 1565 мест, расположенных в партере, трёх амфитеатрах, возвышающихся один над другим, и на балконах двух ярусов. Здесь проходят выступления симф. и камерных оркестров, солистов- инструменталистов, вокалистов, хор. и хореографии, коллективов, мастеров нар. иск-ва, чтецов, артистов драм. т-ров; ставятся оперы в конц. исполнении, драм. спектакли, лит.-муз. композиции; выступают зарубежные артисты. В фойе организуются муз.-тематич. выставки.

Концертный зал Энгельгардта

Концертный зал Энгельгардта - см. Малый зал имени М. И. Глинки.

Концертштюк

Концертштюк (нем. Konzertstьck, букв. - концертная пьеса). 1) Одночастный концерт для солиста (солистов) и оркестра (один из популярных образцов - К. для фп. и оркестра ор. 79 К. М. Вебера, 1821). В этом значении термин "К." отвечает итал. термину концертино (1). 2) Рассчитанное на концертное исполнение сольное произведение крупной формы, как правило, блестящее, виртуозное. К обеим разновидностям К. могут быть отнесены многие произв. конц. плана, даже если они не носят назв. "К." (Р. Шуман, соната для фп. ор. 14, имеющая подзаголовок Concert sans orchestre - "Концерт без оркестра", Ф. Шопен, Allegro de concert op. 46 и др.). Нередко пьесы типа К. представляют собой рондо ("Блестящее рондо" для фп. К. М. Вебера), вариации ("Блестящие вариации" для фп. ор. 2 Ф. Шопена), каприччо ("Блестящее каприччо" для фп. и оркестра ор. 22 Ф. Мендельсона) и др.

Конья Л.

Конья Л. (Konya) Ладислау (р. 4 VIII 1934, уезд Муреш) - рум. певец (баритон). Засл. арт. СРР (1965). Пению обучался в Бухарестской консерватории; ученик А. Костеску-Дука и Г. Мельника. С 1958 солист Рум. т-ра оперы и балета. К. обладает сильным голосом приятного сочного тембра, вок.-технич. мастерством, драм. дарованием. Партии: Евгений Онегин, Елецкий, Томский; Ренато ("Бал-маскарад"), Дон-Жуан, Амонасро, Жермон, Яго, Эскамильо и др. Выступает как камерный певец. Неоднократно гастролировал в СССР и др. странах мира. 1-е пр. на Междунар. конкурсах в Женеве и Тулузе (1957), в Бухаресте (пр. им. Дж. Энеску, 1961).

Литература: Шилов A., Ладислау Конья, "СМ", 1961, No 2; Тимохин В., Поёт Ладислау Конья, "МЖ", 1962, No 6.

Р. Э. Лейтес.

Конюс Г. Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конюс Л. Э.

Лев Эдуардович (1871 - 1944) - пианист, композитор и педагог. Сын Э. К. Конюса. Окончил Моск. консерваторию в 1891 по классу фп. П. А. Пабста, в 1892 по классу композиции А. С. Аренского. Основал в Москве муз. школу. В 1912-20 преподавал в Моск. консерватории игру на фп. (с 1918 профессор). С 1920 жил в Париже, где вместе с Н. Н. Черепниным, В. И. Полем и др. основал Русскую консерваторию (1920-35). С 1935 преподавал в муз. колледже в Цинциннати (США).

Конюс Э. К.

Эдуард Константинович (1827, Саратов - 18 IX (1 X) 1902, Москва) - рус. пианист и педагог. По национальности француз. Был пианистом-виртуозом, с успехом выступал в молодые годы в Москве и др. городах. Преподавал игру на фп.; с 1867 - в моск. Екатерининском жен. ин-те. Автор сб. фп. этюдов "Проблемы ритма в 60 прелюдах" ("Problиmes de Rhytmes en 60 Prйludes", 1-2, W., 1881).

Литература: Курдюмов Ю., Эдуард Конюс. Проблемы ритма. 60 прелюдов для фортепиано, "Баян", 1890, No 5; Кашкин Н., Э. К. Конюс, "Московские ведомости", 1902, No 259, 20 сентября; (Некролог), "РМГ", 1902, No 40, стлб. 948.

И. М. Ямпольский.

Конюс Ю. Э.

Юлий Эдуардович (18(30) I 1869, Москва - 3 XII 1942, Меленки, ныне Владимирской обл.) - рус. скрипач, педагог и композитор. Сын Э. К. Конюса. В 1888 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки И. В. Гржимали. В 1889 совершенствовался у Л. Ж. Массара в Париже, там же играл в оркестре т-ра "Гранд-Опера" и симф. оркестре Э. Колонна, выступал в качестве солиста. С 1891 работал концертмейстером симф. оркестра в Нью-Йорке. В 1893-1901 преподавал игру на скрипке в Моск. консерватории. Был близким другом С. В. Рахманинова. В 1919 уехал за границу, жил в Париже. В 1939 возвратился в СССР, преподавал в Центральном заочном муз.-педагогич. ин-те в Москве. К. - автор концерта для скр. с оркестром (1896), пьес для скр. и фп., транскрипций произв. П. И.Чайковского, Ф. Шопена и др.

И. M. Ямпольский.

Копенгаген

Статья большая, находится на отдельной странице.

Копленд А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Копосов А. П.

Алексей Павлович (27 II (12 III) 1902, Жиздра, ныне Калужской обл. - 9 XII 1967, Москва) - сов. композитор. Род. в семье музыканта (отец - хормейстер-педагог). Окончил Муз. техникум в Ростове-на-Дону (класс композиции Н. З. Хейфеца), в 1931 Моск. консерваторию (класс композиции M. P. Гнесина). Автор песен (св. 100), хоров. Организатор и участник фольклорных экспедиций, К. записал и обработал много нар. песен (рус, укр., белорус).

Копосова-Держановская Е. В.

Копосова-Держановская Е. В. (урожд. Копосова) Екатерина Васильевна (6(18) I 1877, Петербург - 2 IX 1959, Москва) - сов. певица (сопрано). Жена В. В. Держановского. В 1901 окончила Моск. консерваторию по классу пения В. М. Зарудной. В 1900 занималась у Д. Арто. С 1901 выступала с концертами, пела в Частной опере С. И. Мамонтова, принимала участие в концертах Кружка любителей русской музыки. В 1909 совм. с В. В. Держановским и К. С. Сараджевым организовала в Москве Вечера современной музыки. В 1910-1916 секретарь журн. "Музыка". В 1918-22 работала в Наркомпросе РСФСР. В 1927-30 пред. камерно-конц. комиссии Ассоциации современной музыки. Автор воспоминаний о Н. Я. Мясковском ("Памяти друга", в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1, 2 М., 1964, с. 201-226).

И. М. Марков.

Коптяев А. П.

Александр Петрович (30 IX (12 X) 1868, Петербург - 27 I 1941, Ленинград) - сов. муз. критик и композитор. В 1892 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. Музыке обучался в 1886-93 у К. К. Фан-Арка (фортепиано) и А. А. Петрова (теория музыки). В 1905 преподавал эстетику на муз. курсах Е. П. Рапгофа. После 1917 лектор, пианист, рук. концертов в рабочих клубах, в 1920-23 преподаватель Петрогр. военной муз. школы. В качестве муз. критика выступал с 1893. Сотрудничал во мн. органах периодич. печати. В 1898 издавал журн. "Вестник театра и музыки". Как критик отличался значит. эрудицией при несколько поверхностном характере оценок, суждений. Автор оркестровых произв., фп. пьес, романсов.

Сочинения: Ц. А. Кюи как фортепианный композитор. Музыкально-критический этюд, СПБ, 1895; Путеводители к операм и музыкальным драмам Р. Вагнера, No 1-3, СПБ, 1898. (1. "Летучий голландец". 2. "Тристан и Изольда". 3. "Мейстерзингеры из Нюренберга"); Музыка и культура. Сборник музыкально-исторических и муз.-критических статей, М.-Лейпциг, 1903; "Эвтерпэ". Второй сборник музыкально-критических статей, СПБ, 1908; История новой русской музыки в характеристиках, вып. второй. П. Чайковский, СПБ, 1909 и 1913; Скрябин. Характеристика, М., 1916; К музыкальному идеалу. Третий сборник музыкально-исторических и музыкально-критических статей, П., 1916, и др.

И. М. Ямпольский.

Копылов А. А.

Александр Александрович (2(14) VII 1854, Петербург - 20 II (5 III) 1911, Стрельна, под Петербургом) - рус. композитор, скрипач и педагог. В 1862-72 воспитанник Придворной певческой капеллы, где обучался игре на скрипке (у M. P. Кременецкого), фп. (у И. О. Рыбасова); теорию музыки изучал у И. К. Гунке. Позднее занимался по композиции у А. К. Лядова и Н. А. Римского-Корсакова. По окончании капеллы преподавал здесь до 1897. Работал также скрипачом в оркестре Александрийского т-ра, преподавал музыку в Павловском и Преображенском полках, церк. пение в Смольном ин-те. Был близок к Беляевскому кружку, участвовал как скрипач в квартетных собраниях "беляевских пятниц". Автор симфонии, 2 струн. квартетов, фп. трио, пьес для струн. квартета на тему В - lа - f (Андантино ор. 7, Прелюдия и фуга ор. 11), фп. пьес, хоров, романсов, духовной музыки. Произв. К., написанные в духе "Новой русской школы", отличаются лиричностью, отделанностью фактуры. Наиболее интересны его камерно-инстр. соч. и романсы.

Литература: Некролог, "РМГ", 1911, No 7; О. В-ва, А. А. Копылов (Дополнения к некрологу), там же, 1911, No 15-16; Баскин В., Копылов A. A., (Некролог), "Исторический вестник", 1911, апрель.

И. М. Марков.

Копылов В. И.

Виталий Иванович (р. 25 XII 1925, Омск) - сов. артист оперетты (баритон). Нар. арт. РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1961. В 1954 окончил Ленинградскую консерваторию. В 1944-49 артист хора Новосибирского оперного т-ра, затем солист Новосибирской филармонии, с 1955 - Ленингр. т-ра муз. комедии (в 1978-81 также директор т-ра). В репертуаре св. 60 ролей, среди них - Граф Данило ("Весёлая вдова" Легара), Тони ("Мистер Икс" Кальмана), Калхас ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Мистер Дулитл ("Моя прекрасная леди" Лоу), Николай ("Золотая долина" Дунаевского), Рамон, Бесомыка ("Поцелуй Ча-ниты", "Девичий переполох" Милютина), Генка ("Севастопольский вальс" Листова), Тимур ("Полярная звезда" Баснера), Федот ("Бабий бунт" Птичкина), Пичем ("Разбитое зеркало, или Новая опера нищих" Журбина), Фёдор ("Свадьба Кречинского" Колкера).

Корад С.

Корад С. (Korad) Суна (р. 1933, Стамбул) - турецкая певица (лирико-колоратурное сопрано). В 1951 окончила Анкарскую консерваторию. С 1953 солистка гос. оперы в Анкаре. Партии: Лючия, Розина, Виолетта, Мими; Норина ("Дон Паскуале" Доницетти), Лейла ("Искатели жемчуга" Бизе) и др. Много концертирует (в репертуаре преимущественно арии из классич. опер). Гастролирует в др. странах (в СССР - 1963, 1966, 1967), часто поёт на сцене миланского т-ра "Ла Скала".

Корбетт У.

Корбетт У. (Corbett) Уильям (ок. 1670 - 7 III 1748) - англ. скрипач, композитор и коллекционер. В 1705-11 концертмейстер оркестра т-ра "Линкольнс Инн Филдс", к спектаклям к-рого писал музыку (с 1703), в 1705 возглавлял также оркестр при открытии оперного т-ра "Хеймаркет". Как солист выступал с 1711. В 1716-47 скрипач Корол. оркестра в Лондоне. В 1711-13 жил в Риме, в дальнейшем (до 1740) неоднократно посещал Италию, где собрал ценную муз. б-ку и знаменитую коллекцию старинных муз. инструментов (гл. обр. скрипок), пожертвованную им Грешемскому колледжу. Автор сб. оркестровых произв.: "Концерты или универсальные причуды, сочинённые на любой вкус во время путешествий по Италии" ("Concertos, or Universal Bizarries composed on all the news gustos in his travels through Italy", издание 1729), мн. сонат для скрипки, флейты, гобоя и др. инструментов в итальянском стиле, музыки для т-ра (в т.ч. к пост. пьес У. Шекспира).

И. М. Марков.

Корганов В. Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Корганов Г. О.

Генарий (Януарий) Осипович (30 IV (12 V) 1858, Кварели, Кахетия Груз. ССР - 23 II (7 III) 1890, Ростов-на-Дону) - арм. композитор, пианист и педагог. Учился в Лейпцигской консерватории у К. Рейнеке, С. Ядассона и Венцеля (1874-75); затем в Петербурге у Г. Г. Кросса и Л. Брассена (1877-78). С 1879 жил в Тбилиси, занимался муз. и педагогич. деятельностью, выступал как критик. Творческое наследие К. составляют камерно-вок. и фп. произв. Тематика и стиль его романсов близки Н. А. Римскому-Корсакову и П. И. Чайковскому. Фортепьянное творчество К. связано с восточной городской культурой, в частности с традицией сазандари. Его сочинения отличались изяществом, прозрачностью фактуры, мелодич. выразительностью. Представляет интерес фп. фантазия на кавказские темы - "Баяти". При жизни композитора были изданы 27 опусов его сочинений.

Литература: Корганов В. Д., Г. О. Корганов, в его кн.: Кавказская музыка, Сб. ст., Тифлис, 1908; Шавердян А. И., Очерки по истории армянской музыки XIX-XX веков, М., 1959, с. 144-47.

С. Саркисян.

Корганов Т. И.

Томас Иосифович (р. 6 VII 1925, Баку) - сов. композитор. В 1952 окончил Моск. консерваторию по классу теории музыки у В. А. Цуккермана, в 1955 - аспирантуру; композиции учился у В. Я. Шебалина. Автор исследования "Кино и музыка" (1964, совм. с И. Д. Фроловым). Большое место в муз. творчестве К. занимают хоровые произв.

Сочинения: для голоса с орк. - оратория для детского хора - Я живу на свете (на стихи Э. Э. Мошковской, 1972); для орк. - Весенняя сюита (1956), Маленькая сюита (1968); камерно-инстр. ансамбли - соната для скрипки и фп. (1953), струнный квартет (1960); для хора без сопр. - Лирический хоровой цикл (на стихи А. С. Исаакяна, 1960), цикл Радуга (на стихи Б. С. Дубровина, 1967), цикл Четыре настроения (на стихи Дубровина, Ф. Искандера, А. Т. Твардовского, 1968), цикл Человек (на стихи Дубровина, Л. Н. Мартынова, В. С. Шефнера, 1971), Прелюдия и фуга (1972), цикл для детского хора Я со звёздами (на стихи Э. Э. Мошковской, 1966), 3 хора (на стихи Б. C. Дубровина и Л. В. Некрасовой, 1968), цикл Пять картин (на стихи Мошковской, 1970); романсы, песни (для детей и взрослых), обработки нар. песен (сб. Песни детей Греции, 1961), музыка к спектаклям драматич. театров, фильмам, радиопостановкам.

Т. И. Карышева.

Кордавун

Кордавун - кондывкон, - разновидность варгана у эвенков. Изготовляется обычно из кости.

Кордеро Р.

Кордеро Р. (Cordero) Роке (р. 16 VIII 1917, Панама) - панамский композитор, дирижёр и педагог. Учился в США у Э. Кшенека (композиция) и Д. Митропулоса (дирижирование). Профессор (класс композиции, 1950-66) и директор (1953-64) Нац. ин-та музыки в Панаме, с 1964 гл. дирижёр Нац. симф. оркестра Панамы, в 1966-69 вице-президент Лат.-амер. муз. центра и профессор Индианского ун-та (США). С 1969 муз. консультант нью-йоркского изд-ва "Peer and Southern". Автор неск. учебников сольфеджио и гармонии.

Сочинения: для орк. - 3 симфонии (1945-65), Сельская рапсодия (Rapsodia campesina, 1953); концерты с орк. - для фп. (1944), скр. (1962); Траурное послание для кларнета и струн. орк. (Mensaje fъnеbre, 1961; памяти Д. Митропулоса); камерно-инстр. ансамбли, вт.ч. 3 струн. квартета (1960-73); хоры a cappella, пьесы для фп. и др.

Корев С. И.

Семён (Симон) Исаакович (27 IV (10 V) 1900, Феодосия - 10 VI 1953, Москва) - сов. музыковед и критик. Чл. КПСС с 1939. Учился на историко-филологич. ф-те Крымского ун-та и в Моск. консерватории. В 1929-32 чл. РАПМ. До нач. 1930-х гг. работал в Главполитпросвете Наркомпроса РСФСР, затем во Всесоюзном радиокомитете, в Комитете по делам иск-в; позднее - ст. редактор Дома звукозаписи (по 1949). Автор мн. статей и рецензий, опубликованных в газ. "Известия", "Московская правда", "Вечерняя Москва", "Труд", в журн. "Советская музыка" и др.

Сочинения: Музыка и политпросветработа, М., 1926; Музыка и современность, М., 1928; Узеир Гадшибеков и его оперы, М., 1952; Концерт для балалайки с оркестром С. Василенко, М., 1952 (на обл. 1951); "Кола Брюньон" ("Мастер из Кламси"). Симфоническая сюита Д. Кабалевского, М., 1954, и др.

Корев Ю. С.

Юрий Семёнович (р. 9 VIII 1928, Москва) - сов. музыковед и критик. Чл. КПСС с 1953. Сын С. И. Корева. В 1950 окончил теоретико-композиторский ф-т Моск. консерватории. В 1955-58 консультант комиссии музыки народов СССР Союза композиторов СССР, с 1958 зав. отделом, с 1961 зам. гл. ред., с 1970 гл. ред. журн. "Советская музыка". С 1968 секретарь Союза композиторов РСФСР. Автор мн. статей, посв. творчеству сов. композиторов. Выступает на страницах газ. "Правда", "Известия", "Советская культура", "Московская правда", "Вечерняя Москва", журн. "Советская музыка".

Сочинения: Т. Хренников и его Вторая симфония, М., 1951; "Медный всадник" Р. М. Глиэра, М., 1951; Скрипичный концерт Дварионаса, М., 1952; Советская массовая песня, М., 1956; "Иоланта" П. И. Чайковского, М., 1957; М. Раухвергер и его балет "Чолпон", М., 1958; РСФСР, вып. второй, М., 1958 (серия "Музыкальная культура советских республик"); Продолжая спор о симфониях молодых, "СМ", 1959, No 7; Виктор Белый, М., 1962; С верой в добро и красоту, "СМ", 1963, No 3; Вместо выступления, там же, 1964, No 3; "Кружевница Настя", там же, 1964, No 4; В Узбекистане, там же, 1965, No 8; Один из двух великих учителей, там же, 1970, No 12; Кирилл Молчанов, М., 1971; Национальные взаимосвязи - черта социалистического искусства, "СМ", 1972, No 8; О 15-й симфонии Дмитрия Шостаковича, там же, 1972, No 9; Композиторы Москвы - трудящимся столицы, там же, 1973, No 10.

Корейская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Корелли А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница