Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 19, "КРЕ"-"КРУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 19, "КРЕ"-"КРУ")

Кречмар А. Ф.

Кречмар А. Ф. (Kretzschmar) Аугуст Фердинанд Герман (19 I 1848, Ольбернхау - 12 V 1924, Грос-Лихтерфельде, близ Берлина) - нем. музыковед и дирижёр. Учился музыке у отца (кантора и органиста) и у Ю. Отто в Дрездене. Муз. образование завершил в ун-те и консерватории в Лейпциге. В 1871-76 преподавал в консерватории игру на органе и гармонию. С 1877 доцент, позднее профессор истории музыки Лейпцигского ун-та (с 1898 также консерватории). С 1904 профессор ун-та, одноврем. директор Ин-та церк. музыки (с 1907) и Высшей школы музыки (1909-20) в Берлине. С 1871 рук. и дирижёр мн. хоровых об-в, в 1880-95 - Академических симфонических концертов (организованных по его инициативе). К. - один из крупнейших в Германии музыковедов на рубеже 19 и 20 вв. Гл. целью своих исследований, посвященных в основном нем. музыке, ставил выявление органич. связей музыки с эволюцией общей культуры, раскрытие в муз. произв. "духа эпохи", примыкая в этом отношении к т.н. культурно-историч. школе. Среди заслуг К. как историка - новая трактовка "теории аффектов" в музыке, разработанной в 17-18 вв. Наибольшую известность получили "Путеводитель по концертному залу" (по широте охвата материала и глубине науч. анализа классич. работа этого рода) и "История оперы", переведённая на мн. языки (в т.ч. на русский).

Сочинения: Peter Cornelius, Lpz., 1880; Das deutsehe Lied seit R. Schumann, Lpz., 1881; Die deutsche Klaviermusik seit R. Schumann, Lpz., 1882; G. F. Hдndel, Lpz., 1884; J. Brahms, Lpz., 1884; Fьhrer durch den Konzertsaal, Bd 1-3, Lpz., 1887-1930 (Bd 1 - Symphonie und Suite, 1887, 1921; Bd 2 - Kirchliche Werke, 1888, 1932; Oratorien und weltliche Chorwerke, 1890, 1920; Bd 3 - Die Kammermusik, 1930); Musikalische Zeitfragen, Lpz., 1903; Geschichte des neuen deutschen Liedes, Lpz., 1911; Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. - История оперы, Л., 1925); Einfьhrung in die Musikgeschichte, Lpz., 1920; Bach-Kolleg, Lpz., 1922; Gesammelte Aufsдtze, Bd 1-2, Lpz., 1911 - 12, и др.

Литература: Festschrift H. Kretzschmar zum 70. Geburtstage, Lpz., 1918; Abert H., Zum Gedдchtnis H., Kretzschmars, "JbP", 1924; Einstein A., H. Kretzschmar, "ZfMW", 1924, (Jahrg.) 6.

И. M. Ямпольский.

Крешентини Д.

Крешентини Д. (Crescentini) Джироламо (2 II 1762, Урбания, близ Урбино - 24 IV 1846, Неаполь) - итальянский певец (сопрано), педагог, композитор. Учился пению в Болонье. В 1782 дебютировал в Падуе, после чего пел в Риме, Ливорно, Венеции, Милане и др. городах Италии, а также в Лондоне, Лисабоне, Вене, Париже. Один из последних и наиболее выдающихся певцов-кастратов. Был прозван современниками "итал. Орфеем". Пел гл. партии в операх: "Артаксеркс" Керубини,"Сафо" и "Алонсо и Кора" Майра, "Джульетта и Ромео", "Мелеагр" Цингарелли, "Орест в Тавриде" Федеричи и др. Д. Чимароза написал специально для К. оперу "Горации и Куриации", исполнявшуюся в Венеции в 1797. К. обладал сильным красивым голосом, мастерством тонких модуляций, большой сценичностью. В 1812 оставил театр; жил в Болонье, где был главой (с 1814) школы пения Муз. лицея. Преподавал также пение в Риме и Неаполе. Среди учеников - певица И. Кольбран. Автор 6 кантат для сопрано, 30 ариетт, сольфеджио и др. произв. Изданы его "Упражнения для вокализации" ("Esercizi per la vocalizzazione", в сб.: "Raccolta di esercizi per il canto", P., 1811).

Литература: Monaldi G., Cantanti evirati celebri del teatro italiano, Roma, (1920).

C. M. Грищенко.

Кржижановский К. И.

Каспар Иванович (янв. 1861, Киев - 1928, Москва) - рус. вокальный педагог, певец (баритон). Пению обучался в Киевском муз. уч-ще (класс Кравцова), брал уроки у И. П. Прянишникова (Петербург), Л. Джиральдони и А. Котоньи (Италия). Пел в Киевской опере и в Большом т-ре. Потеряв голос, с 1888 работал суфлёром, преподавал пение. У него совершенствовались Л. Д. Донской, И. В. Грызунов, Л. М. Клементьев и др. Свои принципы вок. методики К. изложил в книгах "Причины упадка вокального искусства" (1902) и "Вокальное искусство" (1909). Критикуя современную ему вок.-пед. лит-ру, К. пропагандировал принципы старой итал. школы пения; особое внимание уделял вокализации.

Литература: Багадуров В. A., Очерки по истории вокальной педагогики, М., 1956, с. 178-85.

И. М. Марков.

Кривоносов В. М.

Владимир Михайлович (21 XI (4 XII) 1904, Москва - 4 X 1941, близ Смоленска) - сов. фольклорист и композитор. Засл. деят. иск-в Чуваш. АССР (1935). В 1930 окончил Моск. консерваторию (теория музыки и композиции у Г. Э. Конюса, Р. М. Глиэра, класс скрипки у К. Г. Мостраса). В 1930-36 работал в Чуваш. АССР - был зав. учебной частью в муз. техникуме, руководил композиторским отделением, вёл муз.-теоретич. предметы и класс скрипки, записывал чуваш, нар. песни. Участвовал в фольклорных экспедициях (1937-39) во Владимирскую, Куйбышевскую, Курскую, Орловскую, Ярославскую обл., Дагестанскую АССР, Азерб. ССР и Арм. ССР, записывал нар. песни (преим. рус. и азерб.). Автор статей по фольклору (опубл. гл. обр. в журн. "СМ", 1937-40). Автор первой чуваш. муз. комедии "Радость" ("Хаваслах", 1925, Чуваш. т-р) и музыки к драм. спектаклям ("Айдар" П. Осипова и др.). Совм. с Л. В. Кулаковским записал музыку старинной рус. нар. комедии "Царь Максимилиан" (1938). Автор кантаты, сюиты, увертюры на темы чуваш. нар. песен и др. Погиб в бою у реки Сож в годы Великой Отечеств. войны 1941-45.

Литературные сочинения: Азербайджанский музыкальный фольклор, в сб.: Искусство азербайджанского народа, М.-Л., 1938; Киргизский музыкальный фольклор. Сб. (совм. с И. К. Здановичем и Н. М. Владыкиной-Бачинской), М.-Л., 1939; Краткое описание народных музыкальных инструментов и заметки об инструментальной музыке чувашей, населяющих Чувашскую АССР, 1939; Ашуги Азербайджана, "СМ", 1938, No 4; Музыкальное творчество кумыков, там же, 1938, No 8; Марфа Семеновна Крюкова и северные былины, там же, 1939, No 1 (совм. с А. Гуменником); О напевах киргизского эпоса "Манас", там же, 1939, No 6.

Литература: Лукин Ф., В. М. Кривоносов, "СМ", 1951, No 11; Лившиц А. Б., Жизнь за Родину свою, М., 1964; Кабинет народной музыки, (сост. И. К. Свиридова), М., 1966; Илюхин Ю. A., Ленинская тема в чувашской музыке, в кн.: В. И. Ленин и чувашский народ, Чебоксары, 1969.

Б. И. Рабинович.

Кривополенова М. Д.

Мария Дмитриевна (19 (31) III, по др. данным 8 (20) IV 1843, дер. Усть-Ежуга, ныне Пинежского р-на Архангельской обл. - 2 II 1924, дер. Веегора, на реке Пинега) - рус. сов. нар. сказительница, исполнительница песен. Род. в бедной крестьянской семье. Дед К. - М. Кабалин был нар. сказителем, передавшим ей своё мастерство. К. пела старины с сестрой Марфой. Впоследствии в её репертуаре были былины, скоморошины, историч. и лирич. песни, духовные стихи. Уникальная былина "Вавило и скоморохи" известна только в записи от К. Исполнение сказительницы отличалось музыкальностью, глубокой эмоциональностью. Большое значение для творч. судьбы К. имела её встреча в 1915 с собирательницей фольклора О. Э. Озаровской. Озаровская организовала публичное выступление К. в Москве и турне по городам Украины и Кавказа. В 1916 К. получила серебряную медаль и почётный диплом "За полезные научные труды" от рус. Географич. об-ва. В 1921 К. по вызову А. В. Луначарского участвовала в концерте на открытии 3-го конгресса III Интернационала в Москве, затем вновь выступала по городам страны. От К. были записаны свадебные хороводные, величальные и др. песни. Скульптор С. Т. Конёнков воплотил образ К. в статуе "Вещая старушка", а также создал её скульптурный портрет.

Литература: Григорьев А. Д., Архангельские былины и исторические песни, т. 1, М., 1904; Озаровская О. Э., Бабушкины старины, П., 1916, М., 1922; М. Д. Кривополенова. Былины и скоморошины, сказки, под ред. А. А. Морозова, Архангельск, 1950.

И. Я. Носкова.

Кривуля Н. И.

Николай Иванович (р. 14 XII 1920, с. Троицкое, Ворошиловградской обл., УССР) - сов. певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1962). Чл. КПСС с 1962. В 1950 окончил Моск. консерваторию по классу пения у В. Ф. Любченко (занимался также у Н. Г. Райского), в 1953 - аспирантуру Ленингр. консерватории. С 1951 солист Ленингр. Малого оперного т-ра, с 1953 - Ленингр. т-ра оперы и балета. К. - обладатель высокого полнозвучного баса, артист яркой творч. индивидуальности. Ему в равной степени удаются партии драм. и комедийных персонажей. Партии: Борис Годунов, Мельник, Руслан; Грозный ("Псковитянка"), Галицкий, Иван Хованский, Салтан, Мефистофель; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Свеллоу ("Питер Граймс" Бриттена), Прочида ("Сицилийская вечерня" Верди), Ткаченко ("Семён Котко"), Прохор ("Угрюм-река" Френкеля) и др. С 1970 преподаёт в Ленингр. ин-те культуры им. Н. К. Крупской. Гастролировал за рубежом (Польша, Чехословакия, Румыния).

В. И. Зарубин.

Кривченя А. Ф.

Алексей Филиппович (30 VII (12 VIII) 1910, Одесса - 10 III 1974, Москва) - сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1956). В 1938 окончил Одесскую консерваторию по классу пения у В. А. Селявина. С 1936 солист Одесской филармонии, в 1938-44 пел в Ворошиловградской и Днепропетровском театрах, в 1944-49 - в Новосибирском т-ре оперы и балета, с 1949 солист Большого т-ра СССР (дебютировал в партии Мельника). К. - выдающийся мастер сценич. перевоплощения. Пение его отличалось богатством красок и интонаций, благородной простотой, большой вок. выразительностью. Муз. и сценич. одарённость позволяли артисту создавать психологически глубокие образы. Был одним из лучших исполнителей партии Ивана Хованского (Гос. пр. СССР, 1951). Партии: Иван Сусанин, Мельник, Фарлаф, Кончак; Черевик ("Сорочинская ярмарка"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"). Выступал во мн. операх сов. композиторов: Пестель ("Декабристы"), Вожак ("Оптимистическая трагедия" Холминова), Никита Вершинин ("Никита Вершинин" Кабалевского, 1955, 1-й исполнитель), Кутузов ("Война и мир"), Комиссар ("Повесть о настоящем человеке" Прокофьева, 1960, 1-й исполнитель), Ткаченко ("Семён Котко"). Вёл конц. деятельность; наиболее удавались певцу романсы А. С. Даргомыжского и М. П. Мусоргского. Снимался в фильмах "Борис Годунов" (1956, Варлаам) и "Хованщина" (1959, Иван Хованский). Гастролировал за рубежом (Румыния, Болгария, Югославия, ГДР, Польша, Франция, Япония, Венгрия).

Литература: Полякова Л., Алексей Кривченя, "СМ", 1956, No 5.

В. И. Зарубин.

Кригер

Крюгер (Krieger, Krьger) - нем. музыканты, братья. Иоганн Филипп К. (крещён 27 II 1649, Нюрнберг - 7 II 1725, Вейсенфельс) - органист и композитор. Игре на органе учился в Нюрнберге и Копенгагене. По композиции совершенствовался в Италии. Служил органистом в Байрёйте, Франкфурте-на-Майне и Касселе. С 1677 придв. органист и капельмейстер в Галле, с 1680 в Вейсенфельсе. Автор опер, мн. инстр. и культовых произв. Осн. значение имеет инстр. творчество К. Его трио-сонаты и сюиты, в к-рых нашли отражение итал. и франц. влияния, обогатили нем. инстр. музыку 17-18 вв. новыми формами и технич. приёмами. К. является непосредственным предшественником И. С. Баха.

Сочинения: ок. 50 опер и зингшпилей, ок. 200 кантат; 12 трио-сонат для 2 скр. и баса (1688), 12 трио-сонат для скр. и гамбы (1693); 20 духовных арий со скр. и басом - Музыкальный покой души.(Musikalischer Seelenfriede, 1697, 1717); 6 увертюр для 4 дух. инструментов - Радостная походная музыка (Lьstige Feldmusik, 1704) и др.

Литература: Seiffert M., J. Ph. Krieger, Lpz., 1916 (оттиск из "DTB", имеется список соч.).

Иоганн К. (крещён 1 I 1652, Нюрнберг - 18 VII 1735, Циттау) - органист и композитор. Ученик брата, его преемник в должности органиста в Байрёйте (1672-77). Придв. капельмейстер в Грейце (1678-81). С 1682 музик-директор и органист в Циттау. Автор клавирных и органных соч., светских и духовных песен и др. Искусный контрапунктист, К. был отмечен Г. Ф. Генделем как один из лучших композиторов органной музыки.

Литература: Seiffert M., J. Krieger, Lpz., 1919 (оттиск из "DTB", имеется список соч.); Riedel Fr. W., Quellenkundliche Beitrдge zur Geschichte der Musik fьr Tasteninstrumente in der zweiten Hдlfte des 17. Jahrhunderts, в cб.: Schriften des Landesinstitut fьr Musikforschung Kiel, Bd 10, Kassel, 1960.

И. М. Марков.

Кригер А.

Кригер А. (Krieger) Адам (7 I 1634, Дризен, Неймарк - 30 VI 1666, Дрезден) - нем. композитор и органист. Ученик С. Шейдта в Галле. В 1655-57 органист церкви Николайкирхе в Лейпциге. С 1658 придв. органист в Дрездене. Автор популярных песен (арий) строфич. склада на собств. тексты для 1-5 голосов с сопровождением струн. инструментов и бассо континуо, обычно завершающихся инстр. ритурнелью. Простые и доходчивые по мелодике, они сыграли важную роль в формировании нем. студенческой песни 17 в. Первый песенный сб. был издан им в 1657 (50 песен для 1-3 голосов, с 2 скрипками и басом). Писал также кантаты.

Литература: Оsthoff H., Adam Krieger, Lpz., 1929.

И. M. Марков.

Кригер Э.

Кригер Э. (Krieger) Эдино (р. 17 III 1928, Бруски, шт. Санта-Катарина) - браз. композитор и дирижёр. С 1943 учился в Браз. консерватории у Э. Рейса (скрипка), в 1948 - в Беркширском муз. центре в Танглвуде у А. Копленда и в 1948-49 - в Джульярдской школе у П. Меннина (композиция). Совершенствовался в Корол. академии музыки в Лондоне у Л. Беркли. С 1971 президент браз. секции Междунар. об-ва совр. музыки (до 1973), муз. директор Мин-ва радио, образования и культуры Бразилии, затем директор Муниципального т-ра в Рио-де-Жанейро. Ряд произв. связан с нар. музыкой, в то же время в нек-рых использована додека-фонная техника. Среди соч. К. - увертюра (1955) и "Бразилиана" (1960) для оркестра, "Музыка" (1952) и сюита (1954) для струн. оркестра; Concertante (1955) и токката (1967) для фп. с оркестром; струн. квартет (1955) и др. камерно-инстр. ансамбли; 5 эпиграмм (1947-51), 2 сонаты (1954, 1956) для фп.

Кризандер К. Ф.

Кризандер К. Ф. (Chrysander) Карл Франц Фридрих (8 VII 1826, Любтен, Мекленбург - 3 IX 1901, Бергедорф, близ Гамбурга) - нем. музыковед. Окончил философский ф-т Ростокского ун-та. Науч. деятельность К. была посв. исследованию и пропаганде творчества Г. Ф. Генделя. В 1856 совм. с Г. Гервинусом создал нем. Генделевское об-во. Гл. труд К. - издание по оригинальным рукописям Полн. собр. соч. Генделя в 100 тт. (1859-94, 49-й т. не был издан). Им написана капитальная биография Генделя (не завершена; изданы 2 тт. и 1 полутом). Важную роль в развитии нем. музыковедения сыграли основанные К. "Ежегодники музыкальной науки" ("Jahrbьcher fьr musikalische Wissenschaft", 1863 и 1867) и "Квартальник музыкальной науки" ("Vierteljahrsschrift fьr Musikwissenschaft", совм. с P. Шпиттой и Г. Адлером, 1885-94). Был также гл. ред. "Всеобщей музыкальной газеты" ("Allgemeine Musikalische Zeitung", 1868-71 и 1875-82). Изданные под ред. К. "Памятники музыкального искусства" ("Denkmдler der Tonkunst", Bd 1-5, 1869-71) послужили образцом для последующего монументального издания "Памятники немецкого музыкального искусства" ("Denkmдler Deutscher Tonkunst", с 1892).

Сочинения: G. F. Hдndel, Bd 1-3, Lpz., 1858-67, 1919; Hдndels biblische Oratorien in geschichtlicher Entwicklung, Hamb., 1897, 1922.

Литература: Kretzschmar H., Fr. Chrysander, "JbP", 1903, (Bd) 9; Sсhaal R., Fr. Chrysanders Abhandlungen, "Musikforschung", 1951, H. 4, S. 377-81 (имеется список соч.).

И. M. Ямпольский.

Криманчули

Криманчули (груз., букв. - извивающийся голос) - верхний голос многогол. нар. песен Зап. Грузии (гурийских, имеретинских), богатый мелодич. скачками и украшениями. В высоком регистре исполняется фальцетным гортанным звуком.

Криманчули

Криолья

Криолья (испан. criolla) - кубинский нар. креольский песенный жанр. Песня лирич. характера, в спокойном движении, с широкой, развёрнутой мелодией, в мажоре или миноре (нередко начинается в миноре, а завершается в одноим. мажоре). Размер 6/8, обычно чередуется с 3/4. Исполняется соло или на 2 голоса с инстр. сопровождением. Широко представлена в творчестве комп. Э. Санчеса де Фуэнтеса, X. Анкермана, Э. Лекуоны и др.

Крипс Й.

Крипс Й. (Krips) Йозеф (8 IV 1902, Вена - 13 X 1974, Женева) - австр. дирижёр и скрипач. Учился в Венской академии музыки и драм. иск-ва у Ф. Вейнгартнера (дирижирование) и Э. Мандычевского (теория музыки и композиция). В 1921 дебютировал как дирижёр в Венской нар. опере; затем работал в Усти-над-Лабой (1924), Дортмунде (1925) и Карлсруэ (1926). В 1933-38 дирижёр Венской гос. оперы и одноврем. (с 1935) профессор класса дирижирования в Венской академии музыки и драм. иск-ва. В 1938-39 дирижёр-гастролёр в Белграде. В годы оккупации Австрии нем. фашистами (1939-45) не выступал (из-за запрещения властей). С 1945 принимал активное участие в восстановлении муз. жизни Вены, с 1946 участвовал в Зальцбургских фестивалях как исполнитель опер Моцарта, гастролировал во Франции, Великобритании, Мексике, Австралии. В 1950-54 дирижировал Лондонским симф. оркестром; руководил оркестрами США - в Буффало (1954-63) и Сан-Франциско (1963-70). В 1962 участвовал в Байрёйтском фестивале (дирижировал оперой "Нюрнбергские мейстерзингеры"). С кон. 60-х гг. осуществил ряд значит. пост. в Венской опере, почётным чл. к-рой стал с 1968. С 1970 гл. дирижёр Венского симф. оркестра. Гастролировал в СССР (1947; с коллективом Венской гос. оперы в 1971).

К. - музыкант высокой культуры, в исполнительском облике к-рого превалировали эмоциональная непосредственность и непринуждённость, характерные для венской исполнительской школы.

Литература: Рабинович Д., На концертах дирижёров из Вены, "МЖ", 1972, No 2.

Е. Я. Рацер.

Кристеску М.

Кристеску М. (Cristescu) Мирча (р. 22 XI 1928, Брашов) - рум. дирижёр. Засл. арт. СРР (1964). В 1953 окончил Бухарестскую консерваторию по классу альта у А. Рэдулеску, в 1954 по классу дирижирования у К. Сильвестри; теорию изучал у Й. Думитреску. Был альтистом Бухарестской филармонии; в 1957-62 дирижёр и директор Оркестра кинематографии. С 1962 дирижёр Бухарестской филармонии, одноврем. руководитель основанного им в 1956 Бухарестского камерного оркестра. Первый исполнитель мн. сочинений рум. композиторов. Гастролирует во мн. странах, в т.ч. в СССР.

Р. Э. Лейтес.

Кристофори Б.

Кристофори Б. (Cristofori) Бартоломео (4 V 1655, Падуя - 27 I 1731, Флоренция) - итал. мастер муз. инструментов. До 1690 работал в Падуе, затем во Флоренции при дворе герцога Фердинандо Медичи, с 1716 стал хранителем коллекции муз. инструментов герцога Козимо Медичи. Изобрёл в 1709 - 11 фп. с ударной (молоточковой) фп. механикой, названное им gravicembalo col piano e forte ("клавесин с тихим и громким звуком"). Его изобретение открыло новый этап в истории муз. инструментария. Описание нововведения К. было опубликовано Ш. Маффеи в "Giornale dei letterati dItalia" (1711). Нем. инстр. мастер Г. Зильберман усовершенствовал (1726) фп. механику К., благодаря чему она получила практич. применение. Фп. механика К. (кроме отдельных усовершенствований, внесённых Зильберманом, М. Штрейхером и Дж. Бродвудом) соответствует т.н. англ. фп. механике, особенность к-рой - отъединение её от клавиши (см. Механика фортепьянная).

Литература: Casаglia F., Per le onoranze a Bartolomeo Cristofori, Firenze, 1876; его же, Bartolomeo Cristofori, Firenze, 1894; Schьnemann G., Ein Bildnis Bartolomeo Cristofori, "ZfMw", 1934, (Jahrg.), 16; Воаlh D. H. Makers of the Harpsichord and Clavichord, 1440-1840, L., 1956.

И. М. Марков.

Кристофоряну Ф.

Кристофоряну Ф. (Cristoforeanu) Флорика (16 (28) V 1886, Рымникул-Сэрат, уезд Бузэу - 1 III 1960, Рио-де-Жанейро) - рум. певица. Пению училась в Румынии, затем в Миланской консерватории (1904-08) у В. Филиппи. Выступала в первые годы под именем Кристины Флореску в итал. оперных т-рах (в операх "Дон Паскуале", "Сомнамбула", "Травиата" и др.). В 1910-13 пела на родине в опереточной труппе К. Григориу, в 1914-19 - в т-рах оперетты в Италии, затем в Юж. Америке. В 1921 возвратилась на оперную сцену; гастролировала в лучших оперных т-рах Италии, в 1928 дебютировала в т-ре "Ла Скала" в партии Саломеи (дирижировал Р. Штраус), затем здесь же исполнила Кармен; Шарлотту ("Вертер" Массне) и др. Пела с Т. Руффо, Б. Джильи, Т. Скипа и др. в спектаклях под упр. Ф. Чилеа, А. Тосканини, Т. Серафина и др. Выступала во мн. европ. оперных т-рах (неоднократно в Бухаресте под рук. Дж. Джорджеску). Оставила сцену в 1940.

Одна из крупнейших певиц своего времени, К. обладала голосом редкого диапазона, что позволяло ей с равным успехом исполнять партии лирич. сопрано и меццо-сопрано. К. особенно удавались остродраматич. партии, полные ярких контрастов и экспрессии. Первая исполнительница партий в ряде опер Дж. Ф. Малипьеро, Ф. Альфано, И. Пиццетти. Среди партий: Виолетта, Лючия, Изольда, Кармен, Тоска; Федора ("Федора" Джордано), Ариана ("Ариана и Синяя борода" Дюка), Адриенна Лекуврер ("Адриенна Лекуврер" Чилеа) и др.; исполнила св. 100 ролей в опереттах. Написала воспоминания о своей музыкальной карьере ("Amintiri din cariera mea lirica", 1964).

P. Э. Лейтес.

Критика музыкальная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кромбгольц Я.

Кромбгольц Я. (Krombholc) Ярослав (р. 30 I 1918, Прага) - чеш. дирижёр. Нар. арт. ЧССР (1966). Окончил Пражскую консерваторию и Школу мастерства при ней, где учился в 1937-42 у О. Шина, В. Новака и А. Хабы (композиция), П. Дедечека, затем у В. Талиха (дирижирование). Был дирижёром и гл. дирижёром оперных т-ров в разных городах - в Праге (в Нац. т-ре - ассистент В. Талиха в 1940-44, дирижёр с 1945, гл. дирижёр с 1968), Моравска-Остраве (1944). С 1973 гл. дирижёр симф. оркестра Пражского радио. К. гл. обр. оперный дирижёр. В репертуаре, кроме произв. чеш. и др. европ. композиторов-классиков, соч. совр. чехосл., а также рус. и сов. композиторов. Участвовал в заруб. пост. ряда опер в крупнейших т-рах - в Вене ("Её падчерица" Сухоня, "Проданная невеста" и "Катерина Измайлова"), Будапеште ("Проданная невеста"), Милане ("Борис Годунов" и др.), Берлине, Париже и др. городах. Гастролировал с труппой Нац. т-ра в СССР, ГДР, Бельгии и др. Автор симфонии, камерно-инстр. и вок. соч. Гос. пр. (1949 и 1955).

Литература: Современные дирижеры. Сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969.

Крон И.

Крон И. (Krohn) Ильмари Хенрик Рейнхольд (8 XI 1867, Хельсинки - 25 IV 1960, там же) - фин. музыковед и композитор. Чл. Фин. АН (1922) и Швед. академии музыки (1926). Учился композиции у Р. Фалтина в Хельсинки (1885-86), у Г. Шрека и К. Рейнеке в Лейпцигской консерватории (1886-90); совершенствовался у В. Бауснерна (инструментовка) в Веймаре. В 1894-1905 (с перерывами) служил церк. органистом в Тампере, в 1911-44 - в Хельсинки, где преподавал теорию музыки в консерватории (1900-01, 1905-07, 1914-16) и филармонич. уч-ще (1904-14), ун-те (1918-35), Ин-те церк. музыки (1923-30 и 1933-44). Опубликовал описание изобретённого им акустич. гармониума ("Krohns System", 1906). Был членом мн. муз. об-в, основал журн. "Sдveletдr". Автор статей о произв. Р. Вагнера, Дж. Пуччини ("Баттерфляй"), об А. Брукнере, Я. Сибелиусе, теоретич. работ о совр. музыке. Как композитор тяготел к крупной форме, религиозной тематике ("Псалмы Давида" в стиле григорианского пения); воплощал свои замыслы в монументальных образах. Издал сб-ки фин. нар. песен "Suomen Kansan sдvelmiд" (т. 1-3, 1893-1933). Принципы каталогизации нар. песен, разработанйые К., имели значение для фольклористики др. стран; были восприняты и развиты Б. Бартоком и его школой. Написал мемуары (1951).

Сочинения: опера - Всемирный потоп (Tuhotulva, 1928. Хельсинки); оратории - Вечные сокровища (Ikiaartehet, 1912), Победители (Voittajat, 1935); для орк. - симфония (1921), увертюра Буря (Der Sturm, 1890), сюита Весна (Kevдt - La primavera, 1892); инстр. пьесы; хоры (ок. 140); песни, романсы; музыка для драм. т-ра.

Литературные сочинения: Ьber die Art und Entstehung der geistlichen Volksmelodien in Finnland, Hels., 1899 (Diss.); De la mesure а 5 temps dans la musique populaire finnoise, P., 1900; Musiнkin teorian oppijakso, vihko 1-5, Porvoo, 1914-37; Der Formenbau in den Symphonien von Jean Siebelius, Hels., 1942; Der Stimmungsgehalt der Symphonien von Jean Sibelius, nide (1-2), Hels., 1945-46; Anton Bruckners Symphonien, nide (1-3), Hels., 1955-57.

Литература: Ranta S., Ilmari Krohn, в кн.: Suomen sдveltдjiд, Porvoo, 1945, s. 273-284; Ringbоm N.-E., Ilmari Krohn, 90 Jahre alt, "Mf", 1958, Jahrg., 11, H. 1.

Л. T. Нормет.

Крона

Крона (от нем. Krone - венчик, верхушка)

1) дополнит. сменное колено кольцеобразной формы, использовавшееся во 2-й пол. 18 в. для изменения общего строя духовых натуральных мундштучных инструментов (валторн, реже - труб). К. вставлялась непосредственно за мундштуком в узкую верхнюю часть канала, удлиняя его, что вызывало понижение осн. тона. Применялись К. разных размеров, понижавшие тон на заданный интервал. Значит. изменения строя требовали объединения неск. К. Это создавало неудобства при игре (неточность интонации, неустойчивость звукоизвлечения), в результате чего были введены более удобные дугообразные К. ("инвенции"), вставлявшиеся не в верхний конец ствола, а в его середину.

2) В хроматических мундштучных инструментах - дополнительные трубки, вмонтированные в канал и вводимые в действие при помощи вентилей. Используются для уточнения общей настройки инструмента.

С. Я. Левин.

Кроо Д.

Кроо Д. (Kroу) Дьёрдь (р. 26 VIII 1926, Будапешт) - венг. музыковед. В 1954 окончил Нац. муз. уч-ще у Д. Радоша (скрипка), в 1956 - Высшую муз. школу им. Ф. Листа у Б. Сабольчи (музыковедение). С 1957 зав. муз.-просвет. отделом Венг. радио, с 1960 читал лекции в Высшей муз. школе, с 1967 ассистент профессора, с 1969 профессор (история музыки). К. принадлежит ряд работ, посв. творчеству Г. Берлиоза, Б. Бартока, Р. Шумана, Р. Вагнера и др. Пр. им. Эркеля (1963).

Кропивницкий М. Л.

Марк Лукич (25 IV (7 V) 1840, с. Бежбайраки, ныне Кировоградской обл. - 8 (21) IV 1910, близ станции Голта; похоронен в Харькове) - укр. драматург, актёр, режиссёр и театр. деятель. Один из основоположников укр. проф. т-ра, К. был также талантливым певцом (баритон) и композитором. Муз. образование получил у матери. Играл на фп., скрипке, виолончели и укр. нар. инструментах (бандуре и др.). Выступал в концертах как чтец, дирижёр хора, певец.

В репертуаре К. были укр. нар. песни, арии из опер, романсы рус. композиторов. Ему посв. песня Д. Я. Крыжановского "Реве та стогне Днiпр широкий". Собирал, записывал и обрабатывал укр. нар. песни. Как композитор К. был автором музыки к собств. пьесам (комич. оперетта "Biй", оперетта-дивертисмент "Пiснi в лицях або Зальоти соцького Myciя" и др.); ему принадлежат детские оперы (на собств. либр.) - "Iвасик-Телесик" (1907), "По щучому велiнню" (1907), романсы, вок. дуэты, хоры.

Сочинения: Музика до вистав (спектаклей), т. 1-3, Кипв, 1967 - 1968.

Литература: Марко Лукич Кропивницький. Зб. статей, спогадiв i мaтepiaлiв, Кипв, 1955; Кропивницький В., Iз ciмейноп xpoнiки Марка Кропивницького, Кипв, 1968.

Л. С. Кауфман.

Кросс Г. Г.

Густав Густавович (30 VI (12 VII) 1831, Петербург - 13 (25) X 1885, там же) - рус. пианист и педагог. Обучался игре на фп. у А. Л. Гензельта. В 1865 окончил Петерб. консерваторию (по классу А. Г. Рубинштейна), в к-рой в 1867-85 преподавал (с 1874 профессор). Концертную деятельность начал в 1850-х гг. Игра К. отличалась технич. совершенством, силой и уверенностью, но была несколько суховата. Особенно удавались артисту произв. крупной формы. Впервые исполнил в Петербурге ряд произв. П. И. Чайковского (в т.ч. 1-й концерт для фп. с орк.), Ф. Листа (2-й концерт, Фантазия на темы из "Афинских развалин" Бетховена), К. Сен-Санса и др.

Крота

Крота - крут (англ. crowd, от валлийск. crwth), - струнный смычковый муз. инструмент (первоначально был известен и как щипковый). Существовали разновидности К.: 1) гитарообразной формы, 3-струнный, со сквозными прорезями для левой руки (в верхней части инструмента); 2) прямоугольной формы, 6-струнный (2 струны внегрифные). Продолжение корпуса - прямоугольная рама, средняя стойка к-рой служит грифом. Имеются 2 круглых резонаторных отверстия. Плоская подставка наклонена вправо; левая ножка подставки проходит через резонаторное отверстие и упирается в нижнюю деку. Длина К. (вместе с рамой) 550-575 мм, ширина (нижняя часть) 260-275 мм. При игре инструмент держали, как правило, "а гамба" (с упором на левое колено), иногда и "а браччо" (на плече). Первые упоминания о К. в литературе встречаются в 6 в. Был распространён как народный инструмент в Англии и Франции. В нач. 19 в. вышел из употребления.

Литература: Струве Б. A., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959.

Н. А. Лисова.

Кротков Н. С.

Николай Сергеевич (29 IV (11 V) 1849 - г. смерти неизв.) - рус. композитор и дирижёр. Занимался по композиции у И. Брамса в Вене. С 1870-х гг. член Об-ва любителей муз. и драм. иск-в, с 1885 - Об-ва рус. драм. писателей и оперных композиторов. В 1885 участвовал в создании Московской частной русской оперы (до 1888 - директор). Был близок к кружку С. И. Мамонтова и художника В. Д. Поленова. В 1888- 1894 дирижёр Александрийского, в 1894-98 Михайловского т-ров в Петербурге. Автор неск. опер, балетов. Популярностью пользовались его балеты "Ненюфар" и особенно "Капризы бабочки".

Сочинения:оперы - Алая роза (по сказке "Красавица и Чудовище" Перро; 1-я ред. 1884, домашний кружок С. И. Мамонтова; 2-я ред. 1886, Моск. частная рус. опера), Боярин Орша (по поэме Лермонтова, 1898), Ожерелье (1899, т-р Солодовникова, Москва), Поэт (1899, Мариинский т-р, Петербург); балеты - Капризы бабочки (1889, Мариинский т-р, Петербург), Ненюфар (1890, там же).

И. М. Ямпольский.

Кроче Б.

Кроче Б. (Croce) Бенедетто (25 II 1866, Пескассероли - 20 XI 1952, Неаполь) - итал. философ, историк, литературовед, эстетик. Вместе с Дж. Джентиле возглавил неаполитанскую школу неогегельянцев, стал одним из осн. идеологов и политич. лидеров итал. бурж. либерализма (в 1902-20 профессор в ун-те Неаполя, в 1910 сенатор, 1920-21 и 1944 министр, в 1948 президент созданной им либеральной партии). Один из первых ревизионистов марксизма, К. оказал влияние на Э. Бернштейна, Ж. Сореля, К. Фосслера и др. Б. ч. соч. К. опубликована в издававшемся им в 1903-44 журн. "La critica". В основе его эстетики - взгляд на иск-во как на "деятельность выражения", отождествляемую с интуицией. По К., интуиция в иск-ве предшествует образу и понятию. Исходя из этой идеи, К. отвергал строгую классификацию видов и жанров иск-ва. Оценку крочеанства с точки зрения классовой борьбы в Италии дали А. Грамши (в кн.: "Il materialismo storico e la filosofia di В. Croce", 1949) и К. Салинари (в сб.: Togliatti Р., Longo L., Salinari C., Per la constituzione democratica e per una libera culture. Rapporti alla sessione del С. С. del Р. С. I. del 10-12 November 1952, 1953). К музыковедению имеет непосредств. отношение лишь кн. К. "Театры Неаполя от Возрождения до конца 18 века" ("Teatri di Napoli dal Rinascimento alla fine del secolo decimoitavo", 1891). Однако его эстетич. взгляды восприняли мн. музыковеды (M. Мила, Г. Паннаин, А. Паренте, Л. Ронга), что сказалось в преувеличении ими роли интуитивного начала в музыке, представлении об автономности художеств. формы. Известна работа К. на рус. языке "Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика" (ч. I. Теория, М., 1920).

Литература: Асмус В., Проблема интуиции в философии и математике, М., 1963, с. 132-51; Shean V., First and last love, N. Y., (1956), с 127, 140-42, 237; Della Corte A., La critica musicale e i critici, (Torino, 1961); Fubini E., Lestetica musicale dal settecento a oggi, (Torino, 1964).

И. А. Слепнёв.

Кроче Д.

Кроче Д. (Сrосе; прозвище по месту рождения - Кьодзотто, Chiozzotto) Джованни (ок. 1557, Кьоджа - 15 V 1609, Венеция) - итал. композитор и священнослужитель. Ученик Дж. Царлино. С 1565 певец, с 1603 капельмейстер собора Сан-Марко в Венеции. Один из ведущих представителей венецианской школы, К. писал церк. и светские произв. Блестяще владея техникой хор. полифонии, он создал многочисл. мессы, мотеты, псалмы, магнификаты, ламентации и др. (нек-рые из них с basso continuo). В светских вок. произв. (мадригалах, канцонеттах, а также многогол. песнях) проявились тенденции к более прозрачному письму, мастерство в обрисовке характеров. Среди произв. К. - песни, в т.ч. изданные в сб. "Новые музыкальные мысли" ("Novi pensieri musicali", 1594), мадригальные комедии "Приятные и смешные карнавальные маски" ("Mascarate piacevoli et ridicolose per il carnevale", для 4-8 голосов, 1590), "Музыкальное лекарство..." ("Triaca musicale", для 4-7 голосов, 1595).

Крошнер М. Е.

Михаил Ефимович (1900-1942) - сов. композитор. Засл. арт. БССР (1940). Род. в Киеве. Окончил Белорус. консерваторию по классу композиции у В. А. Золотарёва (1937). Своим нар.-героич. балетом "Соловей" (по повести З. Бядули), в музыке к-рого широко претворён нац. танц. фольклор, положил начало балетному жанру в белорус. музыке. Погиб в Минске во время Великой Отечеств. войны 1941-45.

Сочинения: балет Соловей (1939, Одесский т-р оперы и балета; Белорус. т-р оперы и балета, Минск); кантата Утопленник (по Пушкину, 1937); для орк. - симф. танцы (1937); струн. квартет; пьесы для фп., скр., влч.; обр. белорус. и евр. нар. песен (большинство произв. погибло во время войны).

Литература: Лившиц A., Жизнь за Родину свою, М., 1964.

Е. А. Соломаха.

Кругликов С. Н.

Семён Николаевич (25 V (6 VI) 1851, Москва - 9 (22) II 1910, там же) - рус. муз. критик. Занимался на физико-математич. ф-те Моск. ун-та, затем в Ин-те путей сообщения в Петербурге. Изучал теорию музыки под рук. Н. А. Римского-Корсакова (сохранил с ним дружеские отношения до конца жизни) и А. К. Лядова. В 70-х гг. принимал участие в работе Бесплатной музыкальной школы. С 1881 преподавал в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (в 1898-1901 его директор) и тогда же начал выступать в печати. Среди его учеников - Вас. С. Калинников, в жизни и творчестве к-рого К. сыграл значит. роль. Как муз. критик сотрудничал в ряде моск. газет: "Современные известия", "Новости дня", "Русское слово" и др. Заведовал муз. отделом журн. "Артист" (1889-95). В 90-х гг. был муз. консультантом Моск. частной рус. оперы С. И. Мамонтова и оказал большое влияние на её репертуарную линию.

В своей критич. деятельности К. отстаивал идеи и творчество композиторов "Новой русской музыкальной школы". Он был одним из первых последовательных защитников и пропагандистов произв. М. А. Балакирева, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Римского-Корсакова в Москве. В 80-х гг. его суждения отличались свойственной балакиревскому кружку односторонностью. Заметное влияние на взгляды К. оказал Ц. А. Кюи. Это сказалось в предвзятом отношении К. к творчеству П. И. Чайковского, С. И. Танеева, в недооценке классич. наследия 18 в. Позже К. отказался от полемич. крайностей, его позиции стали более широкими и объективными. Признаваясь в своих возрастающих симпатиях "к старости и к старому", он одноврем. приветствовал и многое из новых явлений в иск-ве нач. 20 в. На этой почве К. открыто расходится с Кюи, предостерегая его от преждевременных отрицат. приговоров. К. поддержал организацию Вечеров современной музыки в Москве (1909). Вместе с тем он не был всегда достаточно последователен в своих суждениях, в них часто сказывалась субъективная ограниченность его вкусов. Обширное критич. наследие К. - ценный источник для изучения моск. муз. жизни кон. 19 - нач. 20 вв.

Сочинения: "Снегурочка", опера Н. Римского-Корсакова, "Музыкальное обозрение", 1885, No 8, 10; "Евгений Онегин", опера П. И. Чайковского, "Артист", 1889, кн. 2, с. 73-81; Мусоргский и его "Борис Годунов", там же, 1890, кн. 5, с. 117-28; "Князь Игорь", опера, слова и музыка А. П. Бородина, там же, 1890, кн. 4, с. 165-81; Сложные формы в искусстве. (К вопросу о задачах оперы), там же, 1893, кн. 3, с. 76-87, кн. 4, с. 52-67; "Вражья сила" Серова, там же, 1893, кн. 11, с. 54-62; "Вильям Ратклифф", опера Ц. А. Кюи, там же, 1894, кн. 2, с. 161-74, и др.

Литература: С. Н. Кругликов. (Некролог), "РМГ", 1910, No 7, с. 196.

Ю. В. Келдыш.

Кругликова Е. Д.

Елена Дмитриевна (р. 3 (16) VI 1907, Подольск, ныне Моск. обл.) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. РСФСР (1947). В 1925-26 училась пению в Муз. техникуме им. А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов (Москва). В 1933 окончила Моск. консерваторию по классу пения у К. Н. Дорлиак. 1-я пр. на 1-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1933). В 1932-1956 солистка Большого т-ра СССР. В 1957-60 худ. рук. вокального отделения Всесоюзного гастрольно-конц. объединения (ВГКО). В 1958-59 преподавала в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных, с 1960 - в Муз. уч-ще при Моск. консерватории и в консерватории (с 1961, с 1973 доцент). У К. звучное, тёплого тембра лирико-драм. сопрано. Артистич. дарование певицы наиболее полно проявилось в партиях рус. классич. и сов. репертуара. К. - первая исполнительница на сцене Большого т-ра партий Натальи и Лушки в операх И. И. Дзержинского "Тихий Дон" (1936) и "Поднятая целина" (1937), Этери ("Абесалом и Этери" Палиашвили, 1939), Бэлы ("Бэла" Ан. Александрова, 1946). Партии: Татьяна, Иоланта, Феврония; Вера Шелога ("Псковитянка"), Оксана ("Черевички" Чайковского), Маша ("Дубровский"), Эльза ("Лоэнгрин"), Зиглинда ("Валькирия" Вагнера), Матильда ("Вильгельм Телль" Россини; Гос. пр. СССР, 1943), Графиня и Донна Анна ("Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан"). Как конц. певица часто выступала в ансамбле с А. Б. Гольденвейзером. С особым успехом исполняет романсы П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Р. Шумана, И. Брамса, рус. нар. песни. Гастролировала за рубежом (Иран, Румыния, Польша, Болгария, Югославия, Чехословакия).

Литература: Елена Дмитриевна Кругликова, М., 1953 (буклет).

В. И. Зарубин.

Круглов А. Н.

Алексей Николаевич (1866, Москва - 4 (17) IX 1902, Сергиевский посад, ныне Загорск) - рус. певец (баритон). Брал уроки пения у С. Капелли. В 1889, по окончании Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва, начал сценич. деятельность в Казани (антреприза А. А. Орлова-Сокольского). Затем служил в Одессе, Киеве, Харькове, Казани, Тбилиси, Вильнюсе, Петербурге, Москве (у М. В. Лентовского), Перми. Обладал ровным во всех регистрах, сильным, звучным голосом красивого тембра, сценич. дарованием. Среди партий: Борис Годунов, Демон, Князь Игорь, Руслан, Грязной, Кочубей, Фигаро и др.

Литература: Поплавский И., A. H. Круглов, "Театр и искусство", 1902, No 38, с. 681; Шкафер В. П., Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890-1930 гг., Л., 1936, с. 39, 99, 109; Майбурова Е. В., Музыкальная жизнь дореволюционной Перми, в сб.: Из музыкального прошлого, (вып.) 1, М., 1960, с, 93-95.

А. С. Иванов.

Кружок друзей камерной музыки

Кружок друзей камерной музыки - концертная организация, основанная на обществ. началах для пропаганды камерной музыки. Создана в Петрограде в апр. 1922 по инициативе известного певца А. И. Мозжухина. В число основателей вошли также А. К. Глазунов, М. А. Бихтер, В. Г. Каратыгин, B. П. Коломийцев. В 1923 был утверждён устав и официально закреплено название. Концерты проходили в зале быв. депо роялей фирмы Шредер ежедневно; ежемесячно давались бесплатные концерты для рабочих организаций и студентов; широко привлекались молодые исполнители и композиторы. Первые годы деятельность кружка носила полулюбительский характер. Во 2-й пол. 20-х гг. кружок был реорганизован и, получив назв. Общество камерной музыки, перешёл в ведение Главнауки при Наркомпросе. Здесь выступали с концертами крупнейшие музыканты Ленинграда. Деятельность об-ва благодаря инициативе организационно возглавлявшей его H. E. Добычиной была очень активной. В 1929-33 при этом об-ве функционировало Конц. бюро, обслуживавшее гор. периферию. В 1937 в связи с активизацией камерно-исиолнит. работы филармонии об-во было ликвидировано. Являясь в те годы осн. очагом камерно-муз. культуры, об-во сыграло значит. роль в муз. жизни Ленинграда.

Литература: Музалевский В., Записки музыканта, Л., 1969, с. 92-100; Кар (Каратыгин В. Г.), Юбилей Кружка друзей камерной музыки, "Жизнь искусства", 1924, No 3; Б.-Б. (Богданов-Березовский), О "КДКМ", "Жизнь искусства", 1926, No 1.

Ю. Я. Вайнкоп.

Кружок любителей русской музыки

Керзинский кружок, - концертная муз.-просветительская организация в Москве (1896-1912). Основатели и руководители - А. М. и М. С. Керзины. Концерты кружка проходили первоначально на частных квартирах, затем в "Славянском базаре", с 1902 - в Большом зале Благородного собрания (ныне Колонный зал Дома Союзов). Из любительского кружка это об-во выросло в конц. организацию, к-рая за годы существования дала более 100 концертов преим. камерной, а также симф. музыки. Концерты широко пропагандировали произв. рус. композиторов; впервые в Москве здесь были исполнены значит. произв. М. П. Мусоргского, А. П. Бородина; состоялись премьеры мн. соч. С. И. Танеева, А. К. Лядова, А. С. Аренского, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, Р. М. Глиэра и др. Кружок способствовал пропаганде отечеств. камерно-вок. музыки и становлению её исполнит. стиля. Концерты (обычно бесплатные) пользовались большим успехом.

В числе музыкантов, близко стоявших к кружку, были композиторы - Ц. А. Кюи, Рахманинов (под упр. к-рого часто проходили симф. концерты), Танеев, Метнер, Л. В. Николаев; муз. критики - В. В. Стасов, C. Н. Кругликов, Н. Д. Кашкин; исполнители - М. А. Дейша-Сионицкая, Н. И. Забела-Врубель, М. А. Оленина-дАльгейм, Л. В. Собинов, И. В. Грызунов и др.

Литература: Кружок любителей русской музыки. Программы кружка 1896-1906. Отчет за X лет, М., 1906; Штейнберг A. A., Керзинский кружок любителей русской музыки, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960, с. 598-619; Алексеев А. Д., Концертная жизнь на рубеже столетий, в кн.: Русская художественная культура конца XIX - начала XX в. (1895-1907), кн. 1, М., 1968, с. 396-419; Соколов Н., Энтузиасты русской музыки, "СМ", 1971, No 12.

Л. З. Корабельникова.

Кружок новой музыки

Кружок новой музыки - содружество ленингр. муз. деятелей - композиторов, музыковедов, исполнителей, педагогов, возникшее в нач. 1926 (устав утверждён 26 I 1926) на базе 4-го Гос. муз. техникума (в дальнейшем - при Центр. муз. техникуме). В задачи К. н. м. входило ознакомление его участников с новыми муз.-художеств. течениями, изучение и пропаганда музыки, современной как по содержанию, так и по средствам муз. выразительности. Во главе К. н. м. стояло правление в составе: Б. В. Асафьев (пред.), В. А. Дранишников (зам. пред.), С. Л. Гинзбург, В. М. Дешевов, М. С. Друскин (секретарь), Ю. Я. Вайнкоп. Деятельность К. н. м. вскоре переросла рамки техникума и приобрела общегородское значение. В связи с ростом числа членов и расширением круга работы в кон. 1926 произошли изменения в составе правления: В. В. Шербачёв (пред.), И. М. Шиллингер (зам. пред.), В. М. Дешевов (секретарь), Б. В. Асафьев, Ю. Я. Вайнкоп, С. Л. Гинзбург, М. С. Друскин, А. Д. Каменский, П. Б. Рязанов, Д. Д. Шостакович и З. В. Эвальд. За время своей деятельности К. н. м. организовал 14 закрытых исполнительских собраний и 6 открытых концертов; помимо членов кружка, в них приняли участие А. Н. Александров, Н. С. Жиляев, К. С. Сараджев, В. Я. Шебалин, А. Н. Юровский, а также ряд иностр. композиторов (Ж. Вьенер, А. Казелла и Д. Мийо). К. н. м. сыграл заметную роль в ознакомлении ленингр. муз. общественности с новыми явлениями в совр. сов. и заруб. муз. творчестве. Просуществовал до февр. 1927, после чего слился с реформированной к тому времени Ленингр. ассоциацией совр. музыки.

Литература: АКР, Новая музыка (о 4-м открытом собрании Кружка новой музыки), "Жизнь искусства", 1926, No 23; Вайнкоп Ю., Кружок Новой Музыки, в сб.: Новая музыка, вып. 1, Л., 1927; Друскин М., Из хроники музыкальной жизни Ленинграда 20-х годов, "СМ", 1974, No 9.

Ю. Я. Вайнкоп.

Крумм Х. А.

Хендрик Арсеньевич (р. 21 XII 1934, дер. Лейзи, о. Саарема) - сов. певец (тенор). Нар. арт. СССР (1980). Чл. КПСС с 1977. Деп. Верх. Совета Эст. ССР 10-го созыва. В 1963 окончил Таллинскую консерваторию у А. К. Ардера, в 1965-68 стажировался в миланском т-ре "Ла Скала". С 1956 артист хора Эст. радио. С 1957 артист хора, с 1961 солист Эст. т-ра оперы и балета. Партии: Водемон; Лыков ("Царская невеста"), Радамес; Ричард ("Бал-маскарад"), Манрико; Форесто ("Атилла" Верди), Эдгар, Тонио ("Лючия ди Ламмермур", "Дочь полка" Доницетти), Бенедикт ("Беатриче и Бенедикт" Берлиоза), Шамейка ("Юха" А. Мериканто), Сергей ("Катерина Измайлова"), Юло ("Викерцы" Аава), Нээме ("Огни мщения" Каппа), Кристиан ("Сирано де Бержерак" Тамберга). Ведёт конц. деятельность. Большое место в его репертуаре занимают романсы Г. В. Свиридова и С. В. Рахманинова. Участвовал в исп. ораториально-кантатных произв. - реквиема Верди, оперы-оратории "Царь Эдип" Стравинского. Гастролирует за рубежом. С 1976 преподаватель Таллинской консерватории.

Крумпхольц Я. Б.

Крумпхольц Я. Б. (Krumpholtz) Ян Баптист (Крштитель) (8 V 1742, Буденице, близ Злонице - 19 II 1790, Париж) - чеш. арфист и композитор. Сын полкового капельмейстера, гобоиста, у к-рого получил первые уроки музыки. Игре на арфе учился у С. Хохбруккера в Париже (1759). В 1772 концертировал в Вене, где затем преподавал игру на арфе. В 1773-76 служил в придв. капелле князя М. Й. Эстерхази, совершенствовался по композиции у Й. Гайдна, к-рый руководил капеллой. В 1776 совершил конц. турне по Германии, в 1777 - по Франции. Прославился как выдающийся виртуоз. Последние годы жизни провёл в Париже. К. известен и как изобретатель, внёсший в конструкцию арфы ряд важных усовершенствований. По его проекту была построена арфа с 8-й педалью, при нажатии к-рой на струны около деки накладывалась планка, покрытая т.н. фильцем ("лютневый регистр" клавесина, приспособленный к конструкции арфы); эта педаль меняла окраску звука и позволяла играть staccato. По ряду свидетельств, К. принадлежит также идея создания арфы с двойными зарубками педалей (бемоли, бекары, диезы). К. - автор симфонии для арфы и камерного ансамбля (флейта, 2 валторны, 2 скрипки, виолончель и контрабас), 8 концертов с оркестром (1778), 52 сонат, в т.ч. 4 для арфы и разл. инструментов ("Патетические сонаты" - "Sonates pathйtiques"), мн. вариаций, арий, прелюдий и др. пьес; разл. ансамблей с арфой - квартета для арфы, скрипки, альта и виолончели, дуэта для арф (или арфы и клавира); обр. для арфы соч. Гайдна и др. Под ред. И. М. Бланк в Париже опубликована методич. работа К. "Правила для арфы" ("Principes pour la harpe"); под ред. Й. M. Плане - "Школа для арфы" ("Skola pro harfu").

Литература: Сонаты, вариации и фантазии для арфы (арфовая классика), вып. 1. Ред.-сост. В. Б. и Б. В. Доброхотовы, М., 1964; Seimeca M. G., Larpa nella storia, Bari, 1938.

Б. В. Доброхотов.

Круселль Б.

Круселль Б. (Crusell) Бернхард Хенрик (15 X 1775, Усикаупунки, Финляндия - 29 VII 1838, Стокгольм) - фин. композитор и кларнетист. Чл. стокгольмской Корол. академии (1801). С 1791 учился музыке у Г. Й. Фоглера в Стокгольме. Изучал игру на кларнете у Ф. Тауша в Берлине (1793) и у Ж. К. Лефевра в Парижской консерватории, а также композицию под рук. А. М. Бертона и Ф. Ж. Госсека (с 1803). Б. ч. жизни работал в Швеции. В 1793-1834 служил в корол. капелле, затем капельмейстером воен. оркестра. Был крупнейшим кларнетистом-виртуозом, одним из первых фин. оперных композиторов (его музыка произвела большое впечатление на юного М. И. Глинку). Муз. язык К. сложился под влиянием европ. классицизма. Его соч., гл. обр. лирич. и танц. характера, привлекают мелодичностью, изяществом формы и отличаются технич. мастерством. Написал автобиографию (рукоп.). К. принадлежат переводы на швед. яз. либр. ряда известных опер.

Сочинения: опера - Маленькая рабыня (Den lilla slafvinna, по мотивам сказок "1001 ночи", 1824); 3 концерта для кларнета с орк., камерные инстр. ансамбли с участием кларнета; произв. для духовых инструментов; хоры; песенный цикл на тексты из "Саги о Фритьофе" Тегнера и др.

Литература: Fryklund D., Brev frеn Bernhard Crusell, Sundsvall, 1918; его же, Nеgra brev frеn Bernhard Crusell, "Svensk Tidskrift fцr Musikforsking", 1949, еrgеng 31; Sundstrцm E., Tvе brev frеn R. Frigel till Bernhard Crusell, там же, 1920, еrgеng 2; Norlind T., Ett brev frеn Crusell till Petersforlag, там же, 1925, еrgеng 7; Winter H., B. H. Crusellin 150-vuotismuisto, Hels., 1925; Haapanen T., Bernhard Henrik Crusell?, "Vеr sеng", 1941, (еrgеng) 14; Mцrner С.-G. St., Ett musikbrev 1799 frеn G. Brandel till В. Crusell, "Svensk tidskrift fцr musikforsknmg", 1967, No 49.

Л. Т. Нормет.

Круста данцис

Круста данцис - скалу данцис (латыш. krusta dancis, skalu dancis - танец креста, танец лучины) - латыш. нар. танец (сольный). Муз. размер 2/4. Исполняется обычно мужчинами на свадьбах в сопровождении песни; состоит гл. обр. из прыжков над двумя палочками или лучинами, положенными крест-накрест.

Крутикова А. П.

Александра Павловна (1851, Черниговская губ. - 1919, Москва) - рус. певица (меццо-сопрано). Жена Б. Б. Корсова. Пению училась у П. Вартеля в Париже. В 1872 окончила Петерб. консерваторию по классу пения у Г. Ниссен-Саломан. В том же году дебютировала в партии Вани на сцене Мариинского т-ра; работала здесь до 1876. Затем (1876-78) совершенствовалась у Э. Муцио в Париже и Гамбоджи в Милане, сезон 1878-79 пела в Севилье. Возвратившись на родину, выступала в Харькове, Киеве, Одессе. В 1880-91 солистка Большого т-ра. Голос обширного диапазона, легкая и изящная колоратурная техника позволяли К. исполнять партии лирич. и драм. меццо-сопрано, партии контральто: Боярыня Морозова ("Опричник" Чайковского), Фёдор ("Борис Годунов"), Груня ("Вражья сила"), Амнерис; Церлина ("Дон Жуан"), Ольга ("Евгении Онегин"), Любовь ("Мазепа"), Солоха ("Черевички"), Графиня; Паж и Екатерина Медичи ("Гугеноты"). Выступала в концертах. Талант К. высоко ценил П. И. Чайковский.

Литература: Александра Павловна Крутикова, "ЕИТ", Сезон 1901-1902, прил. 1; А. П. Крутикова, "РМГ", 1906, No 5, с. 154-55; Антарова К. Е., Моя работа над ролью графини в "Пиковой даме", в сб.: Чайковский и театр, M.-Л., 1940.

Крутицкий А. М.

Антон Михайлович (1754 (?), Москва - 21 VII (2 VIII) 1803, Таллин) - рус. актер и певец (бас-буфф). Сын отставного сержанта, К. был питомцем Моск. воспитат. дома. Здесь же обучался у актера И. И. Калиграфа сценич. иск-ву и участвовал (с 1778) в спектаклях. В 1779 в числе др. воспитанников определен в труппу петерб. Вольного российского т-ра К. Книпера. Значит. влияние на творч. формирование К. оказал И. А. Дмитревский, руководивший т-ром. С 1783, после перехода Вольного т-ра в придворное ведомство, К. - актер петерб. Российского т-ра (в 1793-1800 был также инспектором драм. труппы). К. - один из родоначальников рус. реалистич. школы муз.-сценич. иск-ва. Правдиво, со знанием психологии и быта воплощал он образы людей из народа. Его исполнение отличалось живостью, неисчерпаемой весёлостью, комизмом. Первая крупная роль К. - Фаддей в комич. опере "Мельник - колдун, обманщик и сват" Аблесимова, муз. Соколовского (1781). Создав образ грубоватого хитреца-мельника, К. поразил публику знанием характерных черт рус. крестьянина, простым разговорным тоном. В репертуар К. входили также партии Болдырева ("Сбитенщик" Бюлана), Скрягина ("Скупой" Пашкевича), Федула ("Федул с детьми" Пашкевича и Мартина) и др. К. перевёл ряд франц. и нем. пьес.

Литература: Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII - XVIII веков, М., 1958; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России от истоков до Глинки, Л., 1959, с. 185-86; Всеволодский-Гернгросс В. Н., Русский театр второй половины XVIII в., М., 1960.

Кручинин В. Я.

Валентин Яковлевич (14 (26) VI 1892, Ростов-на-Дону - 5 II 1970, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1964). В 1912 окончил Муз. школу А. С. Шора по классу фп. Игре на фп. обучался также у Е. Г. Гвоздкова (1911-13) и К. А. Киппа (1914). В 1916-17 брал уроки гармонии у В. А. Золотарёва. В 30-х гг. занимался в семинаре CK СССР у Р. М. Глиэра, Ан. Н. Александрова, Н. П. Иванова-Радкевича. С 1912 выступал в качестве пианиста-аккомпаниатора. Как композитор уделял преимущественное внимание массовым жанрам. Широкую популярность завоевали в 30-40-е гг. патриотич. песни К., в т.ч. "Русская душа" (сл. Л. И. Ошанина, изд. 1942), "Близко города Тамбова" (сл. И. П. Уткина, изд. 1941), "Советский простой человек" (сл. В. И. Лебедева-Кумача, изд. 1937), "Объединяйся, молодёжь" (сл. П. Д. Германа). Внёс значит. вклад в репертуар дух. оркестров. Автор оперетт.

Сочинения: оперетты - Святая любовь (1937, Хабаровский т-р муз. комедии), Шура Иванова (1938, Ивановский т-р муз. комедии), Последняя мазурка (1941, Ленинградский т-р муз. комедии); для дух. орк. - марши и др. пьесы, в т.ч. сюиты - 3 красноармейские (1936, 1940; с хором, посв. 25-летию Красной Армии, сл. А. Кутуй, изд. 1947), Кавалерийская (с хором, сл. Л. И. Ошанина, 1943), Победная (1945), Армейская (посв. 35-летию Сов. Армии, 1953); романсы; хоровые песни с сопровождением, в т.ч. Красный снайпер (сл. А. А. Суркова, изд. 1933), Песня о челюскинцах (сл. П. Д. Германа, изд. 1934), Моя страна (сл. В. И. Лебедева-Кумача, изд. 1937), Не забудут озера Хасан (сл. О. Я. Колычева, 1938); хоры без сопровождения - Стали мы державою морской (сл. С. Я. Алымова), Марш советской конницы (сл. Л. И. Ошанина) и др.; музыка к фильмам.

M. M. Яковлев.

Кручинин Н. Н.

Кручинин Н. Н. (наст. фам. - Хлебников) Николай Николаевич (17 (29) X 1885, Москва - 1 I 1962, там же) - сов. гитарист-этнограф, собиратель цыганского фольклора. Засл. арт. РСФСР (1947). Дед К. в 50-60-х гг. 19 в. был выборным старостой моск. цыган, отец - Н. И. Хлебников в 80-е гг. управлял цыганским хором. Игре на гитаре К. обучался у M. H. Николаевой, М. В. Хлебникова (своего дяди) и Н. С. Лебедева - аккомпаниатора В. В. Паниной. В 1907-17 как артист драм. т-ров (в 1914-17 моск. Т-ра Корша) выступал под псевд. Кручинин. В 1917 организовал вок.-инстр. цыганский ансамбль (с 1920 - Студия старого цыганского искусства, в 1925-29 - Этнографический ансамбль старинной цыганской песни). Участвовал в муз. оформлении спектаклей - "Живой труп" Толстого (Моск. т-р им. Ленинского комсомола), "Бесприданница" Островского (Моск. т-р Ленсовета) и др., оперы "Станционный смотритель" Крюкова (Моск. оперный т-р им. Станиславского). Изд. "Сборник полевых цыганских песен", вып. 1 (1929); сб. "Старинные русские песни, сохранённые музыкальной традицией цыган" (1929). В 1-й сб. вошли песни из репертуара проф. хоров (на цыганском яз.), во 2-й - рус. песни, исполняемые в традиции моск. цыган (в сб. воспроизводились как напевы, так и гитарное сопровождение).

И. М. Ямпольский.

Предыдущая страница Следующая страница