Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 18, "КРА"-"КРЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 18, "КРА"-"КРЕ")

Краков

Статья большая, находится на отдельной странице.

Краковяк

Краковяк (польск. krakowiak) - польск. нар. танец. Возник в Краковском воеводстве, но с давних пор (существование его засвидетельствовано уже в 14 в.) получил распространение по всей Польше, преим. в шляхетской среде, а затем и в крестьянском быту. Так же, как полонез, К. назывался "большим танцем" (taniec wielki) и имел торжеств. характер воинского шествия; с течением времени стал более разнообразным, сохранив, однако, двухдольность. На рубеже 18-19 вв. К. имел большое значение в процессе утверждения самобытности польской муз. культуры. Ритмы К. пронизывают музыку комич. оперы Я. Стефани "Мнимое чудо, или Краковцы и горцы" (1794, на текст В. Богуславского, содержавший национально-освободительные призывы, из-за которых она была запрещена и царской и австрийской цензурой). Жанр К. на оперной сцене развивал Ю. Эльснер. В увертюре к его опере "Король Локетек" (1818) за медленным вступлением следует "Allegro alla Krakowiak", в опере "Ягелло в Тенчине" (1819) содержится хор "alla Krakowiak". Ритмы К. встречаются также и в оперном творчестве К. Курпиньского. В 1828 Ф. Шопен создал своё знаменитое "Большое концертное рондо" ("Rondo а la Krakowiak") для фп. с оркестром. Под таким же назв. вышло в 1803 концертное рондо для фп. его учителя Эльснера. К жанру К. обращались С. Монюшко, З. Носковский, Ю. Зарембский, А. Шелюто и мн. др. польские композиторы. Блестящий оркестровый К., в духе "большого танца" (в соответствии с эпохой, в к-рой происходит действие оперы "Иван Сусанин") создал Глинка.

Литература: Пасхалов Вяч., Шопен и польская народная музыка, М., 1949; Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1-3, М., 1954-72; Kolberg О., Dziela wszystkie, t. 6, Krakow, 1963.

И. P. Бэлза.

Крам Д. Г.

Крэм (Crumb) Джордж Генри (р. 24 X 1929, Чарлстон, Зап. Виргиния) - амер. композитор. Чл. Амер. академии искусств и литературы (1976).

Крам Д. Г.

Учился у Р. Л. Финни в Мичиганском ун-те (окончил в 1959) и у Б. Блахера в Высшей муз. школе в Зап. Берлине (1955-56). Преподавал в Колорадском ун-те (1959-65) и Муз. школе при Пенсильванском университете в Филадельфии (с 1965), на международных летних курсах в Танглвуде (с 1970). Пр. Гуггенхейма (1967) и Пулицера (1968).

Сочинения: для орк. - Эхо времён и река (Echoes of times and the river, 1967); 4 церк. гимна (1967); для голоса и камерно-инст. р. ансамбля - циклы песен на стихи Ф. Гарсиа Лорки: Песни, бурдоны и рефрены Смерти (Songs, drones and refrains of Death, 1968), Древние голоса детей (Ancient voices of children, 1970); Макрокосмос (24 фантазии для фп. со звукоусилителем, тетради 1-2, 1972, 1973).

Крамаров Ю. М.

Юрий Маркович (12 II 1929, Москва - 15 III 1982, Красноярск) - сов. альтист и педагог. Засл. деят. искусств РСФСР (1981). В 1953 окончил Ленингр. консерваторию у И. Л. Левитина. С того же года концертмейстер симф. оркестра Ленингр. филармонии, с 1957 артист, в 1958-63 концертмейстер Акад. симф. оркестра Ленингр. филармонии. С 1954 преподавал в Ленингр. консерватории (с 1966 доцент); среди учеников - В. И. Шульга, В. И. Стопичев, М. Б. Кугель. 1-я пр. на конкурсе 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1957, Москва). Гастролировал за рубежом как солист и ансамблист, пропагандируя творчество классиков и современных, в т.ч. советских, композиторов. К. посвящено ок. 20 альтовых соч. сов. композиторов (концерты В. И. Цы-товича, В. Н. Гуркова, соната В. М. Богданова-Березовского, сюита и пьесы С. М. Слонимского и др.). Редактор произв. старинных композиторов. К. принадлежит транскрипция для альта 6 сюит для виолончели соло И. С. Баха.

Крамер И.

Крамер И. (Cramer) Иоганн Баптист (24 II 1771, Мангейм - 16 IV 1858, Кенсингтон, близ Лондона) - нем. пианист, композитор, педагог. Сын скрипача и дирижёра Вильгельма К. (1745, Мангейм - 5 X 1799, Лондон). Занимался у И. С. Шрётера и М. Клементи (фп.), К. Ф. Абеля (теория музыки). Жил гл. обр. в Лондоне. С 1788 концертировал во мн. странах Европы. В 1824 совм. с Р. Аддисоном и Т. Ф. Билом основал в Лондоне изд-во (сотрудничал до 1845).

Игра К. отличалась совершенным технич. мастерством. Большое значение имела также его педагогич. деятельность. Среди многочисл. сочинений К. наибольшую ценность представляют педагогич. фп. пьесы, в т.ч. этюды, к-рые отличаются не только удачным решением технич. проблем, но и муз. содержательностью. Их высоко ценил Л. Бетховен. Прочно вошла в педагогич. репертуар "Большая практическая фортепьянная школа" К. ("Grosse praktische Pianoforte-Schule", 1815), особенно её последняя, 5-я часть - 84 этюда (ор. 50) и дополнительные 16 этюдов, а также 2-я часть - "Школа беглости" (ор. 100) - 100 ежедневных упражнений.

Сочинения: для фп. с орк. - 8 концертов; камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. фп. трио, фп. квартет, 2 фп. квинтета и др.; для фп. - 105 сонат, дивертисменты, рондо, токкаты, каприччо, вариации и др. пьесы, в т.ч. фантазия Кутузова победа; для 2 фп. - Большой дуэт и др.

Литература: Pembaur J., Die 84 Etьden von J. В. Cramer, Lpz., 1901; Schlesinger Th., Johann Baptist Cramer und seine Klavier-Sonaten, Mьnch., 1928.

M. M. Яковлев.

Крампе В. Я.

Вера Яновна (р. 7 (20) VII 1907, Рига) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. Латв. ССР (1954). Чл. КПСС с 1948. В 1932 окончила Латв. консерваторию (класс Ф. Коррадо). В 1935-40 солистка муз.-драм. т-ра в Лиепае, в 1940-41 и 1944-56 - Латв. т-ра оперы и балета (Рига). В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 выступала в Ташкенте, в Иванове (Гос. художеств. ансамбль Латв. ССР). Партии: Рута (одноим. опера Грюнфельда), Сайма ("Огни мщения" Э. А. Каппа), Марина Мнишек (Гос. пр. СССР, 1950), Наташа, Татьяна, Лиза, Ярославна, Феврония; Амелия, Леонора ("Бал-Маскарад", "Трубадур"), Аида, Тоска, Марта ("Долина" дАльбера) и др. В 1945-60 преподавала в Латв. консерватории.

Я. Я. Витолинь.

Кранко Д.

Кренко (Cranko) Джон (15 VIII 1927, Рюстенбург, ЮАР - 26 VI 1973, США) - англ. артист балета и балетмейстер. Обучался в балетных школах при Кейптаунском ун-те и т-ре "Сэдлерс-Уэллс". В 1947-59 балетмейстер "Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле", "Сэдлерс-Уэллс балле", "Балле Рамбер", "Нью-Йорк сити балле", "Гранд-Опера", т-ра "Ла Скала" и др. С 1961 рук. труппы Вюртембергского гос. т-ра (Штутгартский балет), работал также с др. труппами. Ставил спектакли в Кёльне, Берлине, Зап. Берлине, Торонто, Сантьяго, Нью-Йорке, Копенгагене. В 1968-71 гл. балетмейстер Баварской гос. оперы в Мюнхене. Среди наиболее значит. пост.: "Игра в карты" Стравинского, "Онегин" на музыку Чайковского в аранжировке К. X. Штольце, "Опус 1" на музыку Веберна (все - 1965), "Укрощение строптивой" на музыку Д. Скарлатти в аранжировке Штольце (1969), "Поэма экстаза" на музыку Скрябина (1970), "Кармен" на музыку Визе - Фортнера - Штейнбреннера, "Инициалы Р. Б. М. Э." на музыку Брамса (1972).

Литература: John Cranko und das Stuttgarter Ballett, Pfullingen, 1969.

Красев М. И.

Михаил Иванович (4 (16) III 1897, Москва - 24 I 1954, там же) - сов. композитор. Брал уроки игры на фп. у Ю. Д. Энгеля. Теорией музыки занимался у А. Т. Гречанинова, И. А. Добровейна, Н. С. Жиляева. В 1916 получил пр. им. М. П. Беляева. В 20-е гг. был чл. Объединения революционных композиторов и музыкальных деятелей (ОРКИМД). Наряду с творчеством занимался муз. работой с детьми, изучением и обр. муз. фольклора народов СССР, записывал нар. песни в Крыму, Белоруссии, республиках Ср. Азии, на Кавказе. К. много работал над созданием репертуара для художеств. самодеятельности (издано св. 260 хоров). Написал ряд произв. для детей и стал одним из основоположников жанра детской сов. музыки.

Сочинения: опера - Дума про Опанаса (по поэме Э. Г. Багрицкого, 1937), 10 детских опер, в т.ч. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (1924), Маша и медведь (1940; 2-я ред. 1949), Петушок (1941), Теремок (1942), Морозко (пост. 1950, филиал Большого т-ра; Гос. пр. СССР, 1951), За правду, за счастье (Павлик Морозов, 1953); оперетты - Парижский волчок (1928) и др.; кантаты - Москва (1947), Слава Октябрю (1947); для фп. - Пионеры в городе, 8 лёгких пьес, Пионеры в лагере, 5 лёгких пьес (1926); для голоса с фп. - 12 дуэтов на сл. рус поэтов 19 в., песни на слова К. Хетагурова, Романтическая тетрадь (сл. Л. Уланда, Г. Гейне, И. В. Гете); хор. песни - Стонало море (на собств. сл., о 1905 годе), Двенадцатое апреля (Ленский расстрел), Эх, как била меня мать (на сл. Д. Бедного), Мопровская и др.; песни для детей - Кукушка, Дядя Егор (сл. M. Клоковой, 1925), 12 песен пионеров (1927), Песенки октябрят (5 - 1927), Барабанчик (9 - 1928), Живые кубики (8 - 1929) и др.; музыка к спектаклям, обр. нар. песен для разл. составов.

Г. M. Цыпин.

Красин Б. Б.

Борис Борисович (3 (15) IV 1884, Тюмень - 21 VI 1936, Москва) - сов. муз. деятель. Брат видного сов. гос. деятеля Л. Б. Красина. В 1912 окончил Муз -драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва по классу теории музыки и композиции у А. Н. Корещенко. С 1900 принимал участие в революц. движении. В 1910 и 1914 собирал в Сев. Монголии муз. фольклор (записал нар. монг. мелодии с текстом, опубл. в прилож. к журн. "Живая старина", 1914, No 1) и муз. инструменты, в 1911 и 1912 - на Алтае кирг., калм. песни, а также песни рус. старообрядцев. С 1918 руководил муз. отделами Моск. пролеткульта, Главнауки, Главполитпросвета, Главпрофобра. Был пред. правления и директором-распорядителем Российской филармонии (Росфил). К. сыграл значит. роль в строительстве сов. муз. культуры. Ему принадлежит ряд статей по вопросам муз иск-ва.

Литература: Ковальский К., Б. Б. Красин (1884-1936). (Некролог), "СМ", 1936, No 7.

И. М. Ямпольский.

Красинская Л. Э.

Лия Эммануиловна (р. 25 I 1911, Рига) - сов. музыковед. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1961). Доктор искусствоведения (1976). Окончила в 1933 Латв. консерваторию (класс фп. у А. Соколовской, теория композиции у Я. Витола). В 1934-44 преподавала в муз. уч-щах Хабаровска, Калинина и др., с 1945 - в Латв. консерватории в Риге (с 1970 и. о. профессора). Выступает с лекциями. В 1956-59 ответств. секретарь CK Латвии.

Сочинения: Muzikas elementara teorija, Riga, 1951 (совм. с В. Уткиным), 1965 (в рус. пер. - Элементарная теория музыки, Рига, 1953, М., 1965); Margerнs Zarнns Riga, 1960 (в рус. пер. - Маргер Заринь, Л., 1961); Muzikala andzinasana XI klasei, Riga, 1962, 1970; Padomju muzikas literature, Riga, 1969; Latviesu muzikas vesture I, Riga, 1972 (совм. с J. Vitolins); Адольф Скултэ, M., 1959.

Я. Я. Витолинь.

Красная Н. С.

Надежда Сергеевна (р. 16 IV 1947, Кызыл Тув. АССР) - сов. певица (сопрано). Засл. арт. Тув. АССР (1972). В 1971 окончила Моск. консерваторию, с того же года солистка Тув. филармонии, с 1972 стажёр Большого т-ра, с 1976 солистка Моск. филармонии. На сцене Большого т-ра спела партии Татьяны, Микаэлы и Маргариты. В концертах исполняет произв. рус, сов. и заруб. композиторов, а также рус. и тув. нар. песни. Лауреат 4-го Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского (1970), "Гран при" на 19-м Междунар. конкурсе вокалистов в Тулузе (1972). Гастролирует за рубежом.

Краснознамённый имени А. В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской армии

Краснознамённый имени А. В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской армии - см. Ансамбль песни и пляски Советской Армии.

Краснокутский П. А.

Пётр Артемьевич (1849, Короча, ныне Курской обл. - 25 VII (7 VIII) 1900, усадьба Ермаково Демянского уезда, ныне Новгородской обл.) - рус. скрипач и педагог. В 1862-70 занимался в Петерб. консерватории, вначале у Г. Венявского, с 1868 у Л. С. Ауэра. Одноврем. был адъюнктом (ассистентом) Ауэра, затем получил самостоят. класс (с 1888 профессор). Преподавал также в Придв. певч. капелле (скрипичный, с 1892 и орк. классы). С 1867 играл в оркестре Мариинского т-ра (в 1882-89 концертмейстер). Участвовал как концертмейстер в абонементных симф. концертах Бесплатной муз. школы, как солист в "Рус. симф. концертах" и др. H.A. Римский-Корсаков посв. ему "Фантазию" на рус. темы для скрипки с оркестром (1886).

Краснощёков И. Я.

Иван Яковлевич (30 I (10 II) 1798, с. Знаменка Зарайского у. Рязанской губ. - 19 (31) VII 1875, Москва) - рус. инстр. мастер. Обучался с 1810 у М. Дубровина в Москве, где в 1824 открыл собств. мастерскую. Изготовлял преим. 7-струнные гитары, а также скрипки. На инструментах его работы играли почти все выдающиеся рус. гитаристы. Был дружен с М. Т. Высоцким, советами к-рого пользовался. Инструменты К., отличавшиеся мягким серебристого тембра звуком и тонкой художеств. отделкой, высоко ценились. В 1872 гитара его работы была удостоена золотой медали на Моск. политехнич. выставке.

Литература: Стахович М., История семиструнной гитары, СПБ, 1864, с. 30; Русанов В. A., Гитара и гитаристы. Исторические очерки, (вып. 1), М., 1899, с. 21.

И. М. Ямпольский.

Красова М.

Красова М. (Krasova) Марта (16 III 1901, Противин - 20 II 1970, Враж, близ Бероуна) - чеш. певица (контральто). Нар. арт. ЧССР (1958). Училась пению у Л. Прохазковой-Неймановой в Праге, совершенствовалась в Вене. Дебютировала в 1924 в Братиславе. С 1928 пела в Нац. т-ре в Праге. Исключительный по красоте тембра голос, выдающееся вок. мастерство сочетались у К. с драм. дарованием. Среди её партнёров - Ф. И. Шаляпин, Л. Слезак, М. Тешемахер, М. Немет и др. Выступала в чеш. репертуаре - Изабелла и Власта ("Мессинская невеста", "Шарка" Фибиха), Ведьма и Джулия ("Русалка", "Якобинец" Дворжака), Сторожиха ("Енуфа" Яначека), Радмила ("Либуше" Сметаны), Порция ("Джессика" Фёрстера). Среди лучших партий - Амнерис, Азучена, Далила, Кармен, Графиня; Орфей ("Орфей и Эвридика"), Октавиан ("Кавалер роз" Р. Штрауса). Была также отличной камерной певицей (песни и романсы Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, X. Вольфа, Г. Малера, М. П. Мусоргского). Гастролировала в странах Европы, в СССР (1955). Совершила турне по Канаде и США (1938-39). Гос. пр. ЧССР (1953). В конц. репертуаре выделялись партии в "Stabat Mater" и оратории "Святая Людмила" Дворжака, 9-й симфонии Бетховена, "Реквиеме" Верди.

И. М. Марков.

Красотов А. А.

Александр Александрович (р. 6 V 1936, Одесса) - сов. композитор. В 1959 окончил Одесскую консерваторию по классам Т. С. Малюковой (композиция) и Б. А. Чарковского (фп.), а также музыковедч. ф-т (класс А. Л. Когана). Преподаёт в Одесской консерватории теоретич. дисциплины.

Сочинения: опера - Кiнець казки (Конец сказки, по Дж. Лондону, 1959); оперетта-ревю - Пропала дiвчинка (1966, Киевский т-р музкомедии); мьюзикл -Пятий зайвий (Пятый лишний, 1972, Одесский т-р музкомедии); для голоса с орк. - вок.-симф. поэма Ода Солнцу (1964); для хора с орк. - кантата-сюита Апрель-100 (1970), для детского хора с орк. - кантата Ленин - наш (1970); для орк. - Симфония (1966), симф. поэма Жизнь взаймы (Життя в борг, по Э. М. Ремарку, 1961); для фп. с орк. - 2 концерта (1958, 1973); для скр. и фп. - сонаты (1957, 1965, 1968); для влч. и фп. - соната (1960); пьесы для фп.; хоры, романсы, песни (на сл. Н. Г. Грачёва, Л. И. Ошанина, И. Л. Сельвинского, Р. Бёрнса, Ж. Превера, Н. Гильена, Л. Ашкенази), обработки укр. нар. песен, музыка к спектаклям драм. т-ров, кино- и телефильмам.

H. H. Сидоренко.

Краузе Т.

Краузе Т. (Krause) Том (р. 5 VII 1934, Хельсинки) - фин. певец (бас-баритон). Играл (как любитель) в студенч. джазовых ансамблях на фп. и гитаре. Окончил Академию муз. и сценич. иск-в в Вене (1956). В 1957 дебютировал как конц. певец в Хельсинки, в 1959 - как оперный певец в Зап. Берлине (Гор. операм пел до 1962). С 1962 солист Гос. оперы в Гамбурге, с 1973 - т-ра "Гранд-Опера" в Париже. Выступает в крупнейших оперных т-рах мира, в т.ч. в Вене, Милане, Нью-Йорке, а также на муз. фестивалях в Зальцбурге, Глайндборне, Байрёйте. Обладает красивым голосом мягкого тембра, ярким артистич. темпераментом. Среди партий - Граф Альмавива ("Свадьба Фигаро"), Эскамильо ("Кармен"), Дон Жуан. Прославился и как исполнитель песен Ф. Шуберта и особенно Я. Сибелиуса; участвовал как солист в исполнении 13-й симфонии Шостаковича, а также "Военного реквиема" Бриттена в соборе в Ковентри (1962).

Литература: Mякинен T., Hумми С., Musica fennica, Хельсинки, 1965; Ralf К., De tusen sеngarnas land, "Musik-revy", 1975, No 3.

Краузе Э.

Краузе Э. (Krause) Эрнст (р. 28 V 1911, Дрезден) - нем. музыковед и муз. критик (ГДР). Музыковедение изучал в ун-те во Франкфурте-на-Майне под рук. Р. Гербера, И. Мюллера-Блаттау и Т. Адорно. С 1939 муз. рецензент газ. "Дрезденские известия" ("Dresdener Nachrichten"), с 1952 - берлинской газ. "Ежедневное обозрение" ("Tдgliche Rundschau"). Сотрудничает в других нем., а также заруб. органах периодич. печати. Автор монографии о Р. Штраусе.

Сочинения: Briefe ьber die Oper, Dresd., 1950; Richard Strauss. Gestaltund Werk, Lpz., 1955, 1963 (рус. пер. - Рихард Штраус, M., 1961); Oper von A bis Z. Ein Handbuch, Lpz., 1960, 1964; Die grossen Opernbьhnen Europas, В., 1966, и др.

Краус Г.

Краус Г. (Krauss) Клеменс Генрих (31 III 1893, Вена - 16 V 1954, Мехико) - австр. дирижёр и пианист. В 1912 окончил Венскую академию музыки и драм. иск-ва. С этого же года директор хора в гор. т-ре Брно, где в 1913 дебютировал как дирижёр. Затем работал в Риге (1913-14), Нюрнберге (1915-16), Штеттине (1916-21), Граце (1921-1922) и в Вене (в 1922-24 дирижёр Венской гос. оперы и "Тонкюнстлер-концертов", а также рук. школы дирижёров в Академии музыки и драм. искусства). В 1924-29 рук. оперы и музейных концертов во Франкфурте-на-Маине. В 1929-34 директор Венской гос. оперы, затем (до 1936) - Берлинской гос. оперы, в 1937-44 директор, затем генеральный интендант оперных сцен в Мюнхене. Тогда же руководил дирижёрскими курсами Моцартеума и Зальцбургскими фестивалями. В кон. 20-х гг. и после 1947 гастролировал в городах Европы и Америки, а также в СССР (1928). В 1953 дебютировал в Байрёйте. Дирижёрское мастерство К. сформировалось под влиянием А. Никиша, Р. Штрауса и Ф. Шалька. Он принадлежал к числу лучших интерпретаторов оперного творчества Р. Штрауса, с к-рым находился в дружеских отношениях, дирижировал премьерами его опер - "Арабелла" (1933, Дрезден), "День мира" (1938, Мюнхен), "Каприччо" (1942, Мюнхен, либретто написано К. совместно с композитором) и "Любовь Данаи" (1952, Зальцбург). К. известен также как выдающийся исполнитель опер Р. Вагнера, В. А. Моцарта, Дж. Верди и Дж. Пуччини.

Литература: Gregor J., Clemens Krauss, Z.-W., 1953; Rander O. von, Clemens Krauss in Mьnchen, Mьnch., 1955.

E. Я. Рацер.

Краус Э.

Краус Э. (Kraus) Эгон (р. 15 V 1912, Кёльн) - нем. муз. педагог (ФРГ). Учился в Кёльне и Инсбруке. С 1941 школьный учитель в Кёльне, с 1950 доцент кёльнской Высшей муз. школы и рук. отдела муз. воспитания Пед. ин-та Троссингена, с 1957 профессор Пед. ин-та Ольденбурга. С 1969 вместе с З. Боррисом и В. Твиттенхофом участвовал в издании журн. "Musik und Bildung", редактировал издания Интернац. об-ва муз. воспитания (журн. "The International Music Education", 1960-68, ежегодник "The International Music Education Yearbook", до 1973). Автор мн. муз.-педагогич. пособий, ред. журн. "Musik in der Schule" (совм. с Ф. Оберборбеком, с 1950), "Die Musik im Unterricht" (совм. с Э. Лафом, 1954-69), "Internationale Bibliographie des musikpдdagogischen Schrifttums" (c 1955) и др. Пред. Союза нем. муз. педагогов (Verband Deutscher Schulmusikerzieher). Ген. секретарь (в 1958-68), президент (до 1972) Интернационального общества муз. воспитания.

Крафт

Крафт (Kraft) - семья чеш. музыкантов. Антонин К. (30 XII 1749, Рокицани, близ Пльзеня - 28 VIII 1820, Вена) - виолончелист и композитор. Учился у отца - виолончелиста-любителя, затем у Й. Вернера в Праге. С 1778 играл в придв. капелле князя М. Эстерхази, к-рой руководил Й. Гайдн (учился у него композиции). Служа в капеллах австр. князей-меценатов Грассальковича (с 1791), Лобковица (1795-1820), играя в квартете И. Шуппанцига (с 1792), часто концертировал в чеш. городах (в 1802 в Праге), был первым исполнителем партии виолончели в ряде камерных произв. Л. Бетховена. Иск-во К. высоко ценили Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Гайдн написал для него концерт. Игра К. отличалась яркой выразительностью, виртуозностью и красивым певучим тоном. Автор концертов для виолончели, сонат, дивертисмента, дуэтов (Grand duos) для 2 виолончелей, для скрипки и виолончели и др. Для его соч., сочетающих мелодич. достоинства с мастерством использования виртуозной техники, характерна связь с чеш. нар. музыкой. К. ошибочно приписывался концерт для виолончели D-dur Гайдна.

Микулаш К. (1778-1853, Эгер) - виолончелист и композитор. Сын и ученик Антонина К. В юности концертировал с отцом в Вене, где играл в капелле князя Лобковица (1796-1801). Выступал в городах Германии, в Праге, Вене. С 1801 учился у Ж. Л. Дюпора в Берлине. С 1809 первый виолончелист Венской придв. оперы, в 1814-34 - Штутгартской придв. капеллы. Одновременно преподавал. Среди учеников Микулаша К. - сын Фридрих (Бедржих) К. (13 II 1807, Вена - 4 XII 1874, Штутгарт) и Й. Мерк. Автор произв. для виолончели - 5 концертов, 6 дуэтов, 3 дивертисмента.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 1, М.-Л., 1950, с. 235-43; Urie В., Cesti violoncellistй, Praha, 1946; Jering K., Anton Kraft, Cellist und Komponist, "Sudetenland", 1964, No 6.

Л. С. Гинзбург.

Кребс

Кребс (Krebs) - семья нем. музыкантов. Иоганн Тобиас К. (7 VII 1690, Хейхельхейм, близ Веймара - 11 II 1762, Бутштедт) - органист и композитор. В 1710-21 кантор и органист в Буттельштедте (в эти же годы занимался у И. Г. Вальтера и И. С. Баха). С 1721 работал в Бутштедте. Автор ряда произв. для органа. Иоганн Людвиг К. (10 X 1713, Буттельштедт - 2 I 1780, Альтенбург) - органист и композитор. Сын Иоганна Тобиаса К. В 1726-35 учился в Томасшуле в Лейпциге, был ассистентом И. С. Баха в лейпцигской Collegium Musicum. В 1737-43 органист в Цвиккау, в 1744-56 - в Цейце, с 1756 - придв. церкви в Альтенбурге. Автор произв. для клавесина (сюиты, прелюдии), органа; трио-сонат и сонат для клавира и флейты (или скрипки).

Литература: Lцffler H., J. L. Krebs, в кн.: Bach-Jahrbuch, Bd 27, Lpz., 1930; Mьller Fr., J. L. Krebs, "Der Kirchenmusiker", 1963, (Bd 14); Tittel K., Die Choralbearbeitungen fьr Orgel von J. L. Krebs, в кн.: Festschrift H. Engel zum siebzigsten Geburtstag, Kassel (u. a.), 1964.

И. M. Ямпольский.

Крейн А. А.

Александр Абрамович (8 (20) X 1883, Нижний Новгород, ныне Горький - 21 IV 1951, пос. Старая Руза Московской обл.) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1934). В 1908 окончил Моск. консерваторию по классу виолончели у А. Э. Глена. Брал уроки теории музыки и композиции у Б. Л. Яворского и Л. В. Николаева. В 1912-17 преподавал в Нар. консерватории в Москве. В 1918-27 работал в Муз. отделе Наркомпроса и Гос. муз. издательстве. Ранние сочинения К. (романсы, инстр. пьесы и камерные ансамбли) отмечены влиянием А. Н. Скрябина, с к-рым он был знаком лично. В зрелых произв. К. проявил себя композитором-ориенталистом, творчески продолжившим традиции "Могучей кучки" и франц. импрессионизма. Его мелодика связана с нар. творчеством разл. стран Востока, а также испан. музыкой. В 20-е гг. одним из первых среди композиторов обратился к революц. тематике ("Траурная ода" памяти В. И. Ленина для оркестра и хора, 1926), Большое место в творчестве К. занимают произв., построенные на евр. муз. и лит. материале (в т.ч. кантата "Кадиш", 1922; музыка к спектаклям в евр. т-рах "Габима" и "Госет"; камерные сочинения). К наиболее значит. достижениям К. принадлежит балет "Лауренсия". Популярность завоевала также сюита из музыки к спектаклю "Учитель танцев" Лопе де Вега (1946). С 1908 часто выступал как муз. критик на страницах дореволюц. и сов. муз. и общей моск. печати.

Сочинения: опера - Загмук (1930, Большой т-р); балеты - Лауренсия (по пьесе "Овечий источник" Лопе де Вега, 1939, Ленингр. т-р оперы и балета), Татьяна (соч. 1943; 2-я ред. под назв. Дочь народа, 1947, Ленингр. т-р оперы и балета); для орк. и хора - Траурная ода (посв. памяти В. И. Ленина, 1926, исп. 1927); для орк., хора и чтеца - симф. дифирамб СССР - ударная бригада мирового пролетариата (1932); для солиста, хора и симф. орк. - Песня о Соколе (по М. Горькому, 1948-49); для орк. - 2 симфонии (исп. 1927, 1946), симф. поэма Саломея (по О. Уайльду, 1914), симф. фрагменты Роза и Крест (по А. А. Блоку, исп. 1925), сюиты из музыки к пьесе "Ночь на Старом рынке" (1924), из оперы "Загмук" (1930), Кабардинская (1941); камерные ансамбли, в т.ч. Поэма-квартет (1910), 2-й квартет (1951, закончен В. П. Ширинским), Еврейские эскизы (для струн., квартета и кларнета, 2 сюиты - 1910, 1911); для фп., в т.ч. соната (1922); для скр. и фп. - Ария (1927); для влч. и фп. - Поэма (1909-10); романсы на сл. А. А. Блока, К. Д. Бальмонта и др. рус. поэтов; 10 евр. песен (рус. пер. Я. Родионова, 1937), 6 романсов (на сл. И. Г. Эренбурга, из сб. "Война", 1944); музыка к драм. спектаклям и фильмам.

Литература: Крейн Ю. и Рогожина Н., Александр Крейн, М., 1964; Левик Б., А. А. Крейн. Заметки о творческом пути, "СМ", 1934, No 1.

M. М. Яковлев.

Крейн Г. А.

Григорий Абрамович (6 (18) III 1879, Нижний Новгород, ныне Горький - 6 I 1955, пос. Репино Ленинградской обл.) - сов. композитор. В кон. 1890-х гг. работал в оркестре Тбилисского оперного т-ра. В 1900-05 обучался в Моск. консерватории по классу скрипки у И. В. Гржимали. Композицией занимался у Р. М. Глиэра, в 1907-08 - в Лейпцигской консерватории у М. Регера; затем до 1917 преподавал игру на скрипке и теорию композиции в Москве. В 1926-34 вместе с сыном - Ю. Г. Крейном, направленным для совершенствования за границу, жил в Вене, потом в Париже. В 1939-40 худ. рук. Всесоюзного гастрольно-конц. объединения.

Для раннего творчества К. характерны влияния музыки А. Н. Скрябина и франц. импрессионистов. Зрелое творчество К. принадлежит к ориентальной линии сов. музыки, частично связанной с фольклором народов СССР. Ряд его произв. построен на евр. интонациях (камерные ансамбли и инстр. пьесы, получившие известность в 20-е и 30-е гг.).

Сочинения: для орк. - симфония (1946), 2 поэмы (1928, 1929), Баллада (1947); для скр. с орк. - концерт (1934), 2 поэмы (1922, 1934), конц. фантазия (1939); камерные ансамбли, в т.ч. струн. квартет (1915), Еврейская рапсодия (1926), квартет для кларнета, скрипки, влч. и фп. (1947); для фп. - сонаты (1906, 1924); романсы, вокализы.

Литература: Ширинский В., Живое искусство, "СМ", 1965, No 1, с. 158-59.

M. M. Яковлев.

Крейн Д. С.

Давид Сергеевич (1869, Курляндия - 26 VIII 1926, Москва) - сов. скрипач и педагог. Засл. арт. Республики (1924). Игре на скрипке обучался под руководством отца, затем занимался с В. 10. Виллуаном в Нижнем Новгороде. В 1888 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у И. В. Гржимали. Студентом начал играть в струн. квартете Моск. отделения РМО (1885-98, 2-я скрипка). В 1894-1924 участник "Московского трио". В 1898-1926 концертмейстер-солист оркестра Большого т-ра. С 1918 профессор Моск. консерватории (у него учились В. А. Власов, С. И. Безродный, В. П. Ширинский и др.). Эмоциональная насыщенность была характерной чертой исполнит. стиля К. Его игра отличалась красивым, сочным тоном, высокой техникой. Был знатоком камерной музыки. Написал пьесы для скр. и фп.

Литература: Власов В., Памяти Д. С. Крейна, "Музыка и революция", 1926, No 9.

Крейн Ю. Г.

Юлиан Григорьевич (р. 20 II (5 III) 1913, Москва) - сов. композитор и музыковед. Первоначальное муз. образование получил под рук. отца - Г. А. Крейна. С 1926 по командировке Наркомпроса совершенствовался за границей (Вена, Париж). В 1928-32 занимался в парижской "Эколь нормаль" (класс композиции П. Дюка). В 1932-34 концертировал во Франции как пианист. В 1934-37 преподавал инструментовку в Моск. консерватории. В начале творч. пути К. испытал влияние позднего творчества А. Н. Скрябина и франц. импрессионистов. Сочинения К. отмечены романтич. настроенностью, поэтич. вкусом и изяществом; композитор проявляет интерес к программной музыке. Лит. работы К. гл. обр. посвящены творчеству Дебюсси, Равеля, де Фалья, а также вопросам оркестрового стиля.

Сочинения: балет - Галатея (1934); для орк., солистов и хора - вок.-симф. картины Рембрандт (по драме Д. Б. Кедрина, 1969); для орк. - симф. прелюдия Разрушение (1929), Весенняя симфония (с фп., 1935; 2-я ред. 1959), Арктическая поэма (симфония, 1943), Серебряное копытце (зимняя сказка для орк. и чтеца, сл. П. Бажова, 1959), симф. поэма - Сказка о рыбаке и рыбке (по А. С. Пушкину, 1970), две баллады (1932; Героическая, 1942), Серенада (1943); Весенняя сюита на якут. темы (1948), сюита на темы народов СССР (1949), 3 танцевальные пьесы (1952), Лирическая ода (1962); для фп. с орк. - 3 концерта (1929, 2-я ред. 1961; 1942, 2-я ред. 1952; 1943), Фантазия (1937); для скр. с орк. - концерт (1959), Поэма (1956); для влч. с орк. - концерт (1929, 2-я ред. 1954); камерные ансамбли, в т.ч. трио для фп., скр. и влч. (1958); для фп., в т.ч. 2 сонаты (1924, 1955), Баллада (1955), 10 прелюдий (1936), цикл - Лесные тропинки (1956); для скр. с фп. - 2 сонаты (1948, 1971); для влч. с фп. - соната-фантазия (1955), соната-поэма (1972); для флейты с фп. - соната (1957); романсы (св. 40); оркестровки цикла романсов М. П. Мусоргского "Без солнца" и романсов А. П. Бородина.

Литературные сочинения: Артур Онеггер, "СМ", 1956, No 4; Дариус Мийо, "СМ", 1957, No 8; Морис Равель, "СМ", 1957, No 12; Мануэль де Фалья, М., 1960; Отторино Респиги, "СМ", 1960, No 8; Симфонические произведения Клода Дебюсси, М., 1962; Симфонические произведения Мориса Равеля, М., 1962; Вспоминая Дюка, "СМ", 1965, No 10; Камерно-инструментальные ансамбли Дебюсси и Равеля, М., 1966; Стиль и колорит в оркестре, М., 1967.

Литература: Александров Ан., Ю. Г. Крейн, "СМ", 1963, No 3, с. 140-42; Тюлин Ю., Юлиан Крейн. Очерк жизни и творчества, М., 1971 (список соч.).

M. М. Яковлев.

Крейслер Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Крейтнер Г. Г.

Георгий Густавович (17 (30) XII 1903, Лиепая - 14 VII 1958, Москва) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1946. В 1928 окончил Моск. муз. техникум им. А. Н. Скрябина (по классу фп. у В. Абрамова), в 1930 - Ин-т востоковедения. Работал в Наркомвнешторге, в странах Ближнего Востока (1930-33). Преподавал в Военно-воздушной академии им. H. E. Жуковского и Ин-те востоковедения (1933-38). Кандидат военных наук (1938). Доцент. С 1930 выступал как композитор, одноврем. самостоятельно изучал композицию, пользовался советами Д. Б. Кабалевского, Н. Я. Мясковского, В. Я. Шебалина. В 1939-40 рук. Моск. филармонии. В 1940-41 заместитель нач. Гл. управления муз. учреждений Комитета по делам иск-в при СНК СССР, в 1949-52 редактор Музгиза.

Сочинения: оперы - Гибель Пушкина (1937), Возвращение Дон Жуана (1941) (обе исп. в 1941 Ансамблем советской оперы, Москва); в Литовском замке (1942), Вадим (В грозный год, по М. Ю. Лермонтову, 1952, Саратовский т-р оперы и балета), Таня (по А. Н. Арбузову, 1954, Куйбышевский т-р оперы и балета); балет - Легенда о любви (по Н. Хикмету, 1959, Куйбышевский т-р оперы и балета); оперетты - Весенняя ночь (1944), Роковая пятница (1945), Дуэнья (по Р. Шеридану, 1954, Волгоградский т-р оперетты), Самозванец поневоле (1956, Киев); кантаты, симф. и камерные произв., песни к циклу радиопередач "Клуб знаменитых капитанов", романсы, муз. к фильмам и др.

В. Е. Леечкис.

Крейцер К.

Крёйцер (Kreutzer) Конрадин (по записи о крещении - Conrad Kreuzer) (22 XI 1780, Мескирх, Баден - 14 XII 1849, Рига) - нем. композитор. Сын мельника.

Крейцер К.

В 1804 брал уроки композиции у И. Альбрехтсбергера в Вене. В 1812 получил звание Вюртембергского придв. капельмейстера, в 1817 капельмейстер князя Фюрстенбергского в Донауэшин-тене. Был капельмейстером "Кернтнертортеатра" (Вена, в 1822-27, 1829-32, 1837-40), в 1840-46 - в Кёльне. С 1848 жил в Риге, куда приехал к своей дочери, оперной певице. Автор 30 опер, из к-рых наиболее известны "Конрадин Швабский" (1812, Штутгарт), "Мелузина" (1833, Берлин) и особенно "Ночной лагерь у Гранады" ("Das Nachtlager von Granade", 1834, Вена), а также 3 концертов для фп. с оркестром, камерных инстр. ансамблей, песен, церк. музыки.

Крейцер Л. Д.

Леонид Давидович (1 (13) III 1884, Петербург - 30 X 1953, Токио) - рус. пианист. Учился в Петерб. консерватории по классам фп. у А. Н. Есиповой и композиции у А. К. Глазунова. Жил в Лейпциге, позднее в Берлине, где выступал как пианист и дирижёр, в 1921-32 был профессором Высшей школы музыки. В 1933, после фашистского переворота, эмигрировал в США. В 1938 переселился в Японию, преподавал в Токийской консерватории. Автор балета-пантомимы "Бог и баядера" по Гёте (пост. в Мангейме в 1920). Ему принадлежат труды по теории и методике игры на фп. "Правильная фортепьянная педаль" ("Das normale Klavierpedal", 1915, 1928) и "Сущность фортепьянной техники" ("Das Wesen der Klawiertechnik", 1923), а также редакции фп. произв. Ф. Шопена и Ф. Листа.

Крейцер Р.

Крейцер Р. (Kreutzer) Родольф (16 XI 1766, Версаль - 6 I 1831, Женева) - франц. скрипач, композитор, дирижёр и педагог. Происходил из нем. семьи. Сын скрипача. Ученик А. Стамица. Дебютировал в Париже в 13-летнем возрасте в "Духовных концертах", исполнив свой скр. концерт. С 1783 первый скрипач корол. капеллы, с 1790 также солист "Театр Итальен" (Париж). С 1791 гастролировал в Италии, Германии, Голландии, Австрии. С 1801 солист оркестра (преемник П. Роде), до 1816 также второй, с 1817 первый капельмейстер "Корол. академии музыки и танца". С 1802 камер-виргуоз двора Наполеона I, с 1815 - Людовика XVIII. С 1795 профессор Парижской консерватории (среди его учеников Ш. Ф. Лафон). В 1826 оставил музыкальную деятельность.

Крейцер Р.

Наряду с Роде и П. Байо К. - основатель классич. скр. школы Парижской консерватории. Его игру, близкую по духу и стилю Дж. Б. Виотти, высоко ценил Л. Бетховен, посв. ему свою сонату для скрипки и фп. ор. 47 (т.н. "Крейцерова соната"). Написанная К. совм. с Роде и Байо "Скрипичная метода" ("Mйthode violon", нач. 1800-х гг.) и его сб. "42 этюда или каприса" ("42 Etudes ou Caprices") положили начало новому направлению в скр. педагогике. Сб. этюдов К. - классич. образец этого жанра, занимающий видное место в процессе формирования техники скрипача. Среди др. соч. (15 струн. квартетов, 15 струн. трио, дуэты, сонаты, вариации и др.) выделяются 19 скр. концертов, нек-рые из них используются в совр. пед. практике. К. был также плодовитым оперным композитором. Создал более 40 опер (первая - "Жанна ДАрк в Орлеане", 1790), шедших с успехом на сценах парижских т-ров, но вскоре забытых (лучшая - "Лодоиска", пост. 1791).

Брат и ученик К. - Август К. (3 IX 1778, Версаль - 31 VIII 1832, Париж). С 1798 скрипач оркестра т-ра "Опера комик", в 1802-23 - "Корол. академии музыки и танца", а также придв. оркестра в Париже. С 1826 профессор Парижской консерватории (преемник брата). Автор скр. произв.

Литература: Hering K. F. A., Ьber R. Kreutzers Etuden, Lpz., 1858; Kling H., R. Kreutzer, Brьx., 1898; Fromageоt R., Les compositeurs de musique Versailles, Versailles, 1906; Cutter В., How to study Kreutzer, L., 1907; Hardy J., R. Kreutzer; sa jeunesse а Versailles, R., 1910; Moser A., Geschichte des Violinspiels, B., 1923.

И. M. Ямпольский.

Кремальера

Кремальера (франц. cremaillere) - устройство в скрипичных смычках 16-17 вв., не имевших винтового механизма. Применялась для регулирования натяжения волоса смычка. К. состояла из зубчатой металлич. пластинки, крепившейся над нижней частью трости смычка (в том месте, где расположена колодочка), и петли, продеваемой сквозь колодочку и накидываемой на пластинку. Передвижением петли по зубцам пластинки достигалась та или иная степень натяжения волоса. К. определила манеру держания скрипачами старинного смычка на расстоянии вытянутой ладони от колодочки (т.н. итал. манера). Этот способ держания смычка сохранялся в исполнительской практике до 1-й пол. 18 в., когда уже стал применяться смычок более усовершенствованной конструкции без К., снабжённый деревянным винтом для регулирования натяжения волоса. См. Смычок.

И. М. Ямпольский.

Кремер Г. М.

Гидон Маркович (р. 27 II 1947, Рига) - сов. скрипач. Род. в семье музыкантов. Учиться начал в 1951 под рук. отца - скрипача-педагога M. P. Кремера. С 1954 занимался в муз. школе-десятилетке при Латв. консерватории у Я. Б. Таргонского, в 1957-1965 у В. Л. Стуресепа. Окончил Моск. консерваторию в 1971 по классу скрипки у Д. Ф. Ойстраха и П. А. Бондаренко, в 1973 аспирантуру (рук. Ойстрах). Лауреат междунар. конкурсов скрипачей: им. королевы Бельгийской Елизаветы в Брюсселе (1967, 3-я пр.), в Монреале (1969, 2-я пр.), им. Н. Паганини в Генуе (1969, 1-я пр.), им. П. И. Чайковского в Москве (1970, 1-я пр.). С 1965 ведёт конц. работу, с 1974 солист Моск. филармонии. Гастролирует за рубежом (Венгрия, Чехословакия, ГДР, Польша, Бельгия, Австрия, Италия и др.).

И. М. Ямпольский.

Кремер И. Я.

Иза Яковлевна (ок. 1890, Бельцы, Бессарабия - 7 VII 1956, Аргентина) - рус. певица (лирич. сопрано). В 1912-14 занималась пением в Милане у Л. Ронци. Вернувшись в Одессу, начала петь в опере (партия Мими и др.). В 1914 дебютировала в оперетте. Обладая голосом красивого тембра, хорошей школой, актёрским дарованием, создала ряд ярких образов в опереттах Ф. Легара, К. Миллёкера, Ж. Оффенбаха и др. В 1915 выступила как эстрадная певица. Оригинальность исполнительской манеры, необычность репертуара (т.н. песенки-настроения) сразу принесли ей широкую популярность. Тексты песен К. писала сама либо выбирала из произв. англ., нем., франц. и итал. поэтов и переводила на рус. яз. Музыку сочинял её аккомпаниатор Е. Симцес. С 1919 К. жила за границей. Концертировала в Европе, США, снималась в кино.

М. А. Зильберквит.

Кремлёв Ю. А.

Юлий Анатольевич (6 (19) VI 1908, Ессентуки - 19 II 1971, Ленинград) - сов. музыковед и композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Доктор искусствоведения (1963). Окончил в 1933 историко-теоретич. ф-т Ленингр. консерватории, в 1937 аспирантуру под рук. Б. В. Асафьева, одноврем. занимался в классе фп. у М. В. Юдиной. С 1937 науч. сотрудник, с 1942 ст. науч. сотрудник, в 1957-69 зав. сектором музыки Ленингр. научно-исследоват. ин-та т-ра, музыки и кинематографии (в 1960-61 зам. директора по науч. части, с 1969 профессор). Разносторонний круг интересов К. охватывал проблемы стилей, историю рус. муз.-критич. мысли, рус. муз. классику, творчество сов. и заруб. композиторов. Большое место занимают работы, посв. проблемам марксистско-ленинской эстетики. Наиболее значит. труды К. - монографии жизни и творчества Ф. Шопена и К. Дебюсси, написанные ярко и талантливо. Автор симфонии (1943, 2-я ред. 1946), 15 фп. сонат, романсов.

Сочинения: А. П. Бородин. К столетию со дня рождения, Л., 1934; Франц Лист. Краткий очерк жизни и творчества, Л., 1935; Вольфганг Моцарт. Краткий очерк жизни и творчества, Л., 1935; Жорж Бизе. Краткий очерк жизни и творчества, Л., 1935; Джакомо Мейербер. Очерк жизни и творчества, Л., 1936; Ленинградская государственная консерватория. 1862-1937, М., 1938; Фредерик Шопен. Очерк жизни и творчества, М.-Л., 1949, 1960, 1971; Вопросы музыкальной эстетики, М., 1953; Фортепианные сонаты Бетховена, М., 1953, 1970; Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики XIX века, т. 1-3, Л., 1954-60; Симфонии П. И. Чайковского, М., 1955; Очерки по вопросам музыкальной эстетики, М., 1957; Эдвард Григ, М., 1958; Эстетические проблемы советской музыки, Л., 1959; Избр. статьи и выступления, М., 1959; Василий Павлович Соловьёв-Седой. Очерк жизни и творчества, Л., 1960; Эстетика природы в творчестве H. A. Римского-Корсакова, M., 1962; Тихон Хренников, M., 1963; Познавательная роль музыки, М., 1963; Что такое музыкальная тема, М.-Л., 1964; Клод Дебюсси, М., 1965; Эстетические взгляды С. С. Прокофьева, М.-Л., 1966; О месте музыки среди искусств, М., 1966; Прошлое и будущее романтизма, М., 1968; Национальные черты русской музыки, Л., 1968; Жюль Массне, М., 1969; Избранные статьи, Л., 1969 (лит.); Очерки творчества и эстетики Новой венской школы, Л., 1970; Камиль Сен-Санс, М., 1970; Йозеф Гайдн, М., 1972.

И. М. Ямпольский.

Кремона

Кремона (Cremona) - город в Сев. Италии. 80 тыс. жит. (1971). В 1-й пол. 13-16 вв. средоточием муз. жизни К. был собор и капелла при нём. В 1480 в соборе установлен орган, один из лучших для своего времени. Во 2-й пол. 16 в. в К. работал композитор и руководитель церк. капеллы М. А. Индженьери, способствовавший развитию муз. культуры города. В К. родился К. Монтеверди, к-рый учился у Индженьери, пел (в 1580-90) в церк. хоре. Здесь работали мн. известные музыканты: Б. Паллавичино, Т. Массаини, Т. Мерула, Р. Барера, А. Личино, Дж. Б. Морсолино, A., К. и Дж. Ардези. В 16-18 вв. город завоевал мировую известность как центр произ-ва струн. смычковых инструментов. В К. работало неск. поколений инстр. мастеров т.н. кремонской школы: Андреа Амати, его сыновья Джироламо и Антонио, внук Никола - наиболее прославленный представитель семьи. Выдающимися мастерами были Дж. Гварнери дель Джезу, А. Страдивари, К. Бергонци, Гваданьини. Представители кремонской школы окончательно установили конструкцию скрипки, выработали специфически скрипич. тембр звука. В 17 в. в К. жили видные музыканты: комп. Дж. Висконти, капельмейстер К. Пьяцци, скрипач и комп. Дж. Б. Витали. В нач. 19 в. открылся оперный т-р "Конкордия", где ставились произв. лучших композиторов Италии, а также оперы местных авторов - Ф. Бьянки, С. Павези, Р. Манны, Дж. Боттезини (последний получил известность и как один из крупнейших контрабасистов 19 в.). Близ К. родился комп. А. Понкьелли, имя к-рого присвоено оперному т-ру города.

В 1-й пол. 20 в. были сделаны попытки возродить значение К. как центра муз. культуры. В 1937 здесь состоялся Междунар. конгресс скрипич. мастеров. Известность приобрела б-ка, собранная музыковедом Дж. Чезари. Работают: Междунар. академия скрипич. мастеров, Школа муз. палеографии, Музей им. Страдивари. Имеются камерный оркестр, исполняющий старинную музыку, Клуб любителей музыки. В Т-ре им. Понкьелли регулярно устраиваются т.н. оперные сезоны, во время к-рых выступают артисты из "Ла Скала" (Милан) и "Арена" (Верона), а также кремонские музыканты. Среди известных муз. деятелей - Дж. Б. Морасси, Ф. Буссолотти, П. Сгаработто.

Литература: Lombardini P., Cenni sulla celebre scuola cremonese degli stromenti ad arco..., Cremona, 1872; Lucchini L., Cenni storici sui piu celebri musicisti cremonesi, (Cremona), 1887; Monterosso R., Catalogo storico-critico-bibliografico dei musicisti cremonesi..., Cremona, 1951.

M. M. Яковлев.

Кренц Я.

Кренц Я. (Krenz) Ян (р. 14 VII 1926, Влоцлавек) - польский дирижёр и композитор. Учился в консерваториях Лодзи и Варшавы у К. Вилкомирского и З. Гуржиньского (дирижирование), К. Сикорского (композиция), З. Джевецкого (фп.). С 1945 директор филармонии в Лодзи. С 1949 дирижёр (в 1953-68 гл. дирижёр) Большого симф. оркестра Польского радио в Катовице, с к-рым гастролировал в разных странах; участник муз. фестивалей в Эдинбурге, Бергене, Праге, Осаке. В 1957 совершенствовался как дирижёр в Париже. В 1967-73 гл. дирижёр и директор "Т-ра Вельки" в Варшаве. Как композитор принадлежит к "умеренным" авангардистам (см. Авангардизм), один из организаторов композиторской "Группы 1949". С кон. 1960-х гг. занимается только дирижёрской работой. Выделяются его интерпретации совр. музыки. Гос. пр. ПНР 2-й степени (1955), Гос. пр. ПНР 1-й степени (за дирижёрскую деятельность, 1973).

Сочинения: для орк. - симфония (1949), Антисимфония (1962), рапсодия (для струн. орк. с участием ксилофона, тамтама, литавр и челесты, 1952), каприччо для 24 инструментов (1962) и др.; соч. для фп. с орк.; камерно-инстр. ансамбли; кантата Два города (Dwa miasta, для 2 хоров и орк., 1950); для голоса с фп. - триптих, хоры; музыка для драм. т-ра и кино; переложения для орк. произв. В. Данковского, А. Мильвида и др. польских композиторов 18 в., а также И. С. Баха, Б. Бартока и К. Дебюсси.

Литература: Chominski J., Dwa miasta - kantata Jana Krenza, "Muzyka", 1951, No 3-4 (12-13); Marek T., "Grupa 49" (Prуba charakterystyki), там же, 1953, No 5-6 (38-39); Kydrynski L., Jan Krenz, (Kr.), 1960.

З. Лисcа.

Креольская музыка

Креольская музыка - см. Латиноамериканская музыка.

Кресанек Й.

Кресанек Й. (Kresanek) Йозеф (р. 20 XII 1913, Чичманы) - слов. композитор, музыковед и педагог. Учился в Праге композиции у Р. Карела в консерватории (1932-37) и В. Новака в Школе мастерства (1937-39), музыковедению и муз. эстетике - у З. Неедлы и др. в Карловом ун-те (1932-37). Преподаватель пед. ин-та в Прешове (1939), с 1944 - ун-та в Братиславе (с 1963 профессор и зав. кафедрой музыковедения). В 1956-64 директор Ин-та музыковедения Слов. АН. Науч. труды К. посв. проблемам муз. эстетики, слов. муз. фольклору и творчеству слов. композиторов. В своём композиторском творчестве продолжает традиции классиков и романтиков, опираясь на нац. муз. фольклор.

Сочинения: кантата Лес, эй! (Ноге ho!, 1937); 2 сюиты (1951 и 1953) и пьесы для орк.; камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1939), струн. квартет (1953), фп. квинтет (1976); 2 сюиты для скр. с фп. (1947, 1951); хоры с орк. и a cappella; 3 песни для голоса и струн. орк. (1977); пьесы для фп.; песни, в т.ч. цикл для голоса с фп. Я только человек (1980); инструктивные соч.

Литературные сочинения: Dejiny hudby strucnэ prehl'ad, Martin, (1942); Zuzka Seleckб spieva, Martin, 1943; Slovenskб l'udovб piesen zo stanoviska hudobnйho, Brat., 1951; Vznik nбrodnej hudby n 19. storocн, в сб.: Dejiny slovenskej hudby. Brat., 1957; Nбrodnэ umelec Eugen Suchon, Brat., 1961, 1978; Sociбlnб funkcia hudby, Brat., 1961; Ъvahy o hudbe, Prana, 1965; Melodiarium Annae Szirmay-Keczer, Brat., 1967; Vseobecnй dejiny hudby, в сб.: Esteticka vэchova, (vyd. 2), Brat., 1971; Zбklady hudobnйho myslenia, Brat., 1976.

Креспен Р.

Креспен Р. (Crespin) Режин (р. 23 II 1927, Марсель) - франц. певица (драм. сопрано). Училась в Парижской консерватории у С. Себрон-Визер и Ж. Жуатта. Дебютировала в 1950 на оперной сцене в Мюлузе. В 1951 пела в "Опера комик" (Париж), затем в "Гранд-Опера". Широкую известность завоевала в 50-х гг. В 1959 впервые выступила в "Ла Скала". В 1960 пела в "Ковент-Гарден", с 1962 - в "Метрополитен-опера", а также во мн. др. т-рах мира. Одна из крупнейших франц. певиц 20 в., К. прославилась прежде всего в вагнеровском репертуаре. Исполняет партии как лирико-драм. сопрано, так и меццо-сопрано. Среди лучших партий - Зиглинда и Брунгильда ("Валькирия"), Маршальша ("Кавалер розы"), Кармен; Шарлотта ("Вертер"), Дездемона, Тоска. К. - тонкий интерпретатор камерной вок. музыки, в частности произв. Г. Берлиоза, М. Равеля, Ф. Пуленка.

Крестон П.

Крестон П. (Creston) Пол (наст. имя и фам. - Джозеф Гуттоведжо; Guttoveggio) (p. 10 X 1906, Нью-Йорк) - амер. композитор. Учился игре на фп. у Дж. А. Рандеггера и Г. М. Детье, на органе - у П. Йона. С 1934 церк. органист в Нью-Йорке. Композицию изучал гл. обр. самостоятельно. Преподаёт композицию в ун-тах США, читает лекции в разл. городах стран Ближнего Востока. Известность принесли К. "Погребальная песнь" ("Threnody") и 2 хорических танца для оркестра. С кон. 1930-х гг. К. - один из ведущих амер. композиторов. В 1956-60 президент Нац. ассоциации амер. композиторов и дирижёров. Б. ч. произв. К. отличается выразит. муз. языком, ясной мелодич. линией, богатством гармонии, мастерством оркестровки. Наиболее значительна 2-я симфония. Автор более 100 соч. крупных форм.

Сочинения: для орк. - 5 симфоний (1940, 1944, 1950, 1951, 1955), симф. поэма Уолт Уитмен (1951), Пастораль и Тарантелла, Прелюдия и танец, симф. скетч Слух (A Rumor, все - 1941), Песнь 1942 года (A Chant of 1942) и Границы (Frontiers; обе - 1943), Заклинание и танец (Invocation and Dance, 1954), Доклассическая сюита и Токката (обе - 1957), Лидийская ода (Lydian Ode), Янус (для струн. орк., фп. и ударных, 1959), Павана - вариации (1966), Калевала (фантазия на темы фин. нар. песен, 1968); для инструмента с орк.: концерты - для фп. (1949), для 2 фп. (1951), для скр. (1956, 1960), для саксофона (1941), для аккордеона (1958), концертино для маримбы (1940), фантазия для фп. (1942), поэма для арфы (1945), фантазия для тромбона (1948); для бэнда - Торжественная увертюра (Celebration Overture, 1954), Анатолия (Турецкая рапсодия, 1967); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1936), сюиты: для саксофона и фп. (1935), альта и фп. (1937), скрипки и фп. (1939), для флейты, альта и фп. (1952); соната для саксофона и фп. и др.; для голоса с орк. - Танц. вариации (Dance Variations, для сопрано, 1942); для хора с орк. - Псалом No 23 (1945), Missa Solemnis (1949), рождественская оратория Пророчество Исайи (Isaiahs Prophecy, 1962), Северо-Запад (1969); для фп. - 7 тезисов (1934), соната (1936), 3 повести (3 Narratives, 1962), Метаморфозы (1964) и др.; для органа - сюита (1957), Фантазия (1958); хоры, песни.

Литературные сочинения: Listening to the composers music, "Music Journal", 1956, March; Principles of Rhythm, N. Y., 1964; Music and the Mass Media, "Music educators Journal", 1970, March.

Литература: Соwell H., Paul Creston, "MQ", 1948, v. 34, No 4, p. 533-43; Mitchell H., The Hallmark of Greatness, "Musical Courier", 1956, 15 Nov.

Дж. К. Михайлов.

Крестьянин Ф.

Христианин Фёдор (гг. рожд. и смерти неизв.) - рус. распевщик 16 в. Ученик новгородского мастера пения Саввы Рогова. Работал в Москве, в 50-х гг. 16 в. находился при царе Иване IV в Александровской слободе. К. был создателем одной из крупнейших школ знаменного пения в 16-17 вв., имел многочисл. учеников и последователей. Его редакция традиц. церк. напевов была распространена вплоть до 2-й пол. 17 в. А. Мезенец в "Извещении о согласнейших пометах" (1668) пишет о "московском пении", "иже Христианинов перевод именуется". Имя К. упоминается и в др. источниках 17 в. В 1955 В. И. Малышевым была найдена певческая рукопись, включающая цикл евангельских стихир с указанием на "перевод Христианинов".

Литература: Федор Крестьянин. Стихиры. Публ., расшифровка и исследование М. В. Бражникова, М., 1974 (Памятники русского музыкального искусства, вып. 3).

Ю. В. Келдыш.

Кречман В. В.

Василий Васильевич (1848, близ Галле, Германия - после 1917) - рус. флейтист и педагог. По национальности немец. До 1882 работал флейтистом в инстр. капеллах И. Штрауса и Б. Бильзе. С 1882 жил в Москве, до 1907 солист оркестра Большого т-ра и в 1882-1917 профессор Моск. консерватории (среди его учеников Ф. А. Левин). Был выдающимся ансамблистом. Его игра отличалась мягкостью звучания, законченностью техники, тонкостью фразировки.

Предыдущая страница Следующая страница