Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 6, "КАР"-"КАУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 6, "КАР"-"КАУ")

Кароматов Ф. М.

Файзулла Музафарович (р. 14 XII 1925, Бухара) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1971). В 1944 окончил Ташкентский педагогич. ин-т (филологич. отделение), в 1950 - Ташкентскую консерваторию по классу теории музыки у Ю. Н. Тюлина. Обучался игре на скрипке у Д. С. Бертье. В 1951-1954 аспирант Моск. консерватории (рук. В. М. Беляев). В 1943-49 работал как скрипач в симф. оркестре Узб. филармонии и радио. С 1949 науч. сотрудник, с 1955 зав. отделом музыки Ин-та искусствознания им. Хамзы (Ташкент), в 1957-64 директор этого ин-та. В 1955-60 преподаватель Ташкентской консерватории (кафедра истории музыки), с 1972 зав. кафедрой Восточной музыки, с 1973 профессор. Осн. круг науч. интересов К. - узб. нар. музыка, преимущественно инструментальная. Под рук. К. проведён ряд муз. фольклорных экспедиций на территории Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана.

Сочинения: Узбекская народная инструментальная музыка. Сб. записей музыкального фольклора (сост. совм. с К. Алимбаевой), Таш., 1955 (на рус. и узб. яз.); Хамза Хакимзаде Ниязи и узбекская советская музыка, Таш., 1959; Узбекская домбровая музыка, Таш., 1962; Узбекская инструментальная музыка (наследие), Таш., 1972.

Каросас Ю. Ю.

Юозас Юргио (р. 4 (16) VII 1890, м. Спрогуйтис, ныне Аникщяйского р-на) - сов. композитор, педагог, дирижёр. Нар. арт. Литов. ССР (1960). В 1927 окончил Рижскую консерваторию по классу теории композиции у Я. Витола и органа у П. Йозууса. В 1930-37 был дирижёром симф. оркестра Каунасского радиовещания и руководил хором об-ва "Daina" ("Песнь"), В 1937-53 К. - педагог и рук. Клайпедского и Шяуляйского муз. уч-щ, в 1946-56 одновременно преподавал в Клайпедском педагогич. ин-те. С 1956 преподаватель (с 1965 доцент) Литов. консерватории. В 1956-64 преподаватель Вильнюсского муз. техникума им. Ю. Таллат-Келпши (одновременно в 1957-61 преподаватель Вильнюсского педагогич. ин-та).

К. был гл. дирижёром респ. праздников песни, выступает по вопросам музыки в периодич. печати. Использование интонаций нар. песен - характерная черта его произв.

Сочинения: оратория - Принесенная свобода (на сл. Э. Межелайтиса, 1961); для орк. - 2 симфонии (1949, 1954), симф. поэмы, сюиты, увертюры, рапсодии; концерт для фп. (1947), 2 концерта для скр. (1947, 1969), 2 концерта для влч. (1948, 1964), рапсодия-легенда для влч. (1957); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета, соната для скр. и фп., соната для влч. и фп., фп. трио (1948); хор. и сольные песни.

Литература: Гаудримас Ю., Музыкальная культура Советской Литвы. 1940-1960, Л., 1961; Gaudrimas J., Is lietu viu muzikines kulturos istorijos, (kn.) 2-3, Vilnius, 1958-1964, Vilnius, 1967; Шпигельглазас Ю., Юозас Каросас, Вильнюс, 1967.

Карпани Д.

Карпани Д. (Carpani) Джузеппе Антонио (28 I 1752, Виллальбесе, близ Комо - 21 или 22 I 1825, Вена) - итал. либреттист, писатель, комедиограф. Учился в иезуитском колледже Брера, получил степень доктора права. Лит. деятельность начал как автор комедий, затем как либреттист. В 1792-96 редактор "Gazzetta di Milano". В 1801-05 директор и цензор венецианских т-ров. После 1809 почти постоянно жил в Вене, где занимался в основном лит. деятельностью. К. принадлежат либр. опер "Нина, или Безумная от любви" Дж. Паизиелло (1789), "Камилла, или Подземелье" Ф. Пайра (1799) и др., а также переводы на итал. яз. либр. опер А. Э. М. Гретри (в т. ч. "Ричард Львиное сердце"), Н. Далейрака и др. К. написаны монографии о И. Гайдне, Дж. Россини, С. Майре и др.

Сочинения: La Haydine ovvero lettere sulla vita e le opere de celebre maestro Giuseppe Haydn, Mil., 1812, Padova, 1823; Le Mayeriani, Padova, 1820, 1824; Le Rossiniane ossia Lettere musicoteatrali, Padova, 1824; Lettera sulla musica di Rossini, Roma, 1826.

Литература: Вrenet M., Stendhal, Carpani et la vie de Haydn, в кн.: "Societб Internazionale di Musicologie", (s. 1.), 1909; Lupо В., Il Carpanino "Musica d'oggi", Mil., 1937; Peste11i G., Giuseppe Carpani e il neoclassicismo musicalisch della vecchia Italia, "Musica e arti figurative. Quaderni della Rass. mus.", IV, 1968.

С. M. Грищенко.

Карпентер Д.

Карпентер Д. (Carpenter) Джон Олден (28 II 1876, Чикаго -26 IV 1951, там же) - амер. композитор. Окончил Гарвардский ун-т (1897), брал уроки композиции у Дж. Н. Пейна, затем у Э. Элгара в Риме (1906) и у Б. Зина в Чикаго (1908-12). Дебютировал как композитор в 1915 (концертино для фп.). Писал музыку, сотрудничая в фирме своего отца; полностью посвятил себя композиции с 1936. Получил известность после пост. балетов "Сумасшедшая кошка" (1921) и "Небоскрёбы" (1926, по заказу С. П. Дягилева, на либр. из совр. амер. жизни), в к-рых использовал элементы джаза. В б. ч. соч. 1920-х гг. заметно сильное влияние франц. импрессионистов.

Сочинения: балеты - День рождения инфанты (Birthday ot the infanta, 1919, Чикаго), Сумасшедшая кошка (Krazy Kat, 1921, там же), Небоскрёбы (Skyscrapers, 1926, Нью-Йорк); для орк. - симфонии (1817, 1940, 1942), симф. поэма Морское течение (Sea-Drift, по У. Уитмену, 1933, 2-я ред. 1944), симф. сюита Приключения в детской коляске (Adventures in a perambulator, 1915), Танец (Danza, 1935); концерт для скр. с орк. (1936), концертино (для фп. 1916), Узоры (Patterns, этюды для фп. 1932); камерно-инстр. ансамбли - струн квартет (1928), фп. квинтет (1934), соната для скр. с фп. (1912); хоры с орк. - Песнь веры (Song of faith, 1932, к 200-летию со дня рождения Дж. Вашингтона), Песнь свободы (Song of freedom, 1941); для голоса с орк. - Назидательные песни для непослушных детей (Improving songs for anxious children, 1904), Гитанджали (Gitanjaly, вок. цикл по поэмам Р. Тагора, 1913), Акварели (Water colors, 4 кит. песни с камерным орк., 1918); пьесы для фп.; песни с фп.

Литература: Downes О., John Alden Carpenter, "MQ", 1930, October; Borowski F., John Alden Carpenter, там же.

Дж. К. Михайлов.

Карпентьер А.

Карпентьер А. (Carpentier) Алехо (р. 26 XII 1904, Гавана) - кубинский писатель, поэт, публицист, музыковед, обществ. деятель. Начальное муз. образование получил в Гаване. Совершенствовался в Париже, где изучал муз. дисциплины в лицее "Жазон". С 1923 входил в прогрессивное объединение писателей "Группа меньшинства", с 1927 один из редакторов прогрессивного журн. "Revista de avance". Был заключён в тюрьму за активное участие в борьбе против диктатуры Мачадо. В 1928-39, 1945-59 жил в эмиграции, занимаясь преим. публицистич. деятельностью и изучением лит.-муз. фольклора. После победы революции 1959 значит. внимание уделяет изучению и собиранию афро-кубинского фольклора. Написал первую на Кубе монографию, посв. кубинской музыке.

Сочинения: La mъsica en Cuba, Mйxico, (1946); в рус. пер. - Музыка Кубы, М., 1962.

Карреньо Т.

Карреньо Т. (Carreсo) Мария Тереса (22 XII 1853, Каракас - 12 VI 1917, Нью-Йорк) - венесуэльская пианистка, композитор и муз.-обществ. деятель. С 1862 жила в США. Игре на фп. начала учиться у отца, с детства успешно концертировала в США. Брала уроки у Л. Готшалка в Нью-Йорке (с 1863) и у Ж. А. Матьяса в Париже (1866-1870), где совершенствовалась также у А. Г. Рубинштейна.

Карреньо Т.

Одна из крупнейших пианисток кон. 19 - нач. 20 вв., К. отличалась разнообразными дарованиями: писала музыку, выступала как дирижёр и певица (сопрано; пела партию Маргариты Валуа в "Гугенотах" в оперном т-ре в Эдинбурге в 1872). В 1870-74 жила в Англии; с 1875 - снова в США, 1876 училась пению в Бостоне. Особенным успехом пользовалась в Германии, где прожила ок. 30 лет (с 1889); преподавала в Берлине. Много гастролировала в Европе, Сев. и Юж. Америке, в России (впервые в 1891). Выступала в сонатных вечерах со скрипачом Э. Соре. Организовала в Венесуэле совм. с певцом Дж. Тальяпьетрой итал. оперную труппу и в течение 2 лет дирижировала спектаклями, выступала также как певица (1875-82). Возобновила конц. выступления в качестве пианистки с 1889, с успехом гастролировала в странах Европы и в Австралии (1907). В начале пианистич. карьеры К. её игре были свойственны мужественная энергия, виртуозный блеск, стихийный темперамент (соответственно в её репертуаре преобладали пьесы виртуозно-драматич. характера, в т. ч. Ф. Листа); в дальнейшем, под влиянием пианиста Э. д'Альбера, исполнит. стиль К. приобрёл большую углублённость, репертуар обогатился классич. произв. К. - автор виртуозных фп. пьес, этюдов, струн. квартета (ей ошибочно приписывается авторство нац. гимна Венесуэлы, принадлежащего X. Ландаэте).

Литература: Plaza J. В., Teresa Carreсo, Caracas, 1938; Mi11nоwski M., Teresa Carreсo, New Haven (Connect.), 1940, Madrid, 1953; Peсa I., Teresa Carreсo, Caracas, 1953.

В. Ю. Дельсон.

Каррильо Т.

Каррильо Трухильо (Саrrillo Trujillo) Хулиан (28 I 1875, Ауалулько - 9 IX 1965, Мехико) - мекс. композитор, дирижёр и муз. теоретик. Занимался у М. Моралеса (композиция) и П. Мансано (скрипка). В 1899 учился в Лейпцигской консерватории. Преподавал в Нац. консерватории в Мехико (в 1913-14 и в 1920 директор). Выступал как дирижёр. Ранние муз. соч. К. традиционны, с кон. 20-х гг. экспериментировал в области микротоновой музыки (написал ряд произв. для специально сконструированных им инструментов). Создал свою муз. систему Sonido 13 (с целью её пропаганды издавал журн. "El Sonido 13"), согласно к-рой октава делится на 96 микроинтервалов. Ввёл спец. нотацию. К. принадлежит ряд атональных произведений.

Сочинения: оперы - Матильда (1909), Сулитль (1920); для орк. - 3 симфонии (1901-57); камерно-инстр. ансамбли - 8 струн. квартетов (1924-64); произв. для хора и др.

Литературные сочинения: Sonido 13. Teoria lуgica de la musica, (Mйx., 1938), 1954; Su vida y su obra, (Autobiography), Mйx., 1945, 1954 (совм. с J. Velasco Urda); "Sonido 13", Fundamento cientнfico e histуrico, Mйx., 1948; Leyes de metamуrfosia musical, Mйx., 1949; Errores universales en musica y fнsica musical, Mйx., 1967.

Карс А.

Карс А. (Carse) Адам (19 V 1878, Ньюкасл-апон-Тайн, Нортамберленд - 2 XI 1958, Грейт-Миссенден, Бакингемшир) - англ. музыковед, композитор и педагог. Учился музыке с 1892 в Германии, затем в Корол. академии музыки в Лондоне у Ф. Кордера (композиция). В 1908-22 преподавал в Уинчестерском колледже, в 1922-40 - в Корол. академии музыки (гармония и композиция). Знаток оркестра, К. написал ценные работы по истории оркестра и оркестровке, а также инструктивные работы ("Задачи по гармонии", 1923). Собрал коллекцию духовых инструментов. Соч. К., написанные с проф. мастерством, лишены оригинальности. Он автор оперы "Фритьоф" (1915), кантаты, 3 симфоний (1906, 1909, 1950), симф. поэм "Смерть Тентажиля" ("The death of Tintagiles", по Метерлинку, 1902) и "На балконе" ("In a balcony", 1905), драматич. кантаты (1902), баллады для голоса, хора и оркестра (1922), "Норвежской фантазии" ("Norwegian fantasia", для скрипки с оркестром), камерных произв. для фп. и скрипки, хоров, песен и др.

Сочинения: Practical hints on orchestration, L., 1919; Harmony exercises, - L., 1923; The history of orchestration, L., 1925, 1964; рус. пер. - История оркестровки, M., 1932; The school of orchestra, L., 1926; Orchestral conducting, L., 1929; Musical wind instruments, L., 1939, N. Y., 1965; The orchestra in the 18 th century, Camb., 1940, 1950; The orchestra from Beethoven to Berlioz, Camb., 1948; The orchestra, L., 1949; The 18 th century symphony, L., 1951; The life of Jullien, Camb., 1951.

Литература: Halfpenny E., Adam Carse, The Monthly musical record", 1959, LXXXIX.

Картер Э. К.

Картер Э. К. (Carter) Эллиот Кук (р. 11 XII 1908, Нью-Йорк) - амер. композитор. Учился у У. Пистона и Э. Б. Хилла в Гарвардском ун-те (1926-32), совершенствовался у Н. Буланже в Париже. Чл. Амер. академии иск-в и наук (с 1963). В 1940-44 преподавал в "Сент-Джон-колледже" в Аннаполисе, в 1946-48 в Пибоди-консерватории, в 1948-50 - в Колумбийском ун-те в Нью-Йорке, с 1950 рук. муз. ф-том ун-та в Тусоне (Аризона), в 1955-56 профессор композиции в "Куинс-колледже" в Нью-Йорке, в 1960-62 - в Йельском ун-те. В 1963 работал в Риме, в 1964 - в Зап. Берлине. С кон. 1960-х гг. профессор Джульярдской муз. школы. В произведениях середины 1940-х гг. (1-я симфония, сонаты для фп. и для виолончели и фп., балеты) ощутимы влияния неоклассицизма, музыки И. Ф. Стравинского. Намечавшиеся в них черты индивидуального стиля находят законченное выражение в произв. 1950-х гг., когда сформировался собств. муз. язык К. Разработал систему непрерывных изменений метра, темпа, а также порядка движения музыкальных структур (8 этюдов и фантазия для флейты, гобоя, кларнета и фагота; струн. квартет, соната для флейты, гобоя, виолончели и клавесина). В произв. 1960-х гг. (мн. из них получили нац. и междунар. премии) К. стремился определить степень независимости между голосами сложной муз. ткани (их свободным движением относительно друг друга или точно контролируемой взаимосвязью); называет свои соч. "аудиосценариями", в к-рых исполнители (инструменты) выступают в роли актёров - индивидуально или в качестве участников ансамбля. В творчестве К. выделяются 2-й струн. квартет, двойной концерт для фп., клавесина и 2 камерных орк. (1962) и концерт для оркестра (1970).

Сочинения: опера - Том и Лили (1934, не оконч.); балеты - Покахонтас (1939), Минотавр (1947); для орк. - симфония (1944), Праздничная увертюра (Hollyday overture, 1944), вариации (1953, Римская пр.), концерт для фп. (1965); камерно-инстр. ансамбли - 3 струн. квартета (1951, 1-я пр. на Междунар. конкурсе квартетов в Льеже в 1953; пр. ЮНЕСКО, 1971), фантазия для квартета духовых (1950), дух. квинтет (1948), Канон для трёх, памяти Игоря Стравинского (Canon for 3: in memoriam Igor Strawinsky, 1971), соната для влч. и фп.; хоры - Книга мадригалов (Madrigal book для смеш. хора a cappella, 1937), Защита Коринфа (Defense of Corinth, по P. Рабле, для чтеца, мужск. хора и фп. в 4 руки, 1942), Гармония утра (The harmony of the morning, для женск. хора и малого орк., 1945); для фп. - соната (1946); песни.

Литература: Skulsky A., Elliot Carter, "Bulletin of American composers alliance", 1953, p. 2-16; Goldman R. F., The music of Elliot Carter, "MQ", 1957, April, с 1951-70.

Дж. К. Михайлов.

Картули

Картули (старое груз. название - лекури, русское - лезгинка) - груз. нар. танец. Распространён во всех р-нах Грузии; сформировался в Карталинии и Кахетии. Размер 6/8; 3/6; темп колеблется от allegro moderato до vivace. Ритм К. внешне очень похож на ритм тарантеллы, их различие в интонац. строе. Классич. форма - пятичастная. К. может существовать самостоятельно, а также как часть двухчастного цикла с медленной первой частью (давлури). Осн. движение К. - скольжение ног. Существует раздельно К. для мужчин и К. для женщин. Мужской танец имеет темп более быстрый, иногда с постепенным ускорением; женский - более спокойный. Существовал в двух осн. вариантах: сельском и городском. В первом - темпы и ритмы более свободны (наряду с обычным ритмом употребляются разнообразные виды синкопирования), во втором - более однородный темп (всегда быстрый, по характеру торжественно-праздничный). Демократические слои гор. населения танцуют К. свободно, приближаясь к сельскому варианту. Среди горожан К. принял форму парного танца.

Мелодии К. исполняются обычно на гармониках разных систем или чонгури, сопровождаются ударными инструментами (доли, дайра) и хлопками в ладоши. Мелодия инстр. наигрыша строится на чередовании двух и более 4- или 2-тактных законченных построений, в к-рых преобладает нисходящее движение по секундам. Интонационно К. родственны нар. песням. Однако благодаря мелодическому фигурированию (широкое использование cambiata), повторению одного и того же звука мелодии приобретают инстр. характер. Чередование двух или неск. 2- и 4-голосных наигрышей, варьирующихся при повторении интонационно и ритмически, построено по принципу рондо, где какая-либо из попевок периодически возвращается. Классич. образцы - в операх "Даней", "Абесалом и Этери" Палиашвили. Примеры симфонизации К. - в произв. Г. Ф. Киладзе и И. И. Туския ("Картули" для симфонического оркестра).

Литература: Асланишвили Ш. С., Народная танцевальная музыка, в сб.: Грузинская музыкальная культура, М., 1957; Джавришвили Д. Л., Грузинские народные танцы, Тб., 1958.

С. П. Панкратов.

Картье Ж. Б.

Картье Ж. Б. (Cartier) Жан Батист (28 V 1765, Авиньон, Воклюз - 1841, Париж) - франц. скрипач, композитор и педагог. Род. в семье учителя танцев. Обучаться игре на скрипке начал у аббата Вальрауфа в Авиньоне. В 1783 переселился в Париж, где занимался у Дж. Б. Виотти. До 1789 придв. аккомпаниатор Марии Антуанетты. В 1791-1821 солист оркестра Королевской академии музыки и танца (ныне "Гранд-Опера"). В 1804-11 состоял в домашней капелле Наполеона Бонапарта, в 1815-30 в корол. капелле в Париже. В 1798 издал антологию скрипич. музыки 18 в. под назв. "Искусство скрипки, или Избранное собрание сонат трёх школ: итальянской, французской и немецкой" ("Lart du Violon, ou Collection choisie dans les sonates des trois йcoles: italienne, franзaise et allemande", доп., 1801, перепечатка с изд. 1798 "Monuments of music and music literature in facsimilie", I, 14, N. Y., 1969), к-рая сыграла большую роль в популяризации малоизвестных тогда во Франции соч. итал. скрипачей. В этом сб. впервые опубликованы соната Тартини "Трель дьявола" и фуга из сонаты для скрипки соло до мажор И. С. Баха, а также сонаты А. Корелли, П. Нардини, Г. Пуньяни и др. Во вступ. части К. изложил осн. педагогич. принципы итал. скрипич. школы по методе Ф. Джеминиани. Автор сочинений гл. обр. для скрипки - "5 сонат в стиле Лолли" ор. 7 (1797), "6 каприсов или этюдов" (1800); для 2 скрипок - "6 методических дуэтов" ор. 11 (1801), "3 больших концертных дуэтов в форме диалога" ор. 14, а также др. произв., в т. ч. 2 опер. Изданная Ф. Крейслером в "Классических рукописях" пьеса "Охота", приписывавшаяся им (1911) К., является стилизацией музыки франц. скрипача.

Литература: Rinсhеr1е M., Les violonistes, compositeurs et virtuoses, P., 1922.

И. M. Ямпольский.

Карузо Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Карулли Ф.

Карулли Ф. (Carulli) Фердинандо (20 II 1770, Неаполь - 17 II 1841, Париж) - итал. гитарист, композитор и педагог. Виднейший представитель итал. школы игры на гитаре 1-й пол. 19 в. С 1808 жил в Париже, пользовался большой популярностью как исполнитель-виртуоз и педагог. Был близок с Н. Паганини. Разработал и применил новые, оригинальные виртуозные приёмы игры на гитаре, к-рые легли в основу развития совр. гитарной техники. Написал ок. 300 произв. для гитары (концерты, сонаты, ноктюрны, квартеты, фантазии, мн. пьесы, в т. ч. "Три дня" ("Les Trois jours", op. 331, посв. Июльской революции 1830), и др.). Опубликовал школу игры на гитаре (Париж, 1810, нов. изд. - Майнц, 1927) и руководство к аккомпанементу пению на гитаре "Гармония, применённая к гитаре" ("L'harmonie appliquйe а la guitare", Париж, 1825). Его сын: Густаво К. (20 VI 1801, Ливорно - октябрь или ноябрь 1876, Булонь-сюр-Мер) - гитарист, композитор и вок. педагог. Муз. образование получил в Париже. Автор оперы "I tre mariti" (пост. 1825, Милан) и инстр. произв. Жил в Париже и Лондоне, был известен как учитель пения. Написал инструктивные вок. соч.

И. М. Ямпольский.

Карцганаг

Карцганаг - осетинский ударный муз. инструмент. Род трещотки: свободно скреплённые ремешком прямоугольные дощечки (3-9), к-рые при встряхивании ударяются друг о друга и издают сухой щёлкающий звук. Держа инструмент за рукоятку, прикреплённую к одной из крайних дощечек, различными движениями рук (то плавными, то резкими) воспроизводят разнообразные ритмы, варьируя и силу звука. К. используется главным обр. для подчёркивания ритма во время танцев.

Карцев А. А.

Александр Алексеевич (7 (19) VII 1883, Москва - 3 VII 1953, там же) - сов. композитор. Ученик С. И. Танеева и Р. М. Глиэра. Занимался также в Берлине в Высшей муз. школе в классе композиции П. Юона. До 1953 работал старшим редактором, зав. редакцией симфонич. музыки Музгиза. Автор оперы "Ундина", симфонии, концерта для скрипки с орк., струн. квартета (Беляевская пр., 1929, Париж), сонаты для скрипки и фп., пьес для фп., романсов и др. Написал "Руководство к графическому оформлению нотного текста" (совм. с Ю. М. Оленевым и С. Э. Павчинским, М., 1959, доп. 1972).

Карякин М. М.

Михаил Михайлович - см. Корякин М. М.

Касадо Г.

Кассадо (Cassadу) Гаспар (30 IX 1897, Барселона - 24 XII 1966, Мадрид) - испан. виолончелист и композитор. Сын и ученик органиста, дирижёра и композитора Хоакина К. (1867-1926). Учился игре на виолончели с 7-летнего возраста у Д. Марча в консерватории "Лас Мерседес" в Барселоне. Выступал публично с 9 лет. В 1908-14 жил в Париже. С 1910 совершенствовался под рук. П. Касальса. На формирование муз.-эстетич. вкусов К. оказали воздействие К. Дебюсси, М. Равель, М. де Фалья. Возвратившись в Барселону (1914), изучал гармонию и контрапункт под рук. отца. С 1918 гастролировал во мн. странах мира, завоевав славу одного из самых выдающихся исполнителей 20 в. С 1934 жил во Флоренции, выезжая в конц. турне. С 1947 вёл класс мастерства в Академии Киджана в Сиене (Италия), с 1958 - в Высшей школе музыки в Кёльне. В СССР концертировал вместе с женой Ч. Хара да Касадо (1963 и 1965). Был чл. жюри Междунар. конкурсов им. П. И. Чайковского (1962 и 1966).

К. выступал в ансамблях с крупнейшими скрипачами и пианистами: исполнял двойной концерт И. Брамса с Б. Губерманом или Й. Сигети; в сонатных вечерах играл с Дж. Гордиджани, X. Бауэром, А. Рубинштейном, X. Итурби, Ч. Хара да Касадо; в трио с И. Менухиным и Л. Кентнером, а также в концертах с выдающимися дирижёрами - Ф. Вейнгартнером в Вене, Г. Пьерне и Ф. Гобером в Париже, Ч. Вудом и Т. Бичемом в Лондоне, В. Фуртвенглером в Берлине. Исполнит. стиль К. отличался глубокой выразительностью, благородством фразировки, романтич. взволнованностью и артистизмом.

К. - автор произв., насыщенных испан. интонациями и ритмами, среди к-рых - "Каталонская рапсодия" для симф. оркестра, концерт для виолончели, "Соната в старинном испанском стиле" для виолончели и фп. (1925), сюита для виолончели соло; 3 струн. квартета, фп. трио, ряд виолонч. пьес, "Сардана" для гитары, посв. А. Сеговии; К. принадлежат мн. транскрипции и обр. для виолончели, в т. ч. концерта для валторны Моцарта, фп. пьес Чайковского ор. 72 (в виде влч. концерта), "Токкаты" Дж. Фрескобальди, "Серенады" А. П. Бородина и др. Популярная пьеса "Allegretto grazioso", известная как обр. К. произв. Ф. Шуберта, в действительности является его собственным сочинением. С 1969 во Флоренции проводится междунар. конкурс виолончелистов (наз. им. К.; 1 раз в 2 года), на к-ром в 1969 1-ю пр. получила В. Яглинг (СССР).

Л. С. Гинзбург.

Касальс П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Касимов К. А.

Кубад Абдулла оглы (р. 27 VI ( 9 VII) 1896, с. Каргабазар, ныне Физулинского р-на) - сов. музыковед и театровед. Засл. работник культуры Азерб. ССР (1968). Кандидат историч. наук (1949). В 1928 окончил историч. отделение восточного ф-та Азерб. ун-та. В 1921-38 журналист. В 1939-44 ст. науч. сотрудник Научно-исследовательского кабинета музыки, в 1945-50 учёный секретарь Ин-та искусства АН Азерб. ССР, в 1955-70 зав. отделом музыки, с 1971 ст. науч. сотрудник Ин-та архитектуры и искусства АН Азерб. ССР. Автор и редактор работ, посв. азерб. муз. и театр, культуре (более 40). Составитель, автор комментариев лит. сочинений У. Гаджибекова (т. 1-4) и Бюльбюля (1968), сб. "Узеир Гаджибеков о музыкальном искусстве Азербайджана" (1966) и др. Автор очерка о музыке Азербайджана (совм. с Э. Абасовой) в "Истории музыки народов СССР", т. 1 (1970).

Сочинения: Узеир Гаджибеков, Баку, 1941, 1949 (на азерб. яз.), Баку, 1945 (на рус. яз.); Музыкальная культура Азербайджана по произведениям Низами, в сб.: Низами, Баку, 1947; Муслим Магомаев, Баку, 1948, 1956; Очерки по истории музыкальной культуры Азербайджана XII в., в сб.: Искусство Азербайджана, т. 2, Баку, 1949; Зарождение и развитие азербайджанского музыкального театра, там же, т. 3, Баку, 1950; Об одном средневековом музыкальном трактате, "Доклады АН Азерб. ССР", 1957, No 1; Азербайджанский Гос. ордена Ленина театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова, М., 1959 (совм. с А. Бадалбейли); Музыка Советского Азербайджана, Баку, 1960; Музыкальная культура Азербайджана XVI-XVII вв., в сб.: Искусство Азербайджана, т. 8, Баку, 1962; Азербайджанский фольклор, в сб.: Народы мира, т. 1, ч. 2, М., 1963; Очерки музыкальной культуры Советского Азербайджана, Баку, 1968 (совм. с Э. Абасовой и др.).

Э. А. Абасова.

Касрашвили М. Ф.

Маквала Филимоновна (р. 13 III 1942, Кутаиси) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Засл. арт. РСФСР (1975). Нар. арт. Груз. ССР (1980). В 1966 окончила Тбилисскую консерваторию у В. А. Давыдовой. С того же года солистка Большого т-ра. Среди партии - Татьяна, Иоланта; Франческа ("Франческа да Римини" Рахманинова), Графиня ("Свадьба Фигаро"), Тоска, Дездемона; Леонора, Амелия ("Трубадур", "Бал-маскарад"), Наташа Ростова; Любка, Полина ("Семён Котко", "Игрок" Прокофьева), Тамар ("Похищение луны" Тактакишвили). В конц. репертуаре преобладают романсы П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, М. де Фалья. 2-я пр. на 9-м Междунар. конкурсе вокалистов в Монреале (1973). Гастролирует за рубежом.

Литература: М. Касрашвили, в кн.: Орфёнов A., Юность, надежды, свершения, (М., 1973).

Кассация

Кассация (нем. Kassation, от нем. диалектного Gassation - серенада) - многочастное произв. типа сюиты для ансамбля инструментов. К. исполнялись на открытом воздухе, поэтому, как правило, они писались для составов, включающих дух. инструменты. В 18 в. К. были распространены в Австрии и Германии. Развлекательный характер, включение марша в начале и в конце, непостоянное количество частей сближают К. с дивертисментом и серенадой; термин "К." часто применяется как синоним дивертисмента, серенады, а также ноктюрна, симфонии. Образцы К. - у Й. Гайдна, В. А. Моцарта. Например, кассация Моцарта B-dur для струнных с двумя гобоями и двумя валторнами (K.-V. 99) состоит из следующих частей: Marcia, Allegro molto, Andante, Menuetto, Andante, Menuetto, Allergo, завершением сочинения служит повторение 1-й части (Marcia da capo).

Литература: Sandberger A., Zur Geschichte des Haydnschen Streichquartetts, в сб.: Ausgewдhlte Autsдtze zur Musikgeschichte, Mьnch., 1921; Strom K., Beitrдge zur Entwicklungsgeschichte des Marsches in der Kunstmusik bis Beethoven, Mьnch., 1926; Hausswald G., Mozarts Serenaden, Lpz., 1951; Hess R., Serenade, Cassation, Notturno und Divertimento bei Michael Haydn, (Mainz), 1963 (Diss.).

В. Н. Холопова.

Кастальди А.

Кастальди А. (Castaldi) Альфонсо (23 IV (5 V) 1874, Маддалони, Италия - 6 VIII 1942, Бухарест) - рум. композитор, педагог. По национальности итальянец. Муз. образование получил в Неаполитанской консерватории у Ф. Чилеа и У. Джордано (1885-89). В 1904-40 профессор гармонии, полифонии и композиции в Бухарестской консерватории; среди его учеников - мн. известные композиторы и музыканты Румынии (в т. ч. А. Алессандреску, М. Андрику, Д. Куклин, Й. Н. Отеску и др.). К. - один из основателей Об-ва рум. композиторов (1920, ныне CK CPP). Автор двух симфоний (1920, 1925), увертюр, симф. поэм, сюит, хоров, вок. и камерно-инстр. соч., музыки для драм. спектаклей.

Литература: Tomescu V., Alfonso Castaldi, Bue, 1958; Breazu1 G., Pagini din istoria muzicii romanesti, Buc., 1966, p. 406-424; Vancea Z., Creatia muzlcala romвneasca, Sec. XIX-XX, V. I, Buc., 1968, p. 287-93.

Кастальский А. Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кастаньеты

Кастаньеты (испан. castaсetas, от лат. castanеа - каштан) - ударный муз. инструмент, распространённый преим. в Испании, а также в Юж. Италии и в странах Лат. Америки. К. состоят из двух пар деревянных (или пластмассовых) пластинок, выдолбленных в форме раковин. Каждая пара соединяется петлей из шнурка. Большой палец просовывается под шнурок, натягивая его так, что основания К. соединяются, а свободные концы немного расходятся. Звук извлекают, постукивая по К. остальными пальцами. Испан. нар. К. неодинаковы по размеру: пара, предназначенная для правой руки (наз. hembra - женщина), - меньшего размера, на ней исполняется ритмич. рисунок; пара для левой руки (наз. macho - мужчина) - большего размера; на ней отмечают опорные точки ритма. Многие испан. танцы имеют особые ритмич. формулы для К. Нередко мелодия танца поётся, а между её фразами звучат ритурнели К. Используются К. и в симф. оркестре. Оркестровые К. состоят из рукоятки, на обоих концах к-рой закреплено по паре К. При лёгком сотрясении К. издают звук. Встречаются К. и из металла. Композиторы обычно используют этот инструмент в соч. на испан. тематику ("Испанская увертюра" Глинки, "Испанское каприччио" Римского-Корсакова, "Иберия" Дебюсси, испанские танцы в балетах и т.п.).

Литература: Геварт P., Новый курс инструментовки, пер. А. Арсе, М., 1892, М., 1913; Rогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 3, М., 1956.

Г. И. Благодатов.

Кастельнуово-Тедеско М.

Кастельнуово-Тедеско М. (Castelnuovo-Tedesco), Марио (3 IV 1895, Флоренция - 16 III 1968, Лос-Анджелес) - итал. композитор и пианист. Учился во Флоренции в консерватории Керубини у И. Пиццетти (композиция), Э. Дель Валле Де Пас (фп.). С 1939 жил в США. С 1946 вёл класс композиции в Консерватории музыки и иск-в Лос-Анджелеса. Музыка К.-Т. завоевала широкую известность в 20-30-е гг., когда она часто исполнялась крупнейшими музыкантами на муз. фестивалях в Зап. Европе. Творчество К.-Т. связано своими истоками с тосканской муз. культурой. В ранний период деятельности он испытал импрессионистские влияния. В дальнейшем музыка К.-Т. приобретает черты неоклассицизма и неоромантизма. В нек-рых поздних сочинениях использованы элементы амер. муз. фольклора. В целом стилистич. приёмы К.-Т. носят эклектичный характер.

Сочинения: оперы - Мандрагора (Mandragola, по Н. Макиавелли, 1926, Венеция, Нац. пр. Италии), Вакх в Тоскане (Вассо in Toscana, по поэме P. Реди, 1931, Милан), Окассен и Николетт (Aucassin et Nicolette, 1952, Флоренция); балеты - Синяя рыба (Pesce turchino, 1937, Флоренция), Барельеф (Basrelief, 1939), День рождения инфанты (The birthday of the infanta, по О. Уайльду, 1942, Париж), Бал окторонов (The octoroon ball, 1947); oратoрии - Руфь (The book of Ruth, 1949), Иона (The book of Jonah, 1952), Песнь песней (The song of songs, 1955), Эсфирь (The book of Esther, 1962); для орк. - Американская рапсодия (1942), сюита Индийские песни и танцы (1943), увертюры к 11 драмам У. Шекспира (1931-51); концерты с орк. - для фп. (1928, 1939), для скр. (1926, 1933, 1939); для инструмента с орк. - поэма (для скр., 1942); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета (1929, 1948); для фп. - соната (1928), 6 иллюстраций к "Кандиду" Вольтера (1944), 6 канонов (1950); для скр. и фп. - Ритмы (1920), соната quasi una fantasia (1929), баллада (1940); для голоса с фп. - Нинна-нанна (колыбельная, 1915), 33 песни на тексты У. Шекспира (1921-26), Индийская серенада (1925), Кадико (1926), 27 сонетов У. Шекспира (1945), 3 песни на стихи А. Мюссе (1955) и др.; музыка к фильмам.

Литература: Gatti G. М., Musicisti moderni d'Italia е di fuori, Bologna, 1925; Rossi-Dаria Gi, Mario Castelnuovo-Tedesco, "Chesterian", 1926, Jan. - Febr.; Valabrega С., Mario Castelnuovo-Tedesco, "Il Pianoforte", 1926, marzo; Weber R. von, Mario Castelnuovo-Tedesco, в кн.: Ewen D., The book of modern composers, N. Y., 1943; Ewen D., American composers today, N. Y., 1949.

M. M. Яковлев.

Кастиль-Блаз Ф. А. Ж.

Кастиль-Блаз Ф. А. Ж. (Castil-Blaze; наст. фам. и имя - Блаз Франсуа Анри Жозеф) (1 XII 1784, Кавайон, Воклюз - 11 XII 1857, Париж) - франц. муз. писатель, критик, композитор и издатель. В детстве обучался музыке у своего отца адвоката и композитора А. С. Блаза (1763-1833). В 1799 занимался в Парижской консерватории. С 1820 работал в Париже. С 1822 критик журн. "Journal des dйbats", один из основателей журн. "La France musicale" (1837). Среди многочисл. трудов К. по истории франц. и европ. музыки особое место занимают работы, посв. оперному и балетному иск-ву. К. принадлежат также переводы на франц. яз. либр. опер Дж. Россини, Г. Доницетти, В. А. Моцарта, К. М. Вебера и др. Автор 3 опер, мессы, хоров, камерно-инстр. музыки, в т. ч. "Песен Прованса".

Сочинения: De l'Opйra en France, v.1-2, P., 1820, 1826; Dictionnaire de musique moderne, v. 1-2, P., 1821, 1825, v. 1, Brux., 1828; Mйmorial du Grand Opйra, P., 1847; Moliиre musicien, v. 1-2, P., 1852; Thйatres lyriques de Paris, v. 1-2 (L'Acadйmie Impйriale de musique. L'Opйra italien de 1548 а 1856), P., 1855-56; Sur l'Opйra franзais vйritйs dures mais utiles, P., 1856; L'art des vers lyriques, P., 1857.

C. M. Грищенко.

Кастнер Ж. Ж.

Кастнер Ж. Ж. (Kastner) Жан Жорж (Иоганн Георг) (9 III 1810, Страсбург - 19 XII 1867, Париж) - франц. композитор и муз. теоретик. По национальности немец. Учился в протестантской духовной семинарии. Был дирижёром воен. оркестра в Страсбурге (1830). В 1835 окончил Парижскую консерваторию. Автор трудов по инструментовке, гармонии и полифонии. Писал статьи для франц. и нем. муз. газет, энциклопедий и словарей. Среди муз. произв. К. - 5 опер, в т.ч. "Последний царь Иудеи" ("Le dernier roi de Juda", Париж, 1844), 3 симфонии (1832-35), симф. поэмы с муз.-историч. и философскими введениями (Livres partitions - книги-партитуры) - "Пляски смерти" ("Les danses des morts", 1852) и др.

Сын К. - физик Георг Фридрих Эуген К. (1852-1882) изобрёл пирофон - т.н. огненный орган (1875; звук возникал в результате горения газа в трубках разной величины).

Касторский В. И.

Владимир Иванович (2 (14) III 1871, с. Большие Соли, ныне Некрасовское Ярославской обл. - 2 VII 1948, Ленинград) - сов. певец (бас). Засл. деят. иск-в РСФСР (1939). В детстве пел в церк. хоре. Брал уроки у А. Котоньи. С 1892 участвовал в концертах. В 1894 дебютировал в оперной труппе Шампаньера, выступавшей в разд. городах России. Первые партии - Сват ("Русалка"), Гудал ("Демон"), Мефистофель, Гремин. С 1898 солист Мариинского т-ра (с 1924 - Ленинградского т-ра оперы и балета). Партии: Руслан, Сусанин, Мельник, Пимен, Досифей, Нилаканта; Марсель ("Гугеноты"). К. был одним из лучших исполнителей партий в операх Р. Вагнера: Вотан ("Кольцо нибелунга"), Хаген ("Гибель богов"), король Марк ("Тристан и Изольда"). Полнозвучный, мягкий и тёплый по тембру голос К. отличался необычайной певучестью и в то же время подвижностью. Его исполнение было отмечено тонкостью муз. фразировки, благородством артистич. манеры. В 1907-1908 К. принял участие в "Русских сезонах", организованных С. П. Дягилевым за границей. В 1907 создал вок. квартет, пропагандировавший рус. нар. песни; гастролировал с ним в России и за рубежом (Париж, Лондон). Мастерски владея своим голосом, К. сохранил на долгие годы превосходную вок. и сценич. форму. Пел на оперной сцене ок. 45 лет, до конца жизни выступал на радио и в концертах. Вёл педагогич. работу. Руководил кружками муз. самодеятельности.

Литература: Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910, Л. - М., 1940.

В. И. Зарубин.

Кастраты-певцы

Кастраты-певцы (итал. castrati, а также evirati, от лат. castro - оскопляю, eviro - кастрирую) - особая категория певцов, выступавших в католич. церкви и в оперных т-рах гл. обр. в 16-18 вв. (назывались также сопранистами). Вследствие произведённой в раннем детстве кастрации К.-п. сохраняли детский по высоте (сопрано или меццо-сопрано) и по тембру голос, отличавшийся вместе с тем силой и продолжительностью звучания, свойственными голосу взрослого мужчины. Это позволяло К.-п. исполнять высокие партии (в т. ч. женские), сложные виртуозные пассажи и долгие выдержанные звуки (messa di voce, характерные для итал. bel canto). В Италии К.-п. встречались уже в 3 в. Более широко использовались они в 16 в., в первую очередь в католическом пении, в к-ром было запрещено участие женщин. В 17-18 вв. приобрели важнейшее значение и в опере, гл. обр. итальянской. К.-п. пользовались таким успехом у публики, что певцы-мужчины почти перестали привлекаться для исполнения высоких партий в операх-сериа; зачастую с К.-п. не могли конкурировать и певицы-женщины, на долю к-рых нередко доставались мужские роли. Известнейшие К.-п. - А. Бернакки, Б. Ферри, Г. М. Каффарелли, Г. Пакьяротти, Ф. Бернарди, прозванный Сенезино, К. Броски, прозванный Фаринелли, и др. Отдельные К.-п. были известны ещё в нач. 20 в. (А. Морески из Сикстинской капеллы, ум. 1922).

Литература: Monaldi G., Cantanti evirati celebri del teatro italiano, Roma, 1920; Habцck Fr., Die Kastraten und ihre Gesangskunst, В. - Lpz., 1927; Heriot A., The castrati in opera, L., 1956; Ruth W., Die Kastraten und ihre Gesangskunst, "Bьhnengenossenschaft", Jahrg XV, 1963.

Кастриото-Скандербек В. Г.

Владимир Георгиевич (1820, Петербург - 13 (25) II 1879) - рус. композитор. По образованию военный. Служил в войсках лейб-гвардии, в 1840-х гг. вышел в отставку. С юных лет учился музыке, позднее занимался теорией музыки. В своём имении Городец в Могилёвской губ. содержал струн. квартет из крепостных музыкантов. Один из близких друзей А. С. Даргомыжского, постоянный участник его муз. вечеров. Автор 3 струн. квартетов (2-й квартет премирован на конкурсе РМО в 1861), романсов. Сделал аранжировки для фп. квинтета всех симфоний, увертюр, а также фп. сонаты ор. 106 Л. Бетховена. Опубликовал совм. с В. В. Стасовым "Материалы к биографии А. С. Даргомыжского" ("Русская старина", 1875, кн. 2, 4, 6, 7).

И. М. Ямпольский.

Кастро X. М.

Кастро X. М. (Castro) Xoce Мария (17 XI 1892, Авельянеда, Буэнос-Айрес - 2 VIII 1964, там же) - аргентинский композитор, дирижёр и виолончелист. Брат Хуана Хосе К. Учился в Буэнос-Айресе у X. Гарсиа и У. Феррари (виолончель), К. Гайто (композиция), затем в Париже у В. д'Энди (композиция). Вернувшись на родину, играл на виолончели в разл. камерных ансамблях и симф. оркестрах. С 1930 руководил камерным оркестром, с 1931 - филармонич. оркестром, в 1933-53 - гор. симф. оркестром Буэнос-Айреса. К. часто включал в конц. программы собств. сочинения, отличающиеся оригинальным претворением элементов аргент. муз. фольклора. Преподавал в консерватории Буэнос-Айреса, был одним из основателей "Группы обновления", в к-рую входили передовые аргент. композиторы.

Сочинения: балеты - Джорджия (Georgia, 1939, Буэнос-Айрес) и Фаларка (Falarka, 1951, там же); для орк. - Кончерто гроссо (1933), увертюра к комич. опере (1935), Концерт (1945); концерт для фп. с орк. (1941); для фп. - Весенняя соната (1941), пьесы; для влч. и фп. - соната; песни.

М. М. Яковлев.

Кастро Х. Х.

Кастро Х. Х. (Castro) Хуан Хосе (7 III 1895, Авельянеда, Буэнос-Айрес - 3 IX 1968, там же) - аргент. композитор и дирижёр. Брат Хосе Мария К. Учился музыке в консерватории Буэнос-Айреса, затем совершенствовался в Париже у В. д'Энди (композиция, 1914-19) и Э. Рислера (фп., 1919-24). Вернувшись на родину, вошёл в состав "Группы обновления". В 1929 основал струн. квартет, в к-ром играл партию первой скрипки. В том же году организовал и возглавил камерный оркестр "Ренасимьенто". В 1930-43 дирижировал оперными и балетными спектаклями в т-ре "Колон" (Буэнос-Айрес). С 1933 директор т-ра "Колон", а также Ассоциации проф. оркестрантов, Симф. ассоциации. Ежегодно вёл циклы концертов в Буэнос-Айресе; впервые исполнял произв. ряда композиторов, в т. ч. И. Ф. Стравинского ("Весна священная"), М. де Фалья ("Любовь-волшебница") и др. Гастролировал как дирижёр в странах Америки и Европы, выступая с лучшими симф. оркестрами.

В разные годы возглавлял симф. оркестры в Гаване (Куба), Монтевидео (Уругвай), Мельбурне (Австралия) и др. В ранний период творчества испытал влияние франц. импрессионизма (напр., программная симф. поэма "В саду мёртвых", 1924). Интересовался рус. музыкой, в частности выразит. приёмами А. Н. Скрябина. В дальнейшем стремился добиться органичного сочетания элементов аргент. фольклора (гл. обр. его ритмич. особенностей) с классич. муз. формами. Среди наиболее значит. произв.: Аргентинская симфония (1936), Симфония полей (Sinfonia de los campos), Концерт для фп. с оркестром (1941).

Сочинения: оперы - Чудесная башмачница (La zapatera prodiglosa, по Ф. Гарсиа Лорке, 1950), Прозерпина и чужестранец (Proserpina у el straniero, по роману О. дель Карло, 1952, Милан), Кровавая свадьба (Bodas de sangre, по Гарсиа Лорке, 1956); балеты - Мекхано (Mekhano, 1937), Оффенбахиана (на музыку Ж. Оффенбаха, 1940); налтата - Мартин Фьерро, для баритона, хора и орк. (1948); для орк. - симфония Челла (La Chellah, 1927), Библейская симфония (Sinfonia biblica, 1932, с хором), симф. поэмы - Матери (A una madre, 1925), Креольские кораллы (Corales criollos, 1954, 1-я пр. на фестивале латиноамер. музыки в Каракасе, 1954); 2 сюиты (1929); концерты с орк. - для фп. (1941), для скр. (1965); камерно-инстр. ансамбли - трио, квартет; для фп. - соната, прелюдии; для скр. и фп. - соната; для влч. и фп. - соната, сарабанда.

M. М. Яковлев.

Касьянов А. А.

Александр Александрович (р. 17 (29) VIII 1891, с. Болобоново, ныне Горьковской обл.) - сов. композитор, педагог. Нар. арт. СССР (1971). В юности пользовался консультациями М. А. Балакирева и А. К. Глазунова. В 1917 окончил Петрогр. консерваторию у Н. А. Соколова (класс композиции), затем на высшем курсе (при консерватории) занимался у С. М. Ляпунова (класс фп.). С 1918 живёт в Н. Новгороде (ныне Горький). Принимал участие в создании Народной консерватории, сотрудничал в Нижегородской радиолаборатории М. А. Бонч-Бруевича, организуя муз. передачи (руководил первым в России радиоконцертом из Н. Новгорода, 1922). В 1924-49 зав. муз. частью драм. т-ра в Горьком. С 1951 преподаватель теоретич. предметов в Горьковской консерватории (с 1957 профессор). В 1951-60 пред. правления Горьковского отделения CK РСФСР. Продолжатель традиций рус. муз. классич. школы, К. широко использует интонации волжского песенного фольклора. Мастер хорового письма. Многие массовые сцены его опер представляют собой широкие картины нар. жизни. Романсы К. принадлежат к числу значит. образцов сов. камерно-вок. музыки.

Сочинения: оперы - Степан Разин (1939, 2-я ред. 1953, Горьковский т-р оперы и балета), Партизанка (1941), Фома Гордеев (1946, 2-я ред. 1966, Горьковский т-р оперы и балета), На дальнем Севере (1947), Ермак (1957, Новосибирский т-р оперы и балета); кантата - Валерий Чкалов (1952); для орк. - сюита Лесная песня (1944), увертюра на рус. темы (1943); трио на чувашские темы (для скр., влч. и фп., 1933); для фп. - 7 сонат (1917-29, 7-я в 1971), баллада (1970), скерцо (1971), 24 прелюдии (1968); 3 хора о Ленине (на сл. В. Инбер и собств., 1970), 3 хора a cappella - Песни о Стеньке Разине (насл. А. С. Пушкина, 1972); романсы (св. 50, на сл. Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина, А. А. Блока и др.), хор. пьесы (для детского и смешанного хора), обр. рус. и чуваш. нар. песен; музыка для драм. т-ра.

Литература: Угрюмов Н., А. Касьянов, М., 1957; Pолуэктова Н. Н., Коллар В. A., Музыканты-нижегородцы, в кн.: Люди русского искусства, Горький, 1960, с. 301-07; Гозенпуд A., Русский советский оперный театр, Л., 1963; Елисеев И., Рыцарь кучкистских традиций, "СМ", 1971, No 11; его же, А. А. Касьянов, М., 1973; Коллар В., Старейший горьковский композитор, "МЖ", 1971, No 16.

В. А. Коллар.

Каталани Альфредо

Каталани Альфредо (Catalani) Альфредо (19 VI 1854, Лукка, Тоскана - 7 VIII 1893, Милан) - итал. композитор. Музыкой занимался с детства с отцом Эудженио К. и дядей Pеличе К. (пианистами и композиторами). Затем учился в Муз. ин-те в Лукке под рук. Ф. Маджи и К. Анджелони (гармония и контрапункт). В 1872 в луккском соборе была исполнена 4-голосная месса К. В 1873 занимался в Парижской консерватории у А. Ф. Мармонтеля (фп.) и Ф. Базена (контрапункт). Летом того же года возвратился в Италию и поступил в Миланскую консерваторию, где учился у А. Баццини (композиция). В 1875 в Т-ре консерватории была пост. его "восточная эклога" - "Серп" ("La falce"), за к-рую он получил специальную премию. Написал оперы: "Эльда" (1880, Турин), "Деяниче" (1883, Милан), "Эдмеа" (1886, там же). С 1886 преподавал композицию в Миланской консерватории.

К. - один из крупных итал. оперных композиторов 2-й пол. 19 в. В сценич. произв. К. творчески воплощены нек-рые тенденции вагнеризма и франц. лирич. оперы. Особое место в его операх отведено симф. началу как одному из средств драматич. выразительности. Близки веристам его оперы "Лорелея" (нов. ред. оперы "Эльда", 1890, Турин), "Валли" ("La Wally", 1892, Милан). Среди др. сочинений - симфонии "Ночь" ("La notte", 1874), "Утро" ("Il mattino", 1874), "Размышление" ("Contemplazione", 1878), Скерцо для оркестра (1878), симф. поэма "Геро и Леандр" (1885), фп. пьесы, вок. лирика.

Литература: Depanis G., A. Catalani, appunti e ricordi, Torino, 1893; Rаrdini D., Alfredo Catalani, Lucca, 1935; Bonaccоrsi A., Alfredo Catalani, Torino, 1942; Gatti C., Alfredo Catalani. La vita e le opere, Mil., 1953.

С. М. Грищенко.

Каталани Анджелика

Каталани Анджелика (Catalani) Анджелика (10 V 1780, Ceнигаллия, близ Анконы, Италия - 12 VI 1849, Париж) - итал. певица (сопрано). Пению училась у отца - Антонио К. и у П. Моранди. В 1797 дебютировала на оперной сцене ("Лодоиска" Майра, т-р "Фениче", Венеция). Пела во мн. т-рах Италии. С 1804 гастролировала за границей (выступала в оперных спектаклях и концертах), в т. ч. в Петербурге (1823) и в Москве (1825). В 1814-17 была директором т-ра "Комеди Итальенн" в Париже. В 1828 оставила сцену.

Одна из популярных певиц нач. 19 в., К. обладала от природы совершенными вок. данными - сильным и гибким голосом обширного диапазона. Среди партий: Семирамида ("Смерть Семирамиды" Португала), Клитемнестра ("Клитемнестра" Цингарели), Камилла ("Горации и Куриации" Чимарозы), Клеопатра ("Смерть Клеопатры" Назолини), Лидия ("Лаузо и Лидия" Майра), Сюзанна. Концертный репертуар К. включал колоратурные виртуозные арии из опер Дж. Паизиелло, Н. Пиччинни и др., нек-рые произв. Дж. Россини.

Литература: Замечательные певцы. Г-жа Каталани, "Театральный и музыкальный вестник", СПБ, 1858, 26 октября, No 42, с. 501-502; Тимохин В., Выдающиеся итальянские певцы, М., 1962; Radiciotti G., A. Catalani, "Il Pianoforte", 1924, No 3; De11a Corte A., Satire e grotteschi..., Torino, 1946; Satter H., Angelica Catalany, Fr./M., 1958.

С. М. Грищенко.

Катанян А. Г.

Арам Григорьевич (р. 10 III 1926, Ереван) - сов. дирижёр. Нар. арт. Арм. ССР (1976). В 1951 окончил Ереванскую консерваторию у К. С. Сараджева, с того же года дирижёр симф. оркестра Свердловского радио. С 1958 дирижёр, в 1964-70 и с 1974 гл. дирижёр Арм. т-ра оперы и балета. В 1970-73 гл. дирижёр и худ. рук. Гос. симф. оркестра Армении. Под рук. К. в Ереване впервые в СССР осуществлены пост. оперы-оратории "Царь Эдип" Стравинского (1963), муз. драмы "Вестсайдская история" Бернстайна (1963), опер "Консул" Менотти (1966) и "Норма" Беллини (1975), а также ряда опер и балетов совр. арм. композиторов. Гастролирует за рубежом.

Литература: Тер-Симонян М., Дирижёры Армении, "СМ", 1977, No 9.

Катель Ш. С.

Катель Ш. С. (Catel) Шарль Симон (10 VI 1773, Легль, Орн - 29 XI 1830, Париж) - франц. композитор и муз. теоретик. Чл. Института Франции (1815). Занимался у Ф. Ж. Госсека (композиция) в Корол. школе пения и декламации (впоследствии Парижская консерватория). С 1787 был преподавателем и аккомпаниатором. С 1790 аккомпаниатор т-ра "Корол. академия музыки и танца" и капельмейстер оркестра Национальной гвардии. С 1795 (со дня основания) профессор Парижской консерватории (класс гармонии; в 1810-14 один из её инспекторов).

Катель Ш. С.

Основу творчества К. составляют муз.-сценич. произв. (оперы, балеты).Успехом пользовались его комич. оперы. К. одним из первых ввёл во франц. оперу популярные нар. песни, обогатил театр. оркестр (шире использовал дух. инструменты). Автор музыки для нац. революц. празднеств (патриотич. гимны, оды, песни, марши, увертюры для дух. оркестра). Существен вклад К. в теорию музыки, он положил начало т. н. традиционной школе франц. теоретич. музыковедения. Его учебник гармонии ("Traitй d'harmonie", 1802) был принят в качестве руководства в Парижской консерватории. Этот труд отличается ясностью изложения, стремлением связать изучение гармонии с творч. опытом франц. композиторской школы рубежа 18-19 вв. Вместе с тем присущие работе К. догматизм и схематизм сделали её теоретич. основой консервативного академизма.

Сочинения: оперы - Семирамида (1802, "Театр Искусств", Париж), Артисты по случаю (Les artistes par occasion, 1807, т-р "Опера комик", Париж), Трактир банщиков (L'Auberge de Bagnиres; 1807, там же), Баядерки (1810, т-р "Корол. академия музыки и танца", Париж), Отличные трактирщицы (Les Aubergistes de qualitй, 1812, т-р "Опера комик", Париж), Первый в числе (Le Premier en date, 1814, там же), Валлас, или Шотландский менестрель (1817, там же), Зирфила и миртовый цветок (Zirphile et la fleur de myrte, 1818, "Корол. академия музыки и танца", Париж), Похищенный офицер (L'Officier enlevй, 1819, т-р "Опера комик", Париж); балет - Александр у Апеллеса (1808, т-р "Корол. академия музыки и танца", Париж); для орк. - симфонии, увертюры; камерно-инстр. ансамбли - квартеты (в т. ч. 3 для дух. инструментов, 1796), квинтеты (в т. ч. 6 для струн. инструментов, 1797); фп. пьесы (в т. ч. 6 сонат, 1799); хоры, песни и др.

Литература: Мазель Л. и Рыжкин И., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 1, М., 1934, с. 79-86; Асафьев Б., Глинка, М.-Л., 1950; Добавление, с. 285-300; Carlez J., Catel. Кtude biographique et critique, Caen, 1895; He11оuin F. et Picard J., Un musicien oubliй. Catel а l'Institut royal de France de 1773 а 1830, P., 1910.

C. M. Грищенко.

Катилюс Р. К.

Раймондас Казевич (р. 16 III 1947, Вильнюс) - сов. скрипач. Засл. арт. Литов. ССР (1979). В 1970 окончил Моск. консерваторию у И. С. Безродного, в 1972 - у него же аспирантуру. В 1971-75 участник струн. квартета Моск. консерватории (на междунар. конкурсах в 1971 в Белграде и в 1972 в Братиславе квартет завоевал 1-е место). Лауреат междунар. конкурсов скрипачей в Хельсинки (им. Я. Сибелиуса, 1970) и Монреале (1972). Гастролирует за рубежом. С 1975 преподаёт в Литов. консерватории.

Като К.

Киёси (р. 12 X 1906, Токио) - япон. скрипач, педагог. Игре на скрипке обучался у Г. Ооко. В 1930-38 занимался в Токийской консерватории под рук. А. Я. Могилевского, в дальнейшем совершенствовался в Италии в Академии Киджана. С 1938 выступает как солист; организовал струн. квартет; преподавал в ун-те "Кэйо гидзюку". Профессор Муз. ин-та "Кокусай онгаку дайтоку" в Токио. Автор монографии об А. Я. Могилевском ("Душа музыки", Токио, 1965), учебно-методич. пособий по скр. игре.

Катуар Г. Л.

Георгий Львович (15 (27) IV 1861, Москва - 21 V 1926, там же) - сов. композитор и музыковед. Род. в семье обрусевших французов. В 1884 окончил математич. ф-т Моск. ун-та. Брал уроки композиции у О. Тирша и Ф. Рюфера в Берлине и у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова в Петербурге. Занимался также игрой на фп. с профессором Моск. консерватории К. Клиндвортом. Активную композиторскую деятельность начал после знакомства (в 1886) с П. И. Чайковским, одобрившим его первые фп. произв. и посоветовавшим работать над усовершенствованием композиторской техники. Наиболее значительны в наследий К. - камерные произв. Их муз. язык отличается утончённостью гармонии и ритмич. рисунка, страстной патетикой мелоса, превосходным использованием возможностей инструментов и голосов. Произв. К. свойственны поэмная напряжённость высказывания, сочетание черт позднеромантич. патетики с взволнованной лирикой и нац. рус. колоритом. На образный строй и муз. язык сочинений К. оказало влияние творчество Р. Вагнера и Чайковского; тщательность отделки деталей, тонкость, разработанность фактуры сближают его с композиторами петерб. школы, а также с К. Дебюсси. К. принадлежит "Теоретический курс гармонии" - первый в рус. музыковедении труд, в к-ром ценным является функциональное понимание природы муз. явлений. Значит. вклад К. в функциональную теорию - изложенное им учение о диатонич. и хроматич. системах, положение об аккордах и интервалах, понятие ультрахроматики, "теория смещений". Эти положения - яркое проявление диалектич. метода в изучении законов организации муз. ткани. Функциональный подход к муз. явлениям характерен и для труда "Музыкальная форма" (завершён после смерти автора Д. Б. Кабалевским, Л. А. Мазелем и Л. А. Половинкиным).

С 1917 К. - профессор Моск. консерватории (класс композиции). Среди его учеников - композиторы и музыковеды В. А. Власов, И. И. Дубовский, С. В. Евсеев, Д. Б. Кабалевский, Л. А. Мазель, Л. А. Половинкин, М. Л. Старокадомский, В. Г. Фере, В. П. Ширинский.

Сочинения: кантата - Русалка (1888); для орк. - симфония (1899, исп. 1905), симф. картина Мцыри (1899, исп. 1902); концерт с орк. - для фп. (1909, исп. 1912); камерно-инстр. ансамбли - трио (1900), квартеты (1909, 1916), квинтеты (1902, 1914); для скр. и фп. - 2 сонаты (1901, 1906 - Поэма); хoры на сл. К. Д. Бальмонта, А. А. Фета; для голоса с фп. - романсы на сл. А. Н. Апухтина, Ф. И. Тютчева, П. Верлена, 3. Верхарна и др.

Литературные сочинения: Теоретический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1924-1925; Музыкальная форма, ч. 1-2, М., 1934-36.

Литература: Беляев В., Георгий Львович Катуар, М., 1926; Евсеев С., Георгий Львович Катуар, "СМ", 1941, No 5; Гольденвейзер A., Памяти Г. Л. Катуара, там же; Pере В. Г., Георгий Львович Катуар, в кн.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1966.

В. В. Базарнова.

Катульская Е. К.

Елена Климентьевна (21 V (2 VI) 1888, Одесса - 19 XI 1966, Москва) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано) и педагог. Нар. арт. СССР (1965). Брала уроки пения у И. П. Прянишникова (1905-07). В 1909 окончила Пе-терб. консерваторию (у Н. А. Ирецкой). В том же году дебютировала в партии Лакме на сцене Мариинского т-ра в Петербурге. В 1913-46 солистка Большого т-ра. В 1944-51 консультант по повышению вок. мастерства солистов Большого т-ра. Выдающаяся представительница сов. вок. иск-ва, К. обладала голосом мягкого, тёплого тембра с развитым верхним регистром (до фа3), исключительной музыкальностью, тонким вкусом, чувством стиля, безупречной техникой, большой сценич. культурой. Исполняла партии лирич., лирико-драматич. и колоратурного сопрано: Антонида, Людмила; Марфа ("Царская невеста"), Снегурочка, Волхова, Виолетта, Джильда; Леонора ("Трубадур"), Чио-Чио-Сан; Лейла ("Искатели жемчуга" Бизе), Лючетта ("Четыре деспота" ("Четыре самодура") Вольф-Феррари, 1-я исп. в СССР, 1933) и др. К. вела большую концертно-исполнительскую работу (Гос. пр. СССР, 1950). В её камерном репертуаре было свыше 700 произв. (от рус. нар. песен до произв. сов. композиторов, от соч. старых итал. и франц. мастеров до произв. совр. франц. композиторов). Гастролировала в Монголии, Польше. С 1948 преподаватель (с 1950 профессор) Московской консерватории. Среди учеников К. - Т. А. Милашкина, А. Д. Масленников.

Автор статей по вок. мастерству и составитель сб. романсов рус. и зарубежных композиторов.

Литература: Грошева Е., Катульская, М., 1957; Елена Климентьевна Катульская, (сб. ст.), M., 1973.

Катурла А. Г.

Катурла А. Г. (Caturla) Алехандро Гарсиа (7 III 1906, Ремедьос, Лас-Вильяс - 12 XI 1940, там же) - кубинский композитор. Обучался в Гаване у П. Санхуана (композиция), в 1928 совершенствовался в Париже у Н. Буланже. В 1932 организовал камерный оркестр, с к-рым вёл конц. деятельность (одновременно был областным судьёй в Ремедьосе). Соч. К. отмечены ярким нац. колоритом. Свободно владея совр. композиторской техникой, он оригинально претворял в своих произв. афро-кубинские мелодии и ритмы. Наибольшую известность получили его симф. поэма "Ямба-О" ("Jambo-O", 1931), где использованы характерные обороты спиричуэлс, и сюита для 14 инструментов "Бембе" ("Bembй", 1929) на темы нац. фольклора.

Сочинения:для орк. - 3 кубинских танца (1927), Румба (1933), Кубинская увертюра (1938); для голоса с орк. - песни; для голоса с фп. - 2 афро-кубинские поэмы (1929) и др.

Литература: Carpentier A., Mъsica en Cuba, Havana, 1946; Mayer-Serra О., Mъsica y mъsicos de Latino-Amйrica, Mйx., 1947; Sa1azar A., La obra musical de Alejandro Caturla, "Revista Cubana", 1938, January; S1onimsky N., Caturla of Cuba, "Modem Music", 1940, January.

M. M. Яковлев.

Кауделла Э.

Кауделла Э. (Caudella) Эдуард (22 V (2 VI) 1841, Яссы - 15 IV 1924, там же) - рум. композитор, скрипач, дирижёр, педагог. Муз. образование получил в Берлине (1853-57 и 1859-60) у X. Риса (класс скрипки), в Париже под рук. Д. Аллара и Л. Массара (1857-1858), во Франкфурте-на-Майне у А. Вьётана (1860-1861). В 1861-64 придв. скрипач, в 1861-75 дирижёр Национального т-ра в Яссах. Выступал с концертами как скрипач-виртуоз. В 1864-1901 профессор Ясской консерватории по классу скрипки (с 1893 директор). Деятельность К. имела большое значение для становления муз. жизни Молдовы, гл. обр. г. Яссы.

К. - один из основоположников рум. композиторской школы. Большой популярностью пользовалась его комич. опера "Олтянка" (1879), написанная совм. с Дж. Отрембой. Автор первой нац. оперы без разговорных диалогов "Петру Рареш" (1889), имевшей большой обществ. резонанс. В своём творчестве К. опирался на молдавский (в основном лэутарский) городской фольклор. Ему принадлежат первые рум. скр. концерты.

Сочинения: оперы - Олтянка (1880, Нац. т-р, Яссы), Гетман Балтаг (1884, Нац. т-р, Бухарест), Петру Рареш (1900, там же); оперетты и водевили - в т. ч. Ссора резешей (Harta-Razeзul, 1872, Нац. т-р, Яссы), Дочь резеша (Fata razeзului, 1885, там же), Бейзадя Эпаминонда (1885, Нац. т-р, Бухарест), Правда и ложь (Adevarul si Minciuna, аллегорич. поэма, 1907), Траян и Докия (лирич. легенда, 1917); для орк. - (увертюра Молдова (1913), 5 фантазий, вальс; для скр. с орк. - концерт (1913), концертино (1918); камерно-инстр. и вок. музыка, фп. и скр. пьесы, хоры, песни; статьи о музыке.

Литература: Georgescu-Theоlogu G., Eduard Caudella, 60 de ani activitateartistica, Buc., 1916; Tudоr A., Eduard Caudella si teatrul liric romоnesc, в кн.: Studii si cercetari de istoria artei, Buc., 1955, M 1-2; Соsma О., Opera romоneasca, n. 1, Buc., 1962, p. 109-22; Vancea Z., Creatia muzicala romвneasca, Sec. XIX-XX, v.I, Buc., 1968, p. 94-106.

P. Э. Лейтес.

Предыдущая страница Следующая страница