Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 7, "КАУ"-"КЕЙ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 7, "КАУ"-"КЕЙ")

Каукаби М. Н.

Мовлана-ий-Бухари; Mовляна Наджмуддин-ий Каукаби (г. и место рожд. неизв. - 1576) - узб. поэт и музыкант. Слагал стихи, подбирая их метр под ритм макомов. Первым изложил содержание текстов 6 традиционных восточных классич. муз. поэм ("Шашмаком"). Лучшее сочинение "Коллийят" - стихи к 12 макомам. Автор трактатов о муз. размерах и периодах ("Ильм-ий-адвор") и многих муз. произв., в т. ч. "Зарб-ул-Фатх". Среди учеников К. - известные среднеазиатские музыканты Ходжа Мухаммед-ий-Самарканди, Мовляна Риза-ий-Самарканди.

Литература: Семенов A. A., Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али, Ташкент, 1946; Раджабов И., К вопросу о макомах, Ташкент, 1963 (на узб. яз.); Векслер М.С., Очерк истории узбекской музыкальной культуры, Ташкент, 1965.

И. Г. Нисневич.

Каунас

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кауфман Л. С.

Леонид Сергеевич (1 (14) X 1907, Киев - 4 III 1973, там же) - сов. музыковед и композитор. Чл. КПСС с 1942. В 1929 окончил Киевский высший муз.-драматич. ин-т по классу композиции у В. А. Золотарёва, дирижирования - у В. В. Бердяева. В 1933-47 зав. муз. частью и дирижёр Днепропетровского укр. драм. т-ра им. Т. Г. Шевченко, в 1947-49 худ. рук. Днепропетровской филармонии, в 1949-51 зав. муз. отделом газ. "Радянське мистецтво" ("Советское искусство") в Киеве, в 1953-55 звукорежиссёр Киевского дома звукозаписи, в 1962-63 ст. редактор муз.-книжной редакции Изд-ва изобразительного иск-ва и муз. лит-ры Укр. ССР. Музыковедческие работы К. посвящены истории укр. музыки.. Автор детских балетов "Сказка о весёлом мотыльке" (1965, Киев), "Спасённое знамя" (1966, там же), кантаты, посв. освобождению г. Днепропетровска от гитлеровских захватчиков (1944), "Классической сюиты" (1929, для орк.), романсов, песен, хоров, музыки к драм. спектаклям и кино, обработок укр., рус. и др. нар. песен (60). Редактор муз. произв.

Сочинения: М. М. Аркас (1852-1905), Kипв, 1958; С. С. Гулак-Артемовський, Кипв, 1962 (в рус. пер. - М., 1973); М. Т. Васильев, Кипв, 1962: Пiсня знаходить автора, Kипв, 1966; Дивчина из легенды - Маруся Чурай, Кипв, 1966; Песни первых лет Октября, М., 1970; Д. В. Ахшарумов (1864-1938), Kипв, 1971; и др.

Кауэр Ф.

Кауэр Ф. (Kauer) Фердинанд (18 I 1751, Дияковички, близ г. Зноймо, Моравия - 13 IV 1831, Вена) - австр. композитор. В 1784 играл в оркестре Венской придв. оперы. Работал капельмейстером в "Йозефштадттеатре" и "Леопольдштадттеатре" (Вена). Автор многочисл. опер (ок. 200) и зингшпилей. Оперы К. "Дунайская русалка" ("Дева Дуная", "Das Donauweibchen", 1798, Вена) и "Королева звёзд" ("Die Sternenkцnigin", 1809) долго сохранялись в репертуаре венских т-ров. В 1803-04 "Дунайская русалка" была пост. в Петербурге (под назв. "Леста, Днепровская русалка", с изменённым либр. и вставными номерами К. А. Кавоса и С. И. Давыдова). Популярность этого произв. побудила драматургов Н. С. Краснопольского и А. А. Шаховского написать продолжение оперы с музыкой Давыдова. К. принадлежит "Школа пения по новой системе музыкального искусства" ("Sing-Schule nach dem neuesten System der Ton-Kunst", ок. 1790) и др. соч.

Литература: Manschinger К., Р. Kauer, W., 1929; Stockmeier W., Die Programmusik, "Das Musikwerk", 1970, Bd 34.

Кафа

Кафа - старинный кабардинский нар. парный танец (род лезгинки). Наиболее распространён в Кабарде, а также в Адыгее и Осетии. Муз. размер 6/8 или 2/4. В быту, обрядах, на праздниках К. исполняется неск. парами.

Кафа

Каффарелли Г.

Каффарелли Г. (Caffarelli, Caffarello, Caffarellino, наст. имя и фам. - Гаэтано Майорано (Majorano)) (12 IV 1710, Битонто, близ г. Бари - 31 I 1783, Неаполь) - итал. певец-кастрат. Пению обучался у П. Кафаро (в честь к-рого взял псевдоним), затем у Н. Порпоры в Неаполе. В 1726 дебютировал на оперной сцене в женской партии (Альвида в опере "Вальдемаро" Сарро, т-р "Балле", Рим). Пел в разл. т-рах Италии. В 1738 выступал в Лондоне (в операх Г. Ф. Генделя "Фарамондо", "Александр", "Ксеркс"). С большим успехом гастролировал в Мадриде, Вене, Париже. Исполнял ведущие партии в операх Б. Галуппи, Дж. Перголези, Л. Лео и др. композиторов. В 1755 оставил оперную сцену. Один из знаменитых певцов-кастратов 18 в., представитель итал. вок. школы бельканто, К. в совершенстве владел кантиленой, блестящим колоратурным мастерством (особенно в хроматич. пассажах).

Литература: О славном итальянском певце Кафариелли, "Северный Меркурий", 1810, ч. 5, No 15, с. 181-85; Habцck F., Die Kastraten und ihre Gesangskunst, В. - Lpz., 1927; Faustini-Fasini E., Gli astri maggiori del bel canto napoletano: Gaetano Majorano detto "Caffarelli", "Note d'archivio", 1938, No 3-6.

C. M. Грищенко.

Кахидзе Д. И.

Джансуг Иванович (р. 10 I 1936, Тбилиси) - сов. дирижёр. Нар. арт. Груз. ССР (1978). Чл. КПСС с 1963. В 1958 окончил Тблисскую консерваторию (класс хор. дирижирования), в 1963 - аспирантуру под рук. О. А. Димитриади. С 1955 худ. рук. и гл. дирижёр Гос. хор. капеллы Грузии. С 1962 дирижёр Груз. т-ра оперы и балета (в 1965-68 гл. дирижёр), с 1971 - оперного т-ра в Лодзи (Польша), с 1973 худ. рук. и гл. дирижёр Гос. симф. оркестра Груз. ССР. Дирижёрское иск-во К. характеризуется глубокой продуманностью интерпретаций, сочетанием яркого темперамента с сильной волей и строгим вкусом. В обширном репертуаре К. значит. место занимают симфонии С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Г. А. Канчели, произв. И. Ф. Стравинского, Г. Малера, Р. Штрауса. Гос. пр. Груз. ССР им. Ш. Руставели (1977). Гастролирует за рубежом.

Кац А. М.

Арнольд Михайлович (р.18 IX 1924, Баку) - сов. дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1970). Чл. КПСС с 1963. В 1945 окончил Ин-т воен. дирижёров, затем Ленингр. консерваторию (в 1949 класс скрипки, в 1951 дирижёрский ф-т). С 1956 худ. рук. и гл. дирижёр Новосибирского симф. оркестра. К. свойственны тонкое ощущение характера исполняемого произв., глубина интерпретации. В его репертуаре произв. рус. и зап.-европ. классич. музыки, совр. сов. и зарубежных авторов (Л. Бетховен, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, А. Онеггер, М. Равель, Б. Бриттен, Б. Барток, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников, Р. К. Щедрин, Я. А. Эшпай, А. И. Хачатурян и др.). Гастролирует за рубежом (Франция, Венгрия, Нидерланды, Болгария, ГДР, Япония, Мексика). С 1957 преподаёт в Новосибирской консерватории (профессор).

Кац С. А.

Сигизмунд Абрамович (р. 4 IV 1908, Вена) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1968). Окончил Муз. техникум им. Гнесиных (в 1928 - по классу фп. у E. P. Гнесиной, в 1931 - по классу композиции у M. P. Гнесина). В 1934-37 учился в Моск. консерватории. Получил известность как композитор-песенник. В конце 30-х гг. широкой популярностью пользовалась песня К. "Как у дуба старого". В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 композитор написал лучшие свои песни "Шумел сурово Брянский лес", "Сирень цветёт", "Два Максима" и др. В последующие годы композитор пишет песни о людях, переживших войну ("Заздравная", "Стоит утёс"), откликается на тему борьбы за мир ("Дай руку, товарищ далёкий", "Шире круг", "Ты близок нам, Вьетнам"). Мн. песни К. посв. молодёжи ("Да здравствует юность", "Под стук колёс", "У нас в общежитии свадьба", "Если хочешь ты найти друзей" и др.). За песни "Сирень цветёт", "Шумел сурово Брянский лес", "Как у дуба старого", "Заздравная" К. удостоен Гос. пр. СССР (1950). Лучшим песням К. присущи эмоциональная наполненность, праздничные тона; характерны разнообразие и динамика ритмич. рисунка, они проникнуты интонациями совр. бытовых танцев и маршей.

К. - также автор оперы "Капитанская дочка" (по Пушкину; 1939, исп. на радио, 1940), оперетт, в т. ч. "Взаимная любовь" (1940, Ленинград), "Я вам пишу" (1944, Москва, исп. на радио), "Чемпион мира" (1950, Ростов-на-Дону), "Звёздный рейс" (1961, Ростов-на-Дону), "Предел моих мечтаний" (1963) и др.; симф. сюиты "В Закарпатской Украине" (1952), песенно-хор. сюит "Казачья слава" (1946), "Письма за океан" (1948), "Здравствуй, Волго-Дон" (совм. с Л. О. Бакаловым и К. Я. Листовым, 1952), хор. и инстр. произв. (в т. ч. 4 пьесы на темы музыки народов СССР, 1934), музыки для драм. т-ра, кино, радио, цирка и др.

Литература: Корев Ю., Песня в творчестве Сигизмунда Каца, "СМ", 1956, No 10.

Г. М. Цыпин.

Кацман К. А.

Клара Абрамовна (р. 18 (31)V 1916, Сураж, ныне Витебской обл.) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1969). В 1941 окончила Ленингр. консерваторию по классу композиции М. А. Юдина. Работала на радио в Ленинграде и Свердловске, в Свердловском ТЮЗе (с 1953 зав. муз. частью).

Сочинения: оперы - Половодье (1962, Свердловский т-р оперы и балета), Любава (1967, Пермский и Челябинский т-ры оперы и балета), Мальчиш-Кибальчиш (1969, Пермский и Свердловский т-ры оперы и балета), Рыцарская баллада (1973, Пермский т-р оперы и балета); балет - Каслинский павильон (1967, Свердловский т-р муз. комедии); оперетты - Марк Береговик (1955, Свердловский т-р муз. комедии), Любовь бывает разная (1957, там же); для голоса с орк. - кантаты Родина (1944), Урал-Богатырь (1945), оратория Юный барабанщик (1952), сюита О Ленине, о партии поём (1959); для орк. - симфония (1948), симф. поэма За мир на земле (1952); хоры, романсы (4 цикла для голоса и симф. орк.), песни, музыка к спектаклям Новосибирского ТЮЗа и др.

Качалов М. А.

Михаил Арсеньевич (10(23)11 1900, Москва - 17 XI 1969, там же) - сов. артист оперетты (лирич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1945). Чл. КПСС с 1939. Учился в Моск. высшем художеств.-технич. уч-ще (быв. Строгановское) и одновременно в муз. студии под рук. М. П. Гальперина. Брал уроки пения у З. В. Агафоновой, О. Б. Айгорн и Р. И. Чарова. В 1919 начал работать в оперетте. Первоначально пел в хоре (в т-рах Е. В. Потопчиной, Дмитровском). В 1927 вступил в труппу Моск. т-ра оперетты; с 1929 солист этого т-ра. К. обладал чистым и нежным по тембру голосом, прекрасным чувством жанра и стиля оперетты. Созданные им образы проникнуты поэзией простых человеческих чувств. Среди лучших партий - Андрейка и Степан ("Свадьба в Малиновке" и "Моя Гюзель" Б. Александрова), Андрей ("Беспокойное счастье" Милютина), Эдвин и Мистер Икс ("Сильва", "Принцесса цирка" Кальмана), Адам ("Продавец птиц" Целлера), Джим ("Роз-Мари" Стотхарта и Фримля) и др. Постоянной партнёршей К. была Е. Я. Лебедева.

В. И. Зарубин.

Качуча

Качуча (испан. cachucha) - испан. (андалусский) танец. Первоначально танец-песня в сопровождении гитары. Муз. размер 3/8, 3/4. Темп средний, близкий к болеро. Возник в юго-зап. части Испании, в пров. Кадис. Исполняется женщинами или мужчинами отдельно. Один из основных элементов танца - выстукивание ритма каблуками и кастаньетами. В 30-х гг. 19 в. стал популярным на балетной сцене, в особенности после исполнения К. танцовщицей Ф. Эльслер в балете "Хромой бес" Жида. В 19 в. получил распространение как эстрадный танец.

С. Л. Панкратов.

Качча

Качча (итал. caccia, букв. - охота, погоня, преследование; франц. chasse) - в эпоху Раннего Возрождения жанр светских вок. пьес имитационного склада, изображающих картины охоты, рисующих разл. жанрово-бытовые сценки. В 14 в., когда стало характерным обращение к камерно-инстр. жанрам, бытовой песенности, К. получила широкое распространение во Франции, несколько меньшее - в Италии. Итал. К. - трёхголосные: два голоса изложены в виде канонич. имитации, третий - инструментальный; франц. К. - в большинстве случаев двухголосные, иногда с присоединением третьего (необязательного) голоса. Музыка К. иллюстрировала содержание поэтич. текста, чему содействовала и сама её форма - канон, т. е. "преследование" одного голоса другим. В это время канонич. изложение зачастую понималось именно подобным образом, что наряду с характером поэтич. текстов могло определить выбор названия для этого жанра. К. исполнены движения, энергии, динамичны, насыщены элементами натуралистич. звукоподражания (звучание охотничьих рогов, восклицания охотников, лай собак, уличные выкрики и т. п.). Нек-рые особенности метрич. построения поэтич. текстов К. (завершающий рефрен из двух рифмующихся 11-стопных стихов) говорят о влиянии на неё мадригала, возможно и фроттолы. В музыку эпохи Возрождения К. внесла элементы программности. В 17-18 вв. жанр К. получает инстр. претворение. В виде К. написаны быстрые части в ряде скрипичных сонат Ж. М. Леклера, Ж. Ж. Мондонвиля, Ф. Шабрана, концертов А. Вивальди, клавирных сонат Д. Скарлатти. Для инстр. К. характерны двухголосные мелодич. обороты фанфарного склада (чередования сексты, квинты и терции), имитирующие звучание охотничьего рога, непрерывность ритмич. движения восьмыми (в триольном ритме). Строгое канонич. изложение в этих К. не применяется. Новые элементы в построение инстр. К. внёс Н. Паганини. В своём каприччо No 9 (сб. "24 каприччи" для скрипки соло, ор. 1), написанном в форме рондо, он придаёт теме К. ритмически более рельефные очертания, динамизирует характер осн. движения, отказавшись от традиционного триольного ритма. Из композиторов 20 в. К. для скрипки и фп. (в стиле Ж. Б. Картье) написал Ф. Крейслер (серия "Классические рукописи").

Издания: Fourteenth-century Italian сассе, ed. by W. Th. Marrooco, Camb. (Mass.), 1942, 1965.

Литература: Carducci С., Gacce in rime dei secoli XIV e XV, Bologna, 1896; Einstein A., Eine Caccia im Cinquecento, в кн.: Festschrift R. v. Liliencron, Lpz., 1910; Pirrotta N., Per l'origine e la storia della caccia..., "RMI", v. XLVIII-XLIX, 1946-47.

И. M. Ямпольский.

Каччини

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кашеварова О. А.

Ольга Афанасьевна (р. 9 (22) V 1905, Казань) - сов. певица (сопрано) и педагог. Нар. арт. РСФСР (1956). Чл. КПСС с 1945. В 1926 окончила Казанский муз. техникум (класс О. В. Замбелли-Молотковой), в 1931 - Ленингр. консерваторию (класс С. М. Мирович). В 1931-59 солистка Ленингр. т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова. Исп. К. отличалось задушевностью, большой экспрессией, тонким проникновением в муз. драматургию. Создала муз.-сценич. образ Настасьи ("Чародейка" Чайковского; Гос. пр. СССР, 1942). В числе др. партий: Татьяна, Лиза; Мария, Агнесса Сорель ("Мазепа", "Орлеанская дева"), Ольга ("Псковитянка"), Дездемона, Маргарита; Елена ("Декабристы" Шапорина), Наталья ("В бурю"), Антонина ("Семья Тараса"). Гастролировала в Польше и Германии. С 1947 занимается пед. деятельностью в Ленингр. консерватории (с 1952 доцент).

Литература: Богданов-Березовский В. М., Ольга Афанасьевна Кашеварова, Л., 1950.

В. И. Зарубин.

Кашин Д. Н.

Даниил Никитич (1770 - дек. 1841, Москва) - рус. композитор, пианист, скрипач, дирижёр, педагог, собиратель нар. песен. Крепостной Г. И. Бибикова. К. обучался у одного из капельмейстеров крепостного оркестра, затем у работавшего в России комп. Дж. Сарти. К 20 годам он был уже автором ряда произв. (хоров, фп. концерта, орк. увертюры и др.). Одним из первых среди рус. музыкантов начал вести интенсивную исполнительскую деятельность, выступая как пианист и дирижёр в концертных залах Москвы и Петербурга (с 1790; последний концерт К. состоялся в 1830). В 1799 получил вольную. С того же года начал работать в Моск. ун-те: сочинял хоровую и инстр. музыку для торжественных собраний, устраивал концерты, дирижировал оркестром, преподавал. К. собирал и обрабатывал нар. песни (часть опубл. в 1806-09 в сб-каж "Журнал отечественной музыки"). В 1833-34 издал 3 сб. "Русских народных песен" для голоса с фп. Его обработки стилистически близки бытовой романсовой музыке той эпохи. Распространение получили также серии вариаций К. на нар. песни для фп. Автор опер "Наталья, боярская дочь" (отрывки в 1800 исполнила певица Е. С. Сандунова), "Сельский праздник" (пост. в Москве, 1807), "Ольга прекрасная" (1809), инстр.-вок., камерных произв., хоров, песен (в т. ч. "Девицы-красавицы" на сл. Пушкина). В 1808 на открытие Нового (Арбатского) театра К. сочинил (на текст С. Н. Глинки) вок.-инстр. пролог "Боян, древний песнопевец славян". Во время Отечеств. войны 1812 написал ряд патриотич. песен, пользовавшихся большой популярностью ("Песнь Донскому воинству", "Авангардная песня", "Защитники Петрова града"). Разносторонний музыкант, К. вёл большую пед. работу. В 1840 открыл в Москве "Музыкальный класс", где преподавал пение, игру на фп. и генерал-бас.

Литература: Глинка С. Н., Записки, СПБ, 1895; Pиндейзен H. P., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века, т. 2, вып. 5, М.-Л., 1929, с. 175-181; Асафьев Б. В. (Игорь Глебов), Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., (1930), с. 110, 134, 153; его же, Русская музыка XIX и начала XX в., Л., 1968; Очерки по истории русской музыки, под ред. М. С. Друскина и Ю. В. Келдыша, Л., 1956; Грановский Б., Журнал отечественной музыки Д. Н. Кашина, в сб.: Кашин Д., Русские народные песни, под ред. В. Беляева, М., 1959; Беляев В., Сборник "Русские народные песни" Д. Н. Кашина, там же; Натансон В., Д. Н. Кашин, там же; его же, Прошлое русского пианизма, М., 1960, с. 195-223.

В. А. Натансон.

Каширский М. И.

Михаил Иванович (р. 18 IX 1924, Астрахань) - сов. флейтист. Засл. арт. РСФСР (1976). В 1952 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у Н. И. Платонова. С 1948 солист оркестра Комитета кинематографии, с 1952 - оркестра Большого т-ра. С 1955 преподаватель Ин-та воен. дирижёров, с 1958 - Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных (с 1979 доцент).

Кашкин Н. Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кашлик В.

Кашлик В. (Kaslik) Вацлав (р. 28 IX 1917, Полична, округ Всетин) - чеш. дирижёр, оперный режиссёр и композитор. Учился дирижированию у П. Дедечека, М. Долежила и В. Талиха (1936-42), композиции - у Р. Карела и А. Хабы (1936-42) в Праге. Был дирижёром оркестра Радио (1940-41), в Нар. оперном т-ре (1944-45) в Брно, оркестра Чеш. филармонии (1941), в Нац. т-ре (1941-44, дирижёр и режиссёр, с 1953 гл. дирижёр), "Т-ре им. 5-го мая" и Большой опере (1945-1948) в Праге. Осуществил 1-ю пост. за рубежом (в Праге) оперы С. С. Прокофьева "Обручение в монастыре" (1947); участвовал также в пост. балета Б. Мартину "Шпаличек" (1949). Поставил ряд произв. чеш. композиторов. С 1953 дирижёр и режиссёр Нац. т-ра, Радио, телевидения, как режиссёр связан также с т-ром "Латерна магика", кинематографом. Автор опер "Разбойничья баллада" ("Zbojnickб balada", 1943; 2-я ред. 1963), "Крестный путь" ("Krizovб cesta", 1945, не пост.), "Кракатит" (1961, Острава), балетов "Дон Жуан" (1946, Прага), "Яношик" (1953, Прага) и "Пражский карнавал" ("Prazskэ karneval", 1959), кантаты "Морана", симфониетты, струн. квартета, музыки к кинофильмам и телепостановкам.

Кашперов В. Н.

Владимир Никитич (по уточнённым данным, 25 VIII (6 IX) 1826, имение Чуфарово Симбирской губ. - 26 VI (8 VII) 1894, с. Романцево, ныне Подольского р-на Моск. обл.) - рус. композитор и вок. педагог. По окончании школы гвардейских подпрапорщиков в Петербурге (1844) был назначен в лейб-гвардейский Кирасирский полк. Вскоре оставил военную службу и занялся музыкой. Игре на фп. обучался у А. Л. Гензельта и Ж. Фогта в Петербурге; сблизившись с М. И. Глинкой, по его рекомендации брал уроки композиции у З. Дена в Берлине. Затем жил в Италии, изучал вок. иск-во. В 1865 поселился в Москве. В 1866-72 профессор Моск. консерватории по классу сольного пения. В 1872 открыл собственные курсы пения. К. - один из учредителей Об-ва драм. и оперных композиторов (с 1874 чл. его комитета), организатор Об-ва любителей церк. пения. Был дружен со мн. деятелями рус. культуры (А. С. Даргомыжским, В. Ф. Одоевским, Н. П. Огарёвым, А. Н. Островским, И. С. Тургеневым), а также с Дж. Гарибальди. Творчество К., не обладавшего большим композиторским дарованием, носило подражательный характер. Он писал гл. обр. оперы, отмеченные сильным влиянием итал. оперного иск-ва 19 в. (нек-рые шли с успехом в т-рах Италии). В оперы на рус. и укр. нац. сюжеты, созданные после возвращения в Россию ("Гроза", "Тарас Бульба"), К. вводил элементы рус. и укр. песенного фольклора; однако муз.-сценич. характеристики этих произв. маловыразительны, лишены яркости. Из соч. К. изданы лишь отд. номера из оперы "Гроза" и романсы. Автор "Воспоминаний о Глинке" ("Русский архив", 1869, VII, кн. 7-8), ст. "О церковном пении" ("Баян", 1888, No 16-17) и др. Дочь К. - Елизавета Владимировна К. (1871-1936) - пианистка и композитор. В 1921-36 преподавала в Моск. консерватории. Автор романсов на сл. К. Д. Бальмонта, С. М. Городецкого, С. Г. Скитальца и др.

Сочинения: оперы (даты пост.) - Мария Тюдор (1859, Милан), Риенци (1863, Флоренция), Консуэло (1865, Венеция), Гроза (на либр. А. Н. Островского, 1867, Москва, Петербург), Тарас Бульба (1893, Москва); музыка ко 2-й ред. пьесы Островского "Воевода" (1886, Москва), ок. 30 романсов на сл. К. Н. Батюшкова, А. В. Кольцова, М. Ю. Лермонтова, Н. П. Огарёва, A. С. Пушкина и др.

Литература: Серов А. Н., "Гроза". Опера в 4-х действиях. Музыка В. Н. Кашперова, "Музыка и театр", 1867, No 13; (Памяти B. Н. Кашперова), "РМГ", 1894, No 8 (с перечнем изд. соч. К.); Pудель, Памяти Кашперова, "Русское обозрение", 1894, август; Киселев В., А. Н. Островский и В. Н. Кашперов, в кн.: А. Н. Островский и русские композиторы. Письма, под общей ред. E. M. Колосовой и Вл. Филиппова. Из истории русской оперы, М.-Л., 1937.

И. М. Ямпольский.

Кашперова Л. А.

Леокадия Александровна (4 (16) V 1872, Любим Ярославской губ. - 3 XII 1940, Москва) - сов. пианистка, композитор и педагог. Окончила Петерб. консерваторию по классам фп. (экстерном, 1893; в 1888-91 занималась у А. Г. Рубинштейна) и композиции у H. P. Соловьёва (1895). Концертировала в России и за рубежом как солистка и ансамблистка (в струн. трио с Л. С. Ауэром и А. В. Вержбиловичем, в дуэте с чеш. скрипачом P. Ондржичеком). 1-я исполнительница ряда соч. М. А. Балакирева, А. К. Глазунова, а также собств. произв. В 1918 переехала с мужем - видным революц. деятелем С. В. Андроповым - в Ростов-на-Дону, была педагогом консерватории, выступала в концертах. С 1922 преподавала в Москве. Среди соч. К. - симфония, увертюра, кантата "Орваси", концерт для фп. с оркестром, камерно-инстр. произв., в т.ч. "Русская серенада" и 2 сонаты для виолончели и фп.; фп. пьесы, романсы. Написала "Воспоминания" и "Воспоминания об А. Г. Рубинштейне" (опубл. в сб.: "Музыкальное наследство", т. 2, ч. 2, 1968).

Каягым

Каягым - корейский многострунный щипковый муз. инструмент. Появление К. относят к 6 в. н. э. Резонаторный корпус плоский, удлинённой формы, с двумя круглыми отверстиями на одном конце. Число струн различно. Каждой струне соответствует особая передвижная подставка (кобылка), при помощи к-рой осуществляется настройка инструмента. Играют на К. сидя. Разновидность К. - кахёнгым имеет более короткий и широкий корпус и более высокую тесситуру. К. - один из наиболее распространённых в Корее струн. муз. инструментов. Используется соло и в сочетании с поперечной флейтой четтэ. Большой популярностью пользуются ансамбли кыягымисток. Сходные инструменты имеются в Японии (кото) и Китае (цисяньцин).

Р. Б. Галайская.

Каянус Р.

Каянус Р. (Kajanus) Роберт (2 XII 1856, Хельсинки - 6 VII 1933, там же) - фин. дирижёр, композитор и педагог. Один из создателей фин. нац. музыки.

Каянус Р.

Учился в консерваториях в Хельсинки, позднее в Лейпциге (1877-79) и в Париже, где занимался у Ю. Свенсена (1879-80). В 1882 организовал в Хельсинки первый в Финляндии симф. оркестр (с 1886- Филармонич. об-во, с 1914 - Гор. оркестр), к-рым руководил до 1932. В 1885 при нём была организована оркестровая школа, в 1888 - хоровая. В заруб. поездках с оркестром К. пропагандировал творчество фин. композиторов; был одним из лучших интерпретаторов симф. музыки Я. Сибелиуса. Программные симф. произв. К., основанные на широком использовании нац. фольклора, - "Смерть Кулерво", эпизод "Из Калевалы" (изд. в Лейпциге, 1881), симфония с заключит. хором "Айно" (1885) оказали влияние на ранний период творчества Сибелиуса. Среди других соч.- 2 фин. рапсодии (1882, 1886) и симфониетта для оркестра, кантаты, сольные и хор. песни и др. В 1897-1926 муз. директор ун-та в Хельсинки (профессор).

Литература: Suomalainen Y., Robert Kajanus, Hels., 1952.

И. М. Марков.

Кванц И. И.

Кванц И. И. (Quantz) Иоганн Иоахим (30 I 1697, Обершеден, близ Гёттингена - 12 VII 1773, Потсдам) - нем. флейтист и композитор. Род. в семье кузнеца. Воспитывался в Мерзебурге у брата отца - гор. музыканта, обучившего К. игре на муз. инструментах.

Кванц И. И.

С 1713 гобоист и кларнетист в оркестрах. В 1717 жил в Вене, где изучал контрапункт под рук. Я. Зеленки и И. Фукса. В 1724-27 брал уроки композиция у Ф. Гаспарини (Рим), учился игре на флейте в Париже у П. Бюффардена; посетил Лондон. С 1727 жил в Дрездене, работал флейтистом в придв. капелле. С 1728 в Берлине обучал игре на флейте прусского короля Фридриха II. С 1741 придворный композитор и музыкант в Берлине. Автор многих сочинений для флейты (ок. 300 концертов, 200 сольных и ансамблевых пьес), в т. ч.: 6 сонат для флейты с басом (изд. 1734) и 6 менуэтов для флейты (изд. 1759). Его школа "Опыт руководства по игре на поперечной флейте" ("Versuch einer Anweisung die Flцte traversiere zu spielen", изд. 1752, 1789, факс. изд., 1953, сокращённое переизд. 1806 и 1926) наряду с клавирной школой Ф. Э. Баха (1753) и скрипичной школой Л. Моцарта (1756) - важнейший источник сведений по муз. практике 18 в. В ней К. рассматривает муз.-эстетич. проблемы и теории в связи с задачами муз. исполнительства, затрагивает вопросы муз. вкуса, стиля и т. п. Ему принадлежит также очерк "Руководство для поперечной флейты с двумя ключами" ("Application pour la flыte traversiиre а deux clefs"), в к-ром разъясняется усовершенствование конструкции поперечной флейты. Автобиография К. была опубликована Ф. Марпургом (1775).

Литература: Quantz A., J. J. Quantz, B., 1877; Sсhдfke R., Quantz als Дsthetiker, "AfMw", VI, 1924, H. 2.

И. М. Ямпольский.

Квапил Я.

Квапил Я. (Kvapil) Ярослав (21 IV 1892, Фриштак, близ Готвальдова - 18 II 1958, Брно) - чехосл. композитор, дирижёр и пианист. Засл. артист ЧССР (1955). В 1906-09 учился в органной школе в Брно у Л. Яначека (композиция) и М. Кугловой (фп.). Совершенствовался в Лейпцигскоа консерватории у М. Регера, X. Зитта и Р. Тейхмюллера (1911-13). Преподавал в Брно - в органной школе (1909-11) и в консерватории, где был профессором по классу композиции и фп. (1920-47), одновременно рук. Филармонич. хором, был директором муз. школы при об-ве "Беседа брненска" (1920-24), преподавал в Муз. академии им. Л. Яначека (1947-57).

Сочинения: опера - Майская сказка (Pohбdkamбje, соч. 1943, пост. 1950); оратория- Львиное сердце (Lvн srdce, 1931); кантаты - Песнь об уходящем времени (Pнsen о case, kterэ umнrб, 1924), Итальянская (1950); для орк. -4 симфонии (1913, 1921, 1937, 1943), Славянская увертюра (1944); концерты с орк. - для фп. (1954), 2 для скр. (1928, 1952), гобоя (1951); камерно-инстр. ансамбли - 6 струн. квартетов и др., для скр. и фп. (3), влч. и фп. (1); для фп. - 3 сонаты, 10 пьес (цикл, 1957); хоры; песенные циклы; обр. нар. песен.

Литература: Kundera L., Jaroslav Kvapil, Praha, 1944; Vyslouzil J., Za Jaroslavem Kvapilem, "HR", 1958, XI, s. 160.

А. Г. Юсфин.

Кварта

Кварта (от лат. quarta - четвёртая).

1) Интервал в объёме четырёх ступеней; обозначается цифрой 4. Различаются: чистая К. (ч. 4), содержащая 2 1/2 тона; увеличенная К. (ув. 4) - 3 тона (называется также тритоном); уменьшенная К. (ум. 4) - 2 тона; кроме того, могут быть образованы дважды увеличенная К. (дважды ув. 4) - 31/2 тона и дважды уменьшенная К. (дважды ум. 4) - 11/2 тона. К. принадлежит к числу простых, не превышающих октавы интервалов; чистая и увеличенная К. являются диатонич. интервалами, т. к. образуются из ступеней диатонич. звукоряда и обращаются соответственно в чистую и уменьшенную квинты; остальные К. - хроматические.

2) Четвёртая ступень диатонич. звукоряда. См. Интервал, Диатоническая гамма.

В. А. Вахромеев.

Квартдецима

Квартдецима (от лат. quarta-decima - четырнадцатая).

1) Интервал в объёме четырнадцати ступеней; обозначается цифрой 14. Различаются: малая К. (м. 14), содержащая 11 тонов; большая К. (б. 14) - 111/2 тонов; уменьшенная К. (ум. 14) - 101/2 тонов; увеличенная К. (ув. 14) - 12 тонов. К. является составным (превышающим объём октавы) интервалом и рассматривается как сумма чистой октавы и септимы или как септима через октаву.

2) Четырнадцатая ступень двухоктавного диатонического звукоряда. См. Интервал, Диатоническая гамма.

В. А. Вахромеев.

Квартет

Квартет (итал. quartetto, от лат. quartus - четвёртый; франц. quatuor, нем. Quartett, англ. quartet).

1) Ансамбль из 4 исполнителей (инструменталистов или вокалистов). Состав инстр. К. может быть однородным (струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые инструменты) и смешанным. Наибольшее распространение из инструментальных К. получил струнный К. (две скрипки, альт, виолончель). Часто встречается также ансамбль фп. и 3 струн. инструментов (скрипка, альт и виолончель); его называют фп. К. Состав К. для духовых инструментов может быть различным (напр., флейта, гобой, кларнет, фагот или флейта, кларнет, валторна и фагот, а также 4 однотипных инструмента - валторны, фаготы и т. п.). Среди смешанных составов, помимо упомянутых, распространён К. для дух. и струн. инструментов (флейта или гобой, скрипка, альт и виолончель). Вок. К. может быть женским, мужским, смешанным (сопрано, альт, тенор, бас).

2) Муз. произв. для 4 инструментов или певческих голосов. Среди жанров камерных инстр. ансамблей преобладает струнный К., к-рый во 2-й пол. 18 в. пришёл на смену господствовавшей раньше трио-сонате. Тембровая однородность струн. К. влечёт за собой индивидуализацию партий, широкое использование полифонии, мелодич. содержательность каждого голоса. Высокие образцы квартетного письма дали венские классики (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен); у них струн. К. обретает форму сонатного цикла. Эта форма продолжает применяться и в последующее время. Из композиторов периода муз. романтизма важный вклад в развитие жанра струн. К. внёс Ф. Шуберт. Во 2-й пол. 19 в. и в начале 20 в. в струнном К. используются лейтмотивный принцип и монотематизм, возрастает значение картинности, красочности, в частности колористической трактовки гармонии, обогащается инструментальная фактура (А. П. Бородин, отчасти П. И. Чайковский, С. И. Танеев, А. К. Глазунов, Э. Григ, К. Дебюсси, М. Равель). Глубокий и тонкий психологизм, напряжённая экспрессия, порой трагизм и гротеск, выявление новых выразительных возможностей инструментов и их сочетаний отличают лучшие струнные К. 20 в. (Б. Барток, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович).

Жанр фп. К. пользовался наибольшей популярностью в классич. эпоху (В. А. Моцарт); в последующее время композиторы обращаются к этому составу реже (Р. Шуман, С. И. Танеев).

Жанр вок. К. был особенно распространён во 2-й пол. 18-19 вв.; наряду с вок. К. смешанного состава создавались и однородные К. - для муж. голосов (родоначальником к-рых считается М. Гайдн) и для жен. голосов (много таких К. принадлежит И. Брамсу). В числе авторов вок. К. - Й. Гайдн, Ф. Шуберт. Представлены К. и в рус. музыке. В качестве части более крупного сочинения вок. К. (а cappella и с сопровождением оркестра) встречаются в опере, оратории, мессе, реквиеме (Дж. Верди, К. из оперы "Риголетто", Offertorio из его же Реквиема).

Г. Л. Головинский.

Квартет (струнный)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Квартоль

Квартоль (от лат. quartus - четвёртый) - ритмич. группа, образующаяся при произвольном (условном) делении трёхдольных длительностей на четыре равные части вместо трёх. Если заполняемая длительность равна половинной с точкой, К. пишется четвертными нотами; если заполняемая длительность равна четвертной с точкой, К. пишется восьмыми, и т. п. К. обозначается цифрой 4, которая ставится в нотах над или под группой.

Квартоль

Ф. Шопен. Ноктюрн No 2.

Когда К. объединяет две дуоли, она пишется иногда нотами вдвое длиннее осн. длительностей, напр. К. четвертными нотами в размере 6/8.

Квартсекстаккорд

Квартсекстаккорд - второе обращение трезвучия; см. Обращение аккорда.

Квернадзе А. А.

Александр (Бидзина) Александрович (р. 29 VII 1928, Сигнахи, Груз. ССР) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1966). В 1953 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции А. М. Баланчивадзе. Творческую деятельность начал в 1946 как автор романсов на стихи А. Р. Церетели, А. С. Пушкина и др. К. работает преим. в области инстр. музыки; известность получили его фп. и скрипичные концерты. Во многих произв. композитор использует интонационные, гармонич. и ладово-ритмич. особенности груз. песенности.

Сочинения: оперетта - Мужья и жены (1971, Т-р муз. комедии, Тбилиси); балеты - Хореографические новеллы (1964, Груз. т-р оперы и балета), Берикаоба (1973, там же); для хора, солистов и орк. - кантаты 1905 год (совм. с С. И. Насидзе, 1955), Бессмертие (посв. Ю. А. Гагарину, 1971), вок.-симф. поэма Моя мольба (сл. Н. Бараташвили, 1972); для орк. - симфония (1961), симф. поэма К рассвету (по мотивам стихов Н. Бараташвили, 1953), Танец-фантазия (1959); концерты с орк. - для фп. (1953, 1966), для скр. (1956); Andante для струн. орк. (1965), увертюра-скерцо (1968); сюита для квартета деревянных дух. инструментов (19 49); фп. миниатюры (в т. ч. Баллада, Поэма) и др. инстр. пьесы; хоры, романсы, песни на стихи А. С. Пушкина, А. Р. Церетели, Важа Пшавелы, И. Г. Чавчавадзе, Г. Н. Леонидзе и др.; эстр. соч. и музыка для драм. т-ра и кино.

Литература: Хурошвили Т., Александр Квернадзе, М., 1959.

Квинта

Квинта (от лат. quinta - пятая).

1) Интервал в объёме пяти ступеней; обозначается цифрой 5. Различаются: чистая К. (ч. 5), содержащая 3 1/2 тона; уменьшенная К. (ум. 5) - 3 тона (наз. также тритоном); увеличенная К. (ув. 5) - 4 тона; кроме того, могут быть образованы дважды уменьшенная К. (дважды ум. 5) - 21/2 тона и дважды увеличенная К. (дважды ув. 5) - 41/2 тона. К. принадлежит к числу простых (не превышающих октавы) интервалов; чистая и уменьшенная К. являются диатонич. интервалами, т. к. образуются из ступеней диатонич. звукоряда и обращаются соответственно в чистую и увеличенную кварты; остальные из перечисленных квинт - хроматические.

2) Пятая ступень звукоряда.

3) Квинтовый звук (тон) аккорда.

4) Первая струна на скрипке, настраивающаяся на е2 (ми второй октавы). См. Интервал, Диатоническая гамма, Аккорд.

Квинтдецима

Квинтдецима (от лат. quinta-deeima - пятнадцатая).

1) Интервал в объёме 15 ступеней, т. е. двух октав; обозначается цифрой 15 или 16 (удвоенная октава). Различаются: чистая К. (ч. 15), содержащая 12 тонов; увеличенная К. (ув. 15) - 121/2 тонов; уменьшенная К. (ум. 15)-111/2 тонов. К. является составным интервалом.

2) Пятнадцатая ступень двухоктавного диатонич. звукоряда. См. Интервал, Диатоническая гамма.

Квинтет

Квинтет (итал. quintetto, от лат. quintus - пятый; франц. quintuor, нем. Quintett, англ. quintet, quintuor).

1) Ансамбль из 5 исполнителей (инструменталистов или вокалистов). Состав инстр. К. может быть однородным (струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые инструменты) и смешанным. Наиболее распространённые струн. составы - струн. квартет с добавлением 2-й виолончели или 2-го альта. Из смешанных составов чаще всего встречается ансамбль фп. и струн. инструментов (две скрипки, альт, виолончель, иногда скрипка, альт, виолончель и контрабас); его называют фп. К. Широкое применение находят К. струн. и дух. инструментов. В дух. К. к квартету деревянных духовых обычно добавляется валторна.

2) Муз. произведение для 5 инструментов или певческих голосов. Струн. К. и К. струнных с участием дух. инструментов (кларнет, валторна и др.) окончательно сложились, как и др. жанры камерных инстр. ансамблей, во 2-й пол. 18 в. (в творчестве Й. Гайдна и особенно В. А. Моцарта). С тех пор К. пишутся, как правило, в виде сонатных циклов. В 19-20 вв. получил распространение фп. К. (ранее встречался у Моцарта); эта жанровая разновидность привлекает возможностью противопоставления богатых и разнохарактерных тембров фп. и струнных (Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, С. Франк, С. И. Танеев, Д. Д. Шостакович). Вок. К. обычно является частью оперы (П. И. Чайковский - К. в сцене ссоры из оперы "Евгений Онегин", К. "Мне страшно" из оперы "Пиковая дама").

3) Название струн. смычковой группы симфонич. оркестра, объединяющей 5 партий (первых и вторых скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов).

Г. Л. Головинский.

Квинтовый круг

Квинтовый круг - система расположения тональностей по степени гармония, родства. Изображается графически в виде схемы, на к-рой мажорные и минорные диезные тональности располагаются по чистым квинтам вверх, а бемольные - по чистым квинтам вниз. Теоретически диезный К. к. и бемольный К. к. существуют самостоятельно, представляя собой как бы спирали. Это объясняется тем, что от продолжения движения вверх по чистым квинтам возникают всё новые тональности с постепенным нарастанием числа диезов, а затем дубль-диезов, а от продолжения движения вниз - новые тональности с постепенным нарастанием числа бемолей, а затем дубль-бемолей. Чтобы построить мажорные диезные тональности от всех 12 звуков октавы, необходимо совершить движение по К. к. в сторону диезов (по часовой стрелке) до полного оборота и заключить его энгармонически равной до мажору тональностью - си-диез мажором (His-dur, 12 диезов).

Квинтовый круг

Квинтовый круг наиболее употребительных мажорных и минорных тональностей (пунктиром обозначены ангармонически равные тональности).

Движение в противоположном направлении по К. к. даёт 12 мажорных бемольных тональностей; в этом случае энгармонически равной до мажору тональностью будет ре дубль-бемоль мажор (Deses-dur, 12 бемолей). Практически же в музыке благодаря энгармонизму К. к. замыкается, образуя общий круг диезных и бемольных мажорных тональностей, а также общий круг диезных и бемольных минорных тональностей.

В. А. Вахромеев.

Квинтоль

Квинтоль (от лат. quintus - пятый) - ритмич. группа, образующаяся при произвольном (условном) делении осн. длительностей на пять равных долей вместо четырёх. Если осн. длительностью является целая нота, то К. пишется четвертными нотами, если половинная - то восьмыми, и т. п. К. обозначается цифрой 5, края ставится в нотах над или под группой.

Квинтоль

Квинтон

Квинтон (франц. quinton) - старинный смычковый муз. инструмент. Род дискантовой виолы, соединяющей в себе черты виолы и скрипки. Имеет 5 струн. Строй: g d1a1d2g2. Получил нек-рое распространение в муз. практике Франции в 1-й пол. 18 в. Входил в состав смычкового ансамбля в качестве высокого сопранового голоса. Иногда применялся как сольный инструмент. Сонаты (ор. 5) для К. написал Ж. Обер.

Литература: Sachs С., Reallexikon der Musikinstrumente..., В., 1913, N. Y., 1964.

Квинтсекстаккорд

Квинтсекстаккорд - первое обращение септаккорда; см. Обращение аккорда.

Квитка К. В.

Климент Васильевич (23 I (4 II) 1880, с. Хмелев, ныне Роменского р-на Сумской обл.- 19 IX 1953, Москва) - сов. музыковед-фольклорист, педагог. В 1902 окончил юридич. ф-т Киевского ун-та. Муз. образование получил в Киевском муз. уч-ще, где занимался по классу фп. у Г. К. Ходоровского. С 1900-х гг. работал в области муз. фольклора, выезжал в многочисл. экспедиции, записывал песни (в т. ч. с голоса Леси Украинки- его жены, и И. Франко). Собрал св. 6000 укр. нар. песен и песен др. народов (рус., белорус., приазовских болгар и др.). С 1920 К. - чл. Этнографич. комиссии АН СССР и одновременно преподаватель Киевского высшего муз.-драм. ин-та. В 1922-1933 возглавлял основанный по его инициативе Кабинет муз. этнографии АН УССР. С 1933 вёл курс музыки народов СССР в Моск. консерватории, с 1937 (до конца жизни) руководил созданным им Кабинетом нар. музыки при историко-теоретич. ф-те.

К. - один из основоположников сов. муз. этнографии, видный собиратель и исследователь муз. фольклора СССР. Разработал новую методику полевой работы, теоретич. основы этномузыкальной социологии и историко-сравнит. изучения музыки этнически родственных народов (славян, тюрков). Сделал ряд важных открытий в области происхождения и распространения первобытных звукорядов, хроматизмов, ритмич. архетипов и нар. муз. инструментов. Первостепенное значение имеют и его работы по критике источников.

Сочинения: Сборники песен - Народнi мелодiп з голосу Лeci Украпнки, ч. 1-2, Кипв, 1917/18; Украпськi народнi мелодiп, Kипв, 1922; Статьи и исследования - Ритмiчнi паралелi в пicнях слов'янських народiв, Кипв, 1923; М. Лисенко як збирач народних пiсень, Кипв, 1923; Професiональнi народнi спiвцi i музиканти на Украпнi, Кипв, 1924; Вступнi уваги до музичноетнографiчних студiй, Кипв, 1925; Первicнi тоноряди, Кипв, 1926; Украпськi пicнi про дiтозгубницю, Кипв, 1926; Ангемiтонiчнi примiтиви i теорiя Сокальського, Кипв, 1928; Избранные труды в двух томах, т. 1-2, М., 1971-73.

Литература: Бачинский Л., К. В. Квитка, в кн.: Вопросы музыкознания. Ежегодник, вып. 2. 1953-1954, М., 1955, с. 317-321; Бачинський Л. О., Кащеева-Квiтка Г. Л., К. В. Квiтка. Видатний украпнський музикознавець-фольклорист, "Народна творчiсть та етнографiя", 1958, кн. 4, Декабрь, с. 55-59; Руднева А. В., К. В. Квитка, в кн.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, M., 1966, с. 156-66, 206-08; Иваненко В. Г., Климент Квiтка, "Народна творчiсть та етнографiя", 1970, кн. 1, с. 70-73.

В. Л. Гошовский.

Кводлибет

Кводлибет (от лат. quod libet, букв. - что угодно) - многоголосное муз. произведение шуточного характера, построенное на сочетании популярных мелодий и текстов или их отрывков. К. нередко импровизировались неск. певцами. Соединение разл. мелодий с их текстами встречалось с 13 в. в мотетах и рефренах песен труверов; к К. близки и нек-рые франц. шансон, в к-рых применяются звукоподражательные тексты и рыночные выкрики (напр., К. комп. Жанекена). Различают полифонич. и односложный К. В полифония. К. контрапунктически сплетаются разнохарактерные мелодии и тексты, что создаёт юмористич. эффекты. В странах нем. языка в 15-16 вв. большое распространение получил подобного рода К., основанный на нар. мелодиях. Его наиболее ранний образец содержится в т. н. Глогауэрской песенной книге (ок. 1460). Известными мастерами вок. полифонич. К. являлись Л. Зенфль, И. Г. Шмельцер, М. Франк, произв. к-рых в этом жанре включают мелодии многих подлинных нем. нар. песен 16-17 вв. Произв. типа К. появляются в 16 в. во Франции (фрикассе), Испании (энсалада), Италии (мессанца). Образцы полифонич. инстр. К. создали И. Фирданк ("Каприччо в духе кводлибета", 1641) и И. С. Бах (последняя - 30-я из "Гольдберговских вариаций", где контрапунктически соединены мелодии двух популярных немецких песен). Для односложного, или простого, К. типично не одновременное сочетание различных мелодий в голосах, а их последовательное проведение ("нанизывание"), наподобие попурри.

В К. 17 в. наблюдается отход от применения песенных и нар.-песенных мелодий; ведущее значение приобретает подбор весёлых, юмористич. текстов и их сочетаний. Модификацию композиционного приёма К. как произв., основанного на заимствованном из разл. источников материале, можно проследить в опере и оперетте, нек-рое применение он находит и в совр. музыке. См. Пастиччо, Мозаика, Коллаж.

Литература: Glorieux P., La littйrature quodlibйtique de 1260 а 1320, n. 1-2, "Bibliothиque Thomiste", V et XXI, P., 1925-1935; Petermann K., Das Quodlibet - eine Volksliedquelle, Lpz., 1960 (Diss.); Gudewi11 K., Ursprьnge und nationale Aspekte des Quodlibet, в кн.: Report of the Eighth Congress of the International Musicological Society, N. Y., 1961, v. 1-2, Kassel - L., 1961-62.

И. M. Ямпольский.

Кегель Г.

Кегель Г. (Kegel) Герберт (29 VII 1920, Дрезден) - нем. дирижёр (ГДР). В 1935-40 учился в Дрезденской консерватории у Б. Блахера (композиция) и К. Бёма (дирижирование). С 1946 театр. дирижёр в Ростоке, с 1949 рук. хора и оркестра Лейпцигского радио. Под рук. К. исполнены мн. сочинения совр. композиторов. Гастролировал в разл. странах Европы и в СССР.

Кей Ю. С.

Кей Ю. С. (Kay) Юлиссес Симпсон (р. 7 I 1917, Таксон, Аризона) - амер. композитор. Негр. Сын парикмахера. Окончил ун-т в Аризоне (1938) и Истменскую муз. школу в Рочестере, где учился у X. Хансона и Б. Роджерса, позднее - у П. Хиндемита в Йельском ун-те и в Беркширском муз. центре. Получив Римскую пр. США, в 1949-52 совершенствовался в амер. академии в Риме. Имеет и др. награды за разл. произв., среди к-рых - увертюра "О новых горизонтах" (1944), сюита для оркестра (1946), "Короткая увертюра" (1946). В 1953-68 ред. муз. программ амер. радио. В 1958 посетил СССР в составе делегации композиторов США (см. "Концерт американской музыки" Ю. А. Шапорина, "Правда" от 17 окт. 1958, рец. на исп. в Москве увертюры "О новых горизонтах" К.). С 1968 преподаёт в муз. колледже X. Лемана в Нью-Йорке, читает эпизодич. курс в Бостонском и Калифорнийском (Лос-Анджелес) ун-тах.

Сочинения: оперы - Мужлан (The boor, по пьесе А. П. Чехова, на собств. либр., 1955), Жонглёр богоматери (The Juggler of Our Lady, 1962, Новый Орлеан); балет - Танец Калинда (Danse Calinda, 1941, Рочестер); кантаты - Феб, вставай (Phoebus, arise, 1959), Надписи из Уитмена (Inscriptions from Whitman, 1964), Песнь Иеремии (Song of Jeremiah, 1954), Притчи (Parables, с камерными орк., 1970); для орк. - симфонии (1951, 1970), 5 сюит, в т. ч. для струн. орк. (1949), 5 мозаик (Mosaics, для камерного орк., 1940), Фантастические вариации (Fantasy variations, 1963), соч. для дух. орк.; концерты - для гобоя с орк. (1940) и для орк. (1954); камерно-инстр. а н самбли - 3 струн. квартета (1953, 1956, 1961), квинтеты - с фп. (1949), с флейтой (1947), духовой (1950), партита для скрипки и фп. (1950) и др.; пьесы с орк. - для хора и для солиста (по С. Крейну и У. Влейку); для фп. - соната (1950), пьесы; соч. для органа, хоры a cappella; романсы; музыка для драм. т-ра, кино, телевидения.

Литература: SIonimsky N., Ulisses Kay, "Bulletin of the American composers Alliance", N. Y., 1957.

Предыдущая страница Следующая страница