Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 5, "КАР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 5, "КАР")

Караев К. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Караев Ф. К.

Фарадж Кара оглы (р. 19 XII 1943, Баку) - сов. композитор. Сын К. Караева. В 1966 окончил Азерб. консерваторию у К. Караева, в 1970 - у него же ассистентуру-стажировку. Претворяя классич. традиции, К. в то же время использует приёмы совр. техники. Среди осн. соч. - опера "Утро третьего дня" (по пьесе Ж. Ануя "Эвридика", 1975), одноактные балеты - "Тени Кобыстана" (1969, Баку), "Калейдоскоп" (1971, там же), орк. произв., в т.ч. программная симфония "La Quinta del Sordo" ("Вилла Глухого", др. назв. - "Гойя", совм. с К. Караевым, 1979), "Орфей-симфония" (театр.-симф. ретроспекция, 1980), "Tristessa II" ("Печаль II", для симф. и камерного оркестров, 1980); Concerto grosso памяти А. Веберна (для камерного оркестра, 1967), "Tristessa I" (для камерного оркестра, 1982), концерт для фп. и камерного оркестра (1973), "Journey to love" ("Путешествие к любви"; монодрама для сопрано и камерного оркестра на стихи поэтов 20 в., 1978); 2 сонаты для фп. (1965, 1967), Соната для 2 исполнителей (1976). С 1966 преподаёт в Азерб. консерватории (с 1982 доцент).

Каражигитов Н. Н.

Нариман Нурмухамедович (р. 20 V 1934, с. Самара Зап.-Казахстанской обл. Казах. ССР) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. Казах. ССР (1976). Чл. КПСС с 1976. В 1963 окончил Алма-Атинскую консерваторию, с того же года солист Казах. т-ра оперы и балета. Один из ведущих исполнителей лирико-драм. партий в казах. оперных спектаклях, в их числе - Тулеген, Балпан, Елемес ("Кыз-Жибек", "Ёр-Таргын", "Жалбыр" Брусиловского), Ай-дар ("Абай" Жубанова и Хамиди), Кебек ("Енлик-Кебек" Жубановой), Аубакир, Адак ("Айсулу", "Жум-бак-кыз" Мухамеджанова), Ахмет, Караман ("Камар-Сулу", "Алпамыс" Рахмадиева), Биржан ("Биржан и Сара" Тулебаева), Джик ("Алтын-Чач" Жиганова). Исполняет также партии в классич. операх. Выступает как камерный певец. С 1979 доцент Алма-Атинской консерватории. Гастролирует за рубежом.

Каракалпакская музыка

Каракалпакская муз. культура до Великой Окт. социалистич. революции была представлена устным нар. творчеством. Носители и хранители муз. культуры - нар. певцы - бахсы, исполнявшие лирич. песни и эпос в сопровождении дутара, сказители - жирау, исполнявшие героич. эпос в сопровождении кобуза, инструменталисты - сазенде, киссаханы, к-рые были также создателями песен и инстр. пьес. Среди них - Гарипнияз, Ещбай, Акымбет, Муса, Суйеу, Шерназар, Арзы, Жуман, Ещан, Жапак Орынбай. Песни каракалпаков разнообразны по жанрам и тематике, основаны на диатонич. ладах (с преобладанием фригийского лада). Характерно начало мелодии с высокого звука с постепенным спадом вниз. Ритм песен разнообразный, метр - начиная от двухдольного, кончая сложными видами - 5/8, 7/8, 9/8 и т. д. Форма нар. песен в большинстве одночастная, куплетная. Применяются украшения мелодии - глиссандо, форшлаги и др., в зависимости от способностей исполнителя. Из муз. инструментов наиболее распространены дутар (двухструнный щипковый инструмент), кобуз, гиржек (смычковые), баламан (типа свирели), най и сурнай (род флейты), дэп (бубен). У женщин популярностью пользуется шынкобуз.

После Великой Окт. социалистич. революции в Каракалпакии формируется проф. муз. иск-во. Начиная с кон. 1940-х гг. появляются сочинения для симф. оркестра (поэмы "Каракалпакстан", "Кырк кыз" Халимова, поэма "Бузатау", сюита "Юность" Султанова, "Каракалпакская рапсодия" Назарова, сюиты на каракалпакские темы "Нигарим", "Теке Налыш", "Адыннан" Козловского), хоры ("Каракалпакстан" Шамуратова и Насимова, "Моя родина" Султанова, "Мир" Халимова), песни (мн. из них созданы Ж. Шамуратовым, A. Султановым, К. Турдыкуловым, Н. Махаматдиновым, К. Абдуллаевым, М. Жиемуратовым), музыка к драм. спектаклям. Опубликованы записи каракалпакских нар. песен А. Халимова (1959, Ташкент) и B. Г. Шафранникова (1959, Москва).

Большой вклад внесли в развитие нац. муз. культуры нар. арт. СССР А. Шамуратова, нар. арт. Узб. ССР Г. Ширазиева, Р. Сеитов, С. Мамбетова, А. Атамуратова, засл. арт. Каракалпакской АССР И. Рафикова, П. Мадреимов, Н. Ансатбаев, Д. Ранов, Б. Надиров и др.

В республике работают (1974): Каракалпакский муз.-драм. т-р им. К. С. Станиславского (1930), Филармония им. Бердаха (1946), оркестр нар. инструментов (1968), Каракалпакское отделение Союза композиторов Узб. ССР (1967), муз.-хореографич. уч-ще в Нукусе (1960), 6 муз. школ, Муз. отдел сектора искусствознания Каракалпакского филиала АН Узб. ССР (1959), где ведётся научно-исследовательская работа в области муз. иск-ва.

Литература: Шафранников В. (сост. и ред.), Каракалпакские народные песни, сб., М., 1959; Адамбаева Т., Каракалпакские народные инструменты и инструментальная музыка, "мудeрья", 1965, No 5; её же, Взаимосвязь и взаимовлияние каракалпакской музыки с музыкой других братских народов, там же, 1967, No 5.

Т. Адамбаева.

Караманов А. С.

Алемдар Сабитович (р. 10 IX 1934, Симферополь) - сов. композитор. В 1958 окончил Моск. консерваторию у С. С. Богатырёва (композиция) и В. А. Натансона (фп.), в 1963 - аспирантуру при ней у Д. Б. Кабалевского. Осн. место в творчестве занимают симф. соч., в к-рых К. развивает традиции рус. симфонизма, идущие от П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина.

Сочинения: балеты - Комсомолия (совм. с Е. П. Крылатовым; 1957, Москва), Сильнее любви (1961, Ленинград); для солистов, хора и орк. - кантаты Ленин жив (Комсомольская; cл. В. В. Маяковского, 1963), Песня женатого солдата (cл. М. Эрнандеса, 1963), Stabat mater (1969), реквием (1971); для орк. - 19 симфоний (1954-80), в т.ч. Поэма Победы (цикл из 6 симфоний, 1974-80); симф. поэмы Сказка (1954), Ангарстрой (1957); увертюры 12 апреля (Героическая, 1964), Праздничная (1964); сюита Лесные картинки (1956), сюита для джаз-оркестра (1960), Героические танцы (1961); для инструмента с орк. - 6 концертов (3 для фп., 2 для скр.; для трубы и джаз-оркестра), Ориентальное каприччио для скр. (1961); камерно-инстр. ансамбли - Музыка для скр. с фп., Музыка для влч. с фп., пьесы для гобоя и фп., кларнета и фп., тромбона и фп., 3 струн. квартета (1953-62); для фп. - 4 сонаты, Музыка No 1, Музыка No 2, циклы пьес (в т.ч. Времена года, 1954, 5 прелюдий и 19 фуг, 1964); для хора a cappella - 8 циклов (в т.ч. 6 на cл. А. Г. Карамановой-Сампуровой, 1974), отд. хоры; для голоса и фп. - поэма Когда ты проходишь мимо меня (на слова афр. поэтов, 1963), 5 вок. циклов, романсы; музыка к спектаклям драм. т-ра, радиопостановке, кинофильму ("Обыкновенный фашизм" М. Ромма, 1965).

Литература: Свиридов Г., В добрый путь, "СМ", 1958, No 9; Шнитке A., В поисках своего пути, "СМ", 1961, No 9; Гурджи М., Путь к слушателю, "СМ", 1978, No 6; Баласанян С., Музыка масштабная, яркая, "СМ", 1979, No 6.

Карамолдо Т.

Карамолдо Т. (Орозов) Токтомамбет (11 (23) II 1883, Корумду, ныне Иссык-Кульского р-на - 8 VII 1960, Фрунзе) - сов. композитор и комузист. Нар. арт. Кирг. ССР (1936). Деп. Верх. Совета Кирг. ССР 3-го созыва. Учился у отца, нар. музыканта-комузиста. Начал выступать с 15 лет, завоевал известность первыми наигрышами "Дарыйкан" и "Калмыцкий танец". Стал популярен после создания традиционных кюев - "Камбаркан", "Кербез" и "Ботой". С 1932 жил во Фрунзе, был солистом Филармонии (1936-56). Исполнение К. было глубоким, строгим, серьёзным, отличалось классическим стилем игры, без внешних эффектов; характерной чертой исполнит. манеры К. являлось мастерское голосоведение при двух- и трёхголосном звучании, богатство технич. приёмов. Свою блестящую технику он всецело подчинял содержанию музыки. В ранних, дореволюц. произведениях К. (программные кюи "Пастушья свирель", "Душевная рана", "Горести" и др.) нашло отражение тяжёлое положение народа, в ряде произв. воплощены картины природы, воспеваются подвиги и светлое будущее кирг. народа. Наиболее известные кюи К., созданные в сов. время, - "Колхоз камбаркан", "Равноправие", "Жизнь". В 1961 имя К. присвоено Гос. оркестру нар. инструментов Кирг. филармонии.

Литература: Алагушев Б., Карамолдо, Pр., 1962.

Б. Алагушев, А. С. Каплан.

Кара-Мурза Х. М.

Христофор (Хачатур) Макарович (18 II (2 III) 1853, Карасубазар, ныне Белогорск Крымской обл. - 27 III (9 IV) 1902, Тбилиси) - арм. композитор, хоровой дирижёр, муз. критик, фольклорист. В детстве обучался игре на фп. и флейте, изучал теорию музыки. С 1882 жил в Тбилиси и Баку, собирал и обрабатывал нар. песни. В 1885 начал обширную концертную деятельность как хор. дирижёр, популяризировал многоголосное пение среди арм. населения, стремясь внедрить его в быт народа. В городах Кавказа и Юж. России организовал более 90 нар. хоров, концерты к-рых имели большое просветительное значение. Многие из участников этих хоров стали известными проф. певцами (Н. Шахламян, Б. Амирджанян, Цовак и др.). К.-М. - автор песен, романсов на слова арм. поэтов, инстр. пьес, музыки к драм. спектаклям, неоконченной оперы "Шушан" на патриотич. сюжет и др. Наиболее значительны его хор. обработки нар. песен, к-рые оказали большое влияние на развитие арм. муз. культуры. Многочисл. муз.-критич. статьи К.-М. содержат рецензии на концерты и оперные спектакли, анализ творческой деятельности арм. и др. певцов, затрагивают муз.-эстетич. вопросы.

Литература: Мурадян М., Кара-Мурза и внедрение многоголосия в армянскую музыку, Ер., 1956; его же, Армянская музыка в 19 в. и начале 20 в., Ер., 1970 (обе на арм. яз.); Шавердян A., Очерки по истории армянской музыки XIX-XX веков. Досоветский период, М., 1959.

Р. А. Атаян.

Карапетян А. Г.

Аршавир Гарегинович (р. 10 X 1929, Ереван) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Арм. ССР (1967). В 1957 окончил Ереванскую консерваторию у Т. К. Шахназарян. В 1962-63 стажировался в Римской академии "Санта-Чечилия" у Дж. Фаваретто. С 1956 солист Арм. т-ра оперы и балета. Среди партий - Евгений Онегин, Елецкий, Демон, Риголетто; Ренато, Ди Поза ("Бал-маскарад", "Дон Карлос"), Амонасро; Генрих ("Лючия ди Ламмермур"), Джон Сорель ("Консул" Менотти), Вольфрам ("Тангейзер"), Татул ("Алмаст" Спендиарова), Грикор ("На рассвете" Степаняна). Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом. С 1971 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1979 доцент).

Карапетян Г. К.

Гурген Карпович (р. 2 III 1921, Кисловодск) - сов. дирижёр. Засл. арт. РСФСР (1958), нар. арт. УССР (1976). Чл. КПСС с 1956. В 1952 окончил Ереванскую консерваторию у К. С. Сараджева, по композиции занимался у Г. Е. Егиазаряна. С 1945 дирижёр Т-ра муз. комедии, с 1950 - основанного им в Политехнич. ин-те 1-го арм. самодеят. симф. оркестра. С 1952 дирижёр симф. оркестра в Куйбышеве, с 1955 худ. рук. и гл. дирижёр симф. оркестра в Воронеже, с 1965 - в Орджоникидзе (Гос. симф. оркестр Сев. Осетии), с 1967 - Днепропетровской филармонии. Активный пропагандист сов., особенно укр., музыки; 1-й исполнитель ряда произв. И. Ф. Карабица, E. P. Станковича, Ш. Р. Чалаева, А. Я. Штогаренко и др.

Карастоянов А. П.

Асен Павлов (3 VI 1893, Самоков - 8 IX 1976, София) - болг. композитор и муз. теоретик. Нар. арт. НРБ (1963). Герой Социалистич. Труда (1973). Учился игре на флейте в Софии, муз.-теоретические предметы изучал в Берлине у П. Юона (1920-21) и в Лейпциге у Г. Рафаэля (1932), композицию - в Париже у П. Дюка (1930). В 20-е гг. руководил разл. болг. любительскими оркестрами. С 1933 преподавал в Муз. академии в Софии (в 1944-58 профессор по классу полифонии). В творчестве К. (особенно после 1944) преобладают массовые песни (ок. 200), гл. обр. маршевого характера (особенно популярны "Марш победы", "Марш участников бригад" - "Бригадирски марш") и др. В ряде произв. ощутимо влияние нар. музыки. Димитровская пр. (1950).

Сочинения: оперетты (все пост. в Софии) - Михаил Строгов (1940), Болгары старых времён (Българи от старо време, 1959); кантаты - Весенняя (Пролетна, 1950) и О партии (За партията, 1954); для орк. - 2 симфонии (1934, 1960), симф. поэма Иоанн Кукузель (1939), Болг. рапсодия (1923), инстр. пьесы; массовые песни.

Литературные сочинения: Мелодични и хармонични основи на българската народна песен, ч. 1, София, 1950; Сложен контрапункт. Имитация. Канон, София, 1957 (рус. пер., М., 1960); Полифонична хармония, София, 1959.

Литература: Павлов Е., Асен Карастоянов, София, 1979.

Каратов А. Д.

Каратов А. Д. (наст. фам, - Карапетян) Александр Данилович (2 (14) XI 1882, Астрахань - 16 VII 1956, Ереван) - сов. певец (лирико-драм. тенор) и театр. деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1954). В 1911 окончил Моск. консерваторию у У. А. Мазетти. Работал в оперных т-рах Москвы, Тбилиси, Баку, Риги, Харькова, Киева и др. городов. В 1933-47 солист Арм. т-ра оперы и балета; в репертуаре К. было св. 90 партий, среди них - Ленский, Герцог, Альфред, Пинкертон, Хозе; Ашуг ("Алмаст" Спендиарова), Назар ("Храбрый Назар" Степаняна) и др. В 1942-54 директор Ереванского хореографич. уч-ща.

Каратыгин В. Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Караулов П. И.

Павел Ильич (13 (26) V 1904, Подольск Моск. губ. - 16 I 1973, Москва) - сов. фаготист и педагог. В 1934 окончил Моск. консерваторию у И. И. Костлана. С 1930 артист Персимфанса, с 1931 - симф. оркестра Моск. филармонии, в 1941-62 - Гос. симф. оркестра СССР. 2-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935). С 1947 преподаватель Московского высш. уч-ща воен. дирижёров, в 1950-56 - Муз. уч-ща им. Гнесиных, в 1953-57 - Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных, с 1964 зам. директора детской муз. школы Краснопресненского р-на г. Москвы.

Карашвили А. Н.

Андрей Николаевич (1857, Тбилиси - 1924, там же) - сов. композитор, скрипач и педагог. Муз. образование получил в Петерб. и Варшавской (окончил в 1885 по классу скр. И. Лотто) консерваториях. Поселившись в Тбилиси, с успехом выступал как солист. К. - один из первых груз. композиторов-профессионалов. Автор первого груз. струн. квартета (на груз. нар. темы), пьес для скрипки и фп. ("Пчёлка", "Перпетуум мобиле" и др.), романсов, хоров (среди них популярный в дореволюц. России хор "Родина"). Однако недостаток композиторского мастерства сказался на мн. его соч. Как педагогу К. были присущи широта взглядов и понимание высокого воспитательного значения музыки. Преподавая игру на скрипке в груз. гимназии, муз. уч-ще Груз. филармонич. об-ва и во 2-й Гос. консерватории, К. воспитал мн. груз. композиторов и музыковедов (Ш. С. Асланишвили, Г. В. Киладзе, И. И. Туския, Г. З. Чхиквадзе и др.). К. составил сборник упражнений для скрипки, осн. на груз. нар. песнях. Деятельность К. была значительной для развития груз. муз. культуры.

И. М. Ямпольский.

Караян Г.

Караян Г. (Karajan) Герберт фон (р. 5 IV 1908, Зальцбург) - австр. дирижёр. С 3 лет начал учиться игре на фп., в 11 дал свой первый концерт. Муз. образование получил в "Моцартеуме" в Зальцбурге. В 1926 учился дирижированию в Венской муз. академии у Ф. Шалька. Дирижёрскую деятельность начал в 1927 в оперном т-ре г. Ульм, где работал до 1934. Одновременно (1930-34) руководил летними дирижёрскими курсами в Зальцбурге. В 1934-41 оперный дирижёр в г. Ахен (с 1935 генерал-музик-директор). В 1937 дебютировал в Гос. опере Берлина. В 1941-44 руководил Берлинской гос. капеллой.

К. занимает одно из ведущих мест в зап.-европейской музыкальной жизни. С 1947 он - дирижёр (с 1949 директор) Об-ва друзей музыки в Вене, участвует в фестивалях в Зальцбурге (впервые в 1948), Люцерне, Вене, Байрёйте, Эдинбурге, Берлине, Мюнхене; гастролирует с оркестрами Венской и Лондонской филармоний; выступает как дирижёр и режиссёр во мн. европ. оперных т-рах (в т. ч. в "Ла Скала"). После смерти В. Фуртвенглера (1954) К. возглавил Берлинский филармонич. оркестр (Зап. Берлин). Одновременно был муз. руководителем Венской гос. оперы (1956-64) и Зальцбургских фестивалей (1957-1960). В рамках Зальцбургских фестивалей осуществил (как дирижёр и режиссёр) ряд значительных оперных пост., в т. ч. оперы "Борис Годунов" (1965, на русском яз.). Трижды выступал в Сов. Союзе - в 1962 с оркестром Венской филармонии, в 1964 с "Ла Скала" и в 1969 с Берлинским филармоническим оркестром.

Как дирижёр К. сочетает в себе исключительную силу воздействия на оркестр, талант и невероятную работоспособность. Яркая эмоциональность, безукоризненное чувство формы, жёсткая требовательность и фанатически точное воспроизведение текста авторской партитуры позволяют ему достигать в интерпретации самых разл. по стилю произв. как оперного, так и симф. жанров выдающегося художеств. уровня.

Литература: Рубин М., Три портрета, "СМ", 1962, No 4; 60 лет Г. Караяну, "МЖ", 1968, No 5; Сабинина М., На концертах Герберта Караяна, там же, 1969, No 16; B1aukopf К., GroЯe Dirigenten unserer Zeit, W., 1957; Herzfeld F., H. von Karajan, B., 1962; Witeschnik A., Dirigenten, W., 1965; Haeusserman E., H. von Karajan. Biographie, (Gьthersloh, 1968).

Е. Я. Рацер.

Карбулька Й.

Карбулька Й. (Karbulka) Йозеф (Иосиф Иосифович) (23 VII 1866, Прага - 14 II 1920, Николаев) - чеш. скрипач, дирижёр, композитор и педагог, работавший в России. Род. в семье музыканта (кларнетиста и капельмейстера). В 1885 окончил Пражскую консерваторию у А. Бенневица (скрипка), в 1889 совершенствовался у Й. Иоахима в Высшей муз. школе в Берлине. В 1892 преподавал игру на скрипке в Загребской консерватории, с 1893 придв. солист короля Черногории. В 1898-1901 возглавлял квартет Одесского отделения, в 1903-1916 - Николаевского отделения РМО; выступал в концертах как солист, ансамблист и дирижёр, организовал студенческий оркестр. В 1896-1901 преподавал в Муз. уч-ще РМО в Одессе, с 1903 - в Николаеве. Среди его учеников - П. С. Столярский. К.-композитору принадлежат 2 концерта, "Словацкая рапсодия" и "Романс" для скрипки с оркестром, "Гавот", "Непрерывное движение", "Листок из альбома" для скрипки соло и др. соч.

Литература: Дагилайская Э., Чешские музыканты в Одессе, в сб.: Вопросы музыкального искусства, в. 5, М., 1969.

Карвальо M. Ф.

Карвальо M. Ф. (Carvalho, урожд. Mиолан, Miolan) Каролин Мари Феликс (31 XII 1827, Марсель - 10 VII 1895, Пюи, близ Дьеппа) - франц. певица (лирич. сопрано). В 1847 окончила Парижскую консерваторию по классу пения Л. Дюпре. В 1849 дебютировала в опере "Лючия ди Ламмермур" на сцене "Опера комик", где пела до 1855. В 1856-67 артистка "Театр лирик", в 1868-85 - "Гранд-Опера" и "Опера комик" в Париже. Обладала феноменальным по широте диапазона и красоте тембра голосом. Прославилась как создательница образов Маргариты, Джульетты ("Ромео и Джульетта" Гуно), к-рые воплотила с большой драм. силой и безупречным вок. мастерством. Тонко интерпретировала партии Керубино, Церлины ("Дон Жуан" Моцарта). Гастролировала в Лондоне, Брюсселе, Берлине, Петербурге. Муж К. - Лео Карвальо (1825-97), оперный певец, директор "Театр лирик" и "Опера комик" (под его фамилией К. выступала с 1853).

Литература: Accoyer-Spoll E., M-me Carvalho, P., 1885; Curzon H. de, Croquis d'artistes, P., 1898.

И. М. Марков.

Карвалью С.

Соза ди Карвалью (Sousa de Carvalho) Жуан ди (22 II 1745, Эштремош - 1798, Борба) - португ. композитор. Муз. образование получил в Италии. С 1778 учитель музыки членов корол. семьи в Португалии. Автор ряда опер, преим. на историч. и мифологич. сюжеты, в числе к-рых (даты пост.): "Изобретательная любовь" ("Amor industrioso", 1769), "Эвменида" (1773), "Селевк, царь Сирии" ("Seleuco, rи di Siria", 1781), "Эндимион" (1783), "Адраст, царь аргивян" ("Adrasto, rи degli argivi", 1784). За яркий и выразит. мелодизм оперной музыки современники называли К. "португальским Моцартом". Писал также светские и духовные кантаты и пьесы для клавесина (сонаты, ричеркары, токкаты и др.).

Каргаретели И. Г.

Иа (Илья) Георгиевич (1867, с. Эртацминда, ныне Капского р-на, Грузия - 31 III 1939, Тбилиси) - сов. композитор, фольклорист, певец (тенор), обществ. деятель. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1938). В юношеские годы пел в нар. хоре Л. Агниашвили. Уроки сольного пения брал у дирижёра Грузинского хора И. Ратиля, где выступал с 1885 в качестве солиста. В 1889-91 учился на вок. и теоретич. отделениях Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва. Тогда же организовал в Москве вечера груз. музыки, в к-рых участвовал как певец и дирижёр хора. С 1896 К. - солист Оперного т-ра в Тбилиси, с 1905 - режиссёр. В сотрудничестве с В. Гуния К. впервые перевёл на груз. яз. либретто опер "Севильский цирюльник" и "Демон", поставил эти оперы и исполнил в них партии Бартоло и Синодала. Им переведены также на груз. яз. либретто опер "Пиковая дама", "Фауст", "Травиата", "Риголетто", "Бал-маскарад", "Отелло" и "Богема". Принимал активное участие в организации и последующей работе Груз. филармонич. об-ва (с 1903). В 1910 основал Груз. хор. об-во. Преподавал (с 1910) пение и муз. грамоту в Тбилисской дух. семинарии, в 1922-25 - историю и теорию музыки в Тбилисской консерватории.

К. - один из первых авторов груз. романсов, стилистич. основой к-рых является груз. гор. фольклор. Ему принадлежат мн. произв. для хора. Одновременно К. уделял значит. внимание собиранию и исследованию нар. музыки. Опубликовал 3 сборника груз. нар. песен (1890, 1909; 1921 - "Грузинские детские песни"). Статьёй "О грузинской музыке" (М., 1893) К. начал публицистич. деятельность. В своих трудах выступал как пропагандист нац. муз. культуры.

Сочинения: Краткий очерк грузинской народной музыки, Тифлис, 1901 (на обл.); Музыкальная энциклопедия, Тифлис, 1933 (на груз. яз.); многочисл. статьи о музыке.

Литература: Аракишвили Д., Иа Каргаретели, "Литература да хеловнеба", 1949, No 14 (на груз. яз.); Гевашели Л., Иа Каргаретели, Тб., 1959 (на груз. яз.).

M. M. Яковлев.

Карданов Х. Я.

Хасан Якубович (р. 23 II 1923, с. Чегем Первый, Каб.-Балк. АССР) - сов. композитор. В 1948-1954 обучался на каб.-балк. отделении Ленингр. консерватории. Брал также уроки композиции у Г. И. Уствольской, X. С. Кушнарёва, Н. С. Дагирова, С. Я. Вольфинзон. В 1954-57 вёл методич. работу в Доме нар. творчества в Нальчике. С 1958 ответств. секретарь каб.-балк. отделения Всероссийского хор. об-ва. В 1962-68 пред. каб.-балк. отделения CK РСФСР. Лучшие произв. композитора посв. темам современности, проникнуты нац. колоритом. Широкой известностью пользуются его песни.

Сочинения: опера - Мадина (совм. с M. P. Баловым, 1970, Нальчик); муз. спектакль (для детей) - Сын медведя - Батыр (1970); для солистов, хора и орк. - оратория Бессмертный Ленин (1969), кантаты Светлая дружба (1956), Счастливый край (1962), Баллада о героях Марухского перевала (для хора и орк., 1964), баллады Помни, солдат (1971), Без вести пропавшие (1971); для орк. - В родном краю (1954), Фантазия на балкарские темы (1958), Три танца (1959), Вечер в ауле (1960), 2 увертюры (1965, 1968), поэмы, в т. ч. Долина счастья (1961), Пионерия (1963), Свет Октября (1966), Моя республика (1971); 4 рапсодии (1961, для фп. с орк.; 1964, 1970, 1972), Фантазия (1973), сюита (1973), концертная лезгинка (1973); струн. квартет; Детский альбом для фп. (1973); инстр. пьесы, песни, музыка для драм. т-ра.

M. M. Яковлев.

Кардон Ж. Б.

Кардон Ж. Б. (Cardon) Жан Батист (1760, Ретель, Арденны - 11 III 1803, Петербург) - франц. арфист, композитор и педагог. Сын придв. скрипача и композитора Жана Гийена К. (18 I 1732, Монс - 18 X 1788, Версаль). Служил у графа Артуа. С 1780 был придв. арфистом в Париже, преподавал. С 1790 арфист первого Придв. орк. в Петербурге, участник придв. камерного ансамбля, выступавшего на т. н. малых эрмитажах (Ф. Тиц - скрипка, А. Дельфино - виолончель, К. - арфа, Э. Ванжура - клавикорд). У К. училась игре на арфе П. И. Жемчугова. Автор трио для арфы, скрипки и альта (1790) и др. соч., имевших большое значение для развития виртуозной игры на арфе. Написал одну из первых арфовых школ: "Искусство игры на арфе" ("L'art de jouer de la harpe", P., 1785). Арфистом был также брат К. - Луи К. (1767-1805). В 1790-х гг. концертировал в Петербурге. Написал 20 произв. для арфы, концерты, симфонии и др.

И. М. Ямпольский.

Кардош Д.

Кардош Д. (Kardos) Дезидер (р. 23 XII 1914, Надлице, Словакия) - словацкий композитор и педагог. Один из крупнейших композиторов ЧССР. Образование получил в Братиславе - в ун-те и Муз. академии (1933-37). В 1937-39 совершенствовался в Праге у В. Новака. В 1938-51 работал на радиостанциях в Прешове и Кощице и в музыкальном отделе Братиславского радио. В 1952-54 руководитель и директор Словацкой филармонии, в 1955-63 председатель Союза словацких композиторов. Профессор композиции Муз. академии в Братиславе. Гос. пр. ЧССР (1951). Для начального периода творчества К. характерна близость к фольклору вост. Словакии. С кон. 50-х гг. нар. мелодика сочетается в произв. К. с оригинальными тональными комбинациями и изменчивыми ритмами, указывающими на связь композитора с совр. европ. музыкой.

Сочинения: кантаты - Kantбta miru (Кантата мира, для баритона, хора и оркестра, 1953), Pozdrav velikэ Zeme (Приветствие великой земле; для солистов, хора и оркестра, 1953); для орк. - 6 симфоний (1942, 1956, 1960, 1961, 1965, 1973), концерт для струнных (1963), 2 прелюдии (1946, 1951), поэма "Muj vlast" (Моя родина, 1946), Hrdinskэ balada (Героическая баллада, 1959), Vэchodni-slovenskэ ouvertura (Восточно-словацкая увертюра, 1954), концерт для оркестра (1957); камерно-инстр. ансамбли - Струнный квартет (1936), Квинтет для духовых инструментов (1938), Колыбельная для скрипки, струнных и арфы (1938), партита для струнных; для фп. - сюита (1937), Багатели (1948); хоры, фп. пьесы, романсы, обр. нар. песен.

Литература: Nоvбcеk Zd., D. Kardos, Profil sklad, Brat., 1955.

С. M. Грищенко.

Каревич М. И.

Михаил Иванович (27 III (8 IV) 1895, Каменец-Подольск - 23 X 1957, Москва) - сов. скрипач. Засл. деят. иск-в РСФСР (1954). Игре на скрипке учился у Ф. Д. Ганицкого в Каменец-Подольске. В 1916 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки И. В. Гржимали. С 1912 скрипач оркестра МХАТа, одновременно в 1930-55 концертмейстер Большого симф. оркестра Всесоюзного радио. В 1926 организовал трио совм. с пианистом Л. Мироновым и виолончелистом С. Бычковым (существовало до 1938).

Литература: Е. К., Михаил Иванович Каревич, "Работник радио", 1939, No 1.

Карелин С. Д.

Сила Дементьевич (2-я пол. 18 в. - 1-я четв. 19 в.) - рус. капельмейстер. Возглавлял лучшие рус. роговые оркестры. Начал муз. деятельность ок. 1782 в Петербурге, где руководил роговым оркестром P. P. Вадковского. По отзыву И. X. Гинрихса (1796), этот оркестр отличался "не только чрезвычайною аккуратностию в игрании самых трудных сочинений с великой скоростию и проворством, но также и нежным тоном их рогов". С 1800 К. жил и работал в Москве, руководил роговым оркестром Н. П. Шереметева, обучал игре на рогах его крепостных, служил и у Н. Н. Демидова. Ок. 1820 работал у графа Иллинского в его поместье Романове на Украине капельмейстером роговой музыки. К. принадлежат переложения для рогового оркестра произв. Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Дж. Паизиелло и др. Первым ввёл для рогового оркестра 5-линейную нотную систему записи музыки.

Литература: Гинрихс И. X., Начало, успехи и нынешнее состояние роговой музыки, СПБ, 1796, с. 32; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. 2, вып. 4, М.-Л., 1928, с. 83, 86, 87, 89; Копержинський К., Театральне та музичне життя на Подiллi.., в кн.: Украпнська академiя наук. Записки iсторично-фiлологiчного вiддiлу, кн. VII-VIII, Кипв, 1926, с. 139; Елизарова H. A., Театры Шереметевых, М., 1944, с. 355; Вертков К., Русская роговая музыка, Л. - М., 1948, с. 44, 47.

И. М. Ямпольский.

Карельская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Каретников Н. Н.

Николай Николаевич (р. 28 VI 1930, Москва) - сов. композитор. В 1953 окончил Московскую консерваторию по классу композиции В. Я. Шебалина.

Сочинения: балеты - Геологи (1956, пост. 1963, Большой т-р, Москва), Ванина Ванини (по Стендалю, 1960, пост. 1961, там же), Крошка Цахес по прозванию Циннобер (по Гофману, 1958, пост. 1970, Ганновер, Опернхауз); оратория Юлиус Фучик (1951); для орк. симфонии - 1-я (1950, исп. 1957), 2-я (1955, исп. 1966), 3-я (1958, исп. 1963), 4-я (1963, исп. 1967), Камерная симфония (1968, исп. 1971); камерно-инстр. ансамбли - струнный квартет (1964, исп. 1966), концерт для духовых инструментов (1965, исп. 1968), соната для скр. и фп. (1961, исп. 1964), 4 пьесы для флейты, кларнета, бас-кларнета и скр. (1969); для фп. - 10 пьес (1943), 2 конц. пьесы (1960 и 1970), циклы пьес; обр. нар. песен, романсы, 5 духовных песнопений (1970); музыка к драм. спектаклям (в т. ч. "Десять дней, которые потрясли мир", Театр на Таганке, Москва, 1965), к фильмам (в т. ч. "Мир входящему", 1961, "Бег", 1970).

Карийон

Карийон (от франц. carillon - трезвон).

1) Ударный муз. инструмент, представляющий собой набор небольших настроенных колоколов. Уже в 9 в. употреблялся для исполнения несложных мелодий. С 15 в. получил большое распространение в странах Зап. Европы. Устанавливался на зданиях гор. ратуш, церк. колокольнях. К. с ручным и ножным клавишным механизмом, а также механич. приводом применялись в башенных и стенных часах (см. Куранты). В нач. 17 в. в Германии К. был реконструирован в особый инструмент - "колокольное фортепьяно", к-рое использовано Г. Ф. Генделем в оратории "Саул" и Дж. Мейербером в опере "Африканка". В Бельгии (в г. Малин) в 1922 создана Корол. школа игры на К.

2) Один из органных регистров, принадлежащий к семейству микстур.

3) Назв. муз. пьесы, имитирующей колокольный перезвон.

Кариссими Д.

Кариссими Д. (Carissimi) Джакомо (крещён 18 IV 1605, Марино, близ Рима - 12 I 1674, Рим) - итал. композитор. В 1624-27 певец и органист в Тиволи, в 1628-29 капельмейстер собора в Ассизи, с 1630 - церкви св. Аполлинария в Риме. Автор многочисл. мотетов (св. 200), месс и др. Значение творчества К. в истории музыки определяется гл. обр. его вкладом в развитие жанра оратории. Он создал классич. тип оратории как произв. драматически-повествовательного, включающего сольные вокальные, хоровые эпизоды и отд. партию рассказчика - носителя действия. Сюжеты ораторий К. заимствовал, как правило, из Библии. К наиболее выдающимся относятся: "Иевфай", "Суд Соломона", "Валтасар", "Иона". Влияние К. прослеживается до 30-40-х гг. 18 в., когда этот тип оратории достиг вершины развития в творчестве Г. Ф. Генделя. К. принадлежит также большое количество камерных кантат (ок. 130) для 1-3 голосов в сопровождении basso continuo (см. Генерал-бас).

Кариссими Д.

В своём творчестве К. опирался на достижения венецианской и римской оперных школ. Однако яркая эмоциональная взволнованность, приподнятая экспрессия К. Монтеверди и Ф. Кавалли сменяются у него мягкой мелодич. чувствительностью, стройным изяществом формы, порой холодноватым рационализмом. Экспрессивно насыщенной вокальной декламации К. предпочитал законченную по рисунку, уравновешенную мелодику; ария (часто в форме da capo) отделена у него от речитатива. Музыка К. подготовила мн. элементы неаполитанской оперной школы. У К. (предположительно) учился виднейший представитель и глава этой школы А. Скарлатти. Собр. соч. К. издаёт (с 1951) Итал. ин-т истории музыки в Риме ("Pubblicationi dell'Istituto italiano per la storia della musica", v. 3, под ред. Л. Бьянки). 4 оратории К. опубликованы Ф. Кризандером, в кн.: "Denkmдler der Tonkunst" (Bd 1-5, 1869-71, t. 2, 1869).

Литература: Роллан Р., Опера в XVII веке, М., 1931, с 56-58, Brenet M., Les "Oratorios" de Canssimi, "La Rivista musicale Itahana", IV, 1897, Schering A., Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911, Balilla Rrate11a F., G. Ganssimi e i уuoi oratori, "La Rivista Musicale Italiana", XXVII, 1920, Massenkeil G., Die oratonsche Kunst in den lateinischen Historien und Oratorien G. Carissimis, Mayence, 1952 (дисс.), Rose G., The cantatas of G. Carissimi, "Musical Quarterly", XLVIII, 1962, Andry R.W, The influence of the extended latin sacred works of G. Carissimi on the biblicae oratorios of G. Fr. Handel, Wash., 1964, Bianсhi L., Carissimi, Stradella, Scarlatti e l'oratorio musicale, "Contributi di musicologia", II, Roma, 1969.

Ю. В. Келдыш.

Кари-Якубов М.

Мухитдин (1 V 1896, Фергана - 2 II 1957, Ташкент) - сов. певец (баритон), театральный деятель, один из основоположников узб. муз. т-ра. Нар. арт. Узб. ССР (1936). В 1918 совм. с Хамзой принимал участие в работе Драматич. труппы мусульманской молодежи. Выступал с концертами на фронтах Гражданской войны 1918-20. В 1925 на Всемирной выставке в Париже и Берлине исполнял узб. нар. песни. В спектаклях Политической труппы, руководимой Хамзой, выступал как драматич. актер. В 1926 организовал концертно-этнографич. ансамбль, на основе к-рого сформировался Узб. муз. т-р (в 1929-32 худ. рук. этого т-ра). С 1939 солист Узб. т-ра оперы и балета (Ташкент). Среди исполненных партий: Хосров ("Фархад и Ширин" Успенского и Мушеля), Губернатор ("Буран" Ашрафи и Василенко), Науфаль ("Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова), Улугбек ("Улугбек" А. Ф. Козловского) и др. Выступал как исполнитель нар. песен.

Литература: Гликман И. Д., Актеры узбекского оперного театра, в сб.: Пути развития узбекской музыки, Л - М., 1946, Рахманов М., Хамза и узбекский театр, Таш., 1960.

К. Ахмедова.

Каркасси М.

Каркасси М. (Carcassi) Маттео (1792, Флоренция - 16 I 1853, Париж) - итал. гитарист, композитор и педагог. С 1820 жил в Париже, где как виртуоз-исполнитель завоевал известность наряду с Ф. Карулли. В 1820-х гг. концертировал в Англии и Германии, много лет провёл в Италии. Позднее преподавал игру на гитаре в Париже. Автор мн. гитарных произв. (фантазий, дивертисментов, вариаций, каприччи. этюдов и т. п.), отличающихся ярким мелодизмом, блестящей фактурой. Написал "Школу игры на 6-струнной гитаре" (рус. пер., М., 1964, 1967).

Карклинь Е.

Карклиньш Екаб (25 III 1867, пос. Кокнесе, ныне Стучкинского р-на Латв. ССР - 11 XI 1960, Рига) - сов. певец (тенор) и педагог. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1945). В 1897 окончил Петерб. консерваторию по классу пения у С. И. Габеля и теории композиции у Н. А. Римского-Корсакова; в 1897-99 солист Моск. частной рус. оперы С. И. Мамонтова. Был директором муз. уч-щ в Томске (1899-1902) и Самаре (1902-20). В 1920-50 преподаватель муз.-теоретич. предметов в Латв. консерватории в Риге (с 1927 профессор).

Я. Я. Витолинь.

Карклинь Л. А.

Карклиньш Людвиг Андреевич (р.19 VIII 1928, с.Эдоле Кулдигского р-на Латв. ССР) - музыковед. Кандидат искусствоведения (1968). Чл. КПСС с 1959. В 1960 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных в Москве по классу теории музыки (у В. А. Таранущенко), в 1965 - аспирантуру по кафедре теории музыки (рук. В. О. Берков). Автор ряда муз.-теоретич. и методич. трудов. Особое внимание в своих исследованиях К. уделяет творчеству Н. Я. Мясковского, Я. А. Иванова. С 1960 преподает в Латв. консерватории (с 1963 зав. кафедрой теории музыки, с 1970 доцент). Среди его учеников - И. Лукашинска, В. Бутэ, А. Бомик, И. Хаммере.

Сочинения: Vienbalsigais diktats krajums, Riga, 1959 (совм. с Я. Бригзна и Ю. Давис), Muzikas abece, Riga, 1959, Par muzikas valodas a tistibu, "Maksla", 1962, No 2, Muzikas teoretisko prieksmetu macisanas metodika, Riga, 1963; статьи в сборнике Latviesu muzika, сб. IV, V, VII, VIII, IX, изд. в Риге в 1965, 1966, 1969 1970, 1972 годах: Diatonika N. Mjaskovska harmoniskaja valoda, IV, 1965; Laikmetigas iezimes N. Mjaskowska Harmonija, skaja, V, 1966; Nacionalo iezimju izpausme Jana Ivanova simfonisma, VII, 1969; Par daziem muzikas valodas jautajumiem, VIII, 1970; Dazi muzikas formas jauajumi latviesu jaukta kora dziesma, IX, 1972; Komponists, muzika, Klausitajs, Riga, 1967; Черты стиля Яниса Иванова, в сб.: Музыкальная культура Советской Латвии, М.-Л., 1965; Обобщить практический опыт, "СМ", 1965, No 7; Гармония Н. Я. Мясковского, М., 1971; Simfoniskie darbi latviesu muzika, Riga, 1973, и др.

Каркошка Э.

Каркошка Э. (Karkoschka) Эрхард (р. 6 III 1923, Острава) - нем. композитор и дирижёр (ФРГ). Учился в Штутгарте и Тюбингене. С 1958 - в Штутгарте, преподаёт в Высшей муз. школе (с 1964 профессор); основал Ансамбль новой музыки (1963), с к-рым гастролирует, с 1973 директор студии электронной музыки. Выступает в печати как теоретик муз. авангардизма. Автор муз. произв., в их числе Концертино для камерного оркестра (1952), Симфонические эволюции (1953), соната для большого струн. оркестра (1954).

Литературные сочинения: Zur rhythmischen Struktur in der Musik von heute, в сб.: Bericht ьber den Internationalen musikwissenschaftlichen Kongress Kassel 1962, Kassel, 1963; Zur Problematik einer temperierten Notation, в сб.: Festschrift W. Gerstenberg, Wolfenbьttel, 1964; Zum Terminus "strukturell", в сб.: Terminologie der Neuen Musik, В., 1965; Das Schriftbild der neuen Musik, Celle, (1966); Neue Methoden der musikalischen Analyse..., в сб.: Festschrift К. Marx, Stuttgart, 1967; Das musikalische Kunstwerk in unserem Jahrhundert, "Musik und Bildung", 1971, Jahrg. 3, No 2, и др.

Карлович М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кармалина Л. И.

Кармалина Л. И. (урожд. Беленицына) Любовь Ивановна (по новым данным, 3 (15) X 1834, Москва - 21 V (3 VI) 1903, усадьба Кобрино, близ станции Прибытково, ныне Ленингр. обл.) - рус. певица (сопрано). Воспитывалась в петерб. Екатерининском ин-те, где обучалась пению у Г. И. Ломакина. Муз. образованием К. руководил А. С. Даргомыжский, знавший её с детства. С ним К. связывала глубокая дружба. Даргомыжский бывал в её семье, много музицировал с ней; позже аккомпанировал ей как певице, с композитором она изучала его произв. В 1855 К. познакомилась с М. И. Глинкой, оказавшим влияние на её художеств. развитие (по свидетельству Л. И. Шестаковой, Глинка "был в восторге от тонкого таланта (К.), она часто певала у нас под аккомпанемент брата"). Окончив ин-т, К. совершенствовалась как певица в Италии. В 1857-59 с успехом выступала в Италии и Франции. Возвратившись в Россию, давала концерты в Одессе, нек-рое время провела на Украине, записывала нар. песни. В 1862 приехала в Петербург, где через Даргомыжского сблизилась с кружком М. А. Балакирева, стала горячей пропагандисткой творчества рус. композиторов. В окт. 1862 уехала на Кавказ. На Кубани записала старинные раскольничьи песни и передала их М. П. Мусоргскому. Одна из песен была использована Н. А. Римским-Корсаковым при завершении "Хованщины" в заключит. хоре сцены самосожжения. В 1873 К. посетила Петербург, куда позднее переселилась.

Яркая представительница рус. вок. школы, К. обладала небольшим, но очень красивым по тембру голосом. Её исполнение отличалось тонкой музыкальностью и одухотворённым артистизмом. Даргомыжский, Балакирев, Глинка, Мусоргский, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи высоко ценили исполнит. талант К., нек-рые из них посв. ей свои произв. В письмах Даргомыжского, Бородина, Мусоргского к К. содержатся важные высказывания об их творч. замыслах, эстетич. воззрениях. К. написала воспоминания о Глинке и Даргомыжском ("Рус. старина", 1875, июнь).

Литература: Петербургская летопись... Русские художники в Италии: г-жа Беленицына и Бернард Сакс, "СПб. ведомости", 1857, 14 апреля, No 80; А. С. (Серов А. Н.), Успехи одной из соотечественниц наших в Италии, там же, 7 июня, No 122; А. С. Даргомыжский. Автобиография. Письма. Воспоминания современников, П., 1921; Письма А. П. Бородина, вып. 2 (1872-1877), М., 1936; А. С. Даргомыжский, Избранные письма, вып. 1, М., 1952; М. П. Мусоргский. Литературное наследие. Письма, биографические материалы и документы, М., 1971; Пекелис М., А. С. Даргомыжский и его окружение, т. 2, М., 1973, с. 373-91.

И. M. Ямпольский.

Кармалюк П. П.

Павел Петрович (р. 24 XII 1907 (6 I 1908), с. Осовцы, ныне Коростышевского р-на Житомирской обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. СССР (1960). Чл. КПСС с 1950. В 1941 окончил Киевскую консерваторию по классу пения у Д. Г. Евтушенко. С 1944 солист Львовского т-ра оперы и балета; с 1950 преподаватель по классу сольного пения в Львовской консерватории (с 1970 профессор). К. обладает красивым голосом бархатистого тембра. Его исполнение отличается большой музыкальностью и тщательностью отделки исполняемой партии. Основные партии: Грязной ("Царская невеста"), Евгений Онегин, Елецкий, Князь Игорь, Демон, Риголетто, Скарпиа, Амонасро, Тонио, Жермон; Ренато ("Бал-маскарад"), Фигаро; Остап ("Тарас Бульба" Лысенко), Богдан ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Олег Кошевой ("Молодая гвардия"), Гурман ("Украденное счастье" Мейтуса), Максим ("Заграва" ("Зарево") Кос-Анатольского) и др. Выступает как камерный певец.

Литература: Сусловський О. М., Митцi Львова, Львiв, 1959.

Л. С. Кауфман.

"Карманьола"

"Карманьола" (франц. carmagnole, от итал. Carmagnola - назв. города в Пьемонте, Италия) - французская народная революционная песня-пляска. Впервые прозвучала на улицах Парижа вскоре после взятия дворца Тюильри (10 авг. 1792). Песня санкюлотов, задорная и насмешливая, К. была насыщена злободневным политич. содержанием, выражала ненависть восставшего народа к корол. деспотизму, аристократии. В Париж "К." занесли марсельцы-федераты. Муз. размер "К." 6/8. Первый текст был сочинён марсельцами на традиционный южнофранц. нар. напев хороводной песни, на к-рый затем импровизировали разл. тексты. Запрещённая Наполеоном I в период его консульства, "К." возродилась в годы революций 1830 и 1848, в героические дни Парижской Коммуны (1871, со словами Ж. Б. Клемана и др.).

Карманьола

До появления "Интернационала" была самой любимой песней франц. рабочих. В кон. 19 - нач. 20 вв. на варианты мелодии "К." были сложены революц. песни в разл. странах. В Сов. России в 1920-х гг. среди молодёжи получила распространение "К." с новым текстом В. М. Киршона. Сов. композиторы использовали "К." в своих соч. (6-я симфония Н. Я. Мясковского, балет "Пламя Парижа" Б. В. Асафьева), создали новые её обработки (Д. Б. Кабалевский и др.).

Литература: Tьерсо Ж., Песни и празднества Французской революции, пер. с франц., М., 1933, с. 95-100; Хохловкина А., Из истории песен французской революции, "СМ", 1961, No 12; Дрейден С, Танцуем карманьолу, "МЖ", 1962, No 7.

Карминский М. В.

Марк Вениаминович (р. 30 I 1930, Харьков) - сов. композитор. В 1953 окончил Харьковскую консерваторию по классу композиции Д. Л. Клебанова. В творчестве К. нашли глубокое воплощение темы современности. Среди его произв. оперы "Карпатская быль" и "10 дней, которые потрясли мир", написанная к столетию со дня рождения В. И. Ленина. Автор эстрадных, молодёжных и массовых песен.

Сочинения: оперы - Карпатская быль (1957, Харьковский т-р оперы и балета), 10 дней, которые потрясли мир (по Дж. Риду, 1970, Донецкий т-р оперы и балета, 1972, пражский Нац. т-р); для детского хора и орк. - вок.-симф. сюиты Фанфары звучат в лесу (1960), Будем как Ленин (1963), Красные гвоздики (1967); для солистов и орк. - сюита из музыки к спектаклю "Робин Гуд" (в 9-ти частях); для орк. - симфония (1966), Молодежная увертюра (1951), Украинская сюита (1952); песни, в т. ч. Есть мушкетеры, сл. М. А. Светлова, Собирается юность в дорогу, сл. С. М. Зеликина, Необитаемые острова, сл. Р. И. Рождественского, Довоенный журнал, сл. Е. Храмова; песни на сл. Р. Бёрнса в переводах С. Маршака; детские песни (св. 100); музыка к драм. спектаклям (св. 50); музыка телевизионного фильма-концерта "Я слушаю песню" ("9 песен М. Карминского"); музыка к телефильмам и телепостановкам.

H. H. Сидоренко.

Карнавичюс Ю. Л.

Юргис Лаурино (5 (17) V 1884, Каунас - 22 XII 1941, там же) - литов. композитор и педагог. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1908), Петерб. консерваторию (в 1910 - класс сольного пения, в 1912 - класс теории композиции М. О. Штейнберга). В 1912-14 и 1918-27 профессор Петрогр. (Ленингр.), затем Каунасской консерваторий по теоретич. дисциплинам. Автор 2 опер ("Гражина", 1932; "Радвила Перкунас", 1936), 4 одноактных балетов, 2 симф. поэм, произв. для фп., романсов, музыки к драм. спектаклям. В творчестве К. ощущается влияние традиций рус. классич. музыки.

Литература: Gaudrimas J., Is lietuviu muzikinйs kulturos istorijos, (kn.) 1-2, Vilnius, 1958-1964.

Ю. К. Гаудримас.

Карнавичюс Ю. Ю.

Юргис Юргисович (р. 24 III (6 IV) 1912, Петербург) - сов. пианист и педагог. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1965). Чл. КПСС с 1950. В 1933 окончил Каунасскую консерваторию у Л. Даугуветите. В 1933-38 совершенствовался в Берлине, затем в Париже у А. Либермана. Гастролировал за рубежом. С 1953 пред. Респ. методич. комиссии по музыке. Был чл. жюри ряда междунар. конкурсов, в т.ч. 2-6-го конкурсов им. П. И. Чайковского в Москве. С 1941 преподаватель Каунасской, с 1949 ректор и преподаватель Литов. консерватории (с 1969 профессор).

Карнай

Карнай - духовой муз. инструмент: труба из латуни с прямым, реже коленчатым стволом и большим колоколообразным раструбом. Общая дл. 3 м. Мундштук впаянный, неглубокий, клапанов и отверстий нет. Звук К. мощный, низкий. Звукоряд натуральный. Во время игры музыкант держит инструмент в наклонном положении раструбом вверх и, поворачиваясь, посылает звуки в разные направления. В прошлом К. использовался в Ср. Азии и Иране как военный (сигнальный) инструмент для связи на больших расстояниях, а также во время парадных выездов ханов и военачальников; входил наряду с сурнаем и нагора в ансамбли бродячих музыкантов (звуками К. возвещалось начало массовых празднеств, выступлений кукольников, канатоходцев). В наст. время К. бытует в Таджикистане и Узбекистане в качестве церемониального инструмента на парадах, демонстрациях, массовых гуляньях.

Распространён также в ряде стран зарубезкного Востока.

И. М. Вызго.

"Карнеги-холл"

"Карнеги-холл" (Carnegie Hall) - концертный зал в Нью-Йорке. Сооружён по проекту арх. У. Б. Татхилла как основная конц. площадка для выступлений оркестра и хора Нью-Йоркского ораториального об-ва под упр. В. Дамроша. Открыт 5 мая 1891 концертом, в к-ром как дирижёр принял участие П. И. Чайковский. До 1898 конц. зал официально назывался "Мюзик-холл", позже получил нынешнее название в честь промышленника Э. Карнеги, финансировавшего стр-во здания и владевшего залом до 1925. С первых лет существования "К.-х." становится важнейшим центром конц. жизни США. Здесь выступали крупнейшие гастролёры (А. Дворжак, А. Тосканини, Г. Малер, И. Падеревский, Р. Штраус, С. В. Рахманинов, Э. Карузо, Ф. Крейслер, Б. Джильи и др.) и лучшие амер. артисты. До 1962 "К.-х." являлся постоянным местом выступлений оркестра Нью-Йоркской филармонии. В нач. 60-х гг., в связи с постройкой "Линкольн-центра", предполагалось снести "К.-х."; протесты общественности вынудили власти Нью-Йорка приобрести зал и основать для управления "K.-х." спец. об-во. После ремонта зал открылся в 1962. На эстраде "К.-х." проходят не только симф. и камерные концерты, но также эстр. представления, выступления джазовых музыкантов, ставятся оперы в конц. исполнении.

Здание "К.-х." включает два зала - большой (на 2760 мест) и малый "Реситал-холл" (Recital Hall) для выступлений камерных ансамблей, а также молодых артистов. Большой зал "К.-х." отличается высокими акустич. достоинствами. В здании "К.-х." расположено также ок. 200 помещений (ателье, студии и др.), занимаемых музыкантами, художниками и скульпторами Нью-Йорка.

Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек.

Карнисер Р.

Карнисер Р. (Carnicer) Рамон (наст. фам. - Карнисер и Батлье (Batle)) (24 X 1789, Таррега, Каталония - 17 III 1855, Мадрид) - испан. композитор. В детстве пел в капелле собора в г. Сео-де-Уржель, где изучал контрапункт, а также игру на органе и композицию.

Карнисер Р.

С 1807 продолжал занятия в Барселоне. В 1808-14 (во время оккупации Испании войсками Наполеона) жил в г. Маон (о. Менорка), где работал органистом. В 1818-20 директор итал. оперы "Санта-Крус" в Барселоне, с 1827 рук. оперных т-ров "Крус" и "Принсипе" в Мадриде. В 1830-54 преподавал гармонию и композицию в Мадридской консерватории музыки и декламации. Среди учеников - Ф. Э. Барбьери. Как композитор известен гл. обр. итал. операми (первая - "Адела из Лузиньяно", 1819). Ранние его произв. - добавочные арии и орк. вступления (т. н. sinfonia) к итал. операм др. композиторов (в т. ч. увертюра к "Севильскому цирюльнику" Россини, написанная К. для пост. в Барселоне). Произв. К. отличаются изяществом, лёгкостью стиля, однако мало оригинальны (гл. обр. влияние Россини), традиционны в отношении мелодики и техники письма. К. вводил в итал. оперы популярные испан. песни, к-рые придавали его операм характер тонадилий 18 в.

Сочинения: оперы (9 итал.) - Адела из Лузиньяно (Adela di Lusignano, Барселона, 1819), Елена и Константин (Elena е Costantino, там же, 1821), Дон Хуан Тенорио (Don Juan Tenorio, semi-seria, 1822, там же), Христофор Колумб (Cristoforo Colombo, 1831, Мадрид), Елена и Мальвина (Elena е Malvina, 1829), Эвфемия в Мессине (Eufemio di Messina, 1832), Измалия, или Смерть и любовь (Ismalia ossia о morte ed amore, 1838, Мадрид) и др.; Заупокойная служба (Misa de difuntos, 1829), лат. торжеств. месса для 4 голосов и орк. (1828) и др. мессы, гимны (в т.ч. нац. гимн Чили Dulce Patria); для орк. - симфония, воен. марши; хоры; камерно-вок. произв.; песни, ок. 120 дуэтов; ок. 200 обр. и инструментовок; музыка для драм. т-ра.

Литература: Peсa y Gхni A., La opera espaсola, Madrid, 1881; Arteaga P. de, Celebridades musicales, Barcelona, 1886, s. 640; Mitjana R., La musique en Espagne, в кн.: Encyclopйdie de la musique et Dictionnaire... fondateur A. Lavignac, v. 4, P., 1922, p. 2309-14; Chase G., The music of Spain, N. Y., 1941; Subirб Puig J., Historia de la mъsica espaсola y hispanoamericana, Barcelona, 1953; En el centenario de un gran mъsico: Ramуn Carnicer, "Revue de la Bibliothek", "Archiv y Museo del Ayuntamiento de Madrid, aсo XXVII, 1958.

Предыдущая страница Следующая страница