Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАМ"-"ЛАУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАМ"-"ЛАУ")

Ламбелет Г.

Ламбелет Г. (Lampelet) Георг (24 XII 1875, Керкира - 30 X 1945, Афины) - греч.композитор и музыковед. Учился в Неаполитанской консерватории (1894-1901). Вернувшись в Грецию, издавал в Афинах журналы "Critique" (совм. с Г. Аксиотисом, 2 тт., 1903) и "Musical Chronicles" (совм. с И. Пападопулосом, 1928-31). Одним из первых обратился к изучению греч. нар. музыки. Автор трудов "Национальная музыка" ("National Music", 1901), "Греческая музыка и её звуковые особенности" ("Greek Music and the Subdivisions of the Tone", 1929) и др. Важное значение для развития совр. греч. музыки имело также собрание 60 греч. нар. песен и танцев в гармонизации Л. ("Греческая народная музыка" - "La Musique populaire grecque", Афины, 1934). Его поэма "Праздник" (1930) - один из первых образцов новогреч. симф. музыки. Пр. Афинской академии литературы и искусства (1940).

Сочинения: для орк. - Элегия, фуга для струн. квартета и орк.; для хора - Гимн миру (1929), Балканский гимн (1930) и др.; песни, фп. пьесы и др.

Литературные сочинения: Language and Music, "Musical croniclcs", 1928, (v.) 4, Music and Poetry, Athens, 1926; The Spirit of Music and the ancient greek tragedy, "Nea Estia", 1940, July-Aug.

M. M. Яковлев.

Ламберт К.

Ламберт К. (Lambert) Констант (23 VIII 1905, Лондон - 21 VIII 1951, там же) - англ. композитор, дирижёр и муз. критик. Учился у Р. Воан-Уильямса (композиция) в Корол. муз. колледже в Лондоне. Начал деятельность как муз. критик. Как композитор дебютировал в 1925 балетом "Ромео и Джульетта" (по заказу С. П. Дягилева, 1926, Монте-Карло); в музыке балета, стилизованной под соч. А. Скарлатти, применил совр. приёмы письма - острые синкопы, политональные гармонии. В произв. кон. 20-х гг. заметно влияние джаза ("Элегический блюз" - "Elegiac Blues", 1927, для малого оркестра; посв. памяти негр. певицы Ф. Милс). Поисками более углублённого содержания отмечены концерт и соната для фп. Наиболее значит. произв. Л.- "Последняя воля и завещание лета" ("Summer's last will and testament", 1936, Лондон) - маска для баритона, хора и оркестра (по одноим. произв. Т. Нэша). Л. принадлежат много обработок соч. старинных и совр. композиторов.

Сочинения: балеты - Помона (1927, Буэнос-Айрес), Гороскоп (Horoscope, 1938, Лондон); для орк. - увертюра Птицы-актёры (The bird actors, 1925), Музыка для оркестра (1927), рондо-бурлеска Король Пест (King Pest, 1937), Героическая утренняя песнь (Aubade hйroпque, 1942); для фп., хора и орк. - Рио Гранд (1927); для хора и струн. орк. - Погребальная песнь (Dirge, из "Цимбелина" Шекспира, 1940); для голоса и инстр. ансамбля - 8 китайских песен на сл. Ли Бо, 1926, также с фп. 1928); пьесы для фп.; музыка для драм. т-ра и кино (в т.ч. к "Анне Карениной", 1947); обр. и транскрипции.

Литературные сочинения: Music Но! A study of music in decline, L., 1934, 1937.

Литература: Evans E., Walton and Lambert, "Modern Music", 1930, apr.; Hurok S., The world of ballet, L., (1955), p. 251-58; Ayrton M., Golden sections, L., (1957), p. 16, 123-35; Twentieth century composers, v. 3, L., 1972, p. 49-55 и др.

И. А. Слепнев.

Лами А. Ж.

Лами А. Ж. (Lamy) Альфред Жозеф (8 IX 1850, Миркур - 1919, Париж) - франц. мастер смычков. С 12 лет учился изготовлению смычков у Ш. К. Гуссона. В 1866-77 работал вместе с Ж. Вуареном (братом Ж. Ф. Н. Вуарена) у П. Л. Готро в Шато-Тьерри, в 1877-85 учился и работал в Париже у Ж. Ф. Н. Вуарена (после смерти учителя продолжил его дело). Л. наряду с Ф. Туртом, Д. Пекатом, Ж. Б. Вильомом и Вуареном - крупнейший франц. мастер. Смычки Л. изготовлены по оригинальной модели. Трость круглая или гранёная, встречаются также удлинённые, очень эластичные, довольно тяжёлые экземпляры. Особенно ценятся виолончельные смычки. Смычками работы Л. пользовался виолончелист А. А. Брандуков.

Литература: Lьtgеndоrff W. L. F., Die Geigen-und Lautenmacher vom Mittelalter bis zur Gegenwart, Bd 1-2, Fr./M.-В., 1922; Jalovec K., Italienische Geigenbauer, (Prag, 1957).

В. В. Доброхотов.

Ламм П. А.

Павел Александрович (по уточнённым данным, 16 (28) VII 1882, Москва - 5 V 1951, Николина Гора, близ Москвы) - сов. музыковед, текстолог, пианист. Доктор искусствоведения (1944). В 1912 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у H. E. Шишкина. До 1917 концертировал как пианист. В качестве аккомпаниатора участвовал в концертах М. А. Олениной-д'Альгейм; чл. об-ва "Дом песни". В 1918 сотрудник Муз. отдела Наркомпроса, затем (до 1923) там же зав. издательским отделом (Гос. муз. изд-во). В 1924-30 действит. чл. Муз. секции ГАХН. В 1919-51 вёл в Моск. консерватории классы камерного и камерно-вок. ансамбля, изучения симф. лит-ры и общего фп. (с 1939 профессор). Широкое признание получили его работы по восстановлению в подлинном виде произв. М. П. Мусоргского ("Борис Годунов", "Хованщина") и А. П. Бородина ("Князь Игорь", "Богатыри"), а также оперы "Воевода" Чайковского (по оркестровым голосам и эскизам автора). Под ред. Л. изданы мн. произв. рус. классиков, в т.ч. полное собр. сочинений М. П. Мусоргского (не закончено), произв. А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, А. К. Лядова, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига, Ф. Листа, X. Вольфа. Л. принадлежат фп. переложения мн. симф. соч. рус. и сов. музыки (в т.ч. всех симфоний А. К. Глазунова, Н. Я. Мясковского, а также ряда произв. С. С. Прокофьева, В. Я. Шебалина, Д. Д. Шостаковича). В доме Л. постоянно собирался кружок музыкантов для совместного музицирования, участниками к-рого были А. Ф. Гедике, С. Е. Фейнберг, В. Я. Шебалин, К. С. Сараджев, А. Н. Александров, В. В. Нечаев, А. А. Шеншин, С. С. Попов, Д. М. Мелких, Б. В. Асафьев, Д. Д. Шостакович, Г. Г. Нейгауз, С. Т. Рихтер, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов. Л. был большим другом Н. Я. Мясковского, мн. произв. к-рого звучали в доме Л. в его переложении. Тесные дружеские и деловые отношения связывали Л. с С. С. Прокофьевым. С кон. 20-х гг. Прокофьев доверил Л. работу по расшифровке партитурных эскизов и составлению полных орк. партитур своих крупных соч. (в их числе оперы "Семён Котко", "Война и мир", "Повесть о настоящем человеке", балет "Золушка").

Л. - автор краткой нотографии М. П. Мусоргского, статьи "К восстановлению подлинного Мусоргского" (в сб.: "М. П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня смерти - 1883-1931", 1932), а также "Книги автографов М. П. Мусоргского" (рукопись).

М. М. Яковлев.

Ламонд Ф. А

Ламонд Ф. А (Lamond) Фредерик Арчибалд (28 1 1868, Глазго - 21 II 1948, Стерлинг) - шотл. пианист и композитор. Начальное муз. образование получил под рук. брата Давида Л. (фп.), Г. Купера (скрипка), занимался также на гобое и органе. С 12 лет служил церк. органистом. С 1882 учился в консерватории Й. Раффа во Франкфурте-на-Майне у М. Шварца (фп.), совершенствовался у X. фон Бюлова, К. Шуман и Ф. Листа. Дебютировал в 1885 в Берлине, концертировал в Вене, Глазго (1886), неоднократно в Лондоне, городах Германии (жил в Берлине в 1904-14), России (впервые в 1896). С 1917 профессор по классу фп. Гаагской консерватории. С 1920 концертировал в США, преподавал в Истменской школе музыки в Рочестере. С 1939 жил в Великобритании. В 1939-41 профессор Муз. академии в Глазго. Завоевал известность как пианист выдающейся интерпретацией сонат Л. Бетховена (нек-рые издал в собств. ред.). Игра Л. отличалась высокой культурой, глубиной замысла, чувством стиля. Автор симфонии, увертюры "С Шотландских гор" ("From the Scottish Highlands"), камерных произв., в т.ч. фп. трио, сонаты для виолончели с фп., фп. пьес. Написал воспоминания (1949).

Литература: Schreiber A., Die Memoiren Frederic Lamonds, "Deutsche Rundschau", 1951, No 77.

В. Ю. Дельсон.

Ламперти Д. Б.

Ламперти Д. Б. (Lamperti) Джованни Баттиста (24 VI 1839, Милан - 18 III 1910, Берлин) - итал. вокальный педагог. Сын Франческо Л. Учился пению и игре на фп. в Миланской консерватории. Преподавал пение в Милане, Дрездене (в течение 20 лет), Париже, Берлине. Был, как и отец, последователем т.н. школы Дж. Россини. Автор методич. пособия "Техника бельканто" ("Die Technik des Bel canto", совм. с M. Хайдрихом, 1905), многочисл. экзерсисов, сольфеджио. Среди учеников Л. - М. Зембрих, Э. Шуман-Хейнк, Р. Станьо. Старший брат Л. - Джузеппе Л. (1834, Милан - 1898, Рим) - импрессарио т-ров "Ла Скала" (Милан), "Аполло" (Рим), "Сан-Карло" (Неаполь); написал книгу "О законе об авторском праве" ("Sulla legge dei diritti d'autore", 1898).

Литература: Brown W. E., Vocal wisdom, Maxims of G. В. Lairtperti, (N. Y., 1931).

С. M. Грищенко.

Ламперти Ф.

Ламперти Ф. (Lamperti) Франческо (11 III 1813 или 1811 (?), Савона -1 V 1892, Черноббио, Комо) - итал. вокальный педагог. Учился музыке в Лоди у П. Рицци, а также в Миланской консерватории у С. д'Ашшано и П. Рай. Вместе с певцом А. Мазини возглавлял муз. т-р в Лоди. В 1850-75 преподавал в Миланской консерватории, позднее давал частные уроки. Один из выдающихся вок. педагогов 19 в., Л. придерживался принципов новой итал. школы пения, т.н. школы Дж. Россини. Обучал певцов умению правильно расходовать дыхание (т.н. грудо-диафрагматич. тип), применял для вок. упражнений в качестве осн. звука слог "la" (так, как он произносится в слове l'anima - душа), рекомендовал (в противовес франц. школе) петь гл. обр. вокализы, добивался максимальной звучности, выразительности и гибкости голоса для наиболее полной передачи певцом замысла композитора. Автор неск. работ по вок. педагогике, в к-рых кратко изложены принципы его метода, касающиеся гл. обр. выработки произношения, фразировки, а также беглости как средства сохранения гибкости, свежести голоса. Среди учеников Л. - Э. Альбани, М. Ж. Д. Aртo де Падилья, Э. Барбачини, Т. Штольц, И. Кампанини, А. Лагранж, Г. Альдигьери.

Сочинения: Guida teorico-pratico-elementare per lo studio del canto, Mil., (s. a.); Studi di bravura per soprano, Mil., (s. a.); Esercizi giornaliere per soprano о mezzo-soprano: l'arte del canto, Mil., (s. а.); в рус. пер. - Искусство пения по классическим преданиям, М., 1892.

Литература: Багадуров В. A., Очерки по истории вокальной методологии, ч. 2, М., 1932.

С. М. Грищенко.

Ламурё Ш.

Ламурё Ш. (Lamoureux) Шарль (28 IX 1834, Бордо - 21 XII 1899, Париж) - франц. дирижёр, скрипач, муз.-обществ. деятель. В 1854 окончил Парижскую консерваторию (класс скрипки Жирара). Продолжал муз. образование под рук. О. Ж. Тольбека (гармония), А. А. Леборна (контрапункт), А. Шове (теория). В 1850-59 солист оркестра т-ров "Жимнае" и "Гранд-Опера" (Париж). В 1863 основал Об-во камерной музыки и в его составе квартет (носивший имя Л. как 1-го скрипача, партию 2-й скрипки исполнял Э. Колонн - в дальнейшем выдающийся дирижёр). В 1873 организовал Об-во концертов духовной музыки ("Sociйtй de l'Harmonie sacrйe") и вскоре завоевал широкое признание как дирижёр. В 1872-78 - дирижёр Об-ва симф. концертов Парижской консерватории, в 1877-79 - "Гранд-Опера". В 1881-97 руководил собств. оркестром, получившим известность под назв. "Концерты Ламурё" (вначале наз. "Новые концерты") и занявший одно из центр. мест в муз. жизни Франции. Л. сыграл большую роль в популяризации творчества совр. ему франц. композиторов (К. Сен-Сане, Э. Лало, С. Франк, В. д'Энди, П. Дюка и др.). Был также пропагандистом произв. Р. Вагнера; под его упр. состоялось первое исп. в Париже оперы "Лоэнгрин" (1887, т-р "Эден") и прошедшие с огромным успехом в 1899 первые представления "Тристана и Ивольды" ("Нуво театр").

Литература: Imbеrt H., Portraits et йtudes, P., 1894; Rolland R., Musiciens d'aujourd'hui, P., 1914 (в рус. пер. - Музыканты прошлых дней, Собр. музыкально-исторических соч., т. 4, М., 1938).

Г. Я. Юдин.

Ланг П. Г.

Ланг П. Г. (Lang) Пол Генри (р. 28 VIII 1901, Будапешт) - амер. музыковед. По национальности венгр. Изучал композицию под рук. З. Кодая и Л. Вейнера в Высшей школе муз. иск-ва им. Листа в Будапеште, музыкознание и философию - в ун-тах в Будапеште, Гейдельберге, Париже, затем в Итаке (штат Нью-Йорк). В 1920-х гг. играл на фаготе в оркестрах, выступал как камерный пианист, дирижировал оркестром оперного т-ра в Будапеште. С 1928 живёт в США. Преподавал музыкознание в разл. амер. колледжах (1930-1935), с 1933 - в ун-тах, в т.ч. Колумбийском (до 1970). Ред. журн. "Musical Quarterly" (с 1945), а также ряда сборников, в т.ч. посв. В. А. Моцарту, И. Ф. Стравинскому. Вице-президент Амер. музыковедч. об-ва (со дня его основания, 1947), президент Междунар. об-ва музыкознания (1955-58), муз. обозреватель газ. "Herald Tribune" (1954-63). Наиб. значит. труд - историч. исследование "Музыка в западной цивилизации" (1941), в к-ром рассматривается вопрос о значении и роли музыки в формировании зап.-европ. цивилизации от антич. эпохи до кон. 19 в. Ред. мн. сб-ков.

Литературные сочинения: Music in Western civilization, N. Y., 1941; Music and criticism, Cambr., 1948; Music and Western man, N. Y., 1958; A pictorial history of music, L., 1960 (совм. с О. Бетман); One hundred years of music in America, N. Y., 1961 (ed.); Problems of modern music, N. Y., 1962; Strawinsky, N. Y., 1963; G. F. Handel, N. Y., 1966.

С. Ю. Сигида.

Ланге-Мюллер П. Э.

Ланге-Мюллер П. Э. (Lange-Muller) Петер Эрасмус (1 XII 1850, Фредериксберг, близ Копенгагена - 26 II 1926, Копенгаген) - дат. композитор и дирижёр. Брал уроки фп. игры у Г. Mаттисон-Хансена, затем учился у Э. Нойперта в консерватории в Копенгагене (с 1871). В 1874 дебютировал как композитор (песенный цикл "Суламифь и Соломон"). В 1879-83 2-й дирижёр Конц. об-ва в Копенгагене (был одним из его основателей, 1874). Учреждена стипендия имени Л.-М. (1925). Л.-М. один из последних дат. романтиков, продолжатель традиций П. Хейзе и И. П. Э.Хартмана. Индивидуальность его стиля проявилась гл. обр. в хорах и вок. ансамблях, обнаруживающих нац. черты (в серенаде для муж. квартета "Полуночный свет зарницы" - "Kornmods glansen ved Midnatstid", 1879), песнях, романсах. Его оперы, отличающиеся красочностью оркестровки (гл. обр. "Кровь викингов"), свидетельствуют о влиянии Р. Вагнера; большей популярностью пользовалась музыка к спектаклям драм. т-ра (особенно песенные номера).

Сочинения: оперы (все пост. в Копенгагене) - Тове (1878), Испанские студенты (Spanske studenter, 1883), Кровь викингов (Vikingeblod, 1900), Фру Жанна (Fru Jeanna, 1891); для солистов хора и орк. - 3 кантаты (1888, 1901, 1905, посв. памяти Г. X. Андерсена), поэмы Нильс Эббесен (1878) и Арион (1906); 3 псалма (для хора с орк., 1883); для орк. - 2 симфонии (Осень, Efteraar, 1881; 1889); 2 сюиты - Альгамбра и Вейербург, пьеса Тирольские идиллии (Tiroler Idyllen, 1894); для скр. с орк. - концерт (1904), романс (1899); к а-мерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1898); для скр. с фп. - 3 фантастич. пьесы (1894) и др.; для фп. - Осенняя фантазия (En Efteraars fantasi) и др. пьесы; хоры, в т.ч. Агнете и Полумесяц (Agnete og Havmanden, 1908), романсы и песни (св. 250), среди них - циклы на нар. тексты, а также на сл. рус, дат., норв., франц., нем. поэтов-классиков и др.; музыка к спектаклям "Пир в Сульхауге" ("Gildet paa Solhaug", X. Ибсена), Фульвия (X. Колунна, 1881), "Однажды" ("Det var engang", 1887, по сказке X. Драхмана), "Ренессанс" (по Драхману, 1901), "Легация" (по Э. Кристиансену, 1898).

Литература: Clausen J., Р. E. Lange-Mьller, Mennesket og Kunstneren, Kbh., 1938; Bonnйn H., R. E. Lange-Mьller, Kbh., 1946.

В. В. Ошис.

Лангер

Лангер - семья рус. музыкантов. Леопольд Фёдорович Л. (1802-8 (20) II 1885, Москва) - композитор, органист и педагог. Муз. образование получил в Вене; ученик Плахи и И. Гуммеля. С нач. 1820-х гг. жил в Москве. В 1830-х гг. сблизился с семьёй Бакуниных, участвовал в устраивавшихся здесь муз. вечерах, на к-рых присутствовали В. П. Боткин и В. Г. Белинский. В 1840-х и нач. 1850-х гг. работал органистом в церкви. Талантливый педагог, Л. в течение 20 лет преподавал фп. игру в Александровском ин-те, в 1869-79 - в Моск. консерватории. Среди его соч. наибольший интерес представляют фп. соната c-moll (сер. 1830-х гг.), написанная в стиле ранних нем. романтиков и "Характеристические этюды для фортепиано" (1860-е гг.). Автор сентиментальных романсов, а также фантазий на популярные мотивы. Л. сделал много переложений симф. и камерных инстр. произв. классиков (гл. обр. Л. Бетховена) для 2 фп.

Эдуард Леопольдович (Леонтьевич) Л. (21 IV (3 V) 1835, Москва - 23 IV (6 V) 1905, там же) - педагог, пианист и композитор. Сын Л. Ф. Лангера. Занимался музыкой у отца, в 1851-53 - в Лейпцигской консерватории по классам фп. у И. Мошелеса и Э. Ф. Венцеля, теории композиции у М. Гауптмана и Ю. Рица. Возвратившись в Москву, занимался пед. деятельностью. С 1860 (по приглашению Н. Г. Рубинштейна) преподавал в Муз. классах при Моск. отделении РМО, в 1866-1905 - в Моск. консерватории; вёл классы фп. и элементарной теории, был первым педагогом С. И. Танеева, оказал заметное влияние на его формирование - пианистическое и общемузыкальное. Концертировал как пианист. Был первым исполнителем произв. Р. Шумана в Москве (фп. концерт и др.). Среди соч. Л. наибольшую известность приобрели многочисл. переложения (для 2, 4 и 8 рук) оперных и симф. произв. рус. композиторов, в т.ч. П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. С. Аренского, Н. Г. Рубинштейна и др. Ему принадлежат струн. квартет, фп. трио и две сонаты для скрипки и фп. П. И. Чайковский, высоко ценивший Л., посв. ему "Каприччиозо" для фп. ор. 19, No 5.

Литература: Э. Л. Лангер, Некролог, "РМГ", 1905, К" 19-20.

Ланди С.

Ланди С. (Landi) Стефано (1586 или 1587, Рим - 28 X 1639, там же) - итал. композитор, певец (кастрат) и оперный либреттист. Ученик Дж. Б. Нанино. Был певцом в церквах Рима, нек-рое время служил церк. капельмейстером в Падуе. По возвращении в Рим (1619) занимал разл. муз. должности в церквах, в 1629 стал певцом капеллы Юлия в соборе св. Петра. Крупнейший представитель римской оперной школы (см. Римская школа), Л. писал также духовную музыку. В его творчестве наметился переход от полифонии к гомофонии. Известность принесли Л. оперы "Смерть Орфея" ("La morte di Orfeo", на собств. либр., 1619) - Первая светская опера, поставленная в Риме, и муз. драма "Св. Алексей" (вероятно, 1631) - лучшее из его произв. В операх Л. элементы пышного оперного спектакля сочетаются с комедийным началом. Л. принадлежат также 4- и 5-гол. мессы a cappella, 6-гол. месса ("Missa in benedictione nuptiarum", 1628), 5-гол. мадригалы, арии, "Различные стихотворения, положенные на музыку" ("Poesie diverse in musica", 1628) и др.

Литература: Carfagno S. A., The life and dramatic music of S. Landi..., v. 1-2, Los Ang., 1960.

Ландино Ф.

Ландини (Landino, Landini) Франческо (прозвища Франческо от органа, Francesco degli Organi, Слепой Франческо, Francesco Cieco) (1325, Фьезоле, близ Флоренции - 2 IX 1397, Флоренция) - итал. композитор, органист и поэт. Ученик Дж. да Каша и Якопо из Болоньи. Род. в семье художника. В детстве ослеп. Получил разностороннее гуманитарное образование, блестяще владел игрой на мн. муз. инструментах. Выдающийся виртуоз-органист, Л. прославился своим иск-вом импровизации. Мн. годы работал органистом церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Как композитор, крупнейший представитель флорентийского раннего Возрождения. Автор 2- и 3-го-лосных мадригалов и баллад - жанров, типичных для итал. ars nova. В произв. Л. пластичность и выразительность мелодии (преобладание верхнего голоса) сочетаются с гибкостью метроритмич. стороны композиции. Его баллады - вершина этого жанра в итал. музыке раннего Возрождения. Слава Л. была настолько велика, что в 1364 за свои соч. он был увенчан, как ранее Ф. Петрарка, лавровым венком. Сохранилось ок. 150 композиций Л., в т.ч. франц. виреле, качча, мотет.

Литература: Nolthenius H., Renaissance in Mei: Florentijns leven rond Francesco Landini, Utrecht, 1956.

И. M. Ямпольский.

Ландовска В.

Ландовска В. (Landowska) Ванда (5 VII 1879, Варшава - 16 VIII 1959, Лейквилл, Коннектикут, США) - польская клавесинистка, пианистка, композитор, музыковед. Училась у Я. Клечиньского и А. Михаловского (фп.) в Ин-те музыки в Варшаве, с 1896 - у Г. Урбана (композиция) в Берлине. В 1900-1913 жила в Париже, преподавала в "Схола канторум". В Париже дебютировала как клавесинистка, с 1906 начала гастролировать. В 1907, 1909 и 1913 выступала в России (играла также в доме Л. Н. Толстого в Ясной Поляне). Посвятив себя исп. и изучению музыки 17-18 вв., гл. обр. клавесинной, выступала как лектор, опубликовала ряд исследований, пропагандировала музыку клавесинистов, играла на специально сконструированном по её указаниям инструменте (изготовлен в 1912 фирмой "Плейель"). В 1913-19 рук. созданным для неё классом игры на клавесине в Высшей школе музыки в Берлине. Вела курс высшего мастерства игры на клавесине в Базеле и Париже. В 1925 создала в Сен-Лё-ла-Форе (близ Парижа) Школу старинной музыки (при ней - коллекцию старинных муз. инструментов), куда съезжались ученики и слушатели из разных стран. В 1940 эмигрировала, с 1941 работала в США (сначала в Нью-Йорке, с 1947 - в Лейквилле). Л. прославилась гл. обр. как клавесинистка и исследователь старинной музыки. С её именем связано возрождение интереса к клавесинной музыке и старинным клавишным инструментам. Для неё написаны и ей посв. концерты для клавесина с оркестром М. де Фалья (1926) и Ф. Пуленка (1929). Мировую известность принесли Л. многочисл. конц. турне (также в качестве пианистки) по странам Европы, Азии, Африки, Сев. и Юж. Америки и огромное количество грамзаписей (в 1923-59 в исп. Л. записаны произв. И. С. Баха, в т.ч. 2 тома "Хорошо темперированного клавира", все 2-голосные инвенции, Гольдберговские вариации; произв. Ф. Куперена, Ж. Ф. Рамо, Д. Скарлатти, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Ф. Шопена и др.). Л. - автор орк. и фп. пьес, хоров, песен, каденций к концертам В. А. Моцарта и Й. Гайдна, фп. транскрипций танцев Ф. Шуберта (сюита лендлеров), Й. Лайнера, Моцарта.

Сочинения: Bach et ses interprиtes..., Poitiers, 1905; Musique ancienne, P., 1909, 1921 (в рус. пер. - Старинная музыка, M., 1913); Bach und die franzцsische Klaviermusik, в сб.: Bach-Jahrbuch, Jahrg. 7, В., 1910; Les allemands et la musique franзaise au 18 s., Poitiers, 1911; Ьber die C-dur Fuge aus dem I. Teil des Wohltemperierten Klaviers, в сб.: Bach-Jahrbuch, Jahrg. 10, В., 1913; Chopin et l'ancienne musique franзaise, "RM", 1931, (v.), 12; Commentaries for the treasury of harpsichord music, N Y., 1947; Landowska on music, N. Y., 1964.

Литература: Schaeffner A., Wanda Landowska et le retour aux "humanitйs" de la musigue, "RM", 1927, (v.) 8; Gavoty В., Wanda Landowska, Gent., 1956; Вittner С., Erinnerungen an eine epochale Frau Wanda Landowska, "Musica", 1970, Jahrg. 24, H. 3, S. 291.

Г. M. Коган.

Ландовски М.

Ландовски М. (Landowski) Марсель (р. 18 II 1915, Пон-л'Аббе, Финистер) - франц. композитор. В 6-летнем возрасте брал уроки фп. у М. Лонг. В 1938 окончил Парижскую консерваторию (классы композиции Н. Галлона, А. П. Бюссе). В 1937 написал первое муз. произв. - "Ведьмы" ("Les sorciиres", по У. Шекспиру, для хора a cappella). В годы 2-й мировой войны активный участник прогрессивных муз. организаций. Л. принадлежат оперные, оркестровые, вок.-симф. и камерные соч. Во мн. произв. использует средства классич. и совр. композиторской техники, применяет электрич. муз. инструмент волны Мартено. С 1964 генеральный инспектор муз. образования, с 1966 зав. Муз. отделом Гос. секретариата по вопросам культуры.

Сочинения: оперы - Смех Нильса Алериуса (Le rire de Nils Halerius, 1951, т-р в Мюлузе), Безумец (Le fou, 1956, т-р в Нанси), Чревовещатель (Le ventriloque, 1957, "Т-р Сары Бернар", Париж); балет - Бездна (Die Tiefe, 1959, Эссен); муз. драмы - Прощание (Les adieux, 1960, Париж), Пыльная опера (L'opйra de poussiиre, 1962, Авиньон); для солистов, хора и орк. - Ритмы мира (Rhythmes de monde, 1941), Бесконечные поиски (La quкte sans fin, 1943-44); для орк. - 3 симфонии (1949, 1965, 1967), сюита Мальчик-с-пальчик (Le petit poucet, 1946); концерты с орк. - для фп. (1939, 1967), фагота (1967), флейты (1968); камерно-инстр. ансамбли - трио для валторны, трубы и фп., 1954), этюд (для скр. с фп., 1973); музыка для драм. т-ра, кино.

Литература: Шнеерсон Г., французская музыка XX века, М., 1970; Baignиres С, Marcel Landowsky, P., 1959; Gоlea A., Marcel Landowski: L'Homme et son oeuvre, (P., 1969).

M. A. Зильберквит.

Ландорми П. Ш. Р.

Ландорми П. Ш. Р. (Landormi) Поль Шарль Рене 13 I 1869, Исси, близ Парижа - 7 II или XI (?) 1943, Париж) - франц. музыковед и муз. критик. Профессор философии в разл. учебных заведениях Франции, Л. с 1892 начал изучать музыку, брал уроки пения. Поселившись в Париже, в 1902 организовал здесь и читал (с Р. Ролланом) цикл лекций по истории музыки, создал и возглавил (1904-07) лабораторию по изучению акустики. Л. вёл муз. критич. работу, постоянно выступая на страницах печати ("Фигаро", "Темп" и др.). Читал лекции о музыке в разл. странах Европы. Автор капитальных трудов по истории музыки (в т.ч. крупнейшего исследования о франц. музыке - "La musique franзaise"), многие из к-рых переведены на др. языки, монографий о И. Брамсе (1921, 1948), Ф. Шуберте (1928), Ж. Бизе (1924, 1929), А. Русселе (1938), К. Глюке (1941), Ш. Гуно (1942). Возглавил издание серии книг ("Les Chefs d'oeuvre de la musique expliquйs"), куда вошла его кн.: ""Фауст" Гуно".

Сочинения: L'histoire de la musique, P., 1910, nouv. йd., P., 1922 и 1943; "Faust" de Gounod, P., 1922, 1944; La musique franзaise, v. 1 - 3, P., 1943-44, (1948).

В. И. Руденко.

Ландре Г.

Ландре Г. (Landre) Гийом (24 II 1905, Гаага - 16 X 1968, Амстердам) - нидерл. композитор. Учился у отца, композитора Виллема Л. (1874-1948), брал уроки композиции у А. Загвейна в Роттердаме и у В. Пейпера в Утрехте. В 1929-41 работал муз. критиком газ. "De Telegraaf". В 1947-56 ген. секретарь гос. Совета по делам иск-в, в 1952-55 худ. рук. оркестра "Консертгебау"; возглавлял Союз нидерл. композиторов. В 1957 отошёл от муз.-обществ. деятельности, посвятив себя исключительно творчеству. Музыка Л. носит романтич. характер; колористич. приёмы свидетельствуют также о воздействии импрессионизма. Индивидуальные черты стиля проявились в сюите для струн. оркестра и фп. (1936), характеризующейся более широкой, насыщенной мелодикой. В др. соч. тяготеет к политональности, применяет также соноризм; несмотря на полифонич. структуру и отд. сложные контрaпyнктич. комбинации, инстр. соч. Л. отличаются прозрачностью фактуры. Наиболее значительны - 3-я симфония (1951), орк. пьеса "Калейдоскоп" (1956) и Реквием.

Сочинения: оперы - Щука (De snoek, Амстердам, 1934), Шан Левек (1965); для орк. - симфонии (1932, 1942, 1951, 4-я, конц., 1955), Камерная (1952), Священная симфония памяти отца (Sinfonia sacra in memoriam Patris, 1953), 4 пьесы (1937), 4 симф. движения (Quatre mouvements symphoniques, 1949), симфонические перемены (Permutazioni sinfonice, 1957), Анаграммы (1965); для инструмента с орк. - симфониетта для скр. (1941), сюита для струн, орк. и фп., концерты с орк. - для влч. (1940), флейты (1948), кларнета (1959); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1929), 3 струн. квартета (1927, 1943, 1949), квинтет для духовых (1930); для голоса с орк. - Памяти погибших за Родину (Piae memoriae pro patria mortuorum, для хора, орк. и трубы соло, 1943), гимн Приветствие мучеников (Groet der Martelaren, для баритона и орк., посв. памяти жертв 2-й мировой войны, 1944); хоры a cappella, песни.

Литература: Monnikendam M., Nederlandse componisten van heden en verleden, Amst., (1968).

В. В. Ошис.

Ландсбергис В. В.

Витаутас Витауто (р. 18 X 1932, Каунас) - литов. музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения (1969). В 1955 окончил Литов. консерваторию по классу фп. у А. Дварионене. В 1956-63 и с 1974 преподаватель фп. и муз.-историч. предметов в Литов. консерватории (с 1978 профессор), в 1957 - 1974 - в Гос. пед. ин-те. Публикует статьи, посв. вопросам совр. муз. жизни. Исследователь творчества М. К. Чюрлёниса. Среди значит. работ - "Соната весны" ("Pavasario sonata", 1965) и "Соната весны. Творчество М. К. Чюрлёниса" (1971; 2-е доп. изд. под назв. "Творчество Чюрлёниса", 1975), монография "Чесловас Саснаускас. Жизнь и творчество" ("Ceslovo Sasnausko gyvenimas ir darbai", 1980). Гос. пр. Литов. ССР (1975).

Ланнер Й. Ф. К.

Ланнер Й. Ф. К. (Lanner) Йозеф Франц Карл (12 IV 1801, Вена -14 IV 1843, Обердёблинг, близ Вены) - австр. скрипач, дирижёр и композитор. Музыке обучался самостоятельно. С 1813 был скрипачом танц. оркестра в Вене. В 1819 организовал струн. трио (затем преобразованное в квартет), в к-ром играл партию 1-й скрипки; для этого ансамбля писал танц. пьесы, фантазии на темы популярных опер.

Ланнер Й. Ф. К.

В 1824 создал оркестр танц. музыки, исполнявший гл. обр. сочинения Л.; популярности оркестра способствовали организованные Л. т.н. Променад-концерты в Вене. Л. - один из создателей нового типа танц. музыки - венского вальса, получившего широкое распространение и популярность благодаря мелодич. выразительности, изяществу, ритмич. гибкости. В отличие от своих предшественников, рассматривавших вальс как короткую танц. пьесу, Л. придал ему циклич. форму "цепочки вальсов". В музыке вальсов Л. ощущается преемственная связь с австр. гор. фольклором и музыкой венских классиков. Л. оказал значит. влияние на творчество отца и сына Штраусов и др. композиторов, выступавших в жанре лёгкой музыки. В 30-40-х гг. 19 в. музыка Л. получила широкое распространение в Австрии и др. странах Европы, где он неоднократно гастролировал со своим оркестром. Автор более 200 произв. (собр. соч. в 14 т., 1888-89; вальсы для фп. в 8 т., 1889-92).

Литература: Sасh H., Joseph Lanner, W., 1889; Rebay P., Keller О., Joseph Lanner, W., 1901; Lange F., Joseph Lanner und Johann Strauss. Ihre Zeit, ihr Leben und ihre Werke, W., 1904, Lpz., 1919; Weinmann A., Verzeichnis der in Druck erschienenen Werke von Joseph Lanner... Ein bibliographischer Behelf, W., 1948.

M. M. Яковлев.

Лансье

Лансье - кадриль-лансье (франц. lancier, букв. - улан) - англ. бальный танец. Получил распространение в Европе в сер. 19 в. Исполняется 4 парами, расположенными крест-накрест в каре. Л. состоит из 5 фигур; муз. размер для 1, 3, 4-й фигур 6/8, 2-й и 5-й - 3/4 и 4/4. Каждая фигура, кроме 5-й, начинается муз. вступлением (8 тактов). В нек-рых странах, особенно в России, приобрёл популярность в нар. быту. В рус. нар. танц. практике созданы многочисл. варианты Л. (см. Ланце).

Ланца М.

Ланца М. (Lanza) Марио (наст. имя и фам. - Альфредо Арнольд Кокоцца, Cocozza) (31 I 1921, Филадельфия - 7 X 1959, Рим) - амер. певец (тенор). По национальности итальянец. Учился у известного итал. педагога Э. Розати и др. Творч. деятельность начал в 1942, выступив в партии Фентона ("Виндзорские кумушки" Николаи) в постановке, осуществлённой дирижёром С. А. Кусевицким наТанглвудском фестивале (близ Бостона). С 1946 успешно гастролировал как конц. певец по городам США. Выступал в оперной труппе Нового Орлеана в партиях Пинкертона, Альфреда и др. Л. обладал голосом необычайной силы, красивого тембра. Исполнение покоряло слушателей эмоциональностью и силой чувства. Снимался в кино ("Великий Карузо", "Серенада", "Любимец Нью-Орлеана" и др.).

Литература: Яковлев М., Марио Ланца, "МЖ", 1960, No 13; Callinicos С, The Mario Lanza story, N. Y., 1960.

Ланце

Ланце (от назв. танца лансье) - рус. нар. танец типа кадрили. Известен с кон. 19 в. Исполняется парами (не менее четырёх), к-рые выстраиваются одна против другой. Танец начинают две первые пары. Муз. размер 2/4.

Ланце

Состоит обычно из 5 фигур, каждая из к-рых исполняется под особую мелодию. В разных областях имеются свои варианты назв. танца (лансе, ланчик, ландзи, лансея, лентея и др.).

Лапинский Я. Н.

Яков Наумович (р. 7 I 1928, Умань, Черкасской обл.) - сов. композитор. В 1955 окончил Киевскую консерваторию по классу композиции у Л. Н. Ревуцкого. В своих соч. Л. обращается преим. к темам современности.

Сочинения: для хора, солиста и орк. - оратория В Космос! (1964, сл. В. А. Коротича), В мопм серцi весна (1964, сл. А. Н. Новицкого), Украпно, пiсне моя (1966, сл. Н. А. Гирника); для орк. - симфония Сучаснику (Современнику, 1972), симф. поэмы Сталинградская битва (1955), Днiпро (1963), Гопак (1975), симф. сюита Антарктида (1962), симф. увертюра Промениста (Лучистая, 1967), Праздничное звучание (1975); 2 концерта для баяна с симф. орк. (1971, 1972); концерт для трубы с симф. орк. (1975); для фп. - цикл вариации, прелюдии, ноктюрн, поэма (1955); для голоса с орк. - Концерт (1961); хоры, песни; для эстр. орк. - увертюра (1965); для эстр. ансамбля - Украпнська молодiжна сюпта (1962), пьесы (1972); музыка для кино, радио.

Н. Н. Сидоренко.

Лапицкий И. М.

Лапицкий И. М. (псевд. Михайлов) Иосиф Михайлович (16 (28) I 1876, Минск - 5 XI 1944, Москва) - сов. оперный и драм. режиссёр, муз.-обществ. деятель. Засл. арт. РСФСР (1936). В 1897 окончил уч-ще правоведения в Петербурге. С детских лет пел в хоре, играл в оркестре, был режиссёром школьных и любит. спектаклей. В 1897-1900 артист и режиссёр драм. труппы М. А. Саблиной-Дольской, в 1900-01 в Мюнхене - в труппе Э. Поссарта. В 1903 дебютировал в МХТ; по совету К. С. Станиславского перешёл на режиссёрскую работу. Был режиссёром оперного т-ра Солодовникова (1903-06, с 1904 худ. рук.), Большого т-ра (Москва, 1906-08), петерб. Нар. дома (1908-12). В 1912 основал в Петербурге Театр музыкальной драмы (директор и худ. рук.). В 1920-22 работал в Москве в коллегии Центротеатра, был режиссёром Моск. т-ра муз. драмы. В 1921, 1924-25, 1927-28 директор и режиссёр Большого т-ра, в 1923-24 рук. оперных трупп бывших Мариинского и Михайловского т-ров в Ленинграде; в 1925-27 работал на Украине. В 1930-37 режиссёр-постановщик на Радио в Москве. В последующие годы возглавлял оперный т-р в Харькове (1938-39), был худ. рук. Донецкого муз. т-ра (1940-43).

Творч. деятельность Л. оставила заметный след в истории муз. т-ра. Реформатор, смелый экспериментатор, оригинально мыслящий художник, Л. был видным организатором, активным строителем сов. муз. т-ра. Его новаторские поиски открыли новую страницу в истории оперной режиссуры. Расцвет творч. деятельности Л. связан с Т-ром муз. драмы. В основе его режиссёрского метода лежало стремление оправдать сценич. действие, максимально приблизить оперный спектакль к жизненной правде. Хотя борьба с разл. условностями на оперной сцене и приводила Л. порой к пренебрежению муз. спецификой оперы, к излишним натуралистич. подробностям, лучшие его работы отмечены оригинальностью художеств. замысла, свежестью прочтения оперной партитуры, остротой её сценич. "видения" и воплощения, художественно цельным ансамблем, реалистич. массовыми сценами. Среди наиболее интересных пост. Л. в Т-ре муз. драмы -"Евгений Онегин" и "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1912), "Кармен" (1913), "Пиковая дама", "Снегурочка" (1914), "Аида", "Севильский цирюльник"; "Каменный гость" Даргомыжского (1915), "Черевички" Чайковского, "Иоланта", "Парсифаль" (1916) и др., в Большом т-ре -"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1908), "Король забавляется" ("Риголетто", 1925), "Хованщина" (1928), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1929), в Укр. т-ре оперы и балета - "Тихий Дон" (1936); "Щорс" Лятошинского (1938). Автор статей о реформе оперного т-ра.

Литература: Коломийцев В., Лапицкий, "Театр", 1923, No 9; Мозжухин Ал., Лапицкий как режиссёр, там же; Крыжицкий Г., Режиссёрские портреты, М.-Л., 1928; Левик С., Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены, М., 1955, 1962.

И. М. Ямпольский.

Лаптев К. А.

Константин Антонович (р. 21 X (3 XI) 1904, Киев) - сов. певец (баритон). Нар. арт. СССР (1957). Чл. КПСС с 1931. В 1929 окончил Киевскую консерваторию по классу пения у М. М. Энгель-Крона. В 1930-41 солист Одесского, в 1941-52 - Киевского, в 1952- 1965 - Ленингр. т-ров оперы и балета. С 1973 преподаёт в Ленингр. консерватории. Обладает мягким голосом приятного тембра, ярким драм. дарованием. Лучшие партии: Амонасро ("Аида"), Риголетто, Демон; среди др. партий - Онегин, Мазепа, Елецкий; Роберт ("Иоланта"), Грязной ("Царская невеста"), Эскамильо; Ренато ("Бал-маскарад"), Сильвио ("Паяцы"), Фигаро; Граф де Невер ("Гугеноты") и др. Исполнил много партий в операх сов. композиторов: Павел Власов ("Мать" Хренникова), Рылеев ("Декабристы"), Щорс ("Щорс" Лятошинского), Нагульнов ("Поднятая целина" Дзержинского), Олег Кошевой ("Молодая гвардия") и др. В конц. репертуаре Л. романсы рус. композиторов (особенно ему близки романсы П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова); с большой теплотой, лиризмом исполняет укр. и рус. нар. песни, неаполитанские песни. С 1955 гастролировал за рубежом.

В. И. Зарубин.

Лапутин Л. А.

Лев Александрович (20 II 1929, Москва - 26 VIII 1968, там же) - сов. композитор. В 1953 окончил Ин-т им. Гнесиных по классу фп. у А. В. Вицинского; в 1956 - Моск. консерваторию по классу композиции у А. И. Хачатуряна. С 1963 преподавал в Ин-те им. Гнесиных. Наиболее значит. сочинение - балет "Маскарад" (по драме М. Ю. Лермонтова, 1956, Новосибирский т-р оперы и балета), поставленный во мн. городах Сов. Союза. Автор поэмы для хора и оркестра "Слово России", концерта для фп. с оркестром, камерно-инстр. ансамблей, фп. пьес, романсов на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Кольцова.

M. M. Яковлев.

Лапшин И. И.

Иван Иванович (12 (24) X 1870, Москва - 17 XI 1952, Прага) - рус. философ-идеалист. С 1897 преподавал в Петерб. ун-те (с 1913 профессор), в 1923-1952 - Пражском ун-те. Был певцом-любителем. Близкий друг семьи Н. А. Римского-Корсакова. Л. принадлежат работы о творчестве Римского-Корсакова "Н. А. Римский-Корсаков. Два очерка" (1922), "Музыкальная лирика Римского-Корсакова" ("Северные записки", 1914, No 1), "Значение инструментовки в произведениях Н. Римского-Корсакова" ("Tempo", Прага, 1934, No 8, на франц. яз.), а также книги "Заветные думы Скрябина" (1922), "Русская музыка. Портреты композиторов" ("Ruska hudba. Profily skladatelu", 1947), сб. статей "Художественное творчество" (1922) и др.

Ларош Г. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ларсон Л. Э. В.

Ларсон Л. Э. В. (Larsson) Ларс Эрик Вильнер (р. 15 V 1908, Окарп, область Сконе) - швед. композитор. С 1943 чл. Корол. муз. академии. В 1925-29 учился в Стокгольмской консерватории у Э. Эльберга (композиция) и О. Моралеса (дирижирование). В 1929-30 совершенствовался в Вене и Лейпциге. В 1933-37 муз. обозреватель газ. "Lund Dagblad", затем дирижёр Радиокомитета в Стокгольме (до 1954), муз. директор Упсальского ун-та (1961-65). В 1947-59 профессор Высшей муз. школы в Стокгольме. В 1939-63 пред. правления Союза швед. композиторов. Музыка Л. мелодична, его соч. присущи классич. ясность и завершённость форм, в ряде произв. ощутимо влияние творчества П. Хиндемита. С кон. 50-х гг. использует технику додекафонии. Среди наиболее популярных произв. - "Пасторальная сюита" для оркестра ("Pastoralsuite", 1938), симфониетта для струн. оркестра (1932), 12 концертино для солирующих инструментов и струн. оркестра (1953-57). Автор оперы "Царица Кипрская" ("Princessen av Cypern", 1937, Стокгольм), балета "Липы" ("Linden", 1958, там же), 3 симфоний, 3 конц. увертюр для оркестра, концертов для скрипки, для виолончели, для саксофона с оркестром, мн. камерно-инстр. произв., хоров, романсов, песен и др.

Литература: Wallner В., L.-E. Larsson, в сб.: "Tidskrift fцr det folkliga musiklivet", Stockh., 1950; Wallner В., Вlomstedt H., Lindberg P., L.-E. Larsson och hans concertinor, Stockh., 1957.

Ларчеми

Ларчеми - см. Соинари.

Ласепед Б. Ж. Э.

Ласепед Б. Ж. Э. (Lacepede, La Cepede) Бернар Жермен Этьенн де ла Виль, граф (26 XII 1756, Ажен, Ло и Гаронна - 6 X 1825, Эпине, Сен-Сен-Дени) - франц. учёный-натуралист и музыкант. Профессор Нац. музея естеств. истории (1795). Чл. мн. академий наук (в Риме, Стокгольме, Берлине, Лондоне и др.). Сенатор (1799). Президент сената (1801), министр образования (1804). Учился игре на виолончели, фп. и органе в Ажене, композиции в Бордо (у Ф. Бека) и Париже (у Ф. Ж. Госсека). В 1775 дискутировал с Ж. д'Аламбером (в переписке) по вопросам гармонии. Известен книгой "Поэтика музыки" (1785), в к-рой рассматривал музыку как "описательное искусство", способное имитировать природу и отражать человеческие чувства. Муз. произв. Л. успеха не имели.

Сочинения: оперы - Армида (Париж, 1775), Омфала (1776), Телемак (ок. 1785), Скандерберг (1785), Альцина, Цирус; для голоса с орк. - Реквием; концертные симфонии, сонаты, секстеты.

Литературные сочинения: Rйflexions sur les progrиs que la musique a encore а faire (опубл. в лит.прилож. к "Figaro", 1925, 19 dez.) Poйtique de lа musique, v. 1-2, P. 1785; Lettre de Lacйpиde а D'Alembert, 11 mai 1775, Paris, Conservatoire.

Литература: Mahorault, Notice sur la vie et les ouvrages de M. Lacйpиde, P., 1825; Petrin E., Un livre de Lacйpиde sur la musique "Bulletin franзais de la Sociйtй internationale de Musique", 1907, (v.) 3.

Л. Г. Бергер.

Ласковский И. Ф.

Иван Фёдорович (1799, Петербург - 1855, там же) - рус. композитор, пианист. Род. в дворянской семье. Служил офицером Преображенского полка, затем чиновником особых поручений при военном министерстве. Одноврем. занимался музыкой. Ученик Дж. Филда (фп.), И. Габерцеттеля и И. Гунке (композиция). Был близок с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, В. Ф. Одоевским, Мих. Ю. Виельгорским. В 30-х гг. 19 в. Л. занимал видное место в муз. жизни Петербурга. Выступал гл. обр. в домашних концертах, салонах. Исполнял преим. свои фп. пьесы - баллады, этюды, вариации, мазурки, вальсы и др. Его игра отличалась мягким, задушевным характером. Как композитор Л. развивал лирико-романтич. направление рус. фп. музыки. Произв. Л. интонационно близки слав. нар. песенности, в то же время в них ощущаются влияния К. М. Вебера, Ф. Шуберта, отчасти Ф. Шопена. Осн. фп. сочинения Л. (6 тетрадей) были изданы в 2 тт. после его смерти по инициативе и под ред. М. А. Балакирева. Л. принадлежат 4 струн. квартета (3-й изд. в 1947), трио, тарантелла для оркестра и другие.

Литература: Русская фортепианная музыка. С конца XVIII до 60-х гг. XIX века. Хрестоматия, вып. 1, (сост., ред., вступ. очерк и комментарии В. А. Натансона и А. А. Николаева), М., 1954 (содержит ряд произв. Л., его биографич. очерк); Музалевский В. И., Русское фортепьянное искусство, XVIII - 1-я половина XIX века, Л., 1961; Алексеев А. Д., Русская фортепианная музыка от истоков до вершин творчества, М., 1963.

В. А. Натансон.

Лассаль Ж. Л.

Лассаль Ж. Л. (Lassalle) Жан Луи (10 XII 1845 или 1847, Лион - 7 IX 1909, Париж) - франц. певец (баритон). Учился в Лионской и Парижской консерваториях. В 1868 дебютировал в Льеже. Выступал в Лилле, Тулузе, Брюсселе. В 1872 был принят в т-р "Гранд-Опера" (Париж), где пел до 1892. Выступал на сцене т-ров "Ла Скала" (Милан), "Реаль" (Мадрид), "Ковент-Гарден" (Лондон), "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк) и др. В 1886 гастролировал в Москве, а также в Варшаве и Гамбурге. С 1901 занимался пед. деятельностью (с 1903 - в Парижской консерватории). Обладал необычайно гибким, густого тембра голосом. Высокое мастерство нюансировки, окраски звука давали Л. возможность насыщать драматизмом или юмором, углублять психологич. подтекст муз. фразы. В числе лучших партий: Синдия ("Король Лахора" Массне), Гамлет ("Гамлет" Тома), Дон Жуан; Нелуско ("Африканка" Мейербера), Сен-Бри ("Гугеноты"), Ганс Сакс ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Демон, Фигаро, Риголетто. Участвовал в первом исполнении опер "Генрих VIII" (1883) и "Асканио" (1890) Сен-Санса, "Родина" Паладиля (1886) и др.

Литература: Curzon H. de, Croquis d'artistes, P., 1897.

Лассо О.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Латвийский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Латиноамериканская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Латыпов М. Г.

Масгут Галеевич (р. 10(23) VIII 1913, Cepгиополь, ныне Аягуз Казах. ССР) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1957). Чл. КПСС с 1944. Обучался при Моск. консерватории: на рабфаке по классу тромбона у В. М. Блажевича (1931-32), в муз. уч-ще по композиции у Е. И. Месснера (1933-38) и в Тат. оперной студии по композиции у Г. И. Литинского (1938-41). В 1946-53 дирижёр воен.-духовых оркестров и худ. рук. ансамблей воен. округов в Казани, Куйбышеве, Иркутске и др. В 1953 муз. рук. Тат. филармонии, в 1954-56 нач. отдела по делам иск-в Мин-ва культуры Тат. АССР. Творческая деятельность Л. связана с воен.-духовыми оркестрами и ансамблями песни и пляски Сов. Армии. Большинство произв. написано им для хора и дух. оркестра.

Сочинения: кантаты - Большая любовь (1943), О героях 4-й Ударной Армии (1946), Приволжцы (1948), О партии (1952), О Родине (1954), Приветственная Москве (1957); для дух. орк. - 13 маршей, 3 сюиты; квартет для деревянных дух. инструментов (1940); 8 хор. циклов; соч. для скр., влч., кларнета в сопр. фп.; романсы, песни; обр. нар. песен.

Латышева А. А.

Латышева А. А. (урожд. Лилеева) Александра Александровна (1830, Петербург - 1872, там же) - рус. певица (контральто). Воспитанницей Петерб. театр. уч-ща выступала на сцене имп. т-ра. По окончании уч-ща (1848) дебютировала в партии Вани и была принята в труппу. Обладая голосом широкого диапазона, развитой вок. техникой, пела также партии меццо-сопрано: Княгиня ("Русалка"), Нэнси ("Марта" Флотова), Памела ("Фра-Дьяволо" Обера). Сценич. исполнение Л. отличалось драматизмом. С 1867 выступала в оперном т-ре в Киеве.

Латышская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лауб Ф.

Лауб Ф. (Laub) Фердинанд (19 I 1832, Прага - 18 III 1875, Грис, Тироль) - чеш. скрипач, педагог и композитор. Игре на скрипке учился у отца (концертировал с 8 лет), в 1843-46 - у М. Мильднера в Пражской консерватории. С 1848 был концертмейстером оперного оркестра в Вене, выступал как солист и камерный музыкант, брал уроки композиции у З. Зехтера. В 1853-55 рук. капеллы в Веймаре (там встречался с Б. Сметаной и Ф. Листом). В 1856-62 преподавал в консерватории и Новой академии музыки в Берлине, был рук. и "камерным виртуозом" капеллы, играл в трио и квартете. Гастролировал во мн. странах (в России в 1859, 1865). В 1866-74 профессор по классам скрипки, оркестра, камерного ансамбля Моск. консерватории. Среди учеников - скрипачи И. И. Котек, С. К. Барцевич, В. Ю. Виллуан, И. Ф. Лойко, Г. Ф. Аренде, Е. Н. Вонсовская; в камерном классе у Л. занимался С. И. Танеев. Возглавлял Моск. квартет РМО (первый исполнитель 1-го и 2-го квартетов П. И. Чайковского). Концертировал в рус. городах как солист, ансамблист (с Н. Г. Рубинштейном и др.) и дирижёр. В сольном репертуаре Л. - концерты Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, А. Вьётана, Л. Шпора, сонаты и чакона И. С. Баха, сочинения Дж. Тартини, Й. Брамса, Н. Паганини, Г. В. Эрнста и собств. произв. Игра Л. отличалась мощным выразит. тоном и совершенством техники; его исполнит. иск-во представляло синтез классич. строгости, романтич. взволнованности и реалистич. воплощения содержания. Его высоко ценили В. Ф. Одоевский, А. Н. Серов и П. И. Чайковский, с к-рым Л. связывала творч. дружба (памяти Л. посв. 3-й струн. квартет). Л. - автор произв. гл. обр. для скрипки (концерта с оркестром, фантазии на темы чеш. песен, пьес, танцев), песен на чеш. нар. слова; каденции к скр. концерту Л. Бетховена.

Литература: Одоевский В., Лауб в моцартовском ге-мольном квинтете, "Московские ведомости", 1865, No 55; Гинзбург Л., Ф. Лауб, М.-Л., 1951; Sich В., Ferdinand Laub, Praha, 1951.

Л. С. Гинзбург.

Лауда

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лаукс К.

Лаукс К. (Laux) Карл (p. 26 VIII 1896, Людвигсхафен) - нем. музыковед и муз.-обществ. деятель (ГДР). Образование получил в Гейдельбергском ун-те, где изучал музыковедение под рук. Т. Кройера и X. И. Мозера, а также социологию и философию (окончил в 1925). Выступал как муз. критик. Преподавал историю музыки в Высшей школе музыки Мангейма. С 1934 - в Дрездене; в 1936-48 доцент Высшей школы музыки, в 1945-48 советник по вопросам театра и музыки в Саксонии. В 1948-51 музыкальный редактор Берлинского радио. Один из основателей и первый ред. журн. "Musik und Gesellschaft" (1950-51). В 1951-63 директор и профессор Дрезденской муз. академии. Автор трудов по истории музыки и биографич. исследований, посв. творчеству классиков (К. М. Вебер, И. С. Бах), а также совр. композиторов (Й. Хас, X. Эйслер). Работы Л. способствовали становлению музыковедческой мысли в ГДР, а также содействовали пропаганде рус. и сов. музыки. Значит. внимание уделяет проблемам исполнительства. Президент Шумановского об-ва ГДР (1965), вице-президент Об-ва муз. исследований (1959). Чл. жюри мн. междунар. конкурсов.

Литературные сочинения: Carl Maria von Weber, В., 1935, neue Aufl., Lpz., 1966; Der Thomaskantor und seine Sцhne, Dresd., 1939; Anton Bruckner, Lpz., 1940, Lpz.-Wiesbaden, 1947; Der Einsame. Johannes Brahms, Graz., 1944; Musik und Musiker der Gegenwart, Bd 1, Essen, 1949; Kleine Bach-Biographie, в сб.: J. S. Bach. 1750-1950. Sein Leben und Werk, Lpz., 1950; Dresdner Ansprachen, Dresd., 1956; Die Musik in RuЯland und in der Sowjetunion, В., 1958; Ottmar Gerster. Leben und Werk, Lpz., 1961; Die Dresdner Staatskapelle, Lpz., 1964.

M. M. Яковлев.

Лауреат

Лауреат (от лат. laureatus - увенчанный лавровым венком) - почётное звание лица, отмеченного спец. премией или наградой. Впервые это звание присуждалось в Др. Греции и Риме. Л. муз. конкурса - участник конкурса, награждённый по решению жюри премией. По условиям нек-рых конкурсов звание Л. даётся лишь участнику, получившему 1-ю премию.

Предыдущая страница Следующая страница