Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 1, "МAP"-"МАЙ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МAP"-"МАЙ")

Мapла-кармонь

Мapла-кармонь - марийская однорядная семи-клавишная гармонь, сконструированная на основе вятской гармоники. Звуки, извлекаемые с помощью правой клавиатуры, дублируются в октаву. Звукоряд приспособлен к особенностям мар. музыки (напр., тонико-доминантовый аккомпанемент заменяется созвучием квинты). М.-к. используется как сольный, ансамблевый (напр., в дуэте с тумыром) и аккомпанирующий инструмент. Вытесняется двухрядной гармонью (кога-кармонь) и баяном.

Литература: Эшпай Я., Национальные музыкальные инструменты марийцев, Йошкар-Ола, 1940; Никифоров П. Н., Марийские народные музыкальные инструменты, Йошкар-Ола, 1959.

Г. И. Благодатов.

Ма Сы-цун

Ма Сы-цун (р. 1911, пров. Гуандун) - кит. композитор, скрипач и муз.-обществ. деятель. Муз. образование получил в Парижской консерватории (1925-29). С 1929 профессор Ин-та изящных иск-в при Центр. ун-те в Нанкине. В 1938 основал Южнокит. консерваторию в Сянгане. Концертировал как скрипач в Китае. С 1949 чл. правлений Всекитайской ассоциации лит-ры и иск-ва и Об-ва китайско-советской дружбы; директор Центр. консерватории в Тяньцзине. С 1953 зам. пред. Союза кит. музыкантов. С 1954 чл. комиссии по отбору массовых песен; был депутатом Всекитайского собрания нар. представителей. В 1960-е гг., в ходе "культурной революции", М. С.-ц. подвергся преследованиям, его музыка перестала исполняться как "европеизированная". Отстранённый от обществ. деятельности и преподавания, был вынужден покинуть родину. В творчестве М. С.-ц., связанном с нац. истоками, ощутимы влияния франц. импрессионистов; оригинально претворяя традиции кит. пентатоники, применяет квартово-квинтовые сочетания. В инстр. соч. тяготеет к красочности, импровизационности. М. С.-ц. - автор гл. обр. скрипич. произв., в т.ч. концерта для скрипки с оркестром (наиболее известное соч.), каприччо, "Тибетской сюиты" для скрипки и фп., а также ораторий, кантат, многие из которых отражали пафос социалистич. строительства 1950-х гг., симф. сюиты "Песня о лесах и горах", хоров, массовых и детских песен.

Литература: Шнеерсон Г. М., Музыкальная культура Китая, М. 1952.

Маазель Л.

Mазель (Maazel) Лорин (р. 5 III 1930, Нёйи, близ Парижа) - амер. дирижёр и скрипач. С детства жил в Питсбурге (США). С 5 лет играл на скрипке и фп. Учился дирижированию у В. Р. Бакалейникова. Дебютировал как дирижёр в 9-летнем возрасте; выступил на Междунар. выставке в Нью-Йорке (1939), после чего концертировал с крупнейшими оркестрами США. В 11 лет по приглашению А. Тосканини дирижировал оркестром Нац. радиовещательной корпорации (NBC). В 15-летнем возрасте возглавил организованный им струн. квартет, выступал также как скрипач-солист, затем играл в Питсбургском симф. оркестре, в 1949 стал его дирижёром. В 1951 дирижировал в Танглвуде (по приглашению С. А. Кусевицкого). С 1953 выступает в крупнейших городах Европы (в т. ч. на фестивалях в Эдинбурге, Байрёйте), а также в Юж. Америке, Австралии, Мексике и Японии. В интенсивной дирижёрской деятельности М. (нач. 1960-х гг.) выделяются выступления с оркестром Венской филармонии (1962-63) и на Зальцбургском фестивале (впервые в 1963), гастроли в СССР (с 1963), а также постановка "Евгения Онегина" в Риме (1965; М. - дирижёр и режиссёр). С 1965 занимает одно из ведущих мест в европ. муз. жизни, являясь рук. симф. оркестра Западноберлинского радио (1965), Нем. оперы в Зап. Берлине (до 1970), гл. дирижёром (в 1970-73 совм. с О. Клемперером) оркестра "Нью-Филармония" в Лондоне и гл. дирижёром (1972-73) Кливлендского оркестра (США). Исполнит. иск-во М., сочетающее в себе страстность и философскую глубину, отличается свободой дирижёрской техники, разнообразием и рельефностью динамики, непрерывностью интонационного развития и острым ощущением драматургич. направленности муз. формы, что позволяет достигать огромной силы воздействия в моменты драм. кульминаций. Обладая выдающейся памятью, он не только дирижирует, но и репетирует наизусть.

Литература: Gе1еng I., L. Maasel, В., 1971 (с дискографией).

E. Я. Рацер.

Маазик Э. П.

Эльза Паулевна (р. 10(23) VII 1908, Каачу, вол. Вастсемитна, ныне Эст. ССР) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. Эст. ССР (1952). В 1935 окончила Таллинскую консерваторию у А. Ардера. Совершенствовалась в Италии (1939). В 1932 дебютировала в Пярну как артистка оперетты т-ра "Эндла", где работала до 1935. С 1935 солистка т-ра "Ванемуйне" в Тарту, в 1942-63 - Эст. т-ра оперы и балета в Таллине. Партии: Татьяна, Наташа; Франческа ("Франческа да Римини" Рахманинова), Елизавета ("Тангейзер"), Донна Анна ("Дон Жуан"), Виолетта, Джильда; Недда ("Паяцы"), Тоска, Чио-Чио-сан; Сайма, Арму ("Огни мщения", "Певец свободы" Каппа; Гос. пр. СССР, 1952). Вела конц.-исполнит. деятельность. С 1963 преподаватель Таллинского пед. ин-та, с 1974 доцент Таллинской консерватории.

Мабу

Мабу - мапу, - китайский (тибетский) деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарным надрезным язычком. Имеет 6-7 игровых отверстий и небольшой деревянный или роговой раструб.

Мавлянова Х. М.

Ханифа Мухиддиновна (р. 1924, Ленинабад) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. СССР (1968). Чл. КПСС с 1952. Дочь нар. музыканта М. Мавлянова. Занималась в Ленинабадском муз. уч-ще, затем окончила педагогич. уч-ше. В 1952-1959 училась в Моск. консерватории. В 1937-39 (одноврем. с учёбой) играла в Ленинабадском ТЮЗе, в 1939-43 в Ленинабадском музыкально-драм. т-ре. С 1943 солистка Тадж. т-ра оперы и балета. М. обладает сильным и красивым голосом, гибким и выразительным. Лучшие партии: Махин ("Тахир и Зухра" Ленского), Татьяна, Лиза, Тоска, Аида, Дездемона; Гульру ("Пулат и Гульру" Сайфиддинова), Малохат ("Возвращение" Сабзанова). М. выступает и как конц. певица. Гастролировала за рубежом (Монголия, Польша, Вьетнам, Канада, Афганистан и др.). Ведёт педагогич. работу.

Литература: Нурджанов Н. X., Таджикский театр, М., 1968.

Н. Х. Нурджанов.

Магазинер Я. С.

Яков Самойлович (23 X 1889, Звенигородка, ныне Черкасской обл. - 30 V 1941, Киев) - сов. скрипач, педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1938). Муз. образование получил в Одесской муз. школе (1898-1903). Учился у X. Зитта в Лейпцигской консерватории (1908), был солистом Лейпцигского симф. оркестра. В 1911 окончил Петерб. консерваторию у И. Р. Налбандяна. Играл в симф. оркестрах Петербурга, Риги, Баку; в Москве был вторым концертмейстером оркестра С. А. Кусевицкого. С 1922 профессор Киевской консерватории (среди его учеников - Б. С. Притыкина). Редактор ряда скр. концертов (В. С. Косенко, А. Зноско-Боровского и др.).

А. И. Герман.

Магиденко М. Я.

Михаил Яковлевич (р. 2(15) III 1915, Прилуки, ныне Черниговской обл.) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1944. В 1940 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Д. Б. Кабалевского. В 1940-1946 - в Сов. Армии. Как композитор выступает в разных жанрах; с кон. 50-х гг. преимуществ, внимание уделяет опере.

Сочинения: опера-балет - Сказка о чудо-птице (1955, Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко); оперы - Тропою грома (1959, Свердловский т-р оперы и балета), Варина любовь (по мотивам романа "Поднятая целина" Шолохова, телевизионный вариант, 1963, Ленинград; сценич. вариант, 1965, Свердловский т-р оперы и балета), Ветер (1967, Нар. т-р ЦДКЖ, Москва), Золотой кишлак (по мотивам произв. тадш. поэта М. Миршакара, 1968), Жду тебя (по повести "Спутники" Пановой, 1975, Чуваш. муз. т-р), Ветер с Невы (1976, Нар. т-р ЦДКЖ, Москва), оперы для детей - Тараска (по А. Гайдару, 1972, Чуваш. муз. т-р, Чебоксары), Страна Наоборотия (1972, конц. исп., Костромская филармония), Болтунья Кара (1972), Приключение Незнайки (1973), Иванушка-насмешник (по мотивам рус. нар. сказок, 1974, Чуваш. муз. т-р, Чебоксары); для орк. - симфония (1940); для фп. с орк. - Концертные вариации (1955), Концерт-поэма (1961); концерты с орк. - для скр. (1940), для кларнета (1972); Концертные вариации для баяна с орк. рус. нар. инструментов (1953), концерт для балалайки с орк. рус. нар. инструментов (1954); для дух. орк. - Рапсодия на марийские темы (1972); пьесы для разл. инструментов, романсы, песни; музыка к драм. спектаклям.

M. M. Яковлев.

Магильон В. Ш.

Виктор Шарль - см. Маийон В. Ш.

Магнитофон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Магнификат

Магнификат (от первого слева лат. текста "Magnificat anima mea Dominum" - "Величит душа моя Господа") - хвалебная песня на текст слов девы Марии из Евангелия. В католич. церкви с давних пор составляет кульминац. пункт вечерни. Традиц. григорианская мелодия М. родственна мелодиям псалмов. С 15 в. появляются ее многогол. обработки, в т. ч. трёхголосные, в фабурдонном складе (Дж. Данстейбл, Г. Дюфаи, Ж. Беншуа). В 16 в. и нач. 17 в. нередко многоголосно обрабатывались только чётные строфы текста, тогда как нечётные исполнялись в виде хорала (Я. Обрехт, Палестрина), реже - только нечётные. Традиц. мелодия в таких обработках использовалась как cantus firmus. M. вошёл и в протестантскую литургию - на лат. языке или в нем. переводе М. Лютера ("Meine Seele erhebt den Herrn"). С кон. 16 в. создавались и т. н. "пародийные М." - с cantus firmus из мадригалов или мотетов (О. Лассо, М. Преториус и др.). В протестантский М. включались в виде интермедий напевы лат. и нем. рождественских песен (магнификат И. С. Баха). В 17 в. создавались М. для сольного, а также многохорного исполнения (К. Монтеверди, Г. Шюц). Крупнейшие композиторы обращались к жанру М. и в 18-19 вв. (В. А. Моцарт, Ф. Мендельсон- Бартольди), M. создавались и в 20 в. (Р. Воан-Уильямс, Г. Каминский и др.). Особую разновидность составляют обработки М. для органа с использованием традиц. мелодии в качестве cantus firmus (Дж. Фрескобальди, С. Шейдт, И. С. Бах, И. Пахельбель). Песнопение с текстом М. в переводе на церк.-слав. язык входит в состав православной всенощной.

Литература: Illing С.-Н., Zur Technik der Magnificat-Komposition des 16. Jahrhunderts, Wolfenbьttel-В., 1936 (Kieler Beitrдge zur Musikwissenschaft, H. 3); Meinhо1z J., Untersuchungen zur Magnificat-Komposition des 15. Jahrhunderts, Kцln, 1956 (Diss.); Reese G., The polyphonic Magnificat of the Renaissance as a design in tonal centers, "JAMS", 1960, v. 13, No 1-3; Geck M., J. S. Bachs Magnificat und sein Traditionszusammenhang, "Musik und Kirche", 1961, Jahrg. 31; Gruber G., Beitrag zur Geschichte und Kompositionstechnik des Parodiemagnifikat in der 2. Hдlfte des 16. Jahrhunderts, Graz, 1964 (Diss.); Lerner E. R., The polyphonic magnificat in the 15-th Century Italy, "MQ", 1964, No 1.

Магомаев А. М.

Абдул Муслим Магометович (6(18) IX 1885, Грозный - 28 VII 1937, Нальчик) - сов. композитор, дирижёр и муз.-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1935). Окончил Горийскую учительскую семинарию (1904). Работал учителем в общеобразоват. школах, в т. ч. в г. Ленкорань. С 1911 активно участвовал в организации муз. т-ра в Баку. Являясь первым азерб. дирижёром, М. работал в оперной труппе У. Гаджибекова. После Oкт. революции 1917 М. вёл разнообразную муз.-обществ. работу. В 20-30-е гг. заведовал отделом иск-в Наркомпроса Азербайджана, руководил муз. редакцией Бакинского радиовещания, был директором и гл. дирижёром Азерб. т-ра оперы и балета. М., как и У. Гаджибеков, претворял в жизнь принцип взаимодействия народного и классич. иск-ва. Одним из первых азерб. композиторов выступил за синтез народно-песенного материала и европ. муз. форм. Создал оперу на историко-легендарный сюжет "Шах Исмаил" (1916), муз. основу к-рой составляли мугамы. В формировании композиторского стиля М. большую роль сыграла работа по собиранию и записи нар. мелодий. Опубликовал совм. с У. Гаджибековым первый сб. азерб. нар. песен (1927).

Наиболее значит. произв. М. - опера "Нэргиз" (либр. М. Ордубады, 1935) о борьбе азерб. крестьян за Сов. власть. Музыка оперы проникнута интонациями нар. песен (в ред. Р. М. Глиэра опера была показана в дни Декады азерб. иск-ва в Москве, 1938). М. - один из первых авторов азерб. массовой песни ("Май", "Наша деревня"), а также программных симф. пьес, воплотивших образы современников ("Танец освобождённой азербайджанки", "На полях Азербайджана" и др.).

Сочинения: оперы - Шах Исмаил (1916, пост. 1919, Баку; 2-я ред., 1924, Баку; 3-я ред., 1930, пост. 1947, Баку), Нэргиз (1935, Баку; ред. Р. М. Глиэра, 1938, Азерб. т-р оперы и балета, Москва); муз. комедия - Хоруз бей (Господин петух, не оконч.); для орк. - фантазия Дервиш, Марш, посвященный XVII партсъезду, Марш РВ-8 и др.; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т. ч. "Мертвецы" Д. Мамедкули-заде, "В 1905 году" Д. Джабарлы; музыка к фильмам - Искусство Азербайджана, Наш рапорт; и др.

Литература: Касимов К., Муслим Магомаев, Баку, 1948, 1956; Исмайлова Г., Муслим Магомаев, в сб.: Азербайджанская музыка, М., 1961; её же, Муслим Магомаев, Баку, 1975.

Э. Г. Абасова.

Магомаев М. М.

Муслим Магометович (р. 17 VIII 1942, Баку) - сов. певец (баритон). Нар. артист СССР (1973). Внук комп. Абдула Муслима Магометовича М. В 1968 окончил Азерб. консерваторию по классу пения у Ш. Мамедовой. С 1963 солист Азерб. т-ра оперы и балета. В 1964-65 совершенствовался в миланском т-ре "Ла Скала". Концертирует; гастролирует за рубежом (Франция, НРБ, ГДР, ПНР, Финляндия, Канада, Иран и др.). Участник мн. песенных конкурсов (1-я пр. на Междунар. фестивале песни в Сопоте, 1969). Во Франции удостоен "Золотой пластинки" (1969, за лучшее исп. для механич. записи). Обладает звучным голосом красивого, мягкого тембра, ярким темпераментом. Его исп. отличается экспрессивностью, приподнятостью. Обширен концертный репертуар М.: арии из опер ("Свадьба Фигаро", "Волшебная флейта", "Риголетто", "Севильский цирюльник", "Отелло", "Паяцы", "Фауст", "Евгений Онегин", "Алеко": "Кёр-оглы" У. Гаджибекова, "Шах Исмаил" А. М. М. Магомаева, "Вэтэн" Караева и Гаджиева); романсы П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, а также сов., неаполитанские песни, произв. совр. заруб. композиторов-песенников. Автор ряда песен, в т. ч. "Синяя вечность" (1-я пр. в г. Зелёна-Гура).

Э. Г. Абасова.

Маддокс М.

Меккол - см. Медокс М.

Мадерна Б.

Мадерна Б. (Maderna) Бруно (21 IV 1920, Венеция - 13 XI 1973, Дармштадт) - итал. композитор и дирижёр. Занимался у А. Бустини (композиция), а также в классах скрипки и фп. в консерватории "Санта-Чечилия" в Риме, позднее - у Дж. Ф. Малипьеро (композиция), А. Гуарньери и Г. Шерхена (дирижирование). Преподавал в консерватории им. Б. Марчелло в Венеции. Завоевал известность как дирижёр. Вёл курс композиции на Междунар. курсах новой музыки в Дармштадте (с 1954), в 1957-58 также в Миланской консерватории; руководил (с 1955) совм. с Л. Берио экспериментальной "Студией муз. фонологии" (Studio di Fonologia musicale) при Миланском радио. С 1967 был доцентом консерватории в Роттердаме. Принадлежал к группе итальянских композиторов, представлявших разл. течения авангардизма. В 1963 принял подданство ФРГ.

Сочинения: оперы - Дон Перлимплин (по Ф. Гарсиа Лорке, 1962, Миланское радио), От А до Z (Von A bis Z, 1970, Дармштадт); электронный балет - Царь Эдип (1970, Монте-Карло); для орк. - 2 импровизации (1951, 1952), Дивертисмент (совм. с Л. Берио, 1959); для камерного орк. - Интродукция и Пассакалья (1947), Композиция I и II (1949-1950); Джульярдская серенада (исп. 1971, Нью-Йорк); Серенада I для 11 инструментов (1946), Серенада II для 13 инструментов (1957); концерты с орк. - для фп. (1959), скр. (1969), для 2 фп. и 2 арф (с камерным орк., 1948), для флейты (1954), 2 для гобоя (1962, 1967); для голоса и орк. - Этюды к "Процессу" Кафки (Studi per "Il processo" di Kafka, для чтеца, сопрано и мал. орк., 1950), 4 письма (4 Lettere, для сопрано, баса и камерного орк., 1953); электронная музыка - Ноктюрн (1955), Синтаксис (1956), Континуо (Continuo, 1957). Размеры I, II, IV (Dimensioni I, 1952, 2-й вариант - 1958; II, 1960; IV, 1964), Серенада III (1962), и др.

И. М. Ямпольский.

Мадетоя Л.

Мадетоя Л. (Madetoja) Леви (17 II 1887, Оулу - 6 X 1947, Хельсинки) - фин. композитор, дирижёр, педагог и муз. критик. Учился в Муз. уч-ще в Хельсинки (1906-10), в т. ч. у Я. Сибелиуса, совершенствовался у В. д'Энди в Париже (1910-11) и у Р. Фукса в Вене (1911-12). Дирижировал филармонич. оркестром в Хельсинки (1912-14), руководил симф. оркестром в Выборге (1914-16). В 1916-39 преподавал в уч-ще (с 1924 консерватория), в 1926-47 - в ун-те в Хельсинки. В 1917 основал (совм. с Р. Каянусом) Ассоциацию финских композиторов, был её председателем в 1933-36. Как композитор опирался гл. обр. на фин. муз. фольклор, следовал традициям Сибелиуса, а также франц. импрессионистов. Соч. М. проникнуты задушевным лиризмом и отличаются стройностью и ясностью изложения.

Сочинения: оперы (даты пост. в Хельсинки) - Северяне (Ponjalaisia, 1924), Юха (1935); балет-пантомима - Окон Фуоко (1930); 10 кантат, в т. ч. на сюжеты из "Калевалы"; для орк. - 3 симфонии (1915, 1918, 1926), Комедийная увертюра (1923), симф. поэма Куллерво (1913); фп. трио; сонатина для окр. с фп.; для фп. - сюиты; мелодекламация с фп.; хоры; песни, музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Tuukkanеn К., Leevi Madetoja, Porvoo, 1947.

Л. Нормет.

Маджини Д. П.

Маджини Д. П. (Maggini) Джованни Паоло (крещён 25 VIII 1580, Боттичино-Сера - ок. 1630 или 1632 (?), Бреша (?)) - итал. мастер смычковых инструментов. С 1598 учился в Бреше у Г. да Сало; был его помощником до 1601. Инструменты работы М. - широкие, крупные, с короткими тупыми углами. Деки выпуклые, со сводом, поднимающимся от самых краёв, бока низкие. Эфы длинные, прямые, "готические" по очертаниям (часто расположены параллельно); верхнее и нижнее отверстия одинакового размера. Головка очень пластична, но несколько мала по сравнению с корпусом. На инструментах М. либо двойной "ус", либо виньетки на нижней деке. Иногда они инкрустированы (перламутр, слоновая кость, чёрное дерево). Лак наложен тонким слоем на тёмный золотисто-коричневый грунт. Инструменты М. отличаются сильным, суровым, низким звучанием (у скрипок - альтовый оттенок). В этикетках М. не указывал дату. Наряду с Г. да Сало М. - крупнейший представитель брешианской инстр. школы.

Пьетро Санто М. (1630-80) - итал. инстр. мастер. Возможно, сын Джованни Паоло М. Наибольшую известность получили контрабасы М.; по характеру технич. выполнения они близки инструментам Джованни Паоло М. Лак обычно светло-жёлтый.

Литература: Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М.-Л., 1952, 1964; Berenzi A., Di Giovanni Paolo Maggini, celebre liutaio bresciano, Brescia, 1890; Huggins M. L., Gio. Paolo Maggini. His life and work, L.-N.Y., 1892; Lьtgendorff W.L.F., Die Geigen-und Lautenmacher vom Mittelalter bis zur Gegenwart, Bd 1-2,5-6 Fr./M.-В., 1922; Вerr A., Schцrg-Maggini, Kostanz, 1956; Jaloveс К., Italienische Geigenbauer, Prag, 1957.

Б. В. Доброхотов.

Мадзокки

Мадзокки (Mazzocchi)-см. Маццокки.

Мадонис Л.

Мадонис Л. (Madonis) Луиджи (Лодовико) (ок. 1700, Венеция - после 1767, Петербург) - итал. скрипач и композитор. Вероятно, ученик А. Вивальди. В 1725 своей игрой привлёк внимание И. Кванца, слышавшего его в Венеции. В 1725-27 разъезжал со странствующей оперной труппой Перуцци, выступавшей в Бреслау и Брюсселе. В 1729-30 выступал в "Духовных концертах", был придв. музыкантом венец. посла в Париже, где опубликованы его первые 12 скрипич. сонат с basso continuo В 1733-38 и 1740-67 служил при рус. дворе (1-м скрипачом, с 1740 концертмейстером придв. оркестра), одновременно был скрипачом придв. т-ров. В 1742 участвовал в пост. в Москве по случаю коронации Елизаветы Петровны оперы И. А. Хассе "Милосердие Тита", написал для неё вставные арии. В России концертировал; возможно, преподавал. Интерес представляет его сб. "12 разных симфоний, ради скрипки и баса сочинённые..." (1738) - одно из первых муз. соч., изданных в России. Написанные по итал. образцам и представляющие собой характерный тип старинной камерной сонаты, они в то же время насыщены интонационными оборотами (эпизоды танцевального характера), напоминающими рус. нар. песни (на "руссицизмы" в сонатах М. первым обратил внимание H. P. Финдейзен). Однако М. был известен в России больше как скрипач-виртуоз, чем как композитор.

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. 2, М., 1928-29; Ливанова Т., Пекелис М., Попова Т., История рус. музыки, под ред. М. С. Пекелиса, т. 1, М.-Л., 1940, с. 112-13; Вольман Б., Русские печатные ноты XVIII века, Л., 1957, с. 35-37; Келдыш Ю., Русская музыка XYIII века, М., 1965; Сaffi F., Storia della musica sacra nella giа cappella ducale di San Marco in Venezia dal 1318 al 1797, v. 1-2, Venezia, 1854-55; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, t. 1, (Gen., 1948).

И. M. Ямпольский.

Мадригал

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мадригальная комедия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мадрид

Статья большая, находится на отдельной странице.

Маерский Т. С.

Тадеуш Станиславович (29 VI (11 VII) 1888, Львов - 16 X 1963, там же) - сов. композитор, пианист, педагог. В 1911 окончил Львовскую консерваторию по классу фп. и композиции у Л. Ружицкого. Как пианист совершенствовался в 1912-14 в Лейпциге и у Й. Пембаура. Концертировал (солист и ансамблист). С 1920 преподавал игру на фп. во Львовской консерватории (с 1927 профессор).

Сочинения: муз. комедия - Мисс Эллис (на собств. либр., 1915); для орк. - симфония (1939), симфониетта (1947), симфонические этюды (1934), токката и фуга (1947), ноктюрн (1937), Марш на польские темы (1947), сюита (для камерного орк., 1930); для фп. с орк. -2 концерта (1934, 1946); камерно-инстр. ансамбли - фп. квинтет Памяти М. Карловича (1952), струнное трио (1932); для фп. - сюита (1952), вариации (1928, 1950), прелюдии и фуги (1934), Экспрессии (1957); для скр. соло - пьесы; для влч. и фп. - соната (1949), сюита (1932); романсы и песни на сл. польских поэтов, музыка к драм. спектаклям.

H. Н. Сидоренко.

Мажор

Мажор (франц. majeur, итал. maggiore, от лат. major - больший; также dur, от лат. durus - твёрдый) - лад, в основе к-рого лежит большое (мажорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия. Структура мажорного лада (C-dur, или до мажор):

Мажор

        (как трезвучие, совпадающее с 4-м, 5-м и 6-м тонами натурального звукоряда, и как лад, построенный на его основе) имеет светлую окраску звучания, противоположную окраске минора, что составляет один из наиболее важных эстетич. контрастов в музыке. М. (собственно "мажорность") может пониматься в расширительном смысле - не как лад определённой структуры, а как ладовая окраска, обусловливаемая наличием звука, отстоящего на большую терцию вверх от осн. тона лада. С этой точки зрения качество мажорности свойственно ещё большой группе ладов: натуральным ионийскому, лидийскому, нек-рым пентатонным (c-d-e-g-a), доминантовому и др.

В нар. музыке родственные М. натуральные лады мажорной окраски существовали, по-видимому, уже в далёком прошлом. Мажорность издавна свойственна и части мелодий проф. светской (в частности, танцевальной) музыки. Глареан в 1547 писал, что ионийский лад - самый употребительный во всех странах Европы и что "за последние... 400 лет этот лад так полюбился церковным певцам, что, увлечённые его притягательной сладостью, они переменили лидийские напевы на ионийские". Один из наиболее ярких примеров раннего мажора - знаменитый англ. "Летний канон" (сер. 13 в.(?)). "Вызревание" М. особенно интенсивно проходило в 16 в. (от танц. музыки до сложных полифонич. жанров). Эпоха функционального М. (и минора) в собственном смысле наступает в европ. музыке с 17 в. Постепенно М. освобождался от интонационных формул старых ладов и с сер. 18 в. приобрёл свой классич. вид (опора на три гл. аккорда - Т, D и S), стал доминирующим типом ладовой структуры. К кон. 19 в. М. отчасти эволюционировал в сторону обогащения недиатонич. элементами и функциональной децентрализации. В совр. музыке М. существует как одна из основных звуковых систем. См. Наклонение.

Ю. И. Холопов.

Мажоро-минор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мазаев А. Н.

Аркадий Николаевич (р. 6(19) XII 1909, Царицын, ныне Волгоград) - сов. композитор. Окончил но классу композиции Муз. техникум им. Гнесиных (1936), Моск. консерваторию (1948, ученик А. Н. Александрова). В 1941-46 служил в рядах Сов. Армии, учился в Высшем уч-ще военных капельмейстеров.

Сочинения: для орк. - симф. поэмы Краснодонцы (1951; Гос. пр СССР, 1951), Северная былина (1958), Приветственная увертюра (1959), симф. картины К 40-летию Ленинского комсомола (1959), Сказ о земле родной (1962), Сюита в 4 частях (1957); камерно-инстр. ансамбли - 2 квартета (c-moll, 1936; f-moll, 1939); конц. пьеса для флейты и фп. (1967); для фп. - 5 прелюдий (1935), сонатина, прелюдия и фуга; для орк. нар. инструментов - Былина, якутский танец Охокай (1966); хоры - вок.-симф. цикл в 5 частях В. И. Ленин (с орк., 1964); циклы романсов, песни на сл. эвенкских поэтов, на сл. якут. поэтов, обр. якут. нар. песен, муз. для спектаклей драм. т-ра.

Мазанец Г.

Мазанец Г. (Masanetz) Гвидо (р. 17 V 1914, Фридек-Мистек, Сев. Моравия) - нем. композитор (ГДР). Учился в Пльзене, в 1939-41 выступал как пианист на Радио, был коррепетитором в Брно; в 1945-48 дирижёр ряда т-ров, в 1951-53 рук. Ансамбля нар. иск-ва ГДР (Берлин). Был консультантом в изд-ве "Песни времени" ("Lied der Zeit", 1964-68). Изучал фольклор разных народов, используя его в своих опереттах и произв. лёгкой музыки. Среди оперетт М.: "Барбара" (1939, Брно), "Путешествие в Будапешт" ("Die Reise nach Budapest", 1942, Баутцен), "Да, женщины" ("Ja, die Frauen", 1945, Циттау), "Цветёт миндаль" ("Die Mandelblьte", 1948, Баутцен), "Инструктор должен жениться" ("Der Instruktor soll heiraten", 1959, Лейпциг), "Мой прекрасный Бенжамино" ("Mein schцner Benjamino", 1963, Берлин) и др.

Мазас Ж. Ф.

Мазас Ж. Ф. (Mazas) Жан Фереоль (23 IX 1782, Безье - 26 VIII 1849, Бордо) - франц. скрипач и композитор. Окончил в 1805 Парижскую консерваторию по классу скрипки П. Байо. В 1811-29 гастролировал во мн. зап.-европ. странах. С 1831 концертмейстер оркестра Итал. оперы в Париже, в 1837-41 директор муз. школы в Камбре. Автор неск. опер (в т. ч. "Киоск", т-р "Опера комик", Париж, 1842), 2 скрипич. концертов, струн. квартетов, трио, пьес для скрипки и фп. Его инструктивные соч. для скрипки получили распространение в педагогич. практике (сб. этюдов, вариации и др.). Написал "Школу для скрипки" ("Mйthode de violon"; рус. изд. под ред. И. В. Гржимали (б. г.)).

И. М. Ямпольский.

Мазель Л. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мазетти У.

Мазетти У. (Masetti) Умберто (Умберто Августович) (18 II 1869, Болонья - 27 IV 1919, Москва) - итал. вокальный педагог. Учился в Болонской консерватории по классу фп. и композиции у Дж. Мартуччи, затем обучался пению у А. Бузи. Окончив консерваторию, вел обширную муз. деятельность как композитор, дирижер, преподаватель пения (среди его учеников Р. Страччари). Написал неск. опер, симфоний, к-рые под его управлением исполнялись в Болонье и Риме, а также романсов. С 1899 жил в России. Профессор Моск. консерватории (1899-1919). Крупнейший педагог, тонкий и глубокий знаток вокального иск-ва, М. умел раскрыть творч. индивидуальность каждого ученика. Особое внимание уделял "опёртости" дыхания, естественности звучания голоса, его подвижности, выразительности, культуре исполнения. Воспитал выдающихся певцов рус. сцены - А. В. Нежданову, H А. Обухову, В. В. Барсову, М. Г. Гукову, Н. П. Кошиц, В. М. Политковского и др.

Сочинения: Краткие указания по пению моим ученикам, M., 1912.

Литература: Львов М., А. В. Нежданова, M., 1952.

В. И. Зарубин.

Мазини А.

Мазини А. (Masini) Анджело (28 XI 1844, Терра-дель-Соле, Форли - 29 IX 1926, там же) - итал. певец (тенор). С 1862 учился пению у Дж. Мингуцци в Форли. Дебютировал на оперной сцене в Модене (1867). Пел в Мантуе, Болонье, Венеции, Риме, Палермо. После выступления в партиях Радамеса и Альваро ("Аида", "Сила судьбы") был приглашен в Париж, Лондон, Вену для участия в исп. Реквиема Верди под упр. автора (1875). Выступал на сценах крупнейших театров Италии и др. стран Европы, В 1877 впервые пел в России (Москва), в 1879-1903 участвовал в спектаклях Итальянской оперы в Петербурге. В 1905 оставил сцену. Один из наиболее выдающихся певцов 19 в., М. был продолжателем традиций школы бельканто. Он обладал голосом чарующего, нежного тембра, блестящей колоратурной техникой и высоким сценич. мастерством. Исполнял лирич. и драм. партии: Альмавива ("Севильский цирюльник"), Фердинанд, Неморино, Дженнаро ("Фаворитка", "Любовный напиток", "Лукреция Борджа" Доницетти), Поллион, Артур Тальбот "Норма", "Пуритане" Беллини), Герцог, Фентон ("Фальстаф"), Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Оттавио ("Дон Жуан"), Рауль, Васко да Гама ("Гугеноты", "Африканка"), Фауст, Лоэнгрин.

Литература: Rivaltа С., Il tenore Angelo Masini е Faenza, Faenza, 1927; Tegani U., Cantanti di una volta. Angelo Masini, delusioni e rivincite di un grand tenore, Mil., 1945; Lauri-Vо1pi G., Voci parallele, Mil., 1955 (рус. пер. - Вокальные параллели, Л., 1972).

С. М. Грищенко.

Мазманян М. С.

Мартын Сергеевич (р. 24 XII 1899 (6 I 1900), Тбилиси) - сов. композитор. Нар. арт. Арм. ССР (1965). Чл. КПСС с 1947. В 1922-25 учился в Моск. консерватории по классу гобоя у Г. А. Гека, в 1926-30 - в Тбилисской консерватории по классу композиции у С. В. Бархударяна и М. М. Багриновского; в 1931 экстерном окончил Ереванскую консерваторию. Один из организаторов CK Армении (1932). В 1937-43 был директором муз. школы им. А. Спендиарова, в 1942-49 - им. П. И. Чайковского в Ереване, в 1950-1954 директор и худ. рук. Арм. филармонии. Музыка М. мелодична, образна, интонационно родственна арм. нар. песенности. Автор детской оперы "Чутик" ("Цыплёнок"), 2 симф. поэм, 2 танц. сюит, камерно-инстр. произв., хоров, романсов, песен для детей, музыки к спектаклям драм. т-ра. Популярны массовые патрио-тич. и лирич. песни М. Ему принадлежат хор. обработки нар. и гусанских песен, ряд научно-методич. пособий, в т.ч. "Искусство хорового дирижирования" (1961, 2-е изд. 1980, на арм. яз.), "Методика преподавания музыки" (1969, на арм. яз.). В 1962-78 педагог Ереванской консерватории.

Мазун Б. Ф.

Борис Федотович (р. 6 XI 1929, с. Старая Маячка Херсонской обл.) - сов. певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1980). Чл. КПСС с. 1978. В 1961 окончил Новосибирскую консерваторию. С 1958 солист Новосибирской, с 1970 - Кемеровской филармоний. Участвовал в исполнении "Патетической оратории" Свиридова, реквиема Верди, реквиема Моцарта, 9-й симфонии Бетховена и др. 1-я пр. на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М. П. Мусоргского (1964). Гастролирует за рубежом.

Мазур К.

Мазур К. (Masur) Курт (р. 18 VII 1927, Бриг) - нем. дирижёр (ГДР). Учился у X. Бонгарца в Лейпцигской Высшей муз. школе (1946-48). С 1948 дирижировал в т-рах Галле, Эрфурта, с 1953 в Лейпциге (с 1970 дирижёр оркестра Гевандхауза), в 1955-57 и 1967-72 в Дрездене, с 1958 генерал-музик-директор в Шверине, в 1960-67 муз. рук. т-ра "Комише опер" в Берлине. Гастролирует как симф. дирижёр. Нац. пр. ГДР (1970).

Мазурка

Мазурка (польск. mazurek, также mazur, от назв. жителей Мазовии - мазуры, у к-рых впервые появился этот танец) - польский нар. танец. Характеризуется быстрым темпом, трёхдольным размером. Ритмика М. своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта, встречаются даже на двух или всех трёх долях. Эмоциональное богатство М., сочетание в ней удали, стремительности, задушевности - всё это давно привлекало внимание композиторов, как польских (в частности Ю. Эльснера и его учеников), так и зарубежных, в особенности учеников И. С. Баха, Г. Ф. Телемана и И. Ф. Кирнбергера.

Мазурка

Прочно закрепившись в крестьянском быту Мазовии и выйдя за её пределы уже в 17 в., М. вошла в цикл польских крестьянских танцев (т. н. "сельский бал"), в к-ром медленные, чинные танцы, начиная с двухдольного "пешего танца" (taniec chodzony), сменялись быстрыми (taniec goniony). Такое чередование окончательно определилось уже в 16 в., причём иногда в медленных и быстрых танцах всего цикла получала развитие одна и та же тема. В процессе эволюции этого цикла (включая его инстр., вок. и хореографич. элементы) М. постепенно слилась с обереком, менее подвижным и наделённым лирич. чертами, проникшими и в музыку М., написанную проф. композиторами. В процессе утверждения самобытности польской муз. культуры нар. танцам, в частности М., принадлежала огромная роль. В дошопеновский период её развития особое место занимали мазурки Эльснера, к-рый уже в 1803 написал для фп. два "Rondo а la Mazurek" и ввёл неск. M. в нар. сцены патриотич. оперы "Ягелло в Тенчине" (1819). "Mazur baletowy" входит в большую хореографич. сцену оперы "Цецилия Пясечиньская" Курпиньского (1829). Как Эльснер, так и Курпиньский, М. Огиньский, Ф. Островский, М. Шимановская и мн. др. польские композиторы писали М. для фп. Мазурки Шопена представляют собой поэмы- картины, в к-рых нар.-бытовые сцены сочетаются с проникновенной лирикой. В нек-рых мазурках Шопена и его современников этот жанр насыщается героич. чертами, особенно ощутимыми в повстанч. песнях 1830-31, сочинённых Эльснером, Новаковским и др. в ритме М. В дальнейшем С. Монюшко, Г. Венявский, В. Желеньский и мн. др. польские композиторы обращались к жанру М. Особенно выделяются многочисл. М. для фп. К. Шимановского. В мировую муз. лит-ру вошли также М., созданные Глинкой (в т. н. польском акте "Ивана Сусанина"), Скрябиным и др. рус. композиторами.

Литература: Пасхалов Вяч., Шопен и польская народная музыка, М., 1949; Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1-3, М., 1954-1972; Kolberg О., Dziela wszystkie, t. 1, Wr., 1961.

И. P. Бэлза.

Мазурок Ю. А.

Юрий Антонович (р. 18 VII 1931, г. Красник, Люблинское воеводство, Польша) - сов. певец (баритон). Нар. арт. СССР (1976). Чл. КПСС с 1968. В 1960 окончил Моск. консерваторию, ученик С. И. Мигая и А. С. Свешниковой, под руководством к-рой в 1963 окончил аспирантуру. С 1963 стажёр, затем солист Большого т-ра. Обладает звучным приятного тембра голосом, большой музыкальностью. Партии: Евгений Онегин, Елецкий; Роберт ("Иоланта"), Валентин ("Фауст"), Фигаро, Жермон, Скарпиа; Ди-Луна ("Трубадур"), Родриго ("Дон Карлос"), Андрей Волконский; Царёв ("Семён Котко") и др. Выступает как конц. певец. Лауреат Междунар. и Всесоюзных конкурсов вокалистов ("Пражская весна", Прага, 1960, 2-я пр.; им. Энеску, Бухарест, 1961, 3-я пр.; им. Глинки, Москва, 1962, 2-я пр.; Монреаль, 1967, 1-я пр.). С 1962 гастролирует за рубежом (Румыния, Венгрия, Великобритания, Канада, Польша, ФРГ, Финляндия, Франция, ГДР, Япония, Австрия).

В. И. Зарубин.

Маийон В. Ш.

Маийон В. Ш. (Mahillon) Виктор Шарль (10 III 1841, Брюссель - 17 VI 1924, Сен-Жан, Кап-Ферра, департамент Приморские Альпы) - бельг. инструментовед. Сын Шарля М. (1813-87), основателя фабрики (1836) дух. инструментов. С 1865 работал на этой фабрике, занимался исследованиями в области муз. акустики, связанными с производством дух. инструментов, с 1887 управляющий фабрикой. Искусно конструировал копии инструментов, созданных в 16-17 вв. (гл. обр. духовых). С 1877 хранитель Музея муз. инструментов (осн. Ф. Фетисом) Брюссельской консерватории. Первоначально коллекция состояла из 177 инструментов, М. расширил её до 3500 экземпляров, превратив музей в одно из крупнейших хранилищ муз. инструментов в мире. Гл. труд М. - описание этой коллекции ("Catalogue descriptif"). Развил принцип науч. муз.-типологич. системы классификации муз. инструментов Ф. О. Геварта. Усовершенствованная позднее Э. Хорнбостелем и К. Заксом (1914), затем X. X. Дрегером (1948), эта классификация сохраняет своё значение. В 1869-86 издавал осн. им журн. "L'йcho musical".

Сочинения: Elйments d'acoustique musicale et instrumentale, Brux., 1874; Catalogue descriptif et analytique du musйe instrumental du Conservatoire Royal de Musique de Bruxelles, v. 1-5, Gand, 1880, Gand-Brux., 1893-1922; Etude sur le doigtй de la flыte Boehm, Brux., 1882; Les instruments de Musique au Musйe du Conservatoire Royal de Musique de Bruxelles, v. 1-3, Brux., 1906-07; Les instruments а vent, pt. 1 - Le Trombone, son histoire, sa thйorie, sa construction, pt. 2 - Le cor..., pt. 3 - La trompette..., Brux.-L., (1907); Quelques expйriences sur la vibration de tuyaux а bouche et а anche et а embouchure, Brux., 1910; Notes thйoriques et pratiques sur la rйsonance des colonnes d'air dans les tuyaux de la facture instrumentale, Beaulieu-sur-Mer, 1921.

И. M. Ямпольский.

Маилян А. С.

Антон Сергеевич (Саркисович) (16(28) III 1880, Тбилиси - 20 IV 1942, Баку) - сов. композитор, хормейстер, педагог. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1930). Учился музыке в Тбилисской семинарии у М. Екмаляна, затем в Тбилисском муз. уч-ще РМО (класс композиции Н. Николаева). Осн. деятельность М. проходила в Баку. В 1910-17 издавал ежемесячный иллюстрированный журн. "Татрон ев еражштутюн". Организовал первые рабочие хоры в нефтяных районах Баку, после установления Сов. власти в Азербайджане - Детскую театрально-муз. секцию при Доме арм. иск-ва (Баку), занимался муз. воспитанием детей. Написал детские оперы "Сказки бабушки Гюльназ" (1906), "Прекрасная весна" ("Гёзяль Бахар", 1925); "Зизик", "Косточка счастья" ("Бахти коризы"), "Шаловливый Микич" ("Чар Микич") - все в 1926. М. - один из первых создателей сов. арм. песни. Автор оперы "Сафа" (1933, пост. 1939, Баку), муз. комедий "Тмбалач Хаган" (1929), "Молла Насреддин" (1940), симфонии (1932), вок.-симф. и камерно-инстр. произв., обр. нар. песен для хора, романсов, песен, музыки к спектаклям драм. т-ра (ок. 20) и др. Его дочь - Эльза Антоновна М. (р. 21 X 1926, Тбилиси) - дирижёр, композитор, педагог.

Литература: Атаян Р. A., Армянские композиторы, Ер., 1956; Манукян М., Антон Маилян. Жизнь и деятельность, Ер., 1965 (на арм. яз.).

С. К. Саркисян.

Майборода В. Я.

Владимир Яковлевич (1854, на Украине, Волынская губ. - 4(17) IX 1917, Петроград) - рус. певец (бас). В молодости пел в церк. хоре в Житомире. В 1879 окончил Петерб. консерваторию по классу пения у К. Эверарди. В 1882-83 совершенствовался в Италии у Ф. Ламперти, А. Буцци, Ф. Ронкони. В 1880 дебютировал в Мариинском т-ре (Странник - "Рогнеда" Серова); пел здесь до 1906. М. обладал сильным, широким по диапазону голосом, особенно красиво звучавшим в среднем и нижнем регистрах. Партии: Сусанин, Руслан, Пимен, Гремин; Мефистофель ("Фауст" Гуно и "Мефистофель" Бойто), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"). Наибольшим успехом пользовался в рус. операх. Гастролировал по городам России, выступал в концертах.

Литература: Вл. Як. Майборода. (К 25-летию его артистической деятельности), "РМГ", 1906, No 2, с. 51; В. Я. Майборода. (К 25-летию его сценической деятельности), "ЕИТ", сезон 1907-08, вып. 18; В. Я. Майборода. Некролог, "РМГ", 1917, No 31-32, с. 504.

Майборода Г. И.

Георгий Илларионович (р. 18 XI (1 XII) 1913, хутор Пелеховщина, ныне Глобинского р-на Полтавской обл.) - сов. композитор. Нар. арт. СССР (1960). Деп. Верховного Совета УССР 7-9-го созывов. В 1936 окончил Киевское муз. уч-ще, в 1941 - Киевскую консерваторию по классу композиции у Л. Н. Ревуцкого, в 1949 под его руководством - аспирантуру; в 1952-58 преподавал здесь муз.-теоретич. дисциплины. В 1967-1969 пред. правления CK УССР, в 1962-69 секретарь CK СССР. Внёс значит. вклад в развитие укр. сов. муз. культуры. М. работает в разл. жанрах; в своём творчестве тяготеет к героико-патриотич. теме.

Сочинения: оперы - Милана (1957, Укр. т-р оперы и балета), Арсенал (1960, там же; Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко, 1964), Тарас Шевченко (на собств. либр., 1964, там же), Ярослав Мудрый(1975, там же); для солистов, хора и орк. - кантата Дружба народов (1948), вок.-симф. поэма Запорожцы (1954); для орк. - 3 симфонии (1940, 1952, 1976), симф. поэмы: Лилея (1939, по мотивам Т. Г. Шевченко), Каменоломы (Каменярi, по И. Франко, 1941), Гуцульская рапсодия (1949, 2-я ред. 1952), сюита из музыки к трагедии У. Шекспира "Король Лир" (1959); Концерт для голоса с орк. (1969); хоры (на сл. В. Сосюры и М. Рыльского), романсы, песни, обр. нар. песен, музыка к драм. спектаклям, фильмам и радиопостановкам; редакция и оркестровка (совм. с Л. Н. Ревуцким) концертов для фп. и для скр. B.C. Косенко.

Литература: Гордiйчук М., Георгiй Iларiонович Майборода. Народний артист СРСР, Кипв, 1963; Зiнькевич О. С., Георгiй Майборода, Кипв, 1973.

Л. С. Кауфман.

Майборода П. И.

Платон Илларионович (р. 1 XII 1918, хутор Пелеховщина, ныне Полтавской обл.) - сов. композитор. Нар. арт. УССР (1968). Брат Г. И. Майбороды. В 1939-41 учился в Киевской консерватории по классу композиции у Л. Н. Ревуцкого (окончил в 1947). М. в своём творчестве использует песенные формы, близкие к укр. фольклору. Автор многочисл. песен и хоров (ок. 100), в т. ч. песен о знатных людях Сов. Украины - "Про Олену Хобту", "Про Марка Озерного", "Про Mapiю Лисенко" (1948-49; Гос. пр. СССР, 1950), а также популярных лирич. песен - "Рушничок", "Якщо ти любиш", "Ми пiдем де трави похилi", "Кипвський вальс". Ему принадлежат произв. для симф. орк. - "Героическая увертюра" (к 30-летию Oкт. революции 1917, 1947) и вок.-симф. поэма "Тополя" (сл. Т. Г. Шевченко, 1966); обр. нар. песен, музыка к драм. спектаклям (св. 20) и фильмам. Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко (1962).

Литература: Гордiйчук М., Платон Iларiонович Майборода, Кипв, 1964.

Л. С. Кауфман.

Майер Серра О.

Майер Серра О. (Mayer-Serra) Отто (12 VII 1904, Барселона - 19 III 1968, Мехико) - мекс. музыковед. Учился в Берлинском ун-те. В 1929 защитил диссертацию по музыковедению в ун-те в Грейфсвальде. В 1929-1931 работал вместе с Г. Шерхеном на радио в Берлине. В 1933 эмигрировал в Барселону, где работал как редактор и муз. критик. В 1940 переехал в Мехико; находился в дружбе с комп. С. Ревуэльтасом и М. М. Понсе, общение с к-рыми обогатило его знание мекс. музыки. С 1942 возглавлял муз. отдел журн. "Tiempo", познакомился с комп. К. Чавесом, высоко его ценившим как музыковеда. Занимал ответств. пост в фирме грампластинок "Дискос Мусарт". С 1952 издавал журн. "331/3" ("Audio y Mъsica"), где печатались аннотации к грампластинкам и критич. статьи. Среди значит. музыковедч. работ - "Панорама мексиканской музыки", словарь "Музыка и музыканты Латинской Америки", "Сильвестре Ревуэльтас", "Карлос Чавес". Издал "Музыкальную энциклопедию", "Краткий музыкальный словарь".

Сочинения: El romanticismo musical, Мйх., 1940; Panorama de la mъsica contemporбnea, Mйx., 1941; Panorama de la mъsica mexicana, (Mйx., 1941); Silvestre Revueltas, (N. Y., 1941); C. Chбvez, Mйx., 1942; Enciclopedia de la mъsica, v. 1-3, Mex., 1943, 1954; The present state of music in Mйxico, Wash., 1946; Mъsica y mъsicos de Latinoamйricana, v. 1-2, Mйx., 1947; Breve diccionario de la mъsica, (Mйx.), 1948; La mъsica contemporбnea, Mйxico, 1954.

P. P. Эстева.

Майер Ш.

Майер Ш. (Mayer) Шарль (21 III 1799, Кенигсберг - 2 VII 1862, Дрезден) - нем. пианист, композитор, педагог. В детстве вместе с семьёй переехал в Россию; учился у Дж. Филда. В 1812 М. впервые выступил в Петербурге. С 1814 концертировал в Зап. Европе. Возвратившись в Петербург (1819), занялся интенсивной конц. и педагогич. деятельностью; преподавал фп. игру, а также теорию композиции (до 1845). Советами М. пользовался М. И. Глинка, высоко ценивший его как музыканта. Иск-ву М. были свойственны изящество, законченность, чувство меры. Репертуар пианиста составляли гл. обр. виртуозные произв. - собственные, а также И. Н. Гуммеля, А. Герца и др. авторов. Был одним из первых исполнителей Фантазии Л. Бетховена (для фп., хора и оркестра). Многочисл. фп. произв. М. (концерты, концертштюки, фантазии, этюды, вариации и др.), несколько поверхностные по содержанию, но блестящие, удобные для исполнения, пользовались большой известностью. М. сделал ряд обработок и транскрипций рус. нар. песен, переложил для фп. (совм. с К. П. Вильбоа) оперу "Иван Сусанин". В 1845 гастролировал в Швеции, Германии, Австрии. С 1850 жил в Дрездене.

Литература: Музалевский В., Русское фортепьянное искусство. XVIII - первая половина XIX века, Л., 1961.

В. А. Натансон.

Майер Э. Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Майзедер Й.

Майзедер Й. (Mayseder) Йозеф (26 X 1789, Вена - 21 XI 1863, там же) - австр. скрипач, композитор и педагог. Игре на скрипке обучался у А. Враницкого и И. Шуппанцига. По композиции и фп. занимался у Э. А. Фёрстера. Был участником струн. квартета Шуппанцига. С 1810 солист оркестра Придв. оперы, с 1816 скрипач, с 1825 камер-виртуоз, с 1836 дирижёр Придв. капеллы в Вене. Руководил организованными им популярными симф. т. н. Дукатен-концертами. В 1810-30 был одним из популярнейших венских скрипачей, его исполнение отличалось элегантностью, грацией, певучестью, виртуозным блеском. Ученики: Г. Эрнст, М. Хаузер, Г. Панофка и др. Автор мн. произв. для скрипки (в т. ч. 3 концертов), камерно-инстр. ансамблей. Его струн. квартеты относятся к жанру т. н. блестящего квартета ("Quartett brillant"), с эффектно разработанной партией первой скрипки и сведением остальных голосов к роли аккомпанемента.

Литература: Hellsberg E., J. Mayseder, (Bd 1-2), W., 1955 (Diss.).

И. M. Ямпольский.

Предыдущая страница Следующая страница