Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 10, "МИЛ"-"МИР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 10, "МИЛ"-"МИР")

Милоевич М.

Милоевич М. (Милоjевиh) Милое (28 X 1884, Белград - 16 VI 1946, там же) - серб. композитор и музыковед. Учился композиции у С. Мокраняца в Белграде, музыковедению - у З. Неедлы и О. Зиха в Праге. Работал в Белграде. Преподавал историю музыки в ун-те (1925-39) и в Муз. академии (1941-46, профессор). Основал вок.-инстр. ансамбли - педагогов Серб. муз. школы (камерный, 1911) и ун-та (Collegium musicum, 1925). Дирижировал хорами; в т.ч. "Обилич", редактор журн. "Muzika" (1928). Один из создателей совр. серб. композиторской школы, М. опирался на нац. муз. фольклор. Выделяются его вок. и фп. миниатюры и хор. лирич. песни. Автор муз.-теоретич. работ, книг о Б. Сметане (1924, 1926), Р. Штраусе (1934), Р. Вагнере (1935), франц. муз. импрессионизме (1939), о серб. муз. фольклоре и серб. композиторах, в т.ч. о С. Мокраняце (1938), ряда статей.

Сочинения: симф. поэма Смерть матери Юговичей (Смрт маjке Jyгoвиha, 1921), увертюра Данило и Симонида(1913); Интимное (Intima) для струн. орк. (1937), камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. 2 струн. квартета (1905, 1906); лирич. симфония для голоса с орк. Пиршество на лугу (Гозба на ливади, 1939); фп. пьесы, в т.ч. сб. Мелодии и ритмы Балкан (1942); хоры; романсы на слова серб., франц., нем., япон. поэтов и на нар. тексты.

Литература: Коnjоvic P., Miloje Milojevic, Beograd, 1954.

Милонга

Милонга (испан. milonga) - аргент. нар. песня и танец. Распространена также в Уругвае, Парагвае и Чили. Размер двухдольный, темп подвижный, мелодия часто синкопированная. Для М. характерна ритмоформула аккомпанемента, общая для хабанеры и танго. Более старая форма М. - песенная (культивировалась аргент. гаучо в сер. 19 в.); М.-танец складывался в пригородах Буэнос-Айреса в последней трети 19 в., вначале как уличный танец гор. низов, позднее как театр. и салонный танец. На рубеже 19-20 вв. хореографич. форма М. была вытеснена, а отчасти поглощена танго. М. получила отражение в творчестве аргент. комп. А. Подеста, Ф. Харгривса, X. Агирре, А. Вильямса и др.

Милорава Ш. Е.

Шота Ермолаевич (р. 21 I 1925, Тбилиси) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1961). Чл. КПСС с 1953. Занимался в 1-м Тбилисском муз. уч-ще у Н. А. Месхи (фп.) и Ш. М. Мшвелидзе (композиция). В 1947 окончил композиторский ф-т Тбилисской консерватории (по классу А. М. Баланчивадзе). Творчество М. отмечено ярким нац. колоритом. Наибольшей известностью пользуются его оперетты (большинство из них написано в сотрудничестве с либреттистами Л. Чубабрия и П. Грузинским; пост. в Тбилисском т-ре муз. комедии), отличающиеся мелодичностью и красочностью оркестровки, мастерски написанными хорами и ансамблями. Автор популярных песен; многие из них отмечены премиями на всесоюзных конкурсах песни.

Сочинения: оперетты - Однажды весной (1951), Женихи (1952), Любимая племянница (1955), Дали (1957), Песня о Тбилиси (1958), Укрощение строптивого мужа (1960), Странные гости (1961), Тебе лишь одной (1961), Слуга трёх господ (1962), Их мечта (1963), Я и мои соседи (1964), Треснувшая пластинка (1970, свободная аранжировка и ред. оперетты "Золотая долина" Дунаевского), "Сынок идёт в армию" (1974); симф. поэма Элисо (1946); пьесы для фп., скр., влч.; романсы, песни (в т.ч. Песня Шота Руставели, Праздничная, Туристическая делия, Туристическая походная); музыка к спектаклям драм. т-ров, эстр. обозрениям.

Н. Р. Мусхелишвили.

Милушкин А. А.

Александр Андреевич (2(14) II 1892, слобода Рудня, ныне Саратовской обл. - 4 IX 1938, Москва) - сов. контрабасист и педагог. Игре на контрабасе учился у Д. А. Шмукловского в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (1909-13). С 1920 работал в Москве. Играл в оркестре Большого т-ра, одноврем. преподавал игру на контрабасе в Муз. техникуме им. бр. Рубинштейн (1923-29), затем - в Моск. консерватории (1929-38; с 1933 доцент). Среди учеников - Д. Ф. Агафонов, В. А. Панков, В. К. Зинович, В. В. Хоменко, А. И. Астахов. М. - автор первой сов. школы игры на контрабасе, а также переложений для контрабаса ("Сборник пьес старинных авторов", 1937, 1951; "Педагогический репертуар для контрабаса и фортепиано", вып. 1, 1941).

Сочинения: Полная школа-самоучитель для контрабаса, ч. l-3, М., 1928-30 (совм. с М. Д. Домашевичем); Школа для контрабаса, ч. 1, М., 1933, М.-Л., 1939, ч. 1, М.-Л., 1949 (ч. 3 включена в перераб. изд. под ред. В. К. Зиновича, А. И. Астахова, B. А. Шестакова, ч. 1-2, М., 1961-62).

Литература: Контрабас. История и методика, ред.-сост. Б. В. Доброхотов, М., 1974, с. 101-03.

А. М. Михно.

Мильвид А.

Мильвид А. (Milwid) Антони - польск. композитор 2-й пол. 18 в. Среди сохранившихся церк. соч. М. - 4 мессы, кантата "Dixit Dominus", цикл 12 кантат "Sub Tuum Praesidium". По типу мелодики они близки к музыке эпохи раннего классицизма, однако по технике письма тяготеют к галантному стилю. В нек-рых произв. претворены элементы мелодий польских нар. танцев и песен; в церк. соч. редко используется характерная для духовной музыки 18 в. полифония. Почти все культовые произв. написаны для сопрано, баса, 2 скрипок, 2 кларнетов, 2 валторн и органа. Из светских соч. М. известна симфония C-dur (издана в 1952 в обработке Я. Кренца как конц. симфония для гобоя и оркестра), ранее ошибочно считавшаяся первой польской симфонией; темы её близки укр. фольклору. Сохранилась также транскрипция для фп. и арфы менуэта из симфонии M. b-moll (соч. не было издано; рукопись утеряна во время 2-й мировой войны 1939-45).

Литература: Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1, М., 1954, с. 258-59; Z dziejуw polskiej kultury muzycznej, t. 2, (Kr., 1966).

Мильдер-Хауптман П. А.

Мильдер-Хауптман П. А. (Milder-Hauptmann; урожд. - Мильдер) Паулина Анна (13 XII 1785, Константинополь - 29 V 1838, Берлин) - австр. певица (драм. сопрано). Училась в Вене у Томазелли и А. Сальери, совершенствовалась у Й. М. Фогля. Дебютировала в 1803 в придв. оперном т-ре в Вене. Л. Бетховен написал для неё партию Леоноры ("Фиделио"), к-рую она исполнила на премьере (1805). М.-Х. пела гл. партии в операх К. В. Глюка "Ифигения в Тавриде", "Альцеста", "Армида", "Орфей и Эвридика", её партнёром неоднократно был Й. М. Фогль. В 1816-29 выступала в придв. оперном т-ре в Берлине, где особенно раскрылся её драм. талант. Покинув т-р (из-за конфликта с Г. Спонтини), совершила гастрольные поездки по Европе, в 1830 выступала в России. Много концертировала, исполняла среди соч. др. авторов песни Ф. Шуберта, к-рый посвятил ей свой ор. 31 - вторую "Песню Зюлейки" на стихи И. В. Гёте. В 1836 покинула сцену.

Литература: Гольдшмидт Г., Франц Шуберт, пер. с нем., М., 1960, 1968; Kalischer А. Сhr., Beethovens Frauenkreis, Tl. 1, В. - Lpz., (о. j.).

Мильднер М.

Мильднер М. (Mildner) Моржиц (6 XI 1812, Трмице, ныне г. Усти над Лабой - 4 XII 1865, Прага) - чеш. скрипач и педагог. Окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки у Б. Пиксиса (играл в квартете под его рук.). Выступал как скрипач, преподавал скрипич. игру. С 1843 профессор Пражской консерватории, концертмейстер оркестра оперной труппы "Временного т-ра" в Праге. Известен как ансамблист, способствовавший развитию в Праге камерного исполнительства; играл в трио с Б. Сметаной, был участником струн. квартетов. Выдающийся педагог, М. воспитал плеяду видных чеш. скрипачей, среди них - Ф. Лауб, Я. и В. Гржимали, А. Бенневиц, Э. Вирт, Й. Ржебичек. В педагогич. деятельности развивал принципы чеш. скрипич. школы, уделял большое внимание унисонной игре (особенность его метода). Автор пьес для скрипки и фп. и скрипич. этюдов.

Литература: Wasielеwski W. J., Die Violine und ihre Meister, Lpz., 1869, 1927; Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923, S. 492; Вudis R., Slavni cesti houslistй, Praha, 1966, C. 43-44.

В. Ю. Григорьев.

Милькович Е. А.

Екатерина Анатольевна (30 VII (11 VIII) 1888, Петербург - 1952, Москва) - сов. певица (сопрано) и педагог. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1946). Окончила Моск. консерваторию у У. А. Мазетти (1918). С 1918 инструктор по организации концертов мн. отделов, в т.ч. Муз. отдела нар. образования и Муз. отдела Наркомпроса. В 1923-24 пела на сцене Свободной оперы (быв. Оперный т-р Зимина). В 1924-49 преподавала сольное пение в Моск. консерватории (с 1941 профессор, в 1935-38 зав. башк. отделением). В 1928 посетила Италию, где изучала постановку вок. образования.

Сочинения: D-r. Moliniй. Laryngologie et chant. Les Presses universitaires de France, "Музыкальное образование", 1928, No 1; Вокальное образование в Италии, там же, 1929, No 1.

Мильман М. В.

Марк Владимирович (р. 20 IV (3 V) 1910, Москва) - сов. композитор, пианист и педагог. В 1930- 1937 учился в Моск. консерватории у Г. Г. Нейгауза (фп.) и у Г. И. Литинского (композиция). Композиторскую деятельность начал в студенч. годы. Осн. место в его творчестве занимает камерная песня (вок. циклы на сл. Р. Бёрнса, Ш. Петёфи, П. Элюара, Ю. Тувима, Н. С. Тихонова, Л. Н. Мартынова, Л. М. Квитко, Г. Гуляма и др. - 1939-74). Автор оперы "Алые паруса" (по Грину; соч. 1974), кантаты о Ленине ("Страницы великой жизни", соч. 1969), симфонии (1945), скр. и фп. концертов, камерно-инстр. произв. - сонат для фп., скрипки, виолончели, трубы, струн. квартетов, дух. ансамблей, хор. сюиты a cappella "Раздумья" и др. Много работал в области детской музыки (опера "Четыре секрета", хоры, песни); М. принадлежит ряд обр. нар. песен разных стран. С 1935 преподаёт в Моск. консерватории (класс камерного ансамбля; с 1964 профессор). Среди его учеников - видные ансамблисты Р. Б. Баршай, Р. В. Дубинский, Н. А. Гутман и А. А. Наседкин и др. Автор статей и рецензий.

Мильнер М. А.

Михаил Арнольдович (17(29) XII 1886, с. Ракитно Киевской губ. - 25 X 1953, Ленинград) - сов. композитор. С детских лет пел в евр. провинц. хорах, позднее в хоре А. Н. Дзмитровского в Киеве, где под его руководством, а затем под рук. О. Д. Веккер обучался игре на фп. В 1907-15 занимался в Петерб. консерватории у А. М. Миклашевского и М. Н. Бариновой (фп.) и А. К. Лядова, И. И. Витоля, В. П. Калафати (композиция). В эти годы опубликовал ряд произв., написанных в традициях Беляевского кружка. В сов. время в творчестве М. отчётливо выявляются тенденции к художеств. обр. евр. муз. фольклора. Наряду с M. P. Гнесиным, А. А. Крейном и А. М. Веприком был одним из ведущих мастеров евр. музыки. Автор мн. сольных и хоровых вок. соч., жанровых фп. пьес, песенных циклов, музыки к драм. спектаклям студии "Габима", Моск. евр. т-ра (в 1924-25 зав. муз. частью), крупных муз.-сценич. соч., в т.ч. оперы "Новый путь" (о социальной перестройке деревни). В 1923-31 работал в Евр. т-ре в Харькове (зав. муз. частью). В 1931-41 худ. рук. еврейского вок. ансамбля в Ленинграде, написал в годы блокады ряд военно-патриотич. сочинений.

Сочинения: оперы - Небеса пылают (Ди Химелен бремен, 1923, Петроград), Новый путь (1933), Флавий (по Л. Фейхтвангеру, 1943, не оконч.); для орк. - симфония e-moll (1937), симф. поэма Партизаны (1944) и др.; для фп. - сонаты, цикл пьес Фронт и тыл; для голоса с фп. - романсы, военные песни, хоры, в т.ч. Мать и дитя (1916); музыка к театр. спектаклям.

И. М. Ямпольский.

Мильтон Д.

Мильтон Д. (Milton) Джон (ок. 1563, Стантон-Сент-Джон, близ Оксфорда - март 1647, Лондон) - англ. композитор. Отец поэта Джона М. (1608-74). В 1573-1577 учился и пел в хоре мальчиков коллегии Крайст-Чёрч в Оксфорде. С 1585 жил в Лондоне, с 1595 служил нотариусом, с 1632 работал в Хортоне (Бакингемшир), с 1639 - снова в Лондоне. М. - автор мн. вок. сочинений, гл. обр. церковных (гимны, псалмы), а также известного аллегорич. 6-гол. мадригала "Прекрасная Ориана утром" ("Fair Oriana in the morn", 1601), поcв. королеве Елизавете. Его мотеты, энземы, псалмы и др. культовые соч. изданы в разл. сб-ках песнопений, выходивших в Англии в нач. 17 в., неск. мелодий к псалмам опубликованы в сб. псалмов Т. Равенскрофта ("Whole book of psalmes", 1621). M. принадлежат также 5- и 6-гол. фантазии для виол. Рукоп. фантазий для 5 виол и др. соч. М. хранятся в Крайст-Чёрч в Оксфорде.

Литература: Brennecke E., John Milton the Elder and his music, N.Y.-L., 1938-39 (лит. и 16 нотных примеров); Myers R. M., Hдndel, Dryden, and Milton, L., 1956.

Мильчевский М.

Марцин -см. Мельчевский M.

Мильштейн Н. М.

Мильштейн Н. М. (Milstein) Натан Миронович (р. 18 (31) XII 1904, Одесса) - амер. скрипач. Игре на скрипке обучался с детских лет в Одессе у П. С. Столярского. Позднее занимался у Л. С. Ауэра в Петрогр. консерватории и у Э. Изаи в Брюсселе. В 1920-25 концертировал в СССР, выступая в ансамбле с пианистом В. С. Горовицем. С 1925 живёт за границей (с 1928 - в США). Гастролировал во многих странах. Обладает совершенной техникой и безупречным вкусом. Исполняет гл. обр. классич. репертуар. Автор обр. для скрипки (в т.ч. "Паганиниана").

Литература: Gavоty В., Nathan Milstein, Gen., 1956.

Мильштейн Я. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Милютин Г. С.

Георгий (Юрий) Сергеевич (5(18) IV 1903, Москва - 9 VI 1968, там же) - сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1964). Чл. КПСС с 1952. В 1917-19 занимался на Муз. курсах В. К. Коссовского. Окончил студию моcк. Камерного т-ра (1921), в 1930 - Моск. обл. муз. техникум (композицию изучал у С. Н. Василенко и А. В. Александрова). В 1919-23 выступал как драм. актёр; в 1924-25 пианист и композитор эстр. коллектива "Синяя блуза". В 1929-32 пианист-иллюстратор немых фильмов в моcк. кинотеатрах. В 30-е гг. работал как композитор в драм. т-рах Москвы. В 20-е гг. писал эстр. песни. Широкую известность принесли М. патриотич. песни 30-х гг. и периода Великой Отечеств. Войны 1941-45 - "Гибель Чапаева" (1936, 1-я пр. на конкурсе ЦК ВЛКСМ), "На Дальнем Востоке", "Нас не трогай" (обе - 1938), "Чайка" (1939), "Возле города Кронштадта", "Всё равно", "Голубой конверт" (все - 1942), "Под Белгородом" (1945) и др. Песни М. отличаются эмоциональной непосредственностью, мелодич. ясностью, задушевным лиризмом. Эти черты характерны и для лучших его песен послевоен. периода - "Сирень-черёмуха" (1948), "Ленинские горы", "Провожают гармониста", "Среди полей России" (все - 1949), "Синеглазая" (1955) и др. С 1945 осн. внимание уделял жанру оперетты. Сценич. произв. М. свойственны стремительность развития действия, чёткость муз. характеристик. Оперетты М. посв., как правило, совр. сов. и заруб. действительности. Композитор часто использует в них элементы фольклора (рус, гуцульского, латиноамер.). Мн. оперетты М. ставились за рубежом (София, Бухарест, Прага, Брно, Будапешт, Лейпциг и др.). Работал и в области киномузыки. Гос. пр. СССР (1949) - за песни "Ленинские горы", "Сирень-черёмуха", "Морская гвардия".

Сочинения: оперетты - Жизнь актёра (1940, Моск. т-р оперетты), Девичий переполох (1945, Ленингр. т-р муз. комедии), Беспокойное счастье (1947, там же), Трембита (1949, Моск. т-р оперетты), Первая любовь (1953, там же), Поцелуй Чаниты (1957, там же), Фонари-фонарики (1958, там же), Цирк зажигает огни (1960, там же), Анютины глазки (1964, Свердловский т-р муз. комедии), Тихое семейство (1968, Моск. т-р оперетты); песни (более 40); музыка к спектаклям драм. т-ров, фильмам, в т. ч. "Карл Бруннер" (1936), "Дочь моряка", "Морской ястреб", "Сердца четырёх" (все - 1942), "Беспокойное хозяйство" (1943).

Литература: Медведев A., Юрий Милютин, М., 1956.

М. М. Яковлев.

Мимароглу И.

Мимароглу И. (Mimaroglu) Ильхан (р. 11 III 1926, Стамбул) - турецкий музыковед, композитор, журналист. По образованию юрист (в 1949 окончил Анкарский ун-т). В 1-й пол. 50-х гг. изучал историю музыки в Колумбийском ун-те (США), стажировался у известных амер. музыковедов. С 1948 муз. критик в ряде журналов Анкары; работал на радио. М. - один из ведущих музыковедов Турции. Значительный интерес представляет написанная им "История музыки" ("Musiki tarichi", 1961), в к-рой наибольшее внимание уделено освещению современной турецкой музыки. Ему принадлежит также несколько др. исследований, статей о турецкой и зарубежной музыке. Получил известность и как автор электронной музыки, многочисленных инструментальных произведений - трио для кларнета, влч. и фп. (1961), интермеццо (1964), 3 "Визуальных этюда" (1964), "Тренодия" для фп. (1965), 12 прелюдий для магнитофонной плёнки (1966-67), "Крылья Демона" (1970), "Спой мне песню о Сонгми" (1971) и др.

Сочинения: Amerika sesleri, Ist., 1956; Can sanati, Ist., 1958; Onbir зag das besteci, Ist., 1961.

Минаев К. А.

Кузьма Афанасьевич (2 (14) XI 1895, с. Новая Слободка, ныне Калужской обл. - 26 I 1950, Киев) - сов. певец (баритон). Нар. арт. УССР (1946). Чл. КПСС с 1946. В 1925 окончил Моск. консерваторию (занимался у В. М. Зарудной); совершенствовался в оперной студии Большого т-ра (1925-27). В 1927-1929 солист Харьковской оперы, в 1929-31 - Второй передвижной укр. оперы, в 1931-33 - Азербайджанского, в 1933-37 - Одесского, в 1937-50 - Киевского т-ров оперы и балета. Среди партий: Остап, Микола ("Тарас Бульба", "Наталка Полтавка" Лысенко), Султан ("Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского), Проценко ("Молодая гвардия" Мейтуса), Нагульнов ("Поднятая целина" Дзержинского), Онегин, Риголетто, Князь Игорь, Эскамильо, Грязной, Демон, Фигаро.

Вёл конц. деятельность.

И. М. Лысенко.

Минжилкиев Б. А.

Булат Абдуллаевич (р. 23 IV 1940) - сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1976). Депутат Верх. Совета СССР 10-го созыва. В 1966 окончил Ташкентскую консерваторию, в 1968-71 стажировался в т-ре "Ла Скала" (Милан). С 1966 солист Кирг. т-ра оперы и балета. Партии: Борис Годунов, Пимен, Мельник, Гремин, Филипп II; Мефистофель ("Мефистофель" Бойто и "Фауст"), Корнубай ("Манас" Власова, Малдыбаева и Фере), Пётр I ("Пётр I" Петрова) и др. 2-я пр. на Междунар. конкурсе вокалистов в Тулузе (1971), 1-я пр. на 5-м Междунар. конкурсе молодых оперных певцов в Софии (1973). Гос. пр. Кирг. ССР им. Токто-гула (1976), пр. Ленинского комсомола (1976). Гастролирует за рубежом.

Миниатюра

Миниатюра (франц. miniature, итал. miniatura) - небольшая муз. пьеса, чаще всего для фп., но также и для др. инструментов, для камерных ансамблей, оркестра. Форма М. может быть различной; обычно такие пьесы пишутся в простой 2-частной или 3-частной, а также в рондообразной форме. Нередко М. носят названия, определяющие характер их музыки, указывающие на их жанровую принадлежность. Хотя М. являются самостоят. пьесами, они тяготеют к объединению в серии, циклы. Расцвет М. связан с периодом муз. романтизма (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Шопен); жанр М. широко распространён и в совр. музыке.

Минима

Минима (от лат. minima - самая малая) - знак мензуральной нотации (

Минима

). С 14 в. обозначал относительно короткую длительность.

Минин В. Н.

Владимир Николаевич (р. 10 I 1929, Ленинград) - сов. хор. дирижёр и педагог. Нар. арт. РСФСР (1978). Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1961). Чл. КПСС с 1957. В 1950 окончил Моск. консерваторию у В. Г. Соколова, в 1957 - аспирантуру при ней у А. В. Свешникова. В 1949-50 и 1954-57 хормейстер Гос. акад. хора СССР, в 1951-54 худ. рук. и гл. дирижёр одного из армейских ансамблей песни и пляски, в 1958-63 - молд. хор. капеллы "Дойна", в 1965-67 - Ленингр. акад. капеллы. Организатор (1972), худ. рук. и гл. дирижёр (с того же года) Моск. камерного хора. С 1954 преподавал хор. дирижирование в Моск. консерватории, Кишинёвском ин-те иск-в, Новосибирской консерватории. С 1967 преподаватель Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных (с 1978 профессор; в 1971-79 ректор).

Минипьяно

Минипьяно - разновидность пианино особо малого размера, приспособленного для небольших по площади и кубатуре помещений. Высота корпуса М. не превышает 1 м, дл. 1200-1250 мм, шир. 390-400 мм. Вес ок. 120-125 кг. Механизм расположен ниже уровня клавиатуры. Струны и клавиши укороченные. Осн. элементы конструкции М. (перекрёстное расположение струн, устройство педального и демпферного механизма) такие же, как у обычного совр. фортепьяно. Диапазон 61/2 октав (с1-g4). M. появились в европ. странах и США в 1930-х гг.

Литература: Зимин П., История фортепиано и его предшественников, М., 1968.

Г. И. Благодатов.

Минкус Л. Ф.

Минкус Л. Ф. (Minkus) Людвиг Фёдорович (наст. имя - Алоизий Людвиг) (23 III 1826, Вена - по уточн. данным, 7.12.1917, там же) - скрипач и композитор. По национальности чех (по др. сведениям - поляк). Муз. образование получил в Вене. Как композитор дебютировал в Париже в 1864 балетом "Пахита" (совм. с Э. Дельдевезом, балетм. Ж. Мазилье). Творч. деятельность М. проходила гл. обр. в России. В 1853-55 капельмейстер крепостного оркестра князя Н. Б. Юсупова в Петербурге, в 1861-72 солист оркестра Большого т-ра в Москве. В 1866-72 преподавал в Моск. консерватории. В 1872-85 композитор балетной музыки при Дирекции имп. т-ров в Петербурге. В 1869 в Москве в Большом т-ре состоялась премьера балета М. "Дон Кихот", автором сценария и балетмейстером к-рого был М. И. Петипа (для показа в Петербурге в 1871 дополнительно написан 5-й акт). "Дон Кихот" остаётся в репертуаре совр. балетного т-ра. В последующие годы творческое содружество М. и Петипа продолжалось (он написал для Петипа 16 балетов). Мелодичная, доходчивая, ритмически чёткая балетная музыка М. имеет, однако, не столько самостоят. художественное, сколько прикладное значение. Она служит как бы муз. иллюстрацией внешнего рисунка хореографич. спектакля, не раскрывая, в сущности, его внутр. драматургии. В лучших балетах композитору удаётся выйти за пределы внешней иллюстративности, создать выразит. музыку (напр., в балете "Фиаметта, или Торжество любви").

Сочинения: балеты - Фиаметта, или Торжество любви (1864, Париж, балетм. Ш. Сен-Леон), Баядерка (1877, Петербург), Роксана, краса Черногории (1879, Петербург), Дочь снегов (1879, там же) и др.; для скр. - Двенадцать этюдов (посл. изд. М., 1950).

Миннезингер

Миннезингер (нем. Minnesinger, от Minne - любовь и Singer - певец) - нем. ср.-век. поэт-певец, автор-исполнитель произв. рыцарской лирики 12-13 вв., т. н. миннезанга. Песни М. сопровождались игрой на струн. инструментах. Сохранилось значит. количество песен с мелодиями. Многие из записей сделаны квадратными нотами (Nota quadrata, см. Невмы), что явилось одной из трудностей их расшифровок. Исследователь П. Рунге в своём труде "Песенные мелодии Гольмарской рукописи..." ("Die Sangesweisen der Golmarer Handschrift...", 1896) доказал, что ср.-век песенные записи нотированы наподобие хоралов и передают (так же, как мелодии, записанные невмами) лишь тоны и мелизмы, а ритм зависит исключительно от текста. Благодаря такому способу чтения произв. М. стали доступны для изучения. М. воспевали любовь и рыцарские обычаи. При единстве общей социальной направленности творчества М. как жанра рыцарской поэзии, в нём наметились два направления: песни М., возникшие в юго-вост. районах страны, приближались к песенной нар. лирике, были проникнуты жизнелюбием, воспевали любовь к женщине как реальное земное чувство (Кюренбергер, Дитмар фон Айст, М. фон Зефелинген); творчество М. прирейнских районов, воспевавшее культ "прекрасной дамы", отличалось мистицизмом, носило изысканный, отвлечённый характер (Генрих фон Фельдеке, Фридрих фон Хаузен). Среди др. известных М. - Райнмар фон Хагенау, Конрад Вюрцбургский, Вольфрам фон Эшенбах, Генрих фон Мейсен, прозванный Фрауэнлоб. В кон. 14 - нач. 15 вв. иск-во М. пришло в упадок.

Литература: Moser H. J., Minnesang und Volkslied, Lpz., 1925.

Миннелли Л.

Миннелли Л. (Minnelli) Лиза (Лайза) (р. 12 III 1946) - амер. эстр. певица и киноактриса. Дочь режиссёра Винсенте М. и киноактрисы и певицы Дж. Гарланд. С 1964 гастролировала как певица в Лондоне, Париже, Монте-Карло и городах США, выступала в ночных клубах и бродвейских т-рах. Междунар. известность М. принесло исполнение ею гл. роли в фильме "Кабаре" (1972), в к-рой большое место занимают пение и танец. Снялась также в фильмах "Вот это развлечение!" (1974; с участием прославленных артистов амер. эстрады и кино), "Немое кино" (1976), "Нью-Йорк, Нью-Йорк!" (1977) и др. М. - актриса, владеющая разнообразными средствами актёрской выразительности, обладающая высоким вок. и танц. мастерством.

Минор

Минор (итал. minore, от лат. minor - меньший; также moll, от лат. mollis - мягкий) - лад, в основе к-рого лежит малое (минорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия. Структура минорного лада (a-moll, или ля минор):

Минор

Основной звукоряд. (мелодическая модель ряда)

Минор

Главные аккорды. Гармоническая модель гармонического минора

М. (как трезвучие, не совпадающее полностью с нижними тонами натурального звукоряда, и как лад, строящийся на основе этого трезвучия) имеет тёмную окраску звучания, противоположную мажору, что составляет один из важнейших эстетич. контрастов в музыке. М. (собственно "минорность") может пониматься и в расширительном смысле - не как лад определ. структуры, а как ладовая окраска, обусловливаемая наличием звука, расположенного на малую терцию вверх от осн. тона лада. С этой точки зрения качество минорности свойственно большой группе ладов: натуральным эолийскому, фригийскому, дорийскому, нек-рым пентатонным (a-c-d-e-g) и др.

В нар. музыке родственные М. натуральные лады минорной окраски существовали, по-видимому, уже в далёком прошлом. Минорность издавна свойственна также значит. части мелодий проф. светской (в частности, танцевальной) музыки. Однако лишь в сер. 16 в. прототипы М. - эолийский лад вместе со своей плагальной разновидностью - были узаконены в европ. муз. теории (в трактате Глареана "Dodekachordon", 1547) в качестве IX и X церк. тонов. 16 век - время вытеснения старых ладов мажором и М. (во всех жанрах от бытовой танц. музыки до высокой полифонии). Эпоха функционального мажора и М. охватывает в европ. музыке 17-19 вв. Процесс освобождения от интонац. формул старых ладов был для М. более сложен, чем для мажора. И даже в классико-романтич. период (с сер. 18 до кон. 19 вв.), когда М. по образцу мажора приобрёл свой классич. вид (опора на три главных аккорда - Т, D и S), в структуре лада прочно закрепилась двойственность нек-рых ступеней (высокая VII при движении вверх, низкая VII при движении вниз) - остаток прежнего богатства ренессансной ладовости. К кон. 19 в. М. (как и мажор) отчасти реорганизуется за счёт включения в лад недиатонич. элементов и функциональной децентрализации. В совр. музыке М. существует как одна из многочисл. звуковых систем. См. Наклонение.

Ю. Н. Холопов.

Минск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Минский М. Л.

Марк Львович (р. 16 IV 1922, Москва) - сов. оперный режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1973). В 1952 окончил режиссёрский ф-т ГИТИСа (занимался у Л. В. Баратова и И. М. Туманова). С 1952 режиссёр, с 1958 гл. режиссёр Свердловского т-ра оперы и балета. Среди постановок М. - оперы "Борис Годунов", "Хованщина", "Псковитянка", "Майская ночь", "Князь Игорь", "Пиковая дама", "Орлеанская дева"; "Дон Паскуале" Доницетти, "Симон Бокканегра" Верди (1955, 1-я пост. в СССР), "Даиси", "В бурю"; "Богдан Хмельницкий" Данькевича, "Анна Снегина" Холминова, "Русская женщина", "Зори здесь тихие", "Верность" Молчанова, "Орлиное племя" Бабаева, "Швейк", "Юкки" Спадавеккиа. С 1978 доцент Уральской консерватории (Свердловск).

Минх Н. Г.

Николай Григорьевич (р. 2 (15) III 1912, Саратов) - сов. композитор и дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1973). Чл. КПСС с 1944. В 1926 окончил муз. техникум в Пензе по классу фп. В 1926-30 обучался в Центр. муз. техникуме в Ленинграде по классам фп. у М. С. Друскина и композиции у П. Б. Рязанова. С 1929 пианист в разл. конц. объединениях и коллективах, в т. ч. в Гос. эстрадном оркестре РСФСР под рук. Л. О. Утёсова. Во время Великой Отечественной войны в 1941 был на Ленинградском фронте, в 1942-45 муз. рук. Т-ра Балтфлота, а также член группы композиторов при Политуправлении Краснознамённого Балтийского флота. В 1940-41 и в 1945-1952 дирижёр и худ. рук. эстр. оркестра Ленингр. радиокомитета. В 1952-54 дирижёр Моск. эстр. т-ра "Эрмитаж". В 1954-63 гл. дирижёр Моск. т-ра эстрады, с 1972-Центр. т-ра Сов. Армии. Как композитор работает преим. в жанрах оперетты и эстрадной музыки. Автор статей и рецензий по вопросам лёгкой музыки. Гастролировал за рубежом (как гл. дирижёр Моск. мюзик-холла).

Сочинения: оперетты (даты пост.) - Раскинулось море широко (совм. с В. Л. Витлиным и Л. Круцем, 1942), Крылатый почтальон (1960), Друзья Милены (Человек в опасности, 1961), Ошибка Наташи (1962), Кварталы Парижа (Маленькая актриса, 1964), Бородатые мальчики (1966), Таинственная незнакомка (1969), Капитан первого ранга (1970), героич. муз. комедия Сталинград-42 (1974); пьесы и обр. для эстр. оркестра, в т. ч. сюита Московские картинки; песни; музыка к драм. спектаклям и радиопостановкам.

И. М. Ямпольский.

Миньковский А. З.

Александр Захарович (р. 12 (25) XII 1900, с. Снежна, ныне Винницкой обл.) - сов. хоровой дирижёр и педагог. Нар. арт. СССР (1960). В 1930 окончил киевский Муз.-драм. ин-т по классу дирижирования у С. Ф. Тележинского. В 1934-41 худ. рук. и гл. дирижёр хор. капеллы Укр. радио, в 1946-73 - Гос. капеллы бандуристов УССР (в 1943-46 директор и дирижёр Укр. гос. нар. хора). Сост. нотных сб-ков для хор. коллективов, ансамблей и капелл бандуристов. Автор музыковедч. статей. С 1951 преподаватель (с 1960 зав. кафедрой дирижирования, с 1965 профессор) Киевской консерватории. Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко (1969) - за конц. деятельность.

Литература: Матусевич H., Олександр Захарович Мiнькiвський, Кипв, 1964; Завадинский Д., Полвека на сцене, "СМ", 1969, No 6; Ященко Л., Пiвстолiття з пiснею, "Музика", 1970, No 1.

И. M. Лысенко.

Миньон

Миньон (от франц. mignon - крошечный).

1) Рояль самых малых размеров. Обычно максимальная дл. 1200-1450 мм.

2) Вельте-миньон - назв. одной из разновидностей механич. фп. фирмы "М. Вельте и сыновья" (Фрейбург).

3) Рус. бальный танец, по характеру близкий вальсу. Появился в кон. 19 - нач. 20 вв. Тактовый размер 3/4.

Миньони Ф.

Миньоне (Mignone) Франсиску (р. 3 IX 1897, Сан-Паулу) - браз. композитор, дирижёр, пианист. Учился музыке у своего отца - флейтиста Алфериу М. (1875-1960). В 1917 окончил консерваторию в Сан-Паулу и выступил с первыми соч. для орк. В 1920-25 обучался композиции в Миланской консерватории у В. Феррони. В 1929-32 профессор по классам фп. и гармонии в консерватории Сан-Паулу. С 1934 преподаёт дирижирование в Нац. школе музыки (Рио-де-Жанейро). Выступал как дирижёр (в 1942 гастролировал в США). В оперном творчестве сочетал принципы новой итал. школы с браз. нац. элементами. В орк. произв. М. широко использует мелодич. обороты нар. песен и танцев Бразилии. Нац. колоритом отмечена и красочная инструментовка его музыки. Написал автобиографию ("A parte do Anjo", Сан-Паулу, 1947).

Сочинения: оперы - Торговец алмазами (О contratador dos diamantes, 1924, Рио-де-Жанейро), Невинный (О Innocente, пост. 1928, там же); балеты - Маракату (Maracatъ, 1939, там же), Пугало (О Espantalho, 1942, там же), Русалка (Jara, 1946, Сан-Паулу) и др.; для орк. - Симфония труда (1939), Тропическая симфония (1958), Сельская сюита (1918), Лирич. интермеццо (1919), симф. поэма Момус (1933), Сон маленького проказника (1935); 4 браз. фантазии для фп. с орк. (1929-36), Модинья для влч. с орк. (1939), Концертино для кларнета (1957), Концертино для фагота (1957); камерно-инстр. ансамбли - Секстет для фп. и дух. инстр. (1935), 2 струн. квартета (1956, 1957) и др.; фп. соч., в т. ч. Соната (1941), 4 сонатины (1951); хоры, песни, музыка к фильмам.

Литература: Correa de Azevedo L. H., Francisco Mignone, в его кн.: "Mъsica brasileсa contemporбnea", Rosario, 1952.

Миньяр-Белоручев К. А.

Миньяр-Белоручев К. А. (наст. фам. - Желтобрюхов) Константин Александрович (28 IX (10 X) 1874, м. Сенница Варшавской губ. - 10 I 1944, Тбилиси ) - сов. виолончелист, педагог, муз.-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1936). В 1891-93 учился в Варшавском муз. ин-те, в 1901 окончил Моск. консерваторию по классу виолончели у А. Э. Глена. С 1892 вёл конц. деятельность, гастролировал в разл. городах России. Играл в трио совм. с А. Б. Гольденвейзером, К. С. Сараджевым и в квартете Тбилисского отделения РМО. С 1901 руководитель и преподаватель муз. уч-ща Тамбовского отделения РМО (классы виолончели, контрабаса и теории музыки). В 1904 организовал и возглавил муз. классы Воронежского отделения РМО. С 1912 жил в Тбилиси, с 1917 работал в консерватории (с 1936 профессор, в 1935-40 зав. кафедрой струн. инструментов). Внёс большой вклад в развитие сов. виолончельного иск-ва. Содействовал распространению художеств. и педагогич. принципов моск. виолончельной школы. Среди его учеников: А. С. Айвазян, Р. Б. Гарбузова, А. И. Чиджавадзе, Г. К. Барнабишвили, Г. Д. Цомык. М.-Б. принадлежат редакции классич. виолончельных произв. и муз. транскрипции: "Дьявольская трель" Тартини, концерт Паганини, "Андалузка" Сарасате, "Интродукция и рондо-каприччиозо" Сен-Санса (в рукописи). М.-Б. сочинены каденции к концертам Б. Боккерини (No 5) и Ж. Б. С. Бреваля, "Прелюдия" (для виолончели соло, 1911), Скерцо (для виолончели с фп., 1924). Автор инструктивных работ, в т. ч. брошюры "Виолончель и методы игры"(Тифлис, 1928).

Литература: Гинзбург Л. С., История виолончельного искусства, кн. 3, М., 1965, с. 433-40.

Н. Г. Чиаурели.

Мирек А. М.

Альфред Мартинович (р. 21 XI 1922, Ташкент) - сов. аккордеонист, методист, дирижёр и инструментовед. Кандидат искусствоведения (1972). Чл. КПСС с 1962. В 1950 окончил в Москве Муз. уч-ще им. Oкт. революции (по классу аккордеона у В. Г. Горохова), в 1967 - Ин-т культуры. Преподавал игру на аккордеоне в муз. школе г. Пушкино Моск. обл. (1947-65), Всесоюзном заочном нар. ин-те иск-в (1950-60), Ин-те культуры (1963-65). Организатор, с 1969 директор курсов повышения квалификации работников культуры и иск-ва Моск. обл. С 1973 директор 2-го Моск. обл. муз. уч-ща (г. Пушкино), с 1975 ст. науч. сотрудник Ленингр. ин-та театра, музыки и кинематографии. Автор хрестоматий, педагогич. сб-ков, учебных программ для аккордеона, статей в сов. и заруб. печати, муз. переложений. Собрал большую коллекцию инструментов, фонограмм, материалов по истории возникновения и развития исполнительства на гармониках, баянах и аккордеонах.

Сочинения: Самоучитель игры на аккордеоне, М., 1962; Школа игры на аккордеоне, М., 1962; Из истории аккордеона и баяна, М., 1967; Справочник по гармоникам, М., 1968 (прилож.: "Схема возникновения основных видов гармоник"); Самоучитель игры на мелодике, М., 1972; Основа постановки аккордеониста, К., 1974.

И. М. Ямпольский.

Мирзабаши П. Н.

Пехлеван Нияз (гг. рожд. и смерти неизв.) - хорезмский (узб.) музыкант. Изобрёл (ок. 1880) хорезмскую танбурную табулатуру, к-рая фиксирует не высоту звука, а способ исполнения на танбуре; каждому из ладков танбура соответствует горизонтальная линия, место нажатия мелодич. струны обозначается точками.

Мирза-Заде Х. Х.

Хайям Хады оглы (р. 5 X 1935, Баку) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1972). Чл. КПСС с 1964. В 1957 окончил Азерб. консерваторию по классу композиции у К. А. Караева. Преподаёт в ней композицию (с 1971 доцент). Гос. пр. Казах. ССР им. Курмангазы (1976).

Сочинения: кантата - Цвети, наша Родина (совм. с Э. Махмудовым, 1964); для орк. - 2 симфонии (1957, 1970), 2 симф. сюиты (Маленькая лирическая сюита, 1963; На полях Мугани, 1965), симф. увертюра (1955); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета (1956), квартет для медных дух. инстр. (1958), секстет для деревянных дух. инстр. (1962), фп. трио-поэма (1953), скерцо и поэма для скр. и фп. (1952); для фп. - Вариации (1953); пьесы для джаз-оркестра, эстр. песни, музыка к драм. спектаклям, фильмам.

З. Кафарова.

Мирзаян М. И.

Микаэл Иванович (21 VIII 1888, Тбилиси - 26 XI 1958, Ереван) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1939). Участвовал в основании в Тбилиси Муз. лиги (1908), Арм. муз. об-ва (1912) и Дома арм. иск-ва (1921), сыгравших значит. роль в развитии арм. муз. культуры. Автор романсов, песен, маршей (ок. 100), хоров, 5 опер-картин для детского исполнения - "Птичка и саз", "Стрекоза и муравей", "Да здравствует здоровье" и др., детских песен, обр. нар. мелодий. Его произв. связаны с новым мелодич. стилем сов. массовой песни.

Литературные сочинения (на арм. яз.): Песни и игры дошкольников, Ер., 1933; Пособие по музыкальной грамоте и пению, Ер., 1958.

Литература: Григорян К. Г., Микаэл Мирзаян, Ер., 1969 (на арм. яз.).

С. И. Саркисян.

Мирзоев М. А.

Муса Абдулла оглы (р. 26 I 1933, Баку) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1963. В 1958 окончил Азерб. консерваторию по классу композиции (у К. А. Караева) и фп.

Сочинения: оратория для солиста, хора и симф. орк. (1962); для орк. - симфония (1966), симфониетта (1951), симф. сюита (1961), Фестивальное каприччио (1963), 7 симф. картинок (1965), Праздничная поэма (1963), лирич. поэма По прочтении Саади (1968), Молодежная увертюра (1961), Фанфарная увертюра-шествие (1969), Концертный марш (1959), симф. танцы (1959), Лирический концертный вальс (1961), Азербайджанский танец (1962), баллада и аллегро (1967, для струн. орк.), симфония-концерт для скр. с орк. (1972), романтич. вальс-поэма для струн. орк. (1963), ноктюрн для трубы с орк. (1964); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1960), фп.,трио (1972); для фп. - токката, фуги, соната-каприччио, Юношеский альбом (12 пьес); для скр. и фп. - Adagio и вальс-скерцо (1954); романсы, хоры, песни (в т. ч. Молодежная армия, Студенческий вальс); сб. обр. азерб. нар. песен (1962), сб. Народная музыка Нахичевани для аккордеона или баяна (1974).

Мирзоева М. М.

Мария Моисеевна (р. 17 (29) VIII 1896, Тбилиси) - сов. певица и пианистка, педагог. В 1916 окончила Моск. консерваторию по классу фп. у Э. Э. Фрея. Брала уроки пения у С. Г. Рубинштейн, позднее занималась в Моск. консерватории у В. М. Зарудной-Ивановой. Концертировала с комп. А. Т. Гречаниновым. Выступала как пианистка и камерная певица в СССР и за рубежом, в 1928 как певица - в Париже. В 1931-41 концертировала в качестве пианистки с А. Л. Доливо. С 1932 преподаёт камерное и сольное пение в Моск. консерватории (с 1940 профессор). Среди учеников: К. Г. Кадинская, А. М. Грачёва, П. А. Ульянова, Л. Т. Златова, М. С. Алексеева, В. А. Волкова и др. Сост. и ред. ряда сб-ков вокализов и методич. работ, а также учебных пособий для студентов консерваторий. Под ред. М. изданы: "Избранные арии Генделя" (1961), "Избранные песни Шуберта" (1961), сб. "Народные песни" (1964), сб. "Арии зарубежных композиторов" (1970) и др. Автор статей и монографич. очерков о певцах и педагогах.

Сочинения: Анализ исполняемого вокального произведения, в сб.: Вопросы вокальной педагогики, вып. 2, М., 1964.

Мирзоян Э. М.

Эдвард Михайлович (р. 12 V 1921, Гори) - сов. композитор. Нар. арт. Арм. ССР (1963). Чл. КПСС с 1952. Чл. ЦК КП Армении (1964). Депутат Верх. Сов. Арм. ССР 5-9-го созывов. Сын композитора М. И. Мирзояна. Окончил Ереванскую консерваторию по классу композиции у В. Г. Тальяна (1941). В 1946-48 совершенствовался в Москве в муз. студии Дома культуры Армении, занимался у Г. И. Литинского и Н. И. Пейко. Творчество М. отличают драм. направленность и психологич. углублённость, выразительность лирич. образов, жанрово-тематич. связь с нар. музыкой. В его произв. отразились стилевые тенденции, характерные для развития совр. арм. музыки. Пред. правления CK Арм. ССР (с 1956). С 1948 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1965 профессор). Среди его учеников: Дж. Т. Тер-Татевосян, К. А. Орбелян, А. Р. Тертерян, С. X. Джербашян, Р. Б. Амирханян, X. М. Аветисян, Л. А. Чаушян и др.

Сочинения: кантаты - Армения (1948), Праздничная кантата (1949), Кантата о Ленине (1950, совм. с А. Г. Арутюняном), Советская Армения (1950); для орк. - симф. поэмы (Лоренцо Сако, 1941, Героям Отечественной войны, 1944; 1955), Симфонические танцы (1946), увертюра (1947), симфония для струн. орк. и литавр (1962); камерно-инстр. ансамбли - интродукция и Перпетуум мобиле для скр. с орк. (1957), струн. квартет (1947), соната для скр. и фп. (1939), соната для влч. и фп. (1967), поэма для фп. (1970), романсы (Сон, Говорят и др.), песни, музыка к кинофильмам, телефильмам ("Твёрдая порода").

Литература: Аразян Т. М., Эдвард Мирзоян, Ер., 1963 (на арм. яз.); Tер-Симонян М. П., Эдвард Мирзоян, М., 1969.

С. К. Саркисян.

Мирианашвили А. П.

Александр (Сандро) Петрович (р. 12 (25) IX 1915, Сигнахи) - сов. композитор. Нар. арт. Груз. ССР (1966). В 1934-45 (с перерывами) учился в Тбилисской (класс композиции И. И. Туския), Моск. (классы композиции Г. И. Литинского и Н. Я. Мясковского) и Ленингр. (класс композиции X. С. Кушнарёва) консерваториях. Руководил хор. ансамблями в Ленинграде и Тбилиси. В 1952-56 худ. рук. Ансамбля песни и пляски пограничных войск Закавказья. Начиная с 30-х гг. М. организовал неск. вокальных дуэтов, для к-рых написал ряд произв. Работает преим. в песенном жанре, ему принадлежат романсы, песни (в т. ч. эстрадные), хоры и др. Автор детской оперы "Серый волк" (1945), сб. "Пятьдесят фортепианных пьес для детей", музыки к спектаклям драм. т-ра. Среди наиболее известных песен и романсов М.: "Осушу слёзы", "Брожу по ночам", "Колыбельная", "На любимой улице", "Рассвет", "Мэри", "Молодёжная песнь о мире", "Вперёд" и. др.

Литература: Чхиквадзе Г., Советские композиторы Грузии, Тб., 1956 (на груз. яз.); Toрадзе Г., Композиторы Грузии, Тб., 1973.

Г. Торадзе.

Мирлитоны

Мирлитоны - муз. инструменты с мембраной, к-рая усиливает и окрашивает в особый тембр поющий человеческий голос (напр., укр. очеретына, эст. роопилль, чуваш. турапа каланы, обычный гребешок, обёрнутый листом папиросной бумаги).

Мирович С. М.

Софья Михайловна (р. 3 (15) VIII 1889, г. Наровль Минской губ.) - сов. певица (сопрано), педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1938). Ученица А. Ф. Мышуги, у к-рого занималась в Киевской муз.-драм. школе им. Н. В. Лысенко (1905-08) и в Варшавской консерватории (1908-11). В 1911-12 солистка Одесского оперного т-ра. Среди партий: Марфа ("Царская невеста"), Антонида, Снегурочка, Виолетта. С 1912 выступала с концертами в Москве, Петербурге, Киеве и др. городах. Обширен конц. репертуар М.; с особым успехом исполняла романсы М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, Р. Шумана и Ф. Шуберта. С 1912 занималась педагогич. деятельностью. В 1923-50 преподавала (с 1937 профессор) в Ленингр. консерватории. Среди её учеников: С. В. Акимова, А. А. Григорьева, О. А. Кашеварова и др.

В. И. Зарубин.

Миронов В. М.

Валерий Михайлович (р. 6 IV 1941, Славянок Донецкой обл.) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. Молд. ССР (1980). В 1970 окончил Моск. консерваторию. Солист Ансамбля песни и пляски Киевского воен. округа (с 1960), Ансамбля песни и пляски Сов. Армии (с 1964), Чуваш. муз. т-ра (с 1970), Одесского т-ра оперы и балета (с 1971), Моск. муз. т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1974-75), Ленингр. т-ра оперы и балета (1979-80). В 1975-79 и с 1980 солист Молд. т-ра оперы и балета. Партии: Водемон; Княжич ("Чародейка"), Голицын ("Хованщина"), Финн ("Руслан и Людмила"), Манрико, Радамес, Альфред, Канио; Туридду ("Сельская честь"), Поллион ("Норма"), Пинкертон; Ланцелот ("Дракон" Лазарева) и др. Выступает как конц. певец. Гастролирует за рубежом.

Миронов Н. Н.

Николай Назарович (10 (22) IX 1870, с. Воскресенск Самаркандской губ. - 6 VII 1952, Москва) - сов. музыкант-этнограф, композитор, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. Узб. ССР (1937). Не получил спец. муз. образования. Служил военным капельмейстером в Коканде (90-е гг. 19 в), с 1901 дирижёр симф. оркестра Ташкентского муз. об-ва, в 1918 участвовал в создании Нар. консерватории в Ташкенте, в 1920 работал в этнографич. комиссии при Наркомпросе. В 1923-24 преподавал на этнографич. курсах Гос. ин-та муз. науки и на Узб. рабфаке Коммунистич. ун-та трудящихся Востока (Москва). В 1928-32 директор и преподаватель Самаркандского н.-и. ин-та по изучению музыки и хореографии Узбекистана. С сер. 30-х гг. деятельность М. связана с Ташкентским муз. т-ром и филармонией (хормейстер, дирижёр оркестра, организатор и руководитель муз.-этнографич. ансамбля). Участвовал в муз.-этнографич. экспедициях в Бухарскую, Ташкентскую, Самаркандскую обл., в Восточную Сибирь и аулы Кавказа (нач. 20 в). Его записи использовали M. M. Ипполитов-Иванов, Р. М. Глиэр, В. А. Золотарёв, С. Н. Василенко. Автор н.-и. трудов по фольклору и муз. произв. - 4 опер, 2 муз. драм, кантаты "Витязь в тигровой шкуре" (1936, совм. с М. А. Ашрафи), 2 орк. сюит на темы узб. мелодий, песен.

Литературные сочинения: Музыка узбеков, Самарканд, М., 1929; Песни Ферганы, Бухары и Хивы, М., 1931; Музыка таджиков. Музыкально-этнографические материалы, Сталинабад, 1932; Музыкальная грамота, Таш., 1932 (на узб. яз.).

Е. В. Коптева.

Предыдущая страница Следующая страница