Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 2, "МАЙ"-"МАЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МАЙ"-"МАЛ")

Майзель Б. С.

Борис Сергеевич (р. 4(17) VI 1907, Петербург) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Бурят. АССР (1959). В 1936 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у П. Б. Рязанова. В 1942-44 жил в Свердловске, с 1944 в Москве. В творчестве М., разнообразном по жанрам, ведущее место занимают крупные симф. формы. Значителен вклад М. в бурят. балетное иск-во. Его балет "Во имя любви" (1958, Улан-Удэ; совм. с Ж. А. Батуевым), написанный по мотивам бурят. эпоса, был исполнен на Декаде бурят. иск-ва в Москве (1959). Среди соч. - симф. сюита "Письма с мельницы" (по А. Доде, 1955), двойной концерт для флейты и валторны с орк. (1971).

Сочинения: опера - Тень минувшего (1965), балеты - Снежная королева (1941), Золотая свеча (1958, совм. с Ж. А. Батуевым), Сомбреро (1961, Улан-Удэ), муз.-хореографич. поэма - Далёкая планета (на основе симф. поэмы, 1963, Ленинград, Т-р им. Кирова), для орк. - 8 симфоний (1939-73), симф. сюиты; симф. поэмы - Ленинград (1943), Далёкая планета (1961), Ленинградская новелла (1968), По старым русским городам (1975); двойной концерт для скр. и фп. с орк. (1946); 2 струн. квартета (1937, 1974); сонаты - для влч. и фп. (1934), органа (1937), фп. (1938); инстр. пьесы, циклы романсов на стихи Г. Гейне, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. Гарсиа Лорки, Е. А. Евтушенко; песни для детей и юношества, музыка к документ. и научно-популярным фильмам.

Б. С. Штейнпресс.

Майкапар С. М.

Самуил Моисеевич (6(18) XII 1867, Херсон - 8 V 1938, Ленинград) - сов. пианист-педагог, композитор и муз. писатель. В 1890 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та, в 1893 - Петерб. консерваторию по классу фп. у И. Вейса (ранее занимался у В. Чези), в 1894 - по классу композиции у H. P. Соловьёва. В 1894-98 совершенствовался как пианист у Т. Лешетицкого в Вене. В 1898-1901 жил в Москве, вёл конц. работу, преподавал, был чл. и секретарём Научно-муз. кружка, руководимого С. И. Танеевым. В 1901-03 преподавал в муз. школе в Твери, в 1903-10 жил и работал в Германии. В 1910-30 преподавал игру на фп. в Петрогр. (Ленингр.) консерватории (с 1917 профессор). Как композитор сыграл значит. роль в развитии дет. и юношеской фп. лит-ры. Автор фп. пьес, в основном миниатюр, обычно объединённых в циклы ("Маленькие новеллы", "Бирюльки", "Театр марионеток" и др.), отличающихся мелодичностью и изяществом фактуры. Среди др. соч. - струн. квартет, соната для фп., романсы и др. Известное значение для своего времени имела его работа "Музыкальный слух..." (М., 1890, П., 1915). Ему принадлежат также брошюры "Значение творчества Бетховена для нашей современности" (М., 1927), "Как работать на рояле. Беседы с детьми" (Л., 1963), а также воспоминания - "Годы учения" (М.-Л., 1938).

Литература: Вольман Б., Самуил Моисеевич Майкапар. Очерк жизни и творчества, Л., 1963; Петрова К., Композитор, посвятивший своё творчество детям, "МЖ", 1961, No 14.

И. М. Ямпольский.

Майнарди Э.

Майнарди Э. (Mainardi) Энрико (19 V 1897, Милан - 11 IV 1976, Мюнхен) - итал. виолончелист и композитор. Учился в детстве игре на виолончели у отца, виолончелиста-любителя. Окончил консерваторию по классу виолончели (1910) у Дж. Магрини и по классу композиции (1917) у Дж. Орефичи в Милане, с 1918 совершенствовался у X. Беккера в Берлине. Концертировал с 1910 в Милане, затем во мн. европ. странах, в 1931 - в СССР. С 1952 выступал и как дирижёр. В 1933-69 руководил классом виолончели в академии "Санта-Чечилия" в Риме, преподавал также на курсах мастерства в Зальцбурге (Моцартеум), Люцерне, Эдинбурге, Гамбурге, Стокгольме, Хельсинки. Среди учеников - З. Пальм, Э. Раутио, А. Бальдовино, М. Переньи. Для исполнит. стиля характерны сдержанность, отсутствие внешней эффектности, чувство формы, глубина замыслов; свободное и смелое владение техникой сочеталось в его игре с красивым и выразит. звуком. Был первым исполнителем произв. для виолончели М. Регера (сонату ор. 116 исполнил с автором), И. Пиццетти и Дж. Ф. Малипьеро, выступал и как камерный музыкант в сонатных ансамблях с пианистами Э. Дохнаньи, В. Бакхаузом и К. Цекки (с 1945), в фп. трио (с 1949) с Э. Фишером и скрипачом Г. Куленкампфом, затем - В. Шнайдерханом. М. принадлежит редакция сюит И. С. Баха для виолончели соло; автор инстр. соч., гл. обр. для виолончели, 3 концертов с оркестром (1947), концерта для 2 виолончелей, сонаты (1953) и сюиты (1940) с фп., а также 5 струн. квартетов, 4 фп. трио, сонат с фп. - для скрипки (1943) и для альта; цикла "Японских песен" (с фп., 1958).

Л. С. Гинзбург.

Майорано Г.

Майорано Г. (Majorano) Гаэтано - см. Каффарелли.

Майр И.

Майр И. (Mayr) Иоганн Симон (14 VI 1763, Мендорф, близ Регенсбурга - 2 XII 1845, Бергамо) - итал. композитор. По национальности немец. Первоначальное образование получил у отца - Йозефа М., органиста в Мендорфе. Учился в иезуитской школе, с 1781 изучал теологию в ун-те в Ингольштадте; стал священником. С 1789 жил в Бергамо и учился у капельмейстера К. Ленци, затем в Венеции, где брал уроки у капельмейстера собора св. Марка Ф. Бертони. В 1791 начал композиторскую деятельность, написав неск. ораторий. В 1794 в т-ре "Фениче" (Венеция) была пост. его первая опера "Сафо". В дальнейшем М. сочинил св. 70 опер, пользовавшихся известностью в Италии, а также в Германии, в т. ч.: "Лодоиска" (1796, Венеция), "Аделаида" (1799, там же), "Женевьева Шотландская" (по поэме "Неистовый Роланд", 1801, Триест), "Алонсо и Кора" (1803, Милан), "Элиза" (1804, Венеция), "Медея в Коринфе" (1813, Неаполь), "Ифигения в Тавриде" (1817, Флоренция), "Федра" (1820, Милан). Оперы М. отмечены богатством мелодики, мастерством блестящей инструментовки, для его увертюр характерно широкое использование crescendo, M. использовал новые муз. средства, вводил новые звучания (эпизоды с концертирующей трубой, валторной, англ. рожком и др.). Партии в операх М. пели выдающиеся певцы 19 в. Дж. Давид, Н. П. Левассёр, Л. Л. Маркези и др. С 1805 преподавал композицию в муз. школе в Бергамо. У М. учился Г. Доницетти. М. писал также кантаты, мессы и др.; ему принадлежит ряд лит. соч., в т. ч. о творчестве Й. Гайдна.

Сочинения: Brevi notizie istoriche della vita e delle opere di G. Haydn, Bergamo, 1809; Cenni biografici di A. Capuzzi, Bergamo, 1819; Regolamento delle lezioni caritatevoli di musica, Bergamo, 1822; Osservazioni di un veechio suonatore di viola, Bergamo, 1835.

Литература: Кречмар Г., История оперы, (пер. с нем.), Л., 1925; Schiedermair L., Simon Маyr, Bd 1-2, Lpz., 1907-10, Gazzaniga A., Il fondo musicale Маyr della biblioteca civica di Bergamo, Bergamo, 1963.

Майр Р.

Майр Р. (Маyr) Рихард (18 XI 1877, Хендорф, близ Зальцбурга - 1 XII 1935, Вена) - австр. певец (бас). Учился в Венском ун-те на медицинском ф-те. Студентом выступал в любительских концертах, по совету Г. Малера начал учиться пению. В 1898 был зачислен в Венскую консерваторию. В 1902 дебютировал в партии Гомеса де Сильва ("Эрнани" Верди) в Венской гос. опере, куда был приглашён Малером. В 1924 выступал в т-ре "Ковент-Гарден" (Лондон) в партии барона Окса ("Кавалер роз" Р. Штрауса), в 1927 - в "Метрополитен-опера" в партии Погера ("Нюрнбергские мейстерзингеры"). Был неоднократным лауреатом Зальцбургских фестивалей.

Литература: Hо1z H. J., Richard Маyr, в сб.: Die Wiedergabe, Reihe 2, Bd 6, W., 1923, Кunz О., Richard Маyr, W., 1933.

Майсте Т-Э. Ф.

Тео-Эндель Фридрихович (р. 28 II 1932, Выру) - сов. певец (бас). Нар. арт. Эст. ССР (1976). В 1962 окончил Таллинскую консерваторию у Ж. Д. Сиймон. С 1961 солист Т-ра "Ванемуйне", с 1965 - Эст. т-ра оперы и балета. Партии: Борис Годунов, Варлаам ("Борис Годунов"), Мельник, Князь Игорь, Филипп II; Джанни Скикки ("Джанни Скикки" Пуччини), Мефистофель; Барон Окc фон Лерхенау ("Кавалер розы"), Хари Янош ("Хари Янош" Кодаи), Борис Тимофеевич ("Катерина Измайлова"), Мендоза, Генерал ("Обручение в монастыре", "Игрок" Прокофьева), Сирано ("Сирано де Бержерак" Тамберга). Ведёт конц.-исполнит. деятельность. Гастролирует за рубежом. С 1970 преподаватель Таллинской консерватории.

Макам

Макам (араб.; осн. значение - положение, место) - ладово-мелодич. модель в араб., иран. и турецкой музыке (родственные явления - маком, мугам, мукам, рага). М. возникли на основе нар. мелодий. Характерны для гор. муз. культуры; в крестьянской музыке не находят широкого применения. Каждый М. представляет собой комплекс попевок, подчинённых закономерностям определ. лада. Звукоряды М. - диатонические 7-ступенные, но не отвечающие европ. темперированной системе; они включают интервалы большого и малого полутонов и большого и малого целых тонов, разнящихся на пифагорову комму. Все ступени подобных звукорядов имеют свои названия; тоникой служит один звук определ. высоты, тогда как расположенные от него октавой выше и ниже рассматриваются как вполне самостоят. ступени. Один и тот же осн. тон могут иметь разные М. Встречаются и разл. М. с одинаковым звукорядом; они отличаются комплексом мелодич. попевок. Каждому М. придаётся определ. этическое и даже космологич. значение. О М. говорится во мн. ср.-век. трактатах, в т. ч. Ибн Сины, Сафи-ад-дина. Последний впервые указывает 12 классич. М., входящих в сложную 84-ладовую систему, основанную на соединении 7 видов тетрахорда с 12 видами пентахорда.

М. служат основой для импровизации муз. произв. как малой, так и крупной формы. Малые формы строятся на материале одного М., в крупных формах используются переходы от одного М. к другому - своего рода модуляции. При этом соответственно меняется не только лад, но и тип мелодич. попевок. Характерным для крупных форм является последование двух разделов - свободного по метру и лишённого текста таксимa (Taqsim) и выдержанного в определ. размере башравa (Basrav). Таксимы бывают инструментальные (сольные и с бурдоном) и вокальные, исполняемые обычно в виде вокализа, а также с участием инструментов. В башраве группа удар. инструментов постоянно повторяет определ. ритмич. формулу, на фоне которой развёртывается мелодия. Число применяемых М. различно в разных музыкальных культурах.

Литература: Idelsohn Z., Die Maqam der arabischen Musik, "SIMG", 1913/14, Jahrg. 15; Oransay G., Chronologisches Verzeichnis tьrkischer Makamnamen, "Ankarer Beitrдge zur Musikforschung", 1965, Bd 2; его же, Die melodische Linie und der Begriff Makam der traditionellen tьrkischen Kunstmusik von 15. bis 19. Jahrgang, там же, 1966, Bd 3, No 7; Elsner J., Der Begriff des maqam in Дgypten in neuerer Zeit, Lpz., 1973.

Макаров А. Д.

Абрам Давидович (р. 4(16) XII 1897, Луганск) - сов. пианист-ансамблист. Засл. арт. РСФСР (1961). В 1917 окончил Петрогр. консерваторию по классу фп. у В. Н. Дроздова. В 1925-67 концертмейстер Моск. филармонии. В 1960-62 и с 1966 ст. преподаватель кафедры концертмейстерского мастерства Моск. консерватории. Выступал в СССР, а также в США, Великобритании, Франции, Японии и др. странах со мн. крупнейшими сов. и заруб. артистами, в т. ч. с Д. Ф. Ойстрахом, Л. В. Собиновым, А. В. Неждановой, З. А. Долухановой, Я. Хейфецем, И. Менухиным.

И. М. Ямпольский.

Макаров В. А.

Валентин Алексеевич (10(23) VIII 1908, Тетюши, ныне Тат. АССР - 26 IX 1952, Москва) - сов. композитор. В 1931 окончил Первый муз. техникум при Моск. консерватории по классу композиции у Б. Л. Яворского. В 1927-38 пианист-иллюстратор в моск. кинотеатрах. В 1936-40 вольнослушатель Моск. консерватории, где обучался в классах Г. И. Литинского (композиция), Б. Н. Лятошинского (инструментовка), И. В. Способина (гармония и муз. форма). В 1938-40 муз. методист при методич. кабинете ВЦСПС. Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 служил при 4-м отделе Политуправления Черноморского флота. В 1946-49 худ. рук. хора рус. нар. песни при Моск. обл. филармонии.

Вок. жанры - песни (более 120), хор. сюиты - составляют большинство соч. М. Более всего удавались композитору лирич. песни ("Рос на опушке рощи клён" и др.), интонационно связанные с совр. нар. крестьянской песней и с традициями рус. городской демократия. музыки 19 в.

Сочинения: муз. комедия - Сердце моряка (совм. с Ю. М. Слоновым, 1944); концерт для фп. с орк. (1939); для скр. и фп. - Поэма (1939); для солистов, хора, балета и орк. нар. инструментов - сюита Свадьба ткачихи (сл. Б. К. Ковынева, 1940); для муж. хора, балета и орк. нар. инструментов - Русская гармонь (сл. А. А. Жарова); для чтеца, хора и орк. нар. инструментов - песенный цикл Солнечная дорога (сл. Я. З. Шведова, 1949; Гос. пр. СССР, 1950); для солистов, хора и орк. нар. инструментов - Река-богатырь (сл. Я. Л. Белинского; Гос. пр. СССР, 1951); для солистов, хора и фп. - Алтайская сюита (сл. алтайских поэтов, 1949); циклы песен - Широки поля под Сталинградом (сл. Е. А. Долматовского; Гос. пр. СССР, 1950), Родной Севастополь (сл. С. Я. Алымова; Гос. пр. СССР, 1950); песни, в т.ч. Над рекой, над Окой (сл. О. Н. Высотской), Огоньки (сл. А. И. Пришельца), Поле чистое (сл. И. Н. Молчанова) и др.

Литература: Pитина С., Валентин Макаров, М., 1959; История русской советской музыки, ч. 1, М., 1963, с. 130-33.

M. М. Яковлев.

Макаров Е. П.

Евгений Петрович (р. 6(19) XI 1912, Пенза) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1972). Кандидат искусствоведения (1950). В 1944 окончил воен.-дирижёрский факультет при Московской консерватории; в 1947 - Московскую консерваторию по классу композиции у Д. Д. Шостаковича (ранее учился у Р. М. Глиэра и Г. И. Литинского). С 1944 преподаватель Ин-та воен. дирижёров (позднее воен.-дирижёрского ф-та при Моск. консерватории; в 1950-58 нач. кафедры чтения партитур; в 1958-61 - кафедры инструментовки). С 1957 доцент Моск. консерватории (с 1963 зав. кафедрой инструментовки). Произв. М. входят в репертуар дух. оркестров, в частности армейских коллективов. Автор "Задачника по инструментовке для духового оркестра" (1953), "Курса чтения партитур" (1956, соавторы М. Д. Готлиб, Я. М. Каабак); один из авторов "Курса инструментовки для духового оркестра" (1951).

Сочинения: балет - Сказка о рыбаке и рыбке (1952); для орк. - симфония (1943), Праздничная увертюра (1955), Четыре русские песни (1967); для фп. с орк. - концертино (1939); для дух. орк. - Пассакалья и фуга (1945), увертюры, сюиты, марши; камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. струн. квартет (1941); пьесы для разл. инструментов, романсы; музыка к фильмам.

M. M. Яковлев.

Макаров Н. П.

Николай Петрович (4(16) II 1810, Чухлома Костромской губ. - 5(17) XII 1890, с. Фунтиково-Рожествино Тульской губ.) - рус. гитарист. В детстве учился игре на скрипке у крепостного музыканта. Игру на гитаре изучал самостоятельно. В 1840-х гг. пользовался советами А. О. Сихры, занимался по гармонии у капельмейстера Большого т-ра И. И. Иоганниса. В 1841 выступил впервые как гитарист в Туле. В 1852 во время заграничной поездки познакомился с выдающимися гитаристами (Ц. де Ферранти и др.). В 1856 организовал в Брюсселе Междунар. конкурс "на лучшие сочинения для гитары и наилучшие сделанные гитары". Автор гитарных пьес, методич. очерка "Несколько правил высшей гитарной игры" (1874; на рус. и франц. яз. также в журн. "Гитарист", 1905, No 1-3), очерков "Былое (из воспоминаний гитариста)" (в журн. "Музыка гитариста", 1909, No 1, 3, 6, 11; 1910, No 2, 5-6, 7-8, 11-12). Издал также кн. "Мои семидесятилетние воспоминания..." (ч. 1-4, 1881-82). Писал романы, был известен как лексикограф ("Полный русско-французский словарь", 1867, и др.).

Литература: (Moрков В.), О результате конкурса (Междунар. конкурс гитаристов в Брюсселе), "Музыкальный и театральный вестник", 1856, No 52; его же, О конкурсе г. Макарова (в Брюсселе), "Северная пчела", 1856, с. 248; его же, Письмо в редакцию "Северной пчелы" (о конкурсе г. Макарова), там же, 1857, No l.

И. M. Ямпольский.

Макарова Н. В.

Нина Владимировна (30 VII (12 VIII) 1908, с. Юрьино, ныне Горьковской обл. - 15 I 1976, Москва) - сов. композитор. В 1936 окончила Моск. консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского; в 1938 у него же аспирантуру.

Сочинения: оперы - Мужество (1948, не закончена), Зоя (1963); для солиста, хора и орк. - кантата (1940); для орк. - симфония (1938, 2-я ред. 1962), сюита из музыки к пьесе "Как закалялась сталь" Островского (1955); для фп. - сонатина (1933), сюита из оперы "Зоя" (1955), 6 этюдов (1938, посв. Н. Я. Мясковскому), 2 детские сюиты: Мойдодыр, Моя любимая книжка (с чтецом, 1955) и др.; для скр. и фп. - соната (1934), скерцо (1938) и др.; для арфы, в т.ч. Шествие Нефертити (1963); произв. для влч., гобоя и др.; для голоса с фп. - романсы на сл. А. С. Пушкина и Ш. Руставели, цикл - В дни войны (сл. А. А. Коваленкова), Ленинградская колыбельная (сл. О. Ф. Берггольц), Сказ о Ленине (сл. E. E. Поповой-Яхонтовой) и др.; музыка к драм. спектаклям, радиопостановкам и фильмам.

Литература: Мартынов И., Нина Макарова, М., 1973.

M. M. Яковлев.

Макаров-Ракитин К. Д.

Константин Дмитриевич (20 V (2 VI) 1912, Александровск-Грушевский, ныне Шахты Ростовской обл. - 3 IX 1941, погиб в бою под Ярцевом на Вяземском направлении) - сов. композитор. В 1928-30 учился в Ростове-на-Дону в муз. школе по классу фп. у Н. Ракитиной, усыновившей его. В 1935 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского; до 1937 был у него же в аспирантуре. В 1937-39 ассистент Н. Я. Мясковского в Моск. консерватории. В 1940 служил в Ансамбле песни и пляски Моск. воен. округа. В первые дни Великой Отечеств. войны 1941-45 ушёл добровольцем на фронт. Соч. М.-Р. (особенно опера "Невеста солдата" и фп. пьесы) отличаются мелодич. яркостью.

Сочинения: опера - Невеста солдата (по повести "Шёл солдат с фронта" Катаева, 1940); балетная музыка - Дон Кихот и Дульцинея; для орк. - симфония (1936); концерт для фп. с орк. (1937); камерно-инстр. ансамбли - фп. квинтет (1934), струн. квартет (1932); для фп. - 2 сонаты (1932); романсы и песни на сл. А. С. Пушкина, М. И. Али-гер, И. Л. Сельвинского; музыка к драм. спектаклям и фильмам.

Литература: Лившиц A., К. Макаров-Ракитин, в его кн.: Жизнь за родину свою, М., 1964.

M. M. Яковлев.

Макдоналд Д.

Макдоналд Д. (MacDonald) Дженет (18 VI 1907, Филадельфия - 14 I 1965, Хьюстон) - амер. певица (сопрано) и киноактриса. Выступала в бродвейских мьюзиклах. В 1929-49 снималась в муз. фильмах видных режиссёров, в к-рых участвовали известные артисты-певцы (М. Шевалье, Н. Эдди и др.). Завоевала известность исполнением ведущих ролей в фильмах "Парад любви" (1929), "Король бродяг" и "Роз-Мари" (1930 и 1936, по опереттам Р. Фримля), "Весёлая вдова" (1934, по оперетте Ф. Легара), "Бродвейская серенада" (1939); наибольший успех имела в фильме "Строптивая Мариетта" (1935). В 1940 выступила и как артистка оперы - в партии Джульетты ("Ромео и Джульетта" Гуно) в Монреале и в партии Маргариты в Чикаго. Давала концерты во мн. городах США.

Мак-Доуэлл А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Макеба М.

Макеба М. (Makeba) Мириам (p. 4 III 1932, Проспект, близ Йоханнесбурга) - южноафриканская певица (меццо-сопрано). Пела в Претории в миссионерском хоре, принимала участие в выступлениях бродячей труппы "менестрелей". В 1959 после исполнения в Йоханнесбурге гл. партии в опере "Кинг Конг" М. Матчекизы получила известность и в том же году выступила в Нью-Йорке. Одна из выдающихся представительниц негр. муз. иск-ва, М. с успехом гастролировала в странах Зап. Европы, в Эфиопии и Кении.

Македонская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Македонский С.

Стефан (25 III (6 IV) 1885, Сливен - 31 V 1952, София) - болг. певец (тенор). Нар. арт. НРБ (1947). С 1902 жил в России, в 1904-10 учился в Моск. консерватории, с 1908 выступал в Оперном т-ре С. И. Зимина. С 1911 дебютировал на сцене "Болгарского оперного товарищества". Совершенствовал своё иск-во в Париже и Берлине. В 1922-33 исполнял ведущие партии в оперных т-рах Софии и др. городов страны, гастролировал за границей. В 1930-32 худ. рук. оперного т-ра в Варне (пост.: "Травиата", "Севильский цирюльник" и др.). С 1934 режиссёр Передвижного нар. т-ра в Софии (пост.: "Риголетто", "Вертер" и др.); выступал также в Кооперативном, Художественном т-рах и др. Голос М. звучный, большой силы, красивого тембра. Особенно полно дарование М. раскрылось в драм. партиях Радамеса и Отелло. Среди др. партий: Хозе, Тангейзер, Манрико, Фауст, Канио, Герман; Далибор ("Далибор" Сметаны), Камен ("Камен и Цена" Иванова и Кауцкого), Лыков ("Царская невеста"), Синодал, Ленский; Альфред ("Травиата"), Самсон ("Самсон и Далила" Сен-Санса). С 1948 директор Софийской нар. оперетты (ныне Гос. муз. т-р им. С. Македонского). Димитровская пр. (1950).

Литература: Tихолов П., Стефан Македонски, София, 1956.

А. Абаджиев.

Макензи К.

Макензи К. (Mackenzie) Александер Кэмпбелл (22 VIII 1847, Эдинбург - 28 IV 1935, Лондон) - шотл. композитор, скрипач, дирижёр, педагог, муз.-обществ. деятель. Сын Александера М. (1819-57), скрипача (ученика К. Липиньского) и дирижёра; М. представлял 4-е поколение музыкантов в семье. Учился в Эдинбурге, в 1857-62 - в Шварцбурге и Зондерсхаузене (Германия), играл в местных оркестрах. В 1862-65 занимался у А. Сейнтона (скрипка), Ч. Лукаса и Ф. Б. Джусона (фп.) в Корол. академии музыки в Лондоне, играл там в разл. театр. оркестрах. Выступал как скрипач-солист и ансамблист, руководил оркестром, преподавал (1865-79), служил регентом в церкви (1870-81), дирижировал оркестром Шотландской ассоциации вок. музыки (1873-80) в Эдинбурге, играл в оркестре, выступавшем на Бирмингемских фестивалях (1864, 1867, 1870, 1873). В 1879-88 жил во Флоренции. В 1879 X. Бюлов исполнил в Глазго увертюру М. "Сервантес", к-рая принесла М. известность. В 1885-86 дирижировал "Ораториальными концертами Новелло", в 1888-1924 возглавлял Корол. академию музыки в Лондоне, превратив её в одно из ведущих муз. уч. заведений Европы; преподавал композицию и руководил студенч. оркестром. В 1892-99 дирижировал оркестром Филармонич. об-ва (исполнял 6-ю симфонию П. И. Чайковского и 2-ю симфонию А. П. Бородина). Гастроли М. в Канаде способствовали организации там хор. об-в. В 1908-12 был президентом Междунар. муз. об-ва. М. работал в разл. вок. и инстр. жанрах (за исключением симфонии). Его произв. - романтич. стиля; в нек-рых соч. цитирует шотл. мелодии, стремясь передать местный колорит ("Волынка" - "Pibroch", сюита для скрипки с оркестром, ор. 42, 1889; "Шотландский концерт" для фп. с оркестром; 3 "Шотландские рапсодии" -"Rapsodie йcossaise" и др.).

Сочинения: оперы (6) - Коломба (1883, Лондон), Трубадур (1886, там же), Его величество (His Majesty, 1897, Лондон), Сверчок на печи (The cricket on the hearth, соч. 1900; 1914, Лондон); оперетта - Рыцари дороги (The knights of the road, 1905, Лондон); оратории - Роза Шарона (The rose of Sharon, 1884, 2-я ред. 1910), Вифлеем (1894); 6 кантат; для орк, - 6 увертюр (1876-1922), сюиты, 3 рапсодии (1880-1911), пьесы; концерты с орк. - Шотландский (Scottish, для фп., 1897), для скр. (1885); камерные ансамбли, в т.ч. соч. для скр. с фп.; пьесы для фп.; соч. для органа; хоры - партсонги, оды, гимны, энсземы, песни, кэролс; мелодекламации и песни с фп.; музыка к спектаклям драм. т-ра; обр. нар. шотл. песен.

Литературные сочинения: A musician's narrative..., L., 1927.

Литература: Brown J., Stratton S., British music, L., 1940; Farmer H., A history of music in Scotland, L., (1947) (см. указатель имён).

И. А. Слепнёв.

Маккартни Д. П.

Мак-Картни (McCartney) Джеймс Пол (р. 18 VI 1942, Ливерпул) - англ. эстр. певец и композитор. Изучал англ. лит-ру в ливерпул-ском колледже. С 1960 чл. вок.-инстр. квартета Битлз (бас-гитара, клавишные инструменты, труба, пение). Основу репертуара квартета составляли песни М. (совм. с Дж. Ленноном написал 203 песни). М. - тонкий мелодист-лирик, лучшая из его баллад - "Вчера". После распада группы "Битлз" (1970) создал вок.-инстр. ансамбль "Крылья" в составе Л. Маккартни (орган, пение), Д. Лейн (ритм-гитара, пение), Г. Маккелаф (гитара), Д. Сейвел (удар. инструменты). Гастролирует за рубежом.

Маккерас А. Ч.

Маккерас А. Ч. (Mackerras) Алан Чарлз (р. 17 XI 1925, Скенектади, шт. Нью-Йорк) - австрал. дирижёр и гобоист. Обучался игре на гобое и фп., а также изучал композицию в консерватории Сиднея. В 1945-47 1-й гобоист симф. оркестра и дирижёр оперного т-ра в Сиднее. По дирижированию занимался у В. Талиха в Праге (1947-48). С 1948 дирижёр, с 1970 муз. директор оперного т-ра "Сэдлерс-Уаллс" (ныне Англ. нац. опера) в Лондоне. В 1954-56 гл. дирижёр Конц. оркестра Би-Би-Си там же. В 1963 дебютировал в "Ковент-Гарден", дирижировал оперой "Катерина Измайлова" Шостаковича. С 1966 гл. дирижёр Гамбургской гос. оперы, в 1977-79 гастролирующий дирижёр симф. оркестра Би-Би-Си в Лондоне.

Мак-Кормак Д.

Мак-Кормак Д. (McCormack) Джон (14 VI 1884, Атлон, Ирландия - 16 IX 1945, близ Дублина) - ирл. певец (тенор). В 1903-04 брал уроки у органиста и хормейстера В. О. Брайена. В 1905-07 совершенствовался у Р. Саббатини в Милане, где выступал на оперной сцене. В 1907 дебютировал как конц. певец в "Куинс-холле" (Лондон) и в том же году впервые пел на сцене "Ковент-Гардена". В 1909-14 гастролировал в т-рах разных стран. С 1914 выступал преим. как конц. исполнитель. В 1930 оставил сцену. Для М.-К. характерны тонкое чувство стиля и отточенная техника, безукоризненная фразировка. С наибольшим успехом выступал в операх В. А. Моцарта (Дон Оттавио - "Дон Жуан") и Дж. Пуччини (Каварадосси; Рудольф - "Богема"; Пинкертон). В камерном исполнительстве сочетал черты итальянского бельканто и немецкой песенной манеры. Известен как интерпретатор ирландских народных песен.

Литература: Strong L. A. G., John MacCormack, L., 1949; Fоxа11 R., John McCormack, L., 1963; McCormack L., I hear you calling me, Milwaukee, 1949.

Я. M. Платек.

Маклякевич Я. А.

Маклякевич Я. А. (Maklakiewicz) Ян Адам (24 XI 1899, Хойнаты, Мазовия - 8 II 1954, Варшава) - польский композитор. Учился в Варшаве в Высшей муз. школе им. Ф. Шопена, в 1922-25 - в консерватории у Р. Статковского (композиция), изучал игру на органе. Совершенствовался у П. Дюка в "Эколь нормаль" в Париже (1926-27). Преподавал теорию музыки в консерваториях в Лодзи (1927-30) и в Варшаве (1929-30). В 1932-1939 церк. органист и хор. дирижёр, одноврем. муз. критик и редактор (в 1934 осн. журн. "Chуr"). Дирижировал рабочими и академич. хорами, занимаясь муз.-просвет. деятельностью (обработки для хора рабочих, солдатских и молодёжных нар. песен). В 1945-47 директор Гос. филармонии в Кракове, в 1947-48 - филармонич. оркестра в Варшаве. С 1947 профессор композиции в Высшей муз. школе в Варшаве. Для М. характерны тяготение к архаике (концерт для виолончели с оркестром), использование нац. муз. фольклора ("Гуцульская сюита" для скрипки и фп., 2-й концерт для скрипки с оркестром, т.н. "Гуральский", и др.), традиций К. Шимановского, а также стилизация под вост. музыку (4 япон. песни для сопрано с оркестром, 1930).

Сочинения: оперы - Лилля Венеда (1925), Горный ветер (Wiatr halny, 1953, не закончена); балеты - Калиостро в Варшаве (1938, по Ю. Тувиму), Золотая утка (Zlota kaczka, 1951), кантаты, в т.ч. симф. поэма Грюнвальд (1944), Песнь о хлебе насущном (Piesn о chlebie powszednim, 1931); для орк. - 3 симфонии, концерты с орк. - для скр. (1930; 2-й, Гуральский, 1952), для влч. (1929), фагота (1953); для фп. - пьесы; хоры, в т.ч. культовые соч., 5 месс и др.; романсы и песни; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Mусiе1ski Z., Piesni japonskic J. Maklakiewicza, "RMz", 1947, No 18.

З. Лисса.

Макмиллан К.

Мак-Миллан (МасМиллан) Кеннет (р. 11 XII 1929, Данфермлин, Шотландия) - англ. артист балета и балетмейстер. В 1948 окончил школу т-ра "Сэдлерс-Уэллс", с этого же года в труппе т-ра. Первая значит. работа - "Концертные танцы" Стравинского (1956). Работал в экспериментальной труппе т-ра "Сэдлерс-Уэллс", в "Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле" и Корол. балете Великобритании (с 1965 постоянный балетмейстер, с 1970 худ. рук.). Среди пост. - "Агон" (1958), "Поцелуй феи" Стравинского; "Приглашение" Зейбера (оба - 1960), "Весна священная" (1962), "Ромео и Джульетта" (1965); "Анастасия" на музыку П. И. Чайковского и Б. Мартину (2-я ред., 1971), "Спящая красавица"; "Семь смертных грехов мещанина" Вейля (оба - 1973), "Манон" на музыку Ж. Массне (1974), "Времена года" на музыку Дж. Верди, "Ритуалы" на музыку Б. Бартока (оба - 1975), "Майерлинг" на музыку Ф. Листа (1978), "Конец дня" на музыку М. Равеля (1979). Работал также в труппах "Американ балле тиэтр", Штутгартском балете, Нем. опере (Зап. Берлин). В 1978 для балетной труппы парижской оперы пост. "Метаболы" Дютийё. Автор статьи "Структура и танец" ("Struktur und Tanz", в кн.: "Internationales Ballet auf leutschen Bьhnen", 1968).

Литература: Кеннет Макмиллан, балетмейстер Королевского балета, "Англия", 1979, No 71.

Маком

Статья большая, находится на отдельной странице.

Максаков М. К.

Максимилиан Карлович (наст. имя и фам. Макс Шварц) (1869, Буковина - 26 III 1936, Москва) - сов. певец (драм. баритон), оперный режиссер и вок. педагог. По национальности австриец. Мальчиком пел в оперетте, исполнял женские роли. Учился в Петербурге у Е. К. Ряднова. Выступал в Петербурге, Ростове-на-Дону, Тбилиси, Баку, Одессе, Москве (Большой т-р), Казани, Киеве и др. Держал оперные антрепризы, организовывал товарищества и передвижные труппы, в к-рых выступал как певец и режиссёр. М., яркий, темпераментный певец, обладавший сильным и выразит. голосом, получил известность как исполнитель драм. партий: Демон, Борис Годунов, Кочубей, Яго, Риголетто; Валентин ("Фауст"), Беппо ("Фра-Дьяволо"), Жрец ("Самсон и Далила" Сен-Санса) и др. Спектакли, поставленные М., отличались высоким художеств. уровнем - "Борис Годунов", "Аида"; "Маккавеи" Рубинштейна, "Чародейка"; "Таис" Массне и др. В гастрольных спектаклях, организованных М., выступали Ф. И. Шаляпин и Л. В. Собинов. В 1923 оставил сцену, преподавал пение в Москве, Ленинграде (1925-1927) и снова в Москве (до 1930 в ГИТИСе). Среди учеников - М. П. Максакова (жена М.).

Литература: Ярон С., Воспоминания о театре (1867-1897), К., 1898, Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 2, 1954, с. 101; Максакова М., Путь к искусству, "СМ", 1962, No 5, с. 89-96.

Максакова М. П.

Мария Петровна (26 III (8 IV) 1902, Астрахань - 11 VIII 1974, Москва) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1971). В детстве пела в церк. хоре, занималась в Астраханском муз. уч-ще. С 1921 ученица М. К. Максакова. С 1919 солистка оперной труппы в Астрахани; дебютировала в партии Ольги ("Евгений Онегин"). В 1923-53 солистка Большого т-ра (в 1925-27 - Ленингр. т-ра оперы и балета).

Выдающаяся певица, М. обладала высоким, гибким меццо-сопрано тёплого, лирич. тембра, ярким темпераментом. Её исполнению были присущи большая экспрессия, тонкое иск-во фразировки, полное слияние муз. и сценич. образов. Среди лучших партий - Кармен; Марина Мнишек (Гос. пр. СССР, 1949), Марфа ("Хованщина"; Гос. пр. СССР, 1951). Др. партии: Любаша, Ганна ("Царская невеста", "Майская ночь"); Лель, Амнерис, Азучена, Далила; Ортруда ("Лоэнгрин"), Клариче ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева), Алмаст (1-я исполнительница, 1930) и др. В 1938-41 М. участвовала в спектаклях Гос. ансамбля оперы под рук. И. С. Козловского, где с успехом исполнила партии Орфея ("Орфей и Эвридика" Глюка) и Шарлотты ("Вертер"). В конц. репертуаре певицы - романсы П. И. Чайковского, вок. циклы Р. Шумана, произв. сов. композиторов, рус. нар. песни. Часто выступала с Рус. нар. оркестром им. Н. П. Осипова. Гос. пр. СССР (за достижения в области оперного иск-ва и за конц.-исполнит. деятельность, 1946). М. - одна из первых представителей сов. иск-ва за рубежом, гастролировала в Турции (1935), Польше (1936), Финляндии (1950), ГДР (1968-69).

Сочинения: Путь к искусству, "СМ", 1962, No 5.

Литература: Львов М., М. П. Максакова, М.-Л., 1947, 1953; Мария Петровна Максакова. (Буклет), M., 1953, Лемешев С., Умный талант, "СМ", 1962, No 5, Катульская Е., Большой талант, "МЖ", 1962, No 7; Львов М., Русские певцы, М., 1965, с. 229-60; Чудновский М., Мария Петровна Максакова, "МЖ", 1968, No 9.

В. И. Зарубин.

Максиан Ф.

Максиан Ф. (Maxian) Франтишек (р. 9 XI 1907, Теплице) - чехосл. пианист и педагог. Засл. арт. ЧССР (1967). В детстве учился игре на виолончели у Краузе, с 13 лет - на фп. у Р. Веселы, продолжал занятия (1922-27) в его классе в консерватории в Праге, совершенствовался там же как пианист под рук. В. Курца в Школе мастеров (1928-31), изучал также дирижирование. Работал в Праге в 1928-40 на радио (в качестве пианиста), преподавал в консерватории (в 1939-1946 профессор), в Академии искусств (с 1946; с 1952 профессор). Среди учеников М. - Я. Паненка (позднее - ученик П. А. Серебрякова в Ленингр. консерватории). Как пианист отличался широтой репертуара (И. С. Бах, нем. романтики, совр. чеш. композиторы; был первым исполнителем соч. О. Еремиаша, М. Ка-белача, Б. Мартину, В. Новака, Й. Станислава и др.). Под ред. М. издан ряд произв. педагогич. фп. лит-ры. Гос. пр. ЧССР (1954).

Литература: Ceskoslovenstн koncertni umelci a komornн soubory, Praha, 1964, с. 59-62, Raс1t J., Frantisek Maxiбn, "Hudebnн rozhledy", 1954, No 6, с. 255.

M. Скалицка.

Максимов Л. А.

Леонид Александрович (3 (15) IX 1873, Рязань - 1(14) I 1904, Москва) - рус. пианист, педагог, муз. критик. В 1892 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у П. А. Пабста (ранее занимался здесь у Н. С. Зверева, А. И. Зилоти). В 1892-94, 1899-1901 концертировал по городам России. Виртуозная игра М. отличалась темпераментом, широтой размаха. В 1894-1897 директор и преподаватель Астраханского муз. уч-ща РМО, в 1897-99 - Томского муз. уч-ща. С 1901 профессор Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва. Писал рецензии и статьи (под псевд. Диноэль), преим. в газетах ("Русское слово" и др.).

Литература: Л. А. Максимов (Некролог), "РМГ", 1904, No 2; Скрябин A., Письма, сост. и ред. А. В. Кашперов, М., 1965, с. 278.

Максимов С. М.

Степан Максимович (31 X (12 XI) 1892, с. Яншихово-Норваши, ныне Янтиковского р-на Чуваш. АССР - 25 VIII 1951, Чебоксары) - сов. композитор, педагог, исследователь чуваш. нар. музыки. Засл. деят. иск-в Чуваш. АССР (1934). Чл. КПСС с 1919. Окончил Симбирскую чуваш. учительскую школу и регентские классы Казанского отделения РМО, композиторский ф-т Моск. консерватории (в 1935, классы Р. М. Глиэра и А. Н. Александрова). В 1911-25 преподавал пение и музыку. С 1926 руководил муз. школой и уч-щем в Чебоксарах. Один из основоположников чуваш. проф. музыки. Записал ок. 2000 чуваш. песен. Сост. сб-ков "Чувашские песни" (ч. 1-2, М., 1924-26), "Песни верховых чуваш" (Чебоксары, 1932), "146 чувашских народных песен, записанных от Г. Федорова" (М., 1934), "Песни для хорового и сольного исполнения" (Чебоксары, 1960), "Чувашские народные песни" (1964). Популярностью пользуются его хор. и сольные песни, а также обр. чуваш. нар. песен. Писал статьи о чуваш. нар. музыке. Среди учеников - Ф. М. Лукин, Г. Я. Хирбю.

Сочинения: для симф. орк. - увертюра; для орк. дух. инструментов - Чувашский марш; для фп. - сонатина.

Литературные сочинения: Песенное творчество чувашского народа (совм. с И. Люблиным и В. Кривоносовым, рукопись); Учебник нотной грамоты, Чебоксары, 1935 (на чуваш. яз.).

Литература: Лукин Ф., Талантливый чувашский композитор, "СМ", 1956, No 11; Илюхин Ю., Развитие чувашской советской музыки в 1917-1945 годах, в кн.: Учёные записки чув. НИИ языка, литературы и экономики, вып. 35, Чебоксары, 1967; его же, С. М. Максимов, "Ялав", 1962, No 11 (на чуваш. яз.); его же, Видный деятель чувашской музыки, там же, 1966, No 8 (на чуваш. яз.).

Ю. А. Илюхин.

Максимова В. В.

Валентина Владимировна (р. 29 I 1921, Ленинград) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1962). Чл. КПСС с 1962. В 1950 окончила Ленингр. консерваторию по классу пения у Т. А. Докукиной, с того же года - солистка Ленингр. т-ра оперы и балета. М. обладает подвижным, лёгким голосом большого диапазона, виртуозной техникой. Среди лучших партий: Людмила; Маргарита ("Гугеноты"), Джильда, Виолетта, Лючия; Лена ("Октябрь" Мурадели). Выступает как конц. певица. Одна из лучших исполнительниц концерта для голоса с оркестром Р. М. Глиэра. С 1951 гастролирует за рубежом (ГДР, Чехословакия, Румыния, Пакистан, Болгария, Сирия, ФРГ, Финляндия, Исландия и др.).

В. И. Зарубин.

Максимович М. А.

Михаил Александрович (3 (15) IX 1804, хутор Тымковщина, ныне Черкасская обл. - 10 (22) XI 1873, хутор Михайлова Гора, на Полтавщине) - укр. историк, филолог, фольклорист, поэт, журналист, ботаник. Чл.-корр. Петерб. АН (1871). Окончил Моск. ун-т (1823). Преподавал ботанику в Моск. ун-те (1827-34, профессор с 1833) и рус. словесность в Киевском ун-те (1834-40 и 1843-45). Издавал в Москве и Киеве альманахи. В истории отечеств. фольклористики видную роль сыграли выпущенные им сб-ки текстов укр. нар. песен и дум: "Малороссийские песни" (1827), "Украинские народные песни" (ч. 1, 1834), "Сборник украинских песен" (ч. 1, 1849). Часть собранных М. напевов нар. песен была обработана А. А. Алябьевым (тетрадь 1, 1834), который положил на музыку 2 стихотворения М.

Литература: Штейнпресс Б. С., Первый музыкальный сборник украинских народных песен (историко-критический очерк), в сб.: Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева, М., 1961.

Б. С. Штейнпресс.

Макферсон Ч.

Макферсон Ч. (Macpherson) Чарлз (10 V 1870, Эдинбург - 28 V 1927, Лондон) - шотл. органист и композитор. С 1879 жил в Лондоне. В 1879-87 пел в хоре собора св. Павла, был хормейстером собора Сент-Клемент. Учился игре на органе у Дж. Мартина. Служил органистом в аристократич. домах в разных графствах. В 1890-96 учился в Корол. муз. академии в Лондоне. С 1895 органист (сначала второй, с 1916 - первый) собора св. Павла. В 1914-27 рук. лондонской Ассоциации церк. хор. музыки, одноврем. возглавлял Корол. об-во органистов. С 1919 профессор Корол. академии музыки. Писал гл. обр. церк. музыку (энсземы, псалмы). Известность принесли М. музыка к 137-му псалму "У вод Вавилонских" ("By waters of Babylon", для хора и оркестра, 1893) и песня "Сидит птичка..." ("There sitsa bird...", 1893; пр. бристольского об-ва многогол. песни "Орфей").

Сочинения: для орк. - Шотл. увертюра (1895), 2 сюиты (обе на шотл. темы - Highland suite, Hallowe'en), Благодарственный (Thanksgiving) Те Deum для хора, орк. и органа (1918); камерно-инстр. ансамбли - фп. квартет, секстет для духовых; для голоса и струн. ансамбля - 3 гэльских мелодии в сопровождении смычковых и арфы; обр. шотл. нар. песен для органа и для хора; культовая хоровая музыка (8 тетрадей, 144 произв.).

Литературные сочинения: A short history of harmony, L., 1917.

Литература: Farmer H. G., A History of music in Scotland, L., 1947 (см. указатель имён).

И. А. Слепнёв.

Макфи К.

Макфи К. (McPhee) Колин (15 III 1900, Монреаль - 7 I 1964, Лос-Анджелес) - амер. композитор и этно-музыколог. В 1921 окончил Пибоди-консерваторию в Балтиморе по классам композиции и игры на фп. Брал уроки фп. игры у А. Фридхайма в Торонто и у И. Филиппа в Париже, где также занимался композицией под рук. П. Ле Флема. В 1926 поселился в Нью-Йорке, где брал уроки у Э. Вареза (композиция). В 1934-39 (с перерывами) жил на о. Бали. Написал ряд соч. на основе балийской музыки, в т.ч. пьесы "Табу-Табуан" для 2 фп. и оркестра (1936), цикл для флейты и 2 фп. "Балийская церемониальная музыка" ("Balinese ceremonial music", 1942). Автор 3 книг о танцах, музыке и обычаях жителей Бали - "Дом в Бали" ("A House in Bali", 1946), "Танец на Бали" ("Dance in Bali", 1948) и "Музыка в Бали" ("Music in Bali", 1957; изд. 1966). С 1958 преподавал в Калифорнийском ун-те в Лос-Анджелесе. Среди соч. - "Сюита песен моряков" ("Sea shanty suite" для хора, 2 фп. и литавр, 1929), 3 симфонии (1947, 1957, 1962), ноктюрн для орк. (1958), концерт для деревянных духовых (1959), концерт для фп. и дух. октета (1929), фп. пьесы; музыка к кинофильмам.

Литература: Riegger W., Adolph Weiss and Colin McPhee, в кн.: American composers on American music, N. Y., 1961, p. 36-42.

Малавийская музыка

Этнически связана с культурой вост. банту, прежде всего малави (ньянджа, ачева, тумбука и др.), макуа, ломве. Как этническое сообщество малави сложились сравнительно недавно, потому что народы, населявшие территорию Республики Малави, не были оседлыми. На М. м. существ. влияние оказала европ. культура (в 1891 был создан англ. протекторат Ньясаленд, начался период колонизации страны). Для совр. музыки Малави характерен в основном стиль "квела", зародившийся в Юж. Африке и являющийся своеобразным гибридом местных муз. традиций и популярной музыки Запада. Ансамбли "квела" (включают флейту - пенниуисл, 5-струн. гитару, контрабас, барабаны, трещотки, иногда 3-струн. банджо) распространены по всей стране. Наибольшей известностью пользуются "Маканга спешиал банд", ансамбль из Каронги, группа братьев Качамба. Из др. популярных стилей в Малави выделяются "конголезский", "мганда" и "хауяни".

Б. Н. Зайцев.

Малага К.

Санчес Малага (Sanchez Malaga) Карлос (р. 8 IX 1904, Арекипа) - перуанский композитор и дирижёр. Муз. деятельность начал в качестве аккомпаниатора вокалистов, затем был дирижёром в театр. оркестрах. В 1923-29 преподаватель сольфеджио и хор. пения в консерватории Нац. ун-та в г. Ла-Пас, позже в Нац. академии музыки "Альседо" в Лиме. Автор симф., а также хор. и фп. соч. Выступал с сольными концертами как пианист, дирижировал мн. симф. оркестрами и хор. коллективами. Иск-во малагасийцев является составной частью древней малайско-полинезийской культуры. М. м. - своеобразный сплав элементов общей культуры народов, населяющих острова Индийского океана (особенно Индонезии), местных традиций и позднейших влияний европейской (гл. обр. французской) культуры.

Большинство муз. инструментов малагасийцев родственно инструментарию стран Вост. Африки. Предполагают, что именно отсюда происходит зезе (2-струн. инструмент типа гитары), встречающийся в Конго, Танзании, Уганде и др. странах. Своеобразна валиха (на выдолбленном толстом отрезке ствола бамбука по его окружности вырезаны узкие полоски коры, являющиеся струнами), к-рую держат на коленях и играют обеими руками (исполнители - только мужчины).

М. м. тесно связана с трудовыми процессами, церемониями и ритуалами (напр., "изгнание злых духов" сопровождалось песней, исполняемой жен. голосом, двумя хорами - женским и мужским, выстрелами из ружей и всевозможными шумовыми эффектами). Богаты песенные традиции малагасийцев. Песни обычно весьма актуальны, насыщены социальным содержанием. Интерес представляют своеобразные песенные фестивали Хира Гаси (особенно колоритны они в Изотре, квартале Тананариве, где в праздничные дни выступают красочно одетые группы - мпилалао - до 20 певцов и певиц). Представление, в к-ром важную роль играет ведущий, состоит из песен и темпераментных танцев (своего рода соревнование между многочисл. группами исполнителей). Распространённой традицией остаётся "фамадина" - ритуал общения с духами предков, где музыке также отведена существенная роль. После провозглашения независимости Малагасийской Республики (1960) вопросам строительства культуры уделяется большое внимание, ими занимается Мин-во культуры и нац. просвещения.

Б. Н. Зайцев.

Малагенья

Малагенья - неправильно малагуэнья (испан. malagueсa, от назв. испан. провинции Malaga - Малага), - местный вариант общеиспан. танца фанданго.

Малагенья

Малаховский О.

Малаховский О. (Malachovskэ) Ондрей (р. 5 IV 1929, Бадин) - слов. певец (бас). Учился у Т. Таслера в консерватории в Братиславе (1954-59). С 1959 солист слов. Нац. т-ра в Братиславе, в к-ром исполнил мн. гл. партии в операх слов. и чеш. композиторов, в классич. зап.-европ. и рус, а также в сов. операх. С 1962 солист Оперного т-ра в Брно. Партии: Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Даланд ("Летучий голландец"), Святоплук ("Святоплук" Сухоня), Кецал ("Проданная невеста"), Отец Яношика ("Юро Яношик" Циккера), Кончак, Гремин; Комиссар ("Повесть о настоящем человеке" Прокофьева). Снимался в муз. фильме "Русалка" (по опере А. Дворжака; партия Водяного). Много гастролировал за рубежом.

Малашкин Л. Д.

Леонид Дмитриевич (1842, имение отца близ Рязани - 29 I (11 II) 1902, Москва) - рус. композитор, дирижёр, педагог, собиратель нар. песен. Учился на юридич. ф-те Моск. ун-та. Муз. образование получил в Берлине. Приехав в 1870 в Петербург, выступил как дирижёр и композитор (исполнялась его симфония Es-dur и др.). С 1877 дирижёр Киевской оперы, где в 1879 поставлена его опера "Илья Муромец". Преподавал пение в Киевской духовной семинарии, последние годы жизни - в Новоспасском монастыре (с 1888 жил в Москве). М. сочинял гл. обр. церк. музыку. Значит. распространение имели его хоры "Херувимская", "Свете тихий" и др. Обработал для 4-гол. хора круг церк. песнопений по напеву Киево-Печерской лавры (варианты знаменного распева). Известностью пользовались также "Русские песни" и романсы М., написанные в традициях рус. бытового романса: "Серп", "Не страшна мне Волга-матушка", "Где вы, дни мои весенние", "Не скажу никому" (на сл. А. В. Кольцова), "Слышу ль я голос твой" (на сл. М. Ю. Лермонтова), "О, если б мог выразить в звуке" и др. Составил сб-ки "50 украинских песен" (1888) и "40 русских народных песен" (1901) для голоса с фп.

Литература: Вознесенский И., Церковное пение Юго-Западной Руси по ирмологам XVII и XVIII веков, вып. 2, М. - Лейпциг, 1898, Л. Д. Малашкин. (Некролог), "Московский листок", 1902, прибавление к No 38; Материалы для биографии и краткая биография известного композитора Малашкина, Рязань, 1903.

Е. В. Гиппиус.

Малдыбаев А.

Абдылас (р. 24 VI (7 VII) 1906, с. Карабулак) - сов. композитор и певец (тенор). Нар. арт. СССР (1939). Чл. КПСС с 1939. Деп. Верх. Совета СССР 1-го созыва, деп. Верх. Совета Кирг. ССР 2-4-го созывов. По окончании педагогич. техникума во Фрунзе, в 1929 был зав. учебной частью, в 1930-33 директором, с 1933 актёром Кирг. муз.-драм. студии (затем - Муз.-драм. театр, с 1942 - Кирг. т-р оперы и балета), одновременно занимался композицией. В 1940-41 и 1947-50 учился на нац. отделении Моск. консерватории (класс композиции Г. И. Литинского, затем В. Г. Фере). В творч. содружестве с В. А. Власовым и Фере осуществил третью ред. муз. драмы "Аджал ордуна" ("Не смерть, а жизнь", 1936), создал первую кирг. оперу "Айчурек" ("Лунная красавица", 1939), оперы "Элин сюйгендер" ("Патриоты", 1941), "Манас" (1946), "Кёль боюнда" ("На берегах Иссык-Куля", 1951), "Токтогул" (1958), а также музыку Гос. гимна Кирг. ССР (1946). Сыграл большую роль в создании и развитии кирг. сов. песни, явившись основоположником новых для Киргизии жанров: песен-гимнов ("Киргизстан", "Партия", "Земля отцов", "Партбилет"), песен-маршей ("Красные всадники", "Марш труда"), романсов и детских песен, а также хоров, кантат и ораторий. Мн. вокальные произв. М. посв. В. И. Ленину, среди них торжественно-величественные кантаты, лирич. песни.

Как певец выступал в кирг. муз. драмах и операх. Был первым исполнителем партии Ленского в "Евгении Онегине" на кирг. сцене (1942). Среди др. партий: Бектур, Кульчоро, Сыргак ("Аджал ордуна", "Айчурек", "Манас"), Тельтай ("Айдар и Айша" Аманбаева и Германова), Аскер ("Аршин мал алан" У. Гаджибекова), Тулеген ("Кыз-Жибек" Брусиловского) и др. Гос. пр. Кирг. ССР им. Токтогула (1970).

Литература: Аманбаев A., Давлесов Н., Абдылас Малдыбаев. Краткий очерк жизни и творчества, Pr., 1957; Виноградов В., А. Малдыбаев, В. Власов, В. Фере, М., 1958.

В. Алагушев, А. С. Каплан.

Малдыбаева Ж.

Жылдыз (р. 6 VII 1946, Фрунзе) - сов. композитор. Дочь А. Малдыбаева. В 1972 окончила Кирг. ин-т иск-в. В 1974-75 стажировалась в Азерб. консерватории (ассистент К. А. Караева). Преподаватель Кирг. жен. пед. ин-та. М. - первая женщина-композитор в Киргизии. Автор произв. разных жанров, в т.ч. мало разработанных в кирг. музыке. В своём творчестве соединяет нац. традиции с совр. приёмами композиции. Пр. Ленинского комсомола Кирг. ССР (1975).

Сочинения: балет Али-Баба и сорок разбойников (1975); для орк. - симфониетты (1970, 1971), симф. поэма (1972), сюиты (для струн. орк., 1968; для камерного орк., 1973); струн. квартет (1966); для фп. - 24 прелюдии (1966), сюита, скерцо (оба - 1967), вариации (1968), соната (1969), токката (1971), 10 детских миниатюр (1972); песни (более 40), хор. обработки кирг. нар. песен, музыка к кинофильмам и др.

Литература: Павлишин С., Музыкант тонкий, перспективный, "СМ", 1976, No 12; Алагушев Б., Первая в Киргизии, "МЖ", 1977, No 1.

Малегот

Малегот - см. Ленинградский Малый театр оперы и балета.

Малер Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Малерб Ш. Т.

Малерб Ш. Т. (Malherbe) Шарль Теодор (21 IV 1853, Париж - 5 X 1911, Кормей, департамент Эр) - франц. композитор и музыковед. Учился у А. Л. Данхаузера, А. Вормсера и Ж. Массне. В 1880-93 сотрудничал в периодич. изданиях "Le mйnestrel", "Le guide musical", "La revue internationale de musique" и др. С 1896 помощник архивариуса, с 1899 архивариус, с 1909 библиотекарь т-ра "Гранд-Опера" (Париж). Широкую известность получил как автор очерков о произв. К. Сен-Санса, Ж. Массне, П. И. Чайковского и др., работ по истории муз. театра, в частности главы о муз. т-ре в "Энциклопедии музыки..." А. Лавиньяка. М. принадлежат оперы ("Завершённые игры" - "Les jeux clos", 1896, Париж; "Любовь в лагере" - "L'amour au camp", 1905, Ле-Ман, и др.), соч. для оркестра, фп. и органа, музыка к спектаклям драм. т-ров и др. Принимал активное участие в издании полн. собр. соч. Ж. Ф. Рамо (1895), Г. Берлиоза (1900). Собрал коллекцию автографов выдающихся музыкантов, к-рую передал Парижской консерватории.

Литературные сочинения: L'oeuvre dramatique de R. Wagner, P., 1886; Prйcis de l'histoire de l'Opйra-comique, P., 1887; Histoire de l'Opйra-comique. La seconde salle Favart, 1860-1887, v. 1-2, (P.), 1892-93 (все совм. с A. Soubies); Centenaire de G. Donizetti. Catalogue bibliographique de la section franзaise а l'exposition de Bergame, P., 1897.

C. M. Грищенко.

Предыдущая страница Следующая страница