Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛЕГ"-"ЛЕН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛЕГ"-"ЛЕН")

Легенда

Легенда (от лат. legenda, букв. - то, что следует прочесть) - муз. произведение лирико-эпического характера, воспроизводящее содержание нар. или религ. Л. Родственный балладе жанр Л. сложился в эпоху романтизма. Существуют мн. разновидности Л. Вок. Л. (для пения с сопровождением фп) представлены в творчестве К. Леве. Одной из наиболее ранних инстр. пьес этого жанра является популярная Л. для скрипки с орк. Г. Венявского (ор. 17, 1859). Легенды в виде программных инстр. пьес созданы Ф.(Листом (две Л. для фп.: "Св. Франциск Ассизский. Проповедь птицам" и "Св. Франциск из Паолы, идущий по волнам", не позже 1863). Ему же принадлежат оратория "Легенда о святой Елизавете" (1862), Л. "Святая Цецилия" для меццо-сопрано, хора ad libitum и орк. или фп. (1874) и незавершённая Л. "Святой Кристоф" для баритона, жен. хора, фп., гармониума и арфы ad libitum (1874, неопубл.). Назв. "Л." носят и нек-рые оперы: "Палестрина. Драматическая легенда" Пфицнера (1917) и "Легенда о святом Кристофе" д'Энди (пост. 1920).

Легинска Э.

Легинска Э. (Leginska, Liggins) Этель (13 IV 1886, Халл, Англия - 26 II 1970, Лос-Анджелес, Калифорния) - амер. пианистка, дирижёр и композитор. Впервые публично выступила в 6-летнем возрасте. Училась в Высшей консерватории во Франкфурте-на-Майне по классу фп. Дж. Кваста, композиции у Э. Л. Кнорра и Б. Секлеса (1900-04), брала уроки фп. игры у Т. Лешетицкого в Вене (1904-07). Гастролировала в странах Европы, завоевав репутацию блестящей пианистки, однако несколько вольно трактующей авторский замысел. В 1913 дебютировала в США, где вскоре поселилась. Изучала композицию под рук. Р. Гольдмарка и Э. Блоха. С 1924 выступала и как дирижер (впервые в Бостоне, где основала Филармонич. оркестр). Была дирижёром Чикагского женского симф. оркестра. Гастролировала со мн. оркестрами и хор. коллективами. С 1939 преподавала фп. игру в Лос-Анджелесе. Л. - автор 3 опер - "Гейл" ("Gale", 1935, Чикаго), "Роза и кольцо" ("The Rose and the Ring", 1957, Лос-Анджелес), "Испанцы в Венеции" ("Espagnols а Venise", опера-буффа, 1970, Гренобль), симф. поэмы "За полями, что мы знали" ("Beyond the Fields wo Know", 1922), произв. для камерного оркестра - "Из одной жизни" ("From a Life", 1922) и Триптих (1928), орк. и фп. миниатюр, песен и др.

А. Б. Шнитке.

Легостаева Л. И.

Людмила Ивановна (р. 24 IX (7 X) 1902, с. Гладково Старобельского уезда, ныне Харьковская обл.) - сов. певица (меццо-сопрано). Засл. арт. РСФСР (1943). В 1930 окончила учебное отделение Гос. ин-та муз. науки (ГИМН) в Москве. С того же года солистка вок. группы Всесоюзного радио, где работала до 1960. Обширный камерный репертуар Л. включал многочисл. романсы, в т.ч. П. П. Булахова, М. И. Глинки, сов. композиторов. С особым успехом пела романсы Ю. А. Шапорина. Часто выступала в ансамбле с пианистом Г. В. Орентлихером. Значит. творч. достижением Л. стала партия Воина в кантате Чайковского "Москва" (1942). Участвовала в исполнении ряда кантат и ораторий, а также конц. исполнении мн. опер, спела партии Любови, Княгини, Морозовой ("Мазепа", "Чародейка", "Опричник"), Ганны; Любаши, Кащеевны, Морены ("Царская невеста", "Кащей бессмертный", "Млада" Римского-Корсакова), Джамиле ("Джамиле" Визе), Кармен, Аксиньи.

Легран М.

Легран М. (Legrand) Мишель (р. 24 II 1932, Париж) - франц. композитор, джазовый пианист и дирижёр. Сын комп. и дир. Раймона Л. (1908-74). В 1943-50 учился в Парижской консерватории у Н. Буланже (композиция). Был аккомпаниатором М. Шевалье и др. эстр. певцов. Написал ряд балетов для труппы "Балле де Пари", в их числе - "Проклятые красотки" ("Les belles damnйes", 1955), "Валентина" (1956). В 50-х гг. работал в США, писал музыку для эстр. представлений (шоу). В творчестве Л. выделяются фильм-мьюзикл "Шербурские зонтики" ("Les parapluies de Cherbourg", 1963), фильм-мьюзикл "Девушки из Рошфора" ("Les demoiselles de Rochefort", 1967), а также музыка к фильмам (св. 30), в т.ч. "Необычная Америка" (1960, в СССР под назв. "Америка глазами француза"), "Женщина есть женщина" (1960), "Лола", "Клео от 5 до 7", "Семь смертных грехов" (все 1961), "Ева" (1962), "Прекрасный май" (1963), "Бассейн" (1968), "Лето 42-го", "Гоу-Битвин" (оба 1971) и др.

Легренци Д. Б.

Легренци Д. Б. (Legrenzi) Джованни Батиста (крещён 12 VIII 1626, Клузоне, близ Бергамо - 27 V 1690, Венеция) - итал. композитор, органист, педагог. Род. в семье скрипача, органиста и композитора Джованни Марии Л. Учился (предположительно) у К. Паллавичино и Дж. Роветты. С 1653 (или 1654) органист в церкви Санта-Мария Маджоре в Бергамо. Был членом художественного кружка ("Академия дельи Эччитати"), на собраниях к-рого встречался с комп. М. Каццати, оказавшим большое влияние на формирование творчества Л. В 1654 в Венеции был опубликован первый сб. сочинений Л. под назв. "Музыкальные концерты" ("Concerti musicali"). В 1657-65 работал в Ферраре, где (в 1662-63) пост. его первые оперы (всего написал 18). В это время в Венеции вышло неск. сб. вокальных и инстр. сочинений композитора (мессы, псалмы, сонаты). С 1665 до конца жизни жил в Венеции, получил известность как оперный и инстр. композитор, один из наиболее видных представителей венецианской школы 17 в. Здесь созданы самые известные оперные произв. Л.: "Этеокл и Полиник" (1675, т-р "Сан-Сальваторе"), "Раздел мира" ("La divisione del mondo", 1675, там же), "Тотила" (1677, т-р "Санти-Джованни э Паоло"), Они отличаются большим художеств. мастерством, сюжеты часто заимствованы из истории или мифологии; героич. образам противопоставлены комич. персонажи, их муз. речь отличается живостью. С 1672 директор "Консерваторио деи Мендиканти", с 1681 помощник капельмейстера, с 1685 капельмейстер собора "Сан-Марко". Он реорганизовал оркестр капеллы "Сан-Марко", значительно увеличив состав инструментов. Л. - один из первых авторов скрипич., гл. обр. церк., трио-сонат (около 40), с чётко разграниченными частями (обычно 5-6), выразительным и лаконичным тематизмом; крайние части сонат нередко фугированные, медленные, отличаются сосредоточенным, углублённым характером, богатством и выразительностью гармонии. В Венеции Л. нередко устраивал домашние вок.-инстр. концерты, в к-рых исполнялись его сочинения, а также соч. учеников - А. Лотти, А. Кальдары, К. Поллароло и др.

Литература: Кречмар Г., История оперы, пер. с нем., Л., 1925; Nef К., Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921; Fogассia P., Giovanni Legrenzi, Bergamo, 1954.

Г. П. Сахарова.

Ледбелли Х.

Ледбелли Х. (Ledbelly; наст. фам. - Ледбеттер, Ledbetter) Хадди (21 I 1885, Мурингспорт, Луизиана - 6 XII 1949, Нью-Йорк) - американский негритянский народный певец, гитарист, композитор. Иск-во исполнения нар. негр. песен, спиричуэлов перенял от матери. 13 лет провёл в тюрьмах и на каторге. Был рабочим на хлопковых плантациях. Прирождённый музыкант, он пел блюзы, лирич., рабочие и др. песни и играл на гитаре на негр. свадьбах, деревенских танц. вечерах, выступал в танц. залах, ночных клубах, позднее - в конц. залах, ун-тах. На Л. оказал влияние амер. музыковед-фольклорист Дж. Ломакс, ценивший его иск-во. Л. участвовал в фольклорных экспедициях с Дж. и А. Ломаксами. Создал новый тип негр. песен. Свободные от религ. наслоений, простые, естественные, близкие к жизни негр. народа, они сыграли историч. роль в развитии совр. амер. песенного фольклора. С сер. 30-х гг. записывался на грампластинки (более 20). Его песня "Спокойной ночи, Айрин", изд. после его смерти, стала широко популярна. Возможно, оказал влияние на возникновение типа муз. собраний - концертов (преим. вок.) с участием массовой аудитории, т. н. хутнэнни, типичных для совр. Америки. В 1949 предпринял конц. поездку во Францию и др. европ. страны, к-рая была прервана тяжёлой болезнью.

Литература: Феофанов О., Тигр в гитаре, М., 1969; Stambler I., Landon G., Encyclopedia of folk, country and Western music, N. Y., (1969).

И. M. Ямпольский.

Леденёв Р. С.

Роман Семёнович (р. 4 XII 1930, Москва) - сов. композитор. В 1955 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у А. Н. Александрова (ранее учился у Н. П. Ракова); в 1958 - там же аспирантуру под рук. А. Н. Александрова. В 1959-64 преподавал теоретич. предметы в Моск. консерватории. Л. - композитор-лирик, склонный к благородной мягкости, душевной тонкости высказывания. Его соч. присущи эмоциональная сдержанность, уравновешенность форм.

Сочинения: балет - Сказка о зелёных шарах (1967); оратории - Слово о полку Игореве (1954; 2-я ред. 1974); Песнь Свободы (на сл. поэтов Азии и Африки, 1961); кантата - Ода радости (сл. П. Неруды, 1958); для орк. - Детская сюита (1957), Ода партии (1961); концерты с орк. - для скр. (1964), для альта (1964), концерт-ноктюрн для флейты с орк. (1964); для камерного ансамбля (разных составов), в т. ч. 10 эскизов (1967), 7 настроений (1967). Ноктюрны (1968), 4 зарисовки (1973); для струн. квартета - Попевки (1969); для кларнета и фп. - соната (1952), 8 пьес (1972); для фп. - соната памяти С. С. Прокофьева (1956) и др.; для органа - Маленькая сюита (1968); для голоса и фп. - 10 романсов на стихи Н. А. Некрасова (1973); хоры, песни; музыка для театра, кино, радио и телевидения и др.

M. M. Яковлев.

Лезгинка

Лезгинка - нар. танец лезгин (Даг. АССР). Распространён по всему Кавказу. У кабардинцев, осетин, аварцев, чеченцев, ингушей и др. - свои разновидности Л., получившие наименование по назв. данной народности, местности или муз. мелодии, сопровождающей танец. Муз. размер 6/8. Мелодия чёткая, динамичная. Темп быстрый. Л. - танец-соревнование, демонстрирующий ловкость, виртуозность, неутомимость танцовщиков. Исполняется как сольный муж. танец, а также в паре с женщиной.

Лезгинка

Лей Ф.

Лей Ф. - правильнее Ле (Lai) Франсис (р. 26 IV 1932, Ницца) - франц. композитор и пианист. Был аккомпаниатором франц. эстр. певцов К. Гоати и Э. Пиаф. Написал мн. песни для Пиаф, Ж. Греко, И. Монтана, П. Кларка, Э. Фицджералд, Дж. Холлидея, Т. Джонса, М. Матьё, Ф. Синатры и др. Особую известность приобрёл как автор музыки к фильмам (св. 30), в т.ч. "Мужчина и женщина" (1966), "Жить, чтобы жить", "Мне не забыть его имени" (оба 1967), "13 дней во Франции", "Игры", "Майерлинг", "Частный урок" (все 1968), "История любви" (1970, междунар. призы "Золотой глобус" и "Оскар" - за музыку фильма), "Приключение есть приключение", "Нефтедобытчицы" (оба 1971), "Мальчик-с-пальчик", "Путь зайца по полям" (оба 1972).

Лейбовиц Р.

Лейбовиц Р. (Leibowitz) Рене (17 II 1913, Варшава - 28 VIII 1972, Париж) - франц. композитор, дирижёр и музыковед. С 1926 жил в Париже. Композицию изучал под рук. А. Веберна в Вене (1931-32). Инструментовке учился у М. Равеля, дирижированию - у П. Монтё в Париже (1934). Как дирижёр дебютировал в 1937. Музыка Л., последователя А. Шёнберга, основана на принципах додекафонной техники (см. Додекафония). В 1947 организовал Международный фестиваль совр. камерной музыки в Париже, на котором исполнялись соч. молодых композиторов-додекафонистов разных стран, а также произв. Шёнберга, Веберна и А. Берга. Популяризации соч. Шёнберга и композиторов его школы во Франции и др. странах Л. способствовал как дирижёр и музыковед. Его кн. "Шёнберг и его школа" - одна из первых работ об этом композиторе и его направлении; писал также статьи о совр. музыке для франц., англ. и нем. периодич. печати. У Л. брали уроки композиции П. Булез, X. В. Хенце, С. Ниг. Оперы Л. "Космический гул" ("La rumeur de lespace", 1950), "Прогулка в полночь" ("Circulaire de minuit", 1959), "Глубокая ночь" (муз. драма "La nuit close", 1949) остались в рукописи.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - Траурная симфония (Symphonie funиbre, 1955); для голоса и орк. - Смерть туриста (Tourists death, 1943); для орк. - симфонии Драматическая (Symphonie dramatique, для чтеца и орк., 1958), камерная (для 12 инструментов, 1948), Вариации (1945); концерты с орк. - для фп. (1954), альта (1954), для скр., фп. и 17 инструментов (1942), камерно-инстр. Ансамбли - Камерный концерт для 9 инструментов (1944), Разъяснение метафор (Lexplication des mйtaphores, для чтеца, 2 фп., арфы и ударных, 1950), фп. трио (1950), струн. квартеты (1940, 1950, 1952, 1958), квинтет для духовых (1944), инстр. пьесы; для фп. - сонаты, пьесы, хоры.

Литературные сочинения: Schoenberg et son йcole, P., 1947; Introduction а la musique de douze sons, P., 1949; Lartiste et sa conscience, P., 1950; Lйvolution de la musique. De Bach а Schoenberg, P., 1951; Histoire de lopйra, P., 1957; Schцnberg, P., 1969.

Г. С. Скудина.

Лейнус К.

Карл (1889, ныне район с. Вана-Антсла - 19 II 1968, Таллин) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. Эст. ССР (1955). Окончил пед. уч-ще в Риге, позже посещал курсы хор. дирижёров в Вильнюсе. Работал хор. дирижёром в Херсоне, Москве и Петербурге. В 1919 основал в Таллине хор "Дети песни" ("Лаумуласпед"), получивший широкую известность; в 20-х гг. отделения хора были открыты во мн. городах Эстонии. В 1929 Л. основал смешанный хор железнодорожников "Руудам", ставший одним из лучших любительских коллективов Эстонии. Как руководитель и дирижёр хора "Руудам" Л. неоднократно гастролировал в городах СССР и за рубежом. Был активным участником певч. праздников, с 1960 рук. детских хоров на республиканских певч. праздниках.

M. M. Яковлев.

Лейпциг

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лейпцигская школа

Лейпцигская школа - направление в нем. музыке, возникшее в сер. 19 в. в тесной связи с деятельностью Лейпцигской консерватории. К Л. ш. принадлежали в основном педагоги консерватории, группировавшиеся вокруг основателя Лейпцигской консерватории Ф. Мендельсона: И. Мошелес, Н. Гаде, М. Гауптман, Ф. Давид, отчасти Р. Шуман. Восприняв новые романтич. веяния, Л. ш., однако, отвергала наиболее смелые и радикальные проявления романтич. новаторства, принципы и характер творч. деятельности её представителей сложились в русле умеренного романтизма и классических традиций. Ведущее значение при этом имели эстетические взгляды, деятельность и творчество Мендельсона. Представители Л. ш. опирались в своём творчестве на композиционные средства немецкой классич. музыки, на нац. бытовые жанры. Л. ш. способствовала подъёму нем. муз. культуры в трудных условиях политич. раздробленности и провинциальной отсталости. Большую роль сыграла пропаганда Л. ш. муз. произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта. Композиторы Л. ш. обогатили репертуар любительского музицирования множеством несложных, национально ярких произв. - песен, вок. ансамблей, хоров, фп. и скр. пьес.

Во 2-й пол. 19 в. в Л. ш. стали преобладать консервативные тенденции, выявилась её ограниченность. В творчестве представителей Л. ш. почти не отразились события бурж.-демократич. Революции 1848-49. Возглавившие школу эпигоны Мендельсона - К. Рейнеке, Ф. Абт, К. Гурлитт, Р. Фолькман и др. выдвинули на первое место вопросы чистоты стиля и формы. Среди крупных теоретиков - представителей Л. ш. - М. Гауптман, X. Риман, Э. Рихтер.

В условиях борьбы направлений, развернувшейся накануне объединения Германии (1850-60-е гг.), Л. ш. превратилась в оплот муз. академизма, противостоявший новаторским устремлениям Р. Вагнера и веймарской школы, возглавлявшейся Ф. Листом. В этот период особенно сказалось отсутствие в рядах Л. ш. крупной творч. индивидуальности. Наиболее близким к лучшим традициям Л. ш. было творчество И. Брамса. К нач. 20 в., когда определяющими для развития нем. музыки факторами становятся традиции Р. Вагнера и И. Брамса, Л. ш. утратила своё значение как самостоят. направление.

Литература: Друскин М., История зарубежной музыки второй половины XIX в., М., 1963, с. 6-13;Конен В., История зарубежной музыки, вып. 3, М., 1972, с. 288-90, 293-94; Ворбс Г. X., Феликс Мендельсон-Бартольди..., пер. с нем., М., 1966; Kneschke E., Das Conservatorium der Musik in Leipzig, Lpz., (1868); Festschrift zum 75-jдhrigen Bestehen des Kцniglichen Konservatoriums der Musik zu Leipzig, Lpz., 1918; Heyer H., Festschrift zum 175-jдhrigen Bestehen der Gewandhauskonzerte, Lpz., 1956.

Г. В. Крауклис.

Лейпцигский оркестр Гевандхауза

Лейпцигский оркестр Гевандхауза - см. Гевандхауз.

Лейтмотив

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лейферкус С. П.

Сергей Петрович (р. 4 IV 1946, Ленинград) - сов. певец (баритон). Засл. арт. РСФСР (1980). В 1972 окончил Ленингр. консерваторию у Ю. А. Барсова (занимался в классе камерного пения у С. Н. Шапошникова). С 1970 артист Ленингр. т-ра муз. комедии, с 1972 - Малого т-ра оперы и балета, с 1978 - Ленингр. т-ра оперы и балета. Среди партий - Евгений Онегин; Елецкий и Томский ("Пиковая дама"), Дон Жуан; Король ("Умница" Орфа), Эскамильо; Валентин ("Фауст"), Фигаро, Жермон, Амонасро; Джанни Скикки ("Джанни Скикки" Пуччини), Андрей Болконский; Тихон и Лефорт ("Пётр I" Петрова), Чичиков ("Мёртвые души" Щедрина). Выступает в концертах, исполняет произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Р. Шумана, Г. Малера, М. П. Мусоргского, Д. Б. Кабалевского, В. А. Гаврилина и др. Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (1971, 3-я пр.), Междунар. конкурса муз. молодёжи в Белграде (1973, 3-я пр. и спец. приз "Золотая арфа"), Междунар. конкурса им. Р. Шумана в Цвиккау (1974, 2-я пр.), 10-го междунар. конкурса вокалистов в Париже (1976, "Гран при" и приз т-ра "Гранд-Опера"), Междунар. конкурса оперных дуэтов в Остенде (1979, Бельгия, "Гран при"; совм. с Л. Шевченко). Гастролирует за рубежом.

Лейфс Й.

Лейфс Й. (Leifs) Йоун (1 V 1899, Соульхеймер, Сев. Исландия - 30 VII 1968, Рейкьявик) - исл. композитор и дирижёр. В 1916-22 обучался в Лейпцигской консерватории у П. Тренера (композиция) и Г. Шерхена (дирижирование). В 1923-24 дирижёр Певч. академии в Лейпциге. После 1926 возвратился в Исландию. Один из организаторов Союза исл. артистов (1928), Союза композиторов Исландии (1945). В 1934-37 дирижёр и консультант радиовещания в Рейкьявике; по инициативе Л. создан Нац. исл. оркестр; В 1952-54 пред. Союза сев. композиторов. Автор кн.: "Islandsk tonekjensl" (1924), "Islands kьnstlerische Anregung" (1951). Л. принадлежит ряд обработок исл. нар. песен.

Сочинения: балет Балдр (1950); оратории; кантата; соч. для орк.; произв. для органа с орк.; камерно-инстр. ансамбли; реквием для хора a cappella (1947); хоры; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Лейхтентритт X.

Лейхтентритт X. (Leichtentritt) Xyгo (1 I 1874, Плешев, близ г. Познань - 13 XI 1951, Кембридж, Массачусетс, США) - нем. музыковед. Учился в Высшей муз. школе в Берлине, историю музыки изучал в 1899-1901 в Берлинском ун-те под рук. О. Флейшера и М. Фридлендера. В 1902-24 преподавал в консерватории Клиндворта - Шарвенки историю музыки и муз. эстетику, выступал в качестве критика. В 1933 эмигрировал в США, где в 1934-40 был профессором Гарвардского и Нью-Йоркского ун-тов. Из мн. музыковедческих трудов Л. выделяется "История мотета" ("Geschichte der Motette", Lpz., 1908), богатая ценными сведениями и обобщениями по музыке эпохи Ренессанса, из теоретико-аналитических - широко задуманное и разработанное с позиций муз. эстетики и психологии "Учение о музыкальной форме" ("Musikalische Formenlehre", Lpz., 1911, 1952), а также 2-томная работа "Анализ фортепьянных произведений Шопена". Л. завершил 4-й том "Истории музыки" А. Амброса (1909). Автор комич. оперы "Сицилиец" (Фрейбург, 1920), симфонии, инстр. концертов, струн. квартетов, песен и др.

Сочинения: Fr. Chopin, В., 1905, 1920 (рус. пер. - Ф. Шопен, М., 1930); F. Busoni, Lpz., 1916; Analyse der Chopinschen Klavierwerke, Bd 1-2, В., 1921-22; Hдndel, В., 1924; Music, history and ideas, L., 1938; 1946; Music of the Western nations (изд. H. Слонимским), Camb., (Mass.), 1956.

И. M. Ямпольский.

Лейхтер К. Ю.

Карл Юрьевич (р. 30 IX (13 X) 1902, дер. Непи, Раквереский р-н, Эстония) - сов. музыковед. В 1929 окончил Тартуское высшее муз. уч-ще по классу композиции; в 1931 - философский ф-т Тартуского ун-та. В 1930-34 муз. критик эст. газ. ("Nдdala Postimess", Тарту). В 1938-40 редактор Муз. изд-ва в Таллине. С 1940 преподаёт историю музыки в Таллинской консерватории (с 1946 доцент, в 1944 декан, в 1946-49 зав. кафедрой). Автор многочисл. исследований по истории эст. музыки, статей, рецензий в периодич. печати республики.

Сочинения: Richard Wagner, Tartu, 1934; 20 aastat eesti muusikat, Tallinn, 1938; Kaasaja muusikast, Tallinn, 1970; Март Саар, M., 1960, и др.

M. M. Яковлев.

Лекё Г.

Лекё Г. (Lekeu) Гийом (20 I 1870, Эзи, близ Вервье - 21 I 1894, Анже) - бельг. композитор. Ученик Г. Валлена, С. Франка и В. дЭнди. С 1888 жил в Париже. Ранняя смерть оборвала творческую деятельность Л., обладавшего самобытным лирич. дарованием. Его трио, квартет и другие произведения, отличающиеся мелодикой народного склада и тонкостью гармонических красок, оказали большое влияние на развитие в бельгийской музыке камерно-инструментальных жанров. Вместе с Ж. Йонгеном стоял во главе так называемого валлонского направления в бельгийской музыке. Наиболее популярное произв. Л. - соната для скрипки и фп. (1892). Нек-рые его соч. - фп. (1893) и струнные (1887) квартеты, соната для виолончели и фп. (изд. 1910) - были завершены В. дЭнди, высоко ценившим талант Л. В отрывках осталась его опера "Барберина".

Сочинения: для орк. - симф. этюды: Песнь торжественного освобождения (Le Chant de triomphale dйlivrance, 1889), 2 симф. этюда (по 2-й части "Фауста" и "Офелия", 1890), Фантазия на 2 анжерские нар. песни (Fantaisie sur deux airs populaires angevins, 1892); для струн. opк. - Adagio (1891); камерно-инстр. ансамбли - Adagio (для 2 скр. и фп., 1888), 2 фп. трио (1891), Largetto для струн. и духовых (1892), для фп. - соната (1892) и др. пьесы; для влч. и фп. - сюита (1892), пьесы; для хора и орк. (все 1891) - кантата Андромеда, Майская песнь (Chanson de mai), Лирическая песня (Chant lyrique), песни с фп., в т. ч. 3 поэмы (цикл, 1892) и др.

Литература: Lorrain M., Guillaume Lekeu, Sa correspondance, sa vie et son oeuvre, Liиge, 1923; Priest P., G. Lekeu, Brux., 1946, Muziek in Belgiл, Brussel - Den Haag, 1967.

И. M. Марков.

Леклер Ж. М.

Леклер Ж. М. (Leclair) Жан Мари Старший (10 V 1697, Лион - 22 X 1764, Париж) - франц. скрипач, композитор и педагог. Учился игре на скрипке, возможно, под рук. отца. С юношеских лет был танцовщиком в одном из т-ров Лиона. В 1722 первый танцовщик и балетмейстер т-ра в Турине; в это же время выступил как автор музыки вставных танц. номеров в опере "Семирамида" Орландини. В 1723-25 жил в Париже, где издал своё первое инстр. соч. - сб. сонат для скрипки с basso continuo. В 1726-27 скрипач корол. оркестра в Турине, возглавлявшегося Дж. Б. Сомисом, у к-рого Л. совершенствовался игре на скрипке. В 1728 блестяще дебютировал как скрипач в парижских "Духовных концертах", после чего оставил деятельность танцовщика и балетмейстера. В 1734-36 чл. корол. капеллы в Париже, затем придв. музыкант инфанта Филиппа в Амстердаме. С 1748 служил в Париже у герцога Грамона, писал музыку для его домашнего т-ра.

Творчество Л. - один из значит. этапов в формировании франц. скр. школы 18 в. Его игра отличалась нежностью и выразительностью тона. Особенно поражало слушателей виртуозное мастерство игры двойными нотами и аккордами, что нашло отражение в скр. композициях Л. Его скр. сонаты и концерты - художественно завершённые образцы этих жанров во франц. инстр. музыке 18 в. Для них характерны гармоничность и стройность формы, ясность письма, мелодич. и ритмич. разнообразие (типичны синкопированные ритмы), богатство скр. фактуры.

Брат Л. - Жан Мари Л. Младший (23 IX 1703, Лион - 30 XI 1777, там же) - скрипач и композитор. Автор сонат для скрипки с basso continuo (1739), для 2 скрипок с basso continuo (1751).

Сочинения: опера - Сцилла и Главк (пост. 1746, Париж); 2 сб. концертов для скр. (1737, ок. 1743 или 1744), 4 сб. сонат для скр. с basso continuo (1723, ок. 1728, 1734, 1738); сонаты для 2 скр. без баса (1730, ок. 1747); трио-сонаты для 2 скр. с basso continuo (ок. 1730) и др.

Литература: La Laurеnсie L. de, LEcole Franзaise de violon de Lully а Viotti, (t. 1), P., 1922, p. 269-349; Rоugin A., Le violon. Les violonistes et la musique de violon du XVIe au XVIIIe siиcle, P., 1924, с 188-218; Rinсherle M., Jean Marie Leclair, lainй, P., (1952).

И. M. Ямпольский.

Леков Ю. Н.

Юрий Николаевич (р. 14 XI1928, Орджоникидзе) - сов. оперный режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1974). Засл. деят. иск-в УССР (1968). В 1957 окончил Киевский ин-т театр. иск-ва им. И. К. Карпенко-Карого, где занимался у Л. В. Варпаховского и В. М. Скляренко. С 1954 режиссёр Укр. т-ра оперы и балета, в 1962-68 гл. режиссёр Харьковского, в 1975- 1977 - Одесского т-ров оперы и балета. Один из организаторов, в 1968-75 и с 1977 гл. режиссёр Сев.-Осет. т-ра оперы и балета. Среди наиболее значит. работ Л. - оперные спектакли "Иоланта", "Чио-Чио-сан" (Киев), "Евгений Онегин", "Бал-маскарад", "Тоска"; "Василий Губанов" Клебанова (Харьков), "Руслан и Людмила", "Пиковая дама"; "Великая дружба" Мурадели, "Зори здесь тихие" Молчанова, "Коста" Плиева, "Азау" и "Оллана" Габараева, "Огни в горах" Хахано-ва (Орджоникидзе) и др. В 1963-68 преподавал в Харьковском нн-те иск-в.

Лекок А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лексикография музыкальная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лекуна Х. В.

Лекуна Х. В. (Lecuna) Хуан Висенте (20 XI 1899, Валенсия, Венесуэла - 15 IV 1964, Рим) - венесуэльский композитор. После обучения в Нац. школе музыки (Каракас) совершенствовался в Нью-Йорке, а также брал частные уроки у Г. Штрубе в Балтиморе. Л. представлял Венесуэлу на ряде междунар. муз. конгрессов. В 1943 изучал постановку муз. образования в Бразилии, Уругвае, Аргентине, Чили. Был большим знатоком нац. фольклора, разл. элементы к-рого претворял в своём творчестве. Среди соч.: Концерт для фп. с оркестром, струн. квартет, Сюита для фп. с оркестром из 4 венесуэльских танцев, Венесуэльская сюита для 4 гитар.

Лекуона Э.

Лекуона Э. (Lecuona) Эрнесто (7 VIII 1896, Гуанабакоа, Куба - 29 XI 1963, Санта-Крус-де-Тенерифе, Испания) - кубин. композитор. В детстве обучался игре на фп. В 1913 окончил Нац. консерваторию в Гаване. Гастролировал как пианист в странах Сев. Америки, в Испании и Франции, исполняя пьесы собств. сочинения. В Юж. Америке и Зап. Европе с успехом выступал Кубинский оркестр лёгкой музыки, организованный Л. (Lecuona Cuban Boys). Особенной популярностью пользовались песни Л., написанные, как правило, на фольклорной основе ("Продавец фруктов", "Конга уходит", "Сибоней" и др.). Среди его соч. крупной формы - "Негритянская рапсодия" для оркестра (1943), танц. сюита для фп., стилизованная в духе афро-кубинской нар. музыки.

Лекури

Лекури - старое назв. танца картули.

Лёлейн Г. С.

Лёлейн Г. С. (Lehlein) Георг Симон (крещён 16 VII 1725, Нёйштадт, близ г. Кобург - 16 XII 1781, Данциг, ныне Гданьск, Польша) - нем. муз. педагог, скрипач и пианист. Род. в семье органиста и педагога; первоначально музыкой занимался с отцом. Был зачислен в прусскую гвардию, совершил неск. воен. походов, был ранен. С 1760 обучался музыке в Йене и руководил т. н. академич. концертами. С 1763 - в Лейпциге; участвовал как пианист и скрипач в концертах, к-рыми руководил И. А. Хиллер. Здесь же организовал систематич. ученические концерты (прообраз будущей консерватории). С 1780 капельмейстер в Данциге. Л. - один из выдающихся муз. педагогов 18 в. Большое распространение получила его школа игры на клавире, выдержавшая множество изданий ("Klavierschule", ч. 1-2, 1765-81). Она пользовалась большой популярностью в России. В 1773 была издана в Москве (ч. 1) в рус. пер. под назв. "Клавикордная школа или Краткое и основательное показание к согласию и мелодии, практическими примерами изъяснённое...". До нач. 19 в. эта школа была единственным на рус. яз. методич. пособием по игре на клавишных инструментах. Среди соч. Л. были популярны сонаты для чембало (ок. 40). Одним из первых создавал песни на стихотворения И. В. Гёте.

Литература: Glasenapp F., G. S. Lцhlein, Halle, 1937; Веnary P., Die deutsche Kompositionslehre des 18. Jahrhunderts, Lpz., 1960.

M. M. Яковлев.

Леман А. И.

Анатолий Иванович (1(13) VI 1859, Москва - 11(24) IX 1913, Петербург) - рус. скрипичный мастер, муз. писатель и беллетрист. Скр. мастерству обучался в Москве у известного мастера Э. Сальзара. В 1885 переехал в Петербург, где сблизился с лит. и артистич. кругами и начал деятельность беллетриста (роман "Дворянская повесть" и др.). Одноврем. работал над науч. обоснованием иск-ва построения скрипок. Разносторонне одарённый, обладавший острым аналитич. умом, Л. интересовался широким кругом проблем в самых разнообразных областях знаний. Заложил основы совр. иск-ва построения смычковых инструментов в России. Его борьба с косностью музыкантов-профессионалов и любителей музыки, относившихся резко отрицательно к новым инструментам, многочисл. книги и брошюры, написанные им о скрипке (хотя и полные полемич. задора, а подчас и саморекламы), сыграли большую роль в привлечении внимания муз. общественности к новым смычковым инструментам. Самостоятельно изготовлять скрипки Л. начал с 1903, после опубликования им кн. "Акустика скрипки". Эта и последующие работы Л. явились первыми в России серьёзными науч. трудами в этой области. Расцвет деятельности Л. относится к 1908-13, когда им был сделан ряд выдающихся по качеству конц. инструментов. Скрипки Л. этого периода отличаются изяществом формы, скульптурной чёткостью контурных линий, красотой лака. Характерные качества лучших скрипок Л. - ясность, сила и напряжённость звучания. Всего изготовил ок. 200 инструментов (скрипок, альтов, виолончелей). Скрипки Л. встречаются чрезвычайно редко и высоко ценятся.

Сочинения: Книга о скрипке, М., 1893, М. - Лейпциг, 1903; Письма о скрипке и виолончели. Заметки о музыкально-инструментальном искусстве и моих опытах, СПБ, 1900; Акустика скрипки, М., 1903; Мои скрипки (б. м.), 1905; О скрипке, No 2. (1889-1906), СПБ, 1906; О скрипке (виолончели), No 3, СПБ, 1908; Книга о скрипке, No 4, СПБ - М., (1908); Книга о скрипке, No 5, СПБ - M., (1910); Русская скрипка, СПБ, (1909); Скрипачи и скрипки (виолончелисты и виолончели), СПБ, 1910; "Goldene Tafel", St. Petersbourg, 1910; Новое о скрипке, СПБ, 1911; Думы о скрипке. Седьмой сборник писем и отзывов, СПБ, 1912; Книга о скрипке, No 7 ("Седьмая симфония"), (СПБ, 1912); Книга о скрипке, No 8, СПБ, 1914.

Литература: Сочинения А. И. Лемана (библиогр. обзор), в кн.: Сборник работ комиссии по музыкальному инструментоведению, вып. 1, М., 1926, с. 90-93 (Труды ГИМН); Некрологи: "РМГ", 1913, No 38; "Историч. вестник", 1913, октябрь; Иванов М., Русский лютнист, "Новое время", 1913, No 13475.

И. М. Ямпольский.

Леман А. С.

Альберт Семёнович (р. 24 VI (7 VII) 1915, г. Вольск Саратовской губ., ныне Вольского р-на) - сов. композитор, педагог. Нар. арт. РСФСР (1968). Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1964. Окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у М. Ф. Гнесина (1940) и по классу фп. у В. В. Нильсена (1941). В 1941-42 (в осаждённом Ленинграде) зав. муз. отделом Управления по делам иск-в Ленгорисполкома. С 1942 - в Казани, в 1945-70 преподавал в Казанской консерватории (с 1961 профессор). С 1971 преподаёт в Моск. консерватории. Одним из первых разрабатывал сложные формы симф. музыки на основе тат. национального мелоса. Среди учеников - Ф. Ахметов, Э. Бакиров, Р. Билялов, А. и X. Валиуллины, Р. Еникеев, А. Луппов, М. Яруллин, М. Алексеев, Ф. Васильев, Т. Фандеев, Л. Исмагилова, С. Шагиахметова, Э. Сапаев, А. Чыргал-оол.

Сочинения: оратории - Ленин (сл. В. Маяковского, Р. Кутуя и др. сов. поэтов, 1962), Атланты (1966); Кантата о Ленине (1951); для орк. - Татарская рапсодия (1955), сюита Татарские напевы (1948), Балетная сюита (1951), Праздничная увертюра (1951), маленькая симфония для деревянных дух. инструментов (1970); концертино для унисона скрипок; концерты с орк. - для фп. (1939, 1943, 1953), для скр. (1951, Гос. пр. СССР, 1952; 1957); квартет (1942); для фп. - 24 прелюдии (1942), 24 прелюдии (2-й цикл, 1955), 4 пьесы (1955), Пионерское лето (1950), Татарстан; для скр. и фп. - сонаты (1937) (1963); для влч. и фп. - пьесы (1955); для флейты с фп. - цикл пьес (1952), сюита (1971); романсы - циклы на сл. А. Глобы (1937), М. Ю. Лермонтова (1938), Г. Гейне (1939), А. С. Пушкина (1949), музыка к спектаклям драм. т-ра и др.

Литература: Хохлов Ю., Новые скрипичные концерты, "СМ", 1952, No 5, с. 13-15; Касаткина Г., Федотова Л., "Атланты", "СМ", 1968, No 4, с. 23-26.

Леман Лилли

Леман Лилли (Lehmann) Лилли (24 XI 1848, Вюрцбург - 17 V 1929, Берлин) - нем. певица (колоратурное, позднее драм. сопрано). Училась у своей матери, оперной певицы Марии Терезы Лёв (Loew). Друг Р. Вагнера. Дебютировала в 1865 во Временном т-ре (Прага). В 1870 вступила в труппу берлинского придв. оперного т-ра; была ведущей исполнительницей партий колоратурного сопрано. В 1886-90 гастролировала в США, где начала выступать в драм. партиях: Кармен, Норма, Аида; Брунгильда ("Валькирия", "Зигфрид"). В 1890 вернулась в Германию, первоначально как гастролёр, с 1892 вновь пела в берлинском т-ре. Выделялось её исполнение партий в операх Р. Вагнера - Воглинда ("Золото Рейна"), Ортруда ("Лоэнгрин"), Изольда ("Тристан и Изольда"). Участвовала в премьере (в Лондоне) оперы "Кольцо нибелунга". Была известным педагогом, среди её учеников - Дж. Фаррар, О. Фремстад и др. Муж Л. - певец Пауль Калиш; сестра - Мария Л. (15 V 1851-9 XII 1931) - известная певица, с 1881 выступала на сцене Венской придв. оперы.

Сочинения: Meine Gesangskunst, В., 1902, 1922; Studie zu "Fidelio", Lpz., 1904; Mein Weg, Lpz., 1913, 1920.

Литература: Andro L., Lilli Lehmann, В., 1907.

M. А. Зильберквит.

Леман Лотте

Леман Лотте (Lehmann) Лотте (р. 27 II 1888, Перлеберг, близ г. Шверин) - нем. певица (лирико-драматическое сопрано). Занималась в Берлинской высшей школе музыки. Пению училась у М. Маллингер. Дебютировала в Гамбургской опере - партия Фрики ("Золото Рейна", 1910). Затем пела Микаэлу; Анну ("Виндзорские проказницы" Николаи), Фрейю ("Золото Рейна"), Софи ("Кавалер роз"). С 1914 - в Венском оперном театре. Приобрела большую известность как одна из крупнейших исполнительниц партий в операх Р. Вагнера: Зиглинда ("Кольцо нибелунга"), Эльза ("Лоэнгрин"), Елизавета ("Тангейзер"); пела также Агату, Леонору ("Фиделио"). Была первой исполнительницей главных партий в венских премьерах произв. Р. Штрауса - "Ариадна на Наксосе" (1916), "Женщина без тени" (1919), "Интермеццо" (1924). Штраус посв. Л. оперу "Арабелла" (1933). В 1933 переехала в США, неск. сезонов пела в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), затем выступала как камерная певица. По приглашению А. Тосканини солировала в его первом радиоконцерте (1934). Гастролировала в городах Европы, Австралии, Новой Зеландии, Юж. и Сев. Америки.

Сочинения: Anfang und Aufstieg, W. - Lpz. - Z., 1937; More than Singing, N. Y., 1945; My many lives, N. Y.,, 1948; Five Operas and Richard Strauss, N. Y., 1964.

Литература: Wessling В. W., Lotte Lehmann... mehr als eine Sдngerin, Salzburg, 1969.

M. А. Зильберквит.

Лемба А. Г.

Артур Густавович (12(24) X 1885, Таллин - 21 XI 1963, там же) - сов. пианист, педагог, композитор. Нар. арт. Эст. ССР (1962). В 1908 окончил Петерб. консерваторию по классу фп. у В. П. Толстова (получил пр. А. Г. Рубинштейна), по композиции у Н. Ф. Соловьёва. С того же года преподаватель, с 1915 профессор Петрогр. консерватории. С 1920 жил в Таллине; в 1920-63 профессор Таллинской консерватории (в 1921-22 - консерватории в Хельсинки). Л. - выдающийся пианист-исполнитель, один из первых эст. музыкантов-профессионалов. В 20-е гг. гастролировал в Стокгольме и Будапеште. Как композитор проявил себя последователем Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова, использовал в своём творчестве эст. муз. фольклор. С 20-х гг. выступал как муз. критик.

Сочинения: оперы - Сабина (1906, т-р "Эстония"; 2-я ред. под назв. Lembitu tьtar - Дочь Лембиту, 1908, там же), Дева холма (Kalmuneid, 1928, там же), Любовь и смерть (Armastus ja surm, 1931, там же), Эльга (1934, там же); кантаты, в т.ч. Морская царица (Merekuninganna, 1907), Нарва (1959); для орк. - 2 симфонии (1908; Жизненный путь - 1923), симф. поэма к 40-летию Октября (1957), увертюры (1906, 1949); 5 концертов для фп. с орк. (1905, 2-я ред. 1910; 1931, 1945, 1955, 1960); камерные ансамбли - струн. секстет (1932), фп. квинтет (1946), 2 струн. квартета (1934, 1938), фп. квартет (1938), 4 трио (1929, 1933, 1935, 1958); романсы, хоры; произв. для фп., для скр. и фп., музыка к драм. спектаклям.

В. Э. Лензин.

Лемешев С. Я.

Сергей Яковлевич (р. 27 VI (10 VII) 1902, дер. Старое Князево, ныне Калининской обл.) - сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. СССР (1950). Чл. КПСС с 1948. Род. в крестьянской семье. В 1925 окончил Моск. консерваторию по классу пения у Н. Г. Райского. С 1924 работал в Оперной студии под рук. К. С. Станиславского. В 1926 дебютировал в Свердловском т-ре оперы и балета, в 1927-29 выступал в русской опере при Китайско-Восточной железной дороге в Харбине, в 1929-31 - в Тбилисском т-ре оперы и балета. С 1931 солист Большого т-ра, где пел до 1965. В 1959-61 худ. рук. Оперной студии при Моск. консерватории.

Л. - выдающийся представитель сов. вок. иск-ва. Обладает лирич. тенором красивого мягкого и светлого тембра, льющимся легко и свободно. Артиста отличают большая искренность исполнения, естеств. ощущение слова в музыке, яркая эмоциональность, тонкое чувство стиля, тщательность отделки муз.-сценич. образа. Один из лучших исполнителей на сов. сцене партии Ленского (в 1972, в день 70-летия, спел эту партию в Большом т-ре). Среди многочисл. партий: Берендей, Левко, Звездочёт, Индийский гость, Владимир Игоревич, Боян, Владимир Дубровский; Афанасий Иванович ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Герцог, Альфред; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Фауст; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно); Вертер; Джеральд ("Лакме"), Син Би-у ("Никита Вершинин" Кабалевского, 1-й исполнитель, 1955). С подлинным комедийным блеском выступал в партии Фра-Дьяволо.

Широко популярен как камерный певец. Тонкий интерпретатор романсов П. И. Чайковского (впервые в 1939 исполнил все романсы композитора - цикл из 5 концертов). Большое место в конц. репертуаре Л. занимают рус. нар. песни и старинные романсы. Выступал как оперный режиссёр - "Травиата" (Ленингр. Малый оперный т-р, 1951), "Вертер" (Большой т-р, 1957). В 1940 снялся в фильме "Музыкальная история" (Петя Говорков). Гос. пр. СССР (1941) за выдающиеся достижения в области театр.-вок. иск-ва и киноискусства.

Сочинения: О певческом мастерстве, "СМ", 1954, No 1; Путь к искусству, М., 1968, 1974.

Литература: Львов М., С. Я. Лемешев, М. - Л., 1947; Сергей Яковлевич Лемешев. (Буклет), М., 1953; Грошева Е., С. Я. Лемешев, М., 1960; Львов М., Русские певцы, М., 1965, с. 204-28.

В. И. Зарубин.

Лемуан А.

Лемуан А. (Lemoine) Антуан Анри (21 X 1786, Париж - 18 V 1864, там же) - франц. пианист, педагог, композитор и муз. издатель. Игре на фп. учился в Парижской консерватории (1798-1809). В 1821 занимался по гармонии у А. Рейхи. Завоевал известность как педагог (фп.). Автор мн. инструктивных соч. для фп., пользовавшихся большой популярностью (сонаты, пьесы, вариации, этюды и др.). Издал школу игры на фп. и пед. пособие "Таблицы пианиста - памятка фортепьянного педагога" ("Tablettes du pianiste - memento du professeur de piano", 1844). В 1817 возглавил нотоиздат. фирму, осн. отцом; под рук. Л. эта фирма стала одним из крупнейших франц. муз. издательств. Отец A. - Антуан Марсель Л. (3 XI 1753, Париж - 10 IV 1816, там же) - гитарист-виртуоз, играл на альте в театр. оркестре, работал дирижёром в небольших парижских т-рах, написал музыку ко мн. водевилям, а также школу игры на гитаре. В 1772 осн. нотоиздат. фирму (Париж).

И. М. Ямпольский.

Лендваи Эрвин

Лендваи Эрвин (Lendvai) Эрвин (4 VI 1882, Будапешт - 21 III 1949, Лондон) - венг. композитор, хор. дирижёр и педагог. В 1905 окончил Академию музыки в Будапеште по классу композиции у Я. Кёслера, совершенствовался у Дж. Пуччини в Италии. С 1906 жил в Германии. В 1913-14 преподавал в Ин-те ритма Э. Жака-Далькроза в Хеллерау, в 1914-22 вёл класс композиции в консерватории Клиндворта - Шарвенки в Берлине, сотрудничал в качестве муз. критика в социалистич. журналах. В 1923-24 преподавал композицию в нар. муз. школе, был дирижёром певч. об-ва учителей в Гамбурге, руководил певч. об-вами в Кобленце, Мюнхене, возглавлял нар. хоры, в т. ч. рабочие хор. союзы в др. городах Германии. В 1933 эмигрировал, с 1938 жил в Великобритании. Известен как мастер хор. музыки (ок. 450 соч.). Особенно значительны его муж. хоры, оказавшие влияние на совр. хор. культуру. Издал хор. сб.: "Песни народов мира" ("Weltgesang", 1926-30), "Схола канторум" (1927), "Полифонический мужской хор" ("Der Polyphonische Mдnnerchor", тетради 1-6, 1928). Среди др. соч. - опера "Эльга" (1916, Мангейм, 2-я ред. 1918), Псалом "Освобождение" ("Psalm der Befreiung", для солиста, хора и оркестра, 1931), симфония (1910), орк. произв., камерно-инстр. ансамбли, инстр. пьесы, романсы, песни и др.

Литература: Leichtentritt H., Erwin Lendvai, В., 1912; Butz J., Erwin Lendvai, Z., 1930; Gappenach H., Schцpfer des modernen Chorsatzes, в кн.: Festschrift des Wьrttembergischen Sдngerbundes, (Stuttg.), 1952; его жe, E. Lendvai zur Erinnerung, "Der Chor", 1958, No 10, S. 48.

И. M. Ямпольский.

Лендваи Эрнё

Лендваи Эрнё (Lendvai) Эрнё (р. 6 II 1925, Капошвар) - венг. музыковед. В 1943-49 обучался игре на фп. у Д. Фараго в Высшей муз. школе им. Ф. Листа. С 1949 директор Муз. уч-ща в Сомбатхее, в 1954-57 - в Дьёре. В 1960-65 реж. Венг. радио. С 1972 науч. сотрудник Н.-и. ин-та просвещения, с 1974 профессор Высшей муз. школы им. Ф. Листа. Пр. им. Эркеля (1972).

Сочинения: Bartуk stilusa, Bdpst, 1955; Bartуk dramaturgiбja, Bdpst, 1964; Toscanini йs Beethoven. A hetedik szinfуnia rekonstrukciуja, Bdpst. 1967; Bartуk kцltцi vilбga, Bdpst, 1971; Bartok. An analysis of his music, L., 1971; Bartok es Kodвly harmуnia-vilвga, Bdpst, 1975; Bartуk and Kodбly, kцt. 1-4, Bdpst, 1976-80; Modality, atonality, function, Bdpst, 1977; Polimodбlis kromatika, Kecskemйt, 1980.

Лендлер

Лендлер (нем. Lдndler) - нар. парный круговой танец. Размер 3/4 или 3/8, темп умеренный, движения с прыжками. Распространён в Австрии (особенно в Штирии) и Юж. Германии (Баварии). Слово "Л." часто переводят как "деревенский танец" (от нем. Land - сельская местность, деревня), что вполне соответствует его происхождению и бытованию, однако, вероятно, оно связано с назв. местности в Австрии - Ландль (Landl).

Под назв. "Л." к нач. 19 в. объединялись мн. разновидности нар. австр. и нем. танцев, известных по хореографич. описаниям с 16 в. Варианты Л., отличающиеся друг от друга танц. рисунком и инстр. сопровождением (две скрипки, две скрипки и бас, духовой ансамбль), встречаются в разных областях Австрии, Юж. Германии, Швейцарии и соответственно имеют разл. названия. Одна из разновидностей Л. (Oberlдndler) характеризуется переменным размером (2/4-3/4). В проф. музыке первые образцы Л. известны с 17 в. Большую популярность танец приобрёл во 2-й пол. 18 в., использовался венскими композиторами (В. А. Моцарт - 6 Lдndlerische fьr 2 Violinen und BaЯ К. 606); часто фигурирует в их произв. под назв. "немецкий танец".

Лендлер

Ф. Шуберт. "Из 12 немецких танцев...", ор. 171, No 4.

Закрепилась характерная форма - два 8-тактных периода с повторением каждого. В таком же виде и под тем же назв. Л. встречается и у Ф. Шуберта; для его Л. характерны распевы по звукам аккордов осн. гармонич. функций, напоминающие тирольские jodeln, что связано, очевидно, с практикой пения при исполнении нек-рых разновидностей Л. В сериях шубертовских танцев наметился переход от энергич., бодрого Л. с акцентами и замедлениями (чаще всего на 3-й доле такта) к более лиричному, плавному и гибкому по мелодич. рисунку вальсу 19 в.

В музыке 19-20 вв. темы в характере Л. встречаются у мн. австр. и нем. композиторов. Нек-рые миниатюры из "Бабочек" Шумана, вальсов ор. 39 Брамса напоминают Л. Претворение Л. характерно для мн. симфоний А. Брукнера и Г. Малера (напр., 2-я часть 1-й симфонии Малера "Im Lдndlertempo"). В произв. Малера с помощью Л. изображается патриархальный образ жизни народа (нередко с иронич. окраской).

Литература: Иванов-Борецкий М. В., Вальсы Шуберта. Опыт стилистического исследования, в кн.: Михаил Владимирович Иванов-Борецкий. Статьи и исследования. Воспоминания о нем, М., 1972; Binder E., Oberцsterreichischer Original-Lдndler aus дlterer Zeit, W., 1909; Dondl H., Der Lдndler, Mьnch., 1912; Gielge H., Der geradetaktige Lдndler, "Das deutsche Volkslied", 1940, (Bd) 42; Hamza E., Der Lдndler, W., 1957 (Forschungen zur Landeskunde von Niederцsterreich, Bd 9); Hoeburger F., Die Zwiefachen, В., 1956.

E. M. Царёва.

Ленинград

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ленинградская академическая капелла

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ленинградская консерватория

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ленинградский академический симфонический оркестр

Ленинградской филармонии - старейший сов. симф. оркестр. Засл. коллектив РСФСР (1934). Осн. в 1882 в Петербурге как Придв. музыкантский хор (см. Придворный оркестр); с 1917 Гос. симф. оркестр (рук. С. А. Кусевицкий). В 1921, с созданием Петрогр. (Ленингр.) филармонии, вошёл в её состав и стал основным коллективом этой конц. организации. В 1921-23 его работой руководил Э. А. Купер (одноврем. директор филармонии). Первый филармонич. концерт состоялся 12 июня 1921 (в программе - произв. П. И. Чайковского: 6-я симфония, скрипич. концерт, симф. фантазия "Франческа да Римини"). Гл. дирижёры оркестра - В. В. Бердяев (1924-26), Н. А. Малько (1926-29), А. В. Гаук (1930-34), Ф. Штидри (1934-37). С 1938 Л. а. с. о. возглавляет Е. А. Мравинский, с деятельностью к-рого связан художеств. рост оркестра, ставшего первоклассным симф. коллективом мирового значения. В 1941-60 совм. с Мравинским работал дирижёр К. Зандерлинг, с 1956 вторым дирижёром является А. К. Янсонс.

Строгость стиля исполнения, чуждого каких-либо внешних эффектов, стройность и многотембровость звучания отд. орк. групп, виртуозная ансамблевая сыгранность отличают игру оркестра. В репертуаре широко представлены рус. и зап.-европ. классика, совр. сов. и заруб. музыка. Особое место занимают произв. Л. Бетховена, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича. С оркестром выступали крупнейшие сов. исполнители - С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, Д. Ф.Ойстрах, Л. Б. Коган и мн. др., видные иностр. дирижёры - Г. Абендрот, О. Клемперер, Б. Вальтер, X. Кнаппертсбуш и др., пианист А. Шнабель, скрипач И. Сигети и др.

В составе оркестра 109 артистов (1975). Среди солистов: заслуженные артисты РСФСР, лауреаты междунар. конкурсов - концертмейстер оркестра В. С. Либерман (скрипка), А. П. Никитин (виолончель), A. М. Вавилина (флейта), В. М. Курлин (гобой),

B. П. Безрученко (кларнет), Л. И. Печерский (фагот), B. M. Буяновский (валторна), В. А. Малков (труба); засл. арт. РСФСР - M. M. Курбатов (контрабас), А. А. Козлов (тромбон); лауреаты междунар. конкурсов - В. С. Селицкий (скрипка), В. И. Стопичев (альт), А. И. Соколов (контрафагот), В. Ф. Венгловский, Б. П. Виноградов (тромбоны), Т. Л. Тауэр (арфа); лауреаты всесоюзных конкурсов - Г. Г. Кнеллер (скрипка), И. М. Малкин, А. В. Людевиг (альты). Коллектив оркестра неоднократно гастролировал в городах Сов. Союза и за рубежом (Австрия, Великобритания, Бельгия, Болгария, Венгрия, ГДР, Греция, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, США, Финляндия, Франция, ФРГ, Чехословакия, Швейцария, Швеция, Югославия, Япония).

Литература: Десять лет симфонической музыки. 1917-1927, Л., 1928; Ленинградская государственная ордена Трудового Красного Знамени филармония. Статьи. Воспоминания. Материалы, Л., 1972; Фомин В., Оркестром дирижирует Мравинский, Л., 1976.

Ленинградский Малый театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница