Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 3, "МАЛ"-"МАН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 3, "МАЛ"-"МАН")

Малибран М. Ф.

Малибран М. Ф. (Malibran; урожд. - Гaрсиa, Garcнa) Мария Фелисита (24 III 1808, Париж - 23 IX 1836, Манчестер) - франц. певица (колоратурное меццо-сопрано). Дочь испан. певца и комп. М. Гарсиа-старшего, сестра певицы П. Виардо-Гарсиа и педагога-вокалиста М. П. Р. Гарсиа-младшего. Жена Ш. О. Берио. С 6 лет участвовала в оперных спектаклях в Неаполе. С 1816 училась пению в Париже под рук. отца. В 1825 дебютировала на оперной сцене в Лондоне. В 1828 впервые выступила в т-рах "Гранд-Опера", "Т-р Итальен" в Париже. С 1832 гастролировала по Италии (в 1834-36 пела в т-ре "Ла Скала", Милан), выступала в т-рах Лондона. Скоропостижно скончалась после одного из выступлений на Манчестерском муз. фестивале.

М. была одной из выдающихся певиц 19 в. Драм. дарование артистки с наибольшей полнотой раскрылось в партиях, исполненных глубоких чувств, патетики, страсти. Для её исполнения были характерны импровизационная свобода, артистизм, технич. совершенство. Голос М. отличался особенной выразительностью и красотой тембра в нижнем регистре. Лучшие партии: Норма; Амина ("Сомнамбула" Беллини), Леонора ("Фиделио"), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Цингарелли), Дездемона ("Отелло" Россини), Розина. Талант М. высоко ценили Дж. Верди, В. Беллини, Ф. Лист, А. Мюссе. Написала ряд муз. произв. - ноктюрны, романсы и др. М. посвящена опера "Мария Малибран" Беннетта (1935, Нью-Йорк).

Литература: Thurnеr A., Les reines du chant, P., 1883; Musset A. de, Mйlanges de littйrature et de critique. OEuvres complиtes, v. 9, P., 1888; Teneо M., La Malibran d'aprиs des documents inйdits, "SIM", 1906, Jahrg. 7, H. 3, p. 427?482; Rougin A., Marie Malibran, P., 1911; Hйritte de la Tour L., Mйmoires. Une famille de grands musiciens, P., 1923; Вie11i D., Maria Malibran nel centerario della sua morte, Casalbordino, 1936; F1ament A., L'enchanteresse errante: La Malibran, P., 1937; Lancellotti A., Le voci d'oro, Roma, 1942; Desternes S. et Chandet H., La Malibran et P. Viardot, (P., 1969).

Малийская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Малинин В. К.

Владимир Калинникович (р. 12 III 1935, Москва) - сов. скрипач. Засл. арт. РСФСР (1966). Окончил в 1958 Моск. консерваторию по классу скрипки у Д. М. Цыганова, в 1961 под его же руководством - аспирантуру. Лауреат Междунар. конкурсов скрипачей им. Г. Венявского (Познань, 1957, 6-я пр.) и им. королевы бельгийской Елизаветы (Брюссель, 1959, 4-я пр.). Солист Моск. филармонии (с 1958). С 1961 преподаёт в Московской консерватории (с 1973 доцент).

И. М. Ямпольский.

Малинин Е. В.

Евгений Васильевич (р. 8 XI 1930, Москва) - сов. пианист. Засл. арт. РСФСР (1965). Окончил в 1954 Моск. консерваторию по классу фп. у Г. Г. Нейгауза, в 1957 под его руководством - аспирантуру. Лауреат Междунар. конкурсов пианистов им. Ф. Шопена (Варшава, 1949, 7-я пр.) и им. М. Лонг (Париж, 1953, Большой приз). С 1958 солист Моск. филармонии. С 1957 преподаёт в Моск. консерватории (с 1972 декан фп. ф-та, с 1974 профессор). Гастролирует во мн. странах.

И. М. Ямпольский.

Малиновская Е. К.

Елена Константиновна (7(19) VIII 1875-13 I 1942) - сов. обществ. и муз.-театр. деятель. Чл. КПСС с 1905. Была одним из организаторов и пайщиков нижегородского Нар. дома, построенного в 1903 на средства, собранные М. Горьким и архитектором П. П. Малиновским (её мужем). После Февр. революции 1917 организовала и возглавила Художественно-просвет. отдел Моссовета. После Oкт. революции 1917, была комиссаром моск. т-ров, с 1918 - управляющим моск. гос. т-рами, с 1920 - академич. т-рами. Одноврем. в 1919-20 чл. директории, в 1920-24 и в 1930-35 директор Большого т-ра. Выполняя указания Сов. правительства о сохранении бывших имп. т-ров, М. заботилась о пополнении репертуара Большого т-ра, улучшении качества спектаклей, бытовых нуждах артистов. М. привлекла к работе в Большом т-ре В. И. Немировича-Данченко и В. В. Лужского. В 1918 по инициативе М. при Большом т-ре была организована Оперная студия под рук. К. С. Станиславского (с 1928 - Оперный т-р им. К. С. Станиславского).

Сочинения: Чуткий и отзывчивый товарищ, "Наш рупор", 1934, No 11; 17 большевистских лет, там же, No 12; В. И. Ленин и театры, в сб.: Ленин. Революция. Театр. Документы и воспоминания, Л., 1970.

С. М. Ганцевич.

Малипьеро Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Малипьеро Р.

Малипьеро Р. (Malipiero) Риккардо (р. 24 VII 1914, Милан) - итал. композитор и музыковед. Племянник и ученик (по композиции) Ф. Малипьеро. Учился в Венецианской, Миланской и Туринской консерваториях. Преподавал в Лат.-амер. центре муз. исследований при Ин-те Т. Ди Телья в Буэнос-Айресе (1963) и Ун-те штата Мэриленд (США, 1969). В произв. 50-60-х гг. использовал додекафонную технику.

Сочинения: оперы, в т.ч. Невинная Минни (Minnie la Candida, 1942, Парма), Непостоянная женщина (La donna и mobile, 1957, Милан); кантаты - Церковная (Cantata sacra, 1947), симфония-кантата (1956) и др.; для орк. - 2 симфонии (1949, 1959), Видения (Mirages, 1966): Кассация II для струн. орк. (Cassazlone II, 1969); концерты с орк. - 4 для фп. (1937-61), скр. (1952), 2 для влч. (1938, 1957); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. Кассация I для струн. секстета (1967); произв. для разл. инструментов; песни и др.

Литературные сочинения: G. S. Bach, Brescia, 1948, 1958; Debussy, Brescia, 1948, 1959; Guida discografica alla musica sinfonica, Mil., 1957; Guida alla dodecafonia, Mil., 1961, и др.

Литература: Sartоri C., R. Malipiero, Mil., 1957; Sartori C., Santi P., Due tempi di R. Malipiero, Mil., 1964.

Малишевский В.

Малишевский В. (Maliszewski) Витольд (20 VII 1873, Могилёв-Подольский - 18 VII 1939, Залесе, близ Варшавы) - польский композитор, педагог и дирижёр. Учился композиции у М. М. Ипполитова-Иванова в Тбилиси, у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова в Петерб. консерватории (1898-1902). С 1908 преподавал в муз. уч-ще в Одессе (с 1913 - консерватория; М. - её первый руководитель, до 1921), где вёл класс композиции и дирижировал студенч. оркестром, а также симф. оркестром местного отделения РМО (1908-11). Написал книгу "Учение о модуляции" (1915). С 1921 жил в Варшаве. Вёл в консерватории оперный класс (1921-25), позднее преподавал композицию (1931-39); среди учеников - В. Лютославский. В 1925-27 рук. Муз. об-ва им. Ф. Шопена и Высшей школы музыки им. Ф. Шопена, в 1933 осн. Ин-т Шопена. В 1927-34 возглавлял муз. отдел Мин-ва вероисповедания и обществ. просвещения. Ранние соч. (1-3-я симфонии) обнаруживают влияние музыки Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова и др. рус. композиторов. Индивидуализации муз. языка М. способствовало изучение им польского фольклора; нац. польское начало особенно проявилось в произв. 1920-х гг. (3 орк. парафразы на нар. темы, 1925, и др.).

Сочинения: балеты - Борута (1930, Варшава) и Сирена (1928, Варшава); для орк. - 5 симфоний (1902-29), Сказка (Bajka), Легенда (Legenda; обе 1932), увертюры, сюиты; для разных инструментов с орк. - сюита для влч. (1923), Куявская фантазия (Fantazja kujawska, для фп., 1928), концерт для фп. (1938); камерно-инстр. ансамбли - 3 струн. квартета, квинтет, сонаты для скр. и для влч. с фп.; пьесы для фп.; культовые соч., в т.ч. реквием, месса (оба - 1931), хоры, вок. ансамбли, романсы на сл. А. С. Пушкина и В. А. Жуковского.

Литература: Бэлза И., Витольд Малишевский, "МЖ", 1973, No 15; Wrосki E., Witold Maliszewski, Warsz., 1932.

И. И. Свирида.

Малков Н. П.

Николай Петрович (13(25) IV 1882, Петербург - 20 III 1942, Ленинград) - сов. муз. критик. В 1907 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. С детских лет учился игре на фп., историю музыки изучал самостоятельно. С 1912 выступал с критич. статьями, рецензиями, нотографич. заметками в журналах "Русская музыкальная газета", "Театр и искусство", газете "Речь" и др. С 1918 зав. муз. отделом журн. "Жизнь искусства". Последние статьи напечатаны в журн. "Искусство и жизнь" в 1941. Критич. работы М. отличались прогрессивной направленностью, чуткостью в оценке новых явлений в муз. иск-ве. М. был автором ряда брошюр, излагающих содержание опер и оперетт (1929-30), и путеводителей по концертам - "Испанское каприччио" и "Шехеразада" Н. А. Римского-Корсакова" (1938), "Вторая симфония П. И. Чайковского" (1939), "Первая симфония П. И. Чайковского" (1940), "Две симфонии Скрябина" (1-я и 2-я; 1940),"Шестая симфония Глазунова" (1941) и др.

И. М. Ямпольский.

Малозёмова С. А.

Софья Александровна (1846, Петербург - 5(18) I 1908, там же) - рус. пианистка и педагог. Воспитывалась в Смольном ин-те, по окончании к-рого в 1863 поступила в Петерб. консерваторию. Занималась у А. Г. Рубинштейна, оказавшего большое влияние на её творческое развитие. Закончив консерваторию по классу Т. (Ф.) Лешетицкого (1865), посвятила себя исполнительской и педагогич. деятельности. В 1872-77 вместе с певицей Е. А. Лавровской концертировала в России и Зап. Европе. С 1887 до конца жизни преподавала в Петерб. консерватории; с 1894 профессор. Следуя педагогич. принципам А. Г. Рубинштейна, М. стремилась не только помогать своим ученикам овладевать иск-вом фп. игры, но и развивать у них самостоятельность творч. мышления, давать им разностороннее художеств. воспитание. У М. училась M. H. Баринова. В 1910 по решению художеств. совета Петерб. консерватории была учреждена премия имени М. (присуждалась по конкурсу каждые 5 лет лучшей рус. пианистке).

Малунцян М. М.

Михаил Моисеевич (25 IV (8 V) 1903, Баку - 20 II 1973, Ереван) - сов. дирижёр. Нар. арт. Арм. ССР (1956). Окончил в 1925 Тбилисскую консерваторию по классу виолончели у К. А. Миньяра, в 1935 - Моск. консерваторию по классу оперно-симф. дирижирования у Л. М. Гинзбурга. В 1945-60 и 1966-67 гл. дирижёр и худ. рук. Симф. оркестра Армении. Музыкант разносторонней художеств. эрудиции, М. был первым исполнителем многих произв. арм. композиторов, а также пропагандистом сов. и заруб. классики. Гастролировал в Москве, Ленинграде, Прибалтике, на Украине, в Закавказье. Преподавал в Ереванской (в 1927-31 и 1945-73; с 1962 профессор) и Московской (1934-45) консерваториях. Ученики - Р. А. Мангасарян, Г. Р. Тертерян, Д. А. Ханджян.

С. К. Саркисян.

Малцужиньский В.

Малцужиньский В. (Malcuzynski) Витольд (р. 10 VIII 1914, Варшава) - польский пианист. Учился у Е. Лефельда (1929-32), Ю. Турчиньского (1932-36) в Варшавской консерватории, у И. Падеревского в Морже (Швейцария). Изучал также философию и право в Варшавском ун-те (1932-34). Участвовал в Междунар. конкурсах пианистов - в Вене (1936, 5-я пр.) и в 3-м Междунар. конкурсе им. Ф. Шопена в Варшаве (1937, 3-я пр.). Брал уроки у М. Лонг и И. Филиппа в Париже (1937), получил там известность как концертирующий пианист (с 1940). Гастролировал в Португалии, странах Юж. Америки (1940-42), в США - с крупнейшими дирижёрами С. А. Кусевицким, Д. Митропулосом, П. Монтё, Г. Фительбергом, П. Клецки и др. (1942-45). В сер. 1940-х гг. приобрёл популярность гл. обр. благодаря грамзаписям (первые - в 1945) и выступлениям в Великобритании. С 1945 живёт в Монтрё (Швейцария). В 1949 совершил конц. турне по странам мира, в т.ч. по Польше; исполнял произв. Ф. Шопена (к 100-летию со дня смерти). Исполнительская манера М. близка романтич. пианизму 19 в., особенно шопеновскому; его игра отличается художеств. вкусом и артистич. тактом, тонкостью и элегантностью фразировки, богатым, но не форсированным звучанием. В репертуаре - произв. П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, И. Падеревского, К. Шимановского, нем. романтиков, франц. импрессионистов.

Литература: Rйgamey K., Witold Malcuzynski, Кr., 1960.

A. Б. Шнитке.

Малый зал имени М. И. Глинки

Ленинградской филармонии. Открыт 15 мая 1949 как камерный зал. Здание М. з. было построено во 2-й пол. 18 в. (в 1829 перестроено по проекту арх. П. П. Жако) и использовалось для балов, концертов, маскарадов; в 1828 его приобрёл друг А. С. Пушкина В. В. Энгельгардт (затем наследовала его жена, и оно вошло в муз. историю города как "Зал Энгельгардт"). В нём проводились камерные концерты, исполнялась ораториальная музыка (в 1824 впервые полностью прозвучала "Торжественная месса" Бетховена). С концертами выступали известные рус. и иностр. музыканты - Ф. Лист, К. Шуман, П. Виардо, А. Г. Рубинштейн и др. В 40-х гг. 19 в. помещение было передано торговой фирме. Спустя почти столетие повреждённое в годы Великой Отечеств. войны 1941-45 здание было восстановлено по проекту арх. В. А. Каменского.

М. з. имеет 480 мест. Ежемесячно в течение сезона (окт.- июнь) даётся 25-28 камерных, преим. абонементных концертов. Спец. абонементы посв. сов. камерной музыке, значит. место отводится классич. произв., устраиваются вок. и фп. вечера (выступают сов. и заруб. певцы, инструменталисты, камерные ансамбли). Проводятся авторские камерные вечера сов. композиторов (состоялись почти все премьеры лучших камерных соч. ленингр. композиторов). Традицией стало исполнение крупных камерных произв. Д. Д. Шостаковича. В М. з. организуются концерты-встречи композиторов со слушателями, концерты-лекции, литературные вечера, воскресные концерты для детей, проводится муз.-воспитат. работа с юношеством, устраиваются дебюты молодых исполнителей Ленинграда, Москвы и др. городов.

Литература: Семёнова И. Н., Ступель А. М., Малый зал имени М. И. Глинки, в кн.: Ленинградская гос. ордена Трудового Красного Знамени филармония. Статьи, воспоминания материалы, Л., 1972.

О. С. Саркисов.

Малый симфонический оркестр

Малый симфонический оркестр - см. Оркестр.

Малышев Ю. В.

Юлий Владимирович (р. 2 II 1924, Москва) - сов. музыковед, критик, педагог. Чл. КПСС с 1945. В 1952 окончил Киевскую консерваторию (историко-теоретич. ф-т); в 1952-53 и 1966-70 преподавал в ней историю сов. и заруб. музыки. В 1953-57 консультант отдела науки и культуры при ЦК КП Украины, в 1960-63 науч. сотрудник Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР. С 1966 гл. редактор изд-ва "Музична Украхна". Науч. интересы М. - эстетич. и творч. проблемы совр. музыки, оперная драматургия, творчество сов. укр. композиторов. Автор статей и рецензий в науч. сборниках и журналах.

Сочинения: Що таке опера? Кипв, 1960, 1962; Беседы об опере, К., 1962; Ю. С. Мейтус. Очерк творчества, М., 1962; Що таке музичне мистецтво?, Kипв, 1966; Солоспiви. Нариси та нотатки про украпнську вокальну лiрику, Kипв, 1968; Бесiди про музику, Кипв, 1968; Мысли вслух об эстетическом воспитании, М., 1969; Це - музика! Книжка для молодi, ч. 1, Kипв, 1974.

Малышева Т. К.

Татьяна Казимировна (р. 27 V 1932, Москва) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1980). В 1953 окончила Моск. консерваторию, с 1952 солистка Груз. т-ра оперы и балета. Среди партий - Иоанна, Графиня; Любаша ("Царская невеста"), Ратмир, Марина Мнишек, Амнерис, Азучена, Кармен; Ортруда ("Лоэнгрин"), Дареджан ("Дареджан коварная" Баланчивадзе), Нано ("Даиси"), Русудан ("Нана" Габичвадзе), Фрося ("Семён Котко"). Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом.

Малько Н. А.

Николай Андреевич (22 IV (4 V) 1883, Браилов, ныне Винницкой обл. - 23 VI 1961, Сидней, Австралия) - рус. дирижёр и педагог. Учился в Одессе игре на фп. на муз. курсах К. Ф. Лаглера. В 1906 окончил историко-филологич. ф-т. Петерб. ун-та, в 1909 - Петерб. консерваторию но классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова, дирижирования - у H. H. Черепнина, фп. - у Н. С. Лаврова. Совершенствовался в Мюнхене у Ф. Мотля летом 1909 и 1911. Работал в качестве дирижёра в Мариинском т-ре (1909-18). Выступал также как симф. дирижёр. В 1918-21 директор Нар. консерватории и гл. дирижёр симф. оркестра в Витебске, где провёл ок. 250 симф. концертов. В 1921-1924 дирижировал и преподавал в Москве, Харькове и Киеве. В 1925-28 профессор Ленингр. консерватории и гл. дирижёр Ленингр. филармонии, где под упр. М. в 1926 состоялось первое исп. 1-й симфонии Шостаковича. В эти годы у М. учились некоторое время Б. Э. Хайкин, Л. М. Гинзбург, Е. А. Мравинский, А. Ш. Мелик-Пашаев, Н. С. Рабинович, И. А. Мусин и др. дирижёры. В 1910-28 вёл муз.-критич. деятельность. С 1928 жил за границей, был дирижёром Радио в Копенгагене (1928-32), гастролировал в странах Зап. Европы; в 1938-54 - в США, где в 1946 основал дирижёрские курсы в Чикаго; вёл также класс дирижирования на летних семинарах в Зальцбурге. В 1954-55 гл. дирижёр симф. оркестра в Лидсе (Великобритания); в 1956-1961 - в Сиднее (Австралия). В 1959 выступал в СССР.

М. обладал высоким мастерством и широкой эрудицией, безупречным вкусом, глубоким знанием оркестра, выдающимся педагогич. дарованием. В его дирижировании преобладало рациональное начало. Автор кн. "The Conductor and his Baton" (1950, рус. пер. - "Основы техники дирижирования", 1965). Его автобиография опубликована в "A Certain Art" (1966). С 1963 в Копенгагене учреждён ежегодный Междунар. конкурс дирижёров им. Н. А. Малько.

Литература: Малько Н. А. Воспоминания. Статьи. Письма, Л., 1972.

Г. Я. Юдин.

Малькова В. М.

Вера Михайловна (5 (18) III 1903, Телави - 19 V 1964, Минск) - сов. певица (лирич. сопрано). Нар. арт. БССР (1949). Чл. КПСС с 1927. В 1933 окончила Тбилисскую консерваторию у О. А. Бахуташвили-Шульгиной. В 1934 дебютировала в партии Маргариты на сцене Груз. т-ра оперы и балета. В 1937-53 солистка Белорус. т-ра оперы и балета, в 1953-59 худ. рук. Белорус. эстрады. Партии: Татьяна; Марфа ("Царская невеста"), Дездемона, Чио-Чио-сан; Недда ("Паяцы"), Маженка; Цира ("Дареджан коварная" Баланчивадзе), Марфочка ("Девушка из Полесья" Тикоцкого), Надейка ("Цветок счастья" Туренкова), Ольга ("Кастусь Калиновский" Лукаса) и др. Выступала в концертах.

Мальтен Т.

Мальтен Т. (Malten) Тереза (урожд. Мюллер, Mьller) (21 VI 1855, Инстербург - 2 I 1930, близ Дрездена) - нем. певица (драм. сопрано). Училась пению в Берлине, муз. образование заканчивала у Г. Энгеля. В 1873-1903 выступала на сцене придв. оперы в Дрездене (дебютировала в партии Памины - "Волшебная флейта"). В обширном репертуаре певицы были ведущие партии - Армида ("Армида" Глюка), Леонора ("Фиделио") и др. Большую известность принесло певице исп. роли Кундри ("Парсифаль") и партий в др. операх Р. Вагнера - Сента ("Летучий голландец"), Елизавета ("Тангейзер"), Ева ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Эльза ("Лоэнгрин"). Неоднократно пела на сцене Байрёйтского т-ра. Вагнер высоко ценил её талант, переписывался с ней. М. выступала также на оперных сценах Великобритании и в России.

Литература: Lahее Н., Famous singers of today and yesterday, Boston, 1898.

M. А. Зильберквит.

Мальцева Е. А.

Екатерина Алексеевна (14(26) IV 1883, Петербург - 20 IV 1964, Москва) - сов. музыковед. Кандидат педагогич. наук (1948). В 1908 окончила в Берлине консерваторию Штерна по классу фп. у П. К. Луценко, в 1912 - философский ф-т Берлинского ун-та (в 1913 получила степень доктора философии); занималась также историей музыки под рук. Г. Кречмара. В 1917 окончила экстерном историко-филологич. ф-т Моск. ун-та (психология). В 1919-24 ассистент при кабинете экспериментальной психологии 2-го Моск. ун-та, в 1921-31 действит. чл. Гос. ин-та муз. науки (ГИМН), зав. его физиолого-психологич. секцией и кабинетом экспериментальной психологии, пред. комиссии по изучению муз. восприятия. Одноврем. в 1920-1931, а также в 1935-41 и 1944-47 преподавала муз. психологию в Моск. консерватории (в 1944-47 ст. науч. сотрудник её акустич. лаборатории). В 1944-1953 ст. науч. сотрудник Ин-та психологии Академии педагогич. наук РСФСР.

Сочинения: Erkennen sukzessiv gegebener musikalischer Intervalle in dem дusseren Tonregionen, "Zeitschrift fьr Psychologie", 1912, Bd 64, H. 3-4; Основные элементы слуховых ощущений, в кн: Труды Гос. ин-та муз. науки. Сб. работ физиолого-психологической секции, вып. 1, М., 1925; Абсолютный слух и методы его развития, там же; Zur Frage der musikalische Begabungsforschung, "Psychotechnische Zeitschrift", 1928, H. 4; Prьfung der Musikalitдt, там же; Absolutes Tonbewusstsein und Musikalitдt, там же; Карл Штумпф и его значение в области музыкальной психологии, "Музыкальное образование", 1928, No 4-5; Развитие музыкальных представлений у детей в процессе обучения пению, в кн.: Известия Академии педагогических наук РСФСР, вып. 76, М., 1956; Психологический анализ музыкального развития младшего школьника, в сб.: Психология младшего школьника, М., 1960, и др.

И. М. Ямпольский.

Малюкова Т. С.

Малюкова Т. С. (Сидоренко) Тамара Степановна (р. 15 II 1919, с. Красное, ныне Скадовского р-на Херсонской обл.) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1957. В 1937 окончила Николаевское муз. уч-ще по классу фп., в 1946 - Одесскую консерваторию по классу композиции у С. Д. Орфеева. С 1946 преподаватель, с 1964 доцент, в 1966-70 зав. кафедрой теории и композиции Одесской консерватории. В 1952 - 66 пред., с 1967 зам. пред. Одесского отделения CK УССР.

Сочинения: кантаты - До зiрok (К звёздам), 1963, Ленин всегда с нами (1969), Ода корабельной столице (1970); для орк. - 2 симфонии (1946, 1950); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета (1945, 1952), фп. трио (1956); для фп. - цикл прелюдий (1945-50), соната (1967), цикл пьес в старинном стиле (1969); хоры - сюита в 5 ч. Квiтуча Одеса (Цветущая Одесса, с фп.; 1959), сюита в 4 ч. Лiсний янтар (Лесной янтарь, a cappella, 1961), хоры (20, на сл. Т. Г. Шевченко, Леси Украинки, Н. А. Некрасова); для голоса с фп. - романсы (ок. 50), в т.ч. циклы Семь струн (на сл. Леси Украинки), Четыре жёлтые баллады (на сл. Ф. Гарсиа Лорки); песни, обработки нар. песен, музыка для драм. т-ра и кино.

H. Н. Сидоренко.

Малявский А.

Малявский А. (Malawski) Артур (4 VII 1904, Пшемысль - 26 XII 1957, Краков) - польский композитор, скрипач, дирижёр и педагог. Учился в Кракове у Я. Хмелевского (скрипка) и Б. Рицци (теория) в консерватории Муз. об-ва, по окончании к-рой преподавал там скрипич. игру и теоретич. предметы (1928-1936). В 1928-33 концертировал. В 1936-39 совершенствовался в консерватории в Варшаве у К. Сикорского (композиция) и В. Бердяева (дирижирование). В 1939-1954 преподавал композицию, дирижирование, теорию музыки в разных муз. уч. заведениях Польши, в т.ч. в высших школах музыки в Кракове (1945-57) и в Катовице (1950-54). Среди учеников - Е. Катлевич, К. Пендерецкий, А. Добровольский, Е. Семков. М. - один из крупнейших польских композиторов 1-й пол. 20 в., обладающий ярким индивидуальным музыкальным языком. Для музыки М. характерны динамич. контрасты, разнообразие ритмики, колористическая насыщенность, острые гармонии при значит. роли мелодич. начала, а также использование музыкального фольклора ("Гуральский триптих", 1950), в ряде произв. - классицистич. тенденции (Симф. этюды, 1948; Токката и фуга в форме вариаций, 1949; оба произведения для фп. с орк.). Гос. пр. ПНР (1952, 1955).

Сочинения: для орк. - балет-пантомима Горные вершины (Wierchy, с солистами и хором, 1950); для орк. - 2 симфонии (1943; 2-я, Драматическая - Dramatyczna, 1956), увертюра (1948), Популярные сюиты (Suita popularna, 1947 и 1952), Венгрия 1956 (1957), пьесы; для голосов с орк. - кантаты Остров Горгон (Wyspa Gorgon, сл. Т. Мициньского, с солистами, 1939), Старая сказка (Stara Ьаsn, 1950) и др.; камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1953), струнные квартеты (1926, 1943), секстет (1935), пьесы для скр. с фп.; пьесы для фп.; хоры; песни; музыка для драм. т-ра и кино.

Литература: Wspominajac Artura Malawskiego, "RM", 1958, No 6; Artur Malawski. Zycie i twуrczosc, в сб.: Praca zbiоrowa, pod red. B. Schдffera, Kr., 1969.

И. И. Свирида.

Мамедов И. К.

Ибрагим Курбан оглы (р. 24 X 1928, Баку) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1963. В 1954 окончил Азерб. консерваторию по классу композиции Б. И. Зейдмана. Автор произв. разл. жанров, в т.ч. первой детской азерб. сказочно-аллегорич. оперы-балета. "Лиса и Волкодав" (1964, Т-р оперы и балета им. Спендиарова). С 1960 преподаёт в Азерб. консерватории (с 1973 доцент).

Сочинения: кантаты - Оплот мира (1957), Азербайджан (1959), Торжество труда (1971); для орк. - 2 симфонии (Героическая, 1954; 1973), Торжественная праздничная увертюра (1966), балетная сюита (1958), симф. вариации для скр. с орк. (1952); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет, сюита для струн. квартета (1949); для фп. - прелюдии, увертюра (для 2 фп.); песни (в т.ч. Песня труда; пр. Респ. конкурса массовой песни, 1948), обр. нар. песен.

Мамедов М. М.

Муртуза Мешади Рза оглы - см. Бюль-Бюль М. М. Р..

Мамедов Н. Г.

Нариман Габиб оглы (р. 28 XII 1927, Нахичевань-на-Араксе) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Нахич. АССР (1974). Чл. КПСС с 1971. Окончил Азерб. консерваторию по классу композиции у А. Д. Гаджиева. Преподавал в Бакинском муз. уч-ще (1947-1963), Азерб. консерватории (1962-69). С 1959 науч. сотрудник Ин-та архитектуры и иск-ва АН Азерб. ССР. Записал азерб. мугамы. Опубликованы: "Азербайджанские мугамы Чаргях и Хумаюн" (Баку, 1962), "Азербайджанские мугамы Баяты-Шираз и Шур" (М., 1962), "Азербайджанские мугамы Раст и Шахназ" (Баку, 1963), "Азербайджанские мугамы Сегях-забул и Рахаб" (Баку, 1965), "Азербайджанский мугам Чаргях" (М., 1970).

Сочинения: муз. комедии - Одна из шести (1964, Азерб. т-р муз. комедии, Баку), Мамедали едет на курорт (совм. с Т. Бакихановым, 1969, там же); для хора, солистов и орк. - оратория Азербайджан (сл. А. Зейналлы, 1969); для орк. - поэмы Драматическая (1961), Комсомол (1962); для струн. орк., ударных и фп. - симфония No 1 (1967); для камерного орк. - симфония No 2 (1970); концерты для фп. с орк. (1964, 1973); для хора, солистов и нар. инструментов - кантата Нахичевань (сл. И. Сафарли, 1964); песни; записи мугамов.

Литература: Карагичева Л., Уникальное исследование, "СМ", 1972, No 8.

Э. Абасова.

Мамедова Ш. Г.

Шевкет Гасан кызы (р. 18 IV 1897, Тбилиси) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог, муз. деятель. Нар. арт. СССР (1938). Чл. КПСС с 1942. Деп. Верх. Совета Азерб. ССР 1-4-го созывов. Училась в Киевской консерватории у А. Шперлинг (1917-21), в 1927-29 в Милане и Париже. Дебютировала в 1921 на сцене Азерб. т-ра оперы и балета (Баку) в партии Виолетты; работала в т-ре до 1948. Певица высокой проф. культуры, с голосом тёплого, мягкого тембра, М. перенесла на азерб. оперную сцену лучшие традиции рус. и мирового вок. исполнительства. Партии: Гюльчохра ("Аршин мал алан" У. Гаджибекова), Шахсенем ("Шахсенем" Глиэра), Нэргиз ("Нэргиз" Магомаева), Ануш ("Ануш" Тиграняна), Антонида, Марфа ("Царская невеста"), Розина, Лакме и др. Гастролировала в городах Сов. Союза и за рубежом. Организовала первый азерб. театр. техникум (1923), респ. нотное изд-во, привлекала к разработке нац. фольклора рус. композиторов: М. М. Ипполитова-Иванова, Р. М. Глиэра. Автор кн. "Пути развития азербайджанского музыкального театра" (1931). С 1945 преподаёт в Азерб. консерватории (с 1949 профессор).

К. Касимов.

Мамисашвили Н. Л.

Нодар Леванович (р. 15 XII 1930, Тбилиси) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1967). В 1956 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции у А. М. Баланчивадзе. В 1967-72 нач. отдела муз. учреждений Мин-ва культуры Груз. ССР. С 1955 ведёт педагогич. работу. С 1962 преподаёт композицию в Тбилисской консерватории. С 1973 секретарь правления CK Грузии.

Сочинения: опера - Зайчишка-хвастунишка (1971, Груз. т-р оперы и балета); балет - Три ключа (1972); для орк. - симф. картины Акварели Грузии (1963) и Ледяной обелиск (1970, посв. героям Великой Отечеств. войны 1941-45); Для инструмента с орк. - 3 концерта (для фп.: 1965 - Пионерский; 1972; для гобоя, 1963), концерт-фантазия для фп. (1961), концертино для скр. и камерного орк. (1968); для камерного орк. - 3 миниатюры (1964); камерно-инстр. ансамбли - 6 пьес для струн. квартета (1972), фп. квинтет (1972); для фп. - цикл прелюдий и баллада Парень из Тавпаравани (1963-65); 3 пьесы для детского хора (1970); музыка для драм. т-ра и кино.

Мамонтов С. И.

Савва Иванович (3(15) X 1841, Ялуторовск, ныне Тюменской обл. - 6 IV 1918, Москва) - рус. театр. и муз. деятель, меценат. Друг К. С. Станиславского. Учился в Петерб. горном ин-те, затем на юридич. ф-те Моск. ун-та. Крупный промышленник. Неск. лет жил в Италии, занимался пением, изучал живопись, скульптуру. М. способствовал развитию рус. изобразит. иск-ва, нар. художеств. ремесел и муз. т-pa. В 1885 осн. Московскую частную русскую оперу, оказавшую сильное воздействие на дальнейшее развитие рус. муз.-театр. культуры. М. привлек в т-р талантливых молодых художников и певцов; здесь началась дирижёрская деятельность С. В. Рахманинова. В Московской частной опере были осуществлены постановки произведений М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, многих сочинений композиторов "Могучей кучки", П. И. Чайковского. М. был режиссёром ряда спектаклей, автором либретто опер ("В 1812 году" Вас. С. Калинникова, "Призраки Эллады" В. Д. Поленова, "Алая роза" и "Ожерелье" Н. С. Кроткова); ему принадлежат также переводы либр. опер Ж. Массне, Дж. Пуччини. Во время весенних сезонов 1887-91 М. возглавлял итал. антрепризы в Москве с участием крупнейших зарубежных певцов, в т.ч. Ф. Таманьо, А. Мазини и др.

Литература: Шкафер В. П., Сорок лет на сцене русской оперы 1890-1930, Л., 1936, Рахманинов С. В., Письма. (1890-1943), M., 1955; Копшицер М., Савва Мамонтов, M., 1972.

В. P. Россихина.

Манасчи

Манасчи - кирг. нар. сказитель, исполнитель крупнейшего нац. эпоса "Манас" (о подвигах богатыря Манаса, его сына Семетея и внука Сейтека). М. поёт "Манас" в речитативной манере, без инстр. сопровождения, на определенный муз. мотив (т. н. попевки Манаса), варьируя его сообразно с содержанием текста. Исполнение М. насыщено драм. элементами; он как бы изображает героев эпоса, пользуется разнообразными интонациями, богатой мимикой, выразит. жестами. В историю кирг. импровизаторского иск-ва вошли имена замечат. сказителей - Эшмамбета, Найманбая, Балыка, Калмырзы, Солтобая, Эсенамана и др. Лучшие М. сов. времени - Сагымбай Орозбаков, Саякбай Каралаев и др.

Литература: Виноградов В., Киргизская народная музыка, Фр., 1958.

Мангеймская школа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мандзарос Н.

Мандзарос Н. (Mantzaros) Николаос (1795, о. Корфу, ныне о. Керкира - 1873) - греч. композитор. Представитель т.н. ионической школы, сформировавшейся в сер. 19 в. на Ионических островах (свободных от турецкого владычества). На творчестве М., ученика комп. Н. А. Цингарелли, сказалось воздействие итал. музыки. Автор инстр. музыки, церковных вокальных произв. В 1823 написал кантату (на текст "Оды свободе" Соломоса), фрагмент из к-рой в 1865 был утверждён как нац. гимн Греции. Основатель Филармонич. об-ва о. Керкира (1840; об-во оказало влияние на развитие мн. греч. музыкантов).

Литература: Ruelle С. В., Quelques mots sur la musique des Grecs anciens et modernes, P., 1878; Daсiоs P. L., Breve storia della musica dall'antichita ai giorni nostri, Atene, 1934.

Мандола

Мандола - мандора, пандуpa (итал. mandola, mandora, pandura).

1) Струнный щипковый муз. инструмент. Разновидность лютни (меньше её по размеру). М. известна с 12-13 вв. Имеет расширенную шейку с плавно изогнутой головкой, обычно 4 струны. Настраивается по квартам и квинтам или по квинтам. Звук извлекается при помощи медиатора. В совр. муз. практике не употребляется.

2) Альтовая разновидность мандолины.

Литература: Sachs С., Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., (1966), S. 215-18.

Мандолина

Мандолина (итал. mandolino) - струн. щипковый муз. инструмент лютневого семейства. Возник в Италии. В своём окончат. виде сложился к 17 в. С 18 в. один из наиболее распространённых итал. нар. инструментов. Бытовало неск. типов М., различающихся по строю, форме корпуса и шейки, числу струн. Так, флорентийская М. имела 5, генуэзская 5-6, падуанская 5, неаполитанская 4 парные струны. Наиболее популярна неаполитанская М. Её корпус выпуклый, овальный, клеёный из отд. сегментов, шейка короткая, гриф с металлич. врезными ладами, головка плоская с механич. колками. Строй квинтовый, как у скрипки: g, d1, a1, e2 (парные струны настраиваются в унисон). Звук чистый, яркий и звонкий, извлекается плектром (медиатором) из черепашьего панциря или целлулоида. Возможно исполнение аккордов. Ноты пишутся в скрипич. ключе соответственно действительному звучанию. Применяется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Оркестр из М. (иногда с гитарами) наз. неаполитанским. Он включает орк. разновидности M.: М.-пикколо, М.-альт (мандола), М.-виолончель (мандолочелло), М.-басс (мандолоне). Иногда М. вводится в оперный и симф. оркестры. Для М. писали Л. Бетховен (2 сонатины, Адажио и Анданте с вариациями для M. и фп.), А. Вивальди (концерт для М. и оркестра, 2 концерта для 3 М. и оркестра) и др. композиторы.

Литература: Sachs С., Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., (1966), S. 213.

С. Я. Левин.

Мандычевский Е.

Мандычевский Е. (Mandyczewski) Евсевий (17 VIII 1857, Молодия, ныне Черновицкой обл. - 13 VII 1929, Шульц, близ Вены) - австр. музыковед, композитор, дирижёр, педагог. По национальности украинец. Муз. образование получил у И. И. Во-робкевича, А. Гржимали в Черновцах, затем у Э. Ганслика, Р. Фукса и М. Г. Ноттебома в Вене, где жил с 1875, однако не порывал связей с родиной (неоднократно посещал Черновцы). Руководил хор. и орк. коллективами Вены (с 1880 хормейстер Венской хор. академии). С 1887 архивариус Об-ва друзей музыки, в 1896-1921 профессор Академии музыки и сценич. иск-ва (классы инструментовки, истории музыки, композиции). Его ученики - X. Галь, К. Бём, Дж. Селл, Л. Синигалья, К. Прохазка, М. Негря и др.

Как теоретик-педагог М. был наследником классико-романтич. традиций. Он, в известной мере, недооценивал роль фольклора для композиторского творчества. Однако использовал при гармонизации нар. мелодий натуральные, переменные лады. Автор биографич. очерков о И. Брамсе (был его другом), А. Брукнере, И. Штраусе, К. Черни, исследований о Ф. Шуберте, о русской народной песне. Значительны его заслуги в издании собраний соч. Й. Гайдна (впервые составил список 104 симфоний), Брамса (т. 1-26, 1926-28), Шуберта, редакции "Второй бетховенианы" ("Zweite Beethoveniana") Ноттебома. M. принадлежат 12 месс (4 изданы в Черновцах), кантаты ("Могущество гармонии" и др.), хоры (в т.ч. на тексты укр. поэтов Т. Г. Шевченко, О. Ю. А. Федьковича), песни (в т.ч. на слова рум. поэта М. Эминеску), фп. вариации, множество обработок укр., рус., рум., молд., нем., венг. нар. песен и др.

Литература: Демочко К., Мистецька Буковина, Kипв, 1968; Сорокер Я. и Яцкив О., Достойный изучения и популяризации, "СМ", 1974, No 6; Geiringer К., Johannes Brahms im Briefwechsel mit Eusebius Mandyczewski, "ZfMw", 1933, (Jahrg.) 15; Rusu L., Un veac de la nasterea lui Eusebie Mandicevschi, "Muzica" (Bucurcsti), 1957, No 4.

О. В. Яцкив.

Манен Х.

Манен Х. (Manen) Хуан де (р. 14 III 1883, Барселона) - испан. композитор, скрипач и дирижёр. С 3 лет учился игре на фп., затем на скрипке под рук. отца и К. Ибаргерена. С 7 лет выступал (пианист, скрипач, дирижёр) в городах Европы, в США, Аргентине. В 1900 дирижировал концертом из собств. произв. в Барселоне. Писал оперы, в т.ч. на собств. либр. Использовал испан. нар. мелодии. С 1908 жил в Германии. Гастролировал как скрипач и дирижёр во мн. странах, в т.ч. в России (в 1908). Игра М. отличалась блестящей техникой, элегантностью, несколько романтизированной манерой исп. Автор ряда книг о музыке, а также автобиографии. М. принадлежат ред., обр. и транскрипции; завершил и оркестровал юношеский концерт (соч. 1787) Л. Бетховена, издал собр. соч. Н. Паганини.

Сочинения: оперы - Хуана из Неаполя (1902, Барселона), Актея (1903, 2-я ред. Нерон и Актея, 1928, Барселона), Танец с факелами (Der Fackeltanz, 1909, Франкфурт-на-Майне), Соледад (1952, Барселона); балет Триана (1952); для орк. - симфонии: Новая Каталония (Nova Catalonia), Иберийская, театр. симфония Путь солнца (Camino del sol, 1926); Concerto grosso Молодость (Juventus, для 2 скр.); концерты (с орк.) - для скр. (в т.ч. 1-й Испанский), для влч., гобоя, флейты, фп.; для скр. с орк. - 3 каприччи, Интродукция, Andante и вариации на тему Тартини; пьесы для скр. с фп., в т.ч. Маленькая испанская сюита (Petite suite espagnole), Три иберийских танца и др.; фп. квартет; пьесы для фп., для гитары; хоры; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литературные сочинения: (изд. в Барселоне): Mis experiencias, 1944; Variaciones sin tema, 1955; El violнn, 1958.

В. Ю. Григорьев.

Манзий В. Д.

Владимир Данилович (23 III (4 IV) 1884, Киев - 22 IV 1954, там же) - сов. оперный режиссёр. Нар. арт. УССР (1940). Чл. КПСС с 1948. В 1903 окончил Киевское муз. уч-ще и в том же году выступил на оперной сцене; работал в разл. укр. и рус. театр. труппах, был певцом, дирижёром, хормейстером, режиссёром. С 1917 оперный режиссёр в т-рах Астрахани, Пензы, Оренбурга. Возвратившись на Украину, принял деятельное участие в создании нац. оперного т-ра. В 1925-26 работал режиссёром в Харькове и Одессе, с 1928 в Укр. т-ре оперы и балета (в 1928-34 гл. режиссёр). Среди постановок: "Тарас Бульба", "Наталка Полтавка", "Утопленница" Лысенко, "Запорожец за Дунаем"; "Беркуты" ("Золотой обруч") Лятошинского, "Наймичка" ("Батрачка") Вериковского, "Царская невеста", "Иван Сусанин", "Князь Игорь", "Демон", "Евгений Онегин", "Кармен", "Проданная невеста", "Аида", "Лоэнгрин", "Лакме", "В бурю", "Даиси" и др.

Л. С. Кауфман.

Маннино Ф.

Маннино Ф. (Mannino) Франко (р. 25 IV 1924, Палермо) - итал. композитор, пианист и дирижёр. Окончил консерваторию "Санта-Чечилия" в Риме по классам фп. у Л. Сильвестри (1940) и композиции у В. Мортари (1947). С 1941 концертирует как пианист (в программы нередко включает собств. произв.), с 1952 - и как дирижёр в Италии и др. странах Европы и Америки (неоднократно выступал в СССР, в т.ч. в 1981 на Фестивале совр. музыки). В 1969-70 худ. рук. т-ра "Сан-Карло" в Неаполе. В 50-е гг. получила признание его композиторская деятельность. Помимо фп. произв. написал неск. опер, в т.ч. "Живые" ("Vivi", 1957, Неаполь), "Надежда" ("La speranza", 1957, пост. 1970, Триест), "Давидово колено" ("La stirpe di Davide", 1962, Рим), "Дьявол в саду" ("Il diavolo in giardino", 1963, Палермо); балет"Марио и волшебник" ("Mario e il mago", 1956, Милан); "Американскую симфонию" ("Sinfonia americana", 1954); 3 симф. сюиты и др. орк. произв., концерты для фп. (1954) и для 3 скрипок (1965) с оркестром, камерные инстр., хор. произв., музыку к ряду кинофильмов, в т.ч. реж. Л. Висконти, и др.

Манойло Н. Ф.

Николай Фёдорович (р. 8 XII 1927, с. Манилы Харьковской обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. УССР (1971). В 1960 окончил Харьковскую консерваторию по классу П. В. Голубева. С 1958 солист Харьковского т-ра оперы и балета. Партии: Микола, Остап ("Наталка Полтавка", "Тарас Бульба" Лысенко), Василий Губанов ("Коммунист" Губаренко), Азис ("Один шаг к любви" Жуковского), Фигаро, Риголетто, Амонасро, Яго, Тонио, Скарпиа и др. Ведёт конц. деятельность (в репертуаре произв. укр., рус. и сов. композиторов).

Литература: Григоренко Л., Спiвау Микола Манойло, "Прапор", 1960, No 2.

Манойлович К.

Манойлович К. (Маноjловиh) Коста (4 XII 1890, Крнево, близ г. Смедеревска-Паланка - 2 X 1949, Белград) - серб. музыковед, композитор и дирижёр. Музыке учился в Белграде у С. Мокраняца, в 1912 - в Москве и Мюнхене. В 1919 окончил Оксфордский ун-т. С 1919 дирижёр Белградского певч. об-ва, с 1931 - певч. об-ва "Мокраняц". Одноврем. был частным учителем музыки, преподавателем муз. школы. В 1924-32 гл. секретарь Югосл. певч. союза. Был первым ректором Белградской муз. академии (с 1937). Выступал в качестве муз. критика. Автор многочисл. вок. произв., отмеченных нац. колоритом: песенных циклов и романсов с фп., хоров a cappella; пьес для скрипки и фп. и др. Внёс ценный вклад в изучение серб. национальной музыки. В своих исследоват. работах, опираясь на метод Мокраняца, дал не только записи нар. напевов и анализ особенностей серб. муз. фольклора, но и описание нар. муз. быта и обычаев. Его сб. "Народные мелодии Восточной Сербии" ("Народне мелодиjе из источне Cpбuje") издан посмертно (Белград, 1953). М. принадлежат также интересные редакции церк. произв. Мокраняца и Й. Маринковича, многочисл. статьи в периодич. печати.

Литература: Milojkovic-Рuric J., Zapisi narodnih pesama kompozitora Koste P. Маnоjловicа, "Zvuk", 1967, No 79; Rerecic V., Muzicki stvaraoci u Spbiji, Beograd, (1968).

И. M. Ямпольский.

Манолов Э.

Эмануил (7 I 1860, Габрово - 2 II 1902, Казанлык) - болг. композитор, дирижёр, педагог. В 1881-83 учился в Моск. консерватории у Ф. X. Гедике (фп.) и Л. К. Альбрехта (сольфеджио). С 1886 работал в Болгарии; преподавал музыку, играл на флейте в оркестре, был ред. муз. журнала, руководил хорами и дух. оркестрами в Софии, Казанлыке, Станимаке (ныне Асеновград), Пловдиве. М. - ведущий деятель начавшей формироваться после освобождения от османского ига (1878) нац. проф. муз. культуры, один из основоположников болг. композиторской школы, первый болг. хор. дирижёр и воен. капельмейстер. М. не владел развитой композиторской техникой (использовал нар. мелодии цитатно, соединял песни в "букеты" - попурри), однако его творчество сыграло большую роль в становлении болг. проф. музыки. Ему принадлежит первая болг. опера ("Нищая", не оконч.), фрагменты из к-рой М. поставил в 1900 с самодеятельным хором и воен. дух. оркестром на сцене нар. читалишта (см. Болгарская музыка) "Искра" в Казанлыке. Он автор первых болг. хор. и сольных песен, в т.ч. школьных. Будучи близок к болг. рабочему движению, создал революц. рабочий марш (на слова выдающегося деятеля болг. рабочего движения Г. Киркова). Демократич. по характеру, основанная на нац. муз. фольклоре, музыка М. рассчитана на массовое пение и исп. самодеят. коллективами в нар. читалиштах. И в совр. Болгарии популярны его песни "Что за девушку вижу", "Повей, повей", "Народный букет" и др.

Сын M. - Xристо М. (1900-53) - автор первого болг. балета "Змей и Яна" (1937). Внук М. - Здравко М. (р. 1925) - композитор, профессор полифонии Болг. гос. консерватории.

Литература: Бойчев Д., Емануил Манолов, София, 1926; Камбуров И., Емануил Манолов, София, 1934; Баларева A., Емануил Манолов, София, 1961.

И. Везнев.

Мансини Г.

Мансини Г. (Mancini) Генри (р. 16 IV 1924, Кливленд) - амер. композитор и дирижёр, исполнитель на флейте-пикколо. В 13-летнем возрасте 1-й флейтист Оркестра шт. Пенсильвания. Учился в муз. школе при Технологическом ин-те Карнеги в Питсбурге, затем окончил Джульярдскую муз. школу. Брал уроки композиции у М. Кастельнуово-Тедеско и Э. Кшенека. Играл в разл. танц. оркестрах в качестве пианиста, в т.ч. в Оркестре Глена Миллера под упр. Т. Бенеке (1945-46). В 1951-1957 композитор киностудии "Юниверсал пикчерс" (М. принадлежит музыка к фильмам "История Глена Миллера" и "История Бенни Гудмена"), позднее писал также музыку к многочисл. кинофильмам др. студий (в т.ч. "Завтрак у Тиффани", 1961) и телевизионным фильмам и пост., в т.ч. к детективной серии "Питер Ган", в к-рой впервые в телевизионном жанре использовал средства совр. джазовой музыки. Записано более 40 грампластинок популярной музыки для оркестра под упр. М. Автор джазовых и др. аранжировок и песен.

Б. Н. Зайцев.

Мансуров Б. С.

Бахрам Сулейман оглы (р. 12 (25) II 1911, Баку) - сов. музыкант, исполнитель на таре. Нар. арт. Азерб. ССР (1978). В 1929 окончил Пед. техникум в Баку. С 1932 концертмейстер оркестра Азерб. т-ра оперы и балета. С 1941 преподаватель Бакинского муз. уч-ща по классу тара. М.-исполнитель - один из признанных знатоков и хранителей классич. традиций мугамов. Междунар. ин-т сравнит. музыкознания при ЮНЕСКО дважды записал исполнение М.

Литература: Амиров Ф., Вдохновенный импровизатор, "СМ", 1968, No 6; Абасова Э., Тарист Бахрам Мансуров, М., 1977; Керимова Т., Хранитель традиции, "МЖ", 1977, No 10.

Мансуров Ф. Ш.

Фуат Шакирович (р. 10 I 1928, Алма-Ата) - сов. дирижёр. Нар. арт. Казах. ССР (1967). Нар. арт. Тат. АССР (1971). В 1950 окончил Алма-Атинскую консерваторию у И. А. Зака, затем совершенствовался в Моск. консерватории у Л. М. Гинзбурга. В 1949-52 дирижёр Казах. оркестра нар. инструментов, в 1953-56 - Казах. т-ра оперы и балета, затем симф. оркестра Казах. радио. С 1958 гл. дирижёр Гос. симф. оркестра Казах. ССР, с 1963 - Казах. т-ра оперы и балета. С 1967 стажёр, с 1969 дирижёр Большого т-ра. Дирижировал операми "Евгений Онегин", "Мазепа", "Иоланта", "Русалка", "Царская невеста", "Севильский цирюльник", "Риголетто", "Трубадур", "Тоска"; "Кармен", "Фауст"; "Испанский час" Равеля, "Сон в летнюю ночь" Бриттена, "Неизвестный солдат" Молчанова, "Семён Котко"; "Снежная королева" Раухвергера, "Октябрь" Мурадели, балетами "Лебединое озеро", "Жизель"; "Русская сказка" Чулаки, "Макбет" Молчанова и др. Выступает в симф. концертах. Лауреат 2-го Всесоюзного конкурса дирижёров (1966). Гастролирует за рубежом. Преподаёт дирижирование с 1951, с 1971 - в Моск. консерватории (с 1980 профессор).

Мансурян Т. Е.

Тигран Егиаевич (р. 27 I 1939, Бейрут) - сов. композитор. В кон. 1940-х гг. вместе с родителями репатриировался в Сов. Армению. В 1956 окончил Ереванскую консерваторию по классу композиции у Л. М. Сарьяна. Работает преим. в области камерных жанров (инструментальных и вокальных). Музыка М. осн. на нац. традициях, берущих начало в арм. ср.-век. музыке и развитых в творчестве Комитаса. Композитор широко использует современные музыкально- выразительные средства.

Сочинения: для симф. oрк. - Партита (1965); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет Интерьер (1972), квинтет для деревянных дух. инструментов (1974), сонаты для альта и фп. (1962), флейты и фп. (1963), две сонаты для скр. и фп. (1964, 1965), две сонаты для влч. и фп. (1973, 1974); хоры - цикл Три сказания, посв. Комитасу; для голоса и камерного ансамбля - Интермеццо (1973), для голоса с фп. - четыре Айрена на сл. Н. Кучака (1967), романсы на сл. Ф. Гарсиа Лорки (1968); музыка к фильмам "Мы и наши горы" (1969), "Возвращение" (1972).

М. А. Берко.

Мануал

Мануал (от лат. manualis - ручной) - клавиатура для рук (в отличие от клавиатуры для ног - педали) в многоклавиатурных инструментах (орган, клавесин, фисгармония, электронные инструменты). Число М. в оргбнах 1-7 (7 М. имеет орган в соборе г. Атлантик-Сити, в США), в клавесинах - до 3, в фисгармониях - не более 2. М. расположены друг над другом террасообразно. Каждому придано определённое число регистров - отсюда разл. сила и тембровая окраска М. Объём клавиатуры - до 5 октав (С - с4). Реальный звуковой объём органного М. (благодаря регистрам удвоений) - до 8 октав. В органах нем. типа наиболее сильный - нижний 1-й или 2-й М. (хауптверк - Hauptwerk); менее сильный - 2-й или 3-й (оберверк - Oberwerk); тихий - 3-й или 4-й (позитив, швелльверк - Positiv, Schwellwerk). Во франц. органах самый тихий М. - средний (позитив - positiv), самый мощный - нижний (Грандорг - grand orgue), самый выразительный - верхний (ресъ - Rйcit). Все М. вместе или 2-3 М. могут быть соединены при помощи особого механизма - копуляций (включается посредством кнопки или рукоятки). При этом органист, играя на одном М., заставляет звучать трубы регистров присоединённых М. На клавесине также возможно копулирование (соединение) М.

Литература: Adelung W., Einfьhrung in den Orgelbau, Lpz., 1955; Ройзман Л. И., Советская органная культура и ее своеобразие, в кн.: Вопросы музыкально- исполнительского искусства, вып. 5, М., 1969.

Л. И. Ройзман.

Предыдущая страница Следующая страница