Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 6, "МАТ"-"МЕД")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 6, "МАТ"-"МЕД")

Матей Й.

Матей Й. (Matej) Йозеф (р. 19 II 1922, Брушперк, Моравия) - чеш. композитор. Учился у Я. Ржидкого в Академии иск-в в Праге (1947-51). Преподавал на драм. ф-те Академии иск-в (1952-54). Работал на Радио и в Армейском художеств, ансамбле им. В. Неедлы. В соч. 50-х гг. претворил черты муз. фольклора Датского края; изучал также нар. муз. иск-во балканских и кавказских народов. Испытал влияние творчества Л. Яначека, Б. Мартину, В. Бартока, И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева. Много соч. написал для медных духовых, в т.ч. цикл из 38 пьес "Informatorium" для тромбона (или фагота, валторны, трубы) и фп. (1964), воспроизводящих стили разл. эпох. Среди др. соч. - 5 симфоний (1955-77), "9 танцев из Побескид" (1951) и "Лашская серенада" (1953) для оркестра; концерты с орк. - 2 для тромбона (1951, 1952), для скр. (1961), альта (Рапсодия, 1962), трубы (1963) и др.; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам. Автор инструктивных пьес для духовых инструментов.

Матерна А.

Матерна А. (Materna) Амалия (10 VII 1844, Санкт-Георген, Штирия - 18 I 1918, Вена) - австр. певица (драм. сопрано). Пела в церк. хоре и концертах в Граце; в 1865 начала выступать в оперном т-ре в Граце во второстепенных ролях. В 1869-97 примадонна Придв. оперы в Вене (Селика в "Африканке" Мейербера и др.). Получила известность как исполнительница партий в операх Вагнера; особенный успех имело исполнение ею партии Брунгильды ("Кольцо нибелунга") в 1876 на сцене Байрёйтского т-ра. Первая исполнительница партии Кундри ("Парсифаль", 1882). Обладала красивым по тембру и сильным голосом, незаурядным актёрским мастерством. Гастролировала в Лондоне, США, Германии. Была также известным вок. педагогом. В 1897 покинула сцену.

Матинский М. А.

Михаил Алексеевич (1750, с. Покровское Звенигородского уезда, ныне Моск. обл. - ок. 1820) - рус. драматург, переводчик, педагог, составитель учебников геометрии и географии. Крепостной графа С. П. Ягужинского. Окончил моск. гимназию для разночинцев при Моск. ун-те, был в Италии. Получив "вольную", преподавал в классах Воспитательного об-ва благородных девиц в Петербурге (впоследствии Смольный ин-т). Автор текста, возможно, частично и музыки, 1-й, не сохранившейся редакции комич. оперы "Как поживёшь, так и прослывёшь, или Санктпетербургский Гостиный двор" (1782, Вольный российский т-р Книпера, Петербург). Для новой постановки в придв. петерб. т-ре (1792) М. переработал текст, а композитор В. А. Пашкевич - музыку этой оперы. Содержащее ряд сатирич. бытовых сцен из купеч. жизни, отличающееся красочным нар. языком, пронизанное мелодиями рус. нар. песен, произв. М. и Пашкевича принадлежит к лучшим достижениям рус. реалистич. комич. оперы 18 в. Нек-рые его персонажи предвосхищают образы пьес А. Н. Островского. М. - автор текста оперы "Тунисский паша" (музыка Пашкевича).

Литература: Прокофьев В., Михаил Матинский и его опера "Санктпетербургский Гостиный двор", в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России. Материалы и исследования, т. 1, Л., 1927; Рабинович А. С., Русская опера до Глинки, М., 1948; Русская комедия и комическая опера XVIII века. Ред. текста и вступ. статья П. Н. Беркова, М.-Л., 1950; Ливанова Т. Н., Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом, т. 2, М., 1953; Берков П. Н., Неиспользованные материалы для истории русской литературы XVIII века, веб.: XVIII век, сб. 3, М.-Л., 1958; Бокщанина Е. A., О народности музыкального языка и особенности драматургии оперы М. Матинского "Санктпетербургский Гостиный двор", в кн.: Труды музыкально-педагогического института имени Гнесиных, вып. 1, М., 1959; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965; Левашов Е., Существовал ли композитор Матинский?, "СМ", 1973, No 5.

Е. А. Бокщанина.

Матис Э.

Матис Э. (Mathis) Эдит (р. 11 II 1938, Люцерн) - швейц. певица (сопрано). Муз. образование получила в Люцернской консерватории. Дебютировала в 1957, затем пела в Кёльнском и Гамбургском оперных т-рах. Широкую известность приобрела в нач. 1960-х гг.; участвовала в Зальцбургском (1960) и Глайндборнском (1962) фестивалях. С 1963 регулярно поёт в "Немецкой опере" (Зап. Берлин), с 1970-х гг. выступает во мн. крупнейших муз. центрах Европы и Америки. В 1980 концертировала в СССР. М. - певица высокой муз. культуры, её голос отличается теплотой, пластичностью, созданные певицей образы характеризуются гармонич. единством вок. и сценич. рисунка. Среди партий - Мелисанда ("Пеллеас и Мелисанда" Дебюсси), Памина ("Волшебная флейта"), Сюзанна; Марцелина ("Фиделио"). Выступает с концертами. Выдающаяся исполнительница партий сопрано в кантатах и пассионах И. С. Баха.

Матковский В. И.

Владимир Исаакович (р. 28 XII 1899 (10 I 1900), Тбилиси) - сов. виолончелист. Засл. арт. РСФСР (1951). Род. в семье музыканта. Игре на виолончели учился у Н. И. Потапова. В 1922 окончил Моск. консерваторию по классу виолончели у А. Э. Глена. С 1919 первый помощник концертмейстера группы виолончелей, в 1922-53 солист оркестра Большого т-ра. М. сочетал работу в оркестре с конц. деятельностью, выступал в сольных и симф. концертах. Был мастером кантилены. Пропагандировал произв. сов. композиторов (Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, M. P. Гнесина, А. М. Дзегелёнка, M. P. Крейна, Г. С. Гамбурга и др.).

И. М. Ямпольский.

Матлот

Матлот - матлёт (франц. matelote, от matelot - матрос), - матросский танец, близкий жиге. Исполняется живо, в быстром темпе, с характерными пристукиваниями, элементами чечётки. Муз. размер 2/4 и c.

Матлот

В нач. 20 в. интерес к М. возрос, он широко распространился как эстрадный и бытовой танец. В России в нач. 20 в. исполнялась 16-тактовая бальная композиция М., созданная E. M. Ивановым.

Матова А. К.

Александра Константиновна (4(16) V 1889, Смоленск - 15 III 1967, Москва) - сов. певица (лирико-драм. сопрано) и педагог. Засл. арт. Республики (1933). В 1912 окончила Петерб. консерваторию по классу пения у Е. И. Терьян-Каргановой. В 1913 выступала в оперной антрепризе Сибирякова (Одесса), дебютировала в партии Брунгильды ("Валькирия"). В 1914 пела в моск. Сергиевском нар. доме. В 1916-41 солистка Большого т-ра. М. обладала голосом красивого серебристого тембра, мастерством фразировки, чистым и прозрачным piano, особенно на верхних нотах. Исполнение М. отличалось искренностью и тонкой музыкальностью. Партии: Милитриса ("Сказка о царе Салтане"), Вера Шелога (пролог к "Псковитянке"), Ярославна, Феврония; Купава ("Снегурочка"), Лиза, Тамара, Наташа; Горислава ("Руслан и Людмила"), Аида; Эльза ("Лоэнгрин"). М. была первой исполнительницей партий Натальи ("Степан Разин" Триодина, 1925) и Алёны Прекрасной ("Иван-солдат" Корчмарёва, 1927). С 1938 педагог, в 1941-48 - в Большом т-ре, в 1948-67 - в Доме культуры МГУ.

В. И. Зарубин.

Матоуцинь

Матоуцинь - моринхур, - струнный смычковый муз. инструмент, распространён во Внутр. Монголии (Китай) и МНР. Бытует также в Бурят. АССР (под назв. моринхур). Имеет 4-угольный трапециевидный корпус с кожаной верхней декой и дерев. нижней, снабжённой фигурными резонансными отверстиями. Гладкая (без ладов) шейка увенчана резным изображением головы лошади. 2 струны из конского волоса настраиваются в кварту.

Матоуцинь

Смычок деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса. Техника игры допускает использование флажолетов и двойных нот. Длина М. 1000-1100 мм.

С. Я. Левин.

Матсов Р. В.

Роман Вольдемарович (р. 14(27) IV 1917, Таллин) - сов. дирижёр. Нар. арт. Эст. ССР (1968). В 1940 окончил Таллинскую консерваторию по классу фп. у А. Лембы и скрипки - у И. Паульсена. В 1939 занимался на летних курсах в Берлине у В. Гизекинга (фп.) и у Г. Куленкампфа (скрипка). В 1940-41 учился в Ленингр. консерватории у С. И. Савшинского (фп.) и И. Р. Налбандяна (скрипка). В 1937-38 артист оркестра т-ра "Эстония", в 1938-40 - симф. оркестра в Таллине. В 1941-42 в рядах Сов. Армии. В 1943 дебютировал как дирижёр с симф. оркестром Гос. художеств. ансамбля Эст. ССР в Ярославле. В 1950-63 гл. дирижёр симф. оркестра Эст. радио и телевидения. Под упр. М. впервые прозвучали мн. соч. эст. композиторов, в т.ч. А. Каппа, Э. Каппа, В. Каппа, А. Гаршнека, Я. Ряэтса, А. Пярта; первый в СССР исполнитель ряда соч. И. Ф. Стравинского, А. Шёнберга, А. Веберна и др. С 1944 преподаватель (с 1968 профессор) Таллинской консерватории (классы - оперный и оперно-симф. дирижирования, камерного ансамбля). 2-я пр. на Всесоюзном смотре дирижёров (1946). Гастролирует за рубежом.

Маттезон И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Маттеи С.

Маттеи С. (Mattei) Станислао (крещён 10 II 1750, Болонья - 12 V 1825, там же) - итал. композитор, муз. теоретик, капельмейстер. Чл. Болонской филармонич. академии. После обучения у падре Мартини сменил его на посту капельмейстера церкви Сан-Франческо в Болонье (1770). С 1776 соч. М. исполнялись во время церк. службы. С 1789 до конца жизни капельмейстер церкви Сан-Петронио в Болонье. В кон. 90-х гг. 18 в. обратился к педагогич. деятельности; с 1804 профессор контрапункта болонского Филармонич. лицея. Среди учеников - Г. Доницетти, Дж. Россини. Автор школы генерал-баса ("Prattica d'accompagnamento sopra bassi numerati e contrappunti a pu voci sulla scala ascendente е discendente maggiore e minore, con diverse fughe a 4 e a 8", т. 1-3, 1788-1830). Писал кантаты, мессы и др.

Литература: Canuti F., Vita di Stanislao Mattei, Bologna, 1829.

Маттей А.

Маттей А. (Matthay) Тобайес Август (19 II 1858, Клапем, близ Лондона - 15 XII 1945, Хай-Марли, близ г. Хейзлмир) - англ. пианист, теоретик фп. игры, педагог и композитор. В 1871-76 учился в Лондоне в Корол. академии музыки у У. Доррелла и У. Макфаррена (фп.), У. С. Беннетта, А. Салливена и Э. Праута (композиция). С 1876 преподавал там же фп. игру (в 1880-1925 профессор). Среди учеников - А. Бакс, М. Хесс. Как пианист дебютировал в 1876 в Лондоне, концертировал только в Англии. В 1900 организовал собств. фп. школу (в 1927 реорганизована и расширена); в 1920-е гг. в США была создана Амер. летняя школа Маттея. Наибольшую известность приобрёл как теоретик пианизма, методист ("система Маттея" принята гл. обр. в Англии и США). Автор ок. 20 работ, в т.ч. по вопросам муз. психологии, взаимосвязи интеллектуального и эмоционального начал, внимания, роли автоматичности и др. в процессе муз. исполнения.

Сочинения: 2 концерта для фп. с орк., фп. пьесы.

Литературные сочинения: The act of touch..., L. - N. Y., 1903; First principles..., L., 1905; Musical interpretation, L., 1913; On memorizing and playing from memory, L., (1926); An introduction to psychology for music teachers, L., 1939, 1947, I960; The visible and invisible in pianoforte technique, L., 1932, 1960; Piano fallacies of today, L., 1939.

Литература: Новикова Э., Тобиас Маттей, в сб.: Музыкальное исполнительство, вып. 7, М., 1972; Ching J., Piano technique. Foundation principles... a critical examination of the theories of Tobias Matthay and his followers, L., 1934; Schultz A., The riddle of the pianist's finger, Chi. - N. Y., 1936; Matthay J. H., The life and works of Tobias Matthay, L., 1946.

Э. Ф. Новикова.

Маттус З.

Маттус З. (Matthus) Зигфрид (р. 13 IV 1934, Малленуппен, Вост. Пруссия) - нем. композитор (ГДР). В 1952-58 учился в Высшей муз. школе в Берлине у Р. Вагнера-Регени, в 1958-60 - в классе мастерства в берлинской Академии иск-в у X. Эйслера. С 1964 работает в т-ре "Комише опер". Использовал в своих произв. новейшие методы композиции. Автор опер, в т.ч. "Лацарильо из Тормеса" (1964, Карл-Маркс-Штадт), "Омфала" (1976, Веймар), мн. инстр. соч., песен, музыки для радио и телевидения.

Матьё М.

Матьё М. (Mathieu) Мирей (р. 22 VII 1946, Авиньон) - франц. певица-шансонье. Дочь каменщика. Впервые выступила в 1962 в Авиньоне (конкурс юных талантов), после чего брала уроки пения. Дебютировала в Париже в 1965 в передаче-конкурсе "Телевизионное воскресенье", в 1967 - на сцене т-ра "Олимпия". Выступает также как артистка мюзик-холла, участвует в телевизионных обозрениях. Гастролирует во мн. странах (в СССР выступила в 1967 и 1976). В начале творч. пути подражала Э. Пиаф, затем пользовалась советами Ш. Азнавура, М. Шевалье. В обширном репертуаре М. - любовные монологи, песни на мн. языках; большое место занимают произв. П. Мориа, Ф. Лея. Среди песен, исполняемых М., - "Моё кредо", "Почему, моя любовь?", "Последний вальс", "Парижское танго".

Матюк В. Г.

Виктор Григорьевич (18 II 1852, с. Тудорковичи, ныне Львовская обл. - 8 IV 1912, с. Каров, ныне Львовская обл.) - зап.-укр. композитор, теоретик и публицист. Окончил Львовскую духовную семинарию (1879). Муз. образование получил в певч. школах в Перемышле и Львове, брал уроки у композиторов и дирижеров И. Ф. Гуневича, И. А. Лавровского и др. Центральное место в творчестве М. занимали вокальные соч. К числу лучших относятся "Веснiвка", "З слезою в оцi вiдiйду", "Родимий краю" и песни на сл. Г. Гейне. Большой популярностью пользовались его мелодрамы и оперетты, в т.ч. "Капрал Тимко", "Нещасна любов", "Iнвалiд", а также хоры на патриотич. и лирич. темы. Автор школьного песенника (изд. 1884), учебника элементарной теории музыки (изд. 1892), очерка об основах гармонии (изд. 1906); сост. и ред. хорового сб. "Боян".

Литература: Людкевич С., Biктor Матюк, "Недiля", 1912, No 26-28; Загайкевич М., Музичне життя Захiдноп Украхни другоп половини XIX ст., Кипв, 1960, с. 95-114; Iстopiя украпнськоп дожовтневоп музики, Кипв, 1969, с. 445-50.

В. Л. Гошовский.

Маурер

Статья большая, находится на отдельной странице.

Маури Э.

Эстеве (Mauri Esteve) Хосе (12 II 1856, Валенсия, Испания - 11 VII 1937, Гавана) - кубин. композитор, скрипач, дирижёр и педагог. Ученик А. Лопеса (скрипка) и М. Убеды (композиция). Был церк. органистом, капельмейстером дух. оркестров, а также скрипачом, хормейстером и дирижёром в разл. т-рах Гаваны. Как оперный дирижёр гастролировал в Мадриде и во мн. городах Лат. Америки. В 1914 осн. в Гаване консерваторию М., где преподавал (классы скрипки, фп., контрапункта и инструментовки). Автор первой нац. оперы - "Рабыня". ("La esclava", 1921, Гавана), в к-рой органично претворены типичные черты креольского и афро-кубин. фольклора. Из многочисл. соч. М. (св. 20 сарсуэл, 2 симфонии, 14 симф. поэм и др. произв. для оркестра, камерно-инстр. и культовая музыка) сохраняют популярность песни и фп. пьесы, написанные в традиц. кубин. жанрах (хабанера, криолья, данса, дансон, румба).

Литература: Henrнquez M. A., Josй Mauri: boceto de una biografнa, "Mъsica", 1974, No 45.

Махди С.

Махди С. - аль-Махди Салах (р. 1925, г. Тунис) - тунисский композитор, флейтист, лютнист, музыковед, педагог и общественный деятель. Музыкальное образование получил в ин-те Рашидия (г. Тунис), где с 1943 преподавал (с 1949 директор). В кон. 1950-х гг. возглавлял отдел иск-в Мин-ва нац. образования, с 1961 директор отдела музыки и иск-в Мин-ва культуры. В 70-х гг. директор Нац. консерватории музыки, танца и нар. иск-ва в Тунисе, президент Нац. муз. комитета. Автор музыки Нац. гимна Туниса, многочисл. песен, камерно-инстр. произв. Ему принадлежит ряд музыковедч. трудов, в т.ч. кн. "Арабская музыка" ("La musique arabe", 1972). Много концертирует. Известен в араб. мире как один из лучших флейтистов, а также как исполнитель на разл. нац. инструментах. В 1978 посетил СССР.

Махмудова Т. З.

Тамилла Заид кызы (р. 21 IV 1931, Баку) - сов. пианистка. Нар. арт. Азерб. ССР (1974). Чл. КПСС с 1969. В 1954 окончила Моск. консерваторию у Я. И. Зака, в 1957 - у него же аспирантуру. С 1954 солистка Гастрольбюро СССР (Москва, с 1965 - Москонцерт). В конц. репертуаре М. произв. рус. и зап.-европ. классиков, сов. и совр. заруб. авторов. Активный пропагандист музыки азерб. композиторов, первая исполнительница мн. соч. К. Караева, Ф. Амирова, Д. Гаджиева, А. Меликова и др. Гастролирует за рубежом.

Махмутова М. М.

Марьям Махмутовна (р. 8 III 1920, Пишпек, ныне Фрунзе) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. Кирг. ССР (1947). В 1949-50 занималась на вок. ф-те Моск. консерватории. С 1938 солистка Кирг. филармонии, с 1940 - Кирг. т-ра оперы и балета. Партии: Кончаковна, Марина Мнишек; Солоха, Морозова ("Черевички", "Опричник"), Графиня, Кармен, Амнерис; Комиссар ("Оптимистическая трагедия" Холминова), Чачикей, Айша, Мать ("Айчурек", "На берегах Иссык-Куля", "Токтогул" Власова, Малдыбаева и Фере). Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом.

Мацудайра Й.

Йорицуне (р. 5 V 1907, Токио) - япон. композитор. Теорию композиции изучал в Токио под рук. К. Комацу и А. Н. Черепнина. В творчестве М. элементы японского фольклора сочетаются с приёмами додекафонии. Автор произведений для оркестра - "Тема с вариациями на популярную песню" (1939), "Негативные и позитивные фигуры" (1954), "Старинный японский танец" (1953); "Метаморфозы" на старинную япон. мелодию для сопрано с орк. (1954), Концерта для 2 фп. (1946), а также 2 струн. квартетов, фп. трио, 2 сонат для скрипки и фп., песенных циклов и др.

Мацудзиньский Р.

Мацудзиньский Р. (Macudzinski) Рудольф (р. 29 IV 1907, Опатия, Югославия) - слов. пианист и композитор. Учился у В. Курца (фп.) в Брно и Праге (1919- 1929), у Л. Яначека и Ф. Поймана (композиция) в Брно. С 1930 работает в Братиславе. Был пианистом и референтом на Радио (до 1954), концертмейстером оперной труппы Слов. нац. т-ра (1945-48). Преподавал фп. игру в Высшей школе изящных иск-в (1952-74; с 1968 профессор). Выступал как солист и ансамблист в странах Европы, в т.ч. с франц. скрипачом А. Марто (1926-30), позднее - с женой (пианисткой) С. Мацудзиньской. 1-й исполнитель в ЧССР ряда произв. крупнейших слов. композиторов. Игру М. отличают яркая эмоциональность, тонкое чувство стиля, блестящая техника. Автор инструктивной работы "Гаммы при обучении игре на фортепьяно" ("Studium stupnнc na klavнri", cast 1-2, 1952-54).

Сочинения: оперы (пост. в Братиславе) - Монте-Кристо (1955, Радио), Предупреждение из Эль Амарны (Vystraha z El Amarny, 1975), Ольга Янина (комич., 1977); Муз. картины (Musical orbis) для орк. (1978); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. Пять впечатлений от СССР (5 impresiн zo ZSSR, для фп. квинтета 1977); пьесы для фп. и для 2 фп., песни с орк. и с фп.

Маццокки

Мадзокки (Mazzocchi) - семья итал. композиторов. Доменико М. (8 X1 1592, Чивита-Кастеллана - 20 I 1655, Рим). Учился в церк. семинарии, в 1605 посвящён в духовное звание, в 1619 - в сан священника. С 1614 начал в Риме лит. деятельность. Получил степень доктора философии и права. В Риме же изучал музыку (возможно под рук. Дж. Б. Нанино). С 1620 находился на службе у кардинала И. Альдобрандини. Автор оперы "Цепь Адониса" (по поэме "Адонис" Дж. Б. Мартино, 1626, Рим), отличающейся симметрией муз. композиции. М. вводит новые муз. формы: арии, речитатив-секко, инстр. ритурнели. На первом представлении оперы жен. партии исполняли сопранисты, что способствовало утверждению певцов-кастратов в практике рим. т-ров. М. принадлежат сб. 5-голосных мадригалов ("Partitura de madrigali а 5 voci....", 1638), а также "Диалоги и сонеты" ("Dialoghi е sonetti", 1638), "Музыка священная и моральная" ("Musiche sacre e morali a 1-3 voci", 1640), к-рые включают арии, речитативы и хоры (в т.ч. на стихи из поэм Вергилия и Т. Тассо) и др. Доменико М. - выдающийся представитель т.н. римской оперной школы. Вирджилио М. (22 VII 1597, Чивита-Кастеллана -3 X 1646, там же). Брат Доменико М. Музыке учился под его руководством. В 1628 капельмейстер церкви Джезу в "Колледжо романо", с 1629 до конца жизни возглавлял капеллу Джулия в Ватикане (в соборе св. Петра). В 1632-44 был также капельмейстером "Колледжо инглезе". Находясь на службе у Ф. Барберини, Вирджилио М. писал музыку к спектаклям, ставившимся в придв. т-ре кардинала. Приобрела известность опера "Сокол, или Кто страждет, тот надеется" (текст Дж. Роспильози, 1637, спектакль возобновлён в 1639 с муз. добавлениями M. Мараццоли), др. муз.-театр. произведения: "Сан-Бонифачо" (1638), "Защищенная невинность" (1641), "Сан-Эустакио" (1643) и др. Один из видных представителей т.н. римской оперной школы, Вирджилио М. способствовал появлению первых образцов комической оперы. Для его сочинений характерны живость ансамблевых и хоровых массовых сцен, отмеченных гармоническим и ритмическим разнообразием, тщательная отделка арий и дуэтов, Писал также церк. музыку. Был педагогом в созданной им в Ватикане школе пения и композиции. Среди учеников - певец-кастрат, композитор и теоретик музыки Дж. А. Бонтемпи.

Литература: Кречмар Г., История оперы, пер. с нем., Л., 1925; Rоллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М., 1931; Goldschmidt H., Studien zur Geschichte der italienischen Oper im 17. Jahrhundert, Bd 1-2, Lpz., 1901-04; Cardinali A., Cenni biografici di Domenico e Vergilio Mazzocchi, Subiaco, 1926; Rolland R., Histoire de l'opйra en Europe avant Lully et Scarlatti, nouv. йd., P., 1931.

C. M. Грищенко.

Мачавариани А. Д.

Алексей Давидович (p. 23 IX(6 X) 1913, Гори) - сов. композитор, педагог, дирижёр. Нар. арт. СССР (1958). Деп. Верх. Совета СССР 6-7-го созывов. Окончил в 1936 Тбилисскую консерваторию пo классу композиции у П. Б. Рязанова, в 1940 аспирантуру. В 1934-37 зав. муз. частью Груз. т-ра муз. комедии, в 1956-58 худ. рук. Гос. симф. оркестра Грузии. Творчество М. отличается ярким своеобразием, его произв. проникнуты нац. колоритом, жизнерадостностью, романтич. приподнятостью, волевым началом, эмоционально насыщены. Сыграл значит. роль в становлении груз. сов. муз. иск-ва. Среди крупнейших произв. - балет "Отелло" (по Шекспиру, 1957, Груз. т-р оперы и балета), концерт для скрипки с оркестром (1950; Гос. пр. СССР, 1951), "Пять монологов" для баритона и симф. оркестра на стихи Важа Пшавелы (1968; Гос. пр. Груз. ССР, 1970), оратория "День моей Родины" для сопрано, баса, хора мальчиков, большого хора и оркестра (1952). Балет М. "Отелло" был экранизирован под назв. "Венецианский мавр" (1951), ставился за рубежом. В 1962-68 пред. правления CK Грузии, в 1962-73 секретарь CK СССР. С 1939 преподаёт в Тбилисской консерватории (с 1963 профессор).

Сочинения: оперы - Мать и сын (по Чавчавадзе, 1945, Груз. т-р оперы и балета), Гамлет (по Шекспиру, 1974); балеты - Отелло (по Шекспиру, 1957, Груз. т-р оперы и балета), Витязь в тигровой шкуре (по Руставели, 1974); для орк. -2 симфонии (1947, 1973), симф. поэма Дуб и мошкара (Мумли мухаса, 1939), поэмы с хором - На смерть героя (1948), Горийские картинки (1939), Торжественная увертюра (1950), Грузинская праздничная увертюра (1963); концерты с орк. - для фп. (1944), для скр. (1950); для хора - баллада-поэма Арсена; для солистов и хора a cappella (1946); для фп. - Скерцо-поэма (1938), Хоруми (1939), Прелюдия, эскиз, экспромт (1947), три прелюдии и фуги (1970), баллада Базельское озеро (1950), Пиросмани (1970), Детский альбом (12 пьес, 1968); для скр. - 4 пьесы для скр. с фп. (1950); Долури Лазури (скр. соло, 1962), 6 пьес для скр. с фп. и 2 вальса по музыке балета Отелло (1971), 4 пьесы для влч. с фп. (1973); романсы и песни для голоса с фп. (Синий цвет; Не горюй, мать; Ты полна чудесной красоты; Тебе быть царицей Грузии и др.). Сб. 15 хоров a cappella (1974).

Литература: Городинский В., "Отелло", "Театр", 1958, No 6; Хучуа П., Скрипичный концерт А. Мачавариани, М., 1951; Кухарский В., Алексей Мачавариани, в сб.: Советская музыка, Статьи и материалы, (вып. 1), М., 1956; Донадзе В., Скрипичный концерт А. Мачавариани, в сб.: Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья, М., 1956; Торадзе Г., Композиторы Грузии, Тб., 1973.

П. В. Хучуа.

Машаду А.

Машаду А. (Machado) Аугусту ди Оливейра (27 XII 1845, Лисабон - 26 III 1924, там же) - португ. композитор и педагог. Муз. образование получил в Лисабонской и Парижской консерваториях. В 1892-1908 директор т-ра "Сан-Карлуш", в 1901-10 - консерватории (с 1893 также профессор; класс пения), в 1907-11 советник Мин-ва образования в Лисабоне. Автор произв., написанных в стиле франц. лирич. оперы.

Сочинения: оперы - Лауреана (по Ж. Санд, 1883, "Гран т-р", Марсель), Марио Веттер (либр. Р. Леонкавалло, 1898, т-р "Сан-Карлуш"), Боргезина (La Borgesina, 1909, "Гран т-р") и др.; балет Зефферинетто (1870, "Сан-Карлуш"); оперетты - Солнце Наварры (О sol de Navarra, 1870), Золотой крест (A cruz de ouro, 1873), Гитара (Guitarra, 1878), Похищение Елены (О rapto de Helena, 1903) (все пост. в т-ре "Тринидади", Лисабон), Мария да Фонте (1878, т-р "Сан-Карлуш"), Венера (1905, "Т-р донны Амелии") и др.; для орк. - ода Камоэнс и Лузиады (Camфens e os Lusiadas, 1880) и др.; пьесы для фп., органа, романсы.

Литература: Sampayo Ribeiro M. de, A mъsica em Portugal nos Sйculos XVIII e XIX, (Lisboa), 1938; Treitas Brancо J., de, Histуria da mъsica portuguesa, Lisboa, (1959).

Машо Г.

Гильом де Машо (Machaut, Guillaume de Machaut; известен также под лат. именем Guillelmus de Mascandio) Гильом де (ок. 1300, Машо, Арденны - 1377, Реймс) - франц. поэт и композитор. С 1323 (?) жил при дворе короля Богемии Яна Люксембургского, был его секретарём, сопровождал во время путешествий в Прагу, Париж и др. города. После смерти короля (1346) постоянно жил во Франции. Был каноником собора Нотр-Дам в Реймсе. Крупнейший композитор 14 в., выдающийся представитель ars nova. Автор многочисл. одногол. и многогол. песен (40 баллад, 32 виреле, 20 рондо) с инстр. сопровождением, в к-рых сочетал муз.-поэтич. традиции труверов с новым полифонич. иск-вом. Создал тип песни с широко развитой мелодией и разнообразным ритмом, расширил композиционные рамки вок. жанров, внёс в музыку более индивидуальное лирич. содержание. Из церк. соч. М. известны 23 мотета для 2 и 3 голосов (на франц. и лат. тексты) и 4-гол. месса (на коронацию франц. короля Карла V, 1364). Поэма М. "Пастушеские времена" ("Le temps pastour") содержит описание муз. инструментов, бытовавших в 14 в.

Сочинения: L'opйra omnia musicale... a cura di F. Ludwig et H. Besseler, n. 1-4, Lpz., 1926-43.

Литература: Machabey A., Guillaume de Machault. 1300?-1377. La vie et l'oeuvre musical, v. 1-2, P., 1955.

Маюдзуми Т.

Тосиро (p. 20 II 1929, Йокохама) - япон. композитор. Муз. образование получил в Токио в Ун-те искусств у Т. Икеноути (1945-51) и в Парижской консерватории, где изучал теорию композиции под рук. Т. Обена (1951-52). В 1953 организовал совм. с Я. Акутагавой и И. Даном авангардистский кружок "Союз трёх", а с 1957 - фестивали совр. музыки в Каруидзаве. Творчество М. отражает влияние буддийской философии, музыки О. Мессиана и И. Ф. Стравинского. М. экспериментирует в области конкретной музыки и электронной музыки.

Сочинения: балеты - Бугаку (1963, Нью-Йорк), Олимпийцы (1965, там же); оратория У-Со-Ри (1959), 2 буддийские кантаты - Симфония Нирваны (1958) и Пратидесана (1963); для орк. - симфония Мандала (1958; исп. 1960, Москва), симф. поэмы Самсара (1962) и Рождение музыки (1964), Вакханалия (1953), Эктоплазма (1954), Симф. фонология (1957), Этюд на звучание (1963), эссе для струн. орк. (1963); камерно-инстр. ансамбли - Стенограммы (для альта, саксофона, маримбы, скр., влч., фп. в 4 руки и голоса, 1950), Микрокосмос (для 7 исполнителей, 1957), пьесы для приготовленного фп. и скр. (1957); для бэнд (оркестр духовых) - Фактура (1962), Фейерверк (1963), Ритуальная увертюра (с жен. хором, 1964); конкретная музыка - X, Y, Z (1953), Вариации на 7 (1956, совм. с М. Морои); Старая и новая музыка (для традиц. оркестра Га-Гаку, 1970); музыка к фильмам.

Мгалоблишвили Э. Д.

Этери Давидовна (р. 14 VIII 1932, Тбилиси) - сов. органистка и пианистка. Засл. арт. Груз. ССР (1967). В 1956 кончила Моск. консерваторию у А. В. Шацкеса (фп.) и Л. И. Ройзмана (орган), у них же аспирантуру - в 1961 (фп.) и в 1962 (орган). Основательница сов. груз. орг. школы (среди учеников - Г. Коняев, Н. Рухадзе). М. свободно владеет колористич. возможностями органа; её исполнению присуще острое чувство современности. В репертуаре М. особый интерес представляют произв. франц. композиторов (С. Франка, М. Дюпре, Ж. Алена, О. Мессиана, Ж. Гийю и др.) и сов. груз. авторов (О. В. Тактакишвили, А. В. Шаверзашвили, А. Д. Мачавариани, Н. К. Габуния). С 1965 преподаёт в Тбилисской консерватории (с 1978 доцент). Гастролирует за рубежом.

Литература: Ройзман Л., Величественные звуки органа, "Вечерний Тбилиси", 1963, 20 апр.

Мдивани М. В.

Марина Викторовна (р. 6 X 1936, Тбилиси) - сов. пианистка. Окончила в 1960 Моск. консерваторию (занималась в классах Я. И. Мильштейна и Э. Г. Гилельса), в 1963 под рук. Гилельса - аспирантуру. Лауреат Междунар. конкурсов пианистов им. М. Лонг (Париж, 1961, 1-я пр.) и им. П. И. Чайковского (Москва, 1962, 4-я пр.). С 1966 солистка Моск. филармонии.

Мегвинет-Ухуцеси К. В.

Константин Васильевич (15 (27) XI 1891, с. Хидистави, ныне Горийского района - 30 XI 1972, Тбилиси) - советский композитор. Заслуженный деятель искусств Груз. ССР (1946). В 1909 окончил Тбилисское музыкальное уч-ще, в 1913 в Петербурге - консерваторию по классу композиции у А. К. Лядова и Л. Саккетти и юридический ф-т университета. В 1927-33 зав. музыкальным отделом Наркомпроса Груз. ССР. Автор опер "Амирани" (1927), "Свадьба Бекины" (1953), "Давид Гурамишвили" (1962) - пост. в Груз. т-ре оперы и балета; балетов - "Девушка из Чани" (1947) и "Эльвара"; 6 симфоний (1927, 1928, 1932, 1936 - Сванская, 1937, 1945); музыки к спектаклям драматических т-ров. Написал науч. труды "Теория вводного тона" (1928), "Грузинские народные лады" (1933), "Теория музыкальных стилей" (1948), "Грузинский симфонизм" (1953). В 1928-37 преподавал в Тбилисской консерватории (теоретич. курсы и историю музыки; с 1932 профессор), с 1943 - в Груз. гос. театр. ин-те (зав. кафедрой музыки).

Литература: Чхиквадзе Г., Советские композиторы Грузии, Тб., 1956 (на груз. яз.); Toрадзе Г., Композиторы Грузии, Тб., 1973.

Г. Торадзе.

Мегюль Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Медведев А. В.

Александр Викторович (р. 9 VII 1927, Москва) - сов. музыковед. Чл. КПСС с 1963. Окончил в 1953 историко-теоретич. ф-т Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных в Москве, в 1961 - аспирантуру Ленингр. н.-и. ин-та т-ра, музыки и кинематографии (рук. Е. В. Гиппиус). В 1952-57 зав. отделом редакции журн. "Советская музыка". В 1963-68 зав. муз.-лит. частью Большого т-ра. С 1972 пред. Фольклорной комиссии CK РСФСР. С 1971 читает лекции о сов. музыке в консерваториях и ун-тах Киева, Берлина, Лейпцига, Галле, Кракова. Автор статей, посв. разл. вопросам сов. муз. культуры, опубликованных в журн. "Советская музыка", "Музыкальная жизнь", "Звезда", газ. "Правда", "Известия", "Советская культура", "Литературная газета" и др. Автор оперных и балетных либр., в т.ч. опер "Пассажирка" (1968) и "Мадонна и солдат" (1971) М. С. Вайнберга, "Народовольцы" Р. С. Бунина (1976). Автор-сост. сб-ков "...имени Чайковского" (М., 1966, 1970); "Наш Большой театр" (М., 1976).

И. M. Ямпольский.

Медведев М. Е.

Медведев М. Е. (наст. фам. - Бернштейн) Михаил Ефимович (8(20) VII 1852, Белая Церковь, ныне Киевской обл.- 8 VIII 1925, Саратов) - рус. певец (тенор) и педагог. В 1881 окончил Моск. консерваторию но классу пения у Дж. Гальвани. В том же году дебютировал в Киеве в оперной антрепризе И. Я. Сетова (партия Собинина). Пел также в Харькове, Одессе, Казани, Тбилиси и др. городах; сезоны 1885-86 и 1891-92 - в Большом т-ре, 1892-93 - в Мариинском. Возглавлял оперные труппы, выступавшие в приволжских городах, на Украине и юге России. Первый исполнитель партии Ленского (1879, Москва, спектакль учащихся консерватории). Участвовал в первых пост. оперы "Пиковая дама" в Киеве и Москве (1890 и 1891, Герман). М. обладал красивым баритонального оттенка голосом, особенно звучным в среднем и верхнем регистрах. В его репертуар входили драм. и лирич. партии: Рауль, Иоанн Лейденский, Канио, Йонтек, Князь, Фауст; Васко де Гама ("Африканка"). В 1898-1900 концертировал в США. Выступал на сцене до 1916. С 1901 преподавал в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (с 1903 профессор), с 1905 в Киевской, с 1912 в Саратовской консерваториях. Среди его учеников - А. И. Мозжухин, Ф. С. Мухтарова, Г. С. Пирогов и др.

Литература: Ярон С., Воспоминания о театре, К., 1898; Михаил Ефимович Медведев. Очерк двадцатилетней артистической деятельности. 1881-1901, К., 1901; Щепкина-Куперник Т. Л., Театр в моей жизни, М.-Л., 1948; Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1962.

Медведев П. М.

Пётр Михайлович (15(27) I 1837, Москва - 30 I (12 II) 1906, Петербург) - рус. актёр, режиссёр, антрепренёр. Род. в актёрской семье. Учился в Моск. театр. уч-ще. В 1853 вступил в труппу тульского т-ра, затем играл в др. т-рах. С 1862 был гл. обр. антрепренёром; держал драматическую, опереточную и оперную труппы в Казани (в день открытия т-ра М. поставил оперу "Иван Сусанин", 1875), Астрахани, Перми, Харькове, Киеве и др. М. был прекрасным организатором, неустанно и с успехом пропагандировал в провинции рус. оперу. В 1889 прекратил антрепренёрскую деятельность, один год работал в Москве в т-ре Корша, затем перешёл в Александринский т-р (Петербург), был гл. режиссёром драм. труппы, позднее актёром.

Сочинения: Автобиография..., Казань, 1886; Воспоминания, вступ. ст. А. Р. Кугеля, Л., 1929.

Литература: Синельников H. H., Шестьдесят лет на сцене, Харьков, 1935; Из музыкального прошлого, сб. очерков, вып. 1, М., 1960; Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом, М.-Л., 1962; Юрьев Ю. М., Записки, 1872-1948, Л. - М., 1963.

Медианта

Статья большая, находится на отдельной странице.

Медиатор

Медиатор (от лат. mediator - посредник) - пластинка, перо, кольцо с "когтем", к-рыми извлекаюг звук на мандолине, цитре, домре и т.п. инструментах. См. Плектр.

Мединь Е.

Mединьш Екаб (10 (22) III 1885, Рига - 27 XI 1971, там же) - сов. композитор, педагог и дирижер. Нар. арт. Латв. ССР (1960). Брат Язепа и Яниса М. Окончил 1-й Рижский муз. ин-т по классам скрипки, органа и фп. (1905); совершенствовался на летних курсах Высшей муз. школы в Берлине. В 1917-20 директор муз. уч-ща в Сызрани, в 1921-41 - Нар. консерватории в Елгаве С 1944 преподавал хор. дирижирование в Латв. консерватории, с 1945 профессор, в 1948-51 ректор. М. - один из видных деятелей латыш. хор. культуры, один из гл. дирижеров праздников песни Сов. Латвии (1948-70). Творчество M.-композитора интенсивно развивалось в сов. время, особенно в жанрах хор. музыки и инстр. концерта. Автор кн. "Kora zinatnu pamati" ("Основы хороведения", 1956), автобиографии - "Silueti" (Riga, 1968); составитель песенных сб-ков для школ.

Сочинения: 8 кантат для орк. - Легенда (1909), 11 концертов для разл. инструментов с симф. орк. (для кларнета - 1948, кокле - 1952, органа - 1954, и др); 3 струн. квартета, хор. песни, обр. латыш. и др. нар. песен для хоров, голоса с фп. и др.

Я. Я. Витолинь.

Мединь Яз.

Meдиньш Язеп (1(13) II 1877, Каунас - 12 VI 1947, Рига) - сов. композитор и дирижер. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1945). Брат Екаба и Яниса М. Окончил 1-й Рижский муз. ин-т по классам скрипки, виолончели и фп. (1896), затем там же педагог и рук. ин-та. С 1891 музыкант в разл. оркестрах Риги, в 1906-11 дирижер Т-ра Рижского латыш. об-ва, в 1915 рук. передвижной оперной труппы, в 1916-1922 - оперного т-ра в Баку, в 1922-25 концертмейстер и дирижер Латв. нац. оперы в Риге. В 1945-47 преподавал фп. в Латв. консерватории (с 1946 профессор). Как композитор был последователем позднеромантич. направления, работал во многих жанрах. Значительны его хоры и сольные песни, написанные в сов. время.

Сочинения: оперы - Жрица (1927, Латв. нац. опера), Земдеги (1947, завершена М. Заринем); для орк. - 3 симфонии (1922; Весенняя - 1937; 1941), 2 сюиты, симф. поэма Латышская земля (1935), Армянская мелодия, Лирическая поэма и др.; концерт для скрипки с орк. (1911); струн. квартет (1941); пьесы для разл. инструментов, хоры и песни.

Литература: Zalite M., Jazeps Medins, Riga, 1951.

Я. Я. Витолинь.

Мединь Ян.

Meдиньш Янис (27 IX (9 X) 1890, Рига - 4 III 1966, Стокгольм) - латышский композитор и дирижёр. Брат Язепа и Екаба М. В 1909 окончил 1-й Рижский муз. ин-т по классам фп., скрипки и виолончели. В 1904-13 скрипач оркестра Латыш. т-ра в Риге, в 1914 дирижёр Латышской оперы, позже воен. капельмейстер. В 1920-28 дирижёр Латв. нац. оперы, в 1928-44 гл. дирижёр симф. оркестра и муз. рук. Латв. радио. В 1921-44 преподавал в Латв. консерватории (класс специальной инструментовки), с 1929 профессор. В 1944-48 жил в Германии, с 1948 - в Стокгольме, в 1965 - в Риге, где создал свои последние произв. М. - один из основоположников латыш. классич. оперы и балета, автор симф. произв. Им написаны 5 опер: дилогия "Огонь и ночь" по драме Я. Райниса (пост. 1921; в одной части - 1924, Рига, Латв. нац. опера; здесь и далее даты пост.; новая пост. 1966, Латв. т-р оперы и балета), "Боги и люди" (1922), "Мальчик с пальчик" по латышской народной сказке (1927), "Баловница" (1939); 2 балета: "Победа любви" (1935), "Стальные крылья" (1936); 4 оркестровые сюиты, симфонические поэмы "Иманта" (1924), "Синяя гора" (1927); концерты с оркестром: для виолончели и для фп., многие камерно-инструментальные произведения и сольные песни.

Медиум

Медиум (от лат. medius - средний) - термин, употребляемый в вок. педагогике для обозначения и характеристики среднего регистра певч. жен. голосов - меццо-сопрано и сопрано. Впервые был применён во французской вокальной школе в нач. 19 в. У сопрано М. считается от f1 до f2, y меццо-сопрано от f1 до d2 (сis2).

Медникаров З. П.

Захари Петров (р. 7 I 1924, Толбухин) - болг. хор. дирижёр. Нар. арт. НРБ (1980). В 1952 окончил Болг. консерваторию в Софии по классу гобоя. С 1952 дирижёр хора "Добруджански звуци", с 1962 - детского хора в Толбухине; под рук. М. этот коллектив стал одним из лучших в мире (лауреат мн. нац. и междунар. конкурсов, участник крупнейших фестивалей, в т.ч. проводившихся в СССР, 1970 и 1974).

Меднис Х. П.

Харальд Петрович (р. 3(16) VIII 1906, Валкский р-н Латв. ССР) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. Латв. ССР (1977). Окончил Латв. консерваторию по классу композиции у А. Скулте (1949), симф. дирижирования у Л. Вигнера (1950). Был хормейстером Латв. т-ра оперы и балета. Рук. рижского муж. хора "Дзиедонис" (1940-53), смешанного и муж. хоров Латв. ун-та (1949-57). С 1947 дирижёр Нар. хора учителей "Сканюпе", с 1957 - Нар. муж. хора "Тэвземе", С 1949 один из гл. дирижёров всех Певческих праздников республики.

Меднис Э. К.

Эдуард Карлович (р. 10(23) XII 1907, с. Руя Валмиерского р-на Латв. ССР) - сов. кларнетист и педагог. Засл. арт. Латв. ССР (1956). Окончил Латв. консерваторию у О. Болма (1932). Артист Гос. симф. оркестра Латв. ССР (1929-41) и оркестра Латв. т-ра оперы и балета (1944-70). Много концертировал, пропагандируя сов. музыку, выступая на Радио. Основоположник послевоенной латв. школы игры на дух. инструментах. Преподаватель Латв. консерватории (в 1947-61 зав. кафедрой дух. инструментов, с 1979 профессор).

Медокс М. Е.

Maддокс Меккол (Михаил Егорович) (14 V 1747, Англия - 27 IХ (9Х) 1822, Тульская губ.) - русский театральный деятель. По национальности aнгличанин. В 1766 переехал в Россию, выступал в Петербурге как эквилибрист, затем в Москве давал "механические и физические представления". В 1776 совместно с князем П. Урусовым организовал Моск. театр. антрепризу. Первоначально спектакли шли в доме Воронцова на Знаменке. В нач. 1780, когда в театре произошёл пожар, уничтоживший здание и театр. имущество, Урусов полностью передал М. свои права на моск. антрепризу. М. выстроил в 1780 гор. публич. театр на 1500 мест, получивший назв. Петровского; в репертуаре были драма, балет, опера, водевиль. Театр был оборудован на уровне современной техники. В 1789 M. разорился и вынужден был отказаться от aнтрепризы; театр перешёл в ведение Опекунского совета, и М. оставался там в качестве директора. В 1805 Петровский театр сгорел, и театр. деятельность М. прекратилась.

Литература: Кони Ф., Воспоминание о Московском театре при М. Е. Медоксе, "Пантеон", 1840, кн. 1; Чаянова О., Театр Маддокса в Москве, 1776-1805, М., 1927; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, M., 1958.

Медушевскии В. В.

Вячеслав Вячеславович (р. 15 IV 1939, Москва) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1972). Окончил Моск. консерваторию (1963) и аспирантуру при ней (1966) у С. С. Скребкова. С того же года преподаёт в Моск. консерватории (анализ муз. произв.; с 1978 доцент). Разрабатывает проблемы коммуникативной функции музыки и "интонационной формы" муз. произв., аспекты теории музыки, связанные с данными смежных наук.

Сочинения: О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки, М., 1976; Потребности музыкальной культуры и воспитание музыковедов, "СМ", 1979, No 5; Человек в зеркале интонационной формы, там же, 1980, No 9; Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки, в сб.: Восприятие музыки, М., 1980; О содержании понятия "адекватное восприятие", там же.

Предыдущая страница Следующая страница