Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 7, "ПИЦ"-"ПОД")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 7, "ПИЦ"-"ПОД")

Пиццетти И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пиччинни Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пишнер Х.

Пишнер Х. (Pischner) Ханс (p. 20 II 1914, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша) - нем. музыковед и исполнитель на клавесине (ГДР). Учился в Вроцлавском ун-те. Выступал как солист до 1939. С 1946 преподаватель и зам. директора Высшей муз. школы Веймара. Рук. муз. отдела Берлинского радио (с 1950), сотрудник Мин-ва культуры ГДР (с 1954); в 1956-62 зам. министра культуры ГДР. С 1963 директор Берлинской гос. оперы. Автор мн. муз.-критич. и науч. публикаций.

Сочинения: Musik und Musikerziehung in der Geschichte Weimars, Weimar - В., 1954; Musik in China, В., 1955; Die Harmonienlehre J.-Ph. Rameaus, Lpz., 1963, 1967.

Пищаев Г. М.

Геннадий Михайлович (р. 30 VII 1927, с. Зирган Башк. АССР) - сов. певец (лирич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1965). В 1953 окончил Моск. консерваторию у С. П. Юдина. С того же года солист Моск. филармонии. Разнообразен конц. репертуар певца, включающий романсы М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, вок. циклы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Г. Малера, М. де Фалья, произв. сов. композиторов, нар. песни, в т.ч. русские, неаполитанские и др. В 1963-64 исполнил все романсы П. И. Чайковского (провёл цикл из 4 концертов; повторил его в 1965, 1971, 1975). Участвовал в конц. исполнении опер "Паяцы", "Золотой петушок" (партии Беппо, Звездочёта). Исполнил партию Ленского в Башк. т-ре оперы и балета (1966), Ленингр. Малом т-ре оперы и балета (1968). С 1980 преподаёт на вок. ф-те ГИТИСа.

Пищаль

Пищаль - др.-рус. название духовых муз. инструментов, высоких по звучанию: сопели, свирели, сурны и т. д. Отсюда производное "пискати" - играть на высоких по звучанию деревянных духовых инструментах.

Пищик

Пищик - бытовое название камышовой пластинки-трости, применяемой для звукоизвлечения в духовых муз. язычковых инструментах. Чаще всего П. наз. двойную трость (у зурны, гобоя, фагота и др.).

Плавец Й.

Плавец Й. (Plavec) Йосеф (р. 8 III 1905, Гержманув-Местец) - чеш. композитор, музыковед, хор. дирижёр. Изучал философию (с 1924), музыковедение и эстетику под рук. 3. Неедлы и О. Зиха (1926-29) в Карловом ун-те в Праге; одноврем. учился в Школе мастеров при Пражской консерватории у Й. Фёрстера (композиция). В 1930 совершенствовался в Сорбонне. В 1930-48 работал хор. дирижёром (рук. учительских хоров и др.), одноврем. преподавал (до 1948) на педагогич. отделении Карлова ун-та. В 1948-58 чл. редколлегии "Hudebnн rozhledэ", с 1954 ред. "Hudebnн vэchova" (журнал, посв. вопросам муз. воспитания). П. - пред. чехословацкого отделения Моцартеума. Как композитор продолжает традиции А. Дворжака, Б. Сметаны и Фёрстера. Для его произв. (гл. обр. хоровых) характерна мелодичность; наиболее выразительна кантата "Бессмертное селение", посв. жертвам 2-й мировой войны 1939-45 (о деревне Лидице, уничтоженной гитлеровцами в 1942). П. - автор монографий, статей и очерков о чеш. композиторах, по вопросам муз. воспитания и муз. эстетики. Автор работ о хор. соч. Й. Фёрстера (Sborovб tvorba J. Foerstera, 1948) и Л. Яначека (Janбckova tvorba sborovб, 1961).

Сочинения: кантаты - Двое (Dva lidй, на сл. Р. Демеля, 1931), Мы, чешский и словацкий народы (My, nбrod ceskэ i slovenskэ, на сл. Я. Неруды, Я. Горы и С. Неймана, 1943), Бессмертное селение (Nesrtelnб ves, на сл. В. Логниского и М. Халлера, 1949); для орк. - Летняя увертюра (Letnн ouverture, 1933), симф. прелюдия От века до века (Od veku do vйkuf, 1940), скерцо на тему О. Острчила (1941); камерно-инстр. ансамбли - Медитации для альта с фп. (Meditace, 1934), фантазия для скр. с фп. (1954), струн. квартет (1928); пьесы для фп., для органа; мелодрамы.

Литературные сочинения: Z. Fibich - mistr ceskй balady, Praha, 1940; О. Zieh, Praha, 1941; О. Jeremiбs, Praha, 1943, под назв.: Nбrodni umelec О. Jeremiбs, Praha, 1964; F. Skroup, Praha, 1946; Smetanova tvorba sborovб, Praha, 1954.

А. Г. Юсфин.

Плагальная каденция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Плагальные лады

Плагальные лады - см. Средневековые лады.

Плакидис П. Г.

Петерис Густавович (р. 4 III 1947, Рига) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1976. Окончил Латв. консерваторию у В. Ф. Уткина (1970), ассистентуру у него же (1976). Зав. муз. частью Латв. т-ра драмы им. А. Упита (с 1969). С 1974 преподаватель Латв. консерватории. С 1978 зам. пред. правления CK Латв. ССР. Выступает также как пианист (исп. собств. соч.; своеобразный интерпретатор классич. произв. и музыки совр. композиторов). Лауреат пр. Ленинского комсомола Латв. ССР (1976). Дипломант Всесоюзного смотра молодых композиторов (1969).

Сочинения: вок.-симф. поэма Стрелок (памяти латыш. стрелков, слова народные и В. Людена, 1972); Легенда для симф. орк. (1976); концерт для орк. и фп. (1975); концерт для группы солистов и симф. орк. Перекличка (1978); Музыка для фп., струн. орк. и литавр (1969); камерно-инстр. ансамбли; камерно-вок. циклы на слова совр. латыш. поэтов, в т.ч. Трезубец (1967), Лирический цикл (1973), Маленький диптих (1974), Три стихотворения М. Чаклайса (1975); музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Литература: Торган Я., Вступая в пору зрелости, "МЖ", 1976, No 21; Земзаре И., К портрету П. Плакидиса, "СМ", 1978, No 1; Tоrgans J., Par P. Plakidi, в сб.: Latviesu muzika, sej. 13, Riga, 1978; Zemzare J., Rupa G., Portretizejot P. Plakidisu, в кн.: Jauno muzika, Riga, 1979.

Планкет Ж. Р. Ж.

Планкетт (Planquette) Жан Roбер Жюльен (31 III 1848, Париж - 28 I 1903, там же) - франц. композитор. Учился в Парижской консерватории, затем брал уроки у Ж. Дюпрато. Рано приобрёл популярность сочинением романсов и песен. Дебютировал в кафе-концертах как автор оперетт "Остерегайся фараона" ("Mйfie-toi de pharaon", 1872), "Клятва мадам Грегуар" ("Le serment de madame Grйgoire", 1874), "Солома" ("Paille d'avoine", 1874) и др. Его последующие сценич. произв. шли в парижских т-рах оперетты. Наибольшую славу завоевала комич. опера "Корневильские колокола" (либр. Л. Ф. Клервиля и Ш. Габе по пьесе "Вилларские колокола" Майара, 1877), синтезирующая черты франц. комич. оперы и оперетты. Занимательный сюжет, мелодичная, жизнерадостная, изящная, легко запоминающаяся музыка, игривая танц. ритмика, изобилие разнообразных нар.-песенных и танц. жанров, эффектные массовые сцены определили огромный успех и длительную сценич. жизнь "Корневильских колоколов". Популярностью пользовалась оперетта "Рип ван Винкль" (по новелле У. Ирвинга, 1882), к-рой присущи черты комич. оперы.

Сочинения: опера - Корневильские колокола (Les cloches de Corneville, 1877, т-р "Фоли драматик", Париж); оперетты - Шевалье Гастон (1879, Монте-Карло), Стрелки 32-го полка (Les voltigeurs de la 32-e, 1880, т-р "Ренессанс", Париж; перераб. - Старая Гвардия, The old guard, на англ. яз., 1887, Бирмингем и Лондон), Маркитантка (La cantiniиre, 1880, т-р "Нувоте", Париж), Рип ван Винкль (Рип-Рип, Rip van Winkle, 1882, т-р "Комеди", Лондон), Крюк (La crйmaillиre, 1885, т-р "Нувоте", Париж), Принцесса Коломбина (La princesse Columbine, 1886, там же), Сюркуф (1887, т-р "Фоли драматик", Париж; на англ. яз. - под назв. Поль Джонс, 1889), Трёхцветная кокарда (La cocarde tricolore, 1892, т-р "Фоли драматик", Париж), Талисман (Le talisman, 1893, т-р "Гетй", Париж), Панург (по Ф. Рабле, 1895, там же), Мамзель Катр-Су (Mam'zelle Quat-Sous, 1897, там же), Капитан Тереза (La capitaine Thйrиse, 1901), Рай Магомета (Le paradis de Mahomet, не окончена, 1906); сб. 12 военных песен (Refrains du rйgiment).

Литература: Янковский M., Оперетта, Л.-М., 1937; Орелович A., Что такое оперетта, Л., 1966; Keller О., Die Operette in ihrer geschichtlichen Entwicklung, Lpz., 1926; Schneidereit O., Operettenbuch, В., 1955, 1964; Grun В., Kulturgeschichte der Operette, В., 1961, 1967.

E. P. Бронфин.

Планте Ф.

Планте Ф. (Plante) Франсис (2 III 1839, Ортез - 19 XII 1934, Сент-Авит) - франц. пианист. Как вундеркинд концертировал с раннего детства. Занимался в Парижской консерватории - в 1850 у А. Мармонтеля (фп.), затем у Ф. Э. Базена (гармония). В 1861 прекратил выступления, возвратился в Ортез, изучал произв. композиторов разных школ, совершенствовал своё пианистич. мастерство. С 1872 возобновил конц. деятельность (однако в 1900-15 вновь не выступал). Ему принадлежат многочисл. фп. транскрипции, в т.ч. соч. К. В. Глюка, В. А. Моцарта.

Литература: Соmettant J. Р. О., F. Plante, P., 1874; Dandelоt A., F. Plantй, P., 1920, 1930.

Пласа Альфонсо Х. Б.

Пласа Альфонсо Х. Б. (Plaza-Alfonzo) Хуан Баутиста (19 VII 1898, Каракас - 1 I 1965, там же) - венесуэльский композитор, органист и музыковед. Окончил Муз. академию в Каракасе, а также школу при Ассоциации духовной музыки Санта-Чечилия в Риме. В 1923-47 органист и рук. хора в Кафедральном соборе Каракаса. С 1924 преподаватель муз.-теоретич. предметов, в 1936-44 также зав. б-кой и архивом Нац. муз. школы (впоследствии школа X. М. Оливареса) в Каракасе (в 1948-62 её директор). В 1944-46 начальник департамента культуры Мин-ва просвещения. Значит. место в творчестве П. А. занимают духовные произв.: мессы, в т.ч. "Popule meus" (1937), мотеты, miserere. Ему принадлежат также симф. поэма "Крутая вершина" ("El picacho abrupto", 1926), "Элегия" (1953) для оркестра, "Креольская фуга" для струн. квартета (1931), фп. произв., песни и др. Среди музыковедч. работ - монографии о X. А. Ламасе (1953), В. Э. Сохо (1957).

Брат П. A. - Эдуардо П. А. (р. 9 XI 1911, Каракас) - композитор.

Платон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Платонов Н. И.

Николай Иванович (7(19) III 1894, Новый Оскол, ныне Белгородской обл. - 1 XII 1967, Москва) - сов. флейтист, педагог и композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1965). Доктор искусствоведения (1957). В 1916 - 17 обучался игре на флейте в Моск. консерватории у В. В. Кречмана. В 1918-22 музыкант воен. духового оркестра в Новом Осколе. Окончил Моск. консерваторию по классам В. Н. Цыбина (флейта, 1927) и Ан. Н. Александрова (композиция, 1930). В 1927-1931 солист оркестра Большого т-ра. В 1924-33 преподавал на муз. рабфаке, с 1930 - в Моск. консерватории (классы флейты, камерного ансамбля и методики обучения на духовых инструментах; с 1945 профессор). В 1942-45 преподавал также в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных. Автор муз. произв., в т.ч. оперы "Лейтенант Шмидт" (1938), концерта для голоса, флейты и оркестра (1942), этюдов для флейты (1937-51) и др., а также учебных пособий: "Техника игры на флейте" (М., 1931), "Школа для флейты" (М., 1933), "Методика обучения игре на духовых инструментах" (М., 1953). Автор очерка "Из воспоминаний о Сергее Васильевиче Розанове" (в сб.: "Воспоминания о Московской консерватории", М., 1966).

И. М. Ямпольский.

Платонова Ю. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Плевицкая Н. В.

Плевицкая Н. В. (урожд. Винникова) Надежда Васильевна (1884, с. Винниково Курской губ. - возможно, 1941, Франция) - рус. эстр. певица (меццо-сопрано). Росла в крестьянской семье, глубоко познала песни и обычаи села. После 2-летнего пребывания в монастыре поступила в бродячую цирковую труппу, затем пела в рус. эстр. хорах. При содействии Л. В. Собинова, услышавшего её пение в одном из трактиров на Нижегородской ярмарке, получила доступ на столичную эстраду, где с большим успехом исполняла русские, гл. обр. городские, нар. песни. В 1909-17 П. достигла наивысшей популярности в России. В её репертуаре преобладали новейшие песни эпич. склада ("Варяг", "Байкал", "Среди лесов дремучих", "Из-за острова", "Раскинулось море широко", "Шумел, горел пожар московский", "Ухарь-купец"). С 1914 стала петь и старинные крестьянские песни. Самобытность исполнит. манеры П. проявилась в сочетании "устной" деревенской традиции с артистичностью, яркой драматичностью сценич. рисунка, реалистич. точностью речевых интонаций. Критики писали о "шаляпинских" чертах её певч. стиля. Среди поклонников иск-ва П. были Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов, ведущие деятели МХТ, критики А. Р. Кугель, А. В. Затаевич. Годы эмиграции (после 1920) провела гл. обр. во Франции; много гастролировала в странах Зап. Европы и в США. Среди сохранившихся грамзаписей большой интерес представляет нар. песня "Белолицы, румяницы вы мои", напетая П. в 1926 (с аккомпанементом Рахманинова, к-рый включил эту песню, записав её с голоса певицы, в свой цикл "Три русские песни" для хора и оркестра, ор. 41). В 1938 П. была приговорена франц. судом к 20 годам каторжной тюрьмы по ложному обвинению в связях с сов. разведкой. Лучшие песни, исполнявшиеся П., вошли в рус. бытовой репертуар.

Сочинения: Дёжкин карагод, ч. 1-2, Берлин-Париж, 1925-30.

Литература: Кугель A., Плевицкая, в его кн.: Театральные портреты, П.-М., 1923, с. 156-65; Hестьев И., Надежда Плевицкая, в его кн.: Звёзды русской эстрады, М., 1970, 1974.

И. В. Нестъев.

"Плейель"

"Плейель" (Pleyel) - одна из ведущих франц. фирм по производству муз. инструментов (ныне полное назв.- "Плейель, Вольф и Сиэ"). Основана композитором и пианистом И. Плейелем в 1807 в Париже. На протяжении 1 й пол. 19 в. фирмой руководили крупные музыканты: К. Плейель (сын основателя, определивший её специализацию - производство клавишных инструментов), Ф. Калькбреннер, А. и Г. Вольф. В начальный период ведущая роль в фирме "П." принадлежала мастеру Анри Папу, создавшему первые образцы роялей "П.". Их характерная особенность - лёгкость и певучесть звука. На рояле "П." играл в своем первом концерте в Париже Ф. Шопен. Позднее инструменты были усовершенствованы в соответствии с совр. требованиями (усилена громкость звука, в то же время сохранён характерный мягкий тембр). Фирма "П." на протяжении 19 в. была инициатором ряда принципиальных конструктивных усовер- шенствований конц. рояля. В нач. 20 в. она начала выпуск клавесинов (первые образцы были изготовлены по заказу польской клавесинистки и пианистки В. Ландовской). Со 2-й пол. 20 в. "П." производит также арфы, ударные инструменты. В 1838 фирма открыла в Париже специально построенный "Зал Плейель", где поныне проходят симф. и камерные концерты.

Литература: Fourcaud Louis de Boussйs de, La Salle Pleyel, P., 1893; Pleyel, P., 1938; Bicentenarie Pleyel, P., 1957.

Л. Г. Гинзбург.

Плейель И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Плейель М. Ф. Д.

Плейель М. Ф. Д. (Pleyel; урожд. Mок; Moke, Mooke) Мари Фелисите Дениз (известна также под именем Камилла) (4 VII 1811, Париж - 30 III 1875, Сен-Жостен-Нод, близ Брюсселя) - франц. пианистка и педагог. Жена Камилла П. (1788-1855), владельца фабрики фп. и издателя. Училась у Ж. Герца, И. Мошелеса и Ф. Калькбреннера, пользовалась советами З. Тальберга, Ф. Листа (играл с П. фп. дуэт Герца). В 1848-72 преподавала в Брюссельской консерватории. Одна из известных исполнительниц своего времени, П. с детских лет концертировала во мн. странах Европы (в России в кон. 1830-х гг.). Об её иск-ве восторженно отзывались Л. Обер и Ф. Ж. Фетис. П. находилась в дружеских отношениях с Ф. Мендельсоном, Р. Шуманом (посв. ей статьи), Ф. Листом, высоко ценившим её исполнит. талант (посв. ей свои фп. пьесы "Воспоминания о "Норме" Беллини", 1841; "Бравурная тарантелла", по тарантелле из оперы ?Немая из Портичи" Обера, 1846; его письма к П. опубликовал в 1936 Ж. Тьерсо), с Ф. Шопеном (посв. ей 3 ноктюрна ор. 9).

Литература: Van den Borren Ch., Souvenirs Bruxellуis de la famille Pleyel, "Revue Pleyel", 1927 No 46; Tiersot J., Lettres de musiciens йcrites en franзais du XV-e au XX-e siиcle, t. 1-2, P., 1936; Schumann R., Camilla Pleyel, "NZfM", 1839, 28 octobre, 8 novembre; Aus Robert Schumanns Briefe und Schriften, Weimar, 1956 (рус. пер. - в кн.: Шуман Р., Письма, т. 1, М., 1970, с. 517, 519-20).

А. Я. Ортенберг.

Плектр

Плектр (греч. plnktron, от plnsso - ударяю) - Костяная пластмассовая, металлич. пластинка, гусиное перо или кольцо с "когтем", надеваемое на палец. С помощью П. защипывают струны и тремолируют на плекторных муз. инструментах - цитре, мандолине, домре, узб.-тадж. танбуре, молдавско-румынской кобзе, япон. сямисене и мн. др.

Плетенко О. С.

Олег Сергеевич (р. 31 VIII 1934, Одесса) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. РСФСР (1980). Участник художеств. самодеятельности. В 1955-67 солист армейских ансамблей песни и пляски, с 1968 - Свердловского т-ра оперы и балета. Партии: Герман, Водемон; Туча ("Псковитянка"), Левко, Юродивый, Владимир Игоревич, Фауст, Хозе; Надир ("Искатели жемчуга" Бизе), Радамес, Отелло; Альваро ("Сила судьбы"), Рудольф ("Богема"), Каварадосси, Канио; Меньшиков ("Пётр I" Петрова), Жан ("Русская женщина" Молчанова) и др. Ведёт конц. деятельность.

Плетнёв М. В.

Михаил Васильевич (р. 14 IV 1957, Архангельск) - сов. пианист. Окончил Центр. муз. школу при Моск. консерватории (1974) у E. M. Тимакина, Моск. консерваторию (1979) и аспирантуру при ней (1981) у Л. Н. Власенко; в 1974-78 учился у Я. В. Флиера. Занимался по композиции у А. С. Лемана. Лауреат конкурса музыкальной молодёжи в Париже (1974, "Гран при"), 5-го Всесоюзного конкурса пианистов (1977, Ленинград, 1-я пр.), Междунар. конкурса пианистов им. П. И. Чайковского (1978, Москва, 1-я пр.). Исполнительские трактовки П., отличающиеся яркой артистич. индивидуальностью, отмечены стилистич. чуткостью, острым чувством архитектоники соч., волевым характером воплощения замысла, гармоничным сочетанием эмоциональности, тонкой лиричности с высоко развитым интеллектом. Игра П. характеризуется также выразит. интонированием, организованным и вместе с тем гибким ритмом, богатством тембровой палитры, блестящей виртуозностью. В репертуаре соч. разл. эпох и стилей; пропагандирует редко исполняемые произв. П. И. Чайковского. Гастролирует за рубежом. Пр. Ленинского комсомола (1978).

Плещеев А. А.

Александр Алексеевич (5 (16) VI 1778 - 10 (22) III 1862, вероятно, Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре) - рус. композитор, виолончелист, поэт, драматург. Родственник поэта B. А. Жуковского и историка H. M. Карамзина (последний посв. родителям П. свои "Письма русского путешественника"). В 1799-1817 жил в своём родовом имении Черни, близ Белёва Орловской губ. Содержал крепостной оркестр и т-р, где ставил свои пьесы и оперы, выступал как актёр. Страстный меломан, он устраивал домашние муз. вечера (выступал как виолончелист). С 1817 нек-рое время жил в Петербурге. Был членом лит. кружка "Арзамас", в 1818 служил в Дирекции имп. т-ров, в 1819-20 заведовал придв. труппой, затем состоял чтецом имп. Марии Фёдоровны. П. - создатель первых рус. вок. баллад ("Светлана" на сл. Жуковского, исп. с оркестром на домашнем муз. вечере у П. в 1814 в Черни). Среди его соч. выделяется сб. "Баллады и романсы В. А. Жуковского, положенные на музыку для фортепьяно А. А. Плещеевым" (1-2 ч., 1832, Петербург). Писал романсы также на сл. Г. Р. Державина, П. А. Вяземского, И. А. Крылова, А. А. Бестужева-Марлинского. Автор опер "Тюремкин" (на собств. либр., 1816, Орёл), "Принужденная женитьба" (на собств. либр., по комедии "Брак поневоле" Мольера, 1819, Большой т-р, Петербург; ошибочно приписывалась В. И. Морковым, а за ним В. В. Стасовым C. Н. Титову), "Аника и Парамон" (куплеты правил A. С. Пушкин, соч. до 1821). По утверждению Карамзина П. принадлежит музыка к анакреонтич. опере с хорами и балетами "Клорида и Милон" (текст B. В. Капниста, 1800, Каменный т-р, Петербург), обычно приписываемой Е. И. Фомину. Сочинил музыку к комедии-водевилю H. H. Гордеева "Нечаянные женихи" (1837, Петербург).

Литература: "Друг россиян и их единоплеменников обоего пола или Орловский Российский журнал на 1816", 1816, No 5, с. 91; Зейдлиц К., Жизнь и поэзия В. А. Жуковского, СПБ, 1883, с. 44-45; Прокофьев Вс., Из истории русского просвещённого музыкального дилетантизма, в сб.: De Musica, вып. 3, Л., 1927, с. 101-02; Васина-Гроссман В., Русский классический романс XIX в., М., 1956, с. 14, 19-20, 32; Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 2, М., 1957, с. 115-16; Глумов А. Н. и Доброхотов Б. В., Александр Плещеев, в сб.: Музыкальное наследство, т. 4, М., 1976, с. 28-72.

И. М. Ямпольский.

Плиев Х. С.

Христофор Сосланович (р. 20 I 1923, аул Верхний Рук, Юго-Осет. АО) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1960). В 1957 окончил теоретико-композиторский ф-т Моск. консерватории по классу композиции у В. Г. Фере. В 1941-47 в рядах Сов. Армии. П. - автор первой (одноактной) осетинской оперы "Коста Хетагуров" (1960), первого осет. балета "Лесная девушка" (1962). Творчество П. особенно тесно связано с муз. театром, его муз. комедии и оперетты, помимо осет. театра, ставятся в муз. театрах Тбилиси, Ташкента, Иркутска, Хабаровска, Саратова, Томска, Житомира и др. С 1968 пред. правления Союза композиторов Сев.-Осет. АССР, с 1973 секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Гос. пр. Сев.-Осет. АССР им. Хетагурова (1966).

Сочинения: опера - Коста Хетагуров (1969), Фатима (1977); балет - Лесная девушка (1962); оперетты - Три друга (1963), Жених сбежал (1965), Приглашаем на свадьбу (1969), Терек поёт (1973); муз. комедии - Горный цветок (1966), Муж моей жены (1968), Маяки (1974) - все поставлены в Сев.-Осетинском муз.-драматич. театре (Орджоникидзе); для солистов, хора и орк. - оратория Цвети, мой Иристон, кантата Наше счастье - мир и труд; для орк. - поэма Песня родного края, увертюра, симф. танцы, Осетинская сюита; для фп. - вариации и др. пьесы; пьесы для скр., виолончели; хоры - (ок. 30); романсы и баллады (на стихи К. Хетагурова и осет. сов. поэтов), эстр. песни; музыка к спектаклям драм. т-ра, к кинофильмам.

Литература: Цхурбаева К., Творчество композиторов Осетии, Орджоникидзе, 1960; Шароев И., Первая осетинская опера "Дагестанская правда", 1960, 27 авг.; Евгеньев И., Христофор Плиев, "Сов. культура", 1960, 25 авг.

Плотников Е. Е.

Евгений Евгеньевич (17 (29) 1877, Одесса - 28 IX 1951, Нью-Йорк) - рус. дирижёр. Муз. образование получил в Одесском муз. уч-ще РМО и Муз.-драм. училище Моск. филармонич. об-ва, где занимался по классу виолончели у Р. И. Эрлиха и по муз.-теоретич. предметам у С. Н. Кругликова. Работал виолончелистом в оркестре Большого т-ра. В 1904-06 2-й дирижёр оркестра балета Большого т-ра. Дирижировал летними симф. концертами в Москве (в Сокольниках), Ростове-на-Дону, Пятигорске, Ставрополе. С 1911 дирижёр Оперного т-ра Зимина (под его рук. была возобновлена опера "Борис Годунов" Мусоргского и осуществлён ряд др. пост.). После 1918 уехал за границу. В 1921 дирижировал в "Гранд-Опера" в Париже. С 1922 жил в США. Дирижировал спектаклями рус. опер с участием Ф. И. Шаляпина в Нью-Йорке и др. амер. городах. С 1934 был дирижёром Нью-Йоркского симф. оркестра.

И. М. Ямпольский.

Плоцек А.

Плоцек А. (Plocek) Александр (р. 26 II 1914, Прага) - чеш. скрипач. Игре на скрипке учился в детстве у отца, затем у Я. Свободы в Пльзене, у О. Шевчика в его студии в Писеке (1927-31) и у Я. Коциана (1931-1934) в Пражской консерватории. Совершенствовался по классу камерного ансамбля под рук. Д. Алексаньяна в "Эколь нормаль" в Париже (1936-37). Дебютировал как солист в 1928 в Писеке, однако до 1942 выступал гл. обр. как ансамблист, играл в оркестре. В 1934-41 участник "Чешского трио", в 1941-46 исполнял партию 1-й скрипки в "Пражском квартете"; в 1937-42 концертмейстер симф. оркестра Чеш. филармонии, с 1949 его руководитель. Профессор Академии иск-в в Праге (1946-48, 1952-56 и с 1957) и Академии муз. иск-ва им. Яначека в Брно (1948-52). С 1949 солист Чеш. филармонии. Для П. характерны технич. совершенство и мужественная манера игры. Репертуар его широк - от А. Вивальди до С. С. Прокофьева, Б. Мартину, И. Гурника. Много гастролирует в странах Европы, в т.ч. в СССР (1955). В 1958 и 1962 чл. жюри Междунар. конкурсов скрипачей им. П. И. Чайковского в Москве.

В. А. Юзефович.

Плутарх

Плутарх (Ploutarxos) из Херонеи (ок. 40 - ок. 120) - греч. историк, писатель и философ. Последователь идей Платона. Мн. трактаты П. содержат сведения о муз. практике и теории Др. Греции (особенно по пифагорейско-платоновской концепции). П. приписывается трактат "О музыке" (Peri moysikns), к-рый имеет форму диалога и представляет собой гл. обр. заимствования и пересказы разл. трактатов античных муз. теоретиков (пифагорейцев, Платона, Аристотеля, Гераклида Понтийского, Аристоксена и др.). Этот труд содержит обширный историко-фактологич. материал и включает цитаты из утраченных позднее работ, что даёт возможность уточнить нек-рые положения др.-греч. науки о музыке; трактат служит также источником информации об античном исполнит. иск-ве.

Издания: Plutarch ьber die Musik, hrsg. von R. Westphal, Breslau, 1866 Plutarque de la musique. Ed. critique et explicative par H. Weil et Th. Reinach, P., 1900; О происхождении мировой души по "Тимею" Платона, в кн.: Браш М., Классики философии, т. 1. - Греческая философия, СПБ, 1911, с. 377-402; Плутарх. О музыке, пер. Н. Томасова, прим. и коммент. E. M. Браудо, П., 1922; то же, в кн.: Античная музыкальная эстетика, вступ. очерк и собр. текстов А. Ф. Лосева, (предисл. и общ. ред. И. П. Шестакова), М., 1960, с. 255-93; De la musique, ed. par F. Lasserre, Lausane, 1954.

E. В. Герцман.

Побочная партия

Побочная партия - см. в ст. Сонатная форма.

Побочные доминанты

Побочные доминанты - аккорды доминантовой функции по отношению ко всем ступеням тональности, кроме первой. См. в ст. Отклонение.

Побочные субдоминанты

Побочные субдоминанты - аккорды субдоминантовой функции по отношению ко всем ступеням тональности, кроме первой. См. в ст. Отклонение.

Побочный тон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Погосян Д. М.

Давид Михайлович (р. 9 (22) IX 1911, Тбилиси) - сов. певец (бас-баритон). Нар. арт. Арм. ССР (1947). В 1932-34 артист хора Ереванского оперного т-ра. В 1937 окончил вок.-драм. студию при Доме культуры Сов. Армении (Москва). По возвращении в Ереван - артист, с 1946 один из ведущих солистов Арм. т-ра оперы и балета. Первое крупное достижение - партия старика Симона ("На рассвете" Степаняна). Среди партий - Мельник, Гремин; Собакин ("Царская невеста"), Король Рене ("Иоланта"), Надиршах и Рубен ("Алмаст"), Аво ("Орлиная крепость" Бабаева), Моси, Мелик ("Ануш", "Давид-Бек" Тиграняна), Мефистофель; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Амонасро и Рамфис ("Аида") и др. Пел партию Леблебиджи ("Карине" Чухаджяна) в Арм. т-ре музкомедии и на Радио. Муз.-сценич. образы, создаваемые П., отличаются яркими, колоритными чертами.

П. выступал в концертах (как солист участвовал в исп. 9-й симфонии Бетховена, Реквиема Моцарта, Мессы h-moll Баха и др.). В его репертуаре также песни и романсы арм., рус, заруб. композиторов.

С 1961 режиссёр оперного класса Ереванской консерватории.

М. О. Мурадян.

Подбородник

Подбородник - спец. приспособление у скрипки и альта, помогающее при игре поддерживать инструмент подбородком. Состоит из деревянной или пластмассовой фигурной пластинки с углублением, представляющим собой контрформу подбородка, а также металлич. скоб (т.н. машинок) для прикрепления П. к корпусу инструмента. Изобретён Л. Шпором в 1820-х гг.

Подвалова М.

Подвалова М. (Podvalova) Мария (р. 5 IX 1909, Чаковице) - чеш. певица (драм. сопрано). Нар. артистка ЧССР (1960). Училась в Пражской консерватории у П. Дедечки, Ф. Пуймана и Д. Бранбергеровой (1934-1935). Дебютировала в Брно (партия Марины Мнишек). В 1937-64 ведущая солистка Нац. т-ра в Праге. Одноврем. выступала и как конц. певица (оратории, кантаты, а также песни, преим. А. Дворжака и В. Новака). Завоевала известность как исполнительница гл. партий в нац. классич. операх, в т.ч. Либуше ("Либуше" Сметаны), Княжна и Милада ("Русалка", "Далибор" Дворжака), Шарка ("Шарка" Фибиха). Среди др. партий - Леонора ("Фиделио"), Сента ("Летучий голландец"), Аида, Тоска. Обладает красивым сильным голосом, хорошо звучащим во всех регистрах. Созданные П. сценич. образы отличает законченность художеств. воплощения.

В. В. Тимохин.

Подвижной контрапункт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Подводка

Подводка - см. Дискант.

Подголосок

Статья большая, находится на отдельной странице.

Подгорецкий Б. В.

Борис Владимирович (25 III (6 IV) 1873, Лубны, ныне Полтавской обл. - 19 II 1919, Москва) - укр. композитор, этнограф и муз. критик. Окончил Варшавскую консерваторию. По композиции учился у А. А. Ильинского в Москве. В 1912 был командирован Музыкально-этнографической комиссиейвместе с А. Л. Масловым и Н. А. Янчуком на Украину, где записал около 120 хор. песен, в т.ч. цикл обрядовых величальных песен. С 1915 преподавал хор. пение в Моск. нар. консерватории, а также был муз. критиком газ. "Голос Москвы", сотрудничал в др. органах периодич. печати, после Окт. революции 1917 - в газ. "Известия". Автор опер "Купальна искра" (пост. 1901, Киев) и "Бедная Лиза" (1916), хоров, соч. для фп.; написал св. 100 романсов на сл. А. С. Пушкина, Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, Н. А. Некрасова, Г. Гейне, Дж. Байрона и др. Среди работ П. - исследования, посв. творчеству П. И. Сеницы и др.

Сочинения: Вибранi рецензiп та статтi (сост., предисл., прим. К. Черпуховой), Kипв, 1970.

Литература: Архимович Л. В., Украпнська класична опера, Кипв, 1957; Iстopiя украпнськоп дожовтневоп музики, Kипв, 1969.

И. М. Ямпольский.

Подгорный В. Т.

Василий Тимофеевич (19 (31) III 1894, станица Роговская Кубанской обл. - 11 VII 1919, Орёл) - рус. виолончелист. Сын скрипичного мастера Т. Ф. Подгорного. В 1916 окончил Моск. консерваторию по классу виолончели у А. Э. Глена. Первый самостоятельный концерт дал в 1910 в Екатеринодаре (ныне Краснодар). Конц. деятельность продолжил в Москве как солист и в ансамблях с С. И. Танеевым, К. Н. Игумновым, А. Б. Гольденвейзером, И. А. Добровейном, М. И. Прессом, Б. О. Сибором, Л. М. Цейтлиным и др. В 1917 вместе с Л. М. Цейтлиным (1-я скрипка), И. М. Каревичем (2-я скрипка), Л. М. Пульвером (альт) вошёл в состав квартета, быстро завоевавшего признание (с 1918 - Квартет им. В. И. Ленина при Муз. отделе Наркомпроса РСФСР в составе: Л. М. Цейтлин, К. Г. Мострас, P. P. Криш, П., однако в связи с болезнью П. был заменён Г. П. Пятигорским). С 1916 был также солистом балетного оркестра Большого театра. В 1916-17 преподавал игру на виолончели в Муз. уч-ще В. Ю. Зограф-Плаксиной, в 1918-1919 - в Моск. консерватории. Как исполнитель отличался виртуозным мастерством и артистизмом.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 3 - Русская классическая виолончельная школа, М., 1965, с. 336-41.

Л. С. Гинзбург.

Подгорный Т. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Подгрифок

Подгрифок - деталь струнных смычковых и нек-рых щипковых инструментов.

1) У инструментов скрипичного семейства 16-18 вв. клинообразная деревянная планка, помещавшаяся между шейкой инструмента (укреплялась перпендикулярно к верхней части обечайки) и грифом для придания ему необходимого наклона. В 19 в. в связи с введением шейки новой конструкции этот тип П. вышел из употребления.

2) Деталь струнных муз. инструментов, служащая для закрепления нижних концов струн. У смычковых инструментов изготовляется, как правило, из пластины чёрного дерева или палисандра, слегка выпуклой, продолговатой формы. В целях устранения вредного влияния веса П. на вибрацию струн цельную пластинку выдалбливают с внутр. стороны; у старинных смычковых инструментов П. делались из ели и фанеровались твёрдыми породами дерева. В старинных виолах да гамба П. наглухо прикреплён к инструменту деревянным шипом (пропускается в нижний клоц), у инструментов скрипичного семейства (контрабасы и виолончели) крепится к кнопке или втулке в нижней обечайке с помощью сделанной из жильной струны петли. Получили распространение П. системы "Томастик" - металлические с вмонтированными машинками для перестройки металлич. струн. У гитары и лютни нижние концы струн крепятся к деревянной подставке, приклеенной к верхней деке: струны пропускаются в отверстия и закрепляются спец. кнопками. П. нек-рых нар. муз. инструментов делаются из металла и крепятся к нижней обечайке или к верхней деке.

Б. В. Доброхотов.

Подковыров П. П.

Пётр Петрович (3 (16) X 1910, Челябинск - 25 X 1977, Минск) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в БССР (1957). В 1937 окончил Белорус. консерваторию по классу композиции у В. А. Золотарёва, с 1948 преподавал там же муз.-теоретич. предметы и композицию (с 1969 доцент). Гл. область творчества - инстр. музыка (концерты, в т.ч. для скрипки с оркестром; 24 прелюдии для фп., фп. квинтет и др.). Большое внимание уделял музыке для детей.

Сочинения: опера - Павел Корчагин (по роману "Как закалялась сталь" Островского, 1941; 2-я ред. 1958, пост. 1967, Оперная студия Белорус. консерватории); для солистов, хора и орк. - кантаты Пионерский костёр мира (сл. Э. Огнецвет, 1951), Баллада про четырёх заложников (1954, сл. А. А. Кулешова); для орк. - 4 симфонии (Юность 1940, 2-я ред. 1946; 1947, 2-я ред. 1970; Дружба народов, 1949, 2-я ред. - Моя родина, 1964; 1972); концерты для инструментов с орк. - для фп. (1965), 2 для скр. (1941, 1955), для влч. (1959); для дух. орк. - марши; для орк. белорус. нар. инструментов - Колхозная сюита (1948), Белорусская рапсодия (1948); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. 4 струн. квартета (1941, 1942, 1968, 1970), фп. квинтет (1946), квинтет для дух. инетрументов (1960) и др.; для фп. - 2 сонаты (1936, 1954), 24 прелюдии (1943), В пионерском лагере (цикл пьес, 1952) и др.; пьесы для скр. и фп., для флейты и фп., флейты и арфы, гобоя и фп., кларнета и фп.; хоры; вок. дуэты; вок. циклы, песни; обр. нар. песен и танцев; музыка для драм. т-ра.

Литература: Жураюлёю Дз. М., Пётр Падкавыраю, Мiнск, 1971.

Е. А. Соломаха.

Подобен

Подобен (греч. prosomois - очень сходный, весьма похожий) - приём визант. композиции. Мелод (поэт, он же композитор) сочинял неск. изометричных строф и к первой из них - мелодию. Последующие строфы должны были исполняться на напев первой. В поэмах знаменитого мелода Романа (6 в.) строфам предшествовал "проэмион" - вступление с иным метрич. сложением. От певца требовалось умение исполнять строфы на напев проэмиона, прибегая к мелизматич. украшению мелодии. В 9 в. гимнографы (поэты, не сочинявшие музыки) стали писать гимны, исходя из метрики или силлабики строф их предшественников мелодов, так что напевы последних служили моделями для текстов. Указанием на модель являлись начальные слова её текста, к-рые записывались над текстом гимна наряду с обозначением его гласовой принадлежности. Модель получила наименование П.

Рус. церковь приняла визант. гимны вместе с указаниями П. для их пения и текстами, но т.к. при переводе текстов гимна и его П. на церк.-слав. язык нарушалось единство их силлабики, распевщикам пришлось составить для текстов П. свои, рус. модели псалмодич. типа с краткими распевами в конце мелодич. строк. Это позволяло петь "на подобен" тексты разл. силлабич. сложения. В 15 в. пение "на подобен" очень сократилось. В певч. книгах сохранилась лишь незначит. часть моделей П. В богослужебной практике пение "на подобен" сохранялось в отд. монастырях и способствовало образованию местных напевов: Киевопечерского, Валаамского, Оптиной пустыни и др.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 1-3, М., 1867-69; Металлов В., Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский по историческим, археологическим и палеографическим данным, М., 1908, 1912; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; Pichura H., The Podobny texts and chants of the Suprasl irmologion of 1601, "Byelorussian Studies", vol. 11, No 2, Year 6, L., 1970.

H. Д. Успенский.

Подставка

1) Деталь струнных смычковых и нек-рых щипковых муз. инструментов, ограничивающая снизу длину звучащей части струны и передающая её колебания на верхнюю деку. Изготовляется из пластинки клёна. У смычковых инструментов П. помещается между грифом и подгрифком (ближе к последнему), почти перпендикулярно к поверхности верхней деки, плотно прилегая к ней своими "ножками". Под одной из "ножек" внутри корпуса располагается палочка из елового дерева - "душка", передающая колебания верхней деки на нижнюю, под другой - пружина. На верхней стороне П. имеются желобки, в к-рых проходят струны. Высота П. со стороны басовой струны больше, чем у "верхних" струн. Форма совр. фигурной прорезной П. впервые установлена А. Страдивари, впоследствии доработана Ж. Б. Вильомом. В наст. время имеется мн. разл. экспериментальных форм П., особенно виолончельных. У щипковых инструментов (гитар, лютен) П. часто является и подгрифком.

2) У многострунных ударных инструментов (фортепьяно, цимбалы) П. (наз. также "штегом") - длинная деревянная планка, лежащая на резонаторе и прижатая к нему натянутыми над ней струнами.

Б. В. Доброхотов.

Предыдущая страница Следующая страница