Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 5, "МАР"-"МАТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 5, "МАР"-"МАТ")

Мармонтель Ж. Ф.

Мармонтель Ж. Ф. (Marmontel) Жан Франсуа (И VII 1723, Бор-Лез-Opг, деп. Коррез - 31 XII 1799, Абловиль, департамент Эр) - франц. драматург, писатель, либреттист, лит. и муз. критик. Чл. Ин-та Франции (1763), с 1783 его постоянный секретарь. Автор трагедий в духе Вольтера. Известность завоевал "Нравоучительными рассказами" ("Contes moraux", v. 1-2, P., 1761), в к-рых чувствительность сюжета сочетается с фривольностью изложения. На основе этих рассказов написал либр. комич. опер "Люсиль" (1769) и "Сильвен" (1770) А. Гретри. Ему принадлежат также либр. мн. опер и балетов Ж. Ф. Рамо, Н. Пиччинни, Ф. А. Филидора, Н. А. Цингарелли. М. внёс значит. изменения в традиц. построение оперного либретто (сократил число актов с 5 до 3, ввёл в текст песенные номера). По его роману "Инки" ("Les incas", 1777) написаны оперы "Кора и Алонсо" И. Г. Наумана (1782) и "Алонсо и Кора" Э. Мегюля (1791). Как муз. критик М. был сторонником итал. музыки, возглавлял во Франции лагерь "пиччиннистов"; в "Очерке о революции в музыке во Франции" выступил с резкими нападками на К. В. Глюка и его оперную реформу. В "Энциклопедии", созданной под рук. Д. Дидро, помещены статьи М. "Критика", "Декламация" и др.

Сочинения: OEuvres complиtes, v. 1-17, P., 1787; Essai sur les rйvolutions de la musique en France, P., 1777.

Литература: Материалы и документы по истории музыки, т. 2- XVIII век (Италия, Франция, Германия, Англия) (под ред. М. Иванова-Борецкого), М., 1934; Lenel S., Un Homme de lettres au XVIII siиcle. Marmontel. D'aprиs des documents nouveaux et inйdits. P., 1902; Pick E., Marmontels Bьhnenwerke, Weida, 1910 (Diss.); Bauer H., Jean-Franзois Marmontel, als Literaturkritiker, Dresd., 1937 (Diss.).

И. M. Ямпольский.

Марокканская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Марольт Ф.

Марольт Ф. (Marolt) Франц (21 VI 1891, Камник - 7 IV 1951, Любляна) - словен. музыковед-фольклорист и хор. дирижёр (Югославия). Учился в Любляне в муз. школе при муз. об-ве "Глазбена матица" и в Вене у Ф. Меркеля. Работал с хором об-ва "Глазбена матица", в 1927-41 руководил Академич. хором в Любляне. М. положил начало научной словен. муз. фольклористике; руководил созданным им в 1934 Ин-том фольклора (из него выделился как самостоят. Ин-т муз. фольклора). В своей исследоват. работе опирался на комплексный метод историч. изучения нар. творчества; стремился восстанавливать нар. песню в её подлинных формах. С 1930-х гг. был организатором курсов, фестивалей, спец. радиопередач и киносъёмок, разл. исполнительских групп, связанных с изучением и пропагандой нац. фольклора. Будучи профессором Муз. академии в Любляне, подготовил мн. фольклористов. М. принадлежат многочисл. обработки словен. нар. песен. Труды М. посв. гл. обр. проблемам муз. фольклористики.

Сочинения: Slovenske narodoslovne studije, zv. 1-4, Ljubljana, 1935-54 (zv. 1 - Tri obredja iz Zilje, 1935; zv. 2 - Tri obredja iz Bele Krajine, 1936; zv. 3 - Gibno-zvocni obraz Slovencev, 1954; zv. 4 - Slovenski glasbeni folklor, 1954); Slovenske prvine n kocevski ljudski pesmi. Kocevski zbornik, Ljubljana, 1938; Gibno-zvocni obraz slovenskega Korotana, Koroski zbornik, Ljubljana, 1946.

E. И. Гордина.

Мароти Я.

Мароти Я. (Marуthy) Янош (p. 23 XII 1925, Будапешт) - венг. музыковед. Доктор музыковедения (1966). Чл. Венг. социалистич. рабочей партии с 1953. Учился в Будапеште у Д. Лукача (эстетика) в ун-те (1945-48) и у Я. Вишки (композиция) в Высшей школе муз. иск-ва им. Ф. Листа (1945-51), где по окончании аспирантуры (музыковедение) под рук. Б. Сабольчи (1951-54) работал в качестве науч. сотрудника (до 1961). С 1961 ст. науч. сотрудник Архива Б. Бартока Венг. академии наук (в 1969 преобразован в Ин-т музыковедения при академии). Чл. редколлегий сб-ков "Studia Musicologica" и журн. "Magyar Zene". С 1962 рук. музыковедч. секции Союза венг. муз. деятелей. Науч. интересы М. связаны гл. обр. с исследованием зависимости муз. иск-ва от обществ.-историч. условий, изучает также историю и совр. проблемы развития массовых жанров, историю развития муз. нар. творчества, в т.ч. в СССР. Автор статей и рецензий в муз. периодич. печати, освещающих совр. муз. жизнь Венгрии.

Сочинения: Творческие проблемы венгерской музыки, "СМ", 1955, No 2; Реализм вообще и конкретно, в сб.: Социалистический реализм и проблемы эстетики, вып. 1, М., 1967; Об одной венгерской песне, "СМ", 1970, No 4; Рождение европейской народной песни, пер. с нем., в сб.: Славянский музыкальный фольклор, М., 1972; A nйpzene ъj fejlцdйsйnek nйhбny kйrdйse a Szovjetuniуban, Bdpst, 1953; A kцzйpkori tцmegzene alkalmai йs formбi, в сб.: Zenetudomбnyi tanulmбnyok, kцt 1, Bdpst, 1953; Eikel opera-dramaturgiбja йs az opera fejlцdйsйnek nйhбny kйrdйse там же, kцt 2, Bdpst, 1954; Az eurуpai nйpdal szьletйse, Bdpst. 1960; Erkel ъtja a "hцsi-lirai" operбtol a kritikai reallizmus nйpi бgбig, в сб.: Zenetudomбnyi tanulmбnyok, fьz. 9, Bdpst, 1961, A nacionalizmus йs a magyar zenetцrtйnet, "Magyar Zene", 1962; No 1; Von der Hagiographie zur Historiographie, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1963, Jahrg. 5, No 4; La musique d'aujourd'hui, "Eurуpe", 1963, juillet-aoыt; Az esztйtikai йs ideozуgiai kategуriбk viszonya, kьlцnцs tekintettel a mai zenйre, "Magyar Zene", 1965, No 2 (coвм. с J. Ujfalussy йs D. Zoltai); A magyar munkбsdalkutatбs, там же; Zene йs polgбr, zene йs proletйr, Bdpst, 1966; The song as a determinant of form in bourgeois music, "Studia Musi-cologica", 1966, t. 8, No 1-4; Folk song dead or alive: some illustrations, там же, 1969, v. 11, No 1-4; Szabу Ferenc indulбsa, Bdpst, 1970; Barikбd йs szerenбd. Egy ismeretlen Szabу-mьrцl, "Magyar Zene", 1972, No 4; Forradalmi dalok (совм. с A. Szatmбri), в сб.: Dokumentumok a Magyar Tanбcskцztбrsasбg zenei йletйbцl, Bdpst, 1973; Zene, forradalom, szocializmus. Szabу Ferenc ъtja, Bdpst, 1975.

П. Ф. Вейс.

Марпург Ф. В.

Марпург Ф. В. (Marpurg) Фридрих Вильгельм (21 XI 1718, Зехоф, близ г. Зехаузен - 22 V 1795, Берлин) - нем. муз. теоретик и композитор. Друг Г. Э. Лессинга и И. И. Винкельмана. В 1746-49 находился в Париже, где сблизился с Вольтером, Ж. Л. Д'Алам-бером и др. франц. просветителями, а также с Ж. Ф. Рамо. Вернувшись в Берлин, служил в разл. гос. учреждениях, с 1763 был директором Корол. лотереи. Нек-рое время работал в Гамбурге (ок. 1766), затем вновь жил в Берлине. В трудах во многом следовал системе Рамо, к-рую популяризировал, а также передовым просветительским идеям 18 в. Высоко ценил полифонич. иск-во И. С. Баха. Важное значение имеет разработанное им учение о фуге. Большое внимание уделял муз. темперации. Изучал закономерности гармонич. развития в речитативах. Занимался также проблемами муз. восприятия; полагал, что композиторы должны стремиться к тому, чтобы их музыка была возможно более понятной, а следовательно, и более действенной. Создал ряд учебных пособий по генерал-басу, фуге, композиции, искусству игры на клавире и др. Оказал большое влияние на последующее развитие муз.-теоретич. мысли. Наряду с И. Маттезоном содействовал развитию в Германии муз. публицистики. Автор инстр. и вок. сочинений (6 фп. сонат, фп. и орг. пьесы, духовные и светские песни).

Сочинения: Der critische Musikus an der Spree, В., 1749-50 (еженедельные вып.); Die Kunst das Ciavier zu spielen, Bd 1?2, В., 1750, 1762; Anleitung zum Clavierspielen., В., 1755, 1765: Abhandlung von der Fuge, Tl 1?2, В., 1753-54, 1806; Handbuch bey dem Generalbasse und der Composition, Tl 1-3, В., 1755-1758 (Anhang, 1760); Anleitung zur Singkomposition, В., 1758; Kritische Einleitung in die Geschichte und Lehrsдtze der alten und neuen Musik, В., 1759; Versuch ьber die musikalische Temperatur, Breslau, 1776; Neue Methode, allerley Arten von Temperaturen dem Claviere aufs bequemste mitzutheilen, В., 1790; Legenden einiger Musikheiligen, Breslau, 1786 (под псевдонимом).

M. M. Яковлев.

"Марсельеза"

"Марсельеза" (франц. "Marseillaise") - франц. революц. песня, гос. гимн Франции. "М." явилась выражением патриотич. подъёма франц. народа в эпоху Великой франц. революции. Слова и музыка песни написаны в ночь с 25 на 26 апр. 1792 Руже де Лилем. Первоначально "М." наз. "Боевой песнью Рейнской армии". Быстро распространившись в респ. армии, она через марсельских добровольцев попала в революц. Париж и, получив назв. "Марш марсельцев" (сокращённо "М."), стала популярнейшей революц. песней Франции. Призывный патетич. текст "М." хорошо передан в динамичной, полной героич. пафоса мелодии.

"М." звучала как символ революц. борьбы при штурме и взятии нар. массами корол. дворца Тюильри 10 авг. 1792, в июльские дни 1830, в Февр. революцию 1848, в 1871 на баррикадах Парижской Коммуны. Запрещённая в эпоху Реставрации и Второй империи, "М." как гос. гимн была утверждена при Третьей республике. Муз. текст "М." был официально установлен в 1887 спец. комиссией под председательством комп. А. Тома. С 14 июля 1975 исполняется в новой муз. редакции. В России в 80-90-е гг. 19 в. в среде рабочих и интеллигенции была распространена революц. песня ("Отречёмся от старого мира", на сл. П. Л. Лаврова), исполнявшаяся на мелодию "М." и получившая назв. "Рабочая марсельеза".

Марсельеза

Литература: Tьерсо Ж., Песни и празднества Французской революции, пер. с франц., М., 1933, с. 81-92, Rадиге А., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, пер. с франц., М., 1934, с. 144-62, Рабинович А. С., Неизвестный вариант "Марсельезы" в русском нотном альбоме, в кн.. Очерки по истории и теории музыки, т. 2, Л., 1940; Биографии песен. (Сб. статей), М., 1965; Tiersot J., Histoire de la Marseillaise, P., 1915.

Марсик М. П. Ж.

Марсик М. П. Ж. (Marsick) Мартен Пьер Жозеф (9 III 1848, Жюпий, близ Льежа - 21 X 1924, Париж) - бельг. скрипач и педагог. Игре на скрипке учился у отца, в 1860-64 - у Д. Хейнберга в Льежской консерватории (фп. и орган). С 12 лет служил церк. органистом. В 1867 окончил Брюссельскую консерваторию по классам И. Г. Куфферата (композиция) и Ю. Леонара (скрипка), в 1869 - Парижскую консерваторию по классу Л. Ж. Массара (скрипка). В 1870-71 совершенствовался у Й. Иоахима в Берлине. В 1873 дебютировал в "Популярных концертах" в Париже. Гастролировал во мн. городах Европы, в т.ч. в Москве и Петербурге (1880 и 1885), позднее - в США. М. обладал отточенной виртуозной техникой, энергичной, темпераментной манерой игры. Исполнял гл. обр. классич. музыку; пропагандировал скрипич. и камерно-инстр. произв. П. И. Чайковского (в 1888 под упр. Чайковского исполнил в Париже его скрипич. концерт). М. посв. "Концертная сюита" для скрипки с фп. Ц. А. Кюи. В 1877 организовал в Париже струн. квартет, пользовавшийся популярностью. В 1892-1900 был профессором Парижской консерватории; среди учеников - К. Флеш, Ж. Тибо, Ж. Энеску, А. Ребнер. Автор скрипич. произв. (3 концерта, многочисл. пьесы с фп.; обр. для скрипки, в т.ч. Вальса-каприса А. Г. Рубинштейна) и школы для скрипки.

Литературные сочинения: Eurekai J'ai trouvйi, R., 1912; La grammaire du violon, R., 1924.

Литература: Чайковский и зарубежные музыканты, Л., 1970, с. 37-38, Wasielewski W. J., Die Violine und ihre Meister, Lpz., 1869, 1927; Moser A., Geschichte des Violinspiels, B., 1923, S. 461-62, Fleseh С, The memoirs, L., 1957.

В. Ю. Григорьев.

Мартен Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мартин Э.

Мартин Э. (Martin) Эдгардо (p. 6 X 1915, Сьенфуэгос) - кубин. композитор. Музыке учился в Гаване у Я. Фишермана (фп.) и в Муниципальной консерватории у X. Ардеволя (композиция). С 1945 проф. истории музыки и муз. эстетики Муниципальной консерватории. С 1960 сотрудник "Boletin Interamericano de Mъsica". Автор симф., инстр., фп. и вок. сочинений.

Мартине Ж. Л.

Мартине Ж. Л. (Martinet) Жан Луи (р. 8 XI 1912, Сент-Базей, деп. Ло и Гаронна) - франц. композитор и дирижёр. Учился в "Схола канторум" у Ш. Кеклена (контрапункт и фуга) и Парижской консерватории у Ж. Ж. Э. Роже-Дюкаса (композиция); посещал также классы О. Мессиана и П. Булеза, брал уроки дирижирования у Ш. Мюнша и Р. Дезормьера. В ранний период творчества испытал влияние муз. импрессионизма. С 1945 изучал технику додекафонии у Р. Лейбовица, что нашло отражение в ряде произв. ("Вариации" для струн. квартета, 1946; "Трилогия о Прометее" для оркестра, 1947, 2-я ред. 1965, и др.). Позднее вернулся к тональному письму, широко использовал полифонию. Среди соч. М. - кантаты, в т.ч. "Двенадцать" ("Les douze", по поэме А. А. Блока, 1961); орк., хор. произв., песни, вок. поэмы (многие на сл. Р. Шара).

Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Rostand С 1., La musique franзaise contemporaine, P., 1952, 1957.

Мартини Д. Б.

Мартини Д. Б. (Martini) Джованни Баттиста (Джамбаттиста) (24 IV 1706, Болонья - 3 VIII 1784, там же) - итал. теоретик и историк музыки, капельмейстер, педагог, певец, скрипач и клавесинист. Игре на скрипке учился у отца - скрипача Антонио Мария М., на чембало и пению - у А. Предьери. Занимался также пением под рук. Ф. А. Пистокки, контрапункт изучал у Дж. А. Риччери, церк. музыку у Дж. Перти. С 1721 францисканский монах (отсюда прозвище Падре Мартини - отец Мартини), с 1725 капельмейстер церкви Сан-Франческо в Болонье, с 1729 священник. Был членом и фактич. руководителем Филармонической академии (Accademia Filarmonica) в Болонье и членом академии "Аркадия" в Риме. Разносторонне образованный музыкант и учёный, М. сыграл большую роль в развитии итал. муз. науки 18 в., получил известность в Европе как муз. теоретик и педагог. Большое значение имел написанный им учебник контрапункта, представляющий собой собрание нотных образцов с обширными комментариями. В нём отразилось стремление М. построить изучение строгой полифонии не на схоластич. основе, а опираясь на художеств. практику полифонич. искусства, возродить традиции творчества Палестрины и др. классиков вок. полифонии. М. написал также "Историю музыки" ("Storia della musica") - первый фундаментальный труд в этой области (три тома охватывают древние эпохи и античность, четвёртый том, посвящённый раннему средневековью, не завершён и остался в рукописи). У М. учились И. К. Бах, Н. Йоммелли, В. А. Моцарт и др. Переписка М. с Ч. Бёрни, И. Кванцем, П. Метастазио, Й. Мысливечеком, Ж. Ф. Рамо, Дж. Тартини и др. свидетельствует о большом авторитете, к-рым он пользовался у современников. М. собрал уникальную муз. б-ку, хранящуюся в Муз. лицее в Болонье (частично в придв. б-ке в Вене). Автор мн. муз. произв. в разл. жанрах (оперы, оратории, мессы, мотеты, симфонии, сонаты для органа, клавесина и др.).

Сочинения: Regola aglei (per gli) organisti per accompagnare il canto fermo, Bologna, 1756; Storia della musica, t. 1-3, Bologna, 1757-81; Dissertatio de usu progressionis geometricae in musica, Bologna, 1767; Esemplare ossia saggio fondamentale pratico di contrapunto sopra il canto fermo, t. 1-2, Bologna, 1774-75; Seria cronologica de principi dell' Academia dei Filarmonici di Bologna, Bologna, 1776.

Литература: История европейского искусствознания, (т. 1) - От античности до конца XVIII века, М., 1963, с. 284-85; Parisini F., Della vita e delle opera del padre Martini, Bologna, 1887; Вusi L., Il padre G. B. Martini, (v.) 1, Bologna, 1891 (имеется список муз. произв. и теоретич. трудов); Reich W., Padre Martini als Theoretiker, W., 1934 (Diss.).

И. M. Ямпольский.

Мартин-и-Солер В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мартину Б.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Марто А.

Марто А. (Marteau) Анри (31 III 1874, Реймс - 3 или 4 X 1934, Лихтенберг, Бавария) - франц. скрипач, педагог и композитор. Игре на скрипке учился у Ю. Леонара в Париже. В 1892 окончил Парижскую консерваторию по классу скрипки Ж. А. Гарсена (по композиции занимался у Т. Дюбуа). В 1884 дебютировал в Вене в симф. концерте под упр. X. Рихтера. С 1894 гастролировал во мн. странах, в т.ч. с 1900-х гг. неоднократно в России (в СССР - в 1924). Преподавал в Женевской консерватории (1901-07), Высшей школе музыки в Берлине (1908-15), был дирижёром симф. оркестра в Гётеборге и Мальмё (1920-23). С 1923 директор Нем. академии музыки в Праге, в 1926-27 профессор консерватории в Лейпциге и с 1928 - в Дрездене. Был одним из выдающихся виртуозов кон. 19 - нач. 20 вв. Игра М. отличалась мужественной простотой и благородством стиля, законченностью техники. Выделялись его интерпретации произв. И. С. Баха, Л. Бетховена, особенно В. А. Моцарта, а также исп. жанровых пьес. Пропагандировал совр. музыку, гл. обр. произв. М. Регера (первый исполнитель скрипич. концерта, посв. ему композитором, 1908). М. принадлежат мн. обработки и редакции скрипичных произведений.

Сочинения: опера - Мастер Швальбе (Meister Schwalbe, 1921, г. Плауэн); сцена для хора и орк. - Голоса Жанны д'Арк (Les voix de Jeanne d'Arc, исп. 1896); для орк. - симфония Слава природе (Gloria naturae, 1921); концерты с орк. - 2 для скр. (1911 - в форме сюиты, 1919); струн. квинтет (1900), квинтет с кларнетом (1908); 2 струн. квартета (1903, 1906); для скр. - фантастич. соната для альта и фп., чакона (1904); этюды и др.

Литература: Holmquist E., Nеgra ord om Henri Marteau sons kompositor, "Helsingborgs Dagblad", 1924, 4 mai; Marteau В., Henri Marteau. Siegeszug einer Geige, Tutzing, 1971.

Мартон И. Ф.

Иштван Ференцевич (р. 24 XI 1923, Жофия, Закарпатье) - сов. композитор и педагог. В 1949 окончил Ужгородское муз. уч-ще по классу фп. С 1949 работает там же концертмейстером и педагогом. Автор произведений разл. жанров, отличающихся ярким нац. колоритом.

Сочинения: муз. комедия Конвалiп цвiтуть для тебе (Ландыши цветут для тебя, 1963), для хора c орк. - Закарпатьска сюпта (1953), для орк. - Закарпатська поема (1956), сюита для флейты, гобоя и кларнета, произв. для скрипки и фп., для кларнета и фп., хоры, романсы, песни, обр. укр. и венг. нар. песен.

Н. H. Сидоренко.

Мартуччи Д.

Мартуччи Д. (Martucci) Джузеппе (6 I 1856, Капуя - 1 VI 1909, Неаполь) - итал. дирижер, пианист и композитор. Музыкой начал заниматься в детстве под рук. отца - тромбониста и капельмейстера. С 7 лет выступил как пианист с публич. концертом. В 1867-71 учился в неаполитанской консерватории "Сан-Пьетро" (фп. - у Б. Чези, композиции у П. Серрао). В 1877 участвовал вместе с виолончелистом А. К. Пиатти в конц. поездке по Италии. В 1871 начал композиторскую, в 1881 - дирижерскую деятельность. В 1883 в связи с кончиной Р. Вагнера дирижировал концертом, программа к-рого была составлена из произведений Вагнера. Приобрел известность как один из видных интерпретаторов творчества Вагнера, а также Р. Шумана, И. Брамса. Был директором Муз. лицея, капельмейстером собора Сан-Петронио в Болонье; внес значит. вклад в развитие муз. культуры этого города. Выступал здесь как симф. и оперный дирижер, под его управлением состоялось первое исполнение в Италии оперы "Тристан и Изольда" Вагнера (1888, т-р "Комунале"). Автор многочисл. муз. произв. (оратория "Самуил", 1881; 2 симфонии - 1895, 1904; 2 концерта с оркестром для фп; камерно-инстр. ансамбли, вок. музыка, обр. сочинений др. композиторов). С 1880 преподаватель, с 1902 до конца жизни директор консерватории в Неаполе.

Литература: Fanо F., Giuseppe Martucci. Saggio biografico critico, Mil., 1950.

M. A. Зильберквит.

Мартынов В. И.

Владимир Иванович (р. 20 II 1946, Москва) - сов. композитор. Сын музыковеда И. И. Мартынова. В 1970 окончил Моск. консерваторию у H. H. Сидельникова. С 1973 - в Моск. экспериментальной студии электронной музыки, сотрудничал с группой "Бумеранг". С 1977 рук. рок-группы "Форпост". Выступает с авторскими концертами во мн. городах СССР. Составитель, редактор ряда сб-ков, в т.ч. инстр. ансамблей X. Изака (1976), Дж. Данстейбла (1978), Г. де Машо (1977), А. Габриели (1977), Г. Дюфаи (1980), автор статей, в т.ч. "Время и пространство как факторы музыкального формообразования" (в сб. "Ритм, пространство и время в литературе и искусстве", 1974).

Сочинения: 2 рок-оратории для рок-ансамбля, в т.ч. Гимны (слова англ. поэтов 16-17 вв., 1977); 3 кантаты - Weihnachtmusik (1976), Passionlieder (1977; обе - на слова нем. поэтов 16-17 вв.), Ostermusik (1978); Распорядок дня (для ансамбля ударных, 1977); Партита для скр. соло (1976); Ом-образы сияния (для магнитофонной плёнки, 1977); музыка к спектаклям драм. т-ра; музыка к кинофильмам, в т.ч. "Волшебный цветок" (фильм-балет, 1974), "Трын-трава" (1975), "Слово для зашиты" (1976), "Поздняя ягода" (1977), "Юность Петра" (1980), "В начале славных дел" (1981).

Литература: Макарова Ю., В. Мартынов, в сб.: Творчество молодых, М., 1977.

Мартынов И. И.

Иван Иванович (p. 2(15) I 1908, Kapaчев, ныне Брянской обл.) - сов. музыковед. Засл. деят. иск-в РСФСР (1974). В 1936 окончил историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории. В 1934-42 вел педагогич. работу в разл. муз.-учебных заведениях. В 1943- 1946 нач. отдела филармоний и коллективов Управления муз. учреждений Комитета по делам иск-в при Совете Министров СССР. В 1947-52 зав. отделом редакции журн. "Советская музыка", в 1960-68 секретарь правления CK РСФСР. С 1934 выступает в печати. Автор мн. работ, посвященных рус. классич. и сов. музыке, заруб. муз. творчеству. Вице-президент Ассоциации муз. деятелей Союза сов. об-в дружбы и культурной связи с заруб. странами (1974).

Сочинения: "На поле Куликовом" Симфония-кантата Ю. Шапорина, "СМ", 1938, No 12; О симфонии-кантате Ю. Шапорина, "СМ", 1939, No 11; Чайковский и Глинка, "СМ", 1940, No 1, О раннем творчестве Скрябина (с публикацией его юношеской сонаты для фортепиано), "СМ", 1940, No 4, M. И. Глинка, M.-Л., 1941; Рожденная бурей (о 7-й симфонии Шостаковича), в сб.: Советская музыка, (вып.) 1, М., 1943; Славянский квартет В. Шебалина, там же, (вып.) 2, M., 1944; Народный хор. (Государственный русский народный хор им. M. Пятницкого), M.-Л., 1944, 1953; Скрябин и Чайковский, "Советская музыка", Третий сборник статей, (вып. 3), М., - Л., 1945; Новые камерные сочинения Шостаковича, там же, (вып.) 5, M., 1946; Д. Д. Шостакович, M.-Л., 1946; Muzicki zivot u Sovjetskom Savezu, Beograd, 1946; Камерный инструментальный ансамбль, в сб.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, M.-Л., 1947; А. Хачатурян, M.-Л., 1947, то же, M., 1956; M. Мусоргский, M.-Л., 1951, 1958; Музыка нового мира. Очерки музыкальной культуры европейских стран народной демократии, М., 1955; Моцарт и русская музыка, на нем. яз., в сб.: "Internationale Mozartkonferenz", Prag., 1956; С. Мокраньянц и сербская музыка, M., 1958; Фольклорные труды Кодаи и некоторые аспекты современной музыки, в сб.: Studia musicologia.., n. 3, Budapest, 1962; Б. Сметана, M., 1963 (Классики мирового музыкального искусства), История зарубежной музыки первой половины XX века. Очерки, M., 1963; 1970; Клод Дебюсси M., 1964; Юрий Шапорин, M., 1966; Бела Барток, M., 1968; Soviet chamber music, в кн.: Cobbett's Cyclopedic Survey of Chamber Music, n. 3, L, 1963; З. Кодай (1882-1967), M., 1970; Прогрессивные тенденции в современной зарубежной опере, М., 1974; С. Прокофьев. Жизнь и творчество, М., 1974, и др.

И. М. Ямпольский.

Мартынов Н. С.

Николай Саввич (26 III (7 IV) 1813, Петербург - 21 II (4 III) 1864, там же) - рус. пианист и педагог. Род. в дворянской семье. Служил в кавалерии в чине полковника. Музыкант-любитель, М. обладал блестящими муз. способностями. Его игра отличалась виртуозным размахом и в то же время искренностью, теплотой. Выступал в петерб. салонах с сольными концертами, в составе ансамблей, состоявших из крупных музыкантов (А. Г. Рубинштейн, М. П. Мусоргский, А. С. Даргомыжский и др.), играл с оркестрами. М. был талантливым педагогом (давал уроки бесплатно). Среди его учеников - известная рус. пианистка И. Старк. Принимал деятельное участие в организации РМО (1859), был его почётным членом.

Литература: Арнольд Ю., Воспоминания, вып. 3, М., 1893, с. 60-61; Алексеев A., Русские пианисты, М.-Л., 1948 (Очерки и материалы по истории пианизма, в. 2).

В. А. Натансон.

Марцин из Львова

Марцин из Львова - см. Леополита М.

Марцинкевич Г.

Гавриил (ок. 1741 - г. смерти неизв.) - рус. певец (тенор). По национальности украинец. Мальчиком пел в Глухове (Украина) в капелле гетмана Кирилла Разумовского, к-рый привёз его в Петербург. Вок. образование получил в Придв. певч. капелле (ученик А. Вакари). Совершенствовался в Италии. Был камер-певцом при дворе императрицы Елизаветы Петровны. По свидетельству Я. Штелина, владел "изящной манерой пения", исполняя "труднейшие итальянские оперные партии с художественными каденциями и изысканнейшими украшениями". В его репертуар входила партия Цефала в первой опере на рус. текст (А. П. Сумарокова) - "Цефал и Прокрис" Арайи.

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 2, М.-Л., 1929, с. 95-96; Штелин Я., Известия о музыке в России, пер. с нем., в сб.: Музыкальное наследство, вып. 1, М., 1935, с. 94; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, t. 1, Gen., 1948.

И. M. Лысенко.

Марчелло Б.

Марчелло Б. (Marcello) Бенедетто (24 VII 1686, Венеция - 25 VII 1739, Бреша) - итал. композитор, поэт, муз. писатель, юрист, политич. деятель. Принадлежал к знатному венецианскому роду, был одним из образованнейших людей Италии. В течение мн. лет занимал важные гос. должности (чл. Совета сорока - высшего судебного органа Венецианской республики, воен. интендант в г. Пола, папский камергер). Муз. образование получил под рук. комп. Ф. Гаспарини и А. Лотти. М. принадлежит св. 170 кантат, оперы, оратории, мессы, concerti grossi, сонаты и др. Среди обширного муз. наследия М. выделяется "Поэтически-гармоническое вдохно- вение" ("Estro poetico-armonico; Parafrasi sopra i cinquanta primi salmi", т. 1-8, 1724-26; для 1-4 голосов с basso-continuo) - 50 псалмов (на стихи А. Джустиниани - поэта и друга композитора), в 12 из к-рых использованы синагогальные напевы. Из лит. соч. М. получили известность памфлет "Дружеские письма"("Lеttеrа famigliare", 1705, издан анонимно), направленный против одного из произв. А. Лотти, и трактат "Модный театр..." ("Il teatro alla moda, a sia metodo sicuro e facile per ben comporre ed eseguire l'opera italiana in musica all'uso moderno", 1720, издан анонимно), в к-ром подвергнуты сатирич. осмеянию недостатки совр. композитору оперы-сериа. М. - автор сонетов, стихотворений, интермедий, мн. из к-рых стали основой муз. произв. др. композиторов.

Брат М. - Алессандро М. (ок. 1684, Венеция - ок. 1750, там же) - композитор, философ, математик. Автор 12 кантат, а также концертов, 12 сонат (издавал свои соч. под псевд. Этерио Стинфалико).

Литература: Друскин М., Клавирная музыка, Л., I960; Sассhi G., Vita di Benedetto Marcello, Venice, 1788; Сhilesotti О., I nostri maestri del passato, Mil., (1882); его жe, Sulla lettera-critica di Benedetto Marcello contro A. Lotti, Bassano, 1885; Fondi E., La vita e l'орега letteraria del musicista Benedetto Marcello, Roma, 1909; Angeli A. d', Benedetto Marcello, Mil., 1940.

M. А. Зильберквит.

Марш

Статья большая, находится на отдельной странице.

Маршалл Л.

Маршалл Л. (Marshall) Луиз (р. 1928, Торонто) - канад. певица (сопрано). В 14-летнем возрасте была принята (в виде исключения) в Корол. консерваторию (Монреаль), к-рую окончила в 1950 (класс У. Килберна). С 1943 выступает в концертах. Широкую артистич. деятельность начала в 1952 после успешных концертов в Нью-Йорке. В обширном репертуаре М. произв. И. С. Баха, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Г. Малера, Э. де Фальи, Р. Штрауса, С. Барбера и др. М. - исполнительница сольных партий в "Торжественной мессе" Бетховена и ораториях Г. Ф. Генделя. В программы ее концертов постоянно включаются англ. и амер. нар. песни. М. эпизодически участвовала в спектаклях канад. оперных т-ров (Мими - "Богема", Донна Анна - "Дон Жуан"). Поёт в концертах арии из опер Моцарта, Дж. Верди, Дж. Пуччини. Для М. характерны тонкая музыкальность, пластичность вокализации, артистизм, высокое мастерство камерного пения. Неизменный партнер певицы - ее педагог концертмейстер У. Килберн. Гастролировала во мн. странах Европы (в СССР с 1958) и Америки.

Я. M. Платек.

Маршан Л.

Маршан Л. (Marchand) Луи (2 II 1669, Лион - 17 II 1732, Париж) - франц. клавесинист, органист и композитор. С 1683 органист собора в Невере, с 1689 - ряда соборов в Париже, где стал известен также как исполнитель-виртуоз на клавесине и педагог. В 1706-16 органист Корол. капеллы в Версале. По свидетельству современников, игра M. отличалась иск-вом импровизации, смелостью исполнит. замысла. Среди его муз. соч. - пьесы для клавесина ("Premier livre de piиces de clavecin", P., 1702; "Second livre de piиses de clavecin", P., 1703) и орг. произв. ("Piиces choisies pour l'orgue", P., s. a.). M. - автор кантаты "Алкион", церк. музыки, произв. для чембало. В композиторском творчестве предвосхитил нек-рые приёмы (яркий гармонич. язык, чёткая ритмика, смелые мелодич. обороты), развитые позднее Ж. Ф. Рамо. В 1717 в Дрездене должно было состояться муз. состязание в игре на чембало между И. С. Бахом и М., от которого последний уклонился. В числе учеников М. - П. Дю Маж и Л. Дакен.

Литература: Друскин М., Клавирная музыка, Л., I960; Seiffert M., Geschichte der Klaviermusik, Lpz., 1899; Serviиres G., Documents inйdits sur les organistes franзais XVII et XVIII siиcles, P., 1922.

M. A. Зильберквит.

Маршнер Г. А.

Маршнер Г. А. (Marschner) Генрих Август (16 VIII 1795, Циттау - 14 XII 1861, Ганновер) - нем. композитор и дирижёр. В 1811-16 обучался композиции у И. Г. Шихта. В 1827-31 дирижёр в Лейпциге. В 1831-59 придв. капельмейстер в Ганновере. Как дирижёр боролся за нац. самостоятельность нем. музыки. В 1859 вышел в отставку в звании генерал-музик-директора. Виднейший представитель раннего этапа муз. романтизма, один из популярнейших нем. композиторов своего времени, М. развивал традиции К. М. Вебера, явился одним из предшественников Р. Вагнера. Оперы М. основаны преим. на ср.-век. сюжетах и нар. сказаниях, в к-рых реалистич. эпизоды переплетаются с элементами фантастики. Близкие по форме к зингшпилю, они отличаются стройностью муз. драматургии, стремлением к симфонизации орк. эпизодов, психологич. трактовке образов. В ряде произв. М. широко использует фольклорные мелодии. К лучшим оперным соч. композитора относятся "Вампир" (пост. 1828), "Храмовник и еврейка" (пост. 1829), "Ханс Гейлинг" (пост. 1833). Кроме опер, при жизни М. широкую популярность получили его песни и муж. хоры.

Сочинения: оперы (даты пост.) - Сайдар и Зулима (1818), Лукреция (1826), Невеста сокольничьего (Des Falkners Braut 1830), Замок на Этне (Das SchloЯ am Дtna, 1836), Бебу (1838), Король Адольф Нассауский (Kaiser Adolph von Nassau, 1845), Аустин (1852), Хьярне, король пения (Sangeskцnig Hiarne, 1863); зингшпили, в т.ч. Der Holzdieb (1823); балет - Гордая крестьянка (Die Stolze Bдuerin, 1810); для орк. - 2 увертюры; камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. 7 фп. трио, 2 фп. квартета и др.; для фп., в т.ч. 6 сонат; музыка к драм. спектаклям.

Литература: Энгель Ю., Маршнер, "Ганс Гейлинг", в его сб.: В опере, М., 1911; Gaartz H., Die Opern Heinrich Marschners, Lpz., 1912; Hausswald G., Heinrich Marschner, ein Meister der deutschen Oper, Dresd., 1938; Kцhler V., Heinrich Marschners Bьhnenwerke, Gцtt., 1956 (Diss.).

M. M. Яковлев.

Марьячи

Марьячи (испан. mariachi) - мекс. традиционный нар. инстр. ансамбль. Осн. состав, сложивший в кон. 19 в., - скрипки, гитары, хараниты, гитарроны; позднее под влиянием гор. оркестров стали включаться 1-2 трубы (иногда заменяются кларнетами) и изредка тромбон. Исполняет преим. народную или близкую к народной музыку, аккомпанирует пению и танцам. Особенно славятся своим иск-вом М. из штатов Халиско и Мичоакан.

Масгрейв Т.

Масгрейв Т. (Musgrave) Тиа (р. 27 V 1928, Баритон, Мидлотиан) - шотл. композитор. Окончила муз. отделение ун-та в Эдинбурге. В 1950-54 занималась по композиции у Н. Буланже в Париже. Преподавала в Лондонском (1959-65) и Калифорнийском (1970) ун-тах.

Сочинения: оперы - Дримокский аббат (The abbot of Drimock, камерная, 1955), Решение (The decision, 1965), Голос Ариадны (The voice of Ariadne, 1974, Олдборо) и др.; 2 балета; кантата (1954); для орк. - симфония (1963), концерт (1967) и др.; концерты с орк. - для альта (1973), кларнета (1967), валторны (1971); 3 камерных концерта (1962-66); камерно-инстр. ансамбли - Элегия для скр. и влч. (1970), трио для флейты, гобоя и фп. (1960), струн. квартет (1958) и др.; хоры; соч. для голоса с фп.

Маска

Маска (франц. masque, от итал. maschera - маска) - термин, употребляемый в вок. педагогике. Понятие М. связано с резонированием голоса певца в носовой и придаточных полостях, т. е. в верхней части лица (к-рая обычно прикрывается на костюмированных шествиях, маскарадах маской). Выражение "петь в маску" значит петь на высокой позиции звука, способствующей образованию в голосе певца микстового звучания (см. Микст). Ощущение М. зависит от наличия в спектре певч. звука т.н. высокой форманты (в жен. голосах - 3200 герц, в мужских - 2800 герц).

И. Г. Лицвенко.

Масканьи П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Маскерони Э.

Маскерони Э. (Mascheroni) Эдоардо (4 IX 1859 или 1852 (?), Милан - 4 III 1941, Гирла, близ г. Варесе) - итал. дирижёр и композитор. Учился в Милане у композитора и педагога Р. Букерона; к этому времени относятся первые муз. сочинения М. В 1883 дебютировал как оперный дирижёр в т-ре "Гольдони" (Ливорно). Вскоре стал дирижёром т-ра "Аполло" (Рим), а затем "Ла Скала" (Милан), выдвинувшись в число ведущих представителей итальянского дирижёрского иск-ва. В 1893 по желанию Дж. Верди дирижировал первой пост. его оперы "Фальстаф" (т-р "Ла Скала"). Выступал как оперный и симф. дирижёр в Германии, Испании, странах Юж. Америки. Особенно близко ему было творчество А. Понкьелли, А. Каталани, Дж. Пуччини. Автор опер "Лоренца" (1901, т-р "Костанци", Рим), "Перуджанка" ("La perugina", 1904, т-р "Сан-Карло", Рим), церк. (в т.ч. 2 реквиема), орк., фп., вок. и др. произв. С 1885 возглавлял Римское муз. об-во. В 1925 отошёл от активной муз. деятельности.

М. А. Зильберквит.

Маски

Маски - увеселительное представление, устраивавшееся в Англии в 16-17 вв. при дворе или в домах аристократов. Представляло собой пышный феерический комедийный дивертисмент, состоявший из серии сменявших друг друга сцен и номеров: маскарадных шествий, танцев, драм. диалогов, лирич. эпизодов, комич. интермедий, буффонад, пения (сольного, хорового) и инстр. музыки. Исполнителями М. были как любители, так и актёры-профессионалы. Вершины жанр М. достиг на рубеже 16-17 вв., привлекая внимание таких крупных деятелей, как драматург Б. Джонсон и художник-постановщик И. Джонс. Сюжеты М. носили обычно мифологич. или пасторально-аллегорич. характер. Для М. писали поэты и драматурги Ф. Сидней, Ф. Бомонт, У. Давенант, Дж. Чапмен, Дж. Мильтон. Однако в целом в этом жанре преобладала зрелищная сторона. М. отличалась сложностью декорац. оформления, тщательной разработкой сценич. эффектов, богатством костюмов. Постановочные принципы М. были позднее использованы в англ. оперно-балетных спектаклях. Осн. стержнем М. были танцы, сопровождавшиеся инструментальным, а иногда и вок. ансамблем. Пышное представление М. открывалось обычно громогласным муз. вступлением - звучало до 20 гобоев, рогов и труб. В более позднее время это вступление иногда превращалось почти в симфонию. Количество музыкантов, певцов и хористов достигало порой неск. десятков человек. Как муз. форма М. получила разработку в творчестве композиторов Т. Кампиона, Г. Лоуса, Н. Ланьира и др. Впервые в маске Кампиона (1612) встречаются муз. диалоги. Речитативный стиль был введён Ланьиром в музыке к М. "Влюблённые в человеческом облике" Б. Джонсона (1617). Тщательно разработана муз. сторона в знаменитой М. "Комус" на текст Мильтона (1637, комп. Лоус). К сер. 17 в. М. подготовили возникновение англ. оперы.

Литература: Грубер Р. И., Музыка в театре. Английские маски, в его кн.: История музыкальной культуры, т. 2, ч. 2, с. 231-61; Боянус С. К., Внешний обиход придворного театра времен королевы Елизаветы, в кн.: Ежегодник Петроградских государственных театров. Сезон 1918-1919, П., 1920; Dent E. J., Foundations of english opera. A study of musical drama in England during the 17 century, Camb., 1928; Niсо11 A., Stuart masques and the renaissance stage, L., (1937); Lawson J., Mime, L., (1957), p. 145-148.

Масленников А. Д.

Алексей (Альберт) Дмитриевич (p. 9 IX 1929, Новочеркасск) - сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. РСФСР (1973). Чл. КПСС с 1961. В 1956 окончил Моск. консерваторию по классу пения у Е. К. Катульской, с этого же года солист Большого т-ра. Один из ведущих артистов т-ра. Среди партий: Ленский, Юродивый, Берендей, Финн, Владимир Игоревич; Рудольф ("Богема"), Вертер, Альфред; Пинкертон ("Чио-Чио-сан"), Фауст. М. - первый исполнитель на сцене Большого т-ра партий Мазина ("Мать" Хренникова, 1957), Лаци ("Её падчерица" Яначека, 1958), Анатоля Курагина ("Война и мир", 1959), Анатолия ("Судьба человека" Дзержинского, 1961); одна из лучших партий - Алексей Иванович ("Игрок" Прокофьева, 1974). Выступает как камерный исполнитель; интересны его трактовки вок. произв. Д. Д. Шостаковича и Г. В. Свиридова. В 1965, 1966 и 1967 принимал участие в Зальцбургских фестивалях, исполнял партии Юродивого и Самозванца в опере "Борис Годунов" под рук. Г. Караяна. Гастролирует за рубежом (Румыния, Польша, Чехословакия, Италия, Австрия, Канада, Франция, Япония, США).

В. И. Зарубин.

Масленникова И. И.

Ирина Ивановна (р. 3 VI 1918, Киев) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1956. В 1938-41 училась в Киевской консерватории по классу пения у Ф. Н. Паляева и М. С. Донец-Тессейр (окончила экстерном в 1943). С 1941 солистка Укр. т-ра оперы и балета, в 1943-60 - Большого т-ра. Обладает голосом мягкого серебристого тембра, безупречной чистотой интонации, большим художеств. вкусом и чувством стиля. С особым успехом исполняла партии в рус. классич. операх. Среди партий: Снегурочка, Волхова, Людмила, Антонида; Марфа ("Царская невеста"), Джильда, Виолетта; Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Мими, Лакме, Сюзанна и др. Выступает как конц. певица. С 1956 преподаватель ГИТИСа (с 1972 профессор), с 1974 - Моск. консерватории. Гастролировала за рубежом (Польша, Болгария, Финляндия, Швеция, Турция).

Литература: Полякова Л., Молодежь оперной сцены Большого театра, М., 1952, с. 41-47; Большой театр СССР, М., 1958.

В. И. Зарубин.

Масленникова Л. И.

Леокадия Игнатьевна (р. 8 III 1918, Саратов) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1961). В 1938-41 училась в муз. уч-ще при Минской консерватории, в 1946 окончила Киевскую консерваторию по классу пения у Д. Г. Евтушенко. В 1944-46 солистка Укр. т-ра оперы и балета, в 1946-69 - Большого т-ра. М. обладает сильным звонким голосом красивого тембра, большой муз. культурой, тонко владеет иск-вом фразировки. Партии: Татьяна, Лиза, Иоланта; Даша ("Вражья сила"), Ольга ("Псковитянка"), Маргарита, Микаэла; Графиня ("Свадьба Фигаро"), Недда ("Паяцы"), Тоска; Парася ("Сорочинская ярмарка"). Первая исполнительница на сцене Большого т-ра партий Маженки ("Проданная невеста", 1949; Гос. пр. СССР, 1949), Сашеньки ("Мать" Хренникова, 1957), Мелинды ("Банк бан" Эркеля, 1959). Ведёт конц. деятельность. Гастролировала за рубежом (Югославия, Австрия, Венгрия, Польша, Финляндия, Чехословакия, Албания, Индия, Греция, Турция, Дания, Великобритания, Бельгия, МНР).

Литература: Полякова Л., Молодежь оперной сцены Большого театра, М., 1952, с. 49-55; Большой театр СССР, М., 1958.

В. И. Зарубин.

Маслов А. Л.

Александр Леонтьевич (30 VIII (11 IХ) 1876, с. Благовещенское, ныне Орловской обл. - 12(25) X 1914, под Люблином) - рус. фольклорист, исследователь нар. музыки, педагог, муз. писатель. В 1895 - 1902 учился в муз.-драм. уч-ще при Моск. филармонич. об-ве (по классам тромбона и теории музыки). Один из активных чл. Музыкально-этнографической комиссии (с 1901); участник этнографич. экспедиций в Архангельскую, Саратовскую, Симбирскую, Самарскую губернии. В 1901-07 сотрудничал в "Рус. музыкальной газете". С 1907 преподавал в Моск. народной консерватории. В 1908-12 издавал и редактировал журн. "Музыка и жизнь". Участвовал в организации этнографич. концертов, где исполнялись (в его гармонизации) записанные им песни. В последние годы жизни работал над исследованием белорус. песен, записывал народные мелодии в Могилёвской и Смоленской губерниях. Автор книг и статей, посвященных проблемам народной музыки.

Сочинения: Музыкальное творчество поморов, "РМГ", 1901, No 47-48; Кирша Данилов и его напевы, там же, 1902, No 43; Калики перехожие на Руси и их напевы, там же, 1904, No 2-3 (отд. оттиск, СПБ, 1905); Церковная и светская музыка в России и народное творчество, там же, 1905, No 1-2; Влияние народной музыки на творчество русских композиторов, "Музыка и жизнь", 1908, No 1-2; Иллюстрированное описание муз. инструментов, хранящихся в Дашковском этнографическом музее в Москве, М., 1909 (сост.); Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад, М., 1910; Опыт руководства к изучению русской народной музыки, М., 1911.

Литература: Некролог, А. Л. Маслов, "РМГ", 1914, No 49.

E. В. Коптева.

Маслов Ф. И.

Фёдор Иванович (р. 26 XII 1910 (8 I 1911), с. Покровское, ныне Атяшевского р-на Морд. АССР) - сов. композитор, хор. дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1967). Чл. КПСС с 1939. В 1932-36 учился на муз. рабфаке при Моск. консерватории у А. А. Давиденко и В. А. Белого, в 1936-41 в этой консерватории по классу Б. С. Шехтера и В. Я. Шебалина. Был худ. рук. ансамблей песни и пляски 2-го Белорус. фронта (1944-45), Северной группы войск (1945-47), Моск. округа ПВО (1949-55), Воронежского рус. нар. хора (1964-68) и др. Гл. место в его композиторском творчестве занимают песни для нар. хоров. Их отличают строгость стиля, стройность структуры.

Сочинения: оперетта - Король Шутов (совм. с Н. П. Будашкиным, Хабаровский т-р музкомедии, 1959); для хора а сappе11а - Семнадцатый год (1957); для хора с фп. - Смоленская сюита (1954), Славица Ленину (1959); для хора и орк. нар. инстр. - Поэма о Ленине (1970, на сл. В. В. Маяковского и др.), Песнь о целине (1963); для нар. хора - Колхозная-застольная (1948), Зацветут сады над Волгой (1949), Песня партизан (1954), Приезжал в деревню Ленин (1955), Королева полей (1959), В честь да во славу (I960); для голоса с фп. - вокальные циклы: 1905 год (1955), Купите Голландию! (1965), Фронтовая тетрадь (1970), Горькое время - горькие песни (1971, на сл. Н. А. Некрасова) и др.

Литература: Tищенко A., Песни Федора Маслова, "МЖ", 1961, No 11, с. 10.

Массалитинов К. И.

Константин Ираклиевич (р. 21 V (3 VI) 1905, Воронеж) - сов. композитор и хор. дирижёр. Нар. арт. СССР (1975). Чл. КПСС с 1943. В 1929 окончил в Воронеже муз. техникум по классам фп. и хор. дирижирования. Один из организаторов (1942) и худ. рук. (до 1964) Воронежского рус. нар. хора. С 1939 пред. правления Воронежского отделения CK РСФСР. Собиратель нар. песен Воронежской обл. (записал св. 500 песен). Автор оперы-песни "Земля поёт" (1961), оратории "Земля моя" (1970), кантаты "Россия моя", хоров с баяном, оркестром нар. инструментов, фп. ("Песня о Богучарских партизанах", "Спасибо партии", "Дума об Ильиче" и др.), романсов, цикла хоров "Черёмуха душистая" (1963), хоровых обр. нар. песен и др. Опубликовал кн. "С русской песней - по жизни" (М., 1975), брошюры "Хор Лебедевой" (1940, совм. с Г. Дороховым), "Воронежский праздник песни" (1957, совм. с М. Певцовым), статьи, посв. нар. песням, колхозным хорам, и др. Гос. пр. СССР (1949).

Литература: Воронцов Ю., (О Массалитинове), "СМ", 1975, No 10, С. 134-135.

И. М. Ямпольский.

Массар Л. Ж.

Массар Л. Ж. (Massart) Ламбер Жозеф (19 VII 1811, Льеж - 13 II 1892, Париж) - бельг. скрипач и педагог. Род. в семье музыканта. Игре на скрипке обучался в Льеже у А. Делавё, позднее у Р. Крейцера в Париже. Концертировал в Льеже, Париже, Брюсселе. Был близким другом Ф. Листа, с к-рым в 1830-40-х гг. часто выступал в концертах. Завоевал известность как камерный исполнитель, играя в ансамбле с женой-пианисткой Луизой Аглаей М. (10 IV 1827, Париж - 26 VI 1887, там же). Участвуя в квартетных собраниях, прославился как один из первых интерпретаторов последних концертов Л. Бетховена. В 1843-90 проф. Парижской консерватории. С именем М. связано утверждение мирового значения и влияния франко-бельгийской скрипич. школы. Преемник П. Байо, последнего выдающегося представителя классической "школы Парижской консерватории", М. реорганизовал работу её скрипичных классов. В основе его педагогической системы - развитие звуковой стороны игры скрипача. Он придавал большое значение вибрато, но не как способу выразительного подчёркивания звука, а как средству выражения эмоционального отклика скрипача на исполняемую им музыку. Эмоциональная наполненность и красочность кантилены, достигаемые не только искусным ведением смычка, но и применением интенсивного вибрато, были характерны для исполнения первого выдающегося ученика М. - Г. Веняв-ского и получили высшее проявление в иск-ве его последнего ученика - Ф. Крейслера. Педагогич. метод М. базировался (в области развития техники скрипача) на разностороннем изучении "40 этюдов или каприсов для скрипки соло Крейцера", о чём свидетельствует методич. редакция М. "Искусство работать над этюдами Крейцера" (L'art de travailler les йtudes de Kreutzer, P., (s. a.)). Среди др. учеников M.: П. Марсик, P. Ондржичек, И. Лотто, Т. Туа, С. Яффе.

Литература: Ямпольский И., Фриц Крейслер. Жизнь и творчество, М., 1975, с. 16-19; Liszt F., Lettres d'un bachelier йs musique, IX, "Revue et Gazette musicale de Paris", 1838, 2 sept. (рус. пер. - Путевые письма бакалавра музыки, в кн.: Лист Ф., Избранные статьи, М., 1959, с. 117 -34); Berlioz H., Soirйe de quarttuor, "Journal des Debats", 1850, 5 fйb.; Er1iсh A., (Hrsg.), Berьhmte Geiger der Vergangenheit und Gegenwart, Lpz., 1893, S. 129.

И. M. Ямпольский.

Массе В.

Массе В. (Masse) Виктор (наст. имя - Феликс Мари) (7 III 1822, Лорьян - 5 VII 1884, Париж) - франц. композитор. Чл. Ин-та Франции (1872). В 1844 окончил Парижскую консерваторию (класс фп. у П. Циммермана, композиции у Ф. Галеви), получив Большую римскую пр. за кантату "Отступник Танжера" ("Le renйgat de Tanger"). Автор лирич. муз. комедий "Готическая комната" ("La chambre gothique", 1849, т-р "Фоли драматик", Париж), "Загадочная певица" ("La chanteuse voilйe", 1850), "Галатея" (1852; обе - в т-ре "Опера комик", Париж) и др. Наиболее известна одноактная муз. комедия "Свадьба Жанетты" ("Les noces de Jeannette", 1853, "Опера комик"). В своём творчестве испытал влияние Ш. Гуно и Л. Обера. Популярностью пользовались мелодич. орк. эпизоды и отрывки из опер М. В 1860-76 хормейстер т-ра "Гранд-Опера" (Париж). Был педагогом, в 1866-83 профессор композиции Парижской консерватории.

Сочинения: оперы - Невеста дьявола (La fiancйe du diable, 1854, т-р "Опера комик"), Времена года (Les saisons, 1855, там же), Царица топазов (La reine topaze, 1856, "Т-р лирик", Париж), Фея Карабосс (1859, там же), Мариэтта-невеста (Mariette la promise, 1862, имп. оперная труппа, Петербург), Мисс Фоветта (1866, "Опера комик"), Цветок Алисы (Flor d'Aliza, 1866, там же), Сын бригадира (Le fils du brigadier, 1867, там же), Поль и Виргиния (1876, "Т-р лирик"), Ночь Клеопатры (Une nuit de Clйopвtre, 1885, "Опера комик").

Литература: De1ibes L., Notice sur Victor Massй, P., 1885; Ropartz G., Victor Massй. Etude, P., 1887; De1aborde С., Notice sur la vie et les ouvrages de Victor Massй, P., 1888.

Массини Э.

Массини Э. (Massini) Эджизио (2 VII 1894, Александрия, Египет - 18 II 1966, Бухарест) - рум. дирижёр. По национальности итальянец. Учился в консерватории в Пезаро (Италия). Работал в оперных т-рах Клужа и Бухареста, где был дирижёром, режиссёром; позже - директор Рум. т-ра оперы и балета. Под его руководством впервые поставлены мн. произв. рум. композиторов - оперы "Александру Лэпушняну" Зирры (1941), "Господарь Ион Лютый" (1956) и "Восстание" (1959) Г. Думитреску, балет "Кэлин" А. Мендельсона (1956) и др. Был профессором (оперный класс) Бухарестской консерватории. Выступал во мн. странах как оперный и симф. дирижёр. М. сыграл значит. роль в развитии муз.-театр. иск-ва Румынии 1-й половины 20 в.

Массне Э. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Массовая песня

Статья большая, находится на отдельной странице.

Матачич Л.

Матачич Л. (Matacic) Ловро (р. 14 II 1899, Сушак, близ г. Риека) - югослав. дирижёр. С 1908 певчий Венского хора мальчиков. Позднее учился в Венской консерватории по классам фп., органа, дирижирования и композиции. С 1916 коррепетитор оперного т-ра в Кёльне. С 1919 оперный дирижёр в разл. городах Югославии (Белграде, Загребе, Осиене, Любляне и др.). В 1938-41 директор оперы в Белграде. С 1945 дирижёр тогда же организованного оперного т-ра в Скопле. С 1956 гл. дирижёр Гос. капеллы в Дрездене и Гос. оперы в Берлине. С 1961 директор оперы во Франкфурте-на-Майне, одновременно работал в Вене. С 1970 гл. дирижёр Загребской филармонии, почётный дирижёр Японского симф. оркестра в Токио. Гастролирует как симфонический и оперный дирижёр во мн. европейских странах и США. В исполнительском иск-ве М., художника исключительно разностороннего дарования, романтич. размах и проникновенность сочетаются с глубиной и тонкостью интерпретации. Автор муз. произв. (пьесы для оркестра, песни для голоса с оркестром, музыка для т-ра).

Матвеев М. А.

Михаил Александрович (р. 20 V(2 VI) 1912, с. Меленец Волынской губ.) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1949. В 1941 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у M. P. Гнесина. Творчество М. отличается близостью к нар. муз. истокам, разнообразием жанров.

Сочинения: балет - Чешская легенда (Волынщик из Стракониц, по пьесе Й. Тыла, 1969, Ленингр. т-р оперы и балета); муз. комедия - Правая рука (Рядом с тобой, совм. с Б. А. Александровым, 1949, Ленингр. т-р муз. комедии); для симф. орк. - Праздничная увертюра (1945), Приветственная увертюра (1967); две балетные сюиты (1961, 1968); для орк. рус. нар. инстр. - концертные сюиты, в т.ч. Русская свадьба (1950), Русская сюита (1965), Сельские просторы (1971), Русские миниатюры (1974) и др.; для фп. - 36 лёгких пьес в 4 руки, Разноцветные камешки (3 тетради, 1969, 1971, 1975) и др.; пьесы для гобоя, для кларнета, для арфы и др. инструментов с фп., для голоса с фп. - Двенадцать вок. пьес на темы рус. нар. песен (1944), Пять романсов (на сл. Ф. И. Тютчева, 1944), Шесть романсов (Родные края, 1953), песни (в т.ч. Далёкая-хорошая, Новгородская лирическая. Величальная Москве, Баллада о Ленине, Себежаночка); хоры и песни для детей, обр. рус. нар. песен; музыка к спектаклям, научно-популярным и художеств., фильмам.

Предыдущая страница Следующая страница