Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАР"-"НЕГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАР"-"НЕГ")

Народная песня

Статья большая, находится на отдельной странице.

Народные консерватории

Народные консерватории - культ.-просвет. организации в России, имевшие характер общедоступных муз. уч. заведений. Н. к. ставили своей целью распространение среди широких кругов населения муз. знаний путём систематич. обучения музыке, а также устройства общедоступных концертов, лекций. Возникновение Н. к. связано с обществ. подъёмом, вызванным Революцией 1905-07; в их организации принимали участие передовые муз. деятели. Первая Н. к. была открыта в Москве в 1906 как муз. секция Об-ва нар. ун-тов. Состав организационного комитета - Д. И. Аракишвили, А. Т. Гречанинов, Е. Э. Линёва, С. И. Танеев, А. Г. Чесноков, В. Л. Яворский, Ю. Д. Энгель и др. Руководящий орган - общее собрание членов Н. к., исполнительный орган - бюро. Осн. контингент учащихся - служащие, гимназисты, ремесленники и др. (с учащихся взималась небольшая плата). Коллективные (хоровые) и индивидуальные (пение и игра на инструментах) классы моск. Н. к. были открыты в разных р-нах Москвы. К преподаванию привлекались крупные музыканты: С. И. Танеев, А. Б. Гольденвейзер, М. А. Дейша-Сионицкая, Л. В. Николаев, Б. О. Сибор, К. С. Сараджев, Н. Р. Кочетов и др. Наиболее активно и продолжит. время работали Н. Я. Брюсова, Энгель, Линёва, Яворский. Большое значение придавалось общему муз.-теоретич. образованию, изучению и исполнению рус. нар. песни.

В 1908 открылась Н. к. в Петербурге (здесь общей муз. подготовке и хор. пению уделялось несколько меньшее внимание). Н. к. существовали и в др. городах. В их организации и структуре не было единообразия. Они проводили преим. концертно-лекционную работу. В первые годы после Oкт. революции 1917 Н. к. возникли во мн. городах (Витебск, Ташкент, Ярославль и др.) на новой, подлинно демократич. основе. (Напр., Киевская Н. к. с первых дней Сов. власти стала одним из центров муз. образования и просвещения. Её возглавлял Яворский. Открылись хор. классы, проводились концерты с участием P. M. Блуменфельда, Г. Г. Нейгауза, П. Коханьского и др. Осн. контингент слушателей - рабочие, красноармейцы.) В последующем при реорганизации муз.-уч. дела Н. к. явились базой для создания профессиональных музыкальных учебных заведений - рабфаков, техникумов и т. п.

Литература: Энгель Ю., Народная консерватория, "Музыкальный труженик", 1908, No 20, с. 3-6.

Л. З. Корабельникова.

Народные музыкальные инструменты

Народные музыкальные инструменты - см. Музыкальные инструменты.

Народные филармонии

Народные филармонии - краевые, областные или районные конц. организации в СССР, которые ведут муз.-просвет. деятельность среди трудящихся на обществ. началах. Осн. задача Н. ф. - воспитание эстетич. вкуса народа, пропаганда нар. музыки и высокохудожеств. произв. рус., сов. и заруб. композиторов. К участию в концертах Н. ф. привлекаются лучшие солисты и коллективы художеств. самодеятельности, уч-ся, студенты и педагоги муз. уч. заведений, а также музыканты-профессионалы. Н. ф. устраивают концерты, лекции и беседы о музыке, муз. передачи по местному радио, встречи с известными музыкантами и муз. коллективами, ведут работу по подготовке репертуара для исполнителей, текстов лекций-концертов, оказывают методич. помощь коллективам художеств. самодеятельности, организуют обменные концерты между районами и за пределами области.

Руководит деятельностью Н. ф. художеств. совет, в состав к-рого входят ведущие музыканты края, области (района), участники художеств. самодеятельности, представители партийных, комсомольских и обществ. организаций. Наиболее активным исполнителям и коллективам присваиваются звания "артист народной филармонии" и "коллектив народной филармонии".

Впервые Н. ф. была организована в 1963 в Костроме (РСФСР) на базе муз. уч-ща (с 1966 работает при областном отделении Всероссийского хор. об-ва). Ныне Костромская Н. ф. имеет отделения в большинстве районов при детских муз. школах. В Ленингр. области Н. ф. создана на базе Гатчинской вечерней школы общего муз. образования. Эти Н. ф., а также Ташкентская, Воронежская, Пензенская и др. находятся при учреждениях системы Мин-ва культуры СССР. В нек-рых областях функции Н. ф. выполняет Дом музыки (напр., в с. Миасское Челябинской обл.). Н. ф. существуют (кроме РСФСР) в Узб. ССР, Груз. ССР и в ряде др. союзных республик. В УССР функции Н. ф. выполняют т-ры нар. творчества (областные, районные).

Наседкин А. А.

Алексей Аркадьевич (р. 20 XII 1942, Москва) - сов. пианист. В I960-64 учился в Моск. консерватории по классу фп. у Г. Г. Нейгауза, окончил в 1966 у Л. Н. Наумова; по композиции занимался у С. А. Баласаняна. С 1966 преподаёт в консерватории (с 1974 доцент). Выступает как солист и ансамблист. Лауреат Междунар. конкурсов: пианистов в Вене (1959, 1-я пр.), им. П. И. Чайковского в Москве (1962, 6-я пр.), в Лидсе (1966, 3-я пр.), музыкантов-исполнителей им. Ф. Шуберта в Вене (1967, 1-я пр.), музыки 20 века в Вене (1967, 1-я пр.), камерных ансамблей в Мюнхене (1967, 1-я пр.). Гастролирует за рубежом (Болгария, Венгрия, Куба, США, Япония, ФРГ, Великобритания, Мексика, Канада, Австрия и др.). Автор муз. произв. (сонаты и детские пьесы для фп. и др.).

Насидзе С. И.

Сулхан Иванович (р. 17 III 1927, Тбилиси) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1966). Окончил Тбилисскую консерваторию в 1950 по классу фп. у А. П. Сванидзе, в 1955 по классу композиции у И. И. Туския. С 1963 преподаватель консерватории (с 1971 доцент). С 1974 худ. рук. Груз. гос. филармонии. Гос. пр. Груз. ССР им. Ш. Руставели (1973).

Сочинения: балет - Орфей и Эвридика (1973, на темы К. В. Глюка); оперетта - Студенты (Т-р муз. комедии им. Абашидзе, Тбилиси, 1965); оратория - Родина моя (Чемо самшобло, 1967), кантата Весна, весна... (1975); для орк. - 5 симфоний (1958, 1964, 1970, 1972, 1975), Рапсодия на темы старого Тбилиси (1964); концерты с орк. - для фп. (1954, 1961), для влч. (1974); 2 струн. квартета (1968, 1971); для фп. - Полифоническая соната (1960), пьесы для детей (сб-ки, 1964, 1970); 4 импровизации для скр. и фп. (1971); вок. цикл Из народной поэзии Грузии (1969); музыка для драм. т-ра, кино.

Насонов В. Т.

Владимир Трифонович (1860 - янв. 1918, Петроград) - рус. дирижёр и педагог, деятель в области нар. инстр. музыки. В 1880-х гг. играл на флейте в симф. оркестре Александрийского т-ра в Петербурге. С 1895 участник Великорусского оркестра нар. инструментов под рук. В. В. Андреева; играл на балалайке-альте, брёлке, свирели. Был ближайшим помощником Андреева по организации оркестров нар. инструментов в войсках гвардии и воен.-уч. заведениях. С 1897 преподаватель нар. музыки в войсках гвардии. Н. принадлежат самоучители для начального обучения на балалайке, школы-самоучители для инструментов Великорусского оркестра (балалайки, домры). В 1913 он выпустил обобщающий труд "Руководство к организации народных оркестров" (ч. 1 - Строй и основы оркестра, историч. очерк; ч. 2 - Обучение, исполнение, руководство для дирижёров, репертуар). Большая часть обработок и переложений Н. издана сборниками в 2 отд. редакциях - по цифровой и по нотной системам. Среди них переложения произв. рус. классич. музыки (М. И. Глинка), фантазии-попурри на темы из опер, вариации на темы рус. нар. песен, обработки рус. и укр. песен. Наиболее значительны "Сборник пьес, исполняемых великорусским оркестром В. В. Андреева" (3 выпуска), сб. "Семейные вечера" (4 тетр. рус. нар. песен). Н. принадлежит также хор. сб. "Русская лира" (изд. 1905, 5 тетр.) с сопровождением фисгармонии (или фп.), а также и оркестра балалаек. Хор. сб. "Военный досуг" (130 избранных песен для 4-гол. хора, изд. 1912) составлен Н. совм. с А. А. Репиным. Переложения и обработки Н. в своё время широко использовались любительскими муз. кружками. Его педагогич. труды легли в основу совр. методики преподавания игры на рус. нар. инструментах.

Литература: Илюхин А. С, Методический материал к курсу истории исполнительства на русских народных муз. инструментах, вып. 2, М., 1971.

И. М. Ямпольский.

Насретдинов Ф. Х.

Фахри Хусаинович (р. 10 (23) X 1911, дер. Шамбалыкчи Буинского уезда, ныне Тат. АССР) - тат. певец (тенор). Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1958. В 1938 окончил тат. оперную студию при Московской консерватории по классу пения у В. И. Садовникова. С 1939 солист Татарского т-ра оперы и балета. Партии: Джик, Ильдар, Тюляк ("Алтын-чеч", "Ильдар", "Тюляк" Жиганова), Ленский, Юродивый, Фауст; Галимжан ("Башмачки" Файзи), Назар ("Семья Тараса") и др. В 1964-68 преподавал в Казанской консерватории. Гастролировал за рубежом.

Литература: Бахтиярова Ч., Ф. Насретдинов, Казань, 1957.

Ю. В. Виноградов.

Насырова Х.

Халима (р. 1913, кишлак Таглык, близ Коканда, Ферганской обл.)-сов. певица (сопрано). Нар. арт. СССР (1937). Деп. Верх. Совета СССР 5-го созыва. В 1924-27 училась в Бакинском театр. техникуме, затем в узбекской оперной студии при Московской консерватории. С 1927 актриса Образцовой краевой драм. труппы (ныне Т-р им. Хамзы, Ташкент). В 1929-39 солистка Узб. муз.-драм. т-ра, с 1939 Узб. т-ра оперы и балета им. Навои. Исполняла лирич., драм. и комич. партии: Наргюль ("Буран" Ашрафи и Василенко), Лейли ("Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова), Син Дун-фан ("Улугбек" Козловского), Гюльсара ("Гюльсара" Глиэра и Садыкова), Зухра ("Та-хир и Зухра" Джалилова и Бровцына), Майсара ("Проделки Майсары" Юдакова), Наргиз ("Наргиз" Ма-гомаева), Кармен и др. Н. - знаток и прекрасный интерпретатор нар. песен. Выступает как конц. певица. Гастролировала в Китае, Индонезии, Иране и др. странах. Гос. пр. СССР (1946, 1951). Респ. пр. Узб. ССР им. Хамзы (1968).

Сочинения: Солнце над Востоком, М., 1962; Я дочь узбекского народа, Таш., 1968 (на узб. яз.).

Литература: Франк Е. В., Халима Насырова, М. - Л., 1950; Саидов A., Халима Насырова, Таш., 1974.

К. Ахмедов.

Нат И. Ф.

Нат И. Ф. (Nat) Ив Филипп (28 XII 1890, Безье - 1 IX 1956, Париж) - франц. пианист, композитор и педагог. Окончил Парижскую консерваторию по классу фп. у Л. Дьемера, там же преподавал с 1934. Концертировал гл. обр. во Франции (наиболее интенсивный период конц. деятельности - 1908-38), в США (1911 и 1914), где также преподавал в Техасском жен. колледже (Форт Уорт; 1914-15). Выступал как ансамблист (в дуэте с Э. Изаи, Дж. Энеску, Ж. Тибо). Гастролировал в Москве в 1928. В репертуаре Н. - произв. Л. Бетховена (наиболее значит. интерпретации), Р. Шумана, Й. Брамса и С. Франка. Автор концерта для фп. с оркестром (1954), сонатины (1920) и прелюдий для фп. (1915-20), а также симф. фрески для хора и оркестра "Ад" ("L'enfer", 1930-40) и ряда вок. соч.

Натансон В. А.

Владимир Александрович (р. 16 II (1 III) 1909, м. Гуляйполе, ныне Запорожской обл.) - сов. пианист и педагог. Кандидат искусствоведения (1958). В 1931 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у С. Е. Фейнберга, в 1935 под его рук. - аспирантуру. С 1935 преподаватель этой консерватории по классу спец. фп. (с 1967 профессор). Автор ряда работ по истории рус. муз. культуры и методике обучения игре на фп.

Сочинения: Из музыкального прошлого Московского университета, М., 1955; Прошлое русского пианизма (XVIII - начало XIX в.). Очерки и материалы, М., 1960; Русские пианисты 40-50-х годов XIX века, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 3, М., 1962; Фортепианные произведения Бетховена в русском концертном репертуаре (первая половина XIX столетия), в сб.: Бетховен, вып. 2, М., 1972.

Натуральные лады

Статья большая, находится на отдельной странице.

Натуральный звукоряд

Натуральный звукоряд - натуральный гармонический звукоряд, - ряд расположенных в восходящем порядке частичных тонов, т. е. осн. тона и обертонов, призвуков осн. тона, возникающих в связи с тем, что звучащее тело (струна, столб воздуха и т. п.) колеблется не только как целое, но и по частям (1/3, 1/3, 1/4 и т. д.). Обертоны не воспринимаются как самостоят. звуки; они звучат слитно с осн. тоном, причём зависящее от характера источника звука и пространства инструмента преобладание тех или иных обертонов обусловливает окраску, тембр звука. Соотношение частоты колебаний частичных тонов Н. з. выражается натуральным рядом чисел; для того чтобы эти числа соответствовали порядковому номеру обертонов, осн. тон Н. з. условно считается первым обертоном:

Натуральный звукоряд

Частичные тоны, заключённые в примере в скобки, в пределах своей зоны несколько разнятся по частоте колебаний от тех же звуков темперированного строя; звуки, отмеченные минусом, ниже, а плюсом - выше соответствующих звуков темперированного строя. Шесть нижних тонов Н. з. входят в состав мажорного трезвучия, определяя его акустич. консонантность. Это показывает, что закономерности сочетания звуков в гармонии заложены в самой природе образования звука; она служит физич. основой всех муз. систем.

Духовые инструменты с помощью передувания, достигаемого изменением напряжения губных мышц и силы вдувания воздуха, без применения клапанов и др. приспособлений, меняющих длину воздушного столба, позволяют извлекать реальные звуки, образующие в совокупности подобие полного или неполного (в зависимости от размеров и конструкции инструмента) Н.э. - ряд их натуральных звуков.

В. А. Вахромеев.

Науман И. Г.

Науман И. Г. (Naumann) Иоганн Готлиб (17 IV 1741, Блазевиц, близ Дрездена - 23 X 1801, Дрезден) - нем. композитор. Учился пению в дрезденской церковной школе, с 1757 брал уроки у Дж. Тартини в Падуе, с 1762 - у падре Мартини в Болонье (контрапункт) и Й. А. Хассе в Венеции, где поставлено его интермеццо "Оберегаемое сокровище" ("Il Tesoro insidiato", 1763, Венеция). Работал в разных городах Италии, Дрездене, Копенгагене, Стокгольме. С 1764 был церк. композитором при Дрезденском дворе, с 1765 придв. камерным композитором. В 1760-70-х гг. поставил неск. опер в Италии. С 1776 придв. капельмейстер курфюрста в Дрездене. Для итал. и нем. сцен писал оперы на итал. тексты (гл. обр. П. Метастазио), для Копенгагена - на дат. ("Орфей и Эвридика", 1786). В 1777-86 работал в Стокгольме, где реорганизовал оркестр и ставил свои оперы на швед, яз., в т. ч. одно из гл. произв. нац. репертуара - "Густав Васа" (1786).

Сочинения: оперы (24) - Ахилл на Скиросе (1767, Палермо), Армида (1773, Падуя), Гиперместра (1774, Венеция), Амфион (1778, Стокгольм), Орфей и Эвридика (1786, Копенгаген), Медея (1788, Берлин), Ацис и Галатея (1801, Дрезден); 1 балет; для солистов, хора и орк. - 15 итал. и нем. ораторий; для орк. - 18 симфоний; камерно-инструментальные ансамбли - 6 квартетов для клавесина или фп., флейты, скр. и влч., сонаты для фп. или стеклянной гармоники, скр. и чембало; кантаты, 21 месса, оффертории, мотеты и др. культовые соч., в т. ч. Отче наш (Vaterunser, по Клопштоку, 1798); для фп. (или клавесина) - концерт, пьесы; арии, песни с фп. (сб. 40 масонских песен, 1782; сб. нем., франц. и итал. песен; сб. 24 новые песни, 1799).

Литература: Стасов В. В., Автографы музыкантов в Императорской публичной библиотеке, "Отечественные записки", 1856, октябрь; то же, в его сб.: Статьи о музыке, вып. 1, М., 1974, с. 117-20; Meissner A. G., Bruchstьcke zur Biographie J. G. Naumanns, v. 1-2, Praha, 1803-04, W., 1814; Des sдchsischen Kapellmeisters Naumann's Leben, in sprechenden Zьgen dargestellt, Dresd., 1841; Schweizer G., Biographie von Johann Gottlieb Naumann, Bd 1-3, Z., 1843-45; Nestler M. T., Der Kursдchsische Kapellmeister Naumann aus Blasewitz, Dresd., 1901; Englдnder R., Johann Gottlieb Naumann als Opernkomponist, Lpz., 1922; его же, Die Gustavianische Oper, "AfMw", 1959, Jahrg. 16, No 3.

Науман Э.

Науман Э. (Naumann) Эмиль (8 IX 1827, Берлин - 23 VI 1888, Дрезден) - нем. композитор и музыковед. Внук И. Г. Наумана. Начальное муз. образование получил в Бонне, затем учился у Ш. Вартензе во Франкфурте-на-Майне и у Ф. Мендельсона в Лейпциге (1843-44); посещал лекции в Боннском ун-те. Руководил муз. деятельностью придв. церкви в Берлине, для к-рой писал мотеты, псалмы и др. С 1873 преподавал историю музыки в Дрезденской консерватории. Автор опер "Юдифь" (1858, Дрезден) и "Лорелея" (1889, Берлин), зингшпиля "Ведьма с мельницы" ("Mьhlenhexe", 1861, Берлин) и церк. музыки.

Сочинения: Das Alter des Psalmengesanges, Phol., 1867 (Diss.); Die Tonkunst in der Kulturgeschichte, Bd 1, В., 1869-70; Deutsche Tondichter von Sebastian Bach bis auf die Gegenwart, В., 1871, Lpz., 1896; Italienische Tondichter, von Palestrina bis auf die Gegenwart, Lpz., 1876, B., 1883; Illustrierte Musikgeschichte, Bd 1-2, Stuttg., 1880-85, 1908; перераб. изд. под назв. Allgemeine Musikgeschichte, 1927 (в рус. пер. - Иллюстрированная Всеобщая история музыки, вып. 1-15, СПБ, 1896-1902); Musikdrama oder Oper?, В., 1876; Zukunftsmusik und die Musik der Zukunft, (В.), 1877.

Наумов Л. Н.

Лев Николаевич (р. 12 II 1925, Ростов Ярославской обл.) - сов. пианист, педагог и композитор. Засл. арт. РСФСР (1966). В 1950 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у А. Н. Александрова (занимался также у В. Я. Шебалина) и по классу фп. у Г. Г. Нейгауза. В 1953-55 преподавал теоретич. дисциплины и композицию в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных, с 1955 ведёт курс спец. фп. в Моск. консерватории (с 1967 доцент). Среди учеников Н. - пианисты лауреаты междунар. конкурсов В. В. Виардо, В. К. Ересько, А. В. Гаврилов, А. Б. Любимов, А. А. Наседкин, Б. В. Петрушанский. Автор кантаты, симфонии, струн. квартета, сонаты для фп., вок. циклов на сл. япон. поэтов, Д. Б. Кедрина и др. соч.

И. М. Ямпольский.

Науялис Ю.

Юозас (9 IV 1869, Раудондварис, ныне Каунасского р-на - 9 IX 1934, Каунас) - литов. органист, педагог, композитор. В 1889 окончил Варшавский муз. ин-т по классу органа; учился также в классе композиции у 3. Носковского (в 1889-90). Автор церк. музыки (в т. ч. месса, 1934), а также симф. поэмы "Осень" ("Ruduo", 1930) и камерно-инстр. произв., песен, обработок литов. нар. песен. С 1909 издавал первую литов. муз. газ. "Варгонининкас". Организатор курсов (1892), муз. школы (1919, возглавлял до 1927) в Каунасе. Деятельность Н. имела большое значение для развития литов. проф. муз. культуры, воспитания мн. музыкантов нового поколения.

Литература: Гаудримас Ю., Из истории литовской музыки, М., 1964; Juozas Naujalis. Straipsniai. Laiskai. Dokumentai. - Amzininku atsiminimai. - Straipsniai apie kuryba, Vilnius, 1968.

Ю. Гаудримас.

Нахабин В. Н.

Владимир Николаевич (8 (21) IV 1910, с. Шаровка, ныне Харьковская обл. - 20 X 1967, Харьков) - сов. композитор, педагог, дирижёр. Засл. деят. иск-в УССР (1958). В 1932 окончил Харьковский муз.-драм. ин-т по композиции (у С. С. Богатырёва) и дирижированию. Был зав. муз. частью Краснозаводского т-ра, в 1943-44 худ. рук. и гл. дирижёр Харьковского т-ра муз. комедии, позднее дирижёр и худ. рук. Харьковского т-ра оперы и балета. С 1952 преподаватель Харьковской консерватории (ныне - Харьковского ин-та иск-в); с 1962 доцент, в 1963-67 ректор. Участвовал в работе по созданию музыки Гос. гимна УССР (утверждён в 1949) в числе группы композиторов под рук. А. Д. Лебединца.

Сочинения: балеты - Мещанин из Тосканы (по новеллам "Декамерон" Бокаччо, 1936, Днепропетровский т-р оперы и балета; 2-я ред. 1965, Харьковский т-р оперы и балета), Марийка (1939), Данко (по М. Горькому, 1948, Харьковский т-р оперы и балета), Весенняя сказка (по "Снегурочке" Островского, 1954, там же), Таврия (1960, там же); муз. комедии - Амурский гость (совм. с Д. Л. Клебановым, 1938, Харьковский т-р оперы и балета), За ваше здоровье (совм. с Д. Л. Клебановым, 1951, там же); для орк. - 3 симфонии (1932, 1945; Первомайская - Першотравнева, 1960), симф. поэмы - Памяти В. И. Ленина (1929), Кордоны (1931), Индустриальная поэма (1931), Данко (1946), Девушка и смерть (Дiвчина i смерть, 1956), симф. картинки из балетов - Весенняя (1955, из балета Весенняя сказка), Таврия (1958), сюиты - Танцевальная (1944), Колхозный праздник (1950), Картины моей Родины (1952); концерт для фп. с орк. (1951); романсы; музыка к спектаклям и фильмам.

Литература: Сироткин А., В. Н. Нахабин, К., 1964.

Нахичеванская АССР

Музыка. Нар. творчество имеет много общих черт с фольклором Азербайджана (Нахичеванская АССР входит в состав Азерб. ССР). Нар. песни (трудовые, бытовые, традиционно-обрядовые, героич., историч., детские) и танцы многообразны, тематически и ритмически многогранны, некоторые из них своими корнями уходят к древним магич. обрядам (вызывание дождя, поклонение огню), празднованию смены времён года. Нар. музыке, песням и танцам присуща яркая национальная самобытность. Выразительностью, богатством и разнообразием содержания отличаются хороводные песни-танцы, особенно древний массовый песня-танец "Яллы" (к-рый исполняется и поныне). Инструментарий включает духовые инструменты (зурну, баламан), ударные (нагару и др.), бытует старинный муз. инструмент - тулум. Среди прославленных музыкантов-инструменталистов, певцов и танцоров Нахичевани 16-17 вв. - Сары-ашуг, виртуоз-исполнитель на чартаре и певец Мурад-ага. Присоединение Азербайджана в нач. 19 в. к России создало благоприятные условия для приобщения к культуре рус. народа, для дальнейшего развития нац. муз. иск-ва. Нахичеванцы внесли значит. вклад в народно-песенное и танцевальное иск-во Азербайджана. Передовые представители интеллигенции Нахичевани - Э. Султанов, Д. Мамедкулизаде, М. Т. Сидги, Г. тарифов и др. - выступали за просвещение нар. масс, за создание театра, издание газет и журналов. В кон. 19 в. в Нахичевани были созданы "Мусульманское об-во искусства и драмы", "Кружок интеллигенции". В нач. 20-х гг. 20 в. в Нахичеванском общественном клубе давались концерты. После установления в Нахичевани Сов. власти (1920) был организован первый гос. драм. т-р, при к-ром функционировала муз. группа. С 1962 в Нахичевани работает Муз.-драм. т-р им. Д. Мамедкулизаде. В 1959 организован ансамбль песни и пляски "Араз". В его репертуаре, помимо национальных, песни и танцы др. народов СССР. С 1966 работает оркестр нар. инструментов. В республике развита сеть художеств. самодеятельности. В 1938 открыта детская муз. школа в Нахичевани, муз. школы имеются также в Ордубаде, Джульфе, Шахбузе, Ильичёвке.

Литература: Гаджибеков Уз., Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1945 (на азерб. яз.); Исмаилов М. С, Жанры азербайджанской народной музыки, Баку, 1960; Гусейнли Б., Азербайджанские народные танцевальные мелодии, тетрадь 1-2, Баку, 1966.

К. Касимов.

Национальная академия музыки и танца

Национальная академия музыки и танца - см. "Гранд-Опера".

Национальное музыкальное общество

Национальное музыкальное общество (La Societe nationale de musique) - объединение франц. композиторов. Осн. в 1871 в Париже по инициативе К. Сен-Санса и при поддержке С. Франка, сплотивших талантливых молодых музыкантов. Девизом Н. м. о. избрало "Ars Gallica" ("Галльское (французское) искусство"). Н. м. о. выступало за обновление и утверждение нац. традиций франц. музыки, ставило целью поощрение, поддержку и пропаганду путём исполнения и издания наиболее значит. произв. отечеств. композиторов. Вскоре после организации об-во насчитывало св. 150 чл. Первый концерт Н. м. о. (программы концертов составлялись исключительно из произв. членов об-ва) состоялся 25 нояб. 1871, а 23 мая 1914-411-й; затем деятельность об-ва была прервана в годы 1-й мировой войны 1914-18 и возобновилась концертом 10 нояб. 1917. Сначала концерты Н. м. о. проходили в небольшом зале фп. фирмы "Плейель" и носили характер камерных собраний с обсуждением исполненной музыки; авторы выступали исполнителями или аккомпаниаторами (певцам) собств. сочинений. Позднее Н. м. о. устраивало ежегодно по 2-3 симф. концерта в больших залах, знакомя публику с более широким кругом франц. композиторов. Среди тех, чьи произв. были впервые исполнены в концертах Н. м. о., - Ж. Визе, Э. Гиро, К. Сен-Санс, С. Франк, Ж. Массне, Э. Лало, Ш. Видор, Л. А. Бурго-Дюкудре и др. Деятельность Н. м. о. сыграла заметную роль в развитии совр. франц. инстр. и вок. музыки, обновив во многом репертуар конц. организаций, состоявший к моменту возникновения Н. м. о. гл. обр. из произв. заруб. композиторов. В дальнейшем, однако, деятельность об-ва постепенно приобретала всё более консервативный характер.

Литература: Тьерско Ж., Полвека французской музыки, гл. 2 - Национальное общество, в сб.: Французская музыка второй половины XIX века, М., 1938; К. Сен-Санс о "Национальном обществе", там же, Прилож., с. 231-33; Роллан Р., Обновление. Очерк музыкального развития Парижа, начиная с 1870 года. Собр. соч., т. 16, Л., 1935, с. 426; Lonchampt J., Le centenaire de la Sociйtй nationale de musique, "Monde", 1971, 28 dйc, p. 15.

И. M. Ямпольский.

Национальный театр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Начинский Г.

Начинский Г. (Natschinski) Герд (р. 23 VIII 1928, Хемниц, ныне Карл-Маркс-Штадт) - нем. композитор и дирижёр (ГДР). Учился в Дрездене (1945-48), затем в Карл-Маркс-Штадте; в 1951-53 - в Берлине у X. Эйслера. В 1950-52 рук. эстр. оркестра в Лейпциге, в 1952-54 - оркестра лёгкой музыки Берлинского радио. Автор оперетт, водевилей, в т.ч. "Солдат королевы Мадагаскара" ("Der Soldat der Kцnigin von Madagaskar", 1959), мьюзиклов "Мой друг Бунбури" ("Mein Freund Bunbury", 1964), музыки к спектаклям драм. т-ра, радио, произв. для детей и юношества. Нац. пр. ГДР (1961).

Наше Т.

Наше Т. (Nachez; наст. фам. и имя - Нашиц, Naschitz) Тивадар (Теодор) (1 V 1859, Пешт - 29 V 1930, Лозанна) - венг. скрипач и композитор. Учился игре на скрипке у отца, затем - у Сабатиля. Концертировал с детства. Совершенствовался у Й. Иоахима в Берлине, затем у Ю. Леонара в Париже. Живя во Франции, концертировал в городах Европы, в т. ч. в Москве. С 1889 жил гл. обр. в Лондоне. До 1926 выступал как солист и камерный исполнитель (часто в ансамбле с Ж. Тибо). Игра Н. отличалась виртуозностью, несколько романтизированной манерой исп., большим размахом, красочностью звучания. Произв. Н., гл. обр. виртуозного характера, близки стилю нар. венгерского иск-ва, к-рый наиболее ярко проявился в его "Цыганских танцах" ("Zigeunertдnze"). Среди др. соч. - 2 скрипич. концерта (1895, 1908), струн. квартет (1923), многочисл. пьесы для скрипки и фп. В ред. Н. изданы 2 концерта А. Вивальди (1913), произв. Ф. Джеминиани, Дж. Тартини и др. композиторов 18 в.

Литература:Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923; Wasielewski W. J., Die Violine und ihre Meister, Lpz., 1927; Straeten E. S. J. van der, The history of the violin, L., 1933.

В. Ю. Григорьев.

Нгуен Динь Тан

Нгуен Динь Тан (р. 14 V 1930, Кьенан, Хайфон) - Вьетнам, композитор. В 1956-57 дирижёр Центр. ансамбля песни и пляски Вьетнам. армии. В 1960-64 и 1967-68 учился в Моск. консерватории y A. A. Николаева. С 1969 преподаватель Ханойской консерватории. Автор симфонии "Факел" (1968), симфонии-кантаты "Вьетнамская девушка" (1969), симф. сюиты (1970), симф. поэмы "Родник" (1977), Рапсодии для голоса с оркестром (1973), струн. квартета (1968), соч. для фп., скрипки, виолончели, романсов и песен, музыки к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам. Н. Д. Т. принадлежат муз.-теоретич. работы, в т.ч. посвященные взаимодействию совр. методов композиции с нац. муз. традициями.

Нгуен Синь

Нгуен Синь (р. 21 VI 1940, провинция Тханьхоа) - Вьетнам, музыковед и композитор. В 1961-64 и 1972-75 учился в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных по муз.-теоретич. дисциплинам у Ф. Г. Арзаманова, по композиции у Г. И. Литинского. С 1976 преподаёт в Ханойской консерватории (история музыки, анализ муз. произв.). Н. С. принадлежат работы "Интонационная природа вьетнамской традиционной музыки" (фрагмент в рус. пер. опубл. в журнале "Советская музыка", 1975, No 9), "История музыки народов мира" (т. 1, Ханой, 1978). Автор симф. сюиты "Край единый" (1975), кантаты "Вьетнам" (1974), ряда камерных ансамблей.

Нгуен Суан Хоат

Нгуен Суан Хоат (р. 11 II 1910, Ханой) - вьетнам. композитор и обществ. деятель. Окончил Ханойский вост. муз. ин-т по классам скрипки у Р. Жирона и контрабаса у А. Турмье (1930). В 1960-62 учился у сов. композитора И. М. Белорусца в Ханое. Руководитель Гос. ансамбля песни и пляски, директор Ин-та музыкознания. С 1963 пред. Союза композиторов Вьетнама. Автор драмы-балета "Богатырь села Фу-Донга" (Ханой, 1970), сюиты для ансамбля нар. инструментов, соч. для фп., многих песен (в т.ч. "Звуки церковных колоколов", 1946; "По призыву дяди Хо", 1974). Н. С. X. принадлежит ряд статей о Вьетнам. музыке.

Не Эр

Не Эр (15 II 1912, уезд Юйтань, пров. Юньнань - 17 VII 1935, близ Кугенума, Япония) - кит. композитор. Чл. Коммунистич. партии Китая с 1931. Автор популярных песен, посв. кит. революции. В юности самостоятельно овладел иск-вом игры на кит. нац. инструментах - ди (флейта), эрху и саньсяне (струнные), позднее научился играть на скрипке. В 1927 вступил в Нац.-революц. армию. С 1929 изучал европ. теорию музыки. С 1931 жил в Шанхае, принимал активное участие в революц. движении. Был чл. Союза кит. молодёжи, а также Об-ва друзей Сов. Союза. Н. Э. - автор одноактной оперы "Ураган над Янцзы" и 34 революц. и патриотич., а также лирич. массовых песен, многие из к-рых были популярны ("Песня Мэй Нян", "Песня деревенской девушки", "Песня о дороге"). Пользовались известностью его песни к спектаклям драм. т-ра (в т. ч. лирич. песня "Прощай, Южное море" из спектакля "Песня возвратившейся весны") и к 7 кинофильмам. Наиболее известна была песня "Марш добровольцев" на стихи поэта-коммуниста Тянь Ханя из кинофильма "Дети бури и облаков" (1935), к-рая впоследствии стала Гос. гимном КНР. Писал также песни для ансамбля песни и пляски. Творчество Н. Э. проникнуто духом революц. борьбы, народно по характеру и муз. языку, отмечено чертами новаторства. В посёлке Кугенума в Японии, близ к-рого Н. Э. утонул в море, ему поставлен памятник. Песни Н. Э. поют в совр. Китае, однако после "культурной революции" слова были заменены новыми, в соответствии с курсом КПК.

Литература: Шнеерсон Г., Музыкальная культура Китая, М., 1952.

А. Я. Желоховцев.

Неаккордовые звуки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Неаполитанская оперная школа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Неаполитанский секстаккорд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Неаполь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Небольсин В. В.

Василий Васильевич (30 V (11 VI) 1898, Харьков - 29 X 1958, Москва) - советский дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1955). В 1920 окончил Гос. ин-т музыкальной драмы в Москве по классам скрипки и композиции. В 1916-17 играл в оркестре С. А. Кусевицкого. С 1920 хормейстер, с 1922 дирижёр Большого т-ра (дебютировал как дирижёр в опере "Фра Дьяволо" Обера). Вёл преим. рус. оперный репертуар; дирижировал операми "Иван Сусанин" "Борис Годунов", "Хованщина", "Пиковая дама", "Садко", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Золотой петушок" и др., а также балетными спектаклями. С 1928 дирижёр симф. концертов Моск. филармонии; руководил пост. ряда опер в конц. исполнении ("Майская ночь", "Садко", "Борис Годунов", "Хованщина", "Фауст"). В 1940-45 профессор класса дирижирования Моск. консерватории, в 1943 зав. кафедрой оперной подготовки. Автор муз. произв., в т. ч. балетов ("Шутка нимфы", 1919; "Крепостная муза"), двух симфоний (1920; 2-я - "Челюскин", 1934) и др. произв. для оркестра, камерно-инструментальных ансамблей, инструментальных пьес и др. Гос. пр. СССР (1950).

И. М. Ямпольский.

Невё Ж.

Невё Ж. (Neveu) Жинетт (11 VIII 1919, Париж - 28 X 1949, Азорские о-ва; погибла при авиационной катастрофе) - франц. скрипачка. Род. в семье музыкантов. Игре на скрипке училась под руководством матери, позднее занималась у К. Флеша. Впервые выступила в 7-летнем возрасте в Париже в концертах Колонна. В 1935 получила 1-ю пр. на Междунар. конкурсе скрипачей им. Г. Венявского в Варшаве. Гастролировала во мн. странах мира (в СССР - в 1935). Была выдающейся скрипачкой. Особую известность получила как интерпретатор произв. Р. Шумана, С. Франка, И. Брамса. Большой, богатый красками тон, блестящая техника, мужественность и романтич. приподнятость игры - отличит, черты её исполнительской индивидуальности.

И. М. Марков.

Неверов Я. М.

Януарий Михайлович (18 (30) VIII 1810, с. Верякуши Нижегородской губ. - 24 V (5 VI) 1893, Петербург) - рус. муз. критик и муз.-обществ. деятель. В 1832 окончил философский ф-т Моск. ун-та. В 1837-1839 занимался в Берлине у К. Ф. Рунгенхагена и О. Николаи (теория композиции), посещал Ф. Мендельсона. С 1846 директор училищ Черниговской, Ставропольской губерний, с 1861 - Лазаревского ин-та вост. языков в Москве, в 1868-79 попечитель Кавказского уч. округа, с 1879 чл. совета Мин-ва нар. просвещения. Написал более 20 статей для "Энциклопедического лексикона", издававшегося А. Плюшаром (1835-41), в т.ч. статьи о И. С. Бахе, Л. Боккерини, А. Булландт, Й. Вейгле, А. и Ф. М. Верачини, Г. Ф. Генделе, К. В. Глюке, И. Н. Гуммеле, а также ст. "О новой опере г. Глинки: "Жизнь за царя"" ("Московский наблюдатель", ч. 9, 1836, октябрь, кн. 1) и др. Печатался под псевд. Я. Н., Я. Н-в.

Литература: Штейнпресс Б. С., Глинка, Верстовский и другие, в сб.: М. И. Глинка. Исследования и материалы, М.-Л., 1950; Кремлев Ю. A., Русская мысль о музыке, т. 1, Л., 1954; Ливанова Т. Н., Протопопов В. В., Оперная критика в России, т. 1, М., 1976; Бернандт Gр., Статьи и очерки, М., 1978.

Невитов М. И.

Михаил Иванович (28 XII 1886 (9 I 1887), Вольск, ныне Саратовской обл. - 3 VIII 1969, Новосибирск) - сов. композитор и педагог. Музыкально-обществ. деятель. В 1909 окончил муз. уч-ще РМО по классу композиции у Д. М. Кучеренко в Ярославле. В 1909-12 брал уроки композиции у Р. М. Глиэра в Москве, пользовался советами С. И. Танеева. В 1913 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Работал секретарём летних регентских курсов в Ярославле (где также преподавал, 1910-12) и Моск. симф. капеллы (1910 - 1913), был чл. правления профсоюза композиторов (1918-19), секретарём бюро композиторского коллектива Всероссийского союза работников иск-в (Всерабис, 1919-20). В 1921-32 зав. уч. частью, преподаватель и директор муз. техникума в Омске. Широко образованный музыкант, талантливый педагог и организатор, Н. сумел сплотить сильный педагогич. коллектив, создал студенч. оркестр, хор, поднял преподавание в техникуме на большую проф. высоту. Вёл спец. теоретич. дисциплины и курс композиции; среди его учеников - В. Я. Шебалин, В. В. Бунин, Л. М. Аустер. С 1932 жил в Новосибирске, при его непосредств. участии был открыт ряд муз. школ в разл. городах Сибири; в 1934 организовал и возглавил муз. школу, с 1945 директор муз. уч-ща. В 1942-44 пред. правления Сибирского отделения CK РСФСР. В. Я. Шебалин посв. Н. свой 1-й струн. квартет.

Сочинения: кантаты - От февраля к Октябрю (1924), Октябрь (1925), Иван Черных (1947); для хора и орк. - Первомайская песнь (1926), Октябрьский дождь (1928), Против войны (1929), По Сибирскому тракту (1950); для орк. - симф. поэма "1917" (1937), увертюра Памяти Фрунзе (1940), 2 танца- Полька и Испанский (1916); камерно-инстр. Ансамбли - фуга (для 2 кларнетов и фагота, 1912), экспромт (для скр., флейты, кларнета и фп., 1921), секстет для дух. инстр. (1931); для фп. - прелюд, вальс, поэма (1914), 2 фуги (C-dur и b-moU, 1938), 3-гол. фуга a-moll (1953), детские пьесы (1940-42); хоры, романсы, песни, музыка для драм. т-ра и др.

Литература: М. И. Невитов. (Некролог), "СМ", 1969, No 11; Виссарион Яковлевич Шебалин. Статьи. Воспоминания. Материалы, М., 1970.

И. М. Ямпольский.

Невмы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Невский П. Е.

Петр Емельянович (наст. фам. и имя Емельянов Петр Елисеевич) (ок. 1848, Петербург - март 1916, Москва) - русский виртуоз-гармонист, песенник и куплетист. Сын сапожника и сам мастеровой, Н. с 12 лет играл по слуху на гармониках рус. строя. Подростком был отдан на обучение в известную эстр. труппу Д. И. Юрова, в к-рой проработал неск. лет. Выступать самостоятельно начал с 1872. Играл на хроматич. гармони собственной конструкции (т. н. невская черепашка). В его репертуаре были рус. нар. песни, переложения произв. Глинки, Чайковского, Верди, Вагнера, Рубинштейна, попурри и фантазии на рус. песни, пьесы собств. сочинения (вальс "Привет Москве" и др.). Выдающийся музыкант-виртуоз, Н. был видным эстр. артистом; выступал с исполнением шуточных несен, сатирич. куплетов, частушек, песенок Беранже под собств. аккомпанемент на гармони (иногда на балалайке). Был одним из первых, кто начал исполнять песни гор. ремесленников и мастеровых, в то время всё более проникавшие на русскую эстраду. Его "Ванька, не шали", "Полосонька" и частушечные скороговорки были записаны на грампластинки, а сатирич. песенки, к-рые он исполнял от имени уличных разносчиков, широко вошли в репертуар эстрады. Игра Н. отличалась виртуозным блеском, своеобразием фразировки, одному ему присущей характерной певучестью, образностью. Выступал в Петербурге, Москве и др. городах с самостоят. концертами, играл в трактирах, балаганах, на ярмарках. Гастролировал за рубежом (Франция, Германия, Великобритания, Бельгия), завоевав славу "первого русского гармониста". Н. был первым исполнителем на гармонике, выступившим с симф. оркестром (1909). В 1912 в Москве состоялся юбилейный концерт артиста в связи с 40-летием его артистич. деятельности. Последние годы жизни Н. преподавал. Ему принадлежит самоучитель для гармонистов, получивший широкое распространение в кон. 1890-х гг.

Литература: Кузнецов Евг., Из прошлого русской эстрады, М., 1958, с. 206, 208-210, 221, 234; Мирек A., Из истории аккордеона и баяна, М., 1967, с. 52-55.

Невядомский С.

Невядомский С. (Niewiadomski) Станислав (4 XI 1859, Сопошин, близ Львова - 15 VIII 1936, Львов) - польск. композитор, пианист, педагог и муз. критик. Учился у К. Микули во Львове (фп.), Ф. Кренна (композиция, 1882-85) в Венской консерватории, брал уроки у И. Падеревского в Вене (фп., 1885), С. Ядассона в Лейпциге (муз.-теоретич. предметы, 1887). Преподавал игру на фп. и муз.-теоретич. предметы в разл. муз.-уч. заведениях, в т.ч. в консерватории во Львове (1887-1914) и её филиале - муз. школе для польск. эмигрантов в Вене (1914-18), в консерватории в Варшаве (1920-28); рук. Муз. ин-та им. Грудзиньского (с 1929). В 1918 рук. Муз. т-ра во Львове. Возглавлял муз. отделы ряда варшавских газет, публиковал муз.-критич. статьи в местных газетах и журналах, был ред. "Gazeta Muzyczna" (1918-21). Организатор(1924) и пред. Союза писателей и муз. критиков, 1-й рук. секции совр. польск. композиторов (1925). Автор книг и учебников по теории и истории музыки, о польск. композиторах и нац. опере. В творчестве продолжал традиции С. Монюшко. Наиболее известны его циклы песен на слова польск. поэтов; нек-рые отличаются социальной направленностью, связаны с сельским бытом (9 песен на сл. М. Конопницкой "Яськова доля"). Музыка отличается простотой, напевностью, использованием мелодий и ритмов нац. танцев. Н. принадлежат обработки для фп. польск. солдатских песен, коляд. Среди др. соч. - 2 симфонии, 4 увертюры, струн. квартет, фп. пьесы, хоры.

Литературные сочинения: Wiadomosci z muzyki zasadnicze i ogуlne, Lwуw, 1909, 1926; Historia muzyki, Warsz., 1927; Stanislaw Moniuszko, Warsz., 1928.

Литература: Reiss J., Stanislaw Niewiadomski, "Poradnik muzyczny", 1948, No 3.

Негря М.

Негря М. (Negrea) Марциан (р. 29 I (10 II) 1893, Ворумлок, уезд Сибиу) - рум. композитор, музыковед, педагог. Засл. деят. иск-в СРР (1958). Учился в Сибиу у комп. Т. Поповича, затем в Венской академии музыки и сценич. иск-ва (1918-21) у Э. Тома (теория), Э. Мандичевского (гармония), Ф. Шмидта (композиция). Профессор (классы гармонии, композиции и полифонии) Клужской (1921-41) и Бухарестской (1941-63) консерваторий, с 1963 профессор-консультант Бухарестской консерватории. Автор педагогич. пособий по муз. теории.

Сочинения: опера - Марин-рыбак (Marin-Pescarul; по М. Садовяну, 1934, Рум. опера, Клуш); для солистов, хора и орк. - Реквием (1957), Оратория родине (Oratoriul patriei, 1959); для орк. - Весенняя симфония (Simfonia primaverii, 1956), симф. фантазия (1921; пр. Дж. Энеску, 1922), 2 Румынские рапсодии (1938, пр. Дш. Энеску, 1938; 1950), симф. сюита В Западных горах (Prin Muntii Apuseni, 1952, Гос. пр. СРР, 1953), Концерт (1963); струн. квартет (1949, Гос. пр. СРР, 1951), камерные инстр. и вок. соч.; хоры, музыка к кинофильмам.

Литературные сочинения: Tratat de instrumente muzicale, Cluj, 1925; Tratat de forme muzicale, Cluj, 1932; Tratat de contrapunct si fuga, (Buc., 1956); Tratat de armonie, (Buc.), 1958.

Литература: Vancea Z., Creatia muzicala romвneasca, sec. XIX-XX, v. 1, Buc., 1968, p. 361-70.

P. Э. Лейтес.

Предыдущая страница Следующая страница