Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОДН"-"ОНЧ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОДН"-"ОНЧ")

Одноголосие

Одноголосие - один из осн. способов изложения в музыке, характеризующийся ограничением одной мелодич. линией. В условиях О. понятие муз. произв. как целого тождественно понятию мелодии. Очень близки, во многом и тождественны понятия "О." и монодия; их гл. различие состоит в том, что термин "О." акцентирует скорее фактурную сторону явления, а "монодия" - структурную.

О. - простейший и поэтому первичный способ изложения муз. мысли. Осн. отличие О. от многоголосия состоит в том, что одна мелодич. линия должна вместить в себя всю совокупность средств музыки. Преимущество О. - в возможности полного выражения мысли посредством одной только мелодии. Оборотная сторона той же специфики О. - неприменимость выразит. средств, действительных лишь для созвучания неск. голосов, и связанное с этим ограничение сферы муз. содержания. Правда, посредством т.н. скрытого многоголосия ("скрытой полифонии") в О. можно достигнуть эффекта многогол. полнозвучия (И. С. Бах, сюиты для виолончели соло), однако подобная проекция многоголосия на одноголосную линию всегда даёт только частичную компенсацию; к тому же художеств. эффект заимствуется от др. муз. склада, к-рому О. здесь, т. о., подражает. Развитая проф. культура обращается к О. (в собств. смысле) в мелких формах или для достижения особых красок экспрессии (песня Любаши "Снаряжай скорей, матушка родимая" из 1-го д. "Царской невесты", песня матроса в начале 1-го д. "Тристана и Изольды"). Особое значение имеет О. в проф. музыке стран Востока (в т.ч. советского; пример - таджикский Шашмаком - см. Маком) и др. внеевроп. культурах, где развитие О. является непосредств. продолжением древних традиций. О. распространено в фольклоре всех народов. Близки к О. бытующие формы произведений совр. песенно-танц. массовых жанров (однако в конечном счёте это всё же не О., а многоголосие, гомофония).

Исторически у всех народов О. образует первую ступень развития высокой проф. муз. культуры (в зап.-европ. музыке - григорианское пение, светская музыка средневековья; рус. знаменный распев и др. виды монодии). По мере становления многогол. форм и жанров О. оттесняется на задний план и перестаёт существовать как самостоят. ветвь иск-ва. Г. де Машо был последним из известных композиторов, писавших в жанрах одногол. музыки (отд. "островки" О. встречаются и позже, напр. песни Г. Сакса). Возрождение О., уже на новой основе, в условиях переосмысления классич. ладов мажорно-минорной тональной системы, осуществляется в музыке 20 в. (К. Дебюсси, "Сиринкс" для флейты соло, 1912; И. Ф. Стравинский, Три пьесы для кларнета соло, 1919; Т. Олах, Соната для кларнета соло, 1963).

Литература: см. при статьях Мелодия, Монодия.

Ю. Н. Холопов.

Одноимённые тональности

Одноимённые тональности - пара тональностей противоположного наклонения, тоники к-рых строятся на одной и той же ступени. Напр., О. т. C-dur и c-moll имеют общий осн. тон лада - звук С, по названию ("имени") к-рого они и получают наименования (отсюда термин "О. т."). Осн. ладовые функции (Т, S и D) в О. т. базируются на одних и тех же ступенях звукоряда, что определяет особый характер их взаимоотношения. Эстетически О. т. с наибольшей остротой и силой воплощают противоположность двух главных ладов - мажора и минора. Термин "О. т." предполагает идентичность осн. тона, поэтому понятие "О. т." не может быть распространено на тональности, тоники к-рых строятся на разных ступенях. Так, вопреки мнению нек-рых музыковедов, неправомерно отнесение к О. т. однотерцовых тональностей. Напр., в C-dur ступень сis и тональность cis-moll нельзя считать альтерационным вариантом осн. ступени и тональности, т.к. с и сis - самостоятельные, "разноимённые" звуки.

Литература: Способин И. В., Элементарная теория музыки, М., 1951, 1958; Mазель Л. А., О расширении понятия одноименной тональности, "СМ", 1957, No 2.

Ю. Н. Холопов.

Одоевский В. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Одран Э.

Одран Э. (Audran) Эдмон (11 IV 1842, Лион - 17 VIII 1901, Тьерсевиль, Сена и Уаза) - франц. композитор. Обучался в Ин-те церк. музыки в Париже у К. Сен-Санса. С 1861 капельмейстер и органист церкви "Сен-Жозеф" в Марселе. С 1879 жил в Париже, посвятив себя исключительно сочинению оперетт. Особенную известность получила его "Маскотта" (1880, т-р "Буфф-Паризьен"; в России известна также под назв. "Красное солнышко"). Для оперетт О. характерно пародирование историч. событий (форма сатирич. изображения совр. ему бурж. нравов); музыка отличается изяществом, живостью, юмором.

Сочинения: опера - Фотис (1896, Генуя); оперетты - Медведь и паша (L'ours et le pacha, по Э. Скрибу, 1862, Марсель), Искательница остроумия (La chercheuse d'esprit, по Ш. С. Фавару, 1864, т-р "Жимназ"), Великий могол (Le grand mogol, 1867, там же), Нивернезка (La nivernaise, 1867, там же), Свадьба Оливетты (Les noces d'Olivette, 1879, т-р "Буфф-Паризьен"), Жилетта из Нарбонна (Gillette de Narbonne, 1882, там же), Незабудка (La Pervenche, 1885, там же), Стрекоза и муравей (La cigale et la fourmi, 1886, т-р "Гетй"), Клятва любви (Le serment d'amour, т-р "Нувоте"), Крошка (La miette, 1887, т-р "Ренессанс"), Мисс Хельетт (Miss Hйlyett, 1890, т-р "Буфф-Паризьен"), Дядюшка Селестен (L'oncle Cйlestin, 1891, т-р "Меню-Плезир"), Мадам Сюзетт (Madame Suzette, 1893, т-р "Буфф-Паризьен"), Герцогиня Феррарская (La duchesse de Ferrare, 1895, т-р "Буфф-Паризьен"), Куколка (La poupйe, 1896, т-р "Гетй"), Священник Винцент (Le curй Vincent, 1901, там же); оратория - Суламифь (1876), месса, траурный марш памяти Дж. Мейербера.

Литература: Янковский М., Оперетта, Л.-М., 1937, с. 94-36.

Ожогин А. Г.

Андрей Гаврилович (1746-1814) - рус. оперный артист. Учился в Моск. ун-те. В 1766 артист труппы Н. С. Титова, с 1780 - Петровского т-ра. Участник мн. спектаклей - опер, комедий, драм, мелодрам. Обладал незаурядным комедийным даром, широко использовал буффонаду, импровизацию. Прославился исполнением ролей Фаддея ("Мельник - колдун, обманщик и сват" Соколовского), Лесника ("Розана и Любим" Керцелли), Скрягина и Сквалыгина ("Скупой" и "Санктпетербургский гостиный двор" Пашкевича), Угольщика ("Прекрасная Арсена" Монсиньи), Грифаньо ("Венецианская ярмарка" Сальери). Наряду с др. артистами 18 в. О. подготовил почву для развития рус. реалистич. муз. т-ра.

Литература: Макаров (M. H.), Старинный московский комик Ожогин, "Репертуар и пантеон", 1846, No 9.

Ожрагис

Ожрагис - ожио рагас (литов. ozragis, ozio ragas, букв. - козий рог), - литов. духовой муз. инструмент. Изготовлялся из козьего рога с 2-5 и более игровыми отверстиями (встречаются О. и без отверстий). В верхнем конце рога вырезали амбушюрную чашечку или вставляли мундштук. Звукоизвлечение трудное, звук глухой, грубоватый. Звукоряды различны, зависят от количества игровых отверстий и величины рога. Общая длина О. 300-400 мм. Использовался в пастушеском быту и как сигнальный инструмент, а также для аккомпанемента танцам (на 2-3 инструментах). К кон. 19 в. вышел из употребления.

В. И. Сисаури.

Ожялис

Ожялис (литов. ozelis, букв. - козлик) - литов. нар. танец. Муз. размер 2/4, темп умеренный. Характерны акценты на 2-й четверти каждого 2-го такта.

Озеров Н. Н.

Николай Николаевич (3 (15) IV 1887, с. Спас-Утешенье, ныне в черте г. Рязань - 4 XII 1953, Москва) - сов. певец (драм. тенор). Нар. арт. РСФСР (1937). Пению обучался в Казанском муз. уч-ще. В 1910 окончил юридич. ф-т Моск. университета, одноврем. брал уроки пения у А. М. Успенского и занимался на оперных курсах РМО (1909-13). С 1912 выступал в разл. т-рах, в т.ч. в 1918 пел в т-ре Моск. совета рабочих депутатов (быв. Оперный театр Зимина). В 1919-24 принимал участие в спектаклях Муз. студии МХТ, где исполнял партию Анж Питу в оперетте "Дочь мадам Анго" Лекока. В 1920-46 солист Большого т-ра. Иск-во О. отличали высокое вок. мастерство, прекрасные природные данные, сценич. одарённость, тонкий вкус большого художника. Среди лучших партий - Садко, Гришка Кутерьма, Отелло, др. партии - Герман; Голицин ("Хованщина"), Хозе, Радамес; Канио ("Паяцы"), Самсон; Вальтер ("Мейстерзингеры", 1-й исполнитель в Большом т-ре, 1929), Каварадосси (1-й исполнитель в Большом т-ре, 1930). В 1947-53 преподавал в Моск. консерватории (с 1948 профессор).

Сочинения: Оперы и певцы, М., 1964.

Литература: Слетов В., Н. Н. Озеров, М. - Л., 1951.

В. И. Зарубин.

Озолинь Я. А.

Озолиньш Янис Адольфович (р. 17 (30) V 1908, Елгава) - сов. композитор, дирижёр и педагог. Нар. арт. Латв. ССР (1965). Чл. КПСС с 1949. В 1935 окончил Латв. консерваторию в Риге по классу муз. педагогики. В 1930-41 преподавал в общеобразоват. школах в Елгаве и Риге. В 1942-44 дирижёр хора Гос. художеств. ансамбля Латв. ССР в Иванове, для к-рого создал первые латыш. военно-патриотич. массовые песни. В 1944-53 худ. рук. и дирижёр Гос. хора Латв. ССР, в 1946-48 худ. рук. Гос. филармоний Латв. ССР, в 1948-50 ответств. секретарь CK Латвии. С 1951 преподаватель (с 1965 профессор) и ректор Латв. консерватории. Один из гл. дирижёров всех праздников песни Сов. Латвии. О. - автор многочисл. (ок. 300), преим. хоровых, песен с развитым мелодич. началом ("Песня латышских стрелков", "Песня рыбаков", "Моя родина", "Ивушка", "Путь песни" - поэма для муж. хора и симф. оркестра, цикл вок. миниатюр на стихи Р. Гамзатова и др.), произв. для дух. оркестра (фантазия-сюита "Вечер в рыбацком селе", увертюра "Бессмертная молодость" и др.), музыки для драм. и кукольного т-ров, кино.

Литература: Frеimanе А., Komponists Janis Ozolins, Bibliografija, Jelgava, 1958; Verners А., Dziesmas cels, Riga, 1966.

Я. Витолинь.

Ойстрах Д. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ойстрах И. Д.

Игорь Давидович (р. 27 IV 1931, Одесса) - сов. скрипач, засл. арт. РСФСР (1968). Сын Д. Ф. Ойстраха. В 1955 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у отца, в 1958 - под его рук. аспирантуру. С 1958 солист Моск. филармонии. Лауреат Междунар. конкурса скрипачей им. Венявского в Познани (1952, 1-я пр.). Играл в скр. дуэте с отцом. Выступает как дирижёр. Гастролирует во мн. странах.

Литература: Nabering D., David und Igor Oistrach, В., 1968.

И. M. Ямпольский.

Ойт А. А.

Арне Александрович (3 XII 1928, Таллин - 28 XI 1975, там же) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1972). В 1956 окончил Таллинскую консерваторию у X. Я. Эллера. Автор мн. эстр. песен и пьес, завоевавших широкое признание. Гос. пр. Эст. ССР (1973).

Сочинения: муз. комедии - Чудовищные приключения Мухувцев (Muhulaste imelised seiklused, 1962), Прекрасная Галатея (Imekaunis Galathea, 1964), Малыш и Карлсон, который живёт на крыше (Vдikevend ja Karlson katuselt, 1967), мьюзиклы - Кто верит в сказки? (Kes usub muinasjutte?, 1970), Карлсон шалит опять (Karlson tembutab jдlle, 1972), Приключения Тома Сойера (Tom Sawyeri seiklused, 1974); песни (более 200), в т.ч. Город башен (1965), Добрые женщины (1968), Старая мелодия, Таллин (обе - 1970), И радость живёт (1973), Тебе пою, Таллин (1974).

Окаёмов А. И.

Александр Иванович (27 II (12 III) 1905, Ряжск - 21 II 1943, Кричев) - сов. певец (высокий бас). В 1929 окончил Моск. консерваторию по классу пения у Е. Е. Егорова, одноврем. занимался на педагогич. ф-те (окончил в 1930). Вёл преподавательскую работу в муз. техникумах Москвы, в 1938-41 - ассистент по классу сольного пения и камерного ансамбля Моск. консерватории. О. был одним из первых пропагандистов вок. творчества сов. композиторов на Радио и эстраде. Первый исполнитель мн. сов. песен (в т.ч. "Орлёнок" Белого). Создал ряд концертных программ, посв. П. И. Чайковскому (1934), М. П. Мусоргскому (1939) и др. В первые годы Великой Отечеств. войны 1941-45 вступил добровольцем в 8-ю Краснопресненскую дивизию Моск. ополчения. Попав в плен, был заключён в Кричевский концлагерь (Белоруссия), где вёл антифаш. агитацию. Выданный провокатором, был расстрелян фашистами.

Литература: Лифшиц А., Жизнь за родину свою, М., 1964, С. 192-207.

А. С. Иванов.

Окарина

Окарина (от итал. ocarina - гусёнок) - духовой муз. инструмент; род свистковой флейты (делалась из глины, дерева). Изобретена в 1860 Дж. Донати в г. Будрио (Италия). Имеет яйцевидную (сферическую) форму. Свистковое устройство помещается в спец. поперечном отводе. 10 игровых отверстий дают диатонич. звукоряд в диапазоне ноны. Полутона извлекают, частично прикрывая игровые отверстия. Нек-рые разновидности О. снабжены клапанами и поршневым устройством, позволяющим менять строй инструмента. Существовали семейства О. (от сопрано до баса), из к-рых составляли ансамбли и оркестры. О. была распространена во мн. странах, гл. обр. среди любителей музыки. К окариновидным относят древнейшие инструменты - глиняные свистульки в форме животных, птиц, рыб.

Н. А. Лисова.

Окегем Й.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оклер М.

Оклер М. (Auclair, наст. фам. - Бло, Blot) Мишель (р. 16 XI 1924, Париж) - франц. скрипачка. Род. в семье художника. С 6 лет обучалась игре на скрипке. Окончила Парижскую консерваторию у Ж. Бушри, совершенствовалась у Б. Каменского, Ж. Тибо. С 1945 концертировала (св. 25 лет) во Франции и др. странах, в т.ч. неоднократно в СССР (1958-68). Обширный репертуар О. включает произв. В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, И. Брамса, П. И. Чайковского, а также франц. композиторов (классиков и современных). 1-я пр. на конкурсе им. М. Лонг - Ж. Тибо (1943). С 1970 профессор Парижской консерватории. Чл. жюри мн. европ. конкурсов, в т.ч. Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского в Москве (1978).

Октава

Октава (от лат. octava - восьмая).

1) Восьмая ступень диатонич. звукоряда.

2) Самый низкий по высоте из входящих в состав каждого звука обертонов (призвуков); по числу колебаний относится к осн. звуку натурального звукоряда как 2:1. Поскольку осн. тон условно именуется первым обертоном, октавный обертон соответственно считается вторым.

3) Часть муз. звукоряда, в к-рый входят все осн. ступени: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, или двенадцать полутонов хроматич. гаммы.

Октава

Весь муз. звукоряд делится на семь полных и две неполные О. Они располагаются снизу вверх в следующем порядке: субконтрок-тава (три верхних звука А2, В2, Н2), контроктава, большая О., малая О., первая О., вторая О., третья О., четвёртая О., пятая О. (один нижний звук - С5).

4) Интервал, охватывающий 8 ступеней диатонич. звукоряда и шесть целых тонов. О. относится к числу чистых диатонич. интервалов; акустически является весьма совершенным консонансом. Обозначается как чистая 8. Октава обращается в чистую приму (чистую 1); может быть увеличена и уменьшена согласно общему правилу альтерации интервалов; служит основой для образования составных интервалов (шире октавы). О. часто используется для удвоения звуков мелодии в целях придания звучанию большей полноты и выразительности, а также для удвоения гармонич. голосов, преим. басовой партии. В хор. практике низким басам (бас профундо), именуемым октавистами (см. Бас), поручается исполнение удвоенных в нижнюю октаву звуков басовой партии.

Октавные пассажи особенно характерны для виртуозной фп. музыки. Октавные удвоения встречаются и в муз. произв. для др. инструментов. Разнообразные формы параллельного движения октавами используются как технич. приём в учебных целях. См. Диатоническая гамма, Натуральный звукоряд, Интервал.

В. А. Вахромеев.

Октет

Октет (итал. ottetto, франц. octette или octuor, англ. octet, от лат. octo - восемь).

1) Сочинение для 8 солистов-инструменталистов, реже для 8 певч. голосов. Вок. О. обычно пишутся с сопровождением разл. составов - от фп. до целого оркестра (образец - "Песнь духов над водами" ("Gesang der Geister ьber den Wassern") Шуберта на текст И. В. Гёте для 8 мужских голосов, 2 скрипок, 2 виолончелей и контрабаса, ор. 167). Ансамблевые соч. для 8 инструментов создавались ещё во 2-й пол. 18 в., в числе авторов - Й. Гайдн, В. А. Моцарт, молодой Бетховен (ор. 103, опубл. в 1830); однако эти произв. по жанру примыкают к дивертисменту и серенаде. Название О. вошло в обиход лишь в 19 в. Инстр. О. 19-20 вв., как правило, представляют собой многочастные камерные произв. в форме сонатного цикла. Струн. О. по составу обычно идентичен двойному квартету; последний, однако, основывается на противопоставлении двух квартетных составов, тогда как в струн. О. инструменты комбинируются свободно (О. ор. 20 Мендельсона, ор. 11 Шостаковича). Встречаются и дух. О. (Octuor Стравинского для флейты, кларнета, 2 фаготов, 2 труб, 2 тромбонов). Более распространены О. смешанного состава (Шуберта - О. ор. 166 для 2 скрипок, альта, виолончели, контрабаса, кларнета, валторны, фагота; Хиндемита - О. для кларнета, фагота, валторны, скрипки, 2 альтов, виолончели и контрабаса).

2) Ансамбль 8 солистов-инструменталистов, предназначенный для исполнения произв. в жанре О. (см. значение 1). Как устойчивые коллективы исполнителей О. встречаются редко и обычно составляются специально для исполнения определ. сочинения.

Октоих

Октоих (греч. oxtonxоs, от oxto - восемь и nxоs - звук, глас) - богослужебная книга правосл. церкви. Содержит восьминедельный цикл (слав. столп) песнопений, связанных с системой осмогласия. Составлен в нач. 6 в. патриархом антиохийских монофизитов Севиром. В 8 в. Иоанн Дамаскин отредактировал О. и дополнил собственными гимнами. Октоих Дамаскина был принят Византийской церковью и в 9 в. вновь пополнен. К каждой из 8 воскресных служб были добавлены службы на остальные 6 дней недели, так что целый цикл служб распространялся на 56 дней.

Существует два вида О. - богослужебный, в двух книгах (кн. 1, гл. 1-4; кн. 2, гл. 5-8), содержащий тексты песнопений, и певческий с записью и их напевов. Певческий значительно меньше богослужебного, т.к. содержит только песнопения из воскресных служб. До 17 в. О. обычно располагался в одном переплёте с Ирмологием и Стихирарем, в 17 в. он чаще встречается в одном переплёте с Обиходом. В 1772 Моск. синодальная типография выпустила первым изданием "Октоих нотного пения". Все издания О. напечатаны квадратными нотами, в цефаутном ключе.

Литература: Бессонов П., Судьба нотных певческих книг, "Православное обозрение", 1864, т. 14, май - июнь; Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 1, М., 1867; Вольман Б., Русские печатные ноты XVIII в., Л., 1957 (лит.); Wе11еsz E., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Baumstark А., Comparative liturgy, L., (1958).

H. Д. Успенский.

Октоль

Октоль (от лат. octo - восемь) - ритмич. группа, вид произвольного (условного) деления осн. длительностей на 8 равных частей вместо 6; образуется от дробления квартольных долей или от объединения в О. более мелких ритмич. образований.

Октоль

Ф. Шопен. Ноктюрн No 16.

О. обозначается цифрой 8, к-рая ставится в нотах над или под группой. См. Длительность.

Окунев Б. П.

Борис Петрович (р. 2 VII 1946, г. Пушкино Московской обл.) - сов. гитарист. В 1967 окончил Муз. уч-ще им. Гнесиных у Л. А. Менро. С 1971 солист Москонцерта. Участник дуэта совм. с домристом В. Яковлевым. О. принадлежат оригинальные произв. для 7-струн. гитары, а также ряд переложений, в т.ч. клавирных сонат Д. С. Бортнянского. В репертуаре произв. П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича в переложении для гитары, а также В. В. Андреева, А. О. Сихры, М. Т. Высоцкого, С. Н. Аксёнова, В. И. Моркова. 1-й исполнитель сонаты для гитары Н. В. Нариманидзе (посв. О.). Лауреат Респ. конкурса исполнителей на нар. инструментах (1972, Москва), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1973, Москва).

Окунев Г. Г.

Герман Григорьевич (14 VI 1931, Ленинград - 13 VI 1973, там же) - сов. композитор. В 1956 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции (учился у Б. Л. Клюзнера и О. А. Евлахова). В 1956- 1961 работал в г. Фрунзе. На основе кирг. фольклора написал ряд произв., в т. ч. балет "Куйручук" (совм. с К. Молдобасановым, 1960). В 1961-64 в аспирантуре Ленингр. консерватории (рук. Д. Д. Шостакович); с 1964 преподавал там же. Создал произв., посв. Ленинграду и Северному краю. Большое место в творчестве О. занимает музыка для детей. Автор статей, в т. ч. "Принцип позиционности в "Микрокосмосе" Б. Бартока" (1972).

Сочинения: балеты - Куйручук (совм. с К. Молдобасановым, 1960, Кирг. т-р оперы и балета), Шинель (по Н. В. Гоголю, 1973); для орк. - 2 симфонии (1962, 1970), симфониетта (1956), сюита На праздничной Неве (1965); концерты с камерным орк. - для фп. (1972), для гобоя (1967); для орк. кирг. нар. инструментов - сюита Киргизские акварели (1958); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета (1951, 1962), Метаморфозы (для квартета тромбонов, 1971), Ленинградские гравюры (для квинтета дух. инструментов, 1963); для фп., в т. ч. цикл Отзвуки Севера (1966); для 2 фп.- Капель (1972), Быстрое движение (1973); произв. для скр., влч., кларнета, тромбона; хоры - Сюрпризы природы (сюита для детского или жен. хора a cappella, сл. И. Б. Демьянова, 1968), Три пальмы (для смеш. хора a cappella, сл. М. Ю. Лермонтова, 1971); для голоса с орк.- Баллада об Александре Матросове (для баритона, сл. Л. И. Ошанина, 1954); для голоса с фп. - вок. циклы на стихи М. И. Цветаевой, В. А. Круглова, романсы на стихи И. С. Никитина, Ф. И. Тютчева; песни; для детей - Радуга (сб. пьес для фп., 1972), Пионерская весна (для фп. и удар. инструментов, 1968).

Литература: Боярский A., Памяти Германа Окунева, в сб.: Музыка и жизнь, вып. 3, Л.-М., 1975; Копчевскяй Н., Преданность искусству, "СМ", 1977, No 6.

С. М. Сигитов.

Олах Т.

Олах Т. (Olah) Тибериу (р. 2 I 1928, Арпэшел, уезд Марамуреш) - рум. композитор. В 1946-49 учился в Клужской консерватории у Ю. Мурешану (элементарная теория) и М. Эйзиковича (гармония, полифония). В 1949-54 совершенствовался в Моск. консерватории у Е. И. Месснера (композиция), Е. К. Голубева (полифония), Д. Р. Рогаль-Левицкого (оркестровка). В 1966-69 принимал участие в Междунар. семинаре новой музыки в Дармштадте. С 1954 преподаёт композицию в Бухарестской консерватории.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - оратория Созвездие человека (Constelatia omului, по произв. В. В. Маяковского, 1960), кантаты: Гений Ленина (Lumina lui Lenin, 1959), На крыльях мечты (Prind visele aripi, 1959), кантата для жен. хора, 2 флейт, струнных и ударных (сл. народные, 1956); для орк. - симфония (1956), 3 симф. поэмы (по скульптурным композициям К. Брынкуши: Бесконечная колонна - Coloana fara sfоrsit, 1962, Ворота поцелуя - Poarta sarutului, 1965, Стол молчания - Masa tacerii, 1968), Перемещение (Translatiuni, 1968), Гармонии-75 (Harmonii-75, 1975), поэма Событие 1907 (Evenimente 1907, 1972); камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. трио для скр., кларнета и фп. (1954), струн. квартет (1952), Призыв (Invocatiune; для 5 инструментов, 1971), Память не знает времени (Memori nu are timp; для 9 инструментов, 1973), Перспективы (Perspektives; для 15 инструментов, 1969); сонаты - для кларнета соло (1963), для влч. соло (1971); хоры, в т. ч. Время оленей (Timpul cerbilor; для камерного хора a cappella, 1973); музыка к фильмам и драм. спектаклям.

Литература: Лейтес Р., Заметки о румынской музыке XX века, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 1, М., 1972, с. 251-55; Т. Olah, "Muzica", 1974, No 3.

P. Э. Лейтес.

Олейниченко Г. В.

Галина Васильевна (р. 23 II 1928, с. Будёновка Раздельнянского р-на Одесской обл.) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1964). В 1953 окончила Одесскую консерваторию (класс Н. А. Урбан). Студенткой в 1952 дебютировала на сцене Одесского т-ра оперы и балета, в к-ром была ведущей солисткой (1952-55). В 1955-57 солистка Киевского т-ра оперы и балета, с 1957 - Большого т-ра. Обладает лёгким и гибким голосом красивого серебристого тембра, в совершенстве владеет колоратурной техникой. Среди исполненных ею партий - Волхова, Снегурочка, Царевна-Лебедь; Марфа ("Царская невеста"), Людмила, Антонида, Виолетта, Джильда, Сюзанна. С успехом выступает в операх сов. и совр. заруб. композиторов: Ольга ("Повесть о настоящем человеке" Прокофьева), Зинка ("Судьба человека" Дзержинского), Лена ("Октябрь" Мурадели), Титания ("Сон в летнюю ночь" Бриттена). В конц. программах О. произв. М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, Р. М. Глиэра, Ю. С. Мейтуса, И. С. Баха, Ф. Листа, Ш. Гуно, К. Сен-Санса и др., укр. нар. песни. Концертировала за границей (Польша, Румыния, Венгрия, Греция, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Франция и др.). 1-я пр. на Всесоюзном конкурсе вокалистов в Москве (1956), "Гран при" на Меж-дунар. конкурсе вокалистов в Тулузе (1957).

Е. Н. Дюкина.

Олен

Олен - кара олен, - жанр казах. народной лирич. песни. Для О. типична широкая, распевная мелодика, строфическая структура стиха (часто с припевом). Исполнитель О. наз. оленши.

Оленин А. А.

Александр Алексеевич (1 (13) VI 1865, Рязанская обл.- 15 II 1944, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1927). Игре на фп. обучался в Риге у Л. Пабста, затем в Москве у П. Фихтман-Эрдмансдёрфер, здесь же занимался у М. Эрдмансдерфера (муз.-теоретич. предметы). В 1884-89 жил в Петербурге, где сблизился с М. А. Балакиревым, дружбу с к-рым сохранил на всю жизнь; занимался по композиции у А. К. Лядова. Общение с композиторами "Могучей кучки" усилило интерес О. к нар. песне (собирал и записывал), на к-рую он опирался в своём творчестве. С 1889 был в с. Истомино земским начальником. Совершил ряд конц. поездок со своей сестрой - певицей М. А. Олениной-Д'Альгейм (как пианист- аккомпаниатор и автор произв.). Принял активное участие в организации и работе основанного Олениной-Д'Альгейм "Дома песни" (1908 - 18).

С 1917 работал в различных музыкальных учреждениях, выступал с хором; с 1922 был членом музыкально-этнографической комиссии ГИМНа в Москве. Нередко О. объединял в вокальных циклах свои песни с обр. народных (писал на сл. разных поэтов, на нар. и собств. тексты). Песенный склад ощущается и в инстр. произв. О.

Сочинения: оперы - Кудеяр (опера-песня, 1915, Оперный т-р Зимина), Альманзор (по Г. Гейне, не окончена); для орк. - симф. поэмы Богатырский стан (1920), Нечисть (1928), Последние проводы (1928), симф. картина Поле битвы (1920); концерт для фп. с орк. (1930); камерно-инстр. ансамбли - сонаты (1917, 1931) и сюиты для скр. и фп., фп. трио (1921; 1926; Русское, 1930), струн. квартеты (1928, 1932), Луговые наигрыши (для 2 гобоев, скр. и фп.), фп. Русский квинтет (1933) и др.; для фп. - соната (1918), сюита и др.; романсы и песни; обр. рус. и белорус. песен.

Оленин П. С.

Пётр Сергеевич (1874, с. Истомине Рязанской губ. - 28 I 1922, Петроград) - рус. певец (баритон) и режиссёр. Двоюродный брат комп. А. А. Оленина и певицы М. А. Олениной-Д'Альгейм. Окончил медицинский ф-т Моск. ун-та (1896). В студенч. годы обучался пению. В 1898-1900 пел в Моск. частной рус. опере, в 1900-03 - в Большом т-ре, в 1904-15 - в Оперном т-ре Зимина, где одноврем. был режиссёром (с 1907 худ. рук.). В 1915-18 режиссёр Большого т-ра, с 1918 - Гос. академич. т-ра. оперы и балета в Петрограде (с 1921 управляющий оперной труппой). Один из крупнейших оперных режиссёров, О. испытал влияние принципов Моск. Художеств. т-ра, стремился к созданию реалистич. спектакля. Среди его пост.: оперы "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Золотой петушок" (обе 1909), "Снегурочка" (1910), "Хованщина", "Садко" (обе 1912); "Млада" Римского-Корсакова, "Дон Жуан" (обе 1913), "Гугеноты" (1915); "Оле из Норланда" Ипполитова-Иванова, "Царская невеста" (обе 1916). Голос певца не отличался красотой (несколько суховатый), но благодаря выразительному декламац. исполнению и драм. таланту О. создавал яркие сценич. образы. В его репертуаре выделяются: Борис Годунов; Пётр ("Вражья сила"), а также характерные партии - Писарь ("Майская ночь"), Рангони ("Борис Годунов"), Судья ("Вертер").

Литература: Держановский Вл., П. С. Оленин, (Некролог), "Жизнь", 1922, No 2.

Оленина-Д'альгейм М. А.

Мария Алексеевна (19 IX (1 X) 1869, с. Истомино Рязанской губ.- 26 VIII 1970, Москва) - рус. камерная певица (меццо-сопрано). Чл. Франц. коммунистич. партии (с 1946). Занималась у Ю. Ф. Платоновой и А. Н. Молас в Петербурге, у М. Бланшете в Париже. Дебютировала как камерная певица в 1896 в Париже. С 1901 выступала в концертах Кружка любителей русской музыки в Москве (исп. романсы М..А. Балакирева, А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского); пела также в Петербурге и др. городах. Была выдающейся исполнительницей и пропагандисткой произв. композиторов "Новой русской музыкальной школы" и особенно Мусоргского (глубоко постигла его вок. стиль). В её разнообразном репертуаре - соч. И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа, И. Брамса, X. Вольфа, М. Регера, К. Дебюсси, М. Равеля, Г. Форе, Д. Мийо, А. Онеггера, нар. песни (рус, нем., австр., итал. и др.). Придавая особое значение тексту, певица исполняла все произв. на языке оригинала. О.-Д'А. добивалась создания на эстраде целостного художеств. образа, основанного на синтезе выразит. средств слова и музыки. Она стремилась также к достижению совершенного ансамбля певца и пианиста (ей аккомпанировали А. Б. Гольденвейзер, Н. К. Метнер, П. А. Ламм, Е. В. Богословский, А. А. Оленин, А. Корто, Н. Буланже и др.). К каждому концерту издавала полную программу с текстами исполняемых произв. (спец. брошюры, раздававшиеся публике). С целью пропаганды камерной вок. музыки и изучения проблем муз. восприятия О.-Д'А. с мужем П. Д'Альгеймом и певицей А. В. Тарасевич (урожд. Стенбок-Фермор) создала в 1908 в Москве муз.-просветит. организацию "Дом песни ". С 1918 поселилась во Франции, где продолжала конц. деятельность. В 1926 гастролировала в Москве и Ленинграде. Последний её концерт (из произв. Р. Шумана, Ф. Шопена, Мусоргского) состоялся в 1942 в Париже. В 1959 вернулась в СССР.

Сочинения: Le legs de Moussorgski, P., 1908 (рус. пер. - Заветы M. П. Мусоргского, M., 1910).

Литература: Стасов В. В., Кто одолеет: Москва или Петербург?, "Новости и Биржевая газета", 1902, 17 янв.; его же, Счеты, там же, 1902, 4 апр.; см. также в кн.: Стасов В. В., Избранные сочинения, т. 3, М., 1952; Белый A., Певица, "Мир искусства", 1902, No 12, то же, в кн.: Арабески, М., 1911; Кюи Ц. A., Г-жа Оленина д'Альгейм, "Россия", 1901, 18 дек., то же, в его кн.: Избранные статьи, Л., 1952; Вольфинг Э., Дом песни, "Золотое руно", 1909, No.11-12; Алексеева Е., М. Оленина д'Альгейм, "СМ., 1960, No 1; её же, Признание большого художника, "СМ", 1969, No 10; Из забытых статей. (К изучению наследия В. В. Стасова), "СМ", 1974, No 7.

H. H. Соколов.

Оленши

Оленши - казах. певцы, исполнители олен. Богатство репертуара, вок. мастерство отличало мн. исполнителей - Г. Айтпаева, А. Кашаубаева, К. Байжанова, М. Шамсутдинову и др. Выдающимися О. были также мн. создатели олен. Имея учеников и последователей, они становились родоначальниками разных нар. песенных школ, в их числе Мухитовская школа пения (Западный Казахстан), Биржановская школа пения (Северо-Вост. Казахстан) и др.

Литература: Затаевич A., 500 казахских песен и кюев, A.-A., 1931 (см. примечания No 83, 109, 182, 221); Ерзакович Б., Казахские народные певцы и музыканты в работах А. В. Затаевича, в сб.: А. В. Затаевич. Исследования, воспоминания, письма и документы, A.-A., 1958; Сатпаева Ш. К., Казахско-европейские литературные связи XIX и первой половины XX в., А.-А., 1972, с. 45-47, 186-89.

Б. Г. Ерзакович.

Олзоев Б. В.

Базыр Васильевич (9 XII 1926, с. Бильчир Боханского р-на Усть-Ордынского Бурятского нац. округа - 4 VII 1969, Улан-Удэ) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1965). В 1959 окончил историко-теоретич. ф-т Алма-Атинской консерватории. В 1956-58 пианист-концертмейстер Алма-Атинского хореографич. уч-ща; в 1959-60 преподавал в Муз. уч-ще им. П. И. Чайковского в Улан-Удэ. С 1959 науч. сотрудник Бурят. комплексного н.-и. ин-та, с 1966 ст. преподаватель, с 1968 зав. кафедрой истории и теории музыки Ин-та культуры в Улан-Удэ. Автор ряда работ, посв. бурят. музыке, в т. ч.- "Опера Д. Аюшеева "Побратимы"" (в сб.: "Вопросы современного искусства Бурятии", 1961), "Музыкально-песенное творчество бурят" (в сб.: "Краткие сообщения Бурятского комплексного научно-исследовательского института", вып. 4, 1962), "Связи бурятских и монгольских народных песен" (в сб.: "Материалы по истории и филологии Центральной Азии", вып. 4, 1968) и др. И. М. Ямпольский.

Олимпиада

Олимпиада (греч. 'Olympias, род. падеж 'Olympiados) музыкальная - форма муз. празднеств, зародившаяся в Др. Греции как часть общеэллинских спортивных состязаний, сопровождавшихся пением и танцами. О. возродились в 20 в. в виде муз. мероприятий массового характера, охватывающих гл. обр. самодеят. артистов. В СССР О. получили значит. распространение в кон. 20-х гг. как смотры достижений художеств. самодеятельности. С 1927 в течение ряда лет О. проводились в Ленинграде по инициативе и под упр. дирижёра И. В. Немцова (число их участников достигало 100 тыс. чел.). Периодически устраивались Всесоюзные О. художеств. самодеятельности (первая в 1932 в Москве), составной частью к-рых, как правило, были конкурсы самодеят. коллективов и солистов. О. рабочих хор. коллективов в 30-е гг. в Германии, Австрии и др. европ. странах были одной из форм объединения трудящихся, боровшихся против фашизма; в их организации принимали участие видные прогрессивные музыканты, писавшие для О. массовые песни и хоры. В нек-рых европ. странах О. проводятся и после 2-й мировой войны 1939-45. В 1956 в Париже состоялась Междунар. хор. О. в связи с 20-летием Народного муз. фронта.

М. М. Яковлев.

Оловников В. В.

Владимир Владимирович (р. 16 I 1919, Бобруйск) - сов. композитор и обществ. деятель. Нар. арт. БССР (1970). Чл. КПСС с 1945. Чл. ЦК Коммунистич. партии Белоруссии (с 1966). Деп. Верх. Совета БССР 6-9-го созывов. В 1941 окончил Белорус. консерваторию по классам композиции у В. А. Золотарёва и фп. у М. А. Бергера. Участник Великой Отечеств. войны 1941-45. С 1947 преподаёт муз.-теоретич. предметы в Белорус. консерватории (с 1966 доцент, с 1962 ректор). Особое место в творчестве О. занимают массовые песни (в основном героико-патриотические), к-рые сочетают гражданственность с лирич. проникновенностью. Мелодия песни О. "Радзiма мая дарагая" ("Родина моя дорогая", сл. А. Н. Бачилы) стала позывными Белорусского радио.

Сочинения: кантата - Усiм пiянерам равеснiк i брат (Всем пионерам ровесник и брат, памяти М. Казея, сл. А. В. Вольского; для чтеца, солиста, детского хора и орк., 1968); для орк. - симфония (1941), поэмы Партизанская быль (1952; 2-я ред. 1954; 3-я ред. 1960) и Нарочь (1954), сюиты Песни мipy (Песни мира, 1958), На Палессi (На Полесье, для орк. Белорус. нар. инструментов, 1953); Торжественная прелюдия (1969), Куранты Брестской крепости (1975); струн. квартеты (1940, 1948); пьесы для фп., для скр. и фп.; хоры, в т. ч. На Палессi гоман, гоман (На Полесье гомон, гомон, сл. П. Бровки); вок. дуэты; романсы; песни, в т. ч. Лесная песня (сл. А. Г. Русака), Песня про Доватора, Песня о Брестской крепости (сл. А. Й. Лозневого); музыка к спектаклям драм. т-ра и фильмам, в т. ч. "Мiколка-паравоз", "Девочка ищет отца" (оба совм. с Ю. Д. Бельзацким).

Литература: Зубрыч I., Уладзiмiр Алоўнiкаў, Miнск, 1970.

E. А. Соломаха.

Олонхо

Олонхо - общее название якутского героич. эпоса. Возник примерно в 14-15 вв., является ценнейшим памятником культуры якут. народа. Отд. произв. эпоса названы по именам героев - "Ньюргун-богатырь", "Эрбехей", "Молдью Сильный" и др. Гл. идеи О.- утверждение справедливости в отношениях между людьми, защита мирной жизни народа от завоевателей. Герои-богатыри О. борются с мифич. чудовищами, к-рые разоряют мирную страну, похищают женщин, уводят скот и т. д., и побеждают их. Для О. характерны сказочная фантастика, контрасты и гиперболы, сложные эпитеты и сравнения. О. содержат до 10- 15 тыс. и более стихотворных строк; обычно произв. исполнялось в течение 2 вечеров. Исполнитель О. - олонхосут. Речи героев и др. персонажей пелись, остальной текст (описание природы, подробностей быта и др.) исполнялся речитативом (говорком), муз. сопровождение отсутствовало. Партию положит. героев пели в протяжной манере, отрицат. персонажей - в манере размеренной песни. Среди известных исполнителей О.- Д. М. Говоров, Т. В. Захаров и др. На основе О. создана первая якут. опера "Ньюргун Боотур".

Литература: Окладников А. П., Якутия до присоединения к русскому государству. Ранняя история якутского народа, гл. 4- Якутский эпос (олонхо) и его связь с югом, в кн.: История Якутии, т. 1, М.-Л., 1955.

Олоф Т.

Олоф Т. (Olof) Тео (р. 5 V 1924, Бонн) - нидерл. скрипач. Учился у О. Бака в Амстердаме. Дебютировал в 1933 с оркестром г. Арнем. После выступления с оркестром "Консертгебау" под упр. Б. Вальтера (1935) совершил конц. поездку по городам Скандинавии, позднее гастролировал во мн. европ. странах. С 1950 концертмейстер симф. оркестра в Гааге. Лауреат 1-го конкурса скрипачей им. бельгийской королевы Елизаветы (1951, 4-я пр.).

Литература: Music in Holland. A review of contemporary music in the Netherlands, Amst., (s. а.).

В. И. Руденко.

Олым-шувыр

Олым-шувыр - олым-шювыр (марийск. олым - соломинка, шувыр, шювыр - волынка),- марийский духовой язычковый муз. инструмент: соломенная дудочка с 2-3 игровыми отверстиями. Изготавливается из соломинки ржи, пшеницы или ячменя диаметром 3-4 мм..Один конец ствола закрыт естеств. перегородкой, возле к-рой на расстоянии 15-20 мм надрезан язычок, направленный вибрирующей частью к открытому концу инструмента. Длина О.-ш. 130-150 мм..Звук сильный, пронзительный. Звукоряд диатонический, различный в разных вариантах инструмента.

На О.-ш. исполняют несложные импровизированные мелодии. Один из древнейших инструментов, О.-ш. ныне встречается редко (играют на нём преим. дети).

Литература: Эшпай Я. A., Национальные музыкальные инструменты марийцев, (Йошкар-Ола), 1940; Никифоров П. Н., Марийские народные музыкальные инструменты, Йошкар-Ола, 1959; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 67.

Н. А. Лисова.

Ольмеда де Сан-Хосе Ф.

Ольмеда де Сан-Хосе Ф. (Olmeda de San Josй) Федерико (1865, Бурго-де-Осма, пров. Сория - 11 II 1909, Мадрид) - испан. композитор, органист и музыковед. С 7-летнего возраста пел в церк. хоре мальчиков, учился игре на органе, фп., занимался сольфеджио под рук. Л. Лоберы и Д. Санса в Бургосе. Служил органистом в соборах Туделы, Наварры, Бургоса (1887- 1893). С 1893 рук. Гор. академии музыки в Бургосе, с 1894 - хор. об-в (лидертафель) "Орфеон Бургалес", затем "Орфеон де Санта-Чечилия". В 1903-07 был капельмейстером кафедрального собора в Бургосе, с 1908 - корол. монастыря францисканцев в Мадриде. О. собрал и записал в деревнях Кастилии (р-н Бургоса) более 300 нар. песен и издал сб. кастильского фольклора. Писал статьи для основанного им в Мадриде журн. "La Voz de la mъsica". Внёс важный вклад в изучение старинной церк. вок. полифонии, опубликовав в 1895 рукопись, принадлежавшую собору в Сантьяго;- "Кодекс Каликста II" ("Codex Calixtinus II", 12 в.). Был одним из организаторов конгрессов по духовной музыке в Вальядолиде и Севилье. Автор ок. 350 произв. разных жанров, в т. ч. 4 симфоний, симф. поэмы "Потерянный рай" ("El paraнso perdido"), "Оды" для струн. оркестра, "Salve Regina" для виолончели и оркестра, струн. квартета (1891), фп. цикла "Рифмы" ("Rimas", 32 программные пьесы по стихам Г. Беккера, 1891), пьес для органа, месс и др. церк. сочинений.

Литературные сочинения: Solfeo elemental, Madrid, (s.a.); Prontuario о teorнa del solfeo, Burgos, 1894; Memoria del un viaje б Santiago de Galicia, у Examen crнtico musical del Cуdice del Papa Calixto II, Burgos, (1895); Discursos sobre la orquesta religiosa, Burgos, 1896; Folklore de Castiila a cancionero popular de Burgos, Sevilla, 1903; Pio X y el canto romano, Burgos, 1904.

Литература: M., P. Ольмеда, "РМГ", 1909, No 36-37; Соllеt H., L'essor de la musique espagnole au XXe siиcle (P., 1929).

M. A. Вайсборд.

Ондржичек Ф.

Ондржичек Ф. (Ondrнcek) Франтишек (29 IV 1857, Прага - 12 IV 1922, Милан) - чеш. скрипач, педагог и композитор. Обучался игре на скрипке под рук. отца - скрипача Яна О. (1832-1900). В 1873-76 занимался в Пражской консерватории у А. Бенневица, в 1877-1879 - в Парижской консерватории у Ж. Л. Массара, оказавшего решающее влияние на формирование его артистич. индивидуальности. В 1879-81 солист оркестра Ж. Падлу в Париже, выступал в Брюсселе и Лондоне. С 1882 гастролировал во мн. странах (в т. ч. неоднократно в России, впервые в 1884). О.- первый исполнитель скр. концерта А. Дворжака (Прага, 1883). С 1909 преподаватель, в 1912-19 директор осн. им новой венской консерватории. В 1919-22 рук. скр. класса Школы мастеров Пражской консерватории. Наряду с Й. Славиком, Ф. Лаубом и Я. Кубеликом О. - крупнейший представитель чеш. скр. иск-ва. Виртуозный блеск, кристальная чистота интонирования сочетались в его игре с тщательностью художеств. отделки и эмоциональным размахом. Отличался исключительной растяжкой пальцев левой руки, определившей своеобразие его аппликатурных приёмов. Значит. интерес в этом отношении представляет методич. работа О., основанная на анатомо-физиологич. предпосылках (написана совм. с дир. С. Миттельманом), - "Новый метод обучения высшей технике скрипичной игры..." ("Neue Methode zur Erlangung der Meistertechnik des Violinspiels auf anatomisch-physiologischer Grundlage", 1909), в особенности приложение к ней - "15 художественных этюдов для скрипки соло". О.- автор мн. произв. для скрипки и фп., в т. ч. "Фантазии на темы оперы "Иван Сусанин" Глинки" (1889), "Чешской рапсодии" (1906), танцев и др. пьес, а также каденций к скр. концертам Н. Паганини (No 1, D-dur), И. Брамса (D-dur), В. А. Моцарта ( No 5, A-dur).

Литература: Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923; Sich В., Frantisek Ondrнcek, Praha, 1947 (рус. пер. - Ших Б., Франтишек Ондржичек, М., 1958).

И. М. Ямпольский.

Онеггер А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Онегин А. Е.

Алексей Евсеевич (р. 22 IV 1920, Красноярск) - сов. баянист, педагог и дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1973). С 1927 участник квартета баянистов им. M. M. Ипполитова-Иванова. В 1949 окончил Моск. консерваторию но классу хор. дирижирования у К. Б. Птицы. С 1950 работал хормейстером ансамбля Моск. воен. округа, дирижёром оркестра нар. инструментов Всесоюзного радио и оркестра моск. "Балета на льду". С 1968 худ. рук. организованного им ансамбля "Русская гармоника". С 1950 преподаватель Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных (с 1968 доцент). Среди учеников - В. А. Галкин. О. принадлежат "Школа игры на баяне" (1972, 3-е изд. 1979), "Азбука баяниста" (1962), а также конц. обработки нар. песен и оригинальные произв. для баяна с хором.

Онегин С.

Онегин С. (Onegin; урожд. Хофман, Hoffmann) Сигрид (Элизабет Эльфрида Эмилия) (1 VI 1891, Стокгольм - 16 VI 1943, Мальязо, близ Лугано, Швейцария) - нем. певица (альт, затем меццо-сопрано). Жена рус. пианиста Е. Онегина. Обучалась пению во Франкфурте-на-Майне и Мюнхене; совершенствовалась в Милане. Конц. деятельность начала в 1911 под именем Лили Хофман. Как оперная певица дебютировала в роли Кармен (Штутгарт, 1912). Была солисткой оперных т-ров Штутгарта (1912-19), Мюнхена (1919-22), Нью-Йорка ("Метрополитен-опера", 1922-26), Берлина (1926-31). Гастролировала в Лондоне, Париже, Цюрихе, Зальцбурге, участвовала в Байрёйтских фестивалях. О. обладала выразительным голосом широкого диапазона, отточенной техникой, тонким чувством стиля. К лучшим работам певицы принадлежат партии в операх Р. Вагнера - Фрика ("Валькирия"), Ортруда ("Лоэнгрин"), Брангена ("Тристан и Изольда"), а также партии Орфея ("Орфей и Эвридика"), Азучены, Амнерис.

Литература: Penzoldt F., Sigrid Onйgin, Magdeburg, 1939.

M. M. Яковлев.

Онноре И. И.

Оноре (урожд. Пильсудская) Ирина Ивановна (5(17) I 1838 - после 1917, Петроград) - рус. певица (контральто). По окончании Екатерининского ин-та в Москве училась пению. В 1862 дебютировала на сцене Большого т-ра, до 1866 выступала в итал. оперной труппе, затем перешла в рус. оперу, где пела до 1873. Среди партий выделяются: Рогнеда (первая исполнительница на моск. сцене, 1868), Ваня, Ратмир, Азучена. С успехом гастролировала в Лондоне, Мадриде (1866). В 70-х гг. вместе с мужем - пианистом Леоном О., выступала в ряде зап.-европ. стран. С 80-х гг. преподавала пение в Петербурге.

Сочинения: Одиннадцать лет в театре... (Воспоминания), "Русская старина", 1910, No 1, 3, 1912, No 1, 2.

Онслов Ж. А. Л.

Онслов Ж. А. Л. (Onslov) Жорж Андре Луи (27 VII 1784, Клермон-Ферран - 3 X 1853, там же) - франц. композитор и пианист. По национальности англичанин. Чл. Ин-та Франции (1842). Почётный чл. Лондонского филармонич. об-ва (1832). Учился у Я. Л. Ду-сика и И. Крамера (фп.) в Лондоне, А. Рейхи (композиция) в Париже. Автор комич. опер "Городской судья из Беги" ("L'alcalde de la Vйga", 1824, Париж), "Разносчик" ("Le colporteur", 1827, там же), "Герцог де Гиз" ("Le duc de Guise", 1837, там же), 4 симфоний. Наибольшей известностью пользовались его камерные инстр. произв. (3 сонаты, 6 дуэтов для виолончели и фп., 10 фп. трио, 36 квартетов, 34 квинтета, 2 секстета, септет, нонет), соч. для фп.

Литература: Riehl W. H., Musikalische Charakterkцpfe, Bd 1, Stuttg., 1861; Vulliamy С. Е., The Onslow Family. (1528- 1874), L., 1953.

И. А. Медведева.

Ончул П. Е.

Пётр Епифанович (р. 30 XII 1936, с. Корытное Черновицкой обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. УССР (1980). В 1966 окончил Львовскую консерваторию у П. П. Кармалюка, с того же года солист Донецкого т-ра оперы и балета. Среди партий - Князь Игорь; Томский ("Пиковая дама"), Риголетто, Жермон; Генрих ("Лючия ди Ламмермур"), Жерар ("Андре Шенье" Джордано), Скарпиа, Эскамильо; Валентин ("Фауст"). Выступает с концертами. Гастролирует за рубежом.

Предыдущая страница Следующая страница