Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "В" (часть 7, "ВИР"-"ВОЙ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 7, "ВИР"-"ВОЙ")

Виртуоз

Статья большая, находится на отдельной странице.

Висконти Л.

Висконти Л. (Visconti) Лукино (2 XI 1906, Милан - 17 III 1976, Рим) - итал. режиссёр. Один из крупнейших мастеров мирового киноиск-ва, выдающийся режиссёр драм. и муз. т-ра. Ставил гл. обр. оперы итал. композиторов, стремился к раскрытию первонач. авторского замысла, стараясь очистить произведения от исполнит. штампов. Сотрудничал с дирижёрами Г. Караяном, Л. Бернстайном и исполнителями М. Каллас, Дж. Ди Стефано, Т. Гобби, Д. Фишером-Дискау и др. Среди пост. В. выделяются оперы "Весталка" Спонтини (1954), "Травиата" (1955); "Анна Болейн" Доницетти, "Ифигения в Тавриде" Глюка (обе в 1957; все - в т-ре "Ла Скала", Милан), "Дон Карлос" (1958), "Кавалер розы" Р. Штрауса (1966; обе - в т-ре "Ковент-Гарден", Лондон), "Манон Леско" Пуччини (1973, "Театро нуово", Сполето). В его фильмах большая роль принадлежит музыке, к-рая зачастую становится одним из важнейших элементов драматургии (напр., "Прелюдия, хорал и фуга" Франка в "Туманных звёздах Большой Медведицы", Adagietto из 5-й симфонии Малера в "Смерти в Венеции").

Сочинения: Il mio teatro (сост. С. d'Amico de Carvalno, R. Renzi), v. 1-2, Bologna, 1980.

Вислоужил Й.

Вислоужил Й. (Vyslouzil) Йиржи (p. 11 V 1924, Koшице) - чеш. музыковед. Учился в Брненском ун-те у Я. Рацека и Б. Штедроня (1944-49). Науч. сотрудник Ин-та этнографии Чеш. АН (1949-50), преподаватель Высшей муз. школы в г. Кромержиж (1952-54), ун-та в Брно (с 1953; с 1972 профессор и зав. кафедрой музыковедения философского ф-та). Рук. Collegium musicum (с 1968), пред. Междунар. муз. фестиваля в Брно и Об-ва им. Л. Яначека (с 1977), чл. редколлегии журн. "Opus musicum" (1969-79), "Hudebnн veda" (с 1970), чл. правления (1956-68), зам. пред. (1970-77) брненского отделения Союза чеш. композиторов и конц. исполнителей. Автор работ по муз. фольклористике, музыке 20 в., в т. ч. о Л. Яначеке и А. Хабе.

Сочинения: Моравский и словацкий фольклор как стилеобразующий элемент музыки Яначка, в кн.: Славяне и запад, М., 1975; Чешская музыка 1945-1975, в кн.: Музыка социалистической Чехословакии, М., 1980; L. Janбcek о lidovй pнsni a lidovй hudbe, в сб. Hudebne-folkloristickй dнlo L. Janбcka, Praha, 1955; L. Janбcek a nase doba, "HR", 1958, No 18; L. Kundera, Brno, 1962; Hudobnнci XX. storocia, Brat., 1964, 1981; Notes sur Antoine Reicha. Zбpisky o Antonнni Rejchovi, Brno, 1970; A. Haba. Zivot a dнlo, Praha, 1974; Alois Haba und die Dodekafonie, "SMz", 1978, Bd 118, No 2; Leos Janбcek 1854-1928, Brno, 1978; Leos Janбcek. Fьr Sie portretiert, Lpz., 1981.

Вислоцкий С.

Вислоцкий С. (Wislocki) Станислав (р. 7 VII 1921, Жешув) - польский дирижёр и композитор. В 1939-45 учился в консерваториях во Львове и Тимишваре (Румыния), совершенствовался в Париже. С 1945 дирижёр камерного оркестра Об-ва польской нар. музыки в Варшаве. В 1947-61 руководил организованным им филармонич. оркестром в Познани, где преподавал дирижирование в Высшей оперной школе и Гос. высшей школе музыки (1951-58). С 1955 профессор по классу дирижирования Высшей муз. школы в Варшаве. В 1961-67 2-й дирижёр Варшавской филармонии. С 1978 гл. дирижёр и рук. симф. оркестра Польского радио и телевидения в Катовице. Обладает высокой муз. культурой, ярким темпераментом, его исполнит. манера характеризуется простотой и экономность" жестов. Гастролировал во мн. странах. В репертуаре соч. польских (в т. ч. старинных), зап.-европ. и рус. композиторов 19 в., а также сов. авторов. В творчестве близок к поздним романтикам; продолжает нац. традиции Ф. Шопена и К. Шимановского. Автор симфонии (1944), увертюры (1945), симф. баллады (1952), орк. пьес, концерта для фп. с оркестром (1949), 4 поэм для голоса и камерного оркестра, песен и др.

Висмер П.

Висмер П. (Wissmer) Пьер (р. 30 X 1915, Женева) - швейц. композитор. Учился в Женевской консерватории, с 1935 - в Парижской консерватории у Ж. Ж. Э. Роже-Дюкаса (композиция), в "Схола канторум" у Даниель-Лесюра и в "Эколь нормаль" у Ш. Мюнша (дирижирование). Примыкал к группе "Молодая Франция". В 1944-49 преподавал в Женевской консерватории, работал в муз. отделе Радио. С 1949 живёт в Париже, в 1952-57 был одним из руководителей муз. программ Радио и телевидения в Люксембурге, с 1957 преподаёт в "Схола канторум" (в 1961-1962 директор). Автор соч. разл. жанров (3 симфонии, концерты с оркестром для фп., для скрипки, для гитары и др.); наибольшую известность приобрели его муз.-сценич. произв., в т. ч. оперы "Марион, или Красавица в треуголке" ("Marion ou La Belle au tricorne", 1951, Париж), "Капитан Бруно" ("Capitaine Bruno", 1955, Бордо) и балет "Прекрасное воскресенье" ("Le Beau dimanche", 1944, Женева). В. принадлежит ряд статей.

Витали

Витали (Vitali) - итал. музыканты. Джованни Баттиста В. (1644, Кремона - 12 X 1692, Модена) - скрипач и композитор. Ученик М. Каццати. С 1667 работал альтистом капеллы собора Сан-Петронио в Болонье. С 1672 второй, с 1684 первый капельмейстер придв. герцогской капеллы в Модене. Один из видных мастеров инстр. музыки докореллиевской эпохи, В. способствовал созданию гомофонного инстр. стиля, становлению формы предклассич. скрипичной сонаты. Писал преим. в светских жанрах, особенно тщательно разрабатывал танц. формы. Его баллетти, корренти, пассамецци, пассакальи, чаконы объединены в многочясл. сборники для разл. камерных ансамблей во главе со скрипкой. Они отличаются мелодия, изяществом, острой ритмикой. Нек-рые исследователи называют В. "Иоганном Штраусом 17 века". Всего издано 14 опусов инструментальных произведений В. Ему принадлежат также оратории, кантаты. Часть соч. В. осталась в рукописи.

Сочинения: Камерные корренти и баллетти для 2 скр. и баса континуо, ор. l (1666); сонаты для 2 скр. с басом континуо для органа, ор- 2 (1667); камерные баллетти, корренти и симфонии для 4 инстр., ор. 3 (1667); баллетти, корренти... для скр. и контрабаса или спинета, ор. 4 (1668); сонаты для 2, 3, 4 и 5 инстр., ор. 5 (1669); варьированные партиты из пассамеццо, чаконы, каприччи и пассакальи... для 2 скр. и контрабаса, или спинета, ор. 7 (1682); камерные баллетти, корренти и каприччи для 2 скр. и контрабаса, ор. 8 (1683); балли во франц. стиле для 5 инстр., ор. 12 (1685); музыкальные искусности..., ор. 13 (1689) и др.

Томмазо Антонио В. (1665, Болонья - место и дата смерти неизв.) - скрипач и композитор. Сын Джованни Баттиста В. Был придв. музыкантом в Модене. С 1706 член Болонской филармонич. академии. Известен гл. обр. как автор популярной "Чаконы" для скрипки, опубл. P. Давидом в "Высшей школе скрипичной игры" ("Die Hohe Schule des Violinspiels"), однако нек-рые исследователи высказывают серьёзные сомнения в подлинности этого произведения, приписывая его Давиду.

Сочинения: церковные сонаты для 2 скр. и влч., ор. l (1693); церковные сонаты для 2 скр. с басом для органа, ор. 2 (1693); сонаты для 2 скр. и баса континуо, ор. 3 (1694); концерт из сонат для скр., влч. и чембало, ор. 4 (1701) и др.

Литература: Valdrighi L. F., Ferreri-Moreni G., Cronistoria dei teatri di Modena, (Modena), 1873; Perrachio L., Dodici Sonate di T. A. Vitali, trovato a Torino, "Il pianoforte", VI, 1925; Rinaldi M., Sull'autenticita delia "Ciaccona" di T. A. Vitali, "Rass. mus.", XXIV, 1954, p. 129-34.

И. M. Ямпольский.

Витали Ф.

Витали Ф. (Vitali) Филиппо (1600, Флоренция - 1653, там же) - итал. композитор и певец. С 1631 певец папской капеллы и камер-виртуоз кардинала А. Барберини в Риме. С 1642 работал капельмейстером герцогской капеллы и собора Сан-Лоренцо во Флоренции. В. был выдающимся мастером раннего монодич. стиля. Его муз. сказка "Аретуза" - одна из первых опер, пост. в Риме (1620). Простая, несложная монодия в духе флорентийцев сочетается в этом произв. с элементами полифонич. стиля римской школы. В. написал также 6 интермедий к комедии "La Finta mora" Чиконьини (пост. 1622, Флоренция), сб. мадригалов, арии с инстр. сопровождением, произв. культовой музыки и др.

Витачек Е. Ф.

Евгений Францевич (29 IV 1880, Скленаржице, Чехия - 16 II 1946, Москва) - сов. скрипичный мастер. По нац. чех. Засл. мастер Республики (1924). Засл. деят. иск-в РСФСР (1932). Род. в семье инстр. мастеров. Обучался под рук. дяди - мастера Ф. Шпидлена, сначала в Киеве (с 1895), а затем в Москве (с 1898), где в 1899 открыл собств. мастер-скую. В 1918 принял активное участие в организации 1-й Гос. школы скрипичных мастеров. С 1919 хранителе и эксперт Гос. коллекции уникальных муз. инструментов (составил описание хранящихся в коллекций инструментов). Вёл исследовательскую работу по обоснованию науч. метода построения смычковых инструментов, опубликовал ряд работ. В 1924-31 науч. сотрудник Гос. ин-та муз. науки (ГИМН), с 1930 зав. опытной лабораторией смычковых инструментов. В 1932 читал курс музыкального инструментоведения в Моск. консерватории, там же принял участие в организации и руководстве мастерской по построению смычковых инструментов, а в 1936- такой же мастерской при Всекомпромсовете. В. создал собств. модель скрипки, основанную на разработанном им методе т.н. гармонич. настройки дек. Инструменты работы В. являются выдающимися образцами по качеству звука, изяществу формы, красоте отделки. Метод В. принят сов. мастерами. В 1913 и 1926 на Всероссийских конкурсах струн. инструментов работы В. заняли 1-е место. Жизни и творчеству В. посв. роман чеш. писательницы М. Котатковой "Скрипичный мастер ушёл на восток" ("Houslar sel na vэchod", Praha, 1954). Его сын - Фавий (Фабий) Евгеньевич В. (р. 4 (17) I 1910, Москва) - композитор. В 1931 окончил Моск. консерваторию по классу Н. Я. Мясковского. Преподаёт инструментовку и чтение партитур в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных, с 1945- доцент. Автор симф., камерно-инстр. и др. сочинений.

Сочинения: Толщины дек в смычковых инструментах старинных скрипичных мастеров и их распределение, в сб.: Труды Гос. Ин-та муз. науки (ГИМН). Сб. работ комиссии по муз. инструментоведению, вып. 1, М., 1926; О дереве, применявшемся старинными итальянскими мастерами при построении смычковых инструментов, в сб.: Смычковые инструменты, вып. 1, М., 1933, с. 17-31; Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. В. Доброхотова, М.-Л., 1952, 2 1964.

Литература: Ямпольский И., Евгений Францевич Витачек (некролог), "СМ", 1946, No 2-3; Гнесин M., E. P. Витачек, "Хроника советской музыки", М., журн. ВОКС, 1946, No 5.

И. M. Ямпольский.

Витгенштейн П.

Витгенштейн П. (Wittgenstein) Пауль (5 XI 1887, Вена - 3 III 1961, Нью-Йорк) - австр. пианист. Учился у М. Бре и Т. Лешетицкого (фп.), у Й. Лабора (теория музыки) в Вене, где дебютировал в 1913. Потеряв на войне в 1914 правую руку, достиг исключит. виртуозности в игре левой рукой. Свободное владение техникой скачков давало В. возможность исполнять произв., трудные и для двухручной игры. Его интерпретации отличались ясностью исполнит. замысла и чувством формы. Исполнял собств. обработки произв. классич. репертуара для левой руки, а также сочинения, написанные специально для него. Таковы произв. для фп. с оркестром Р. Штрауса - Парергон (Добавление) к "Домашней симфонии" (Parergon zur "Symphonia domestica") и "Шествие панафенянок" ("Panathenдenzug"), концерт D-dur M. Равеля, произв. Э. В. Корнгольда, Ф. Шмидта, С. Борткевича, Р. Брауна, Й. Лабора и др.; ряд инстр. сочинений с фп. Написанный по заказу В. 4-й концерт С. С. Прокофьева, однако, им не исполнялся. В 1931-38 профессор по классу фп. Новой консерватории в Вене. С 1938 жил в США. В 1940-45 преподавал фп. игру в колледже в Манхаттанвилле. Написал "Школу для левой руки" ("Schule der linken Hand", т. 1-3, 1957).

В. Ю. Дельсон.

Вителяро Н. Ф.

Николай Францевич (29 III (10 IV) 1821, Петербург - 26 III (7 IV) 1887, там же) - рус. вок. педагог, дирижёр и композитор. В 1842 окончил Петерб. театр. уч-ще по классу пения К. Соливы. Работал репетитором хоров рус. оперы, преподавал в Театр, уч-ще, дирижировал оркестрами. В последние годы жизни давал уроки пения. Среди его учеников: Д. М. Леонова, Ф. К. Никольский, Ю. Ф. Платонова и др. Автор хоров, романсов на cл. Н. А. Некрасова, Н. П. Огарёва и др.

Сочинения: Метода пения или подробные объяснения всех правил, необходимых для развития голоса и вкуса в пении. С примерами и многими упражнениями, СПВ, 1866.

Литература: Некролог, "Музыкальное обозрение", 1887, 2 апр., No 26, с. 206.

Витинг Е. Э.

Витингс Евгений Эдуардович (21 VII (2 VIII) 1882, Петербург - 28 VIII 1959, Минск) - сов. певец (драм. тенор) и педагог. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1946) и БССР (1955). Вок. образование получил в Милане (1904-06). Расцвет артистич. деятельности относится к 1907-18, когда В. был солистом Мариинского т-ра (Петроград, партии - Радамес, Хозе, Герман и др.). С 1920 гастролировал в Испании, Франции, Англии, Чехословакии, Румынии, Эстонии. В1926-29 пел на сценах оперных т-ров Одессы, Свердловска, Тбилиси. С 1920 преподавал в консерваториях Риги (1920-26, 1940-50, с 1947 профессор), Каунаса (1936-40), Минска (1950-59). Среди учеников В.- Н. Д. Ворвулёв, В. И. Глушаков и др.

Витол Я.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Витолинь Е.

Витолиньш Екабс (Яков) Янович (р. 24 VII (5 VIII) 1898, усадьба Бакшаны, ныне Мадонский р-н Латв. ССР) - советский музыковед. Засл. деят. культуры Латв. ССР (1958). Д-р искусствоведения (1961). В 1924 окончил Латв. консерваторию в Риге по классу композиции Я. Витола, занимался дирижированием у Э. А. Купера, изучал историю музыки в Венском (1929, 1931) и Парижском (Сорбонна, 1936-37) ун-тах. В 1922-36 преподаватель Учительского ин-та в Риге; в 1925-29 зав. лит. частью т-ра Нац. оперы Латвии; в 1932-39 редактор журн. "Muzikas Apskats". В 1937-44 и 1946-61 доцент, в 1940-44 и 1957-61 зав. кафедрой истории музыки Латв. консерватории. С 1946 ст. науч. сотрудник Ин-та фольклора (ныне Ин-та языка и литературы) АН Латв. ССР.

Автор мн. исследований и публикаций по истории латыш. музыки и муз. фольклору, первой всеобщей истории музыки на латыш. яз., муз.-педагогич. работ.

Сочинения: Kordirigenta maksla, Riga, 1928, 1947; Muzikas vesture, Riga, (1937); Jazepa Vitola dzive, в сб.: Jazeps Vitola, Riga, 1944; Стилевые особенности латышской народной песни годового земледельческого цикла, М., 1964 (Доклад на VII Международном конгрессе антропологич. и этнографич. наук. Москва, август, 1964), также на англ. яз. (1964); Darba dziesmas, Riga, 1958 (Latviesu tautas muzika, I); Kazu dziesmu melodijas, Riga, 1968 (та же серия, II); Bernu dziesmu cikes. Beru dziesmas, Riga, 1971 (та же серия, III); Alfreds Kalnins, Riga, 1968; Латышская народная песня, M., 1969; Tautas dziesma latviesu muzika, Riga, 1970, и др.

Витри

Витри (Vitry) - см. Филипп де Витри

Витт Й.

Витт Й. (Witt) Йозеф (р. 17 V 1901, Мюнхен) - австр. певец (лирич. тенор) и режиссёр. Образование получил в Мюнхенской муз. академии. Дебютировал на оперной сцене в Мюнхенском нац. т-ре в 1920. В дальнейшем пел в оперных т-рах Бреслау (Вроцлав), Карлсруэ, Дортмунда, Кёльна и Брауншвейга. С 1937 солист, с 1942 режиссёр, с 1955 первый режиссёр Венской гос. оперы. Участвовал в Зальцбургских фестивалях. Профессор Венской муз. академии. В. обладал небольшим, но приятным по тембру, подвижным лирич. тенором, хорошей вокальной школой. Исполнял мн. ведущие партии, гл. обр. в операх В. А. Моцарта и Дж. Верди. Среди лучших партий - Макдуф, Альфред, герцог ("Макбет", "Травиата", "Риголетто" Верди), Бельмонт, Дон Базилио ("Похищение из сераля", "Свадьба Фигаро" Моцарта).

В. В. Тимохин.

Виуэла

Виуэла (испан. vihuela) - испанское старинное наименование ряда струн. инструментов. Употреблялось с дополнит. видовыми обозначениями: В. де арко - фидель (13 -15 вв.) и виола да гамба (16 в.), В. де пендула - китара баттенте (до 15 в., см. Гитара), в наст. время - обычная гитара, В. де мано - ручная В.- щипковый инструмент 16-17 вв., по внешнему виду и приёмам игры близкий к гитаре, но имеющий слегка выпуклое дно. В. де мано бытовала в высших слоях испан. общества, особенно в 16 в. Выполняла те же функции, что лютня во Франции и Германии. Чаще всего В. де мано с 10 ладами имела 5, иногда 7 двойных струн. и 1 одинарную, на к-рой исполнялась мелодия. Струны настраивались в осн. по квартам, с большой терцией между 3-й и 4-й струной (напр., G, с, f, a, d1, g1). Инструменты богато украшались инкрустациями из твёрдых пород дерева, кости и серебра. На В. де мано аккомпанировали пению, играли соло и дуэтом, исполняли вариации, фантазии, танц. пьесы. Наиболее выдающимися исполнителями на В. де мано и композиторами, писавшими для неё произв., были Л. Милан, М. де Фуэнльяна, Л. де Нарваэс, Э. де Вальдеррабано, Э. де Кабесон. Музыка записывалась табулатурой на 6 линиях, каждая линия соответствовала одной из струн. Во мн. произв. для В. де мано нашли отражение черты испан. нар. музыки. Муз. лит-ра для В. де мано стала предшественницей лит-ры для гитары. В конце 16 в. с распространением клавишных и смычковых инструментов В. де мано утратила прежнее значение, однако бытовала до конца 17 в.

Литература: Кузнецов К. A., Музыкально-исторические портреты, М., 1937, с. 30, 35-36; Trend J. Br., L. Milan and the vihuelistas, "Hispanic notes and monographs", XI, L., 1925; Roulton D., Notes on some differences between the lute and the vihuelle and their music, "The Consort", XVI, 1959.

Б. Л. Вольман.

Вишневская Г. П.

Галина Павловна (р. 25 X 1926, Ленинград) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. СССР (1966). Уч-ца В. Н. Гариной (Ленинград). Сценич. деятельность начала в 1944 в оперетте, позднее работала в Ленингр. филармонии. С 1952 солистка Большого т-ра СССР.

Артистка разностороннего дарования, обладающая выразительным голосом чистого тембра и большим драматич. талантом, В. создала галерею сценич. образов: Татьяна, Лиза, Купава; Марфа ("Царская невеста"), Аида, Виолетта, Чио-Чио-сан, Тоска; Леонора ("Фиделио"), Керубино, сольная партия в опере "Человеческий голос" Пуленка и др. Исполнила партию Лиу ("Турандот" Пуччини) на сцене Миланского т-ра "Ла Скала".

Была первой исполнительницей в Большом т-ре партий Катарины ("Укрощение строптивой", 1957), Наташи Ростовой ("Война и мир", 1959), Марины ("Октябрь" Мурадели, 1964), Софьи Ткаченко ("Семён Котко" Прокофьева, 1970). Как конц. и камерная певица выступает с исполнением песен и романсов М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, часто в ансамбле с мужем - М. Л. Ростроповичем, исполняющим партию фп. Б. Бриттен посвятил В. соло в "Военном реквиеме" и вок. цикл на стихи А. С. Пушкина, Шостакович - вок. циклы на стихи Саши Чёрного и А. А. Блока. Снималась в кино (фильм-опера "Катерина Измайлова" Шостаковича, 1966). С 1955 гастролирует во мн. странах мира: ГДР, Чехословакии, Югославии, Италии, Франции, Англии, США., Австрии, Японии, Австралии, Новой Зеландии и др.

Литература: IIолякова Л., Галина Вишневская, "СМ", 1961, No 1; Тимохин В., Галина Вишневская, "МЖ", 1964, No 12; Галина Вишневская, "МЖ", 1968, No 20.

В. И. Зарубин.

Вишневский С. Ф.

Степан Фёдорович (р. 15 IV 1928, Киев) - советский валторнист и педагог. Лауреат Международного конкурса исполнителей на духовых инструментах им. А. Рейхи (1-я пр., 1953, Прага). В 1947-52 учился в Ленинградской консерватории по классу валторны M. H. Буяновского. С 1949 солист оркестра Ленингр. т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова, в 1949-56 также артист симфонического оркестра Ленингр. филармонии. В 1949-54 преподаватель по классу валторны в муз. школе-десятилетке при Ленинградской консерватории, с 1954 - Муз. уч-ща им. М. П. Мусоргского в Ленинграде.

Влад Р.

Влад Р. (Vlad) Роман (р. 29 XII 1919, Черновицы, УССР) - итал. композитор, пианист, музыковед. Окончил консерваторию по классу фп. в Черновицах. В 1938 переехал в Рим; в 1941 окончил курсы фп. при муз. академии "Санта-Чечилия" у А. Казеллы, у к-рого учился и композиции. Одно из первых сочинений В.- Симфониетта (1941, пр. Энеску, 1942). Выступал также как пианист и муз. критик, лектор. Сотрудничал в журнале "L'Immagine". В 1954-55 руководил летней муз. школой Дарлингтон-холла, в 1955-58 - Римской филармонич. академией. Президент Итал. об-ва совр. музыки (с 1965), художеств. руководитель муз. фестиваля "Флорентийский май" (с 1964). Как композитор и критик В.- сторонник додекафонной музыки. Среди сочинений В.- хореографич. пьесы "Дама с камелиями" ("La dama delle camelie", 1945, нов. ред. 1956), "История одной мамы" ("Storia di una mamma", 1951), "Возвращение" ("Die Wiederkehr", 1962), произв. для хора, кантаты, камерные произв., музыка для т-ра, кино, радио и телевидения.

Сочинения: Modernita e tradizione nella musica contemporanea, Torino, 1955; Storia della dodecafonia, Mil., 1958; Stravinsky, Mil., 1958 (англ. пер.- L., 1960).

Владигеров П.

Панчо (р. l III 1899, Цюрих) - болг. композитор, пианист, дирижёр и педагог. Нар. арт. НРБ (1949). Начал заниматься музыкой с 6 лет; учился у X. Визнера (фп.), Д. Христова (теория музыки) в частном уч-ще в Софии (1910-12); у П. Юона (композиция) и Г. Барта (фп.) - в Высшей школе музыки (1912-15), совершенствовался у Ф. Гернсхайма и Г. Шумана (композиция) и Л. Крейцера (фп.) в Нем. академии иск-в в Берлине (1915-18). В 1920-32 композитор и дирижёр Нем. театра в Берлине (написал музыку к спектаклям "Цезарь и Клеопатра" Шоу, "Много шума из ничего", "Венецианский купец", "Двенадцатая ночь" и "Как вам это понравится" Шекспира, "Танец мёртвых" Стриндберга и др.). С 1932 вёл классы фп. и камерн. ансамбля, с 1944 проф. композиции Гос. муз. академии в Софии. Среди учеников: П. Хаджиев, А. Райчев, К. Илиев, Л. Николов, В. Казанджиев, А. Владигеров, П. Стоянов и мн. др.

В композиторском творчестве В. широко обращается к болг. муз. фольклору. Темы нар. песен использует в опере, балетах, симф. и инстр. произв. В сочинениях раннего периода (до 1922) специфич. нац. мелодика воплощается с помощью традиц. романтич. средств выразительности; в зрелых произв. нац. песенная и танц. основа органически сочетается с высокой композиторской техникой, совр. приёмами письма. Новые программно-тематич. искания В. связаны с жизнью послевоен. Болгарии ("Девятое сентября", "Майская симфония", "Драматическая поэма", а также массовые и сольные песни 1950-60-х гг.). Для музыки В. характерны романтич. приподнятость образов, яркая эмоциональность, утончённость гармонии, богатство орк. красок, завершённость формы; доминируют светлые образы, картины природы, бытовые сцены.

В.- основоположник ряда новых для болг. музыки жанров: инстр. концерта, сонаты, фп. трио, фп. пьес. Димитровская пр. (1950, 1953).

Сочинения: опера - Царь Калоян (Цар Калоян, 1936); балет - Легенда об озере (Легенда за езерото.соч. 1946, пост. 1962); для орк. - 2 симфонии (ор. 33, 1939, No 2, для струн. орк., ор. 44, 1949), Героич. увертюра Девятое сентября (Девети септември, ор. 45, 1949), 7 симф. болгарских танцев (ор. 23, 1931), рапсодия Вардар (ор. 16, 1922, 1-я ред. для скрипки с фп.), 4 румынских танца (ор. 38, 1942), Болгарская сюита (1927), Еврейская поэма (ор. 47, 1951), Импровизация и токката, Песня мира (1958) и др., концерты (с орк.) - для фп. (5 - 1918, 1930, 1937, 1953, 1962), для скр. (1921), конц. фантазия для влч. с орк. (1941); камер. Ансамбли - струн. квартет (1940), фп. трио (1916), соната для скр. и фп. (1914); для фп. - циклы Эпизоды и Акварели, 6 экзотич. прелюдий и мн. др. пьесы; песни, романсы, обр. нар. песен; музыка для драм. т-ра.

Литература: Павлов Е., Панчо Владигеров, С., 1961 (рус. пер.- М., 1964).

В. Крыстев.

Владимиров М. В.

Михаил Владимирович (наст. фамилия и имя Итцегсон Моисей Меерович) (16 (28) I 1870, Порхов, ныне Псковской обл. - 10 X 1932, Ленинград) - сов. дирижёр, композитор, педагог. В 1889 окончил Петерб. консерваторию по классу гобоя В. А. Шуберта. С 1892 дирижёр Панаевского т-ра (Петербург), с 1894 воен. дирижёр в Кронштадте, с 1897 дирижёр духового, в 1900-10 и с 1915 - симф. оркестра А. Д. Шереметева. С 1901 преподавал в Придв. певч. капелле, Муз. школе Балт. флота (учреждена по его инициативе). В 1905 возглавлял орг. комитет Союза оркестрантов в Петербурге, позднее пред. этого объединения ("С.-Петербургское об-во взаимопомощи оркестровых деятелей"). В 1920 по проекту В. в Петрограде организована военно-муз. школа сухопутных войск. В 1920-23 и 1928-32 вёл курс инструментовки для духовых оркестров в Ленингр. консерватории (с 1928 доцент). Преподавал также в классах воен. дирижёров в военно-учебных заведениях. Автор оркестровых сочинений, хоров, романсов, аранжировок для симфонических, духовых оркестров (в т. ч, сюита "Григиана") и статей. Написал "Практическое руководство по инструментовке для духовых оркестров" (М., 1930, 1932).

Сочинения: Автобиографическая заметка и ответы на анкету, "РМГ", 1914, No 2.

Литература: Mалков Н., М. В. Владимиров (К 35-летию артистич. деятельности), "ЖИ", 1924, No 23.

И. М. Ямпольский.

Владимирова М. В.

Мария Владимировна (5 (17) I 1879, Астрахань - 8 XI 1965, Москва) - сов. педагог и камерная певица (сопрано). Засл. деят. иск-в РСФСР (1945). Чл. КПСС с 1939. В 1908 окончила Моск. консерваторию по классу пения У. А. Мазетти. Позднее совершенствовалась у А. Буайе (Париж). В 1911 дебютировала в Мариинском т-ре (Петербург). Затем выступала только как конц. певица. С 1906 занималась педагогич. работой, с 1925 преподавала в Московской консерватории (с 1939 профессор, в 1955-1960 зав. кафедрой сольного пения). Как педагог В. развивала методич. принципы своего учителя У. А. Мазетти. Среди её учеников: Т. Н. Нижникова, М. З. Булатова и др. У В. училась её сестра В. В. Барсова. В. вела большую работу по подготовке нац. вок. кадров Тат. АССР, Башк. АССР и др. республик.

Литература: Кузьмина Е., Методические принципы М. В. Владимировой, в сб.: Вопросы вокальной педагогики, вып. 2, М., 1964, с. 52-84.

В. И. Зарубин.

Владимирова М. Г.

Маргарита Георгиевна (р. 21 VI 1938, Гатчина Ленингр. обл.) - сов. певица (лирич. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1979). Чл. КПСС с 1978. В 1961 окончила Ленингр. консерваторию по классу хор. дирижирования, в 1968 - Уральскую консерваторию по классу пения. С 1967 солистка Свердловского т-ра оперы и балета. Партии: Лиза, Татьяна, Ярославна; Ольга ("Псковитянка"), Настя ("Русская женщина" Молчанова), Юкки ("Юкки" Спадавеккиа), Аида, Дездемона; Леонора ("Сила судьбы"), Недда ("Паяцы"), Тоска и др. Выступает в концертах. С 1961 преподаватель Магнитогорского муз. уч-ща, с 1971 - Уральской консерватории.

Владимирский Б. Д.

Борис Давидович (р. 27 XII 1902 (9 I 1903), Киев) - сов. музыковед, пианист и муз.-обществ. деятель. Засл. работник культуры РСФСР (1966). В 1924 окончил Киевскую консерваторию по классу фп. С. В. Тарновского. В 1925-30 преподавал, выступал в качестве солиста, был муз. руководителем Радио в Киеве. С 1930 живёт в Москве, в 1931-37 преподавал в Муз. уч-ще им. Гнесиных, был зам. директора по учебной части. В 1939 зам. нач., в 1940-43 нач. Гл. управления учебных заведений Комитета по делам иск-в при СНК СССР. В 1943-46 зам. нач. Управления муз. радиовещания Всесоюзного радио. В 1946-53 директор и художеств. рук. Дома звукозаписи, в 1954-58 гл. редактор и зам. нач. Отдела муз. учреждений Мин-ва культуры СССР. С 1958 директор Всесоюзной студии грамзаписи, в 1964-69 также первый зам. генерального директора фирмы "Мелодия". Автор рецензий, статей по вопросам муз. образования, производства грампластинок и др.

Владиславлев М. П.

Михаил Петрович (1825 (по др. данным 1827) - 12 (25) X 1909, Москва) - рус. певец (тенор). Пению учился в Италии. В 1848-81 солист Большого т-ра (с 1862 - также итал. оперы) в Москве. Один из популярных рус. оперных певцов 50-70-х гг. 19 в. Партии: Собинин; Роберт ("Роберт-Дьявол"), Лионель ("Марта" Флотова) и др. Пел также в опереттах. Талант В. высоко ценил А. Н. Верстовский, написавший для него партию Олега в опере "Громобой".

Литература: Кашкин H., Из воспоминаний о певце М. Владиславлеве, "Музыкальный труженик", 1909, No 22.

Власенко Л. Н.

Лев Николаевич (р. 24 XII 1928, Тбилиси) - сов. пианист. Засл. арт. РСФСР (1966). Лауреат Междунар. конкурсов им. Ф. Листа (1-я пр., 1956, Будапешт) и им. П. И. Чайковского (2-я пр., 1958, Москва). Учился в Тбилисской консерватории у А. Д. Вирсаладзе. В 1953 окончил Моск. консерваторию по классу фп. Я. В. Флиера, в 1958 под его рук. аспирантуру. В 1954 окончил вечернее отделение Моск. ин-та иностранных яз. С 1952 преподавал фп. в Хоровом уч-ще при Моск. консерватории, затем в уч-ще им. Гнесиных. С 1957 преподаватель, с 1965 доцент Моск. консерватории. Гастролирует за рубежом.

Власов А. К.

Александр Кондратьевич (р. 30 X (12 XI) 1911, Вильнюс) - сов. виолончелист, педагог и композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963). В 1937 окончил Моск. консерваторию по классу влч. С. М. Козолупова, в 1939 под его рук. аспирантуру. В 1931-34 артист оркестра, в 1936-39 концертмейстер симф. оркестра Моск. филармонии, в 1943-45 солист ВГКО, с 1945 - Моск. филармонии. В 1939-41 доцент Белорус. в 1942-43 Моск. и Саратовской консерваторий; с 1944 - Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных (до 1950 также декан, с 1951 профессор и зав. кафедрой). Лауреат Всесоюзного конкурса скрипачей и виолончелистов (2-я пр., 1937, Москва). Автор ряда методич. работ в области виолончельного иск-ва, муз. произв., в т.ч. романсов ("Фонтану Бахчисарайского дворца" на cл. А. С. Пушкина и др.), сочинений для влч. ("Мелодия" и др.), транскрипций для влч. и инструментовок для ансамблей влч.

Гастролировал в Австрии, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Швеции, Иране, Ираке.

Власов В. А.

Владимир Александрович (р. 25 XII 1902 (7 I 1903), Москва) - сов. композитор. Нар. арт. Кирг. ССР (1946), засл. деят. иск-в РСФСР (1947). В 1929 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки А. И. Ямпольского, по композиции занимался у Г. Л. Катуара и Н. С. Жиляева. В 1926-36 дирижёр и композитор МХАТ-2, в 1936-42 рук. муз.-драм. т-ра во Фрунзе (ныне Киргизский т-р оперы и балета). В 1943-49 директор и худ. рук. Моск. филармонии.

В.- один из создателей (совм. с В. Г. Фере и А. Малдыбаевым) кирг. проф. муз. т-ра. Автор (совм. с В. Г. Фере и А. Малдыбаевым) музыки Гос. гимна Кирг. ССР (1946). Выступает в качестве музыкального критика. Гос. пр. Киргизской ССР (1970).

Сочинения: муз. драмы - Алтын кыз (Золотая девушка, совм. с В. Г. Фере, 1937, Кирг. муз.-драм. т-р, Фрунзе), Аджал ордуна (Не смерть, а жизнь, совм. с В. Г. Фере и А. Малдыбаевым, 1938, там же); оперы - Айчурек (Лунная красавица, совм. с теми же, 1939, там же), За счастье народа (совм. с Фере, 1941, там же), Патриоты (совм. с Фере и Малдыбаевым, 1941, там же), манас (совм. с теми же, 1946, Кирг. т-р оперы и балета; 2-я ред., 1966, там же), Сын народа (совм. с Фере, 1946, там же), На берегах Иссык-Куля (совм. с Фере и Малдыбаевым, 1951, там же), Токтогул (совм. с теми же, 1958, там же), Ведьма (по А. Чехову, совм. с Фере, 1961, телефильм; пост. 1966, Кирг. т-р оперы и балета), За час до рассвета (соч. 1967), золотая девушка (1972); балеты - Анар (совм. с Фере, 1940, Кирг. муз.-драм. т-р; 2-я ред. 1951, Кирг. т-р оперы и балета), Селькинчек (Качели, совм. с Фере, 1943, там же), Весна в Ала-Тоо (совм. с Фере, 1955, там же), Асель (по повести "Тополек мой в красной косынке" Айтматова, 1967, Большой т-р), Сотворение Евы (1968), Принцесса и сапожник (1970); оперетты - Пять миллионов франков (1965, Свердловский т-р оперетты); оратория - Сказание о счастье (совм. с Фере и Малдыбаевым, 1949); кантаты - К Ленину (1962), Интернационал (1968); для оpк. - симф. поэма Токтогул (1952), симф. повествование Акын поёт о Ленине (1957), Праздничная увертюра (1957), симф. сюита Читая Тагора (1958); для влч. с оpк. - концерт, Патетическая рапсодия, Импровизация, баллада; 3 струн. квартета; романсы, песни; инстр. пьесы; музыка к драматич. спектаклям и др.

Литература: Виноградов В., А. Малдыбаев, В. Власов и В. Фере, М., 1958; Гинзбург Л., Обращенное к современнику, "СМ", 1973, No 1.

E. M. Ольхович.

Власов С. Г.

Степан Григорьевич (1854, станица Гундоровская, ныне Ростовской обл. -1919, там же) - рус. певец (бас). В 1882 окончил Моск. консерваторию (класс Э. С. Таульбуха). Совершенствовался в Вене, выступал в оперных т-рах Турина, Флоренции и др. городов Италии. С 1885 работал в Моск. частной рус. опере, в 1887-1907- в Большом т-ре. Обладал красивым голосом большого диапазона, прекрасной дикцией, отличными сценич. данными. Был лучшим (до Ф. И. Шаляпина) исполнителем партии Мефистофеля на сцене Большого т-ра. Создал яркие, выразительные образы в операх рус. и иностр. композиторов: Руслан, Мельник, Галицкий; Базилио ("Севильский цирюльник" Россини), Нилаканта; Вотан ("Зигфрид" и "Валькирия" Вагнера) и др. Полнота звучания голоса в верхнем регистре давала возможность В. петь низкие баритоновые партии: Кочубей, Тонио; Максим Редриков ("Тушинцы" Бларамберга). Оставив сцену, преподавал (1907-17) пение в Москве.

Литература: Степан Григорьевич Власов..., "ЕИТ". Сезон 1907- 1908 гг., П., (б. г.), вып. 18, ч. 1, с. 282-83.

Власова О. Н.

Ольга Николаевна (р. 18 (31) I 1908, Луганск) - сов. артистка оперетты. Нар. арт. РСФСР (1960). В 1926 окончила муз. техникум им. Н. А. Римского-Корсакова и театр. техникум им. А. В. Луначарского (Москва). Брала уроки пения у Л. Я. Шор-Плотниковой. Сценич. деятельность начала в 1926 в Моск. передвижном т-ре оперетты. В 1928 исполнила роль Эллен Эй ("Чёрный амулет" Стрельникова) в Моск. т-ре оперетты. С этого же года артистка т-ра.

В.- исполнительница лирико-каскадных ролей. Обладает большим темпераментом, непосредственностью, артистизмом. Одна из лучших ролей В.- Адель ("Летучая мышь" Штрауса).

Др. роли: Роз-Мари ("Роз-Мари" Стотхарта и Фримля), Нинон ("Фиалка Монмартра" Кальмана), Виолетта ("Холопка" Стрельникова), Агнесса ("Миллион терзаний" Дунаевского), Марианна ("Воздушный замок" Фельцмана), м-с Хиггинс ("Моя прекрасная леди" Лоу). В 1963-70 преподаватель муз. отделения ГИТИСа.

Литература: Шереметьевская Н., Всегда молодое искусство, "Театр", 1962, No 5.

В. И. Зарубин.

Воан-Уильямс Р.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Водевиль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Водичко Б.

Водичко Б. (Wodiczko) Богдан (р. 2 VII 1911, Варшава) - польский дирижёр и педагог. Учился в Варшаве игре на скрипке, фп. и валторне (с 1929), затем изучал дирижирование и композицию у В. Талиха и Й. Кржички в Праге (1932), совершенствовался у B. Бердяева (дирижирование) и П. Рытеля (композиция) в Варшаве (1936-39). Дирижёр филармоний в Гданьске (1946-50), Лодзи (1950), Кракове (1951), Нац. филармонии в Варшаве (1955-58). Вёл классы дирижирования в Варшавской и Познанской консерваториях. Мн. совр. польские дирижёры - ученики В. В 1961-65 директор оперного т-ра в Варшаве. В 1960- 1961 и с 1965 дирижёр симф. оркестра в Рейкьявике (Исландия). С 1968 директор и дирижёр Большого симф. оркестра Польского радио в Катовице. Неоднократно гастролировал в городах Польши и за границей. Исполняет гл. обр. произв. польских и др. совр. композиторов. С 1971 профессор консерватории в Варшаве по классу дирижирования.

З. Лисса..

Водовозов А. Ф.

Альберт Фёдорович (р. 3 IV 1932, пос. Ольховка Ворошиловградской обл.) - советский композитор. В 1956 окончил Киевскую консерваторию по классу композиции H. H. Вилинского. С того же года преподаватель теоретич. дисциплин в Донецком муз. уч-ще.

Сочинения: для оpк. - симф. поэмы Прометей (1956), Праздник в Донбассе (1964), Молодежная праздничная увертюра (1970); концерт для фп. с орк. (1967), сюита для струн. квартета (1958), концертные вариации для двух баянов с орк. нар. инструментов (1965); для эстр. орк. - Веселая прогулка (1964), Фантазия на темы песен П. Майбороды (1956), песни (в т.ч. Край родной, Весенняя ода Ленину, Баллада о рабочем, Красная тачанка, Лебединая песня).

Водяной М. Г.

Михаил Григорьевич (р. 23 XII 1924, Харьков) - сов. артист оперетты. Нар. арт. СССР (1976). Чл. КПСС с 1947. Учился на актёрском ф-те Ленингр. театр. ин-та. С 1945 выступал в т-рах муз. комедии Пятигорска, затем Львова. С 1954 артист Одесского т-ра муз. комедии, с 1979 его худ. рук. и директор. Исполнение В. ролей "простаков" и "комиков" отличается лёгкостью и изяществом сценич. рисунка, пластичностью. В его репертуаре - Флоридор ("Мадемуазель Нитуш" Эрве), Бони ("Сильва" Кальмана), Санчо Панса ("Человек из Ламанчи" Ли), Попандопуло ("Свадьба в Малиновке" Александрова), Мишка-Япончик ("На рассвете" Сандлера), Яшка-буксир ("Белая акация" Дунаевского), Агафон ("Сто чертей и одна девушка" Хренникова), Агабо ("Сердце моё здесь" Цабадзе), Дулитл ("Моя прекрасная леди" Лоу) и др. Снимался в кино.

Литература: Народные артисты СССР, "Театр", 1977, No 2.

Водяной орган

Водяной орган - см. Гидравлос.

Военная музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Военный оркестр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вождь

Вождь - см. Фуга.

Вознесенский И. И.

Иван (Иоанн) Иванович (5 (17) IX 1838, с. Вознесенье, ныне Макарьевского р-на Костромской обл.- 8(21) XII 1910, Кострома) - исследователь рус. церк. пения. В 1864 окончил Моск. духовную академию. Был учителем пения в Костромской семинарии, в 1883-94 инспектором духовной семинарии в Риге. С 1894 протоиерей собора в Костроме. Автор трудов по истории и теории богослужебного пения православной церкви. Его исследования посв. преим. православному пению 17-18 вв. юго-зап. Руси и православных церквей Востока. Наибольшую ценность в трудах В. составляет их историч. часть. В. перевёл с лат. яз. книгу испан. писателя И. де Кастро "Метод греко-славянского церковного пения..." (М.-П., 1899).

Сочинения: О церковном пении православной греко-российской церкви. Большой знаменный напев (роспев), К., 1887,2 О церковном пении греко-российской церкви. Большой и малый знаменный роспев, (вып. 1), Рига, 1890; то же, вып. 2 - Нотные приложения с объяснительным текстом, Рига, 1889; Осмогласные роспевы трех последних веков православной русской церкви, вып. l - Киевский роспев, К., 1888, М. - Лейпциг, 1898, вып. 2 - Болгарский роспев, К., 1891, вып. 3 - Греческий роспев в России, К., 1893; О пении в православных церквах Греческого Востока с древнейших до новых времен, ч. l-2, Кострома, 1895-96; Общедоступные чтения о церковном пении, вып. 1-3, Кострома, 1897; Церковное пение православной Юго-Западной Руси по ирмологам XVII-XVIII веков, вып. l -4, М.- Лейпциг, 1898-99; и др.

Возрождение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воинов Л. И.

Леонид Иванович (31 V (12 VI) 1898, г. Темников, ныне Морд. АССР - 29 X 1967, там же) - сов. композитор, исполнитель на балалайке, педагог. Нар. арт. Морд. АССР (1947), засл. деят. иск-в РСФСР (1960). Учился игре на скрипке. Брал уроки игры на балалайке у Б. С. Трояновского, на фп. - у А. Б. Гольденвейзера. Выступал как виртуоз-балалаечник. В 1918 организовал самодеятельный оркестр рус. нар. инструментов, выросший затем в проф. коллектив. Преподавал игру на скрипке в педагогич. уч-ще и школах г. Темникова.

Осн. место в творчестве В. занимают произв. для оркестра рус. нар. инструментов, в к-рых он широко использовал морд. муз. фольклор. Среди его произв.: опера "Сказка о попе и о работнике его Балде" (в сопровождении оркестра рус. нар. инструментов); кантата "Сказ о Мордовии" (cл. Эркая, 1947); для оркестра рус. нар. инструментов "Мордовская рапсодия" (1953), "Мордовский марш" (1965), увертюра "1917 год" (поев. 50-летию Советской власти, 1966); 2 концерта для балалайки с оркестром (1945, 1954); произв. для балалайки в сопровождении фп. Автор ряда переложений произв. Н. Паганини, А. Вьётана, Ф. Листа, конц. обработок нар. песен и др.

Литература: Урицкая Б., Композиторы Мордовии, "СМ", 1958, No 9; Некролог, "СМ", 1968, No 2.

И. П. Кулясов.

Войку Й.

Войку Й. (Voicu) Йон (р. 8 X 1924, Бухарест) - рум. скрипач. Нар. арт. СРР (1964). Муз. образование получил в Бухарестской консерватории у Дж. Енаковича, Й. Киреску, М. Андрику. Пользовался советами Дж. Энеску. Позже совершенствовался у Д. Ф. Ойстраха в Москве. С 1940 работал в оркестре Радио, с 1949 солист Бухарестской филармонии. С 1969 дирижёр и скрипач созданного им Бухарестского камерного оркестра. Репертуар В. включает многочисл. произв. камерного плана и концерты для скрипки с оркестром. Гастролирует во многих странах мира, в т.ч. в СССР (1954, 1958).

Р. Э. Лейтес.

"Война буффонов"

"Война буффонов" (франц. "La guerre des Bouffons") - муз.-эстетич. полемика по вопросам оперного иск-ва, развернувшаяся в Париже в 50-х гг. 18 в. Возникла в связи с приездом в Париж летом 1752 итал. труппы, исполнявшей оперы-буффа, из к-рых наибольший успех имела "Служанка-госпожа" Перголези. Представители прогрессивной франц. интеллигенции во главе с энциклопедистами (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, М. Гримм) увидели в ней выражение своих оперных идеалов, к-рым не отвечала совр. им франц. опера. Её легендарно-мифологич. сюжеты, условно-нормативная драматургия, близость к придв.-аристократич. эстетике вызвали резкую критику идеологов 3-го сословия, к-рые требовали от оперного иск-ва злободневных бытовых сюжетов, правдивого воплощения обществ. конфликтов, рельефной обрисовки персонажей, демократизации муз. языка. Для приверженцев абсолютизма франц. придв. опера была, напротив, художеств. выражением их политич. взглядов, а итал. опера-буффа - их отрицанием. Возникли два враждебных лагеря "буффонистов" и "антибуффонистов", выступавших в печати с критич. статьями и памфлетами. Их ожесточ. борьба вокруг проблем муз. театра была одним из проявлений общей идейно-политич. борьбы в предреволюц. Франции. "В. б." способствовала усилению во франц. оперном иск-ве реалистич. и демократич. тенденций.

Литература: Гинзбург С. Л., Война буффонов и борьба за реализм во французской музыке XVIII в., Л., 1933; Воуеr N.. La guerre des Bouffons et la musique franзaise, P., 1945.

E. P. Бронфин.

Войнаровский И. Ю.

Игорь Юрьевич (р. 22 IV (5 V) 1912, Рыбинск) - сов. артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1966). В 1931 начал сценич. деятельность в драматич. т-ре Петропавловска (Казах. ССР). В 1932-36 работал артистом хора и балета в т-рах муз. комедии Урала, Зап. и Вост. Сибири. С 1936 артист Хабаровского т-ра муз. комедии.

Роли: Яшка-артиллерист ("Свадьба в Малиновке" Александрова), Фома ("Вольный ветер" Дунаевского), Сусик ("Трембита" Милютина), Боцман ("Севастопольский вальс" Листова), Дмитрий Михайлович ("18 лет" Соловьёва-Седого), Фальк ("Летучая мышь" Штрауса), Данила ("Весёлая вдова" Легара) и др. Выступал также как артист балета. Одно из значительных созданий артиста - балетная партия Гирея ("Бахчисарайский фонтан" Асафьева).

В. И. Зарубин.

Предыдущая страница Следующая страница