Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПА"-"ПАЛ")
Па (франц. pas, букв. - шаг, от лат. passus) - термин, применяемый по отношению к бальному танцу и балету. 1) Танц. шаг. Характеризуется определ. постановкой ног. Большинство П. взято из нар. танцев. 2) Сочетание танц. шагов, выполняемых на известное число тактов куплета танц. песни, мелодии нар. танца, а также на весь танц. номер в балете. В этом значении термин "П." вошёл в балетную практику как составная часть названия танца в балете, исполняемого одним, двумя или тремя артистами балета - па-дё-дё, па-де-труа, а также па д'аксьон и др. Из балета термин перешёл в бальный танец (па-де-па-тинер, па-де-катр, па-де-грас, па-д'эспань и др.). 3) В бытовом понимании - любое танц. движение. |
Павел Августович (27 V 1854, Кёнигсберг, ныне Калининград - 28 V(9 VI) 1897, Москва) - рус. пианист, композитор и педагог. По национальности немец. Учился игре на фп. у отца, затем у А. Дора в Академии музыки и сценич. иск-в в Вене. С детства концертировал в странах Европы. С 1874 давал уроки фп. игры в Риге, с 1878 преподавал в Моск. консерватории (в 1881-97 профессор). У П. учились мн. крупные музыканты: К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, С. М. Ляпунов, В. И. Буюкли и др. П. был пианистом-виртуозом, но несколько холодным и рациональным; отличался чувством формы, точностью артикуляции, разносторонностью техники. В обширном репертуаре были гл. обр. соч. Ф. Листа (исполнял наиболее совершенно) и Р. Шумана; менее удавались П. произв. Ф. Шопена (в интерпретациях недоставало подлинного лиризма); часто исполнял также соч. П. И. Чайковского и А. С. Аренского, с к-рыми находился в дружеских отношениях. П. -автор концерта для фп. с оркестром, фп. трио (посв. памяти А. Г. Рубинштейна), ряда пьес для фп. и др. Более известны его транскрипции соч. Чайковского (парафразы на темы из опер "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа" и балета "Спящая красавица"; обработки "Колыбельной") и А. Г. Рубинштейна (фантазия на темы из оперы "Демон"), а также переложение для фп. органной токкаты и фуги d-moll И. С. Баха. Я. И. Мильштейн. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Паваротти Л. (Pavarotti) Лучано (р. 12 X 1935, Модена) - итал. певец (тенор). Был школьным учителем, пел в хоре. Занимался у А. Полы и Э. Кампогальяни. 1-я пр. на конкурсе вокалистов в Реджо-нель-Эмилии (1961), там же дебютировал на оперной сцене в партии Рудольфа ("Богема"). Пел в т-рах Италии и др. стран. Большое участие в творч. судьбе П. приняла Дж. Сатерленд. В составе оперной труппы, организованной певицей, он гастролировал в Австралии, по приглашению Сатерленд принимал участие во мн. спектаклях, записанных на грампластинки. С 1965 солист "Ла Скала". С 1968 регулярно поёт в "Метрополитен-опера". Один из крупнейших совр. оперных певцов, П. много гастролирует. Выступал в 1964 как стажёр, в 1974 в составе труппы "Ла Скала" в Москве. |
Марк Израилевич (р. 26 V(8 VI) 1907, Одесса) - сов. дирижёр, педагог. Нар. арт. РСФСР (1962). Чл. КПСС с 1947. В 1925 окончил Одесскую консерваторию, в 1930 - Моск. консерваторию по классу дирижирования у К. С. Сараджева. В 1930-31 дирижёр оркестра Советской филармонии ("Софил"), в 1931-34 - симф. оркестра Всесоюзного радио. В 1934-70 гл. дирижёр симф. оркестра в Свердловске (с перерывом в 1938-41, когда П. возглавлял симф. оркестр Ростовской филармонии). С 1935 преподаватель Свердловской консерватории (с 1946 профессор). Среди его учеников - В. М. Горелик, Е. Б. Терентьев, Е. В. Колобов, П. С. Варивода, П. И. Горбунов. П. внёс большой вклад в развитие муз. культуры Урала. Созданный им оркестр Свердловской филармонии принадлежит к числу лучших симф. коллективов СССР. Лауреат 1-го Всесоюзного конкурса дирижёров (1938, Москва, 5-я пр.). Литература: Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев и Я. Пла-тек, М., 1969. Г. Я. Юдин. |
Стефания Стефановна (р. 20 V 1930, Коломыя Ивано-Франковской обл.) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1955). В 1952 окончила историко-теоретич. ф-т Львовской консерватории (ученица А. Н. Котляревского), в 1955 - аспирантуру при Киевской консерватории. В 1949-52 преподавала фп., муз. лит-ру и сольфеджио в муз. школах Львова, в 1953-54 - историю музыки в Киевской консерватории. С 1955 ст. преподаватель, с 1960 доцент Львовской консерватории. Сочинения: Д. В. Сiчинський, Кипв, 1956; Опера "Роксоляна" Д. Сiчинcького, в кн.: Науковi записки Львiвськоп консерваторiп, вип. 1, 1957; Хорова творчiсть Д. Сiчинського, там же, вип. 2, 1960; Г. Топольницький, там же; Николай Колесса - Первая симфония, в сб.: 55 советских симфоний, Л., 1961; Станислав Людкевич -Прикарпатская симфония, там же, "Заповiт" С. Людкевича, в сб.: Шевченко i музика, Кипв, 1966; Творчество А. Шёнберга 1899-1908 гг. в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969; "Мiсячний П'еро" А. Шёнберга, Кипв, 1972; Чарлз Айвз, Кипв, 1973; Станiслав Людкевич, Кипв, 1973. H. H. Сидоренко. |
Фёдор Павлович (13(25) IX 1892, с. Богатырёво Казанской губ. - 2 VI 1931, Сочи) - сов. композитор, дирижёр, педагог, драматург. В 1911 окончил Симбирскую чуваш. учительскую школу, в 1911-13 преподавал в ней пение. После Октябрьской революции 1917 работал в органах юстиции и нар. образования Чуваш. АССР. В 1917 организовал самодеят. чуваш. театр в Акулеве (до нач. 20-х гг. был передвижным). С 1920 преподавал игру на скрипке, вёл курс по изучению нар. творчества в муз. школе Чебоксар, преподавал хор. пение в Чувашском муз. техникуме. Организатор (1920) и дирижёр Чувашского хора (с 1924 - Чуваш. гос. хор). В 1930 учился в Ленингр. консерватории (класс композиции М. О. Штейнберга). Один из первых чуваш. авторов пьес для драм. т-ра, муз. произв., в т.ч. симф. фантазии "Сарнай и палнай" (1928), и лит. работ. Написал марш "Вперед, Красная Чувашия" (изд. 1935), песни, вошедшие в сб. "Наши песни". Осуществил обработки многих чувашских народных песен. Сочинения: Чуваши и их песенное и музыкальное творчество. Музыкально-этнографические очерки. Очерк I, Чебоксары, 1926; Собр. сочинений, т. 1-2, Чебоксары, 1962-71. Литература: Илюхин Ю. А., Павлов Н. С., Федор Павлов, в изд.: Pавлов P., Собр. Соч., т. 1, Чебоксары, 1962. |
Александр Васильевич (30 VIII (11 IX) 1871, Петербург - 22 VI 1941, Ленинград) - сов. дирижёр и муз. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1937). Был пианистом-аккомпаниатором, выступал как оперный певец (драм. тенор). Дирижёрскую деятельность начал в 1897 в Петербурге, с 1905 дирижировал оперными спектаклями в петерб. Народном доме (до 1906; под его руководством были поставлены "Князь Игорь" и "Русалка" с участием Ф. И. Шаляпина), с 1906 - в провинциальных т-рах, затем в петерб. Т-ре муз. драмы (в 1913-18). После 1918 дирижировал спектаклями в Большом т-ре (Москва), в оперных т-рах Баку, Казани, Самары, Тбилиси, Свердловска. С 1934 гл. дирижер Т-ра оперы и балета в Саратове. Выступал и как симф. дирижер. П.-А. был ярко одарённым дирижёром, обладал большим темпераментом и богатой творч. фантазией. Вместе с тем его трактовка отд. произв. была спорной. Под рук. П.-А. поставлены оперы: "Кармен", "Евгений Онегин", "Пиковая дама" (все - 1901, Харьков), "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", "Тангейзер" (все - 1902, Иркутск), "Фауст" (1905, Петербург), "Снегурочка" (1913, Петербург), "Шахсенем" Глиэра (1927, Баку), "За серп и молот" (на музыку оперы "Иван Сусанин", 1924, Одесса) и др. Литература: 50 лет музыкальной и общественной деятельности А. В. Павлова-Арбенина, Саратов, 1937; Боголюбов Н. Н., Полвека на оперной сцене, М., 1957, с. 232-34; Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1955, с. 594-97, 1962; Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969. Г. Я. Юдин. |
Павловская В. К. (наст. фам. Орлова) Валентина Константиновна (28 1(9 II) 1888, Пишборт, Польша - 10 IV 1947, Ленинград) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Засл. деят. иск-в РСФСР (1939). Брала уроки пения в Милане у А. Борга. В 1915 окончила Петрогр. консерваторию. В 1919-24 солистка оперных т-ров Ростова-на-Дону, Москвы (Оперный т-р Зимина), Харькова. В 1924-46 солистка Ленингр. т-ра оперы и балета. С большим успехом выступала в партии Саломеи ("Саломея" Штрауса, 1-я исполнительница в СССР, 1924). Др. партии: Ярославна; Мария ("Мазепа"), Фата Моргана ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева, 1-я исполнительница в СССР, 1926), Аида; Ортруда ("Лоэнгрин"). Выступала также на сцене Моск. и Свердловского т-ров оперетты. |
Павловская Э. К. (урожд. Берман) Эмилия Карловна (28 VII(9 VIII) 1853, Петербург - 23 III 1935, Москва) - сов. певица (лирико-драм. сопрано) и вок. педагог. Засл. арт. РСФСР (1934). В 1873 окончила Петерб. консерваторию у К. Эверарди, затем в течение двух лет совершенствовалась в Италии, выступала в концертах. С 1876 солистка оперных театров Киева, Одессы, Тбилиси, Харькова, в 1883-84, 1888-89 - Большого т-ра (Москва), в 1884-88 - Мариинского т-ра (Петербург). Обладала сильным, приятного тембра голосом, совершенной дикцией, превосходными внешними данными. Одна из лучших исполнительниц партии Татьяны на рус. сцене. Иск-во П. высоко ценил П. И. Чайковский. Она была первой исполнительницей партий Марии ("Мазепа", 1884) и Кумы ("Чародейка", 1887). Др. партии: Тамара, Наташа, Антонида, Людмила, Виолетта, Маргарита. Вела педагогическую работу с 1892, с 1895 - в оперном классе Большого театра. Среди её учеников - Д. А. Смирнов. Литература: Погожев В. П., Воспоминания о П. И. Чайковском, в кн.: Чайковский. Воспоминания и письма (сб.), П., 1924; Жегин Н., П. И. Чайковский и Э. К. Павловская, "СМ", 1934, No 8; П. И. Чайковский и Э. К. Павловская, в кн.: Чайковский на московской сцене. Первые постановки в годы его жизни, М. - Л., 1940. |
Вера Ильинична (21 IX 1886, с. Чермоз Пермской губ. Соликамского у., ныне Свердловская обл. - 20 XII 1972, Ленинград) - сов. певица (сопрано), педагог и драм. актриса. Засл. арт. Каб.-Балк. АССР (1951). В 1910 окончила Школу сценич. иск-ва. Пению обучалась у И. П. Прянишникова и Ф. В. Литвин. Артистка оперной труппы Петерб. нар. дома (1911). В 1912-13 гастролировала в Гамбурге, где пела в ряде спектаклей с Э. Карузо, с 1914 солистка Мариинского т-ра. Позднее пела в ряде т-ров провинциальных городов. В 1920-25 артистка Первого передвижного драм. т-ра под рук. П. И. Гайдебурова. Выступала в концертах с пианисткой И. С. Миклашевской в Клубе друзей камерной музыки (1925). Преподавала с 1920, в 1933-60 - в Ленингр. консерватории (сольное и камерное пение; с 1941 доцент). Сочинения: Н. Н. Фигнер, в сб.: H. H. Фигнер. Воспоминания. Письма. Материалы, Л., 1968; Caruso, в кн.: Fucito S., Beyer В. J., Caruso: Gesangskunst und-Methode, В., 1928 (рус. пер. - Э. Карузо, в кн.: Фучито С., Бейер Б. Дж., Искусство пения и вокальная методика Э. Карузо, Л., 1967); Воспоминания об А. Никише, в сб.: А. Никиш и русская музыкальная культура. Воспоминания, письма, статьи, Л., 1975. Литература: В. М., В. Павловская-Боровик, "ЖИ", 1926, No 48. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Сергей Эразмович (11(24) IX 1909, Екатеринослав, ныне Днепропетровск - 13 IX 1976, Репино, похоронен в Москве) - сов. музыковед. В 1932 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у Г. Р. Гинзбурга. В 1944-47 учился у M. P. Гнесина на теоретико-композиторском ф-те Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных. С 1947 редактор, в 1952-73 ст. редактор симф. и академич. редакций Музгиза (с 1964 - изд-во "Музыка"). Ред. собр. соч. Н. К. Метнера, избр. соч. С. С. Прокофьева, академич. издания соч. М. И. Глинки. Ему принадлежат многочисл. переложения для фп. в 2 руки, в т.ч. симфоний А. Н. Скрябина, П. И. Чайковского, симф. поэм Ф. Листа и др. Сочинения: Руководство по графическому оформлению нотного текста, М., 1959 (совм. с А. Карцевым и Ю. Оленевым), 1973; Некоторые новаторские черты стиля Бетховена, М., 1967; Произведения Скрябина позднего периода, М., 1969; Памяти Николая Сергеевича Жиляева, "СМ", 1970, No 8 (совм. с Ю. Оленевым); Образное содержание и темповая интерпретация некоторых сонат Бетховена, в сб.: Бетховен, вып. 2, М., 1972: Из истории интерпретаций произведений Скрябина, в сб.: Музыкальное исполнительство. Седьмой сб. ст., М., 1972; Симфоническое творчество А. Онеггера, М., 1972; О крупных фортепианных произведениях Скрябина позднего периода, в сб.: А. Н. Скрябин, М., 1973; Читая книгу о Монтеверди, "СМ", 1973, No 12. И. М. Ямпольский. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Паделy (Pasdeloup) Жюль Этьенн (15 IX 1819, Париж - 13 VIII 1887, Фонтенбло, близ Парижа) - франц. дирижёр и муз.-обществ. деятель. В 1829-34 учился игре на фп. у П. Циммермана, Ф. Базена, М. Карафа и др. в Парижской консерватории, где позднее работал в качестве сверхштатного педагога (1841-50), преподавал игру на фп. (1847-50), вёл класс вок. ансамбля (1855-68). В 1851 организовал "Об-во молодых артистов консерватории", дирижировал его симф. оркестром (исполнял музыку совр. франц. и иностр. композиторов). На основе этого об-ва в 1861 он основал общедоступные воскресные "Народные концерты классической музыки", к-рые познакомили франц. публику с соч. многих совр. иностр. композиторов, в т.ч. М. И. Глинки, И. Брамса, Н. Гаде, Р. Шумана (назывались также "Концерты Падлу"). Вскоре они стали крупнейшим конц. предприятием (существовали до 1884; возобновлённые в сезоне 1886-87, вскоре прекратили своё существование, не выдержав конкуренции с "Концертами Колонна" и "Концертами Ламурё"). Одноврем. дирижировал парижскими муж; хорами разл. об-в, в т.ч. "Орфеоном" (1860-73), был директором "Театр лирик" (1868-70, поставил оперу "Риенци" Р. Вагнера). В 1885 организовал концерты в Монте-Карло, затем фп. классы в Париже. П. - автор мазурок, полек, вальсов, кадрилей и др. танц. пьес для фп. В 1920 дирижёр Рене-Батон создал в Париже "Ассоциацию концертов Падлу", к-рая продолжает традиции П., устраивая воскресные концерты. Литература: E1wart A. A. E., Histoire des concerts populaires, P., 1864. Г. С. Скудина. |
Падовано А. - см. Аннибале Падовано. |
Падре Мартини - см. Мартини Дж. Б. |
Арий Моисеевич (21 I (2 II) 1887, Пермь - 6 I 1953, Москва) - сов. дирижёр. Нар. артист СССР (1940). Член КПСС с 1941. В 1904 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки у Л. С. Ауэра. Выступал как скрипач-солист. В 1905 дебютировал как дирижёр в оперном т-ре Екатеринбурга (Свердловска), где был до этого хормейстером и помощником дирижёра. Работал дирижёром оперных т-ров Перми, Казани, Саратова, Минска (1905-08), Оперного театра С. И. Зимина в Москве (1908-10), т-ров Харькова, Одессы, Киева, Тбилиси (1910-16), оперной труппы петроградского Народного дома (1916-18), где имел возможность близко познакомиться с исполнительским искусством Ф. И. Шаляпина. После Великой Oкт. социалистич. революции деятельность П. была связана с сов. муз. театром. В 1918 дирижёр и в 1936-43 художеств. руководитель и гл. дирижёр Ленингр. т-ра оперы и балета. В 1923-24 и в 1925-28 дирижёр, а в 1943-48 художеств. руководитель и гл. дирижёр Большого т-ра. В 1929-36 возглавлял оперные театры Баку, Свердловска, Харькова, Киева. П. - один из выдающихся оперных дирижёров 1-й пол. 20 в. Основу его репертуара составляли оперы рус. композиторов-классиков. П. осуществил также ряд постановок опер сов. композиторов. Поставил в Ленингр. т-ре оперы и балета оперы "Сказка о царе Салтане" (1937); "Броненосец "Потёмкин"" Чишко (1937), "Кармен" (1938), "Иван Сусанин" (1939; Гос. пр. СССР, 1942), "Чародейка" (1941; Гос. пр. СССР, 1941); "Емельян Пугачёв" Коваля (1942; Гос. пр. СССР, 1943), "Ночь перед Рождеством" (1943); в Большом т-ре - оперы "Фауст" (1924), "Валькирия" (1925), "Борис Годунов" (1927), "Иван Сусанин" (1945). Деятельность П. способствовала творч. росту мн. оперных т-ров СССР; он воспитал плеяду выдающихся оперных певцов. Как художник и организатор отличался бескомпромиссностью, требовательностью. Его спектакли были отмечены тонким вкусом, высоким мастерством оперного ансамбля, ритмич. дисциплиной, тонкой отделкой деталей. Автор кн. "Записки дирижёра" (М., 1966, 1968), принадлежащей к числу наиболее значит. работ в области теории и практики оперного исполнительства; глава из этого труда под названием "Дирижёр и певец" в 1959 вышла отд. изданием. Литература: Памяти А. М. Пазовского, "СМ", 1953, No 3; Коваль М., Выдающийся дирижёр, там же, 1953, No 11; Богданов-Березовский В., Ленинградский гос. академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л. - М., 1959, с. 163-67. Е. Я. Рацер. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Юозас Юргио (4 VIII 1912, Веселькишкяй, Пакруойского р-на Литов. ССР - 28 I 1948, Вильнюс) - сов. композитор, дирижёр, флейтист, педагог. В 1930 окончил Клайпедское муз. уч-ще. В 1931-1933 преподаватель Каунасского муз. уч-ща, с 1933 - Каунасской консерватории. В 1930-38 артист оркестра Каунасского т-ра. В 1938-39 совершенствовался в Лейпцигской консерватории по дирижированию и композиции. С 1940 дирижёр Каунасского т-ра (с 1941 также и Т-ра муз. комедии). Сочинения: балет - Невестка (Suzadetine, 1943); для орк. - Легенда (Legenda, 1933), симф. поэма Литуаника (Lituanika, 1935), Романтическая увертюра (Romantiskoji uvertiura, 1936), Героическая увертюра (Herojiskoji uvertiura, 1947), Пасторальная симфония (не окончена); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. фп. трио (1945), каприччо для флейты и фп. (1931), каприччо для влч. и фп. (1932); романсы, хоры и др. Литература: Juodpusis V., Juozas Pakalnis, Vilnius, 1972. Ю. К. Гаудримас. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Эльфрида Яновна (р. 2 VI 1912, Рига) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. Латв. ССР (1947). Чл. КПСС с 1952. Деп. Верх. Совета СССР 2-го и 3-го созывов. Брала уроки пения у П. Сакса (Рига, 1931-40) и у Н. Г. Райского (Москва, 1942-46). С 1938 выступала как конц. певица. В 1940-41 и в 1944-56 солистка Латв. т-ра оперы и балета; дебютировала в партии Царицы ночи. В 1941-44 солистка Ивановской и Моск. филармоний, в 1956-1970 - Латв. гос. филармонии. Голос певицы сильный, красивого тембра. Исполнению свойственны артистичность, тонкая музыкальность, виртуозность. Партии: Антонида; Марфа ("Царская невеста"), Царевна-Лебедь, Розина, Лакме, Джильда, Виолетта и другие. Гос. пр. СССР (1946, за конц.-исполнит. деятельность). Литература: Дымный М. Г., Эльфрида Пакуль, М. - Л., 1947; Вriеdе-Вu1avinоvа V., Elfrida Pakule, Riga, 1970. В. И. Зарубин. |
Пакьеротти (Pacchiarotti, Pachierotti) Гаспаре (крещён 21 V 1740, Фабриано, Анкона - 28 X 1821, Падуя) - итал. певец-кастрат (сопранист). Ученик Ф. Дж. Бертони. Пел в соборах, в т.ч. св. Марка в Венеции. На оперной сцене дебютировал в 1766 (партия Улисса в опере "Ахилл на Скиросе" Гасмана, т-р "Сан-Джованни Кризостомо", Венеция). В 1768 участвовал под рук. Б. Галуппи в пост. его оперы "Покинутая Дидона" в Петербурге. С 1769 приобрёл известность в Италии. Пел в Венеции, Палермо, Неаполе (в операх Н. Пиччинни и К. В. Глюка, 1774), Милане, Турине и др. городах. С триумфом гастролировал в Лондоне (1778-84, 1790-91, в 1791 исп. сольную кантату "Ариадна на Наксосе" Гайдна под упр. автора). Пел на открытии т-ров "Ла Скала" (1778, Милан) и "Фениче" (1792, Венеция). В 1796 оставил сцену. Партии (первый исполнитель): Александр ("Александр в Индии" Пиччинни, 1774), Артаксеркс ("Артаксеркс" Бертони, 1776), Юлий Сабин ("Юлий Сабин" Сарти, 1780), Цезарь ("Смерть Цезаря" Бьянки, 1789) и др. П. занимался вопросами теории пения. В 1836 в Милане была изд. "Школа пения" А. Калегари с трактатом П., посв. правилам исполнения мелизмов ("Modi generali del canto premessi alle maniere parziali onde adornare о rifiorire le nude о semplici melodie о cantilene giusta il metodo di G. Pacchiarotti"). Литература: Сeссhini G., Cenni biografici intorno a G. Pacchierotti, Padova, 1844; Vernon Lee, Il Settecento in Italia, Mil., 1881, Napoli, 1932 (рус. пер. - Вернон Ли (Pадже В.), Италия. Избранные страницы, (ч. 2), Музыкальная жизнь в XVIII веке, М., 1915); Monaldi G., Cantanti evirati celebri del teatro in italiano, Roma, 1920; Smith W. С., The Italian opera and contemporary ballet in London. 1789-1820, L., 1955; Heriot A., The castrati in opera, L., 1956. А. И. Гундарёва. |
Палантай И. С. (наст. фам. Ключников) Иван Степанович (11(23) IV 1886, дер. Кокшамары, ныне Звениговского р-на Map. АССР - 11 VII 1926, Москва) - сов. композитор, хормейстер, фольклорист и педагог. Чл. КПСС с 1918. Учился в муз. уч-ще РМО в Казани, в 1906 за активное участие в революц. движении был сослан в Вольск Вологодской губ., с 1909 работал регентом на Урале, в 1914-15 учился на регентских курсах Придворной певческой капеллы в Петрограде. С 1919 в Краснококшайске (ныне Йошкар-Ола). П. - зачинатель проф. муз. творчества марийцев, автор многочисл., гл. обр. хоровых, произведений. Организовал в 1923 Образцовый нар. хор при педагогич. уч-ще в Краснококшайске, положив начало формированию марийского хорового иск-ва. Значит. роль в развитии марийской музыки сыграли кантата П. "Марийскому съезду Советов" и хоры - "Радуйся", "Гусли", "Воды текут" и др. П. составил сб-ки песен, в к-рые вошли обработки нар. песен и оригинальные произв. П.: "Сборник марийских народных песен для детских садов и 1-2 года обучения в школах 1 ступени... с приложением хоровых произведений" (М., 1923); "Пионер - муро" ("Пионерские песни"; Краснококшайск, 1926); "Избранные песни для хора а cappella" (M., 1938); "Мурызылан" ("Певцу"; Йошкар-Ола, 1960). Литература: Эшпай Я. A., И. С. Палантай - первый марийский композитор, Учёные записки Марийского н.-и. ин-та языка, литературы и истории, 1951, вып. 4; Яшмолкина И. В., И. С. Ключников-Палантай, Йошкар-Ола, 1973. |
Паласио К. (Palacio) Карлос (р. 13 I 1911, Алькой, близ Аликанте) - испан. композитор. Учился композиции у П. Касаса (с 1927) и К. дель Кампо (1932-34) в Мадридской консерватории. В нач. 1930-х гг. рук. рабочих хоров (писал для них песни социально-поли-тич. содержания) и муз. критик газ. "Мундо обреро". В 1935 написал музыку (совм. с Р. Альфтером) к комедии В. В. Маяковского "Клоп" (пост. в т-ре "Реаль", Мадрид, 1935). После военно-фаш. мятежа (июль 1936) руководил агитбригадой "Фронтовые рупоры", создавал массовые боевые, революц. и антифаш. песни. Среди них - ставшие популярными и в СССР песни "Стальные колонны" и "В бой идём мы". С установлением франкистского режима (1939) перешёл на нелегальное положение (до 1951), с 1952 жил как политэмигрант в Париже, где создал циклы романсов и хор. соч. на стихи совр. испан. поэтов - "На свободу!" (1961), "Вставай, Испания!" (1964), "Песни Испании" (1967) на сл. Р. Альберти; кантаты "Аврора" (сл. А. Гавина, посв. крейсеру "Аврора", 1969), "Ленин" (сл. Б. де Отеро, 1970; имеется грамзапись в исполнении Рус. хор. капеллы под упр. A. A. Юрлова); 23 пьесы для фп. "Испания в сердце моём" (посв. испан. нар.-освободит. войне, 1974 и 1977) и др. (везде - даты изданий; б.ч. изд. в Москве). С сер. 70-х гг. творчество П. получило признание на родине. Музыка П. мелодична, отличается нац. колоритом, поэтичностью, лиризмом; массовые песни - революционным пафосом; фп. пьесы - преим. танцевального, а также лирич. характера. Литературные сочинения: Советский Союз в моём сердце, "СМ", 1966, No 2. Г. М. Шнеерсон. |
Палелла А. (Palella) Антонио (8 X 1692, Неаполь - 7 III 1761, там же) - итал. композитор. Биографич. сведения почти не сохранились. С 1737 был 2-м клавесинистом в т-ре Сан-Карло в Неаполе, участвовал в подготовке к пост. опер иностр. композиторов (иногда дописывал музыку к неоконч. произв., напр. к "Тиграну" И. А. Хассе); переработал либр. ряда итал. опер, гл. обр. опер-буффа, а также неск. опер-сериа, к к-рым он также писал отд. муз. номера, преим. арии в старом классич. стиле. |
Паленичек Й. (Palenнcek) Йозеф (р. 19 VII 1914, Травник, Югославия) - чеш. композитор, пианист и педагог. Брал уроки игры на фп. у К. Хофмейстера, композицию изучал в консерватории под рук. О. Шина (1930-33) и в Школе мастеров при этой консерватории под рук. В. Новака (1933-36) в Праге, пользовался советами (по композиции) А. Русселя, совершенствовался у Д. А. Алексаняна и П. Фурнье (фп.) в "Эколь нормаль" в Париже (1936-37). С 1935 концертировал как пианист в Чехословакии, Югославии, странах Зап. Европы, в Турции, СССР (1959, 1972). Выступал как ансамблист в трио со скрипачом А. Плоцеком и виолончелистом Ф. Сметаной (позднее с М. Садло). В 1939-42 преподавал игру на фп. в Пражской консерватории, с 1963 профессор по классу фп. и камерного ансамбля Академии изящных иск-в в Праге, одноврем. солист Чеш. филармонии в Праге и Моравской филармонии (с 1957) в Оломоуце. В своём творчестве П. продолжает традиции чеш. муз. классики, широко использует нац. мелос; произв. П. отличаются развитой полифонией. Автор ряда инструктивных работ, ставших учебными пособиями. Сочинения: оратория - Поэма о человеке (Pнsen о clovecu, 1961); концерты с орк. - 3 для фп. (1939, 1952, 1961), для саксофона (1944), для флейты (1955), камерное концертино для кларнета (1957); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1954), вариации на тему хорала (Variace na chorбlovou pнsen, для влч. и фп., 1943); соната для фп. (1936), сюита для кларнета и фп. (1943); сюита для саксофона соло (1959): хоры; песни на слова кит. поэтов (1947). А. Г. Юсфин. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Палечек Й. (Palecek) Йосеф (Осип Осипович, Иосиф Иосифович) (6 (18) IX 1842, Естржаби-Лота, близ г. Колин, Чехия - 11(24) II 1915, Петроград) - чеш. и рус. певец (бас), педагог, режиссёр. По национальности чех. Обучался в Пражской органной школе, брал уроки пения в Праге у проф. Ф. Пиводы, участвовал в хоре чеш. оперной труппы Временного т-ра. В 1864 дебютировал в Пражской чеш. опере (Зорастро в "Волшебной флейте"), став вскоре одним из ведущих солистов труппы, соратником Б. Сметаны в создании нац. оперы. Среди партий - Кецал ("Проданная невеста"), Мефистофель; Кардинал ("Дочь кардинала" Галеви), Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Фальстаф ("Виндзорские проказницы" Николаи); с особым успехом выступал в пражских премьерах опер М. И. Глинки, прошедших под рук. М. А. Балакирева (партии - Иван Сусанин (1866) и Фарлаф (1867)). В 1869 гастролировал в России, пел в оперных спектаклях, выступал в концертах с певицей Г. Роубаловой и скрипачом Ф. Лаубом. По совету Балакирева дебютировал в 1870 на сцене Мариинского т-ра в партии Мефистофеля, был принят в состав труппы и поселился в России. Обладал яркими вок. данными, тонким чувством стиля. В числе партий - Гудал, Калашников ("Демон", "Купец Калашников" Рубинштейна), Генрих Птицелов, Вальтер ("Лоэнгрин", "Тангейзер"), Амонасро; Сен-Бри, Бертрам ("Гугеноты", "Роберт-Дьявол"), Лепорелло; Каспар ("Вольный стрелок"), Бенно ("Фра-Дьяволо"). На протяжении ряда лет регулярно гастролировал (в летние месяцы) в Одесском оперном т-ре. Оставив сцену в 1882, П. работал репетитором вокалистов и руководителем хора Мариинского т-ра; позже был режиссёром, ближайшим сотрудником Э. Ф. Направника. Осуществил первые пост. опер: "Иоланта" (1892); "Млада" (1892) и "Сервилия" (1902) Римского-Корсакова, "Орестея" Танеева (1895), "Капитанская дочка" Кюи (1911), возобновил пост. опер "Князь Игорь", "Пиковая дама", "Ночь перед Рождеством" и др. Ставил также оперные спектакли в Большом зале Петерб. консерватории, Эрмитажном т-ре, Муз.-драм. кружке. П. внёс значит. вклад в разработку принципов реалистич. оперной режиссуры, обращая особое внимание на решение массовых сцен и мизансцен. С 1888 преподавал в Петерб. консерватории сценич. подготовку (зав. оперным классом), с 1912 профессор. Автор оперных либретто, в т.ч. "Франчески да Римини" Направника (совм. с Е. П. Пономарёвым). Литература: М. И(ванов) И. И. Палечек, "ЕИТ", Сезон 1894-1895 гг., СПБ, 1896; Ник. Ф(индейзен), 35-летний юбилей О. О. Палечека (1870-1905), "РМГ", 1905, No 18; Tимофеев Г., Памяти И. И. Палечека, "Речь", 1915, 13 февр.; Zе1еnэ V. V., J. Palecкk, "Divadelnн listy", 1881, NiNo 2; R1acek V., Celkovэ zivotopis, "Dalibor", 1913, No 35; Nejedlэ Zd., Za Josйfem Paleckom, "Smetana", 1915, No 93/94. M. M. Яковлев. |
Вахтанг Леванович (2 VII 1919, Тбилиси - 7 XII 1980, там же) - сов. дирижёр и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1965). Чл. КПСС с 1945. В 1943 окончил Тбилисскую консерваторию у А. В. Гаука. Дебютировал в 1941 в Москве. С 1944 дирижёр, в 1968-73 гл. дирижёр Груз. т-ра оперы и балета. В репертуаре П. св. 70 опер и балетов отечеств. и заруб. композиторов (оперы "Абесалом и Этери", "Даиси" и "Латавра" З. Палиашвили, балеты "Медея" и "Гамлет" Габичвадзе, все балеты и опера "Пиковая дама" Чайковского, "Аида" и др.). Дирижировал также симф. концертами. Гастролировал за рубежом. С 1944 преподавал в Тбилисской консерватории (с 1964 профессор), был зав. кафедрой хор. дирижирования. Как муз. редактор подготовил к изданию партитуры опер "Абесалом и Этери", "Даиси" З. Палиашвили и клавир балета "Горда" Д. Торадзе, ряд хор. произв. Груз. композиторов и др. Гос. пр. Груз. ССР им. З. Палиашвили (1971). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Палиашвили И. П. (Палиев) Иван Петрович (1 (13) X 1868, Кутаиси - 7 III 1934, Тбилиси) - сов. дирижёр и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1924). Брат З. П. Палиашвили. В 1888-89 занимался в Петербурге у Н. А. Римского-Корсакова по композиции и у В. И. Сука по дирижированию. С 1889 работал дирижёром во мн. оперных труппах (Пермь, Рига, Киев, Харьков, Петербург, Одесса и др.), пропагандировал оперные и симф. произв. рус. и западноевроп. классиков; под его упр. впервые исполнялись мн. соч. груз. композиторов. В Грузии как дирижёр выступал в 1911-14; в 1922-1934 гл. дирижёр Груз. т-ра оперы и балета. Продолжал традиции рус. муз. исполнительского иск-ва, был одним из лучших интерпретаторов оперных произв. груз. композиторов. Инициатор создания молодёжного симф. оркестра (1925-26). Преподавал в оперной студии Тбилисской консерватории (1922-25). М. Д. Кацева. |
Леван Петрович (25 I (6 II) 1895, Тбилиси - 10 VI 1976, там же) - сов. композитор, музыковед, педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1967). Муз. образование получил под рук. брата - З. П. Палиашвили - в Тбилисском муз. уч-ще. В 1922 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции К. Н. Шведова, был также учеником Н. Н. Черепнина, Ф. А. Гартмана. В 1922-33 преподавал в муз. уч-щах Телави, Тбилиси, Кутаиси. В 1933-53 зав. учебной частью и преподаватель теоретич. предметов во 2-м Тбилисском муз. уч-ще, одновременно в 1933-75 преподавал в Тбилисской консерватории (с 1941 доцент). Автор опер "Мать и сын", "Витязь в тигровой шкуре" (1922, 1925; обе - в конц. исполнении, Тбилиси), "Иавнана" ("Колыбельная"; 1963, Груз. т-р оперы и балета), произв. для симф. оркестра, для фп., хоров, романсов, песен, а также ряда книг; работы "Методика преподавания теории музыки", "Побочные доминанты", "О темпах оперы ?Абесалом и Этери"" остались в рукописи. Сочинения на груз. яз.: Гармонический язык оперы "Абесалом и Этери", Тб., 1938; Гармонический язык оперы "Даиси", Тб., 1944; Учебник по элементарной теории музыки, Тб., 1958; Гармония. Учебник для студентов музыкальных училищ и консерватории, Тб., 1963. Литература: Семья музыкантов, "Советская культура", 1963, 8 июня. М. Д. Кацева. |
Паликарова-Вердей Р. (Palikarova-Verdeil) Райна (17 VIII 1904, Добрих - 24 XII 1960, Париж) - болгарский музыковед. Чл. болг. академии наук (1960). В 1926 окончила Гос. муз. академию в Софии и в 1930 - Сорбонну в Париже (ученица А. Пирро). Возвратившись в Болгарию, занималась изучением византийской невменной нотации. С 1933 жила в Париже. Получили известность ее работы о византийской музыке, её влиянии на муз. культуру болгар (9-14 вв.) и др. славянских народов, в т.ч. на рус. музыку средних веков (сравнительный анализ византийских невм и др.-рус. знамен). Сочинения: La musique byzantine chez les Slaves (Bulgareset Russes) aux IX et X siиcles, в сб.: Actes du VI congrиs international detudes byzantines, v. 2, P., 1951, La musique byzantine chez les Slaves, Bulgares et Russes aux IX et X siиcles, "Byzantinoslavica", 1949, v. 10, No 2, p. 268; La musicologie byzantine et les documents slavons, там же, 1950, v. 11, No 1, p. 82; La musique byzantine chez les Bulgares et les Russes (du IX au XIV siиcle), Cph., 1953. |
Палицын И. О. (наст. фам. Палице, Palice) Иван (Ян) Осипович (17 XI 1865, Влиневес, близ Мельника, Пражского окр. - 3 VI 1931, Свердловск) - сов. дирижёр. По национальности чех. Засл. арт. Республики и Герой Труда (1925). Сын скрипача Иосифа (Иозефа) Ивановича Палице (ум. 1902), переехавшего с семьёй в Россию (1868), принявшего рус. подданство (1872) и служившего в оркестре Большого т-ра в Москве (с 1882). П. учился в Киеве - во 2-й гимназии и муз. уч-ще (класс скрипки О. Шевчика). В 1890 окончил медицинский ф-т Моск. ун-та, где участвовал в студенч. квартетах и был вторым дирижёром оркестра, руководимого М. Эрдмансдёрфером. С 90-х гг. всецело занялся муз. деятельностью. Был одним из организаторов постоянной оперной труппы в Саратове, где дирижировал в 1890-1901 (с перерывами), с 1903 - параллельно в Саратове и Казани, затем по неск. сезонов в Киеве (в т.ч. в 1917-23, также преподавал в консерватории), Москве (с 1906 неск. сезонов в Оперном т-ре Зимина), Одессе (неск. сезонов до 1917, вагнеровский цикл) и мн. др. городах, с 1924 до конца жизни (кроме сезона 1929- 1930) в Свердловске (оперный т-р, летние симф. сезоны; орк. и оперный классы в муз. уч-ще). Под упр. П. прошли премьеры опер "Сестра Беатриса" Гречанинова (1912, Оперный т-р Зимина), "Флорентинская трагедия" Яновского (1914, Одесса), "Овод" Трамбицкого и "Прорыв" Потоцкого (1929, Свердловск) и др. Сестра П. - Анна Палице (ум. 1935), певица (сопрано), пела в оперных т-рах; младший брат - Антон Палице (ум. 1914), юрист по образованию, виолончелист, играл в симф. и оперных оркестрах Москвы, в 1909-1913 дирижёр Большого театра; двоюродный брат П. - Теодор (Богдан) Палице (1868-1916), виолончелист, пианист, дирижёр, педагог и композитор (фп. пьесы, песни и др.), работал в России (в Одессе, Астрахани и др. городах). Литература: Шампаньер А. М. (сост.), Русский театр, вып. 1, К., 1905; Р., И. О. Палицын, "Уральский рабочий", 1925, 12 апреля; И. О. Палицын (некролог), там же, 1931, 5 июня; Из музыкального прошлого. Сб. очерков, ред.-сост. Б. С. Штейнпресс, (вып.) 1-2, М., 1960-65. Б. С. Штейнпресс. |
Палли З. (Pally) Зенаида (р. 10 VI 1919, Сороки) - рум. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. СРР (1962). Занималась в Ин-те экономич. наук и Ин-те иск-в в Бухаресте, в 1944 окончила Бухарестскую консерваторию по классам пения и фп.; с того же года солистка Рум. т-ра оперы и балета (дебютировала в партии Маддалены в "Риголетто"). Обладает сильным голосом сочного бархатистого тембра. Виртуозное вок. мастерство и яркое драм. дарование позволяют певице создавать выдающиеся по художеств. значению образы; в 50-60-е гг. П. была признана одной из лучших в Европе исполнительниц партий Кармен, Далилы, Амнерис. Первая в Румынии исполнительница партии Сфинкса в опере "Эдип" Энеску. Уделяет большое внимание сценич. рисунку роли, костюмам (нередко является их автором). Среди партий: Марина Мнишек; Полина ("Пиковая дама"), Княгиня ("Русалка"), Ваня, Кончаковна, Азучена; Эболи ("Дон Карлос"), Ульрика ("Бал-маскарад"), Адальжиза ("Норма"), Ортруда ("Лоэнгрин"), Октавиан ("Кавалер роз"), Смаранда ("Восстание" Г. Думитреску). Вела активную деятельность как камерная певица, выступала в вокально-симф. концертах (участвовала в исполнении "Высокой мессы" Баха, Stabat Mater Перголези, Реквиемов Моцарта и Верди, "Песни о земле" Малера и др.)? Гастролировала во мн. странах мира, в т.ч. неоднократно в СССР (впервые в 1952). Гос. пр. СРР (1954). Литература: Грошева Е., Румынские певцы на советской сцене, "СМ", 1956, No 12; Призвание, "Народная Румыния", 1961, No 4. Р. Э. Лейтес. |
Палмгрен С. (Palmgren) Селим (16 II 1878, Пори - 13 XII 1951, Хельсинки) - фин. композитор, пианист и дирижёр. Чл. Швед. корол. академии музыки (1950). В 1895-99 учился в Муз. ин-те в Хельсинки (с 1928 консерватория) у М. Вегелиуса (гармония, контрапункт) и у В. Петцета, X. Мельцера и К. Экмана (фп.). В 1899-1901 совершенствовался как пианист (в т.ч. у Ф. Бузони в Берлине), в 1906-09 жил в Италии. В 1909-12 дирижёр симф. оркестра Муз. об-ва в Турку. Много гастролировал как пианист и дирижёр в странах Зап. Европы и в США (1921; в 1921-1926 преподавал композицию в Истменской муз. школе в Рочестере). С 1927 работал в Хельсинки, преподавал в консерватории (в 1939-51 профессор по классам гармонии, композиции и фп. Муз. академии им. Я. Сибелиуса). Одноврем. (с 1930) выступал как муз. критик в издаваемой в Финляндии швед. газете "Huvudstadsbladet". Написал автобиографию. Творчество П. носит ярко выраженный нац. характер; выделяются циклы программных фп. миниатюр (ок. 150 пьес), а также муж. хоры с оркестром. Как композитор и исполнитель продолжал традиции романтич. пианизма Ф. Шопена и Р. Шумана (деятельность последнего интересовала П. и как муз. критика). Сочинения: опера-Даниель Хьюрт (Daniel Hjort, 1910, Турку; 1938, Хельсинки); 2 кантаты - к 700-летию Турку (Turun Lilja, 1929) и к 500-летию Наантали (Armonlaakson laulu, 1944) и др.; для орк. - 4 симф. картины Из Финляндии (Suomesta), сюита Времена года (Vuodenajat), Пастораль в 3 картинах, Лирич. сюита, пьесы; для инструмента с орк. - 5 концертов для фп. (1904; 2-й, Поток - Virta, 1913; 3-й, Метаморфозы - Metamorfooseja, 1916; 4-й, Апрель - Huhtikuu, 1928; 1940) и др.; хоры - цикл баллад для муж. хора с орк., в т.ч. Девушка из Торпы (Torpan tyttц), Мореплаватель у смолокуров (Sjцfararen vid milan) и др.; для фп. - 2 сонаты, сюита, пьесы; пьесы для скр. с фп. (более 100), в т.ч. Фантазия; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра; обр. нар. песен. Литературные сочинения: Minusta tuli muusikko, Parvoo, 1948. Литература: Katalogi over Selim Palmgrens samtliga kompositioner, Hels., 1922; Mдkinen T., Nummi S., Musica fennica, Hels., 1965 (рус. пер. Mякинен T., Hyмми С., Финская музыка, Хельсинки, 1965). Г. И. Лапчинский. |
Палоташ (венг. palotas, от palota - дворец) - венг. парный бальный танец, возникший на основе нар. танц. музыки в нач. 19 в. Обычно состоял из 3 частей: лашшан (от lassan - медленно), цифра (от cifra - украшенный) и фришш или фришка (от friss, frisska - бодрый). Муз. размер первых двух частей - 4/4, третьей части - 2/4. На основе П. в сер. 19 в. сложился чардаш. Мелодико-ритмич. особенности П. используются в "Венгерских рапсодиях" Листа, в балете "Раймонда" Глазунова (Grand pas hongrois). |
Петрас-Витаутас Салямоно (p. 16 VIII 1924, Круонис Кайшядорского р-на) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1974). В 1954 окончил Литов. консерваторию по классу композиции у А. Рачюнаса (в 1946-50 занимался по классу скрипки), с того же года зав. муз. редакцией Изд-ва художеств. лит-ры, в 1969-73 работал в Респ. Доме профсоюзов. Самобытное творчество П. опирается на нац. муз. фольклор. Сочинения: опера На распутье (Kryzkelйje, 1967, Вильнюс); для солистов, хора и орк. - кантаты Мы за дружбу (Mes uz draugyste, 1954), Не потушить крылатого пожара революции (Neuzgesint revoliucijos gaisro sparnuoto, 1970); для орк. - симфония (1958), поэма Палангос Юзе (1960), сюита Вильнюсские акварели (1962); концерт для влч. с орк. (1973); песни, в т.ч. цикл Северное море (Siaures jura, на сл. Г. Гейне, 1964). |
Валентина Дмитриевна (р. 1 IX 1929, г. Петриков Гомельской обл.) - сов. певица (контральто). Нар. арт. РСФСР (1979). Участница художеств. самодеятельности. Пению обучалась у И. П. Яунзем. В 1953-58 солистка Белорус. нар. хора, в 1958-63 - хора рус. песни Смоленска, с 1963 - Смоленской филармонии. В репертуаре певицы рус. нар. песни, произв. сов. композиторов. |
Мати-Йоханнес (р. 13 I 1942, Таллин) - сов. певец (бас) и педагог. Нар. арт. Эст. ССР (1980). В 1968 окончил Таллинскую консерваторию у Ж. Д. Сиймон. С 1969 солист Эст. т-ра оперы и балета. Партии: Борис Годунов, Пимен; Рене ("Иоланта"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Селим ("Турок в Италии" Россини), Филипп II, Атилла ("Атилла" Верди), Осмин ("Похищение из сераля" Моцарта), Каспар ("Вольный стрелок"), Борис Тимофеевич ("Катерина Измайлова"), Вахо ("Викерцы" Аава), Мехис ("Огни мщения" Каппа). В конц. репертуаре П. св. 300 произв., среди них большое место занимают соч. эст. композиторов. 2-я пр. на Междунар. конкурсе вокалистов им. Ф. Виньяса (1972, Барселона). Гастролирует за рубежом. С 1976 преподаватель Таллинской консерватории. |
Сергей Александрович (20 V (1 VI) 1849 - 6 (19) IX 1915) - рус. артист оперетты, режиссёр, антрепренёр. Сын драматурга А. И. Пальма и актрисы К. Г. Мальм. Дебютировал как водевильный актёр (1868). В нач. 70-х гг. вступил в антрепризу Г. С. Вальяно (Ростов-на-Дону). В 1877 создал собственную антрепризу, организовывал оперные, драм., опереточные труппы, работавшие в Одессе, Николаеве, Тбилиси, Петербурге. В 1887-91 труппа П. выступала в петерб. Малом, затем в Панаевском т-ре на Адмиралтейской набережной. С 1910 П. - режиссёр "Весёлого т-ра", одноврем. играл в т-ре Сабурова (Пассаж). В 1912 прекратил регулярные выступления, участвовал в отд. спектаклях и обозрениях-кабаре. П. был комиком-буфф со склонностью к эксцентрике. Прославился исполнением ролей Колхаса ("Прекрасная Елена" Оффенбаха) и Зупана ("Цыганский барон" И. Штрауса); нередко вставлял в текст роли импровизированные куплеты и остроты на злобу дня. Был особенно популярен в среде купцов и мещан, к запросам к-рых приноравливал репертуар и стиль исполнения, поступаясь нередко природной мягкостью и благородством сценич. манеры. Среди ролей: Губернатор ("Перикола" Оффенбаха), Лоран ("Маскотта" Одрана), Шенгал ("Десять невест и ни одного жениха" Зуппе), Цвак ("Мартин-рудокоп" Целлера) и др. Литература: Кошевский A., Памяти С. А. Пальма, "Рампа и жизнь", 1915, No 37; Янковский М., Оперетта, Л. - М., 1937. А. Р. Владимирская. |
Николай Евграфович (27 II (11 III) 1838, с. Николаевка Мензелинского у. Уфимской губ. - 23 IX (5 X), по др. данным, 25 IX (7 X) 1888, близ Самары) - рус. фольклорист, собиратель нар. песен. Окончил Казанский ун-т. Работал мировым посредником в родном селе. Ему принадлежит сб. "Крестьянские песни, записанные в селе Николаевке Мензелинского уезда Уфимской губернии" (с прилож. лит.-библиографич. материала; изд. после смерти П., СПБ, 1888, 2-е изд., М., 1896) - одна из первых работ в рус. фольклористике, посв. песенному иск-ву одного села; содержит 125 песен. П. записывал тексты протяжных рус. песен в том виде, в каком они звучат в пении. В муз. отношении записи П. ценны тем, что в них приведены разл. мелодич. варианты песен. П. принадлежит также второй сб. - записи рус. одноголосных песен (рукописи хранятся в Гос. лит. музее в Москве и б-ке Моск. консерватории). По своим взглядам на рус. нар. песню, изложенным в ст. "О музыкальном записывании русских народных песен с голоса крестьян" (1888), П. стоит ближе всего к Ю. Н. Мельгунову. Литература: H. E. Пальчиков, Некролог. "Нувеллист. Музыкальная и театральная газета", 1888, No 6. И. М. Ямпольский. |