Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПА"-"ПАЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПА"-"ПАЛ")

Па

Па (франц. pas, букв. - шаг, от лат. passus) - термин, применяемый по отношению к бальному танцу и балету.

1) Танц. шаг. Характеризуется определ. постановкой ног. Большинство П. взято из нар. танцев.

2) Сочетание танц. шагов, выполняемых на известное число тактов куплета танц. песни, мелодии нар. танца, а также на весь танц. номер в балете. В этом значении термин "П." вошёл в балетную практику как составная часть названия танца в балете, исполняемого одним, двумя или тремя артистами балета - па-дё-дё, па-де-труа, а также па д'аксьон и др. Из балета термин перешёл в бальный танец (па-де-па-тинер, па-де-катр, па-де-грас, па-д'эспань и др.).

3) В бытовом понимании - любое танц. движение.

Пабст П. А.

Павел Августович (27 V 1854, Кёнигсберг, ныне Калининград - 28 V(9 VI) 1897, Москва) - рус. пианист, композитор и педагог. По национальности немец. Учился игре на фп. у отца, затем у А. Дора в Академии музыки и сценич. иск-в в Вене. С детства концертировал в странах Европы. С 1874 давал уроки фп. игры в Риге, с 1878 преподавал в Моск. консерватории (в 1881-97 профессор). У П. учились мн. крупные музыканты: К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, С. М. Ляпунов, В. И. Буюкли и др. П. был пианистом-виртуозом, но несколько холодным и рациональным; отличался чувством формы, точностью артикуляции, разносторонностью техники. В обширном репертуаре были гл. обр. соч. Ф. Листа (исполнял наиболее совершенно) и Р. Шумана; менее удавались П. произв. Ф. Шопена (в интерпретациях недоставало подлинного лиризма); часто исполнял также соч. П. И. Чайковского и А. С. Аренского, с к-рыми находился в дружеских отношениях. П. -автор концерта для фп. с оркестром, фп. трио (посв. памяти А. Г. Рубинштейна), ряда пьес для фп. и др. Более известны его транскрипции соч. Чайковского (парафразы на темы из опер "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа" и балета "Спящая красавица"; обработки "Колыбельной") и А. Г. Рубинштейна (фантазия на темы из оперы "Демон"), а также переложение для фп. органной токкаты и фуги d-moll И. С. Баха.

Я. И. Мильштейн.

Павана

Статья большая, находится на отдельной странице.

Паваротти Л.

Паваротти Л. (Pavarotti) Лучано (р. 12 X 1935, Модена) - итал. певец (тенор). Был школьным учителем, пел в хоре. Занимался у А. Полы и Э. Кампогальяни. 1-я пр. на конкурсе вокалистов в Реджо-нель-Эмилии (1961), там же дебютировал на оперной сцене в партии Рудольфа ("Богема"). Пел в т-рах Италии и др. стран. Большое участие в творч. судьбе П. приняла Дж. Сатерленд. В составе оперной труппы, организованной певицей, он гастролировал в Австралии, по приглашению Сатерленд принимал участие во мн. спектаклях, записанных на грампластинки. С 1965 солист "Ла Скала". С 1968 регулярно поёт в "Метрополитен-опера". Один из крупнейших совр. оперных певцов, П. много гастролирует. Выступал в 1964 как стажёр, в 1974 в составе труппы "Ла Скала" в Москве.

Паверман М. И.

Марк Израилевич (р. 26 V(8 VI) 1907, Одесса) - сов. дирижёр, педагог. Нар. арт. РСФСР (1962). Чл. КПСС с 1947. В 1925 окончил Одесскую консерваторию, в 1930 - Моск. консерваторию по классу дирижирования у К. С. Сараджева. В 1930-31 дирижёр оркестра Советской филармонии ("Софил"), в 1931-34 - симф. оркестра Всесоюзного радио. В 1934-70 гл. дирижёр симф. оркестра в Свердловске (с перерывом в 1938-41, когда П. возглавлял симф. оркестр Ростовской филармонии). С 1935 преподаватель Свердловской консерватории (с 1946 профессор). Среди его учеников - В. М. Горелик, Е. Б. Терентьев, Е. В. Колобов, П. С. Варивода, П. И. Горбунов.

П. внёс большой вклад в развитие муз. культуры Урала. Созданный им оркестр Свердловской филармонии принадлежит к числу лучших симф. коллективов СССР. Лауреат 1-го Всесоюзного конкурса дирижёров (1938, Москва, 5-я пр.).

Литература: Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев и Я. Пла-тек, М., 1969.

Г. Я. Юдин.

Павлишин С. С.

Стефания Стефановна (р. 20 V 1930, Коломыя Ивано-Франковской обл.) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1955). В 1952 окончила историко-теоретич. ф-т Львовской консерватории (ученица А. Н. Котляревского), в 1955 - аспирантуру при Киевской консерватории. В 1949-52 преподавала фп., муз. лит-ру и сольфеджио в муз. школах Львова, в 1953-54 - историю музыки в Киевской консерватории. С 1955 ст. преподаватель, с 1960 доцент Львовской консерватории.

Сочинения: Д. В. Сiчинський, Кипв, 1956; Опера "Роксоляна" Д. Сiчинcького, в кн.: Науковi записки Львiвськоп консерваторiп, вип. 1, 1957; Хорова творчiсть Д. Сiчинського, там же, вип. 2, 1960; Г. Топольницький, там же; Николай Колесса - Первая симфония, в сб.: 55 советских симфоний, Л., 1961; Станислав Людкевич -Прикарпатская симфония, там же, "Заповiт" С. Людкевича, в сб.: Шевченко i музика, Кипв, 1966; Творчество А. Шёнберга 1899-1908 гг. в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969; "Мiсячний П'еро" А. Шёнберга, Кипв, 1972; Чарлз Айвз, Кипв, 1973; Станiслав Людкевич, Кипв, 1973.

H. H. Сидоренко.

Павлов Ф. П.

Фёдор Павлович (13(25) IX 1892, с. Богатырёво Казанской губ. - 2 VI 1931, Сочи) - сов. композитор, дирижёр, педагог, драматург. В 1911 окончил Симбирскую чуваш. учительскую школу, в 1911-13 преподавал в ней пение. После Октябрьской революции 1917 работал в органах юстиции и нар. образования Чуваш. АССР. В 1917 организовал самодеят. чуваш. театр в Акулеве (до нач. 20-х гг. был передвижным). С 1920 преподавал игру на скрипке, вёл курс по изучению нар. творчества в муз. школе Чебоксар, преподавал хор. пение в Чувашском муз. техникуме. Организатор (1920) и дирижёр Чувашского хора (с 1924 - Чуваш. гос. хор). В 1930 учился в Ленингр. консерватории (класс композиции М. О. Штейнберга). Один из первых чуваш. авторов пьес для драм. т-ра, муз. произв., в т.ч. симф. фантазии "Сарнай и палнай" (1928), и лит. работ. Написал марш "Вперед, Красная Чувашия" (изд. 1935), песни, вошедшие в сб. "Наши песни". Осуществил обработки многих чувашских народных песен.

Сочинения: Чуваши и их песенное и музыкальное творчество. Музыкально-этнографические очерки. Очерк I, Чебоксары, 1926; Собр. сочинений, т. 1-2, Чебоксары, 1962-71.

Литература: Илюхин Ю. А., Павлов Н. С., Федор Павлов, в изд.: Pавлов P., Собр. Соч., т. 1, Чебоксары, 1962.

Павлов-Арбенин А. В.

Александр Васильевич (30 VIII (11 IX) 1871, Петербург - 22 VI 1941, Ленинград) - сов. дирижёр и муз. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1937). Был пианистом-аккомпаниатором, выступал как оперный певец (драм. тенор). Дирижёрскую деятельность начал в 1897 в Петербурге, с 1905 дирижировал оперными спектаклями в петерб. Народном доме (до 1906; под его руководством были поставлены "Князь Игорь" и "Русалка" с участием Ф. И. Шаляпина), с 1906 - в провинциальных т-рах, затем в петерб. Т-ре муз. драмы (в 1913-18). После 1918 дирижировал спектаклями в Большом т-ре (Москва), в оперных т-рах Баку, Казани, Самары, Тбилиси, Свердловска. С 1934 гл. дирижер Т-ра оперы и балета в Саратове. Выступал и как симф. дирижер. П.-А. был ярко одарённым дирижёром, обладал большим темпераментом и богатой творч. фантазией. Вместе с тем его трактовка отд. произв. была спорной.

Под рук. П.-А. поставлены оперы: "Кармен", "Евгений Онегин", "Пиковая дама" (все - 1901, Харьков), "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", "Тангейзер" (все - 1902, Иркутск), "Фауст" (1905, Петербург), "Снегурочка" (1913, Петербург), "Шахсенем" Глиэра (1927, Баку), "За серп и молот" (на музыку оперы "Иван Сусанин", 1924, Одесса) и др.

Литература: 50 лет музыкальной и общественной деятельности А. В. Павлова-Арбенина, Саратов, 1937; Боголюбов Н. Н., Полвека на оперной сцене, М., 1957, с. 232-34; Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1955, с. 594-97, 1962; Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969.

Г. Я. Юдин.

Павловская В. К.

Павловская В. К. (наст. фам. Орлова) Валентина Константиновна (28 1(9 II) 1888, Пишборт, Польша - 10 IV 1947, Ленинград) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Засл. деят. иск-в РСФСР (1939). Брала уроки пения в Милане у А. Борга. В 1915 окончила Петрогр. консерваторию. В 1919-24 солистка оперных т-ров Ростова-на-Дону, Москвы (Оперный т-р Зимина), Харькова. В 1924-46 солистка Ленингр. т-ра оперы и балета. С большим успехом выступала в партии Саломеи ("Саломея" Штрауса, 1-я исполнительница в СССР, 1924). Др. партии: Ярославна; Мария ("Мазепа"), Фата Моргана ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева, 1-я исполнительница в СССР, 1926), Аида; Ортруда ("Лоэнгрин"). Выступала также на сцене Моск. и Свердловского т-ров оперетты.

Павловская Э. К.

Павловская Э. К. (урожд. Берман) Эмилия Карловна (28 VII(9 VIII) 1853, Петербург - 23 III 1935, Москва) - сов. певица (лирико-драм. сопрано) и вок. педагог. Засл. арт. РСФСР (1934). В 1873 окончила Петерб. консерваторию у К. Эверарди, затем в течение двух лет совершенствовалась в Италии, выступала в концертах. С 1876 солистка оперных театров Киева, Одессы, Тбилиси, Харькова, в 1883-84, 1888-89 - Большого т-ра (Москва), в 1884-88 - Мариинского т-ра (Петербург).

Обладала сильным, приятного тембра голосом, совершенной дикцией, превосходными внешними данными. Одна из лучших исполнительниц партии Татьяны на рус. сцене. Иск-во П. высоко ценил П. И. Чайковский. Она была первой исполнительницей партий Марии ("Мазепа", 1884) и Кумы ("Чародейка", 1887). Др. партии: Тамара, Наташа, Антонида, Людмила, Виолетта, Маргарита.

Вела педагогическую работу с 1892, с 1895 - в оперном классе Большого театра. Среди её учеников - Д. А. Смирнов.

Литература: Погожев В. П., Воспоминания о П. И. Чайковском, в кн.: Чайковский. Воспоминания и письма (сб.), П., 1924; Жегин Н., П. И. Чайковский и Э. К. Павловская, "СМ", 1934, No 8; П. И. Чайковский и Э. К. Павловская, в кн.: Чайковский на московской сцене. Первые постановки в годы его жизни, М. - Л., 1940.

Павловская-Боровик В. И.

Вера Ильинична (21 IX 1886, с. Чермоз Пермской губ. Соликамского у., ныне Свердловская обл. - 20 XII 1972, Ленинград) - сов. певица (сопрано), педагог и драм. актриса. Засл. арт. Каб.-Балк. АССР (1951). В 1910 окончила Школу сценич. иск-ва. Пению обучалась у И. П. Прянишникова и Ф. В. Литвин. Артистка оперной труппы Петерб. нар. дома (1911). В 1912-13 гастролировала в Гамбурге, где пела в ряде спектаклей с Э. Карузо, с 1914 солистка Мариинского т-ра. Позднее пела в ряде т-ров провинциальных городов. В 1920-25 артистка Первого передвижного драм. т-ра под рук. П. И. Гайдебурова. Выступала в концертах с пианисткой И. С. Миклашевской в Клубе друзей камерной музыки (1925). Преподавала с 1920, в 1933-60 - в Ленингр. консерватории (сольное и камерное пение; с 1941 доцент).

Сочинения: Н. Н. Фигнер, в сб.: H. H. Фигнер. Воспоминания. Письма. Материалы, Л., 1968; Caruso, в кн.: Fucito S., Beyer В. J., Caruso: Gesangskunst und-Methode, В., 1928 (рус. пер. - Э. Карузо, в кн.: Фучито С., Бейер Б. Дж., Искусство пения и вокальная методика Э. Карузо, Л., 1967); Воспоминания об А. Никише, в сб.: А. Никиш и русская музыкальная культура. Воспоминания, письма, статьи, Л., 1975.

Литература: В. М., В. Павловская-Боровик, "ЖИ", 1926, No 48.

Павловский вокзал

Статья большая, находится на отдельной странице.

Павчинский С. Э.

Сергей Эразмович (11(24) IX 1909, Екатеринослав, ныне Днепропетровск - 13 IX 1976, Репино, похоронен в Москве) - сов. музыковед. В 1932 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у Г. Р. Гинзбурга. В 1944-47 учился у M. P. Гнесина на теоретико-композиторском ф-те Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных. С 1947 редактор, в 1952-73 ст. редактор симф. и академич. редакций Музгиза (с 1964 - изд-во "Музыка"). Ред. собр. соч. Н. К. Метнера, избр. соч. С. С. Прокофьева, академич. издания соч. М. И. Глинки. Ему принадлежат многочисл. переложения для фп. в 2 руки, в т.ч. симфоний А. Н. Скрябина, П. И. Чайковского, симф. поэм Ф. Листа и др.

Сочинения: Руководство по графическому оформлению нотного текста, М., 1959 (совм. с А. Карцевым и Ю. Оленевым), 1973; Некоторые новаторские черты стиля Бетховена, М., 1967; Произведения Скрябина позднего периода, М., 1969; Памяти Николая Сергеевича Жиляева, "СМ", 1970, No 8 (совм. с Ю. Оленевым); Образное содержание и темповая интерпретация некоторых сонат Бетховена, в сб.: Бетховен, вып. 2, М., 1972: Из истории интерпретаций произведений Скрябина, в сб.: Музыкальное исполнительство. Седьмой сб. ст., М., 1972; Симфоническое творчество А. Онеггера, М., 1972; О крупных фортепианных произведениях Скрябина позднего периода, в сб.: А. Н. Скрябин, М., 1973; Читая книгу о Монтеверди, "СМ", 1973, No 12.

И. М. Ямпольский.

Паганини Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Падеревский И. Я.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Падлу Ж. Э.

Паделy (Pasdeloup) Жюль Этьенн (15 IX 1819, Париж - 13 VIII 1887, Фонтенбло, близ Парижа) - франц. дирижёр и муз.-обществ. деятель. В 1829-34 учился игре на фп. у П. Циммермана, Ф. Базена, М. Карафа и др. в Парижской консерватории, где позднее работал в качестве сверхштатного педагога (1841-50), преподавал игру на фп. (1847-50), вёл класс вок. ансамбля (1855-68). В 1851 организовал "Об-во молодых артистов консерватории", дирижировал его симф. оркестром (исполнял музыку совр. франц. и иностр. композиторов). На основе этого об-ва в 1861 он основал общедоступные воскресные "Народные концерты классической музыки", к-рые познакомили франц. публику с соч. многих совр. иностр. композиторов, в т.ч. М. И. Глинки, И. Брамса, Н. Гаде, Р. Шумана (назывались также "Концерты Падлу"). Вскоре они стали крупнейшим конц. предприятием (существовали до 1884; возобновлённые в сезоне 1886-87, вскоре прекратили своё существование, не выдержав конкуренции с "Концертами Колонна" и "Концертами Ламурё"). Одноврем. дирижировал парижскими муж; хорами разл. об-в, в т.ч. "Орфеоном" (1860-73), был директором "Театр лирик" (1868-70, поставил оперу "Риенци" Р. Вагнера). В 1885 организовал концерты в Монте-Карло, затем фп. классы в Париже. П. - автор мазурок, полек, вальсов, кадрилей и др. танц. пьес для фп. В 1920 дирижёр Рене-Батон создал в Париже "Ассоциацию концертов Падлу", к-рая продолжает традиции П., устраивая воскресные концерты.

Литература: E1wart A. A. E., Histoire des concerts populaires, P., 1864.

Г. С. Скудина.

Падовано А.

Падовано А. - см. Аннибале Падовано.

Падре Мартини

Падре Мартини - см. Мартини Дж. Б.

Пазовский А. М.

Арий Моисеевич (21 I (2 II) 1887, Пермь - 6 I 1953, Москва) - сов. дирижёр. Нар. артист СССР (1940). Член КПСС с 1941. В 1904 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки у Л. С. Ауэра. Выступал как скрипач-солист. В 1905 дебютировал как дирижёр в оперном т-ре Екатеринбурга (Свердловска), где был до этого хормейстером и помощником дирижёра. Работал дирижёром оперных т-ров Перми, Казани, Саратова, Минска (1905-08), Оперного театра С. И. Зимина в Москве (1908-10), т-ров Харькова, Одессы, Киева, Тбилиси (1910-16), оперной труппы петроградского Народного дома (1916-18), где имел возможность близко познакомиться с исполнительским искусством Ф. И. Шаляпина.

После Великой Oкт. социалистич. революции деятельность П. была связана с сов. муз. театром. В 1918 дирижёр и в 1936-43 художеств. руководитель и гл. дирижёр Ленингр. т-ра оперы и балета. В 1923-24 и в 1925-28 дирижёр, а в 1943-48 художеств. руководитель и гл. дирижёр Большого т-ра. В 1929-36 возглавлял оперные театры Баку, Свердловска, Харькова, Киева.

П. - один из выдающихся оперных дирижёров 1-й пол. 20 в. Основу его репертуара составляли оперы рус. композиторов-классиков. П. осуществил также ряд постановок опер сов. композиторов. Поставил в Ленингр. т-ре оперы и балета оперы "Сказка о царе Салтане" (1937); "Броненосец "Потёмкин"" Чишко (1937), "Кармен" (1938), "Иван Сусанин" (1939; Гос. пр. СССР, 1942), "Чародейка" (1941; Гос. пр. СССР, 1941); "Емельян Пугачёв" Коваля (1942; Гос. пр. СССР, 1943), "Ночь перед Рождеством" (1943); в Большом т-ре - оперы "Фауст" (1924), "Валькирия" (1925), "Борис Годунов" (1927), "Иван Сусанин" (1945).

Деятельность П. способствовала творч. росту мн. оперных т-ров СССР; он воспитал плеяду выдающихся оперных певцов. Как художник и организатор отличался бескомпромиссностью, требовательностью. Его спектакли были отмечены тонким вкусом, высоким мастерством оперного ансамбля, ритмич. дисциплиной, тонкой отделкой деталей.

Автор кн. "Записки дирижёра" (М., 1966, 1968), принадлежащей к числу наиболее значит. работ в области теории и практики оперного исполнительства; глава из этого труда под названием "Дирижёр и певец" в 1959 вышла отд. изданием.

Литература: Памяти А. М. Пазовского, "СМ", 1953, No 3; Коваль М., Выдающийся дирижёр, там же, 1953, No 11; Богданов-Березовский В., Ленинградский гос. академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л. - М., 1959, с. 163-67.

Е. Я. Рацер.

Паизиелло Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пакальнис Ю. Ю.

Юозас Юргио (4 VIII 1912, Веселькишкяй, Пакруойского р-на Литов. ССР - 28 I 1948, Вильнюс) - сов. композитор, дирижёр, флейтист, педагог. В 1930 окончил Клайпедское муз. уч-ще. В 1931-1933 преподаватель Каунасского муз. уч-ща, с 1933 - Каунасской консерватории. В 1930-38 артист оркестра Каунасского т-ра. В 1938-39 совершенствовался в Лейпцигской консерватории по дирижированию и композиции. С 1940 дирижёр Каунасского т-ра (с 1941 также и Т-ра муз. комедии).

Сочинения: балет - Невестка (Suzadetine, 1943); для орк. - Легенда (Legenda, 1933), симф. поэма Литуаника (Lituanika, 1935), Романтическая увертюра (Romantiskoji uvertiura, 1936), Героическая увертюра (Herojiskoji uvertiura, 1947), Пасторальная симфония (не окончена); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. фп. трио (1945), каприччо для флейты и фп. (1931), каприччо для влч. и фп. (1932); романсы, хоры и др.

Литература: Juodpusis V., Juozas Pakalnis, Vilnius, 1972.

Ю. К. Гаудримас.

Пакистанская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пакуль Э. Я.

Эльфрида Яновна (р. 2 VI 1912, Рига) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. Латв. ССР (1947). Чл. КПСС с 1952. Деп. Верх. Совета СССР 2-го и 3-го созывов. Брала уроки пения у П. Сакса (Рига, 1931-40) и у Н. Г. Райского (Москва, 1942-46). С 1938 выступала как конц. певица. В 1940-41 и в 1944-56 солистка Латв. т-ра оперы и балета; дебютировала в партии Царицы ночи. В 1941-44 солистка Ивановской и Моск. филармоний, в 1956-1970 - Латв. гос. филармонии.

Голос певицы сильный, красивого тембра. Исполнению свойственны артистичность, тонкая музыкальность, виртуозность. Партии: Антонида; Марфа ("Царская невеста"), Царевна-Лебедь, Розина, Лакме, Джильда, Виолетта и другие. Гос. пр. СССР (1946, за конц.-исполнит. деятельность).

Литература: Дымный М. Г., Эльфрида Пакуль, М. - Л., 1947; Вriеdе-Вu1avinоvа V., Elfrida Pakule, Riga, 1970.

В. И. Зарубин.

Пакьяротти Г.

Пакьеротти (Pacchiarotti, Pachierotti) Гаспаре (крещён 21 V 1740, Фабриано, Анкона - 28 X 1821, Падуя) - итал. певец-кастрат (сопранист). Ученик Ф. Дж. Бертони. Пел в соборах, в т.ч. св. Марка в Венеции. На оперной сцене дебютировал в 1766 (партия Улисса в опере "Ахилл на Скиросе" Гасмана, т-р "Сан-Джованни Кризостомо", Венеция). В 1768 участвовал под рук. Б. Галуппи в пост. его оперы "Покинутая Дидона" в Петербурге. С 1769 приобрёл известность в Италии. Пел в Венеции, Палермо, Неаполе (в операх Н. Пиччинни и К. В. Глюка, 1774), Милане, Турине и др. городах. С триумфом гастролировал в Лондоне (1778-84, 1790-91, в 1791 исп. сольную кантату "Ариадна на Наксосе" Гайдна под упр. автора). Пел на открытии т-ров "Ла Скала" (1778, Милан) и "Фениче" (1792, Венеция). В 1796 оставил сцену. Партии (первый исполнитель): Александр ("Александр в Индии" Пиччинни, 1774), Артаксеркс ("Артаксеркс" Бертони, 1776), Юлий Сабин ("Юлий Сабин" Сарти, 1780), Цезарь ("Смерть Цезаря" Бьянки, 1789) и др. П. занимался вопросами теории пения. В 1836 в Милане была изд. "Школа пения" А. Калегари с трактатом П., посв. правилам исполнения мелизмов ("Modi generali del canto premessi alle maniere parziali onde adornare о rifiorire le nude о semplici melodie о cantilene giusta il metodo di G. Pacchiarotti").

Литература: Сeссhini G., Cenni biografici intorno a G. Pacchierotti, Padova, 1844; Vernon Lee, Il Settecento in Italia, Mil., 1881, Napoli, 1932 (рус. пер. - Вернон Ли (Pадже В.), Италия. Избранные страницы, (ч. 2), Музыкальная жизнь в XVIII веке, М., 1915); Monaldi G., Cantanti evirati celebri del teatro in italiano, Roma, 1920; Smith W. С., The Italian opera and contemporary ballet in London. 1789-1820, L., 1955; Heriot A., The castrati in opera, L., 1956.

А. И. Гундарёва.

Палантай И. С.

Палантай И. С. (наст. фам. Ключников) Иван Степанович (11(23) IV 1886, дер. Кокшамары, ныне Звениговского р-на Map. АССР - 11 VII 1926, Москва) - сов. композитор, хормейстер, фольклорист и педагог. Чл. КПСС с 1918. Учился в муз. уч-ще РМО в Казани, в 1906 за активное участие в революц. движении был сослан в Вольск Вологодской губ., с 1909 работал регентом на Урале, в 1914-15 учился на регентских курсах Придворной певческой капеллы в Петрограде. С 1919 в Краснококшайске (ныне Йошкар-Ола). П. - зачинатель проф. муз. творчества марийцев, автор многочисл., гл. обр. хоровых, произведений. Организовал в 1923 Образцовый нар. хор при педагогич. уч-ще в Краснококшайске, положив начало формированию марийского хорового иск-ва. Значит. роль в развитии марийской музыки сыграли кантата П. "Марийскому съезду Советов" и хоры - "Радуйся", "Гусли", "Воды текут" и др. П. составил сб-ки песен, в к-рые вошли обработки нар. песен и оригинальные произв. П.: "Сборник марийских народных песен для детских садов и 1-2 года обучения в школах 1 ступени... с приложением хоровых произведений" (М., 1923); "Пионер - муро" ("Пионерские песни"; Краснококшайск, 1926); "Избранные песни для хора а cappella" (M., 1938); "Мурызылан" ("Певцу"; Йошкар-Ола, 1960).

Литература: Эшпай Я. A., И. С. Палантай - первый марийский композитор, Учёные записки Марийского н.-и. ин-та языка, литературы и истории, 1951, вып. 4; Яшмолкина И. В., И. С. Ключников-Палантай, Йошкар-Ола, 1973.

Паласио К.

Паласио К. (Palacio) Карлос (р. 13 I 1911, Алькой, близ Аликанте) - испан. композитор. Учился композиции у П. Касаса (с 1927) и К. дель Кампо (1932-34) в Мадридской консерватории. В нач. 1930-х гг. рук. рабочих хоров (писал для них песни социально-поли-тич. содержания) и муз. критик газ. "Мундо обреро". В 1935 написал музыку (совм. с Р. Альфтером) к комедии В. В. Маяковского "Клоп" (пост. в т-ре "Реаль", Мадрид, 1935). После военно-фаш. мятежа (июль 1936) руководил агитбригадой "Фронтовые рупоры", создавал массовые боевые, революц. и антифаш. песни. Среди них - ставшие популярными и в СССР песни "Стальные колонны" и "В бой идём мы". С установлением франкистского режима (1939) перешёл на нелегальное положение (до 1951), с 1952 жил как политэмигрант в Париже, где создал циклы романсов и хор. соч. на стихи совр. испан. поэтов - "На свободу!" (1961), "Вставай, Испания!" (1964), "Песни Испании" (1967) на сл. Р. Альберти; кантаты "Аврора" (сл. А. Гавина, посв. крейсеру "Аврора", 1969), "Ленин" (сл. Б. де Отеро, 1970; имеется грамзапись в исполнении Рус. хор. капеллы под упр. A. A. Юрлова); 23 пьесы для фп. "Испания в сердце моём" (посв. испан. нар.-освободит. войне, 1974 и 1977) и др. (везде - даты изданий; б.ч. изд. в Москве). С сер. 70-х гг. творчество П. получило признание на родине. Музыка П. мелодична, отличается нац. колоритом, поэтичностью, лиризмом; массовые песни - революционным пафосом; фп. пьесы - преим. танцевального, а также лирич. характера.

Литературные сочинения: Советский Союз в моём сердце, "СМ", 1966, No 2.

Г. М. Шнеерсон.

Палелла А.

Палелла А. (Palella) Антонио (8 X 1692, Неаполь - 7 III 1761, там же) - итал. композитор. Биографич. сведения почти не сохранились. С 1737 был 2-м клавесинистом в т-ре Сан-Карло в Неаполе, участвовал в подготовке к пост. опер иностр. композиторов (иногда дописывал музыку к неоконч. произв., напр. к "Тиграну" И. А. Хассе); переработал либр. ряда итал. опер, гл. обр. опер-буффа, а также неск. опер-сериа, к к-рым он также писал отд. муз. номера, преим. арии в старом классич. стиле.

Паленичек Й.

Паленичек Й. (Palenнcek) Йозеф (р. 19 VII 1914, Травник, Югославия) - чеш. композитор, пианист и педагог. Брал уроки игры на фп. у К. Хофмейстера, композицию изучал в консерватории под рук. О. Шина (1930-33) и в Школе мастеров при этой консерватории под рук. В. Новака (1933-36) в Праге, пользовался советами (по композиции) А. Русселя, совершенствовался у Д. А. Алексаняна и П. Фурнье (фп.) в "Эколь нормаль" в Париже (1936-37). С 1935 концертировал как пианист в Чехословакии, Югославии, странах Зап. Европы, в Турции, СССР (1959, 1972). Выступал как ансамблист в трио со скрипачом А. Плоцеком и виолончелистом Ф. Сметаной (позднее с М. Садло). В 1939-42 преподавал игру на фп. в Пражской консерватории, с 1963 профессор по классу фп. и камерного ансамбля Академии изящных иск-в в Праге, одноврем. солист Чеш. филармонии в Праге и Моравской филармонии (с 1957) в Оломоуце. В своём творчестве П. продолжает традиции чеш. муз. классики, широко использует нац. мелос; произв. П. отличаются развитой полифонией. Автор ряда инструктивных работ, ставших учебными пособиями.

Сочинения: оратория - Поэма о человеке (Pнsen о clovecu, 1961); концерты с орк. - 3 для фп. (1939, 1952, 1961), для саксофона (1944), для флейты (1955), камерное концертино для кларнета (1957); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1954), вариации на тему хорала (Variace na chorбlovou pнsen, для влч. и фп., 1943); соната для фп. (1936), сюита для кларнета и фп. (1943); сюита для саксофона соло (1959): хоры; песни на слова кит. поэтов (1947).

А. Г. Юсфин.

Палеография музыкальная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Палестрина Д. П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Палечек Й.

Палечек Й. (Palecek) Йосеф (Осип Осипович, Иосиф Иосифович) (6 (18) IX 1842, Естржаби-Лота, близ г. Колин, Чехия - 11(24) II 1915, Петроград) - чеш. и рус. певец (бас), педагог, режиссёр. По национальности чех. Обучался в Пражской органной школе, брал уроки пения в Праге у проф. Ф. Пиводы, участвовал в хоре чеш. оперной труппы Временного т-ра. В 1864 дебютировал в Пражской чеш. опере (Зорастро в "Волшебной флейте"), став вскоре одним из ведущих солистов труппы, соратником Б. Сметаны в создании нац. оперы. Среди партий - Кецал ("Проданная невеста"), Мефистофель; Кардинал ("Дочь кардинала" Галеви), Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Фальстаф ("Виндзорские проказницы" Николаи); с особым успехом выступал в пражских премьерах опер М. И. Глинки, прошедших под рук. М. А. Балакирева (партии - Иван Сусанин (1866) и Фарлаф (1867)). В 1869 гастролировал в России, пел в оперных спектаклях, выступал в концертах с певицей Г. Роубаловой и скрипачом Ф. Лаубом. По совету Балакирева дебютировал в 1870 на сцене Мариинского т-ра в партии Мефистофеля, был принят в состав труппы и поселился в России. Обладал яркими вок. данными, тонким чувством стиля. В числе партий - Гудал, Калашников ("Демон", "Купец Калашников" Рубинштейна), Генрих Птицелов, Вальтер ("Лоэнгрин", "Тангейзер"), Амонасро; Сен-Бри, Бертрам ("Гугеноты", "Роберт-Дьявол"), Лепорелло; Каспар ("Вольный стрелок"), Бенно ("Фра-Дьяволо"). На протяжении ряда лет регулярно гастролировал (в летние месяцы) в Одесском оперном т-ре. Оставив сцену в 1882, П. работал репетитором вокалистов и руководителем хора Мариинского т-ра; позже был режиссёром, ближайшим сотрудником Э. Ф. Направника. Осуществил первые пост. опер: "Иоланта" (1892); "Млада" (1892) и "Сервилия" (1902) Римского-Корсакова, "Орестея" Танеева (1895), "Капитанская дочка" Кюи (1911), возобновил пост. опер "Князь Игорь", "Пиковая дама", "Ночь перед Рождеством" и др. Ставил также оперные спектакли в Большом зале Петерб. консерватории, Эрмитажном т-ре, Муз.-драм. кружке. П. внёс значит. вклад в разработку принципов реалистич. оперной режиссуры, обращая особое внимание на решение массовых сцен и мизансцен. С 1888 преподавал в Петерб. консерватории сценич. подготовку (зав. оперным классом), с 1912 профессор. Автор оперных либретто, в т.ч. "Франчески да Римини" Направника (совм. с Е. П. Пономарёвым).

Литература: М. И(ванов) И. И. Палечек, "ЕИТ", Сезон 1894-1895 гг., СПБ, 1896; Ник. Ф(индейзен), 35-летний юбилей О. О. Палечека (1870-1905), "РМГ", 1905, No 18; Tимофеев Г., Памяти И. И. Палечека, "Речь", 1915, 13 февр.; Zе1еnэ V. V., J. Palecкk, "Divadelnн listy", 1881, NiNo 2; R1acek V., Celkovэ zivotopis, "Dalibor", 1913, No 35; Nejedlэ Zd., Za Josйfem Paleckom, "Smetana", 1915, No 93/94.

M. M. Яковлев.

Палиашвили В. Л.

Вахтанг Леванович (2 VII 1919, Тбилиси - 7 XII 1980, там же) - сов. дирижёр и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1965). Чл. КПСС с 1945. В 1943 окончил Тбилисскую консерваторию у А. В. Гаука. Дебютировал в 1941 в Москве. С 1944 дирижёр, в 1968-73 гл. дирижёр Груз. т-ра оперы и балета. В репертуаре П. св. 70 опер и балетов отечеств. и заруб. композиторов (оперы "Абесалом и Этери", "Даиси" и "Латавра" З. Палиашвили, балеты "Медея" и "Гамлет" Габичвадзе, все балеты и опера "Пиковая дама" Чайковского, "Аида" и др.). Дирижировал также симф. концертами. Гастролировал за рубежом. С 1944 преподавал в Тбилисской консерватории (с 1964 профессор), был зав. кафедрой хор. дирижирования. Как муз. редактор подготовил к изданию партитуры опер "Абесалом и Этери", "Даиси" З. Палиашвили и клавир балета "Горда" Д. Торадзе, ряд хор. произв. Груз. композиторов и др. Гос. пр. Груз. ССР им. З. Палиашвили (1971).

Палиашвили З. П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Палиашвили И. П.

Палиашвили И. П. (Палиев) Иван Петрович (1 (13) X 1868, Кутаиси - 7 III 1934, Тбилиси) - сов. дирижёр и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1924). Брат З. П. Палиашвили. В 1888-89 занимался в Петербурге у Н. А. Римского-Корсакова по композиции и у В. И. Сука по дирижированию. С 1889 работал дирижёром во мн. оперных труппах (Пермь, Рига, Киев, Харьков, Петербург, Одесса и др.), пропагандировал оперные и симф. произв. рус. и западноевроп. классиков; под его упр. впервые исполнялись мн. соч. груз. композиторов. В Грузии как дирижёр выступал в 1911-14; в 1922-1934 гл. дирижёр Груз. т-ра оперы и балета. Продолжал традиции рус. муз. исполнительского иск-ва, был одним из лучших интерпретаторов оперных произв. груз. композиторов. Инициатор создания молодёжного симф. оркестра (1925-26). Преподавал в оперной студии Тбилисской консерватории (1922-25).

М. Д. Кацева.

Палиашвили Л. П.

Леван Петрович (25 I (6 II) 1895, Тбилиси - 10 VI 1976, там же) - сов. композитор, музыковед, педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1967). Муз. образование получил под рук. брата - З. П. Палиашвили - в Тбилисском муз. уч-ще. В 1922 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции К. Н. Шведова, был также учеником Н. Н. Черепнина, Ф. А. Гартмана. В 1922-33 преподавал в муз. уч-щах Телави, Тбилиси, Кутаиси. В 1933-53 зав. учебной частью и преподаватель теоретич. предметов во 2-м Тбилисском муз. уч-ще, одновременно в 1933-75 преподавал в Тбилисской консерватории (с 1941 доцент). Автор опер "Мать и сын", "Витязь в тигровой шкуре" (1922, 1925; обе - в конц. исполнении, Тбилиси), "Иавнана" ("Колыбельная"; 1963, Груз. т-р оперы и балета), произв. для симф. оркестра, для фп., хоров, романсов, песен, а также ряда книг; работы "Методика преподавания теории музыки", "Побочные доминанты", "О темпах оперы ?Абесалом и Этери"" остались в рукописи.

Сочинения на груз. яз.: Гармонический язык оперы "Абесалом и Этери", Тб., 1938; Гармонический язык оперы "Даиси", Тб., 1944; Учебник по элементарной теории музыки, Тб., 1958; Гармония. Учебник для студентов музыкальных училищ и консерватории, Тб., 1963.

Литература: Семья музыкантов, "Советская культура", 1963, 8 июня.

М. Д. Кацева.

Паликарова-Вердей Р.

Паликарова-Вердей Р. (Palikarova-Verdeil) Райна (17 VIII 1904, Добрих - 24 XII 1960, Париж) - болгарский музыковед. Чл. болг. академии наук (1960). В 1926 окончила Гос. муз. академию в Софии и в 1930 - Сорбонну в Париже (ученица А. Пирро). Возвратившись в Болгарию, занималась изучением византийской невменной нотации. С 1933 жила в Париже. Получили известность ее работы о византийской музыке, её влиянии на муз. культуру болгар (9-14 вв.) и др. славянских народов, в т.ч. на рус. музыку средних веков (сравнительный анализ византийских невм и др.-рус. знамен).

Сочинения: La musique byzantine chez les Slaves (Bulgareset Russes) aux IX et X siиcles, в сб.: Actes du VI congrиs international detudes byzantines, v. 2, P., 1951, La musique byzantine chez les Slaves, Bulgares et Russes aux IX et X siиcles, "Byzantinoslavica", 1949, v. 10, No 2, p. 268; La musicologie byzantine et les documents slavons, там же, 1950, v. 11, No 1, p. 82; La musique byzantine chez les Bulgares et les Russes (du IX au XIV siиcle), Cph., 1953.

Палицын И. О.

Палицын И. О. (наст. фам. Палице, Palice) Иван (Ян) Осипович (17 XI 1865, Влиневес, близ Мельника, Пражского окр. - 3 VI 1931, Свердловск) - сов. дирижёр. По национальности чех. Засл. арт. Республики и Герой Труда (1925). Сын скрипача Иосифа (Иозефа) Ивановича Палице (ум. 1902), переехавшего с семьёй в Россию (1868), принявшего рус. подданство (1872) и служившего в оркестре Большого т-ра в Москве (с 1882). П. учился в Киеве - во 2-й гимназии и муз. уч-ще (класс скрипки О. Шевчика). В 1890 окончил медицинский ф-т Моск. ун-та, где участвовал в студенч. квартетах и был вторым дирижёром оркестра, руководимого М. Эрдмансдёрфером. С 90-х гг. всецело занялся муз. деятельностью. Был одним из организаторов постоянной оперной труппы в Саратове, где дирижировал в 1890-1901 (с перерывами), с 1903 - параллельно в Саратове и Казани, затем по неск. сезонов в Киеве (в т.ч. в 1917-23, также преподавал в консерватории), Москве (с 1906 неск. сезонов в Оперном т-ре Зимина), Одессе (неск. сезонов до 1917, вагнеровский цикл) и мн. др. городах, с 1924 до конца жизни (кроме сезона 1929- 1930) в Свердловске (оперный т-р, летние симф. сезоны; орк. и оперный классы в муз. уч-ще). Под упр. П. прошли премьеры опер "Сестра Беатриса" Гречанинова (1912, Оперный т-р Зимина), "Флорентинская трагедия" Яновского (1914, Одесса), "Овод" Трамбицкого и "Прорыв" Потоцкого (1929, Свердловск) и др. Сестра П. - Анна Палице (ум. 1935), певица (сопрано), пела в оперных т-рах; младший брат - Антон Палице (ум. 1914), юрист по образованию, виолончелист, играл в симф. и оперных оркестрах Москвы, в 1909-1913 дирижёр Большого театра; двоюродный брат П. - Теодор (Богдан) Палице (1868-1916), виолончелист, пианист, дирижёр, педагог и композитор (фп. пьесы, песни и др.), работал в России (в Одессе, Астрахани и др. городах).

Литература: Шампаньер А. М. (сост.), Русский театр, вып. 1, К., 1905; Р., И. О. Палицын, "Уральский рабочий", 1925, 12 апреля; И. О. Палицын (некролог), там же, 1931, 5 июня; Из музыкального прошлого. Сб. очерков, ред.-сост. Б. С. Штейнпресс, (вып.) 1-2, М., 1960-65.

Б. С. Штейнпресс.

Палли З.

Палли З. (Pally) Зенаида (р. 10 VI 1919, Сороки) - рум. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. СРР (1962). Занималась в Ин-те экономич. наук и Ин-те иск-в в Бухаресте, в 1944 окончила Бухарестскую консерваторию по классам пения и фп.; с того же года солистка Рум. т-ра оперы и балета (дебютировала в партии Маддалены в "Риголетто"). Обладает сильным голосом сочного бархатистого тембра. Виртуозное вок. мастерство и яркое драм. дарование позволяют певице создавать выдающиеся по художеств. значению образы; в 50-60-е гг. П. была признана одной из лучших в Европе исполнительниц партий Кармен, Далилы, Амнерис. Первая в Румынии исполнительница партии Сфинкса в опере "Эдип" Энеску. Уделяет большое внимание сценич. рисунку роли, костюмам (нередко является их автором). Среди партий: Марина Мнишек; Полина ("Пиковая дама"), Княгиня ("Русалка"), Ваня, Кончаковна, Азучена; Эболи ("Дон Карлос"), Ульрика ("Бал-маскарад"), Адальжиза ("Норма"), Ортруда ("Лоэнгрин"), Октавиан ("Кавалер роз"), Смаранда ("Восстание" Г. Думитреску). Вела активную деятельность как камерная певица, выступала в вокально-симф. концертах (участвовала в исполнении "Высокой мессы" Баха, Stabat Mater Перголези, Реквиемов Моцарта и Верди, "Песни о земле" Малера и др.)? Гастролировала во мн. странах мира, в т.ч. неоднократно в СССР (впервые в 1952). Гос. пр. СРР (1954).

Литература: Грошева Е., Румынские певцы на советской сцене, "СМ", 1956, No 12; Призвание, "Народная Румыния", 1961, No 4.

Р. Э. Лейтес.

Палмгрен С.

Палмгрен С. (Palmgren) Селим (16 II 1878, Пори - 13 XII 1951, Хельсинки) - фин. композитор, пианист и дирижёр. Чл. Швед. корол. академии музыки (1950). В 1895-99 учился в Муз. ин-те в Хельсинки (с 1928 консерватория) у М. Вегелиуса (гармония, контрапункт) и у В. Петцета, X. Мельцера и К. Экмана (фп.). В 1899-1901 совершенствовался как пианист (в т.ч. у Ф. Бузони в Берлине), в 1906-09 жил в Италии. В 1909-12 дирижёр симф. оркестра Муз. об-ва в Турку. Много гастролировал как пианист и дирижёр в странах Зап. Европы и в США (1921; в 1921-1926 преподавал композицию в Истменской муз. школе в Рочестере). С 1927 работал в Хельсинки, преподавал в консерватории (в 1939-51 профессор по классам гармонии, композиции и фп. Муз. академии им. Я. Сибелиуса). Одноврем. (с 1930) выступал как муз. критик в издаваемой в Финляндии швед. газете "Huvudstadsbladet". Написал автобиографию. Творчество П. носит ярко выраженный нац. характер; выделяются циклы программных фп. миниатюр (ок. 150 пьес), а также муж. хоры с оркестром. Как композитор и исполнитель продолжал традиции романтич. пианизма Ф. Шопена и Р. Шумана (деятельность последнего интересовала П. и как муз. критика).

Сочинения: опера-Даниель Хьюрт (Daniel Hjort, 1910, Турку; 1938, Хельсинки); 2 кантаты - к 700-летию Турку (Turun Lilja, 1929) и к 500-летию Наантали (Armonlaakson laulu, 1944) и др.; для орк. - 4 симф. картины Из Финляндии (Suomesta), сюита Времена года (Vuodenajat), Пастораль в 3 картинах, Лирич. сюита, пьесы; для инструмента с орк. - 5 концертов для фп. (1904; 2-й, Поток - Virta, 1913; 3-й, Метаморфозы - Metamorfooseja, 1916; 4-й, Апрель - Huhtikuu, 1928; 1940) и др.; хоры - цикл баллад для муж. хора с орк., в т.ч. Девушка из Торпы (Torpan tyttц), Мореплаватель у смолокуров (Sjцfararen vid milan) и др.; для фп. - 2 сонаты, сюита, пьесы; пьесы для скр. с фп. (более 100), в т.ч. Фантазия; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра; обр. нар. песен.

Литературные сочинения: Minusta tuli muusikko, Parvoo, 1948.

Литература: Katalogi over Selim Palmgrens samtliga kompositioner, Hels., 1922; Mдkinen T., Nummi S., Musica fennica, Hels., 1965 (рус. пер. Mякинен T., Hyмми С., Финская музыка, Хельсинки, 1965).

Г. И. Лапчинский.

Палоташ

Палоташ (венг. palotas, от palota - дворец) - венг. парный бальный танец, возникший на основе нар. танц. музыки в нач. 19 в. Обычно состоял из 3 частей: лашшан (от lassan - медленно), цифра (от cifra - украшенный) и фришш или фришка (от friss, frisska - бодрый). Муз. размер первых двух частей - 4/4, третьей части - 2/4. На основе П. в сер. 19 в. сложился чардаш. Мелодико-ритмич. особенности П. используются в "Венгерских рапсодиях" Листа, в балете "Раймонда" Глазунова (Grand pas hongrois).

Палтанавичюс П.-В. С.

Петрас-Витаутас Салямоно (p. 16 VIII 1924, Круонис Кайшядорского р-на) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1974). В 1954 окончил Литов. консерваторию по классу композиции у А. Рачюнаса (в 1946-50 занимался по классу скрипки), с того же года зав. муз. редакцией Изд-ва художеств. лит-ры, в 1969-73 работал в Респ. Доме профсоюзов. Самобытное творчество П. опирается на нац. муз. фольклор.

Сочинения: опера На распутье (Kryzkelйje, 1967, Вильнюс); для солистов, хора и орк. - кантаты Мы за дружбу (Mes uz draugyste, 1954), Не потушить крылатого пожара революции (Neuzgesint revoliucijos gaisro sparnuoto, 1970); для орк. - симфония (1958), поэма Палангос Юзе (1960), сюита Вильнюсские акварели (1962); концерт для влч. с орк. (1973); песни, в т.ч. цикл Северное море (Siaures jura, на сл. Г. Гейне, 1964).

Пальвинская В. Д.

Валентина Дмитриевна (р. 1 IX 1929, г. Петриков Гомельской обл.) - сов. певица (контральто). Нар. арт. РСФСР (1979). Участница художеств. самодеятельности. Пению обучалась у И. П. Яунзем. В 1953-58 солистка Белорус. нар. хора, в 1958-63 - хора рус. песни Смоленска, с 1963 - Смоленской филармонии. В репертуаре певицы рус. нар. песни, произв. сов. композиторов.

Пальм М.-Й.

Мати-Йоханнес (р. 13 I 1942, Таллин) - сов. певец (бас) и педагог. Нар. арт. Эст. ССР (1980). В 1968 окончил Таллинскую консерваторию у Ж. Д. Сиймон. С 1969 солист Эст. т-ра оперы и балета. Партии: Борис Годунов, Пимен; Рене ("Иоланта"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Селим ("Турок в Италии" Россини), Филипп II, Атилла ("Атилла" Верди), Осмин ("Похищение из сераля" Моцарта), Каспар ("Вольный стрелок"), Борис Тимофеевич ("Катерина Измайлова"), Вахо ("Викерцы" Аава), Мехис ("Огни мщения" Каппа). В конц. репертуаре П. св. 300 произв., среди них большое место занимают соч. эст. композиторов. 2-я пр. на Междунар. конкурсе вокалистов им. Ф. Виньяса (1972, Барселона). Гастролирует за рубежом. С 1976 преподаватель Таллинской консерватории.

Пальм С. А.

Сергей Александрович (20 V (1 VI) 1849 - 6 (19) IX 1915) - рус. артист оперетты, режиссёр, антрепренёр. Сын драматурга А. И. Пальма и актрисы К. Г. Мальм. Дебютировал как водевильный актёр (1868). В нач. 70-х гг. вступил в антрепризу Г. С. Вальяно (Ростов-на-Дону). В 1877 создал собственную антрепризу, организовывал оперные, драм., опереточные труппы, работавшие в Одессе, Николаеве, Тбилиси, Петербурге. В 1887-91 труппа П. выступала в петерб. Малом, затем в Панаевском т-ре на Адмиралтейской набережной. С 1910 П. - режиссёр "Весёлого т-ра", одноврем. играл в т-ре Сабурова (Пассаж). В 1912 прекратил регулярные выступления, участвовал в отд. спектаклях и обозрениях-кабаре.

П. был комиком-буфф со склонностью к эксцентрике. Прославился исполнением ролей Колхаса ("Прекрасная Елена" Оффенбаха) и Зупана ("Цыганский барон" И. Штрауса); нередко вставлял в текст роли импровизированные куплеты и остроты на злобу дня. Был особенно популярен в среде купцов и мещан, к запросам к-рых приноравливал репертуар и стиль исполнения, поступаясь нередко природной мягкостью и благородством сценич. манеры. Среди ролей: Губернатор ("Перикола" Оффенбаха), Лоран ("Маскотта" Одрана), Шенгал ("Десять невест и ни одного жениха" Зуппе), Цвак ("Мартин-рудокоп" Целлера) и др.

Литература: Кошевский A., Памяти С. А. Пальма, "Рампа и жизнь", 1915, No 37; Янковский М., Оперетта, Л. - М., 1937.

А. Р. Владимирская.

Пальчиков Н. Е.

Николай Евграфович (27 II (11 III) 1838, с. Николаевка Мензелинского у. Уфимской губ. - 23 IX (5 X), по др. данным, 25 IX (7 X) 1888, близ Самары) - рус. фольклорист, собиратель нар. песен. Окончил Казанский ун-т. Работал мировым посредником в родном селе. Ему принадлежит сб. "Крестьянские песни, записанные в селе Николаевке Мензелинского уезда Уфимской губернии" (с прилож. лит.-библиографич. материала; изд. после смерти П., СПБ, 1888, 2-е изд., М., 1896) - одна из первых работ в рус. фольклористике, посв. песенному иск-ву одного села; содержит 125 песен. П. записывал тексты протяжных рус. песен в том виде, в каком они звучат в пении. В муз. отношении записи П. ценны тем, что в них приведены разл. мелодич. варианты песен. П. принадлежит также второй сб. - записи рус. одноголосных песен (рукописи хранятся в Гос. лит. музее в Москве и б-ке Моск. консерватории). По своим взглядам на рус. нар. песню, изложенным в ст. "О музыкальном записывании русских народных песен с голоса крестьян" (1888), П. стоит ближе всего к Ю. Н. Мельгунову.

Литература: H. E. Пальчиков, Некролог. "Нувеллист. Музыкальная и театральная газета", 1888, No 6.

И. М. Ямпольский.

Предыдущая страница Следующая страница