Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 7, "АНД"-"АНТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 7, "АНД"-"АНТ")

Андерсон Л. К.

Андерсоне Лайма Карловна (р. 11 XII 1929, Рига) - советская певица (меццо-сопрано). Засл. арт. Латв. ССР (1965). Чл. КПСС с 1964. В 1952-56 училась в муз. уч-ще в г. Елгаве по классу пения у X. Штрауса, в 1956-60 - в Латв. консерватории им. Я. Витола (Рига) у Э. Микельсона. С 1960 солистка Латв. т-ра оперы и балета (дебютировала в партии Клары - "Обручение в монастыре" Прокофьева). Партии: Зибель ("Фауст"), Кармен, Азучена, Ваня, Керубино, Графиня; Лейли ("Опера нищих" Зариня), Сонетка ("Катерина Измайлова") и др. А. ведёт концертную деятельность. В её репертуаре: солирующие партии - 1-я симфония Скрябина, 9-я симфония Бетховена, "Реквием" Верди; вок. цикл "Песни об умерших детях" Малера; "Партита в стиле барокко", оратория "Махагони" Зариня, "Из еврейской народной поэзии" Шостаковича, и др. Гос. премия Латвийской ССР за концертную деятельность (1967).

Литература: Кенигсберг А., Молодые певцы, "СМ", 1965, No 7, с. 49-51; её же, Творческие портреты, "МЖ", 1966, No 12, с. 8-9.

Андерсон М.

Андерсон М. (Anderson) Марианн (р. 17 II 1902, Филадельфия) - амер. негритянская певица (контральто). Ученица М. Паттерсон и Дж. Богетти. Гастролировала во мн. странах мира, в т.ч. в СССР (1934-35). Как конц. певица дебютировала в 1925, как оперная - в 1955 в партии Ульрики ("Бал-маскарад") на сцене театра "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке (первое в истории этого театра выступление певицы-негритянки). A. - одна из крупнейших камерных певиц современности. Её голос - исключительный по широте диапазона, красоте тембра и насыщенности ("голос, к-рый встречается раз в сто лет", по словам А. Тосканини). Для её исполнения характерны глубина чувств, проникновенность и тонкая музыкальность. В репертуаре произв. разл. характера и стиля - И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Г. Малера, П. И. Чайковского, а также Дж. Гершвина и спиричуэлы. А. написала автобиографич. повесть ("My Lord, what a morning!", N. Y., 1956; фрагменты в рус. пер. - "Господи, что за утро!", в сб.: "Исполнительское искусство зарубежных стран", вып. 1, М., 1962), в к-рой рассказывает о трудном пути артистки-негритянки. Оставила исполнит. деятельность в 1965.

Литература: Тимохин В., Её стихия - возвышенная лирика, "СМ", 1972, No 5; Vehanen К., Marian Anderson: a portrait, N. Y., 1941.

Г. М. Шнеерсон.

Анджапаридзе З. И.

Зураб Иванович (р. 12 IV 1928, Кутаиси) - сов. певец (лирико-драматич. тенор). Нар. арт. СССР (1966). Чл. КПСС с 1954. В 1952 окончил Тбилисскую консерваторию (класс Д. Я. Андгуладзе). В 1952-58 и с 1970 солист Груз. т-ра оперы и балета, в 1959-70 - Большого театра. А. обладает сильным голосом мягкого, красивого тембра, ярким артистич. темпераментом. Партии: Абесалом; Гурам ("Латавра" Палиашвили), Миндия ("Миндия" О. Тактакишвили), Герман (одна из лучших партий, 1964); Водемон ("Иоланта"), Хозе, Радамес, Дон Карлос, Каварадосси и другие. С 1958 гастролирует за рубежом (Чехословакия, Польша, Болгария, Италия, Югославия, Греция, Румыния, Канада).

Анджапаридзе Э. З.

Этери Зурабовна (р. 15 IX 1956, Тбилиси) - сов. пианистка. Окончила Моск. консерваторию у В. В. Горностаевой (1979), аспирантуру у неё же (1981). В репертуаре соч. разл. стилей. Лауреат 5-го Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского (1974) и Конкурса пианистов в Монреале (1976, 1-я пр.). Гастролирует за рубежом.

Анджолини Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Андониу Т.

Андониу Т. (Antonioy) Теодорос (р. 10 II 1935, Афины) - греч. композитор. В 1947-58 обучался пению и игре на скрипке в Нац. консерватории, в 1956-1961 - композиции у Яниса А. Папаиоанну в Эллинской консерватории в Афинах, в 1961-65 - у Г. Биаласа в Высшей муз. школе в Мюнхене, где получил первонач. подготовку в области электронной музыки. В 1964-66 работал в студии электронной музыки Байрёйтского радио. В 1967 организовал Эллинскую группу совр. музыки в Афинах. Преподавал композицию и оркестровку в Станфордском ун-те в Сан-Франциско (1969-70), в Академии музыки в Филадельфии (1970) и в Танглвуде (1975). В своих соч. придерживается свободно трактуемой серийной системы.

Сочинения: 2 балета; 2 звуковых действия для актрисы, танцоров и орк. - Клитемнестра (1968, Кассель) и Кассандра (для телевидения, 1969); произв. для орк.; концерт для скр. с орк. (1965); Антитезы для струнных, 4 духовых, арфы и ударных (1962), концертино для фп., струнных и ударных (1962), Диалог для флейты и гитары (1963), Эпилог для солиста, чтеца и камерного ансамбля (по поэме Гомера "Одиссея", 1963); хоры, в т. ч. Греческие народные песни (1962); произв. для голоса с фп.; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Андради Ф.

Андради Ф. (d'Andrade) Франсишку ди (11 I 1859, Лисабон - 8 II 1921, Берлин) - португ. певец (баритон). Обучался в Милане у С. Ронкони. В 1882 дебютировал в Сан-Ремо в партии Амонасро, затем с огромным успехом выступал на оперных сценах Италии, Испании и Португалии. В 1886 впервые пел в лондонском т-ре "Ковент-Гарден". С 1889 жил в Берлине, много гастролировал в городах Германии (где сразу завоевал признание), а также в Австрии, Нидерландах, Великобритании, скандинавских странах, России. В 1906-21 солист Берлинской корол. оперы (с 1918 - Нем. гос. опера). Одна из лучших партий - Дон Жуан.

Андрашован Т.

Андрашован Т. (Andrasovan) Тибор (р. 3 IV 1917, Словенска-Люпча) - слов. композитор и дирижёр. По национальности венгр. В 1946 окончил Братиславскую консерваторию по классам композиции у Э. Сухоня и А. Мойзеса, дирижирования - у К. Шимпла, совершенствовался как дирижёр у К. Дедечека и М. Долежила в пражской Школе мастеров. Был дирижёром, концертмейстером (1946-47) и зав. репертуарной частью (1949-54) Слов. нац. т-ра, худ. рук. СЛУКа (1955-58, 1966-77) в Братиславе. Наиболее значительны соч. для хореографич. нар. ансамблей, в к-рых претворены интонац. и жанровые особенности слов. нац. муз. фольклора; популярны его песни из кинофильмов.

Сочинения: оперы - Шутник Гелё (Figliar Gel'o, 1958, Братислава), Жена лесника (Hajnikovб zena, 1974, Банска-Бистрица); балеты - Орфей и Эвридика (1949, Братислава), Песнь мира (Piesen mieru, одноактный, 1950, Братислава) и др.; оперетта - Господский выбор (Pбnska volenka, 1960, Братислава); симфония-кантата Токайик (1975); драм. увертюра для орк. Дукла, ворота свободы (Dukla, brбna slobody, 1975); концерт для клавесина с орк. (1977); струн. квартет Folklorico (1976); циклы для хоров разл. составов, детские хоры; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Андре И.

Андре И. (Andre) Иоганн (28 III 1741, Оффенбах - 18 VI 1799, там же) - нем. композитор и нотоиздатель. В 1774 основал в Оффенбахе муз. изд-во, выпустившее при его жизни ок. 1200 произв. В 1777-84 муз. рук. одного из берлинских т-ров. Автор 19 зингшпилей (в т.ч. "Эрвин и Эльмира" на текст И. В. Гёте, пост. 1775; "Похищение из сераля, или Бельмонт и Констанца", пост. 1781), музыки к драматич. спектаклям ("Севильский цирюльник" Бомарше, 1776; "Макбет" и "Король Лир" Шекспира, 1778). Широко популярны были его песни ("Lieder und Gesдnge beim Klavier",8 Hefte.B., 1779-80; "Neue Sammlung", 2 Hefte, В., 1783-84), в к-рых он примыкает к т.н. "берлинской песенной школе", выражавшей сентименталистские тенденции.

Литература: Seyfert В., Das musikalisch-volksthьmliche Lied von 1700-1800, "VfMw", zehnter Jahrg., Lpz., 1894; Friedlдnder M., Das deutsche Lied im 18. Jahrhundert, Bd 1-2, Stuttg.-В., 1902; Stauder W., Johann Andrй, "AfMf", 1936, H. 3, S. 318-60.

Ю. В. Келдыш.

Андреев В. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Андреев Л. Г.

Леопольд Георгиевич (р. 11 X 1923, Москва) - сов. контрабасист. В 1953 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у В. В. Хоменко. В 1951-76 играл в Большом симф. оркестре Всесоюзного радио и телевидения (с 1966 концертмейстер группы контрабасов), одноврем. - в Моск. камерном оркестре (1955-56). С 1967 выступает также как ансамблист с квартетами им. А. П. Бородина, им. С. С. Прокофьева, ансамблями альтистов, солистов Большого симф. оркестра Всесоюзного радио и телевидения. С 1976 концертмейстер группы контрабасов Большого т-ра, с этого же года преподаёт в Моск. консерватории.

Литература: Доброхотов Б., Савченко Н., Советские контрабасисты, в кн.: Контрабас. История и методика, М., 1974, с. 110-12.

Андреев Н. А.

Николай Александрович (1836-28 I(9 II) 1898, Москва) - рус. певец (драм. тенор) и педагог. Пению учился у Ф. Ронкони (Петербург) и А. Буцци (Милан). Гастролировал за границей. В 1857 дебютировал в Петербурге. Неск. сезонов выступал на сцене Мариинского т-ра, позднее пел в Москве. Исполнение А. - одного из крупнейших рус. теноров - отличалось силой драм. выражения, высокой вок. культурой. Лучшие партии: Собинин; Руальд ("Рогнеда"), Манрико и др. С 1884 преподавал пение в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармония, об-ва.

Литература: Раппапорт М., Феноменальный тенор, "Музыкальный и театральный вестник", 1857, No 9, с. 137 - 38; Э...н А. (Элькан А. Л.), Ещё русский тенор, "Русский мир", 1860, 10 декабря, No 96.

И. М. Ямпольский.

Андреев П. З.

Павел Захарович (25 II(9 III) 1874, с. Осьмино, ныне Лужского р-на Ленинградской обл. - 14 IX 1950, Ленинград) - сов. певец (бас-баритон). Народный артист СССР (1939). В 1903 окончил Петербургскую консерваторию по классу пения С. И. Габеля. В этом же году дебютировал в партии Демона на сцене петерб. Нар. дома. В 1904 солист "Лирической оперы" (т-р Неметти), в 1905-06 - "Новой оперы" А. А. Церетели (Петербург), в 1907-08 - Киевского оперного т-ра, в 1909-1948 - Мариинского т-ра (ныне Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова).

В 1913-14 принимал участие в "Русских сезонах", организованных С. П. Дягилевым (Лондон и Париж). Выступал как конц. певец.

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 жил в блокированном Ленинграде, принимал активное участие в концертах для Сов. Армии.

А.- выдающийся представитель рус. вок. школы, воплотивший на сцене мн. рус. героич. образы. Лучшие партии: Руслан, князь Игорь; Пётр I ("Царь и плотник" Лорцинга, первый исполнитель в России, 1906). Др. партии: Борис Годунов, Олоферн; Грязной ("Царская невеста"), Томский ("Пиковая дама"), Амонасро ("Аида"), Вольфрам ("Тангейзер"), Мефистофель, Тонио.

В 1919-29, 1934-50 преподавал в Ленингр. консерватории (с 1926 профессор). Среди его учеников Д. С. Мчедлидзе и Е. Б. Флакс.

Литература: Цветаев С. А., Павел Захарович Андреев. К 30-летию его сценической деятельности, Л., 1934; Лебедев Д., Павел Захарович Андреев. Очерк жизни и творческой деятельности, Л., 1971.

В. И. Зарубин.

Андреева Э. Е.

Элеонора Евгеньевна (р. 27 I 1930, Витебск) - сов. певица (сопрано). Засл. арт. РСФСР (1970). В 1958 окончила Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у П. Л. Трониной. В 1958-64 солистка Муз. т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, с 1964 - Большого т-ра. Самобытное дарование позволило певице создать яркий образ Катерины Измайловой (1-я исполнительница партии в новой ред. оперы, 1962). Среди др. партий - Милитриса ("Сказка о царе Салтане"), Феврония; Мария ("Мазепа"), Ярославна, Тоска; Елена ("Сицилийская вечерня" Верди), Наталья ("В бурю"), Марина ("Октябрь" Мурадели), Луиза, Бабуленька ("Обручение в монастыре" и "Игрок" Прокофьева), Плюшкин ("Мёртвые души" Щедрина). В 1967 спела партию Ренаты ("Огненный ангел" Прокофьева, конц. исполнение, Ленинград; впервые в СССР). Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом.

Андреева-Дельмас Л. А.

Любовь Александровна (17 (29) IX 1884, Чернигов - 30 IV 1969, Ленинград) - сов. певица (меццо-сопрано) и педагог. В 1905 окончила Петерб. консерваторию по классу пения Н. А. Ирецкой. В том же году солистка "Новой оперы" А. А. Церетели (Петербург), в 1906-07- Т-ра Солодовникова (Москва), в 1908-09 - Киевского оперного т-ра, в 1910-11 - Нар. дома (Петербург), в 1913-19 - Т-ра муз. драмы (Петроград). Одно из лучших созданий артистки - партия Кармен (А. А. Блок посвятил А.-Д. свой лирич. цикл "Кармен").

Партии: Марина Мнишек; Полина и Графиня ("Пиковая дама"), Лель и Весна ("Снегурочка"), Хивря ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Амнерис.

Много гастролировала, участвовала в "Русских сезонах", организованных С. П. Дягилевым (в 1911-12 в Монте-Карло, в 1913-14 в Париже). В 1934-51 преподаватель (с 1938 доцент) Ленинградской консерватории.

Андрейс Й.

Андрейс Й. (Andreis) Йосип (р. 19 III 1909, Сплит) - хорватский музыковед (Югославия). Учился на философском ф-те ун-та в Загребе и в Риме (до 1931). Композицию изучал в Сплите у И. Парача (1931-34). Окончил консерваторию в Загребе (1945). В 1931-41 преподавал музыку в гимназиях в Шибенике, Херцегнови и Сплите; с 1945 работал в Загребе: читал лекции по истории музыки в Академии музыки (с 1952 профессор); в 1967-72 директор Ин-та музыкознания. Главный ред. "Музыкальной энциклопедии" ("Muzicka enciklopedija", d. 1-2, Zagreb, 1958-63). Автор исследований по истории муз. культуры Югославии, о югосл. композиторах; по всеобщей истории музыки, работ по эстетике, монографии о Г. Берлиозе.

Сочинения: Uvod u glasbenu estetiku, Zagreb, 1944; Hector Berlioz, Zagreb, 1946; Historija muzike..., d. 1-3, Zagreb, 1951-54, t. 1-2, Zagreb, 1966; Hrvatski glazbeni zavod kroz 125 godina svoga postojanja, Zagreb, 1952; Jakov Gotovac, Split, 1957; Razvoj muzicke urnjetnosti u Hrvatskoj, в кн.:Andreis J., Сvetkо D., Duric-Klajn S., Historijski razvoj muzicke kulture u Jugoslaviji, Zagreb, 1962; Vjecni Orfei, uvoj u muziku, Zagreb, 1968; Sesnaest moteta iz zbirke "Sacrae cantiones" I. Lukacica, Zagreb, 1970.

Литература: Kovacevic K., Hrvatski muzikolog Josip Andreis, Arti Musices 3, Zagreb, 1972.

К. Ковачевич.

Андреэ Ф.

Андреэ Ф. (Andreae) Фолькмар (5 VII 1879, Берн - 18 VI 1962, Цюрих) - швейц. дирижёр и композитор. Учился в Берне у К. Мунцингера, затем в Кёльнской консерватории (1897-1900) у Ф. Вюльнера. В 1901 дебютировал как дирижёр в Мюнхенской опере. В 1902-1914 руководил хором в Винтертуре, в 1902-24 также в Цюрихе, где в 1906-49 возглавлял симф. оркестр об-ва "Тонхалле". В 1914-39 директор Цюрихской консерватории (с 1919 совм. с К. Фоглером), преподавал в ун-те. С 1906 чл. правления Швейц. муз. союза, в 1920-25 его президент. Как дирижёр прославился интерпретациями произв. А. Брукнера (организовывал брукнеровские фестивали в Швейцарии, Австрии и др. странах). Среди соч. А. - оперы "Ратклиф" (1914, Дуйсбург), "Приключение Казановы" ("Abenteuer des Casanova", 1924, Дрезден), музыка к фестшпилю "Город на горе" ("La citй sur la montagne", 1942), 2 симфонии, концерты и концертино для инструмента с оркестром (для скрипки, альта, гобоя), хоры, цикл песен на сл. Ли Тайно и др.

Литература: Seiler F., Dr. Volkmar Andreae. Zum Jubilдum seiner 25-jahrigen Tдtigkeit..., Z.,1931; V. Andreae. Festgabe..., Z., 1949; Hess W., Volkmar Andreaes Kompositionsunterricht, "SMz", 1962, Jahrg., 102, No 4.

Андриасян Р. К.

Роберт Кристофорович (25 VIII (7 IX) 1913, Тбилиси - 20 IX 1971, Ереван) - сов. пианист и педагог. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1981). В 1935 окончил Ленингр. консерваторию у Л. В. Николаева. Выступал с концертами. С 1938 преподавал в Ереванской консерватории (с 1964 профессор). Автор мн. фп. соч., ему принадлежат также многочисл. фп. переложения и обработки произв. Саят-Новы, Комитаса и др.

Андрику М.

Андрику М. (Andricu) Михаил (p. 22 XII 1894 (3 I 1895), Бухарест) - рум. композитор. С 1948 чл.-корр. Академии СРР. Один из создателей рум. симф. школы. В 1903-09 учился в Бухарестской консерватории у Д. Кириака-Джорджеску (теория) и А. Кастальди (композиция). Совершенствовался в Париже у В. д'Энди и Г. Форе (композиция). Профессор Бухарестской консерватории по классам камерной музыки (1926-48) и композиции (1948-59). Гос. пр. СРР (1954).

Сочинения: балеты - Тайна (1936, Бухарест), Вечерняя звезда (Luceafarul, соч. 1951); для орк. - 10 симфоний (1943, 1946, 1949, 1954, 1955, 1957, 1958, 1960, 1962, 1968), 9 симфониетт, 3 кам. симфонии (1926,1962, 1965), поэма для фп. с орк. (1923, пр. им. Дж. Энеску), орк. сюита (1924, пр. им. Дж.Энеску), сюиты; концерты с орк. - для скр. (1960), влч. (1961); камерно-инстр. ансамбли - квинтеты, октеты, сонаты и др.

Литература: Strое A. Probleme de conceptie si stil оn muzica lui Mihail Andricu. "Muzica", 1958, No 3.

P. Лейтес.

Андриссен В.

Андриссен В. (Andriessen) Виллем (25 X 1887, Харлем - 29 III 1964, Амстердам) - нидерл. пианист, композитор и педагог. Учился у И. де Пау (фп.) и Б. Зверса (теория) в Амстердамской консерватории (1903-08). Преподавал игру на фп. в консерваториях в Гааге (1910-18; с 1949 её директор), Роттердаме (1918-24) и Амстердаме (с 1924; в 1937-53 директор). Выступал как пианист, исполнял гл. обр. произв. Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена и И. Брамса. Наиболее известны соч. для фп. А. - автор мессы для смешанного хора и органа (1914); концерта для фп. с оркестром (1908); сонаты (1938), сонатины (1945), прелюдии (1942) и др. пьес для фп. Написал работу "Люди в музыке" ("Mensen in de muziek", 1962).

Литература: Willem Andriessen, 1887-1964, s'Gravenhage, 1964.

Андриссен Х.

Андриссен Х. (Andriessen) Хендрик (р. 17 IX 1892, Харлем) - нидерландский композитор и органист. Брат В. Андриссена. В 1914-16 учился у Б. Зверса (композиция) и И. де Пау (фп., орган) в Амстердамской консерватории, где в 1928-34 преподавал гармонию. Служил церк. органистом в Харлеме (1916-34) и католич. соборе в Утрехте (1934-49). Одновременно преподавал композицию в консерваториях - в Утрехте (в 1934-42, в 1937-49 директор) и Гааге (в 1949-57 преподаватель и директор). В 1954-63 профессор музыковедения в Неймегенском ун-те. Автор гл. обр. церк. музыки. На первом концерте после освобождения страны от фаш. оккупации исполнялся Те deum A.

Сочинения: опера Филомела (на сюжет из Метаморфоз Овидия, Амстердам, 1935), оратория История сына господня (L'Histoire de l'enfant de Dieu), 3 мессы, Те deum; для орк. - 5 симфоний (1930, 1937, 1946, 1954, 1962), каприччо, ричеркар (1950), Баллада чёрного дрозда (Ballade van de Merel); для струн. орк. - вариации и фуга на тему И. Кунау (1936); камерн. соч. - вариации на тему Куперена для флейты, арфы и струнных (1944), пастораль для флейты, скр. и фп. (1939), сонаты - для влч. с фп. (1926), органа (1927), скр. (1932) и фп. (1934); фп. трио (1939); для органа - токката, 3 хорала, пассакалья (1929), 12 интермеццо (1934-39), соната; песни, псалмы; вок. соч. - Зеркало боли (Miroir de Peine) для сопрано и органа (сл. А. Геона, 1923) и Мистическое ожидание (L'Attente mystique) для голоса с фп. (сл. А. Рембо, 1935); 2 хора с орк. на лат. тексты (1960, 1968).

Литературные сочинения: Cйsar Franck, (Amst.), 1935; Over Muziek, Utrecht, 1957; Muziek en Muzikaliteit, Utrecht, 1952.

В. В. Ошис.

Андриссен Ю.

Андриссен Ю. (Andriessen) Юриан (р. 15 XI 1925, Харлем) - нидерл. композитор. Изучал теорию у своего отца X. Андриссена, фп. - у Г. Хенневелда и А. Юрреса, дирижирование и инструментовку - у В. ван Оттерло. Совершенствовался в композиции в Париже, Милане (1948) и в Танглвуде (США, 1949-50). Писал театр. музыку (гл. обр. для труппы "Гаагская комедия") к пьесам "Тартюф" Мольера, "Гамлет" У. Шекспира, "Траур к лицу Электре" Ю. О'Нила и др.).

Наиболее значительные произведения А. - "Большая месса во славу господа" ("Grande Messe pour la Gloirede Dieu", 1949) и месса для контральто, тенора, хора и орк. А. пишет музыку для т-ра, кино и радио, выступает как пианист и дирижёр с исполнением собственных сочинений.

Сочинения: балет Джон Бич (Нью-Йорк, 1950, пост. Дж. Баланчина), Балетная комедия о буднях (Ballettkomцdie ьber den Alltag, Дюссельдорф, 1952); для инстр. с орк. - концерт и концертино для фп., концерт для флейты, конц. симфониетта для 4 труб; камерные соч. - Голландская рапсодия для 2 фп., соната для скр. и фп., пьеса, посв. Д. Мийо для 11 солирующ. инстр., интрада для 3 инстр. и др. соч. для разного состава инстр.

В. В. Ошис.

Андрющенко Г. Я.

Георгий Яковлевич (р. 19 XI 1933, с. Араван, Кирг. ССР) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. РСФСР (1973). Чл. КПСС с 1962. В 1964 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. С 1958 солист Ансамбля песни и пляски Сов. Армии, в 1963-1979 - Большого т-ра, в 1974-76 также рук. стажёрской группы солистов оперы этого т-ра. С 1979 директор моск. ансамбля "Балет на льду". Партии: Самозванец; Андрей Хованский ("Хованщина"), Михайло Туча ("Псковитянка"), Алексей ("Оптимистическая трагедия" Холминова), Масальский ("Октябрь" Мурадели); Маркиз, Семён ("Игрок", "Семён Котко" Прокофьева) и др.

Аненайка

Аненайка - мелодич. украшение в др.-рус. мелизматич. церк. пении. Связано со звукоподачей нёбных фонем на слогах "на - не", вставлявшихся в текст песнопения (отсюда и название). А. применялись в визант. пении и назывались кратиматами. Согласно исследованиям А. В. Преображенского, они служили для заполнения зияния (hiatus) при многократном повторении гласных. Широко использовались комбинации фонем вроде неаагиа, ааанаагиа. Порой они были связаны с изложением разл. ладоинтонац. формул. А. вошли в употребление в 11 в. в церк. пении Киевской Руси. В 13-14 вв. они исчезли и вновь появились только в 17 в., в связи с тенденцией к возрождению в Москве традиций визант. культуры. Их стали применять в торжеств. праздничных песнопениях, многолетиях. В певч. книгах 1-й четверти 18 в. А. уже редкое явление и к середине столетия исчезают.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. I, M., 1867; Преображенский А., Культовая музыка в России, Л., 1924; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, доп. 1971; Wellеsz E., А history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1963.

H. Д. Успенский.

Анерио

Анерио (Anerio) - итал. музыканты, братья. Джованни Франческо А. (1567, Рим - 11 VI 1630, Грац) - композитор. В 1575-79 пел со своим братом Феличе А. в соборе св. Петра в Риме (хором руководил Палестрина). В 1600-03 рук. капеллы св. Джованни при Латеранском соборе, в 1607-09 композитор при дворе короля Сигизмунда III в Кракове. После возвращения в Италию (1611) рук. капеллы при Веронском соборе, в 1613-20 - в иезуитской церкви Мадонны Монти (в 1616 принял сан священника). Позже служил во мн. церквах Рима. В 1619 опубликовал в Риме 5-8-голосные духовные мадригалы - "Духовное гармоническое представление" ("Teatro armonico spirituale") на текст неизв. автора, подготовившие почву для создания оратории. Занимался педагогич. работой. Среди учеников - А. М. и П. Скакки.

Как композитор принадлежал к римской школе. Был отличным контрапунктистом и знатоком церк. музыки. Обработал 6-голосную "Мессу папы Марчелло" Палестрины на 4 голоса (в этой форме выдержала много изданий). Среди его сочинений - мессы, мадригалы, мотеты, псалмы, канцонетты.

Литература: Еitnеr R., G. Fr. Anerio, "MfM", 1887, XIX; Сasimiri R. M., F. e G. Fr. Anerio, "RMI", 1920, XXVII; Federhofer H., Ein Beitrag zur Biographie von G. Fr. Anerio, "Mf", 1949, II, 1953, VI; De Angelis A., I fratelli Anerio, "Santa Secilia", Roma, 1956, agosto.

Феличе А. (1560, Рим -27 IX 1614, там же) - композитор. В 1568-74 обучался у Дж. М. Нанино. В 1575-79 певчий (дискант, затем альт) в соборе св. Петра в Риме. С 1584 рук. капеллы Английского колледжа в Риме. В 1584-89 участвовал в "Ансамбле римских виртуозов музыки". В 1594 стал преемником Палестрины в должности композитора Апостольской капеллы Ватикана (был последним музыкантом с этим титулом). Позже работал капельмейстером капеллы герцога Альтемпского, для к-рой написал многочисл. духовные произв., оставшиеся неизданными. С 1607 священник. Видный представитель римской школы. Среди его сочинений - мадригалы, гимны, мотеты, канцонетты, духовные концерты и т.д. Мн. произв. Феличе, в т.ч. "Римский градуал" (создан совм. с Ф. Сориано; опубл. в 1614-15) позднее приписывали Палестрине.

Литература: Нabеrl F. X., Felice Anerio, в сб.: Kirchenmusikalisches Jahrbuch, 1903; De Angelis A., I fratelli Anerio, "Santa Cecilia", Roma, 1956, agosto.

Анидо Гонсалес М. Л.

Анидо Гонсалес М. Л. (Anido Gonzalez) Мария Луиса (p. 26 I 1907) - аргент. гитаристка, композитор, педагог. В 8-летнем возрасте начала учиться игре на гитаре под рук. каталонского гитариста Д. Прата; позже совершенствовалась у М. Льобета в Буэнос-Айресе. Конц. деятельность начала в 1918, исполняя дуэты совм. с Льобетом. Позже завоевала широкую известность на родине и за рубежом, гастролировала в большинстве стран Европы и Америки (в СССР - впервые в 1956). Автор многочисл. пьес и переложений для гитары. Ведёт педагогич. работу, профессор Нац. консерватории в Буэнос-Айресе.

М. М. Яковлев..

Аникеев С. М.

Серафим Михайлович (23 II (7 III) 1904, Воронеж - 26 VIII 1962, Москва) - советский артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1959). Чл. КПСС с 1940. С 1919 работал акробатом, затем клоуном Воронежского цирка. В 1923 окончил театр. курсы в Воронеже и был принят в Воронежский драм. т-р. В 1927-30 актёр т-ров оперетты в разл. городах страны. В 1930 дебютировал в роли Малона ("Роз-Мари" Стотхарта и Фримля) на сцене Моск. т-ра оперетты, где проработал до конца жизни. А. - первый исполнитель на сов. сцене ролей: Богдана Сусика ("Трембита" Милютина, 1949; Гос. пр. СССР, 1950), Якова Наконечникова ("Белая акация" Дунаевского, 1955), Барабашкина ("Москва, Черёмушки" Шостаковича, 1959). Др. роли: Фраскатти, Бони, Зупан ("Фиалка Монмартра", "Сильва", "Марица" Кальмана), Зетта ("Весёлая вдова" Легара), Батье ("Орфей в аду" Оффенбаха), Кутайсов ("Холопка" Стрельникова), Бобриков ("Золотая долина" Дунаевского) и др.

В. И. Зарубин..

Анимучча Д.

Анимучча Д. (Animuccia) Джованни (вероятно, 1514-25 III 1571, Рим) - итал. композитор, автор культовой музыки. В 1555-71 капельмейстер собора св. Петра в Риме. Мастер вок. полифонии, предшественник Палестрины. Своими произв. способствовал прояснению контрапунктич. стиля письма, освобождению от чрезмерной усложнённости и технич. ухищрений, свойственных нек-рым представителям нидерландской школы. Дух. лауды и мадригалы А. оказали влияние на развитие оратории. Изданы его 2 сб. лауд (1563, 1570), 4 сб. мадригалов (1547-67), сб. магнификатов (1568).

Литература: Cervelli L., Le laudispirituali di G. Animuccia, "Rass. mus.", XX, 1950; Reese G., Music in the Rennaisance, N.Y., 1954, p. 453 - 55.

Анисимов А. И.

Александр Иванович (23 VI (6 VII) 1905, Новгород - 19 IX 1976, Ленинград) - сов. хор. дирижёр, муз.-обществ. деятель и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1948). Чл. КПСС с 1946. В 1930 окончил Ленингр. консерваторию у И. В. Немцева (занимался также у Н. А. Малько и М. Г. Климова), в 1933 - аспирантуру там же. С 1930 хормейстер Ленингр. акад. капеллы, в 1937-39 худ. рук. Ансамбля песни и пляски Ленингр. воен. округа. В 1951-55 директор Большого т-ра СССР, в 1958-65 худ. рук. и гл. дирижёр Ленингр. акад. капеллы. Автор хор. произв. Переложил для хора ряд произв. др. композиторов. Написал кн. "Методика занятий с хором" (1938; 2-е изд. 1954). В 1931-49 и с 1955 преподавал в Ленингр. консерватории (с 1956 профессор), в 1948-55 преподаватель Моск. консерватории.

Анисимов Б. И.

Борис Иванович (р. 14 (27) VII 1907, с. Григорово, ныне Новгородской обл.) - сов. дирижёр, тромбонист и педагог. Нар. арт. РСФСР (1978). Окончил Ленингр. консерваторию по классу тромбона в 1930 у П. Н. Волкова, инструкторско-педагогич. отделение в 1935 (по дирижированию занимался у С. В. Ельцина и Н. З. Хейфеца; посещал класс композиции В. П. Калафати). С 1926 артист оркестра, с 1938 дирижёр сценич. оркестра Ленингр. т-ра оперы и балета. Одноврем. в 1925-41 дирижёр ленингр. воен. оркестров. Автор увертюры-фантазии "Крейсер "Варяг"", сюит, маршей для дух. оркестра, этюда и скерцо для трубы, поэмы для валторны с фп. и др. Написал кн. "Практическое пособие для ансамблевой игры на медных духовых инструментах" (1972), "Практическое пособие по инструментовке для духового оркестра" (1960, 2-е изд. 1979). С 1944 преподаватель (с 1953 доцент) Ленингр. консерватории, с 1976 профессор Ленингр. ин-та культуры им. Н. К. Крупской (преподаёт инструментовку, ведёт классы дух. оркестра и дух. ансамбля).

Аннадурдыев Х.

Ходжоу (28 II (13 III) 1909, аул Доргана, ныне Каахкинского р-на Туркм. ССР - 16 IX 1976, Ашхабад) - сов. певец (лирико-драм. тенор) и режиссёр. Нар. арт. Туркм. ССР (1952). Чл. КПСС с 1951. В 1929-33 учился на драм. отделении Ашхабадского художеств. техникума. В 1932 начал сценич. деятельность в Т-ре драмы Туркм. ССР. В 1941-60 солист Туркм. т-ра оперы и балета. Исполнил ряд партий в туркм. операх, среди них - Дурды ("Счастливая молодость" Корчмарёва), Гариб и Ильмурад ("Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова), Кемине ("Кемине и казы" Шапошникова и Мухатова), Комек ("Лейли и Меджнун" Мейтуса и Овезова), Тахир ("Зохре и Тахир" Мухатова и Шапошникова). С 1955 также гл. режиссёр т-ра. Пост. оперы "Евгений Онегин"; "Айна" Шапошникова и Овезова, "Кемине и казы" Шапошникова и Мухатова и др.

Аннаев Х-Д.

Ходжа-Дурды (р. 19 IX 1918, аул Нохур, ныне Ашхабадской обл.) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. Туркм. ССР (1964). Чл. КПСС с 1946. В 1940 окончил вок. отделение Театр. студии в Ашхабаде, с того же года солист Туркм. т-ра оперы и балета. Партии: Ленский, Пинкертон; Тахир ("Зохре и Тахир" Мухатова и Шапошникова), Гариф ("Шасенем и Гариб" Овезова и Шапошникова), Бильбиль ("Гюль и Бильбиль" Шапошникова), Меджнун ("Лейли и Меджнун" Овезова и Мейтуса), Чопан ("Проделки Майсары" Юдакова), Батыр ("Абадан" Мейтуса и Кулиева), Махтумкули ("Махтумкули" Мейтуса), Бахши ("Судьба Бахши" Каахмани), Кёр-Оглы ("Кёр-Оглы" Гаджибекова) и др.

Аннакулиева А.

Аннагуль (р. 31 XII 1924, Гасан-Кулийский р-н Ашхабадской обл.) - советская певица (лирическое сопрано). Народная артистка СССР (1965). Член КПСС с 1952. С 1941 солистка Туркм. т-ра оперы и балета. С присущим ей ярким темпераментом создала полные своеобразного нац. колорита образы женщин Востока в произведениях сов. композиторов: Шасенем ("Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова), Зохре ("Зохре и Тахир" Шапошникова), Лейли ("Лейли и Меджнун" Мейтуса и Овезова) и др. Выступает в классическом репертуаре. Партии: Татьяна, Лиза, Наташа, Ярославна, Тоска и др.

Литература: Фалькович Е., Шасенем - А. Аннакулиева, "Театр", 1956, No 1.

Аннибале Падовано

Аннибале Падовано (Annibale Padovano, Hannibal Patavinus) (1527, Падуя - 15. III 1575, Грац) - итал. органист и композитор. В 1552-66 органист церкви Сан-Марко в Венеции. В 1566-75 придв. органист и капельмейстер эрцгерцога Карла Австрийского в Граце. Первым (одновременно с А. Габриели) начал писать ричеркары для органа. Ввёл трёхчастную форму органной токкаты, в к-рой чередовал импровизац. эпизоды с частями имитационно-полифонич. характера. Развил жанр дуэта для 2 органов, возникновение к-рого связано с исполнением произв. неск. хорами (вокруг 2 органов). Автор месс, мотетов, мадригалов.

Сочинения: Il 1. libro di ricercari, v. 1-4, Venezia, 1556; Il 1. libro de madrigali, v. 1-5, Venezia 1564; Tocatte e ricercari d'organo, Venezia, 1604.

Литература: Einstein A., Annibale Padoanos Madrigalbuch, в кн.: G. Adler, Festschrift..., W., 1930; Del Valle de Paz G., Annibale Padovano nella storia della musica dei cinquecento, Torino, 1933.

Л. И. Ройзман..

Аносов Н. П.

Николай Павлович (5 (18) II 1900, Борисоглебск - 2 XII 1962, Москва) - сов. дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1951). Музыке обучался с детских лет. В 1943 окончил композиторский ф-т Моск. консерватории. Работал в муз. вещании Всесоюзного радиокомитета (с 1930), был гл. дирижёром филармоний в Ростове-на-Дону (1937-38) и Баку (1938-39). Преподавал дирижирование в Азерб. консерватории. С 1940 дирижёр Оперной студии Моск. консерватории. В 1941-45 - возглавлял муз. фронтовой т-р ВТО, был худож. рук. Моск. филармонии. В 1940-62 вёл в Моск. консерватории класс дирижирования (с 1951 профессор, в 1949-62 зав. кафедрой оперно-симф. дирижирования). Как дирижёр А. выступал активным пропагандистом сов. музыки. Был первым исполнителем в Москве муз.-сценич. произв. рус. композиторов 18 в. ("Ямщики на подставе" и "Орфей" Фомина, "Сын соперник, или Новая Стратоника" Бортнянского), соч. А. А. Алябьева. Гастролировал в Бельгии, Венгрии, КНР, Польше. Автор концертино для фп. с оркестром, квартета для деревянных дух. инструментов, романсов; написал дополнит. акт к опере "Бронзовый конь" Обера. Выступал в качестве муз. критика. Автор учебного пособия "Практическое руководство по чтению симфонических партитур" (М.-Л., 1951). А. принадлежат переводы на рус. яз. книг "О дирижировании" Г. Вуда (М., 1958), "Я - Дирижёр" Ш. Мюнша (М., 1960).

И. М. Марков..

Анохин А. В.

Андрей Викторович (1874, Бийск-31 VIII 1931, урочище Куюм, ныне Горно-Алтайская авт. обл.) - советский музыкант-этнограф и композитор. Учился в Моск. синодальном уч-ще и на регентских курсах Придв. певческой капеллы в Петербурге. Преподавал пение в разл. учебных заведениях Томска, руководил хором местного кафедрального собора, занимался композицией. Был членом Об-ва изучения Сибири, Томского отд. РМО, участником "Потанинского кружка". Под влиянием Г. Н. Потанина начал изучать культуру тюркских народностей Зап. Сибири, записал ок. 800 напевов алтайцев, телеутов, хакасцев, тувинцев. За издание революц. подпольного журн. "Рабочие голоса" и сочинение революционных хор. песен был выслан из Томска и лишён права преподавать в казённых учебных заведениях. После Окт. революции преподавал хор. пение и краеведение в Чемале (1917-22 и с 1929), Барнауле (1922-26), Горно-Алтайске (1926-29); совершал этнографические экспедиции, записывал нар. музыку.

А.- автор ок. 100 муз. произв., осн. преим. на материале фольклора алтайских тюрков, в т.ч. оратории "Талалай-Хан", сюиты "Хан-Алтай", поэмы "Хан-Эрлик" и др., а также детских хоров, хор. произв. на революционные тексты, маршей. Нек-рые его песни стали народными - "Алтын-кёл" ("Золотое озеро") и др. Напевы песен, записанные А., частично опубликованы в прилож. к статье А. Д. Руднева "Мелодии монгольских племён" ("Записки русского географич. об-ва по отделению этнографии", т. 34, СПБ, 1909, с. 395-430).

Литература: Аксенов А. Н., Тувинская народная музыка, М., 1964.

И. М. Ямпольский.

Ансамбль

Ансамбль (от франц. ensemble - вместе).

1) Группа исполнителей, выступающих совместно. К А. относят гл. обр. немногочисл. составы, в к-рых каждую партию исполняет один музыкант (т.н. камерные А.: дуэт, трио, квартет, квинтет и др.). Существуют установившиеся инстр. составы: фп. дуэт, струн. квартет, квинтет дух. инструментов и др. А. называют также хор. и орк. коллективы, объединённые коллективы хора, оркестра и балета.

В 16-18 вв. были распространены разл. формы полифонич. А. В эпоху венской классики сложились характерные ансамблевые жанры, сохранившие своё значение до наст. времени (струнный квартет, дуэт скрипки с фп. и т.д.). Для инстр. А. муз. романтизма типично преобладание струн. инструментов. В 20 в. применяются разнообразные колористич. составы, в частности многочисл. А. с участием дух. и удар. инструментов.

2) Ансамблевое исполнение. Иск-во ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художеств. индивидуальность, свой исполнит. стиль, технич. приёмы с индивидуальностью, стилем, приёмами исполнения партнёров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом.

3) Муз. произв. для А. исполнителей. В зависимости от количества исполнителей различают дуэт, трио, квартет, квинтет, секстет, септет, октет, нонет, децимет. А. называют и законченный номер оперы, оратории, кантаты, исполняемый группой певцов в сопровождении оркестра или без сопровождения.

Литература: Ravizza V., Das instrumentale Ensemble von 1400 bis 1550 in Italien. Wandel des Klangbildes. Publikationen der Schweizerischen Musikforschenden Gesellschaft, Ser. II, Bd 21, Bern - Stuttg., 1970.

Л. Е. Гаккель..

Ансамбль песни и пляски Советской Армии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ансамбль советской оперы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ансельми Д.

Ансельми Д. (Anselmi) Джузеппе (16 XI 1876, Катания - 27 V 1929, Зоальи) - итал. певец (тенор). Артистич. деятельность начал как скрипач в 13-летнем возрасте, одновременно увлекался вокальным иск-вом. Совершенствовался в пении под рук. Л. Манчинелли. Дебютировал в 1896 в Афинах в партии Туридду ("Сельская честь" Масканьи). Исполнение партии Герцога ("Риголетто") в миланском т-ре "Ла Скала" (1904) выдвинуло А. в число выдающихся представителей итал. бельканто. Гастролировал в Англии, России (впервые в 1904), Испании, Португалии, Аргентине. Голос А. покорял лирич. теплотой, красотой тембра, задушевностью; его исполнение отличалось свободой и законченностью вокализации. Мн. оперы франц. композиторов ("Вертер" и "Манон" Массне, "Ромео и Джульетта" Гуно и др.) своей популярностью в Италии обязаны иск-ву А. Обладая лирич. тенором, А. часто обращался и к драматич. партиям (Хозе, Каварадосси), что привело его к преждевременной потере голоса. Написал симф. поэму для оркестра и неск. фп. пьес.

Литература: Shawe-Taylor D., G. Anselmi, "Opera", L., 1956, marzo, p. 146-51.

В. В. Тимохин.

Ансерме Э.

Ансерме Э. (Ansermet) Эрнест (11 XI 1883, Веве - 20 II 1969, Женева) - швейц. дирижёр и композитор. Изучал теорию композиции у А. Денереа в Лозанне (с 1906), А. Жедальжа в Париже, О. Барблана и Э. Блоха в Женеве, позднее совершенствовался в дирижировании в "Схола канторум" в Париже у Ф. Ласерды, а также у Ф. Мотля в Мюнхене и А. Никиша в Берлине (1910-11). В 1911-14 дирижировал концертами в курзале в Монтрё (сблизился там с И. Ф. Стравинским), в 1915-18 - абонементными концертами в Женеве. В 1915-23 муз. рук. труппы "Русский балет С. П. Дягилева", с к-рым гастролировал в странах Зап. Европы, Сев. и Юж. Америки. В 1918 организовал оркестр Романской Швейцарии; руководил этим оркестром в течение 50 лет, выдвинув его в число лучших европейских коллективов. Выступал с ведущими оркестрами Европы и США. В СССР гастролировал впервые в 1928. А. известен как один из лучших интерпретаторов музыки французских импрессионистов, а также Стравинского (дирижировал первым исполнением в 1918 в Лозанне "Истории солдата"). Для иск-ва А. характерны высокая культура, тонкое колористическое мастерство, тщательность и точность воспроизведения музыкального текста в классической и совр. музыке.

А.- автор произведений в стиле импрессионистов: симфонической поэмы "Весенние листья" ("Printemps des feuilles"); песен для фп. с оркестром; фп. пьес; переложений для оркестра, в т.ч. "6 старинных эпиграфов" ("Six Йpigraphes antiques") К. Дебюсси.

Литературные сочинения: Le geste du chef d'orchestre, Laus., 1943; Dйbat sur l'art contemporain, Neuchвtel, 1948; Entretiens sur la musique, Neuchвtel, 1963; Les fondements de la musique dans la conscience humaine, v. 1-2, Neuchвtel, 1961, 1965.

Литература: Tappolet W., E. Ansermet, "Neue Schweizer Rundschau", 1926, XIX; Hommage а Ansermet, Laus., 1943; Gavoty В., Ernest Ansermet, Gen., 1961.

Е. Я. Рацер.

Ансимов Г. П.

Георгий Павлович (р. 3 VI 1922, ст. Ладожская Краснодарского края) - советский режиссёр оперы и оперетты. Народный артист РСФСР (1973). В 1955 окончил ГИТИС им. А. В. Луначарского (занимался у Б. А. Покровского). Поставил в Большом т-ре оперу "Фра-Дьяволо" Обера (1955). С этого же года до 1964 режиссёр-постановщик Большого т-ра. Поставил спектакли: "Богема" (1956), "Укрощение строптивой" (1957), "Сказка о царе Салтане" (1959); "Повесть о настоящем человеке" Прокофьева (1960, первая пост.); "Не только любовь" Щедрина (1961, первая пост.) и др.

С 1964 худож. рук. и гл. реж. Моск. т-ра оперетты, где поставил спектакли: "Вестсайдская история" Бернстайна (1965), "Орфей в аду" Оффенбаха (1965), "Девушка с голубыми глазами" Мурадели (1966), "Конкурс красоты" Долуханяна (1967), "Белая ночь" Хренникова (1967). Осуществил пост. в др. т-рах: "Джалиль" Жиганова (Татарский т-р оперы и балета, Казань, 1964), "Повесть о настоящем человеке" Прокофьева (Пражский нац. т-р, 1961), "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева (там же, 1963), "Война и мир" (1971, там же, Гос. пр. ЧССР им. Готвальда).

В. И. Зарубин.

Антарова К. Е.

Конкордия Евгеньевна (13 (25) IV 1886, Петербург - 6 II 1959, Москва) - советская певица (контральто). Засл. арт. РСФСР (1933). Училась пению в Петерб. консерватории у И. П. Прянишникова. В 1907-08 и 1930-32 солистка Ленингр. т-ра оперы и балета, в 1908-30 и 1932-36 - Большого т-ра. В 1918-22 изучала актёрское мастерство в Оперной студии Большого т-ра под рук. К. С. Станиславского. Выступала как конц. певица. Вела педагогич. работу.

Высокая культура пения, вдумчивая, глубокая сценич. трактовка образов отличали исполнение А. Лучшая партия - Графиня в "Пиковой даме". Среди др. партий: Ваня, Ратмир; Княгиня ("Русалка"), Ольга и Няня ("Евгений Онегин"), Кончаковна; Нежата и Любава ("Садко"), Лель; Эрда, Швертлейта и Флосхильда ("Золото Рейна", "Валькирия" и "Гибель богов" Вагнера).

Литературные сочинения: Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922 гг. Записаны заслуженной артисткой РСФСР К. Е. Антаровой, М., 4939, 1952; Моя работа над ролью графини в "Пиковой даме", в сб.: Чайковский и театр. М.-Л., 1940, с. 232-39.

В. И. Зарубин.

Антейл Д.

Антейл Д. (Antheil) Джордж (8 VII 1900, Трентон, Нью-Джерси - 12 II 1959, Нью-Йорк) - амер. композитор и пианист. Муз. образование получил в Филадельфийской консерватории у К. Штернберга, позже учился у Э. Блоха (композиция). В 1920 выступал как пианист в Париже, Вене и Берлине. Находясь в Зап. Европе, издал ряд фп. и оркестровых произв. конструктивистского стиля, с широким использованием приёмов джазовой музыки (пьеса "Механизмы", фп. соната "Аэроплан", 1923, и др.). Под влиянием эстетич. принципов "Шестёрки" и итал. футуристов проводил эксперименты с шумовыми эффектами - "Механический балет" ("Ballet Мйcanique", пост. 1926, Нью-Йорк, Париж), в к-ром участвуют 10 роялей, механич. пианино, ксилофоны, электрич. звонки, автомобильные гудки, шум пропеллера и др.; "Цынгареска" ("Zingareska", "Цыганская музыка", 1922) - первое симф. произв. с элементами джазовой музыки; "Джазовая симфония" для 22 инструментов (1925). Написал сатирич. и политич. оперу "Трансатлантическая" ("Transatlantic", пост. 1930), муз. комедию "Елена уходит" ("Helen retires", 1934); балет "Столица мира" ("The capital of the world", 1953) и др. Соч. А. своею необычностью вызвали много споров и стяжали ему славу ниспровергателя традиций. С 1936 жил в Голливуде, писал музыку к фильмам. В 40-50-е гг. отказался от крайностей модернизма (симфонии 4-я и 5-я, 1943, 1945).

Литературные сочинения: Bad boy of music, N. Y., 1945.

Г. М. Шнеерсон.

Антем

Антем (anthem) - жанр англ. церк. музыки; см. Энсзем.

Антилл Д. Г.

Антилл Д. Г. (Antill) Джон Генри (р. 8 IV 1904, Сидней) - австрал. композитор и дирижёр. После окончания Сиднейской консерватории работал в передвижной оперной труппе в качестве певца, трубача в оркестре, концертмейстера и пом. капельмейстера, затем - в Сиднейском симф. орк. В 1934-39 рук. хором Сиднейского радиовещания. Во время 2-й мировой войны работал на лондонском радио; после 1945 рук. муз. отдела Сиднейского радиовещания. А. принадлежат: балеты - "Корробори" ("Corroborree", 1947, Лондон, 1950, Сидней), "Сентиментальный малый" ("The sentimental Bloke"), опера "Эндимион" ("Endymion"), кантата "Песня Агари" ("The song of Hagar") для солиста, хора мальчиков и орк., циклы австрал. песен.

Антипов К. А.

Константин Афанасьевич (7 (19) 1 1859 - дата смерти неизв.) - рус. композитор. Участник Беляевского кружка. В 1886 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. Автор симф. аллегро ор. 7, фп. пьес (в т.ч. этюдов ор. 1), романсов на сл. А. С. Пушкина и др.

Антистрофа

Антистрофа (от греч. antistropa, букв. - поворот назад) - 2-й раздел парного куплета др.-греч. хоровой песни. По метрич. структуре подобен 1-му разделу - строфе и перекликается с ней повторением отд. слов, ассонансами, а также по музыке. Подразделение куплета на строфу и А. отвечало характеру и направлению движений участников хора. Оно применялось как в хоровой лирике, так и в хоровых песнях древнегреч. трагедий, исполнявшихся в конце каждой эписодии драмы. Антистрофич. принцип - принцип повторности муз. построения после его изложения - нашёл применение и в дальнейшем.

Литература: Комбарьё Ж., Музыка в античном театре, в сб.: Музыкальная культура древнего мира. Под ред. Р. И. Грубера, Л., 1937; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941; Wegnеr М., Das Musikleben der Griechen, В., 1949. См. также лит. к статье Древнегреческая музыка.

Антифон

Антифон (от греч. antiponos - звучащий в ответ, вторящий) - песнопение, исполняемое поочерёдно двумя хорами или солистом и хором. По происхождению А. связан с др.-греч. трагедией, в к-рой хор в большинстве случаев делился на два полухория. Принцип А. издавна использовался в культовой практике вост. народов. Введение его в христ. богослужение связывают с именем антиохийского епископа Игнатия Богоносца (ум. 107). Ок. 4 в. антифонное пение было применено в Милане епископом Амвросием. Распространившись сначала в Италии, А. вскоре стал одним из важнейших типов раннехрист. песнопений в европ. странах. Обычно чередовались мужской и детский хоры, позднее в католич. церкви - пение священника, части хора и целого хора.

Литература: Gаstоuй A., Les origines du chant romain. L'antiphonaire grйgorien, P., 1907; Olmin E., Die St.-Gallischen Tonarbuchstaben. Ein Beitrag zur Entwicklungsgeschichte des Offiziumsantiphone, Regensburg, 1934; Wellesz E., Eastern elements in Western chant, Monumenta musicae Byzantinae, Subsidia II, Boston, 1947; Brockett C. W., Antiphons, responsories, and other chants of the Mozarabic rite, Brooklyn, (1968).

Антифонарий

Антифонарий - собрание антифонов, порою также и респонсориев и псалмов, предназначенных для исполнения вне мессы (наз. Antiphonarium officii). В католич. церкви принят А., впервые изданный Ватиканом в 1912 (Antiphonale sacrosanctae Romanae Ecclesiae pro diurnis horis). В прошлом к А. причисляли и собрания антифонов, входящих в мессу (наз. Antiphonarium missae).

Литература: Gastоuй A., Les origines du chant romain. L'antiphonaire grйgorien, P., 1907; его же, Le graduel et l'antiphonaire romains, Lyon, 1913.

Предыдущая страница Следующая страница