Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАЛ"-"ПАР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАЛ"-"ПАР")

Пальшау И. Г. В.

Пальшау И. Г. В. (Palschau) Иоганн Готфрид Вильгельм (21 XII 1741, вероятно, Копенгаген - 23 VI (5 VII) 1815, Петербург) - нем. клавесинист и композитор. Обучался музыке в Риге у И. Г. Мюттеля (ученика И. С. Баха). С 1777 обосновался в Петербурге, где был известен как исполнитель и педагог. В 70-х гг. выступал в концертах со скрипачом Л. П. Ершовым, сблизился с мн. рус. музыкантами. Автор концертов для клавесина с оркестром, сонат, вариаций на рус. темы для клавесина и др. Его вариации на тему рус. нар. песни "Как у нашего широкого двора" (в 2 и 4 руки) были изд. в Петербурге под назв. "Сюита для клавесина" (переизд. в "Хрестоматии по истории фортепианной музыки в России", М., 1949).

Литература: Кушенов-Дмитриевский Д. Ф., Лирический музеум..., СПЕ, 1831; Музалевский В. И., Русское фортепианное искусство, Л., 1961; Mоoser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siйcle, t. 2, Gen., 1951, S. 278-80.

И. М. Ямпольский.

Панаева-Карцева А. В.

Александра Валерьяновна (8 (20) X 1853, Петербург - II 1942, Ленинград) - сов. певица (сопрано) и педагог. Брала уроки у Г. Ниссен-Саломан в Петербурге, у П. Виардо в Париже (1874-77). В 1878 дебютировала в Петербурге. В 1879 состоялось знакомство П.-К. с П. И. Чайковским. 1-я исполнительница мн. его романсов и ряда партий в его операх, в т.ч. партии Татьяны (конц. исполнение, 1879). Чайковский посв. П.-К. 7 романсов ор. 47. В 1886 гастролировала в Неаполе и Милане. В 1886-1887 артистка Моск. частной рус. оперы, с 1888 - Мариинского т-ра (псевд. Сандра). Партии: Аида, Джильда, Джоконда ("Джоконда" Понкьелли), Валентина ("Гугеноты"). Гастролировала в Варшаве, принимала участие в частных итал. оперных антрепризах. Вела педагогич. деятельность. П.-К. принадлежат воспоминания о П. И. Чайковском (изд. в сб.: "Воспоминания о П. И. Чайковском", М., 1962, 1979).

Пандеро

Пандеро (испан. pandero) - испан. ударный муз. инструмент. Род бубна. Состоит из деревянного обруча, на к-рый натягивается мембрана. В отверстия обруча вставляются бубенчики или металлич. пластинки. Исполнитель ударяет по П. ладонью или пальцами, встряхивая инструмент, заставляет звучать пластинки. П. используется гл. обр. для аккомпанемента танцам.

Пандура

Пандура - струнный щипковый муз. инструмент. См. Мандола.

Пандури

3-струнный щипковый муз. инструмент, широко распространённый в Грузии. Имеет различную форму. Наиболее типичны:

1) большой лопатообразный корпус и отогнутая назад головка (у хевсуров);

2) лопатообразный корпус и закруглённая головка (у пшавов, карталинцев, грузин);

3) корпус в виде луковицы, головка с завитком (у карталинцев и кахетинцев);

4) ладьеобразный корпус, головка с завитком (у грузин, душетов, пшавов);

5) грушевидный корпус, выгнутая головка (у карталинцев и кахетинцев). Имеются и смешанные виды. Корпус, шейка (с 2-5 ладами) и головка инструмента изготавливаются из цельного куска дерева. Струны жильные. Звук извлекается бряцанием пальцами по всем струнам одновременно. Настройка секундо-терцовая, но иногда две струны настраиваются в унисон, а третья в кварту к ним. Диапазон в пределах октавы. Общая дл. П. 700-900 мм.

Применяется преим. для сопровождения сольного и хорового пения (иногда - танцев) и как ансамблевый инструмент. В оркестре используется усовершенствованный П. конструкции К. А. Вашакидзе.

Литература: Каргаретели И., Краткий очерк грузинской музыки, Тифлис, 1906, с. 19; Аракишвили Д. И., Обзор народной песни Восточной Грузии, Тб., 1948, с. 5; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 127; Беляев В., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 2, М., 1963, с. 271.

С. Я. Левин.

Паненка Я.

Паненка Я. (Panenka) Ян (р. 8 VII 1922, Прага) - чеш. пианист. Засл. арт. ЧССР (1972). Учился у Ф. Максиана в Пражской консерватории (1940-46) и у П. А. Серебрякова в Ленингр. консерватории (1946-47), занимался в аспирантуре в Академии изящных иск-в в Праге (1951-52). Концертирует с 1944. 1-й исполнитель ряда произв. совр. чеш. композиторов. Часто выступает за рубежом, в т.ч. в Австралии, как солист, а также как ансамблист - со скрипачом Й. Суком и виолончелистом Й. Хухро, с квартетами им. Ондржичека, им. Сметаны, Чехословацким квартетом. С 1958 солист Чеш. филармонии, играет в трио им. Сука. Преподаёт в Академии изящных иск-в.

Панераи Р.

Панераи Р. (Panerai) Роландо (р. 17 X 1924, Кампи-Бизенцио, близ Флоренции) - итал. певец (баритон). Учился у В. Фрацци в консерватории во Флоренции и у Дж. Тесс в Милане. 1-я пр. на конкурсе вокалистов в Сполето (1947). Дебютировал в 1947 в т-ре "Сан-Карло" (Неаполь), пел на сценах мн. итал. т-ров. С 1951 солист т-ра "Ла Скала". Среди лучших партий - Мазетто ("Дон Жуан"), Марсель ("Богема"), Ди Луна, Форд ("Трубадур", "Фальстаф"). В 1957 исполнил заглавную партию в опере "Матис-художник" Хиндемита в т-ре "Ла Скала" (впервые в Италии). Пел в Лондоне, Вене, Париже и др., с 1958 в городах США. В 1964 в составе труппы "Ла Скала" выступал в Москве.

Панина В. В.

Панина В. В. (урожд. Васильева) Варвара Васильевна (1872, Москва - 28 V (10 VI) 1911, там же) - рус. эстрадная певица (контральто), исполнительница бытовых романсов и цыганских песен. По национальности цыганка. Артистич. карьера П. началась с выступлений в цыганском хоре А. П. Паниной в моск. ресторанах "Стрельна" и "Яр" (с 1886). Более 10 лет пела в "Яре", исполняя модные романсы Я. Ф. Пригожего, М. Я. Пуаре, Тости, Н. В. Зубова, А. М. Абазы, а также руководила собств. хором. В 1900-х гг. с большим успехом выступала как конц. певица в Москве и Петербурге. Обладала необычайно низким, густым контральто. Пела (обычно под аккомпанемент дуэта гитар, к к-рому иногда добавлялась цитра) "голосом почти грубым, напоминавшим бас, совершенно не женским по тембру", но с чисто женской, удивительной проникновенностью. В её романтически приподнятом исполнении "виолончельная" кантиленность сочеталась с гибкостью и доверительностью речевых интонаций. П. покоряла слушателей страстностью певч. манеры, унаследованной от старых мастеров рус-цыганской эстрады. Репертуар П. включал старинные гор. песни на стихи поэтов-классиков - "Утро туманное" (муз. Пригожего, сл. И. С. Тургенева), "Нищая" (сл. Беранже), "Дремлют плакучие ивы" и т.н. цыганские романсы - порой сомнительного художеств. качества. Однако стихийная сила и мастерство интерпретации заставляли современников прощать ей неразборчивость в репертуаре. Поклонниками таланта П. были Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. А. Блок, мн. муз. критики.

Сохранилось ок. 40 грамзаписей, напетых П. Лучшие из них включает грампластинка, выпущенная в 1974 фирмой "Мелодия".

Литература: Памяти Вари Паниной, "Театр", 1911, июнь: Кугель А. Р., Театральные портреты, (Л., 1967); Hестьев И. В., Звёзды русской эстрады, М., 1970, 1974.

И. В. Нестьев.

Паницкий И. Я.

Иван Яковлевич (р. 1(14) I 1906, г. Балаково Саратовской обл.) - сов. баянист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1957). В раннем возрасте ослеп. С детских лет проявил необычайную музыкальность, играл на гармониках разл. систем. Спец. муз. образования не получил. С 1932 солист Саратовской филармонии. Исполнение П. отличается технич. мастерством, лиризмом и теплотой. Репертуар включает св. 600 произв. Впервые исполнил концерт для баяна с оркестром Н. Я. Чайкина. 1-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей на нар. инструментах (1939, Москва). В 1932-56 преподаватель организованного им класса баяна в Саратовском муз. уч-ще. П. принадлежат многочисл. обработки для баяна нар. песен и танцев, а также произв. рус., сов. и заруб. композиторов, часть к-рых вошла в сб-к из серии "Играй, мой баян" (вып. 6, 1958).

Литература: Быстряков М. С., Хорошайлова Л. М., Баянист Иван Паницкий, Саратов, 1976.

Панн А.

Панн А. (Pann) Антон (наст. имя и фам. - Антоние Пантолеон-Петровяну, Antonнe Pantoleon- Petroveanu) (1796, Сливен, Болгария - 2 (14) XI 1854, Бухарест) - рум. фольклорист, композитор, литератор. Учился в школах церк. пения в Бухаресте (1812-1818). Был певчим, преподавал церк. музыку в разных городах Румынии, в т.ч. в Школе церк. певчих (1828-1832) и в Центр. семинарии (1842-54) в Бухаресте.

Особенно значит. вклад П. внёс в область фольклористики и духовной музыки. Составитель и издатель первых сб-ков рум. нар. песен, получивших широкую известность: "Различные стихи, или Светские песни" ("Poezii deosebite sau Cоntece de lume", 1831, в 1955 под ред. Г. Чобану); "Песни звезды..." ("Cоntece de stea...", 1841); "Милосердие любви, или Певец скорби" ("Spitalul amorului, sau Cоntatorul dorului", 1850). Ему принадлежат соч. и обработки церк. песнопений, уч. пособия по муз. теории и церк. пению. Автор трудов "Теоретическая и практическая база церковной музыки, или Мелодическая грамматика" ("Bazul teoretic si practic al muzicii bisericesti, sau Gramatica melodica", 1845), "Маленькая теоретическая и практическая музыкальная грамматика" ("Mica gramatica muzicala teoretica si practica", 1854) и др., а также сост. антологии церк. музыки: "Antologie muzico-eclesiastica оn doua tomuri" (1852).

Литература: Vianu T., Anton Pann, Buc., 1955; Dо1inesсu E., Anton Pann. Viata оn imagini, Buс., 1967; Vancea Z., Creatia muzicala romвneasca, sec. 19-20, t. 1, Buс., 1968, p. 78-83.

P. Э. Лейтес.

Паннаин Г.

Паннаин Г. (Pannain) Гвидо (р. 17 XI 1891, Неаполь) - итал. музыковед и композитор. Чл. академии "Санта-Чечилия". Учился в консерватории и ун-те Неаполя. В 1915-61 преподавал в консерватории в Неаполе (в 1916-47 зав. кафедрой истории музыки). Ему принадлежат многочисл. исследования по истории и теории музыки, монографии о К. Монтеверди, Л. Бетховене, Р. Вагнере и др. композиторах, а также мн. статьи, опубликованные в журн. "Revista Musicale Italiana", "Rassegna Musicale", "Il Pianoforte", "Roma" (1928-30), "Mattino" (1932-43), "Il Tempo" (c 1947), "Epoca" (1950-57)и др. периодич. изданиях. Автор опер "Непрошенная" ("L'intrusa", по М. Метерлинку, 1940, Женева), "Беатриче Ченчи" (1942, Неаполь), "Мадам Бовари" (по Г. Флоберу, 1955, там же), вок.-симф., симф. и камерно-инстр. произв., песен.

Сочинения: Le origini e sviluppo dell'arte pianistica in Italia, Napoli, 1919; Lineamenti di storia della musica, Napoli, 1922, Mil., (1962); Musicisti dei tempi nuovi, Torino, (1932), Mil., 1954; Storia della musica, v. 1-3, Torino, 1936 (совм. с A. Della Corte), 1964; La Vita del linguaggio musicale, Mil., 1947, нов. изд. 1956; L'opera e le opere ed altri scritti di letteratura musicale, Mil., 1958; Serghei Prуkofiev, "L'Approdo musicale", 1961, No 13; Richard Wagner: vita di un artista, Mil., (1964); Giuseppe Verdi, Torino, 1964.

A. И. Гундарева.

Пановский Н. М.

Николай Михайлович (1797 - 9(21) IX 1872, Москва) - рус. муз. и театр. критик, журналист, писатель. Слушал лекции в Моск. ун-те. В 1818-1828 находился на воен. службе. В 1832-48, живя в Варшаве, служил в разл. воен. и гос. учреждениях, сотрудничал в газ. "Варшавский дневник". С 1849 печатался в моск. периодич. изданиях. С 1850 постоянный лит. сотрудник журн. "Москвитянин" (на страницах к-рого впервые выступил как муз. критик), в дальнейшем - газ. "Московские ведомости" (1857-72), "Современная летопись" (1861-70). Мн. статьи и рецензии П. Посв. вопросам муз.-исполнительского иск-ва.

Панофка Г.

Панофка Г. (Panofka) Генрих (2 X 1807, Бреславль, ныне Вроцлав, Польша - 18 XI 1887, Флоренция) - нем. вок. педагог, скрипач, композитор. Обучался в Вене игре на скрипке у Й. Майзедера, композиции у И. Гофмана. С 1829 выступал как скрипач в Мюнхене и Берлине. С 1834 скрипач "Об-ва концертов Парижской консерватории"; в Париже обучался пению у Дж. Бордоньи, совм. с к-рым осн. в 1842 Академию любителей пения. В 1847-52 жил в Лондоне, где был одним из директоров итал. оперы и снискал признание как вок. педагог. С 1852 преподавал пение в Париже; с 1866 жил во Флоренции. Автор соч. для скрипки. Популярность получили его вок.-методич. труды (учебники пения, сб. вокализов), к-рые долгое время применялись в учебной практике; особое распространение получило руководство "Искусство пения" ("L'art de chanter", P., 1853; переведено на мн. яз.). Автор статей в журн. "Neue Zeitschrift fьr Musik" и др. периодич. изданиях.

M. М. Яковлев.

Панталеон

Панталеон - панталон (нем. Pantaleon, Pantalon).

1) Многострунный ударный муз. инструмент. Назван по имени изобретателя и знаменитого нем. исполнителя на этом инструменте - Панталеона Хебенштрайта, к-рый в 1690-х гг. реконструировал старинный Hackbrett (цимбалы): придал ему 2-ю деку, увеличил размеры корпуса, количество струн и, соответственно, диапазон (до 5-51/2 октав). Играли на П. с помощью 2 молоточкообразных палочек. Звук получался сильный, но расплывчатый, что создавало большие технич. трудности во время исполнения и послужило причиной исчезновения инструмента из муз. практики во 2-й пол. 18 в. Однако принцип звукоизвлечения на П. сыграл нек-рую роль в опытах по созданию молоточковых клавишных инструментов.

2) Одно из названий вертикального фп. (см. Жираф), а также нек-рых клавишных инструментов, у к-рых молоточки расположены над струнами.

Литература: Браудо Е. М., Основы материальной культуры в музыке, М., 1924; Зимин П., Фортепиано в его прошлом и настоящем, М., 1934; его же, История фортепиано и его предшественников, М., 1968.

Н. А. Лисова.

Пантомима

Пантомима (от греч. pantomimos - актёр, играющий с помощью одних телодвижений, букв. - всё воспроизводящий подражанием).

1) Иск-во выражать чувства и мысли посредством мимики и жестов.

2) Вид театр. представления, сопровождаемого музыкой, в к-ром художеств. образ создаётся без помощи слова, посредством выразит. движений, жестов, мимики. Такие П. были известны уже в Др. Египте и Др. Греции; в Др. Риме они пользовались большой популярностью. Муз. сопровождение состояло из пения хора и игры инстр. ансамбля. В эпоху Возрождения, особенно в Италии, были распространены П. аллегорич. содержания. Они входили в исполнявшиеся на разл. придв. торжествах интермедии, позднее стали включаться и в придв. театр. представления, сыграв определённую роль в формировании жанров оперы и балета. Со времени Ж. Ж. Новера П. становится важным элементом балетного иск-ва; применяется в балете в органич. сочетании с танцем (т.н. действенный танец) или сюжетной игровой сценой. П. использовались также в разл. нар. представлениях - ср.-век. мистериях, спектаклях комедии дель арте, ярмарочного театра, арлекинадах. Элементы арлекинады нашли применение в цирке, немом и звуковом кино. Рядом композиторов 20 в. создавались П. в виде отд. соч. или частей крупных муз.-сценич. произведений (П. "День рождения инфанты" Шрекера, 1908, "Дафнис и Хлоя" Равеля, 1912, балет-П. "Чудесный мандарин" Бартока, 1918-19, "Кардильяк" Хиндемита, 1952).

Литература: Broadbent R. J., A history of pantomime, L., 1901, N.Y., 1964; Simon K. G., Pantomime, Mьnch., (I960); Marceau M., Ihering H., Die Weltkunst der Pantomime, Z., 1961; Dorcy J., Jacot M., Pantomime, Lausanne, (1963).

Пантофель-Нечецкая Д. Я.

Дебора Яковлевна (p. 30 XII 1904 (12 I 1905), Омск) - сов. певица (колоратурное сопрано). Засл. арт. РСФСР (1945). Чл. КПСС с 1955. В 1926 окончила Омский муз. техникум по классам пения и фп., в 1931 - Ленингр. консерваторию по классу пения у Е. А. Бронской. Лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Москве (1939, 1-я пр.). С 1931 солистка Омского радио, в 1933-35 - Новосибирского радио и Т-ра муз. комедии. В 1936-39 солистка Свердловского т-ра оперы и балета. Партии: Розина, Виолетта, Джильда; Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Лакме. В 1940-65 солистка Моск. филармонии. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 периодически выступала в спектаклях филиала Большого т-ра в Москве. П.-Н. обладает голосом исключительной красоты и тонким художеств. вкусом. Её исполнение отличается блеском и виртуозностью. Конц. репертуар П.-Н. насчитывает св. 700 произведений рус., сов. и западноевроп. композиторов, народных песен разных стран.

С 1960 преподаватель ГИТИСа, с 1965 - Моск. консерватории. Гос. пр. СССР (1946) - за конц.-исполнительскую деятельность. Гастролировала за рубежом (СРР, ЧССР, Иран).

В. И. Зарубин.

Пантюков Г. Н.

Георгий Николаевич (р. 1 I 1922, Москва) - сов. хор. дирижёр и композитор. Нар. арт. РСФСР (1975). Чл. КПСС с 1962. В 1957 окончил Моск. консерваторию по классу хор. дирижирования у В. Г. Соколова, в 1961 - у него же аспирантуру. С 1947 рук. самодеят. хоров Москвы, в 1957-62 гл. хормейстер Рус. нар. хора им. M. E. Пятницкого, с 1962 худ. рук. Омского рус. нар. хора. Автор многочисл. песен, обработал для хора ряд произв. др. композиторов. Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1971, за конц. программы хора к 50-летию Окт. революции 1917 и 100-летию со дня рождения В. И. Ленина).

Панченко С. В.

Семён Викторович (1887, Суджанский уезд, ныне Курской обл. - 1937, место смерти неизв.) - рус. композитор, теоретик, дирижёр и педагог. Детские годы провёл за границей. По возвращении в Россию занимался у А. К. Лядова (композиция). Преподавал в Петербурге в муз. школе Даннемана, заведовал муз. частью нар. т-ра фон Дервиза. В 1900-х гг. открыл собств. муз. школу. В 1900-01 выступал в качестве дирижёра в петерб. симф. концертах. Впервые познакомил рус. слушателей с творчеством Г. Малера и А. Брукнера. Позднее оставил дирижёрскую деятельность, занимался композицией. Увлекался реформаторскими идеями в области рус. культовой музыки. В 1913 совм. с П. П. Сувчинским участвовал в создании альманаха, посвящённого вопросам культового искусства. Был связан с поэтами-символистами, дружен с А. А. Блоком. Автор фп. произв., отличающихся тонко разработанной фактурой, интересными гармонич. находками, а также романсов, культовых соч. и др.

Литература: L., С. В. Панченко, "Музыка и пение", 1902, No 5, 6; Лисицын М., Фортепианная музыка С. Панченко. Критический этюд, там же, 1909, No 2, 1910, No 3-11; Блок и музыка. Сб. ст., Л. - М., 1972, с. 87, 94.

Папандопуло Б.

Папандопуло Б. (Papandopulo) Борис (р. 25 II 1906, Бад-Хоннеф) - хорв. композитор и дирижёр. Учился композиции у Ф. Лхотки, Б. Берсы и др. в Муз. академии в Загребе, дирижированию - у Д. Фока в Академии муз. и сценич. иск-ва в Вене (1925-28). Был хор. и симф. дирижёром мн. муз. об-в и оперных т-ров разных городов Югославии, в т.ч. Нац. т-ра в Загребе (1940-45 и 1959-68). Автор более 200 произв., в т.ч. кантат патриотич. содержания.

Сочинения: оперы - Амфитрион (1940, Загреб), Подсолнух (Suncanica, 1942, Загреб), Песня Марулы (1970, Сплит) и др.; балеты - Жатва (Zetva, 1950, Сараево), Доктор Атом (1966, Риека) и др.; для солистов, хора и орк. - оратории на религ. тексты, светские кантаты, в т.ч. Стоянка, мать из Кнежеполья (Stojanka, majka Knezepoljka, 1950), Легенда о товарище Тито (Legenda o drugu Titu, 1960), Огненное сердце (Srce od ognja, 1965); для орк. - конц. увертюра и пьесы; концерты (со струн. орк.) - 4 для фп. (1938-59), 1 для клавесина (1962); камерно-инстр. ансамбли; Додекафонический концерт для 2 фп. (1961); хоры; песни с орк. и с фп.; массовые песни; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Литература: Kovacevic К., Hrvatski kompozitori i njihova djela, Zagreb, 1960, s. 358-81.

Папаян Н. А.

Надежда Амбарцумовна (Амвросьевна) (1868, Астрахань - 19 I (1 II) 1906, там же) - арм. певица (лирико-колоратурное сопрано). В 1886-90 училась в Петерб. консерватории у В. И. Рааб, в 1890-1893 совершенствовалась в Милане. Выступала в миланских т-рах "Ла Скала" и "Альгамбра". Вернувшись в Россию, концертировала в Тбилиси и др. городах. В 1893 дебютировала в Тбилисском оперном т-ре в партии Маргариты (партию Мефистофеля пел Ф. И. Шаляпин). Выступала также в т-рах Баку, Ростова-на-Дону, Москвы, Петербурга, Парижа. В 1900-03 солистка Мариинского т-ра; пела здесь партии Лизы, Татьяны, Иоланты; Марии ("Мазепа"), Марфы ("Царская невеста"), Маргариты, Виолетты, Джильды, Мими, Розины. Среди др. партий (всего в репертуаре свыше 40) - Людмила, Снегурочка; Жанна д'Арк ("Орлеанская дева"), Лакме; Недда ("Паяцы"), Дездемона. П. совершенствовалась в Париже под рук. С. Маркези, с успехом выступала в концертах и спектаклях руководимой им студии. Много концертировала как камерная певица в России, а также во Франции, Великобритании и др. странах. Наряду с ариями из опер исполняла арм. нар. песни и романсы арм. композиторов.

Литература: Самвелян В. Т., Надежда Папаян, пер. с арм., Ер., 1965.

М. С. Мурадян.

Папендик-Эйхенвальд И. И.

Ида Ивановна - см. Эйхенвальд И. И.

Папино-Кутюр Ж.

Папино-Кутюр Ж. (Papineau-Couture) Жан (р. 12 XI 1916, Монреаль) - канад. композитор, пианист и муз.-обществ. деятель. Обучался игре на фп. у Г. Кюссона (1937-40), Л. П. Морена (1939-40) в Монреале и композиции у Квинси Портера (1940) в Бостоне. В 1940-1943 занимался в Новоангл. консерватории в Бостоне, в Лонги-колледже музыки в Кембридже, в 1944-45 брал уроки у Н. Буланже в Париже. В 1945-53 преподавал игру на фп. в колледже Монреаля (с 1951 профессор), в 1946-63 - теорию музыки в монреальском отделении Консерватории музыки и драм. иск-ва провинции Квебек, с 1951 - теорию музыки и композицию на муз. ф-те Монреальского ун-та (в 1968-73 декан). Президент Канад. лиги композиторов (1957-59 и 1963-1966). Президент Канад. муз. совета (1967-68), Канад. муз. центра (1973-74), Об-ва совр. музыки Квебека (с 1966).

Сочинения: для орк. - Concerti grossi (1943, 1956), симфония (1948; 2-я ред. 1956), Концертные пьесы No 1-5 (Piиces concertantes, 1957-63); концерты с орк. - для фп. (1956), для скр. (1951); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета (1953, 1967), фантазия для дух. квинтета (1963), струн. секстет (1967) и др.; произв. для скр. соло; произв. для фп.; хоры, песни.

Литература: Beckwith J., J. Papineau-Couture, "Canadian Music Journal", 1959, v. 3, No 2.

Папп Г.

Папп Г. (Рарр) Густав (p. 28 IX 1919, Чьерни-Балог) - слов. певец (тенор). В 1948 окончил у Д. Журавлёвой консерваторию в Братиславе. С 1955 солист Слов. нац. т-ра в Братиславе. В 1957-58 совершенствовался в Вене. Исполнял гл. партии в операх слов. и чеш. композиторов, в классич. зап.-европ. и русских операх, а также в опереттах. Гастролировал за рубежом, в т.ч. в СССР (1958, 1959, 1962), в ГДР (Лейпциг, с 1960). Партии: Ондрей, Забой ("Крутнява", "Святоплук" Сухоня), Яношик ("Юро Яношик" Циккера), Князь, Владимир Игоревич; Флорестан ("Фиделио"), Тангейзер, Лоэнгрин, Герцог, Хозе. Выступает в концертах.

Папроцкий Б.

Папроцкий Б. (Paprocki) Богдан (р. 23 IX 1919, Торунь) - польск. певец (тенор). Брал уроки пения у М. Собеского и Э. Коппе (1943), затем у И. Дыгаса в Люблине. С 1941 пел в Ансамбле Войска польского. В 1946-61 солист Силезского оперного т-ра в Бытоме, одноврем. с 1957 - "Т-ра Вельки" в Варшаве. В репертуаре гл. обр. лирич. партии. Один из лучших исполнителей партий в операх С. Монюшко - Йонтек ("Галька") и Стефан ("Страшный двор"); среди др. партий - Ленский; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Пинкертон, Каварадосси, Манрико, Дон Карлос, Фра-Дьяволо, Фауст, Хозе. Участвует в исполнении ораторий. Много гастролировал, в т.ч. в СССР (Большой т-р, 1951, 1955, 1967, 1976).

Литература: Sosnowska A., Bogdan Paprocki: w 30-lecie debiutu operowego, Warsz., 1976.

Парагвайская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Паракапзук

Паракапзук - арм. духовой муз. инструмент. Род волынки. Состоит из воздушного резервуара - меха, 2 спаренных мелодич. трубок с общим раструбом и 5 игровыми отверстиями на каждой, трубки для нагнетания воздуха. Звукоряд 6-ступенный. Техника игры обычная для волынок: на мелодич. трубках исполняют мелодию в унисон либо на одной играют мелодию, на другой выдерживают органный пункт (на тонике или доминанте). П. используется для сольной и ансамблевой (преим. с зурной) игры, а также в качестве аккомпанирующего инструмента. Репертуар - нар. песни (часто сатирич. и юмористич. содержания), пляски, а также самостоятельные сольные мелодии и эпич. народные сказы. П. выходит из употребления и встречается лишь в деревнях.

Литература: Агаян М., Армянская ССР, М., 1955, с. 57; Лисициан С., Старинные пляски и театральные представления армянского народа, т. 1, Ер., 1958, с. 150 (на арм. яз.); Беляев В., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 2, М., 1963, с. 129-30; Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 118.

С. Я. Левин.

Параллелизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Параллельные тональности

Параллельные тональности - в диатонич. системе мажора и минора пара тональностей противоположного наклонения, имеющих один и тот же состав осн. ступеней (одинаковые знаки при ключе); тонич. трезвучия П. т. включают общую большую терцию. П. т. находятся в ближайшем родстве друг с другом. На основе общности ступенного состава П. т. могут объединяться в параллельно-переменный лад (см. Переменный лад). Развитие гармонии во 2-й пол. 19 и в 20 вв. расширило систему тональных связей на основе принципа П. т. Эмансипация особых диатонич. ладов (дорийского, фригийского и др.) привела нек-рых исследователей к мысли считать П. т. все гептатоники противоположного наклонения, если их звуковой состав одинаков (А. Н. Должанский), напр. С ионийский и е фригийский, С ионийский и d дорийский. Исследуя у Д. Д. Шостаковича лады с пониженными ступенями, Должанский усматривает (во 2-й фп. сонате) отношение П. т. между h-moll (с пониж. II, IV и VIII ступенями:

Параллельные тональности

и Es-dur (с повышенными II и IV ступенями:

Параллельные тональности

однако подобные связи носят частный, индивидуализиров. характер. Соотношение П. т. в объединённой мажоро-минорной и хроматич. системах усложняется. Так, к одноимённому C-dur-moll П. т. будут одновременно и а-mоll(либо A-dur-moll) и Es-dur (соответственно, Es-dur-moll). Отсюда тенденция к образованию цепных малотерцовых систем П. т. (по Э. Лендваи, в дальнейшем и малотерцовых однофункциональных "осей").

Литература: Должанский А. Н., О ладовой основе сочинений Шостаковича, "СМ", 1947, No 4, в сб.: Черты стиля Д. Шостаковича, М., 1962; Способин И. В., Элементарная теория музыки, М. - Л., 1951, 1973; Холопова В. Н., О теории Эрнё Лендваи, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 1, М., 1972; Lendvai E., Einfьhrung in die Formen- und Harmonienwelt Bartуks, в кн.: Bйla Bartуk. Weg und Werk. Schriften und Briefe, Bdpst, 1957.

Ю. H. Холопов.

Парафраза

Парафраза (от греч. paraprasis - пересказ).

1) Распространённое в 19 в. обозначение инстр. виртуозной фантазии, гл. обр. для фп., на темы популярных песен, оперных арий и т.п. Эти темы нередко подвергаются в П. значит. преобразованию, выступают в новых соотношениях друг с другом. Большая часть П. принадлежит к салонной музыке. Ряд художественно-значимых П. создан Ф. Листом (три П. на швейцарские мелодии в "Альбоме путешественника"; П. на песню Gaudeamus igitur; на темы оперы Верди "Риголетто"; на полонез из оперы Чайковского "Евгений Онегин" и др.).

2) Обозначение, применявшееся X. Риманом, А. Шерингом и Ж. Гандшином для обработок хоральных мелодий в полифонич. сочинениях 13-16 вв., в к-рых оригинальная мелодия выступала в упрощённом и "обобщённом" виде.

Литература: Friedlдnder E., Wagner-Liszt und die Kunst der Klavierbearbeitung, Detmold, 1922; Rresser D., Die Opernbearbeitungen des 19. Jahrhunderts, "AfMw", 1955, Jahrg. 12, H. 3; Handsсhin J., Zur Frage der melodischen Paraphrasierung im Mittelalter, "ZfMw", 1928, Jahrg. 10, H. 9/10.

Паре П.

Паре П. (Рагау) Поль (р. 24 V 1886, Трепор) - франц. дирижёр, пианист и композитор. Чл. Института Франции (1950). В 1911 окончил Парижскую консерваторию. Ученик Ж. Коссад, К. Леру, П. А. Видаля. С 1921 помощник дирижёра, в 1923-28 дирижёр концертов Ламурё, с 1928 - Муниципального оркестра Монте-Карло. В 1932-40 и с 1944 руководитель концертов Колонна. В годы оккупации Франции находился в Марселе, Монте-Карло. В 1952-63 гл. дирижёр оркестра в Детройте.

Сочинения: балет - Смущённая Артемида (Artйmis troublйe, 1922, Париж); оратория Жанна д'Арк (1913); Месса памяти Жанны д'Арк (1931); для орк. - 2 симфонии; фантазия для фп. с орк.; камерно-инстр. ансамбли - фп. трио, струн. квартет и др.; фп. пьесы; песни.

Литература: Landоwski W. L., P. Paray, Lyon, (1956); Stoddard H., Symphony conductors of the USA, N. Y., (1957); Young P. M., World conductors, L., 1966.

И. А. Медведева.

Париж

Статья большая, находится на отдельной странице.

Парижская консерватория

Статья большая, находится на отдельной странице.

Парижский оркестр

Парижский оркестр (Оркестр де Пари; Orchestre de Paris) - франц. симф. оркестр. Осн. в 1967 по инициативе министра культуры Франции А. Мальро. В его организации участвовали муниципалитет Парижа и департаменты Парижского р-на при содействии "Общества концертов Парижской консерватории". П. о. получает дотацию от государства и местных организаций (в первую очередь гор. властей Парижа). В составе оркестра ок. 110 музыкантов высокой квалификации, посвятивших себя работе только в этом оркестре, что позволило создать из числа его участников самостоят. камерные ансамбли, выступающие одновременно в неск. конц. залах. Гл. цель П. о. - знакомить широкие слои публики с высокохудожеств. муз. произв. Его почётный президент - директор Парижской консерватории Р. Галлуа-Монбрен. Первым муз. руководителем и гл. дирижёром был Ш. Мюнш. П. о. гастролирует за рубежом (СССР, 1968, первая зарубежная поездка; Великобритания, Бельгия, Чехословакия и др. страны).

Литература: Симфонический оркестр де Пари. Гастроли в СССР, 1968, (М., 1968).

И. М. Марков.

Паркер Х.

Паркер Х. (Parker) Хорейшио (15 IX 1863, Оберндейл, шт. Массачусетс - 18 XII 1919, Сидархерст, Лонг-Айленд) - амер. композитор и органист. В 1880-85 учился композиции у Дж. У. Чедвика в Бостоне и Й. Г. Рейнбергера в Мюнхене. Церк. органист и рук. хора в Нью-Йорке (1886-87) и Бостоне (1888-93). С 1894 до конца жизни преподавал композицию в Йельском ун-те в Нью-Хейвене (среди учеников - Ч. Айве, Р. Сешнс, К. Портер). Реорганизовал там муз. об-во, руководил основанным им симф. оркестром. Писал гл. обр. соч. крупных форм, в т.ч. вок.-симфонические.

Сочинения: оперы - Мона (1912, Нью-Йорк), Страна чудес (Fairyland, 1915, Лос-Анджелес); оратории, в т.ч. Hora Novissima (1893), рождественская кантата Святой младенец (The Holy Child, 1893); симфония (1885), 3 увертюры; концерт для органа с орк. (1902); сюита для скр., влч. и фп. и др. камерно-инстр. соч.; пьесы для органа; хоры с орк.; духовные песни.

Литература: Chadwick G. W., Horatio Parker, New Haven, 1921.

Паркер Ч.

Паркер Ч. (Parker; прозв. Бёрд, от Bird - птица) Чарлз (Чарли) (29 VIII 1920, Канзас-Сити - 12 III 1955, Нью-Йорк) - амер. саксофонист (альт) негр. происхождения. С 1937 играл в танц. оркестрах Канзас-Сити, в 1941-42 - в кафе "Т-р Минтона". Вместе с Д. Гиллеспи, Т. Монком и др. негр. музыкантами выработал исполнит. стиль, способствовавший становлению т. н. би-бопа (см. Джаз) - одного из ранних стилей совр. джаза. Играл в ряде амер. джазовых оркестров, в т.ч. под упр. Э. Хайнса и Н. Сиссла (1942-44), одноврем. - в квинтете Гиллеспи. Выступал с организованным им (1947) квинтетом на джазовом фестивале в Париже (1949), в скандинавских странах (1950). Играл в качестве солиста также со струн. оркестром. Импровизации П. отличались виртуозностью, в них проявлялось его развитое ритмич. и гармонич. мышление; особенности звукоизвлечения и фразировки придавали его соч. асимметричность и угловатость, что резко выделяло творчество П. на фоне танц.-развлекательного джаза 30-40-х гг. Автор джазовых пьес "Теперь пора" ("Nows time"), "Конфирмация" и др. Позднее признание П., его трудная жизнь легли в основу сюжета повести X. Кортасара "Преследователь".

Литература: Reisner H. G., Bird. The legend of Charlie Parker, N. Y., 1957, 1963; Harrison M., Charlie Parker, L., 1960.

Парло К.

Парло К. (Parlow) Кетлин (20 IX 1890, Калгари, Альберта - 19 VIII 1963, Оквилл, Онтарио) - канад. скрипачка. С 5-летнего возраста обучалась игре на скрипке у Г. Холмса в Сан-Франциско. В 1906-07 занималась у Л. С. Ауэра в Петербурге, где выступала с большим успехом в 1907. Гастролировала в сканд. странах, Германии, Нидерландах, Бельгии, неоднократно в Сев. Америке. Позднее организовала струн. квартет ("Парло-квартет"). Преподавала в "Миллс-колледже" в Окленде (Калифорния). С 1957 жила в Торонто. П. - одна из наиболее известных женщин-скрипачек. Её игра отличалась сильным, глубоким тоном, виртуозной техникой, большим артистич. темпераментом, художественной завершённостью интерпретации.

Литература: Оссовский А., Мисс Кэтлин Парло, "Слово", 1907, No 77; Коптяев A., Парло. (Концерт с участием Парло), в его кн.: "Эвтерпэ". Второй сб. музыкально-критических статей, СПБ, 1908, с. 193-95.

И. М. Ямпольский.

Пародия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Парра В.

Парра В. (Parra) Виолета (1917, Сан-Карлос, пров. Ньюбле - 1966, пригород Сантьяго) - чилийский фольклорист, композитор; поэтесса и исполнительница песен. С 1937 выступала с концертами и лекциями. В 1954-66 совершила многочисл. турне по странам Лат. Америки и Европы (в 1954 и 1961 посетила СССР). Основатель (1957) и директор Музея нар. иск-ва в Консепсьоне. Автор лирич. и обществ.-политич. песен, многие из к-рых - в традиц. чилийских жанрах (тонада, куэка, рефалоса и др.). Популярны песни "Письмо", "Почему бедные ничего не имеют", "Я искала работу" и др. Творчество и исполнит. деятельность П. подготовили движение "Новая чилийская песня". Изданы 2 её книги: во Франции - "Народная поэзия Анд" ("Роеsнa popular andina"), в Чили - "Децимы" ("Dйcimas", 1970, посмертно).

Дети П. - Исабель П. (р. 1937) и Анхель П. (р. 1941) - ведущие участники движения "Новая чилийская песня".

Парреннен Ж.

Парреннен Ж. (Parrenin) Жак (р. 24 XII 1919, Ферривиль, ныне Мензель-Бургиба, Тунис) - франц. скрипач. В 1942 окончил Парижскую консерваторию у Ж. Кальве. В том же году основал квартет, носящий его имя. Обширный репертуар квартета включает многочисл. произв. совр. композиторов. С 1949 квартет гастролирует во мн. странах, неоднократно выступал в СССР (1960-79), ему присуждены 1-е пр. на конкурсах в Париже, Женеве, Льеже. П. - профессор, рук. класса мастерства Высшей музыкальной школы в Карлсруэ.

Парсаданян Б. Х.

Парсаданов Борис Христофорович (р. 14 V 1925, Кисловодск) - сов. композитор и скрипач. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1967). Чл. КПСС с 1960. Окончил в 1950 Муз. уч-ще им. Гнесиных как скрипач, в 1959 - Таллинскую консерваторию как композитор у X. Я. Эллера. В 1948-53 занимался также у Г. И. Литинского (композиция) в студии при Доме культуры Арм. ССР. В 1950-53 концертмейстер оркестра Моск. эстрады, с 1953 артист оркестра Эст. радио, с 1967 зам. гл. редактора Гл. муз. редакции Центр. телевидения СССР, с 1970 инструктор отдела культуры ЦК Коммунистич. партии Эстонии, с 1975 худ. рук. Филармонии Эст. ССР.

Сочинения: опера Соль (по И. Э. Бабелю, 1972, Таллин); реквием Живите в веках (1962); для орк. - 8 симфоний (1958-81; в т.ч. симфония-концерт с солирующей скр., 1977), симф. поэма Давид Сасунский (1950); концерты с орк. - для скр. (1955), для флейты (с камерным орк., 1978); камерно-инстр. ансамбли; сонаты (соло) для скр. (1971), для 2 скр., для скр. и влч. (обе 1974), для альта (1978) и др.

Партесное пение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Партита

Партита (итал. partita, букв. - разделённая на части, от лат. partio - делю). 1) С кон. 16 до нач. 18 вв. в Италии и Германии - обозначение вариации в цикле вариаций; весь цикл именовался тем же термином во множеств. числе (partite). Образцы у Джезуальдо (Partite strumentali, ок. 1590), Дж. Фрескобальди (Toccate е partite, 1614), И. С. Баха (органные П. на хоралы) и др. 2) В 17-18 вв. термин "П." понимался также как равнозначный термину сюита (см., напр., партиты И. С. Баха для скрипки соло, для клавира). В этом значении термин применяется и нек-рыми композиторами 20 в. (А. Казелла, Ф. Гедини, Г. Петрасси, Л. Даллапиккола).

Партитура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Партия

Партия (от лат. pars, род. падеж partis - часть, partio - делю; итал. parte, франц. partie, нем. Stimme, англ. part).

1) В многоголосной вокальной, вокально-инструментальной, ансамблевой и оркестровой музыке одно из слагаемых фактуры муз. произведения, предназначенное для исполнения отдельным голосом или на отдельном муз. инструменте. В прошлом, до появления партитуры совр. типа (начало 16 в.), музыка многоголосных произв. записывалась в виде партий. Отдельно записанные П. многогол. вок. произведений в Англии назывались part books, в странах нем. языка - Stimmbьcher. Так нотировались гл. обр. светские вок. произведения; духовные сочинения нотировались преимущественно в виде "хоровых книг" (итал. libro de coro, франц. livre de choeur, англ. choir-book, нем. Chorbuch), в к-рых на развороте тетради записывались все партии данного сочинения, но совпадающие по звучанию такты отдельных голосов не располагались один под другим, как в совр. партитуре. По одной такой "хоровой книге" пели исполнители всех или нескольких П. В оперной музыке вок. партии солистов обозначаются не только по типу голоса, для к-рого они предназначены (партия сопрано, партия баса и т.п.), но и по имени героя оперы (напр., партия Германа в опере "Пиковая дама", партия Кармен в одноим. опере и т.д.). Наиболее значительные совр. ансамблевые, оркестровые и крупные вок.-инстр. сочинения издаются как в виде партитуры, так и в виде партий; в др. случаях партии выписываются из партитуры переписчиком. В оркестре по одной П. играют 2 исполнителя на струн. инструментах.

2) В многогол. полифонич. музыке - то же, что голос (1).

3) Распространённое в Германии 17 в. название партиты (нем. Parthie, Partie).

4) Colla parte (кулла пбрте, итал.- вместе с партией) - обозначение для музыканта, исполняющего партию сопровождения. Указывает на то, что при аккомпанементе он должен сообразовываться с трактовкой данного раздела, рассчитанного на свободную по ритму интерпретацию, солистом.

5) Раздел экспозиции и репризы сонатной формы. В них обычно представлены главная партия, связующая партия, побочная партия, нередко и заключительная партия.

Партош Э.

Партош Э. (Partos) Эдён (р. 1 X 1907, Будапешт) - израильский композитор и альтист. Учился в Муз. академии им. Ф. Листа в Будапеште у Е. Хубая (скрипка) и З. Кодая (композиция). Работал концертмейстером симф. оркестра в Люцерне (1925-26), Берлине (1928-33), Будапеште (1934-38). В 1938 эмигрировал в Израиль. Был солистом-альтистом симф. оркестра, участником струн. квартета Израильской филармонии. С 1951 директор Музыкальной академии в Тель-Авиве. В ранний период испытал сильное влияние Б. Бартока, в позднейших соч. опирается на евр. муз. фольклор.

Сочинения: для орк. - программная симф. фантазия В яме (En gev, 1950), конц. симфония (1962); концертино для струн. орк. (1932; нов. ред. - 1955); для инструмента с орк. - концерты: для скр. (1958), 2 для альта (Песнь ликованья - Song of Praise, 1949; 1957), Памяти погибших (Yiskor) для альта и струн. орк. (1946), Видения (Latomasok), для флейты, кларнета и симф. орк. (1957); фантазия на йеменские темы (1946) для хора с оркестром; песни и др.

И. М. Ямпольский.

Предыдущая страница Следующая страница