Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАЛ"-"ПАР")
Пальшау И. Г. В. (Palschau) Иоганн Готфрид Вильгельм (21 XII 1741, вероятно, Копенгаген - 23 VI (5 VII) 1815, Петербург) - нем. клавесинист и композитор. Обучался музыке в Риге у И. Г. Мюттеля (ученика И. С. Баха). С 1777 обосновался в Петербурге, где был известен как исполнитель и педагог. В 70-х гг. выступал в концертах со скрипачом Л. П. Ершовым, сблизился с мн. рус. музыкантами. Автор концертов для клавесина с оркестром, сонат, вариаций на рус. темы для клавесина и др. Его вариации на тему рус. нар. песни "Как у нашего широкого двора" (в 2 и 4 руки) были изд. в Петербурге под назв. "Сюита для клавесина" (переизд. в "Хрестоматии по истории фортепианной музыки в России", М., 1949). Литература: Кушенов-Дмитриевский Д. Ф., Лирический музеум..., СПЕ, 1831; Музалевский В. И., Русское фортепианное искусство, Л., 1961; Mоoser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siйcle, t. 2, Gen., 1951, S. 278-80. И. М. Ямпольский. |
Александра Валерьяновна (8 (20) X 1853, Петербург - II 1942, Ленинград) - сов. певица (сопрано) и педагог. Брала уроки у Г. Ниссен-Саломан в Петербурге, у П. Виардо в Париже (1874-77). В 1878 дебютировала в Петербурге. В 1879 состоялось знакомство П.-К. с П. И. Чайковским. 1-я исполнительница мн. его романсов и ряда партий в его операх, в т.ч. партии Татьяны (конц. исполнение, 1879). Чайковский посв. П.-К. 7 романсов ор. 47. В 1886 гастролировала в Неаполе и Милане. В 1886-1887 артистка Моск. частной рус. оперы, с 1888 - Мариинского т-ра (псевд. Сандра). Партии: Аида, Джильда, Джоконда ("Джоконда" Понкьелли), Валентина ("Гугеноты"). Гастролировала в Варшаве, принимала участие в частных итал. оперных антрепризах. Вела педагогич. деятельность. П.-К. принадлежат воспоминания о П. И. Чайковском (изд. в сб.: "Воспоминания о П. И. Чайковском", М., 1962, 1979). |
Пандеро (испан. pandero) - испан. ударный муз. инструмент. Род бубна. Состоит из деревянного обруча, на к-рый натягивается мембрана. В отверстия обруча вставляются бубенчики или металлич. пластинки. Исполнитель ударяет по П. ладонью или пальцами, встряхивая инструмент, заставляет звучать пластинки. П. используется гл. обр. для аккомпанемента танцам. |
Пандура - струнный щипковый муз. инструмент. См. Мандола. |
3-струнный щипковый муз. инструмент, широко распространённый в Грузии. Имеет различную форму. Наиболее типичны: 1) большой лопатообразный корпус и отогнутая назад головка (у хевсуров); 2) лопатообразный корпус и закруглённая головка (у пшавов, карталинцев, грузин); 3) корпус в виде луковицы, головка с завитком (у карталинцев и кахетинцев); 4) ладьеобразный корпус, головка с завитком (у грузин, душетов, пшавов); 5) грушевидный корпус, выгнутая головка (у карталинцев и кахетинцев). Имеются и смешанные виды. Корпус, шейка (с 2-5 ладами) и головка инструмента изготавливаются из цельного куска дерева. Струны жильные. Звук извлекается бряцанием пальцами по всем струнам одновременно. Настройка секундо-терцовая, но иногда две струны настраиваются в унисон, а третья в кварту к ним. Диапазон в пределах октавы. Общая дл. П. 700-900 мм. Применяется преим. для сопровождения сольного и хорового пения (иногда - танцев) и как ансамблевый инструмент. В оркестре используется усовершенствованный П. конструкции К. А. Вашакидзе. Литература: Каргаретели И., Краткий очерк грузинской музыки, Тифлис, 1906, с. 19; Аракишвили Д. И., Обзор народной песни Восточной Грузии, Тб., 1948, с. 5; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 127; Беляев В., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 2, М., 1963, с. 271. С. Я. Левин. |
Паненка Я. (Panenka) Ян (р. 8 VII 1922, Прага) - чеш. пианист. Засл. арт. ЧССР (1972). Учился у Ф. Максиана в Пражской консерватории (1940-46) и у П. А. Серебрякова в Ленингр. консерватории (1946-47), занимался в аспирантуре в Академии изящных иск-в в Праге (1951-52). Концертирует с 1944. 1-й исполнитель ряда произв. совр. чеш. композиторов. Часто выступает за рубежом, в т.ч. в Австралии, как солист, а также как ансамблист - со скрипачом Й. Суком и виолончелистом Й. Хухро, с квартетами им. Ондржичека, им. Сметаны, Чехословацким квартетом. С 1958 солист Чеш. филармонии, играет в трио им. Сука. Преподаёт в Академии изящных иск-в. |
Панераи Р. (Panerai) Роландо (р. 17 X 1924, Кампи-Бизенцио, близ Флоренции) - итал. певец (баритон). Учился у В. Фрацци в консерватории во Флоренции и у Дж. Тесс в Милане. 1-я пр. на конкурсе вокалистов в Сполето (1947). Дебютировал в 1947 в т-ре "Сан-Карло" (Неаполь), пел на сценах мн. итал. т-ров. С 1951 солист т-ра "Ла Скала". Среди лучших партий - Мазетто ("Дон Жуан"), Марсель ("Богема"), Ди Луна, Форд ("Трубадур", "Фальстаф"). В 1957 исполнил заглавную партию в опере "Матис-художник" Хиндемита в т-ре "Ла Скала" (впервые в Италии). Пел в Лондоне, Вене, Париже и др., с 1958 в городах США. В 1964 в составе труппы "Ла Скала" выступал в Москве. |
Панина В. В. (урожд. Васильева) Варвара Васильевна (1872, Москва - 28 V (10 VI) 1911, там же) - рус. эстрадная певица (контральто), исполнительница бытовых романсов и цыганских песен. По национальности цыганка. Артистич. карьера П. началась с выступлений в цыганском хоре А. П. Паниной в моск. ресторанах "Стрельна" и "Яр" (с 1886). Более 10 лет пела в "Яре", исполняя модные романсы Я. Ф. Пригожего, М. Я. Пуаре, Тости, Н. В. Зубова, А. М. Абазы, а также руководила собств. хором. В 1900-х гг. с большим успехом выступала как конц. певица в Москве и Петербурге. Обладала необычайно низким, густым контральто. Пела (обычно под аккомпанемент дуэта гитар, к к-рому иногда добавлялась цитра) "голосом почти грубым, напоминавшим бас, совершенно не женским по тембру", но с чисто женской, удивительной проникновенностью. В её романтически приподнятом исполнении "виолончельная" кантиленность сочеталась с гибкостью и доверительностью речевых интонаций. П. покоряла слушателей страстностью певч. манеры, унаследованной от старых мастеров рус-цыганской эстрады. Репертуар П. включал старинные гор. песни на стихи поэтов-классиков - "Утро туманное" (муз. Пригожего, сл. И. С. Тургенева), "Нищая" (сл. Беранже), "Дремлют плакучие ивы" и т.н. цыганские романсы - порой сомнительного художеств. качества. Однако стихийная сила и мастерство интерпретации заставляли современников прощать ей неразборчивость в репертуаре. Поклонниками таланта П. были Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. А. Блок, мн. муз. критики. Сохранилось ок. 40 грамзаписей, напетых П. Лучшие из них включает грампластинка, выпущенная в 1974 фирмой "Мелодия". Литература: Памяти Вари Паниной, "Театр", 1911, июнь: Кугель А. Р., Театральные портреты, (Л., 1967); Hестьев И. В., Звёзды русской эстрады, М., 1970, 1974. И. В. Нестьев. |
Иван Яковлевич (р. 1(14) I 1906, г. Балаково Саратовской обл.) - сов. баянист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1957). В раннем возрасте ослеп. С детских лет проявил необычайную музыкальность, играл на гармониках разл. систем. Спец. муз. образования не получил. С 1932 солист Саратовской филармонии. Исполнение П. отличается технич. мастерством, лиризмом и теплотой. Репертуар включает св. 600 произв. Впервые исполнил концерт для баяна с оркестром Н. Я. Чайкина. 1-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей на нар. инструментах (1939, Москва). В 1932-56 преподаватель организованного им класса баяна в Саратовском муз. уч-ще. П. принадлежат многочисл. обработки для баяна нар. песен и танцев, а также произв. рус., сов. и заруб. композиторов, часть к-рых вошла в сб-к из серии "Играй, мой баян" (вып. 6, 1958). Литература: Быстряков М. С., Хорошайлова Л. М., Баянист Иван Паницкий, Саратов, 1976. |
Панн А. (Pann) Антон (наст. имя и фам. - Антоние Пантолеон-Петровяну, Antonнe Pantoleon- Petroveanu) (1796, Сливен, Болгария - 2 (14) XI 1854, Бухарест) - рум. фольклорист, композитор, литератор. Учился в школах церк. пения в Бухаресте (1812-1818). Был певчим, преподавал церк. музыку в разных городах Румынии, в т.ч. в Школе церк. певчих (1828-1832) и в Центр. семинарии (1842-54) в Бухаресте. Особенно значит. вклад П. внёс в область фольклористики и духовной музыки. Составитель и издатель первых сб-ков рум. нар. песен, получивших широкую известность: "Различные стихи, или Светские песни" ("Poezii deosebite sau Cоntece de lume", 1831, в 1955 под ред. Г. Чобану); "Песни звезды..." ("Cоntece de stea...", 1841); "Милосердие любви, или Певец скорби" ("Spitalul amorului, sau Cоntatorul dorului", 1850). Ему принадлежат соч. и обработки церк. песнопений, уч. пособия по муз. теории и церк. пению. Автор трудов "Теоретическая и практическая база церковной музыки, или Мелодическая грамматика" ("Bazul teoretic si practic al muzicii bisericesti, sau Gramatica melodica", 1845), "Маленькая теоретическая и практическая музыкальная грамматика" ("Mica gramatica muzicala teoretica si practica", 1854) и др., а также сост. антологии церк. музыки: "Antologie muzico-eclesiastica оn doua tomuri" (1852). Литература: Vianu T., Anton Pann, Buc., 1955; Dо1inesсu E., Anton Pann. Viata оn imagini, Buс., 1967; Vancea Z., Creatia muzicala romвneasca, sec. 19-20, t. 1, Buс., 1968, p. 78-83. P. Э. Лейтес. |
Паннаин Г. (Pannain) Гвидо (р. 17 XI 1891, Неаполь) - итал. музыковед и композитор. Чл. академии "Санта-Чечилия". Учился в консерватории и ун-те Неаполя. В 1915-61 преподавал в консерватории в Неаполе (в 1916-47 зав. кафедрой истории музыки). Ему принадлежат многочисл. исследования по истории и теории музыки, монографии о К. Монтеверди, Л. Бетховене, Р. Вагнере и др. композиторах, а также мн. статьи, опубликованные в журн. "Revista Musicale Italiana", "Rassegna Musicale", "Il Pianoforte", "Roma" (1928-30), "Mattino" (1932-43), "Il Tempo" (c 1947), "Epoca" (1950-57)и др. периодич. изданиях. Автор опер "Непрошенная" ("L'intrusa", по М. Метерлинку, 1940, Женева), "Беатриче Ченчи" (1942, Неаполь), "Мадам Бовари" (по Г. Флоберу, 1955, там же), вок.-симф., симф. и камерно-инстр. произв., песен. Сочинения: Le origini e sviluppo dell'arte pianistica in Italia, Napoli, 1919; Lineamenti di storia della musica, Napoli, 1922, Mil., (1962); Musicisti dei tempi nuovi, Torino, (1932), Mil., 1954; Storia della musica, v. 1-3, Torino, 1936 (совм. с A. Della Corte), 1964; La Vita del linguaggio musicale, Mil., 1947, нов. изд. 1956; L'opera e le opere ed altri scritti di letteratura musicale, Mil., 1958; Serghei Prуkofiev, "L'Approdo musicale", 1961, No 13; Richard Wagner: vita di un artista, Mil., (1964); Giuseppe Verdi, Torino, 1964. A. И. Гундарева. |
Николай Михайлович (1797 - 9(21) IX 1872, Москва) - рус. муз. и театр. критик, журналист, писатель. Слушал лекции в Моск. ун-те. В 1818-1828 находился на воен. службе. В 1832-48, живя в Варшаве, служил в разл. воен. и гос. учреждениях, сотрудничал в газ. "Варшавский дневник". С 1849 печатался в моск. периодич. изданиях. С 1850 постоянный лит. сотрудник журн. "Москвитянин" (на страницах к-рого впервые выступил как муз. критик), в дальнейшем - газ. "Московские ведомости" (1857-72), "Современная летопись" (1861-70). Мн. статьи и рецензии П. Посв. вопросам муз.-исполнительского иск-ва. |
Панофка Г. (Panofka) Генрих (2 X 1807, Бреславль, ныне Вроцлав, Польша - 18 XI 1887, Флоренция) - нем. вок. педагог, скрипач, композитор. Обучался в Вене игре на скрипке у Й. Майзедера, композиции у И. Гофмана. С 1829 выступал как скрипач в Мюнхене и Берлине. С 1834 скрипач "Об-ва концертов Парижской консерватории"; в Париже обучался пению у Дж. Бордоньи, совм. с к-рым осн. в 1842 Академию любителей пения. В 1847-52 жил в Лондоне, где был одним из директоров итал. оперы и снискал признание как вок. педагог. С 1852 преподавал пение в Париже; с 1866 жил во Флоренции. Автор соч. для скрипки. Популярность получили его вок.-методич. труды (учебники пения, сб. вокализов), к-рые долгое время применялись в учебной практике; особое распространение получило руководство "Искусство пения" ("L'art de chanter", P., 1853; переведено на мн. яз.). Автор статей в журн. "Neue Zeitschrift fьr Musik" и др. периодич. изданиях. M. М. Яковлев. |
Панталеон - панталон (нем. Pantaleon, Pantalon). 1) Многострунный ударный муз. инструмент. Назван по имени изобретателя и знаменитого нем. исполнителя на этом инструменте - Панталеона Хебенштрайта, к-рый в 1690-х гг. реконструировал старинный Hackbrett (цимбалы): придал ему 2-ю деку, увеличил размеры корпуса, количество струн и, соответственно, диапазон (до 5-51/2 октав). Играли на П. с помощью 2 молоточкообразных палочек. Звук получался сильный, но расплывчатый, что создавало большие технич. трудности во время исполнения и послужило причиной исчезновения инструмента из муз. практики во 2-й пол. 18 в. Однако принцип звукоизвлечения на П. сыграл нек-рую роль в опытах по созданию молоточковых клавишных инструментов. 2) Одно из названий вертикального фп. (см. Жираф), а также нек-рых клавишных инструментов, у к-рых молоточки расположены над струнами. Литература: Браудо Е. М., Основы материальной культуры в музыке, М., 1924; Зимин П., Фортепиано в его прошлом и настоящем, М., 1934; его же, История фортепиано и его предшественников, М., 1968. Н. А. Лисова. |
Пантомима (от греч. pantomimos - актёр, играющий с помощью одних телодвижений, букв. - всё воспроизводящий подражанием). 1) Иск-во выражать чувства и мысли посредством мимики и жестов. 2) Вид театр. представления, сопровождаемого музыкой, в к-ром художеств. образ создаётся без помощи слова, посредством выразит. движений, жестов, мимики. Такие П. были известны уже в Др. Египте и Др. Греции; в Др. Риме они пользовались большой популярностью. Муз. сопровождение состояло из пения хора и игры инстр. ансамбля. В эпоху Возрождения, особенно в Италии, были распространены П. аллегорич. содержания. Они входили в исполнявшиеся на разл. придв. торжествах интермедии, позднее стали включаться и в придв. театр. представления, сыграв определённую роль в формировании жанров оперы и балета. Со времени Ж. Ж. Новера П. становится важным элементом балетного иск-ва; применяется в балете в органич. сочетании с танцем (т.н. действенный танец) или сюжетной игровой сценой. П. использовались также в разл. нар. представлениях - ср.-век. мистериях, спектаклях комедии дель арте, ярмарочного театра, арлекинадах. Элементы арлекинады нашли применение в цирке, немом и звуковом кино. Рядом композиторов 20 в. создавались П. в виде отд. соч. или частей крупных муз.-сценич. произведений (П. "День рождения инфанты" Шрекера, 1908, "Дафнис и Хлоя" Равеля, 1912, балет-П. "Чудесный мандарин" Бартока, 1918-19, "Кардильяк" Хиндемита, 1952). Литература: Broadbent R. J., A history of pantomime, L., 1901, N.Y., 1964; Simon K. G., Pantomime, Mьnch., (I960); Marceau M., Ihering H., Die Weltkunst der Pantomime, Z., 1961; Dorcy J., Jacot M., Pantomime, Lausanne, (1963). |
Дебора Яковлевна (p. 30 XII 1904 (12 I 1905), Омск) - сов. певица (колоратурное сопрано). Засл. арт. РСФСР (1945). Чл. КПСС с 1955. В 1926 окончила Омский муз. техникум по классам пения и фп., в 1931 - Ленингр. консерваторию по классу пения у Е. А. Бронской. Лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Москве (1939, 1-я пр.). С 1931 солистка Омского радио, в 1933-35 - Новосибирского радио и Т-ра муз. комедии. В 1936-39 солистка Свердловского т-ра оперы и балета. Партии: Розина, Виолетта, Джильда; Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Лакме. В 1940-65 солистка Моск. филармонии. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 периодически выступала в спектаклях филиала Большого т-ра в Москве. П.-Н. обладает голосом исключительной красоты и тонким художеств. вкусом. Её исполнение отличается блеском и виртуозностью. Конц. репертуар П.-Н. насчитывает св. 700 произведений рус., сов. и западноевроп. композиторов, народных песен разных стран. С 1960 преподаватель ГИТИСа, с 1965 - Моск. консерватории. Гос. пр. СССР (1946) - за конц.-исполнительскую деятельность. Гастролировала за рубежом (СРР, ЧССР, Иран). В. И. Зарубин. |
Георгий Николаевич (р. 1 I 1922, Москва) - сов. хор. дирижёр и композитор. Нар. арт. РСФСР (1975). Чл. КПСС с 1962. В 1957 окончил Моск. консерваторию по классу хор. дирижирования у В. Г. Соколова, в 1961 - у него же аспирантуру. С 1947 рук. самодеят. хоров Москвы, в 1957-62 гл. хормейстер Рус. нар. хора им. M. E. Пятницкого, с 1962 худ. рук. Омского рус. нар. хора. Автор многочисл. песен, обработал для хора ряд произв. др. композиторов. Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1971, за конц. программы хора к 50-летию Окт. революции 1917 и 100-летию со дня рождения В. И. Ленина). |
Семён Викторович (1887, Суджанский уезд, ныне Курской обл. - 1937, место смерти неизв.) - рус. композитор, теоретик, дирижёр и педагог. Детские годы провёл за границей. По возвращении в Россию занимался у А. К. Лядова (композиция). Преподавал в Петербурге в муз. школе Даннемана, заведовал муз. частью нар. т-ра фон Дервиза. В 1900-х гг. открыл собств. муз. школу. В 1900-01 выступал в качестве дирижёра в петерб. симф. концертах. Впервые познакомил рус. слушателей с творчеством Г. Малера и А. Брукнера. Позднее оставил дирижёрскую деятельность, занимался композицией. Увлекался реформаторскими идеями в области рус. культовой музыки. В 1913 совм. с П. П. Сувчинским участвовал в создании альманаха, посвящённого вопросам культового искусства. Был связан с поэтами-символистами, дружен с А. А. Блоком. Автор фп. произв., отличающихся тонко разработанной фактурой, интересными гармонич. находками, а также романсов, культовых соч. и др. Литература: L., С. В. Панченко, "Музыка и пение", 1902, No 5, 6; Лисицын М., Фортепианная музыка С. Панченко. Критический этюд, там же, 1909, No 2, 1910, No 3-11; Блок и музыка. Сб. ст., Л. - М., 1972, с. 87, 94. |
Папандопуло Б. (Papandopulo) Борис (р. 25 II 1906, Бад-Хоннеф) - хорв. композитор и дирижёр. Учился композиции у Ф. Лхотки, Б. Берсы и др. в Муз. академии в Загребе, дирижированию - у Д. Фока в Академии муз. и сценич. иск-ва в Вене (1925-28). Был хор. и симф. дирижёром мн. муз. об-в и оперных т-ров разных городов Югославии, в т.ч. Нац. т-ра в Загребе (1940-45 и 1959-68). Автор более 200 произв., в т.ч. кантат патриотич. содержания. Сочинения: оперы - Амфитрион (1940, Загреб), Подсолнух (Suncanica, 1942, Загреб), Песня Марулы (1970, Сплит) и др.; балеты - Жатва (Zetva, 1950, Сараево), Доктор Атом (1966, Риека) и др.; для солистов, хора и орк. - оратории на религ. тексты, светские кантаты, в т.ч. Стоянка, мать из Кнежеполья (Stojanka, majka Knezepoljka, 1950), Легенда о товарище Тито (Legenda o drugu Titu, 1960), Огненное сердце (Srce od ognja, 1965); для орк. - конц. увертюра и пьесы; концерты (со струн. орк.) - 4 для фп. (1938-59), 1 для клавесина (1962); камерно-инстр. ансамбли; Додекафонический концерт для 2 фп. (1961); хоры; песни с орк. и с фп.; массовые песни; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам. Литература: Kovacevic К., Hrvatski kompozitori i njihova djela, Zagreb, 1960, s. 358-81. |
Надежда Амбарцумовна (Амвросьевна) (1868, Астрахань - 19 I (1 II) 1906, там же) - арм. певица (лирико-колоратурное сопрано). В 1886-90 училась в Петерб. консерватории у В. И. Рааб, в 1890-1893 совершенствовалась в Милане. Выступала в миланских т-рах "Ла Скала" и "Альгамбра". Вернувшись в Россию, концертировала в Тбилиси и др. городах. В 1893 дебютировала в Тбилисском оперном т-ре в партии Маргариты (партию Мефистофеля пел Ф. И. Шаляпин). Выступала также в т-рах Баку, Ростова-на-Дону, Москвы, Петербурга, Парижа. В 1900-03 солистка Мариинского т-ра; пела здесь партии Лизы, Татьяны, Иоланты; Марии ("Мазепа"), Марфы ("Царская невеста"), Маргариты, Виолетты, Джильды, Мими, Розины. Среди др. партий (всего в репертуаре свыше 40) - Людмила, Снегурочка; Жанна д'Арк ("Орлеанская дева"), Лакме; Недда ("Паяцы"), Дездемона. П. совершенствовалась в Париже под рук. С. Маркези, с успехом выступала в концертах и спектаклях руководимой им студии. Много концертировала как камерная певица в России, а также во Франции, Великобритании и др. странах. Наряду с ариями из опер исполняла арм. нар. песни и романсы арм. композиторов. Литература: Самвелян В. Т., Надежда Папаян, пер. с арм., Ер., 1965. М. С. Мурадян. |
Ида Ивановна - см. Эйхенвальд И. И. |
Папино-Кутюр Ж. (Papineau-Couture) Жан (р. 12 XI 1916, Монреаль) - канад. композитор, пианист и муз.-обществ. деятель. Обучался игре на фп. у Г. Кюссона (1937-40), Л. П. Морена (1939-40) в Монреале и композиции у Квинси Портера (1940) в Бостоне. В 1940-1943 занимался в Новоангл. консерватории в Бостоне, в Лонги-колледже музыки в Кембридже, в 1944-45 брал уроки у Н. Буланже в Париже. В 1945-53 преподавал игру на фп. в колледже Монреаля (с 1951 профессор), в 1946-63 - теорию музыки в монреальском отделении Консерватории музыки и драм. иск-ва провинции Квебек, с 1951 - теорию музыки и композицию на муз. ф-те Монреальского ун-та (в 1968-73 декан). Президент Канад. лиги композиторов (1957-59 и 1963-1966). Президент Канад. муз. совета (1967-68), Канад. муз. центра (1973-74), Об-ва совр. музыки Квебека (с 1966). Сочинения: для орк. - Concerti grossi (1943, 1956), симфония (1948; 2-я ред. 1956), Концертные пьесы No 1-5 (Piиces concertantes, 1957-63); концерты с орк. - для фп. (1956), для скр. (1951); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета (1953, 1967), фантазия для дух. квинтета (1963), струн. секстет (1967) и др.; произв. для скр. соло; произв. для фп.; хоры, песни. Литература: Beckwith J., J. Papineau-Couture, "Canadian Music Journal", 1959, v. 3, No 2. |
Папп Г. (Рарр) Густав (p. 28 IX 1919, Чьерни-Балог) - слов. певец (тенор). В 1948 окончил у Д. Журавлёвой консерваторию в Братиславе. С 1955 солист Слов. нац. т-ра в Братиславе. В 1957-58 совершенствовался в Вене. Исполнял гл. партии в операх слов. и чеш. композиторов, в классич. зап.-европ. и русских операх, а также в опереттах. Гастролировал за рубежом, в т.ч. в СССР (1958, 1959, 1962), в ГДР (Лейпциг, с 1960). Партии: Ондрей, Забой ("Крутнява", "Святоплук" Сухоня), Яношик ("Юро Яношик" Циккера), Князь, Владимир Игоревич; Флорестан ("Фиделио"), Тангейзер, Лоэнгрин, Герцог, Хозе. Выступает в концертах. |
Папроцкий Б. (Paprocki) Богдан (р. 23 IX 1919, Торунь) - польск. певец (тенор). Брал уроки пения у М. Собеского и Э. Коппе (1943), затем у И. Дыгаса в Люблине. С 1941 пел в Ансамбле Войска польского. В 1946-61 солист Силезского оперного т-ра в Бытоме, одноврем. с 1957 - "Т-ра Вельки" в Варшаве. В репертуаре гл. обр. лирич. партии. Один из лучших исполнителей партий в операх С. Монюшко - Йонтек ("Галька") и Стефан ("Страшный двор"); среди др. партий - Ленский; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Пинкертон, Каварадосси, Манрико, Дон Карлос, Фра-Дьяволо, Фауст, Хозе. Участвует в исполнении ораторий. Много гастролировал, в т.ч. в СССР (Большой т-р, 1951, 1955, 1967, 1976). Литература: Sosnowska A., Bogdan Paprocki: w 30-lecie debiutu operowego, Warsz., 1976. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Паракапзук - арм. духовой муз. инструмент. Род волынки. Состоит из воздушного резервуара - меха, 2 спаренных мелодич. трубок с общим раструбом и 5 игровыми отверстиями на каждой, трубки для нагнетания воздуха. Звукоряд 6-ступенный. Техника игры обычная для волынок: на мелодич. трубках исполняют мелодию в унисон либо на одной играют мелодию, на другой выдерживают органный пункт (на тонике или доминанте). П. используется для сольной и ансамблевой (преим. с зурной) игры, а также в качестве аккомпанирующего инструмента. Репертуар - нар. песни (часто сатирич. и юмористич. содержания), пляски, а также самостоятельные сольные мелодии и эпич. народные сказы. П. выходит из употребления и встречается лишь в деревнях. Литература: Агаян М., Армянская ССР, М., 1955, с. 57; Лисициан С., Старинные пляски и театральные представления армянского народа, т. 1, Ер., 1958, с. 150 (на арм. яз.); Беляев В., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 2, М., 1963, с. 129-30; Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 118. С. Я. Левин. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Параллельные тональности - в диатонич. системе мажора и минора пара тональностей противоположного наклонения, имеющих один и тот же состав осн. ступеней (одинаковые знаки при ключе); тонич. трезвучия П. т. включают общую большую терцию. П. т. находятся в ближайшем родстве друг с другом. На основе общности ступенного состава П. т. могут объединяться в параллельно-переменный лад (см. Переменный лад). Развитие гармонии во 2-й пол. 19 и в 20 вв. расширило систему тональных связей на основе принципа П. т. Эмансипация особых диатонич. ладов (дорийского, фригийского и др.) привела нек-рых исследователей к мысли считать П. т. все гептатоники противоположного наклонения, если их звуковой состав одинаков (А. Н. Должанский), напр. С ионийский и е фригийский, С ионийский и d дорийский. Исследуя у Д. Д. Шостаковича лады с пониженными ступенями, Должанский усматривает (во 2-й фп. сонате) отношение П. т. между h-moll (с пониж. II, IV и VIII ступенями: и Es-dur (с повышенными II и IV ступенями: однако подобные связи носят частный, индивидуализиров. характер. Соотношение П. т. в объединённой мажоро-минорной и хроматич. системах усложняется. Так, к одноимённому C-dur-moll П. т. будут одновременно и а-mоll(либо A-dur-moll) и Es-dur (соответственно, Es-dur-moll). Отсюда тенденция к образованию цепных малотерцовых систем П. т. (по Э. Лендваи, в дальнейшем и малотерцовых однофункциональных "осей"). Литература: Должанский А. Н., О ладовой основе сочинений Шостаковича, "СМ", 1947, No 4, в сб.: Черты стиля Д. Шостаковича, М., 1962; Способин И. В., Элементарная теория музыки, М. - Л., 1951, 1973; Холопова В. Н., О теории Эрнё Лендваи, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 1, М., 1972; Lendvai E., Einfьhrung in die Formen- und Harmonienwelt Bartуks, в кн.: Bйla Bartуk. Weg und Werk. Schriften und Briefe, Bdpst, 1957. Ю. H. Холопов. |
Парафраза (от греч. paraprasis - пересказ). 1) Распространённое в 19 в. обозначение инстр. виртуозной фантазии, гл. обр. для фп., на темы популярных песен, оперных арий и т.п. Эти темы нередко подвергаются в П. значит. преобразованию, выступают в новых соотношениях друг с другом. Большая часть П. принадлежит к салонной музыке. Ряд художественно-значимых П. создан Ф. Листом (три П. на швейцарские мелодии в "Альбоме путешественника"; П. на песню Gaudeamus igitur; на темы оперы Верди "Риголетто"; на полонез из оперы Чайковского "Евгений Онегин" и др.). 2) Обозначение, применявшееся X. Риманом, А. Шерингом и Ж. Гандшином для обработок хоральных мелодий в полифонич. сочинениях 13-16 вв., в к-рых оригинальная мелодия выступала в упрощённом и "обобщённом" виде. Литература: Friedlдnder E., Wagner-Liszt und die Kunst der Klavierbearbeitung, Detmold, 1922; Rresser D., Die Opernbearbeitungen des 19. Jahrhunderts, "AfMw", 1955, Jahrg. 12, H. 3; Handsсhin J., Zur Frage der melodischen Paraphrasierung im Mittelalter, "ZfMw", 1928, Jahrg. 10, H. 9/10. |
Паре П. (Рагау) Поль (р. 24 V 1886, Трепор) - франц. дирижёр, пианист и композитор. Чл. Института Франции (1950). В 1911 окончил Парижскую консерваторию. Ученик Ж. Коссад, К. Леру, П. А. Видаля. С 1921 помощник дирижёра, в 1923-28 дирижёр концертов Ламурё, с 1928 - Муниципального оркестра Монте-Карло. В 1932-40 и с 1944 руководитель концертов Колонна. В годы оккупации Франции находился в Марселе, Монте-Карло. В 1952-63 гл. дирижёр оркестра в Детройте. Сочинения: балет - Смущённая Артемида (Artйmis troublйe, 1922, Париж); оратория Жанна д'Арк (1913); Месса памяти Жанны д'Арк (1931); для орк. - 2 симфонии; фантазия для фп. с орк.; камерно-инстр. ансамбли - фп. трио, струн. квартет и др.; фп. пьесы; песни. Литература: Landоwski W. L., P. Paray, Lyon, (1956); Stoddard H., Symphony conductors of the USA, N. Y., (1957); Young P. M., World conductors, L., 1966. И. А. Медведева. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Парижский оркестр (Оркестр де Пари; Orchestre de Paris) - франц. симф. оркестр. Осн. в 1967 по инициативе министра культуры Франции А. Мальро. В его организации участвовали муниципалитет Парижа и департаменты Парижского р-на при содействии "Общества концертов Парижской консерватории". П. о. получает дотацию от государства и местных организаций (в первую очередь гор. властей Парижа). В составе оркестра ок. 110 музыкантов высокой квалификации, посвятивших себя работе только в этом оркестре, что позволило создать из числа его участников самостоят. камерные ансамбли, выступающие одновременно в неск. конц. залах. Гл. цель П. о. - знакомить широкие слои публики с высокохудожеств. муз. произв. Его почётный президент - директор Парижской консерватории Р. Галлуа-Монбрен. Первым муз. руководителем и гл. дирижёром был Ш. Мюнш. П. о. гастролирует за рубежом (СССР, 1968, первая зарубежная поездка; Великобритания, Бельгия, Чехословакия и др. страны). Литература: Симфонический оркестр де Пари. Гастроли в СССР, 1968, (М., 1968). И. М. Марков. |
Паркер Х. (Parker) Хорейшио (15 IX 1863, Оберндейл, шт. Массачусетс - 18 XII 1919, Сидархерст, Лонг-Айленд) - амер. композитор и органист. В 1880-85 учился композиции у Дж. У. Чедвика в Бостоне и Й. Г. Рейнбергера в Мюнхене. Церк. органист и рук. хора в Нью-Йорке (1886-87) и Бостоне (1888-93). С 1894 до конца жизни преподавал композицию в Йельском ун-те в Нью-Хейвене (среди учеников - Ч. Айве, Р. Сешнс, К. Портер). Реорганизовал там муз. об-во, руководил основанным им симф. оркестром. Писал гл. обр. соч. крупных форм, в т.ч. вок.-симфонические. Сочинения: оперы - Мона (1912, Нью-Йорк), Страна чудес (Fairyland, 1915, Лос-Анджелес); оратории, в т.ч. Hora Novissima (1893), рождественская кантата Святой младенец (The Holy Child, 1893); симфония (1885), 3 увертюры; концерт для органа с орк. (1902); сюита для скр., влч. и фп. и др. камерно-инстр. соч.; пьесы для органа; хоры с орк.; духовные песни. Литература: Chadwick G. W., Horatio Parker, New Haven, 1921. |
Паркер Ч. (Parker; прозв. Бёрд, от Bird - птица) Чарлз (Чарли) (29 VIII 1920, Канзас-Сити - 12 III 1955, Нью-Йорк) - амер. саксофонист (альт) негр. происхождения. С 1937 играл в танц. оркестрах Канзас-Сити, в 1941-42 - в кафе "Т-р Минтона". Вместе с Д. Гиллеспи, Т. Монком и др. негр. музыкантами выработал исполнит. стиль, способствовавший становлению т. н. би-бопа (см. Джаз) - одного из ранних стилей совр. джаза. Играл в ряде амер. джазовых оркестров, в т.ч. под упр. Э. Хайнса и Н. Сиссла (1942-44), одноврем. - в квинтете Гиллеспи. Выступал с организованным им (1947) квинтетом на джазовом фестивале в Париже (1949), в скандинавских странах (1950). Играл в качестве солиста также со струн. оркестром. Импровизации П. отличались виртуозностью, в них проявлялось его развитое ритмич. и гармонич. мышление; особенности звукоизвлечения и фразировки придавали его соч. асимметричность и угловатость, что резко выделяло творчество П. на фоне танц.-развлекательного джаза 30-40-х гг. Автор джазовых пьес "Теперь пора" ("Nows time"), "Конфирмация" и др. Позднее признание П., его трудная жизнь легли в основу сюжета повести X. Кортасара "Преследователь". Литература: Reisner H. G., Bird. The legend of Charlie Parker, N. Y., 1957, 1963; Harrison M., Charlie Parker, L., 1960. |
Парло К. (Parlow) Кетлин (20 IX 1890, Калгари, Альберта - 19 VIII 1963, Оквилл, Онтарио) - канад. скрипачка. С 5-летнего возраста обучалась игре на скрипке у Г. Холмса в Сан-Франциско. В 1906-07 занималась у Л. С. Ауэра в Петербурге, где выступала с большим успехом в 1907. Гастролировала в сканд. странах, Германии, Нидерландах, Бельгии, неоднократно в Сев. Америке. Позднее организовала струн. квартет ("Парло-квартет"). Преподавала в "Миллс-колледже" в Окленде (Калифорния). С 1957 жила в Торонто. П. - одна из наиболее известных женщин-скрипачек. Её игра отличалась сильным, глубоким тоном, виртуозной техникой, большим артистич. темпераментом, художественной завершённостью интерпретации. Литература: Оссовский А., Мисс Кэтлин Парло, "Слово", 1907, No 77; Коптяев A., Парло. (Концерт с участием Парло), в его кн.: "Эвтерпэ". Второй сб. музыкально-критических статей, СПБ, 1908, с. 193-95. И. М. Ямпольский. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Парра В. (Parra) Виолета (1917, Сан-Карлос, пров. Ньюбле - 1966, пригород Сантьяго) - чилийский фольклорист, композитор; поэтесса и исполнительница песен. С 1937 выступала с концертами и лекциями. В 1954-66 совершила многочисл. турне по странам Лат. Америки и Европы (в 1954 и 1961 посетила СССР). Основатель (1957) и директор Музея нар. иск-ва в Консепсьоне. Автор лирич. и обществ.-политич. песен, многие из к-рых - в традиц. чилийских жанрах (тонада, куэка, рефалоса и др.). Популярны песни "Письмо", "Почему бедные ничего не имеют", "Я искала работу" и др. Творчество и исполнит. деятельность П. подготовили движение "Новая чилийская песня". Изданы 2 её книги: во Франции - "Народная поэзия Анд" ("Роеsнa popular andina"), в Чили - "Децимы" ("Dйcimas", 1970, посмертно). Дети П. - Исабель П. (р. 1937) и Анхель П. (р. 1941) - ведущие участники движения "Новая чилийская песня". |
Парреннен Ж. (Parrenin) Жак (р. 24 XII 1919, Ферривиль, ныне Мензель-Бургиба, Тунис) - франц. скрипач. В 1942 окончил Парижскую консерваторию у Ж. Кальве. В том же году основал квартет, носящий его имя. Обширный репертуар квартета включает многочисл. произв. совр. композиторов. С 1949 квартет гастролирует во мн. странах, неоднократно выступал в СССР (1960-79), ему присуждены 1-е пр. на конкурсах в Париже, Женеве, Льеже. П. - профессор, рук. класса мастерства Высшей музыкальной школы в Карлсруэ. |
Парсаданов Борис Христофорович (р. 14 V 1925, Кисловодск) - сов. композитор и скрипач. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1967). Чл. КПСС с 1960. Окончил в 1950 Муз. уч-ще им. Гнесиных как скрипач, в 1959 - Таллинскую консерваторию как композитор у X. Я. Эллера. В 1948-53 занимался также у Г. И. Литинского (композиция) в студии при Доме культуры Арм. ССР. В 1950-53 концертмейстер оркестра Моск. эстрады, с 1953 артист оркестра Эст. радио, с 1967 зам. гл. редактора Гл. муз. редакции Центр. телевидения СССР, с 1970 инструктор отдела культуры ЦК Коммунистич. партии Эстонии, с 1975 худ. рук. Филармонии Эст. ССР. Сочинения: опера Соль (по И. Э. Бабелю, 1972, Таллин); реквием Живите в веках (1962); для орк. - 8 симфоний (1958-81; в т.ч. симфония-концерт с солирующей скр., 1977), симф. поэма Давид Сасунский (1950); концерты с орк. - для скр. (1955), для флейты (с камерным орк., 1978); камерно-инстр. ансамбли; сонаты (соло) для скр. (1971), для 2 скр., для скр. и влч. (обе 1974), для альта (1978) и др. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Партита (итал. partita, букв. - разделённая на части, от лат. partio - делю). 1) С кон. 16 до нач. 18 вв. в Италии и Германии - обозначение вариации в цикле вариаций; весь цикл именовался тем же термином во множеств. числе (partite). Образцы у Джезуальдо (Partite strumentali, ок. 1590), Дж. Фрескобальди (Toccate е partite, 1614), И. С. Баха (органные П. на хоралы) и др. 2) В 17-18 вв. термин "П." понимался также как равнозначный термину сюита (см., напр., партиты И. С. Баха для скрипки соло, для клавира). В этом значении термин применяется и нек-рыми композиторами 20 в. (А. Казелла, Ф. Гедини, Г. Петрасси, Л. Даллапиккола). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Партия (от лат. pars, род. падеж partis - часть, partio - делю; итал. parte, франц. partie, нем. Stimme, англ. part). 1) В многоголосной вокальной, вокально-инструментальной, ансамблевой и оркестровой музыке одно из слагаемых фактуры муз. произведения, предназначенное для исполнения отдельным голосом или на отдельном муз. инструменте. В прошлом, до появления партитуры совр. типа (начало 16 в.), музыка многоголосных произв. записывалась в виде партий. Отдельно записанные П. многогол. вок. произведений в Англии назывались part books, в странах нем. языка - Stimmbьcher. Так нотировались гл. обр. светские вок. произведения; духовные сочинения нотировались преимущественно в виде "хоровых книг" (итал. libro de coro, франц. livre de choeur, англ. choir-book, нем. Chorbuch), в к-рых на развороте тетради записывались все партии данного сочинения, но совпадающие по звучанию такты отдельных голосов не располагались один под другим, как в совр. партитуре. По одной такой "хоровой книге" пели исполнители всех или нескольких П. В оперной музыке вок. партии солистов обозначаются не только по типу голоса, для к-рого они предназначены (партия сопрано, партия баса и т.п.), но и по имени героя оперы (напр., партия Германа в опере "Пиковая дама", партия Кармен в одноим. опере и т.д.). Наиболее значительные совр. ансамблевые, оркестровые и крупные вок.-инстр. сочинения издаются как в виде партитуры, так и в виде партий; в др. случаях партии выписываются из партитуры переписчиком. В оркестре по одной П. играют 2 исполнителя на струн. инструментах. 2) В многогол. полифонич. музыке - то же, что голос (1). 3) Распространённое в Германии 17 в. название партиты (нем. Parthie, Partie). 4) Colla parte (кулла пбрте, итал.- вместе с партией) - обозначение для музыканта, исполняющего партию сопровождения. Указывает на то, что при аккомпанементе он должен сообразовываться с трактовкой данного раздела, рассчитанного на свободную по ритму интерпретацию, солистом. 5) Раздел экспозиции и репризы сонатной формы. В них обычно представлены главная партия, связующая партия, побочная партия, нередко и заключительная партия. |
Партош Э. (Partos) Эдён (р. 1 X 1907, Будапешт) - израильский композитор и альтист. Учился в Муз. академии им. Ф. Листа в Будапеште у Е. Хубая (скрипка) и З. Кодая (композиция). Работал концертмейстером симф. оркестра в Люцерне (1925-26), Берлине (1928-33), Будапеште (1934-38). В 1938 эмигрировал в Израиль. Был солистом-альтистом симф. оркестра, участником струн. квартета Израильской филармонии. С 1951 директор Музыкальной академии в Тель-Авиве. В ранний период испытал сильное влияние Б. Бартока, в позднейших соч. опирается на евр. муз. фольклор. Сочинения: для орк. - программная симф. фантазия В яме (En gev, 1950), конц. симфония (1962); концертино для струн. орк. (1932; нов. ред. - 1955); для инструмента с орк. - концерты: для скр. (1958), 2 для альта (Песнь ликованья - Song of Praise, 1949; 1957), Памяти погибших (Yiskor) для альта и струн. орк. (1946), Видения (Latomasok), для флейты, кларнета и симф. орк. (1957); фантазия на йеменские темы (1946) для хора с оркестром; песни и др. И. М. Ямпольский. |