Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПАР"-"ПЕА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПАР"-"ПЕА")

Парфёнов Н. Г.

Николай Гаврилович (10 (22) X 1893, Курск - 1942, Новосибирск) - сов. арфист, педагог и композитор. Родился в семье певца и педагога Г. В. Парфёнова. Игре на арфе (педагог P. P. Шоллар), а также пению обучался в Придв. певческой капелле в Петербурге. В 1917 окончил Моск. консерваторию по классу арфы у А. И. Слепушкина. В 1910-14 арфист симф. оркестров в Баку, Кисловодске, Воронеже. С 1924 работал в оркестре Оперного т-ра Зимина, с 1930 - в оркестре Большого т-ра. Одновременно играл в Персимфансе (1923-32). Концертировал, неоднократно выступал в дуэте с К. А. Эрдели. В 1920-25 преподавал теорию музыки в Муз. техникуме им. Танеева, в 1925-38 - игру на арфе в Моск. консерватории (с 1930 доцент). Среди учеников: К. К. Сараджева, М. П. Мчеделов, М. А. Низковская; занимались у П. также А. К. Эльдарова и М. А. Рубин. П. принадлежат соч. для арфы (концерт с орк., пьесы, вариации на тему Корелли, баллада, Маленькая сюита, этюды, вальс, Элегия), соната для влч. и арфы, романсы для голоса и арфы (на сл. А. А. Блока, М. Ю. Лермонтова, а также Т. Г. Парфёнова - брата П.), 11 прелюдий для фп., многочисл. переложения и обработки произв. для ансамбля арф (дуэты, трио, квартеты). Автор уч. пособия "Техника игры на арфе. Метод профессора А. И. Слепушкина" (М., 1927; первая методич. работа по игре на арфе, изданная на рус. яз.). Составил "Школу игры на арфе" (изд. под ред. М. П. Мчеделова, 1960, 2-е изд. 1972).

Литература: Эрдели К. A., Арфа в моей жизни. Мемуары, М., 1967; Дулова В. Г., Искусство игры на арфе, М., 1975.

Б. В. Доброхотов, А. Т. Парфёнов.

Парцхаладзе А. А.

Алексей Алексеевич (12 (24) IV 1897, с. Хони Кутаисской губ., ныне г. Цулукидзе - 15 VIII 1972, Батуми) - сов. композитор и педагог. Засл. арт. Адж. АССР (1939). Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1941). Чл. КПСС с 1939. В 1918 окончил Тбилисский пед. ин-т, в 1930 - Тбилисскую консерваторию у С. В. Бархударяна, занимался также у M. M. Ипполитова-Иванова. Руководил созданным им любительским струн. оркестром (1911-15), преподавал пение в разл. школах Тбилиси. С 1925 организовывал фольклорные экспедиции, собирал и изучал груз. нар. песни и танцы (им записано ок. 200 нар. мелодий). С 1930 преподаватель муз.-теоретич. дисциплин, зав. уч. частью, в 1936-59 также директор Батумского муз. уч-ща. Автор опер "Майя" (1926), "Мальчик и мотылёк" ("Бичи да пепела", детская, 1949, Батуми), "Чиакокона" ("Ночь под Ивана-Купала", там же, 1964), "Аджарской сюиты" для оркестра, струн. квартета и др. инстр. соч., хоров, романсов, многочисл. песен (в т.ч. для детей), музыки к спектаклям драм. т-ра (св. 80). Составил сб. "Народные пляски и песни Аджарии" (на Груз. яз., 1936).

Парцхаладзе М. А.

Мераб Алексеевич (р. 15 XII 1924, Тбилиси) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1978) и Груз. ССР (1967). Чл. КПСС с 1946. Сын комп. А. А. Парцхаладзе. В 1953 окончил Моск. консерваторию у С. С. Богатырёва, в 1957 - под его рук. аспирантуру. В 1953-57 преподаватель Моск. хор. уч-ща (композиция), в 1956-74 зав. редакцией вок. лит-ры изд-ва "Сов. композитор". Большое место в творчестве П. занимает музыка для детей (муз. сказки, хоры a cappella, песни, инстр. пьесы).

Сочинения: для орк. - симф. поэма Нестан (по поэме "Витязь в тигровой шкуре" Руставели, 1954), сюита Лесные картины (1978); концерт для фп. с орк. (1953); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1958), струн. квартет (1951), для фп. - Пандурули No 1 и 2 (1948 и 1950), Детский альбом (16 пьес, 1963); пьесы для разл. инструментов; хоры a cappella, в т.ч. на стихи Груз. поэтов; романсы, песни, музыка к спектаклям драм. т-ра, кинофильмам, радиопостановкам и др.

Литература: Бобыкина И., М. Парцхаладзе, в сб.: Портреты советских композиторов, М., 1980.

Парч Г.

Парч Г. (Parten) Гарри (24 VI 1901, Окленд, шт. Калифорния - 3 IX 1976, Сан-Диего, шт. Калифорния) - амер. композитор. Спец. муз. образования не получил. В 20-х гг. выработал собств. принципы композиции, основанные на использовании 43-тонового звукоряда; для их реализации сконструировал особые муз. инструменты (хромелодион, 72-струн. китару, 44-струн. гармонич. цитру и др.). Изложил свою систему в кн. "Происхождение музыки" ("Genesis of music", 1949), рассчитанной на спец. обучение музыкантов исполнению его соч. Живя изолированно, П. был мало связан с муз. жизнью США. Однако его соч. с кон. 50-х гг. стали исполняться, записываться на грампластинки; неоднократно отмечались разл. премиями, в т.ч. пр. Гуггенхейма (1943, 1950). Среди соч. - пьесы "Барстоу" (1941), цикл "Плекторно-ударные танцы" (1949-1952), в т.ч. "Кастор и Поллукс"; "Дафна дюн" ("Daphna of the dunes", 1958), "И на седьмой день опали лепестки в Петалуме" ("And on the seventh day petals fell in Petaluma", 1963), "Бред Фурии" ("Delusion of the Fury", 1966).

Пас Х. К.

Пас Х. К. (Paz) Хуан Карлос (5 VIII 1901, Буэнос-Айрес - 25 или 26 VIII 1972, там же) - аргент. композитор. Ученик К. Гайто. Входил в "Группу муз. обновления", но отошёл от её эстетич. установок, основал "Ассоциацию новой музыки" (1937), явившуюся зародышем авангардизма в аргент. музыке. В произв. П. 1920-х - нач. 30-х гг. проявились влияния неоромантизма и отчасти импрессионизма ("3 лирические пьесы" для фп., 1922, и др.), неоклассицизма ("Три пьесы" для оркестра, 1931). С сер. 30-х гг. примкнул к школе А. Шёнберга (4 "Додекафонные композиции" для камерных составов, 1934-38; "Шесть наслоений" для оркестра - "Seis superposiciones", 1954). Автор ряда монографий, выступал как муз. критик.

Сочинения: для орк. - Рождественская песня (Canto de Navidad, 1927), Канонические трансформации (Transformaciones canуnicas, 1955); Музыка (для фагота, струн. орк. и ударных, 1956); Непрерывность (Continuidad, для 12 инструментов и ударных, 1954); камерно-инстр. ансамбли, фп. пьесы; музыка к кинофильмам.

Литературные сочинения: La mъsica en los Estados Unidos, Mйx., 1952; Introducciуn a la mъsica de nuestro tiempo, B. Aires, 1955; A. Schцnberg о el fin de la era tonal, B. Aires, 1958; Alturas, tensiones, ataques, intensidades, B. Aires, 1970.

Пасербский Ф. С.

Франц Станиславович (ок. 1830-1904, Петербург) - мастер-конструктор муз. инструментов. С 1886 работал в Петербурге в собств. мастерской. Был придв. мастером. Изготовлял балалайки, домры, гусли, гудки, гитары, мандолины, цитры, а также инструменты скрипичного семейства. В 1886 сделал по заказу В. В. Андреева хроматич. балалайку-альт, в 1887 по его чертежам - семейство хроматич. балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас), к-рые стали основой рус. нар. оркестра. Инструменты, изготовленные в мастерской П., отличались богатыми звуковыми возможностями, тщательностью и изяществом отделки (неск. образцов разл. инструментов его работы хранится в Гос. центр. музее муз. культуры им. Глинки в Москве и в Музее муз. инструментов ленинградского Ин-та театра, музыки и кинематографии). Особенно славились гитары П. (получили высокую оценку гитаристов И. Ф. Деккер-Шенка и В. П. Лебедева).

Б. И. Вершов.

Паспье

Паспье (франц. passe-pied), старинный франц. танец, возникший, по-видимому, в сев. Бретани. В нар. быту музыка танца исполнялась на волынке или пелась. С 60-х гг. 17 в. П. стал придв. танцем. Муз. размер придв. П. 3/4 или 3/8, начало с затакта. Танец многочастен, каждая часть многократно повторяется, последняя обычно минорная. Близок к менуэту, но исполняется в более быстром темпе. К сер. 18 в. П. как бальный танец вышел из употребления. Включался в инстр. сюиту между осн. её танц. частями (обычно между сарабандой и жигой) Ф. Купереном, Г. Ф. Телеманом, И. С. Бахом и др. В балетной музыке опер П. использовали А. Кампра, Ж. Ф. Рамо, К. В. Глюк и др.

Пассаж

Пассаж (франц. passage, букв. - проход, переход) - термин, первоначально обозначавший (как и в литературе) отрывок произведения, не обязательно совпадающий с разделом его формы, но представляющий собой некое единство в связи с применением определённого приёма изложения или специфичностью характера музыки. В 16 в. П. начинает пониматься как исследование звуков в быстром движении, как правило, трудное для исполнения и составляющее неотъемлемую принадлежность виртуозной музыки. Различают П. гаммообразные, аккордовые (основанные на арпеджиях) и смешанные. Обычно П. не отличается тематич. определённостью и рельефностью; однако в виртуозных произв. крупнейших композиторов, напр. в фп. этюдах Ф. Шопена, зачастую сплошь состоящих из П., они наполняются значительным мелодич. содержанием.

Пассакалья

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пассамеццо

Пассамеццо (итал. passamezzo) - итал. танец 16 в. Происхождение названия не установлено. X. Риман относил слово "mezzo" к вертикальному штриху в знаке alla breve (?) и трактовал название как танец в ускоренном темпе. О. Гомбози производил П. от нем. "Bass Mass", т.е. от танца, в к-ром главную роль играл басовый голос. Др. исследователи считали, что название свидетельствует об исполнении танца в середине (mezzo) зала, или объясняли его как указание, относящееся к хореографии (итал. pass'e mezzo - полтора шага).

После 1536 П. приобрёл известность за пределами Италии (напр., пассамеццо нем. композитора X. Нёйзидлера). По муз. стилю танец близок паване, к-рую он вытесняет с её традиционного первого места в танц. сюите. В это время происходит кристаллизация гармонических моделей П., лежащих в основе вариационной формы танца и определяющих его. Наиболее распространённые разновидности - "старинный" (antico) и "современный" (moderno):

Пассамеццо

В нек-рых случаях гармонич. формула П. имеет расширение в виде коды (напр., в паванах У. Бёрда). Равномерная ритмич. пульсация аккордов (гармонич. формула П.) сочетается с фигурационной, нередко с виртуозной мелодич. линией.

П. создавались также на основе др. моделей, напр. на тему нар. песни "La rocha e'l fuso", танц. тему "La battaglia" (пародия на известную "Battaglia" Жанеке-на) и др. Они исполнялись также на лютне или к.-л. клавишном инструменте (не исключалось и вок. исполнение). На основе многочисл. обработок П. в 16 в. складывались значит. по объёму сюитно-вариационные циклы. Напр., Дж. Горцанис создал 24 сюиты (по две от каждой из 12 ступеней), состоящие из "старинных" П. с присоединёнными к ним сальтарелло (в миноре) и "современных" П. с сальтарелло (в мажоре). Цикл этих сюит получил название "Wohltemperierte Laute".

Обе гармонич. формулы П. не встречаются в источниках ранее 1540; они включены, напр., в "Tratado de glosas" Д. Ортиса (1553) наряду с родственными им моделями фолии и романески, бывшими, возможно, прототипами П. Во 2-й пол. 16-17 вв. П. создаются лишь на основе 2 главных разновидностей; их образцы- у С. Молинаро, У. Бёрда, А. Габриели, С. Шейдта, Б. Марини, Дж. Б. Витали и др.

Литература: Dieckmann J., Die in deutscher Lautentabulatur ьberlieferten Tдnze des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1931 (Diss.); Haifaig H., Eine handschriftliche Lautentabulatur des Giacomo Gorzanis, Regensburg, 1933; Reichert G., Der Passamezzo, в сб.: Gesellschaft fьr Musikforschung. Kongressbericht, Lьneburg, 1950.

Т. Л. Ляхова.

Пассион

Пассион - см. "Страсти".

Паста Д.

Паста Д. (Pasta) (урожд. Негри (Negri)) Джудитта (28 X 1797 (по др. данным, 9 IV 1798), Саронно, близ Милана - 1 IV 1867 (по др. данным, 1865), Блавио, близ Комо)- итал. певица (сопрано). Училась в Миланской консерватории у Б. Азиоли. Дебютировала в 1815 в опере "Три Леоноры" Скаппа (т-р "Филодрамматичи", Милан). В 1815-17 пела на оперных сценах ряда городов Италии, в Париже, Лондоне. Совершенствовалась под рук. Дж. Скаппа в Милане. После выступлений в Париже (1822) получила мировую известность как оперная певица, обладавшая сильным голосом необычайного диапазона и ярким драм. темпераментом. Пела преим. в Париже и Лондоне. Довольно рано начала терять голос. В России выступала (1840-41) уже со значит. вок. дефектами, хотя поражала современников исполнением патетич. партий (особенно Нормы). Итал. школа пения (подлинное бельканто) сочеталась у П. с ярким артистизмом. Концерты с её участием были большим художественным событием. Выступала преимущественно с оперным репертуаром. Исполнение арий отличалось большой выразительностью (с особой силой П. передавала чувства страдания и горя). Для П. были написаны партии Нормы, Амины ("Норма", "Сомнамбула" Беллини), Анны Болейн ("Анна Болейн" Доницетти). Партии: Анджелика, Дездемона, Эрминия, Семирамида ("Золушка", "Отелло", "Танкред", "Семирамида" Россини), Нина ("Нина, или Безумная от любви" Паизиелло), Донна Анна и Эльвира, Керубино ("Дон Жуан", "Свадьба Фигаро" Моцарта) и др.

Литература: Тимохин В., Выдающиеся итальянские певцы, М., 1962; Ferranti G. М., Giuditta Pasta e i suoi tempi, (Mil., 1935).

T. H. Соловьёва.

Пастиччо

Пастиччо (итал. pasticcio, букв.- паштет; в переносном смысле - смесь, мешанина) - опера, состоящая из арий, дуэтов и др. частей, заимствованных из разл. опер нескольких или (реже) одного композитора. Создатели П. стремились в угоду слушателю объединить в одном произв. целый ряд наиболее популярных оперных номеров. Для подобных П. создавались новые либретто; т. о., каждый из номеров звучал с новым текстом. Пример П. с музыкой разл. композиторов - опера "Томирис, королева Скифии", составленная Дж. Пепушем из опер А. Скарлатти, Дж. Бонончини, А. Стеффани, Ф. Гаспарини и Т. Альбинони (речитативы самого Пепуша, либретто П. А. Мотто, Лондон, 1707). Пример П. из опер одного композитора - опера "Айвенго", составленная А. Паччини из опер Дж. Россини "Семирамида", "Моисей", "Танкред" и "Сорока-воровка" (Париж, 1826). Нередко П. называют и сочинения, прежде всего оперные, над созданием к-рых с самого начала работало несколько композиторов (обычно каждый из них писал по одному акту). В их числе - опера "Муций Сцевола" Ф. Маттеи, Дж. Бонончини и Г. Ф. Генделя (Лондон, 1721), опера "Маркиза де Бреивилье", музыку к-рой написали Ф. Обер, Д. А. Баттон, А. Бертон, Ф. Бланжини, A. Буальдьё, М. Карафа, Л. Керубини, Ф. Герольд и Ф. Паэр (Париж, 1831). Порой подобным образом создавались и произв. др. жанров. Напр., музыка духовной оратории "Долг первой заповеди" ("Die Schuldigkeit des ersten Gebots", Зальцбург, 1766/67) была написана А. К. Адльгассером, M. Гайдном и В. А. Моцартом. В 19-20 вв. встречаются и случаи коллективного создания балетов ("Новобрачные Эйфелевой башни"-"Les mariйs de la Tour Eiffel" с музыкой "Шестёрки", Париж, 1921), инстр. произведений (шуточная соната для скрипки и фп., написанная для Й. Иоахима Р. Шуманом, И. Брамсом и А. Дитрихом, 1853). Особые примыкающие к П. произв. составляют циклы вариаций ряда композиторов, каждому из к-рых принадлежит по одной вариации, напр. изданные в 1824 вариации для фп. на вальс Диабелли, в создании к-рых приняли участие Ф. Шуберт, Ф. Лист, И. Н. Гуммель, Ф. Калькбреннер, И. Мошелес, Й. Черни, Я. В. Воржишек, В. Томашек и др. композиторы (Бетховен написал на ту же тему целый цикл вариаций), или "Парафразы на неизменную тему" ("тати-тати") для фп. в 3 руки Бородина, Римского-Корсакова и Кюи (1878), струн. квартет В-La-F Римского-Корсакова, Бородина, Глазунова и Лядова, вариации на рус. нар. тему для струнного квартета Римского-Корсакова, Глазунова, Лядова, Блуменфельда и др. (1899), сб. пьес для струн. квартета членов Беляевского кружка - "Пятницы" (1899).

Пастораль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пастурель

Пастурель (франц. pastourelle, букв. - пастушка; провансальск. pastorela, pastorita) - разновидность любовных песен труверов и трубадуров. Как правило, строится в виде диалога; типичное содержание текста - рыцарь домогается любви сельской красавицы. Иногда он в этом преуспевает, порой же вынужден бежать, преследуемый её мужем или любовником. Поэтич. и муз. форма П. часто бывает сложной, музыка - весёлая, игривая, нередко и более серьёзная, не лишённая черт мечтательности. П. известна с 11 в. Один из наиболее ранних образцов - П. трубадура Маркабрю "Однажды у изгороди повстречал я пастушку" ("L'autrier jost una sebissa, trovey pastora"):

Пастурель

В 18 в. и позднее П. зачастую называли любое стихотворение о пастушке, а также его муз. воплощение (Пастурель К. Гольдони в его оперном либретто "Философ из Кампаньи", явившемся основой одноим. оперы Галуппи, 1754; эта П. впоследствии была положена на музыку Ф. Шубертом).

Литература: Delbouille M., Les origines de la pastourelle, Brьssel, 1926; Riguet E., L'йvolution de la pastourelle du XH-e siиcle д nos Jours, Basel, 1927.

Пастухов А. П.

Алексей Петрович (12 (24) II 1878, Тула - 15 III 1965, Москва) - сов. мастер муз. инструментов. С 1900 мастер-наклёпщик ф-ки "Бр. Киселёвы", принимал участие в изготовлении первых тульских баянов. Один из учредителей, председатель (с 1922) и технич. руководитель (с 1930) первой Гармонной артели в Туле. С 1933 мастер Моск. баянной ф-ки, с 1936 инструктор там же. Внёс значит. усовершенствования в технологию изготовления планки и язычка, его наклёпку. Баяны с изготовленными по его методу язычками обладают громким, напевным звуком и получили мировое признание.

Пасхалов В. В.

Вячеслав Викторович (2 (14) V 1873, Москва - 26 XII 1951, Ленинград) - сов. музыковед, этнограф. Засл. деят. иск-в РСФСР (1950). Доктор искусствоведения (1944). Сын композитора Виктора Никандровича П. Окончил в 1896 историко-филологич. ф-т Моск. ун-та (отделение рус. словесности), в 1910 - Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва по классу композиции (учился у Г. Э. Конюса и А. Н. Корещенко); в 1894 брал уроки у Вас. С. Калинникова. С 1900 сотрудник нотного отделения Румянцевского музея. Занимался изучением и пропагандой нар. творчества. С 1900 чл. Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии при Моск. ун-те. Сблизился с собирателем и исполнителем нар. песен M. E. Пятницким, обработал для пения с сопровождением фп. собранные им "12 русских песен (Воронежской губернии, Бобровского уезда)" (М., 1904, 1912, последнее изд. 1946). С 1921 действит. чл. и рук. этнографич. секции ГИМНа. В 1927-29 доцент Моск. консерватории (читал курс муз. этнографии). Осн. область исследований П.- нар. песня. Автор муз. произв., в т. ч. симфонии, симф. картины "Остров сирен", "Крымской сюиты", струн. квартета, романсов, хоров. Обработал ряд нар. песен.

Сочинения: Комментарии кн. В. Ф. Одоевского к сборнику Прача, в сб.: Труды музыкально-этнографической комиссии, т. 1, М., 1906; Обзор музыкальной конструкции записанных M. E. Пятницким воронежских песен в связи с характерными особенностями великорусского песенного склада, (М., 1914), то же в сб.: О былинах и песнях Великой Руси, (М., 1914); Шопен и польская народная музыка, "Музыкальный современник", 1916, No 1, 4, 1917, No 7, 8, то же, М.-Л., 1941, доп., 1949; Песни Востока, записанные в Крыму. (Теоретический анализ), в сб.: Песни Востока, М., 1925; Русская тематика в произведениях Бетховена, в сб.: Русская книга о Бетховене, М., 1927; Музыкальная структура крымских песен, в сб.: Песни Крыма, М., 1929; В. С. Калинников. Жизнь и творчество, М., 1938, Л.-М., 1951; В. С. Калинников, М.-Л., 1947; M. E. Пятницкий и история возникновения его хора, в сб.: Советская музыка. Второй сб. статей, М.. 1944; и др.

Литература: Киселёв В., В. В. Пасхалов, "СМ", 1952, No 3.

И. М. Ямпольский.

Пасхалов В. Н.

Виктор Никандрович (18 (30) IV 1841, Саратов - 1 (13) III 1885, Казань) - рус. композитор. В юности обучался игре на фп., с 1859 занимался у А. И. Виллуана (в Москве). В 1861-66 был вынужден по политич. мотивам жить в Париже, посещал как вольнослушатель Парижскую консерваторию. В 1866-67 занимался в Моск. консерватории (по композиции - у Н. Г. Рубинштейна). С 1867 жил в Саратове (популярностью пользовались написанные им в эти годы романсы), с 1871 - в Москве (преподавал пение в 1-м кадетском корпусе). В 1872, находясь в Петербурге, посещал муз. собрания Балакиревского кружка. В. В. Стасов и М. П. Мусоргский с похвалой отзывались об исполнявшихся П. отрывках из его оперы "Первый винокур" ("Винокур-бедокур"; впоследствии Мусоргский часто наигрывал "Свадебное шествие" из этой оперы). В 1872 П. составил сборник рус. нар. песен (протяжных, плясовых, хороводных с варьированным сопровождением), записанных с голоса эстр. певца А. Ф. Макарова-Юнева (не опубликован, утерян). С 1873 поселился в Казани, давал уроки игры на фп., был организатором и руководителем популярного среди молодёжи студенч. хора. Покончил жизнь самоубийством (в припадке мании преследования).

Автор мн. романсов (ок. 60), среди к-рых известностью пользовались "Под душистою ветвью сирени" (сл. В. Крестовского), "Дитятко, милость господня с тобой" (сл. Н. П. Огарёва), "Нивушка" (сл. А. К. Толстого), "Сбылись ожидания" (сл. А. Н. Мордовцевой), "Проторила я дорожку" (сл. А. Н. Плещеева), а также ряд романсов на сл. А. А. Григорьева, М. Ю. Лермонтова, М. И. Михайлова, Я. П. Полонского и др. На творчество П. оказали влияние бурлацкие песни. Стасов, высоко ценивший талант П., говорил, что если бы "репинские бурлаки запели, то их напевы могли бы походить на некоторые пасхаловские народнические импровизации". Задушевность, умение передавать простыми муз. средствами сильные драм. чувства, искусное использование речевых интонаций - отличит. черты камерно-вок. лирики П., соприкасающейся в известной мере с рус. бытовым романсом и оказавшей определённое воздействие на творчество Чайковского и Мусоргского.

Литература: Биографий композиторов с IV-XX век с портретами, под ред. А. Ильинского, М., 1904; Мусоргский М. П. Письма и документы, М.-Л., 1932, с. 228-30; Римский-Корсаков Н. A., Летопись моей музыкальной жизни, М., 1955.

И. М. Марков.

Пасхалова А. М.

Алевтина Михайловна (27 V (8 VI) 1878, с. Сокур Саратовской обл. - 1 IV 1953, Саратов)- сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Засл. арт. РСФСР (1934). Окончила в 1893 Саратовский женский ин-т, где обучалась игре на фп., в 1898 - Моск. консерваторию по классу пения у Е. А. Лавровской. До 1905 пела в Московской частной русской опере. В 1905-07 солистка Мариинского т-ра в Петербурге, с 1908 выступала на оперных сценах Казани, Саратова, Кишинёва, Перми, Харькова, Тбилиси и др.; в её репертуаре было св. 60 партий. В 1906, 1911-12 гастролировала как конц. певица в Италии (Генуя, Милан, Верона), в 1910-14 - по городам России. С 1915 жила в Саратове, где с 1918 была профессором консерватории. Написала воспоминания (частично опубликованы в журн. "Музыкальная жизнь", 1968, No 13).

Литература: Назаревский П. П., Белецкий И. В., Пасхаловы, Л..1970, с. 68-76.

И. М. Ямпольский.

Пасынков Э. Е.

Эмиль Евгеньевич (р. 11 VI 1929, Ленинград) - сов. режиссёр оперы. Нар. арт. РСФСР (1968). Чл. КПСС с 1951. В 1953 окончил режиссёрский ф-т Ленингр. консерватории, где занимался у Э. И. Каплана, Г. А. Товстоногова и Б. А. Фенстера. С 1953 режиссёр Ленингр. т-ра оперы и балета, с 1960 гл. режиссёр Новосибирского т-ра оперы и балета, с 1969 - Ленингр. Малого т-ра оперы и балета. С 1978 худ. рук. отдела Ленконцерта. С 1981 гл. режиссёр Пермского т-ра оперы и балета. Осуществил постановки мн. рус., сов. и заруб. опер. Наиболее значительны из них "Борис Годунов" (1961); "Клоп" Лазарева (1963, премьера), "Отелло" (1966); "Алкина песня" Иванова (1967, премьера), "Пиковая дама" (1968; все - в Новосибирском т-ре оперы и балета), "Катерина Измайлова" (1965); "Порги и Бесс" Гершвина (1972, обе - в Ленингр. Малом т-ре оперы и балета). Осуществил первое театрализованное воплощение "Патетической оратории" Свиридова (1962, Новосибирский т-р оперы и балета). Поставил оперные спектакли в ряде др. городов СССР, в т.ч. "Гибель эскадры" Губаренко (Киев, 1967, премьера), и за рубежом - "Мать" Хренникова (Русе, 1967), "Не только любовь" Щедрина (Берлин, 1975), "Евгений Онегин" (Турку, 1976). С 1953 (с перерывом) преподаёт, в 1969-77 зав. кафедрой муз. режиссуры Ленингр. консерватории (с 1975 профессор).

Патараг

Патараг - название муз. сопровождения христ. богослужения в арм. церкви (литургии, обедни). Лит. основа П. (первоначально перевод с греч. яз.) представляет собой арм. редакцию вост.-христ. литургии с рядом оригинальных вставок. В древности в музыке П. преобладали речитатив и псалмодия. Со временем развиваются более распевные формы хорового (силлабического, кантиленного) и сольного (протяжного, мелизматического) пения. В 12 в. выразит. средства П. обновил и поднял на новый художеств. уровень Нерсес Шнорали Сладкопевец. В 19 в. созданы многочисл. П. для хора с использованием традиционного мелодич. материала. Среди них выделяются: П. гомофонно-гармонич. склада М. Г. Екмаляна, создавшего величественную и благозвучную лирико-эпич. музыку, и полифонич. по фактуре П. композитора Комитаса - произв. кантатно-ораториального типа с элементами концертности, с лирич. и драматич. эпизодами.

Литература на арм. яз.: Тагмизян Н., Макар Екмалян. Жизнь, творческий облик, наследие, "Эчмиадзин", 1958, No 2-5; его же, В народном духе. "Патараг" Комитаса, "Советакан арвест", 1969, No 10; его же, Нерсес Шнорали - композитор и музыкант, Ер., 1973.

Н. Тагмизян.

"Пате"

"Пате" ("Pathe-Frиres") - франц. фирма грамзаписи, одно из старейших европ. предприятий, выпускающих звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру. Основана в 1894 братьями Э. и Ш. Пате, открывшими в Париже Фонографич. салон, где они продавали аппаратуру собств. конструкции, изготовлявшуюся в небольшой мастерской. После расширения производства мастерская выросла в фабрику (находилась в Шато, близ Версаля). Выпускавшиеся здесь аппараты определённой конструкции получили название патефон, распространившееся на все аппараты этого типа. С 1906 фирма "П." начала производство грампластинок, с 1928 перешла под контроль фирмы "Коламбия", а с 1931 вошла в состав концерна ЭМИ (Electric and Musical Industries, EMI). В 50-60-е гг. фирма "П." выпускала в основном пластинки с записью старинной и классич. музыки.

M. M. Яковлев.

Патет

Патет (индонез. patet) - в музыке Индонезии ладово-мелодич. модель, подвергающаяся вариационному развитию в процессе музицирования (родств. явления в др. муз. культурах - рага, макам, маком, мугам, мукам). Каждый П. характеризуется принадлежностью к одному из двух ладов - слендро или пелог, а также входящими в его состав попевками - мелодич. формулами. Насчитывается 6 П., 3 в ладу слендро и 3 в ладу пелог. Каждый из П. применяется в строго определённые часы суток, а также в определённом разделе представления традиционного кукольно-теневого театра "ваянг гедок", начинающегося вечером и заканчивающегося на рассвете. П. в ладу слендро используются для разделов кукольного представления, основанного на нар. эпосе Индии - "Махабхарате" и "Рамаяне", П. в ладу пелог - для разделов, основанных на цикле яванских нар. сказаний о Панджи. В ладу слендро возможны переходы от одного П. к другому, в ладу пелог они используются редко. Применяются и переходы от лада слендро к ладу пелог, тогда как обратные почти не встречаются.

Литература: Hood M., The nuclear theme as a determinant of patet, в сб.: Javanese music, Djakarta, 1954.

Патефон

Патефон - механико-акустич. аппарат для проигрывания граммофонных пластинок, портативная переносная разновидность граммофона со скрытым рупором. Первые П. выпускались франц. фирмой "Пате" (в их названии объединяются наименование этой фирмы и греч. слово ponn - звук), однако они несколько отличались по своей конструкции от аппаратов, широко известных под этим названием (были приспособлены не только для воспроизведения, но и для записи звука; запись и воспроизведение осуществлялись не от края пластинки к центру, а от центра к краю и т. п.). После появления долгоиграющих граммофонных пластинок постепенно вышли из употребления, уступив место электрофону (электро- проигрывателю), радиоле.

Патлаенко Э. Н.

Эдуард Николаевич (р. 9 III 1936, Котелышково Волгоградской обл.) - сов. композитор. В 1963 окончил Ленингр. консерваторию у О. С. Чишко. С 1963 преподаватель Петрозаводского муз. уч-ща, с 1968 - Петрозаводского филиала Ленингр. консерватории.

Сочинения: балет Гайавата (1974); для солистов, хора и орк. - кантаты Слово о полку Игореве (1962), Песни Бонна (1966), симфония-кантата Кантелетар (слова из карельской нар. поэзии, 1963), ораториальная симфония Русия и меч (на тексты историч. документов и рус. нар. песен, 1978); для орк. - 3 симфонии (1962-67), симф. сюиты Симфонические руны (по мотивам "Калевалы", 1965), Ренессанс-сюита для камерного орк. (1968) и др.; концерты для 10 инструментов (1965), для орк. (1971); камерно-инстр. ансамбли, в их числе 4 струн. квартета (1960-62); музыка для детей; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Черепахина A., Становление композитора, "СМ", 1970, No 10.

Паторжинский И. С.

Иван Сергеевич (20 II (3 III) 1896, с. Петрово-Свистуново, ныне Запорожской обл. - 22 II 1960, Киев) - сов. певец (бас) и вокальный педагог. Нар. арт. СССР (1944). Чл. КПСС с 1946. Деп. Верх. Совета УССР 1-3-го созывов. Брал уроки пения у З. Н. Малютиной; в 1922 окончил Екатеринославскую консерваторию. В 1925-35 солист оперного т-ра в Харькове, с 1935 - Укр. т-ра оперы и балета. П. - один из выдающихся представителей украинской вок. школы, обладал сильным, гибким, выразительным голосом бархатного тембра, ярким артистич. дарованием. Особенно удавались певцу острохарактерные, комич. и драм. партии в операх укр. композиторов (его партнёршей часто была М. И. Литвиненко-Вольгемут): Карась ("Запорожец за Дунаем"), Выборный ("Наталка Полтавка"), Чуб ("Ночь перед Рождеством"), Тарас Бульба ("Тарас Бульба" Лысенко; Гос. пр. СССР, 1942), Гаврила ("Богдан Хмельницкий" Данькевича). Среди др. партий - Сусанин, Борис Годунов, Мельник, Галицкий, Мефистофель; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Валько ("Молодая гвардия"). Выступал как камерный певец; исполнял арии из опер, романсы, нар. песни. С 1946 профессор Киевской консерватории. Среди учеников - Д. М. Гнатюк, А. И. Кикоть, В. И. Матвеев, Е. И. Червонюк и др.

Литература: Стефанович М., И. С. Паторжинский, К., 1960; Козловский И., И. С. Паторжинский, "Театральная жизнь", 1960, No 8; Карышева Т., И. С. Паторжинский, "МЖ", 1960, No 14; Тольба В., Корифей украинской сцены, "СМ", 1971, No 5; Иван Сергеевич Паторжинский, (Сб.), М., 1976.

В. И. Зарубин.

Патти

Статья большая, находится на отдельной странице.

Паттиера Т.

Паттиера Т. (Pattiera) Тино (Мартино) (27 VI 1890, Кавтат, близ Дубровника - 25 IV 1966, там же) - хорв. певец (тенор). Учился в Загребе и Вене. Дебютировал в 1913 в Дрездене (партия Манрико). Был ведущим солистом в оперных т-рах Дрездена, Вены, Праги, пел в Берлинской гос. опере; выступал в крупнейших т-рах стран Европы и США. С 1950 профессор Академии музыки и сценич. иск-ва в Вене. В репертуаре партии лирич. и драм. характера. Исполнение П. отличалось совершенством вок. техники. Среди партий - Тангейзер, Хозе, Канио, Отелло.

Пауза

Статья большая, находится на отдельной странице.

Паулаускас Э. С.

Эугениус Стасевич (р. 6 IX 1927, Шяуляй) - сов. скрипач и педагог. Нар. арт. Литов. ССР (1974). Чл. КПСС с 1953. В 1949 окончил Литов. консерваторию у Я. Таргонского. В 1947-78 и с 1981 участник (1-я скрипка) Литов. струн. квартета, получившего 2-е пр. на междунар. конкурсах им. Й. Гайдна (Будапешт, 1959) и в Льеже (1964). Гастролирует за рубежом. С 1951 преподаёт в Литов. консерватории (с 1975 профессор). Гос. пр. Литов. ССР (1965).

Паулс Р. В.

Раймонд Волдемарович (р. 12 I 1936, Рига) - сов. композитор, пианист и дирижёр. Нар. арт. Латв. ССР (1976). Окончил Латв. консерваторию но классу фп. у Г. Брауна (1958), обучался композиции под рук. Я. А. Иванова там же (1962-65). В 1964-71 худ. рук., пианист и дирижёр Рижского эстр. оркестра, с 1973 рук. ансамбля "Модо", с 1978 гл. муз. режиссёр и дирижёр Латв. телевидения и радио. Много работает в области джаза. Его джазовым композициям и эстр. песням свойственны яркая образность, острая динамич. и драм. насыщенность. Выступает как пианист-импровизатор. Гастролировал с Рижским эстр. оркестром за рубежом. Лауреат Всесоюзного смотра молодых композиторов (1961). Пр. Ленинского комсомола Латв. ССР (1970). Гос. пр. Латв. ССР (1977). Пр. Ленинского комсомола (1981).

Сочинения: балет Кубинские мелодии (1963, Рига), балетные миниатюры: зингшпиль Большая удача (Pari kas dabonas, 1977, там же), мьюзиклы Сестра Керри, Шерлок Холмс (оба - 1979, там же); Рапсодия для фп. и эстр. орк. (1964); миниатюры для джаза; хор. песни, эстр. песни (св. 300); музыка к кинофильмам (25), к телефильму "Сестра Керри" (1977; 1-я пр. в Сопоте на конкурсе телевизионных муз. фильмов, 1979); музыка к спектаклям драм. т-ра; обр. нар. песен.

Паумгартнер Б.

Паумгартнер Б. (Paumgartner) Бернард (14 XI 1887, Вена - 27 VII 1971, Зальцбург) - австр. дирижёр, педагог, композитор. Род. в семье музыкантов. Отец - Ханс П.- пианист и муз. критик, мать - Роза Папир - камерная певица, вок. педагог. Учился у Б. Вальтера (теория музыки и дирижирование), Р. Динцля (фп.), К. Штиглера (гармония). В 1911-12 коррепетитор Венской оперы, в 1914-17 дирижёр оркестра Венского об-ва музыкантов. В 1917-38 и в 1945-53 директор, в 1953-59 президент Моцартеума (Зальцбург). В 1929 организовал оркестр им. Моцарта, с к-рым гастролировал в разных странах. С 1945 рук. оркестра Моцартеума - Camerata academica (в 1965 гастролировал с ним в СССР). Один из инициаторов (совм. с М. Рейнхардом) муз. фестивалей в Зальцбурге (1920; с 1960 президент). С 1925 профессор. В 1938-48 жил во Флоренции, изучал историю оперного иск-ва. Во время 1-й мировой войны 1914-18 выпустил большой сб. солдатских песен. В 1922 переиздал "Скрипичную школу" Леопольда Моцарта и издал тогда же "Taghorn"- собрание текстов и мелодий баварско-австр. миннезанга (совм. с А. Роттаушером), в 1927 - научно-популярную монографию "В. А. Моцарт" (1973). Автор монографии о Ф. Шуберте (1943, 1974), Воспоминаний (Erinnerungen, Salzb., 1969). Посм. изданы доклады и очерки ("Vortrдge und Essay", Kassel, 1973). Автор муз. произв., в т. ч. опер "Горячее железо" ("Das heiЯe Eisen", 1922, Зальцбург), "Саламанкская пещера" ("Die Hцhle von Salamanca", 1923, Дрезден), "Россини в Неаполе" (1936, Цюрих), балетов ("Зальцбургский дивертисмент", на музыку Моцарта, пост. 1955, и др.), орк. пьес.

Литература: Kornauth E., B. Paumgartner zum 70. Geburtstag, "Цsterreich. Musikzeitschrift", 1957, Jahrg. 12; Wissenschaft und Praxis. Eine Pestschrift zum 70. Geburtstag von Bernhard Paumgartner, Z. - Freiburg, 1958; Weigend Fr.,B. Paumgartner, "Musica", 1971, Jahrg. 25.

Т. H. Соловьёва.

Пауэр М.

Пауэр М. (Pauer) Макс фон (31 X 1866, Лондон - 12 V 1945, Югенхейм) - немецкий пианист и педагог. Проф. подготовку получил под рук. отца - пианиста Э. Пауэра, в 1882-85 занимался теорией музыки у В. Лахнера (Карлсруэ). С 1887 преподавал в Кёльнской консерватории, в 1897-1924 профессор класса высшего мастерства в Штутгартской консерватории, с 1908 был её директором, оказав значит. влияние на развитие этого учебного заведения. В 1924-32 профессор и директор Лейпцигской консерватории, в 1933-34 Мангеймской Высшей школы музыки, позднее жил в Штутгарте. Гастролировал во мн. странах Европы и Америки, снискав репутацию видного интерпретатора нем. классич. и романтич. музыки, в первую очередь соч. И. Брамса. Игра П. отличалась технич. совершенством, благородством фразировки. П.- автор фп. пьес. Переложил ряд симфоний Й. Гайдна и В. А. Моцарта для фп. в 2 и 4 руки.З Редактор изданий: фп. сочинений Р. Шумана, фп. школы С. Леберта и Л. Штарка (1904).

Литературные сочинения: Unser seltsames Ich. Lebensschau eines Kьnstlers, Stuttg., 1942.

Пахельбель И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пахимер Г.

Пахимер Г. (Paxymerns) Георгий (1242, Никея - 1310, Константинополь)- визант. учёный. Известен как автор учебного пособия "Квадривиум" (Quadrivium; обязательный раздел средневекового образования, включавший изучение т. н. "свободных искусств"- арифметики, геометрии, астрономии и музыки). Во 2-й части этого труда -"О гармонии или музыке" (peri a'rmonix,ns ae oyn moysikns) - излагаются осн. положения др.-греч. муз. теории. Наиболее полно П. анализировал систему ладов (genon) древнего муз. иск-ва (из 52 сохранившихся глав ок. 40 посв. этой проблеме). Основываясь на муз.-теоретич. трактатах Аристоксена, Птолемея, Порфирия, Аристида Квинтилиана и др., П. охарактеризовал особенности каждого лада, сопоставив их между собой; описал акустич. структуру тона, тетрахорда и октавы в связи со спецификой древнего муз. мышления.

Издания литературных сочинений: Notice sur divers manuscrits Grecs relatifs а la musique, comprenant traduction franзaise et des commentaires par M. A. J. H. Vincent. De la bibliothиque du roi autres bibliothиques, extraits de la deuxiиme du tome XVI, P., 1847, p. 401-553; Tannery P., Quadrivium de Georges Pachymиre. Texte rйvisй et йtabli par le R. P. S. Stephanou, prйface de V. Laurent, Cittб del Vaticano, Vatican, 1940.

Литература: Герцман Е.В., Принципы организации "пикнонных" и "апикнонных" структур, в сб.: Вопросы музыковедения, вып. 2, М., 1973, с. 6-26; Fetis F., Biographie universelle des musiciens, 2 йd., t. 6, P., 1878; Krumbacher K., Geschichte der byzantinischen Literatur (527-1453), Mьnch., 1897, S. 288-300; Reese G., Music in the Middle Ages, N. Y 1940, p. 89-90; Richter L., Antike Ьberlieferungen in der byzantinischen Musiktheorie, в сб.; Deutsehes Jahrbuch der Musikwissenschaft fьr 1961, Lpz., 1962, S. 75-115.

E. В. Герцман.

Пахмутова А. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пахоменко М. Л.

Мария Леонидовна (р. 25 III 1937, Ленинград) - сов. эстр. певица. Засл. арт. РСФСР (1976). Окончила эстр. молодёжную студию при Дворце культуры им. Ленсовета. С 1965 солистка Ленконцерта. Одна из популярных сов. эстр. певиц, П. сочетает в своём иск-ве нар. и эстр. манеры исполнения. 1-я исполнительница мн. произв. сов. композиторов, в т.ч. ряда песен М. И. Блантера, А. Н. Колкера, Э. С. Колмановского, А. Н. Пахмутовой, В. П. Соловьёва-Седого, Д. Ф. Тухманова, Э. С. Ханка, романсов В. А. Гаврилина. "Гран при" на Междунар. конкурсе эстр. песни "Золотой Орфей" (Болгария, 1971). Приз "Золотая пластинка" фирмы "Мидем" (Франция, 1968). Гастролирует за рубежом.

Литература: Минчковский A., Мария Пахоменко, в кн.: Певцы советской эстрады, М., 1977.

Пахульский Г. А.

Генрих Альбертович (4(16)Х 1857 или 1859, Лазы, Седлецкой губ. - 1921, Москва) - рус. пианист, композитор, педагог. Окончил в 1876 Варшавский муз. ин-т, где учился у Р. Штробля (фп.), С. Монюшки и В. Желеньского (гармония и контрапункт). С 1876 концертировал и преподавал. С 1880 занимался в Моск. консерватории у Н. Г. Рубинштейна; после его смерти в 1881 прервал занятия (был домашним учителем музыки в семье H. P. фон Мекк), с 1882 учился у П. А. Пабста (фп.) и у А. С. Аренского (сочинение); окончив консерваторию в 1885, преподавал там же (класс спец. фп., 1886-1921; с 1916 профессор). Выступал как пианист, исполняя и собств. соч., в к-рых продолжал традиции рус. классиков, в т. ч. П. И. Чайковского, а также С. И. Танеева; ощутимо также влияние Ф. Шопена и Р. Шумана. Осн. место в творчестве занимают фп. произв. (свыше 70), гл. обр. миниатюры - прелюдии, этюды, танцы (б. ч. пьес объединена в циклы, сюиты), а также 2 сонаты и фантазия для фп. с оркестром. Мн. соч. имеют гл. обр. инструктивно-педагогич. значение - "Альбом для юношества", 8 канонов. Среди др. соч.- пьесы для симф. и струн. оркестров, 3 пьесы для виолончели, романсы на слова А. К. Толстого. Ему принадлежат обработки польской нар. песни для смеш. хора ("Песня жнецов"), перелож. для фп. в 2 и в 4 руки, в т. ч. 4-й, 5-й, 6-й симфоний, "Итальянского каприччио", струн. секстета и др. произв. П. И. Чайковского, струн. квартета А. С. Аренского (Чайковский считал перелож. П. превосходными). Ред. польского раздела в кн. "Биографии композиторов с IV-XX век" (1904).

Литературные сочинения: Кое-что из моих воспоминаний о Московской консерватории, "РМГ", 1916, No 36-37, с. 650-654.

Литература: Г. А. Пахульский. (К 25-летию его музыкальной деятельности), "РМГ", 1912, No 12; Чайковский П. И., Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. 3, М. - Л., 1936; Чайковский П. И., Танеев С. И., Письма, (М.), 1951; Чайковский П. И., Переписка с П. И. Юргенсоном, т. 2, М. - Л., 1952.

А. Я. Ортенберг.

Пацёркевич Т.

Пацёркевич Т. (Paciorkiewicz) Тадеуш (р. 17 X 1916, Серпц) - польск. композитор, органист и педагог. Учился у Б. Рутковского (орган, 1936, 1939-43) и у К. Сикорского (композиция, 1941-43) в Варшавской консерватории. Окончил также Высшую муз. школу в Лодзи (1950). Работал в Плоцке и др. городах Мазовше. Выступал как органист (с 1947), преподавал в высших муз. школах в Лодзи (1949-54) и Варшаве (с 1954; с 1966 профессор, в 1969-71 ректор). Выделяются органные соч. и произв. для дух. оркестра. Музыка первого периода творчества - в духе поздних романтиков, с 60-х гг. стал использовать додекафонию, алеаторику и др.

Сочинения: радиооперы Ушико (1962) и Лигея (1968); оратория De revolutionibus (1972); симфонии (1953, 1957); пьесы для струн. орк.; увертюра (1965) и Солдатская фантазия (Fantazja zolnierska, 1968) для дух. оркестра; концерты с орк. - для фп. (1952, 1954), скр. (1955), альта (1976), тромбона (1971), для арфы и флейты (1979); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. Камерная музыка для 2 квартетов медных духовых (1978), дух. квинтеты; соч. для хора a cappella (1979); пьесы для фп., для органа; песни.

Пачини Д.

Пачини Д. (Pacini) Джованни (17 II 1796, Катания - 6 XII 1867, Пеша, Пистойя) - итал. композитор. Учился в Болонье у Л. Маркези (пение) и С. Маттеи (контрапункт) и в Венеции у Б. Фурланетто (композиция). Рано выступил как театр. композитор (опера-фарс "Аннета и Лучиндо", 1813, Милан). Среди лучших опер П. -"Сафо" (1840), "Медея" (1843). Ему принадлежит неск. теоретич. работ, в т. ч. "О самобытности итальянской оперной музыки XVIII века" (1841), "Очерки о музыке и контрапункте" (1864), кн. "Мои артистические воспоминания" (1865), многочисл. статьи, учебники по гармонии, контрапункту и др. Организовал в Виареджо муз. лицей (1835, в 1842 переведён в Лукку как Ин-т Пачини, позже - Ин-т Боккерини).

Сочинения: оперы (ок. 90), в т. ч. Юность Генриха V (La gio-ventщ di Enrico V, т-р "Вале", Рим, 1820), Последний день Помпеи (L'ultimo giorno di Pompei, 1825, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Корсар (1831, т-р "Аполло", Рим), Сафо (1840, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Медея (1843, т-р "Каролино", Палермо), Лоренцо Медичи (1845, Венеция), Царица Кипрская (La regina di Cipro, 1846, Турин)З, Никколо де Лапи (1855, пост. 1873, т-р "Па-льяно", Флоренция); оратории, кантаты, мессы; для орк. - симфония Данте (1865) и др.; струн, квартеты; вок. дуэты, арии и др.

Литературные сочинения: Sulla originalitа dйlia musica melodramatica italiana del secolo XVIII, Lucca, 1841; Principi elementari con raetodo del meloplasto, Lucca, 1849; Cenni storici sulla musica e trattato di contrappunto, Lucca, 1864; Le mie memorie artistiche, Firenze, 1865, Roma, 1875.

Литература: (Anonimo), Giovanni Pacini, Pescia, 1896; Barbierа R., Pacini e un suo categgio, в кн.: Immortali dimenticati Mil., 1901; его же, Paolina Bonaparte. La sua passione per il maestro Pacini, в его кн.: Vite ardenti nel teatro, Mil., 1931; Davini M., Il maestro G. Pacini, Palermo, 1927; Carnetti A., La musica teatrale a Roma cento anni fa. Il Corsaro di Pacini, Roma, 1931.

A. И. Гундарева.

Пачкория К. Н.

Кирилл Несторович (10 (22) V 1866, с. Лиа, ныне Цаленджихского р-на - 28 II 1957, Тбилиси) - груз. сов. хоровой дирижёр и фольклорист. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1946). Спец. муз. образования не получил. Пел в хоре под рук. А. Мегрелидзе (1903-07). В 1908 организовал хор. коллектив в Гудауте, выступал с ним в Зап. Грузии. С 1911 солист хора под упр. Д. Лолуа, с 1924 - его рук. (хору присвоено имя Лолуа). В 1927, 1930 и 1934 гастролировал с хором в Москве, Ленинграде и Харькове (коллектив получил назв. этнографич. хора Зап. Грузии). Под упр. П. хор выступал на 2-й олимпиаде Грузии (1929) в Тбилиси, на 3-й олимпиаде народов Закавказья (1934) в Баку и на 1-й Декаде лит-ры и иск-ва Груз. ССР в Москве (1937). П. - один из организаторов и рук. (1940-51) Гос. ансамбля нар. песни и танца Грузии (создан в 1940 на основе объединённых нар. хоров Зап. и Вост. Грузии). Знаток и пропагандист нар. груз. песенного творчества, П. работал с коллективом фольклористов, занимавшихся исследованием груз. нар. песенной культуры.

М. В. Рамишвили.

Пашкевич В. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пащенко А. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Паэр Ф.

Паэр Ф. (Раеr) Фердинандо (1 VI 1771, Парма - 3 V 1839, там же) - итал. композитор и дирижёр. Чл. Ин-та Франции (1831). Занимался у Г. Гиретти и Ф. Фортунати в Парме, где была написана его первая опера "Орфей и Эвридика" (1791). Большую часть жизни провёл за границей: с 1797 - в Вене, Праге, в 1802-07 дирижировал придв. капеллой в Дрездене. Мн. годы работал в Париже, был придв. капельмейстером (с 1807), дирижёром т-ров "Опера комик" и "Театр Итальен" (1812-27), руководителем корол. камерной музыки (с 1832), а также почётным инспектором (с 1834) и преподавателем (с 1837, композиция) Парижской консерватории. Известностью пользовались оперы П., многие из них созданы под влиянием творчества В. А. Моцарта, нек-рые представляют собой образцы "оперы спасения": "Камилла" (1799), "Леонора" (1804, сюжет оперы послужил основой для либр. "Фиделио" Бетховена). Лучшая опера - "Капельмейстер, или Неожиданный ужин" ("Le maоtre de chapelle ou Le souper imprйvu", 1821, Париж).

Сочинения: оперы (ок. 50), в т. ч. Осмеянные претенденты (I pretendenti burlati, 1793, Парма), Гризельда (1798, там же), Камилла, или Подземелье (Camilla ossia Il sotterraneo, 1799, Вена), Леонора, или Супружеская любовь (Leonora ossia L'amore coniugale, 1804, Дрезден), Покинутая Дидона (Didone abbandonata, 1810, Париж); оратории, кантаты; для орк. - 2 симфонии, пьесы; концерты с орк. - для фп., для органа; фп. пьесы; арии, дуэты, песни и др.

Литература: Massй T., Deschamps A., Раеr et Rossini, P., 1820; Delia Corte A., L'opйra comica italiana nel'700. Bari, 1923; Radiсiоtti G., G. Rossini, t. 1-3, Tivoli, 1927-29; Englдnder R., F. Paer als sдchsischer Hofkapellmeister, в сб.: Neues Archiv fьr sдchsische Geschichte, 1929; его же, Paers "Leonora" und Beethovens "Fidelio", в сб.: Neues Beethoven-Jahrbuch, (Bd 4), 1929; Pelicelli N., Musicisti in Parma nel secolo XVIII, в кн.: Note d'Archivio per la storia musicale, 1935, p. 37-42; Tebaldini G., F. Paer, в кн.: Aurea Parma, v. 2, Parma, 1939.

А. И. Гундарева.

Пеан

Пеан (греч. paian, paion, в эпич. сказаниях painon, от прозвища Аполлона как бога-исцелителя) - в Др. Греции хоровая культовая песня в честь Аполлона. Исполнялась как обращение к Аполлону с просьбой помочь в сражении, а также как благодарность ему по случаю победы над врагами, прекращения к.-л. стихийного бедствия. Позднее стали создаваться П. в честь др. богов - Зевса, Посейдона, Диониса, а в эллинистич. период - и в честь людей. В одной из сохранившихся др.-греч. рукописей (т. н. "Берлинский папирус") содержится фрагмент П. (текста и музыки).

Литература: Fairbanks A., A study of the Greek pжan, N. Y., 1900 (Cornell Studies in Classical Philology, No 12); Deubner L., Der Pдan, в кн.: Neue Jahrbьcher fьr das klassischen Altertum, Bd 22, Lpz., 1919.

Предыдущая страница Следующая страница