Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 15, "СТО"-"СТУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 15, "СТО"-"СТУ")

Стоин В.

Васил (5 XII 1880, Самоков - l XII 1939, София) - болг. муз. фольклорист. Начальное муз. образование получил в духовной семинарии, где учился пению псалмов и чтению невменного письма. Работая сельским учителем, начал записывать нар. песни. После занятий в Брюссельской консерватории (1907-10) преподавал в разл. болг. городах, работал хор. дирижёром. С 1926 был пред. Болг. певч. союза и рук. муз. отдела нар. этнографич. музея. С 1927 профессор Гос. муз. академии в Софии. Возглавил работу по собиранию и изучению болг. нар. поэтич. и муз. творчества. Его исследоват. деятельность составила эпоху в болг. муз. фольклористике. Со своими помощниками-фольклористами П. Стефановым, И. Камбуровым, Р. Кацаровой, И. Чешмеджиевым и др. записал ок. 10000 образцов нац. фольклора; систематизировал, снабдил науч. документацией ок. 1200 нар. болг. песен, связанных с нац. мифологией, историей, обычаями, бытом, - героико-эпические, обрядовые, в т.ч. обручальные, свадебные, крестильные, трапезные, лирические, трудовые и др. На основе собранного материала издал ряд сб-ков (образцы обл. муз. фольклора), а также теоретические труды, посвященные особенностям болг. метроритмики и нар. двухголосия, нар. инструментам, высказал гипотезу о проникновении болг. полифонии в зап.-европ. муз. культуру ("Хипотеза за българския произход на диафонията", 1925; издана на франц. яз.).

Сочинения: Към българските народни напеви, Известия на Народния етнографски музей, кн. 3-4, София, 1924; Българската народна музика. Метрика и ритмика, София, 1927; Народни песни от Тимок до Вита, София, 1928; Народни песни от Средна Северна България, София, 1931; Родопски песни (совм. с А. Букорештлиевым и Р. Кацаровой), София, 1934; Български народни песни от Източна и Западна Тракия, София, 1939.

И. Везнев.

Сток Ф.

Сток Ф. (Stock) Фридрих (Фредерик) (11 XI 1872, Юлих, Германия - 20 X 1942, Чикаго) - амер. дирижёр. Чл. Амер. ин-та иск-в и лит-ры (с 1910). По национальности немец. Начальное муз. образование получил под рук. отца - капельмейстера нем. армейского оркестра. Учился в Кёльнской консерватории (1886-90) у Г. Яфы (скрипка), затем у Ф. Вюльнера, Г. Цёльнера, Г. Йенсена и Э. Хумпердинка (композиция). В 1890-95 скрипач Кёльнского гор. оркестра. С 1895 жил в США. Был солистом-альтистом (с 1895) "Теодор Томас-оркестра" (позднее Чикагский симф. оркестр), 2-м дирижёром (в 1901), заменял Томаса во время гастролей (1903-05), был гл. дирижёром (с 1905); под рук. С. Чикагский симф. оркестр стал одним из лучших в США. Руководил оркестром Клуба муз. иск-ва (1907-09) и Гор. студенч. оркестром (с 1920). Пропагандировал сочинения совр. ему амер. композиторов, а также сов. музыку; был первым исполнителем в США симфоний Н. Я. Мясковского (его 21-я симфония посв. С). Автор симфоний, увертюр, орк. пьес, концерта для скрипки с оркестром, 2 струн. квартетов и струн. квинтета, пьес для скрипки и фп., хор. произв., песен.

Литература: Otis P. A., The Chicago symphony orchestra, its organization, growth and development. 1891 -1924, Chicago, 1925.

Г. Я. Юдин.

Стокгольм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стоковский Л. Б.

Стоковский Л. Б. (Stokowski) Леопольд Болеславович Станислав Антонин (18 IV 1882, Лондон - 13 IX 1977, Хэмпшир, Англия) - амер. дирижёр. По национальности поляк (мать - шотландка). Учился в Корол. муз. колледже в Лондоне, совершенствовался в Париже, Мюнхене и Берлине. В 1903 получил степень бакалавра муз. иск-ва в Колледже королевы в Оксфорде. Служил церк. органистом в Лондоне (до 1905) и Нью-Йорке (1905-08; с 1905 жил в США). Как дирижер дебютировал в 1908 в Лондоне. Руководил симф. оркестром Цинциннати (1906-12) и Филадельфийским симфоническим оркестром (1912-36), к-рому принес мировую известность; в 1935-36 совершил с этим коллективом турне по странам Европы. Дирижировал также Лос-Анджелесским филармония., Сан-Францисским, Всеаме- риканским симф. оркестрами (с последним гастролировал по странам Сев. и Юж. Америки, Канаде). В 1936-40 работал на Радио, снимался в кино, играя роль самого себя в художеств. фильмах "Сто мужчин и одна девушка" (1939), "Фантазия" (1942), "Карнеги-холл" и др.; приобрел огромную популярность. В 1940 возобновил конц. деятельность, руководил мн. оркестрами, в т.ч. созданным им Всеамериканским молодежным (1940-42), затем Голливудским (1945-1949), Нью-Йоркским филармоническим (1949-50); с 1955 был руководителем симф. оркестра в Хьюстоне (Техас). С 1950-х гг. вновь гастролировал в Европе, в т.ч. в Сов. Союзе (1958); выступал за сотрудничество музыкантов США и СССР. С 1962 руководил основанным им Амер. симф. оркестром в Нью-Йорке (до 1973 был его музик-директором). В 1970-77 был также дирижером Лондонского симф. оркестра. Систематически дирижировал на Зальцбургском и др. муз. фестивалях в странах Европы. С. внес важный вклад в муз. жизнь США, в частности в муз. воспитание, организовав цикл концертов для детей и юношества; выступал как пропагандист творчества амер. композиторов, в т.ч. современных, был активным деятелем Лиги амер. композиторов и амер. секции Междунар. об-ва совр. музыки. В репертуаре гл. обр. музыка 20 в., в т.ч. сочинения сов. композиторов - Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского и др. С. отличался огромным артистич. темпераментом, ощущавшимся даже при внешне спокойном дирижировании (особенно в медленных частях); обладал исключительно сильной дирижерской волей, полностью подчиняя себе и оркестрантов и публику. С. принадлежит ряд виртуозных орк. транскрипций произв. И. С. Баха.

Литература: соч. Music for all of us, N. Y., 1943, 1947 (в рус. пер. - Музыка для всех, M., 1963)

Литература: Шнеерсон Г., Л. Стоковский, "СМ", 1941,, No 5; Л. Стоковский, в сб. Современные дирижеры, сост Л. Григорьев, Я. Платек, M., 1969, Юдин Г., Памяти Леопольда Стоковского, "СМ", 1978, No 3, Stoddard H., Symphony conductors of the USA, N. Y., 1957, р. 215-27, Schonberg H С., The Great conductors, N. Y., 1967, L., 1968, Kupferberg H., Those fabulous philadelphians, N. Y., 1969, L., 1970.

Г. Я. Юдин.

Столерман С. А.

Самуил Александрович (9 (21) XII 1874, г. Кяхта - 22 XII 1949, Киев) - сов. дирижер. Засл. арт. Груз. ССР (1924), нар. арт. УССР (1937). С 1905 брал уроки дирижирования у В. И. Сафонова в Москве. Дирижерскую деятельность начал в сер. 1890-х гг.: работал в труппе Народного дома (Москва), затем в Красноярске, Владивостоке, Тбилиси, Баку и др. городах. В 1927-44 гл. дирижер Одесского, в 1944-49 Укр. т-ров оперы и балета. Способствовал становлению нац. оперного иск-ва в Грузии (под его руководством были поставлены оперы "Сказание о Шота Руставели" Аракишвили, "Дареджан Коварная" М. Валанчивадзе, "Кето и Котэ" и "Лейла" Долидзе), Азербайджане ("Аршин мал алан" У. Гаджибекова, "Шах Сенем" Глиэра), на Украине ("Тарас Бульба" Лысенко, в новой редакции Л. Н. Ревуцкого; "Разлом" Фемелиди, "Золотой обруч" Лятошинского, "В плену у яблонь" Чишко, "Трагедийная ночь" Данькевича). Оперу "Алмаст" Спендиарова С. поставил в Одессе (на укр. яз., 1930), Тбилиси (на груз. яз., 1932), Ереване (на открытии Арм. т-ра оперы и балета, на арм. яз., 1933). Был тонким интерпретатором мн. опер классич. репертуара, в первую очередь произв. рус. композиторов ("Борис Годунов", "Пиковая дама", "Иван Сусанин", "Царская невеста", "Майская ночь" и др.). Среди постановок произв. зап.-европ. композиторов - "Аида", "Лоэнгрин", "Кармен", "Севильский цирюльник".

Сочинения: Miй творчий шлях за сорок рокiв, "Радянська музика", 1937, No 6-7.

M. M. Яковлев.

Столяров Г. А.

Григорий Арнольдович (8 (20) III 1892, Одесса - 14 IX 1963, Москва) - сов. дирижёр, педагог. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1947). В 1915 окончил Петрогр. консерваторию, занимался у Л. С. Ауэра (скрипка), H. H. Черепнина (дирижирование), А. К. Глазунова (инструментовка). Был участником струн. квартета (под рук. Ауэра) Петерб. отделения РМО. Дирижёрскую деятельность начал в петрогр. т-ре "Ренессанс" (1915-17), затем был гл. дирижёром Одесского т-ра оперы и балета (1920-29), моcк. Муз. т-ра им. Вл. И. Немировича-Данченко (1930-38), Оперной студии им. С. Т. Шацкого при Моск. консерватории (1937-39), Казах, т-ра оперы и балета (1945- 1948), с 1948 работал на Всесоюзном радио. В 1954 стал гл. дирижёром Моск. т-ра оперетты. Осуществил первые в Москве постановки опер "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича (1934), "Тихий Дон" (1936) и оперетты "Москва, Черёмушки" Шостаковича (1959). В театр. репертуаре С. наряду с классикой ("Травиата", "Чио-Чио-сан"; "Летучая мышь" Штрауса, "Принцесса цирка" Кальмана и др.) важное место занимала сов. музыка (в т.ч. оперетты "Белая акация" Дунаевского, "Поцелуй Чаниты", "Фонари-фонарики", "Цирк зажигает огни" Милютина, "Сто чертей и одна девушка" Хренникова, "Весна поёт" Кабалевского). Выступал как симф. дирижёр. Отличался тонким чувством стиля, добивался высокой слаженности ансамбля, его исполнению была присуща колористич. яркость. В 1923-29 ректор Одесской консерватории, в дальнейшем профессор Московской (1934-43) и Алма-Атинской (1945- 1948) консерваторий, Ин-та воен. дирижёров (1948-53).

Литература: Руссовский A., 70 и 50. К юбилею Г. А. Столярова, "СМ", 1963, No 4; Ярон Г., Г. А. Столяров, "МЖ", 1963, No 22; Современные дирижеры, сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969.

M. M. Яковлев.

Столярский П. С.

Пётр Соломонович (18 (30) XI 1871, Липовцы Киевской губ. - 29 IV 1944, Свердловск) - сов. скрипач, педагог. Нар. арт. УССР (1939). Чл. КПСС с 1939. Игре на скрипке начал учиться в детском возрасте под рук. отца. Нек-рое время занимался в Варшаве у С. Барцевича. В 1900 окончил Одесское муз. уч-ще РМО по классу скрипки у Й. Й. Карбульки; занимался также у Э. Млынарского. В 1898-1919 работал скрипачом в оркестре Оперного т-ра в Одессе, одновременно вёл педагогич. деятельность. В 1911 открыл собств. муз. школу. С 1920 преподавал в Одесской консерватории (с 1923 профессор).

Один из основоположников сов. скрипичной школы, С. был инициатором организации первой в СССР муз. школы-десятилетки для одарённых детей (Одесса, 1933). С именем С. связано утверждение в сов. муз. педагогике метода проф. обучения детей музыке с раннего возраста. Блестящие результаты педагогия, работы С. привлекли внимание сов. общественности; по образцу его школы-десятилетки были созданы группы для особо одарённых детей при Моск., Ленингр., Киевской и др. консерваториях, а затем муз. школы-десятилетки (ныне ср. спец. муз. школы). Педагогич. мастерство, тонкое муз. чутьё и организаторский талант позволяли С. достигать поразительных результатов. Первостепенное значение придавал методу отбора детей в муз. школу. Система занятий была основана на глубоком понимании психологии ребёнка, применялся метод игр-занятий. Стремясь к воспитанию в ребёнке с самого начала обучения проф. и артистич. навыков будущего исполнителя, С. придавал исключит. значение развитию муз. фантазии, эмоционального восприятия и передачи музыки. Его ученики выступали в оркестрах, разл. рода ансамблях; особенно большое внимание уделялось игре в унисон. Созданный и руководимый С. школьный симф. оркестр - первый в СССР подобного рода орк. коллектив юных музыкантов. Воспитал блестящую плеяду скрипачей: Д. Ф. Ойстрах, Н. М. Мильштейн, С. И. Фурер, Е. Г. Гилельс, М. И. Фихтенгольц, М. Л. Затуловский и др. Педагогич. идеи С. получили широкое распространение. Имя С. присвоено средней спец. муз. школе в Одессе.

Литература: Лившиц A., П. С. Столярский и его школа, "СМ", 1939, No 2; Струве Б. A., Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов, М., 1952, с. 66-67; Ямпольский И., Давид Ойстрах, М., 1968, с. 10-15; Гринберг М. и Пронин В., В классе П. С. Столярского, в сб.: Музыкальное исполнительство, в. 6, М., 1970, с. 162-93; О нашем учителе. К столетию П. С. Столярского (Д. Ойстрах, С. Фурер, Л. Мордкович), "СМ", 1972, No 3.

Стомпелев Е. М.

Евгений Михайлович (3 II 1887, Петербург - 15 I 1939, Ярославль) - сов. домрист и дирижёр. Засл. арт. РСФСР (1936). С 1902 преподавал в уч. заведениях Петербурга. В 1914-23 работал в Вологде. В 1917 создал Первый северный показат. оркестр нар. инструментов. Вёл активную муз.-просвет. работу в частях Красной Армии, а также на предприятиях Ярославля; преподавал там же в муз. школе; с 1923 худ. рук. Оркестра рус. нар. инструментов в Ярославле (с 1933 - его имени).

Н. С. Зелов.

Стопа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стораче А. С.

Сораче (Storace, Sorace) Анна Селина (Нэнси) (27 X 1765, Лондон - 24 VIII 1817, там же) - англ. певица (сопрано). По национальности итальянка. Дочь контрабасиста Стефано С., преподававшего в Дублине. В 8-летнем возрасте выступила в концерте в т-ре "Хеймаркет" (Лондон). Училась у Раудзини. В 1778 совершенствовалась у Саккини в консерватории "Оспедалетто" в Венеции. В 1780-82 пела в оперных т-рах Флоренции, Пармы, а также Милана ("Ла Скала"). С 1784 солистка придв. оперы в Вене, с 1787 выступала в "Кингс-тиэтр" в Лондоне (в итал. комич. операх), с 1789 - в т-ре "Друри-Лейн". Получила известность как исполнительница комич. партий (лучшая - Сюзанна в "Свадьбе Фигаро"; эта партия специально написана В. А. Моцартом для С., создал для неё также сцену и арию "Ch'io mi scordi di te", 1786). Пела в ораториях на Генделевском и Херефордском хор. фестивалях. В 1801-08 солистка т-ра "Ковент-Гарден" в Лондоне. Обладала гибким, хотя несколько резковато звучавшим голосом широкого диапазона, в совершенстве владела виртуозной техникой.

В. В. Тимохин.

Стоянов А. А.

Андрей Анастасов (10 III 1890, Шумен - 29 IX 1969, там же) - болг. пианист, педагог и композитор. Чл. АН НРБ (с 1942). Нар. арт. НРБ (1967). Учился у К. Прохазки (фп.), X. Греденера и Е. Мандычевского (муз.-теоретич. предметы) в Академии музыки и сценич. иск-ва в Вене. В 1914-22 преподаватель муз. уч-ща, в 1922-58 профессор (фп.) Муз. академии (Болг. гос. консерватории) в Софии. Среди учеников - П. Пелишок, Д. Ненов, Т. Янкова, Ю. Буков. Гастролировал за рубежом. В репертуаре гл. обр. соч. Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, К. Дебюсси. Исполнение С. отличается блестящей техникой, тонкостью нюансировки. Автор фп. пьес и песен, близких по характеру болг. нар. музыке.

Литературные сочинения: Изкуство на пианиста, София, 1952 (рус. пер.: Искусство пианиста, М., 1958); Избрани съчинения, София, 1972.

Литература: Стоянова Д., Двамата братя, София, 1980.

Стоянов В.

Веселин (20 IV 1902, Шумен - 29 VI 1969, София) - болг. композитор, педагог. Нар. арт. НРБ (1962). Сын муз. деятеля Анастаса С. (1854-1930). В 1926 окончил Гос. муз. академию в Софии по классу фп., совершенствовался в игре на фп. у Ф. Шмидта в Академии музыки в Вене (1926-30), где изучал также композицию. Концертировал с детства почти до конца жизни, особенно интенсивно в 1933-1937; преподавал игру на фп., дирижировал спектаклями оперетты в Софии. В 1933-35 работал в т-рах оперетты "Одеон" и "Кооперативный" в Софии. С 1943 преподавал в Гос. муз. академии в Софии (с 1954 - Болг. гос. консерватория) муз.-теоретич. предметы (с 1945 профессор), в 1943-45 директор, с 1944 зав. кафедрой муз. форм и руководитель класса композиции, в 1952-55 декан муз.-теоретич. ф-та, в 1956-62 ректор. Среди учеников - Д. Петков, И. Маринов, С. Ременков, Ж. Леви, А. Танев. В 1953-54 директор Софийской нар. оперы. Приобрёл известность как композитор после исполнения им в 1931 своей фп. сюиты. С. принадлежит первая болг. комич. опера - "Женское царство", положившая начало комедийно-гротесковой линии его творчества, к-рая позднее получила развитие в сюите "Бай Ганю", опере "Хитрый Пётр" и др. Для произв. С. характерны лирико-патетич. и героико-драм. образы ("Саламбо"; 2-я, программная, симфония "Великий Преслав"; хор с оркестром "Баллада о невесте" - "Балада за невестата"). С. использует муз. фольклор, танц. ритмы, приёмы звукоизобразительности (гл. обр. в соч. комедийного содержания); является мастером оркестровки. Автор муз.-теоретич. работ и критич. статей. В 1953 и 1961 посетил Сов. Союз. Димитровская пр. (1951, 1962).

Сочинения: оперы - Женское царство (Женско царство, Софийская нар. опера, 1935), Саламбо (по Г. Флоберу, там же, 1940), Хитрый Пётр (Хитър Петър, по нар. сказке, там же, 1952); балет Папесса Иоанна (1968); кантаты - Да будет день! (Да бъде ден!, на сл. X. Смирненского, 1953), Хороший ученик (Добрият ученик, 1967); для орк. - 2 симфонии (1962, 1969), симф. поэма Кровавая песня (Кървава песен, по поэме П. П. Славейкова, 1947), сюита Бай Ганю (1941, по кн. А. Константинова), Праздничная (Празнична) увертюра (1959), рапсодия (1956); концерты с орк. - 3 для фп. (1942, 1953, 1965), для скр. (1948), для влч. (1960); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1933); 3 струн. квартета (1933, 1934, 1935; 3-й во фригийском ладу); соната (1930) и др. пьесы для фп., произв. для хора с орк.; массовые песни; музыка к кинофильмам.

Литература: Стършенов Б., Веселин Стоянов, София, 1962.

И. Везнев.

Стоянов П. Ц.

Пенчо Цветанов (р. 9 II 1931, София) - болг. композитор, муз. теоретик и муз. деятель. Засл. арт. НРБ (1975). Окончил Болг. консерваторию в Софии у П. Владигерова (1954, композиция) и аспирантуру при Моск. консерватории (теория музыки) у В. В. Протопопова (1965). С 1954 преподаёт муз.-теоретич. предметы в Болг. консерватории (с 1973 профессор; в 1968-1970 зам. ректора). Секретарь (с 1976), затем зам. пред. (с 1980) Союза болг. композиторов. Автор гл. обр. симф. соч., для к-рых характерны строгость формы, красочность оркестровки, преобладание мелодич. начала; среди них - 4 симфонии (1958-74), симф. поэма "При расставании" ("На прощаване", 1973), концерт для струн. оркестра (1976); С. принадлежат инстр. пьесы, песни.

Литературные сочинения: Музикален анализ, София, 1969; Контрастно-съставни форми, София, 1974; Взаимодействие между музикалните форми, София, 1975.

Стравинский И. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стравинский Ф. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Страдаль А.

Страдаль А. (Stradal) Август (17 V 1860, Теплице - 13 III 1930, Красна-Липа, Чехословакия) - чеш. пианист, педагог и композитор. Учился игре на фп. у А. Доора, Э. Кремзера, Г. Ноттебома и Т. Лешетицкого, брал уроки композиции у А. Брукнера в Вене, совершенствовался у Ф. Листа в Веймаре (1884), был его секретарём, сопровождал Листа в поездках до конца его жизни. В 1893-95 преподавал игру на фп. в Вене, с 1919 - в г. Красна-Липа. Написал воспоминания о Ф. Листе и А. Брукнере. Известен как автор фп. переложений и транскрипций (ок. 250) в стиле Листа, среди них - переложение симф. соч. В. А. Моцарта, Ф. Шуберта (также его песен), А. Брукнера (также струн. квинтета), Г. Берлиоза и Ф. Листа (12 симф. поэм), орг. соч. И. С. Баха и ряда произв. Г. Ф. Генделя, струн. квартетов Л. Бетховена, фрагментов из опер Р. Вагнера, песен Р. Шумана и К. Лёве, орг. произв. Г. Пёрселла, Дж. Фрескобальди, Д. Букстехуде. Наиболее часто исполняется фп. транскрипция С. орг. концерта, известного как концерт В. Ф. Баха (в действительности это скрипич. концерт А. Вивальди в переложении для органа И. С. Баха). Автор фп. пьес и песен (ок. 50).

Литературные сочинения: Erinnerungen an Franz Liszt, Bern, 1929; Erinnerungen aus Brьckners letzter Zeit, "ZfM", 1932, Jahrg. 99.

Литература: Stradal H., A. Stradals Lebensbild, Bern - Lpz., 1934.

А. Г. Юсфин.

Страдания

Статья большая, находится на отдельной странице.

Страделла А.

Страделла А. (Stradella) Алессандро (ок. 1 X 1644, Рим - 25 или 28 II 1682, Генуя) - итал. композитор. Мальчиком пел в хоре церкви Сан-Марчелло в Риме, был учеником Э. Бернабеи. Одно из ранних соч. С. - мотет в честь Филиппо Нери (написан для королевы Кристины Шведской, 1663). С 1665 находился на службе у семьи Колонны. С. покровительствовали также знатные семьи Флавио Орсини и Панфили-Альдобрандини. Много путешествовал: в 1666-78 посетил Венецию, Флоренцию, Вену, Турин, Геную. Писал кантаты, оперы, а также прологи, интермедии, арии (в т. ч. для т-ра "Тординона" в Риме). Сведения о жизни С. скудны. Был убит наёмниками семьи Ломеллини из мести. Вокруг личности С. сложилась легенда о чудодейств. силе его музыки, покоряющей даже злоумышленников. Романтич. события из жизни С. положены в основу оперы "Алессандро Страделла" Флотова (1844).

Обладая выдающимся муз. дарованием, С., однако, не основал школы. Был ярким мелодистом (создал превосходные образцы бельканто, а также виртуозных арий), свободно владел полифонией и органически чувствовал муз. форму. Ему принадлежат произв. разл. жанров (рукописи рассеяны по библиотекам Модены, Неаполя, Венеции). Внёс большой вклад в развитие оратории, кантаты, concerto grosso.

Сочинения: оперы, в т. ч. Глупый опекун Тресполо (Il Trespolo tutore, 1676, пост. посмертно, 1686, Модена), Сила отцовской, любви (La forza dell'amor paterno, 1678, т-р "Фальконе", Генуя); интермедии; прологи, в т. ч. к операм "Дори" и "Тит" Чести, "Язон" Кавалли; оратории - Иоанн Креститель (на итал., а не лат. текст, 1676) и др.; св. 200 кантат (многие на собств. тексты); 18 симфоний, concerto grosso; произв. для скр. и basso continuo, для скр., влч. и basso contniuo; мотеты, мадригалы ио др.

Литература: Сatе1ani A., Delle opere di Alessandro Stradella esistenti nell'archivio musicale della Biblioteca Palatina di Modena, Modena, 1866; Grawford F. M., Stradella, L., 1911; Rolland R., L'opйra au XVII siиcle en Italie, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire, fondateur A. Lavignac, partie 1, (v. 2), P., 1913 (рус. пер. - Rоллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, М., 1931); Giazоttо R., Vita di Alessandro Stradella, v. 1-2, Mil., (1962).

T. H. Соловьёва.

Страдивари А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Странк О. У.

Странк О. У. (Strunk) Оливер Уильям (р. 22 III 1901, Итака, штат Нью-Йорк) - амер. музыковед. Учился в Корнеллском ун-те в штате Нью-Йорк (1917-27) и Истменской школе музыки в Рочестере. Музыковедение изучал под рук. О. Кинкелди (1927), совершенствовался у И. Вольфа в Берлинском ун-те (1927-28). В 1928-37 работал в Муз. отделе Б-ки Конгресса (с 1934 его руководитель). Преподавал в Католич. ун-те в Вашингтоне, с 1937 - в Принстонском ун-те (с 1950 профессор). Читал лекции во мн. ун-тах США (в т. н. Летней школе Колумбийского ун-та, 1948; в Мичиганском ун-те, 1951, и др.) и стран Европы; вёл семинары по истории музыки в Базеле (1951). Был президентом Амер. музыковедч. об-ва (1959-60), руководил копенгагенским изданием "Monumenta musicae Byzantinae". С 1966 живёт и работает в Гроттаферрата, где находится один из центров изучения визант. музыки. С. внёс значит. вклад в развитие совр. муз. византинистики. Ему принадлежит ряд работ в области источниковедения. С. составил сборник документов и исследований по истории музыки с древнейших времён до 19 в. в переводе на англ. яз. Пр. Гуггенхейма (1951).

Литературные сочинения: Music from the days oi George Washington, N. Y., 1931 (совм. о С. Engel); State and resources of musicology in the U. S., Wash., 1932; The tonal system of Byzantine music, "MQ", 1942, v. 28, No 2; Intonations and signatures of the Bysantine music, там же, 1945, v. 31, No 3; Source readings in music history, N. Y., 1950; A Cypriote in Venice, в сб.: "Natalicia musicologica", Kph., 1962; Byzantine music in the light of recent research and publication, Oxf., 1966; Zwei Hilandari Chorbьcher, "Anfдnge der Slavischen Musik", Brat., 1966, S. 65-76; H. J. W. Tillyard and the recovery of a lost fragment, в сб.: "Studies in Eastern chant", L., 1966; Padre Lorenzo Tardo e il suo ottoeco nei MSS melurgici, "Bolletino della Badia greca di Grottaferrata", 1967; Studies in music history. Essays for Oliver Strunk, Princeton, 1968 (библ.); Tropus and troparion, в сб.: "Speculum musicae artis", Mьnch., 1970; Die Gesдnge der byzantinisch-griechischen Liturgie, в сб.: Geschichte der katholischen Kirchenmusik, Bd 1, Kassel, 1972.

Дж. К. Михайлов.

Страрам В.

Страрам В. (Straram) Вальтер (9 VII 1876, Лондон - 24 XI 1933, Париж) - франц. дирижёр. С 1892 работал скрипачом в "Оркестре Ламурё" в Париже, с 1896 был коррепетитором в оперном т-ре в Лионе (дирижёрским иск-вом овладел самостоятельно), хормейстером в т-рах "Гранд-Опера" и "Опера комик" в Париже. В 1909-13 ассистент А. Капле в Бостонской оперной компании, в 1919-26 администратор Т-ра Елисейских полей в Париже. В 1926 организовал оркестр и основал "Концерты Страрама", пропагандировал совр. музыку франц. (А. Русселя, Ф. Пуленка, Ш. Кеклена и др.) и заруб. (А. Тансмана, С. С. Прокофьева) композиторов. Многие значит. произв., появившиеся в период 1910-33, впервые прозвучали в исполнении С. (в т. ч. "Сказания об играх мира" А. Онеггера, 1918).

А. Я. Ортенберг.

"Страсти"

"Страсти" (лат. passio, нем. Passion) - муз. произведение на евангельский текст о предательстве Иуды, пленении и распятии Иисуса. "С." введены в церковный (католич.) обиход в 4 в., приурочивались к предпасхальной, т. н. страстной неделе. На первых порах это было полупение-получтение на лат. яз. в манере псалмодии с определёнными каденционными оборотами, причём в смысловом отношении наиболее важные моменты подчёркивались мелизмами. Псалмодич. тип "С." примерно с 14 в. сменился респонсорным, основанным на принципе диалога (сопоставления) строф в исполнении солиста (дьякона) и хора (turbae - реплики толпы); со временем индивидуализировались и партии участников драмы (Иисуса, Петра, Иуды, Пилата и др.). Параллельно, отъединившись от церкви, развивались нар. театрализованные инсценировки "С", проникнутые не ортодоксальным, а человечным, гуманным духом. Респонсорные "С." - исторически устойчивый тип, к-рый более всего соответствовал нуждам литургии. Однако в связи с дальнейшей общемуз. эволюцией с 16 в. усиливается значение полифонич. начала: возникает исторически третий, мотетный тип "С.", где весь канонич. текст давался в хор. изложении. В том же 16 в. в результате реформы Лютера возникают протестантские "С.". Введение нем. языка, протестантского хорала, а затем и допущение инстр. сопровождения видоизменяют характер "С.", их муз. трактовку. В 17 в. постепенно подготавливался, а в 18 в. утвердился тип ораториальных "С.". В конечном итоге произв. этого типа выходят за рамки литургии и начинают исполняться либо в концертном, либо в театрализованном виде. Так, к кон. 18 в. окончательно преодолевается древняя литургич. традиция. Классич. образцами респонсорного типа с участием хора (без инстр. сопровождения), но в протестантском преломлении могут служить "С." Г. Шюца (1665-66), мотетного - Я. Обрехта, отчасти Орландо Лассо (16 в.); высшее достижение, представляющее собой синтез разных типов, - две партитуры "С." И. С. Баха (1724-29; были последующие редакции); характерный образец позднейших "С." - популярная в свое время оратория "Смерть Иисуса" К. Грауна (1755). В 20 в., преим. под воздействием католицизма, возрождается интерес к созданию "С." в ином, более свободном толковании. Известность приобрели "Страсти по Луке" К. Пендерецкого (1966).

Литература: Друскин М., Пассионы И. С. Баха, Л., 1972, доп. под загл.: Пассионы и мессы И. С. Баха, Л., 1976, Terry Ch. S., Bach: the passions, L., 1926, 1933, Сhai11ey J., Les passions de J.-S. Bach, R., 1963.

M. С. Друскин.

Стратен Э.

Стратен Э. - ван дер Стратен (van der Straeten) Эдмонд (3 XII 1826, Ауденарде - 25 XI 1895, там же) - бельг. историк музыки и археолог. Получил юридич. образование в Гентском ун-те, работал над архивными муз. материалами, с 1857 секретарь директора Брюссельской консерватории Ф. Ж. Фетиса, участвовал в каталогизации Корол. б-ки при консерватории (до 1862) и писал статьи для составлявшегося Фетисом биографич. муз. словаря (одноврем. изучал под его рук. контрапункт и гармонию). В 1859-72 выступал как муз. критик со статьями о совр. ему бельг. музыке, пропагандировал соч. П. Бенуа и др. представителей новой фламандской школы, а также Р. Вагнера и Дж. Россини. На основе собранных им архивных материалов С. создал ряд капитальных исследований, гл. обр. по истории фламандской и голландской муз. культур. Осн. труд С. - 8-томное издание "Музыка Нидерландов до 19 века". Труды С. сохранили значение для совр. музыковедения гл. обр. как богатейший источник фактологич. материала.

Сочинения: Coup d'oeil sur la musique actuelle а Oudenarde, Antw., 1851; Notice sur les carillons d'Oudenarde, Antw., 1855; Examen des chants populaires des Flamands de France?, Antw., 1858; La Musique aux Pays-Bas avant le XIX siиcle, v. 1-8, Brux., 1867-88; Wagner?, Brux., 1871; Le thйвtre villageois en Flandre, v. 1-2, Brux., 1874-81; Voltaire musicien, Brux., 1876, P., 1878; La mйlodie populaire dans l'opйra Guillaume Tell de Rossini, Gand, 1879; Lohengrin, instrumentation et philosophie, Gand, 1879; Turin musical, Gand, 1880; Notes sur quelques instruments de musique, Gand, 1891; Nos pйriodiques musicaux, Gand, 1893; Charles V musicien, Gand, 1894; Etude biographique et organographique sur les Willems, luthiers gantois du XVII-e siиcle (coвм. с С. Snoeck), Gand, 1896.

Литература: Meerens Ch., E. van der Straeten. Verzione de G. Muzzi, Roma, 1877.

В. В. Ошис.

Стратен Э. С. Й.

Стратен Э. С. Й. - ван дер Стретен (van der Straeten) Эдмунд Себастьян Йозеф (29 IV 1855, Дюссельдорф - 17 X 1934, Лондон) - нем. виолончелист, гамбист и музыковед. Музыкой начал заниматься в детстве, с 12 лет учился играть на виолончели в Кёльне у И. Хёке, позднее у Л. Эберта. В 1875 впервые выступил как солист. В 1881 обучался игре на виолончели у Г. Либоттона в Лондоне; затем в Кёльне у Л. Хедеши, а теории музыки у Э. Хумпердинка и Л. Прута. Играл в разл. камерных ансамблях Лондона, где окончательно поселился в 1888. Руководил камерным классом в Сев.-вост. лондонском ин-те. Специализировался в игре на гамбе и более 30 лет с успехом концертировал на этом инструменте в Лондоне и др. англ. городах, способствуя возрождению гамбовой музыки 17-18 вв. В 1890 основал в Лондоне журн. "The Strad", в 1900 - "Tonart Art Club", в 1909 - Ансамбль старинных инструментов. В 1922 участвовал как гамбист в Генделевском фестивале в Галле. Автор оперы "Лили из Кашмира", "Рождественской кантаты", пьес для оркестра, для виолончели и др. инструментов. Издал "Школу для виолончели" ("The art of violoncello playing", v. 1, 1922, v. 2, 1933). Среди его книг - "The technics of violoncello playing" (1898, 2-е изд. 1905), "The romance of the fiddle" (1911), "History of the violoncello, the viol da gamba, their precursors and collateral instruments" (v. 1-2, 1915), "A handbook of musical form" (1919), "The history of the violin" (v. 1-2, 1933).

Л. С. Гинзбург.

Страхов Е. В.

Евгений Владимирович (20 VIII (2 IX) 1909, Москва -10 II 1978, там же) - сов. альтист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1966). Кандидат искусствоведения (1938). Чл. КПСС с 1958. Окончил Моск. консерваторию (1933) и аспирантуру при ней (1936) у В. В. Борисовского (альт) и Б. О. Сибора (скрипка). В 1931-1935 и 1941-48 артист симф. оркестра Моск. филармонии. В 1950-55 солист и концертмейстер альтов Гос. симф. оркестра СССР. 1-й исполнитель в СССР мн. произведений заруб. и сов. композиторов. 2-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1935, Ленинград). В 1933-78 преподаватель Муз. уч-ща при Моск. консерватории, в 1941-46 - Центр. муз. школы при ней, в 1936-78 - Моск. консерватории (с 1958 профессор, с 1972 зав. кафедрой). С. принадлежит св. 100 обработок для альта и фп. (в т.ч. виолончельной сонаты и фп. прелюдий Д. Д. Шостаковича).

Литература: Слободенюк В., Талантливый музыкант и педагог, "МЖ", 1980, No 19.

Страшак

Страшак (чеш. strasak, букв. - пугало, огородное чучело) - чеш. нар. танец в подвижном темпе. Муз. размер 2/4, ритм близок польке. Для С. характерны круговые движения, притоптывание, хлопанье в ладоши.

Стрельников Н. М.

Стрельников Н. М. (наст. фам. - Мезенкампф) Николай Михайлович (2(14) V 1888, Петербург - 12 IV 1939, Ленинград) - сов. композитор, муз. критик и дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1939). В 1909 окончил Петерб. уч-ще правоведения. Музыкой начал заниматься с 1900; брал уроки игры на фп. у Г. И. Романовского, композиции (с 1909) у А. К. Лядова и А. М. Житомирского. После Oкт. революции 1917 вёл большую просветит. работу в рабочих клубах и воинских частях в качестве лектора. В 1919-21 работал в муз. отделе Наркомпроса. В 1919-20 вёл курсы слушания музыки в Петрогр. театр. уч-ще. В 1918-28 сотрудничал в журн. "Жизнь искусства" (с 1922 зав. муз. отделом). В 1922-39 зав. муз. частью Ленингр. ТЮЗа. С. - один из создателей сов. оперетты. В лучших его произв., отличающихся развёрнутой муз. драматургией, органично сочетаются драматизм и яркая комедийность. Музыка их впечатляет мелодической сочностью и выразительностью. Многие оперетты С. имели прочный и длительный успех. Его "Холопка" явилась первым сов. произв. в жанре историко-бытовой оперетты. Активной была деятельность С. в качестве муз. критика. Автор многочисл. статей и рецензий, опубликованных в разл. газетах и журналах. Его брошюры о Бетховене (1922), А. Н. Серове (1922) и М. И. Глинке (1923) страдают идеалистич. подходом к изучению классич. наследия.

Сочинения: оперы - Беглец (по повести "За что?" Л. Н. Толстого, 1933, Ленингр. т-р оперы и балета), Граф Нулин (1938, по А. С. Пушкину); оперетты - в т. ч. Чёрный амулет (1927, Малый оперный т-р, Ленинград), Холопка (1927, Ленингр. т-р муз. комедии), Луна-парк (1929, Моск. т-р оперетты), Чайхана в горах (1930, там же), Завтра утром (1930), Сердце поэта (Беранже, 1934, Ленингр. т-р муз. комедии), Настоящая любовь (1937), Президенты и бананы (1939); сюита для орк.; концерт для фп. с орк.; камерные ансамбли - трио (для фп., скр., альта), струн. квартет; фп. пьесы; романсы; музыка к спектаклям драм. т-ров (из них более 20 для ТЮЗа) и кинофильмам.

Литература: Янковский М. О., Советский театр оперетты, Л. - М., 1962; Брянцев A., Композитор пришёл в театр, "СМ", 1965, No 2.

В. С. Фомин.

Стрельцов С. Н.

Сергей Николаевич (22 IX (4 X) 1890, с. Никулино, Московской обл. - 1 X 1953, Москва) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Засл. арт. РСФСР (1933). В 1915-17 учился в Моск. консерватории по классу пения у У. А. Мазетти. В 1917 дебютировал на сцене Моск. обл. т-ра "Молодая опера". В 1920-27 и 1930-46 солист Большого т-ра. Обладал голосом большой силы и широкого диапазона с яркой характерной окраской, драм. и комедийным талантом. Партии: Гвидон, Левко ("Сказка о царе Салтане" и "Майская ночь"), Шуйский ("Борис Годунов"), Финн ("Руслан и Людмила"), Нарработ ("Саломея" Штрауса, первый исполнитель в Большом т-ре, 1925), Дед Щукарь ("Поднятая целина" Дзержинского, первый исполнитель в Большом т-ре, 1937). В 1947-51 преподаватель Моск. консерватории.

В. И. Зарубин.

Стреппони К. М. Ж.

Стреппони К. М. Ж. (Strepponi) Клелия Мария Жозефа (Джузеппина) (8 IX 1815, Лоди - 14 XI 1897, Сант-Агата, близ г. Парма) - итал. певица (сопрано). Начальное муз. образование получила под руководством отца - композитора Pеличано С., в 1830-34 училась пению в Миланской консерватории (1-я пр. на конкурсе певцов, 1834). Дебютировала в 1835 в Триесте в опере Дж. Россини "Матильда ди Шабран", с этого года в течение 10 лет выступала в оперных т-рах Вены, мн. городов Италии, в т. ч. в "Ла Скала" в Милане (1939). Короткая сценич. карьера С. (в 1845 она потеряла голос) была блестящей. В 1846 открыла в Париже вок. школу. Красота голоса в сочетании с яркой выразительностью исполнения определяли её успех. Участие С. в премьерах ряда опер Дж. Верди (с 1848 её муж) способствовало их утверждению на разл. сценах (напр., оперы "Навуходоносор", в к-рой Верди партию Абигайлы написал специально для С.). Выступала гл. обр. в итал. репертуаре. С. тяготела к лирико-драм. образам. В её интерпретации элементы драм. экспрессии доминировали над виртуозными эффектами. Партии: Эльвира ("Эрнани" Верди), Норма, Лючия; Амина, Анна, Эльвира ("Сомнамбула", "Анна Болейн", "Пуритане" Доницетти).

Литература: Соловцова Л., Джузеппе Верди, М., 1957, 1966, с. 60-62, 110, 185-87, 627-28; Верди Д., Избранные письма, М., 1959, 1973, с. 310; Константинова И., Tарасов Л., Ла Скала, Л., 1977; Mundula M., La moglie di Verdi, Giuseppina Strepponi, Mil., 1941; Walker F., The man Verdi, L., 1962; Sartori C., La Strepponi e Verdi a Parigi nella morsa..., "Nuova Rivista Musicale Italiana", 1974, No 2.

Л. Б. Римский.

Стретта

Статья большая, находится на отдельной странице.

Стрижевский А. И.

Александр Иванович (1866 - 12(25) XI 1911, Москва, похоронен в Киеве) - рус. певец (бас). Окончил Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва. В 1891 дебютировал в Большом т-ре, где затем выступал в течение 20 лет. Пел также партии драм. баритона. Был первым исполнителем партий в ряде опер рус. композиторов, поставленных на сцене Большого т-ра: Златогор ("Пиковая дама", 1891), Исправник ("Дубровский", 1895) и др. Среди партий: Светозар ("Руслан и Людмила"), Сват ("Русалка"), Зарецкий ("Евгений Онегин"), Томский ("Пиковая дама"), Рангони и Щелкалов ("Борис Годунов"), Феррандо, Монтано ("Трубадур", "Отелло"), Мазетто ("Дон Жуан"), Валентин ("Фауст"), Гюнтер ("Гибель богов"), Нилаканта ("Лакме") и др.

Литература: "ЕИТ", СПБ, 1911, вып. 7, с. 149; А. С., В дуэлях классик и педант. (Вместо некролога), "Театр", 1911, 15 нояб.

Л. Б. Римский.

Строгий стиль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Строй

Статья большая, находится на отдельной странице.

Строцци-Печич М.

Строцци-Печич М. (Strozzi Pecic) Майя (19 XII 1882, Загреб - 26 II 1962, Риека) - хорв. (Югославия) певица (колоратурное сопрано). Дочь актрисы Марии Ружички-Строцци. Училась пению у К. Норвег-Фрёйденрейх в Загребе и у И. Генсбахера в Венской консерватории. Дебютировала в 1901 в Висбадене (партия Церлины, "Фра-Дьяволо" Д. Ф. Обера). В 1903-1905 и 1908-10 солистка оперного т-ра в Граце, с 1910 - в Загребе. Кроме специфически колоратурных, исполняла партии лирич. сопрано. Выступала и как конц. певица. Гастролировала в странах Зап. Европы. Обладала красивым голосом редкого тембра, большим драм/ дарованием. Её конц. исполнение отличалось глубиной интерпретации; пела произв. югосл. композиторов, а также М. П. Мусоргского, К. Дебюсси, И. Ф. Стравинского (Стравинский посв. ей нек-рые свои вок. соч.). Партии: Розина, Джильда, Лакме, Мими, Чио-Чио-сан; Мелизанда ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси); Татьяна; Зорка ("Порин" Лисинского), Елена ("Никола Шубич Зриньский" Зайца).

Е. И. Гордина.

Строчное пение

Строчное пение - вид др.-рус. церк. многоголосия. Участники хора не разделялись на партии по регистровому или тембровому признакам, изложение было 2-, 3-голосное (отсюда термин "троестрочное пение") и редко 4-голосное. Голос, ведущий осн. мелодию, занимал в партитуре среднее место и назывался путём, а его исполнители - путниками. Мелодию, звучащую выше пути, писали в партитуре над путём и называли верхом, а её исполнителей - вершниками. Мелодию, звучащую ниже пути, писали под путём и называли низом, а её исполнителей нижниками. В 4-гол. произв. приписывалась ещё мелодия под назв. "демество", исполнители к-рого именовались демественниками. Демество чаще всего писали выше пути. В целом диапазон партитуры соответствовал 12-ступенному диатонич. звукоряду от G до d1. Высокие детские голоса пели октавой выше написанного. Для облегчения чтения партитуры её строки писали вперемежку чернилами и киноварью.

В построении такой партитуры ясно выступают 2 принципа: принцип "ленточного" многоголосия, где все голоса поют одну мелодию с разл. ступеней звукоряда, почти в точности сохраняя её высотный и ритмич. контур, и принцип подголосочной полифонии, где голоса образуют подголоски, звучащие на выдержанных нотах осн. мелодии.

Время и обстоятельства появления С. п. не установлены. Нек-рые историч. документы дают возможность предполагать, что С. п. было известно в Москве уже в 20-е гг. 17 в. Сохранившиеся рукописи С. п. относятся к кон. 17 и нач. 18 вв. С. п. подвергалось резкой критике со стороны приверженцев партесного многоголосия (И. Т. Коренев, Н. П. Дилецкий) за обилие диссонансов и гармонич. несогласованность голосов. В. Ф. Одоевский в конце принадлежащего ему "Троестрочника" писал: "Предположение, что эти три партии когда-либо могли быть петы вместе, одновременно, не может даже возбуждать вопроса. Между ними нет никакого гармонического сопряжения; здесь явно партии вполне отдельные...". Многое в С. п. до сих пор остаётся неясным.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Голубцов A., Чиновник Новгородского Софийского собора, М., 1899; Беляев В., Раннее русское многоголосие, в кн.: Studia memoriae Belae Bartok sacra, Bdpst, 1956, то же, в его кн.: О музыкальном фольклоре и древней письменности, М., 1971; Бражников М., Русское церковное пение XII - XVIII вв., в сб.: Musica antiqua Europae Orientalis, I, Warsz., 1966; Скребков С., Русская хоровая музыка XVII - начала XVIII века, М., 1969, с. 48-59; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971.

Н. Д. Успенский.

Струве Б. А.

Струве Б. А. (наст. фам. - Крюденер-Струве) Борис Александрович (19 II (3 III) 1897, Коломна - 29 IV 1947, Ленинград) - сов. музыковед и виолончелист. Доктор искусствоведения (1940). Игре на виолончели обучался у Л. О. Пиорковского и Е. В. Вольф-Израэля. В 1931-47 преподаватель истории и теории смычково-струн. исполнительства Ленингр. консерватории (с 1935 профессор). Создал курсы истории и теории смычкового иск-ва, разработал методику обучения игре на смычковых инструментах, а также детского муз. образования. Внёс значит. вклад в сов. инструментоведение.

Сочинения: Научные основы игры на смычковых инструментах и значение этой дисциплины для смычковой педагогики, Л., 1926; Вибрация на струнных инструментах (преимущественно на виолончели), Л., 1926; Типовые формы постановки рук у инструменталистов. Смычковая группа, М.-Л., 1932; Вибрация как исполнительский навык игры на смычковых инструментах, Л., 1933; Профилактика профессиональных заболеваний музыкантов, Л., 1935; Виола помпоза И. С. Баха в связи с проблемой изобретательства в истории музыкальных инструментов, "СМ", 1935, No 9; Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов, Л., 1937, М., 1952; Очерки по истории смычковых инструментов, Л., 1938; Предыстория скрипки и виолы, Л., 1939; Пьер Гавинье как скрипач-исполнитель и педагог, в кн.: Очерки по истории и теории музыки. Сб. научных трудов и материалов Государственного научно-исследовательского института театра и музыки, (т. 2), Л., 1940; Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959.

Литература: Mострас К., Гинзбург Л., Памяти Б. А. Струве, "СМ", 1947, No 2; Rаабен Л., Б. А. Струве и его научное наследие, в кн.: Струве Б. A., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959.

Л. Н. Раабен.

Струйский Д. Ю.

Дмитрий Юрьевич (1806 - 15 I 1856, Париж) - рус. поэт, композитор, скрипач, муз. критик (псевд. Трилунный). Окончил Моск. ун-т. Как поэт дебютировал в 1827 драм. поэмой "Аннибал на развалинах Карфагена". С 1828 выступал как муз. критик в моск. и петерб. периодич. изданиях. Был пропагандистом творчества Л. Бетховена. Интерес представляет его статья "Несколько слов о народности в музыке" ("Литературная газета", 1842, 8 февр.), в к-рой говорится о народности музыки как воплощении нар. духа, а не только нар. напевов, интонаций. С. написал также ряд статей для "Энциклопедического лексикона" А. Плюшара (т. 9-10). Среди его муз. соч. - опера "Параша Сибирячка" (1840, Большой Каменный т-р, Петербург), драм. симфония "Аббадона" (по В. А. Жуковскому, 1839), фантастич. симфония "Скала святой Елены" (посв. Наполеону I, 1841), симф. пьеса "Буря" (исп. 1845, Петербург). Романс С. "Упивайтесь ею, сей лёгкой жизнью, друзья" (на текст из 2-й главы "Евгения Онегина" А. С. Пушкина; помещён в сб. С. "Мелодии", тетр. 1, 1837) - один из первых опытов муз. воплощения текста из пушкинского романа.

Литература: Кони Ф., Параша Сибирячка, опера в одном действии с эпилогом..., "Литературная газета", 1841, 9 янв.; Кукольник Н., Параша Сибирячка, опера. Музыка Д. Ю. Струйского, "Русский вестник", 1841, т, 1, с. 452-61; Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 1. 1825-1860, Л., 1954; Бернандт Г., Статьи и очерки, М., 1978.

И. М. Ямпольский.

Струна

Струна - источник звука (вибратор) одного из осн. типов муз. инструментов, получивших наименование струнных. Для извлечения звука С. должна быть натянута. Колеблется одновременно как вся С. (что даёт звучание осн. тона), так и её части - половины, трети, четвёртые части и т. д. (возникающие при этом слабые звуки называются частичными тонами - обертонами). Звучание С. определяется частотой, амплитудой и формой колебаний. От частоты колебаний зависит высота звука, от амплитуды - сила; форма колебания, обусловленная сложением основного и частичных тонов, определяет тембр. Частота колебаний С. (высота звука) - функция ряда условий: она прямо пропорциональна корню квадратному из величины натяжения С., обратно пропорциональна длине звучащей части С., её диаметру и корню квадратному из величины плотности материала. Для получения звуков разной высоты инструмент имеет либо отдельную С. для каждого звука, либо располагает небольшим кол-вом струн, к-рые исполнитель нажимает в разл. местах, ограничивая звучащую часть С. Оба эти способа могут комбинироваться на одном и том же инструменте (напр., на арфе). Сильнее натянутая С. звучит не только выше, но и ярче. Чтобы не делать С. для низких звуков чрезмерно длинными, применяют т. н. витые С. - тонкую основную С. обвивают мягкой проволокой (канителью). Звук С. усиливают с помощью резонаторов, для той же цели служат и т. н. резонансовые струны.

Способы возбуждения звука: защипывание С. пальцем или плектром, трение её смычком или вращающимся колесом (колёсные лиры, смычковые клавиры), удары пальцами, палочками или молоточками; иногда движение воздуха (эолова арфа). Нередко на одном и том же инструменте применяются разл. способы возбуждения звука. Использование частичных тонов С. даёт особый тембровый эффект (см. Флажолеты).

Для изготовления С. служат разл. материалы: растит. волокна, конский волос, сухожилия животных, редко (валиха - Мадагаскар, мбет - Конго) - узкая полоска коры. Широко распространены кишечные С., в обиходе называемые "жильными", а также стальные - без обвивки и обвитые шёлковой или металлич. нитью.

Г. И. Благодатов.

Струнный оркестр

Струнный оркестр - состоит из одних смычковых инструментов. Включает 5 партий: 1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели, контрабасы. В прошлом не выделялся композиторами как состав, отличающийся от симф. оркестра, т. к. в музыке 17 - 1-й пол. 18 вв. последний нередко ограничивался смычковыми и клавесином, исполнявшим партию basso continuo (Г. Пёрселл, опера "Дидона и Эней"); в классич. музыке - также и без basso continuo (В. А. Моцарт, "Маленькая ночная серенада"). С. о. в совр. понимании сложился во 2-й пол. 19 в., т. е. в период зрелости симф. оркестра, когда его струнная группа была осознана как самостоятельный исполнительский аппарат. С. о. доступны и камерность, интимность высказывания, присущие камерному ансамблю, и напряжённость, насыщенность звучания симф. оркестра. С. о. использовался в отд. номерах музыки к драмам ("Смерть Озе" из музыки Э. Грига к драм. поэме Г. Ибсена "Пер Гюнт"), в отд. частях орк. сюит. Позже ряд композиторов создал самостоят. циклич. сочинения, нередко являющиеся стилизацией муз. жанров прошлого; тогда же назв. состава начали выносить в заголовок (А. Дворжак, Серенада для струн. оркестра E-dur ор. 22, 1875; П. И. Чайковский, Серенада для струн. оркестра, 1880; Э. Григ, "Из времён Хольберга. Сюита в старинном стиле для струн. оркестра" ор. 40, 1885). В 20 в. диапазон жанров, доступных воплощению с помощью С. о., расширился, в его трактовке возросла роль насыщенного орк. звучания. Для С. о. пишут симфониетты (Н. Я. Мясковский, Симфониетта ор. 32, 1929), симфонии (Б. Бриттен, Простая симфония, 1934; Ю. М. Буцко, Симфония, 1965), циклы нового типа (В. Лютославский, "Траурная музыка" памяти Б. Бартока, 1958). Возросшая дифференциация состава оркестра на отд. партии достигла высшей точки в "Плаче по жертвам Хиросимы" для 52 струн. инструментов К. Пендерецкого (1960). Для усиления драматического или красочного эффекта к струнным нередко присоединяются труба (А. Онеггер, 2-я симфония, 1941, труба ad libitum), литавры (M. С. Вайнберг, симфониетта No 2, 1960; Э. М. Мирзоян, симфония, 1964), группа ударных (Ж. Бизе - Р. К. Щедрин, Кармен-сюита; А. И. Пирумов, симфония, 1970).

Литература: Римский-Корсаков H. A., Основы оркестровки, под ред. М. Штейнберга, ч. 1-2, Берлин - М. - СПБ, 1913, Полн. собр. соч., т. III, М., 1959; Фортунатов Ю. A., Предисловие, в нотном изд.: Мясковский Н., Симфониетта для струнного оркестра. Партитура, М., 1964.

И. А. Барсова.

Струнодержатель

Струнодержатель - деталь струн. муз. инструментов, служащая для закрепления нижних концов струн. С. бывают подвижные и фиксированные. Подвижные С. изготовляются из твёрдых пород дерева, кости или пластмассы. Более широкий конец служит для крепления игровых струн, узкий конец посредством петли из толстой кишечной или металлич. струны крепится на кнопке, находящейся в ниж. обечайке инструмента. Кнопка принимает на себя суммарное натяжение струн (с этим связана необходимость высокой прочности конструкции). Образец такого С. - у скрипок, виолончелей и др. (то же, что подгрифок). Фиксированный С. - планка (подставка) с отверстиями для каждой игровой струны, наклеивающаяся на деку. У этого вида С. натяжение струн рассредоточивается на значит. пространстве; таковы С. гитары, лютни, мандолины, а также инструментов семейства старинных виол. На совр. роялях и пианино суммарное натяжение струн (до 20 тонн) воспринимается чугунной рамой, являющейся С. На мн. нар. инструментах струны соединяются в пучок, к-рый с помощью промежуточного ремешка (обычно кожаного) фиксируется на корпусе инструмента. У мн. струнных С. отсутствует (струны крепятся непосредственно на обечайке или деке).

Г. И. Благодатов.

Студия грамзаписи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ступень

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница