Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПЕВ"-"ПЕР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 4, "ПЕВ"-"ПЕР")

Певческие праздники

Статья большая, находится на отдельной странице.

Певчий дьяк

Певчий дьяк - певчий диак, - в Моск. Руси проф. церк. певец. Упоминания о П. д., а также поддиаках содержатся в лит. памятниках 16-17 вв. Д. В. Разумовский считал поддиаков певцами второразрядными по голосу и певческому опыту, а в "Чиновнике новгородского Софийского собора" (16 в.) это - певцы, исполняющие "всё амбонное", т. е. самые торжеств. песнопения архиерейского богослужения, следовательно лучшие и самые опытные. Возможно, что к поддиакам относили мальчиков-певчих, участвовавших в качестве "отроков" в обряде "пещного действа". П. д. и поддиаки составляли особую корпорацию при кафедральных соборах, состояли на содержании у архиерея. Хор делился на "станицы", в к-рые входило 5-7 чел. В зависимости от принадлежности к "станице" П. д. и поддиаки занимали места на правом или левом клиросе церкви. Хоры П. д. являлись очагами муз. культуры, здесь было сосредоточено обучение муз. грамоте и певческому мастерству, переписывались певческие книги, а исполнительство служило образцом для др. хоров. Особенное значение имели моск. хоры - Государевы певчие диаки и Патриаршие певчие диаки и поддиаки. Первый из них был учреждён, по-видимому, в нач. 16 в.; участвовал в богослужении, на к-ром присутствовал царь, а также в разл. придв. торжествах. При Иване Грозном в хоре было до 35 певчих, причём одна из "станиц" была собственно царской (в ней пел царь). В последней четв. 17 в. число государевых певчих (включая "крестовых") диаков достигло 70 чел. Певцы находились на гос. службе и пользовались привилегиями придворных. В 70-х гг. 17 в. хор был реорганизован, вместо "станиц" он был разделён на хоры, обслуживавшие церкви царя, царицы и их детей. Во главе каждого хора стоял "уставщик" ("регент"), к-рый также обучал певчих теории музыки. Среди "уставщиков" и П. д. были такие видные композиторы, как С. И. Беляев, И. М. Протопопов. В нач. 18 в. существовал лишь хор царя; впоследствии на его основе была организована Придв. певческая капелла. Хор Патриаршие певчие диаки и поддиаки возник с установлением патриаршества (1589), на базе хора моск. митрополита. Считался вторым по значимости после хора Государевы певчие диаки; при одновременном участии в богослужении занимал место на левом клиросе. В 1721 был переименован в синодальный и обслуживал моск. Успенский собор, а в 1886 при нём было учреждено Синодальное уч-ще церк. пения.

Литература: Разумовский Д., Патриаршие певчие диаки и поддиаки, М., 1868, СПБ, 1895 (вместе с работой: Государевы певчие диаки); Металлов В., Синодальные бывшие патриаршие певчие, "РМГ", 1898, отд. изд., М., 1901; Голубцов A., Чиновник новгородского Софийского собора, М., 1899.

Я. Д. Успенский.

Педализация

Педализация - один из важнейших элементов пианистич. иск-ва. П. служит не только для связывания звуков, выдерживания гармонии, усиления или ослабления звучания. Искусное применение разл. способов взятия и снятия правой педали (запаздывающая педаль, полупедаль, четвертная, вибрирующая или тремолирующая педали и др.), совместное или раздельное пользование обеими педалями, противопоставление педального и беспедального звучания и др. приёмы П. разнообразят колорит звучания, обогащают палитру выразит. и красочных оттенков, особенно важных при исп. произв. романтиков и импрессионистов. Эти тонкости П., связанные со стилем исполняемого соч. и характером музыки, зависят от умения и даже настроения исполнителя во время игры, а также от акустики зала и особенностей инструмента; поэтому тонкие детали художеств. П. невозможно предусмотреть и обозначить в нотах - они обусловливаются гл. обр. музыкальностью, слухом, чувством стиля, художеств. интуицией и вкусом интерпретатора, его технич. мастерством. Иск-вом П. особенно славились А. Г. Рубинштейн (он называл П. "душой фп."), Ф. Бузони, В. Гизекинг.

П. на арфе не составляет самостоят. проблемы исполнит. творчества, являсь обязат. элементом игры на этом инструменте.

Литература: Буховцев A., Руководство к употреблению фортепианной педали, М., 1886, 1904; Ляховицкая С., Вольман Б., Вступительная статья к нотному изданию: Майкапар С., Двадцать педальных прелюдий для фортепиано, М. - Л., 1964; Голубовская Н. И., Искусство педализации, М. - Л., 1967; Kцhler L., Systematische Lehrmethode fьr Clдvierspiel und Musik, Bd 1-2, Lpz., 1857-1858, 1882; его же, Der Clavier-Pedalzug, В., 1882; Schmitt H., Das Pedal des Claviers, W., 1875; Riemann H., Vergleichende theoretischpraktische Klavier-Schule, Hamb. - St. Petersburg, (1883), 1890; Lavignaс A. J., L'Ecole de la pйdale, P., 1889, 1927; Fa1сkenberg G., Les pйdales du piano, P., 1895; Rubinstein A., Leitfaden zum richtigen Gebrauch der Pianoforte-Pedalen, Lpz., 1896; Breithaupt R., Die natьrliche Klaviertechnik, Lpz., 1905, 1925 (pуc. пер. главы из кн. - Брейтгаупт Р., Педализация, (Од.), 1927); Riemann L., Das Wesen des Klavierklanges, Lpz., 1911; Воghen F., Appunti ed esempi per l'uso dei pedali del pianoforte, Mil., 1915, 1941; Кreutzer L., Das normale Klavierpedal, Lpz., 1915, 1928; Воwen I., Pedalling the modern pianoforte, (L., 1936); Leimer K., Rhythmik, Dynamik, Pedal, Mainz, 1938, 1965.

Г. М. Коган.

Педаль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Педрель Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пейко Н. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пейн Д. Н.

Пейн Д. Н. (Paine) Джон Ноулс (9 I 1839, Портленд, шт. Мэн - 25 IV 1906, Кембридж, шт. Массачусетс) - амер. композитор и педагог. Учился в Берлине (1858- 1861), выступал как органист. Преподаватель, затем в 1875-1905 профессор и директор муз. колледжа Гарвардского ун-та. П. - основатель т. н. Бостонской, или 2-й Новоангл. школы (см. Соединённых Штатов Америки музыка); среди его учеников - А. Фут, Ф. Ш. Конверс, Д. Г. Мейсон, Дж. Карпентер. Музыка П. - в духе нем. романтиков.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - оратория Св. Пётр (1873), месса (1867); Гимн Запада (Hymn of the West) для хора с орк. (1904); для орк. - симфонии (1876; 1880, Весна - Spring), увертюра Как вам это понравится (As you like it); соната для скр. с фп., фп. трио, струн. квартет; фантазии для органа; музыка к трагедии Софокла "Эдип-царь" (1881).

Литература: Howe de Wolfe M. A., J. К. Paine, "MQ", 1939, v. 25, No 3.

Пейпер Б.

Пейпер Б. (Pijper) Биллем (8 IX 1894, 'Зейст, близ Утрехта - 18 III 1947, Лейдсендам) - нидерл. композитор, муз. критик и педагог. В 1911-15 учился в муз. школе в Утрехте, затем занимался музыкой самостоятельно. Был муз. критиком газ. "Utrechts Dagblad" (1918-25) и журн. "De Muziek" (1923-33). С 1918 преподавал композицию в Амстердамской консерватории (в 1925-30 профессор), затем был директором осн. им Роттердамской консерватории (1930-47). Среди его учеников - X. Бадингс, Г. Ландре, К. Менгельберг. Творчество П. эклектично. Ранние произв. написаны под влиянием И. Брамса, Г. Малера (напр., 1-я симфония "Пан", 1917), а также И. Ф. Стравинского, франц. импрессионистов и композиторов "Шестёрки", затем А. Шёнберга. Для зрелого стиля П. характерно применение монотематизма, политональности и полиритмии. В 1940-х гг. обратился к традиц. контрапунктич. технике. Осуществил обработки ряда нар. песен.

Сочинения: оперы ("симф. драмы") - Халевейн (по ср.-век. легенде, 1933, Амстердам), Мерлин (не оконч.); для орк. - 3 симфонии (1917, 1921, 1926), 6 симф. эпиграмм (1928), 6 Adagio (1940); концерты с орк. - для фп. (1927), влч. (1936), скр. (1938); камерно-инстр. ансамбли - 2 сонаты для скр. с фп. (1919, 1922), 2 сонаты для влч. с фп. (1919, 1924), соната для флейты с фп. (1925), 2 фп. трио (1914, 1921), дух. трио, 5 струн. квартетов (1914-28), дух. квинтет, секстет и септет; хоры - Весна идёт (De lente komt, для муж. хора с фп., 1927), Господин Халевейн (Heer Halewijn, для 8-гол. хора a cappella, 1929) и др.; 2 цикла песен на сл. Верлена (1916 и 1919); соч. для фп., скр., карийона; обр. старинных франц. песен (1942); музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: "Mens en mйlodie", 1947, Juni-Julie ("No посв. П.); Ringer A. L., W. Pijper and the "Netherlands School" of the 20th century, "MQ", 1955, v. 41, No 4, p. 427-45; Вazen K. van, W. Pijper, Amst., 1957; Kloppenburg W. С. M., Thematisch-bibliografische catalogus van de werken van W. Pijper, Assen, 1960.

В. В. Ошис.

Пекарский М. И.

Марк Ильич (р. 26 XII 1940, Москва) - сов. исполнитель на удар. инструментах. В 1969 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у В. П. Штеймана. С 1965 солист ансамбля "Мадригал". Выступает в концертах камерной музыки как солист и ансамблист, исполняя произв. эпох средневековья, Возрождения, 20 в. Его игру отличают артистизм, виртуозность, тонкое чувство стиля. С 1973 преподаватель Муз. уч-ща им. M. M. Ипполитова-Иванова. Знаток и коллекционер удар. инструментов. Организатор ансамбля удар. инструментов, сост. и ред. сб. "Ансамбли для ударных инструментов" (М., 1979).

Литературные сочинения: Моя коллекция, "МЖ", 1972, No 21; Биография и география барабана, там же, 1973, No 9; Путешествие в страну барабанов, там же, 1975, No 19; "История солдата" И. Стравинского. Некоторые вопросы исполнительской нотации для ударных инструментов, в сб.: Музыкальное исполнительство, вып. 10, М., 1979; Из глубины веков - в век космический, "МЖ", 1980, No 19.

Пекелис М. С.

Михаил Самойлович (р. 29 VII (10 VIII) 1899, Киев) - сов. музыковед. Окончил в 1922 Киевскую консерваторию по классам фп. (у Г. Н. Беклемишева) и теории и истории музыки (у Б. Л. Яворского). В 1922-24 учился в Высшем лит.-художеств. ин-те в Москве. В 1923-27 преподавал хор. пение и теоретич. предметы в Академии Коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской, в 1926-37 - в Муз. техникуме им. Гнесиных, в 1925-43 - в Моск. консерватории (с 1930 профессор, в 1937-43 зав. кафедрой истории музыки народов СССР), позднее - в консерваториях Свердловска, Киева, Горького, а также в ГИТИСе (1944-48). В 1948-49 и с 1955 профессор Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных. Был науч. сотрудником Гос. академии художеств. наук (ГАХН, 1931-32), Ин-та истории иск-в АН СССР (1948-49). Значит. часть его науч. работ посв. исследованию жизни и творчества А. С. Даргомыжского, а также М. П. Мусоргского. Осуществил источниковедческие разыскания для изданий их соч. и ряда историко-муз. публикаций. Им написаны главы для учебника "История русской музыки" (т. 1-2, М., 1940, также общая ред.). Под его ред., со вступ. статьёй и комментариями изданы произв. А. С. Даргомыжского: Полные собрания -романсов и песен (т. 1-2, М., 1947), вок. ансамблей и хоров (М., 1950), Соч. для симф. оркестра (М., 1967), Собр. соч. для фп. (М., 1954), "Эсмеральда" (клавироперы, М., 1961), а также "Избранные письма" Даргомыжского (вып. 1, М., 1952), "Избранные письма" Мусоргского (М., 1953) и "Литературное наследие Мусоргского" (кн. 1-2, совм. с А. А. Орловой, М., 1971-72). Ред. учебного пособия "Советская музыкальная литература" (М., 1963, 1972). При его участии изданы сб. "Музыкальное наследство", т. 1-4 (1962-76).

Сочинения: Франц Шуберт, "Музыка и революция", 1928, No 10; А. Даргомыжский, М., 1932; О реализме Даргомыжского, "СМ", 1934, No 4; Рационалистические черты в жизни и творчестве Даргомыжского, там же, 1934, No 12; Романсы В. Гайгеровой, там же, 1937, No 2; Драматургия Пушкина и русская опера, там же, 1937, No 5; Даргомыжский и русская народная песня, М., 1951; "Эзопова речь" в творчестве Мусоргского, "СМ", 1956, No 7; Об автобиографии Даргомыжского, там же, 1957, No 7; А. С. Рабинович как музыкальный учёный, в кн.: А. С. Рабинович. Избранные статьи и материалы, М., 1959; Музыкально-эстетические воззрения и литературные труды M. P. Гнесина, в сб.: М. Ф. Гнесин, Статьи, воспоминания, материалы, М., 1961; А. С. Даргомыжский и его окружение, т. 1-2, М., 1966-73; Два автографа, "СМ", 1969, No 9; Неизвестные музыкальные произведения А. П. Бородина и Е. С. Протопоповой-Бородиной, в кн.: Музыкальное наследство, т. 3, М., 1970; Русская певица Л. И. Кармалина, "СМ", 1972, No 11 и др.

И. М. Ямпольский.

Пекин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пеккер Г. И.

Григорий Ильич (р. 11(24) X 1905, Павлоград) - сов. виолончелист и педагог. Род. в семье музыкантов. Учился игре на виолончели в Петрогр. консерватории у Л. Аббиате (1916-17) и Е. В. Вольф-Израэля (1922-24). В 1925-26 концертмейстер и солист Рус.-япон. симф. оркестра, с к-рым гастролировал в Китае и Японии (был первым сов. виолончелистом-солистом, выступавшим в Японии). В 1927-29 совершенствовался у Ю. Кленгеля в Лейпцигской консерватории. В 1929-33 концертировал в Германии (исполнял концерт Э. д'Альбера с оркестром под упр. автора в Лейпциге и концерт К. Сен-Санса под упр. Б. Вальтера в Берлине), Франции, Нидерландах, Польше. Выступал с пианистом О. С. Габриловичем на фестивале, посв. И. Брамсу (Йена). В 1934-38 преподаватель (класс виолончели, а также курс методики игры на этом инструменте) Моск. консерватории (с 1935 доцент), в 1938-57 - Киевской (с 1947 профессор); в 1947-51 был участником квартета им. Ж. Б. Вильома, выступавшего в разл. городах Украины. С 1957 профессор Новосибирской консерватории, где также вёл курс методики обучения игре на виолончели. Среди учеников - Л. А. Краснощёк и M. M. Кравцов. П.- автор ряда соч. для виолончели; ему принадлежат также конц. обработки, переложения и спец. педагогич. редакции.

Б. В. Доброхотов.

Пеккер Я. Б.

Ян Борисович (р. 22 VIII (4 IX) 1906, Астрахань) - сов. музыковед и педагог. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1956). Кандидат искусствоведения (1956). В 1931 окончил Муз. техникум им. Гнесиных (класс фп. Сл. Ф. Гнесиной), в 1936 историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории. В 1936-41 директор муз. вещания Узб. радиокомитета, в 1944-48 худ. рук. Узб. филармонии. С 1936 преподаёт в Ташкентской консерватории (с 1960 доцент, с 1971 и. о. профессора), ведёт курс истории музыки и семинар по критике.

Сочинения: В. А. Успенский, Таш., 1952 (на рус. и узб. яз.), Таш., 1959; Узбенская опера, М., 1963; Георгий Мушель, М., 1966.

Пелишек П.

Панка (р. 25 V 1899, София) - болг. пианистка и педагог. Нар. арт. НРБ (1974). Герой Социалистич. Труда (1979). Окончила Академию музыки и сценич. иск-ва в Вене у И. Гофмана (1923). С 1925 преподаватель, с 1930 профессор Муз. академии в Софии. Среди её учеников - лауреаты нац. и междунар. муз. конкурсов В. Янков, О. Либих, М. Моллова, а также мн. педагоги.

Пелог

Пелог (яванское pelog) - наряду со слендро один из осн. звукорядов музыки островов Ява и Бали (Индонезия). Состоит из 7 ступеней, носящих назв. penung-gul, gulu, dada, pelog, lima, nem, barang, penung-gulalit. Интервалы между смежными звуками различны и составляют последовательно 120, 150, 270, 130, 115, 165 и 250 центов. Слушателем, привыкшим к равномерно-темперированному строю, эти интервалы воспринимаются как близкие к малой и большой секундам и к большой терции. На практике применяются лишь 5-ступенные звукоряды из звуков П., к-рые и составляют основу мелодич. моделей (см. Патет). Они строятся на I (без IV и VII), IV (без VII и III) V (без I и IV) ступенях. На Яве П. рассматривается как "женская" печальная тональность.

Литература: Stumpf С., Tonsystem und Musik der Siamesen, "Sammelbдnde fьr vergleichende Musikwissenschaft", Bd 1, 1922; Вukоfzer M. F., The evolution of Javanese tone-systems, в кн.: International congress of the American Musicological society, 1939, N. Y., 1944. См. также лит. при ст. Индийская музыка.

Пендерецкий К.

Пендерецкий К. (Penderecki) Кшиштоф (р. 25 XI 1933, Дембица) - польский композитор. Учился композиции у Ф. Сколышевского, А. Малявского и С. Веховича в Гос. высшей школе музыки в Кракове, где преподаёт композицию (с 1959; с 1972 ректор); одноврем. преподаёт в Эссене (ФРГ). П. - крупнейший деятель совр. польск. композиторской школы. Экспериментируя в области звуковой колористики, соноризма, стремится получить особые эффекты звучания; занимается поисками необычных средств выразительности - применяет разнообразные шумовые эффекты, ритмич. декламацию (в работе с т. н. речевыми хорами особое значение придаёт артикуляции, динамике, тембрам), по-новому использует традиционные муз. инструменты (насыщает партитуры ударными, особенно в соч. для джаза). Б. ч. его произв. составляет (с 1959) культовая католич. музыка, к-рой он придаёт нарочито архаич. характер - использует элементы григорианского пения и более древних церк. песнопений. В симф. произв. расширяет возможности оркестра, находит новые краски, соединяя струнные и ударные, пользуясь сочетаниями крайних регистров в одной группе инструментов. Виртуозные в технич. отношении произв. П. отличаются яркой экспрессией.

Сочинения: опера - Дьяволы из Лаудина (Diably z Loudun, по О. Хаксли, 1969, Гамбург); для солистов, хора и орк. - оратория Dies irae (памяти жертв Освенцима; со смеш. хором, 1967), Страсти по Луке (Passio et mors Domini nostri Jesu Christi, secundum Lucam; с хором мальчиков, 1965), Заутреня (Jutrznia; с хором мальчиков и смешанным, 1972); для орк. - Плач по жертвам Хиросимы (Tren pamieзi ofiar Hiroszimy, для 52 инструментов, 1960), Преломления (Anaklasis, для ансамбля ударных и струн. орк., 1960), Полиморфия (Pollmorphle, для 48 струнных, 1961), Канон для струн. орк. и магнитофонной ленты (1962), О природе звука I и II (De natura sonoris, 1966, 1970); Эманации (Emanacje, для 2 струн. орк., 1959); Каприччо для скр. с орк. (1967); Партита для клавесина, электрогитары, контрабаса и камерного орк. (1972); Действия (Actions, для джазового ансамбля, 1971); соч. для разл. инстр. и фп.; хоры - Песня песней (Canticum canticorum, с орк., 1973), Псалмы Давида (Psalmy Dawida, для смешанного хора и ударных, 1958), Измерения времени и тишины (Wymiary cza-zu i ciszy, для смешанного хора из 40 чел. и камерного ансамбля 1961), для 3 смешанных хоров - Stabat mater (a cappella, 1962); Строфы (Strofy, для сопрано, чтеца и 10 инструментов, 1959), 8-я эклога (по Горацию, для 3 теноров и 3 басов, 1972); музыка к спектаклям драм. т-ра (ок. 50 пост.) и кинофильмам.

Литература: Hanuszewska M., Schдffer В., Almanach polskich kompozytorуw wspуlczesnych, Kr., 1966; Lisiсki K., Szkice о К. Pendereckim, Warsz., 1973.

З. Лucca.

Пение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пенкель Б.

Пенкель Б. (Pekiel, Peckel) Бартоломей (г. рожд. неизв. - ок. 1670, Краков) - польский композитор, дирижёр, органист. Служил придв. музыкантом в Варшаве; в 1633-37 органист корол. капеллы, с 1641 также помощник капельмейстера, в 1649-55 гл. капельмейстер, одноврем. руководил хором мальчиков капеллы. С 1658 до конца жизни возглавлял вок.-инстр. капеллу в Вавельском соборе в Кракове. Автор первой польской кантаты-оратории "Слушайте, смертные!" ("Audite Mortales", 2 ч., сюжет осн. на легенде о Страшном суде). П. принадлежат также 9 месс (для хора а cappella и вок.-инструментальные), в т. ч. 4-гол. "Прекраснейшая..." ("Missa pulcherrima ad instar Praenestini"), 13-гол. конц. "Ломбардская месса" ("Missa concertata la lombardesca"), 6-гол. "Месса воскресения Господня" ("Missa de resurrectione Domini") и др. В мессах П. использованы польские духовные песни. Среди др. соч. - мотеты (сохранилось 11), осн. на cantus firmus из григорианского хорала, лат. песни. В нек-рых духовных произв. проявляется влияние конц. венецианского стиля. Написал также ряд светских соч. - ок. 40 танцев для лютни, 3 канона; ему принадлежат обр. польских коленд. Произв. П. отличаются развитой контрапунктич. техникой и представляют собой образцы раннего барокко в польск. музыке. При жизни П. был издан лишь 6-гол. тройной канон в сб. "Музыкальное сито" ("Cribrum musicum", 1643, Венеция). Рукописи П. хранятся в б-ках Кракова, Гданьска, Берлина и Упса-лы. Соч. П. были изданы Ю. Сужиньским в Познани в серии "Памятники польской духовной музыки" ("Monumenta musices sacrae in Polonia", в т. ч. "Missa pulcherrima" (t. 3, 1889, t. 4, 1896); отд. произв. опубликованы Изд-вом старинной польской музыки в Варшаве в 1927-29 и в Кракове в 1950-70.

Литература: Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1, М., 1954; Opienski H., La musique polonaise, P., 1918, 1929; Feicht H., Bartolomiej Pekiel, "Przeglad muzyczny", 1925, No 10-12; его же, "Audite Mortales" Bartolomieja Pekiela, "Kwartalnik muzyczny", 1929, No 4; Muzyka w okresie polskiego baroku, в кн.: Z dziejуw polskiej kultury muzycznej, t. 1, rozdz. H. Feichta, Kr., 1958, s. 157-230.

З. Лисса.

Пентатоника

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пентахорд

Пентахорд (от греч. pente - пять и xordn - струна).

1) Pятиступенный звукоряд диатонич. лада в пределах чистой квинты.

2) Гаммообразная последовательность 5 ступеней разл. ладовых образований; может быть построена от любой ступени звукоряда.

В. А. Вахромеев.

Пеншерль М.

Пеншерль М. (Pincherle) Марк (р. 13 VI 1888, Константина, Алжир) - франц. музыковед. Учился в Париже у Р. Роллана, Л. Лалуа, А. Пирро. В 1911 начал печататься. Преподавал историю скрипки в "Эколь нормаль" (Париж), был консультантом фп. фирмы "Плейель" (1927-55). В 1927-30 гл. редактор "Le monde musical" и "Musique". С 1945 вице-президент, в 1948-56 президент "Sociйtй franзaise de musicologie". Работы Л. посв. преим. истории инструментов и инстр. музыки. Ему принадлежит также "Маленький словарь общеупотребительных музыкальных терминов" ("Petit lexique des termes musicaux d'usage courant", P., 1954).

Сочинения: Les violonistes compositeurs et virtuoses, P., 1922; Feuillets d'histoire du violon, P., 1927, 1935; Antonio Vivaldi et la musique instrumentale, v. 1-2, P., (1948); Les instruments du quatuor, P., 1948, P., 1959; L'orchestre de chambre, P., (1948); Jean Marie Leclair l'aоnй, P., (1952); Corelli et son temps, P., (1954); Albert Roussel, Gen., (1957); Histoire illustrйe de la musique, (P.), 1959.

T. H. Соловьёва.

Пепен К.

Пепен К. (Pepin) Клермон (р. 15 V 1926, Сен-Жорж-де-Бос, Квебек) - канад. композитор и пианист. Обучался игре на фп. и гармонии в консерватории Квебека и Консерватории музыки и драм. иск-в провинции Квебек в Монреале, занимался также в Кёртис-институте в Филадельфии и в Корол. консерватории в Торонто (у А. М. Вальтера и Л. Колесса). В 1949-51 занимался у А. Онеггера, А. Жоливе и О. Мессиана в Париже. Профессор композиции в консерватории провинции Квебек в Монреале (в 1967-72 её директор).

Сочинения: балеты, в т.ч. Птица-феникс (Loiseau phйnix, 1956, Монреаль); произв. для солистов, хора и орк., в т.ч. Квазары (Quasars, 1966); для орк. - 3 симфонии (1948-67), симф. поэма Герника (Guernica, по картине П. Пикассо, 1952); произв. для струн. орк.; произв. для фп. с орк., в т.ч. 2 концерта (1946, 1949); камерно-инстр. ансамбли - 4 струн. квартета (1944-60) и др.; пьесы для фп. и др.

Пеппинг Э.

Пеппинг Э. (Pepping) Эрнст (р. 12 IX 1901, Дуйсбург) - нем. композитор (Зап. Берлин). Чл. Академии иск-в (Зап. Берлин, с 1955). Учился у В. Гмейндля в Берлинской высшей муз. школе. Преподавал там же (1953-68) и в Церк. муз. школе (Берлин-Шпандау; с 1947 профессор). Автор 3 симфоний (1939; 1942; "Времена дня" - "Die Tageszeiten", 1944), 5 месс и Те Deum, мотетов, хор. и орг. обработок хоралов, 20 тетрадей многогол. хор. песен на все даты церк. календаря под назв. "Spandauer Chorbuch" и др.

Пепуш И. К.

Пепуш И. К. (Pepusch) Иоганн Кристоф (Джон Кристофер) (1667, Берлин - 20 VII 1752, Лондон) - англ. композитор, муз. теоретик. По национальности немец. Учился у органиста Г. Клингенберга (муз.-теоретич. предметы) в Штеттине и у Гроссе. В 1681-97 служил при дворе прусского короля. Ок. 1700 был вынужден уехать в Голландию (из-за произвола короля), затем жил в Англии. Был альтистом, клавесинистом, позднее композитором т-ра "Друри-Лейн" в Лондоне. П. - один из организаторов Академии старинной музыки (1710), к-рая своими концертами, а также изданиями соч. 16 в. способствовала возрождению интереса к музыке того времени. В 1712-32 служил органистом и композитором капеллы герцога Чандоса. Ок. 1715 стал рук. т-ра "Линкольнc Инн Филдс", писал музыку к маскам, к-рые ставились в этом т-ре. С 1737 служил органистом в Чартерхаусе. Был известен как педагог, автор теоретич. трактатов. Эстетич. взгляды П. изложены в анонимно изданном трактате о гармонии ("A treatise on harmony", 1730, 1731). В историю муз. иск-ва П. вошёл как автор музыки к пародийной "Опере нищих" ("The beggar's opera", 1728) на текст Дж Гея. Он создал увертюру и аккомпанемент (цифрованный бас) к выбранным Геем популярным песням (орк. сопровождение к ним в 1770 написал Т. Линли; факсимиле оригинального изд. опубл. в 1921; опера известна в обр. Б. Бриттена, 1948; увертюра переизд. в 1960). Среди др. произв. - кантаты, концерты, инстр. сонаты, гл. обр. для духовых с basso continuo, мотеты, оды.

Литература: Са1mus G., Zwei Opern-Burlesken aus der Rokokozeit, В., 1912; Кidson F., The Beggar's Opera. Its predecessors and successors, Camb., 1922; Hughes С. W., John Christopher Pepusch, "MQ", 1945, v. 31, Mil; Deutsch O. E., Handel. A documentary biography, N. Y., (1954); Pepusch J. C., публ. M. Hihrichsen, в сб.: Music book, No 9, L. - N. Y., 1956; Rred H. W., The instrumental music of Johann Christoph Pepusch, Chapel Hill, 1961 (Diss.).

И. А. Слепнёв.

Перальта А.

Перальта А. (Peralta) VII Анхела (6 VII 1845 -30 VIII 1883) - мексиканская певица (колоратурное сопрано). Дебютировала в 1860 в Большом нац. т-ре в Мехико. В 1862-65 гастролировала в Европе; особый успех имела в Италии (в репертуаре гл. партии из опер В. Беллини, Дж. Верди, Г. Доницетти). П.- первая мекс. певица, получившая междунар. известность. Организовала собств. оперную труппу в Мехико, с к-рой гастролировала в Мексике, исполняя лучшие соч. зап.-европ. классиков (гл. обр. итал. и франц.). Партии: Норма, Амина, Эльвира ("Норма", "Сомнамбула", "Пуритане" Беллини), Лючия; Адина ("Любовный напиток" Доницетти), Динора ("Динора" Мейербера), Джильда, Виолетта.

Пергамент Р. С.

Рувим Самуилович (30 VIII (12 IX) 1906, Петрозаводск - 6 III 1965, там же) - сов. композитор, нар. арт. Карел. АССР (1959). Депутат Верх. Совета Карело-Финской ССР 1-го созыва. В 1926 окончил Ленингр. консерваторию. В 1926-34 дирижёр и композитор Петрозаводского т-ра драмы, работал на Радио. В 1939-48 пред. правления CK Карело-Финской ССР.

Сочинения: оперы - Кумоха (по мотивам карел. сказок, 1-я ред. 1946; конц. исп. 1949; 2-я ред. 1959, Петрозаводск), Три брата (соч. 1948); вок.-симф. произв. - поэмы Айно (по мотивам "Калевалы", для солиста с орк., 1936), Песня о Соколе (по М. Горькому, для солистов, смешанного хора и орк., 1942), оратория Обретённое счастье (для солистов, чтеца, хора и орк., 1952); для орк. - Карельская сюита (1938), Вепсская рапсодия (1953), вариации на фин. тему для скр. с орк. (1948); пьесы для орк. и ансамблей кантеле и др.; хоры, романсы, песни, обр. нар. песен; музыка к драм. спектаклям.

Литература: Лапчинский Г., Жизнеутверждающее творчество, Петрозаводск, 1961; Бочкарева О. A., Композиторы Карелии, Петрозаводск, 1975.

Перголези Д. Б.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Передувание

Передувание - способ извлечения различных по высоте звуков на духовых муз. инструментах без помощи игровых отверстий, клапанов или вентилей. У медных мундштучных инструментов П.- осн. принцип звукоизвлечения, у деревянных - используется при извлечении звуков во 2-й и 3-й октавах их диапазона. При П. музыкант, не меняя положения пальцев, резко увеличивает силу выдоха и напряжение губ, в результате чего столб воздуха, заключённый в канале ствола, делится на самостоят. части, звучащие выше осн. тона инструмента, соответственно ступеням натурального звукоряда: столб воздуха, разделённый на 2 половины, даёт 2-й натуральный звук (октаву от осн. тона); на 3 трети - 3-й натуральный звук (октаву плюс квинту от осн. тона); на 4 четверти - 4-й натуральный звук (2 октавы от осн. тона). Дальнейшее деление столба воздуха у деревянных духовых применяется крайне редко, у медных с помощью П. достигают 16-го натурального звука. При П. на кларнете в связи с особенностями его конструкции (цилиндрич. канал) возникает не 2-й, а 3-й натуральный звук, т. е. не октава, а дуодецима (т. н. квинтовое П.). На гобоях, кларнетах, фаготах существуют спец. "октавные" клапаны, облегчающие П.

С. Я. Левин.

Переложение

Переложение - см. Аранжировка.

Перельман Н. Е.

Натан Ефимович (р. 19 VII (1 VIII) 1906, Житомир)- сов. пианист и педагог. Игре на фп. учился у Г. Г. Нейгауза в Киеве (1921-24) и у Л. В. Николаева в Ленингр. консерватории (1925- 1930). Концертирует с 1928 в СССР и за рубежом (Польша, Румыния, Болгария, Югославия). Преподаёт в Ленингр. консерватории с 1937 (с 1957 профессор, с 1977 заведующий кафедрой специального фп.). Игра П. отличается рельефностью муз. характеристик, богатством и тонкостью муз.-речевых интонаций. В его обширном репертуаре большое место занимают произв. B. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Шумана, C. С. Прокофьева. Выступал как ансамблист (совм. с М. Б. Полякиным и др.). П. принадлежат конц. транскрипции для фп. (среди них - хор М. П. Мусоргского "Расходилась-разгулялась", 1932; "Полёт шмеля" Н. А. Римского-Корсакова, 1932; вальс из оперы "Война и мир" Прокофьева, 1957).

Литературные сочинения: В классе рояля. Короткие рассуждения, Л., 1971, 1975.

Литература: Гаккель Л. Е., H. E. Перельман, в сб.: В фортепианных классах Ленинградской консерватории, Л., 1968.

Л. А. Баренбойм.

Переменные функции

Статья большая, находится на отдельной странице.

Переменный лад

Статья большая, находится на отдельной странице.

Перепелицын П. Д.

Поликарп Дмитриевич (26 VII (7 VIII) 1818, Одесса - 2 (14) VI 1887, Петербург) - рус. муз. лексикограф. В детстве обучался игре на скрипке. Служил в гусарском полку. Выйдя в отставку, писал статьи о музыке для разл. периодич. изданий (гл. обр. анонимные). Составитель ряда изданий: "Музыкальный словарь. Энциклопедический справочный сборник" (1884), "Музыкальная памятная и записная книжка за 1887 год" (совм. с M. M. Ивановым, 1887). Автор "Очерка истории музыки в России" ("Новь", 1885, No 12, 13, 15, 17, 19, 21, 22, 23, 1887, No 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25; отд. изд., 1888). Однако его работам присущ дилетантизм, во многих из них проявился консерватизм взглядов автора на музыку.

Перес Д.

Перес Д. (Perez) Давид (1711, Неаполь - 30 X 1778, Лисабон) - композитор. По национальности испанец. Род. в испан. колонии в Неаполе. В 1723-33 учился в консерватории "Санта-Мария ди Лорето" в Неаполе у А. Гальи и Ф. Манчини. В 1740-48 регент Корол. капеллы в Палермо, с 1752 - придв. капельмейстер корол. капеллы в Лисабоне. Представитель т. н. поздней неаполитанской оперной школы. Премьера его первой оперы "Ненавистная возлюбленная" ("La nemica amante") состоялась в 1735 в Неаполе, затем в течение ряда лет он сочинял оперы по заказам почти всех крупных т-ров Италии (мн. оперы написаны на либретто П. Метастазио). В произв. П. заметно влияние Г. Ф. Генделя, их муз. язык выразителен, драматичен, однако не лишён нек-рой сентиментальности. Автор 39 опер, в числе к-рых "Сирое" (1740, Неаполь), "Любовный маскарад" ("Li travestimenti smorosi", 1740, там же), "Деметрио" (1741, Палермо), "Медея" (1744, там же), "Милосердие Тита" ("La clemenza di Tito", 1749, Неаполь), "Семирамида" (1750, Рим), "Эзио" (1751, Милан), "Солимано" (1757, Лисабон; наиболее значит. произв. П.). Ему принадлежит также ряд религиозных соч. (мессы, мотеты, псалмы).

Переченье

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пери Я.

Пери Я. (Peri) Якопо (прозвище Длинноволосый - Zazzerino) (20 VIII 1561, Рим - 12 VIII 1633, Флоренция) - итал. певец и композитор. Муз. образование получил под рук. К. Мальвецци. С 1591 служил при флорентийском дворе Медичи ("главный директор музыки и музыкантов"). Участник Флорентийской камераты. П. - один из создателей оперы как нового жанра и монодии с инстр. сопр. как нового стиля. В 1592 написал музыку (совм. с Я. Корси) первой оперы - "Дафна" (на текст поэта О. Ринуччини, пост. 1597-98, Флоренция; фрагменты П. не сохранились). В 1600 в палаццо Питти во Флоренции была пост. опера П. "Эвридика" (на текст Ринуччини) - наиболее яркий из дошедших до нас образцов ранней оперы (первонач. назв. "драма на музыке" или "сказка на музыке"). Её отличит. черты - напевная декламация (сопровождается по цифрованному басу), небольшие ариозные и хор. формы. П. исп. в этом спектакле центр. партию Орфея, завоевав успех и как певец, и как представитель нового вида иск-ва, следующего за поэтич. текстом, усиливающего его воздействие (как считалось в то время - в подражание греч. трагикам). Последующие оперные произв. П. имеют меньшее значение. Нередко сотрудничал с др. композиторами (К. Монтеверди, Дж. Б. Синьорини). Ему принадлежат также камерные вок. соч. в новом стиле, интермедии, духовная музыка и др.

Публикации: Le varie musiche... а 1, 2 е 3 voci con alcuni spirituali, Firenze, 1609; L'Euridice, "Publikationen des Gesellschaft fьr Musikforschung", 1881, Bd 10, то же, facsimile ed., Roma, 1934.

Литература: Иванов-Борецкий М. В., Музыкально-историческая хрестоматия, вып. 2, М., 1936; Sоlеrti A. Le origini del melodramma, Torino, 1903; Rоlland R., L'opйra au XVII siиcle en Italie, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire..., fondateur A. Lavignac, pt. 1 (v. 1),P., 1913 (рус. пер. - Роллан Р., Опера в XVII веке, М., 1931); Kretzschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. - Кречмар Г., История оперы, Л., 1925).

Т. Н. Соловьёва.

Период

Статья большая, находится на отдельной странице.

Перковский П.

Перковский П. (Perkowski) Пётр (р. 17 III 1901, Овечаче, ныне УССР) - польск. композитор, педагог и муз.-обществ. деятель. Учился у Р. Статковского в Варшавской консерватории (1923-25), брал уроки у К. Шимановского, а также у А. Русселя в Париже. Организовал Об-во молодых польск. музыкантов в Париже, был его первым председателем (1926-30). С 1931 руководил в Польше разл. муз. об-вами, а также Союзом польск. композиторов (1945-47), затем его варшавским отделением. В 1936-39 директор консерватории в Торуни. Участвовал в организации Высшей муз. школы (1944), возглавлял Гос. филармонию (1946-51) в Кракове, был директором муз. отдела в Мин-ве культуры и иск-ва (1945). Преподавал композицию в высших муз. школах - во Вроцлаве (1951-53) и Варшаве (1947-51, 1955-72; с 1958 профессор, в 1964-71 рук. кафедры). На стиль П. оказал влияние Шимановский (соч. фольклорного периода творчества). Произв. П. лирич. склада, близки музыке романтиков, отличаются яркостью мелодики, простотой фактуры, строгостью и ясностью формы. Неоднократно посещал СССР.

Сочинения: радиоопера Гирлянды (Girlandy, 1961); балеты; Героическая кантата (Kantata bohaterska, с чтецом, 1962); для орк. - Драматическая симфония (1963), Геометрическая сюита (Suita geometryczna, 1966); ноктюрн (1955); концерты с орк. - для фп., для скр., для влч.; камерно-инстр. ансамбли; соч. для фп.; хоры; песни; музыка для радио и к кинофильмам.

Литература: Kaczynski Т., Zgubione pokolenie, "RMz", 1977, No 5.

Перля И.

Перля И. (Perlea) Ионель (13 XII 1900, Ограда, уезд Яломица - 30 VII 1970, Нью-Йорк) - рум. дирижёр и композитор. С 1918 обучался в Мюнхене, в 1920-23 - в Лейпцигской консерватории у П. Гренера (композиция) и О. Лозе (дирижирование). Как дирижёр дебютировал в Бухаресте в 1919. В 1928-44 (с перерывом) дирижёр (в 1929-36 директор) Рум. оперы в Бухаресте, в 1936-44 - симф. оркестра Рум. радио. С 1941 преподавал в Бухарестской консерватории. В 1945-1947 дирижёр Римской оперы, с 1950 - т-ра "Ла Скала" (Милан). С 1952 жил в США. В 1952-59 дирижёр симф. оркестра в Коннектикуте, в эти же годы и с 1965 профессор и дирижёр Манхаттанской муз. школы в Нью-Йорке. Гастролировал во мн. странах мира. Автор симф. и камерно-инстр. сочинений.

Литература: Pricope E., Ionel Perlea, "Muzica", 1968, No 10; Вreazul G., Pagini din istoria muzicii romвnesti, v. 3, Buc., 1974, p. 341-54.

Перман И. В.

Иосиф (Йозеф) Вячеславович (1871-1934) - чеш. скрипач, альтист и педагог. В 1891 окончил Пражскую консерваторию у О. Шевчика (скрипка) и у А. Дворжака (композиция), затем гастролировал в Вене, Лейпциге, Берлине, Варшаве и др. городах Европы. С 1894 жил в Одессе, выступал с концертами, преподавал. В 1898-1917 альтист квартета РМО, в 1907-09 и 1912-14 участник Одесского чешского квартета (Я. Коциан, Ф. Ступка, И. В. Перман, Л. Зеленка). С 1898 преподавал (класс скрипки и камерного ансамбля) в Одесском муз. уч-ще РМО (с 1913 - консерватория). В 1933 получил звание засл. профессора консерватории.

Литература: Дагилайская Э., Чешские музыканты в Одессе, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 5, М., 1969.

Пермский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пермь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Перози Л.

Перози Л. (Perosi) Лоренцо (21 XII 1872, Тортона - 12 XII 1956, Рим) - итал. композитор и хор. дирижёр. Чл. Нац. академии деи Линчей (1930). С 1892 учился в Миланской консерватории, в 1893 - в Школе церк. музыки в Регенсбурге (Германия) у Ф. К. Хаберля. В 1894 принял сан священника, с того же года был регентом капеллы собора св. Марка в Венеции, затем дирижировал мн. церк. хорами, в т.ч. с 1898 Сикстинской капеллой (с 1905 декретом папы Пия X назначен пожизненно её руководителем). П. внёс большой вклад в развитие итал. церк. музыки нач. 20 в. Помимо соч. церк. жанров (в т.ч. 25 месс), создал произв. на библейские и евангельские сюжеты. В этих соч. сочетаются принципы, идущие от Палестрины, И. С. Баха, и совр. средства муз. выразительности: "Страсти по Марку" (1897), оратории "Моисей" (1900), "Разгаданный сон" ("Il sogno interpretato", 1937, Сан-Ремо), "Назаретянин" (1942-44, исп. 1950), реквием "В память отца" ("In patris memoriam", 1909), а также Stabat mater (1904); ряд симф. сюит, концерты с оркестром - для фп. (1914), 2 для скр. (1903, 1914), для кларнета (1928); камерно-инстр. ансамбли и др.

Литература: Damеrini A., L. Perosi, Roma, 1924; его же, L. Perosi, Mil., 1953; Rinаldi M., L. Perosi, Roma, 1967.

Перотин

Перотин (Perotin, Perotinus) - франц. композитор кон. 12 - 1-й трети 13 вв. В совр. ему трактатах именовался "мастер Перотин великий" (кто именно имелся в виду, точно неизвестно, т. к. было неск. музыкантов, к к-рым можно отнести это имя). П. развил род многогол. пения, сложившийся в творчестве его предшественника Леонина, также принадлежавшего к т. н. Парижской, или Нотр-Дамской, школе. П. создал высокие образцы мелизматич. органума. Он писал не только 2-гол. (как Леонин), но и 3-, 4-голосные соч., причём, видимо, усложнил и обогатил многоголосие ритмически и фактурно. Его 4-голосные органумы ещё не подчинялись существовавшим законам полифонии (имитация, канон и др.). В творчестве П. сложилась традиция многогол. песнопении католич. церкви.

Литература: Ficker R. von, Die Musik des Mittelalters, в кн.: Das Mittelalter, W., 1930; Rоkseth Y., Poliphonieg du XIII siиcle, P., 1935; Husmann H., Die drei- und vierstimmigen Notre-Dame-Organa, Lpz., 1940; его же, Herkunft und Entwicklung des Magnus liber organi de antiphonario, "MQ", 1962, v. 48.

T. H. Соловьёва.

Перро Ж. Ж.

Перро Ж. Ж. (Perrot) Жюль Жозеф (18 VIII 1810, Лион - 24 VIII 1892, Параме, департамент Иль и Вилен) - франц. артист, балетмейстер. Учился у О. Вестриса. В 1830 дебютировал в Лондоне как классич. танцовщик. В 1830-35 выступал в парижской Опере. В 1841 на сцене этого т-ра пост. для танцовщицы К. Гризи танцы Жизели к премьере балета "Жизель". В 1843-48 балетмейстер в лондонском Корол. т-ре; пост. балеты комп. Ч. Пуньи: "Ундина" (1843), "Эсмеральда" (1844), "Катарина" (1846) и др. В 1848-59 работал в Петербурге танцовщиком-мимом и гл. балетмейстером. Исполнял партии в своих пост. балетов: Пьер Гренгуар ("Эсмеральда", 1848), Алин ("Питомица фей" Адана, 1850), Мефистофоль ("Фауст" Пуньи, 1854) и др. В балетах на фантастич. сюжеты ("Ундина", "Питомица фей") и в жанре социально-любовной драмы ("Эсмеральда", "Катарина, дочь разбойника") П. проявил себя как крупнейший представитель романтич. стиля. Умел передать в балетах суть лит. первоисточника, был мастером массовых (характерных) сцен и ансамблей выразит. классич. танца. В 1859 прекратил творческую деятельность, вернулся во Францию.

Литература: Слонимский Ю., Мастера балета, М.-Л., 1937; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958; Guest I., The romantic ballet in England, L., 1954; eго же, The romantic ballet in Paris, L., 1966.

В. М. Красовская.

Предыдущая страница Следующая страница