Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 6, "ПЕТ"-"ПИФ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 6, "ПЕТ"-"ПИФ")

Петросян А. Г.

Авак Гегамович (р. 16(29) III 1912, с. Гямрез, ныне Абовянского р-на Арм. ССР) - сов. певец (тенор). Нар. арт. Арм. ССР (1956) и Азерб. ССР (1962). В 1936-39 учился в Ереванской консерватории у Н. Г. Кардян (окончил её в 1942), в 1940-41 - в Моск. консерватории у К. Н. Дорлиак. С 1934 артист, с 1939 солист Гос. капеллы Армении, с 1941 - Арм. т-ра оперы и балета. Один из ведущих представителей арм. вок. школы. 1-й исполнитель мн. партий в нац. операх, в т.ч. Сантур ("Давид-бек" А. Тиграняна), Тирит ("Аршак II" Чухаджяна), Кapo ("Арцваберд" Бабаева), Сос ("Сос и Вердитер" В. Тиграняна), Ваган ("Героиня" Степаняна; Гос. пр. СССР, 1951), Сейран ("Намус" Ходжа-Эйнатова). Среди др. партий - Capo ("Ануш" А. Тиграняна), Ашуг и Шейх ("Алмаст" Спендиарова), Кёр-Оглы ("Кёр-Оглы" Гаджибекова), Радамес, Манрико, Каварадосси; Рауль ("Гугеноты"). В конц. репертуаре П. св. 200 произв., в т.ч. арм. классич. и нар. песни. Гастролировал за рубежом.

Петросянц А. И.

Ашот Иванович (р. 27 IV (10 V) 1910, г. Мары, Туркм. ССР) - узб. инструментовед, дирижёр, педагог. Засл. деятель иск-в Узб. ССР (1950). Засл. работник культуры Каракалпакской АССР (1973). Учился композиции у Б. Б. Надеждина (1937-43) в Ташкентской консерватории, к-рую окончил по классам нар. инструментов и дирижирования (1954). Руководил самодеят. оркестрами рус. нар. инструментов (1927-29), был зав. муз. частью и дирижёром Ташкентского т-ра рабочей молодёжи (1929-32), с орк. к-рого выступал, пропагандируя произв. сов. композиторов, зав. муз. частью Центр. дома художеств. воспитания детей (1934-36). Преподавал и заведовал отделом нар. инструментов в Муз. уч-ще им. Хамзы (1936-49), где впервые в Узбекистане ввёл обучение по нотам, одноврем. возглавлял оркестр нар. инструментов Узб. филармонии (1938-57). С 1948 зав. кафедрой нар. инструментов (один из её организаторов) Ташкентской консерватории. В 1948-56 вёл спец. классы чанга, рубаба, дойры, ная; его ученики - первые выпускники консерватории по этим специальностям. С 1970 профессор (класс дирижирования). П.- ведущий узб. специалист по усовершенствованию и реконструкции среднеазиатских нар. инструментов; ведёт эту работу с 1935, с 1943 - в спец. Экспериментальной лаборатории, при к-рой создал Музей инструментов Ср. Азии и зарубежного Востока (более 800 экспонатов). Усовершенствовал традиц. типовые нар. инструменты - узбекские (дутар, танбур, гиджак, чанг; афг. и кашгарский рубабы), киргизские (комуз, кияк), туркменские и каракалпакские (дутары); сконструировал новые образцы этих инструментов. Из реконструированных и новых узб. нар. инструментов П. создал оркестр Узб. филармонии; ввёл в практику музицирования в Узбекистане стандартный строй (а1=440 гц, ОСТ-7710). Среди нововведений П. - способ установки ладов на грифе щипковых инструментов (совм. с К. Г. Оганесяном, 1969). Автор инструктивной работы "Дойра и её нотная система" (1952). П. принадлежат также школы игры на чанге (совм. с А. Адыловым, 1961), на нае (1963) и дойре (1952). Гос. пр. СССР (1951).

Сочинения: Инструментоведение. Узбекский оркестр реконструированных народных инструментов, Таш., 1951; Узбекский оркестр народных инструментов, Таш., 1962 (совм. с Т. Вызго).

Петрусенко О. А.

Оксана Андреевна (5 (17) II 1900, М. Балаклея, ныне Харьковской обл. - 15 VII 1940, Киев) - сов. певица (лирическое сопрано). Нар. арт. УССР (1939). Ученица П. К. Саксаганского. С детских лет пела в хоре. С 1916 выступала в укр. муз.-драм. труппах. В 1927-33 солистка оперных т-ров Казани, Самары, Свердловска, с 1934 - Укр. т-ра оперы и балета. Выдающаяся представительница укр. вок. школы. Обладала редким по красоте и широте диапазона голосом серебристого тембра, незаурядным драм. талантом. С равным успехом пела лирич. и колоратурные партии. Особенно удавались П. партии в нац. операх - Наталка; Оксана ("Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского). Среди др. партий: Татьяна, Лиза, Наташа, Купава, Ярославна, Виолетта, Джильда; Земфира ("Алеко"), Лушка ("Поднятая целина" Дзержинского). Выступала как конц. певица; задушевно исполняла укр. нар. песни.

Литература: Чаговець В. A., Оксана Петрусенко, Кипв, 1949; Мартич Ю., Повесть о песне, "Советская Украина", 1961, No 2, 3; Оксана Петрусенко. Спогади про видатну украпнську спiвачку (Збiрка), Кипв, 1964; Кагарлицький M. P., Оксана Петрусенко. Народна артистка УРСР, Кипв, 1973.

В. И. Зарубин.

Петруччи О.

Петруччи О. (Petrucci) Оттавиано (18 VI 1466, Фоссомброне - 7 V 1539, Венеция) - итал. нотоиздатель. Усовершенствовал метод нотного набора. С 1490 работал в Венеции. Применил существовавший ранее метод У. Хана к печати мензуральных нот. Получил в 1498 привилегию на печатание нот с набора металлич. подвижных литер (см. Нотопечатание). Занимался печатанием и продажей органных и лютневых табулатур (совм. с совладельцами типографии А. Скотто и Н. ди Рафаэлем). Его способ нотного набора получил широкое распространение в Европе. В 1510-23 работал в основанной им типографии в Фоссомброне (совм. с Ф. да Болонья). Первый опубликованный П. сборник - "Harmonice musices Odhecaton A" (1501, 2-е изд. - 1503, 3-е изд. - 1504). П. издавал сб. многогол. хор. культовых и светских произв. совр. ему композиторов - Ж. Депре (18 месс, 1502), Я. Обрехта (мессы, 1503), А. Брюмеля, Г. Изака (1506), А. Агриколы (мессы), Я. Гизелина, Г. ван Вербеке, М. Орто, П. де ла Рю и др. Изданные П. в 1502 сборники и 20 отд. произв. содержат образцы творчества великих композиторов нидерландской школы 16 в. Издания П. долго оставались непревзойдёнными по красоте нотного шрифта и точности соединения нотных знаков и линеек.

Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940, с. 136; Штейнпресс Б., Популярный очерк истории музыки до XIX в., М., 1963, с. 110, 135; Булучевский Ю., Фомин В., Старинная музыка. Словарь-справочник, Л., 1974, с. 103; Sсhmid A., Ottaviano dei Petrucci da Fossombrone, der erste Erfinder des Musiknotendruckes mit beweglichen Metalltypen und seine Nachfolger im sechzehnten Jahrhunderte, W., 1845; Vernarecci A., Ottaviano de'Petrucci da Fossombrone, Bologna, 1882, 1884; Sartоri С, Bibliografia dеlle opеre musicali stampate da О. Petrucci, Firenze, 1948; eго жe, Nuove conclusive aggiunte alla "Bibliografia del Petrucci", в сб.: Collectanea historiae musicae, v. 1, Firenze, 1953; Federhofer H. von, Musikdrucke von O. Petrucci in der Bibliothek des Franziskanerklosters Gьssing (Burgenland), "Mf", 1963, Jahrg. 16, No 2; Jeppesen K., La frottola. Bemerkungen zur Bibliographie der дltesten weltlichen Notendrucke in Italien, Aarhus, 1968.

Петухов М. О.

Михаил Онисифорович (6 (18) XI 1843, Петербург - 23 X (4 XI) 1895, там же) - рус. инструментовед и муз. писатель. Был военным, музыкой занимался самостоятельно, брал уроки. Выйдя в отставку, полностью посвятил себя музыке. Одним из первых в России пытался систематизировать муз. инструментарий. Его статьи о нар. муз. инструментах сыграли заметную роль в развитии рус. инструментоведения. Сотрудничал во мн. органах периодич. печати, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Автор брошюры "Гектор Берлиоз в России" (1881); опубликовал "Новые материалы для биографий Глинки, Даргомыжского и Серова" ("Труд", 1889, т. 4, No 24) и др. Перевёл на русский язык работу Г. Гельмгольца "Учение о слуховых ощущениях..." (1875).

Сочинения: Народные музыкальные инструменты музея С.-Петербургской консерватории. С политипажами и нотами в тексте, СПБ, 1884; Об органологии, истории музыкальных инструментов и возникновении инструментальных музеев при европейских консерваториях, "Баян", 1888, No 10; Гусли, "Нива", 1888, No 33; Кантеле, финский народный музыкальный инструмент, "Всемирная иллюстрация", 1892, т. 47, No 13; Опыт систематического каталога инструментального музея С.-Петербургской консерватории, СПБ, 1893, и др.

Литература: М. О. Петухов, (Некролог), "РМГ", 1895, No 10.

И. М. Ямпольский.

Пехотный рожок

Пехотный рожок - хальбмонд (от нем. Halbmond - полумесяц), - духовой мундштучный муз. инструмент без вентилей. Разновидность сигнального рога. Имел серпообразную форму. Использовался в 18 - нач. 19 вв. Первоначально предназначался только для фельдъегерей, позднее стал применяться и в пехотных воинских соединениях. Играл большую роль в армейской практике. Употреблялся в строях Es, D, С или В. Звукоряд натуральный. После наполеоновских войн был заменён англ. сигнальными рогами, имевшими форму трубы.

Литература: Sachs Curt, Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1930, то же, 1966.

С. Я. Левин.

Печковский Н. К.

Николай Константинович (1 (13) I 1896, Москва - 24 XI 1966, Ленинград) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. РСФСР (1939). Брал уроки пения у Л. Д. Донского. В 1913 дебютировал как драм. актёр в Сергиевском нар. доме (Москва), в 1918 - там же как оперный певец. В последующие годы солист Т-ра муз. драмы, в 1921-23 - Оперной студии Большого т-ра, где под рук. К. С. Станиславского (сыгравшего решающую роль в формировании творч. индивидуальности П.) подготовил партии Вертера и Ленского. В 1924-41 солист Ленингр. т-ра оперы и балета (в 1939-41 худ рук. филиала этого т-ра). Обладал прекрасным голосом, отличными внешними данными, сценич. темпераментом, обаянием. Создал галерею вок.-сценич. образов, лучшие из них - Герман и Отелло. Др. партии: Синодал; Голицын ("Хованщина"), Хозе, Радамес, Манрико, Канио. Концертировал; в камерном репертуаре П. особенно прославился исполнением романсов П. И. Чайковского. В 1958 худ. рук. оперного коллектива Дома культуры им. Цурюпы (Ленинград).

Печников А. А.

Александр Абрамович (8 (20) I 1873, Елец - 3 XI 1949, Буэнос-Айрес) - рус. скрипач. В 1901 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у И. В. Гржимали, затем совершенствовался у Й. Иоахима в Берлине. С 1895 с успехом концертировал за границей, пропагандируя рус. музыку. Впервые исполнил "Концертную сюиту" Танеева, скр. концерт Аренского. В 1913-21 профессор Муз. академии в Мюнхене, с 1927 - консерватории Штерна в Берлине. С 1936 жил в Аргентине, где вёл педагогич. деятельность. Автор скр. пьес.

И. М. Ямпольский.

Пианизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пианино

Пианино (итал. pianino, букв. - маленькое фортепьяно) - наиболее совершенная из разновидностей фортепьяно с вертикальным расположением струн, деки и механики. Предшественником П. является вертикальное фп., сконетруированное в 1739 Д. Дель Мела (Италия). Конструкторы П. преследовали цель создания портативного инструмента, способного в бытовых условиях заменить рояль. Первые П. изобретены американцем Дж. И. Хокинсом (дек. 1800) и австрийцем М. Мюллером (янв. 1801). В 1802 Т. Лаудом (Великобритания) создано вертикальное фп. с перекрёстными струнами. В результате ряда усовершенствований в сер. 19 в. П. приобрело совр. форму (чугунная рама, перекрёстные струны, механика с нижним и верхним расположением демпферов, диапазон 7 октав). Наиболее распространённые П. - т. н. кабинетные - имеют ширину корпуса 1450-1500 мм и высоту ок. 1250-1400 мм. Высота совр. малого П. с укороченной механикой над клавиатурой - 1000-1100 мм, а т. н. мини-пьяно с механикой ниже клавиатуры - 825-900 мм. По сравнению с роялем П. обладают меньшими силой и красочностью звука. Нек-рые фабрики выпускают концертные П.- высотой до 1600 мм, более звучные, чем обычные П., с диапазоном до 7 октав. Однако, несмотря на эти усовершенствования, П. остаётся бытовым инструментом.

Литература: Бражников М., Фортепиано, М., 1967, с. 47-48; 3имин П., История фортепиано и его предшественников, М., 1968; С1оssоn В., Histoire du piano, Brux., 1944; Саsella A., Il pianoforte, Mil., (1956).

В. Я. Сисаури.

Пианола

Пианола (англ. pianola) - приставное устройство, превращающее обычное фп. в механическое. Разновидности П. выпускались под разл. назв., в т. ч. Вельтеминьон, фонола и др. Сконструирована в 1897 амер. инженером Э. С. Вотеем. Каждой клавише фп. в П. соответствовал особый молоточек. В первых конструкциях молоточки приводились в действие от вращаемого рукояткой вала, на поверхности к-рого были расположены выступы в определённой, индивидуальной для каждого исполняемого произв. последовательности. Посредством сложного пневматич. механизма молоточки приводились в движение и ударяли по клавишам. В кон. 19 - нач. 20 вв. П. была усовершенствована - управление клавишами стало осуществляться при помощи бумажных перфорированных лент. П. воспроизводила исполнение известных пианистов нач. 20 в. С появлением фонографа и распространением граммофона и магнитофона П. вышла из употребления.

В. Я. Сисаури.

Пиастро

Пиастро (Piastro) - амер. скрипачи, братья (родом из России). Иосиф Борисович П. (псевд. Борисов) (5 (17) II 1889, Керчь - 14 V 1964, Монровия, Калифорния). В 1912 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки у Л. С. Ауэра (одноврем. занимался также по композиции). Концертировал в городах России. Организовал в Петербурге струн. квартет (имени Ауэра). С 1918 гастролировал в Турции и Греции. В 1920 поселился в США. Был концертмейстером симф. оркестра в Лос-Анджелесе, руководил детским оркестром в Голливуде, вёл преподавательскую деятельность. Автор оперы "Лолита", Крымской рапсодии для скрипки и фп. (1920; в орк. версии исп. в Сан-Франциско, 1938). Известен также как художник-пейзажист. С 1924 чл. Амер. академии живописи.

Михаил Борисович П. (7 (19) VI 1892, Керчь - 10 IV 1970, Нью-Йорк). В 1910 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки у Л. С. Ауэра. В 1914-19 гастролировал по странам Азии (в т. ч. в 1917 в Индии). В 1920 поселился в США. Был концертмейстером симф. оркестра в Сан-Франциско (1925-1931), затем Нью-Йоркского филармонич. оркестра под упр. А. Тосканини (1931-37). С 1941 дирижёр оркестра Радио "Longines symphonette". Преподавал (среди его учеников - С. Харт).

Литература: Мычко МегрикА., Русское искусство в Индии, "Рампа и жизнь", 1917, No 15.

И. М. Ямпольский.

Пиатти А. К.

Пиатти А. К. (Piatti) Альфредо Карло (8 I 1822, Бергамо - 18 VII 1901, Крочетта-ди-Моццо, близ Бергамо) - итал. виолончелист и композитор. Сын виолончелиста Антонио П. (1801-78). Учился с 5-лотнего возраста у Дж. Дзанетти, затем - У В. Мериги в консерватории в Милане (1832-37). Конц. деятельность (продолжалась ок. 60 лет) начал с 1838 в Италии. Гастролировал во мн. странах, в т. ч. в России (в 1845 играл с пианистом Т. Дёлером в Петербурге и Москве); неоднократно выступал с Ф. Листом (в 1843 в Мюнхене), а также с И. Брамсом. С 1846 работал в Лондоне, был концертмейстером оркестра итал. оперы (1846-49), концертировал как солист (в муз. об-ве "Нац. концерты") и камерный музыкант (в квартете с Й. Иоахимом, Л. Рисом и Л. Штраусом; в дуэтах со скрипачами Г. В. Эрнстом, Й. Иоахимом, Г. Венявским), был постоянным участником "Популярных концертов" (1859-98). Периодически выступал в Италии. Игра П., отличавшаяся виртуозностью, в то же время характеризовалась красивым, мягким, пластичным тоном; исключительно музыкальная фразировка П. (хотя иногда недостаточно эмоциональная) отражала тонкое понимание стиля исполняемой музыки. У П. учились и совершенствовались мн. видные виолончелисты, в т. ч. Р. Гаусман, X. Беккер, У. Э. Уайтхауз. П.- автор мн. соч. для виолончели, в т. ч. 2 концертов с оркестром (1874, 1877), сонаты для виолончели с фп., концертино для фп. (1863), фантазий на оперные и др. темы (в т. ч. "Фантазия на оригинальную тему" ор. 3, посв. Матв. Ю. Виельгорскому), пьес для 2 виолончелей с фп. А. Г. Рубинштейн посв. П. 1-й концерт для виолончели с оркестром a-moll. П. принадлежат редакции сонат композиторов 18 в. (П. А. Локателли, Н. Порпоры, О. Арности, Б. Марчелло, Л. Боккерини и др.), а также виолончельные транскрипции фп. пьес Ф. Мендельсона, И. Брамса и др. В педагогич. репертуаре сохранились его 12 каприсов ор. 25 для виолончели соло.

Литература: Latham M., Alfredo Piatti, L., 1901; Geddo A., Bergamo e la musica, Bergamo, (1958).

Л. С. Гинзбург.

Пиаф Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пигров К. К.

Константин Константинович (по уточнённым данным, 26 X (7 XI) 1876, с. Малая Джалга, ныне Ставропольского края - 22 XII 1962, Одесса) - сов. хор. дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1956). В 1901 окончил регентские классы петерб. Придв. певч. капеллы, где занимался у А. К. Лядова (гармония), И. А. Вишневского, Н. А. Соколова. С первых лет творч. и муз.-обществ. деятельности П. выдвинулся в число ведущих хор. дирижёров России. Создавал любительские хор. коллективы, устраивал концерты для рабочих Ставрополя, Ростова-на-Дону, Одессы, руководил церк. хорами (с к-рыми давал также общедоступные концерты, исполняя нар. песни и классич. произв.). В 1930-40 жил в Молдавии; в 1930 организовал в Тирасполе самодеят. хор из молд. рабочих и колхозников и был до 1940 его художеств. руководителем. Этот коллектив стал одним из лучших в республике (с 1936 - проф. капелла "Дойна"). С 1944 П. возглавлял организованный по его инициативе хор студентов Одесской консерватории, к-рый вскоре стал образцовым художеств. коллективом (удостоен золотой медали на 6-м Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, 1957). В 1920-30 и с 1936 преподавал в Одесской консерватории (с 1946 профессор), где организовал кафедру хор. дирижирования (в 1936) и был её руководителем до конца жизни. Среди учеников - А. М. Авдиевский, М. П. Гринишин, Е. В. Дущенко, Д. С. Загрецкий, В. И. Шип.

В своей творч. практике П. опирался на лучшие традиции рус. хор. школы; во мн. вопросах хор. иск-ва был новатором. Работая с хорами, добивался высокого технич. совершенства исполнения. П. принадлежат уч. пособия, в к-рых обобщён его многолетний опыт работы хормейстера и педагога: "Руководство хором" (на укр. яз. - Кипв, 1956, на рус. яз.- М., 1964) и "Сольфеджио" (совм. с В. И. Шипом, 1970) для дирижёрско-хор. отделений муз. училищ.

Литература: Орфеев С, Большой мастер советской хоровой культуры, "Правда Украины", 1956, 22 дек.; Лехницкий Б., Художник и педагог, "Знамя коммунизма", (Од.), 1961, 8 апр.; "СМ", 1963, No 6 (Памяти ушедших); Серебрiй A., Богата спадщина, "Культура i життя", 1976, 11 листопад.

М. Д. Кацева.

Пизендель И. Г.

Пизендель И. Г. (Pisendel) Иоганн Георг (26 XII 1687, Кадольцбург, близ г. Фюрт - 25 XI 1755, Дрезден) - нем. скрипач и композитор. С детских лет был певчим (сопранист), с 1703 скрипачом капеллы в Ансбахе (ученик Ф. А. Пистокки и Дж. Торелли). С 1712 скрипач, с 1728 концертмейстер придв. капеллы в Дрездене, завоевавшей под его рук. европ. известность. Посетил в 1714 Париж, в 1716 Венецию, где совершенствовался у А. Вивальди (последний посвятил ему ряд своих скрипичных концертов и сонат), в 1717 - Рим и Неаполь. П. был выдающимся нем. скрипачом 1-й пол. 18 в., сочетавшим в своём иск-ве исполнит. традиции старонемецкой школы с новыми веяниями совр. ему итал. и франц. скрипичных школ. Виртуозная техника многоголосной игры на скрипке, а также произв. П. оказали влияние на формирование творчества И. С. Баха. В 1709 Бах познакомился с П. во время его приезда в Веймар. П. встречался также со мн. выдающимися нем. музыкантами: И. Ф. Фашем, И. Кванцем, И. А. Хассе, Г. Ф. Телеманом и др.

Автор 7 скрипичных концертов, concerti grossi, сонаты для скрипки соло и др. (большинство произв. осталось в рукописях). Среди учеников П. - Ф. Бенда, И. Г. Граун.

Литература: Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923; Engel H., Das Instrumentalkonzert, Lpz., 1932; Sсhnoor H., Vierhundert Jahre Deutscher Musikkultur, Dresd., 1948; Jung H. R., J. G. Pisendel, "Musica", 1955, No 11.

Я. M. Ямпольский.

Пикайзен В. А.

Виктор Александрович (р. 15 II 1933, Киев) - сов. скрипач. Сын скрипача засл. арт. УССР Александра Абрамовича П. (р. 1910). Обучался игре на скрипке в муз. школе-десятилетке при Киевской консерватории у И. А. Гутмана (1939-41) и в Алма-Ате (1941-44), где занимался под рук. отца, затем в Муз. школе-десятилетке им. Гнесиных в Москве у Д. Ф. Ойстраха. В 1957 по классу Ойстраха окончил Моск. консерваторию, в 1960 - аспирантуру. Лауреат Междунар. конкурсов скрипачей им. Я. Кубелика в Праге (1949, 2-я пр.), им. королевы бельгийской Елизаветы в Брюсселе (1955, 5-я пр.), им. М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (1957, 2-я пр.), им. П. И. Чайковского в Москве (1958, 2-я пр.), им. Н. Паганини в Генуе (1965, 1-я пр.). С 1957 солист Московской филармонии. П. - активный пропагандист сов. музыки. Был первым исполнителем концерта для скрипки с оркестром Б. А. Чайковского (1970), сонаты-монолога для скрипки соло А. И. Хачатуряна (1976) (оба произв. посв. П.). Гастролирует во многих странах. Запись П. "24 каприччи для скрипки соло" Н. Паганини удостоена "Гран при" фирмы "Шан дю монд" в Париже.

Литература: Гайдамович Т., Результат поисков, "СМ", 1969, No 6.

И. М. Ямпольский.

Пиккель И. Х.

Иван Христианович (1829, Нюрнберг - 23 XI (6 XII) 1902, место смерти неизв.) - рус. скрипач. По национальности немец. Окончил Лейпцигскую консерваторию по классу скрипки у Ферд. Давида. Участвовал в концертах Гевандхауза. В 1847 переселился в Петербург. Играл в оркестре Итал. оперы, с 1855 концертмейстер оркестра рус. оперы. С 1859 выступал в симф. концертах РМО. Был участником разл. струн. квартетов, в т. ч. квартета Петерб. отделения РМО (с 1855 - 1-я, в 1868-89 - 2-я скрипка).

Пикколо

Пикколо (от итал. piccolo - маленький) - термин, применяемый для обозначения наименьшого по размерам и наиболее высокого по звучанию муз. инструмента к.-л. семейства. Напр., скрипка-П., кларнет-П. и др. Чаще всего П. наз. флейту-пикколо (см. Флейта).

Пикок В. Р.

Владимир Робертович (12 (24) II 1875- 1 III 1943) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Брал уроки пения у И. П. Прянишникова в Петербурге, совершенствовался в Италии. В 1905-06 пел в Иркутской опере, в 1906-16 - в Оперном т-ре Зимина в Москве, в 1916-28 - в Большом т-ре.

П. обладал большим актёрским дарованием, исполнял преим. характерные партии, в их числе лучшие - Звездочёт; Бомелий ("Царская невеста"). Среди партий - Трике; Карл VII ("Орлеанская дева"), Паисий ("Чародейка"), Чекалинский ("Пиковая дама"), Вагоа ("Юдифь") и др. Впервые в Москве исполнил партии Нерона ("Камо грядеши" Нугеса, 1910), Пинкертона (1911).

Литература: "Театр", 1911, No 980, с. 6; Гозенпуд A. A., Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917, Л., 1975, с. 250, 256-57, 266.

О. М. Кабалевская.

Пиксис Ф. В.

Пиксис Ф. В. (Pixis) Фридрих Вильгельм (Бедржих Вилем) (12 III 1786, Мангейм - 20 X 1842, Прага) - нем. скрипач и педагог. Ученик И. Френцля. Вместе с братом Иоганном Петером П. (10 II 1788, Мангейм - 22 XII 1874, Баден-Баден), пианистом, концертировал во мн. городах Германии, Дании, России, в Праге. В Вене занимался по композиции у И. Г. Альбрехтсбергера. В 1811-42 профессор Пражской консерватории. Как педагог П. заложил основы чеш. скрипичной школы. Среди его учеников - Й. Славик, Я. Н. Калливода, М. Мильднер и др. Большую роль в развитии музыкальной жизни Праги сыграла деятельность струнного квартета, мн. годы возглавлявшегося П.

Литература: Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923; Wasielewsky W. J., Die Violine und ihre Meister, Lpz., 1927.

И. М. Ямпольский.

Пиларж К.

Пиларж К. (Pilar) Карел (p. 30 X 1899, Стара-Пака) - чеш. мастер смычковых инструментов. Учился у А. Чермака в г. Кутна-Гора (1913-16). Совершенствовался в Берлине, а также в Праге (у О. Шпидлена). С 1924 живёт в г. Градец-Кралове. Изготовлял инструменты по итал. моделям. Применял светло-жёлтый, оранжевый или красно-коричневый лаки. Приобрёл известность как реставратор старинных инструментов. Его учениками являются мн. чеш. мастера, в т. ч. Я. Застава, И. Михалек, Я. Я. Горак, а также дочь Вера П. (р. 29 II 1928). Его сын - Владимир П. (р. 20 IV 1926, Градец-Кралове), учившийся у отца, затем у П. Шпидлена в Праге, изготовляет скрипки, альты и виолончели гл. обр. на основе моделей А. Страдивари (отличаются от них завитками). По стилю выполнения его технически совершенные инструменты близки работам Шпидлена. Лак обычно золотистого цвета. На Междунар. конкурсе скрипичных мастеров им. Г. Венявского в Познани в 1962 получил 1-ю премию за свою скрипку. Сын Владимира П. - Томаш П. (р. 1950) получил 2-е премии за скрипки на Междунар. конкурсах скрипичных мастеров им. А. Страдивари в 1976 в Кремоне (Италия) и им. Г. Венявского в 1977 в Познани (Польша).

Литература: Jа1оvес К., Bцhmische Geigenbauer, Prag, 1959.

Б. В. Доброхотов.

Пинкем Д.

Пинкем Д. (Pinkham) Даниел (р. 5 VI 1923, Линн, шт. Массачусетс) - амер. композитор, органист и клавесинист. Учился композиции у У. Пистона в Гарвардском ун-те в Бостоне (1941-44), совершенствовался у А. Копленда и С. Барбера в Танглвуде, а также у К. Буланже и А. Онеггера в Париже. Брал уроки у В. Лапдовской (клавесин) и Э. П. Бигса (орган). С 1958 преподаёт в Новоангл. консерватории, с 1959 руководит Корол. капеллой в Бостоне. В творчестве (преим. культовые соч. с хором) тяготеет к неоклассицизму, применяет серийную технику.

Сочинения: Страсти по Марку (с органом, 1965), кантата Иона (1967), Рождественская кантата (Christmas cantata, для хора и медных духовых, 1957), реквием для 2 солистов и хора (1962); Stabat mater для голоса и хора (1965); симфонии (1960, 1963); концерты - для скр. с орк. (1956, 1968); концерт для челесты и клавесина (1955); 3 Concertante, в т.ч. для гитары, клавесина и ударных (1967).

Пинкильо

Пинкильо - пинкольо, пинкульо, пингольо, - поперечная флейта с 5-6 боковыми отверстиями. Распространена среди индейского населения Перу, Боливии, Сев. Аргентины, Чили, Экуадора. Ствол обычно из тростника, дл. 30-32 см. Диапазон ок. 2 октав, однако мелодии, исполняемые на П., ограничиваются октавой, септимой и даже квинтой. Звучание инструмента полное, приятное, характерного "пасторального" тембра. По-видимому, П. - наиболее древний тип продольной флейты аборигенов Центр. Анд.

Пинца Э.

Пинца Э. (Pinza) Эцио (18 V 1892, Рим - 9 V 1957, Стамфорд, Коннектикут, США) - итал. певец (высокий бас). Учился у А. Ведзани в консерватории имени Дж. Б. Мартини в Болонье. Впервые выступил в 1914 в оперном т-ре в Сончино (близ Кремоны) в партии Оровезо ("Норма"). Пел в т-рах Милана ("Даль Верме", 1916), Турина, Рима (1919-20) и др. городов Италии. В 1922-24 солист "Ла Скала" в Милане. Был участником премьеры оперы "Нерон" Бойто. Гастролировал в Буэнос-Айресе (1925), Лондоне, Сан-Франциско, Чикаго, Нью-Йорке. В 1926-48 солист "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке (дебютировал в партии Верховного жреца в "Весталке" Спонтини). Участвовал в Зальцбургском и Флорентийском музыкальных фестивалях. В 1949 впервые выступил в гл. роли в мьюзикле Р. Роджерса и О. Хаммерштейна "Южный Тихий океан" (пост. бродвейским т-ром). Один из лучших оперных певцов 20 в., П. обладал красивым голосом широкого диапазона (исполнял и партии баритона), исключит. вок. техникой, сценич. дарованием. Прославился исполнением моцартовского репертуара (Дон Жуан, Лепорелло, Фигаро; Зарастро - "Волшебная флейта"). Среди др. партий - Мефистофель ("Мефистофель" Бойто), маркиз ди Калатрава ("Сила судьбы" Верди), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Эскамильо; Черевик ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Борис Годунов, Салтан, Царь Додон. Снимался в американских кинофильмах (1950, 1951).

Литература: Тимохин В., Выдающиеся итальянские певцы. Очерки, М., 1962; Lauri-Volpi G., Voci parallele, Mil., (1955) (рус. пер. - Лаури-Вольпи Д., Вокальные параллели, Л., 1972).

Т. А. Диденко.

Пионтковская В. И.

Валентина Ивановна (1877, Польша - ок. 1915 (1916?), Париж) - рус. певица (лирич. сопрано). Муз. образование получила в Италии. Выступала в т-рах оперетты в Варшаве, Киеве, Москве, Вильнюсе, Одессе и др. В 1910 организовала в Петербурге собственный т-р оперетты. С 1914 жила в Париже, выступала со своей труппой в разл. т-рах Зап. Европы. Обладала голосом своеобразного тембра, небольшого диапазона. Оригинальность трактовки образов, непринуждённость исполнения, тонкое актёрское мастерство, владение иск-вом задорного, жизнерадостного, типичного для оперетты танца создали П. славу одной из популярнейших артисток оперетты. Лучшие роли: Ева, Ганна ("Ева", "Весёлая вдова" Легара), Елена ("Прекрасная Елена" Оффенбаха).

Литература: Ярон Г., О любимом жанре, М., 1960, 1963; Янковский М., Советский театр оперетты, Л.-М., 1962.

И. М. Ямпольский.

Пипа

Пипа - китайский 4-струнный щипковый муз. инструмент типа лютни. Самые ранние упоминания в лит-ре относятся к 3 в., изображения - к 5 в. Имеет грушевидный корпус без резонаторных отверстий и короткую шейку с наклеенным зубчатым грифом. ибра его зубцов составляют 4 неподвижных лада, остальные 13-14 ладов в виде узких деревянных планочек расположены на плоской верхней деке. Струны шёлковые (встречаются жильные и металлические), укреплены при помощи колков и струнодержателя. Звук извлекается плектром, но часто и ногтем, к-рому придаётся специальная форма. Обычная длина инструмента - ок. 1000 мм, ширина - 300-350 мм. Настройка преим. А - d - е - а, диапазон А - а2, полный хроматич. звукоряд. Применяется как сольный, ансамблевый, орк. инструмент, а также для аккомпанемента пению и сопровождения декламации. Играют на П. сидя, оперев низ корпуса о колено, а шейку о левое плечо. На П. исполняют гл. обр. лирич. муз. пьесы и программные фантазии. Распространена в Центр. и Южном Китае. С 8 в. стала известна в Японии под назв. бива; бивы изготовлялись разл. размеров.

Литература: Шнеерсон Г., Музыкальная культура Китая, М., 1952, с. 35; Музыкальные инструменты Китая, М., 1958, с. 14; Gulik R. H. von, The lore of the Chinese lute, Tokio, 1940; Buchner A., Musikinstrumente der Vцlker, Prag, 1968, S. 14.

Пипков Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пирадов В. И.

Владимир Иосифович (Осипович) (2(14) II 1892, Варшава - 20 IV 1954, Киев) - сов. дирижёр. Нар. арт. Казах. ССР (1943) и УССР (1947). Чл. КПСС с 1951. Муз. образование получил в Тбилисском муз. уч-ще (1910-14), работал оперным дирижёром во мн. городах страны (Тбилиси, Баку, Ташкент, Алма-Ата, Минск, Москва и др.). В 1936-41 дирижёр, в 1950-54 гл. дирижёр Укр. т-ра оперы и балета. С 1950 профессор Киевской консерватории. Дирижировал операми: "Разлом" Фемелиди (1932), "Даиси" Палиашвили (1938), "Иван Сусанин" (1939); "Батрачка" Вериковского (1944), "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1953) и др.

Л. С. Кауфман.

Пироговы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пирро А.

Пирро А. (Pirro) Андре (12 II 1869, Сен-Дизье, Верхняя Марна - 11 XI 1943, Париж) - франц. музыковед и органист. Сын органиста и комп. Жана П. (1813-1885). Занимался в Парижской консерватории у С. Франка и Ш. M. Видора. Преподавал в Париже: в "Схола канторум" (с 1896), в Школе высших социальных исследований (с 1904) и Сорбонне (1912-37), где был преемником Р. Роллана. Сотрудничал в "Энциклопедии музыки и словаре консерватории" А. Лавиньяка (написал раздел "Искусство органистов"). Осн. область науч. интересов П. - творчество И. С. Баха, Г. Шюца, Д. Букстехуде, деятельность франц. органистов и клавесинистов 17-18 вв. (Л. К. Дакен, Ф. Куперен, Н. А. Лебег, Л. Маршан, А. Резон, Ж. Титлуз). Наиболее значит. работы П. посв. И. С. Баху, среди них выделяется его докторская диссертация "Эстетика И. С. Баха" (1907). П. стремился истолковать содержание иск-ва Баха и его предшественников, исходя из изобразит. значения мелодич. тем (фраз, оборотов, интонаций), непосредственно передающих смысл слова (в вок. соч.), - восхождение, подъём и спуск, изображение креста, шагов, волн и т. п. Однако эта концепция символики ведёт к суженному истолкованию глубоких, ёмких, многогранных художеств. образов Баха.

Сочинения: L'orgue de J.-S. Bach, P., 1895 (премия франц. Академии художеств, 1897); J.-S. Bach, P., 1906, nov. йd., (1949); Descartes et la musique, P., 1907; L'esthйtique de J.-S. Bach, P., 1907; H. Schьtz..., P., 1913; D. Buxtehude, P., 1913; Les clavecinistes, P., 1924; La musique а Paris sous le rиgne de Charles VI, Strasb., 1930; La musique franзaise du moyen-вge а la Rйvolution, P., 1934 (совм. с A. Gastouй, V. Leroquais); Histoire de la musique de la iin du XIV-е siиcle а la fin du XVI-e, P., 1940.

Литература: Rokseth Y., Andre Pirro, "Revue de Musicologie", 1944, v. 23, p. 25-42; Fйdorov V., Andre Pirro und Y. Rokseth, "Die Musikforschung", 1950, (Bd)3.

T. H. Соловьёва.

Пирс Ж.

Пирс Ж. (Peerce) Жан (наст. имя и фам. - Джэкоб Пинкус Перельмут, Perelmuth) (p. 3 VI 1904, Нью-Йорк) - амер. певец (лирико-драм. тенор). В 1932 начал выступать с разл. нью-йоркскими танц. и джазовыми оркестрами. Брал уроки пения у Э. Рокас, Э. Мак-Лелан и Дж. Боргетти; с 1933 солист Радио в Нью-Йорке. Пел в оперных т-рах Сан-Франциско, Лос-Анджелеса и др. городов США. Получил известность после выступления в Балтиморском оперном т-ре в партии Альфреда (1938), одной из лучших в его репертуаре (исполнял эту партию в СССР в 1956). В 1941-63 солист "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Один из выдающихся представителей амер. вок. школы, отличается высокой муз.-сценич. культурой, ярким темпераментом, вок. технич. мастерством. Выступал гл. обр. в драм. партиях, с подчёркнутыми эмоциональными контрастами, напряжёнными конфликтами, преим. в итал. оперном репертуаре. Гастролировал во мн. странах мира, неоднократно в СССР (в 1963 с сольными концертами). В 1970 выступал в оперетте (в гос. опере в Вене и гор. оперном т-ре в Мюнхене), в 1971 - в мьюзикле ("Скрипач на крыше" Бока, бродвейский т-р). Участвовал в исп. "Колоколов" С. В. Рахманинова под упр. автора. Снимался в муз. фильмах. Партии: Герцог; Рудольф ("Богема"), Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Фауст, Каварадосси; Дон Оттавио ("Дон Жуан").

Литература: Попов Ин., Жан Пирс, "Советская культура", 1956, 5 июля; Opera stars in the sun..., N. Y., 1955, p. 27-31.

В. И. Зарубин.

Пирс П.

Пирс П. (Pears) Питер (р. 22 VI 1910, Фарнем, Суррей) - англ. певец (лирико-драм. тенор). В 1934 окончил лондонский Корол. муз. колледж, в к-ром учился у Э. Герхардта. Дебютировал как камерный певец в 1933 в Лондоне, где и продолжал работать. Пел в хоре Би-Би-Си (1934-37) и хор. коллективе "Новые английские певцы" (1936-38). Гастролировал с Б. Бриттеном, исполнявшим партию фп. (с 1939 в Великобритании, с 1946 в др. странах Европы; в 1963-64 в СССР). П. - гл. пропагандист его творчества. Солист т-ров "Сэдлерс-Уэллс" (1943-46) и "Ковент-Гарден" (1948), в к-рых выступал в операх Бриттена. Основал совм. с Бриттеном Английскую оперную труппу (1947; ставились его камерные оперы) и фестиваль в Олдборо (с участием Э. Крозьера в 1948). П. - первый исполнитель гл. партий в операх Бриттена: Питер Граймс (1945), Альберт Херринг (1945), Билли Бадд (1951) в одноим. произв.; пел также партии Квинта ("Поворот винта", 1954), Ашенбаха ("Смерть в Венеции", 1973) и др. П. - первый исполнитель соч. М. Типпетта, Л. Беркли и др. совр. англ. композиторов. Неоднократно выступал с гитаристом и лютнистом Дж. Бримом. С 1970 президент Объединённого об-ва музыкантов. Исп. П. отличается исключит. музыкальностью, одухотворённостью, богатством тембровых красок, тонкостью нюансировки. Среди др. партий - Пандар ("Троил и Крессида" Уолтона), Тамино ("Волшебная флейта"), Вашек ("Проданная невеста"). Выступает также как солист в ораториях и кантатах И. С. Баха. В 1948-76 П. ред. (совм. с Бриттеном) соч. Г. Пёрселла.

Сочинения: Путь певца, "СМ", 1965, No 2.

В. В. Тимохин.

Пирумов А. И.

Александр Иванович (р. 6 II 1930, Тбилиси) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1960. В 1949 окончил муз. школу-десятилетку в Тбилиси по классу фп.; в 1956 - Моск. консерваторию по классу композиции у Д. Б. Кабалевского, в 1960 под его рук. - аспирантуру. С 1958 преподаватель класса композиции муз. уч-ща при Моск. консерватории, с 1962 - Моск. консерватории (с 1971 доцент). Его "Прелюдия" и "Токката" для фп. входили в обязательную программу второго тура 2-го Междунар. конкурса пианистов им. Чайковского в Москве (1962), "Скерцо" для фп. - в обязательную программу второго тура 5-го Междунар. конкурса пианистов им. Чайковского (1974).

Сочинения: для солистов, хора и орк. - оратория Дни октября (сл. Ю. Б. Лукина, по Джону Риду, 1967), Реквием в память воина-брата (сл. сов. поэтов - участников Великой Отечеств. войны 1941-45, 1975); для орк. - 4 симфонии (1956; для струнных и ударных, 1963; 1965; 1973); концерт-вариации для фп. с орк. (1972); камерно-инстр. ансамбли - 4 струн. квартета (1954, 1955, 1959, 1967); для фп. - соната (1973), сонатины (1961, 1966), Детский альбом (24 пьесы, 1968), вариации на тему Б. Бартока (1968); для органа - 5 прелюдий (1967); дляголоса с фп. - циклы песен, в т. ч. на стихи Р. Гамзатова (1967), Поэма для баритона (сл. Р. Тагора, 1955), песня Привет Москве (сл. Г. Эмина, 1954); хоры a cappella - циклы Письмена (сл. Гамзатова, 1965), Четыре стихотворения (сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Гамзатова, В. В. Маяковского, 1972), Сквозь тысячи лет (сл. Маяковского, 1977); музыка к фильмам, теле- и радиопостановкам и др.

Литература: Лахути A., Александр Пирумов, М., 1960; Берков В. О., Камерная музыка Пирумова, в сб.: Музыка и современность, вып. 2, М., 1963.

Писаренко Г. А.

Галина Алексеевна (р. 24 I 1934, Ленинград) - сов. певица (лирич. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1982). В 1961 окончила Моск. консерваторию у Н. Л. Дорлиак, с того же года солистка Муз. т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Среди партий - Татьяна, Иоланта; Фьордилиджи и Виоланта ("Все они таковы" и "Мнимая садовница" Моцарта), Манон ("Манон" Массне), Елена ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Адина ("Любовный напиток"), Мими и Мюзетта ("Богема"), Нинетта ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева); участвовала в исполнении монооперы "Нежность" Губаренко. Выступает как камерная певица в ансамбле с С. Т. Рихтером, Б. А. Чайковским и др. Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (1962, Москва), Междунар. конкурса вокалистов им. Ф. Эркеля (1965, Будапешт). С 1976 преподаёт в Моск. консерватории.

Писк П. А.

Писк П. А. (Pisk) Пауль Амадеус (р. 16 V 1893, Вена) - австр. композитор, музыковед и пианист. Учился у Ф. Шрекера и А. Шёнберга (композиция), у Г. Адлера (история музыки). Преподавал в Нар. Высшей школе (Вена, 1922-34), в Новой венской консерватории (1925-26), в Австро-амер. консерватории в Мондзе (близ Зальцбурга, 1931-33). Муз. редактор "Wiener Arbeiter-Zeitung" (1921-34), вместе с П. Штефаном редактировал муз. журн. "Musikblдtter des Anbruch" (1920-28). В 1936 эмигрировал в США, где работал в разл. муз. уч. заведениях. Автор большого числа инстр. соч. (в их числе орк. сюита на амер. нар. песни, 1953; Элегия для струн. орк., 1959), камерных соч., кантат и хоров, песен.

Пистон

Пистон (франц. piston, от итал. pistone - поршень).

1) У медных духовых муз. инструментов вентиль цилиндрич. формы.

2) Сокращённое название корнет-а-пистона.

Пистон У.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Питерс Р.

Питерс Р. (Peters) Роберта (р. 4 V 1930, Нью-Йорк) - амер. певица (колоратурное сопрано). Брала уроки пения в Нью-Йорке. Дебютировала в 1950 в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк; партия Церлины, "Дон Жуан"). Гастролировала в крупнейших т-рах в Лондоне (1951-60), Вене (1963), Ленинграде и Москве (1959, 1972) и др.; пела на муз. фестивалях в Зальцбурге, Вене, Мюнхене (1963-64). Снималась в муз. фильмах. Выступает как конц. певица. Славится виртуозным вок. мастерством. Голос П. отличается большой подвижностью в верхнем регистре, мягкостью и теплотой тембра; благодаря эффектной сценич. внешности и иск-ву перевоплощения создала ряд ярких драм. образов в итал., франц. и нем. операх. Партии - Джильда, Царица ночи, Розина, Лючия; Адина ("Любовный напиток"), Норина ("Дон Паскуале" Доницетти), Лакме, Фьордилиджи ("Так поступают все" Моцарта), Амина ("Сомнамбула"), а также Леди Гариэт ("Марта" Флотова), Ариадна ("Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса).

В. В. Тимохин.

Питерсон О.

Питерсон О. (Peterson) Оскар (Эммануэль) (р. 15 VIII 1925, Монреаль) - канад. джазовый пианист и композитор. С 1944 пианист оркестра Дж. Холмса, с к-рым выступал в Торонто и Монреале. В 1949 совершил турне по США. С 1951 выступал в составе трио - Р. Браун (контрабас, с 1966 - С. Джонс), И. Эшби (гитарист; в 1953-58 - X. Эллис, затем Б. Кессел). В 1952 гастролировал в Европе. Как пианист прославился виртуозной техникой. Выступал также как солист и аккомпаниатор с певицами Б. Холидей, Э. Фицджералд, трубачом Л. Армстронгом. Автор ряда муз. произв. для джазового состава, среди них - Канадская сюита (Canadian Suite, 1965).

Литература: James В., О. Peterson, в сб.: Essays on Jazz, L., 1961.

Питталуга Г.

Питталуга Г. (Pittaluga) Густаво (р. 8 И 1906, Мадрид) - испан. композитор. Учился композиции у О. Эсплы. В 1930 вошёл в группу молодых мадридских композиторов (Э. и Р. Альфтеры, X. Баутиста, Ремача и др.), объявивших своей программой обновление искусства. Дебютировал в 1933 в Мадриде балетом "Паломничество рогоносцев" (по либр. Ф. Гарсии Лорки). В 1935 жил в Париже, примкнул к группе франц. музыкантов "Тритон", пропагандировавших совр. иск-во. В качестве дирижёра исполнял соч. испан. (М. де Фалья и др.) и франц. (М. Равеля, Д. Мийо, Ф. Пуленка и др.) композиторов, С 1936 работает в США. Опубликовал в Мадриде в 1960 сб. "Песни театра Ф. Гарсии Лорки" ("Canciones del teatro de Federico Garcia Lorca"). Лучшие соч. П. отличают высокое проф. мастерство, простота изложения, обнаруживают стремление композитора к раскрытию нац. особенностей испан. нар. музыки.

Сочинения: балеты - Паломничество рогоносцев (La romeria de los cornudos, по Ф. Гарсии Лорке, 1933), Учитель танцев (El maestro de danzas, не пост.), сарсуэла Попугай (El loro, 1933, Мадрид); для солистов, хора и камерного орк. - 5 нар. песен (5 Canciones populаres); для инструмента с орк. - Военный концерт для скр. (Concerto militaire, 1933), Каприччо в романтическом духе для фп. (Capriccio alla romantica, 1936); камерно-инстр. ансамбли - Хабанера для скр. и фп., Ричеркар для скр. и дух. трио (1934), Маленькая сюита (Petite suite, для 10 инструментов; также в переработке для фп., 1935); для фп. - сюита из 6 испан. танцев (1935), пьеса Памяти Фальи (Homenaie a Falla); для голоса с орк. - Плач по Федерико Гарсии Лорке (Llanto роr Federico Garcia Lorca, для голоса и 2 фп., также для чтеца и орк., 1942); вокализ-этюд, песни.

Литература: Esplа О., Nota sobre Pittaluga, в сб.: Gustavo Pittaluga. Canciones del teatro de Federico Garcia Lorca, Madrid, 1960.

M. А. Вайсборд.

Пифагор С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пифагоров строй

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пиффеpо

Пиффеpо - пиффаро (итал. piffero, piffaro).

1) Род малой поперечной или продольной флейты. Один из предшественников флейты пикколо. Обычно инструмент имел 3 игровых отверстия, расположенных в нижнем конце ствола. Наибольшее распространение получил в 16 - 1-й пол. 18 вв. Чаще всего использовался в военной практике. Исполнитель, как правило, играл одновременно на П. и барабане. Отсюда др. назв. П. - одноручная (т. к. вторая рука играла на барабане) или барабанная флейта.

2) В тот же период - назв. духовых, чаще деревянных, муз. инструментов.

Пиффераро

Пиффераро (итал. pifferaro) - исполнитель на малой флейте пифферо, а также на духовых, чаще деревянных, муз. инструментах.

Предыдущая страница Следующая страница