Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФИО"-"ФОБ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФИО"-"ФОБ")

Фиоритура

Фиоритура (итал. fioritura, букв.- цветение) - различного рода мелодич. украшения (быстрый пассаж, мелизм и др.). Выписывались композитором в нотах или вводились исполнителем по собств. усмотрению. Термин применяется преим. в области вок. музыки и равнозначен итал. термину колоратура, получившему распространение и в др. странах. Иск-во Ф. достигло высшего расцвета в итал. опере 18 в. Изредка термин "Ф." используется и по отношению к инстр. музыке. См. также Орнаментика.

Фирдунг С.

Фирдунг С. (Virdung) Себастьян (в нек-рых источниках - Себастьян Гроп (Grop), сын Венцеля Гропа) (19 или 20 I 1465, вероятно, Амберг, Верхний Пфальц - г. смерти неизв.) - нем. муз. теоретик, певец, композитор. Автор первого печатного учебника музыки на нем. яз. Учился в Гейдельбергском ун-те (вероятно, с 1483); с этого же времени пел в придв. хоре (альт). Не оставляя службы в хоре (в 1495 был назначен руководителем хора, унаследовав эту должность от своего учителя И. ван Соста), Ф. с 1489 был священником в Ленгенфельде, с 1500 - капелланом в капелле замка Штальберг. В 1505 или в нач. 1506 уехал из Гейдельберга, служил у герцога Вюртембергского, с нач. 1507 (или 1508) руководил обучением мальчиков-хористов собора в Констанце. В янв. 1508 был отстранён от службы, т. к. "...занимался с детьми без прилежания". Сведений о дальнейшей жизни Ф. не сохранилось.

В 1511 в Базеле издана работа Ф. "Музыка, изученная и кратко изложенная Себастианом Фирдунгом... чтобы научиться перекладывать любой записанный нотами напев в табулатуры трех инструментов - органов, лютен и флейт" ("Musica getutscht..."), в к-рой впервые на нем. яз. в доступной читателям диалогич. форме освещался обширный круг вопросов, связанных с музыкой: устройство и изготовление инструментов, их классификация и внешний вид (книга иллюстрирована гравюрами на дереве У. Графа), проблемы, касающиеся сущности и понимания музыки. Книга получила широкое распространение, многократно переиздавалась и выходила в переводах на др. языки: в 1529 - на франц. яз., в 1536 - в свободном лат. переводе, в 1568 - на фламандском яз. Труд Ф. сохраняет своё значение и поныне - он даёт наглядное представление о муз. практике 16 в. Из муз. соч. Ф. известны пять 4-гол. песен, 4 из них напечатаны в сб. П. Шёффера "Немецкие песни на четыре голоса" (Майнц, 1513).

Сочинения: Musica getutscht und ausgezogen durch Sebastian Virdung Priesters von Amberg und alles Gesang aus den Noten in die Tabulaturen dieser benannter dreyer Instrumenten der Orgeln... transferieren zu lernen kьrzlich gemacht, Basel, 1511, факсим. изд., hrsg. von Kl. W. Niemцller, Kassel, 1970.

Литература: Eitner R., Die alte deutsche mehrstimmige Lied und seine Meister, "Monatshefte fьr Musikgeschichte", 1894, Jahrg. 26; Wallner B. A., Sebastian Virdung von Amberg, "Kirchenmusikalisches Jahrbuch", 1911, Jahrg. 24; Nef K., Sebastian Virdung's "Musica getutscht", Lpz., 1925; Krautwurst F., Bemerkungen zu S. Virdung's "Musica getutscht", в кн.: Pestschrift Br. Stдblein, Kassel, 1967.

H. А. Копчевский.

Фиркушни Р.

Фиркушни Р. (Firkusnэ) Рудольф (Руда) (р. 11 II 1912, Напаедла, Моравия) - амер. пианист и композитор. По национальности чех. Учился в 1927-29 в консерватории в Брно у В. Курца (фп.) и Л. Яначека (композиция); совершенствовался у Р. Карела и Й. Сука (фп. и композиция) в Школе мастеров при Пражской консерватории, позднее - У А. Шнабеля (фп.) в Тремеццо и в Нью-Йорке. Дебютировал в 1922 в Праге с оркестром Чеш. филармонии. После выступления в Вене в 1923 получил широкое признание. Много гастролировал в муз. центрах Зап. Европы, в т. ч. в Берлине (1927), Париже (1928), Лондоне (1933), в США (с оркестром под упр. Т. Бичема впервые в Сев. Америке исполнил фп. концерт А. Дворжака d-moll и др. соч.) - Нью-Йорке (1938), Чикаго и Филадельфии (1942), в городах стран Лат. Америки (1943). С 1946 живёт в США, преподаёт композицию в Танглвуде на междунар. летних курсах, ежегодно (с 1950) совершает конц. турне по странам Европы. Репертуар Ф. обширен - от музыки 17 в. до современной, включая новые произв. чеш. композиторов. Обладает блестящей техникой, музыкальностью, тонким чувством стиля, ярким артистич. темпераментом. Написал концерт для фп. с оркестром (1929), фп. пьесы, камерно-инстр. произв., циклы песен. Автор книги по истории музыки 20 в. и ряда статей, опубликованных в журн. "Modern Music", "Musical Quarterly", а также в газ. "New York Times".

Литературные сочинения: The story of twentieth century music, N. Y., 1948.

Фирсова В. М.

Вера Михайловна (р. 30 VIII 1918, Суздаль) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1956). В 1947 окончила Моск. консерваторию по классу пения у Н. Г. Райского. В 1947-72 солистка Большого т-ра. Её исполнение отличалось искренностью, задушевностью, блестящей вок. техникой. Голос Ф. красивого тембра. Одно из лучших созданий певицы - партия Розины. Др. партии: Антонида, Людмила, Снегурочка; Марфа ("Царская невеста"), Волхова, Царевна-Лебедь, Джильда, Виолетта, Лакме, Сюзанна; Церлина ("Дон Жуан") и др. Гастролировала за рубежом.

Литература: Полякова Л., Молодежь оперной сцены Большого театра, M., 1952.

В. И. Зарубин.

Фисгармония

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фистула

Фистула (от лат. fistula - труба, флейта).

1) Среднелатинское название одноствольных, затем и многоствольных флейт. В ср. века многие подобного рода инструменты (с нек-рыми различиями в конструкции) бытовали у разных народов как под назв. "Ф.", так и под др. назв.: др.-рим. тибия, Ф. anglica (англ. блок-флёте), Ф. germanica (нем. поперечная флейта), нем. шалмей, рус. сопели, а также дудки или пыжатки (в ливонской хронике Генриха Латвийского, 1218, изд. в Москве в 1938, они под назв. "Ф." упоминаются как ратные инструменты рус. воина). Мн. продольные свистковые флейты, первоначально обозначавшиеся Ф., позднее получили у разных народов др. назв.- flauto a сamino (итал.), Rohrpfeife и Rohrflцte (нем.), flыte а cheminйe (франц.), cheminey rоhr flute (англ.).

2) Звук особой окраски самого высокого регистра ("головного") муж. голосов (нем. Fistelstimme, франц. voix de fкte), отличается своеобразным тембром с оттенком искусственности, имеет комико-иронич. окраску. Иногда применяется артистами оперетты ("пение фистулою").

3) Органный регистр. При обозначении регистров термин "Ф." всегда применяется с к.-л. прилагательным, напр. Ф.-анжелика (то же, что регистр Blockflцte), Ф.-гельветика (Schweizerflцte), P.- майор (Gedacktflцte, 8', 4'), P.-минор (Gedacktflцte 4', 2'), Ф.-пасторалис (Hirtenflцte).

Литература: Smets P., Die Orgelregister, ihr Klang und Gebrauch, Mainz, 1934, 1957.

А. А. Розенберг.

Фита

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фительберг Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фитингоф-Шель Б. А.

Борис Александрович, барон (1829 -13 (26) IX 1901, Петербург) - рус. композитор. Игре на фп. учился у матери - пианистки, ученицы Дж. Филда, позднее у А. Л. Гензельта. Неск. лет служил в кавалерии; выйдя в отставку, самостоятельно изучал муз.-теоретич. предметы, нек-рое время занимался по композиции у Ж. Фогта, пользовался советами А. С. Даргомыжского. Композитор-дилетант, P.-Ш. известен как автор ряда опер, шедших на сцене Петерб. т-ров. Первая его опера - "Мазепа" (1859) получила резко отрицат. оценку А. Н. Серова. Ни одна из последующих опер Ф.-Ш. особого успеха не имела; нек-рой известностью пользовались его балеты. Автор воспоминаний "Мировые знаменитости" ("Московские ведомости", 1894; отд. изд., 1899) - о встречах с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, Г. Берлиозом и др. В др. варианте воспоминания Ф.-Ш. под назв. "Альбом автографов" были напечатаны в ряде номеров "Московских ведомостей" за 1898 и 1899.

Сочинения: оперы - Мазепа (по поэме А. С. Пушкина "Полтава", 1859, Петербург), Демон (по поэме М. Ю. Лермонтова, 1871; пост. в 1886 под назв. "Тамара", там же), Жуан де Тенорио (по поэме А. К. Толстого "Дон Жуан", 1888, там же), Олоферн (1883, рукопись), Мария Стюарт и Гелиодора (не оконч.); балеты - Гарлемский тюльпан (1887, Петербург), Золушка (1893, там же); оратория Иоанн Дамаскин (по поэме А. К. Толстого, 1879), Stabat Mater (1876); для орк. - поэма Бахчисарайский фонтан, муз. картины Дон Кихот, Джинны (по В. Гюго), Народные сцены, Фантастич. сюита; пьесы для фп., для влч., романсы (ок. 70), духовные песнопения.

Литература: Серов A., Мазепа. Опера барона Б. А. Фитингофа, "Театральный и музыкальный вестник", 1859, No 18, то же, в кн.: Серов А. Н., Избранные статьи, т. 2, М., 1957; Барон Б. А. Фитингоф-Шель. Автобиографическая записка.- Некролог, "РМГ", 1901, No 38.

Л. А. Соловцова.

Фитценхаген В. К. Ф.

Фитценхаген В. К. Ф. (Fitzenhagen) Вильгельм Карл Фридрих (в России - Василий Фёдорович) (15 IX 1848, Зезен, близ Брауншвейга - 1 (13) II 1890, Москва) - нем. виолончелист, композитор, педагог. Игре на виолончели обучался с 8 лет под руководством отца, с 1862 - у Т. Мюллера в Брауншвойге, с 1867 - у Ф. Грюцмахера в Дрездене. С 1868 работал в Саксонской придв. капелле; одновременно с большим успехом концертировал в разл. городах Германии (высокую оценку Ф.-исполнителю дал Ф. Лист). Приняв приглашение Н. Г. Рубинштейна, с 1870 стал профессором Моск. консерватории.

Сочетая педагогич. деятельность с исполнительской, Ф. неоднократно выступал с сольными концертами, в камерных и симф. концертах, периодически гастролировал за рубежом, а также в городах России. На протяжении 20 лет входил в состав квартета Моск. отделения РМО; играл в трио с пианистами А. Г. и Н. Г. Рубинштейнами, С. И. Танеевым, В. И. Сафоновым и скрипачами Ф. Г. Лаубом, И. В. Гржимали, А. Д. Бродским, в сонатных ансамблях - с Н. Г. Рубинштейном, П. А. Пабстом, Сафоновым; исполнял Тройной концерт Бетховена с Н. Г. Рубинштейном и Гржимали, с последним также - Двойной концерт Брамса. Общение с передовыми рус. музыкантами и особенно творч. дружба с П. И. Чайковским благотворно сказались на развитии муз. вкуса Ф.; Чайковский высоко ценил его игру, отмечая полный тон, виртуозную технику исполнения, тонкость фразировки; композитор посв. Ф. "Вариации на тему рококо" (прозвучали в Москве в 1877 в редакции и исполнении Ф.; оркестром дирижировал Н. Г. Рубинштейн). Ф. принадлежит ряд переложений для виолончели с фп. фп. пьес Чайковского, в т. ч. Ноктюрна (ор. 19, No 4) и "Песни без слов" (ор. 2, No 3), а также др. его соч. (напр., Andante cantabile из 1-го квартета). Автор концертов и сюиты для виолончели с оркестром, баллады, фантазии на темы из оперы "Демон" для виолончели и фп., пьес для виолончели соло. Соч. Ф. в большинстве своём устарели. Был видным педагогом, в числе его много-чиел учеников - А. А. Брандуков, П. А. Данильченко, И. Адамовский, И. Ф. Сараджев.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Русская классическая виолончельная школа (1860-1917), кн. 3, М., 1965, с. 278-92; Wasielеwski W. J. von, Das Violoncell und seine Geschichte, Lpz., 1889, 1925, S. 147-49.

Л. С. Гинзбург.

Фихтенгольц М. И.

Михаил Израилевич (р. 1 VI 1920, Одесса) - сов. скрипач и педагог. Засл. арт. РСФСР (1969). Кандидат искусствоведения (1953). Чл. КПСС с 1944. В 1925-36 обучался игре на скрипке у П. С. Столярского в Одессе. В 1938 окончил Моск. консерваторию у А. И. Ямпольского, в 1941 - аспирантуру при ней у М. Б. Полякина. С того же года солист Моск. филармонии. С 1947 преподаватель (с 1970 профессор) Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных. В репертуаре Ф. всё скр. наследие И. С. Баха, В. А. Моцарта (циклы сонат и концертов), С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, произв. рус. и заруб. композиторов-классиков, совр. композиторов. 1-й исполнитель посвященных ему сонат М. С. Вайнберга (No 1 и 2 для скрипки соло, No 3 для скрипки и фп.). Ф. принадлежат конц. обработки, транскрипции, редакции, каденции, а также науч.-методич. работы и статьи. Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1935, Ленинград, 2-я пр.), Междунар. конкурса им. Э. Изаи (1937, Брюссель). Гастролирует за рубежом. Почётный чл. Междунар. муз. фонда им. Э. Изаи.

Фицджералд Э.

Фицджералд Э. (Fitzgerald) Элла (р. 25 IV 1918, Ньюпорт-Ньюс, шт. Виргиния) - амер. негр. певица, автор песен. Проф. муз. образования не получила. Как певица дебютировала в 1934 в Нью-Йорке ("Дом оперы" Гарлема). Солистка джаз-оркестра под упр. Ч. Уэбба (1934-39), затем руководитель этого оркестра (1939-42). Создаёт песни с 1937; уже первая песня "Э-тискет, э-таскет" ("A-tisket, A-tasket"), записанная на грампластинку в 1938, принесла ей огромную популярность в США. Выступала в ночных клубах и конц. залах как солистка, с 1946 участвовала в постоянной муз. программе конц. агентства "Джаз в филармонии" (продюсер Н. Гранц), телевизионных шоу, радиопрограммах, джазовых фестивалях. Концертировала и записывалась на грампластинки с виднейшими джазовыми исполнителями (более 50 пластинок; выпускались фирмами "Декка" в 1935-55 и "Верве" с 1956, в 70-е гг.- "Пабло-рекордс"); исполняла песни Дж. Гершвина, а также арии из его оперы "Порги и Бесс", участвовала в дуэтах, выступала вместе с Л. Армстронгом, Д. Эллингтоном, К. Бейзи и др. С сер. 1940-х гг. ведущая исполнительница джазовой ("первая леди джаза") и т. н. популярной музыки. С 1955 гастролирует в странах Европы с "Оскар - Петерсон-трио", пианистом Т. Фланаганом, в составе групп "Джаз в филармонии" и "Вечер джаза". Обладает красивым голосом, даром импровизации, исключит. чувством ритма; её пение в т. н. манере "скэт" (способ импровизац. пения, при к-ром вместо текста повторяются неск. слогов; основан на имитации звучания джазовых духовых инструментов) отличается технич. совершенством. В исполнении Ф. отсутствуют элементы драматизма, трагизма, характерные для негр. вок. исполнительства. В репертуаре - баллады, популярные песни в стилях "свинг", "боп" (см. Джаз). Снималась в кино ("Блюз Пита Келли", "Сент-Луи Блюз: история У. С. Хэнди" и др.), выступала в драм. спектаклях ("Не надо писать мне эпитафию" и др.).

Литература: Simon G. T., Ella Fitzgerald, "Metronome", 1950, No 46; Jungermann J., Ella Fitzgerald, "Jazz Bьcherei", 1960, No 4; Relsner R. G., The Jazz titans, Garden City (N. Y.), 1960; Chargesheimer (Hargesheimer) К., Armstrong. Fitzgerald, Kцln, 1961; Ambor R., Ella. Ein Bildband, Hamb., 1961; Коесhlin Ph., Ella Fitzgerald.,..., "Musica (Disques)", 1963, No 115; Alstrцm О., Portrait of my pals, Stockh., 1965 (foto-expo-bok, No 4).

Б. Н. Зайцев.

Фишер А.

Фишер А. (Fischer) Анни (p. 5 VII 1914, Будапешт) - венг. пианистка. Училась игре на фп. с 1922 у Э. Дохнаньи и А. Секея в Высшей муз. школе им. Ф. Листа в Будапеште. В 1933 получила 1-ю пр. на 1-м Междунар. конкурсе пианистов им. Листа в Будапеште. Много концертирует в странах Европы, выступала в США и Канаде (1961), неоднократно в СССР (с 1953; в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Баку, Львове и др. городах). В 1941-46 жила в Швеции, продолжала концертировать. Получила междунар. известность как исполнительница соч. Ф. Листа и Р. Шумана. Иск-во Ф. отличается глубиной и стройностью художеств. замыслов, романтич. приподнятостью, интонац. выразительностью, блестящей филигранной техникой и в то же время мужественностью и энергией; ей присуще тонкое чувство стиля исполняемого произв. (о тонкости трактовок Ф. свидетельствуют и многочисл. записи её игры). Особенно значительны интерпретации классич. музыки - соч. В. А. Моцарта, 32 сонат и др. соч. Л. Бетховена, произв. Ф. Шопена и др. романтиков, а также Б. Бартока. С 1946 преподаёт фп. игру в будапештской Высшей муз. школе им. Ф. Листа (с 1965 профессор). Пр. им. Кошута (1949, 1955 и 1965).

Я. И. Мильштейн.

Фишер Карл

Фишер Карл (Fischer) Карл (7 XII 1849, Бутштедт, Тюрингия - 14 II 1923, Нью-Йорк) - амер. муз. издатель. По национальности немец. Жил в США с 1872, в 1873 основал в Нью-Йорке предприятие, специализировавшееся на изготовлении муз. инструментов. При участии своих 4 сыновей Ф. расширил дело; позднее оно было преобразовано в издат. фирму, публиковавшую сначала каталоги партитур соч. классиков и композиторов кон. 19 - нач. 20 вв., затем гл. обр. новые соч. для симф. и дух. оркестров. В нач. 20 в. Ф. изданы соч. амер. композиторов того времени - А. Бакса, Э. Блоха, Л. Годовского (жил в Нью-Йорке с 1914) и молодых амер. музыкантов, а также скр. транскрипции Л. Ауэра, Я. Хейфеца, Ф. Крейслера. Ф. открыл филиалы фирмы в Бостоне и Чикаго. В 1907 основал ежемесячный журн. "Musical Observer". Преемник P. - его сын Вальтер Ф. (1882-1946), президент фирмы с 1923. Продолжал издавать произв. амер. композиторов 1-й пол. 20 в. Им был организован выпуск популярной серии "Мастера наших дней" ("Masters of our day"), в к-рой печатались фп. произв. амер. композиторов 20 в. - Д. Тейлора, X. Хансона, А. Шеффера, Д. Мура, Ю. Гуссенса, Л. Саминского, Г. Коуэлла и др. В 1935 Вальтер Ф. открыл филиал фирмы в Лос-Анджелесе.

С. Ю. Сигида.

Фишер Курт

Фишер Курт (Fischer) Курт фон (р. 25 IV 1913, Берн) - швейц. музыковед. Чл.-корр. Академии наук и лит-ры в Майнце (ФРГ, 1968) и Британской академии (1975). Учился у Э. Курта и В. Гурлитта в ун-те в Берне. С 1957 профессор и директор отделения музыковедения Цюрихского ун-та, в 1967-72 также президент Междунар. об-ва музыковедения. Один из редакторов журн. "Archiv fьr Musikwissenschaft" (с 1965). Автор книг о гармонии Э. Грига ("Griegs Harmonik und die nordlдndische Folklore", 1938), форме инстр. соч. Л. Бетховена ("Die Beziehungen von Form und Motiv in Beethovens Instrumentalwerken", 1948), музыке итал. Возрождения ("Studien zur italienischen Musik des Trecento und frьhen Quattrocento", 1956), об А. Онеггере (1977), многочисл. статей по вопросам муз. формы, жанров, о раннем зап.-европ. многоголосии и о совр. музыке. Вместе с Л. Финшером с 1968 готовит издание собр. соч. П. Хиндемита, с 1974 гл. редактор серии изданий полифонич. музыки 14 в. В 1971 посетил СССР.

Фишер М. М.

Микелис Микелевич (р. 6 V 1915, с. Ница, ныне Лиепайский р-н) - сов. певец (баритон, затем драм. тенор). Нар. арт. Латв. ССР (1965). В 1939 окончил Лиепайскую нар. консерваторию по классу пения у Г. Спектора. В 1941-48 работал в Лиепайском оперном т-ре, сначала как артист хора, затем в качестве солиста оперы. С 1948 солист Латв. т-ра оперы и балета в Риге. Пел баритональные партии классич. репертуара - Демон, Онегин, Скарпиа; Ренато ("Бал-маскарад"). С 1955 исполняет партии драм. тенора: Всеволод ("Сказание о невидимом граде Китеже..."), Радамес, Канио, Каварадосси; Питер Граймс ("Питер Граймс" Бриттена), Сергей ("Катерина Измайлова" Шостаковича), Овод ("Овод" Спадавеккиа). Исполнитель многих партий в латыш. операх - Айвар ("К новому берегу" Зариня), Вижутис ("Банюта" Калниня), Кангарс ("Огонь и ночь" Мединя), Антынь ("Золотой конь" Жилинского) и др. Выступает в концертах.

В. И. Зарубин.

Фишер Х.

Фишер Х. (Fischer) Хакобо (Яков) (15 I 1896, Одесса - сентябрь 1978, Буэнос-Айрес) - аргент. композитор, скрипач и дирижёр. Занимался в Одессе у П. С. Столярского. В 1917 окончил Петрогр. консерваторию у Л. С. Ауэра (скрипка), по композиции занимался у В. П. Калафати и М. О. Штейнберга. В 1919-23 концертмейстер оркестра Гос. акад. т-ра оперы и балета в Петрограде. С 1923 - в Аргентине. Один из основателей "Группы муз. обновления", композитор неоклассицистского направления. Нек-рые его соч. написаны на сюжеты произв. рус. писателей: одноактные комич. оперы "Медведь" ("El oso", 1952) и "Предложение" ("Реdido de mano", 1955) по А. П. Чехову, симф. поэма "Суламифь" по А. И. Куприну (1927) и др. Среди соч. Ф. - неск. балетов, в т.ч. "Современная Коломбина" ("Colombina de hoy", 1933), "Ласточка" ("Golondrina", 1942); 8 симфоний (1932-64), "Героическая поэма" ("Poema heroico", 1927; пр. Ленингр. филармонии, 1928), "Гаучо" (1944), "Праздничная увертюра" ("Obertura festiva", 1962) и др. произв. для оркестра, концерты, камерно-инстр. соч., сонаты для разл. инструментов; многочисл. фп. произв., хоры, романсы.

Фишер Э.

Фишер Э. (Fischer) Эдвин (6 X 1886, Базель - 24 I 1960, Цюрих) - швейц. пианист, дирижёр, педагог, музыковед. Сын музыканта, уроженца Праги. Учился игре на фп. у Ш. Шрамек в муз. гимназии в Базеле (с 1896), у X. Хубера в Базельской консерватории (до 1904), совершенствовался у М. Краузе (ученик Ф. Листа) в консерватории Штерна в Берлине (с 1904), где позднее преподавал (1905-14). Возглавлял муз. об-во в Любеке (1926-28) и "Об-во друзей музыки Баха" в Мюнхене (1928-30 или 32). Выступал как солист с крупнейшими оркестрами под рук. А. Никита, Ф. Вейнгартнера, Б. Вальтера, В. Менгельберга, В. Фуртвенглера. С сер. 1920-х гг. сочетал пианистич. деятельность с дирижёрской. В нач. 1930-х гг. руководил созданным им камерным оркестром в Берлине. Дирижировал концертами старинной музыки, исполняя одноврем. партию фп. (подобно капельмейстерам-клавесинистам 17-18 вв.). Выступал как ансамблист - в трио со скрипачами Г. Куленкампфом и В. Шнейдерханом (позднее), виолончелистом Э. Майнарди. С 1931 (или с 1933) вёл класс мастерства (фп.; преемник А. Шнабеля) в Высшей школе музыки в Берлине. С 1942 жил в Люцерне (Швейцария), где в 1945-58 вёл класс мастерства при консерватории. Среди учеников - П. Бадура-Шкода. Ф. приобрёл известность как выдающийся интерпретатор произв. И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса. Игра Ф., пианиста яркой индивидуальности, отличалась мужественным, энергичным характером, совершенством всесторонней техники, точностью воспроизведения авторского замысла; обладал высокой звуковой культурой ("бархатные пальцы"), тонким чувством классич. стиля. Имеется много записей его исполнения как пианиста и дирижёра. Автор каденций к фп. концертам Моцарта и Бетховена, сонатины и др. пьес для фп., романсов; осуществил редакции ряда фп. соч. Баха, а также Бетховена и др. венских классиков. Ф. принадлежат работы о Бахе, фп. сонатах Бетховена и др.

Литературные сочинения: J. S. Bach, Potsdam, 1945, Hamb., 1950 (рус. пер. в сб.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 8, М., 1977, с. 217-228); Musikalische Betrachtungen, Wiesbaden, 1952, 1956 (рус. пер. там же, с. 199-216); Ludwig van Beethoven: Klaviersonaten, Wiesbaden, 1956 (рус. пер. фрагментов там же, с. 164-98); Von den Aufgaben des Musikers, Wiesbaden, 1960.

Литература: Аджемов К., Э. Фишер - художник-мыслитель, "СМ", 1974, No 12; Rreussnеr E., Edwin Fischer, "Die Musik", 1925/26, Jahrg. 18, H. 7; Gavoty В., Е. Fischer, Gen., 1954; Ehinger H., Edwin Fischer, в кн.: Basler Stadtbuch, Basel, 1961; Dank an Edwin Fischer, hrsg. von H. Haid., Wiesbaden, 1962.

И. В. Розанов.

Фишер-Дискау Д.

Фишер-Дискау Д. (Fischer-Dieskau) Дитрих (р. 28 V 1925, Берлин) - нем. певец (баритон) (ФРГ). Окончил Высшую муз. школу в Берлине, ученик Г. А. Вальтера и Г. Вейсенборна. С 1948 - в труппе Берлинской гор. оперы. Выступал в качестве гастролёра в Байрёйте, Зальцбурге, Мюнхене, Эдинбурге, Праге, Вене, Лондоне, Милане. Участник крупнейших европ. муз. фестивалей. Мировая известность Ф.-Д. началась с гастролей в США в 1955. Партии: Дон Жуан; Родриго ("Дон Карлос"), Вольфрам ("Тангейзер"), Амфортас ("Парсифаль"), Вильгельм Телль ("Вильгельм Телль" Россини), Граф Альмавива ("Свадьба Фигаро"), Мандрика, Иоханан ("Арабелла", "Саломея" Р. Штрауса), Художник Матис ("Художник Матис" Хиндемита), Воццек (одноим. опера Берга) и др. Участвовал в премьерах опер X. Хенце, М. Типпетта, В. Фортнера и др., а также в первом исполнении "Военного реквиема" Бриттена (1962). Многие композиторы писали произв. для Ф.-Д. Славится как выдающийся исполнитель камерной музыки, в особенности песен Ф. Шуберта (среди грамзаписей исполнения Ф.-Д. - все песни Шуберта для муж. голоса) и X. Вольфа, а также И. Брамса, Р. Шумана и др. Иск-во Ф.-Д., одного из крупнейших певцов современности, отличается глубиной постижения стиля и формы произв. Его голосу свойственны большой диапазон, теплота тембра, сила и полнота звука, нежное и отчётливое piano. Гастролировал в ряде стран, в т. ч. в СССР (Москва, Ленинград, 1977). Почётный чл. Ко-рол. академий музыки в Лондоне (1972) и Стокгольме (1972), почётный президент междунар. Шубертовского об-ва в Тюбингене (1972). Пр. Золотой Орфей (1955 и 1966, Мантуя, Италия) и др.

Литературные сочинения: Texte deutscher Lieder, Mьnch., 1968; Auf den Spuren der Schubert-Lieder, Wiesbaden, 1971.

Литература: Рубин M., Три портрета, пер. с нем., "СМ", 1962, No 4; Романов Л., Дитрих Фишер-Дискау, "МЖ", 1965, No 4; Трошева Е., На Зальцбургском фестивале, "СМ", 1966, No 1; Яковенко С., Дитрих Фишер-Дискау - Святослав Рихтер, "СМ", 1978, No 3; Herzfeld Fr., D. Fischer-Dieskau, В., 1958; Hцcker К., D. Fischer-Dieskau, в его кн.: Gesprдche mit Berliner Kьnstlern, В., 1964; Moore G., D. Fischer-Dieskau, "Opera", 1965, v. 16, No 1; Demus J. (u. a.), D. Fischer-Dieskau, В., 1966; Fischer-Dieskau, "Discoteca", 1967, v. 9, No 78 (Sonder-Heft).

Ю. В. Крейнина.

Фишман Б. С.

Борис Семёнович (30 VII (12 VIII) 1906, Умань - 19 II 1964, Москва) - сов. скрипач. В 1929 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у Л. М. Цейтлина. В 1932-50 солист Моск. филармонии. Концертировал во мн. городах Сов. Союза. 1-я пр. Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1933, Москва) и конкурса Персимфанса на лучшее исполнение концерта для скрипки с оркестром П. И. Чайковского и "Концертной сюиты" С. И. Танеева (1927). В 1949-54 преподавал в Киевской консерватории (с 1950 доцент).

Фишман Н. Л.

Натан Львович (р. 27 V (9 VI) 1909, Баку) - сов. музыковед, пианист и педагог. Заел работник культуры РСФСР (1968). Доктор искусствоведения (1968). Чл. КПСС с 1942. В 1927 окончил Азерб. консерваторию по классу фп. у М. Л. Пресмана, в 1931 - Ленингр. консерваторию по классу фп. у Л. В. Николаева. В 1935-38 зам. директора и педагог по классу фп. Муз. уч-ща им. Ипполитова-Иванова, в 1939-76 преподаватель класса фп. в Муз. уч-ще при Моск. консерватории, в 1951-78 ст. науч. сотрудник Гос. центр. музея муз. культуры им. М. И. Глинки. Концертировал как пианист. Участник междунар. науч. конгрессов (Берлин, 1970, 1977; Бонн, 1970). Осн. работы Ф. посв. творчеству Л. Бетховена. Крупным вкладом в совр. бетховениану является его исследование о книге эскизов Бетховена за 1802-03. Составитель ряда изданий, автор вступит. статей и комментариев к ним: "Музыка в жизни В. И. Ленина" (М., 1970, совм. с В. Рудаковой); "Письма Бетховена. 1787-1811" (М., 1970); "Письма Бетховена. 1812-1816" (М., 1977); сб-ки "Бетховен" (вып. 1-2, М., 1971-72), "Из истории советской бетховенианы" (М., 1972) и др.

Сочинения: На правом фланге, в сб.: Малый театр на фронтах Великой Отечественной войны, М.-Л., 1949; Неопубликованная рукопись эскизов бетховенской сонаты, "СМ", 1952, No 3; Эскизная тетрадь Л. Бетховена за 1802-1803 гг., в сб.: Вопросы музыкознания, т. 2, М., 1956; Автографы Л. Бетховена в хранилищах СССР. Справочник, М., 1959; Книга эскизов Бетховена за 1802-1803 гг. Публикация, исследование и расшифровка, М., 1962; Л. ван Бетховен о фортепианном исполнительстве и педагогике, в сб.: Вопросы фортепианной педагогики, вып. 1, М., 1963; Эстетика Ф. Э. Баха, "СМ", 1964, No 8; Из педагогических советов Бетховена, в сб.: Методические записки по вопросам музыкального образования, М., 1966; Beitrдge zur Beethoveniana, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1967, Jahrg. 9, H. 3-4; Становление музыканта-гражданина, в сб.: А. Б. Гольденвейзер, M., 1969; Die Urauffьhrung der Missa Solemnis, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1970, Jahrg. 12, H. 3-4; Из заметок на полях прочитанной книги, в сб.: Л. В. Николаев, Л., 1979; Das Moskauer Skizzenbuch Beethovens, в кн.: Beitrдge zur Beethoven-Bibliographie. Studien und Materialien zum Werkverzeichnis von Kinsky-Halm. Hrsg. von K. Dorfmьller, Mьnch., 1978.

Литература: Протопопов Вл. В., Большой успех советской бетховенианы, "СМ", 1963, No 3.

Флагстад К. М.

Флагстад К. М. (Flagstad) Кирстен Малфрид (12 VII 1895, Осло - 7 XII 1962, там же) - норв. певица (сопрано). Дочь дирижёра и пианистки. Училась у Э. Скютте-Якобсен в Осло, А. Вестванга и Й. Братта в Стокгольме. Дебютировала в 1913 в Нац. т-ре в Осло (партия Нури, "Долина" д'Альбера). До 1927 работала в Осло, в 1928-30 - в Гётеборге. Затем пела в оперных т-рах разных стран (до 1953 исполнила 38 партий в операх и 30 в муз. комедиях и опереттах). Получила известность после выступления на междунар. Вагнеровском фестивале в Вайрёйте в 1933. Была солисткой "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке (1935-1941, или до 1942, и 1951-52), гастролировала как оперная, позднее как конц. певица (1947-48) и в др. городах США, в Австралии (1938). В 1936-37 и 1948-51 солистка т-ра "Ковент-Гарден" (Лондон; с особым успехом исполнила партию Дидоны в опере "Дидона и Эней" Пёрселла), в 1946-47 - "Ла Скала" (Милан). До 1957 выступала в концертах в Лондоне. В 1958-60 (по др. источникам - до 1961) директор основанного ею т-ра "Норвежская опера" в Осло. Лучшие партии - в операх Р. Вагнера (особенно Брунгильда и Изольда), а также Фиделио ("Фиделио"). Обладала голосом широкого диапазона, исключит. красоты и силы; её исполнение отличалось совершенством вок. техники, драматизмом.

Литература: Ewеn D., Living musicians, N. Y., 1940; Miles В., Kirsten Flagstad, "Opera", 1950; Rosenthal H. D., Sopranos of today, L., 1956.

В. В. Тимохин.

Флажолет

Флажолет (франц. flageolet, уменьшит. от старо-франц. flageol - флейта; англ. flageolet, итал. flagioletto, нем. Flageolett).

1) Духовой муз. инструмент. Род блокфлёте небольшого размера. Предшественник флейты-пикколо. По устройству близок к свирели. Сконструирован франц. мастером В. Жювиньи в Париже ок. 1581. Имел клювообразную головку и свистковое устройство, 4 отверстия на лицевой и 2 на тыльной стороне трубки с цилиндрич. каналом. Строй in F или in G, реже in As, диапазон d1 - с3 (eis1 - d3) в нотации; в действит. звучании - выше на ундециму, дуодециму или терцдециму. Звук тихий, нежный, звенящий. Применялся гл. обр. для исполнения танц. музыки в любительском музицировании; нередко украшался инкрустациями. В 17 в. был особенно распространён в Англии. Под назв. "flauto piccolo", "flauto", "piffero" его использовали И. С. Бах (кантаты No 96, ок. 1740, и No 103, ок. 1735), Г. Ф. Гендель (опера "Ринальдо", 1711, оратория "Ацис и Галатея", 1708), К. В. Глюк (опера "Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки", 1764) и В. А. Моцарт (зингшпиль "Похищение из сераля", 1782). В кон. 18 в. появился усовершенствованный Ф. с 6 отверстиями на лицевой стороне трубки и одним на тыльной, также с клапанами - до 6, обычно с двумя (один для es1, другой - для gis3); на рубеже 18 - нач. 19 вв. в симф. и оперном оркестрах его применяли мн. композиторы. В Лондоне в 1800-20 мастера В. Бейнбридж и Вуд изготовляли и т. н. двойные (иногда тройные) Ф. с общей клювообразной головкой из слоновой кости или грушевого дерева. Существовали т. н. птичий P.- франц. инструмент, предназначавшийся для обучения певчих птиц.

2) Флейтовый регистр органа (2' и 1') и фисгармонии - яркий, пронзительный, дискантовый голос.

Литература: Левин С., Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, М., 1973, с. 24, 64, 78, 130; Mеrsеnnе M., Harmonie universelle, P., 1636, то же (факсим. изд.), introd. par Fr. Lesure, t. 1-3, P., 1963; Gevaert P., Traitй gйnйrale d'instrumentation, Gand, 1863 (рус. пер.- Геварт Ф., Руководство к инструментовке, M., 1866, 1901), перераб. и доп. - Nouveau traitй d'instrumentation, P.-Brux., 1885 (рус. пер. - Новый курс инструментовки, М., 1892, 1913, с. 138-40).

А. А. Розенберг.

Флажолеты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Флакс Е. Б.

Ефрем Борисович (р. 2(15) I 1909, Петербург) - сов. певец (бас). Засл. арт. РСФСР (1960), В 1936 окончил Ленингр. консерваторию по классу пения (занимался у И. С. Томарса и П. З. Андреева). В 1936-42 и 1950-70 солист Ленингр. филармонии, в 1943-50 - Ленингр. радио. Пропагандист вок. творчества сов. композиторов, первый исполнитель мн. песен В. П. Соловьёва-Седого, М. И. Блантера, Б. А. Мокроусова и др. В 1936-41 и 1947-68 (с перерывом) преподаватель Ленингр. консерватории, с 1970 режиссёр-педагог Ленконцерта.

В. И. Зарубин.

Фламандская школа

Фламандская школа - см. Нидерландская школа.

Фламенко

Статья большая, находится на отдельной странице.

Флашо Р.

Флашо Р. (Flachot) Рейн (р. 10 X 1922, Санта-Фе, Аргентина) - франц. виолончелистка. В 1937 окончила Парижскую консерваторию у П. Базелера. Совершенствовалась под рук. Г. П. Пятигорского и П. Фурнье. С 15-летнего возраста концертирует во мн. странах (неоднократно выступала в СССР). В разнообразном репертуаре Ф. - немало произв. сов. композиторов, в т.ч. концерт для виолончели с оркестром Хачатуряна (исп. 1960, Париж, с оркестром под упр. автора), 2-й концерт для виолончели с оркестром Шостаковича (исп. 1968, впервые во Франции). С 1966 преподавала в "Эколь нормаль" в Париже, с 1971 - в Ун-те иск-в и в Высшей муз. школе "Тохо" в Токио, с 1974 - в Муз. академии в Базеле, с 1981 преподаватель консерватории в Лионе.

Флейта

Статья большая, находится на отдельной странице.

Флейта Пана

Флейта Пана (итал. flauto di Pan, нем. Panflцte, франц. flute de Pan, англ. Pan flute или panpipe)- нар. дух. лабиальный (губной) муз. инструмент. Ф.П. - древняя многоствольная продольная флейта; источник назв. - др.-греч. миф о боге лесов и полей Пане, покровителе пастухов (его часто изображали играющим на многоствольной флейте). Ф. П. упоминается в "Илиаде" Гомера (песнь 10, стих 13). Согласно мифу, нимфа Сиринкс, спасаясь от преследований влюблённого Пана, обратилась за помощью к речному богу, превратившему её в тростник, из к-рого Пан сделал Ф. (отсюда греч. назв. одной из разновидностей Ф. П. - сиринкс). Состоит из набора открытых с одного конца трубочек (стволов) разной длины (реже - разных диаметров); они изготовляются из ствола камыша, тростника, бамбука, а также из древесины, кости, металла. Их скрепляют тростниковыми планками и жгутом из молодой коры вишнёвого дерева или ниткой и др.; в отдельных случаях они не соединяются и при игре их держат в руке, подобрав по размеру. Исполнитель подносит трубочки дульцем ко рту, прижимает к нижней губе (при косом срезе трубочек - сторону с меньшим срезом); направляя струю воздуха на противоположный край дульца, он приводит в колебание заключённые в стволах столбы воздуха и извлекает свистящие звуки. Каждая трубка издаёт лишь один осн. звук, высота к-рого зависит от её длины и диаметра; при усилении вдувания можно (только в нижнем регистре) извлечь третий обертон (дуодецима). Для точной подстройки Ф. П. с неподвижной пробкой, закрывающей нижний конец ствола, в него насыпают горошины или дробинки, а у инструмента с подвижной пробкой высота звука зависит от положения пробки, к-рую можно передвигать. Диапазон Ф. П. определяется количеством и величиной трубочек (17-23). На Ф. П. играют соло или в ансамбле с др. инструментами (иногда состоит из одних Ф. П. разных регистров). Её использовал Н. А. Римский-Корсаков в опере "Млада" (3-е д., оркестр на сцене). Существует под разл. назв. у мн. народов. Среди разновидностей: рус.- цевница, кугиклы; укр. - свыриль, азерб. - мусигар; менгрельская - ларчеми и гурийская - соинари (Грузия); литовские - скудучяй, скаудамас; рум.- мускал и молд. - най (с 1970-х гг. вводится в симф. оркестр молд. композиторами Т. Кирияком и др.).

Литература: Привалов Н., Музыкальные духовые инструменты русского народа, ч. 2, СПБ, 1908; Стешенко-Куфтина В., Древнейшие инструментальные основы грузинской народной музыки, т. 1 - Флейта Пана, Тб., 1936; Веров Л., Молдавские народные музыкальные инструменты, Кишинёв, 1964; Вертков К., Русские народные музыкальные инструменты, (Л.), 1975, с. 33-36; Fox Strangways A. H., The pipes of Pan, "ML", 1929, v. 10, No 1; Schneider M., Bemerkungen ьber sьdamerikanische Panpfeifen, "AfMf", 1937, Jahrg. 2.

А. А. Розенберг.

Флейшер Л.

Флейшер Л. (Fleisher) Лион (р. 23 VII 1928, Сан-Франциско) - амер. пианист, дирижёр и педагог. Впервые выступил публично в 7-лотнем возрасте. Учился у А. Шнабеля в Италии (1938-39), затем в США (до 1948). С 1944 выступал с крупнейшими оркестрами (дебютировал с Нью-Йоркским филармонич. оркестром под упр. П. Монтё). 1-я пр. на Междунар. конкурсе им. бельг. королевы Елизаветы в Брюсселе (1952; получил эту премию первым среди амер. музыкантов). С 1959 преподавал в консерватории Пибоди в Балтиморе. Много гастролировал как пианист в США и странах Европы. Игре Ф. присущи волевое начало, интеллектуализм, ясность исполнит. замыслов, теплота чувства. В репертуаре концерты Л. Бетховена и др. классич. произв. С 1964 из-за болезни правой руки исполнял произв. для левой руки (в т.ч. концерт М. Равеля), с 1968 выступает как дирижёр (дебютировал в 1970 в Нью-Йорке).

Флейшер О.

Флейшер О. (Fleischer) Оскар (2 XI 1856, Цёрбиг, Саксония - 8 II 1933, Берлин) - нем. музыковед. Муз.-теоретич. предметы изучал в Берлине под рук. Ф. Шпитты. С 1888 рук. Корол. собрания старинных муз. инструментов в Берлине. В 1892-1925 преподавал муз.-теоретич. предметы в Берлинском ун-те (с 1895 профессор). Был одним из инициаторов создания Междунар. музыковедческого об-ва (1899). Важнейшие науч. труды Ф. посвящены исследованию невм.

Сочинения: Das Accentuationssystem Notkers in seinem Boethius, "Zeitschrift fьr deutsche Philologie", 1882, Bd 14; Denis Gaultier, "VfMw", 1886, Jahrg. 2, 1. und 2. Vierteljahr; Kцnigliche Hochschule fьr Musik zu Berlin, Fьhrer durch die Sammlung alter Musikinstrumente, В., 1892; Neumen-Studien. Abhandlungen ьber mittelalterliche Gesangs-Tonschriften, Tl. 1-3, Lpz., 1895-1904; Die Reste der altgriechischen Tonkunst, B.- N. Y., 1899; Geschichte des Klaviers, в кн.: Seiffert M., Geschichte der Klaviermusik, Lpz., 1899; Mozart, В., 1900 (Geisteshelden, Bd 33); Musikalische Bilder aus Deutschlands Vergangenheit, В., 1913; Die germanischen Neumen, Fr./M., 1923.

Литература: Саккетти Л., Мажор и минор (по поводу книги Os. Fleischer, "Neumen-Studien"), "РМГ", 1898, No 11.

Ю. В. Крейнина.

Флексатон

Флексатон (нем. Flexaton, от лат. flexus - изогнутый и греч. tonos - напряжение, тон; итал. flessatono, франц. flex-а-tone, англ. flex-a-tone) - самозвучащий язычковый инструмент. Вибратором в нём служит узкая стальная изогнутая пластина - язычок (толщина 0,7-1 мм, дл. 180 мм, ширина у основания 60-80 мм, у противоположного конца - 30-40 мм); нижний конец зажимается дерев. колодкой в основании проволочной рамы с рукояткой. К узкому концу пластины с обеих сторон прикреплены 2 гибких пружинящих стальных стерженька, на концах каждого по деревянному или металлич. шарику. Ф. держат в правой руке за рукоятку, большим пальцем правой руки нажимают на узкий конец язычка. При встряхивании шарики ударяются о язычок. Усиливая или ослабляя нажим пальца на конец язычка, изменяют его напряжение и тем самым высоту звука. Звук звенящий, завывающий (напоминает звучание пилы, применяемой цирковыми и эстрадными артистами-эксцентриками). Диапазон обычно более 2 октав: с1 - е3 (f3); иногда as3 - d4. Нотируется в скрипичном ключе в действит. звучании. Появился в нач. 1920-х гг. во Франции. Большого распространения не получил. Использовался гл. обр. в эстр. музыке. Значительно реже применяется в симф. оркестре - в сюите "Блоха" Шапорина, опере "Нос" Шостаковича, концерте для фп. с оркестром Хачатуряна.

Литература: Rогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 2, М., 1953, с. 402; Панайотов A., Ударные инструменты в современных оркестрах, М., 1973, с. 29-30; Дмитриев Г., Ударные инструменты: трактовка и современное состояние, М., 1973, с. 98; Gentil К., Das "Flex a tone" und die "Singende Sдge", "Acustica", 1957, Bd 7, No 1; Stоjkо J., Szkola na instrumenty percusyine, Kr., 1962; Kotonsky W., Instrumenty percusyine we wspolczesnej orkiestrze, Kr., 1963.

С. Я. Левин.

Флеминг Р. Д. Б.

Флеминг Р. Д. Б. (Fleming) Роберт Джеймс Беркли (12 XI 1921, Принс-Альберт, Саскачован - 28 XI 1976, Оттава) - канад. композитор. В 1937 окончил Корол. колледж музыки в Лондоне, где учился у А. Бенджамина (фп.) и X. Хоуэлса (композиция); в 1941-42 и 1945- 1946 занимался в Торонтской консерватории у X. Уиллана (композиция) и Э. Мадзолени (дирижирование). Наиболее известна музыка Ф. к кинофильмам. С 1946 дирижёр и муз. ред. Нац. совета по кино Канады (с 1958 его директор). С 1970 сотрудник муз. отдела Карлтонского ун-та в Оттаве.

Сочинения: для орк. - Калейдоскоп (Kaleidoscope, 1949), Сельская ярмарка (Country (air, 1950), симф. сюита Тень в прерии (Shade in the prairie, 1953); 2 концерта для фп. с орк. (1963, 1964); Воспоминания для скр. со струн. орк. (Recollections, 1954); соч. для дух. инструментов; камерно-инстр. ансамбли; духовная музыка; музыка к кинофильмам.

Флехтенмахер А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Флеш К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Флиер Я. В.

Яков Владимирович (8 (21) X 1912, Орехово-Зуево - 18 XII 1977, Москва) - сов. пианист. Нар. арт. СССР (1966). Чл. КПСС с 1943. Окончил Моск. консерваторию по классу фп. у К. Н. Игумнова (1934) и аспирантуру при ней (1937) под его же руководством. Концертировал с 1935 (Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Греция, Исландия, Югославия, Польша, Румыния, Чехословакия, Венгрия, США, Япония). 1-я пр. на 2-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935) и на Междунар. конкурсе пианистов в Вене (1936), 3-я пр. на Междунар. конкурсе пианистов им. Э. Изаи в Брюсселе (1938). Игра Ф. романтич. склада, отличалась яркой темпераментностью, лиризмом, виртуозным размахом; особенно удавались ему крупные произв. Ф. Листа (соната h-moll, концерт A-dur для фп. с оркестром), С. В. Рахманинова (3-й концерт для фп. с оркестром; поражал своеобразием интерпретации), Ф. Шопена (соната b-moll), П. И. Чайковского (1-й концерт для фп. с оркестром). С 1937 преподавал в Моск. консерватории (с 1947 профессор, с 1965 зав. кафедрой фп.). Среди учеников - Л. Н. Власенко, Р. К. Щедрин, В. К. Камышов, В. В. Постникова, И. Я. Граубинь, С. С. Алумян, М. А. Плетнёв. Автор ряда статей, опубликованных в периодич. печати.

Литература: Игумнов К. Н., Я. Флиер, "СМ", 1937, No 10-11; Цыпин Г., Я. В. Флиер, М., 1972.

Г. М. Коган.

Флорентийская камерата

Статья большая, находится на отдельной странице.

Флорес X. А.

Флорес X. А. (Flores) Xoce Асунсьон (27 VIII 1904, Асунсьон - 16 V 1972, Буэнос-Айрес) - парагвайский композитор. Чл. ЦК Парагвайской коммунистич. партии, чл. Всемирного Совета Мира. Был тромбонистом и скрипачом симф. оркестров Парагвайской гимназии и Парагвайского ин-та (позже - Парагвайского атенеума), вёл классы скрипки в этих заведениях. Создал на базе мелодич. и ритмич. элементов нар. музыки жанр совр. лирич. песни гуараниа. В своём творчестве широко использовал фольклор. Мн. его симф. поэмы и вок.-орк. произв. созданы на сюжеты из истории и мифологии индейцев гуарани, в т.ч. (в скобках даты первого исп.): "Индеанка" (1944), "Глубокая ночь" ("Noche profunda", 1954), "Ньяндерувусу" (на тему легенды о происхождении гуарани, 1954), "Голубка мира" ("Paloma de la paz", о трагедии Хиросимы, 1961).

Литература: Talia S., Josй Asuncion Flores, В. Aires, 1976.

Флореску А.

Флореску А. (Florescu) Арта (р. 10 III 1921, Бухарест) - рум. певица (лирико-колоратурное и драм. сопрано). Нар. арт. СРР (1964). В 1942 окончила Бухарестскую консерваторию по классу пения у Е. Сагин и в том же году стала солисткой Рум. т-ра оперы и балета (дебютировала в заглавной партии в опере "Лючия ди Ламмермур"). Исполнительский облик Ф. характеризуют сильный и одноврем. мягкий голос красивого благородного звучания, большого диапазона, виртуозная вок. техника, темперамент, естественность и правдивость сценич. игры. Среди лучших партий - Дездемона, Аида, Виолетта, Мими; Графиня ("Свадьба Фигаро"), Лючия; др. партии - Антонида; Эльза ("Лоэнгрин"), Ева ("Мейстерзингеры"), Чио-Чио-сан, Тоска. Ф. с успехом выступает как камерная певица, участвует в исполнении вок.-симф. произв. (9-я симфония Л. Бетховена, Реквием Дж. Верди, сценич. оратория "Жанна д'Арк на костре" А. Онеггера и др.). С 1968 профессор Бухарестской консерватории. Гастролировала за рубежом (Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, ГДР, Нидерланды, Греция, Польша, Турция, Франция, Чехословакия, Югославия). Неоднократно выступала в СССР (с 1955).

Литература: Живов Л., Арта Флореску, "СМ", 1957, No 7; Maртынов И., На спектаклях румынского театра, там же, 1960, No 12; Rаrосеsсu N., Arta Florescu, "Muzica", Вис, 1958, No 7.

Р. Э. Лейтес.

Флотов Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Флотхейс М.

Флотхейс М. (Flothuis) Мариус (р. 30 X 1914, Амстердам) - нидерл. композитор и музыковед. Изучал музыковедение и древние языки в Амстердамском и Утрехтском ун-тах, одноврем. брал уроки фп. игры и теории музыки у X. Брандтс-Бейса и А. Коле; по композиции спец. подготовки не получил. Был муз. рецензентом газ. "Het freie folk" (1945-53), одним из основателей муз. об-ва "Donemus" (1947) и его библиотекарем (до 1950), членом дирекции (1937-42) и худ. рук. (1953-55) "Консертгебау" в Амстердаме. Осуществил новую инструментовку Реквиема В. А. Моцарта; Ф. принадлежат редакции произв. К. Монтеверди, кантаты Й. Гайдна "Ариадна на Наксосе" (1965). В композиторском творчестве развивает нац. направление, утверждённое В. Пейпером; работает гл. обр. в области инстр. музыки. Автор статей о современных нидерландских композиторах. Творчество Ф. близко неоромантизму; в ряде произведений применяет контрапунктич. технику.

Сочинения: для орк. - увертюры: Маленькая (1942), Драматическая (1943) и Концертная (1955), Симфоническая музыка (1957); концерт для струн. орк. (1940), каприччо для струнных (1949); симфониетта для камерного орк. Надежда родины (Spes patriae, 1962); для инструментов с орк. - концерты: для флейты (1944), валторны (1945), кларнета (1957), фп. (1948, с камерным орк.), скр. (1950, с камерным орк.), гобоя (1969, со струнными), фантазия для арфы (1953); конц. симфониетта (Sinfonietta concertante, для кларнета, саксофона и камерного орк., 1955), Песни и игры (Canti e giuochi, для квинтета духовых я струнного орк., 1964); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1952), квинтет для деревянных духовых (1952), Маленькая сюита для 12 арф (1952); для фп. - 6 муз. моментов (1947), для 2 фп. Дивертисмент, Сентиментальные вальсы (Valses sentimentales); соната для скр. соло (1945); сюита для клавесина (1953); песня К старой любви (То an old love) для голоса с орк. (1948); Фантазия в форме кантаты (Fantasia quasi una cantata) для жен. хора, 11 струнных и клавесина (1969); Силезская кантата (Cantata Silesiana) для жен. хора и камерного орк.; для хора - 4-гол. мадригал Одиссей и Навсикая (1960), гимн (1965); цикл песен Жалоба негра (Negro lament) с саксофоном И фп. (1953).

Литературные сочинения: W. A. Mozart, 's-Gravenhage, 1940; Hedendaage engeise componisten, Amst., 1950.

Литература: Раар W., Marius Flothuis, "Sonorum speculum", 1961, No 6.

В. В. Ошис.

Флояра

Флояра - фрила, фрйла, флойра, флойира, фрйля, флуера, флояра дидивска, довбушивка, дувга флйрка, флойра велика, фрйла дувга, - дух. муз. инструмент карпатских украинцев. Род открытой флейты. Ф. аналогична тилинке, но в отличие от неё имеет 6 игровых отверстий, расположенных двумя группами по 3; одна группа прикрывается пальцами правой руки, другая - левой. Изготовляется из лещины (орешника), реже - из калины. Дл. 750-1000 мм. При игре Ф. держат под углом, извлекая одновременно голосом бурдонный тон, т. н. гук; т. о., в основе наигрышей на Ф. - бурдонное двухголосие. Диапазон - септима, с передуванием - до 21/2 - 3 октав. Звукоряды разнообразны: ангемитонные, диатонические, целотонные; встречаются последования 2 полутонов, а также полуторатонов. Вилочная аппликатура позволяет получать хроматизмы и микроальтерации (менее 1/3 и 1/4 тонов). На Ф. исполняются похоронные ритуальные наигрыши, инстр. вторы причитаниям и пастушеские лирич. мелодии-импровизации (иногда программные, философского характера). Ф. родственна молдавскому, румынскому и болгарскому кавалу, хотя этимологически связана с молдавским и румынским флуером, серб. фрулой, венг. Фуруйя, слов. и польск. фуярой.

Литература: Шухевич В., Гуцульщина, ч. 1-5, Львiв, 1899-1908; Хоткевич Г., Музичнi iнструменти украпнського народу, Харкiв, 1930; Гуменюк A., Украпнськi народнi музичнi iнструменти..., KИib, 1959; Moszynski К., Kultura ludowa Slowian, cz. 2, Kr., 1938.

И. В. Мациевский.

Флуер

Флуер (молд.; рум. fluier; сербско-хорв. фрула, новогреч. plogera) - молд. и рум. нар. духовой муз. инструмент. Род продольной открытой флейты. Изготовляется из бузины, бука, клёна, шелковицы, граба или ивы. Представляет собой трубку дл. 300-350 мм, с цилиндрич. или конич. каналом диаметром 11-15 мм и толщиной стенок 2 мм. Имеет 6-7 игровых отверстий. Звукоряд диатонический, диапазон до 21/2 октав. Различают Ф. со свистковым устройством и без него. Звук сильный, тембр от мягко-бархатистого до свистяще-пронзительного (в зависимости от размера инструмента). Разновидности Ф. - свистковый молдавский Ф. ку доп (с пробкой; дл. 250-350 мм), звучит слабее и мягче Ф., родствен сопилке. Ф. жемэнат (встречается редко) - род парной свистковой флейты, родствен укр. дводенцивке, состоит из 2 мелодич. трубок одинаковой длины; на одной из них - 6, на другой - 4 игровых отверстия, что даёт возможность исполнять 2-гол. мелодии. На Ф. играют соло; используется в домашнем бытовом музицировании (дойны, лирич. и танц. наигрыши, часто орнаментированные). В Кишинёве (в муз. цехе Производств. комбината Мин-ва культуры Молд. ССР) выпускаются усовершенствованные Ф. диатонические и хроматические (последние - с 5-10 игровыми отверстиями) в строях С, D, Es, F, G, A, В. Благодаря богатству выразит. возможностей используется совр. композиторами в симф. соч., входит в нац. ансамбль - тараф. Наиболее известные флуеристы - засл. артисты Молд. ССР П. Захария и Л. Мошану, а также Г. Мустия и др. Разновидности Ф. встречаются у народов балканских стран.

Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 61-62; Визитиу И., Инструменте музикале популаре молдовенешть, Кишинэу, 1979; Alexandru T., Instrumenter muzicale ale poporului romоn, Buc., 1956.

И. Визитиу, Б. Я. Котляров.

Флюгель

Флюгель (от нем. Flьgel - крыло), флигель, - назв. клавишно-струн. инструментов, имеющих крыловидную форму. В 17 в. так называли клавесин и его разновидности - клавичембало (Clavicymbalum) и гравичембало (Gravecymbalum), эти термины упоминает М. Преториус (1619). В 18 в. назв. "Ф." (из-за сходства формы корпуса инструмента с крылом) перешло к нек-рым разновидностям фп. (Hammerflьgel, Theor-benflьgel, рояль и др.).

Л. И. Ройзман.

Флюгельгорн

Флюгельгорн (нем. Flьgelhorn, от Flьgel - крыло, фланг и Horn - рог, рожок; итал. flicorno, франц. bugle а pistons, grand bugle, англ. flьgelhorn) - часто встречающееся назв. инструментов семейства бюгельгорнов; термин закрепился также как назв. одного из них - бюгельгорна-сопрано. От др. инструментов семейства он отличается более широкой мензурой. Имеет овальную форму и конусообразный канал, переходящий в небольшой раструб, чашеобразный мундштук, 3 вентиля. Изготовляются и Ф. с менее широкой мензурой, близкие к корнету. Диапазон и нотация те же, что и у корнета-сопрано. Ф. появился ок. 1825 в Австрии в результате усовершенствования сигнального инструмента - рожка почтового. Возможно, входящее в нем. назв. слово Flьgel (в его 2-м значении - фланг) свидетельствует о применении Ф. в нач. 19 в. в качестве воен. инструмента, к-рым пользовались в войсках для того, чтобы подавать сигналы, слышимые на далёкое расстояние, руководить движениями флангов (флигеля) пехоты. Звуковые и технич. возможности Ф. ограничены. Применяется в дух. оркестрах как мелодич. инструмент. Ряд усовершенствований в конструкцию Ф. внёс в сер. 19 в. чеш. мастер В. Ф. Червеный.

Литература: Шафгайтель Э., В. Ф. Червеный в г. Градец-Кралове в Чехии и его область медных духовых музыкальных инструментов, Киев, 1906, с. 29-32; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950, с. 171-73, М., 1972; Levy J., Die Signalinstrumente in der altfranzosischen Texten, "SIMG", Bd 12, 1910-11; Sасhs С., Reallexikon der Musikinstrumente, В., 1913, S. b 145, факсим. изд., Hildesheim, 1964; Вrьсker F., Die Blasinstrumente in der altfranzцsischen Literatur, "GieЯener Beitrдge zur Romanischen Philologie", 1926, No 19; Сarse A., Musical wind instruments, L., 1939, N. Y., 1965; Tracy E. S., Music and bugling, N. Y., 1947.

А. А. Розенберг.

Флярковский А. Г.

Александр Георгиевич (р. 6 VII 1931, Ленинград) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1975). Чл. КПСС с 1959. В 1955 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Ю. А. Шапорина. В 1950-57 преподавал в Моск. хор. уч-ще. С 1976 зам. министра культуры РСФСР.

Важное место в творчестве Ф. занимают героико-гражданств. тематика и лирика. Композитор часто обращается к теме молодёжи - во мн. песнях, в опере "Дороги дальние", в оперетте "Будет завтра". Песни, романсы, хоры, кантаты, оратории Ф. отличаются мелодич. выразительностью, тонким и органичным претворением стихотворного текста. Серия крупных хор. произв. Ф. охватывает историю Сов. гос-ва от Революции 1905-07 до Великой Отечеств. войны 1941-45. Вок. цикл "Тебе, о Родина" на стихи С. А. Есенина удостоен золотой медали на 7-м Всемирном фестивале молодёжи и студентов (Вена, 1959). Премиями отмечены цикл фп. прелюдий (Польша, 1955), симф. поэма "15 минут до старта" (Чехословакия, 1960), песня "Варна, Варна" (Болгария, 1962), музыка к фильму "Солнце Алтая" (Югославия, 1970).

Сочинения: опера Дороги дальние (конц. исп., Москва, Колонный зал Дома Союзов, 1964); оперетты - Будет завтра (Свердловский т-р муз. комедии, 1970), Анонимное письмо (1976), Золотой человек (Красноярский т-р муз. комедии, 1977), Яблочная леди (Свердловский т-р муз. комедии, 1979), телеоперетты Была ли Ева? (1967), Все о Еве (1969); муз.-драм. баллада Триумфальная арка (Моск. т-р оперетты, 1975); оратории - Колодники (сл. Н. И. Коченова, 1956), Бессмертие (сл. М. Д. Сергеева, 1969), На гражданской на войне (сл. А. А. Прокофьева, 1972), И мир глядел на нас (1975), Весеннее солнце над нами (для детского хора и орк., сл. М. Р. Садовского, 1975); кантаты - Москва (сл. М. Ю. Лермонтова, 1955), Белорусские песни (1957), Песни, вырвавшиеся из ада (1967), Аве Мария (сл. М. Танка, 1968), За Лениным (сл. В. М. Татаринова, С. С. Наровчатова, Я. В. Смелякова, 1970); для орк. - симфония Ровеснику (1966), симф. поэмы 15 минут до старта (1959), Ярмарка (1960), Урилдаан (1967), Апрельцы (1976); для хoра - 1905 год (1955), Времена года (1956), Ленинградская тетрадь (1976); для голоса с фп. - вок. циклы Тебе, о Родина (сл. С. А, Есенина, 1958), Если полюбишь (сл. С. П. Щипачёва, 1962), Баллады сердца моего (1967), романсы и песни (более 170), в т. ч. Стань таким, Что тебе нужно для счастья; Радуга; музыка к кинофильмам (более 60), в т. ч. Русское поле, Ещё раз про любовь, Инженер Прончатов; обр. нар, песен (более 100).

Литература: (Зив C.), Александр Флярковский, М., 1959.

Я. В. Лихачева.

Фобурдон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница