Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 5, "ПЕР"-"ПЕТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 5, "ПЕР"-"ПЕТ")

Пёрселл Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Персиани Ф.

Персиани Ф. (Persiani) Фанни (урожд. Таккинарди, Tacchinardi) (4 X 1812, Рим - 3 V 1867, Париж) - итал. певица (колоратурное сопрано). Жена коми. Дж. Персиани (автора 11 опер). Училась у отца - Н. Таккинарди (тенор), под рук. к-рого с 11 лет начала сценич. деятельность в его собств. театре-студии. Дебютировала в 1832 в Ливорно. Выступала в разл. городах Италии, затем в Вене, Лондоне (1837-49). Гастролировала в Нидерландах, России (партия Адины - "Любовный напиток", 1851, Петербург). С 1858 жила в Париже, часто выезжая в Италию. Завоевала известность в итал. репертуаре (гл. обр. партии в операх В. Беллини); П. была первой исполнительницей партии Лючии, специально написанной для неё Г. Доницетти (1835, Неаполь). Среди лучших партий - Амина ("Сомнамбула" Беллини), Каролина ("Тайный брак" Чимарозы). Обладала чистым, очень высоким голосом; её исп. отличалось изяществом, изысканностью, но было несколько холодновато.

Литература: Chaudesaigues P., Madame Persiani, P., 1839; Radiciotti G., Teatro, musica e musicisti in Recanati, Recanati, 1904; Tebaldini G., G. Persiani e F. Tacchinardi, Memorie ed appunti, "RMI", 1905, v. 12.

Т. А. Диденко.

Персикетти В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Персимфанс

Первый симфонический ансамбль Моссовета, - симф. оркестр без дирижёра. Засл. коллектив Республики (1927). Организован в 1922 по инициативе профессора Моск. консерватории Л. М. Цейтлина. П.- первый в истории муз. иск-ва симф. оркестр без дирижёра. В состав П. вошли лучшие артистич. силы оркестра Большого т-ра, прогрессивная часть профессуры и студентов орк. ф-та Моск. консерватории. Работу П. возглавлял Художеств. совет, избиравшийся из состава его участников. В основу деятельности оркестра было положено обновление методов симф. исполнения, опиравшееся на творч. активность участников ансамбля. Новаторством было и применение камерно-ансамблевых методов репетиционной работы (вначале по группам, а затем всем оркестром). В свободных творч. дискуссиях участников П. вырабатывались общие эстетич. установки, затрагивались вопросы муз. интерпретации, развития техники игры на инструментах и ансамблевого исполнения. Это оказало большое влияние на развитие ведущих моск. школ игры на смычковых и духовых инструментах, способствовало поднятию уровня оркестровой игры. Еженедельные абонементные концерты П. (с 1925) с разнообразными программами (в них большое место отводилось новинкам совр. музыки), в к-рых солистами были крупнейшие заруб. и сов. артисты (Ж. Сигети, К. Цекки, В. С. Горовиц, С. С. Прокофьев, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, М. В. Юдина, В. В. Софроницкий, М. Б. Полякин, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, В. В. Барсова и др.), стали важнейшим компонентом муз.-культурной жизни Москвы. П. выступал в крупнейших конц. залах, давал также концерты в рабочих клубах и домах культуры, на заводах и фабриках, выезжал на гастроли в др. города Сов. Союза. По примеру П. оркестры без дирижёра были организованы в Ленинграде, Киеве, Харькове, Воронеже, Тбилиси; подобные оркестры возникали и в нек-рых заруб. странах (Германии, США).

П. сыграл заметную роль в приобщении широких кругов слушателей к сокровищам мировой муз. культуры. Тем не менее идея оркестра без дирижёра не оправдала себя. В 1932 П. прекратил своё существование. Недолговечными оказались и др. оркестры без дирижёра, созданные по его образцу.

В 1926-29 в Москве издавался журн. "Персимфанс".

Литература: Цуккер A., Пять лет Персимфанса, М., 1927.

И. М. Ямпольский.

Персингер Л.

Персингер Л. (Persinger) Луис (11 II 1887, Рочестер, Иллинойс - 31 XII 1966, Нью-Йорк) - амер. скрипач и педагог. С 6 лет учился игре на фп., с 10 лет - на скрипке. В 1900-04 занимался по классу скрипки у X. Беккера в Лейпцигской консерватории; изучал дирижирование под рук. А. Никита. Совершенствовался как скрипач у Э. Изаи в Брюсселе (1905-08) и у Ж. Тибо в Париже (1909). Гастролировал в странах Зап. Европы (1909-11) и в США (1912-13). Был концертмейстером Берлинского филармонич. (1914-15) и Сан-Францисского симф. (1915-17) оркестров. В 1916-28 рук. Об-ва камерной музыки Сан-Франциско, исполнял партию 1-й скрипки в оркестре этого об-ва. В 1929-30 преподавал в Кливлендском ин-те музыки. С 1930 до конца жизни рук. кафедры камерной музыки и класса мастерства (преемник Л. С. Ауэра) в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке. Ученики П. (И. Менухин, И. Стерн, Р. Риччи, К. Уикс, Г. Бустабо и др.) уже в юном возрасте проявляли блестящее виртуозное мастерство и артистизм. Выступал с учениками в качестве пианиста-аккомпаниатора. П. принадлежат транскрипции, обр. и ред. скр. пьес.

Сочинения: Why the violin?, N. Y., 1965.

И. M. Ямпольский.

Пертиле А.

Пертиле А. (Pertile) Аурелиано (9 XI 1885, Монтаньяна, Падуя - 11 I 1952, Милан) - итал. певец (тенор). Учился у В. Орефиче и А. Фугаццолы, совершенствовался у М. Баваньоли. Дебютировал в 1911 в Милане (партия Лионеля, "Марта" Флотова, т-р "Виченце"). Затем выступал во мн. оперных т-рах Италии, в т. ч. в "Даль Верме" (Милан), "Сан-Карло" (Неаполь). С 1916 пел в "Ла Скала" в Милане (гл. обр. в спектаклях под упр. А. Тосканини). С 1918 много гастролировал - в Буэнос-Айресе (т-р "Колон", 1918, 1929), Нью-Йорке ("Метрополитен-опера", 1921-22), Лондоне ("Ковент-Гарден", 1928, 1929, 1931). С 1946 преподавал. Один из лучших оперных певцов 20 в., П. обладал высокой вок. техникой, голосом, исключительно богатым тембровыми красками. Особый успех имели созданные им драм. образы (Манрико, Отелло, Радамес); исполнял и лирич. партии (Фауст в опере "Мефистофель" Бойто, Лоэнгрин). Среди др. партий - Ричард, Альваро ("Бал-маскарад", "Сила судьбы" Верди), Альфред, Хозе, Герцог, Каварадосси, Пинкертон; де Грие ("Манон Леско" Пуччини), Вертер, Лоэнгрин, Нерон ("Нерон" Бойто), Самозванец.

Литература: Ла Скала, (автор текста И. Константинова, Л. Тарасов), (Л.), 1977, с. 91-92; Silvestrini D., I tenori celebri: A Pertile e il suo metodo di canto, Bologna, 1932; Lauri-Volpi G., Voci parallele, (Mil., 1955) (рус. пер. - Лаури-Вольпи Д ж., Вокальные параллели, М., 1972, с. 177-79); Celletti R., Aureliano Pertile, Mil., 1955.

Л. Б. Римский.

Перуанская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Перхули

Перхули - перхиса, перхисули, - хоровод, один из древнейших груз. танцев, как правило, в сопровождении хора. Способ исполнения П. одинаков во всех областях его бытования: сольный запев, подхватываемый хором. Существуют два вида П.: культовые и плясовые. В старину П. танцевали во время представлений берикаоба, груз. импровизац. нар. театра масок. Культовые П. исполнялись во время свадебных и похоронных обрядов, на празднествах в честь к.-л. божества. Этот вид П. сохранился до 20 в. в вост. р-нах Грузии. П. ритуального назначения обычно трёхдольны, имеют синкопированный ритмич. рисунок, в наиболее древних образцах - неквадратное строение. Однако встречаются и П. квадратного строения, с чётным количеством фраз. Квадратность, как правило, является признаком более поздних наслоений. Плясовые П. имеют двудольный метр и квадратную структуру. Характерно интонац. и ритмич. варьирование мелодии. Типична последовательность хореической и ямбической ритмич. фигур.

В процессе исполнения темп П. изменяется от медленного к очень быстрому, при этом трёхдольный размер иногда переходит в двудольный. Особый вид П.- т. н. двух- и трёхъярусные, или двух- и трёххорные - корбегела, или земкрело.

Т. Л. Ляхова.

Песня

Статья большая, находится на отдельной странице.

Песня без слов

Песня без слов (нем. Lied ohne Worte, франц. romance sans paroles или chanson sans paroles, англ. song without words) - небольшая инстр., преимущественно фп., пьеса лирич. характера, в к-рой ясно выделяются напевная мелодия и сопровождение. Название впервые применил Ф. Мендельсон-Бартольди, в 1830-45 создавший 48 П. б. с. для фп. (были изданы в 8 тетрадях по 6 пьес в каждой). Эти пьесы, предназначавшиеся для домашнего музицирования, просты по форме; зачастую, как в песне для голоса с фп., в начале и в конце каждой пьесы звучит одно сопровождение. Прообразами П. б. с. Мендельсона были лирич. фп. пьесы Л. Бергера и И. Мошелеса. Позднее П. б. с. создавались многими композиторами. Из двух фп. "Песен без слов" П. И. Чайковского особенно популярна первая (ор. 2 No 3), исполняющаяся во всевозможных переложениях, в т. ч. для скрипки и фп. П. б. с. писались и в 20 в., в числе их авторов - композиторы разл. направлений, включая А. Шёнберга (6-я ч. "Серенады" ор. 24, 1923). Изредка название "П. б. с." применяется к вок. соч. типа вокализа, сольным и хоровым ("Песня без слов" Р. Харриса для хора и 2 фп., 1922).

Литература: Kahl W., Zu Mendelssohns Liedern ohne Worte, (ZfMw", 1920/21, Jahrg. 3; его же, Aus der Frьhzeit des lyrischen Klavierstьckes, ZfM, 1922, Jahrg. 89; Sibenkдs D., Zur Vorgeschichte der Lieder ohne Worte von Mendelssohn, "Mf", 1962, Jahrg. 15.

Петелин-Галлус Я.

Петелин-Галлус Я. (Petelin-Gallus) Якоб - см. Галлус Я.

Петербургская школа

Петербургская школа - условное определение, к-рым охватывается творчество группы рус. композиторов, связанных с "Могучей кучкой" и Беляевским кружком. В кон. 19 в. центром П. ш. становится Петерб. консерватория, где преподавал Н. А. Римский-Корсаков. Его творч. принципы и методы оказывали большое влияние на формирование обучавшихся здесь молодых композиторов. К виднейшим представителям П. ш. принадлежали старшие ученики Римского-Корсакова, авторитетные педагоги А. К. Лядов и А. К. Глазунов. П. ш. противопоставлялась московская школа, возглавлявшаяся П. И. Чайковским и С. И. Танеевым, но различие между ними касалось не коренных идейно-эстетич. основ творчества, а более частных моментов в стилистич. ориентации, в отношении к классич. наследству и разным течениям заруб. музыки того времени. В значит. степени оно было связано с особенностями индивидуального склада композиторов, представлявших эти школы. Петерб. и моск. школы находились в русле передового реалистич. направления рус. музыки, развивавшего традиции основоположника отечеств. муз. классики М. И. Глинки. Уже в сер. 80-х гг. проявляется тенденция к их сближению. Глазунов под влиянием встреч и бесед с Танеевым пересмотрел нек-рые из взглядов, воспринятых им от своих учителей М. А. Балакирева и Римского-Корсакова. Впоследствии он писал о большом влиянии Чайковского на формирование его симф. мастерства. С течением времени разногласия между московской и П. ш. сглаживались и теряли свою остроту. Это проявилось, в частности, в высокой оценке петерб. музыкантами зрелых произв. Танеева, к-рый в 90-х гг. устанавливает дружеств. отношения с композиторами, группировавшимися около Римского-Корсакова. Стремление к синтезу принципов обеих школ было характерно для мн. композиторов, выдвинувшихся на рубеже 19-20 вв., среди них - А. С. Аренский, А. Т. Гречанинов, M. M. Ипполитов-Иванов, Вас. С. Калинников, отчасти С. В. Рахманинов.

Литература: см. при статьях "Могучая кучка", Беляевский кружок.

Ю. В. Келдыш.

Петербургское общество камерной музыки

Петербургское общество камерной музыки (до 1878 - Санктпетербургское общество квартетной музыки). Осн. в Петербурге в 1872 Е. К. Альбрехтом (пред. об-ва до 1894; в 1894-1904 об-во возглавлял М. П. Беляев). Целью об-ва являлась пропаганда рус. камерной музыки. В 1890-1917 при П. о. к. м. существовал постоянный струн. квартет под рук. В. Г. Вальтера, устраивались закрытые собрания, публич. концерты ("Русские камерные вечера"; ежегодно ок. 30 закрытых и 5 публич. концертов). Для поощрения творчества рус. композиторов в области камерной музыки об-во организовывало конкурсы на сочинение трио, квартетов, квинтетов. В течение ряда лет жюри конкурсов возглавлял Н. А. Римский-Корсаков. Почётными членами П. о. к. м. были Л. С. Ауэр, А. К. Глазунов, А. И. Зилоти, А. К. Лядов, Э. Ф. Направник, С. И. Танеев и др. Издавались ежегодные отчёты. Об-во существовало до 1917.

И. М. Ямпольский.

Петербургское филармоническое общество

Санктпетербургское филармоническое общество - одно из старейших рус. муз. обществ. Осн. в Петербурге в 1802 по инициативе неск. музыкантов придв. театр. оркестра и любителей классич. музыки, собиравшихся на муз. вечера у придв. банкира А. А. Раля. Целью П. ф. о. являлась популяризация классич. ораториальной и симф. музыки, а также оказание помощи семьям умерших музыкантов имп. т-ров. Гл. учредителями об-ва стали камер-музыканты Д. Бахман, А. Булант, историк, литературовед и библиограф Ф. А. Аделунг и Раль. Первыми директорами П. ф. о. были избраны скрипачи И. Мазнер и Н. Г. Поморский, виолончелист Д. Бахман, флейтист Ф. Михель и фаготист А. Булант; среди почётных директоров - Мих. Ю. Виельгорский. Согласно уставу об-ва (опубл. в 1807) в действит. члены принимались исключительно артисты оркестра имп. т-ров. П. ф. о. ежегодно устраивало 1-4 концерта, сборы с к-рых составляли пенсионный фонд (т. н. Касса музыкантских вдов). На первом концерте 24 марта 1802 была исполнена оратория "Сотворение мира" Й. Гайдна. За период 1802-1902 было проведено 205 концертов, отличавшихся содержательностью программ и высоким художеств. уровнем исполнения. На этих концертах прозвучали оратории Гайдна, Г. Ф. Генделя, Л. Бетховена, Л. Керубини, Ф. Мендельсона, симфонии Бетховена (в т. ч. 9-я, 1836), Гайдна, В. А. Моцарта, произв. К. М. Вебера, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, М. И. Глинки и др. В 1824 здесь впервые была полностью исп. Торжественная месса (Missa solemnis) Бетховена. В концертах принимали участие выдающиеся инструменталисты, певцы, Придв. певч. капелла; оркестром дирижировали А. Парис, К. Ф. Альбрехт, Берлиоз, Л. Маурер, К. Б. Шуберт, Вагнер, X. Бюлов, К. Н. Лядов, А. Г. Рубинштейн, Э. Ф. Направник, К. Ю. Давыдов и др. В 1870 и 1880 об-во провело 3 историч. концерта (от ср.-век. музыки и старинных нар. песен до произв. Глинки, Шумана, Берлиоза, Вагнера и Листа). Концерты давались об-вом систематически до нач. 1890-х гг. Деятельность П. ф. о. имела большое муз.-просветит. значение. Почётными членами его были мн. выдающиеся рус. и заруб. музыканты: Д. С. Бортнянский, О. А. Козловский, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Д. Улыбышев, М. Д. Резвой, А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, К. Ю. Давыдов, Л. С. Ауэр, Г. Венявский, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, А. Вьётан, Й. Гайдн, Л. Керубини, Ф. Лист, Дж. Мей-ербер, Дж. Филд и др. Глинка посв. П. ф. о. испан. увертюру "Ночь в Мадриде" (1851).

Литература: Альбрехт Е., Общий обзор деятельности высочайше утвержденного С.-Петербургского Филармонического общества с приложениями и с проектом изменения его устава, СПВ, 1884; 100-летний юбилей С.-Петербургского филармонического общества, (СПБ, 1902).

И. М. Ямпольский.

"Петерс К. Ф."

"Петерс К. Ф." ("Peters С. F.") - нем. муз. изд-во. Ведёт начало от "Bureau de musique", осн. P. Хофмайстером и А. Кюнелем в 1800 в Лейпциге. В 1814 наследники Кюнеля продали изд-во вместе с нотопечатней и магазином музыкальных инструментов К. Ф. Пе-терсу; изд-во стало называться "Bureau de musique von C. F. Peters" и значительно расширило свою деятельность. В 1828 дочь К. Ф. Петерса продала изд-во К. Г. Бёме, после чего оно неоднократно переходило от владельца к владельцу, сохранив своё название. В 1860-е гг. приобрело междунар. известность благодаря дешёвым изданиям муз. классики. В 1860 изд-во было куплено Ю. Фридлендером, а с 1863 совладельцем и рук. стал М. Абрахам, к-рый создал фирму "Изд-во Петерс" ("Edition Peters"), присоединив к нему изд-ва Вистлинга и Фриделя (1876), Кёрнера (1886) и др. Наряду с изданием соч. классиков фирма стала выпускать уч.-педагогич. лит-ру, а также произв. совр. композиторов. В 1893 Абрахам основал в Лейпциге науч. публич. Музыкальную б-ку Петерса (организатор Э. Фогель), издававшую с 1894 "Ежегодник музыкальной библиотеки Петерса". После смерти Абрахама изд-во возглавил Г. Хинриксен, в 1917 купивший также изд-во Ридера-Бидермана и после 1-й мировой войны 1914-18 приобретший права на издание произв. X. Вольфа, М. Регера и Р. Штрауса. В 1939 фирма перешла к И. Петшуллю, к-рый также присоединил к осн. фирме ряд изд-в. В 1949 изд-во "К. Ф. Петерс" было национализировано и продолжало деятельность в Лейпциге. Одним из важных видов работы изд-ва является выпуск дешёвых изданий муз. классики 18 и 19 вв. по сохранившимся доскам первоначальной гравировки, а также произв. совр. композиторов. В 1950 во Франкфурте-на-Майне бывшие владельцы изд-ва "К. Ф. Петерс" основали фирму того же названия, кроме того, функционируют два дочерних предприятия этой фирмы, учреждённые сыновьями Г. Хинриксена: с 1938 в Лондоне (фирма "Hinrichsen Edition Ldt" M. Хинриксена, издающая преим. произв. англ. композиторов), с 1948 в Нью-Йорке ("С. F. Peters Corporation").

Я. Л. Суслович.

Петерсон-Бергер У. В.

Петерсон-Бергер У. В. (Peterson-Berger) Улоф Вильгельм (27 II 1867, Уллонгер - 3 XII 1942, Эстерсунд) - швед. композитор, муз. критик, муз. писатель. Чл. Швед. академии музыки (1921). Учился у Ю. Денте и О. Боландера в Стокгольмской консерватории (1886-1889), брал уроки игры на фп. у Г. Шольца и композиции у Э. Кречмара в Дрездене. В 1889-91 был учителем музыки в Умео (Швеция), в 1892-94 преподавал в муз. школе в Дрездене. В 1895-1908 и 1910-30 выступал как муз. критик газ. "Дагенс нюхетер" (под псевд. сначала - t, затем Р.-В.). Его избр. статьи и очерки переиздавались в сборниках в 1923 и 1951. В 1908-10 гл. режиссёр Корол. оперы в Стокгольме, где поставлены все его муз. драмы. П.-Б, - представитель нац. романтизма, последователь идей Р. Вагнера (перевёл его лит. произв. на швед. яз., ставил его оперы). В соч. широко использовал швед. муз. фольклор (на нар. швед. легендах осн. его опера "Арнльот"). 3-я симфония П.-В.- одно из наиболее значит. произв. скандинавского симфонизма.

Сочинения: оперы (муз. драмы; все на собств. либр.; пост. в Стокгольме) - Ран (соч. 1890, пост. 1903), Арнльот (1910), Пророки судного дня (Domedagsprofeterna, 1919), Адильс и Элисив (1927); для орк. - 5 программных симфоний (1903, 2-я ред. 1933; 1910, 1915, 1929, 1933), пьеса Карнавал в Стокгольме (Carnaval in Stockholm); концерт для скр. с орк. (1928); 2 сонаты для скр. и фп. (1887, 1910); для фп. - 3 программных сюиты, в т. ч. Анакреонтическая; кантаты, хоры; более 100 песен с фп. (нек-рые также с орк.).

Литературные сочинения: Svensk musikkultur, Stockh., 1911; Richard Wagner som kulturfцreteelse, Stockh., 1913; Melodins mysterium, Stockh., 1937; Om musik, Stockh., 1942.

Литература: Сar1berg В., Peterson-Berger, Stockh., 1950.

Петипа М. И.

Мариус Иванович (11 III 1818, Марсель- 1(14) VII 1910, Гурзуф) - рус. балетмейстер. По национальности француз. В 1838-46 работал как танцовщик и балетмейстер в Бордо, Нанте, Нью-Йорке, Мадриде. В 1847 был приглашён танцовщиком в Петербург. В 1855-87 преподавал в Петерб. Театр. уч-ще. В 1858 поставил балет "Брак во времена регентства" Пуньи. С 1862 балетмейстер, в 1869-1903 гл. балетмейстер петерб. балетной труппы. Осуществлённые П. постановки многоактных балетов Ч. Пуньи ("Дочь фараона", 1862; "Царь Кандавл", 1868, и др.), Л. Минкуса ("Дон Кихот", 1869; "Баядерка", 1877, и др.) отличались мастерством композиции, стройностью ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий; архитектоника танца уподоблялась структурным формам музыки. Существ. роль в спектаклях П. играла форма дивертисментной сюиты. П. подготовил новый этап развития рус. балета, связанный с обращением к этому жанру П. И. Чайковского и А. К. Глазунова. Вершиной и итогом его деятельности явились постановки балетов "Спящая красавица" (1890) и "Раймонда" (1898). Среди поставленных П. одноактных балетов выделялись "Сон в летнюю ночь" на музыку Мендельсона к комедии Шекспира (1876), "Испытание Дамиса" ("Служанка-госпожа") и "Времена года" Глазунова (оба 1900). П. создал свод правил академич. балетного иск-ва, и лучшие его балетные постановки живут на сценах мира как выдающиеся образцы хореографич. наследия 19 в.; их элементы получают дальнейшее развитие в творчестве мн. совр. балетмейстеров.

Сочинения: Мемуары Мариуса Петипа..., СПБ, 1906; Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания, Статьи, (Л., 1971).

Литература: Плещеев A., M. И. Петипа (1847-1907). К шестидесятилетию его службы на сцене имп. театров, СПБ, 1907; Лешков Д., Мариус Петипа (1822-1910). К столетию его рождения, П., 1922; Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.-М., 1963.

В. М. Красовская.

Петков Д.

Димитр (р. 4 V 1919, Смолян) - болг. композитор. Нар. арт. НРБ (1974). Учился композиции в Гос. муз. академии в Софии (окончил в 1952), совершенствовался в 1952-54 в аспирантуре Моск. консерватории под рук. С. С. Скребкова (полифония). В 1946-1952 дирижёр Ансамбля Мин-ва внутр. дел НРБ, в 1954-62 и с 1975 директор Софийской нар. оперы, в 1958-60 преподаватель Болг. гос. консерватории (полифония), в 1969-72 зам. пред. Комитета по делам культуры и иск-ва. С 1972 возглавляет Союз болг. композиторов. Известен как автор хор. песен; П. принадлежат обр. нар. песен, записанных им в Родопах, П. - один из популярных совр. болг. композиторов. Димитровская пр. (1969).

Сочинения: оперетта-Неспокойные сердца (Неспокойни сърца, 1975, София); для солистов, хора и орк. - оратория Рожен спускается с Родопов (Рожен слиза от Родопа, 1968), кантаты Сентябрьская легенда (Септемврийска легенда, 1953), Искры Октября (Искри от Октомври, 1969); хоры; песни.

А. Абаджиев.

Петков Д. Х.

Добрин Христов (р. 24 VIII 1923, Дрезден) - болг. дирижёр. Нар. арт. НРБ (1975). Окончил по классу А. Димитрова Муз. академию в Софии (1950). В 1950-55 дирижёр симф. оркестра и оперного т-ра в Русе. Гл. дирижёр симф. оркестра в Пловдиве (1956-1962 и с 1974) и Софийской нар. оперы (1962-63), дирижёр Софийской филармонии (1963-69). Много гастролировал за рубежом. Для П. характерны тонкое чувство стиля, художеств. вкус, оригинальная интерпретация известных, в т.ч. классич., произв. Исполняет также соч. крупнейших совр. композиторов, среди них - произв. сов. авторов. Димитровская пр. (1962).

Петр В.

Петр В. (Petr) Вацлав (Вячеслав Иванович) (17 II 1848, Опочно - 5 IV 1923, Брно) - чеш. филолог и муз. теоретик. Филологию изучал в Пражском (1869- 1872) и Петерб. ун-тах. Музыкой занимался в Праге под рук. Ф. Скугерского (орган, муз.-теоретич. предметы). С 1873 жил на Украине, преподавал древние языки в гимназиях Киева, Одессы, Каменец-Подольска. С 1885 директор 5-й гимназии и приват-доцент ун-та в Киеве. В 1908-17 профессор Историко-филологич. ин-та в Нежине, в 1918-20 - Укр. ин-та в Каменец-Подольске. В 1921 возвратился на родину, был избран почётным профессором ун-та в Брно. Муз.-теоретич. работы П. посв. вопросам антич. теории музыки. Ему принадлежат также муз. произв., в т. ч. хоры.

Сочинения: Элементы античной армоники, "РМГ", 1896, No 10; О мелодическом складе арийской песни. Историко-сравнительный опыт, "РМГ", 1897, No 1-4, то же, СПБ, 1899; О составах, строях и ладах в древнегреческой музыке, К., 1901; Речь и пение. Лингвистическо-музыкальное исследование, К., 1906, и др.

Я. М. Ямпольский.

Петрасси Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Петраускас К.

Кипрас (23 XI 1885, Цейкиняй-Кяйзяй, ныне Игналинский р-н Литов. ССР - 17 I 1968, Вильнюс) - сов. певец (тенор). Нар. арт. СССР (1950). Деп. Верх. Совета СССР 2-го и 4-го созывов. Род. в семье органиста. Брат М. Петраускаса. Участник революц. движения 1905-07. Впервые как певец дебютировал в Вильнюсе в опере "Бируте" М. Петраускаса (1906). В 1911 окончил Петерб. консерваторию по классу пения у С. И. Габеля. В 1911-20 солист Мариинского т-ра (ныне Ленингр. т-р оперы и балета), где выступал с выдающимися рус. певцами - Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым, А. В. Неждановой, дирижёром Э. Ф. Направником. В 1920 вернулся в Литву, содействовал основанию литов. нац. оперного т-ра в Каунасе (ныне Литовский театр оперы и балета), солистом к-рого был до 1958. В 1920-40 П. наряду с лирич. партиями (Фауст, Ромео, Альфред; Рудольф - "Богема"; Йонтек - "Галька", и др.) исполнял драматические (Герман, Канио, Гришка Кутерьма, Тангейзер, Отелло и др.). Принимал участие в пост. многих литов. нац. опер, выступал в гастрольных спектаклях за границей (в 1925-28 вместе с Шаляпиным). Исполнил партию Григория ("Тихий Дон"), а также Дмитрия Самозванца ("Борис Годунов"; Гос. пр. СССР, 1951). С 1949 преподавал в Литов. консерватории (с 1951 профессор). П. воспитал многих певцов, среди к-рых - В. Норейка, В. Адамкявичюс, Е. Саулевичюте.

Литература: Sruoga В., Zadеiка V., Kipras Petrauskas, Kaunas, 1929; Kavoliunas V., Gyvenimas, pasvestas dainai, 1963; Mazeika V., Opera, Vilnius, 1967; Гаудримас Ю., Из истории литовской музыки, т. 2, Л., 1972.

Ю. Гаудримас.

Петраускас М.

Микас (13 X 1873, Палуше, ныне Игналинский р-н Литов. ССР - 23 III 1937, Каунас) - литов. композитор, певец (лирич. тенор), муз.-обществ. деятель. Род. в семье органиста. Брат К. Петраускаса. В 1906 окончил Петерб. консерваторию по классу пения у С. И. Габеля. Рук. литов. хорами, написал и поставил первые литов. оперетты ("Трубочист и мельник", "Адам и Ева", 1903). Создал первую литов. оперу "Бируте" (по либр. Г. Ландсбергиса-Жямкальниса, 1906, Вильнюс). Участник революц. движения 1905-1907. В 1906 был вынужден уехать за границу (Швейцария, с 1907 - в США). Написал вторую оперу "Эгле - королева ужей" (на собств. либр., 1918, США), основал рабочие хоры, муз. школы. В 1920 вернулся в Литву, выступал в концертах с братом. В 1922-23 и 1926-28 снова жил в США, с 1928 - в Каунасе. Наряду с 2 операми и 20 опереттами П. создал много хор. и сольных песен на слова литов. поэтов, дуэтов, гармонизовал нар. песни. Музыка П. мелодична и проста. Выступал также как публицист.

Литература: Гаудримас Ю. К., Из истории литовской музыки, т. 1, М., 1964.

Ю. Гаудримас.

Петренко Е. Ф.

Елизавета Фёдоровна (23 XI (5 XII) 1880, местечко Ахтырка, ныне Сумской обл. - 26 X 1951, Москва) - сов. певица (меццо-сопрано) и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1944). В 1905 окончила Петерб. консерваторию по классу пения у Н. А. Ирецкой; затем брала уроки пения у К. Ферни-Джиральдони, ритмики и танца - у M. M. Фокина. В 1905-15 солистка Мариинского т-ра, в 1915-17 - Оперной труппы А. Р. Аксарина (на сцене Петрогр. нар. дома), в 1917-19 - Театра муз. драмы, в 1921-22 - Моск. т-ра муз. драмы. Обладала сильным голосом красивого тембра, исполнение П. отличалось высокой одухотворённостью. Партии: Марфа ("Хованщина"), Марина Мнишек; Любаша ("Царская невеста"), Кончаковна, Кармен, Амнерис. Партию Далилы П. готовила в Париже с автором - К. Сен-Сансом. С 1919 занималась педагогич. работой; в 1929-50 преподаватель Моск. консерватории (с 1935 профессор). Среди её учеников - Н. П. Александрийская, С. М. Големба, Н. К. Поставничева, M. M. Рахманкулова, А. С. Свешникова, Н. И. Суховицына. В 1905-15 неоднократно гастролировала в Риме, Лондоне, Париже; принимала участие в спектаклях "Русских сезонов".

В. И. Зарубин.

Петри Э.

Петри Э. (Petri) Эгон (23 III 1881, Ганновер - 27 V 1962, Беркли, США) - нем. пианист и педагог. По национальности голландец. С 5 лет учился игре на скрипке, с 7 лет - на фп. Играл на скрипке в квартете под рук. отца, скрипача Генри П., затем в Дрезденском корол. оркестре. В юности брал уроки фп. игры у Р. Бухмайера и Т. Карреньо. С 1900 учился в Германии у Ф. Бузони (фп.), сыгравшего решающую роль в формировании артистич. личности П. Всю жизнь он оставался последователем художеств. принципов Бузони, что особенно ощущалось в исп. им произв. И. С. Баха и Ф. Листа; воспринял от Бузони стремление к глубине и цельности интерпретаторских замыслов. П. обладал мощной фп. техникой, особенно пальцевой, и плотным полнозвучным туше; игра его отличалась отсутствием внешней эффектности, тонким воспроизведением всех голосов полифонич. ткани. Традиции Бузони сказались и в репертуаре П. (соч. Баха, Листа). Однако в его исп. ощущался оттенок нек-рого академизма, успокоенности (в отличие от темпераментной игры Бузони). С 1914 совм. с Бузони редактировал издания соч. И. С. Баха. Гастролировал с нач. 1900-х гг. во мн. странах мира. П. был одним из крупнейших пианистов своего времени; его конц. деятельность продолжалась более 50 лет. С 1923 многократно концертировал в СССР, оказав заметное влияние на сов. пианизм (в частности, на иск-во Г. Р. Гинзбурга). Был известен как педагог; преподавал в Манчестерском муз. колледже (1905-11), в Базельской консерватории, в Высшей школе музыки в Берлине, вёл летние муз. курсы в Закопане (Польша), во мн. городах США. С 1939 жил в США, в 1940-46 преподавал в Корнеллском ун-те в Итаке, с 1947 - в Миллс-колледже в Калифорнии. П. принадлежит ряд фп. транскрипций органных соч. И. С. Баха.

Д. А Рабинович.

Петридис П. И.

Петридис П. И. (Petridns) Петрос Иоанну (23 VII 1892, Нигде, Турция - 17 VIII 1977, Афины) - греч. композитор, дирижёр, муз. критик. Начальное муз. образование получил в Константинополе. С 1911 изучал юриспруденцию в Париже. Там же брал уроки теории музыки у А. Вольфа, композиции - у А. Русселя (1919). С 1915 выступал как муз. критик. В 1919-1921 преподавал греч. литературу в Сорбонне. С 1922 жил в Афинах. Ладово-интонац. строй ряда соч. П. связан с нар. греч. и старинной византийской музыкой. Чл.-корр. франц. Академии художеств, чл. афинской Академии наук и иск-в (1959).

Сочинения: опера - Зефира (1925, Афины); балет - Коробейник (1943, пост. 1957, Афины); для солистов, хора и орк. - оратория Святой Павел (1951), Византийский реквием (1952); для орк. - 5 симфоний (1928; Лирическая, 1940; Парижская, 1943; Героическая, 1945; 1949), драм. симфония Дигенис Акритас (1939), концерт для большого оркестра (1949), сюиты Греческая (1929), Ионическая (1932); концерты для инструментов с орк. - 2 для фп. (1934, 1936), для 2 фп. (1972), для скр. (1972), для влч. (1936); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1921), струн. квартет (1951); произв. для фп.; песни.

Петриненко Д. И.

Диана Игнатьевна (р. 8 II 1930, с. Белоусовка Полтавской обл.) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1975). В 1955 окончила Киевскую консерваторию, в 1961 - аспирантуру (занималась под рук. М. И. Егоричевой). В 1955-58 солистка капеллы "Думка", с 1962 - Киевской филармонии. В репертуаре певицы оперные арии М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, В. Беллини, Г. Доницетти, романсы С. В. Рахманинова, Э. Грига, Ф. Листа. Исполняет также произв. укр. композиторов А. И. Кос-Анатольского, Ю. С. Мейтуса, Г. И. Майбороды, П. И. Майбороды и др., рус. и укр. нар. песни. Ведёт педагогич. деятельность. С 1961 преподаватель Киевской консерватории. Гос. пр. УССР им. Т. Шевченко (1972). Гастролирует за рубежом (Финляндия, Югославия, Польша, Венгрия, ГДР, Канада, Италия, Нидерланды, Япония).

В. И. Зарубин.

Петров А. В.

Анатолий Викторович (р. 1(14) VII 1913, с. Черкизово, ныне в черте Москвы) - сов. гобоист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1969). Чл. КПСС с 1960. В 1929-34 занимался в Муз. техникуме им. М. П. Мусоргского. В 1979 экстерном окончил Моск. консерваторию. С 1934 артист оркестра Большого т-ра, в 1937-1972 - Гос. симф. оркестра СССР (с 1942 1-й гобоист). Выступал в концертах как солист и в ансамблях со скрипачами Л. Б. Коганом, Г. В. Бариновой, пианисткой М. И. Гринберг. П. первым в СССР ввёл в исполнит. практику гобой франц. системы вместо нем. инструмента. Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1941, Москва). С 1957 преподаёт в Моск. консерватории (с 1980 доцент).

Литература: Юзефович В., Портреты оркестрантов. Анатолий Петров, "СМ", 1973, No 4.

Петров А. П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Петров В. Н.

Владимир Николаевич (р. 6 II 1926, Москва) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. РСФСР (1976). В 1956 окончил Моск. консерваторию по классу пения у С. П. Юдина. В 1945-50 солист воен. ансамбля песни и пляски, с 1956 - Большого т-ра. В 1962-63 стажировался в миланском т-ре "Ла Скала". Партии: Голицын ("Хованщина"), Садко, Гришка Кутерьма, Самозванец, Финн, Дон Карлос; Джалиль ("Джалиль" Жиганова), Пьер и Семён Котко ("Война и мир" и "Семён Котко" Прокофьева), Каховский ("Декабристы" Шапорина) и др. В составе оперной труппы Большого т-ра выступал за рубежом.

Петров В. Р.

Василий Родионович (28 II (12 III) 1875, с. Алексеевка, ныне Харьковской обл. - 4 V 1937, Москва) - сов. певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1933). Юношей пел в церк. хорах, затем работал в укр. оперной труппе Суходольского. В 1902 окончил Моск. консерваторию по классу пения у А. И. Барцала. В том же году дебютировал в партии Мельника в Большом т-ре, где работал до конца жизни. Выдающийся представитель сов. вок. культуры, П. обладал редким по мощности, диапазону и красоте тембра голосом, создавал яркие, глубоко правдивые сценич. образы. В его репертуаре было св. 80 оперных партий, среди к-рых - Кончак, Галицкий, Руслан, Пимен, Досифей; Король Треф ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева, первый исполнитель на моск. сцене, 1927), Мефистофель ("Фауст"), Марсель ("Гугеноты"), Вотан ("Валькирия"). Вёл большую конц. деятельность, участвовал в исп. "Страстей по Матфею" Баха, Реквиема Моцарта, 9-й симфонии Бетховена. В 1925-29 был вок. рук. Оперного т-ра им. Станиславского, в 1935-37 - Оперной студии Большого т-ра. В последние годы жизни преподавал в Моск. муз. техникуме им. Глазунова. Гастролировал за рубежом (Германия, Монте-Карло, Великобритания).

Литература: В. Р. Петров. Сб. статей и материалов, М., 1953.

Петров И. В.

Иван Васильевич (31 V (13 VI) 1906, станция Абрамовка Воронежской обл. - 1 VI 1975, Иваново, похоронен в Москве) - сов. воен. дирижёр, педагог, композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). Генерал-майор (1954). Чл. КПСС с 1928. В 1934 окончил Воронежский муз. техникум по классу трубы у Д. В. Ямпольского, в 1936 воен.-дирижёрский ф-т Моск. консерватории (ученик Г. А. Столярова и Л. П. Штейнберга, у к-рого занимался по симф. дирижированию). С 1936 воен. дирижёр оркестра особой кавалерийской бригады, с 1941 - оркестра Воен.-политич. академии им. Ленина. В 1944-50 нач. Высшего уч-ща воен. дирижёров, в 1950-54 инспектор оркестров Сов. Армии, в 1954-58 нач. воен.-орк. службы Мин-ва обороны СССР, гл. дирижёр Сов. Армии и худ. рук. Отдельного Показательного оркестра Мин-ва обороны СССР. В 1958-63 нач. воен.-орк. службы и худ. рук. оркестра штаба Одесского воен. округа, в 1963-64 - оркестра штаба Сев. группы войск, в 1970-74 гл. дирижёр и худ. рук. Гос. дух. оркестра РСФСР В 1964-75 пред. комиссии дух. музыки Моск. отделения CK РСФСР.

Пропагандист сов. дух. музыки, П. много сделал для развития воен. оркестров Сов. Армии и высшего воен.-муз. образования. Инициатор создания и первый исполнитель 19-й симфонии Н. Я. Мясковского для дух. оркестра. Исполнительскому иск-ву П. свойственны яркая эмоциональность, технич. отточенность, глубина интерпретации. В концертах руководимых им оркестров выступали Л. Н. Оборин, Д. Ф. Ойстрах, С. Т. Рихтер, И. С. Козловский и др. Автор св. 20 маршей. Инструментовал мн. соч. для дух. оркестра. С 1944 вёл педагогич. работу (с 1957 профессор). В 1958-63 преподавал в Одесской консерватории (класс дирижирования), с 1964 - на воен.-дирижёрском ф-те Моск. консерватории. Его ученики - Д. Ю. Тюлин, В. И. Петров, А. В. Мальцев, В. А. Тарасов и др.

Сочинения: Встречные марши; марши - Строевой, Родной край, Русский, Суворовец, Знамя борьбы, Боевые годы (посв. Маршалу Сов. Союза Г. К. Жукову), Украина, Россия, В знак дружбы (Большая золотая медаль фестиваля в Ростоке, ГДР, 1970), Торжественный марш (посв. Н. Я. Мясковскому); песни - Гимн Ленину и др.

Литература: Rунов Б., Мастер военно-духовой музыки, "МЖ", 1976, No 12.

Б. М. Рунов.

Петров И. И.

Иван Иванович (наст. фам. - Краузе) (р. 29 II 1920, Иркутск) - сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1959). В 1943 окончил Моск. муз. уч-ще им. Глазунова по классу пения у А. К. Минеева. Одноврем. с учёбой выступал в спектаклях Ансамбля оперы под рук. И. С. Козловского. В 1943 дебютировал в Большом т-ре, где работал до 1970. Голос П. сильный, бархатного тембра. Певцу присуще большое мастерство сценич. перевоплощения. Партии: Борис Годунов, Кочубей (Гос. пр. СССР, 1950), Досифей (Гос. пр. СССР, 1951), Руслан, Гремин, Кончак, Сусацин; Ерёмка ("Вражья сила"), Мефистофель ("Фауст"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Нилаканта и др. П.- первый исполнитель нa сов. сцене партий Морозко ("Морозко" Красева, 1950), Бестужева ("Декабристы" Шапорина, 1953). Ведёт широкую конц. деятельность. Гастролировал за рубежом (Франция, Великобритания, Югославия, Финляндия, Бельгия, Чехословакия, ФРГ, Румыния, Италия, США, Испания и др.). Снимался в фильмах "Евгений Онегин" и "Всадник без головы".

Сочинения: Мои зарубежные гастроли, "МЖ", 1964, No 13; Миланский дневник, там же, 1965, No 2-3.

Литература: Назаренко И., Иван Петров, М., 1957; Курбатова Е., Иван Петров, "Театральная жизнь", 1962, No 19.

Петров Н. А.

Николай Арнольдович (р. 14 IV 1943, Москва)- сов. пианист. Засл. арт. РСФСР (1975). Внук певца В. Р. Петрова. Окончил Моск. консерваторию в 1967 по классу фп. у Я. И. Зака, в 1969 под его рук. - аспирантуру. Лауреат Междунар. конкурсов пианистов им. В. Клиберна в Форт-Уэрте (США, 1962, 2-я пр.) и им. бельгийской королевы Елизаветы в Брюсселе (1964, 2-я пр.). С 1966 солист Моск. филармонии. Гастролирует за рубежом (Великобритания, Бельгия, Болгария, Нидерланды, Канада, Польша, США, Турция, ФРГ, Япония и др.).

Петров О. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Петров С. В.

Стоян Василев (р. 19 VIII 1916, София) - болг. музыковед. В 1943 окончил Муз. академию в Софии, совершенствовался в аспирантуре Моск. консерватории под рук. Р. И. Грубера (1949-53). В 1945-49 рук. редакции нар. музыки, затем муз. отдела Софийского радио; в 1954-56 нач. Отдела училищ иск-ва Мин-ва культуры Болгарии. С 1956 преподаёт в Болг. консерватории. Секретарь Союза болг. композиторов (1958-62). Автор ряда фундаментальных исследований по истории болг. музыки и фольклора, а также статей по проблемам современного музыкального творчества.

Сочинения: Очерки по история на българската музикална култура, т. 1, София, 1959; Българската народна песен през нековете, София, 1961; За някои нови и неизползвани методически похвати из изследоване музикалния фолклор в България и другите балкански страни, "Българска музика", 1966, No 6; Размисли от едно пътуване в Средна и Западна Европа, там же, 1968, No 5-6, 1969, No 4; Старобългарски музикални паметници, София, 1973 (совм. с X. Кодовым); Народни песни от Барцигово, София, 1976.

Литература: Диева Й., Стоян Петров, "Българска музика", 1976, No 10.

M. M. Яковлев.

Петров Ю. В.

Юрий Владимирович (р. 7 I 1930, Ленинград) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1978). Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1963). Чл. КПСС с 1960. В 1954 окончил Моск. консерваторию у В. П. Степанова, в 1962 - аспирантуру при ней у А. В. Свешникова. С 1949 работал хормейстером в разл. коллективах, в т.ч. в Азерб. т-ре оперы и балета (1955-58). В 1958-65 худ. рук. ансамбля песни и пляски Бакинского воен. округа, с 1965 гл. хормейстер Краснознамённого ансамбля песни и пляски Сов. Армии им. А. В. Александрова. В 1955-65 преподавал хор. дирижирование в Бакинской консерватории (с 1962 зав. кафедрой, доцент).

Петрова Н. К.

Надежда Казаковна (р. 15 VI 1919, с. Шаралдай, ныне Иркутской обл.) - сов. певица (лирич. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1959). Чл. КПСС с 1950. В 1954 окончила Ленингр. консерваторию у Т. А. Докукиной. Принимала активное участие в становлении бурят. муз. т-ра. В 1939-48 и 1954-69 солистка Бурят. т-ра оперы и балета, 1-я исполнительница ряда партий в бурят. операх, в их числе Арюн-Гохоон ("Энхе - Булат-батор" Фролова), Ная ("На Байкале" Книппера), Нансалма ("У истоков родника" Ямпилова), Номин ("Побратимы" Аюшеева). Среди др. партий - Антонида, Татьяна, Иоланта, Снегурочка; Марфа ("Царская невеста"), Маргарита, Чио-Чио-сан. Ведёт педагогич. работу, с 1970 зав. вок. отделением Муз. уч-ща им. П. И. Чайковского в Улан-Удэ.

Петрова Ф. С.

Фаина Сергеевна (1 (13) I 1896, дер. Симбилей, ныне Дальнеконстантиновского р-на Горьковской обл. - 4 IV 1975, Москва) - сов. певица (контральто) и педагог. Засл. арт. РСФСР (1937). В 1914 окончила Моск. консерваторию по классу фп. у А. Б. Гольденвейзера и по классу пения у В. М. Зарудной. В 1918-28 и 1933-49 солистка Большого т-ра; одноврем. в 1919-22 пела в Оперной студии Большого т-ра под рук. К. С. Станиславского. П. обладала сильным сочным голосом грудного тембра. Партии: Графиня ("Пиковая дама"), Любовь ("Мазепа"), Княгиня ("Русалка"), Кончаковна, Лель, Ратмир, Кармен, Амнерис и др. Вела конц. деятельность, участвовала в исп. ораториальных произв., пропагандировала за рубежом соч. рус. и сов. композиторов. В 1928 выступала во Франции, в 1929-33 пела в т-ре "Метрополитен-опера" (США), гастролировала в городах Америки, Канады и европ. стран. В 1926-28 и с 1945 преподавала в Моск. консерватории (с 1945 профессор), в 1952-53 зав. кафедрой сольного пения. Среди её учеников - Л. И. Галушкина, Н. С. Исакова, А. К. Матюшина.

Петрова-Воробьёва А. Я.

Петрова-Воробьёва А. Я. (по мужу - Петрова, урожд. Воробьёва) Анна Яковлевна (2 (14) II 1817, по уточнённым данным, Петербург - 13 (26) IV 1901, там же) - рус. певица (контральто). Училась в Петерб. Театр. уч-ще, вначале в балетном классе Ш. Дидло, затем в классе пения у П. А. Сапиенцы, позже у К. А. Кавоса. Брала также уроки у М. И. Глинки. В 1833, ещё будучи ученицей театр. уч-ща, выступила на сцене в партии Пиппо ("Сорока-воровка" Россини). В 1835-50 солистка Петерб. оперного т-ра (последнее выступление состоялось в 1846, но и последующие годы она числилась в труппе). С успехом исполняла партии в операх итал. композиторов: Арзаче, Танкред ("Семирамида", "Танкред" Россини), Ромео ("Капулетти и Монтекки" Беллини) и др. Её выдающиеся достижения на оперной сцене связаны с операми Глинки. Была первой исполнительницей партии Вани, создала яркий образ Ратмира. Голос, большую музыкальность, сценич. обаяние артистки высоко ценил Глинка (проходил с певицей партию Вани, написал для неё в 1837 сцену Вани "У монастыря"). Обладала полнозвучным, бархатистым голосом, ровным во всех регистрах и колоратурной техникой. В. В. Стасов писал: "Голос Воробьёвой был один из самых необычайных, изумительных контральто в целой Европе: объём, красота, сила, мягкость - всё в нём поражало слушателя и действовало на него с неотразимым обаянием". Благодаря задушевному, страстному пению, полной драматизма игре, тщательной и обдуманной отделке ролей артистка создавала высокохудожеств., правдивые образы. Вместе с мужем - певцом О. А. Петровым, она способствовала утверждению принципов реализма на рус. оперной сцене.

Сочинения: По поводу 500-го представления "Жизни за царя" 27-го ноября 1879 г. Воспоминания, "Русская старина", 1880, т. 27, март.

Литература: Глинка М., Записки, "Русская старина", 1870, т. 1-2; М. И. Глинка. Литературное наследие, т. 1, М.-Л., 1952; Стасов В. В., Ещё несколько слов по поводу А. Я. Петровой-Воробьевой, "Новости и биржевая газета", 1901, 16 апр.; его же, О.А.Петров, Избранные сочинения, т. 1, М., 1952, с. 284-86; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Очерк, Л., 1959; его же, Русский оперный театр XIX века. 1836-1856, Л., 1969; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1, вып. 1-2, т. 2, вып. 3-4, М., 1966-73 (вып. 1 совм. с Протопоповым В. В.).

А. П. Григорьева.

Петрова-Званцева В. Н.

Петрова-Званцева В. Н. (урожд. Петрова) Вера Николаевна (31 VIII (12 IX) 1876, Саратов - 11 II 1944, Москва)- сов. певица (меццо-сопрано), педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1931). В 1897 окончила Моск. консерваторию по классу пения у В. М. Зарудной. Как конц. певица впервые выступила в 1891; на оперной сцене с 1897. Пела в Тбилисском оперном т-ре (1898-1900), в Московской частной русской опере (1900-04), в Оперном театре Зимина (1905-18, с перерывами). Обладала голосом широкого диапазона (as-h 2), большой силы и необычайной лёгкости; отличалась ярким драм. талантом и темпераментом, искусством перевоплощения. В обширном репертуаре певицы были самые разнохарактерные партии; наиболее близки П.-З. сильные, драм. образы (Кармен, Далила; Груня в опере "Вражья сила"). Одна из лучших исполнительниц партий в операх Н. А. Римского-Корсакова. Среди партий: Кащеевна ("Кащей бессмертный", первая исполнительница, 1902), Любава; Морена ("Млада" Римского-Корсакова), Ганна, Лель, Ваня; Марфа ("Хованщина"), Любаша ("Царская невеста"), Рогнеда ("Рогнеда" Серова), Любовь ("Мазепа"), Иоанна; Шарлотта ("Вертер"), Амнерис. В сезонах 1908/09 и 1911/12 выступала с концертами в Берлине (исполняла произв. рус. композиторов). Оперную сцену оставила в 1922. В 1916-32 профессор Моск. консерватории.

Литература: "Русский артист", 1908, No 3, с. 36-38; Василенко С., Страницы воспоминаний, М.-Л., 1948, с. 144-47; Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 1-2, М., 1953-54; Гозенпуд A., Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917, Л., 1975.

Петрович Э.

Петрович Э. (Petrovics) Эмиль (р. 22 II 1930, Надьбечкерек, ныне Зренянин, Югославия) - венг. композитор. С 1941 живёт в Будапеште. Учился у Ф. Фаркаша (композиция) в Высшей муз. школе им. Ф. Листа (1951-57). Был муз. рук. Т-ра им. Ш. Петёфи (1960- 1964). С 1964 преподаёт муз.-теоретич. предметы и композицию в Высшей театр. школе, позднее - в Высшей муз. школе (с 1969 профессор). Дебютировал в сер. 50-х гг. (концерт для флейты с оркестром, 1954; струн. квартет, 1958); для этих соч., как и для более позднего творчества, характерны ясность мелодич. мышления, уравновешенность формы, искусное владение инстр. красками, тяготение к свободному полифонич. письму. Наиболее значительны его оперы, в т. ч. "Такова война" - на совр. антифаш. тему, "Преступление и наказание" (по P. M. Достоевскому). Среди др. произв. - кантата для хора и оркестра (на сл. Петёфи и совр. венг. поэта Д. Ийеша). Для соч. П. характерны демократич. направленность, психологич. заострённость образов, совр. техника муз. письма, тщательность отделки деталей. Премии им. Эркеля (1960, 1963), Кошута (1966).

Сочинения: оперы - Такова война (C'est la guerre, одноактная, 1962, Будапешт), Лисистрата (по Аристофану, конц. исп. 1962; пост. 1971, Будапешт), Преступление и наказание (1969, Будапешт); для солистов, хора и орк. - оратория Книга Ионы (1966), кантата Пусть паду я там (Ott essem el йn, для муж. хора и орк., 1972); концерт для флейты с орк. (1957); Симфония для струнных (1964); дух. квинтет (1964); 4 автопортрета в масках для чембало (1958); хоры; песни; музыка для драм. т-ра, радио, кино (более 20 фильмов).

Литературные сочинения: M. Ravel, Bdpst, 1959.

Литература: Feuer M., 88 muzsikus muhelyйben, Bdpst, 1972; Contemporary Hungarian Composers, Bdpst, 1974; Fodor G., Zene йs drбma, Bdpst, 1974; Balassa I., Gбl Gy. S., Operбk kцnyve, (2 kiad), Bdpst, 1975.

П. Ф. Вейс.

Петровский А. Ю.

Александр Юрьевич (р. 30 VIII (12 IX) 1908, Екатеринослав, ныне Днепропетровск)- сов. дирижёр и педагог. Нар. арт. УССР (1973). Чл. КПСС с 1953. В 1941 окончил Моск. консерваторию по классу дирижирования у П. Г. Чеснокова, в 1951 - аспирантуру при Киевской консерватории по оперно-симф. хор. дирижированию (рук. А. И. Климов). В 1938-44 худ. рук. и гл. дирижёр хора Всесоюзного радиокомитета, в 1944-46 худ. рук. капеллы "Думка". В 1947-57 гл. хормейстер (и дирижёр) оперной студии Киевской консерватории, в 1952-54 - Укр. т-ра оперы и балета. С 1944 преподаватель, с 1970 зав. кафедрой дирижирования Киевского педагогич. ин-та (с 1972 профессор).

И. М. Лысенко.

Петровский Е. М.

Евгений Максимович (1873, Петербург - 16 II 1919, Петроград) - рус. муз. критик. Окончил Петропавловское коммерч. уч-ще. Музыкой занимался самостоятельно. В 1894-1912 один из осн. сотрудников редакции "Русской музыкальной газеты". П. написаны мн. статьи (нек-рые за подписью: Е. П-ский, Е. П.), библиографич. и нотографич. заметки, среди них выделяются очерк "О тематизме" (1898, No 8), "Тематический анализ оперы "Садко"" (1898, No 9), "Взгляды Ганслика на национальное в музыке" (1889, No 47-51), статьи, посв. оперным спектаклям Мариинского т-ра (особенно пост. опер Р. Вагнера). П. принадлежит сценарный план оперы "Кащей бессмертный" Римского-Корсакова на сюжет сказки П. "Иван Королевич" (текст либр. создан композитором).

Сочинения: Новый русский балет "Раймонда" А. К. Глазунова, "РМГ", 1898, No 1; "Тристан и Изольда" Вагнера, там же, 1898, No 2; Фридрих Сметана, там же, 1898, No 12; "Лоэнгрин" Вагнера, там же, 1900, No 35-38; "Иоланта" Чайковского, там же, 1900, No 29-30; Обновление "Бориса", там же, 1904, No 47-50; "Золото Рейна" (Вагнера), там же, 1905, No 51-52; О балетной музыке А. Глазунова, там же, 1907, No; 1; "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", там же, 1907, No 7, 8, 11; Камерная музыка в России, там же, 1909, No 49-50.

Литература: Римский-Корсаков H. A., Летопись моей музыкальной жизни, СПБ, 1909, М., 1955; его же, Письма к Е. Петровскому, "СМ", 1952, No 12.

И. М. Ямпольский.

Петровский театр

Петровский театр - рус. т-р. Построен в 1780 в Москве (проект арх. X. Розберга); принадлежал антрепренёру M. E. Медоксу. П. т. выходил главным фасадом на улицу Петровку, в связи с чем и получил своё название. По вместимости (ок. 1000 мест) П. т. был одним из самых больших в мире и относился к типу гор. публич. театр. заведений. Имел партер, 3 яруса лож и галерею. Ложи абонировались на год знатными дворянами. Остальные места предназначались для смешанной аудитории, в т. ч. купцов, разночинной интеллигенции, учащихся. Позднее к т-ру был пристроен маскарадный зал (Ротонда), вмещавший до 2 тыс. чел. Наряду с драм. спектаклями здесь ставились оперы и балеты. С П. т. связано становление и развитие доглинкинской рус. оперы. В репертуар П. т. входили произв. рус. композиторов - "Мельник - колдун, обманщик и сват" Соколовского, "Санктпетербургский гостиный двор" Матинского, "Несчастье от кареты", "Скупой" Пашкевича и др., а также оперы В. А. Моцарта, П. А. Монсиньи, Л. Керубини, Э. Мегюля и др. В 1789 П. т. перешёл в ведение Опекунского совета. В 1805 т-р сгорел. В 1825 на его месте было построено здание Большого театра (Большой Петровский т-р).

Литература: Чаянова О., Театр Маддокса в Москве, М., 1927; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958.

M. M. Яковлев.

Предыдущая страница Следующая страница