Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 9, "ПОЛ"-"ПОР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 9, "ПОЛ"-"ПОР")

Полякин М. Б.

Мирон Борисович (31 I (12 II) 1895, Черкассы - 21 V 1941, Москва) - сов. скрипач и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1940). С детских лет обучался игре на скрипке у отца - дирижёра и скрипача, затем в 1904-08 - в муз.-драм. школе H. В. Лысенко у E. H. Вонсовской (ученицы P. Лауба). В 1908 поступил в Петерб. консерваторию в класс Л. С. Ауэра, под рук. к-рого занимался до 1918. В 1909 дал первый самостоят. концерт в Петербурге. С 1914 начал систематич. конц. деятельность. Мировую известность принесла П. гастрольная поездка (Зап. Европа и США, 1918-26). С 1927 П. жил в СССР; здесь его исполнительский талант достиг расцвета. С 1928 профессор Ленинградской, с 1936 - Моск. консерваторий, где у него совершенствовался ряд сов. скрипачей (М. И. Фихтенгольц, Е. Г. Гилельс, М. С. Козолупова и др.). Наряду с Я. Р. Хейфецем, М. С. Эльманом и Е. А. Цимбалистом П. - выдающийся представитель т.н. петербургской школы Ауэра, утвердившей мировое значение рус. скрипичного иск-ва. Романтич. взволнованность чувств, теплота и глубоко эмоциональное истолкование произв. сочетались в исполнении П. с тонким изяществом и виртуозным блеском. Его крупнейшие достижения: "Чакона" Баха, концерты Л. Бетховена, И. Брамса, Ф. Мендельсона, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, "Поэма" Шоссона, "Крейцерова соната" Бетховена, сонаты Брамса и С. Франка. Прославился исполнением пьес Чайковского, полонезов Венявского, "Испанских танцев" Сарасате. В интерпретации этих произведений развивал традиции русского исполнительского искусства. П. оказал глубокое влияние на формирование советского скрипичного искусства.

Литература: Ямпольский И., Мирон Полякин. (К 5-летию со дня смерти), "СМ", 1946, No 7; Нейгауз Г., Вспоминая Мирона Полянина, там же, 1961, Nо 6; Rаабен Л., Мирон Полякин, М., 1963.

И. М. Ямпольский.

Поляков В. Л.

Валерий (Валерьян) Леонидович (И (24) X 1913, Орёл - 17 I 1970, Кишинёв) - сов. композитор и дирижёр. Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1960). В 1928-34 учился в Харьковском муз. уч-ще по классу кларнета, а также по классу композиции в Харьковском муз.-драм. ин-те. С 1937 - в Молдавии. Зав. муз. частью Муз.-драм. т-ра. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 - в Сов. Армии, затем до 1951 жил в Риге. Музыкальный редактор и дирижёр оркестров Молд. радио (1951-54), дирижёр ансамбля танца "Жок" (1955-57), джаза "Букурия" (1965 - 1966). В 1952-55 ответственный секретарь CK Молдавской ССР.

Сочинения: опера - Ынкотро? (Куда?, либр. Г. Г. Димитриу, 1969); балеты - Иляна (1936), Легенда о зодчем (совм. с В. Ф. Сливинским, 1959, Молд. т-р оперы и балета), В Элладе (1961); для солистов, хора и орк. - оратория Песня зари (с балетом, 1964, Молд. т-р оперы и балета), кантата Ода партии (1962), поэма Бунэ диминяца (С добрым утром, 1963); для орк. - 7 симфоний (1944; с хором - 1947; Чкалов, 1950; 1958; Героико-фантастическая, 1961; 1964; 1966), симфониетта Вешний сад (памяти В. И. Ленина, 1969), поэмы, увертюры, Concerto rustico (1963); концерты для инструмента с орк. - 2 для фп. (1948, 1955), для скр. (1953), для влч. (1960); камерно-инстр. ансамбли - Новеллета (1962) и 3 пьесы памяти С. С. Прокофьева (1962, для скр. и фп.), Баллада для влч. и фп. (1963), струн. квартет (1965); для голоса и фп. - романсы, песни, обр. молд. нар. песен; музыка к драм. спектаклям и фильмам.

Литература: Абрамович E., Валерий Поляков, в сб.: Композиторы Советской Молдавии, Киш., 1967; Столяр З., В. Л. Поляков, в его кн.: Молдавская советская симфония, Киш., 1967.

Г. С. Чайковский.

Поляков П. А.

Пётр Андрианович (2 (15) XI 1907, Одесса - 5 X 1973, Киев) - сов. композитор и дирижёр. Засл. арт. УССР (1946). Чл. КПСС с 1940. В 1926-1929 учился на дирижёрско-композиторском ф-те Одесской консерватории. В 1931 окончил Киевский муз.-драм. ин-т по классам композиции у Б. Н. Лятошинского и дирижирования у В. В. Бердяева. С 1933 дирижёр и худ. рук. симф. оркестра Укр. радио (Киев), в 1953-1956 - Гос. симф. оркестра УССР. В 1956-61 дирижёр и зав. муз. частью Киевского т-ра муз. комедии.

Сочинения: муз. комедия - Кого я кохаю (Кого я люблю, 1959, Киевский т-р муз. комедии); кантаты - Живи, Украина (1942), Огни коммунизма (1954), Василий Тёркин (1962), Солдату свободы (1971); для орк. - сюиты Танцевальная (1931), Колхозная (1952), Дружба народов (1954), симф. поэма (1967), Рапсодия-фантазия (1970); произв. для дух. орк., для орк. нар. инструментов; квартет (1954); хоры, романсы, обр. укр. нар. песен; музыка для драм. т-ра, кино.

Полякова Л. В.

Людмила Викторовна (р. 4 XI 1921, Ростов-на-Дону) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1955). В 1948 окончила теоретико-композиторский ф-т Моск. консерватории у Р. И. Грубера; в 1953 - под его рук. аспирантуру. В 1950-52 преподавала в консерватории. В 1953-60 зав. отделом редакции журн. "Советская музыка". С 1961 ст. науч. сотрудник Всесоюзного н.-и. ин-та искусствознания (быв. Ин-т истории иск-в Мин-ва культуры СССР). Осн. работы П. посв. творчеству сов. композиторов, гл. обр. оперному, а также муз. иск-ву социалистич. стран Европы. Ред.-составитель сб. "Из истории музыки социалистических стран Европы" (М., 1975).

Сочинения: "Картинки с выставки" М. Мусоргского. Пояснение, М.-Л., 1951, М., 1960; Молодежь оперной сцены Большого театра, М., 1952; Воплощение драматического конфликта в операх "Семья Тараса" и "Молодая гвардия", в сб.: Советская музыка. Теоретические и критические статьи, М., 1954; Две оперы Дм. Кабалевского, там же, М., 1956; Вокальный цикл Д. Шостаковича "Из еврейской народной поэзии", М., 1957; 1971; Некоторые вопросы драматургии советской оперы, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; "Война и мир" С. С. Прокофьева, М., 1960, 1971; Soviet music, Moscow, (1960, то же на франц. яз.); Вокальные циклы Г. В. Свиридова, М., 1961, 1971; Некоторые вопросы творческого стиля Г. Свиридова, в сб.: Музыка и современность, (вып. 1), М., 1962; Верди и Гутьеррес, "СМ", 1962, No 8; Советская опера, М., 1968; Оперное творчество Леоша Яначека, М., 1968; Чешская революционная музыка межвоенного двадцатилетия, в сб.: Искусство, революцией призванное, (вып. 1), М., 1969; Курские песни Г. Свиридова, М., 1970; Песни румынского революционного подполья, в сб.: Искусство, революцией призванное, вып. 2, М., 1972; "Три жизни", "СМ", 1973, No 3; "Воскресение" Яна Циккера, там же, 1973, No 5; Чешская и словацкая опера XX века, кн. 1, М., 1977.

Полянич А. А.

Поляниченко Александр Александрович (11(23) XII 1895, Путивль - 29 II 1968, Орджоникидзе) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Сев.-Осет. АССР (1947). В 1915 окончил художеств.-промышленное уч-ще в Москве. Был учителем рисования. В 1922-26 учился в муз. техникуме в Ростове-на-Дону (класс скрипки). В 1927-37 скрипач оркестра в Орджоникидзе. В 1934-60 зав. муз. частью Сев.-Осет. муз.-драм. т-ра. Один из организаторов и пред. (1940-48 и 1956-61) CK Сев.-Осет. АССР. Написал св. 60 произв., гл. обр. основанных на осот. муз. фольклоре. Наиболее значит. соч.: опера "Фатима" (1949), увертюра "Ирон" (1948) и "Осетинские танцы" (1954) для оркестра, симф. поэма "Нарты Сослан и Кошер" (1957), струнный квартет (1951), музыка к спектаклям драм. т-ра. Занимался изготовлением скрипок (сделал 103 инструмента), нек-рые из них были отмечены премиями всесоюзных конкурсов мастеров смычковых инструментов. В 1956 скрипка работы П. приобретена для Гос. коллекции в Москве. П. реконструировал также ряд осет. нар. муз. инструментов, записывал нац. фольклор. Внёс значит. вклад в развитие проф. музыки в Сев. Осетии.

Поляновский Г. А.

Георгий Александрович (р. 2 (14) VII 1894, с. Любомирка, ныне Кировоградской обл.) - сов. музыковед. Засл. деят. иск-в РСФСР (1972). Чл. КПСС с 1943. В 1913-17 обучался игре на фп. в Москве у К. Н. Игумнова; изучал также композицию под рук. В. Е. Артынова, затем В. И. Малишевского в Одессе. Продолжал занятия по композиции у С. Н. Василенко (Москва, 1922-27). Окончил в 1917 юридич. ф-т Моск. ун-та. Работал зав. муз. частью, писал музыку к спектаклям в драм. т-рах Одессы и Москвы (1917-28), был первым муз. рук. Радиокомитета (1924-31), редактором Главреперткома и Главмузо (1932-33), консультантом и лектором Центр. дома Красной Армии (1933-40). С 1913 выступает как лектор и муз. критик. Автор мн. книг и статей о сов. композиторах, вокалистах.

Сочинения: Люди и песни, М., 1938; Опера "Суворов" С. Василенко, "СМ", 1941, No 3; Барсова, М.-Л., 1941, то же, М., 1975; А. В. Нежданова, М.-Л., 1944, то же, М., 1970, М., 1976; И. С. Козловский, М.-Л., 1945; А. В. Александров. Очерк жизни и творчества, М.-Л., 1945; Образ героя в песнях эпохи Великой Отечественной войны, "СМ", 1946, No 5-6; Н. А. Римский-Корсаков. Популярный очерк, М.-Л., 1946; М. И. Глинка. Популярный очерк, М.-Л., 1946, то же, М., 1956; С. Н. Василенко. (Жизнь и творчество), М.-Л., 1947, тоже, М., 1964; Н. К. Чемберджи, М.-Л., 1947; Новиков, М.-Л., 1948, то же, М., 1971, 1976; Новое в музыкальной "Пушкиниане", "СМ", 1949, No 6; Эуген Капп, М.-Л., 1951; П. И. Чайковский. Очерк, М., 1954; Песни Вано Мурадели, "СМ", 1956, No 5; Глинка и Пушкин, М., 1957; А. В. Александров, М., 1959; Памяти Ипполитова-Иванова. (К 100-летию со дня рождения), "СМ", 1959, No 12; Кантаты Танеева и Римского-Корсакова, там же, 1961, No 7; Как слушать и понимать музыку. Очерк, М., 1961 (совм. с М. И. Ройтерштейном); Записки лектора, М., 1962; А. Эшпай и В. Мурадели, "СМ", 1963, No 5; Искусство принадлежит народу, в сб.: Слово о партии, М., 1964; М., Коваль, М., 1968; Песни и хоры Г. Плотниченко, Майкоп, 1968; Они пели в Колонном зале, "СМ", 1969, No 12; Мои встречи с Н. А. Обуховой, М., 1977; 70 лет в мире музыки, М., 1977, и др.

И. М. Ямпольский.

Помазанский И. А.

Иван Александрович (30 III (11 IV) 1848, Сквирский уезд Киевской губ., ныне Сквирский р-н Киевской обл. - 1918, Петроград) - рус. арфист, дирижёр, композитор. В детстве пел в Придв. певч. капелле в Петербурге. В 1868 окончил Петерб. консерваторию по классу арфы у А. Г. Цабеля. С этого же года солист балетного, затем оперного оркестров Мариинского т-ра, одноврем. (с 1872) хормейстер т-ра. Автор кантаты "Смерть Самсона", увертюры на рус. темы, романсов на сл. А. В. Кольцова, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина и др.

Померанцев Ю. Н.

Юрий Николаевич (5 (17) IX 1878, Седлец, ныне Седльце, Польша - 28 V 1933, Париж) - рус. композитор и дирижёр. С 1892 занимался композицией под рук. С. И. Танеева. В 1902 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у А. Н. Скрябина. В 1903-1905 учился дирижированию у А. Никиша в Лейпциге. Был секретарём дирекции Моск. отделения РМО (до 1914). В 1909 дебютировал как дирижёр в Оперном театре Зимина, в 1910-18 дирижёр балета Большого т-ра. В 1919 уехал за границу. Выступал в концертах совм. с Н. К. Метнером. Автор оперы "Покрывало Беатриче" (конц. исполнение, 1907, Москва), балета "Волшебные грёзы" (1899, Москва), фп. пьес, романсов на сл. А. А. Фета, А. К. Толстого. Написал автобиографич. заметки ("РМГ", 1914, No 2) и воспоминания о С. И. Танееве ("Музыкальный современник", 1916, No 8) и др.

И. М. Ямпольский.

Пометы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поморский Н. Г.

Николай Григорьевич (1747-17 (29) III, по др. данным, 4(16) X 1804) - рус. скрипач, композитор, дирижёр и педагог. Сын Григория Михайловича П. (1721 - ок. 1795), камер-музыканта при дворах Елизаветы Петровны и Екатерины II. С детских лет обучался игре на скрипке. С 1763 служил при дворе (камер-музыкант и скрипач "первого оркестра"). Выступал также в концертах как солист. В 1767 вместе с танцовщиком Т. С. Бубликовым был направлен для совершенствования в Вену. С 1784 дирижёр, с 1789 репетитор (разучивал партии с актёрами) рус. оперы. С 1800 композитор и репетитор Имп. т-ра (сменил на этой должности Е. И. Фомина). Преподавал игру на скрипке в Петерб. театр. уч-ще (с 1784). В 1779 в т-ре на Знаменке в Москве была пост. его опера "Пигмалион, или Сила любви" (либр. В. И. Майкова). Соч. П. утеряны (сохранилось лишь либр, оперы).

Литература: Ямпольский И., Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы, М.-Л., 1951, с. 122-23.

И. М. Ямпольский.

Пониридис Г.

Пониридис Г. (Ponnridns) Георгиос (р. 8 X 1892, Константинополь) - греч. композитор и скрипач. Обучался в Брюссельской консерватории у Э. Изаи (скрипка) и П. Жильсона (композиция), затем у В. дЭнди и А. Русселя (композиция) в "Схола канторум" в Париже (с 1919). С 1939 живёт в Греции. В 1954-1958 рук. муз. отдела Мин-ва просвещения.

Сочинения: муз. трагедия Лазарус (1960); балет Декамерон (по новеллам Дж. Боккаччо, 1934) и др.; для солистов, хора и орк. - кантата Кассиани на византийскую тему (1929), Шесть византийских мелодий для хора и орк. (1924 и 1938); для орк. - 2 симфонии (1935, 1942), симф. триптих (1927), малая симфония (1956) и др.; концерты с орк. - для фп. (1968), для скр. (со струн. орк. и ударными, 1969); камерно-инстр. ансамбли - 4 струн. квартета (1941-66), дух. квартет (1962), дух. квинтет (1966) и др.; произв. для фп.; обр. греч. нар. песен; музыка к пьесам др.-греч. драматургов.

Понкьелли А.

Понкьелли А. (Ponchielli) Амилькаре (31 VIII 1834, Падерно-Оссоларо, ныне Падерно-Понкьелли, близ Кремоны - 16 I 1886, Милан) - итал. композитор. В 1854 окончил Миланскую консерваторию. Ученик Ф. Фраси, А. Маццукато, Л. Росси. Служил органистом церкви Сант-Иларио в Кремоне, а также руководил муниципальными оркестрами Пьяченцы и Кремоны. С 1881 капельмейстер церкви Санта-Мария Маджоре в Бергамо. Одноврем. с 1883 профессор (класс композиции) Миланской консерватории. Его ученики: Дж. Пуччини, П. Масканьи и др. П. писал преим. театр. музыку. Первая его опера - "Обручённые" ("I рrоmessi sposi", по роману А. Мандзони, 1856, т-р "Конкордия", Кремона). Поставленная в новой ред. (1872, т-р "Даль Верме", Милан, с участием певицы Т. Брамбилья в роли Лючии), она принесла П. большой успех. Мировую известность завоевала опера "Джоконда" (либр. А. Бойто по драме "Анджело, тиран Падуанский" Гюго, 1876). Среди лучших опер П. - "Блудный сын" (1880), "Марион Делорм" (по В. Гюго, 1885).

Сочинения: оперы - Савоярка (La savoiarda, 1861, т-р "Конкордия", Кремона; 2-я ред. - Лина, 1877, т-р "Даль Верме", Милан), Родерих, царь готов (Roderico, re dei Goti, 1863, т-р "Комунале", Пьяченца), Литовцы (I lituani, по поэме "Конрад Валленрод" Мицкевича, 1874, т-р "Ла Скала", Милан; нов. ред. - Альдона, 1884, Мариинский т-р, Петербург), Джоконда (1876, т-р "Ла Скала", Милан), Валенсианские мавры (I mori di Valenza, 1879, завершена А. Кадоре, 1914, Монте-Карло), Блудный сын (Il figliuol prodigo, 1880, т-р "Ла Скала", Милан), Марион Делорм (1885, там же); балеты -Близнецы (Le due gemelle, 1873, т-р "Ла Скала", Милан), Кларина (1873, т-р "Даль Верме", Милан); кантата - К Гаэтано Доницетти (1875); для орк. - 29 мая (29 Maggio, похоронный марш памяти А. Мандзони, 1873), Гимн памяти Гарибальди (Sulla tomba di Garibaldi, 1882) и др.; духовная музыка, романсы и др.

Литература: Сesari G., A. Ponchielli nell'arte del suo tempo, Cremona, (1934); Rolandi U., A. Ponchielli libretista, Como, 1935; Napoli G. de, A. Ponchielli (1834-1886). La vita, le opera, l'epistolario, le onoranze..., Cremona, 1936; Damerini A., A. Ponchielli, Turin, 1940; Gavazzeni G., Considerazioni di un centenario: A. Ponchielli, в сб.: 30 anni di Musica, Mil., 1958.

A. И. Гундарева.

Пономаренко Г. Ф.

Григорий Фёдорович (р. 2 II 1921, с. Моравск, ныне Козелецкого р-на Черниговской обл.) - сов. композитор. Засл. арт. РСФСР (1960). В 1940-49 баянист в армейских ансамблях, в 1950-1952 - в Рус. нар. оркестре им. Н. П. Осипова. В 1952-63 муз. рук. Волжского нар. хора, в 1963-73 - рус. нар. хора Дворца культуры Волгоградского тракторного з-да. С 1973 живёт в Краснодаре. Основу творчества П. составляют многочисл. песни, среди к-рых популярны "Ивушка" (сл. В. Алфёрова), "Оренбургский пуховый платок", "Коло-коло-колокольчик", "Ой, снег-снежок", "Молодой агроном" (сл. В. Ф. Бокова), "Подари мне платок", "А где мне взять такую песню?", "Растёт в Волгограде берёзка" (сл. М. К. Агашиной), а также песни на сл. С. А. Есенина.

Сочинения: оперетта Старым казачьим способом (1980, Ростов-на-Дону); Гопак для орк. (1952); концерт для домры с орк. (1950); хоры, в т.ч. Лениниана (сл. П. Рублёва, 1980); музыка к спектаклям драм. т-ра - "Марюта ищет жениха" Гераскиной (1957, Куйбышев), "Ураган" Софронова (1977, Москва), телеспектакль "Умные вещи" Маршака (1968, Волгоград); музыка к кинофильмам - "Мачеха" (1971), "Безотцовщина" (1976) и др.

Пономаренко Н. С.

Николай Степанович (16(28)VII1 1893, с. Степановка, ныне Сумской обл. - 6 VI 1952, Кишинёв) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1949). В 1902-12 учился в классах Петерб. придв. певч. капеллы (у М. Г. Климова, теория музыки). Преподаватель теоретич. предметов в муз. уч-щах Таганрога (1920-38), Орджоникидзе (1938-39), Ленинабада (1939-43), а также в Первой Моск. школе военных музыкантов - воспитанников Красной Армии (1943-45). С 1945 жил в Молдавии. Преподавал муз.-теоретич. дисциплины в Кишинёвской консерватории (с 1950 доцент). Ответств. секретарь CK Молд. ССР (1948-52). Работал гл. обр. в области хоровой и камерно-вок. музыки. Собирал и обрабатывал узб., тадж. и молд. нар. песни.

Сочинения: кантаты - Памяти Чехова (1935), Юбилейная кантата (совм. с Д. Г. Гершфельдом и Л. С. Гуровым, 1949); д л я орк.- сюита на молдавские темы (1950); фп. трио (1949); для хoра, в т.ч. поэмы Расшумелся ковыль (сл. С. Я. Алымова, 1938), Мать (сл. К. Хетагурова, 1939); романсы и песни, обр. молд. нар. песен для фп., для хора, для голоса и фп.

Литература: Милютина И., Н. С. Пономаренко, Киш., 1960.

Пономаренко Т. В.

Таисия Васильевна (р. 26 XII 1925, с. Варзоровка Одесской обл.) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. УССР (1962). В 1950 окончила Одесскую консерваторию. С 1944 ведущая солистка Одесского, в 1951-71 - Укр. т-ров оперы и балета. В 1974-78 солистка Киевской филармонии. Среди партий - Татьяна, Лиза, Аида; Леонора, Амелия ("Трубадур", "Бал-маскарад"), Мими, Тоска, Чио-Чио-сан; Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Эльза ("Лоэнгрин"), Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Наталка, Катерина Измайлова; Елена ("Богдан Хмельницкий" Данькевича). Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом.

Понс Л.

Понс Л. (Pons) Лили (р. 12 IV 1904, Драгиньян, Франция) - франц. певица (лирико-колоратурное сопрано). С 1917 училась игре на фп. в Парижской консерватории. С 1921 пела в т-ре "Варьете" в Париже. С 1926 обучалась пению под рук. А. де Горостиаги. Как оперная певица впервые выступила в 1927 в партии Лакме в т-ре г. Мюлуз; пела и в т-рах др. франц. городов. Артистич. деятельность П. была связана гл. обр. с т-ром "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке (1931-55). Исполняла преим. лирич. партии в итал. и франц. онерах. Гастролировала в т-рах "Ковент-Гарден" (Лондон), "Колон" (Буэнос-Айрес) и др. Выступала и как конц. певица во мн. странах (в 1938-59 - с оркестром под упр. А. Костеланеца, её мужа). После 1955 значительно сократила театр. и конц. деятельность. Одна из выдающихся певиц 20 в., П. обладала исключительно высоким (до f3), лёгким, гибким и подвижным голосом, отличавшимся чистотой и яркостью тембра, и эффектной сценич. внешностью. Особенно удавались ей образы хрупких, изящных героинь. Снималась в кино. Партии: Джильда, Виолетта, Розина; Филина ("Миньон" Тома), Лючия; Мария, Линда ("Дочь полка", "Линда ди Шамуни" Доницетти), Шемаханская царица ("Золотой петушок" Римского-Корсакова).

Литература: Lаuri-Vоlpi G., Voci parallele, Mil., 1955 (рус. пер.- Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, Л., 1972, с. 39-41); Rosenthal H., Sopranos of today, L., 1946.

В. И. Зарубин.

Понсе К.

Понсе Куэльяр (Ponce Cuellar) Мануэль Мария (8 XII 1882, по др. данным, 1886, Фреснильо - 24 IV 1948, Мехико) - мокс. композитор, дирижёр и педагог. С 1901 учился игре на фп. в Нац. консерватории Мехико, в 1904-06 изучал композицию в Муз. лицее Болоньи (у М. Э. Босси и Л, Торки). В 1906-08 учился у М. Краузе (фп.) в консерватории Штерна в Берлине. С 1909 вёл класс фп. и преподавал историю музыки в Нац. консерватории. В 1925-33 жил в Париже (брал уроки композиции у П. Дюка). Вернувшись на родину, был директором Нац. консерватории (1934-35), в 1936 основал и возглавил журнал "Cultura musical". В 1945 директор Высшей муз. школы при Нац. автономном ун-те в Мехико. Среди наиболее известных произв. П.: фп. концерт (1912), симф. триптих "Чапультепек" ("Chapultepec", 1929, 2-я ред. 1934), "Элегическая поэма" (1935), симф. дивертисмент "Ярмарка" ("Ferial", 1940), "Южный концерт" ("Concierto del Sur", для гитары с оркестром, 1941; написан для А. Сеговии), скр. концерт (1943). В 1941 гастролировал в странах Юж. Америки, где дирижировал своими авторскими концертами. П. - один из ведущих мекс. композиторов 1-й пол. 20 в. Его соч. отмечены ярким нац. колоритом. Имя П. носит Муз. ассоциация в Мехико, пропагандирующая нац. муз. иск-во.

Сочинения: для орк. - Элегическая интерлюдия (Interludio elegiaco, 1911), Ночные эстампы (Estampas nocturnas, 1923), Пение и танец древних мексиканцев (Canto у danza de los antiguos mexicanos, 1933), Сюита в старинном стиле (Suite en estilo antiguo, 1935) и др.; для фп. с орк. - Мексиканская баллада (1914); камерно-инстр. ансамбли - сонаты для скр. и фп., влч. и фп., скр. и альта, Романтическое трио, струн. квартет, 4 миниатюры для струн. квартета; Мексиканская идиллия для 2 фп.; для гитары - 5 сонат, 12 прелюдий, 24 лёгкие прелюдии и др. пьесы; романсы, песни, обр. мекс. нар. музыки.

Литература: Slonlmsky N., Music of Latin America, N. Y., (1946); Mayer-Serra O., Mъsica y musicos de Latinoamйrica, Mйx., 1947; Lуpez Alonso D., Manuel M. Ponce; ensayo biogrбfico, (Mйx., 1950).

Понсель Р.

Понсель Р. (Ponselle) (наст. фам. - Понцилло, Ponzillo) Роза (р. 22 I 1897, Мериден, штат Коннектикут) - амер. певица (драм. сопрано). По национальности итальянка. В детстве пела в церкви, с 1911 - в эстр. т-ре г. Мериден, затем выступала как эстр. певица с популярными песнями в Нью-Хейвене, участвовала в муз. водевилях и ревю с сестрой Кармелой П. (р. 1892) в Питсбурге. В 1918 училась пению в Нью-Йорке у У. Торнера, затем у Р. Романи. В том же году дебютировала в "Метрополитен-опера" (приглашена по рекомендации Э. Карузо) в партии Леоноры ("Сила судьбы" Дж. Верди); была одной из ведущих солисток этого т-ра до 1936. В 1929-31 пела в т-ре "Ковент-Гарден" в Лондоне (её исп. партии Нормы отмечалось как высочайшее достижение вок. иск-ва); гастролировала в оперных т-рах др. европ. городов, в т.ч. во Флоренции (1933). Прославилась как исполнительница партий в операх Верди. С 1935 работала в Балтиморе. С 1937 эпизодически выступала в концертax, преподавала. Получила ряд премий и наград. Голос П., выдающейся представительницы стиля бельканто, отличался широтой диапазона (особенно красивым был низкий регистр), богатой звуковой палитрой, полнотой и силой. Для П. характерны тонкость интерпретации, экспрессия и патетика исполнения. Партии: Джулия ("Весталка" Спонтини), Виолетта; Эльвира, Луиза, Елизавета Валуа, Леонора ("Эрнани", "Луиза Миллер", "Дон Карлос", "Трубадур" Верди), Донна Анна ("Дон Жуан"), Джоконда ("Джоконда" Понкьелли) и др.

Литература: Thompson О., The American singer, N. Y., (1937), p. 335-46; Sеcrist J. В., Rosa Ponselle: biography and discography, "The record collector", 1950, May; Rоbinson F., Rosa Ponselle: A Grand tradition, "Musical America", 1963, v. 83, No 4, p. 14-15.

С. Ю. Сигида.

Попатенко Т. А.

Тамара Александровна (р. 9(22)IV 1912, Москва) - сов. композитор. В 1938 окончила Моск. консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина. Гл. область творчества П. - музыка для детей и юношества.

Сочинения: детские оперы - На лесной опушке (1961, исп. на Радио), Зимняя сказка (1966, исп. 1967, на Радио), Пряничный человечек (1971); муз. сказки для исполнения детьми в сопровождении фп. - Теремок (1957), Лиса, заяц и петух (1957), Зайкин праздник (1971), Лягушата и цапля (1972); муз.-хореографич. произв. в сопровождении фп. - Дружба (танц. сюита, 1961), Репка (одноактный балет, 1964); кантата Горный ветер для детского хора, чтеца и орк. (сл. Ю. А. Островского, 1967); для орк. - симф. сюита (1938), детские сюиты Игрушки (с пением, сл. С. В. Погореловского, 1947) и Гуси-лебеди (1951); камерно-инстр. ансамбли - соната для альта и фп. (1945), 2 струн. квартета (1938, 1945); хоры а cappella, в т.ч. циклы Леса шумят (сл. M. E. Лапирова и П. С. Комарова, 1966), Времена года (сл. Е. П. Авдиенко, 1963-1966), Лирический триптих (сл. Н. А. Некрасова, 1972); Акварели (сл. Л. К. Татьяничевой, 1972); романсы - на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Р. Бёрнса; детские песни и хоры (св. 700); обр. нар. детских песен; музыка к драм. спектаклю "Снегурочка" Островского (1940, Моск. т-р им. Ленинского Комсомола), мультфильму "Чудо-мельница" (1950) и радиопостановкам.

Литература: Rацкая Ц., Почётный пионер, "МЖ", 1969, No 12; Вигура Л., Ваш большой друг, "Вожатый", 1970, No 9; eл же, Вступительная статья к сб.: "Чьи песни ты поешь". Попатенко Т., М., 1977; Стригина Т., Т. А. Попатенко, в кн.: Они пишут для детей, вып. 1, М., 1975.

Б. М. Штейнпресс.

Попевка

Попевка - в широком смысле слова мелодич. оборот, интонация. Термин с 19 в. применяется в фольклористике для обозначения типических мелодич. оборотов нар. песен. Возник в практике др.-рус. певч. иск-ва и нашёл отражение в его теории. В системе рус. осмогласия П. называются постоянные мелодич. обороты, принадлежащие определ. гласам; т. о., по П. можно определить гласовую принадлежность песнопения. Начало формирования П. восходит к времени становления осмогласия. Постепенно количество П. так возросло, что удержать все их в памяти стало невозможно. В 17 в. появились сборники П.- кокизники (название, по одним источникам, происходит от греч. kokkizo - выбирать, вышелушивать зерно, по другим - от греч. kokkinos - багряный, красный, указывая на эстетич. значение П. как мелодич. украшений напевов, к-рые первоначально имели псалмодич. характер; поэтому и сами П. нередко назывались кокизами).

Существуют П., общие для неск. гласов и особые для каждого гласа. Количество П. в разл. кокизниках разное, нет и единого порядка их расположения. Каждая П. имеет своё название (для одной из них собств. названием является слово "кокиза"). На страницах кокизника приводятся начертания П. с их названиями, а справа или слева от каждой П. указывается слово из наиболее известного песнопения, в к-ром она использована. Это помогало певцу опознать П. по её графич. начертанию.

С П. не следует смешивать лица и фиты, к-рые в отд. певч. пособиях тоже называются П. Подобно кокизам, лица и фиты также принадлежат одному или неск. определ. гласам, но их значение в организации знаменного распева является иным. П. - это мелодич. основа осмогласия. Без П. немыслима система осмогласия, а следовательно и знаменный распев. Лица и фиты - только эпизодич. украшения мелодии, по значению подобные григорианским юбиляциям. В. М. Металлов насчитывает всего до 270 П., 121 лицо и 79 фит. Во 2-й пол. 17 в. лица и фиты подвергались купюрам, П. же сохранялись как неотъемлемые элементы самого знаменного распева.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, (вып. 1-3), М., 1867-69; Смоленский С, Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца, Казань, 1888; Meталлов В., Азбука крюкового пения, М., 1899; его же, Осмогласие знаменного роспева, М., 1899; Покровский A., Азбука крюкового пения, М., 1901; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Бражников М., Древнерусская теория музыки, Л., 1972; Gardner J., Коsсhmieder E., Ein handschriftliches Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift, Tl 1-3, Mьnch., 1963-72; Flоrоs С., Universale Neumenkunde, Bd 1-3, Kassel, 1970.

H. Д. Успенский.

Поп-музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Попов В. Н.

Валентин Николаевич (р. 21 IV (4 V) 1907, Верхняя Салда, ныне Свердловской обл.) - сов. певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1959). В 1939 окончил Уральскую консерваторию по классу пения у E. E. Егорова; в том же году дебютировал в партии Мефистофеля на сцене Пермского оперного т-ра. В 1940 солист Свердловского т-ра оперы и балета, в 1941-42 - Свердловского радио, в 1942-46 - Башкирского, в 1946-1948 - Горьковского, в 1948-70 - Пермского т-ров оперы и балета. Обладает сильным голосом тёплого тембра, отличной дикцией. Как исполнителю П. наиболее близки партии, насыщенные драматизмом, среди лучших - Борис Годунов, Мельник, Филипп II; Ременюк ("Семён Котко"); др. партии - Кочубей, Кончак, Галицкий, Досифей, Сусанин; Сторожев ("В бурю" Хренникова), Гермоген ("Иван Болотников" Степанова; Гос. пр. СССР, 1951), Берсенев ("Заря" Молчанова), Монтанелли ("Овод" Спадавеккиа), Неизвестный ("Маскарад" Толстого). С 1970 преподаватель Пермского муз.-педагогич. уч-ща No 2.

Литература: Громыко Г., Путь большой и славный, "Кировская правда", 1961, 30 авг.

Попов В. С.

Валерий Сергеевич (р. 9 IX 1937, Ильинская Московской обл.) - сов. фаготист. Засл. арт. РСФСР (1977). Чл. КПСС с 1964. Сын трубача С. П. Попова (р. 1914). В 1966 окончил Моск. консерваторию у Р. П. Терёхина, в 1969 - аспирантуру у него же. С 1962 солист Гос. симф. оркестра СССР. Выступает как солист и ансамблист. В репертуаре произв. рус., сов. и заруб. композиторов. П. посвящены и впервые им исполнены концерт для фагота с оркестром Л. К. Книппера, концерт для фагота и низких струн. инструментов С. А. Губайдулиной, сонатина Ю. А. Левитина. 1-е пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1963) и на Междунар. конкурсе музыкантов-исполнителей в Будапеште (1965). С 1971 преподаёт в Моск. консерватории (с 1981 доцент). Составитель ряда сб-ков пьес для фагота и фп.

Литература: Раков Л., Трое из трехсот, "СМ", 1966, No 11.

Попов Г. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Попов Е. Г.

Евгений Григорьевич (р. 19 III 1921, с. Гулынки, ныне Старожиловского р-на Рязанской обл.) - сов. хор. дирижёр и композитор. Нар. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1949. В 1950 окончил дирижёрско-хор. ф-т Моск. консерватории у К. Б. Птицы. С того же года худ. рук. Рязанского рус. нар. хора. Автор песен, в т.ч.: "Песня о партии", "Песня о национальном герое Италии и Советского Союза рязанце Фёдоре Полетаеве", "Песнь о солдате". Особое место в творчестве П. занимают песни на стихи С. А. Есенина (среди них - "Над окошком месяц"). Записал ок. 250 рязанских нар. песен, св. 100 из них обработал для хора.

Попов И. Е.

Иннокентий Евгеньевич (р. 20 VIII 1923, Казань) - сов. музыковед. Кандидат философских наук (1972). Чл. КПСС с 1952. Окончил в 1947 теоретико-композиторский ф-т Моск. консерватории (у В. А. Цуккермана), в 1952 - аспирантуру по специальности история музыки (рук. В. А. Цуккерман и Н. В. Туманина). С 1947 лит. сотрудник, зав. отделом, чл. редколлегии, в 1961-72 зам. гл. ред. газ. "Советская культура". С 1974 гл. ред. журн. "Музыкальная жизнь". Автор мн. статей, посв. сов. муз. иск-ву, опубликованных в газетах, журналах, науч. сборниках.

Сочинения: "Декабристы" (Ю. А. Шапорина), b сб.: Советская музыка, (вып. 1), М., 1956; Симфония А. Эшпая, "СМ", 1960, Mi 4 (совм. с И. Шехониной); Эмиль Гилельс. К 50-летию со дня рождения, "МЖ", 1966, No 19; "Казнь Степана Разина" (Шостаковича), там же, 1967, No 19; Некоторые черты социалистического реализма в советской музыке, М., 1971, и др.

И. М. Ямпольский.

Попов М.

Михаил (р. 21 IX 1899, Плевен) - болг. певец (бас). Нар. арт. НРБ (1947). Занимаясь на юри-дич. ф-те Софийского ун-та, брал уроки пения у И. Вульпе; участвовал в спектаклях Софийской нар. оперы. Совершенствовался у Ф. де Лючии и у Роша в Неаполе. Выступал в городах Италии (был партнёром Б. Джильи и Т. Скипа). В 1927-66 солист Софийской нар. оперы. С 1968 профессор Болг. гос. консерватории в Софии. П. пол в крупнейших оперных т-рах Зап. Европы, в Китае; в СССР - в 1948, 1952, 1953, 1958. Партии: Кончак и Галицкий, Гремин, Пимен, Сусанин, Мельник; Кутузов ("Война и мир"), Мефистофель, Фальстаф; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Зарастро, Осмин ("Волшебная флейта", "Похищение из сераля" Моцарта). Пел в традициях итал. школы бельканто. Исп. П. отличалось высокой муз. культурой, точностью фразировки, своеобразием трактовок. Особенно удавались П. спокойно-величавые образы, однако он успешно исполнял и комич. партии (Кецал из "Проданной невесты" Сметаны). Димитровская пр. (1949, 1950).

Литература: Бикс-Дякова Р., Михаил Попов. Народен артист, София, 1959.

А. Абаджиев.

Попов С.

Саша (11 VII 1899, Русе - 18 VIII 1976, Пассадена) - болг. скрипач и дирижёр. Нар. арт. НРБ (1952). С 4 лет учился игре на скрипке у отца, с 7 лет выступал в концертах. С 1906 изучал скр. игру под рук. К. Приля и О. Шевчика в Венской консерватории. С 1910 гастролировал в Загребе, Петербурге и Одессе (1913); в 1925-28 совершал турне по странам Зап. Европы. С 1928 профессор по классу скрипки Гос. муз. академии в Софии. Среди учеников - В. Стефанов, П. Христосков, Л. Янков. Игра П., одного из лучших болг. скрипачей 10-20-х гг., отличалась блестящей техникой и мягкостью тона. В его обширном репертуаре глубиной интерпретаций выделялось исп. произв. Н. Паганини, И. Брамса, П. И. Чайковского. Продолжая концертировать как скрипач, с 1928 выступал и как дирижёр. В том же году организовал в Софии Академич. симф. оркестр, на основе к-рого позднее сформировался оркестр Софийской филармонии. В 1931-33 дирижировал спектаклями Софийской нар. оперы, с 1936 - Царским воен. оркестром. Руководил симф. оркестрами Варны (1945-46), Софии (филармонич., 1946-56), организованными им оркестрами в Плевене (1953) и Русе (1959-60). Много гастролировал как дирижёр в странах Европы, Сев. и Юж. Америки, Африки; в 1955 выступал в СССР. Как дирижёр отличался непосредственностью, большой эмоциональностью. Димитровская пр. (1950).

А. Абаджиев.

Попов С. С.

Сергей Сергеевич (2 (14) XII 1887, Москва - 5 III 1942) - сов. музыковед. В 1906-10 учился на математич. ф-те Моск. ун-та. Музыкой занимался под рук. И. Р. Порубиновского и В. А. Золотарёва. С 1922 работал в Москве в Радиокомитете, Большом т-ре; в 1925-30 - в Муз. секции Гос. академии художеств. наук (ГАХН), в 1930-35 - в Музгизе. Работы П. - гл. обр. публикации неизвестных материалов о жизни и творчестве рус. композиторов. Восстановил оперу П. И. Чайковского "Воевода" по оркестровым голосам, обнаруженным им в архиве Большого т-ра (совм. с П. А. Ламмом).

Сочинения: Письма П. И. Чайковского к А. И. и Н. А. Губерт, в кн.: Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, (т.) 1 - П. И. Чайковский, П., 1920; Переписка Чайковского с Бесселем, "К новым берегам", 1923, No 1, 2; Письма П. И. Чайковского к Бесселю, "Музыкальная новь", 1923, No 1, 3; Пребывание Рихарда Вагнера в Москве и его московские концерты в 1863 г., в кн.: История русской музыки в исследованиях и материалах, т. 1, М., 1924; Неизданные сочинения и работы С. И. Танеева. (Археографический очерк), в сб.: С. И. Танеев. Личность, творчество и документы его жизни. К десятилетию со дня его смерти. 1915-1925, М., 1925; Гёте в русской музыке, в кн.: Литературное наследство, т. 4-6, М., 1932; Русская музыка на тексты Гёте. Библиографический указатель, там же; Новое о забытых музыкальных произведениях П. И. Чайковского, "СМ", 1933, No 6; Новое о Вагнере в России, там же, 1934, No 11; А. А. Алябьев, там же, 1937, No 5; Забытый романс А. Есаулова на текст Пушкина, там же; А. Н. Островский и П. И. Чайковский, в кн.: А. Н. Островский и русские композиторы. Письма, М.-Л., 1937; Музыкальные сочинения на сюжеты А. Н. Островского, там же, и др.

И. М. Ямпольский.

Попов Т.

Тодор (р. 23 I 1921, Дряново) - болг. композитор. Нар. арт. НРБ (1974). Окончил теоретич. ф-т Гос. муз. академии (позднее - Болг. гос. консерватория) в Софии (1949) и аспирантуру (по композиции) под рук. Е. К. Голубева в Моск. консерватории (1957). Работал дирижёром оркестра Военного т-ра (1945-46), был композитором Ансамбля песни и пляски Мин-ва внутр. дел в Софии. В 1950-52 преподавал в Болг. гос. консерватории гармонию (ассистент кафедры). В 1955-62 ред. журн. "Пионерски ръководител". В 1962-69 1-й секретарь Союза болг. композиторов (с 1972 - ответств. секретарь). Среди произв. П. наибольшую известность получили массовые песни, отличающиеся мелодич. разнообразием (наиболее популярна - из кинофильма "Утро над родиной"). В песенном творчестве использует интонации гор. лирич., а также крестьянской нар. песни. Среди соч. крупных форм - оратория "Светлый праздник" ("Светъл празник"), кантата "Песня о Большом дне" ("Песен на големия ден", 1968), симф. картина "Рожен", сюита "Далёкое детство" ("Далечно детство", 1957), 2 струн. квартета, хоры. Димитровская пр. (1952, 1959).

Литература: Леденёв Р., Авторский концерт Тодора Попова, "СМ", 1957, No 8.

А. Абаджиев.

Попов Ю. Л.

Юрий Лазаревич (р. 14 IX 1929, станица Зеленчукская Ставропольского края) - сов. певец (драм. баритон). Нар. арт. РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1966. В 1959 окончил Саратовскую консерваторию по классу пения у А. И. Быстрова. Ещё студентом в 1956 дебютировал на сцене Саратовского т-ра оперы и балета; с этого же года солист т-ра. Партии: Князь Игорь; Грязной ("Царская невеста"), Демон, Риголетто; Яго ("Отелло"), Скарпиа; Моймир ("Святоплук" Сухоня), Киазо ("Даиси"), Листрат ("В бурю").

В. И. Зарубин.

Попова И.

Илка (р. 1 VIII 1905, София) - болг. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. НРБ (1951). Пению училась у И. Вульпе в Гос. муз. академии в Софии (1922-26), совершенствовалась в Милане у Ф. Танары (1926-29). Дебютировала в 1929 в Софийской нар. опере (партия Амнерис). Совершенствовалась у П. Вага в Париже. Пела в оперном т-ре в Бордо, затем в "Гранд-Опера" в Париже и на оперных сценах др. городов Франции. С 1932 солистка "Гранд-Опера", с 1937 - "Ла Скала" (Милан). Гастролировала во мн. городах Европы (была партнёршей Б. Джильи и Т. Скипы; выступала с оркестрами под упр. А. Тосканини). С 1940 солистка Софийской нар. оперы. Обладает голосом сильным и гибким, красивого своеобразного тембра, ярким артистич. темпераментом; в исп. П. выделялись партии драм. характера. Партии - Амнерис, Кармен, Азучена, Далила, Графиня; Шарлотта ("Вертер"), Солоха ("Черевички" Чайковского), Ефросинья ("Момчил" Л. Пипкова) и др. Димитровская пр. (1951).

Литература: Бончев М., Срещите на Илка Попова, София, 1972.

А. Абаджиев.

Попова К.

Катя (21 I 1924, Плевен - 24 XI 1966) - болг. певица (лирич. сопрано). Нар. арт. НРБ (1965). Окончила Гос. муз. академию (1947), где училась пению у М. Мариновой-Цибулки, К. Спиридоновой и А. Димитрова. Дебютировала в Софийской нар. опере в 1947. Выступала в Большом т-ре (проходила стажировку в 1955-56; гастролировала в 1961 и 1963) в Москве, в "Гранд-Опера" (1957-58) и "Опера комик" в Париже и др. Получила 1-ю премию на 4-м Всемирном фестивале молодёжи в Бухаресте (1953) и 2-ю премию на 2-м конкурсе вокалистов в Праге (1954). Голос П. отличался исключительным по красоте тембром, мягкостью, теплотой. Обладала ярким сценич. дарованием. Партии: Микаэла, Татьяна, Мими; Марженка ("Проданная невеста" Сметаны), Маргарита; Наташа Ростова ("Война и мир"), Настя ("Семья Тараса" Кабалевского), Кремена ("Ивайло" Големинова) и др. Димитровская пр. (1959). Погибла в авиац. катастрофе близ Братиславы.

А. Абаджиев.

Попова Л. В.

Любовь Васильевна (р. 24 II 1925, Минусинск Красноярского края) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. УССР (1976). Чл. КПСС с 1975. Училась пению у М. И. Михайлова в Харьковской муз. школе для взрослых. С 1949 солистка Харьковского т-ра оперы и балета. Среди партий: Графиня, Ваня, Ратмир, Кончаковна, Марина Мнишек, Кармен, Амнерис, Эболи ("Дон Карлос"), Одарка ("Запорожец за Дунаем"), Мать ("Катерина" Аркаса), Стеха, Содомия ("Назар Стодоля", "Богдан Хмельницкий" Данькевича), Аксинья ("Тихий Дон").

Попова Т. В.

Татьяна Васильевна (р. 22 IX (5 X) 1907, Петербург) - сов. музыковед и фольклорист. Кандидат искусствоведения (1956). В 1928 окончила Первый муз. техникум, в 1932 - ист.-теоретич. ф-т Моск. консерватории. В 1955-63 ст. науч. сотрудник Ин-та истории иск-в (Москва). Участвует в работе фольклорной комиссии CK СССР. Автор глав в учебнике "Советская музыкальная литература" (М., 1972), популярных биографий композиторов (в серии "Школьная библиотека") - "И. Гайдн" (1938), "М. П. Мусоргский" (1939), "Бородин" (1953), "Моцарт" (1957). С 1927 преподавала в муз. школах, в Вечерней рабочей консерватории, в 1938-48 ассистент кафедры истории музыки народов СССР в Моск. консерватории, с 1968 в Муз. педагогич. ин-те им. Гнесиных (спецкурсы - Народное музыкальное творчество, История русской музыки), в 1966-72 одноврем. работала в Моск. ин-те культуры.

Сочинения: Музыкальные жанры и формы, М.-Л., 1951, 1954; Русское народное музыкальное творчество, вып. 1-3, М., 1955-1957, вып. 1-2, 1962-64; О песнях наших дней, М., 1969; Зарубежная музыка XVIII и начала XIX века, М., 1976; Основы русской народной музыки, М., 1977.

Попович Д.

Попович Д. (Popovici) Дору (р. 17 II 1932, Решица) - рум. композитор и музыковед. В 1944-50 брал частные уроки музыки у Л. Русу. В 1955 окончил Бухарестскую консерваторию, занимался у М. Андрику и М. Жоры (композиция), З. Ванчи (история музыки), П. Константинеску и Й. Киреску (теоретич. дисциплины). Посещал летние курсы новой музыки в Дармштадте (1968). С 1968 муз. редактор Рум. радио и телевидения в Бухаресте.

Сочинения: оперы - Прометей (1964, Рум. т-р оперы и балета, Бухарест), Марианна Пинеда (по Гарсиа Лорке, 1966, Рум. радио), Допрос на рассвете (Interogatoriul din zori, 1974, Галац); хореографич. поэма Свадьба ("Nunta", 1970); для солистов, хора и орк. - кантаты, в т.ч. Августовская ночь (Noapte de august, 1959), Хвала Палестрине (Omagiu lui Palestrina, 1966), Памяти поэтессы Марианны Думитреску (In memoriam poetae Mariana Dumitrescu, 1967), поэма Моя родина (Patria mea, 1959); для opк. - 4 симфонии (1962; Шпильберг, 1966; Византийская, 1968; памяти Н. Йорги, 1973), триптих (1955), концерт (1960), Византийская поэма (1968), Кодекс Кайони (для струн. орк., 1968); камерные ансамбли, в т.ч. фп. трио (1970), струн. квартет (1954, 2-я ред. 1964), струн. квинтет Хвала Цукулеску (Omagiu lui Tъculescu, 1967); произв. для фп.; хоры, романсы на стихи М. Эминеску, Т. Аргези, Л. Благи и др.

Литературные сочинения: Muzica corala romвneasca, Buс., 1966; Оnceputurile muzicii culte romвnesti, (Buc), 1967 (совм. с С. Miereanu); Gesualdo di Venosa, Buc., 1969; Muzica, romвneasca contemporana, (Buc, 1970).

P. Э. Лейтес.

Попович-Байрёйт Д.

Попович-Байрёйт Д. (Popovici-Bayreuth) Димитрие (19 VII 1860, Бырлад - 6 IV 1927, Клуж) - рум. певец (баритон), вок. педагог, муз. деятель. Учился пению в Бухарестской консерватории у Дж. Штефэнеску, совершенствовался в Венеции у Стилва-Сениор и в Венской консерватории у Гюнсбахера. Дебютировал в 1881 на сцене Нац. т-ра в Бухаресте, в 1889 исполнил партию Вольфрама ("Тангейзер") в Новом нем. т-ре в Праге. Видный оперный певец, П.-Б. выступал в крупнейших оперных т-рах мира (Вена, Мадрид, Петербург (1887-88), Берлин, Гамбург, города Сев. Америки, Румынии, Трансильвании). Пел в операх под упр. Г. Малера, К. Мука, В. Дамроша. В период расцвета деятельности (1890-е гг.) П.-Б. был известен как выдающийся интерпретатор оперных партий в вагнеровских произв. (по приглашению Козимы Вагнер с 1892 П. неск. лет выступал в Байрёйте, где с большим успехом исп. мн. партии в операх Вагнера под упр. X. Рихтера и Зигфрида Вагнера; отсюда его прозвище "байрёйтский", ставшее частью его фамилии). В репертуаре П.-Б. было св. 70 партий, в т.ч. Тельрамунд ("Лоэнгрин"), Клингзор ("Парсифаль"), Вольфрам ("Тангейзер"), Альберих, Вотан ("Кольцо нибелунга"), Ганс Сакс ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Голландец ("Летучий голландец"), Фигаро, Дон Жуан, Риголетто, Эскамильо, Тонио; Ренато ("Бал-маскарад"). Выступал как камерный певец. С 1904 жил в Бухаресте, в 1904-19 директор и профессор Бухарестской консерватории. Среди его учеников - видные вокалисты А. Костеску-Дука, Г. Габриелеску, Дж. Никулеску-Басу, Г. Теодореску, Л. Поп, Дж. Фолеску. Один из основателей и первый директор Рум. оперы в Клуже (1919-27).

Литература: Sbarсеa G., Оlаriu С., D. Popovici-Bayreuth, artist si animator (1859-1927), Cluj, (1957); Sbarcea G., D. Popovici-Bayreuth, "Cоntaretul pribeag", Buc., 1965.

P. Э. Лейтес.

Поппер Д.

Поппер Д. (Popper) Давид (18 VI 1843, Прага - 7 VIII 1913, Баден, близ Вены) - чеш. виолончелист. Окончил в 1861 Пражскую консерваторию по классу виолончели у Ю. Гольтермана. Дебютировал как солист в том же году. Гастролировал с 1863 в странах Европы, неоднократно в России (с 1865). В 1862-1863 был камерным музыкантом Придв. капеллы в Лёвенберге, в 1868-73 солист оркестра Венской придв. оперы. Играл в квартете под рук. И. Хельмесбергера-младшего (в него входили также А. Бродский, С. Бахрих), выступал (до 1886) в ансамблях с Ф. Листом, И. Брамсом, А. Г. Рубинштейном, С. Ментер (жена П. в 1872-86), А. Н. Есиповой (фп.); О. Недбалом (альт); Ф. Ондржичеком, Е. Хубаем (играл с ним также в квартете) и Л. Ауэром (скрипка). Был первым исполнителем виолончельного концерта Р. Шумана (1867). С 1886 профессор (по рекомендации Листа) Академии музыки в Будапеште, где до конца жизни руководил виолончельным и квартетным классами. П. - один из крупнейших виолончелистов своего времени; его игра захватывала романтич. приподнятостью, взволнованностью, полнотой чувств. отличалась красивым, сочным тоном, выразительностью и изяществом фразировки, блестящей, виртуозной и в то же время элегантной техникой. Среди соч. (в их числе 2 струн. квартета) - много произв. для виолончели: 4 концерта с оркестром, реквием для 3 виолончелей с оркестром, Фантазия на темы укр. песен, 4 сюиты для виолончели с фп. и с оркестром, в т.ч. "В лесу" ("Im Walde"), ряд программных соч. романтич. характера, в т.ч. виртуозные пьесы "Прялка" ("Das Spinnlied"), "Танец эльфов" ("Elfentanz"), "Охота" ("Die Jagd"), "Тарантелла", вошедшие в репертуар виолончелистов. Написал концерт для виолончели C-dur по эскизам Й. Гайдна и каденцию к его концерту; издал сборник собств. каденций к классич. виолончельным концертам и ряд транскрипций. В пед. практике широко применяются его 40 этюдов большой трудности соч. 73 ("Hohe Schule des Violoncellspiels").

Литература: Urie В., Cestн violoncellistй (XVIII-XX stoletн), Praha, 1946, с. 78-81.

Л. С. Гинзбург.

Попурри

Попурри (франц. pot-pourri, букв. - смешанное блюдо, всякая всячина) - инстр. пьеса, составленная из популярных мотивов оперы, оперетты, балета, из мелодий определённого композитора, из нар. песен, танцев, маршей, муз. номеров из кинофильмов и т.п. Эти мелодии в П. не развиваются, но следуют одна за другой; между отд. мелодиями вводятся короткие связки, осуществляющие модуляции и тематич. переключение. П. получили распространение в 19 в., они создавались для разл. инстр. составов, чаще всего для эстр. и дух. оркестров. До 19 в. существовали и др. формы П. Первое муз. соч., к к-рому было применено это название, - пьеса из 3-го сборника песен, опубликованного в 1711 франц. издателем К. Балларом. Эта пьеса представляла собой кводлибет из начальных отрывков неск. сельских песенок. Вскоре после этого П. приобрело вид последования мелодий неск. разл. популярных песен с новой, объединяющей их подтекстовкой, нередко очень "вольного" характера. Самые ранние инстр. П. появились во Франции примерно в сер. 18 в. Незадолго до Великой франц. революции большую известность завоевало т.н. "Французское попурри" ("Pot-pourri y franOais"), выпущенное парижским издателем Боуином и состоявшее из ряда небольших пьес, в основе к-рых лежали танц. жанры того времени. С нач. 19 в. инстр. П. получило распространение в Германии и др. европ. странах. Самые ранние нем. образцы П. принадлежат И. Б. Крамеру.

Порожек

Порожек - деталь смычковых и нек-рых щипковых муз. инструментов, ограничивающая звучащую часть струны и поднимающая струну над грифом на требуемую высоту. Обычно делается из чёрного дерева; у щипковых и нек-рых старинных смычковых инструментов встречаются П. из кости. П. приклеивается к верхнему концу грифа у головки инструмента (верхний П.) или вклеивается в середину нижнего края деки, служа опорой для петли подгрифка (нижний П.). У инструментов массового производства, имеющих пластмассовый гриф, верхний П. составляет с ним одно целое. Имеет желобки, в к-рых располагаются струны.

Порпора Н. А. Д.

Порпора Н. А. Д. (Porpora) Никола Антонио Джачинто (17 VIII 1686, Неаполь - 3 III 1768, там же) - итал. композитор, капельмейстер и вок. педагог. Воспитывался в консерватории (приюте) "Деи повери ди Джезу Кристо" в Неаполе (ученик Г. Греко, О. Кампаниле). В 1708 в Неаполе была пост. его первая опера "Агриппина" (т-р "Сан-Бартоломео"). До 1724 работал в этом же городе, был учителем пения в консерватории "Сант-Онофрио" (среди его учеников - певцы Каффарелли и Фаринелли). В 1726-55 жил в Венеции, Вене (здесь у него брал уроки Й. Гайдн), Лондоне (возглавлял оперный т-р, конкурировавший с т-ром, руководимым Г. Ф. Генделем), Дрездене (был придв. капельмейстером). Возвратившись в Неаполь (1760), был капельмейстером кафедрального собора, а также директором консерватории "Сант-Онофрио".

П. - характерный представитель неаполитанской оперной школы. Его оперное творчество оказало существ, влияние на современников в Италии и за её пределами. П. развивал сложившийся в его время тип итал. оперы-сериа с её мифологич. и историко-легендарными сюжетами, трактованными весьма условно, господством сольного, зачастую виртуозного, пения.

Сочинения: оперы (св. 50), в т.ч. Василий - правитель Востока (Basilio, re d'Oriente, 1713, т-р "Фьорентини", Неаполь), Ариадна и Тесей (1714, Придв. т-р, Вена), Береника - царица Египта, или Спор любви и политики (Berenice, regina d'Egeitto, overo Le gare di amore e di politica, 1718, Рим), Фемистокл (1718, Придв. т-р, Вена), Аделаида (1723, Рим), Семирамида, ассирийская царица (Semiramide, regina dell'Assiria, 1724, т-р "Сан-Бартоломео", Неаполь), Гризельда (1724, Лейпциг), Покинутая Дидона (Didone abbandonata, 1725, Реджо-нель-Эмилия), Сифаче (1725, Герцогский т-р, Милан), Эций (1728, "Сан-Джованни Кризостомо", Венеция), Узнанная Семирамида (La Semiramide riconosciuta, 1729, там же), Тамерлан (1730, Турин), Митридат (1730, т-р "Капраника", Рим), Александр в Индии (Alessandro nelle Indie, 1730, Дрезден), Ариадна на Наксосе (Ariadne in Naxus, 1733, т-р "Линкольне Ин Филдс", Лондон), Триумф Камиллы (Il trionfo di Camilla, 1740, т-р "Сан-Карло", Неаполь); оратории, кантаты, мессы и др. духовные произв.; 6 камерных симфоний (Sinfonie de camera, L., 1736); 12 сонат для скр. (Sonate XII di violino, W., 1754); пьесы для клавира и др.

Литература: Kretzschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. - Кречмар Г., История оперы, Л., 1925); Walker F., A chronology of the life and works of Nicola Porpora, "Italian Studies", 1951, v. 6; Prota-Ciurleo U., Per una esatta biografia di Nicolo Porpora, "La Scala", 1957, gennaio.

Т. H. Соловьёва.

Портатив

Портатив (нем. Portativ, букв. - переносный, от лат. porto - ношу, переношу; итал. organetto, оrganino) - малый переносный орган с 1 мануалом объёмом до 24 клавиш. Трубы П. обычно лабиальные, металлические, иногда деревянные. П., имевший только язычковые трубы, назывался регаль. Органист держал инструмент на колене или носил его на перевязи через плечо, на ходу играя правой рукой на клавиатуре, а левой накачивая воздух в мех. П. был известен в антич. Греции и Византии; получил широкое распространение в Зап. Европе в 13-16 вв. Использовался в ансамбле с др. инструментами, в т.ч. для аккомпанемента танцам; широко применялся жонглёрами, менестрелями и др. бродячими музыкантами. Звучание П. нежное, светлое, лёгкое.

Литература: Hiсkmann H., Das Portativ, Kassel, 1936; Quoika R., Die Orgelwelt um A. Bruckner, Ludwigsburg, 1966.

Л. И. Ройзман.

Портер К.

Портер К. (Porter) Коул (9 VI 1892, Перу, штат Индиана - 15 X 1964, Санта-Моника, Калифорния) - амер. композитор. Окончил Йельский ун-т (1913), учился в муз. школе Гарвардского ун-та (1914-15). В 1916-1928 жил гл. обр. в Европе. Совершенствовался в "Схола канторум" у В. д'Энди. Начал сочинять песни (студенческие) в годы учёбы. Вскоре проявил себя как мастер популярной музыки, особенно успешно работал в жанре лирич. песни (писал музыку и тексты, отличавшиеся оригинальностью, тонкостью вкуса, изяществом, часто ироничные). Мн. песни П. исполняются мастерами эстрады разных стран. Лучшие из них: "Ночь и день" ("Night and day"), "Что ты со мной делаешь!" ("You do something to me"), "Что за штука эта любовь" ("What's this thing called love"), "Продажная любовь" ("Love for sale"), "Я полон тобой" ("I've got you under my skin"), "Я думаю только о тебе" ("I concentrate on you"), "Ты жестока со мной" ("I get a kick out of you"), "С этого мгновения" ("From this moment on"), "Я люблю Париж" ("I love Paris"). П. - автор ряда мьюзиклов, пост. в бродвейских т-рах. затем и на сценах мн. др. т-ров США и стран Европы. Особенно популярны "Целуй меня, Кэт!" (более 1000 спектаклей; неоднократно ставился в СССР) и "Капкан" (ок. 900 спектаклей). Мн. мьюзиклы впоследствии были экранизированы. П. писал также музыку к кинофильмам (в т.ч. к фильму "Высшее общество" - "High society") и телевизионным постановкам. О П. снят биографич. фильм "Ночь и день" ("Night and day").

Сочинения: мьюзиклы (все 1-е пост. в Нью-Йорке) - Хитчи-Ку (Hitchy Koo, 1919), 50 миллионов французов (50 million Frenchmen, 1929), Веселый разведенный (Gay divorcee, 1932), Что-то происходит (Anything goes, 1934), Была леди Дюбарри (Dubarry was a lady, 1939), Целуй меня, Кэт! (Kiss me, Kate!, 1948), Канкан (Can-Can, 1953), Шелковые чулки (Silk stockings, 1955).

Литература: Hubler R., The Cole Porter story, Cleveland, 1965; Fells G., The life that late he led. A biography of Cole Porter, N. Y., 1967.

Дж. Н. Михайлов.

Портнов Г. А.

Георгий Анатольевич (р. 17 VIII 1928, Ашхабад) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1961. В 1955 окончил Ленингр. консерваторию у О. А. Евлахова.

Сочинения: балеты - Партизанка (хореографич. картина, 1952, Ленинград), Дочь снегов (1956, там же); оперетты - Друзья в переплёте (1966, там же), Такой счастливый день (1973, Ростов-на-Дону); муз. комедии - Улыбнись, Света! (1962, Ленинград), Третья весна (Там, вдали за рекой..., героич. муз. комедия, 1970, там же), Иосиф Швейк против Франца Иосифа (фарс, 1973, Ленинград), Любви все возрасты... (1979, Рига); мьюзикл для детей Снежная королева (1979, Иркутск); оратория-баллада Песнь о Первой Конной (Мне снятся костры, 1977); для орк. - Чешская сюита (1953), симф. поэмы: Обращение (Светлый реквием, 1975), Даурия (1976); Пусть всегда будет солнце (1975) и др. произв. для эстр. орк.; соната для скр. и органа (1978); песни - Белые ночи, Неужели это мне одной, Ты лети, лошадка, и др.; музыка к спектаклям драм. т-ра, радиопостановкам; музыка к кинофильмам - "На войне, как на войне", "Даурия", "Старые стены", "Трижды о любви"; музыка для детей - радиоспектакль "Ухти-тухти" и др.

Португал М. А.

Португал М. А. (Portugal), Португал да Фонceка (Portugal da Fonseca) Маркуш Антонью (24 III 1762, Лисабон - 7 II 1830, Рио-де-Жанейро) - португ. композитор и дирижёр. Учился пению, игре на органе, композиции с 1771 у Ж. ди Созы Карвалью в Патриаршей семинарии в Лисабоне. Служил церк. органистом в Патриаршей церкви в Лисабоне (ок. 1780). В 1785-92 был дирижёром в "Театру ду Салитри", где пост. первые оперы П., принёсшие ему известность. В 1792-1800 жил в Италии. В 1800-10 работал в Лисабоне, дирижировал оркестром т-ра "Сан-Карлуш". С 1810 до конца жизни служил придв. капельмейстером в Рио-де-Жанейро, руководил корол. капеллой. Автор 35 итал. и португ. опер, мн. из к-рых ставились крупнейшими т-рами разных стран: одноактная комич. опера "Принц-трубочист" ("Il principe spazzacamino", 1793, Венеция) шла в Гатчине, близ Петербурга, в 1797 под назв. "Князь-трубочист"; комич. опера "Обольстительный философ" ("Il seducente filosofo", 1798) была выбрана Наполеоном для открытия сезона итал. оперы в Париже в 1801. Среди португ. опер наибольший успех имела комич. опера "Любовь не покупается на золото" ("L'oro non compra amore", 1804, т-р "Сан-Карлуш", Лисабон).

Сочинения: оперы - итал.: Двое горбатых (I due gobbi, комич., 1793, Флоренция), Демофонт (опера-сериа, 1794, Милан), Обманутая вдова (La vedova raggiratrice, комич., 1794, Флоренция), Обман длится недолго (L'inganno poco dura, 1796, Неаполь), Путаница из-за сходства (La confusione nata dйlia somiglianza, комич., 1796, Милан), Семирамида (опера-сериа, 1798, Венеция), Свадьба Фигаро (Le nozze di Figaro, комич., 1799, Венеция); португ. (оперы-сериа; все пост. в Лисабоне): Адраст, царь Египта (Adrasto, re d'Egitto, 1880), Смерть Семирамиды (La morte di Semiramide, 1801), Смерть Митридата (La morte di Mitridate, 1806); для солистов, хора и орк. - итал. оратория Непорочное зачатие (La purissima concezzione di Maria Santissima Madre de Dio, 1788), 18 месс, кантаты, 4 Te Deum; мотеты, псалмы, литании, гимны и др. культовые хор. соч. (св. 100).

Литература: Carvalhгis M., Marcos Portugal na sua musica dramбtica, Lisboa, 1910.

П. А. Ахундов.

Предыдущая страница Следующая страница