Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 8, "ПОД"-"ПОЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 8, "ПОД"-"ПОЛ")

Подэльский Г. В.

Геннадий Вячеславович (р. 2 IV 1927, Ленинград) - сов. композитор. Нар. арт. Эст. ССР (1980). В 1954 окончил Таллинскую консерваторию у Э. А. Каппа. Пр. Ленинского комсомола Эст. ССР (1968). Гос. пр. Эст. ССР (1980).

Сочинения: оратории - По ленинским рельсам (1969), Голос времени (Aegade hддl, 1980); кантаты - Песнь о братстве (1964), Песнь о счастье (1965), Песнь о Кремле (1971), Ода дружбы (1976) и др.; концерт для фп. с орк. (1954); струн. квартет (1962); песни (св. 400), в т.ч. Люблю тебя, мой край родной (1952), Весенний Тарту (1955), Идут корабли (1958), Первому космонавту (1961), О песня русская, родная (1962), вок. циклы - Мы твои, Революция (1966), Огни Ильича (1970), Море поёт (1976); соч. для эстр. орк.; музыка к кинофильмам, в т.ч. "Озорные повороты" (1956), "Улыбнись, ровесник", "У меня есть лев" (оба - 1975), "Шляпа" (1981).

Позитив

Позитив (франц. positif, от позднелат. positivus - поставленный) - небольшой орган, обычно с 1 мануалом, 2-7 регистрами, без самостоятельной педальной клавиатуры. П. ставили на стол, позднее - на пол. Для игры на П. в 13-18 вв. требовался т.н. калькант - спец. "качальщик" мехов. На П. (в отличие от портатива) можно исполнять полифонич. музыку. П. применялся в домашнем светском музицировании, в т-рах, в церквах как сольный и ансамблевый инструмент (его можно легко переносить с места на место). П. используется при исп. беспедальных соч. И. С. Баха (орг. партиты, мн. хоральные обработки); для П. писали Г. Ф. Гендель (орг. концерты), Й. Гайдн, И. Альбрехтсбергер и др. Во 2-й пол. 17 в. орг. мастер моск. Оружейной палаты С. Гутовский в составе посольства Ф. Я. Милославского отвёз в Персию П. собств. изготовления в подарок шаху Аббасу II.

Литература: Ройзман Л., Из истории органной культуры в России (2-я половина XVII в.), в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Quoika R., Das Positiv in Geschichte und Gegenwart, Kassel - Basel, 1957.

Л. И. Ройзман.

Позиция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Познаньская-Рабцевич C. К.

Познаньская-Рабцевичова (Poznanska-Rabcewiczowa) Софья Казимировна (25 IX (7 X) 1870, Вильнюс - 3 IX 1947, Миланувек, близ Варшавы) - польская пианистка и педагог. В 1891 окончила Петерб. консерваторию (училась у И. А. Боровки, затем у А. Г. Рубинштейна). В 1891 - 1892 концертировала во мн. европ. странах (в одном из концертов в Берлине в 1892 исполнила с А. Г. Рубинштейном вариации для 2 фп. Шумана). Для исполнительской манеры П.-Р. были характерны безупречное техническое мастерство, простота и непосредственность интерпретации. В сер. 90-х гг. оставила конц. деятельность. В 1896-97 преподавала в Петерб. консерватории. С 1918 жила в Варшаве, в 1923-28 была педагогом Варшавской консерватории. В 1935 вновь дала ряд концертов (в Канаде и США). В период нем.-фаш. оккупации Польши (1939-44) П.-Р, устраивала в своём доме концерты из произв., публичное исполнение к-рых было запрещено. В 1945-46 преподавала в Муз. школе им. Шопена в Миланувеке. П.-Р. посвящен ряд фп. произв., в т.ч. "Второй акростих" ор. 114 А. Г. Рубинштейна, "Этюд" ор. 31 No 1 Глазунова.

Литература: Niedzwiecki К., Ze wspomnien, Warsz., 1931; Drzewiecki Z., Zofia Rabcewiozowa, "Ruch Muzychny", 1947, No 19-20; eго же, Straty muzyki polskiej w roku 1947, там же, 1947, No 22; Sierpinski J., Zofia Poznanska-Rabcewiczowa, там же, 1961, No 24.

И. Л. Золотова.

Позняковская Н. Н.

Наталья Николаевна (р. 30 XI (12 XII) 1889, Киев) - сов. пианистка и педагог. В 1909-13 училась игре на фп. в Петерб. консерватории у А. Н. Есиповой. В 1913-41 преподавала в Петербургской (Ленинградской) консерватории (с 1926 профессор), в 1944-64 - в Свердловской, с 1964 - снова в Ленинградской консерваториях. В педагогич. деятельности развивает пианистич. принципы школы Есиповой. П. много концертировала в России. В 1914 получила 1-ю премию на конкурсе для женщин-пианисток им. В. А. Ераковой (меценатка, ученица Н. Г. Рубинштейна). Была первой исполнительницей 3-го фп. концерта С. С. Прокофьева (по просьбе автора, 1924). Выступала в ансамблях, в т.ч. в фп. трио со скрипачом В. И. Шером и виолончелистом Е. В. Вольф-Израэлем. В обширном репертуаре П. много произв. совр. композиторов. Для её игры характерны свежесть трактовок, благородство исполнит. манеры, блестящая пальцевая техника.

Г. А. Пэн-Чернова.

Пойманов Е. И.

Евгений Иванович (р. 12 II 1930, Краснодар) - сов. певец (лирико-драм. баритон). Нар. арт. РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1952. В 1960 окончил Тбилисскую консерваторию по классу пения у В. Л. Хмаладзе; с того же года солист Воронежского оперного т-ра. Голос П. - ровный во всех регистрах, свободно льющийся. Певец владеет мастерством перевоплощения, выразительной пластикой. Партии: Князь Игорь; Грязной ("Царская невеста"), Демон, Мазепа; Комиссар, Матвей ("Брестская крепость", "Русская женщина" Молчанова), Эскамильо, Скарпиа, Риголетто, Амонасро; Ренато ("Бал-маскарад"), Ди Луна ("Трубадур"). Выступает в концертах; наиболее близка певцу лирика С. В. Рахманинова и Г. В. Свиридова. С 1972 преподаватель Воронежского ин-та иск-в.

В. И. Зарубин.

Покрасс Д. Я.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Покровский Б. А.

Борис Александрович (р. 10 (23) I 1912, Москва) - сов. режиссёр оперы, педагог. Нар. арт. СССР (1961). В 1937 окончил реж. ф-т ГИТИСа. В 1937-43 режиссёр (с 1939 - художеств. рук.) Горьковского т-ра оперы и балета, с 1943 реж., в 1952- 1963 и с 1967 гл. реж. Большого т-ра. Пост. оперы (впервые на сов. сцене): "Нижегородцы" Направника (1942, Горьковский т-р оперы и балета); в Большом т-ре - "В огне" ("Под Москвой") Кабалевского (1943, совм. с М. М. Габовичем), "Бэла" А. Н. Александрова (1946), "Франческа да Римини" Рахманинова (1946), "Судьба человека" Дзержинского (1961), "Семён Котко" (1970) и "Игрок" (1974) Прокофьева, "Похищение луны" Тактакишвили (1977); в Белорусском т-ре оперы и балета - "Алеся" Тикоцкого (1944); в Ленингр. Малом т-ре оперы и балета - "Война и мир" (1946; Гос. пр. СССР, 1947), "Воевода" Чайковского (1949). В Большом т-ре пост. также оперы: "Евгений Онегин" (1944), "Майская ночь" (1947), "Вражья сила" (1947; Гос. пр. СССР, 1948), "Проданная невеста" (1948; Гос. пр. СССР, 1948), "Садко" (1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Галька" (1949), "Аида" (1951), "Травиата" (1953), "Снегурочка" (1954), "Руслан и Людмила" (1972); "Мёртвые души" Щедрина (1977), "Отелло" (1978) и др. В 1957 в Татарском т-ре оперы и балета пост. оперу "Муса Джалиль" Жиганова. Поставил ряд спектаклей в Софийской народной опере - "Война и мир" (1957), "Хованщина" (1966) и др.; в Софийском муз. т-ре им. Македонского - оперетту "Белая ночь" Хренникова (1967); в Лейпцигском оперном театре - "Пиковая дама", "Золотой петушок", "Игрок". С 1972 художеств. рук. основанного им Моск. камерного муз. театра. Осуществил здесь пост. - "Не только любовь" Щедрина (1973), "Нос" Шостаковича, "Голос земли" по песням А. И. Островского, "Скупой" Пашкевича (все - 1974); "Шинель" и "Коляска" (по Н. В. Гоголю) Холминова, "Сокол Федериго..." Бортнянского, "Директор театра" Моцарта (все - 1975); "Рыжая лгунья и солдат" Ганелина (1977) и др. Спектакли, осуществлённые П. на сцене Большого т-ра и в др. оперных т-рах разл. городов, а также за рубежом, отличаются глубоким проникновением в идейно-художеств. замысел произв., реалистич. решением, высокой муз.-сценич. культурой. Преподаёт в ГИТИСе (с 1954 профессор кафедры муз. театра).

Сочинения: Заметки о работе режиссера и актера в оперном театре, в кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 2, М., 1958; Об оперной режиссуре, М., 1973.

Литература: Чудновский М., Режиссёр ставит оперу. Творческий путь нар. арт. СССР Б. А. Покровского, М., 1967.

Покровский Н. Д.

Николай Дмитриевич (р. 15(28) X 1901, г. Тульчин, ныне Винницкой обл.) - сов. дирижёр. Нар. арт. УССР (1948). В 1925 окончил Киевский муз.-драм. ин-т им. Н. В. Лысенко у Н. А. Малько. В 1924-26 заведовал муз. частью т-ра "Березiль". Дирижёр оперных т-ров в Одессе (с 1926), Харькове (с 1934), гл. дирижёр Львовского (с 1940), затем объединённого Харьковского и Киевского оперных т-ров (Иркутск, с 1942). В 1944-64 гл. дирижёр Одесского т-ра оперы и балета. Репертуар П. обширен и разнообразен (им пост. св. 100 опер и балетов) - рус. и заруб. классика, произв. сов. композиторов; среди постановок - оперы "Иван Сусанин", "Борис Годунов", "Хованщина", "Псковитянка", "Садко", "Дон Карлос"; "Джоконда" Понкьелли, "Турандот" Пуччини, "Лоэнгрин"; "Богдан Хмельницкий" Данькевича, "Броненосец "Потёмкин"" Чишко, "Тихий Дон", "В бурю", "Семья Тараса"; "Заря" Молчанова, все балеты П. И. Чайковского, балеты "Лилея" Данькевича, "Красный мак", "Пламя Парижа". Дирижировал симф. концертами. С 1948 преподаёт в Одесской консерватории (с 1963 профессор).

Полевая-Мансфельд Н. А.

Нонна Александровна (1 (13) V 1896, Москва - 4 IV 1975, там же) - сов. певица (лирич. сопрано). Пению обучалась в Студии певч. иск-ва в классе Е. И. Збруевой. В 1923-28 занималась под руководством К. С. Станиславского в Оперной студии его имени; участвовала в спектаклях студии и Оперной студии-театра им. Станиславского. Тяготея к иск-ву малых форм, по совету Станиславского обратилась к изучению и исполнению песен народов СССР, сов. композиторов, народов заруб. стран. Была выдающейся эстр. певицей (с 1928 исп. только эстр. песни), создавшей индивидуальный стиль, в к-ром высокая вок. культура сочеталась с острой характерностью исполнения. Песни народов мира пела на языке оригинала (свободно владела неск. иностр. языками). В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 организовала инструментальный ансамбль "Мелоди-оркестр" (его художеств. руководитель, певица-солистка), выступала с ним на фронте, в воинских частях и госпиталях. С 1945, не прекращая конц. деятельности, вела педагогическую работу. Автор многих вокальных произведений (в т.ч. песен на собств. тексты). Ей принадлежат переводы на рус. яз. песенных текстов зарубежных авторов.

Литература: Владимирова М., Ляско К., Жизнь - песня, "Советская культура", 1967, 11 марта.

И. М. Ямпольский.

Поленов В. Д.

Василий Дмитриевич (20 V (1 VI) 1844, Петербург - 18 VII 1927, с. Борок, ныне Поленово Тульской обл.) - рус. живописец, театр. художник, композитор. Нар. художник Республики (1926). Действит. чл. Академии художеств (1893). Род. в семье археолога и библиографа Дмитрия Васильевича П. (1806-78). С детства учился игре на фп., занимался муз.-теоретич. предметами. Увлекался пением крестьян, записывал их песни, изучал варианты мелодий нар. песен. На развитие его муз. дарования существ. влияние оказали оперы Р. Вагнера (слушал их во время пребывания в Германии, 1867), а также общение с П. Виардо и И. С. Тургеневым (в Париже). Принимал участие в театр. постановках кружка С. И. Maмонтова в Москве. С 1885 заведовал художеств.-постановочной частью Моск. частной рус. оперы (оформил спектакли "Орфей и Эвридика", "Орлеанская дева" и др.), общался со мн. деятелями рус. оперы, в т.ч. с Ф. И. Шаляпиным. С 1910 вёл большую просветительную деятельность в области нар. т-ра, был организатором и руководителем Секции содействия фабричным и деревенским т-рам, писал пьесы и музыку к спектаклям, устраивал концерты, пропагандируя классич. музыку. Автор оперы "Призраки Эллады" (либр. Мамонтова, пост. в 1906 силами любителей, Большой зал Моск. консерватории), оратории, музыки к драме "Два мира" А. Н. Майкова, к своим историч. драме "Анна Бретонская" и пьесе "Трифельский замок".

Литература: Успенский В., В. Д. Поленов и музыка, "СМ", 1948, No 7.

И. М. Ямпольский.

Полетаев А. И.

Анатолий Иванович (р. 13 II 1936, Воронеж) - сов. баянист и дирижёр. Засл. арт. РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1969. В 1959 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у Н. Я. Чайкина, в 1967 - аспирантуру в Горьковской консерватории у него же. Худ. рук. и гл. дирижёр основанного им оркестра рус. нар. инструментов "Боян" (1968-78 и с 1980), гл. дирижёр Рус. нар. оркестра им. Н. П. Осипова (1978-79). Руководитель вок. фольклорных ансамблей "Рус. песня" (с 1975), "Веснянка" (с 1980). Ввёл в исполнительскую практику готово-выборный 5-рядный баян как сольный инструмент. Исполнение П. отличается высоким мастерством, виртуозной техникой. 1-е пр. на Всесоюзном конкурсе исполнителей на нар. инструментах и на Всемирном фестивале молодёжи и студентов (обе - 1957, Москва), 2-я пр. на Междунар. конкурсе "Дни гармоники" (1966, Клингенталь). Участник Междунар. конгрессов (1976 и 1978, Шатель; 1970 - Клингенталь и Банска-Бистрица). Автор кн. "Пятипальцевая аппликатура на баяне. Правая аппликатура" (1962), а также ряда статей. Составитель нотных сб-ков для готово-выборного баяна.

Полех В. В.

Валерий Владимирович (р. 5 VII 1918, Москва) - сов. валторнист. Засл. арт. РСФСР (1959). Чл. КПСС с 1953. В 1937-39 учился в Моск. консерватории по классу валторны у P. P. Эккерта. С 1937 артист оркестра Всесоюзного радио, в 1938-39 и 1946-72 солист оркестра Большого т-ра. В 1939-46 артист оркестров армейских ансамблей песни и танца. 1-й исполнитель (1951, Ленинград) посвящённого ему концерта для валторны с оркестром Глиэра. 1-я пр. Всесоюзного конкурса исполнителей на духовых инструментах (1941). 1-я пр. на конкурсе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1949, Будапешт). С 1955 преподаватель Муз. уч-ща при Моск. консерватории, в 1975-81 - Моск. консерватории.

Полиаккорд

Полиаккорд (от греч. polus - многий, многочисленный, обширный и аккорд) - аккорд комплексной (составной) структуры, т.е. многозвучие, расслаивающееся на относительно самостоят. части либо складывающееся из двух или неск. относительно самостоят. частей-аккордов.

Полиаккорд

И. Ф. Стравинский. "Петрушка", 2-я картина.

П. имеет вид двух или неск. разл. по звуковому составу аккордов, звучащих одновременно.

Части П. наз. субаккордами (здесь 2 субаккорда - C-dur и Fis-dur). Один из субаккордов (чаще нижний) в большинстве случаев составляет ядро (или основу) П., а осн. тон такого субаккорда становится осн. тоном всего созвучия (С. С. Прокофьев, побочная тема 1-й части 9-й сонаты для фп.: G-dur - ядро, h-moll - наслоение). П. нередко образуется в "пластовой (аккордовой) полифонии" - ткани, где каждый "голос" (точнее, слой) представлен (суб)аккордовым последованием (А. Онеггер, 5-я симфония, 1-я часть).

Выразит. свойства П. связаны с восприятием двух или неск. неидентичных аккордов в одновременности; при этом главное (как и в др. составных структурах) заключается не в звучании каждого из субаккордов, а в том новом качестве, к-рое возникает при их соединении (так, в нотном примере C-dur и Fis-dur - консонирующие аккорды, а целое - диссонанс; субаккорды диатоничны, П. недиатоничен; мажорность каждого из субаккордов выражает свет и радость, а П.- "проклятия" Петрушки, далее - "отчаяние" Петрушки). Термин "П." введён Г. Коуэллом (1930).

Литература: см. при ст. Полигармония.

Ю. Я. Холопов.

Поливанова Г. А.

Галина Анатольевна (р. 1 IV 1929, с. Красное Ленинградской обл.) - сов. певица (драм. сопрано) и педагог. Нар. арт. УССР (1963). Чл. КПСС с 1951. В 1953 окончила Одесскую консерваторию у И. В. Райченко, с того же года солистка Одесского т-ра оперы и балета, затем - Чеч.-Ингуш. филармонии (с 1966), оперных т-ров Воронежа (с 1968), Казани (с 1970), Минска (с 1972). Среди партий - Татьяна, Волхова; Марфа ("Царская невеста"), Аида; Леди Макбет ("Макбет"), Леонора ("Трубадур"), Виолетта, Чио-Чио-сан; Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Наталка, Катерина Измайлова. Выступает в концертах. 3-я пр. на Всесоюзном конкурсе вокалистов и артистов балета (1956), 2-я пр. на конкурсе вокалистов 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (Москва, 1957). Гастролирует за рубежом. С 1974 преподаватель (с 1978 доцент), с 1977 зав. кафедрой сольного пения Одесской консерватории.

Литература: Крайнович Р., Всегда личность, "Театральная жизнь", 1970, No 16.

Полигармония

Статья большая, находится на отдельной странице.

Полиладовость

Статья большая, находится на отдельной странице.

Полиметрия

Полиметрия (от греч. polus - многий и metron - мера) - соединение двух или трёх метров в одновременности, одна из распространённых форм организации полиритмии.

Для П. характерно несовпадение метрич. акцентов в разл. голосах. П. могут образовывать голоса, в к-рых размер неизменен или переменен, причём переменность не всегда обозначается в нотах соответств. цифровыми знаками.

Наиболее яркое выражение П. - сочетание разл. метров на протяжении всего соч. или крупного его раздела. Такая П. встречается редко; известный пример - сцена бала из "Дон Жуана" Моцарта с.контрапунктом трёх танцев в размерах 3/4, 2/4, 3/8.

Более распространены краткие полиметрич. эпизоды, встречающиеся в неустойчивых моментах классич. форм, в частности перед кадансами; как игровые элементы они в нек-рых случаях используются в скерцо, где складываются чаще всего на основе пропорций гемиолы (см. пример из 2-й части 2-го квартета А. П. Бородина).

Полиметрия

Особым видом является мотивная П., одна из основ композиции И. Ф. Стравинского. П. у Стравинского насчитывает обычно два-три пласта, и каждый из них обрисовывается протяжённостью и структурой мотива. В типичных случаях один из голосов (бас) мелодически остинатен, протяжённость мотива в нём неизменна, тогда как в др. голосах она меняется; тактовая черта обычно ставится единая для всех голосов (см. пример из 1-й сцены "История солдата" И. Ф. Стравинского).

Полиметрия

А. П. Бородин. 2-й квартет, часть II.

Полиметрия

И. Ф. Стравинский. "История солдата", сцена I.

В. Я. Холопова.

Полимодальность

Полимодальность (от греч. polus - многий и лат. modus - лад) - термин О. Мессиана (1944), обозначающий вид полиладовости, при котором одновременно сочетаются так называемые лады ограниченной транспозиции (см. Симметричные лады). Пример П.:

Полимодальность

Полимодальность

О. Мессиан. "Двадцать взглядов на младенца Иисуса", No 5.

Литература: Messiаеn О., Technique de mon langage musical, P., 1944.

Ю. H. Холопов.

Полиньский А.

Полиньский А. (Polinski) Александр (4 VI 1845, Влостув - 13 VIII 1916, Варшава) - польский историк музыки. Учился музыке у В. Желеньского, З. Носковского, А. Мюнххеймера в Варшаве. С 1887 выступал как муз. критик. С 1904 преподавал муз.-теоретич. предметы в Варшавском муз. ин-те. Автор первой обобщающей работы по истории польской музыки "История польской музыки в очерках" ("Dzieje muzyki polskiej w zarysie", Lwуw, 1907), содержащей многочисл. нотные примеры. Среди соч. П. гл. обр. статьи о польских композиторах и работы о польск. церк. музыке. Опубликовал сб., куда вошли хор. песнопения римско-католич. костёла 16 и 17 вв. ("Spiewy chуralne Kosciola rzymsko-katolickiego z 16 i 17 wieku"). П. принадлежит ряд церк. произв., в т.ч. 2 мессы.

Литературные сочинения: Gomуlka i jego psalmy, "Echo muzyczne i teatralne", 1880; Waclaw z Szamotul, там же, 1881; Znakomitsi cudzoziemscy muzycy w Polsce, там же, 1882; О muzyce koscielnej i jej reformie, Warsz., 1890; S. Moniuszko, Kijуw-Warsz., 1914; F. Chopin, Kijуw -Warsz., 1914; и др.

Литература: Encyklopedia powszechna Orgelbranda, Warsz., (1898-1904), t. 11; Starczewski F., (A. Polinski), "Lutnista", 1906, No 2. Antologia polskiej krytyki muzycznej 19 i 20 w., Kr., 1955, s. 291-92.

И. И. Свирида.

Полиритмия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Полистилистика

Полистилистика (от греч. polus - многий и стиль) - термин, возникший в недавнее время в сов. музыковедческой литературе, но не получивший всеобщего признания, т.к. он недостаточно чётко отражает сущность тех явлений музыки, к к-рым его обычно относят. Под определением П. подразумевается намеренное соединение в одном произведении разл. стилистич. явлений, стилистич. разнородность, возникающая в результате применения ряда технич. приёмов (один из частных случаев - коллаж). Однако подобный приём может с к.-л. художеств. целью применяться в произведениях, принадлежащих разным стилистич. направлениям, - в зависимости от главенствующих признаков творчества композитора. См. также Стиль музыкальный.

Политковский В. М.

Владимир Михайлович (р. 25 III (6 IV) 1892, Маматовка, ныне Саратовской обл.) - сов. певец (баритон). Засл. деят. иск-в РСФСР (1934). Учился на юридич. ф-те Моск. ун-та (1910-12). С 1908 брал уроки пения у оперного певца А. А. Серебрякова. В 1918 окончил Моск. консерваторию (класс У. Мазетти). Дебютировал на оперной сцене Н. Новгорода (1917). В 1918 артист т-ра ХПСРО (Художеств.-просветительного союза рабочих организаций), в 1920-48 солист Большого т-ра в Москве. Большое значение для П. имела работа под рук. дирижёров У. И. Авранека, В. И. Сука, Н. С. Голованова, режиссёров P. P. Комиссаржевского, И. М. Лапицкого, В. А. Лосского. Исполнял баритоновые лирические (Евгений Онегин) и драматические (Грязной - "Царская невеста"), а также басовые (Галицкий) партии. Среди партий: Князь Игорь, Борис Годунов; Томский ("Пиковая дама"), Скарпиа, Яго; Иоканаан ("Саломея" Р. Штрауса), Эскамильо. Создавал глубокие, психологически насыщенные вок.-сценич. образы. Выступал как конц. певец (участвовал в исполнении "Колоколов" Рахманинова, оратории "Самсон" Генделя, драм. легенды "Осуждение Фауста" Берлиоза и др.), пел на Радио. В 1948-50 преподавал в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных, в 1951-57 - в Моск. консерватории (с 1957 профессор).

Сын П. - Игорь Владимирович П. (р. 3 IV 1930, Москва) - скрипач. Засл. арт. Груз. ССР (1957). В 1956 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у Д. P. Ойстраха. С этого же года солист Всесоюзного гастрольно-конц. объединения (позже - Москонцерта). Лауреат междунар. конкурсов - им. бельг. Королевы Елизаветы (Брюссель, 1953, 10-я пр.), им. М. Лонг - Ж.Тибо (Париж, 1957, 4-я пр.), им. Н. Паганини (Генуя, 1961, 5-я пр.). В 1966-71 преподаватель Тбилисской консерватории (с 1969 доцент), в 1968-71 худ. рук. Камерного оркестра Груз. ССР. Концертирует в СССР и за рубежом (ГДР, Польша, Болгария, Франция, Италия, Япония, Филиппины и др. страны).

Политональность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Полифонические вариации

Статья большая, находится на отдельной странице.

Полифония

Статья большая, находится на отдельной странице.

Полифункциональность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поллини М.

Поллини М. (Pollini) Маурицио (р. 5 I 1942, Милан) - итал. пианист. Учился в Миланской консерватории. Совершенствовался у А. Бенедетти Микеланджели. С 1960 много концертирует в странах Европы и Америки. В иск-ве П., отмеченном высоким пианистич. мастерством, доминирует интеллектуальное начало. Его репертуар наряду с произв. Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Р. Шумана включает соч. А. Шёнберга, Л. Ноно и др. композиторов 20 в. Лауреат междунар. конкурсов пианистов: в Женеве (1957, 2-я пр.), им. Э. Поццоли в Сереньо (1959, 1-я пр.), им. Ф. Шопена в Варшаве (1960, 1-я пр.). Гастролировал в СССР (1977).

Полная каденция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Поло

Поло (испан. polo).

1) Популярный южноиспан. (андалусский) танец в трёхдольном метре (3/8). П. свойствен упругий ритм, подчёркнутый типичными для его инстр. сопровождения кастаньетами, а также хлопками в ладоши и притоптыванием. Мелодика П. отличается интонационной напряжённостью, выразительной орнаментикой.

Поло

Поло в записи М. де Фалья.

2) Андалусская нар. песня, обычно состоящая из 2 разделов - гитарного вступления и собственно песни, сопровождаемой выкриками "ай" или "олй". Образцы П. встречаются и в музыке проф. композиторов. Известна созданная в духе П. мелодия испан. композитора и певца М. Гарсиа, обобщившая наиболее характерные черты южноиспан. песенности. Впоследствии этот напев был использован Ж. Визе в музыке антракта к 4-му д. оперы "Кармен".

Т. Л. Ляхова.

Половинкин Л. А.

Леонид Алексеевич (1(13) VIII 1894, Курган - 8 II 1949, Москва) - сов. композитор и дирижёр. В детстве обучался игре на фп. и скрипке. В 1918 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та, в 1924 - Моск. консерваторию по классу композиции у С. Н. Василенко; учился также по классу фп. у Л. Э. Конюса; изучал анализ форм у Г. Л. Катуара, гармонию - у В. А. Золотарёва, фугу - у Р. М. Глиэра, дирижирование - у Н. А. Малько. С 1918 выступал как пианист. С 1924 секретарь Ассоциации совр. музыки. Работал в т-рах Ленинграда (в частности, зав. муз. частью Ленингр. гос. академич. т-ра драмы им. А. С. Пушкина). С 1926 зав. муз. частью и дирижёр Моск. т-ра для детей. В этом т-ре было поставлено 12 спектаклей с музыкой П., среди к-рых - балет "Негритёнок и обезьяна" (1927, либр. и пост. Н. И. Сац; в 1973 возобновлён на сцене Моск. детского муз. т-ра). Муз. стиль П., особенно в раннем и среднем периоде творчества, отличается смелостью исканий, остроумными гармонич. и орк. комбинациями, но порой экстравагантен и надуман. В музыке П. (особенно театральной) много ярко характерного, красочно выпуклого. Вместе с Л. А. Мазелем и Д. Б. Кабалевским подготовил к изданию работу Г. Л. Катуара "Музыкальная форма" (1-я часть - "Метрика", изд. 1934). С 1924 преподавал в Моск. муз. техникуме им. Скрябина (курс анализа форм), в 1926-32 - в Моск. консерватории (спец. инструментовка).

Сочинения: детские оперы - Чурило Пленкович (1923-1924, не оконч.), Ирландский герой (по пьесе "Удалой молодец, гордость Запада" Д. Синга, 1933), Сказка о рыбаке и рыбке (по А. С. Пушкину, 1935, Моск. т-р для детей); балеты - Негритёнок Сэби (совм. с Л. К. Книппером и Л. М. Соковниным, 1929, Москва), Я - мало, мы - сила (1931), Цыганка (1933); оперетты - Сирокко (1928, Москва, Камерный т-р), Даже в трикотаже (1931, Моск. т-р оперетты); для орк. - 9 симфоний (1929; 1931, 2-я ред. 1939; Романтическая, 1932; Красноармейская, 1933; 1940; 1942; 7-я и 8-я - 1943; 1944), сюиты Танцы загадок (1926), Про Дзюбу (1929), Танцы передвижений (1930), Я - мало, мы - сила (1931), Золотой ключик (1931), Танцевальная (1943), Телескопы (1-я - 1926, 2-я - 1928, 3-я - 1928, 4-я - 1935); конц. вальсы (1928, 1932), увертюры (Первомайская, 1930; Героическая, 1942; Русская хороводная, 1943; 1946); концерт для фп. с орк. (1933); камерно-инстр. ансамбли - фп. и струн. трио (1936 и 1944), 4 струн. квартета (1944, 1945; 3-й и 4-й - 1946); для фп. - 5 сонат, сюита Магниты (1933), сюита (1947), 24 постлюдии, цикл Происшествие, пьесы Электрификат, Неотвязное и др.; для голоса с фп. - романсы, песни; музыка для драм. т-ра и кино.

Литература: Кабалевский Д., О Л. А. Половинкине, в сб.: Pоловинкин Л., Избранные детские песни, М., 1962; Римский Л., Материалы к биографии Л. А. Половинкина, в сб.: Из прошлого советской музыкальной культуры, М., 1975.

Т. Я. Соловьёва.

Половинная каденция

Половинная каденция - половинный каданс, полукаданс, - каденционное исследование гармоний, завершающееся не тоникой, а доминантой (или субдоминантой); как бы не доведённый до конца функциональный кругооборот (см. Каденция 1).

Название "П. к." указывает на неполноту заключит. действия, свойственную этому виду каденций. Наиболее распространённые виды классич. П. к.: I-V, IV-V, VI-V, II-V; в П. к. могут входить и нек-рые побочные доминанты, альтерированные гармонии.

Изредка встречается и плагальная П. к. с остановкой на S (В. А. Моцарт, квартет B-dur, K.-V. 589, менуэт, такт 4); а также П. к. на побочной D (Л. Бетховен, II часть скрипичного концерта: в П. к. - побочная D на вводном тоне). Образец П. к.:

Половинная каденция

Й. Гайдн. 94-я симфония, часть II.

Гармонич. П. к. исторически предшествует медианта (mediante; также metrum, pausa, mediatio) - срединный каданс в псалмодич. формах григорианских мелодий (к-рому отвечает в конце полный каданс; см. 1-й нотный пример на колонке 366).

В нек-рых вок. формах средневековья и эпохи Возрождения П. к. (разновидность срединной каденции) фигурирует под назв. apertum (назв. срединной каденции; франц. ouvert), парой к ней является заключит. (полный) каданс clausum:

Половинная каденция

Г. де Maшо. "Никто не должен думать так".

Термин apertum упоминается у Й. де Грохео (ок. 1300), Э. де Мурино (ок. 1400).

В музыке 20 в. под влиянием новой гармонич. концепции П. к. могут образовывать гармонии не только диатонической, но также смешанной мажоро-минорной и хроматич. систем:

Половинная каденция

С. С. Прокофьев. "Мысли", ор. 62 No 2.

(П. к. завершается на тритоновой ступени, принадлежащей к хроматич. системе гармонии.) См. также Фригийская каденция.

Литература: см. при ст. Каденция.

Ю. Н. Холопов.

Поломаренко И. А.

Иван Александрович (19 (31) X 1876, Киев - г. смерти неизв.) - рус. арфист. С 9 лет пел в хоре и обучался игре на арфе в уч. классах при Придв. певч. капелле у А. Г. Цабеля (занимался также у Ф. Шоллара). Играл в симф. оркестре Преображенского полка. В 1897-1917 артист оркестра графа А. Д. Шереметева, с 1919 - оркестра Ленингр. Малого оперного т-ра. Автор ряда пьес для арфы, в т.ч. "Колыбельной" (на рус. тему), фантазии "Баян" (на мотивы из оперы "Руслан и Людмила"). Ему принадлежит монография "Арфа в прошлом и настоящем. История, конструкция, сведения для композиторов, применение в оркестре" (1939) - первая книга об арфе на рус. яз.

Полонез

Статья большая, находится на отдельной странице.

Полотай М. А.

Михаил Афанасьевич (р. 23 V (4 VI) 1897, с. Стольное Черниговской обл., ныне Менской р-н) - сов. кобзарь и муз. этнограф. В 1927 окончил Киевскую консерваторию по классу пения. В 1922-30 выступал в составе Укр. художеств. капеллы кобзарей (с 1935 - Гос. капелла бандуристов УССР), с 1924 её художеств. руководитель. Принимал участие в создании класса бандуры в Киевской консерватории. П. - один из видных сов. исполнителей классич. кобзарских дум, исследователь и пропагандист иск-ва кобзарей-бандуристов Сов. Украины. Ввёл в репертуар бандуристов революц. и сов. песни и думы. Вышел ряд сб-ков нар. песен в обработке П. для ансамблей кобзарей. Автор многочисл. статей об укр. кобзарях, в т.ч. "Искусство кобзарей Советской Украины" ("Мистецтво кобзарiв Радянськоп Украпни", "Радянська музика", 1940, No 6), "Кобзар Петро Ткаченко з Синявки" ("Народна творчiсть та етнографiя", 1967, No 4), "По сёлам ходили кобзари" ("СМ", 1975, No 8) и др.

Полска

Полска (швед. polska) - швед. нар. танец польского происхождения, в трёхдольном или двудольном метре, по ритму близкий мазурке. В Швеции известен с кон. 16 в. как крестьянский танец. С нач. 18 в. стал популярным в высших кругах общества. Как бальный танец в 19 в. был вытеснен вальсом, но остался одним из любимых танцев деревенских жителей. Известная П. "Nдckans" использована в операх "Холм эльфов" Кулау и "Гамлет" Тома.

Полска

Полторацкий М. Ф.

Марк Фёдорович (17 (28) IV 1729, г. Сосница, ныне Черниговской обл. - 13 (24) IV 1795 (по уточнённым данным), Петербург) - рус. певец (баритон) и хор. дирижёр. По национальности украинец. Учился в латинской школе в Чернигове, с 16 лет - в Петерб. придв. хоре. Ок. 1750 зачислен в итал. оперную труппу; в 1750 дебютировал в опере "Беллерофонт" Арайи (партия полководца Атаманта). Был первым рус. артистом, выступившим на оперной сцене вместе с прославленными итал. певцами. Периодич. печать того времени утверждала, что "он не уступит наилучшим итальянским актёрам" ("Санкт-Петербургские ведомости", 1750, 11 дек.). С 1753 был регентом, с 1763 до конца жизни директором придв. хора (в том же году переименован в Придв. певч. капеллу). В период деятельности П. капелла превратилась в большой, первоклассный коллектив, заняв одно из ведущих мест в муз. жизни столицы. В эти годы в капелле работали выдающиеся русские (М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский) и иностранные (Б. Галуппи, Дж. Сарти) музыканты.

Литература: Русский биографический словарь, (т. 14), СПБ, 1905, с. 424.

Ю. В. Келдыш.

Полудённый Н. М.

Николай Михайлович (р. 10 IV 1937, Днепропетровск) - сов. певец (баритон). Нар. арт. УССР (1978). Засл. арт. РСФСР (1971). Чл. КПСС с 1978. В 1961 окончил Киевскую консерваторию по классу пения у А. А. Гродзинского, в 1965 - у него же аспирантуру. С 1966 солист Куйбышевского, с 1974 - Днепропетровского т-ров оперы и балета. Среди партий - Евгений Онегин, Елецкий, Демон; Шакловитый ("Хованщина"), Грязной ("Царская невеста"), Фигаро, Риголетто, Дон Жуан. П. - активный пропагандист оперного творчества сов. композиторов, в его репертуаре партии Олега Кошевого ("Молодая гвардия"), Телегина ("Хождение по мукам" Спадавеккиа), Инженера ("Виринея" Слонимского), Бабушкина ("Пробуждение" Колодуба) и др. Гастролирует за рубежом.

Полутон

Полутон (лат. semitonium, hemitonium, нем. Halbton) - самый малый интервал 12-ступенного европ. муз. строя. Различают П. хроматический (apotomй) и диатонический (limma). В пифагоровом строе хроматич. П. на пифагорову комму больше диатонического. В темперированном строе все П. равны, последовательность 12 П. заполняет объём октавы. Диатоническим называется П. между соседними ступенями звукоряда (малая секунда), напр h-c, d-es; хроматическим - П., образованный осн. ступенью и её повышением или понижением (увеличенная прима), напр. f-fis, h-b или, наоборот, as-a, cis-c и т. п., а также - повышенной ступенью и её двойным повышением, пониженной ступенью и её двойным понижением, напр. fis-fisis, b-heses, и наоборот. Дважды уменьшенная терция энгармонически равна П. См. Темперация, Диатоника, Хроматизм, Энгармонизм.

В. А. Вахромеев.

Полферов Я. Я.

Яков Яковлевич (1 (13) IV 1891, станица Ильинская Кубанской обл. - 30 IX 1966, Харьков) - сов. музыковед, дирижёр, муз.-обществ. деятель. В 1908-11 учился в Петерб. консерватории у В. П. Калафати, Н. А. Соколова, М. О. Штейнберга (композиция) и у H. H. Черепнина (чтение партитур и дирижирование), позднее - в Одесской консерватории у Ф. В. Мироновича и В. И. Малишевского (композиция). Работал дирижёром в частных оперных труппах в Петербурге и провинциальных городах. В 1918-21 преподаватель и проректор Одесской консерватории, выступал также как дирижёр и лектор. В 1921-24 директор 4-го муз. техникума в Петрограде, ответств. редактор журнала "Еженедельник Петроградских государственных академических театров" (1922-23). С 1924 жил в Харькове; был ректором Муз.-драм. ин-та (1924-25), худ. рук. Укр. радиовещания (1927-29), с 1930 лектор Харьковской филармонии. Автор ряда работ, в их числе: "Органiка" (ч. 1, Хар., 1930), "Звуковi й музичнi елементи в творах украпнських прозапkов" (Хар., 1929), библиографич. справочник "Русская музыка XIX и XX столетий" (Хар., 1935), многочисл. статьи, посв. разл. вопросам сов. муз. культуры.

Литература: Я. Я. Полферов. Некролог, "СМ", 1967, No 4.

Поль В. И.

Владимир Иванович (1 I 1875, Париж - 21 VI 1962, там же) - рус. композитор, пианист, педагог, муз.-обществ. деятель. Учился в Киевской консерватории по классу фп. у В. В. Пухальского; занимался композицией под рук. С. И. Танеева в Москве; изучал живопись (ученик H. H. Ге; был профессиональным художником). Концертировал как солист-пианист в Киеве, Ялте, Москве, затем в Париже, где жил с 20-х гг., а также в качестве аккомпаниатора певицы А. М. Ян-Рубан (жена П.). Был основателем, директором и профессором Рус. консерватории в Париже (1931-56), затем её почётным директором (с 1956 до конца жизни). В 1937-62 был одним из директоров муз. изд-ва "М. П. Беляев в Лейпциге" (позднее в Бонне). П. - автор музыки к балетным спектаклям, к-рые ставились во Франции и США, симф. поэмы (1961), романсов (циклы изданы в Петербурге в 1912 и в Париже в 1927) и др. соч. для голоса с фп., в т.ч. песни "Гармонист" на сл. Исаковского (соч. 1961), пьес для фп. ("Поэма" для левой руки, 1938, и др.). Ему принадлежат работы по истории и теории музыки, статьи о творчестве Н. К. Метнера.

М. А. Вачнадзе.

Полька

Полька (чеш. polka) - один из наиболее популярных нац. чешских танцев. Др. названия П. - нимра, мадера. З. Неедлы предполагает, что слово "polka" означает "польская"; по его мнению, название этого танца связано с возросшим интересом к Польше во время Нац. польского восстания 1830-31. Согласно др. точке зрения, название происходит от чеш. pulka - "полшага". П. обобщила типические черты танц. культуры Чехии. Её танц. движения сложились под влиянием экосеза, контрданса и кадрили. П. - двудольный танец, родственный по ритму др. чешским нар. танцам (обкрчак, рейдовачка, вртак). Образное содержание музыки П. во время её расцвета было различным - от жанровых и лирич. образов до героических. Мелодич. склад П. включает интонации как двудольных чеш. танцев типа "скочны" (подвижный танец с подскоками), так и трёхдольных лирических. Во 2-й пол. 19 в. П. как бальный танец приобрела популярность во всей Европе, утратив в значит. мере нац. черты. Образцы П. встречаются и в проф. музыке (напр., в творчестве Б. Сметаны, А. Дворжака, А. Г. Рубинштейна, М. А. Балакирева, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др.).

Литература: Друскин M., Яничкова И., Чешские народные танцы, М., 1957.

Т. Л. Ляхова.

Польская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Польский государственный театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Польский И. С.

Илья Самойлович (р. 18 VIII 1924, Звенигородка Черкасской обл.) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1947. В 1949 окончил Харьковскую консерваторию по классу композиции у Д. Л. Клебанова и как музыковед-теоретик у М. Д. Тица. Участник Великой Отечеств. войны 1941-45. В 1947-62 преподаватель Харьковского муз. уч-ща. С 1962 преподаватель, с 1969 зав. кафедрой теории музыки Харьковского ин-та культуры.

Сочинения: оперы - Терем-теремок (по сказке С. Я. Маршака, 1950, Харьковский т-р оперы и балета), Семирiччя (Семиречье, 1959), Герои Бреста (1965), Тихий лес (1968); балет - Пролiсок (Подснежник, 1960); для солистов, хора и орк. - кантата Тут кожне сердце Ленiна знае (1970), сюита (1947), поэмы Пiсня про дружбу (1967), Досвiтнi вогнi (Предрассветные огни, 1971); для орк. - симфониетта (1966), 2 балетные сюиты (1962, 1968); для инструмента с орк. - концерты для фп. (1947), для скр. (1953), концертино (для фп., 1972); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1947), струн. квартет (1947); сюита для орк. белорус. нар. инструментов (1962); для фп. - цикл пьес для детей (1953), соната (1956), Киргизский цикл (1957); пьесы для скр., влч., флейты, домры, тромбона; хоры, романсы, песни, обр. нар. песен; музыка для драм. т-ра и т-ра кукол.

Литературные сочинения: Про використання традицiй колядноп обрядностi у створеннi нових обрядiв, Харькiв, 1971; Супровiднi пiснi колядного циклу, Xapкiв, 1973.

Предыдущая страница Следующая страница