Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 10, "ПОР"-"ПРИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 10, "ПОР"-"ПРИ")

Португальская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Порумбеску Ч.

Порумбеску Ч. (Porumbescu) Чиприан (2(14) X 1853, Шипотеле-Сучевей, уезд Сучава - 25 V (6 VI) 1883, Ступка, ныне Чиприан-Порумбеску) - рум. композитор, дирижёр. Муз. образование получил в Румынии, занимался у К. Минули, Ш. Носиевича (теория), С. Майера, В. Шлётцера (скрипка), И. Воробкевича (гармония, хор. дирижирование). В 1875-1877 был дирижёром хор. об-ва "Арбороаса" в Черновцах, руководил студенческими и рабочими хор. кружками. Участвовал в нац.-освободит. движении против австро-венгерского гнёта. Был арестован; после освобождения в 1879-81 учился в Венской консерватории у А. Брукнера (генерал-бас) и Ф. Кренна (хор. дирижирование). В 1881-82 преподавал в музыкальной школе в Брашове. Умер от туберкулёза.

П. - один из основоположников рум. музыки, его произв. органически связаны с муз. фольклором Румынии. Среди соч. наиболее известны бытовая сатирич. комедия "Кандидат Линте" ("Candidatul Linte", либр. П., 1877), лирико-сказочная оперетта "Новолуние" ("Crai Nou", либр. В. Александри, 1882), "Баллада" для скрипки и фп. (1880). П. принадлежат и др. инстр. пьесы, а также вок. соч. Популярны песни П., мн. из них написаны на социальные темы; широко известна революц. песня "Первое мая" (слова народные). Его песни мелодичны, отличаются ярким нац. колоритом. П. - автор мн. романсов, хоров, музыки для драматического театра. Имя П. присвоено Бухарестской консерватории.

Литература: Кристиан В., Чиприан Порумбеску, "СМ", 1954, No 1; Котляров Б.,Ч. Порумбеску, "Култура Молдовей", 1957, 6 июние; Cosma V., Ciprian Porumbescu, Buc., 1957; Вreazul G., Pagini din istoria muzicii romвnesti, v. 1, Bue, 1966; Vancea Z., Creatia muzicala romвneasca, sec. XIX-XX, (v.) 1, Buc., 1968.

Б. Я. Котляров.

Порфирий

Порфирий (Porpurios) (232/233 - между 301 и 304) - антич. философ-неоплатоник, эстетик. Был комментатором греч. философов Платона, Аристотеля и Плотина (его ученик). Автор трактата "Комментарии К Гармонии Птолемея" ("Porpuroy eis 'Armonixa Ptolemaioy pomngma"), к-рые представляют собой не только трактовку осн. положений работы Птолемея (особенно его теории "тезиса и динамиса"), но содержат сведения также о муз.-эстетич. и муз.-теоретич. взглядах ранней и классич. античности. В трактате П. рассматриваются средства муз. выразительности (звук, мелодия, гармония, созвучия, тетрахорды и т.д.) и специфика их восприятия. П. стоял на пифагорейско-платоновских позициях (см. Пифагор С., Платон), уделяя большое внимание числовым выражениям звуковых отношений. Трактат П. включает фрагменты из многих утерянных работ др.-греч. муз. теоретиков-пифагорейцев (Филолая, Архита из Тарента, Трасилла, Дамона, Эратосфена, Эратоклеса, Дидима и др.) и представляет собой ценнейшее собрание высказываний представителей антич. муз.-теоретич. мысли.

Издания: Opera mathematica, t. 3, hrsg. von J. Wallis, Oxon, 1699, Porphyrii philosophi Platonici opuscula selecta i terum, hrsg. von A. Nauck, Lpz, 1886; "Porphyrios" Kommentar zur Harmonielehre des Ptolemaeus, hrsg. von J. Dьring, Tl 1-2, Gцteborg, 1932; Ptolemaeus und Porphynos ьber die Musik, hrsg. von J. Dьring, Gцteborg, 1934.

E. В. Герцман.

Поспишил В.

Поспишил В. (Pospнsil) Вилем (р. 19 VII 1911, Прага) - чеш. муз. критик и муз.-обществ. деятель. Музыковедение и эстетику изучал в Карловом ун-те в Праге (1935-39, 1945-49). Работал хормейстером в Плана-над-Лужници (1930-35) и Праге (1934). С 1945 редактор газ. "Svobodnй slovo", писал статьи для ведущих чеш. газет и журналов, в т.ч. для журн. "Slovenskб hudba" и "Divadlo". В 1955-58 директор междунар. конц. агентства, в 1952-79 секретарь комитета Междунар. муз. фестиваля "Пражская весна". С 1971 гл. редактор журн. "Hudebnн rozhledy". В своих статьях и рецензиях осн. внимание уделяет проблемам муз. т-ра и конц. жизни ЧССР.

Сочинения: S ceskou filharmoniн tremi svetadнly, Praha, 1960; Vбclav Talich, Praha, 1961; Slavnн hostй Prazsckэch jar, Praha, 1962; Reckй pasije B. Martinu, "HR", 1962, No 7; Labutн pнsen J. Pauera, "HR", 1975, No 5; Vбclav Neumann, Praha, 1981.

Поссе В.

Поссе В. (Posse) Вильгельм (1852, Бромберг - 1925, Берлин) - нем. арфист, педагог и композитор. Игре на арфе учился у К. Л. Гримма, затем продолжил муз. образование в Академии Куллака в Берлине. Длит. время жил в Шарлоттенбурге. Блестящий виртуоз, П. с большим успехом давал сольные концерты в разл. городах Германии. Его высоко ценил Ф. Лист (называл "величайшим арфистом после Пэриш-Альварса"). В 1878-1903 солист оркестра Оперного т-ра в Берлине. Среди сочинений П. для арфы - "5 небольших характерных пьес", "6 небольших пьес", сб. технических этюдов, "8 больших концертных этюдов". С 1890 преподаватель класса арфы в Академии музыки (Берлин); систематизировал и несколько видоизменил методич. принципы Гримма. Метод преподавания П. получил особенно наглядное отражение в его "8 больших концертных этюдах". Ученик и продолжатель традиции П. - рус. арфист А. И. Слепушкин.

Литература: Поломаренко Ив., Арфа в прошлом и настоящем, М. - Л., 1939, Эрдели К. A., Арфа в моей жизни, М., 1967; Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975; Sсimесa M. G., L'arpa nella storia, Bari, 1938.

Б. В. Доброхотов.

Постановка голоса

Статья большая, находится на отдельной странице.

Постникова В. В.

Виктория Валентиновна (p. 12 I 1944, Москва) - сов. пианистка. Окончила Моск. консерваторию (1967) и ассистентуру-стажировку при ней (1969) у Я. В. Флиера. С 1970 солистка Моск. филармонии. В репертуаре наряду с зап.-европ. и рус. классич. музыкой большое место занимают произв. сов. и совр. заруб. композиторов. Выступает в ансамбле с Г. Н. Рождественским (соч. для фп. в 4 руки). 1-я исполнительница ряда произв. сов. композиторов. Лауреат Междунар. конкурсов им. Ф. Шопена (1965, Варшава), в Лидсе (1966, 2-я пр.), им. Виана да Мота (1968, Лисабон, 1-я пр.), им. П. И. Чайковского (1970, Москва, 3-я пр.). Гастролирует за рубежом.

Построение

Построение - термин, к-рым может обозначаться любой раздел муз. формы, структурно отграниченный от соседних. Муз. форме свойственно иерархич. строение - она состоит из ряда разделов, каждый из к-рых также делится на разделы и подразделы. Крупные разделы имеют свои названия, зависящие от типа формы и иерархич. уровня членения. Так, в сонатной форме крупным разделом является экспозиция, в к-рой выделяются главная, связующая, побочная и заключительная партии. Период делится на предложения и далее - на фразы, мотивы. Такая система, однако, не обнимает всех уровней членения. Напр., нередко возникают разделы, более крупные сравнительно с фразой, но меньшие, чем предложение. Встречаются и совершенно индивидуальные формы членения и сопоставления разделов. В силу этого и введён термин "П.", нейтральный по своей функции, пригодный для любого уровня любой иерархич. системы. П. часто обозначается чисто количественной мерой - числом охваченных им тактов (двухтакт, четырёхтакт, семитакт и т.п.). Момент расчленения, грань между П. наз. цезурой. Глубина цезуры зависит от иерархич. уровня П.

Литература: Музыкальная форма, под общей ред. Ю. Тюлина, М., 1965, с. 45; Mазель Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, М., 1967, с. 343-46. См. также лит. к статье Форма музыкальная.

В. П. Бобровский.

Пот М.

Пот М. (Poot) Марсель (р. 7 V 1901, Вилворде, ныне в черте Брюсселя) - бельг. композитор. Чл. Фламандской корол. академии (1952). Учился в корол. консерваториях в Брюсселе (1916-20), где брал уроки композиции у П. Жильсона, в Антверпене (1921-23) и у П. Дюка в Париже (1926). В 1924 вместе с П. Жильсоном основал журн. "Revue musicale belge" (издавался до 1938). В 1938-66 преподавал в Брюссельской консерватории (в 1949-66 её директор). Выступал как муз. критик. В 1950-60-е гг. президент Бельг. об-ва композиторов и авторов и CK Бельгии (с 1972 почётный президент).

Сочинения: балеты, в т.ч. Киносъёмочная камера (Camera, 1937), Пигмалион (1952); оратория Икар (1945); для орк. - 5 симфоний (1929-74; 2-я - симф. триптих), симфониетта (1946), Джазовая музыка (Jazz music, 1932), Allegro (1935); Concerto grosso для фп. квартета с орк. (1969); для инструмента с орк. - 2 концерта для фп. (1959, 1975), концертштюк для скрипки (1962), концерт для кларнета (1977); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио Камерная музыка (Musique de chambre, 1972), фп. квартет (1932), струн. квартет (1952), октет для кларнета, фагота, англ. рожка, 2 скр., альта, влч. и контрабаса (1948), Музыка для струнных (1963) и др.; фп. пьесы, музыка к кинофильмам.

Литература: Van Den Borren Сh.,...M. Poot, Brus., 1953.

Потоловский Н. С.

Николай Сергеевич (27 III (8 IV) 1878, Москва - 7 1 1927, там же) - сов. муз. теоретик и композитор. Окончил в 1904 Муз.-драм. уч-ще Моск. филармония, об-ва по классам виолончели у Р. И. Эрлиха и композиции у А. А. Ильинского. С 1906 преподаватель, с 1912 профессор Муз.-драм. уч-ща, затем проректор Муз.-драм. ин-та, декан муз.-теоретич. ф-та ЦЕТЕТИСа (позднее - ГИТИС). Работал также в Пролеткульте, был чл. Комиссии по муз. воспитанию в трудовых школах. С 1922 преподавал в Муз. техникуме им. А. А. Ярошевского, с 1924 - на муз. отделении Единого художеств. рабфака. Автор оперы "Василиса Мелентьевна", струн. квартета, сонаты для виолончели и фп. и др., ряда уч. пособий по теории музыки и гармонии. В их числе: "Практическое руководство к изучению элементарной теории музыки. (Объяснения, примеры, упражнения, вопросы)" (М., 1909, 1931), "Курс элементарной теории музыки в форме упражнений, вопросов и ответов" (ч. 1-2, М., 1924), "Ключ к 1-й тысяче упражнений по гармонии за фортепиано. (Пособие для самостоятельного изучения гармонии)" (М., 1914) и др.

И. М. Ямпольский.

Потопчина Е. В.

Евгения Владимировна (1882 - март 1962) - рус. артистка оперетты. Проф. деятельность начала в антрепризе С. Н. Новикова (т-р в Пассаже, Петербург). В 1910 вступила в труппу Б. Е. Евелинова, к-рая с1911 обосновалась в Москве и выступала в "Никитском т-ре" (Оперетта Потопчиной). П. играла героинь, субреток, травести. Она обладала музыкальностью, артистизмом, сценич. обаянием, виртуозной танцевальной техникой, исполнение её отличалось изяществом и лирич. теплотой. Порой, однако, она была недостаточно взыскательна, к репертуару, тяготела к фарсу. Роли: Дениза ("Мадемуазель Нитуш" Эрве), Маскотта ("Маскотта" Одрана), Стасси, Сильва ("Сильва" Кальмана), Бесси ("Ярмарка невест" Якоби), Валентина, Илона ("Весёлая вдова", "Цыганская любовь" Легара), Дэзи ("Принцесса долларов" Фалля) и др. В 1920 эмигрировала в Германию, затем переехала в США.

Литература: Ярон Г., О любимом жанре, М., 1960, М., 1963.

А. Р. Владимирская.

Потоцкий С. И.

Сергей Иванович (7(19) IX 1883, Тамбов - 29 I 1958, Москва) - сов. композитор. В 1904-1908 брал уроки у С. И. Танеева. Окончил Моск. консерваторию в 1914 по классу фп. у К. Н. Игумнова, в 1916 - по классу композиции у С. Н. Василенко. В 1917-18 дирижёр оперы Нар. дома им. И. П. Каляева (Москва). В 1918-21 зав. муз. частью МХАТа-2. В 1919-32 руководитель самодеят. хор. коллективов в Москве. Активно работал в области киномузыки. Автор одной из первых опер на сов. тему - "Прорыв" (1930). В 1919 работал над оперой "Взятие Бастилии" (не завершена; в Москве исполнялись отрывки).

Сочинения: оперы - Монна Ванна (по М. Метерлинку, либр. собств., 1926), Прорыв (1930, Экспериментальный театр, Москва), Степан Разин (либр. собств., 1950), Меч освобождения (Ушаков, 1952); кантата - Родина (слова собств. и др. авторов, 1944); для орк. - сюиты Прорыв (1933), Колхозная (1937), Восточная (1945), Весенний вальс (1954); для струн. орк. - Ноктюрн (1954); для фп. - 5 этюдов, 6 прелюдий (1929); хоры; для голоса и фп. - романсы на сл. А. С. Пушкина, песни на слова сов. поэтов; музыка к спектаклям драм. т-ров и радиокомпозициям; музыка к фильмам, в т.ч. "Всадники" (1939), "Пятый океан" (1940), "Богдан Хмельницкий" (1941), "Принц и нищий" (1945).

М. M. Яковлев.

Потулов Н. М.

Николай Михайлович (1810, Потуловка, ныне Мокшанский р-н Пензенской обл. - 18(30) V 1873, Москва) - рус. деятель в области церк. музыки, знаток и исследователь рус. церк. пения. Муз. образование получил в школе при Синодальном хоре. В своём "Сборнике церковных песнопений" (вып. 1-4, М., 1876-1898) П., охватывая почти полный круг церк. пения, отразил теоретич. положения В. Ф. Одоевского о применении техники зап.-европ. строгого стиля к обработке обиходных мелодий. Представляет интерес труд П.: "Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения православной российской церкви" (М., 1873, 1898) - в основном нотная хрестоматия, содержащая также нек-рые сведения о характере церк. пения.

И. М. Ямпольский.

Похитонов Д. И.

Даниил Ильич (26 III (7 IV) 1878, с. Райвола, ныне Рощино Ленинградской обл. - 31 XII 1957, Ленинград) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1905 окончил Петерб. консерваторию по классам фп. у С. Ф. Цурмюлен, композиции и инструментовки у А. К. Лядова; ранее занимался у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова. С 1905 пианист-концертмейстер, хормейстер, в 1909-56 дирижёр Мариинского т-ра (ныне Ленингр. т-р оперы и балета), в 1918-32 также дирижёр Ленингр. Малого оперного т-ра. Дебютировал оперой "Снегурочка" Римского-Корсакова. П. - блестящий знаток оперного репертуара, обладал тонким вкусом. Ф. И. Шаляпин любил выступать в спектаклях, к-рыми дирижировал П. Под рук. П. пост.: "Хованщина" (1912, 1926, 1944), "Севильский цирюльник" (1916, 1924); "Мефистофель" Бойто (1918), "Вражья сила" (1920), "Юдифь" Серова (1925), "Лоэнгрин" (1923), "В борьбе за коммуну" (на музыку оперы "Тоска" Пуччини, 1924), "Паяцы" (1929), "Сказка о царе Салтане" (1930), "Лакме" (1931), "Псковитянка" (1933), "Дубровский" (1947), "Кармен" (1948). Выступал и как симф. дирижёр. В 1938-41 и 1951-54 в Ленингр. консерватории руководил оперным классом и преподавал дирижирование дух. оркестром (с 1939 профессор). Автор кн. "Из прошлого русской оперы" (Л., 1949).

Литература: Богданов-Березовский В., Ленинградский гос. академический ордена Ленина театр оперы и балета им. С. M. Кирова, Л.-М., 1959, с. 71-73; Современные дирижёры, сб., составители Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969.

Г. Я. Юдин.

Похоронный марш

Похоронный марш - траурный марш, - разновидность марша, муз. произв. торжественно-скорбного характера в ритме размеренного, замедленного шага. Обычно П. м. трёхчастны, пишутся в минорной тональности, за исключением контрастирующего просветлённо-лирич. среднего раздела (встречаются и мажорные П. м., напр. в оратории "Самсон" Генделя), в размерах 4/4, С, 2/4; для них характерно применение пунктирных ритмов. Первоначально П. м. создавались специально для сопровождения траурных процессий (позднейшие образцы этой разновидности - похоронные марши Ф. Ж. Госсека периода Великой французской революции). В России музыка в характере П. м. впервые прозвучала при похоронах Ф. Я. Лефорта (1699): в процессии шли "трубачи и литаврщики с печальными глазами" (Орфелин З., Житие и славные дела Петра Великого, СПБ, 1774, с. 229). С течением времени П. м. вошли в ораторию ("Саул" Генделя), оперу ("Гибель богов" Вагнера), стали создаваться и как медленные части циклич. инстр. соч. - симфоний (3-я симфония Бетховена, 5-я симфония Малера и др.), сонат (соната для фп. As-dur op. 26 Бетховена, соната для фп. b-moll Шопена и др.), как отд. инстр. пьесы ("Похоронный марш" для фп. ор. 21 Чайковского). Включение П. м. в инстр. циклы обычно связано с программными замыслами. Наряду с П. м. как целостным муз. соч. важнейшее значение в инстр. программной музыке приобретают отд. эпизоды, темы, выдержанные в характере П. м., - обладая яркой жанровой характерностью, они даже без помощи словесной программы способны вызывать у слушателей живые образные представления (мн. соч. Ф. Листа, включая ряд симф. поэм, 2-й и "Патетический" фп. концерты и др.; 3-я часть 11-й симфонии Шостаковича).

Пошетта

Пошетта - пошетт (франц. pochette, от pocheter - носить в кармане), - небольшой струнный смычковый муз. инструмент (общая длина ок. 350 мм). Возник в нач. 16 в. как ответвление скрипичного семейства. Первоначально П. представляла собой 3-струн. инструмент с лодкообразным корпусом. Впоследствии она становится 4-струнной и приобретает разнообразные формы: виолы, скрипки, гитары и др. инструментов. Настраивалась по квинтам, на кварту выше обычного строя скрипки. Осн. функция - муз. сопровождение во время уроков танцев. Просуществовав до нач. 19 в., П. в единичных случаях использовалась как оркестровый и сольный инструмент. Изготовлением П. занимались иногда выдающиеся мастера смычковых инструментов: К. Мюллер, Д. Полли; известна П. работы А. Страдивари.

Литература: Струве Б. A., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Frукlund D., Studien ьber die Pochette, Sundsvall, 1917.

H. А. Лисова.

Пошон А.

Пошон А. (Pochon) Альфред (30 VII 1878, Ивердон - 26 II 1959, Лютри) - швейц. скрипач. Игре на скрипке обучался в Льежской консерватории у С. Томсона. Концертировал с 11-летнего возраста. С 1898 преподавал в этой консерватории, был участником струн. квартета Томсона (2-я скрипка). В 1902 основал получивший известность "Флонзалей-квартет" (существовал до 1929), с к-рым гастролировал в странах Европы и в США. Позднее играл в нью-йоркском "Страдивариус-квартете" (до 1938). В 1938 возвратился в Швейцарию, в 1941-57 был директором консерватории в Лозанне. В 1958 чл. жюри 1-го Междунар. конкурса скрипачей им. П. И. Чайковского в Москве. Автор книг, статей в муз. прессе и инструктивной работы.

Сочинения: A progressive method of string-quartet playing, N. Y., 1924; J.-J. Rousseau, musicien et la critique, Montreaux, 1940; Musique d'autrefois interprйtation d'aujourd'hui, Gen., 1943; Le rфte du point en musique placй au-dessus ou ou-dessous d'une note, Losanna, 1947.

И. М. Ямпольский.

Поэма

Поэма (франц. poиme, греч. poinma, от poieo - делаю, творю).

1) Инстр. пьеса лирико-драм. или лирико-повествоват. характера, отличающаяся свободой построения и эмоциональной насыщенностью. Обычно пишется для фп. или для к.-л. струнного смычкового инструмента с сопровождением фп. (П. для скрипки и фп. Фибиха), порой и с сопровождением оркестра (П. для скрипки и оркестра Шоссона). Прообразом для П. послужил созданный Ф. Листом жанр симфонической поэмы - крупного одночастного программного орк. произведения. Наряду с обозначением "П." пьесы этого жанра часто носят программные заглавия или определения (фп. пьесы А. Н. Скрябина - П. "К пламени", "Сатаническая поэма" и др.).

2) Обозначение крупного одночастного орк. программного произв., использовавшееся нек-рыми композиторами взамен определения "симфоническая поэма" (напр., муз. поэмы - Tondichtungen - Р. Штрауса).

3) В 20 в. П. стали называть и нек-рые вок. или вок.-инстр. сочинения ("10 поэм для хора" Шостаковича "Поэма памяти Сергея Есенина" Свиридова).

"Поющие голоса Японии"

"Поющие голоса Японии" - массовое прогрессивное самодеят. хор. движение в Японии, антимилитаристское по направленности. Возникло по инициативе хор. дирижёра и обществ. деятеля Акико Сэки, организовавшей в 1948 в Токио Центральный хор и Исполнит. комитет, к-рый объединил все коллективы художеств. самодеятельности в Японии (её помощниками были комп. Ясуси Акутагава и Ёритоё Иноуэ). Вскоре хор превратился в муз. центр, к-рый совместно с об-вом "Против колонизации Японии" с 1950 начал выпускать сб-ки, включающие революционные и популярные песни разных народов; с июня 1953 издаётся журнал "Онгаку-ундо" ("Музыкальное движение"), где помещаются новые произв., статьи о муз. жизни за рубежом, беседы по муз. вопросам. Филиалы центра открылись также в городах Осака, Киото, Сендай, Нагоя, Саппоро и др. (в стране более 120 филиалов). Начало широкому движению "П. г. Я." положил концерт (дек. 1952), организованный рабочими токийских верфей и посв. 4-й годовщине со дня основания Центрального хора. В 50-е гг. в разл. городах Японии по примеру Токийского хора стали создаваться многочисл. хор. коллективы с собств. поэтами и композиторами. Участники движения проводят массовые концерты, праздники песен, популяризируют нац. нар. песни, новые песни япон. авторов, а также устраивают ежегодные общеяпонские съезды.

В кон. 1953 в Токио состоялся "первый фестиваль песни под назв. "П. г. Я.", объединивший мн. коллективы (неск. миллионов участников) и прошедший под знаком борьбы за мир и нац. независимость. С тех пор эти фестивали стали ежегодными. Центральный хор (дирижёры А. Сэки и Ё. Иноуэ) гастролировал в 1964 в СССР. К 1977 в рядах "П. г. Я." насчитывалось до 10 млн. человек.

Литература: Сампей Тамура, Песни страны Фудзиямы, "Молодёжь мира", 1953, No 8; Леонова М., Японские песни, "СМ", 1954, No 5; Горо Судо, О музыкальном движении в Японии, там же, 1954, No 10; Овчинников В., Цветы и песни японской весны, "Новое время", 1963, No 18.

M. P. Леонова.

Правилов А. С.

Александр Сергеевич (р. 21 VII 1938, дер. Сонцовка Донецкой обл.) - сов. певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1977). Чл. КПСС с 1966. 4-я пр. Междунар. конкурса им. Чайковского (1970). В 1965 окончил Львовскую консерваторию по классу пения у Е. И. Дарчука. В 1956-59 артист Донецкого оперного т-ра, с 1965 солист Горьковского т-ра оперы и балета. П. обладает высоким красивым басом мягкого тембра. Партии: Борис, Досифей, Мельник, Иван Сусанин; Мамыров ("Чародейка"), Мефистофель ("Фауст"), Дон Базилио, Фигаро; Поп ("Ай да Балда!" Кравченко), Мендоза ("Дуэнья" Прокофьева), Васков ("Зори здесь тихие" Молчанова). Выступает в концертах. Первый исполнитель мн. соч. горьковских композиторов А. А. Касьянова, А. А. Нестерова, Н. М. Благовидова и др. С 1967 преподаёт в Горьковской консерватории.

Литература: Елисеев И., Обретенное призвание. "ТЖ", 1975, No 20.

Прага

Статья большая, находится на отдельной странице.

Праздники

Праздники - древнерусская церк. певческая книга, содержащая "нотные службы на дни двунадесятых господских и богородичных праздников (неподвижных)". П. были впервые изданы в 1772 в квадратной ноте, в цефаутном ключе. Частично дублировали Стихирарь и Ирмологий. В П. стихиры изложены с сохранением фит (выделены в скобках). Ирмосы канонов заимствованы из Ирмология без изменений.

Литература: Бессонов П., Судьба нотных певческих книг, "Православное обозрение", 1864, т. 14, май - июнь; Разумовский Д., Церковное пение в России, (вып. 1-3), М., 1867-69; Вознесенский И., О церковном пении православной греко-российской церкви. Большой знаменный напев, (роспев), К., 1887.

Н. Д. Успенский.

Праздники песни

Праздники песни - см. Певческие праздники.

Прайс Л.

Прайс Л. (Price) Леонтин (р. 10 II 1927, Лорел, шт. Миссисипи) - амер. певица (сопрано) негр. происхождения. Окончила Джульярдскую муз. школу (1952). С 1950 выступала в концертах, с 1951 - в оперных т-рах (дебютировала в опере "Четверо святых" В. Томсона в Нью-Йорке). С 1951 гастролировала в странах Европы с труппой "Эвримен-опера" (партия Бесс, "Порги и Бесс" Гершвина). Пела на междунар. муз. фестивалях, в т.ч. в Париже (1952). С 1958 много гастролирует (в Москве в 1964), поёт в крупнейших оперных т-рах мира. С 1961 солистка "Метрополитен-опера". Прославилась гл. обр. как исполнительница партий в операх Дж. Верди, в т.ч. Аиды, Герцогини Леоноры и Леоноры ("Трубадур", "Сила судьбы"). Среди др. партий - Донна Анна ("Дон Жуан") и Тоска. Одна из крупнейших певиц 20 в., П. обладает голосом исключит. красоты, насыщенности и яркости звучания. Её исполнение отличается большим драматизмом, силой экспрессии.

Литература: "Сопрано Страдивариуса", "Советская культура", 1968, 16 июля; Harrison J., The New York music scene, "Musical America", 1964, No 1.

Прайс М. Б.

Прайс М. Б. (Price) Маргарет Беренис (р. 13 IV 1941, Блэквуд, Уэльс) - англ. певица (сопрано). В 1961 окончила муз. Тринити-колледж. В 1962 дебютировала в партии Керубино ("Свадьба Фигаро" Моцарта) в Уэльской нац. опере, в 1963 - в "Ковент-Гарден" в Лондоне. Выступает на сценах ведущих оперных т-ров мира. Среди партий - Донна Анна ("Дон Жуан"), Памина ("Волшебная флейта"), Фиордилиджи ("Все они таковы" Моцарта), Титания ("Сон в летнюю ночь" Бриттена), Дездемона. Ведёт конц. деятельность. В её репертуаре произв. Л. Бетховена, Г. Ф. Генделя, Г. Малера, А. Берга, Э. Элгара. Выступает также в дуэте с Дж. Локхартом (фп.).

Прателла Ф. Б.

Прателла Ф. Б. (Pratella) Франческо Балилла (1 II 1880, Луго, Романья - 17 V 1955, Равенна) - итал. композитор и муз. писатель. Занимался в Муз. лицее Пезаро. По композиции ученик А. Риччи-Синьорини, П. Масканьи и А. Чиконьяни. В 1910-26 директор муз. лицея в Луго, в 1927-45 - лицея Дж. Верди в Равенне. В 1910 примкнул к футуризму. Написал инстр. произв. "Футуристская музыка" ("Musica futurista", 1913) и др. подобные соч. В то же время он широко использовал в своём творчестве итал. народные мелодии, муз. фольклор Равенны. Автор 7 опер, оперетт, орк. соч., камерно-инстр. музыки, фп. пьес, песен, музыки для кино.

Сочинения: Musica italiana, Bologna, 1945; Evoluzione della musica, v. 1-2, Mil., 1917-19; Etnofonia di Romagna, Udine, (1938); Le arti e le tradizioni popolari d'Italia, v. 1-2, Udine, 1941; Linee di storia della musica, Mil., (1946); Il libro della musica e del canto in coro, v. 1-3, Mil., 1951; Autobiografia, Mil., 1971; Die futuristische Musik. Technisches Manifest (29.3.1911), в кн.: Ароllonio U., Der Futurismus. Manifeste und Dokumente, Kцln, 1972.

Литература: Gatti G. M., Musica moderna d'Italia e di fuori, Bologna, 1920; Ghigi A., Fr. B. Pratella, Ravenna, 1929; Tоsсhi P., Fr. B. Pratella, studioso del canto popolare, "Lares", 1955, v. 21.

И. M. Ямпольский.

Праут Э.

Праут Э. (Prout) Эбенезер (1 III 1835, Аундл, Нортхемптоншир - 5 XII 1909, Хакни, близ Лондона) - англ. муз. теоретик, педагог и композитор. В 1854 окончил философский ф-т Лондонского ун-та. Учился игре на фп. у Ч. Саламана. В 1859-73 служил церк. органистом, одноврем. (1861-85) преподавал игру на фп. в Школе иск-в лондонского Хрустального дворца. Первые его произв. - камерные ансамбли (струн. и фп. квартеты) - получили в 1862 и 1865 1-е пр. Об-ва англ. музыкантов. Среди др. муз. соч. - кантаты, реквием, месса и др. культовые соч. В 1871-74 изд. журн. "Monthly Musical Record", сотрудничал в журн. "Academy" (1874-79), "Ateneum" (1879-89). В 1876-1890 был дирижёром Хор. ассоциации г. Хакни. Преподавал гармонию и композицию в Нац. спец. муз. школе (1876-82), в Корол. академии музыки (с 1879), игру на фп. - в Муз. школе "Гилдхолл" в Лондоне (с 1884); с 1894 профессор Дублинского ун-та. Известен гл. обр. как теоретик. В своих трудах, посв. контрапункту, фуге, муз. форме и др. вопросам, сформулированные им закономерности основывал на творч. практике лучших композиторов прошлого и совр. образцах (мн. работы переведены на европ. яз., в т.ч. на рус). П. - ред. ораторий (добавил аккомпанемент), в т.ч. "Самсон" (1880) и "Мессия" (1902; издал партитуру и клавир) Генделя.

Сочинения: кантаты - Хирворд (Hereward), Альфред, Рыцарь красного креста (The red cross knight) и др.; для орк. - 4 симфонии, 2 увертюры, сюиты; концерты с орк. - 2 для органа; квартеты и др. камерные ансамбли; для голоса с орк. - Свобода (Freedom); пьесы для органа, культовая хор. музыка.

Литературные сочинения: Instrumentation, L., 1876 (рус. пер. - Праут Э., Элементарное руководство к изучению инструментовки, М.-Лейпциг, 1900); Harmony, its theory and practice, L., 1889, 1903, то же, N. Y., 1971; The orchestra, v. 1-2, L., 1888-89, Counterpoint: strict and free, L., 1890, I910; Double counterpoint and canon, L., 1891; Fugue, L., 1894, 4900 (рус. пер. - Фуга, M., 1900, 1922); Fuguai analysis, L., 1892 (рус. пер. - Анализ фуг, M., 1892); Musical form, L., 1893, 1903 (рус. пер. - Музыкальная форма, М., 1900); Applied forms, L., 1895, то же, L., 1970 (рус. пер. - Прикладные формы, М., б. г.); Analytical key to the exercises in the 16th and subsequent editions of "Harmony", L., 1903; A course of lectures on orchestration, L., 1905; Mozart, L., 1907 (рус. пер. - Моцарт, М.-П., 1923).

Литература: Dictionary of national biography. Supplement 2, v. 3, L., 1912; Jacobi E., Die Entwicklung der Musiktheorie in England nach der Zeit von J.-Ph. Rameau, Bd 1-2, StraЯburg, 1957-60.

И. А. Слепнёв.

Прач И.

Прач И. (Prac) Иван (Ян Богумир) (сер. 18 в., Силезия - 1818, Петербург) - рус. муз. фольклорист, композитор и педагог. По национальности чех. Муз. образование получил на родине. Работал в Петербурге (с кон. 1770-х гг.), преподавал фп. игру в Смольном ин-те (1780-95), одноврем. в младших классах театр. уч-ща (с 1784), затем в Воспитат. доме (1810-13). В 1790 издал сб. записанных им рус. нар. песен в обр. для голоса и фп. (нек-рые напевы взяты из собрания В. Ф. Трутовского, ч. 1-3, 1776), составленный совм. с Н. А. Львовым - автором вступит. статьи к сб., к-рая явилась первым науч. трактатом о рус. нар. музыке. В сб. традиционные рус. песни впервые названы народными и систематизированы по жанрам. Мелодии песен снабжены фп. сопровождением. Многие из этих песен позднее вошли в сб. Н. А. Римского-Корсакова (в обр. также для голоса с фп., ор. 24, 1877). Сб. - памятник рус. муз. фольклора, послуживший основой для ряда последующих сб. рус. нар. песен; мелодии из него использовали М. И. Глинка ("Камаринская"), М. П. Мусоргский ("Борис Годунов"), Н. А. Римский-Корсаков ("Снегурочка", "Царская невеста"), П. И. Чайковский ("Опричник"); они послужили тематич. материалом для многочисл. обр., вариаций для гитары, фп. и хор. произв. Сб. сыграл важную роль в пропаганде рус. нар. песни в России и за рубежом. 2 напева из него использованы Л. Бетховеном в 1-м и 2-м из трёх струн. квартетов, посв. А. К. Разумовскому (ор. 59), др. напевы - Дж. Россини в "Севильском цирюльнике" (в финале - мелодия песни "Ой, на горке, на горочке...", приведена в изд. "Русские народные песни", Пб., 1797, 5 изд., под ред. В. М. Беляева, М., 1955, No 107, с. 224) и кантате "Аврора". П. - автор гл. обр. произв. для фп. - сонат, вариаций на темы рус. нар. песен и др. пьес, в т.ч. "Печального марша..." на погребение М. И. Кутузова (1813), сонаты для клавесина и виолончели и др. П. принадлежат перелож. для фп. отрывков из опер (на рус. тексты Екатерины II) "Февей" В. А. Пашкевича и "Горе-богатырь Косометович" В. Мартина-и-Солера. Написал методич. руководство: "Полная школа для фортепиано" (1816).

Сочинения: Собрание народных русских песен с их голосами, положенными на музыку Иваном Прачем, СПБ, 1790, 1806 (дополненное, т. 1-2), 1815, 1896 (под назв.: Русские народные песни, собранные Н. А. Львовым. Напевы записал и гармонизовал Иван Прач, под ред. и с предисл. А. Е. Пальчикова), М., 1955 (под ред. и с вступ. ст. В. М. Беляева).

Литература: Орлов С., Ян Прач в русской мелографике, в сб.: Sbornik I. Sjezdu slovanskэch geografе a etnografu v Praze, Praha 1926, с. 343-53; Финдейзен H., Два старейших печатных сборника народных песен, (Л., 1928), с. 45-48; его же, Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в., т. 2, М.-Л., 1928-29; Кюи Ц., Избр. статьи, Л., 1952, с. 74-77, 572; Steskо F., Jan Prбc, Praha, 1932.

Е. В. Гиппиус.

Превитали Ф.

Превитали Ф. (Previtali) Фернандо (р. 16 II 1907, Адрия) - итал. дирижёр и композитор. Чл. Академии "Санта-Чечилия" (с 1943). Учился в консерватории в Турине у С. Гросси (виолончель), У. Маттея (орган) и Ф. Альфано (композиция). Играл на виолончели в оркестре туринского Корол. т-ра. С 1928 жил во Флоренции, где организовал (совм. с В. Гуи) постоянный симф. оркестр фестиваля "Флорентийский музыкальный май", руководил им до 1936. В 1936-53 возглавлял симф. оркестр Радио в Риме. Преподавал дирижирование (1952-1953) в Академии "Санта-Чечилия"; с 1953 был худ. рук. концертов этой академии, С 1972 директор т-ра "Сан-Карло" в Неаполе. Много гастролирует как дирижёр в странах Европы, в Сев. и Юж. Америке, Японии. В обширном репертуаре П. - старинная музыка, соч. романтиков и совр. композиторов. В своей музыке стремится к точному воспроизведению особенностей муз. стилей разных эпох. П. - автор балета "Галлюцинации" ("Allucinazioni", 1945, Рим), кантаты "Слава побеждённым" ("Gloria victis", для хора и оркестра), орк. пьес, камерно-инстр. ансамблей. Осуществил ред. мн. старинных музыкальных произв. Автор статей, в т.ч. о Ф. Бузони. Написал руководство по дирижированию.

Сочинения: Guida allo studio dйlia direzzione d'orchestra, Roma, 1951.

Л. Б. Римский.

Предложение

Предложение - наибольшая часть периода, завершающаяся каденцией. Обычно П. существует только как часть целого. В ряде случаев оно всё же способно обособляться и приобретать самостоят. значение. Это в первую очередь относится к незамкнутой главной партии сонатной формы. Она нередко излагается в форме начального П. периода, второе П. к-рого перерастает в связующую партию и подводит к побочной партии. В результате только первое П. периода оформлено как тематически и структурно целостное построение, оно и является формой главной партии (Л. Бетховен, 1-я соната для фп., часть 1).

В простой трёхчастной форме И. может выполнять функцию периода как формы её частей. В этих случаях в структуре a1 b а2 раздел а - не период, как обычно, а П. (А. Н. Скрябин, Прелюдия ор. 7 No 1 для одной левой руки).

Различие между П. и слитным периодом связано гл. обр. с типом заключит. каденции - в периоде она полная, в П. - половинная. Играет роль и степень развитости тематич. материала, завершённости его изложения; завершённость, хотя бы относительная, предполагает период, а явная незавершённость - П. Существует иная точка зрения, исходящая от классич. нем. муз.-теоретич. школы (X. Риман). Согласно этой концепции, всякое одночастное построение без каденции внутри него, независимо от типа завершающей его каденции, есть П. (Satz); период, не делящийся на П., в этом случае трактуется как П.

Литература: см. при статье Период.

В. П. Бобровский.

Предъём

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прей Г.

Прей Г. (Prey) Герман (р. 11 VII 1929, Берлин) - нем. певец (лирич. баритон) (ФРГ). Учился в берлинской Высшей муз. школе. Пел на оперных сценах Висбадена (1952) и Гамбурга (с 1953), с 1956 - в Зап. Берлине и Вене, в 1959 выступал в Мюнхене, в 1960 - в т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). С 1959 участник фестивалей в Байрёйте и Зальцбурге. В 1973 пел на сцене т-ра "Ковент-Гарден" (Лондон). Лучшие партии - в операх Г. Доницетти, Дж. Россини, В. А. Моцарта, в "Страстях" И. С. Баха. С большим успехом выступает как камерный певец.

Прелюдия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Премии

Премии - музыкальные - награды, присуждаемые деятелям муз. иск-ва - композиторам, исполнителям, музыковедам, критикам, инстр. мастерам, педагогам и др. за отдельные выдающиеся работы или за совокупность творч. достижений. П. присуждаются по итогам специально учреждаемых конкурсов (см. Конкурсы), а также по решению правительств. учреждений, разл. муз. об-в, уч. заведений, т-ров, изд-в и др.; в ка-ниталистич. странах - частными лицами, меценатами. Большое распространение муз. П. получили в 19- 20 вв., когда в ряде стран стали создаваться разл. об-ва и фонды с целью поощрения молодых музыкантов. Чаще всего они возникали в Германии; как правило, носили имена крупнейших композиторов - Ф. Мендельсона, В. А. Моцарта, Дж. Мейербера, Р. Вагнера и др. Известность получили Римская П. в Париже, Бетховенские П. и П. Об-ва любителей музыки в Вене, П. им. Падеревского в США, Глинкинские П. в России, позже - Римские П. в Бельгии (по образцу парижских), Мендельсоновская стипендия в Великобритании, П. им. Шуберта, И. С. Баха, Л. Бетховена, Л. Шпора в разл. городах ФРГ и др. Укрепилась традиция присвоения П. издат. фирмами за лучшие соч. определённого жанра; так, с кон. 19 в. изд-во "Рикорди" (Италия) присуждает П. за оперную музыку. В США среди значительных - П. им. Пулицера, им. Дж. Гершвина, им. Ч. Дитсона, фондов Форда и Гуггенхейма и др. После 2-й мировой войны 1939-45 учреждён ряд П. в области грамзаписи, как за художеств., так и за технич. работы, присуждаемых спец. междунар. жюри во мн. странах Европы, в США и Японии.

В СССР за высшие достижения в области музыки присуждаются Ленинские премии (с 1957) и Государственные премии СССР (1940-52 и с 1967). Респ. гос. П. отмечаются достижения музыкантов во всех союзных и мн. автономных республиках СССР: Азерб. ССР (им. У. Гаджибекова, с 1966), Арм. ССР (им. А. Хачатуряна - для композиторов, и им. А. Даниэлян - для исполнителей, 1965), БССР (1966), Груз. ССР (им. Ш. Руставели, 1965), Казах. ССР (им. К. Байсеитовой и им. Курмангазы, 1965), Кирг. ССР (им. Токтогула Сатылганова, 1966), Латв. ССР (1957), Лит. ССР (1957), Молд. ССР (1965), РСФСР (им. М. И. Глинки, 1965), Тадж. ССР (им. Рудаки, 1963), Туркм. ССР (им. Махтумкули, 1966), Узб. ССР (им. Хамзы, 1964), УССР (им. Т. Г. Шевченко, 1961), Эст. ССР (1957), Тат. АССР (им. Г. Тукая, 1958), Якут. АССР (1966) и др. Присуждаются также П. ЦК ВЛКСМ и ЦК комсомола союзных республик, CK СССР и др. Постановления о присуждении Гос. П. публикуются в центр., респ. и областной печати к годовщине Октябрьской революции 1917.

В др. социалистич. странах П. музыкантам присуждаются гос. и обществ. организациями (в Болгарии - П. им. Г. Димитрова, в Венгрии - Л. Кошута, в ГДР - Нац. П. и др.).

M. M. Яковлев.

Преображенская С. П.

Софья Петровна (14 (27) IX 1904, Петербург - 21 VII 1966, Ленинград) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1955). В 1928 окончила Ленингр. консерваторию по классу пения у И. В. Ершова (обучалась также у H. H. Зайцевой). В том же году с группой студентов консерватории участвовала в Зальцбургском фестивале, где с большим успехом пела партию Кащеевны ("Кащей Бессмертный" Римского-Корсакова). В 1928 дебютировала на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета, где работала до 1959. П. обладала голосом большого диапазона, замечательным по силе и разнообразию красок, ровно звучавшим во всех регистрах, а также ярким сценич. дарованием. Партии: Кончаковна; Марфа ("Хованщина"), Марина Мнишек; Иоанна (Гос. пр. СССР, 1946), Любаша ("Царская невеста"), Груня ("Броненосец ?Потёмкин?" Чишко), Ефросинья ("Семья Тараса"; Гос. пр. СССР, 1951), Амнерис, Азучена, Далила; Фрика ("Золото Рейна"), Октавиан ("Кавалер роз" Штрауса). С 1959 участвовала в спектаклях Оперной студии Ленингр. консерватории (партии - Графини; Няни - "Евгений Онегин"). Выступала на конц. эстраде, участвовала в исп. реквиемов Моцарта и Верди, "Торжественной мессы" Бетховена, ораторий Генделя; исполнила партию Орфея в одноим. опере Монтеверди. Одним из высших достижений П. был вок. цикл "Песни и пляски смерти" Мусоргского. В 1947-54 и 1960-61 преподавала в Ленингр. консерватории (с 1949 профессор). Автор статьи "Тридцать лет на сцене" ("МЖ", 1958, No 2).

Литература: Ольховский Е. Г., Софья Петровна Преображенская, Л., 1950; Tрайнин В., Софья Петровна Преображенская, (Л.), 1972.

В. И. Зарубин.

Преображенский Ал. В.

Александр Васильевич (23 VIII (5 IX) 1890, Калуга - 3 VIII 1963, Москва) - сов. хор. дирижёр и педагог. Нар. арт. Казах. ССР (1938). В 1910 окончил Моск. синодальное уч-ще, в 1914 - Моск. консерваторию по классу пения у У. А. Мазетти. Солист оперы Моск. нар. дома. С 1919 хормейстер Малой оперы, передвижной оперы "Наш театр" в Москве и др. С 1932 хормейстер Большого т-ра, с 1936 гл. хормейстер объединённого т-ра Казах. и Рус. оперы (ныне Казах. т-р оперы и балета), в 1939-1948 - Свердловского т-ра оперы и балета. Принимал участие в пост. опер "Иван Сусанин" (1939); "Опричник" Чайковского (1940), "Гроза" Трамбицкого (1943), "Емельян Пугачёв" Коваля (1943), "Отелло" (1945; Гос. пр. СССР, 1946) и др. Худ. рук. Респ. рус. хор. капеллы (1951-52). С 1942 преподавал в Свердловской (в 1944-51 зав. кафедрой хор. дирижирования и педагогики; с 1947 профессор, в 1949-50 ректор), в 1951-63 - в Московской консерваториях.

Сочинения: А. Д. Кастальский (материалы к биографии), в сб.: Кастальский А. Д., Статьи, воспоминания, материалы, М., 1960, и др.

Литература: Локшин Д., Выдающиеся русские хоры и их дирижёры. Краткие очерки, М., 1953, под назв. Замечательные русские хоры и их дирижёры, М., 1960.

Преображенский Ан. В.

Антонин Викторович (16 (28) II 1870, Сызрань - 17 II 1929, Ленинград) - сов. музыковед. В 1889 окончил Екатеринославскую, в 1894- Казанскую духовные академии. Преподавал рус. яз. и лит-ру в средних уч. заведениях Таганрога и Бахмута. С 1898 работал в Моск. Синодальном уч-ще, с 1902- в петерб. Придв. певч. капелле (преподаватель, библиотекарь, затем пом. директора капеллы). С 1920 одноврем. был профессором Российского ин-та истории иск-в (по специальности рус. медиевистики, позднее - действит. чл. ин-та), с 1920 - Ленингр. консерватории. П. - один из виднейших исследователей старинной рус. музыки и др.-рус. певч. иск-ва, др.-рус. нотного письма. Им написаны статьи о рус. церк. музыке для рус. издания "Музыкального словаря" X. Римана (пер. и доп. под ред. Ю. Д. Энгеля, М., 1901-04).

Сочинения: Словарь русского церковного пения, М., 1896; По церковному пению. Указатель книг, брошюр, журнальных статей и рукописей, Екатеринослав, 1897, М., 1900; Вопрос о единогласном пении в русской церкви XVII века, СПБ, 1904; Алексей Фёдорович Львов. Его жизнь и деятельность, СПБ, 1908; О сходстве русского музыкального письма с греческим в певчих рукописях XI-XII вв., "РМГ", 1909, No 8, 10, то же, СПБ, 1909; Краткий очерк истории церковного пения в России, "РМГ", 1907, No 1, СПБ, 1910; Протоирей П. И. Турчанинов, СПБ, 1910; С. В. Смоленский в его историко-археологических работах по церковному пению, "Хоровое и регентское дело", 1912, No 7-8; Из первых лет партесного пения в Москве, "Музыкальный современник", 1915, No 3; "Латинская ересь" в русском пении XVII в., в сб.: Орфей, кн. 1, П., 1922; Культовая музыка в России, Л., 1924; Греко-русские певческие параллели XII-XIII в., в сб.: De Musica, вып. 2, Л., 1926; Русская музыкальная азбука XVII в., там же, вып. 3, Л., 1927, и др.

И. М. Ямпольский.

Преображенский Н. А.

Николай Алексеевич (25 X (6 XI) 1854, Петербург - 31 V(13 VI) 1910, Карлсбад, под Ригой) - рус. певец (драм. тенор). Окончил духовную семинарию. Учился в Петерб. консерватории у Дж. Кореи, затем в Болонье у А. Бузи. Одноврем. с занятиями в консерватории пел в хоре Мариинского т-ра. В 1886-88 выступал в оперных т-рах Болоньи, Милана, Флоренции, Триеста, Мадрида под фам. Карбони. В 1888-93 солист Большого т-ра. Дебютировал в партиях Фауста (на итал. яз.) и Собинина. С 1893 пел в Киеве, Казани и др. городах. Последние годы жизни провёл в Риге, давал уроки пения.

Обладал сильным, красивым, с металлич. оттенком драм. тенором большого диапазона, в совершенстве владел иск-вом бельканто, пел преим. партии героич. плана. Его исп. отличалось экспрессивностью. Был кумиром учащейся молодёжи Москвы. Среди партий- Манрико, Отелло; Ричард ("Бал-маскарад"), Иоанн Лейденский, Васко да Гама, Рауль, Роберт ("Пророк", "Африканка", "Гугеноты", "Роберт-Дьявол" Мейербера), Лоэнгрин и др.

Литература: Н. А. Преображенский. (Некролог), "ЕИТ", 1910, вып. 8, с. 161-62; Н. А. Преображенский. (Некролог), "РМГ", 1910, No 26/27, с. 595; Шкафер В. П., Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания, Л., 1936; Салина Н. В., Жизнь и сцена, Л.-М., 1941, с. 120-23, 130-31; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века. 1873-1889, Л., 1973, с. 184.

Прерванная каденция

Прерванная каденция - см. Каденция.

Пресман М. Л.

Матвей Леонтьевич (10 (22) X 1870, Ростов-на-Дону - 12 XI 1941, Москва) - сов. пианист, педагог. Игре на фп. обучался в Москве у Н. С. Зверева. В 1891 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у В. И. Сафонова. В 1891-95 преподаватель муз. уч-ща в Тбилиси, в 1896-1913 преподаватель и директор муз. классов (с 1900 - муз. уч-ще) Ростовского-на-Дону отделения РМО. С 1913 профессор Саратовской, в 1918-1921 - Донской (Ростов-на-Дону), в 1921-33 - Азербайджанской (Баку) консерваторий. С 1923 в Москве. Чл. Гос. учёного совета Наркомпроса Азербайджана. С 1933 преподаватель и директор Муз. уч-ща им. M. M. Ипполитова-Иванова с 1938 преподавал в Центр. заочном муз.-пед. ин-те. Автор воспоминаний "Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов" (сб. "Воспоминания о Рахманинове", т. 1-2, 3 изд., М., 1974).

И. М. Ямпольский.

Пресс И. И.

Иосиф Исаакович (21 XII 1880 (2 I 1881), по др. данным, 3 (15) I 1881, Вильнюс - 4 X 1924, Рочестер) - рус. виолончелист. Занимался в Муз. уч-ще Харьковского отделения РМО у С. С. Глазера. В 1902 окончил Моск. консерваторию по классу виолончели у A. Э. Глена. В дальнейшем пользовался консультациями Ю. Кленгеля, П. Касальса. С 1898 концертировал как солист и ансамблист (выступал с Ф. И. Шаляпиным, B. И. Сафоновым, К. Н. Игумновым, П. Коханским, с своим братом М. И. Прессом, в сонатных ансамблях с Л. В. Николаевым и др. пианистами). С 1906 участник Русского трио (В. И. Маурина-Пресс, М. И. и И. И. Прессы), славившегося интерпретацией произв. рус. композиторов - трио П. И. Чайковского, А. С. Аренского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова и др. Исполнение П. отличали высокое мастерство, тонкий муз. вкус, красивый певучий тон. В 1911 на конкурсе виолончелистов в ознаменование 50-летия Моск. отделения РМО П. получил наряду с Е. Я. Белоусовым 2-ю пр. В 1916-18 профессор Петроградской, в 1918 - Киевской, затем Одесской консерваторий. В 1921 уехал из СССР. Концертировал в Европе и Америке. С 1922 преподавал в Истменской школе в Рочестере.

Литература: Гинзбург Л. С., История виолончельного искусства, кн. 3 - Русская классическая виолончельная школа (1860-1917), М., 1965, с. 324-32.

Л. С. Гинзбург.

Пресс М. И.

Михаил Исаакович (10 (22) IX 1871, Вильнюс - 22 XII 1938, штат Мичиган, США) - рус. скрипач. В 1900 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у И. В. Гржимали, совершенствовался у Э. Изаи в Брюсселе. 1-я пр. на конкурсе скрипачей, окончивших Моск. консерваторию по классу Гржимали (1910). Выдающийся виртуоз, П. концертировал в России и за рубежом. В 1906-14 жил в Берлине, организовал Русское трио (совм. с братом - виолончелистом И. И. Прессом и женой - пианисткой В. И. Мауриной), гастролировал во мн. странах. В 1915-18 профессор Моск. консерватории. С1918 жил в Германии и Швеции, с 1922 - в США. Выступал как дирижёр, преподавал в муз. ин-те Кёртис в Филадельфии. П. - крупнейший представитель дореволюц. моск. скр. школы. Блестящая техника, законченность интерпретации - отличит. черты его исполнит. иск-ва. Как солист, ансамблист и дирижёр был пропагандистом рус. музыки. Ему принадлежат мн. транскрипции для скрипки и фп.

Литература: Гунст E., Письма о музыке, "Рампа и жизнь", 1915, No 46, 48; Энгель Ю., Театр и музыка, "Русские ведомости", 1915, 1 ноября, 1916, 4 февр.

И. М. Ямпольский.

Преториус М.

Преториус М. (Praetorius; наст. фам. Шульц, Schulz, Schulte, SchultheiЯ) Михаэль (15 II 1571 или 1572, Крёйцбург, близ г. Эйзенах - 15 II 1621, Вольфенбюттель) - нем. композитор, органист и муз. теоретик. Сын протестантского священника, связанного с кругом ближайших друзей и сподвижников М. Лютера. Учился в лат. школе в г. Цербст, в ун-те г. Франкфурт-на-Одере. Служил у герцога Брауншвейгского в качестве органиста. В 1594 переселился в резиденцию герцога Вольфенбюттельского, с 1604 стал придв. капельмейстером. Постоянно ездил ко двору кайзера в Прагу, а также в Дрезден, Магдебург и Галле, где встречался и сотрудничал с видными музыкантами своего времени X. Л. Хаслером, Г. Шюцем, С. Шейдтом.

П. - автор светской и церк. музыки на нем. и лат. тексты. В основе его творчества лежит традиция, культивировавшаяся в лютеранских церк. общинах и лат. школах и связанная с полифония, школой Орландо Лассо, с формой мотета, применением cantus firmus. П. ввёл в нем. церк. музыку хор. концерт, следуя в своих многогол. вок.-инстр. соч. также традициям венецианской школы. Одним из первых в нем. музыке П. применил генерал-бас. Его собрание песнопений (в разл. формах на нем. тексты) и пьес для органа - "Сионские Музы" ("Musae Sioniae", т. 1-9, 1605-10) охватывает 1244 соч. Составил из своих произв. ещё несколько подобных собраний. Сб. "Musarum Sioniarum Motectae et Psalmi latini I" (1607) включает 36 многогол. мотетов, мессу и магнификат; сб. "Терпсихора" (1612) содержит инстр. обр. 312 мелодий франц. танцев. Среди его органных соч. - фантазии на темы псалмов Лютера, в т.ч. известная "Ein feste Burg ist unser Gott". Большое значение имеет его науч. труд "Syntagma musicum" (т. 1-3, 1615-19; переиздано В. Гурлиттом, 1958-59; рус. пер. фрагмента в сб.: "Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII вв.", М., 1971), содержащий описание и классификацию муз. инструментов, характеристику современных П. осн. вок. и инстр. форм, определение и толкование муз. терминов (в основном перевод с итал. яз. на нем. яз. словаря И. Тинкториса, 1474), сведения о мензуральной нотации, свод правил муз. композиции, указания к пользованию техникой генерал-баса и к инструментовке вок.-инстр. произв. Вопреки сложившейся практике применения в науч. трактатах лат. языка, начиная с т. 2 П. писал этот труд на нем. языке.

Издания: Gesaratausgabe der musikalischen Werke von M. Praetorius, hrsg. v. Fr. Blume in Verbindung mit A. Mendelssohn und W. Gurlitt, Bd 1-21, Wolfenbьttel-B., 1928-60; Sдmtliche Orgelwerke, hrsg. v. K. Matthaei, Wolfenbьttel-B., 1930.

Литература: Riemann H., Handbuch der Musikgeschichte, Bd 2, Lpz., 1912; Gurlitt W., M. Praetorius (Creuzburgensis), sein Leben und seine Werke, Lpz., 1915; Blume Fr., M. Praetorius Creuzburgensis, Wolfenbьttel-B., 1929; его же. Das Werk des M. Praetorius, "ZfMw", 1935, Bd 17.

О. Т. Леонтьева.

Пречистенские курсы

Были открыты Рус. технич. об-вом в 1897 в Пречистенском (ныне Фрунзенском) р-не Москвы с целью дать рабочим и мелким ремесленникам начальное образование. В нач. 1906 по инициативе Е. Э. Линёвой при курсах был организован хор, участники к-рого получали муз. образование (теория музыки, сольфеджио). В 1906-13 хором руководили В. А. Булычев и Линёва. Впервые публично коллектив (в составе 70 чел.) выступил в концерте пианиста Я. В. Вейнберга (25 марта 1909, в Малом зале консерватории). Для слушателей курсов проводились тематич. циклы-концерты, в к-рых выступали А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Л. В. Собинов и др.

Хор рабочих П. к. первым в царской России исполнял революц. песни, в числе к-рых была песня "Смело, товарищи, в ногу". Наиболее способные хористы принимали участие также в концертах Московской симфонической капеллы, в т.ч. в первом исполнении (полностью) в России мессы h-moll И. С. Баха (1911) и др. крупных ораториальных соч. (напр., оратории "Времена года" Гайдна). Хору П. к. С. И. Танеев поcв. Двенадцать хоров a cappella (для смешанных хоров) на cл. Я. П. Полонского (1909). К 1913 хор прекратил существование.

Литература: Пречистенские рабочие курсы. Первый рабочий университет в Москве. Сб. статей и воспоминаний к пятидесятилетию курсов. (1897-1947), М., 1948, С. 38-39, 269-70.

M. P. Леонова.

Прибик И. В.

Иосиф (Иозеф) Вячеславович (11 III 1855, Пршибрам, Чехословакия - 20 X 1937, Одесса) - сов. дирижёр, композитор и педагог. Нар. арт. Укр. ССР (1932). По национальности чех. В 1872 окончил органную школу в Праге, в 1876 - Пражскую консерваторию как пианист и дирижёр. С 1878 жил в России, был директором отделения РМО в Смоленске (1879-93). Работал оперным дирижёром в Харькове, Львове, Киеве, Тбилиси, Москве. В 1889-93 капельмейстер Рус. оперного товарищества И. П. Прянишникова (Киев, Москва). Дирижировал в Киеве первыми на Украине (после Мариинского т-ра) постановками опер "Пиковая дама" (1890), "Князь Игорь" (1891). Под упр. П. впервые в Москве была осуществлена пост. оперы "Майская ночь" Римского-Корсакова (1892, Шелапутинский т-р). С 1894 - в Одессе. В 1894-1937 дирижёр (в 1920-26 гл. дирижёр, с 1926 почётный дирижёр) Одесского т-ра оперы и балета.

Деятельность П. способствовала подъёму муз. культуры Одессы. Осн. место в театр, репертуаре П. занимала рус. классика. Впервые в Одессе под упр. П. были осуществлены пост. опер ряда рус. композиторов; в их числе - "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", "Евгений Онегин", "Иоланта", "Чародейка", "Снегурочка", "Садко", "Сказка о царе Салтане". В городе, где десятилетиями господствовала итал. опера, П. стремился утвердить отечеств. традиции вок. исполнит. школы. В спектаклях под его рук. пели Ф. И. Шаляпин, М. И. и Н. Н. Фигнеры, Л. В. Собинов, Л. Г. Яковлев. Подняв уровень оркестра, П. дирижировал организованными им общедоступными концертами. После Окт. революции 1917 активно участвовал в строительстве социалистич. культуры. С 1919 был профессором Одесской консерватории. Автор одноактных опер по рассказам А. П. Чехова ("Забыл", 1921; "Радость", 1922, и др.), ряда орк. и камерно-инстр. сочинений.

Литература: Михайлов-Стоян К., Исповедь тенора, т. 2, М., 1896, с. 59; Римский-Корсаков Н. A., Летопись Моей музыкальной жизни, СПБ, 1909, М., 1955; Pолферов Я., И. В. Прибик, "СМ", 1935, No 2; Воспоминания о П. И. Чайковском, М., 1962, 1973; Боголюбов H. H., Шестьдесят лет в оперном театре, (М.), 1967, с. 269-70, 285.

T. Волек.

Предыдущая страница Следующая страница